Методика классификация предметов детский вариант стимульный материал. Методики исследования мышления


Применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования, но дает также возможность анализа последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий больных, особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания, личностных реакций больных на свои достижения и неудачи. Метод предложен К.Гольдштейном, видоизменен Л.С.Выготским и Б.В.Зейгарник.

Для проведения эксперимента используется колода из 68 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа.

Перед началом эксперимента экспериментатор тщательно перетасовывает всю колоду карточек, подает ее испытуемому и говорит «Разложите эти карточки по группам - что к чему подходит». Это так называемый «глухой» этап инструкции. На первом этапе важно записать, как больной пытался ориентироваться в новом задании, сам ли он понял задачу. Начал ли он сразу объединять предметы по «сортам», либо стал класть рядом то, что в жизни часто бывает рядом (например, одежду и шкаф, морковь и кастрюлю, стакан и стол и т.д.).

После того, как больной выкладывает на стол 15-20 карточек, экспериментатор оценивает составленные группы и начинается 2 этап работы.

Инструкция: «Я уточню Вам условие задания. Вам нужно объединять карточки в группы на основании какого-то общего признака, и назвать каждую группу одним словом».

Если больной правильно обобщает, анализирует и синтезирует, у него должны получиться следующие группы:

«Люди», «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Цветы», «Измерительные приборы», «Школьные принадлежности», «Транспорт», «Мебель», «Одежда», «Посуда».

Тогда экспериментатор переходит к третьему этапу классификации. На третьем этапе предлагается следующая инструкция: «Раньше Вы соединяли карточку с карточкой, а теперь нужно соединить группу с группой так, чтобы групп осталось всего три».

Если испытуемый способен к сложным обобщениям, то он собирает три следующих группы «Живая природа», «Растения», «Неодушевленные предметы».

При интеллектуально-мнестическом снижении по органическому (алкогольному) типу у больного часто возникают серьезные затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, формирование понятий по обобщенному признаку. Тогда его мышление тяготеет к конкретному, и он устанавливает конкретные ситуационные группы: например, объединяет бабочку с цветком, так как бабочки садятся на цветы, или объединяет моряка с пароходом и т. д. Такие испытуемые вообще не доходят до третьего этапа выполнения задания, эксперимент прекращается раньше.

У больных шизофренией при выполнении этой методики наблюдается феномен искажения мыслительных операций. Решение такой мыслительной задачи, как классификация, предполагает анализ условий, выделение совокупности существенных признаков предметов, объединение понятий по этим общим признакам. Все эти возможности: выделения общего признака, сопоставления, обобщения, абстрагирования – остаются у больных шизофренией сохранными довольно долго, но тот признак (критерий), на который больной опирается при решении аадачи, не является значимым, существенным. В использовании критериев больной не опирается на общечеловеческий опыт, не опирается на практику. Феномен отказа от общезначимых критериев, опора на латентные признаки в классификации и назван искажением. Например, больной объединяет птиц, самолет и пчелу на основании критерия, что они все «летающие» (а общий признак «живое»-«неживое» ускользает от внимания больного).

Методика «Классификация» выявляет также нарушения не только операционального, но и мотивационного звена мышления у больных шизофренией, в частности, феномен разноплановости: при решении одной и той же задачи больной исходит из разных установок, используя одновременно несколько критериев. При этом больной нечувствителен к противоречиям в суждениях. Например, больной начинает правильно раскладывать группы «Измерительные приборы», «Деревья», «Инструменты», и вдруг раскладывает следующие группы по доминирующему цвету («красные», «синие» и т.п. – другой критерий). Если экспериментатор говорит, что должно быть одно основание классификации – любое, но одно – больной шизофренией, как правило, отказывается исправлять ошибки, настаивая на правильности своего решения.

Методика "Исключение лишнего"

Методика имеет два варианта: первый - исследование на предметном, второй - на вербальном материале.

Цель: исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки.

Предметный вариант

Материал: набор карточек с изображением четырех предметов на каждой.

Одна за другой эти карточки предъявляются испытуемому. Из нарисованных на каждой карточке четырех предметов он должен исключить один предмет, а остальным дать одно название. Когда лишний предмет исключен, испытуемый должен объяснить, почему он исключил именно этот предмет.

