Терпение при бедах. Терпение: как научиться или развить это качество


    I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В греч. тексте понятие терпение передается разными словами: макротюмиа означает Божье великодушие и долготерпение, анохе упорство людей в следовании за Богом, их стойкость в перенесении бед (греч. гюпомоне). II. БОЖИЕ ТЕРПЕНИЕ… …

    проявлять - ПРОЯВЛЯТЬ1, несов. (сов. проявить). Употр. преим. в сов. Обнаруживать (обнаружить), выявлять (выявить) какие л. свои свойства, качества или интерес к кому, чему л., совершая, делая что л. , в православной Церкви относится к неканоническим книгам ВЗ (входит в разд. учительных книг), в католич. Церкви к девтероканоническим (второканоническим), в протестантизме к ветхозаветным апокрифам. По… … Православная энциклопедия

    Республика Филиппины, государство в западной части Тихого океана. Включает более 7100 островов, расположенных примерно в 1130 км к востоку от п ова Индокитай. Независимость обрело 4 июля 1946, освободившись от почти полувекового контроля со… … Энциклопедия Кольера

    I. ЕДИНСТВО В ЦЕРКВИ В Еф 4:3 Павел призывает церковь сохранять Е. духа, т.е. Е., дарованное Св. Духом. Оно имеет своим основанием единого Господа и Бога. Е. учеников одна из главных забот Иисуса, что отражено в Его первосвященнич. молитве (Ин 17 … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Критика Майкрософт (англ. Microsoft) следует из за различных особенностей её продуктов и практики деловых отношений компании. Проблемы со свободой использования, стабильностью и безопасностью программного обеспечения компании общие аргументы… … Википедия

    - (англ. Microsoft) следует из за различных аспектов её продуктов и практики деловых отношений компании. Проблемы со свободой использования, стабильностью и безопасностью программного обеспечения компании общие аргументы критиков. В 2000 х,… … Википедия

    ФРЕБЕЛ Фридрих Вильгельм Август - (21 4 1782, Обервейсбах, Тюрингия, 21 6 1852, Мари енталь, там же), нем педагог теоретик дошк. воспитания Учился в Иенском и Берлинском ун тах, но из за материальных затруднений оставил обучение и стал работать, испробовав неск. профессий Встреча … Российская педагогическая энциклопедия

Книги

  • Ребенок от 8 до 13 лет. Самый трудный возраст , Лариса Суркова. Подростковый возраст ребенка - самый сложный и непредсказуемый для родителей, подчас сильно шокирующий их сознание. Ведь действительно сложно поверить, что еще совсем недавно ваш "ангелочек"…
  • Ребенок от 8 до 13 лет Самый трудный возраст , Суркова Л.. Суркова Лариса – мама 4 детей, а также кандидат психологических наук и практикующий психолог, ведущая в Instagram свой профиль @larangsovet. Занимается вопросами детской и семейной…

Сознательно настраивая себя проявлять коммуникативную толерантность, человек тем самым резко ограничивает выход вовне энергии, сопровождающей раздражение и недовольство партнеров. Приходится усилием воли гасить в себе негативную энергию, возникающую в тех случаях, когда партнер не такой, как ты. Он иначе думает, оценивает, поступает – это тебе не нравится. Он чем‑то неприятен, что‑то в нем неприемлемо, – с этим хочется бороться. В конце концов порой он просто действует на нервы. И вот в момент энергетического всплеска надо заставить себя сохранять самообладание. Сложнейшая задача. Многие люди с ней не справляются. Почему? Они делают элементарную ошибку: стараются сдерживать себя в конкретной ситуации. Вот индивид, который мне чем‑то неприятен, и я постараюсь относится к нему терпеливо. Когда‑то тактика оправдывает себя, а чаще нет. Встречается новый партнер с некоммуникабельными качествами и вновь приходится сдерживать себя. Следует принципиально поменять тактику.

Научитесь проявлять коммуникативную толерантность «за рамками случая», то есть во всех житейских ситуациях.

Надо создать себе внутренний настрой, который помогал бы терпеливо относится к людям в принципе. Вот некоторые рекомендации.

1. Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности везде и всегда, если это не противоречит общепринятым нормам при возникших обстоятельствах.

