Художественные особенности повести Н. В


Разделы: Литература

Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

Оборудование: иллюстрации к повести, выставка детских рисунков к повести.

Ход урока

Слайды 2,3,4 . Тезисы к уроку, подготовка к восприятию нового материала.

  • Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
  • Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  • Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
  • Анализ художественных особенностей повести

    1. Художественная деталь в повести.

    На протяжении уроков, отведенных изучению повести Гоголя “Тарас Бульба”, мы неоднократно обращались к понятию художественной детали.

    – Давайте вспомним, что такое художественная деталь? (Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения)

    На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

    – Что такое интерьер? (Интерьер – это внутреннее убранство помещения)

    Чтение фрагмента текста.

    Слайд 5 . Слова из текста, требующие лексического толкования.

    Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу”.

    – Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?

    Выводы, сделанные вместе с учителем, записываются в тетрадь к ученику.

    А) События, изображенные в повести, относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине (время бранное, трудное).
    Б) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.
    В) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.

    – Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?

    – В каком эпизоде показано пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?

    Чтение фрагмента текста.

    “И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”

    Запись в тетрадь.

    Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.

    2. Роль пейзажа в повести.

    – Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Описывая степь, автор выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий, зрительный образ степи.

    – Как вы думаете, о какой художественной детали сейчас пойдет речь?

    – Это пейзаж. Пейзаж– это картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Литературный пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.

    – Слушается отрывок, записанный на аудио кассете (дорога в Запорожскую Сечь Тараса и его сыновей, описание степи – 2 глава).

    Слайд 6. Пейзаж степи.

    Демонстрация детских рисунков с пейзажной зарисовкой степи. В своих работах дети смогли увидеть и передать бескрайние степные просторы зелено-золотистой поверхности земли, показать бездонное, безбрежное небо над нею, героев, которых степь принимает в свои объятия.

    Степь для Гоголя – это родная мать, это образ Родины, он восхищается её красотой, верит в её могущество, искренне любит свою родную землю. Многие литературоведы считают, что описание степи – это подлинное стихотворение в прозе, плотно насыщенное тропами.

    Слайд 7. Художественные средства, встречающиеся в данном эпизоде.

    – Приведите примеры тропов, встретившихся в данном эпизоде: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.

    Запись в тетрадь.

    Образ степи важен для понимания главной мысли произведения.

    И характеры, и события формируются в творениях под непосредственным влияниям пейзажа. Пейзаж, как режиссер в портере, наблюдает действие им описанное.

    Я думаю, ребята, что вы согласны с тем, что в такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем.

    Слайд 8. Внимание: о каком герое идет речь?

    О………….можно сказать, что он:

    Неугомонный – подвижный, шумливый.

    Беспокойный – нарушающий спокойствие.

    Упрямый – крайне неуступчивый.

    Немало испытаний выпало на долю этого человека: убийство Андрия, казнь Остапа, но и это еще не все. Вспомните текст: “Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом”. Это новое испытание на пути Тараса и последнее.

    Чтение отрывка “Смерть Тараса” наизусть.

    – С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? (“Но не старость была виною, сила одолела силу. Мало не 30 человек повисло у него по рукам и по ногам”)

    – По какой причине был схвачен Тарас? (Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому)

    – Чем являлась для Тараса люлька? (Люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы)

    О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?(Не о себе думает Тарас перед смертью. Он хочет, чтобы его товарищи ушли от преследователей. И когда казаки были в безопасности, то вспыхнули радостные очи у атамана.

    Слайд 9. Вот он человек в страшные минуты его жизни, но дух этого человека сильнее тела, и он не сломлен.

    Запись в тетради.

    Белинский о Тарасе Бульбе: “Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей”.

    Звучит украинская народная песня.

    1. Что мы узнаем из первой главы о том «бранном, трудном времени», когда происходили события, описываемые Гоголем в повести? Опира-ясь на текст, покажите, как автор создает облик эпохи.
    2. События, изображенные Гоголем, отно-сятся ко времени освободительного дви-жения на Украине XV-XVIII веков. Польская шляхта, турки, захватывающие и передающие в плен людей, татарские полчища — со всеми ними вело борьбу ук-раинское казачество. Облик эпохи Гоголь создает через авторские описания, характеры героев, их быт и нравы. Первая гла-ва построена на антитезе: «суровый коло-рит» казачества и нежная любовь женщи-ны, обращенная на своих детей, «удалые времена» и страстное материнское чувст-во. Перед нами предстает главный герой повести Тарас Бульба, боец и воин по на-туре, живущий по суровым законам бран-ного времени. Гоголь рисует жену Тараса, преданную и любящую мать, вынужден-ную расстаться с любимыми сыновьями, которым Тарас уготовил участь воинов. Мы видим, как непростое время определя-ло характеры, отношения и жизнь людей.

