Аркадий и борис стругацкие повесть о дружбе и недружбе. Аркадий и борис стругацкие повесть о дружбе и недружбе Повесть о дружбе и недружбе краткое


Стр. 1 из 13

Ровно в девятнадцать ноль-ноль тридцать первого декабря прошлого года Андрей Т. лежал в постели и с покорной горечью размышлял о прошлом, настоящем и будущем. Как легко подсчитать, до Нового Года оставалось всего пять часов, но никаких радостей это обстоятельство АндреюТ . не сулило, ибо он не просто лежал (смешно думать, что ему вдруг захотелось в последние часы старого года поваляться под одеялом), а соблюдал постельный режим: горло его было завязано и болело.

Андрей Т. лежал в постели и с покорной горечью раздумывал о том, какой он все-таки невезучий человек. Весь его огромный опыт, накопленный за четырнадцать лет жизни, свидетельствовал об этом с прямо-таки болезненной несомненностью.

Например, стоило человеку по какой-либо причине (пусть даже неуважительной, не в этом дело) не выучить географии, как его неумолимо вызывали отвечать - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стоило человеку забраться в стол к старшему брату - студенту (совершенно случайно, ничего дурного не имея в виду), как там оказывалась наводящая изумление японская электронная машинка, которая тут же незамедлительно выскакивала из рук и с треском падала на пол. Опять же с вытекающими последствиями. Стоило человеку проесть с трудом обретенный рубль на мороженом (сливочный, шоколадный и фруктовый шарик в соответствующем сиропе), как буквально в двух шагах от кафе обнаруживался книгоноша, распродающий последние экземпляры «Зарубежного детектива».

Да, удачи не было. Удача кончилась три года назад, когда человеку подарили к дню рождения лотерейный билет и он выиграл на этот билет будильник.

Однако даже невезение должно иметь какие-то пределы. Заболеть ангиной за несколько часов до Нового года - это уже не просто невезение. Это уже судьба. Рок.

Закон бутерброда, сказал папа. Очень может быть. Папа нередко высказывает вполне здравые мысли. Насчет закона бутерброд он впервые высказался еще на заре времен, года три назад. Андрей Т. решил тогда, что бутерброд в данном случае является именем крупного немецкого ученого и пишется через два «т». Он даже вписал этого Буттерброда в кроссворд вместо Гейзенберга, чем повергнул старшего брата в неописуемое и оскорбительное веселье. Много воды утекло с тех пор, и много бутербродов вывалилось из рук на пол, на тротуар и просто на сырую землю, прежде чем великий закон утвердился в сознании Андрея Т. во всей своей непреклонной определенности: бутерброд всегда падает маслом (ветчиной, сыром, вареньем) вниз, и нет от этого спасения.

Нет от этого спасения.

Если человек дал Милке Пономаревой списать контрольную, человеку ставят «банан» за то, что он списал контрольную у Милки.

Если человек тихо и никому не мешая пристроился к телевизору насладиться одним из семнадцати мгновений весны, человека поднимают, напяливают на него смирительный парадный костюм и ведут на именины к бабушке Варе, которая не держит телевизора из принципа.

И уж если человек, изнемогший от географии и литературы, взлелеял в душе чистую мечту провести праздник Нового года и заслуженные каникулы в Грибановской Караулке, - все, пиши пропало: человека поражает фолликулярная ангина, и пусть он еще спасибо скажет, что это не чума, не проказа и не стригущий лишай…

В девятнадцать ноль-пять с целью выяснить, не изменилось ли положение к лучшему, Андрей Т. произвел экспериментальный глоток всухую. Положение не изменилось, горло болело. Зря, выходит, поедал он отвратительные горькие порошки, полоскал многострадальные голосовые связки мерзкими растворами, терпел на шее колючую шерстяную повязку. Может быть, маме следовало послушаться бабушку Варю и обложить шею очищенными селедками? В глубине души Андрей Т. знал, что и эта крайняя мера не привела бы ни к чему. Пропала новогодняя ночь, пропали каникулы, пропало все то, ради чего он жил и работал последний месяц второй четверти. Сознавать это было столь невыносимо, что Андрей Т. повернулся на спину и разрешил себе испустить негромкий стон. Это был стон мужественного человека, попавшего в западню. Стон обреченного звездолетчика, падающего в своем разбитом корабле в черные пучины пространств, откуда не возвращаются. Словом, это был душераздирающий стон.