Следовать этому правилу легко, если вы согласитесь с тем, что оно логично и опирается на аксиомы:

1) рамки общепринятых норм весьма относительны и подвижны, но не вы их определяете в том или ином случае, а обстоятельства;

2) человек проявляет свою индивидуальность в силу того, что это естественная форма его бытия, а не потому что вы готовы разрешить ему это или нет;

3) каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно и привычно, а не так, как это делаете вы или как бы вам того хотелось.

2. Стремитесь чаще приспособиться к индивидуальности партнера, не наоборот – приспособить партнера к своей индивидуальности.

Для этого:

1) будьте более гибким в своих оценках других людей, учитывайте мотивы и обстоятельства их действий;

2) не старайтесь перевоспитать, переделать партнера, подогнать под себя и сделать его удобным;

3) откажитесь от привычки судить о партнерах или типах людей категорично, жестко, безапелляционно: люди переменчивы, они изменяются со временем, они по‑разному проявляют себя как в одних и тех же, так и в различных ситуациях.

3. Не используйте себя в качестве эталона для оценки суждений, вкусов, взглядов, поступков других людей.



1) никто, в том числе и вы, не является идеалом, истиной в последней инстанции, выразителем бесспорных мнений, вкусов и оценок;

2) всякое ваше субъективное заявление вроде: я считаю, мне кажется, я бы поступил иначе и т. п., сразу же предполагает право партнера сформулировать собственное субъективное мнение.

4. Научитесь в своем сознании фиксировать степень принятия непринятия партнера, что позволит вам обдуманно реагировать на ситуацию.

Наиболее вероятны такие ситуации:

1) партнер импонирует вам полностью – дайте ему понять это, поддерживайте в себе соответствующее умонастроение, не фиксируйтесь на деталях, способных разочаровать в партнере, – таковые при желании можно найти в каждом;

2) партнер импонирует вам частично – постарайтесь руководствоваться в отношениях с ним лучшими представлениями о нем, способствуйте тому, чтобы он чаще и ярче проявлял лучшие свои качества, помогайте ему преодолевать или, по крайней мере, не показывать отрицательные качества;

3) партнер совсем не импонирует вам – в таком случае либо принимайте его таким, как он есть, если взаимодействие с ним неизбежно, либо постарайтесь нейтрализовать или уменьшить значимость различий между вашим и его «Я».

5. Почувствовав, что вы не принимаете партнера, что он вас раздражает, вызывает напряжение, сначала осознайте причину своего дискомфорта, а затем выберите уместный вариант поведения.

Больше шансов нормализовать отношения с партнером, если вы действуете по такой схеме:

1) конкретизируете, что именно не принимаете в нем – особенности проявления интеллекта, эмоций, ценностей, этическое или эстетическое содержание, энергодинамические свойства или определенные черты характера и т. д.;

2) сообразите, как лучше всего при возникших обстоятельствах преодолеть неодобряемые различия между вашими «Я».

Например, вы нашли неприятные различия в сфере интеллекта – «поднимайте», насколько это возможно, партнера до своего уровня, если ваш интеллект сильнее, а если преимущество на стороне партнера, примите его. Вы заметили, что партнер заботится преимущественно о своих интересах и это раздражает вас, – подчеркните, какие интересы партнера вы принимаете полностью или частично, затем попросите его выразить отношение к вашим интересам. Вы обнаружили, что в оценке явлений, предложений или фактов вы руководствуетесь иными критериями по сравнению с партнером, – договоритесь о взаимоприемлемом варианте.

Различия касаются существенных этических принципов – отстаивайте гуманистические ценности – добро, справедливость, руководствуйтесь чувством долга; не совпадают второстепенные этические моменты – не заостряйте на них внимание, если это не повредит вашей репутации. Логика, которой вы руководствуетесь, проста: на каждую конкретную выявленную причину, вызывающую неприятие партнера, вы отвечаете конкретным взвешенным действием.

Коммуникативную нетерпимость нельзя преодолеть при помощи эмоций, амбиций, взаимных упреков и прочих деструктивных средств воздействия.

Предлагаем вашему вниманию различные формулы самосознания, усвоив которые, можно повысить уровень коммуникативной толерантности. Возьмите на вооружение некоторые, наиболее привлекательные для вас.

Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом» (Муслим)

«Когда Аллах любит людей, Он посылает им испытания. Если же они проявляют довольство, то они и получат довольство. Те же, кто проявляет гнев, заслужат только гнев». Другая версия этого хадиса: «Поистине, величина награды соответствует величине испытаний и бед, и поистине, если Аллах любит какой-либо народ, то посылает на них испытания (беды). И тот, кто проявляет довольство (перед испытанием), тому тоже довольство Аллаха. Тот же, кто гневается, тому – гнев Аллаха» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

В хадисе, переданном Ат-Тирмизи, сказано: «Знай: то, что миновало, не должно было с тобой случиться, а то, что случилось с тобой, не должно было тебя миновать. И знай, что нет победы без терпения, находки без потери, облегчения без трудностей».

Передают со слов Абу Саида аль-Худри и Абу Хурайры, да будет доволен ими Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов» (Аль-Бухари). В другой версии этого хадиса говорится: «Какая бы печаль, тревога или беда не постигла верующего, это обязательно станет искуплением его грехов, даже если его просто уколет колючка» (Аль-Бухари)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Не перестанут испытания постигать верующего и верующую в их телах, в их имуществе, в их потомстве до тех пор, пока они не встретят своего Господа очищенными от грехов» (Ахмад, Бухари, Тирмизи). В другой версии этого хадиса говорится: «Мусульманин или мусульманка будут постоянно подвергаться испытаниям болезнями, имуществом, детьми, пока не встретят Аллаха чистыми, без всякого греха» (Ахмад)

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда Аллах желает блага для своего раба, Он наказывает его уже в этом мире. Если же Он желает для Своего раба плохое, то откладывает наказание до Судного дня» (Тирмизи, Ибн Маджа)

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается: «Однажды пришел бедуин, и Пророк ﷺ спросил его: «Болел ли ты когда-либо лихорадкой?» Бедуин спросил: «А что такое лихорадка?» Пророк ﷺ сказал ему: «Жар между кожей и мясом». Он ответил: «Нет». Затем Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Чувствовал ли ты когда-либо головную боль?» Бедуин спросил: «А что такое головная боль?» Пророк ﷺ сказал ему: «Сила, которая создает давление в голове, выбивая пот». Бедуин вновь ответил: «Нет». Когда же он ушел, Пророк ﷺ сказал: «Кто желает посмотреть на человека из обитателей Огня, то пусть посмотрит на него (на этого бедуина)» (Бухари)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды Пророк ﷺ проходил мимо женщины, которая плакала на могиле, и сказал: «Бойся Аллаха и проявляй терпение», на что она ответила, не узнав его: «Уходи отсюда, ибо ты не испытал такую беду». Когда же ей сообщили, что это был Пророк ﷺ она пришла к нему и извинилась за то, что не узнала его. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Терпение человека распознаётся в момент ниспослания беды» (Аль-Бухари)

Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я слышала, как Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кого-либо из рабов Аллаха постигнет несчастье, а он скажет: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение! О Аллах, вознагради меня в несчастье моем и дай мне взамен нечто лучшее!», то Всевышний непременно вознаградит его в беде и даст ему взамен нечто лучшее. И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне говорить Посланник Аллаха ﷺ, и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, – Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует» (Муслим)

«Ни одному человеку не даровано ничего лучшего и более обширного, чем терпение» (Муслим)

«Когда кого-либо постигает беда, и он прячет это, не жалуясь, тогда Аллах обязуется простить ему грехи» («Канзуль Уммал», №6696)

Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделен более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)». Или в другой версии: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости Аллаха, которыми Он вас облагодетельствовал» (Аль-Бухари, Муслим)

Аттау ибн Абу Рабах, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Меня спросил ибн Аббас: «Показать тебе женщину из обитателей Рая?» Я ответил: «Покажи». Он сказал: «Эта женщина (Умма Зафар, да будет доволен ею Аллах) пришла к Пророку ﷺ и сказала, что страдает от эпилепсии, и попросила его сделать дуа для её выздоровления. Пророк ﷺ ей сказал: «Если хочешь – прояви терпение и будет тебе Рай, или если хочешь, я попрошу Аллаха о здоровье для тебя». Она сказала, что проявит терпение, но попросила о дуа, чтоб она не оголялась, когда случается приступ, и он сделал дуа» (Аль- Бухари, Муслим)