Инструкция и ход выполнения: "Посмотри на эти рисунки, здесь нарисовано 4 предмета, три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Скажи, какой из них лишний и как можно назвать остальные три, если их объединить в одну группу".



Исследователь вместе с испытуемым решают и разбирают первое задание. Остальные испытуемый по мере возможности разбирает самостоятельно. Если он испытывает затруднения, исследователь задает ему наводящий вопрос.

В протоколе записывают номер карточки, название предмета, который испытуемый исключил, слово или выражение, при помощи которого он обозначил остальные три, объяснения, все вопросы, которые ему были заданы, и его ответы. Этот вариант годится для исследования детей и взрослых.

Словесный вариант

Материал: бланк с напечатанными сериями из пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: испытуемому предъявляют бланк и говорят: "Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)".

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования лиц старше 12 лет.

Методика "Выделение существенных признаков "

Цель: методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Материал: бланк с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками.

Тест пригоден для обследования подростков и взрослых. Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно - ситуационные признаки.

Инструкция для детей и подростков: "Здесь даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках - 5 слов на выбор. Тебе надо из этих пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками - "сад", а в скобках слова: "растения, садовник, собака, забор, земля". Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит следует выбрать именно 2 слова - "земля" и "растения".

Инструкция для взрослых: "В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками.

Образование аналогий . Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями. Кроме того, как и при исследовании предыдущей методикой, в опыте легко обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда обследуемый на время перестает следовать избранному им модусу решения задания. Аналогии в различных задачах строятся по разным принципам, и наличие инертности психических процессов значительно затрудняет для ряда больных выполнение задания - в последующей задаче они пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов - образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Причем справа вверху первое слово искомой пары указано, а нижнее нужно выделить из 5. Например:

электричество пар

проволока лампочка, ток, вода, трубы, кипение

Обследуемому объясняют, что, так же как электричество идет по проволоке, пар идет потрубам. Совместно с обследуемым можно решить еще один, более трудный и отличающийся другим принципом построения пример.

Обязательно для примера надо выбрать задачи, где аналогия строится по-разному принципу. Для некоторых обследуемых это служит предупреждением о возможности ошибок. Иногда, принцип выполнения задания можно объяснить арифметическим примером образования пропорций. Такое объяснение оказывается успешным при определенной интеллектуальной сохранности.

В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.

Помимо словесного варианта методики образования простых аналогий, можно пользоваться и предметным ее вариантом. В качестве примеров для этого можно пользоваться некоторыми таблицами Равена, а также карточками из соответствующего субтеста в методике аналитического исследования интеллекта Мейли.

Образование сложных аналогии предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. В связи с большей трудностью этой методики мы, так же как и С. Я. Рубинштейн (1962), применяем ее лишь при обследовании лиц со средним и высшим образованием.

Обследуемого инструктируют о том, что в верхней части бланка расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения. Эти отношения анализируются, например: «овца - стадо» - часть и целое, «малина - ягода» - это определение, «море - океан» различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов. Против каждой пары он ставит тот номер, который стоит около пары-образца. Примерное решение задания носит следующий характер: «Глава является частью романа, аналогично тому, как овца - частью стада».

Обсуждение совместно с больным допущенных ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.

Формування штучних понять

Для дослідження здатності формування понять часто застосовується методика, розроблена Л. С. Виготським і Л. С. Сахаровим (1930). Методика ця вельми складна, і правильне виконання завдання обстежуваним свідчить про відсутність у нього інтелектуального зниження.

За даними Л. С. Виготського (1938), за допомогою даної методики можна констатувати порушення функцій освіти понять не тільки при явних розладах мислення, а й у хворих, у яких поза експериментальної обстановки важко помітити порушення формального мислення.

Перед обстежуваним безладно розміщують набір стереометричних фігур, що відрізняються формою, кольором і величиною (рис. 8). На прихованою від нього нижній стороні цих фігур є умовні написи («біт», «ців», «гур», «лаг»). Довільно вибирається одна фігура, і досліджує пояснює, що напис на ній (наприклад, «ців») абсолютно нічого не означає, умовна, але наявними в цьому наборі фігурам з аналогічним написом притаманний загальний ознака. Обстежуваний повинен встановити, які фігури входять в цю групу, тобто визначити поняття «цев».

