Дети с аутизмом их особенности. Аутизм у детей: признаки заболевания и причины возникновения


Развитие речи происходит по-разному. У одних де­тей речь появляется раньше, чем у здоровых, а у других речевое развитие задерживается. Но независимо от сро­ков появления речи выявляются нарушения формиро­вания экспрессивной речи и существует недостаточность коммуникативной функции речи. До 5-6 лет дети могут не обращаться ко взрослым с вопросами, часто сами не отвечают на вопросы, которые им задают, или дают на них односложные ответы. Одновременно с этим можно отметить достаточно развитую «автономную речь», раз­говор с самим собой. Для детей с РДА характерны явле­ния эхолалии. Они могут быть непосредственными и ос­тавленными во времени. К этим проявлениям добавля­ются присутствие з речи неологизмов, скандированное произношение фраз, протяжная интонация. Иногда дети рифмуют слова, часто применяют по отношению к себе местоимения и глаголы во втором и третьем лице. Речь может быть примитивной и одновременно содержать сложные обороты и выражения.

Дети довольно рано проявляют интерес к слушанию чте­ния, особенно стихов. Аутичные дети очень легко запоми­нают стихи. Если при воспроизведении стихов взрослый нечаянно или специально пропускает какую-либо строчку, дети протестуют и даже плачут. Пристрастие таких детей к стихам объясняется наличием в них ритмичности.

У некоторых детей могут наблюдаться нарушения звукопроизношения; речь их часто невнятна, скомкана, произносятся лишь отдельные звуки из слова. К школьному возрасту явления эхолалии обычно исчеза­ют. У части детей коммуникативная функция речи улуч­шается. Дети начинают отвечать на вопросы, а затем говорить спонтанно, хотя еще долгое время сохраняется «автономная речь», вычурность речи, употребление не­детских выражений, заимствованных из речи взрослых. Позже дети задают необычные вопросы, иногда имею­щие сверхценный характер.

Интеллект при РДА имеет свои особенности. Неко­торыми исследователями установлено, что у большин­ства этих детей наблюдается отставание в интеллекту­альном плане, у некоторых интеллект сохраняется. Счи­тается, что нарушение познавательной деятельности яв­ляется вторичным результатом поведения этих детей, которое в значительной мере препятствует формирова­нию интеллектуальных функций. У детей с РДА часто возникает интерес к форме, цвету различных предме­тов, при отсутствии интереса к его обычному, функцио­нальному значению. Часто у детей отмечается хорошая механическая слуховая и зрительная память. Они могут запоминать длинные куски текста, стихов, газетных ста­тей. У отрешенных детей необычно хорошо развита про­странственная ориентация. Запас знаний этих детей не­сколько снижен. Аутичные дети мыслят шаблонно, сте­реотипно. Предметная деятельность у этих детей грубо нарушена. У ребенка рано развивается абстрактно-логи­ческая сторона интеллекта и запаздывает конкретно-практическая сторона.

Эти дети склонны к патологическому фантазирова­нию. В их фантазиях переплетаются когда-то услышан­ные сказки, увиденные фильмы, смешиваются реальные и вымышленные события. Фантазии обычно ярко окра­шены и образны. Нередко эти фантазии отличаются по­вышенной агрессивностью. Дети долго могут рассказы­вать о мертвецах, скелетах, убийствах. Часто дети при­писывают себе отрицательные черты придуманных ге­роев. В школьном возрасте дети нередко пишут стихи, рассказы о событиях, которые якобы произошли с ними. Они привязываются к тем людям, которые слушают их рассказы и не мешают их фантазированию. Обычно это случайные, малознакомые люди. Аутистическне фанта­зии также оторваны от реальности. Ребенок может счи­тать себя каким-либо животным - зайчиком, собачкой. В этих случаях он требует кормить его по-особому, мо­жет ложиться спать на полу и т. д. Посредством этих фантазий ребенок может пытаться изжить свои страхи и чувство собственной неполноценности.

Учеба для таких детей не становится ведущим видом деятельности. При сохраняющейся или несколько ослаб­ленной способности к усвоению знаний у них наблюда­ются признаки нарушения мышления. Ассоциативный процесс хаотичен. Интеллектуальная деятельность имеет аутистическую направленность. Игры и фантазии обычно далеки от" реальности. Как правило, они моно­тонны. По мнению В. В. Лебединского, интеллект стра­дает больше при выполнении заданий, требующих соци­альной компетенции. Имея значительные знания в от­влеченных областях, дети с РДА затрудняются в про­стых житейских ситуациях, требующих интуиции и опы­та. Часто дети отдают предпочтение заданиям, которые требуют стереотипных решений, - составлению схем движения транспорта, чертежам различных таблиц.

У детей с РДА часто наблюдаются различные стра­хи. Настроение обычно носит тревожный фон. Дети бо­ятся отдельных лиц, предметов, шума бытовых предме­тов, яркого света и цвета, различных явлений природы. У аутичньгх детей наиболее частые страхи - это страхи, связанные с изменением привычной обстановки и с нео­жиданными раздражителями. У них, как правило, от­сутствует страх темноты, что говорит о связи этого фе­номена с типичными для РДА поисками комфортной об­становки без сенсорных раздражителей. Обычно страхи привязаны к какой-то психотравмирующей ситуации из реального прошлого ребенка. Иногда такие страхи оста­ются на долгие годы. Со временем страхи теряют свою связь с травмирующей ситуацией и норой приобретают причудливый и непонятный характер.