А папа и мама находились уже, вероятно, на месте, в окрестностях Грибановской Караулки, где так удивительно отсвечивают в отблесках костра пушистые сугробы, где отягощенные снегом лапы огромных елей и сосен отбрасывают таинственные тени, где можно рыть тоннели в снегу, носиться по лесу, издавая воинственные кличи, а потом, забравшись на печку, слушать смех и споры взрослых и песни старшего брата, студента, под гитару…

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что скоропостижная ангина у Андрея Т. едва не нарушила эту традиционную семейную вылазку. Сначала мама решительно высказалась в том смысле, что раз так, то она, мама, останется с Андрюшенькой и ни в какую Грибановскую Караулку не поедет. Сейчас же, не желая уступать ей в великодушии, в том же смысле высказался и папа. И даже брат-студент, совершенно лишенный родственных чувств, особенно когда это касалось малокалиберной винтовки, двенадцатикратного бинокля и упоминавшейся уже японской вычислительной машинки, и тот вызвался провести новогоднюю ночь «у скорбного одра», как он выразился, имея в виду, вероятно, постель больного. Положение спас дедушка. Узнав в последнюю минуту о неприятности, он явился и выгнал всех из дому, после чего подмигнул Андрею Т. и устроился в соседней комнате шелестеть газетами и мурлыкать под нос «Ой на гори тай жнецы жнуть…» Авторитетный человек дедушка, подполковник в отставке и депутат, но многого не понимает.

В девятнадцать ноль-ноль Андрей Т. произвел второй экспериментальный глоток всухую. Положение оставалось прежним. Тогда Андрей Т. спустил ноги с кровати, нашарил тапочки и потащился в ванную полоскать предательское горло раствором календулы в теплой воде. Задрав голову и уставя в потолок бессмысленный взгляд, клокоча и булькая, он продолжал размышлять. Собственно, что такое мужество? Мужество - это когда человек не сдается. Бороться и искать, найти и не сдаваться. Когда у человека ангина, бороться и искать невозможно, остается одно: не сдаваться. Например, можно послушать приемник. Можно тщательно и со вкусом перелистать альбом с марками. Есть новенький сборник научной фантастики. Есть старенький томик «Трех мушкетеров». На худой конец, есть кот Мурзила, которого давно пора потренировать на вратаря. Нет, мужественный человек, даже больной до беспомощности, всегда найдет себе применение. Кстати, дедушка до сих пор не обучен играть в «балду».

Мир немного посветлел. Андрей Т. поставил пустой стакан на полку и вышел в прихожую. А выйдя в прихожую, он увидел на столике под зеркалом телефон. А увидя телефон, он остановился как громом пораженный. Просто непостижимо, что такая простая вещь не пришла ему в голову раньше. Старый верный друг Генка - вот кто ему нужен! Конечно, он тоже ничем не поможет, но с ним можно говорить как равный с равным, сдержанно-мужественно посетовать на судьбу и услышать в ответ сдержанно-мужественные слова утешения и участия. Андрей Т. схватил трубку и набрал номер.

Целевая аудитория - подростки, что несвойственно авторам, это единственное произведение, созданное ими в качестве детской литературы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Лекция «Братья Стругацкие: конец Эпохи»

    Аркадий и Борис Стругацкие "Первые люди на первом плоту" рассказ

    Видео "Притча о друзьях"

    Субтитры

Оценка авторов

Главной побудительной причиной послужило то обстоятельство, что ничего серьёзного в те поры опубликовать было невозможно. Поэтому мы и решили переделать старый сценарий в сказку для детей старшего школьного возраста. Соответственно так к этой сказке всегда и относились: как к нежеланному и нелюбимому ребенку.

Сюжет

Главный герой «Повести…» - четырнадцатилетний мальчик Андрей Т., который за несколько дней до Нового года заболевает ангиной и в канун праздника вынужден проводить время, соблюдая «постельный режим» и выполняя предписанные лечебные процедуры. Семьей предполагалась встреча праздника за городом, в некой Грибановской караулке. В результате туда отправляются мама, папа и старший брат, оставляя Андрея Т. с дедушкой. Пытаясь придумать, как максимально приятно встретить приближающийся праздник, Андрей звонит другу Генке по прозвищу Абрикос, и тот вызывается прийти в гости к 21:00.

Около девяти Андрей слышит из радиоприемника от Генки призыв о помощи. Андрей должен войти в лаз на собственной кухне и успеть до полуночи спасти друга. Андрей отправляется в путешествие, захватив с собой в качестве спутника вышеуказанный радиоприёмник марки «Спидола» . Во время приключения приёмник помогает герою принимать решения, передавая мелодии, соответствующие моменту.

Испытания

Лаз

На кухне обнаруживается прямоугольный лаз неприятного вида, навевающий мысли о ржавых крючьях, крысах и осклизлых ступенях. Андрей проходит в лаз.

Две двери

Пройдя по длинному коридору, Андрей видит две двери с надписями «для смелых» и «для не очень». Андрей открывает вторую дверь.