Після цього обстежуваний відбирає кілька фігур і пояснює свою гіпотезу. Наприклад, він вважає, що до «ців» відносяться всі фігури того ж кольору. Тоді досліджує перевертає одну з відібраних помилково фігур і показує напис - незважаючи на те, що вона того ж кольору, вона не «ців». Якщо обстежуваний відбирає ряд фігур, керуючись однаковою формою, який досліджує таким же чином показує йому помилковість цієї гіпотези. Таким чином, залишається одна можливість - визначити поняття «цев» залежно від розмірів, що представляється досить важким, так як розміри фігур характеризуються двома ознаками - площею підстави і висотою.

Результати досвіду оцінюються в залежності від тою, скільки ходів знадобилося обстежуваному для виконання завдання, наскільки логічні були його міркування при цьому, як сприймалася допомогу досліджує. При цьому дослідженні виявляються афективно-особистісні якості обстежуваного, особливо виявляються в реакції на неуспіх.

Методика Виготського - Сахарова дещо спрощена А. Ф.

Говоркова (1962). Мета цього спрощення - пристосування методики формування штучних понять до дитячого віку. Обстежуваному показують 16 вирізаних з картону фігур, що відрізняються формою (два види), кольором (червоні і зелені) і величиною (чотири варіанти) (рис. 9). На обороті цих фігур написані їх умовні позначення, наприклад «гацун». Одну з фігур «гацун» (наприклад, № 5) дають обстежуваному і просять відібрати інші фігури цього розряду. Кожну відібрану фігуру обстежуваний перевертає і по напису на звороті переконується в правильності чи хибності свого вибору. Про результати дослідження судять за кількістю ходів, що знадобилися обстежуваному для формування поняття. При дослідженні дітей цією методикою визначається їх здатність до цілеспрямованих і послідовним діям, вміння вести аналіз одночасно в декількох напрямках, відкидати неподкреп-лені ознаки. Ці особливості характеризують перебіг процесів узагальнення і відволікання у обстежуваних.

Достаточно простую, но при этом крайне эффективную систему оценки психологического состояния человека, используемую как в России, так и за рубежом, предложил наш соотечественник - ученый Сергей Леонидович Рубинштейн. Методика «классификация предметов», созданная в конце прошлого века, сохраняет статус одной из самых востребованных в современной психологии.

Личность создателя

Сергей Леонидович Рубинштейн - один из самых выдающихся отечественных ученых ХХ века в области философии и психологии. Основываясь на системе философских воззрений на психологическую природу человека, Рубинштейну удалось создать философско-психологическую концепцию человека. В ней обобщались деятельностная, поведенческая, сознательная, духовная и психологическая жизнь индивидуума.

Исследования Рубинштейна и составленные на их основе труды создали фундамент для развития психологии как в России, так и в мире. К примеру, методика «Классификация предметов» используется для оценки психологического состояния человека и в настоящее время.

К сожалению, Сергей Леонидович был вынужден преждевременно прервать свою научную деятельность - разразившаяся война против «космополитов» стала причиной его увольнения.

Одним из итогов скрупулёзной работы С. Л.Рубинштейна является система выявления психологических отклонений, под названием «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложных тестов провести анализ психологического состояния человека. Система была предложена К. Гольдштейном, а развита Л. С. Выготским, Б. В. Зейгарник и С. Л.Рубинштейном.

Развитие патопсихологии

Выделить патопсихологию в отдельную отрасль науки обязали события середины ХХ столетия. Кровопролитные войны и возникающие у участников боевых действия болезни, проявляющиеся в нарушении функций мышления, привели к необходимости поиска новых механизмов борьбы с психологическими расстройствами.

Известнейшие ученые-психологи, в том числе С. Л. Рубинштейн, помогали реабилитироваться больным в военных госпиталях. Их опытные исследования внесли неоценимый вклад в отечественную психологическую науку, а также в процесс достижения победы.

Именно в годы ВОВ были накоплены бесценные эмпирические данные, заложенные в основу патопсихологической науки, сформированной как обособленный институт знания лишь к 80-м годам, а также разработана «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложного анализа выявить психологические болезни у испытуемого.

Принципы патопсихологии

Патопсихологией является дифференцированное направление клинической психологии.