Для моторики таких детей характерна вычурность мимики, всех движений, позы. Очень часто дети ходят на цыпочках. Движения часто лишены пластичности, они неуклюжи и угловаты, плохо координированы. Мо­жет наблюдаться гипертонус или гипотонус мышц. Дви­гательной сфере присущи стереотипы. Обычно задержи­вается формирование элементарных навыков самообслуживания (еда, одевание, раздевание, умывание). Мими­ка детей бедная, маловыразительная.

Существуют определенные особенности зрительного и слухового восприятия. Дети уже на ранних этапах разви­тия не фиксируют свой взгляд на предметах, а смотрят «сквозь» них. Часто такие дети подолгу могут рассматри­вать свои пальцы, перебирать ими около лица. Иногда у ребенка наблюдаются явления гипертензии: ребенок бо­ится яркого света, ярко одетых людей.

Слуховое восприятие тоже имеет свои особенности. Аутичные дети, в отличие от здоровых, могут не реаги­ровать на слуховые раздражители. Обычно они лучше реагируют на тихие звуки и не воспринимают громкие. Многие педагоги отмечают у детей с РДА любовь к му­зыке. Иногда только музыка помогает родителям кор­ректировать поведение ребенка.

Одной из специфических особенностей детей с РДА является отсутствие уже с раннего возраста зрительного контакта с окружающими. Дети смотрят «сквозь» окру­жающие объекты или людей. Они могут сосредоточить свое внимание на ярком пятне, узорах на стене, листьях деревьев и т. д. Многих аутичных детей привлекают дви­жущиеся предметы. Как аффективно-положительные сенсорные раздражители у детей выступают цвет, фор­ма, размер или движение предмета. Сам предмет в це­лом и его соотнесенность с окружающим они не воспри­нимают. Иногда гиперсензитивность может приводить к иллюзорным расстройствам. Часто дети не реагируют на произносимые звуки.

Основными расстройствами при РДА являются аутизм и аффективные расстройства. Дети с этим синдромом активно стремятся к одиночеству. Они постоянно пытаются воспроизводить одни и те же стереотипные дей­ствия, которые вызывают у них приятные ощущения. Аффективные механизмы произвольного сосредоточения недоразвиты и препятствуют развитию высших психи­ческих функций. Дети сосредотачиваются на примитив­ных аффективных ощущениях, но иногда могут иметь сложные интеллектуальные интересы. Все дети с РДА испытывают большие трудности во взаимодействии с миром. Аутичный ребенок ведет себя так, как будто на­ходится один. Он играет один, разговаривает сам с со­бой, а чаще всего молчит. Дети обычно скрывают свой внутренний мир от окружающих, ни о чем не спрашива­ют и сами не отвечают на вопросы.

Дети избегают контактов е окружающими, часто не дифференцируют одушевленные и неодушевленные пред­меты, нередко предпочитая вторые.

Аутичные дети могут эмоционально не реагировать на окружающую ситуацию, бывают безразличны к близ­ким, при этом они часто ранимы, пугливы, чувствитель­ны к повышенному и резкому тону.

Существует несколько классификаций РДА. Одной из них является классификация, составленная О. С. Николь­ской (1985-1987). Она выделяет четыре группы РДА. Основным критерием выделения этих групп является характер и степень нарушения взаимодействия с окру­жающей средой, т. е. тип самого аутизма.

Дети I группы РДА полностью отрешены от внешне­го мира. У детей наблюдается полевое поведение, т. е. происходят движения в поле без активного контакта с окружающими. Ребенок постоянно переходит от одного предмета к другому, но мгновенно теряет к ним инте­рес. Ребенок оказывается как бы отгороженным от внешнего мира. Обычно такие дети недостаточно реагируют на голод, холод и не проявляют чувства удовольствия. Лицо такого ребенка амимично и выражает полный по­кой. При сильном внешнем воздействии ребенок может вскрикнуть, но тут же уйти в комфортную для себя зону и моментально успокоиться. Дети ищут наиболее удоб­ную для себя зону. Они никогда не приблизятся к объек­там, вызывающим сильные впечатления. Такие дети обычно легко и грациозно двигаются.

Зрительные и тактильные впечатления имеют для них аффективное значение. Они могут подолгу сидеть и смот­реть в окно, а затем неожиданно начать перепрыгивать с одного стула на другой или балансировать на них. Иногда они позволяют взрослым кружить себя, подбра­сывать, но при этом никогда не вступают с ними в эмо­циональный контакт.

Дети обычно не испытывают потребности в контак­тах и не осуществляют даже самого элементарного об­щения. Они не обучаются навыкам поведения в обще­стве. Такие дети почти не владеют навыками самообслу­живания.

У детей этой группы мгновенно включается защит­ный механизм пресыщения впечатлениями, и они ухо­дят в свой мир, при этом полностью утрачивая возмож­ность взаимодействия с окружающими людьми и средой.

Дети I группы имеют наихудший прогноз развития и нуждаются в постоянном уходе.