Передано со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Аллах Всевышний говорит: «Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха» (Аль-Бухари)

Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил Джибрила, мир ему: "Какой была скорбь Якуба по Йусуфу?" Джибрил отвечал: "Она была равна скорби семидесяти матерей, потерявших своих сыновей!" "Тогда каким было воздаяние за это?" – спросил его Пророк ﷺ."Равное награде ста павших на пути Аллаха, ибо он ни на миг не терял надежды на Аллаха"» (Табари, XIII, 61; Суюти, ад-Дурруль-Мансур, IV, 570, Йусуф, 86)

Передано со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал: «Поистине, Аллах сказал: «Если подвергну Я испытанию раба Моего (, лишив его) двух его любимых, а он станет проявлять терпение, то возмещением ему от Меня послужит рай». Под «двумя любимыми» имеются в виду глаза. Другая версия этого хадиса: «Если я испытаю Моего раба его глазами (заберу зрение) и он проявит терпение, то я заменю ему это на Рай» (Аль-Бухари)

Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: “Однажды я зашел к Пророку ﷺ, страдавшему от сильной горячки, и сказал ему: “Какая у тебя сильная горячка!” И я спросил: “Это потому, что тебе предназначена двойная награда?” Он сказал: «Да, и любого мусульманина, который будет испытывать страдания, Аллах обязательно освободит от (бремени) его грехов подобно тому как дерево освобождается от своих листьев»” (Аль-Бухари). Другая версия этого хадиса:

Рассказывает Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах: «Однажды я пришел навестить Пророка ﷺ, который болел малярией. Я сказал ему: "О Посланник Аллаха! Это тяжелая болезнь, нелегкое испытание!" На что он отвечал: "Да, я испытываю то, что испытывают двое". "Тогда, наверняка, и воздаяние за это ты получишь вдвойне?" – спросил я. "Да, это так. Аллах прощает грехи мусульманина за всё, что он претерпевает: за колючку, что вонзилась в его ногу, и за более великие испытания. И грехи его осыпаются с него подобно листьям с дерева"» (Аль-Бухари, Муслим)

«Когда мусульманин находится среди людей и проявляет терпение (терпеливо относится к неприятностям, которые причиняют ему эти люди), он лучше мусульманина, который не находится среди людей (избегает людей) и не проявляет терпения (к их действиям)» (Ат-Тирмизи)

Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что иногда проходил месяц и огонь не зажигался в доме Пророка ﷺ. «Мы выживали только за счет фиников и воды» (Бухари)

«Когда Аллах посылает наказание на какой-нибудь народ, оно поражает собой всех тех, кто находится среди (этих людей), а потом их воскресят (и будут судить) по делам их» (Аль-Бухари)

«Не осуждай и не укоряй Аллаха в том, что Он предопределил тебе» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».

Пророк ﷺ говорил: «О люди, не желайте встречи с врагами и просите Аллаха о благополучии и избавлении, но если уж вы встретились с ними, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью ваших мечей!» (Аль-Бухари, Муслим)

От Асмы бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигла грусть, беда, болезнь или затруднение, скажет: “Аллах – мой Господь, нет у Него сотоварища” اللهُ رَبِّ، لاَشَرِيكَ لَهُ /Аллаху Рабби, ля шарика ляху/, то она (мольба) избавит его от всего этого» (Ат-Табарани)

«Поистине, может быть так, что человек имеет высокое положение перед Аллахом, которого он не достигает своими деяниями. И Аллах не перестает испытывать его тем, что ему неприятно, до тех пор, пока он не достигнет этого высокого положения» (Абу Я’ля, Ибн Хиббан). Другая версия этого хадиса:

«Когда Аллах предопределяет Своему рабу высокое положение, которого он не может достигнуть своими делами, Аллах испытывает его чем-либо в его теле, или же в его ребенке, или в его имуществе. После чего дарует ему терпение до тех пор, пока он не достигнет того высокого положения, которое ему предопределил Аллах, Свят Он и Велик» (Ахмад, Абу Дауд)