За дверью была знакомая комната. В знакомом кресле похрапывал знакомый дедушка, на знакомом телевизоре жмурился знакомый кот, со знакомой кровати свешивалось знакомое одеяло. Андрей Т. решительно закрыл дверь. Скромность, конечно, скромностью, но не такой же ценой!

Бассейн

За дверью «для смелых» начинается тоннель, приводящий к плавательному бассейну без воды. Обойти бассейн невозможно, необходимо пройти по его дну. Андрей Т. спускается, и на половине пути его сбивают потоки воды, вынуждая героя бороться за жизнь, чтобы не утонуть. Выбравшись, наконец, на другом конце, мальчик обнаруживает благожелательного человека, помогающего ему высушить одежду и угощающего его горячим чаем с калачом.

Был этот дядя в комбинезоне с лямками на голое загорелое тело, отличался изрядным ростом и чем-то очень напоминал соседа по лестничной площадке по прозвищу Конь Кобылыч. Голос у него был низкий и приятный, и смотрел он на Андрея Т. ласково и приветливо.

Андрей Т. про себя так и зовет незнакомца - Конь Кобылыч.

Конь Кобылыч

За чаем Конь Кобылыч отговаривает мальчика от продолжения пути, убеждая его в том, что впереди будет много опасностей, в которых можно сильно пострадать, и напоминая о беспокоящихся родителях. Андрей, тем не менее, идёт дальше.

Вторая пара дверей

Мальчик попадает в зал, видимость в котором сильно ухудшена из-за непонятной дымки. Единственный ориентир - чёрная дорожка на полу, в определенный момент раздваивающаяся и приводящая вновь к надписям «для умных» и «для не слишком». За первой дверью - дорога, заканчивающаяся дверью, за которой всё та же комната с дедушкой. Мальчик выбирает вторую.

Скобы

Дорога за второй дверью приводит к лестнице, состоящей из скоб, вмурованных в стену. Первые шесть скоб видны, остальные скрываются в тумане. Андрей долго карабкается по скобам, ноги его дрожат от усталости, а ладони ободраны, и наконец попадает в какую-то комнату.

Компьютер

В следующем зале, куда попадает герой, располагается мощный компьютер , представляющийся как «всемогущий электронный думатель, решатель и отгадыватель, сокращенно ВЭДРО». Для выхода Андрей Т. должен ответить на три вопроса ВЭДРО, а потом задать свои вопросы, на один из которых компьютер должен не найти ответа. Обслуживает ВЭДРО и охраняет выход все тот же Конь Кобылыч, но несколько усохший, уменьшившийся в размерах.

Филателисты

Победив ВЭДРО, Андрей Т. попадает на площадь, залитую солнцем. Он видит множество павильонов с вывесками «филуменисты », «филокартисты », «нумизматы », «бонисты » и прочими названиями сообществ людей, объединённых общим интересом, вплоть до алкоголиков и наркоманов. Надеясь получить помощь и консультацию в «своём» павильоне, мальчик заходит в павильон «филателисты », попадая в мир альбомов и кляссеров . Рассматривая альбомы, мальчик теряет счет времени, а невидимый ему помощник подкладывает все новые и новые альбомы. Когда Андрей Т. опомнился, он вновь обнаруживает Коня Кобылыча, предлагающего ему в подарок редчайшую марку «Розовая Гвиана ». Но тут приёмник играет песню «Барабанщик», и Андрей понимает, что марки - всего лишь кусочки раскрашенной бумаги. Конь Кобылыч простреливает радиоприёмник из лазерного пистолета, прожигая огромную дыру. Андрей идёт дальше. По дороге он видит множество дверей. Заглянув за дверь с надписью «самый простой выход из», Андрей вновь видит комнату с дедушкой и котом.

Последнее испытание

Друг, наконец, находится, Андрей Т. обнаруживает его в окружении устрашающих гротескных фигур (Удивительный Мужчина, Двухгорбая Старуха, Самый Первый Блин, Эстрадная Халтурщица, Хмырь-с-Челюстью, Недобитый Фашист, Красноглазый Юноша и др.), дожидающихся полуночи, чтобы наброситься на Генку. Найдя под ногами шпагу, Андрей Т. вступает в бой со всеми этими мрачными личностями.

Развязка

Андрей просыпается, время - начало одиннадцатого утра. Приходит Генка-Абрикос, оправдываясь, давая многословные и несвязные объяснения. Андрей Т. дарит ему все свои марки, а приёмник играет поёт песню «Барабанщик», показывая «страшную сквозную рану, круглую дыру с оплавленными краями», появившуюся после последней встречи с Конём Кобылычем, когда последний выстрелил в него из бластера.