Дети II группы характеризуются аутистическим от­вержением окружающей среды. Такие дети более актив­ны, они могут устанавливать избирательные контакты с окружающими. Эти контакты нужны детям для удов­летворения физических потребностей. У детей уже появляются переживания удовольствия, страха, слезы и крик. В их поведении наблюдаются различные штампы, речевые и двигательные, которые адекватно применя­ются при стереотипных условиях. Дети этой группы не могут адаптироваться к изменившейся обстановке. Они испытывают страх, у них нет любопытства к новому. Из-за страха ко всему новому они агрессивно реагируют на любое нарушение привычного в их обиходе. Ребенок требует сохранения постоянства в окружающем и созда­ет вокруг себя барьер. Любые неприятные для себя воз­действия извне ребенок заглушает приятными сенсор­ными ощущениями. Обычно он получает их стереотип­ными способами, как правило, самораздражением. Раз­дражение глаз возможно прямым надавливанием на глаз­ное яблоко, или мельканием в поле зрения различных объектов, их движением, или выкладыванием простых орнаментов. Ухо может раздражаться прямым надавли­ванием, шуршанием и разрыванием бумаги, прослуши­ванием одной и той же музыки. Вестибулярный аппарат ребенок раздражает с помощью разнообразных прыж­ков, раскачиваний, застывания в необычных позах.

При помощи этих аутостимулирующих приемов дети аффективно адаптируются. У них вырабатываются про­стейшие стереотипные реакции на окружающее и быто­вые навыки. Поведение носит манерный характер, дви­жения многочисленны, у детей наблюдаются причудли­вые гримасы и позы. Обычно они мало контактируют с окружающими, молчат или отвечают односложно. Чае-то у детей этой группы наблюдается тесная симбиотическая связь с матерью, которая постоянно должна при­сутствовать рядом. Но более сложные эмоциональные переживания детям недоступны.

Для детей этой группы прогноз более благоприятный, чем для детей первой группы. При соответствующей дли­тельной коррекции детей подготавливают к обучению в школе - в массовой чаще, чем во вспомогательной.

Дети III группы - это дети, которые замещают вне­шнюю среду. Для этих детей характерны уже более слож­ные формы аффективной защиты, которые могут прояв­ляться в формировании патологических влечений, фанта­зиях, иногда агрессивных. Эти фантазии разыгрываются спонтанно и снимают страхи и переживания ребенка. Речь таких детей обычно развернутая. Пугливых и брезгливых детей влечет ко всему страшному, неприятному. Эти вле­чения стереотипны, они могут наблюдаться у ребенка го­дами, что формирует определенное аутичное поведение.

Контакт с окружающим миром ограничен лишь их влечениями, все свое поведение они соотносят только с ним. Их нельзя произвольно сосредоточить. Они могут владеть формами аффективной речи и свободно выражать собственные побуждения в монологе, но не в диалоге.

От матери они менее зависимы аффективно и не нуж­даются в постоянном контроле и опеке.

При длительной и активной психолого-педагогичес­кой коррекции дети этой группы могут быть подготов­лены к обучению в массовой школе.

Дети IV группы характеризуются сверхтормозимостыо. Этим детям присущи прежде всего неврозоподобные расстройства. Они ранимы, пугливы, робки. У них обо­стрено чувство собственной несостоятельности, что уси­ливает их социальную дезадаптацию. Контакты с окру­жающими ограничены и приводят к формированию па­тологической зависимости от близких, дети постоянно нуждаются в их одобрении и защите. Контакты с внешним миром обычно осуществляются через мать, с кото­рой дети находятся в сильной эмоциональной связи.

Дети трудно усваивают новые образцы поведения и используют стереотипные, уже знакомые формы. Они педантичны и имеют определенные ритуалы в поведе­нии. Иногда у этих детей наблюдается задержка речево­го, моторного и интеллектуального развития. Они долго сохраняют неловкие движения, их речь замедленна и аграмматична. Несмотря на достаточно хорошие пред­посылки, интеллектуальное развитие также задержано. Они не понимают скрытого смысла слов и принимают все буквально, особенно в отношениях людей. Однако часто выясняется, что им доступно более глубокое пони­мание. Поведение таких детей может неправильно оце­ниваться близкими, т. е. ниже их уровня развития. Сте­реотипное поведение не дает возможности реализации у таких детей самостоятельной адаптации.

Эти дети могут быть подготовлены к обучению в мас­совой школе, а иногда они могут обучаться и без предва­рительной подготовки.

Выделенные 4 группы различаются по типу поведе­ния, степени аффективной дезадаптации.

Принадлежность ребенка к определенной группе не является постоянной. Ребенок может быть отнесен к дру­гой группе, если в его поведении начинают преобладать черты рядом стоящего уровня. Здесь может наблюдаться как отрицательная, так и положительная динамика. При отрицательной динамике происходит регресс развития, т. е. переход на более низкую ступень аффективной адапта­ции. При положительной динамике ребенок начинает ос­ваивать и в дальнейшем активно использовать аффектив­ные механизмы более высокого уровня. Это наблюдается при подборе эффективных методик коррекционного воз­действия и адекватном воспитании ребенка.

Можно выделить существенный фактор положитель­ного движения. Стимуляцию аутичного ребенка нужно направлять на более высокий, еще не сформированный уровень. Если закрепляется потребность в новом виде впечатлений, повышаются контакты с окружающей сре­дой и на их основе формируются механизмы следующе­го уровня регуляции, то прогноз благоприятный. Если этого не происходит, то эмоциональное развитие ребен­ка будет значительно ограничено.


Детей, которым не свойственно проявлять эмоции, называют аутистами. Они не осознают значение других людей, являясь асоциальными личностями. Но у детей с такой патологией могут встречаться проблески гениальности, высокий интеллект (но не у всех).
Главная задача родителей в психолого-педагогической коррекции - научить особенного малыша хоть немного взаимодействовать с окружающим миром. Без формирования речевых навыков обойтись не получится.

Что за странная болезнь?