  • Предмет изучения - психические отклонения и расстройства.
  • Задача - выявление причин возникновения болезни, степень ее прогрессирования и поиск способов излечения от данного недуга.
  • Методы - психологический анализ и тесты, позволяющие провести анализ психологического состояния человека, выявить навыки дифференциации, идентификации предметов, мышление.

Одной из самых распространенных среди них является «Классификация предметов» - методика, составленная С. Л. Рубинштейном для выявления психологических расстройств у человека, в частности, проблемы с логикой и умозаключениями.

Способ анализа - эксперимент. В отличие от классических инструментов психологии - тестов, эксперимент не имеет временных ограничений. Наоборот, такой показатель, как время выполнения задания, позволяет, в зависимости от степени сложности поставленной задачи, сделать достоверные выводы о психологическом состоянии испытуемого.

Значение методики «Классификация предметов»

«Классификация предметов» - методика, предназначенная для анализа концентрации внимания испытуемого, а также для оценки его общей работоспособности. В отличие от иной методики - "Исключение предметов", где акцент направлен на анализ логического мышления человека, изучение обоснованности предложенных им обобщений, т. е. путем индукции, метод классификации подразумевает дедуктивный анализ. Процедура «классификации» предметов является более трудоемкой, нежели их «исключения». В связи с этим от испытуемого требуется высокая работоспособность.

Методическое сопровождение

Сегодня в каждом первом учреждении здравоохранения, а также в детских садах и школах для изучения психологического состояния людей используется методика «Классификация предметов». Стимульный материал, применяемый для анализа - колода карт с изображениями, соответствующими психологическому состоянию и настроению больного. По разным источникам, колода должна состоять из 68-70 карт. В связи с тем, что методика регулярно усовершенствуется, вполне возможно, что их число будет постепенно возрастать или уменьшаться.

Главное условие для методического материала - использование карточек установленного образца. Изображение, основные штрихи на рисунке, его цвет и вид, а также бумага должны быть выполнены в соответствии с разработанным лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР шаблоном. Так как все указанные показатели имеют важное значение для эксперимента, итоги исследования, выполненного с использованием не соответствующих стандарту карточек, являются недействительными.

Типовые изображения карточек

Стоит отметить, что методика «Классификация изображений предметов» подвергалась модернизации - было предложено заменить изображения на карточки с соответствующими им словами. Как показал опыт, методика «Классификация слов» отличается легкостью обобщения, но трудностями в области концентрации внимания и памяти.

Список слов (примеры):

  • яблоня;


Порядок проведения

Одним из самых простых способов обнаружения психологических отклонений является методика «Классификация предметов». Инструкция к проведению исследования:

  • Этап 1. «Глухая инструкция» - испытуемому предлагают разложить карточки, предоставленные для проведения эксперимента, по группам. При этом испытатель не дает четких инструкций о том, по какому критерию следует объединять указанные на методических карточках понятия. Если испытуемый задает вопрос о том, как следует формировать группы, руководитель эксперимента должен порекомендовать ссылаться лишь на собственное мнение.
  • Этап 2. Перидическая оценка - руководитель эксперимента должен спросить у испытуемого о критериях группировки. Все высказывания необходимо регистрировать в контрольном бланке. Если формирование групп было проведено на основании правильных критериев, руководитель должен похвалить или подвергнуть критике работу испытуемого. Реакцию испытуемого также необходимо зафиксировать в контрольном бланке.
  • Этап 3. Руководитель предлагает объединить созданные группы карточек в более крупные. Критерий обобщения также остаётся за испытуемым.

Особенности детской патопсихологии

Для изучения психологического состояния детей также используется методика «Классификация предметов». «Детский» вариант порядка проведения исследования практически ничем не отличается от «взрослого». Исключение составляет лишь количество карт. Для работы с детьми, в зависимости от их возраста, необходимо удалить из колоды все карты с изображениями, неизвестными ребенку. В случае успешного прохождения испытания, в качестве эксперимента и для определения уровня его развития можно предложить добавить в каждую из групп по «взрослой» карточке, обязательно выяснив причину выбора той или иной совокупной группировки.