  • В начале произведения происходит небольшая путаница со временем. Пытаясь проверить состояние своего здоровья и выяснить, не прошла ли ангина, Андрей Т. делает первый «экспериментальный глоток всухую» в девятнадцать ноль-пять . Второй экспериментальный глоток он делает в девятнадцать ноль-ноль (в некоторых печатных изданиях - девятнадцать ноль-восемь).
  • Андрей Т. побеждает ВЭДРО вопросом «Можете ли вы придумать такой корректный вопрос, на который сами же ответить не сможете?», отсылающим нас к известному теологическому вопросу «Может ли Бог создать такой камень, который он не сможет поднять?». Однако в произведении герой придумывает вопрос сам, вспоминая, что где-то слышал, что «со словом „все“ должно быть связано какое-нибудь исключение, а иначе получается парадокс».

«Повесть о дружбе и недружбе» - произведение, созданное Аркадием и Борисом Стругацкими, по своему жанру может быть охарактеризовано как сказка-притча. Увидело свет в 1980 году. Целевая аудитория - подростки, что несвойственно авторам, это единственное произведение, созданное ими в качестве детской литературы.

Оценка авторов

Главной побудительной причиной послужило то обстоятельство, что ничего серьёзного в те поры опубликовать было невозможно. Поэтому мы и решили переделать старый сценарий в сказку для детей старшего школьного возраста. Соответственно так к этой сказке всегда и относились: как к нежеланному и нелюбимому ребенку.

Сюжет

Главный герой «Повести…» - четырнадцатилетний мальчик Андрей Т., который за несколько дней до Нового года заболевает ангиной и в канун праздника вынужден проводить время, соблюдая «постельный режим» и выполняя предписанные лечебные процедуры. Семьей предполагалась встреча праздника за городом, в некой Грибановской караулке. В результате туда отправляются мама, папа и старший брат, оставляя Андрея Т. с дедушкой. Пытаясь придумать, как максимально приятно встретить приближающийся праздник, Андрей звонит другу Генке по прозвищу Абрикос, и тот вызывается прийти в гости к 21:00.

Около девяти Андрей слышит из радиоприемника от Генки призыв о помощи. Андрей должен войти в лаз на собственной кухне и успеть до полуночи спасти друга. Андрей отправляется в путешествие, захватив с собой в качестве спутника вышеуказанный радиоприёмник марки Спидола. Во время приключения приёмник помогает герою принимать решения, передавая мелодии, соответствующие моменту.

Испытания

Лаз

На кухне обнаруживается прямоугольный лаз неприятного вида, навевающий мысли о ржавых крючьях, крысах и осклизлых ступенях.

Андрей проходит в лаз.

Две двери

Пройдя по длинному коридору, Андрей видит две двери с надписями «для смелых» и «для не очень». Андрей открывает вторую дверь.

За дверью была знакомая комната. В знакомом кресле похрапывал знакомый дедушка, на знакомом телевизоре жмурился знакомый кот, со знакомой кровати свешивалось знакомое одеяло.

Андрей Т. решительно закрыл дверь. Скромность, конечно, скромностью, но не такой же ценой!

Бассейн

За дверью «для смелых» начинается тоннель, приводящий к плавательному бассейну без воды. Обойти бассейн невозможно, необходимо пройти по его дну. Андрей Т. спускается, и на половине пути его сбивают потоки воды, вынуждая героя бороться за жизнь, чтобы не утонуть. Выбравшись, наконец, на другом конце, мальчик обнаруживает благожелательного человека, помогающего ему высушить одежду и угощающего его горячим чаем с калачом.

Был этот дядя в комбинезоне с лямками на голое загорелое тело, отличался изрядным ростом и чем-то очень напоминал соседа по лестничной площадке по прозвищу Конь Кобылыч. Голос у него был низкий и приятный, и смотрел он на Андрея Т. ласково и приветливо.

Чтобы говорить о дружбе, надо говорить преимущественно о культуре, даже когда ты – психолог. Так вот и поговорим о Культуре. Ведь что такое «дружба», вообще? Это – же просто один из культурных «институтов». Можно сказать – одна из «культурных практик», зная которые можно не делать «ляпов» и не создавать психологических проблем – себе и окружающим. Культурность – важная часть психологического здоровья полноценной гармоничной личности.

Культура, вообще, – в отличие от бескультуря, берёт любую вещь и тщательно её изучает, чтобы мы её досконально «знали». Видит её, вещь, – любовно – как нечто сложное и достойное тщательного изучения. Бескультурье же говорит: «Чего там изучать? Всё и так просто и понятно».

На самом деле – нет, не просто. И вот только когда ты изучил вещь (или некую практику), ты уже так много о ней знаешь всего, о всех её подводных камнях и тонкостях, что уже её не сломаешь! Не сломаешь ты ни её, ни тех, кто до неё докасается, кто имеет к ней отношение.