Сказал Сулейман ибн ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах: “Так как пророки будут теми, кто более других будет вознагражден, то они более остальных подвергались испытаниям и бедам, как это пришло в хадисе от Са‘да, да будет доволен им Аллах, который спросил Пророка ﷺ: «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» Посланник Аллаха ﷺ ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своим иманом), затем те, кто был ближе к этим праведникам. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хиббан)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кому Аллах желает блага, постигает что-либо из этого (болезней)» (Аль-Бухари)

Имам Ахмад приводит хадис от Махмуда ибн Лябида, да будет доволен им Аллах, что Пророк ﷺ сказал: «Если Аллах испытывает любовь к какому-либо народу, то Он посылает на него испытания (беды). Тот, кто будет проявлять терпение, то и для него терпение, кто же не проявит терпения, то и для него не будет терпения» (Ахмад, Аль-Байхаки)

Мусульмане не должны желать трудностей или же просить Аллаха об испытаниях и болезнях для того, чтобы получить ту великую награду, которую Аллах дает за терпение. В достоверном хадисе сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто кушает и благодарит за это Аллаха, достается награда того, кто постится и проявляет терпение» (Ахмад, Ибн Маджах)

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, говорил: «Для меня предпочтительней быть в благополучии и благодарить за это Аллаха, чем быть подвергнутым испытаниям и терпеть» (“Фатхуль-Бари” 6/179)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Лучшими проявлениями веры (имана) являются терпение (выносливость, стойкость) и великодушие (снисходительность)» (Ад-Дайлями, Аль-Бухари)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Терпение (спокойное преодоление трудностей без жалоб, но с надеждой на Господа) - это яркий свет» (Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «От материальных затрат на благодеяния достаток не уменьшается, а увеличивается; если человек будет притеснен, но проявит терпение (не ответит на зло злом), тогда Аллах непременно еще больше возвеличит его; и если человек откроет для себя дверь прошения (попрошайничества), тогда Аллах непременно откроет для него дверь нищеты (до тех пор, пока человек не изменит себя)» (Ахмад, ат-Тирмизи)

Аз-Зубайр бин ‘Ади, да будет доволен им Аллах, сказал: «(В своё время) мы пришли к Анасу бин Малику, да будет доволен им Аллах, и пожаловались ему на то, что нам пришлось претерпеть от аль-Хаджжаджа(, на что) он сказал: “Терпите, ибо какое бы время для вас ни пришло, после него обязательно настанут такие времена, которые окажутся ещe хуже (, и так будет продолжаться) до тех пор, пока вы не встретите Господа вашего. (Эти слова) я слышал от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”» (Аль-Бухари)

Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, нежели слабый. Хотя в каждом из них есть благо. Будь предельно целеустремлен в том, в чем есть для тебя благо. Проси Всевышнего о помощи и не проявляй слабости! Если уж постигло тебя что-то, то не говори: «Если бы я поступил так, то, воистину, все было бы иначе». Это «если бы» создает лазейку для проделок Сатаны. Скажи вместо этого: «Так определил Всевышний, свершив желаемое Им» (Муслим, хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах)

Однажды Пророк ﷺ пришел навестить одного тяжело больного человека и, увидев что тот совсем плох, спросил: «Разве ты не обращаешься с мольбами, разве ты не просишь у своего Господа?» Больной ответил: «Да, я говорю: “О Аллах, если Ты накажешь меня в Последней жизни, то лучше ускорь для меня наказание в мире этом». Пророк ﷺ сказал: «Свят Аллах! Поистине, ты не выдержишь этого! Почему бы тебе не говорить: “О Аллах, даруй нам благо в мире этом и в мире ином, и защити нас от мучений Огня”?!» После чего тот обратился к Аллаху с мольбой, и Он исцелил его» (Муслим)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не поступайте по отношению к себе сурово! Поистине, тех, кто жил до вас погубило то, что они проявляли суровость по отношению к себе. И вы можете найти оставшихся из них в кельях и монастырях» (Аль-Бухари)