Однако, ввиду высоких психологических, умственных и временных затрат, указанная методика редко используется для анализа психологического состояния детей. Исключение составляют исследования для выявления шизофренических процессов. В подобных случаях добиться достоверных показателей возможно лишь путем использования данных методик в совокупности - классификации и последующего исключения предметов.

Анализ экспериментальных данных

Проблемы психологического развития с высокой степенью вероятности врачам демонстрирует методика «Классификация предметов». Интерпретация результатов свидетельствует о наличии того или иного заболевания и зависит от следующих факторов:

1. Правильность выделения классификационного признака.

2. Логичность формирования групп.

При этом стоит обратить особое внимание на обоснование выбора отнесения картинки к той или иной группировке. К примеру, некоторые испытуемые относили ложку к инструментам, так как с ее помощью женщины штопают колготки, а уборщицу - к медперсоналу, ссылаясь на стерильность.

Также следует уделить внимание упорству, с которым испытуемый доказывает свою точку зрения.

Соотнесение результатов психологических методик

Данные, полученные в результате проведения методики «Классификация предметов», принято анализировать сквозь призму данных методики «Исключение предметов», так как две указанные системы анализа психологического состояния человека направлены на изучение рациональности мышления. Полученная в результате их проведения информация демонстрирует полную патопсихологическую картину индивида.

Также использовать указанную методику возможно и с иными тестовыми и экспериментальными системами. Однако не стоит забывать, что при наличии у человека психологических заболеваний каждый из проведенных анализов потребует большого объема трудовых затрат, в связи с чем эффективность каждого последующего эксперимента будет снижаться.

Безусловно, проведение эксперимента и анализ его результатов требует соответствующих знаний и навыков. Однако если вы решили провести общий анализ психологического развития ребенка, можно также воспользоваться методикой «Классификация предметов». Безусловно, точные данные получить не удастся, но заполнить игровое время занимательными заданиями будет крайне полезно.

Теоретический подход Л.С.Выготского, получивший свое дальнейшее развитие в работах А.3.Лурии, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, положил начало многосторонним исследованиям разрушения мыслительных процессов при психических заболеваниях. Что касается известной далеко за пределами России Б.В.Зейгарник, то помимо работ в области общей психологии, она приложила немало усилий для развития прикладной дисциплины - экспериментальной патопсихологии, имеющей свой предмет и свои методы.
В этом ее активным соратником многие годы была С.Я.Рубинштейн, всю свою сознательную жизнь посвятившая разработке дифференциально-диагностических критериев на опыте экспериментально-психологических исследований.

Метод "Классификации предметов" предназначен для исследования процессов обобщения и абстрагирования. Мышление - это обобщенное отражение действительности, которое выступает на практике как усвоение и использование знаний; оно "опирается на усвоенную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщенных и отвлеченных формах". Обо всём этом и не только в книге Методика "Классификация предметов" (Под редакцией Л. Н. Собчик)

Методика «Разрезные картинки» (А.Н.Берштейн)

Цель : выявление уровня сформированности конструктивного и пространственного мышления в наглядно-действенном плане, специфики сформированности пространственных представлений (способности соотнесения частей и целого).

Стимульный материал : Цветные изображения (рисунки), состоящие из различного количества частей, имеющих разную конфигурацию.

Изображения, разрезанные на 2 равные части;

Изображения, разрезанные на 3 равные части;

Изображения, разрезанные на 4 равные части;

Изображения, разрезанные на 4 неравные части;

Изображения из 4 частей, разрезанные «под углом 90 градусов по диагонали»;

Изображения, разрезанные на 8 секторов;

Изображения, разрезанные на 5 неравных частей

Возрастной диапазон : от 2,5 до 6-7 лет.

Процедура проведения:

Перед ребенком на столе кладется эталонное изображение и рядом, в случайном порядке, раскладываются детали этого же изображения, но разрезанного.

Инструкция : «Сложи из кусочков такую же картинку, как эта».

Методика позволяет выявить на только актуальный уровень развития перцептивно-действенного компонента мышления, но и оценить обучаемость ребенка новым для него видам деятельности.

Время проведения обследования зависит от возраста ребенка, темповых характеристик его психической деятельности и количества необходимой помощи со стороны взрослого.

Виды возможной помощи

Стимулирующая помощь;

Организующая помощь;

Обведение целого изображения рукой ребенка;

Полная обучающая помощь с определением возможности «переноса» на аналогичное задание.