Аутизм диагностировали как психическое расстройство в начале ХХ века. Психиатры наблюдали за пациентом, который практически не проявлял свои чувства, жил в своей реальности, а окружающих его людей воспринимал как угрозу собственной жизни.
Аутизм - это психическое расстройство. Оно не излечимо. В самом легком варианте - это развитие значительных способностей в определенной сфере: живописи, поэзии, физике, информатике и других отраслях (это и Альберт Эйнштейн и Мария Кюри).
Но в самом неприятном для родителей варианте - это низкий уровень интеллекта, сопутствующие нервные заболевания, нарушения гормональной функции.
Такие детки появляются в мире нечасто - около 200 человек на миллион. Причина аутизма - не известна. Ученые только пришли к выводу, что корень проблемы уходит во внутриутробное развитие. Но почему вдруг появляется мозговая патология - загадка.
Основными симптомами аутизма являются:

  • Отсутствие эмоций. Еще грудничком малыш может не улыбаться, не тянуться к игрушкам.
  • Постоянное монотонное действие по определенному алгоритму. Ребенок может включать - выключать свет, зажигать и тушить огонь, переливать жидкость из одной посуды в другую.
  • Отсутствие речи. Причем некоторые маленькие аутисты до 3 - 4 лет бывают разговорчивы, а потом вдруг замолкают.
  • Восприятие людей в качестве неживых предметов - к ним нет желания обратиться, они только могут раздражать или вызывать страх, как ответную реакцию - приступ агрессии.
  • Раскачивание из стороны в сторону, угловатость движений.
  • Отсутствие рефлекса самосохранения.

Важно! Именно поэтому необходимо развивать речь маленького «нелюдима» . В случаях с запущенными психическими заболеваниями такой малыш (или даже подросток) нуждается в постоянном присутствии родителей или специально обученной няни-воспитателя. Но зачастую доверие к ней не возникает. Груз ответственности ложится все-таки на плечи мамы и/или папы.
Чтобы понимать, в чем нуждается ребенок-аутист, нужно понимать его просьбы, которые он иногда не считает нужным озвучивать.
Иногда малыш в чем-то талантлив. Чтобы развивать его в этом направлении, также без коммуникативной составляющей здесь не обойтись.

Стратегии успеха

Перед тем, как вплотную приблизиться к развитию речи особенного, но дорогого и любимого ребенка, особенно нуждающегося в родном человеке, необходимо усвоить 7 простых советов, что можно делать родителям, а что - нет.

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет...

  1. «Да!» социальному взаимодействию. Пусть мама вспомнить детские потешки, как «сорока-ворона», «ладушки-ладушки». Такое развитие моторики и языковых навыков, чувства ритма обязательно помогут. Не станет лишней и игра с куклой, роботом или плюшевым зверем. Достаточно, чтобы у особенного малыша была любимая игрушка, напоминающая живое существо. Мама может обращаться к ней с просьбами, и та якобы будет выполнять их. Ребенок научится понимать, чего от него хотят и как он должен поступать в ответ.
  2. Делать то, что и кроха. Он катает авто, мама тоже. Он сортирует кукол по цвету одежды - пусть и родители поупрожняются. Это поможет наладить контакт.
  3. Общение жестами. Маме ничто не мешает кивать головой, когда она соглашается в разговоре с папой. Показывая сыну или дочери звезду или луну в небе можно указывать на нее пальцем и произносить название. Потом малышу можно указывать таким образом на высоко стоящий предмет и озвучивать его название (не словом «пить» на чашку или «есть» на ложку, а говорить - «чашка», «ложка»). Невербальное общение - это часть словесного взаимодействия.
  4. Не спешить с ответом. Когда особенный ребенок услышал вопрос, он начинает его обдумывать. Для этого может понадобиться и 10 секунд, и больше. Не нужно автоматически договаривать за него. Такое «молчаливое терпение» для малыша сверхважно. Он ответит и будет благодарен, что к его особенности относятся терпеливо.
  5. Говорить проще! Не надо родителям обращаться с просьбами длинными предложениями, насыщенными вспомогательными конструкциями. Достаточно просто сказать: «принеси куклу» или «дай руку». Позднее можно будет к его словосочетаниям добавлять по 1 слову. Оно не помешает пониманию, однако расширит словесный запас младшего члена семьи.
  6. Играть в ЕГО игры. Тут родителям даже немного повезло. Не стОит переживать, чем развивающим занять любимое чадо. Малыш сам укажет на интересное ему занятие. Достаточно понять правила и принцип его игры, чтобы открыть что-то новое в себе для понимания мотивации ребенка, а потом показать, что родитель «свой» человек, ему можно верить. Потом маме и папе будет под силу вносить в игру элементы простейшего бытового общения.
  7. «Картинки, изображения со звуком». Этот принцип свойственен некоторым гаджетам с сенсорным управлением, игрушкам с кнопками, после нажатия на изображения которых произносится слово или звук.

Сложности в развитии речи маленького аутиста могут быть преодолены простым терпением и вниманием родителей, на что и рассчитаны эти стратегически важные моменты.

Упор - на развитие речи

Главное - учить разговаривать через выполнение обычных просьб. Короткие слова согласия («да») или отрицания («нет») употреблять самим в присутствии крохи не стоит, как и поощрять их у ребенка. Они «отобьют» у него желание говорить более длинными предложениями.
Правила построения речи:

В определенный период своей жизни, а именно в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает стремиться к тому, чтобы с окружающими людьми обсуждать ра...