Дети, женщина, флирт, переписка, совместное проживание на одной территории, интимные сношения, принесение соболезнований, критика чужих неблаговидных поступков, спор, дружба...

Вот почему люди поступают просто: избегают некоторых практик, сужая тем самым свой культурный и человеческий горизонт до удовлетворения примитивных потребностей, и эвсе ти богатые практики потом сами собой … беднеют, умирают или превращаются в своё фальш-подобие... (Например, практика «дружбы»...)

Да потому что нагрянуло Бескультурье и бодро сказало: «Дети, женщина, флирт, переписка, совместное проживание на одной территории, интимные сношения, принесение соболезнований, критика чужих неблаговидных поступков, спор, дружба? Да тут всё просто, чего голову ломать, церемонии разводить?»

Вот люди (не зная броду) и «ломают голову». Или – ломают хрупкую, сложную практику. Вот и нету практики. Или она приносит одни страдания...

Итак, поговорим о дружбе – как психологи и как культурные люди. Ведь «беседа психолога» – это тоже между прочим «культурная практика», и хоть она, правда, из молодых практик, но – замечательная!

«Бескультурное» отношение к феномену дружбы есть – «примитивное», поверхностное к нему отношение...

Я сейчас вам покажу, как Бескультурье сыграло с нами злую шутку и поломало возможность Дружбы, утаив важные аспекты этого процесса.

Конечно же, вам всем отлично известно, что Друг обязать – Давать. Это же столь примитивно и «ясно-понятно», не так ли? Об этом нам твердят с детства! Давай другу мандаринку, давай другу машинку...

И вот мы выучиваемся – Давать. Сначала нам это не нравится, потому что мы – ещё примитивные зверьки, «жадинки»... Но потом мы... отчего-то входим во вкус и начинаем – любить давать... Это не всегда хороший признак. Мы стали, положим, что и умнее, но вот – добрее ли?..

Вот тут, на этом благотворительном поприще, нас поджидает одна коварная, сатанинская ловушка. Которая увы и сводит «на нет» все наши добрые намерения – быть верными и полезными, щедрыми друзьями...

***
Бескультурье схватывает все вещи примитивно и «быстро», как будто куда-то спешит. Ему противно – зависать надолго в предмете и «копаться в тонкостях».

И поэтому нам никто не расссказал о «высшей математике» Дружбы! Внимание, вот же она.

Друг должен уметь не только Давать. Друг должен уметь желать – Брать. Брать именно то, что ему предлагают от чистого сердца... Брать и не морщиться. Брать и не смеяться за спиной. Брать и не зевать от скуки. Брать и искренне радоваться тому, что «вот у меня этого не было, а теперь – есть».

***
Какая же ловушка ждёт Друга, который слышал с детства только про одну часть теории, а про вторую никогда не слыхал и сам не чувствовал – чувства у него не тонкие, не деликатные – культурной среды вокруг мало...

Видите ли, в конце-концов, «давать» – это очень приятно. Даже куда приятней чем «брать». Да-да! Ведь когда мы – даём, мы – чуточку хвастаемся и тихо сравниваем себя с другими – ну и конечно же, в свою пользу. А это так приятно – осознавать, что у тебя дела идут лучше, чем у других...

Посмотрите на рисунок классической карты таро «Шестёрка монет».

Двое стоят на коленях с протянутыми кверху ладонями – будто Богу в церкви молятся. А третий возвышается над ними и сыплет им золотые монеты в их протянутые руки.

Вот это ваш портрет – «дающего друга». И если вы всё время желаете быть только в такой «позицьи», то неудивительно, что вас будут за спиной... ненавидеть. А вы чего иного хотели?!

Именно после этого – у наивых (так ничего и не понявших!) людей рождается горькая поговорка: «Не делай людям добра, не получишь зла».

А как же нужно – Брать? Что это вообще такое в контексте разговора? Ну, пришла пора познакомиться нам и со второй частью культурной практики «Дружба».

Более сложной, тонкой и рафинированной. Той частью феномена «дружба», которая требует от нас иметь чуткую душу, а не только лишнюю тарелку щей за обедом.

***
А для того, чтобы вы поняли это – сразу, и скорее сердцем, чем головой, я попытаюсь вам рассказать Притчу. Вы уж извините, но восточных притч я сочинять не умею. Так что Притча получилась у меня немного корявая...

Притча о двух друзьях: богатом и бедном

Жили два друга – богатый и бедный. Они имели общие интересы и были немного похожи, так что им было о чём поболтать. Тем более, что бедный больше любил – слушать, а богатый – говорить. Идеальная пара!