Показатели:

Анализируется не только успешность выполнения, но и стратегия деятельности ребенка. Неадекватный способ действия выражается в том, что ребенок хаотично подкладывает части рисунка друг к другу, может «инертно зависнуть» на какой-либо детали, перестать манипулировать с остальными частями. Если ребенок не может воспользоваться помощью взрослого даже после нескольких развернутых обучений (при отсутствии негативизма или протестных реакций), это является достаточным дифференциально-диагностическим показателем для оценки характера познавательной деятельности ребенка.

Дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных пополам как по вертикали, так и по горизонтали, но часто встречаются зеркальные варианты «сборки»;

Дети 4-4,5 лет обычно справляются с заданием на складывание картинок, разрезанных на три равные части (вдоль рисунка или поперек его), на 4 равные прямоугольные части;

Дети 4,5-5,5 лет обычно справляются с заданием на складывании картинок, разрезанных на 3-5 неравных частей, на 4 равные диагональные части. При этом возможны единичные ошибки в виде несовпадения узора рисунка (например, на изображении мяча);

Дети старше 5,5 -6 лет обычно справляются с заданиями на складывание картинок, разрезанных на 4 и более неравных частей различной конфигурации.

Методика «Кубики Кооса»

Цель: определение уровня сформированности конструктивного пространственного мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса, исследование уровня притязаний.

Стимульный материал : 9 разноцветных кубиков, цветные узоры Коса, расположенные в порядке усложнения.

Возрастной диапазон : начиная с 3,5 до 9-10 лет.

Процедура проведения:

Перед ребенком на столе кладется узор, а рядом в случайном порядке находятся кубики. В зависимости от возраста ребенка и задач исследования можно ограничит количество кубиков в соответствии с предъявляемыми узорами (что облегчает задачу ребенка), а можно предоставить ребенку возможность самому выбрать нужное количество кубиков.

Инструкция: «Посмотри, на картинке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков. Попробуй сложить такой же»

Сами узоры ребенок должен складывать на столе, не накладывая кубики на узор, а рядом с ним. По мере успешного выполнения ему предлагают складывать следующие узоры, показывая их по одному с возрастающей сложностью.

Если ребенок затрудняется в складывании даже простого узора, психолог оказывает ребенку необходимую помощь (стимулирующую или организующую) для того, чтобы побудить его к началу работы или сам складывает этот же узор из других кубиков на глазах у ребенка (развернутая наглядная помощь). После этого следует попросить ребенка повторить действие из «его» кубиков, сложив такой же узор самостоятельно. При положительном результате ребенку предлагают сложить более сложный узор.

Показатели:

Сформированность пространственного анализа и синтеза;

Обучаемость ребенка (возможность переноса сформированного умения на аналогичный конструктивный материал);

Преимущественная стратегия деятельности (целенаправленная, хаотическая, методом проб и ошибок;

Критичность ребенка к собственным результатам

Возрастные нормативы выполнения:

Дети 3-3,5 лет обычно справляются с заданиями № 1,2. При этом допустимо использование стратегии проб и ошибок. Возможны ошибки зеркального типа или нарушения конструкции квадрата – когда узор складывается только из 2-х кубиков.

Дети 4-5 лет обычно справляются с несколько более трудными заданиями (№ 3,4,5) при небольшой помощи, допуская единичные ошибки, в том числе зеркальные и масштабные (например, в узоре №5: красные «бантик» складывается не из 4, а из 2 кубиков углами друг к другу);

Дети 5-6 лет способны выполнить задания вплоть до №6, но при этом возможны единичные ошибки «диагонального типа» (ошибки пространственного анализа, когда диагональные линии, которые получаются из сторон кубиков, раскрашенных пополам, пытаются складывать из целиком раскрашенных сторон кубиков, тем самым полностью нарушая логику узора);

Дети 7 лет самостоятельно справляются с заданиями № 1-7 (8), работая целенаправленно со зрительным соотнесением, но нуждаются в некоторой помощи при выполнении более трудных узоров № 9,10;

Начиная с 7,5-8 лет дети могут выполнять самостоятельно все задания, допуская единичные ошибки того или иного типа и, как правило, могут самостоятельно их исправить.