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, обращался к Аллаху с такой мольбой: “О Аллах! Если Ты записал меня из числа несчастных, то сотри это и запиши меня из числа счастливых!” اللَّهُمَّ إِنْ كُنْتَ كَتَبْتَنِي شَقِياًّ فَامْحُنِي وَاكْتُبْنِي سَعِيدًا /Аллахумма ин кунта катабтани шакъийян фамхуни уактубни са‘идан/ (Aхмад)

От Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если тот, кого постигнет беспокойство или грусть, скажет:
“Аллах, поистине, я – Твой раб, и сын Твоего раба, и сын Твоей рабыни. Я подвластен Тебе, решения Твои обязательны для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Я заклинаю Тебя каждым из Твоих имен, которым Ты Сам Себя назвал, или ниспослал его в Книге Своей, или открыл его кому-либо из сотворенных Тобой, или оставил его скрытым ото всех, кроме Тебя, сделать Коран весной моего сердца, светом моей груди и причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства!”
أَللَّهُمَّ إِنِّي عَبْدُكَ، ابْنُ عَبْدِكَ، ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِي بِيَدِكَ مَاضٍ فِي حُكْمُكَ، عَدْلٌ فِي قَضَاؤُكَ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَلَكَ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ أَوْأَنْزَلْتَهُ فِي كِتَابِكَ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَدًا مِنْ خَلْقِكَ، أَوِاسْتَأْ ثَرْتَ بِهِ فِي عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِي، وَنُورَ صَدْرِي، وَجَلاَءَ حُزْنِي وَذَهَابَ هَمِّي
Аллахумма инни ‘абдук, ибну ‘абдик, ибну аматик, насыети биедик, мадын фи хукмук, ‘адлюн фи къада-ук, ас алюка бикулли-смин ху уаляк, саммайта бихи нафсак, ау анзальтаху фи китабик, ау ‘аллямтаху ахадан мин хъалькъик, аууиста‘ сарта бихи фи ‘ильмиль-гъейби ‘индак, ан тадж’аля Къурана раби’а къальби, уа нура садри, уа джаля-а хузни, уа захаба хамми,
- то Аллах Великий и Всемогущий обязательно избавит его от скорби и заменит его печаль радостью». Люди сказали: “О посланник Аллаха! Нам следует выучить эти слова?” Пророк ﷺ сказал: «Конечно. Тому, кто их услышал, следует их выучить» (Ахмад, Ибн Хиббан, ат-Табарани) .

От ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Кто увидит страдающего какой-либо болезнью и скажет:
“Хвала Аллаху, Который избавил меня от того, чем поразил тебя, и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал”
اَلْحَمْدُ لِلهِ الَّذِي عَافَانِي مِمَّاابْتَلَكَ بِهِ، وَفَضَّلَنِي عَلَى كَثِيرٍ مِمَّنْ خَلَقَ تَفْضِيلاً
Альхамду ли-Лляхи ллязи ‘афани миммабталяка бихи, уа фаддаляни ‘аля касирин мимман хъалякъа тафдылян, – того эта болезнь не постигнет» (Ат-Тирмизи, Ибн Маджа)

Терпение – прекрасная вещь, так как является частью веры в Всевышнего Аллаха, который может менять сердца людей. Иногда людям требуется время для того, чтобы смягчить свои сердца и изменить их положение. А Аллах Единственный, кому это подвластно. Мы знаем, что терпение – это неотъемлемая часть нашей веры. Какое терпение подразумевает ислам, и при каких условиях оно проявляется?

Терпение при ежедневных испытаниях

На нашем пути мы ежедневно сталкиваемся со сложностями, будь то устройство на работу, открытие своего дела или даже попытка женитьбы. Все это будет иметь влияние на нашу жизнь в мире вечном в зависимости от намерений. И терпение, которое мы проявляем в данных условиях, является требуемым усилием, чтобы завершить определенное дело лучшим способом.

Терпение в данном случае заключается в осознанности, здравом уме и получении правильного совета и следовании тем путем, которое будет лучше для обоих жизней.

Конечно, терпение не значит упрямство. Если существуют отчетливые знаки, что не лучшей идеей является следование данному пути, что может принести только вред, то лучше не продолжать и не упорствовать. Мудрость заключается в том, чтобы знать, чего требует определенная ситуация.