Богатый очень любил бедного своего друга, ничуть им не гнушался и каждую субботу приглашал его к себе домой, на свой пир. Его знали все родственники богача! Бедный был там уже как «член семьи»! У него был даже свой стул (венский, конечно!), своя любимая чайная чашка, (между прочим – прабабушкина, из «приданого фарфора» позапрошлого века – целая история, когда-нибудь расскажу!) и своё место у камина на шкуре тигра, которого убил когда-то дедушка в Сибири, когда составлял географические карты по заказу царя!

Бедному другу подробнейшим образом рассказывали и показывали – всё, чем был богат и интересен такой великолепный одарённый человек и его блестящее семейство! Его угощали замысловатыми блюдами, приучали ценить тонкие вина, пить исключительно из хрустальных бокалов! Все книги библиотеки были в его распоряжении! Хозяйка играла на рояле любимые произведения мужа – и бедный постепенно научился отличать Шуберта от Моцарта и Вагнера от Берлиоза.

А после обеда – ему показывали дорогие глянцевые художественные альбомы – на немецком языке и подробно рассказывали о каждой фреске, о картине и о каждом мастере! Бедный друг сам кое-что знал о живописи, и ему было очень интересно! Он очень любил картины импрессионистов и Климта, но не заикался об этом при хозяине и хозяйке, которые считали такие вкусы – банальными. У него даже был альбом Климта, первая книжка, которую он купил на свои деньги, школьником!

И ещё – мамин альбом с картинами русских передвижников, довольно дешёвый советский альбом, с не очень качественными репродукциями. Он знал и помнил там каждую картину! Когда он однажды долго болел, эта книжка была его единственным другом – читать ему было тогда трудно: болели глаза! А как он хотел показать этот альбом своему богатому другу! Но что-то удерживало... Разве он умеет так красиво рассказывать? Другое дело – богатый счастливец. Ему бы впору лекции записывать и выкладывать их на youtube.

В общем, наш бедный герой здорово культурно обогащался, посещая «субботы» своего восхитительного приятеля. Одних только слов новых – ну никак не меньше ста штук выучил! Например, «брускеты». Вот вы знаете, что такое брускетты? А что такое «экслибрис»? То-то же.

***
Однажды бедный друг встретил богатого на улице и радостно сказал ему так: «Слушай! Я так много рассказывал о тебе всем «своим», ты ведь никогда у нас не был – это так далеко ехать, но ты приезжай ко мне домой – именно в это воскресенье! Жена пожарит свои фирменные куриные крылья, испечёт пирог, и у меня есть в холодильнике три бутылки шампанского и коробка пастилы!

Состряпаем салат, посидим, я покажу тебе – мои книжки, фотографии из Крыма, я же обожаю фотографировать природу, кстати, ты знаешь? Брат принесёт свою гитару: споёт свои песни. Ты приходи к нам, обязательно! Я тебе ещё покажу – как я сделал свой балкон! Эх! Чего мне это стоило, я ведь не строитель!»

Богатый друг не пришёл. Он не прельстился балконом и куриными крылышками. Он позвонил утром и извинился, что, к сожалению, прийти в гости никак не сможет.

Но в следующую пятницу, он, как обычно, пригласил к себе на пир бедного друга, весело сообщив, что позавчера «приехал из Италии» и привёз оттуда кучу впечатлений, сувениров, книг – плюс абсолютно настоящие итальянские макароны – так что его приглашают на «настоящую пасту» с сицилийским вином!

Бедный друг не пришёл в субботу на пир к богачу. Его не прельстило сицилийское вино. Он вообще больше ни разу не пришёл к богачу – ни в субботу, ни в какой-нибудь другой день.

Богатый друг, его жена и все его знакомые – томно вздыхали и говорили: «Ну что поделаешь, если человек привык есть жареные в майонезе куриные окорочка и в качестве светской беседы может предложить – разговаривать о ремонте своего балкона. Бескультурному человеку – культуру не привьёшь, как ни старайся. Ему не интересен наш Шуберт, ему интересен его балкон и песни Окуджавы».

***
Вот такая вот – притча. Как вы думаете: почему бедный друг больше ни разу не пришёл на пир к богачу?

Я надеюсь, что вы поняли высшую математику Дружбы: если ты хочешь быть Другом, полюби не только Давать, полюби – Брать то, что тебе дают.

Маленький нюанс, подсказка. Говорят, что в то воскресенье у бедного друга как раз была небольшая годовщина – день рождения его покойной мамы... Конечно, он не хотел выставлять этот довольно интимный повод – как наиглавнейший «Пункт Программы». Да так ведь никто и не делает, в особенности же люди – тихие, которые больше любят слушать, чем говорить...

«Коммуникативная компетентность» – расширяем понятие «Дружба»

Очень часто мы буквально «перекармливаем» человека ценной (по нашему мнению) информацией, исходящей от нас, и потоком благ. При этом мы не учитываем, что человеку, которого мы «благодетельствуем»:

– тоже есть что сказать,

Многие воскликнут (или подумают) : «Ему? Есть что сказать? Ха-ха!».