    3. Как первая встреча Тараса с сыновьями и последующие рассуждения героя помогают по-нять, что он считал самым важным в жизни и са-мым существенным в человеке?
    4. Встреча Тараса с сыновьями после дол-гой разлуки начинается с шутливой, пере-ходящей в настоящую схватку Тараса с Остапом, чем несказанно доволен отец, увидев в сыне характер и черты будущего воина. Именно это он ценит в людях пре-выше всего. Тарас принимает решение сразу отвезти сыновей в Сечь, даже не дав пообщаться с матерью. Он не хочет сидеть дома даже в невоенное время, заниматься хозяйством и домом, считая это несерьез-ным делом для казака.

    5. С помощью каких художественных средств создается портрет Тараса Бульбы? Опираясь на ав-торское описание, портрет, диалоги, охарактери-зуйте героя.
    6. Характер героя раскрывается через ав-торские описания, его речь, портрет, по-ступки, отношение к близким. «Бульба вскочил на коня своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Буль-ба был чрезвычайно тяжел и толст». Пе-ред нами предстает человек своего време-ни, достаточно упрямый и грубый, смысл своей жизни видевший в сражениях и битвах. Удаль и своевольство, храбрость и сила, прямота, эгоизм и некоторая душев-ная черствость — вот те черты Тараса, ко-торые явственно проступают уже на пер-вых страницах произведения.

      В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живет в своем доме с женой и слугами. Дом простой, уб-ран «во вкусе того времени». Однако боль-шую часть жизни Тарас Бульба проводит в Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену свою он называет словом «стара» и с презрением относится ко всем проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! Вот ваша матерь!»

      Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведет себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на-пившись, бьет посуду в доме; не подумав о жене, решает на следующий же день пос-ле прибытия сыновей везти их в Сечь.

    7. Опишите убранство светлицы Тараса. Как этот интерьер помогает представить быт и нравы изображаемой эпохи?
    8. Светлица Тараса была убрана во вкусе того времени, о котором остались воспоми-нания лишь в народных песнях и думах. Все было чисто убрано. На стенах висели оружие, охотничьи атрибуты, конская сбруя. На полках стояли разнообразные кувшины, бутылки, фляжки, кубки и чарки. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу и широкая печь, покрытая изразцами. Детали интерьера помогают читателю составить представление об об-разе жизни Тараса и его семьи, быте и нравах эпохи. Здесь угадывается и харак-тер хозяина дома — человека военного, проводившего свою жизнь в походах и битвах, с оружием, на коне, не чуждого выпить и побалагурить в компании с това-рищами.

    9. Чем продиктовано решение Тараса вести сы-новей в Запорожскую Сечь?
    10. Запорожская Сечь для Тараса — основа его жизни. Там в битвах и военных похо-дах прошла его молодость, зрелость. Идея служения родине определяет все его дей-ствия и поступки. Поэтому главную свою гордость — своих сыновей, он стремится скорее отвезти в Сечь для воинских испы-таний. Материал с сайта

    11. Какой рисует Гоголь судьбу матери и жены казака? Как показывает глубину ее чувств?
    12. Жена в семье Тараса не имеет права го-лоса, она не может защитить себя и своих сыновей от необузданной воли мужа. Она нежная и трепетная мать, беззаветно лю-бящая своих сыновей, преданная и покор-ная жена, хорошая хозяйка, на которой держится весь дом. Обращает на себя вни-мание грубость Тараса к жене, не считаю-щегося с ее чувствами и не прислушиваю-щегося к ее мнению. Кратко, но емко опи-сывает Гоголь «всю безмолвную силу ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах» пе-ред разлукой с сыновьями: «бедная, худо-щавая мать их, стоявшая у порога и не ус-певшая еще обнять ненаглядных детей своих», «говорила жалостно, со слеза-ми на глазах, худощавая старуха мать», «бедная старушка, лишенная последней надежды».