  • Располагать предметы, которые просит подать мама, в поле зрения малыша. Еще лучше - на уровне глаз.
  • Родителям надо озвучивать каждый предмет, который они берут в руки. Вообще привычка все оговаривать и проговаривать - на улице, в магазине, в зоопарке - отлично информирует. Аудиовосприятие аутиста можно использовать в развивающих целях.
  • Важно! Существует аудиометодика Томатиса. Через специально подобранные записи происходит влияние на мозг посредством воздействия на барабанную перепонку.
  • Сначала используют прием «стимул - стимул». Ребенок получает заветную игрушку (его стимул) после того, как скажет ее название (стимул для мамы).
  • Не нужно бояться делать подсказки особенному ребенку. Но после того, как он начинает говорить все лучше, подсказки должны уменьшаться.

Главные речевые упражнения должны градироваться - от простых к более сложным:

  1. Можно давать ребенку любимый фрукт после того, как оно его назовет (естественно, не спекулируя на чувстве голода крохи). Сказала «банан», может получить. Сказал неправильно, а потом исправился - не давать. Сказал правильно - положить его в руки ребенку.
  2. Можно подобрать в интернете или к любой детской коротенькой песенке комплекс несложных физических упражнений. Например, включить потягивания, приседания, наклоны в стороны. Того же «Мишку-косолапого» можно «дополнить»: по лесу идет - топать в такт с мамой, шишки собирает - наклоны и имитация вкладывания шишек в карман и т.д.
  3. Не пренебрегать простыми, но эффективными играми . Это строение башен из кубиков, собирание кубика Рубика, обведение карандашами вырезанных фигурок животных.
  4. Развивают мелкую моторику и привычные действия, которые можно ввести в ранг «искусства». Застегивание пуговиц и нанизывание в определенной (как хочет ребенок) последовательности бусин. Из шнурков можно плести «косички», протягивать их в специально проделанные отверстия в дощечке.

Даже на улице, без дополнительного инвентаря, можно помочь малышу адаптироваться к миру. Достаточно попросить его показать, как надуваются щеки (представить себя надувным шаром). А как зажмуривает глазки котик, когда спит? Как скалит зубы собачка, если у нее другой пес забирает кость?

Что касается отработки звучания, нужно применять следующие упражнения на артикуляцию:

  • Вдыхать воздух носом, а выдыхать через рот, но в виде определенного звука (как гласные, так и согласные).
  • Играть в радио, когда звук малыш произносит сначала тихо, а потом, когда мама «нажимает на кнопку пульта», делает его громче и громче, достигая предела. Потом можно эту процедуру произвести в обратном направлении.
  • Можно с более взрослым ребенком попробовать из слова-«перевертыша» собрать правильное («амма» и «мама», «аног» и «нога»).
  • Но у таких детей часто страдает связная речь.

Для ее развития помогут вспомогательные картинки. Можно прочитать сыну или дочери односюжетную сказку (например, «Курочка Ряба»), опираясь на картинки.
Следующим шагом станет рассказ по любому выбранному рисунку. Особенный ребенок все равно что-то запомнил, ему визуальная подсказка поможет воспроизвести услышанное. Потом будет рассказ с опорой на записанный план, затем - самостоятельный пересказ по изображениям. Постепенно ребенок научится самостоятельно рассказывать целую историю без посторонних поддерживающих элементов.

Особенности детей с РДА.

До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен еще в 1943 г. Л. Каннером.

По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие

« РДА» можно рассматривать как « неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».

И в отечественной, и в зарубежной клинической психологии отсутствует единство

мнений по поводу причин взникновения и развития РДА. Наиболее распрастранены сле-

Генетическая обусловленность;

Органическое поражение мозга;

Нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холод-

ность, недостаток материнской ласки.

К типичным проявлениям РДА относят :

Постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстника-

Необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;

Отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной

направленностью;

стереотипизация действий;

Патологическое фантазирование;

Манипулирование руками;

Погруженность в мир собственных переживаний;

Эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов

и контактов глаз.

Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыт-

кам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая мо-

жет проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды дви-

гательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе.Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к како-

му-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами(переливать воду из чаш

ки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.).

Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:

адекватная смыслу речи;

Отсутстсвие местомения «Я»,т.е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице;

Речь для себя (ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повто-

рения),в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.

У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихо-

да, например пылесосом, кофемолкой и т.д.

В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой

ученых под руководством О.С.Никольской. Основой для систематизации групп аутичных

детей являются способы защиты, вырабатываемые с детьми с РДА.

1 группа . –Эмоциональный контакт отсутствует;

Реакция на внешние раздражители слабая;

Типична мимическая маска глубокого покоя;

Характерно полевое поведение, например бесцельное перемещение по комнате;

Активная речь может быть сохранена;

Избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет прикосно-

вения и т. д.)

Это наиболее глубокая форма аутизма.

2 группа .-Присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, го-

В речи преобладают однотипные штампы-команды;

Возможно выполнение просьб матери;

Чрезмерная привязанность к матери;

Сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувстви-

тельностью к состоянию матери;

Стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шур-

шание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

Стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием и т.д.;

Ритуализация повседневной жизни.

3 группа -Наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;

Способность выразить свои потребности посредством речи;

Конфликтность;

Поглощенность одним и тем же занятием;

Большой словарный запас «книжного» характера;

Парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повто

рном переживании травмирующих впечатлений;

4 группа – Способность к общению и интеллектуальные функции сохранены;

Чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны ма

Присутствие ритуальных форм поведения;

Круг общения ограничен близкими взрослыми;

Трудности в усвоении двигательных навыков.

Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутистическими чертами. По статистике, РДА чаще встречается у мальчи-

ков.В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего

«Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков само-

обслуживания.

Диагностика РДА.

Своевременное диагностическое обследование ребенка с РДА является условием для постановки благоприятного прогноза его развития. Однако именно диагностика РДА –од-

но из малоразработанных направлений деятельности практического психолога. Необходи-

мо помнить, что «аутизм» - это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от дру-

гих нарушений развития (олигофрении, алалии, шизофрении и т. д.).

Основные направления коррекционной работы

детей с РДА .

Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РДА включает следующие

разделы.

    Психологическая коррекция :

– установление контакта с взрослыми;

– смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, стра-

– стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослы

ми и сверстниками;

– формирование целенаправленного поведения;

– преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможен-

ности влечений.

    Педагогическая коррекция РДА :

–формирование активного взаимодействия с педагогом;

– формирование навыков самообслуживания;

– пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия,

моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельнос-

    Медикаментозная коррекция РДА :

– поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.

    Работа с семьей :

Психотерапия членов семьи;

Ознакомление родителей с рядом психических проблем ребенка;

Составление индивидуальных программ воспитания и обучения аутичного ребенка в

домашних условиях;

Обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организация его режима,

развития навыков самообслуживания, подготовки к школе.

Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на

два этапа.

На 1 этапе основными задачами являются :

Установление эмоционального контакта;

Преодоление негативизма ребенка к общению с взрослым;

Смягчение эмоционального дискомфорта;

Нейтрализация страхов.

Взрослому необходимо помнить о пяти « не»:

Не говорить громко;

Не делать резкие движения;

Не смотреть пристально в глаза ребенку;

Не обращаться прямо к ребенку;

Не быть слишком активным и навязчивым.

Для организации начальных этапов общения взрослому рекомендуется спокойно, но увле

ченно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка (раскрашивать картин-

ку, пересыпать мозаику и т. д.).В начале требования должны быть минимальными (успе-

задание, его внимание следует переключить на более легкую, приятную задачу, ни в ко-

ем случае нельзя настаивать, доводить малыша до негативной реакции. По окончании за-

дания лучше вместе порадоваться удачному выполнению.

На 2 этапе основными задачами являются:

Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка;

Обучение ребенка социальным нормам поведения;

Развитие способностей ребенка.

Для детей с РДА чрезвычайна трудна целенаправленная деятельность. Дети быстро пре-

сыщаются, устают, отвлекаются даже от самых интересных и любимых занятий.Необхо-

дима частая смена видов деятельности, учет желания и готовности ребенка взаимодейст-

вовать со взрослым Взрослому необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия

ребенка. На начальных этапах обучения активно обыгрываются стереотипы ребенка. Во

время обучения взрослый находится позади ребенка, оказывая необходимую помощь.Ре-

бенок с аутизмом нуждается в постоянном одобрении, но похвалу при этом нужно дози-

ровать. Специфической особенностью ребенка с РДА является потребность постоянства

окружающей обстановки или твердое следование привычки.

Необходимо четкое следование режиму и расписанию.

К сожалению у большинства аутичных детей с трудом возникают, а у некоторых не воз-

никают и вовсе высшие чувства: сочувствие, сострадание, сопереживание. На преодоле-

ние этих проблем направляется коррекционная работа по развитию эмоциональной сфе-

ры ребенка:

Установление положительного эмоционального контакта;

Преодоление негативных реакций;

Выработка положительной эмоциональной реакции на занятия;

Коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ре-

бенка для коммуникации посредством игры. Ребенок обучается «языку чувств».

с детьми с РДА.

Сенсорные игры, направленные на установление контакта с детьми.

    Игры с красками и водой(переливание, брызгание, купание кукол, мытье посуды).

    Игры с мыльными пузырями.

    Игры со свечами(«день рождения).

    Игры с светом и тенями (« Солнечный зайчик», фонарик « темно-светло»).

    Игры со льдом.

    Игры с крупами (гречка, горох, фасоль, рис в глубокой чашке).

« Где мои ручки», « Пересыпаем крупу», « Обед для куклы».

    Игры с пластичными материалами (пластилином, глиной, тестом).

    Игры со звуками

Обратить внимание на звуки в окружающем мире (скрип двери, стук ложечки о

Коробочки с разными крупами («найди такую же»).

Детские муз. инструменты (барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пиа-

    Игры с движениями и тактильными ощущениями.

« Тормошение. Возня».

« Догоню-догоню».

« Змейка» (ленточка, скакалка, веревка и т.д.).

« Самолетики» (покружить малыша).

« Бросим мяч в корзину с шариками».

« Поехали-приехали».

Во время игр не затягивать сюжетную линию, сохранять логическую структуру, завер-

шать игровое действие, подводить итог, повторять за ребенком фразы-штампы.

    Игры-психодраммы.

Проигрывание ситуаций, рисунок.

Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сферы.

«Кенгуру».

« Гонка мячей».

« Видящие пальцы».

« Раздувайся, пузырь».

«Давайте познакомимся».

« Как пройти?».

« Найди игрушку».

« Мышка».

« Гусеница».

« Давай поговорим».

« Ладонь в ладонь».

« Придумай слова».

Игры, направленные на коррекцию познавательной сферы .

« Спичечный узор».

« Аквариум».

« Как добраться до цели?».

« Арифметический мяч»

« Дорисуй фигуры».

« Чудесный лес».

« Город».

« Путешествие в мир звуков».