Вот вы и продемонстрировали – своё истинное отношение к человеку – полное неуважение. Но ни дружба, ни деловая коммуникация не могут строиться на изначальном – неуважении к человеку!

Если хотите, вот вам гипотеза или постулат:

В чём же заключается – дружба и шире – талант «компетентной комуникации»?

«Вытащить из зажатого, молчащего, неприметного, порой – неприятного, человека его Сокровища и заставить их – «работать», сиять, служить всему миру и приумножаться» – это задача не только педагогики, но и любых отношений с людьми вообще.

Часто эрудированный, заинтересованный в предмете учитель, давая ученикам массив ценных, редких знаний, не позволяет ученикам – высказать (в свою очередь) своё мнение, своё впечатление, свой опыт по теме – учитель не дорожит им, не считает чем-то ценным, осмеивает, поторапливает, презирает...

Такого учителя со временем ученики перестают и любить, и слушать. (Перестают приходить к нему – на пир...) Сколь бы учитель-умник ни был «богат редкостными знаниями», мотивация «я пришёл сюда, чтобы облагодетельствовать сереньких дурачсков» не приносит Учителю желаемого авторитета среди «сереньких дурачков»...

***
В старину, когда на Руси жили помещики, различавшиеся, конечно, своим доходом, о некоторых хороших, культурных богачах говаривали так:

– «Он не только приглашал всех окрестных дворян к себе в гости, в своё хлебосольное имение, но и сам не брезговал дружбой своих соседей и запросто бывал у них в гостях».

***
А существуют «помещики наоборот». Они охотно зазывают к себе гостей, чтобы показывать им все свои достижения, и смотреть на реакцию, но порога вашего дома (а то и вашего района) не переступят никогда – и некоторые даже дают вам это понять – вполне откровенно и искренне...

Есть и такие люди, при которых наши увлекательные рассказы как-то замирают на устах и стушёвываются, и нам становится стыдно за самих себя – какие мы пошлые...

Все редкие богатства души и осколочки воспоминаний, всё, что мы любим, чем живы – всё это превращается под взглядом таких людей – в труху, в дореформенные «пять копеек», которые, конечно, стыдно и неприлично куда-то «вставлять».

Если у вас есть такие «друзья», – избегайте их. Культура Дружбы таким людям неведома. Как и подлинная культура вообще.

А ведь именно – долгое, хроническое (и неосознаваемое) воздействие на нас – неуважительной к человеку, к нам (бескультурной) среды и приводит людей к тяжёлому психологическому нездоровью..

Елена Назаренко

Книги о которых пойдет речь я не читал. Только прослушал две аудиокниги в исполнении Владимира Левашёва.
Поскольку обе они ориентированы на детей, и жанрово близки к сказке позволю себе объеденить их в одном топике.

Итак «Повесть о дружбе и недружбе» написана совместно братьями. Задумывалось и писалась она как детское произведение. Действительно главный герой его - подросток совершающий подвиги во имя дружбы в загадочном и полном опасностей мире задверья шкафа куда он вынужден отправиться ради благого дела спасения своего школьного друга. Опасности и препятствия встречающиеся на его пути довольно детские, с присущим АБС уклоном "в технику". Главный герой как по мне получился у них слижком уж взросло размышляющим и действующим. Очевидно со стороны АБС это была попытка написать назидательное произведение для юношества. Назидательность эта как по мне зачастую излишне прямолинейна. Вышла повесть о важности принятия правильных решений при выборе жизненного пути и том что следует за выбором неправильным.
Повесть "Экспедиция в преисподнюю" была написана одним Аркадием Стругацким и опубликована под псевдонимом С. Ярославцев.

Повесть условно можно отнести к миру Полдня. Только в данном случае главные действующие лица - подростки спасающие свою планету от нагрянувших из далекого космоса опасностей. Состоит она из трех частей, каждая из которых имеет вполне самостоятельный сюжет. В каждой из них свой противник противостоящий им: в первой части - космический пират Двуглавый Юл укравший часть Земли вместе со всем ее населением, во второй - Планета Негодяев где под руководством Великого Спрута Искусник Крег делает из украденных с различных планет носителей разума живые вычислительные машины, и, на конец, в третьей сам Великий Спрут сбежавший и укрывшийся в ином измерении.
Аркадий Стругацкий вовсю эксплуатирует "детские штампы" начиная от любимых большинством "Трех мушкеторов" давших имена главным персонажам повести, до "Бременских музыкантов" в заключительной части повести. Присутствуют персонажы и других литературных произведений.
Персонажы со стороны Земли сугубо положительные, со стороны ее противников - наоборот. Впрочем все кто попадает на Землю под влиянием землян перевоспитываються и становяться хорошими. Среди злодеев есть и весьма интересные, колоритные персонажи (например клон Чебурашки -Ятуркенженсирхив), но большинство просто взяты из мира неприятных автору насекомых и наделены соответствующими "мерзкими" чертами. Земляне же - имеют достаточно "плоские" и "функциональные" характеры, и честно говоря интереса у меня не вызвали.
Слушаються оба произведения достаточно легко (спасибо В. Левашёву), но обильное колличество штампов и назидательность делают их на мой взгляд не лучшими книгами для прослушивания/прочтения детьми и подростками. Взрослого же читателя весьма вероятно отпугнет "детскость" сюжета и персонажей.
В целом не шедеврально, увы литература для детей не их (АБС) конек.