Терпение в вере

Самое главное испытание в жизни верующего – это испытание его веры. И от того, как он пройдет это испытание, зависит жизнь в мире вечном. Если человек сделает шаг навстречу Всевышнему, Он побежит к нему – таково обещание Аллаха. Если вы испытываете, что переживаете духовную пустоту, вернитесь к основам, т.е. обязательствам. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Религия проста, и кто обременяет себя в своей религии, не сможет в дальнейшем следовать ей».

Такое терпение заключается в осознании истинных ценностей, приоритетов и своего положения. Такое терпении – в следовании своей религии, несмотря на внешние обстоятельства и свои переживания и нахождении еще большего смысла в том, что ты уже делаешь. Последовательность в вере знак того, что человек не теряет надежды на Всевышнего Аллаха.

Терпение в религии начинается в беспрекословном и безусловном исполнении обязательных предписаний. Эта база, на которую накладываются остальные виды поклонения и укрепляется иман.

Терпение перед лицом несчастий

Жизнь не всегда радостна и безоблачна, иногда судьба преподносит несчастия и беды. Их тяжело перенести и выдержать вроде бы невозможно. Но как сказал Посланник Аллаха (мир ему):

«Терпение бывает на стыке с бедой, т.е. истинное терпение – это такое терпение, которое выявлено при первых ударах беды».

Человек, который проявляет терпение при первых ударах беды – это человек, который поистине с Аллахом, который осознает, что как радость, так и несчастье – все от Аллаха, и все испытание его веры и не перестает уповать на Аллаха. В Коране сказано:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2: 155-56).

Терпение проявляется тогда, когда мы знаем, что подвергаемся испытанию, в которых заключена своя великая цель.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

Конечно, это естественно чувствовать грусть и печаль, когда нас постигают беды. Наша вера не забывает что мы люди и не запрещает нам проявлять эти чувства. Он лишь не позволяет нам затушить теплый огонек надежды на лучшее и обретения покоя. Когда умер сын Пророка (мир ему), Он (мир ему) сказал:

«Плачут глаза, и скорбит сердце, но мы говорим только то, чем доволен Аллах».

В таком случае терпение означает не отчаяние. Для грусти и скорби есть свое время, но облегчение для верующего настигает в тот момент, когда он осознает, что во всем – великая мудрость Аллаха. И в случае бед и несчастий терпение – это не выражение отчаяния, это позволение грусти, но также продолжение следования пути. И утешение находится в:

«Что бы ни постигло мусульманина, будь о утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов».

Терпение в отношениях с людьми

Люди, которых мы встречаем на своем пути, также являются нашим испытанием. Есть люди, которые испытывают наше терпение. Это могут быть наши родители, братья, сестры, наши друзья и коллеги. Всевышний сказал в Коране:

«Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь - Видящий» (25:20).

Терпение проявляется в нашем отношении, реакции. Терпение в том, чтобы не озлобиться или унизить или обидеть человека. Кроме того, терпение заключается в отдалении от злословия и сплетен. Проявляя терпение к человеку, который может нас раздражать, мы воздерживаемся от запретного.

Марина Никитина

Терпение – это такая полезная человеческая способность, характеризующаяся умением сохранять спокойствие при непредвиденных, меняющихся обстоятельствах. Также это качество помогает нормально переносить то, с чем не согласен или “бодриться” при негативном, независящем от тебя в данный момент положении дел. К терпению приходят мудрые, наученные жизнью люди, когда им приходится принимать внешние или внутренние факторы как таковые. Как научиться терпеть? Нужно уметь , проявляя эмоциональную и духовную зрелость.

Преимущества терпения или зачем оно нужно

В непредсказуемой жизни никому не помешает иметь терпение, ведь так часто его не хватает, чтобы переживать , выбивающие из колеи. И когда негде уже черпать силы, поднимаются откуда-то из глубины внутренние, скрытые ранее резервы в виде терпеливости и помогают становиться сильнее.

Как развить терпение – хороший вопрос, но посмотрим сначала для чего это нужно. Итак, преимущества терпения:

Непоколебимость.
Способность “прыгать выше головы”.
Дополнительная сила.
суете и беспокойствам.
Вместе с терпением появляется надежда на светлое будущее.
Вы и гневливости.