« Пальчики-узнавальчики».

« Как упали палочки?».

« Подходит-не подходит».

« Поезд».

«Узнай, по какому предмету я стучу».

Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием родителей. Их главная задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищеннос-

ти и уверенности.

    Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом.

    Поддерживать эмоционально теплые отношения.

    При обучении ребенка использовать схемы и модели.

    Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных

и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.

5) Повсеместно использовать тактильный контакт, но настаивать на нем в случае

отказа. Не оставлять свои попытки.

6)Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его раз-

7) Искоренять причину страхов, продумывать вместе с ним способы победы над

8) Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.

9) В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.

10) Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины.

Последнее – одно из важнейших условий, так как принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.

Список литературы.

    « Практикум для детского психолога», Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько

    « Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь», О.С. Никольская,

Е.Р.Баенская, М,М, Либлинг.

    « Помощь психолога детям с аутизмом», И,И, Мамайчук.

    « Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Курсовая работа

Особенности развития аутичного ребенка

Тюмень, 2006


Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Детский аутизм и его особенности

1.1. Психологические теории аутизма………...……………..……….……..5

1.2. Формы проявления аутизма………………...………………...…….….10

Глава 2. Психологическое сопровождение детей с аутизмом

2.1. Причины и факторы возникновения аутизма…………...…..………...16

2.2. Психологическая помощь детям с аутизмом………………...………..19

Заключение……………………………………………………………………...24

Список использованной литературы…………………………………………..26


Введение

В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей – иные, чем у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что - то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие. Они не умеют подражать взрослым, а ведь подражание в ранние годы и служит как раз важнейшим инструментом обучения. Подражая, дети начинают распознавать, что означают некоторые жесты, выражения лица. Аутичные люди с огромным трудом считывают внутреннее состояние партнера, неявные сигналы, при помощи которых нормальные люди легко понимают друг друга. В то же время неверно считать, что аутичные люди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.

Пока непонятно, возникает ли аутизм в одном отделе мозга, а затем поражает и другие, либо это изначально проблема для мозга в целом, проблема, которая становится все более явной с усложнением задач, требующих решения. Но верна ли та или другая точка зрения, ясно одно: мозг аутичных детей отличается от мозга обычных детей, как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровне.

Парадоксальным является тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую надежду. Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваются посредством опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное воздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.

Как бы то ни было, ученые проверяют все предположения, и они полагают, что в ближайшее десятилетие будут непременно найдены более эффективные формы терапевтического вмешательства.

В ходе исследования была изучена литература по особенностям детского аутизма, его формам, причинам возникновения аутизма и методам психологической помощи. Данная информация полезна для общества тем, что при столкновении с таким ребенком человек будет знать как себя вести с ним и чем помочь, по возможности.

Тема исследования: особенности развития аутичного ребенка.

Объектом исследования является процесс развития аутичного ребенка.

Предметом исследования являются особенности возникновения аутизма у детей.

Цель : подбор методов психологической помощи для аутичных детей.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться и сравнить теории аутизма;

2. Выявить критерии аутизма;

3. Изучить формы проявления детского аутизма;

4. Раскрыть причины и факторы, способствующие возникновению аутизма;

5. Проанализировать методы психологической помощи аутичным детям.

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы , что методы психологической помощи для детей с синдромом аутизма будут более эффективными, если будут опираться на специфику развития аутичного ребенка.


ГЛАВА 1. ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1.1. Психологические теории аутизма

По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина:

Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного измерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии.

Синдром Аспергера (аутистическая психопатия) – конституциональная патология характера аутистического типа. Состояние, как при раннем детском аутизме, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников.

Ранний детский аутизм (синдром Каннера) особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения.

В начале 40-х годов прошлого века аутизм был описан Лео Каннером и австрийским педиатром Гансом Аспергером. Каннер прилагал этот термин к детям социально замкнутым, склонным к шаблонному поведению; будучи часто интеллектуально одаренными, они с трудом осваивали речь, что заставляло подозревать задержку в умственном развитии. Аспергер, в свою очередь, имел в виду детей, которые испытывали трудности в общении, обнаруживали причудливые мысли, но при этом были очень разговорчивыми и, по-видимому, весьма сообразительными. Он отметил и то, что подобные нарушения часто переходят в семье от отца к сыну. (Каннер, впрочем, также указывал на роль наследственности в возникновении аутизма). В дальнейшем исследования приняли иное направление. Стало преобладать мнение, что дети не рождаются аутичными, а становятся таковыми потому, что родители, особенно матери, обращаются с ними холодно и недостаточно заботливо.

Однако в 1981 году появилась статья британского психиатра Лорны Уинг, которая возродила интерес к работам Аспергера. Она показала, что нарушения, описанные этим ученым, представляют собой разновидность каннеровского аутизма. Нынешние исследователи считают, что Аспергер и Каннер описывали два лика сложнейшего и многообразного нарушения, источник которого в целом закодирован в геноме человека. Установлено также, что тяжелые формы аутизма не всегда сопровождаются интеллектуальной одаренностью, а, напротив, часто характеризуются задержкой в умственном развитии.

Гены имеют отношение к предрасположенности человека к аутизму. Под подозрением оказываются преимущественно гены, отвечающие за развитие мозга, а также за холестерол функции иммунной системы.

Впервые описанный Лео Каннером в 1943 г., аутизм продолжает вызы­вать большой интерес до настоящего времени. Разработано множество пси­хологических теорий, пытающихся объяснить его природу. В некоторых из них основной акцент делается на эмоциональных нарушениях, приписывая им ведущую роль в развитии аутистических проявлений.