Такой непринужденный,можно даже сказать, детский рассказ о дружбе. "Друга я никогда не забуду,"- вот девиз этой повести. Интересно, хотя и понимаешь с первых страниц,что все это во сне,но сама идея очень хорошая.

То ли болезненный сон, в котором перемешались мальчишеские страхи и обрывки прочитанных книг, то ли в действительности случаются под Новый Год чудеса - не так уж важно. Главное, выбрала судьба обычного восьмиклассника Андрея Т. для того, чтобы смог он кое-что узнать о жизни. Скорее всего, выбрала его за то, что был он парнишка честный и, прежде всего, перед самим собой. Если трусил, то так и думал «Я струсил», если делал какую-то ошибку, то не искал уверток и лазеек, а отвечал за свои промахи.
Наверное, даже такое путешествие, когда кто-то неведомый ставит ловушки и испытывает твою силу и смелость, решительность и ум, верность и дружбу, все же - большая удача. Ведь узнал всего за короткий час Андрей о жизни больше, чем многим удается за долгие годы.
К примеру, он узнал, что смелость - это умение преодолеть страх, и, когда дрожат коленки и сердце выскакивает из груди, продолжать делать то, что должен. Или, что не все мудрые советы, такие как «не зная броду, не суйся в воду», «дурная голова покоя ногам не даст», «кривой-то дорожкой ближе напрямик», стоит слушать и, тем более, не всем из них стоит следовать. Или что умный - это не набор заученных фактов, а умение размышлять и делать выводы, и о том, как легко придумать себе самому «жизнь» и спрятаться в нее от реальных проблем. А еще он узнал о выборе - испытании, которое постоянно предлагает жизнь и о том, что выбор этот - дело одинокое. И о дружбе и верности... и о много ещё о чем.
Хорошая и по-прежнему актуальная Сказка Взросления. Андрей Т. справился с задачей, и даже понял, что таких испытаний в Жизни будет еще очень и очень много. А вот Генка-Абрикос сразу сделал неправильный выбор... Что ж, так оно часто бывает в жизни.
Но ведь, если Жизнь все еще предлагает нам выбор, значит, не махнула на нас окончательно рукой? И может, стоит однажды встать пораньше, «когда дворники маячат у ворот», чтобы увидеть вновь, как «веселый барабанщик в руки палочки кленовые берет». Он все еще там, веселый барабанщик детства. Может, стоит снова пойти за ним и открыть правильную Дверь?
Грохот палочек, то ближе он, то дальше
сквозь сумятицу, и полночь, и туман...
Неужели ты не видишь, как веселый барабанщик
вдоль по улице проносит барабан?/Б. Окуджава/

Читается легко и интересно. Есть очень смешные места. Очень хорошее и приятное начало. Так что легко и быстро погружаешься в ситуацию. Но именно благодаря погружению сказка становится детской. Потому что если через 10 минут, контрольное сглатывание вдруг оказалось без боли значит главный герой спит. Да и дальнейший ход произведения очень «реалистично» именно для сна.
Но при этом можно отнести сказку к фэнтези. Есть дверь в стене в другой Мир. Есть проводник - спидола. Есть цель спасти друга, после которой можно будет вернуться в свой мир.
Пунктирной линией, через сказку проходит мысль «А спасали вас друзья? Да в жесткий шквал.., друг шпаргалочку бросал». :)
Но все рано Андрей через все препятствия героически идет спасть друга. Так что конечно сказка о дружбе. В дороге Андрей героизирует своего друга Абрикоса и этим поддерживает свой пыл. Хотя мы глядя на Абрикоса даже сквозь Андрея видим, что не все в нем хорошо. В конце мы узнаем и цену Абрикосовых обещаний и умеет ли он говорить с виноватым видом. Но многие могли бы в порыве приклеить Абрикосы и ярлык предателя. А я бы наверное не стал бы говорить даже о недружбе. Не товарищеский поступок да наверное. Но вот сразу недружба. Люблю положительные ярлыки не люблю отрицательные.