    Разделы: Литература

    Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

    Оборудование: иллюстрации к повести, выставка детских рисунков к повести.

    Ход урока

    Слайды 2,3,4 . Тезисы к уроку, подготовка к восприятию нового материала.

  • Гоголь – общепризнанный мастер художественных описаний. Описание в прозе Гоголя самоценны, прежде всего, благодаря обилию предметно-бытовых деталей.
  • Детализация – важный аспект реалистического письма, в русской литературе начало ему положил Гоголь.
  • Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
  • Анализ художественных особенностей повести

    1. Художественная деталь в повести.

    На протяжении уроков, отведенных изучению повести Гоголя “Тарас Бульба”, мы неоднократно обращались к понятию художественной детали.

    – Давайте вспомним, что такое художественная деталь? (Художественная деталь – это деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или идею произведения)

    На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

    – Что такое интерьер? (Интерьер – это внутреннее убранство помещения)

    Чтение фрагмента текста.

    Слайд 5 . Слова из текста, требующие лексического толкования.

    Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу”.

    – Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?

    Выводы, сделанные вместе с учителем, записываются в тетрадь к ученику.

    А) События, изображенные в повести, относятся к эпохе подъема освободительного движения на Украине (время бранное, трудное).
    Б) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.
    В) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.

    – Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?

    – В каком эпизоде показано пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?

    Чтение фрагмента текста.

    “И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”

    Запись в тетрадь.

    Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.

    2. Роль пейзажа в повести.

    – Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Описывая степь, автор выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий, зрительный образ степи.

    – Как вы думаете, о какой художественной детали сейчас пойдет речь?

    – Это пейзаж. Пейзаж– это картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. Литературный пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию.

    – Слушается отрывок, записанный на аудио кассете (дорога в Запорожскую Сечь Тараса и его сыновей, описание степи – 2 глава).

    Слайд 6. Пейзаж степи.

    Демонстрация детских рисунков с пейзажной зарисовкой степи. В своих работах дети смогли увидеть и передать бескрайние степные просторы зелено-золотистой поверхности земли, показать бездонное, безбрежное небо над нею, героев, которых степь принимает в свои объятия.

    Степь для Гоголя – это родная мать, это образ Родины, он восхищается её красотой, верит в её могущество, искренне любит свою родную землю. Многие литературоведы считают, что описание степи – это подлинное стихотворение в прозе, плотно насыщенное тропами.

    Слайд 7. Художественные средства, встречающиеся в данном эпизоде.

    – Приведите примеры тропов, встретившихся в данном эпизоде: эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений, гипербол.

    Запись в тетрадь.

    Образ степи важен для понимания главной мысли произведения.

    И характеры, и события формируются в творениях под непосредственным влияниям пейзажа. Пейзаж, как режиссер в портере, наблюдает действие им описанное.

    Я думаю, ребята, что вы согласны с тем, что в такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем.

    Слайд 8. Внимание: о каком герое идет речь?

    О………….можно сказать, что он:

    Неугомонный – подвижный, шумливый.

    Беспокойный – нарушающий спокойствие.

    Упрямый – крайне неуступчивый.

    Немало испытаний выпало на долю этого человека: убийство Андрия, казнь Остапа, но и это еще не все. Вспомните текст: “Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом”. Это новое испытание на пути Тараса и последнее.

    Чтение отрывка “Смерть Тараса” наизусть.

    – С кем можно сравнить Тараса в его последней битве? (“Но не старость была виною, сила одолела силу. Мало не 30 человек повисло у него по рукам и по ногам”)

    – По какой причине был схвачен Тарас? (Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому)

    – Чем являлась для Тараса люлька? (Люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы)

    О ком думает Тарас в последние минуты своей жизни?(Не о себе думает Тарас перед смертью. Он хочет, чтобы его товарищи ушли от преследователей. И когда казаки были в безопасности, то вспыхнули радостные очи у атамана.

    Слайд 9. Вот он человек в страшные минуты его жизни, но дух этого человека сильнее тела, и он не сломлен.

    Запись в тетради.

    Белинский о Тарасе Бульбе: “Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей”.

    Звучит украинская народная песня.

    Билет № 10 (это билет № 12)

    Вопрос № 1 Пейзаж в литературном произведении. Чтение наизусть отрывка из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи).