В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия, обусловленного безразличным, холодным отно­шением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфи­ческая патология родительско-детских отношений, по мнению авторов этой концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однако результаты многочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствовавшие о его связи с органическими и генетическими факторами, а также изучение взаимодействия матерей с детьми, страдающими аутизмом, позво­лили опровергнуть утверждение о том, что личностные особенности матерей и их негативное отношение к ребенку выступают причиной развития болез­ни.

Другие концепции, где акцент делается на аффективных расстрой­ствах, можно разделить на 2 группы. Согласно теориям первой группы, причина всех проявлений аутизма - эмоциональные нарушения. По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства также опре­деляют взаимодействие с миром у больных аутизмом, однако, сами они производны от специфических когнитивных нарушений.

Наиболее последовательная и детально разработанная концепция, относящаяся к первой группе, считается теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской. Согласно этой кон­цепции, биологическая недостаточность создает особые патологические ус­ловия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С мо­мента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов:

Нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;

Снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.

Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения за­щитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавли­вать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функций - это следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непо­средственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами.

Эфендиева Галина Владимировна
Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка.

Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных признаков шизофрении. Это психопатологическое состояние, при котором происходит погружение человека в личные внутренние переживания, которые вырабатываются по особым внутренним законам и не связаны с реальным миром.

Мозг аутиста иначе обрабатывает получаемую информацию, эта особенность нуждается не в лечении, а в «развитии возможностей в рамках отклоняющихся параметров психики». Аутизм является первазивным (всепроникающим) расстройством, которое проявляется в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи, мышления. Аутизм не проходит и не лечится.

Наиболее ярко аутизм проявляется в возрасте 3-5 лет и основными его проявлениями в этом возрасте является:

То, что ребенок не фиксирует взгляд на лице другого человека и не выносит прямого зрительного контакта;

Первая улыбка появляется вовремя, но не адресуется кому-то конкретно;

Своих близких узнает, но не проявляет эмоциональной реакции.

В своем поведении ребенок стремится к сохранению постоянства абсолютно во всем: в еде, в одежде, в обстановке, в привычках такая особенность получила название «феномен тождества». Характерным является и наличие ритуалов в поведении. Например аутичный ребенок каждый свой день начинает с включения и выключения всех электроприборов в доме, при этом соблюдая жесткую последовательность своих действий. Только после завершения этого ритуала он может переключиться на что-то другое. Стереотипность проявляется и в игре ребенка, он может часами бессмысленно перебирать одни и те же предметы, игрушки если и использует, то делает это не по назначению. Страхи у ребенка появляются достаточно рано и список их бесконечен, например: шум машин, лай собаки, любой громкий звук, страх подземных переходов, игрушек и т. д. Общей особенностью всех страхов аутичного ребенка является их сила, стойкость и труднопреодолимость. Движения аутичного ребенка угловаты и не соизмерены по силе и амплитуде. Среди особенностей речевого развития, чаще всего встречаются:

Мутизм (отсутствие речи)

Эхолалии (повторение слов, фраз произнесенных другим человеком) воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время

Отсутствие обращений в речи;

Нарушение семантики, грамматического строя речи

Большое количество слов-штампов, фраз-штампов так называемая попугайная речь, которая при хорошей памяти ребенка создаёт эффект развитой речи.

Искаженность развития аутичных детей проявляется в парадоксальном сочетании: Так несоответствующий возрасту, высокий уровень развития мыслительных операций ребёнка может сочетаться с невозможностью усвоения элементарных бытовых действий и навыков. Неоднократные исследования уровня интеллекта аутичных детей, свидетельствуют о том, что их коэффициент варьируется в диапазоне от 30 до 140. Однако есть исключения профессор ветеринарии Темпль Грандин (США, общественный деятель Ирис Юхансон (Швеция, писатель Донна Уильяме (Австралия).

Большую роль в возникновении аутизма играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Аутизм бывает классический (человек не склонен к общению) и атипичный (больной стремиться к общению, но испытывает трудности коммуникации, не может усвоить язык и жесты).

Классификация детского аутизма.

Синдром РДА Каннера (дети спервых лет жизни отличаются не способностью общаться, расстройтво речи и ЗПР, IQ ниже 70).

Синдром Аспергера (менее тяжелая форма РДА, при которой интеллект достаточно сохранный, дети могут учиться в обычной школе, хотя пребывают в школьном коллективе обособленно).

Синдром Ретта (только у девочек. Возникает у детей с нормально протекавшими беременностью, родами и развитием в течение первых месяцев жизни (иногда до 18 мес.). Затем происходят остановка в развитии и катастрофический регресс всех форм психической деятельности с возникновением моторных стереотипий, аутизма и прогрессирующего моторного снижения, последующей инвалидностью и смертью (12-25 лет).

Публикации по теме:

Детский аутизм Детский аутизм. Внешние проявления детского аутизма следующие: предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального.

Введение В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается.

Консультация для педагогов «Как выявить аутичного ребенка» Консультация для педагогов: «Как выявить аутичного ребенка». Аутизм - это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только.

Консультация для родителей «Возрастные особенности ребенка 3–4-х лет» Возрастные особенности ребенка 3-4 года Три года - это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента.

Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие. В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти.

Особенности физического развития ребенка раннего возраста Особенности физического развития детеи раннего возраста Движение - одна из ведущих линий развития детей раннего возраста. Именно.