Задание 1.

На изучение какого психического процесса (или личности) направлена методика?

(В графе, где указана направленность данной методики, ставится знак «+»)

Методика

Предмет изучения

Восприятие

Внимание

Мышление

Воображение

Личность

1.Доски Сегена

2.Разрезанные картинки

3.Корректурная проба

4.Кубики Коса

5.Классификация предметов

6.Тест Люшера

7.10 слов Лурия

8. ТАТ (САТ)

9.Рисунок семьи

10.Установление последовательности событий

11. Пиктограмма

12. Прогрессивные матрицы Равена

13.Опосредованное запоминание по А.Н.Леонтьеву

14.Методика Пьерона-Рузера

15. Тест Торренса

16.Методика «Дом-Дерево-Человек»

Задание 2. Отметьте знаком «+» методики для изучения восприятия учащихся 1-4 классов:

Заучивание 10 слов - Разрезные картинки

Доски Сегена - Кубики Кооса

Таблицы Шульте - Простые и сложные аналогии

Тест Амтхауэра - Матрицы Равена

Корректурная проба - Тест Озерецкого

Задание 3.

Напишите в два столбика методики изучения вербального и невербального интеллекта учащихся 1-4 классов.

Изучение особенностей сформированности понятийного мышления

Методика «Предметная классификация»

Цель: выявление уровня развития понятийного мышления, процессов обобщения и абстрагирования, анализ последовательности умозаключений, критичности и обдуманности действий, объема и устойчивости внимания.

Стимульный материал : набор изображений (1 серия -25 карточек размером 5/5; 2 серия – 32 карточки размером 7/7). Должны быть представлены изображения по всем значимым для детского восприятия признакам – цвет, форма, величина. Размер и количество изображений должны быть соотносимы с возрастными показателями зрительного восприятия. На карточках приведены предметные изображения, предполагающие категориальную классификацию. Предполагаются такие категории как: овощи-фрукты, одежда, насекомые, люди, рыбы, посуда, мебель и т.д.

Возрастной диапазон: 1-серия предметной классификации предназначена для детей от 3 до 5 лет, 2-я серия – от 5 до 8 лет, для детей старше 8 лет предлагается 70 карточек (34 цветных изображений, 36 – черно-белых)

Процедура проведения:

1. Карточки в случайном порядке раскладываются на столе перед ребенком.

Инструкция(для детей 3-8 лет): «Посмотри на эти картинки, все ли тебе тут знакомо? (При отрицательном ответе - незнакомые картинки обсуждаются.) Из всех лежащих перед тобой картинок подбери подходящую вот к этой».

Если ребенок не решается начать выбирать что-либо, ему оказывается стимулирующая помощь и говориться, что не бывает правильного и неправильного выбора, все, что он выберет будет правильно. В начале работы от ребенка не требуется объяснение причины подбора, позже психолог может спросить, почему эти картинки являются подходящими к изображению- стимулу. Психолог определяет ведущий классификационный признак, который используется ребенком для подбора.

Инструкция (для детей старше 8 лет) :

1.«Разложи карточки, складывая подходящие вместе – что к чему подходит». При этом названия групп и их количество не указывается. На первом этапе важно отметить:

Как ребенок пытается ориентироваться в новом задании;

Сам ли он понял задачу;

Какое количество стимулирующей или организующей помощи необходимо ему.

2.«Продолжай раскладывать, как ты это делал. Разложи все карточки по группам и каждой группе дай свое название – общее для всех картинок». Необходимо, чтобы ребенок дал название каждой из выделенных им групп и объяснил свои обобщения.

3.«Раньше ты складывал карточку с карточкой. А теперь нужно объединять группу с группой так, чтобы групп стало меньше. Но так, чтобы каждой такой новой группе можно было дать общее название, как и раньше».

По мере того, как ребенок производит объединение групп, психолог задает уточняющие вопросы по поводу той или иной новой группы.

Показатели:

Критичность и адекватность выполнения;

Уровень доступности задания;

Уровень развития обобщений – основной тип обобщений;

Наличие специфики мыслительной деятельности (разноплановость мышления, опора на несущественные, латентные признаки, непоследовательность суждений, склонность к излишней детализации);

Объем необходимой помощи

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.