    Пейзаж в литературном произведении – это описание природы (картины природы). В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию. Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Автор вводит описание степи, так как степь – это символ родины и свободы. Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатления бесконечности. Основной фон степной поверхности – «зелёно- золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Язык описания удивительно яркий, образный. Использование гиперболы (художественное преувеличение) «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов» - говорит о необозримости степи, ее просторе. Цветовая лексика помогает представить красоту природы. Все цвета чистые и радостные: зеленый, золотой, голубой, желтый и синий. Картины природы дополняет множество звуков: птичий свист, крик диких гусей, шелест травы. Следует отметить и использование ярких эпитетов (яркое образное определение, чаще всего выраженное прилагательным): девственная пустыня (находящаяся в первобытном состоянии, еще не подвергшийся человеческому воздействию; нетронутая, первозданная), неизмеримые волны диких растений; олицетворений (наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ: желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальной верхушкой; метафор (скрытое сравнение): вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, туча диких гусей. Инверсия (нарушение прямого порядка слов в предложении) позволяет придать описанию степи неторопливость, возвышенность, приглашает к созерцанию и размышлению. (Метафоры: “сердца встрепенулись”– герои были очарованы великолепной картиной, которую осветило солнце; сравнения: “сердца их встрепенулись, как птицы”– быстро отозвались на красоту, “кони скрывавшиеся в них, как а лесу”– настолько они были высокими, мощными, “кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности”– творительный падеж сравнения помогает представить этот цветок и др.; эпитеты: “живительный, теплотворный свет” солнца – именно этот свет оживил птиц, прогнал дремоту у Козаков, степь “становилась прекраснее”– передано отношение автора, он восхищается степью; олицетворения: “сквозят волошки”, “выскакивал дрок”, “колос наливался”, “крик отдавался” – Степь – живое существо, здесь всё в движении: не только птицы, но и травы, и цветы, и воздух.)

    Мир степи живёт своими законами. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины. Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу. Автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом, потому что казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

    Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.

    Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

    Вопрос № 2 Деталь в произведении (по повести «Тарас Бульба»)

    Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

    Художественная деталь может быть во внешности, обстановке, характере героя, она имеет особый смысл, заостряет внимание читателя, помогает глубже понять образ или идею произведения.

    Художественная деталь создает представление о предмете в целом, оживляет его, выделяет сразу.

    В повести Н.В. Гоголя художественные детали встречаются уже в первой главе.

    На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

    Интерьер – это внутреннее убранство помещения.

    Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Эти детали говорят о том, что Тарас Бульба прежде всего воин и большую часть жизни он проводит в битвах. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Он свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах, различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.

    Рисуя портрет матери автор обращает внимание на деталь внешности матери. «И слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо».
    Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
    Бледная, худощавая и добрая мать,
    Худощавая старуха-мать,
    Бедная старушка,
    Одна бедная мать,
    Бедная старушка,
    Бедная мать,
    Мать, слабая как мать.
    Эта художественная деталь помогает увидеть отношение автора к героине
    Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
    С помощью деталей интерьера при описании светлицы автор обращает наше внимание на образ матери.
    Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно,

    Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки. Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.

    В первой главе сразу бросается в глаза свитка.Свитка - название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна., разновидность кафтана. Сыновья в свитках кажутся Тарасу Бульбе смешными, а свитки – неудобными. Свитки словно являются символом другой жизни, жизни в бурсе. Еще молодые, неопытные юноши, спутанные этой нелепой, не свойственной казаку одеждой, - значит, дальше они развернутся как надо. Их смена на новую одежду говорит о переходе в следующий гораздо более интересный, насыщенный событиями жизненный этап.

    Иконы, надетые на Остапа и Андрия их матерью – деталь, которая говорит о силе материнской любви, ее желании сохранить своих детей от любой беды.

    Горилка – напиток настоящих казаков. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горилки побольше, не с выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребованьками. Чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела как бешеная… » Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя- богатыря.

    Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности» . Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.

    Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

    Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому, так как люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы.

    Образ Андрия связан с прекрасными очами панночки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф подарок любимой – символ любви.

    Тема урока:

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    ПОВЕСТИ Н. В.ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА».

    РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОВЕСТИ.

    Цели: углубить знания о роли пейзажа в художественном произведении; определить функцию художественной детали в повести; совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.

    Ход урока.

    I. Оргмомент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Ученики зачитывают домашнее задание. Учитель комментирует.

    III. Анализ художественных особенностей повести.

    Учитель : Анализ художественных особенностей повести мы начнем с определения роли художественной детали в произведении.

    Художественная деталь – деталь интерьера, пейзажа, внешности героя, его речи, которая помогает глубже понять образ или произведение.

    (ученики записывают определение в тетрадь).

    Работа с текстом.

    Ученики зачитывают фрагмент сцены пленения Тараса, когда он поднимает люльку с табаком.

    Беседа по вопросам:

    Учитель: Какое значение для характеристики Тараса имеет люлька?

    Ученик: Люлька для Тараса – это часть его жизни, его спутница на морях и на суше, в походах и дома.

    Учитель: Какое значение имеет слова люлька?

    Ученик: Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

    Учитель: Найдите в тексте примеры художественных деталей, которые помогают глубже понять характер сыновей Тараса. Какие детали облика и поведения этих персонажей наиболее ярко и лаконично их характеризуют?


    Ученик: Когда даем характеристику Тарасу, то вспоминаем случай, когда он убегал из бурсы, закапывал букварь . Для него книга – не символ знания, а символ принудительного учения, с которым он учился.

    Ученик: Я образ Андрия связываю с прекрасными очами паненки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарф – подарок любимой – символ любви.

    Учитель: Приведите примеры бытовых деталей, деталей интерьера повести. Какова их роль?

    Ученики (зачитывают описание горницы Тараса). Детали при описании горницы Тараса характеризуют ее хозяина – свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах.

    Ученики: (зачитывают описание еды). Это описание характеризует представление Тараса о пище настоящих казаков.

    Учитель: Вспомним, что такое пейзаж? Какова его роль в произведении?

    Ученики: Пейзаж – это описание природы в произведении. В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение героев, передает авторскую позицию.

    Работа с текстом.

    Ученики зачитывают описания пейзажа в тексте (описание степи, картина Днепра, июльской ночи).

    Беседа по вопросам:

    Учитель: На что обращает внимание автор при описании степи?

    Ученики: Он описывает очень точно, четко описывает природные явления, описание красочное, указывает на смену времени суток.

    Учитель: Язык эпизодов, где дается описание степи, очень образный. Яркие метафоры помогают представить степь, сверкающую разными красками.

    Ученики: В описании используется сравнение степи с зеленой пустыней, зелено - золотым океаном, с неизмеримыми волнами.

    Учитель: Какая цветовая гамма помогает представить эти образы?

    Ученики: Цвета и оттенки самые разные: зеленый, золотой, голубой, желтый, синий. На их фоне можно увидеть множество живых образов: «стояли ястребы», «подымалась чайка», «шныряли куропатки».

    Ученики : Птичий свист, крик диких гусей, шелест травы.

    Учитель: Для чего, по-вашему. Гоголь вводит в повесть описание степи.

    Ученики : Степь – это символ родины и свободы. Степь связывает два мира – дом Бульбы и Запорожскую Сечь.

    Ученики : Днепр – это тоже символ воли, свободы и Родины. Не случайно, существует поговорка: «Волга – матушка, Днепр – батюшка». Днепр – это дом, это кормилец, это защитник.

    Учитель: Почему описание природы перекликается с описанием жизни казаков, а не поляков.

    Ученики : Жизнь казаков проходит на природе, а поляки далеки от нее.

    Ученики : Казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

    Учитель: В повести «Тарас Бульба» тесная связь природы с внутренним миром казаков показана автором с помощью различных выразительных средств. Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

    Ученики : Гоголь использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы.

    Самостоятельная работа.

    Ученики выписывают примеры тропов.

    Проверка работы.

    Учитель: Какова роль гиперболы в тексте?

    Ученики : Гипербола характерна для былин, для описания богатырей.

    Учитель: Приведите примеры синтаксических особенностей языка (риторические обращения, восклицания, повторы).

    Ученики зачитывают примеры из текста.

    Учитель: Гоголь использует в повести прием противопоставления. Где встречается противопоставление?

    Ученики: Противопоставляются казаки и ляхи, Остап и Андрий, Андрий среди казаков и у поляков.

    VI . Подведение итогов. Домашнее задание.

    Выучить наизусть одно из описаний степи.