Терпение хорошо развивает практика общения с разными людьми. По причине неидеальности мира, в котором мы с вами живем, чрезвычайно полезно развивать терпеливость по отношению к другим людям. Вы сможете перестать их поучать, все равно пустая критика приводит лишь к озлобленности и обиде, а не к изменениям конструктивным. Вместе с адекватным отношением к окружающим вы повышаете терпимость к самому себе и не “опускаете руки” при малейших трудностях.

Как развить терпение и выдержку

Для того чтобы научиться ждать и терпеть, необходимо изучить несколько несложных правил:

Если наступает момент, когда выдержка вот-вот вас подведет, не спешите “взрываться”. Посчитайте до десяти (до двадцати в особо сложных случаях), а потом реагируйте. Недовольство и злость останутся, но не будут уже такими “бурлящими”.

Энергия отрицания или неприятия переполняет вас, но “изливать” эти эмоции наружу неприемлемо? Тогда займитесь физическими упражнениями. Это позволит направить часть “взрывной волны” вашего нетерпения в более полезное русло.
Возьмите в привычку при каждом удобном случае делать упражнение “ ”.

Суть упражнения: представляйте, что было до беспокоящего вас события, подумайте, что к нему привело. Ответьте на вопрос: сколько миллиардов людей жило до вас и будет жить на земле после вас? Поймите, что наверняка они тоже испытывали трудности. Хотя они отличались от конкретно ваших проблем несдержанности, но внутренний смысл тот же: все мы функционируем, производим действия, которые становятся для нас сиюминутно важными, но ничего не значащими по прошествии небольшого отрезка времени и взгляда на проблему “с высоты прожитых лет”.

Обратите внимание на то, как вас тяготят невыполненные дела, брошенные на полпути. Старайтесь не допускать этого.

Попробуйте попрактиковаться в дыхательной гимнастике. Есть несколько методик по выполнению такой гимнастики: со специальным аппаратом, дыхание животом без аппарата, под секундомер или музыку.

Как развить терпение с помощью подобных тренировок? Очень просто: постепенно и спокойно выполняйте все рекомендации, указанные в описании техники дыхания. Уже через неделю – две вы почувствуете изменения. Кроме этого, улучшите свое здоровье, ведь дыхательные техники запускают механизмы оздоровления за счет увеличения углекислоты в организме и прекращают так называемое переокисление клеток (кислородное отравление).

Каждый день по возможности контролируйте свои промежуточные результаты работы над собой. При удаче похвалите себя, ведь вы заслужили.
Занимайтесь любимым делом хоть пару часов в неделю, если слишком сильно заняты. Удовлетворенный человек не будет терять .
Не забывайте следить за своим физическим здоровьем и всячески его поддерживать: здоровый и счастливый человек не станет выходить из себя по мелочам.

Терпение хорошо развивает воинственное отношение к работе над собой. Воспринимайте нетерпимость, как поражение, тогда каждый раз при возникновении предпосылок для потери терпения, говорите себе: “Нет, я не сдамся!”, “Меня так просто не возьмешь!”, “Я все преодолею”, “Я все смогу”. Чувствуйте себя воином, преодолевающим трудности и закаляющем дух и выдержку в бою с собой. Вы удивитесь приятным ощущениям, возникающим в тот момент, когда одерживаете первую маленькую победу над несдержанностью. Сразу захочется побеждать еще и еще.

Трудно только начать, поверить в себя, в то, что вы и с этим справитесь. Ни в коем случае не говорите “Не могу”. Когда вы делаете такое утверждение, вы и правда не можете. Пусть мысль летит впереди дела: да, сразу вы действительно не можете научиться терпеть, но надо сделать установку: “Я смогу не нервничать!”, “Я могу больше!”, “Я справлюсь со злостью” и так далее. Вот тогда весь остальной организм вместе с сознанием и подсознанием не сможет не подчиниться такому напору.

Подсознание руководит нами, но только пока мы прячемся от осознания настоящего положения дел, от правды, врем себе. Когда посмотрите реальности в глаза и точно узнаете (но без осуждения) свои недостатки или то, над чем еще нужно поработать, согласие всех внутренних и внешних процессов придет, а нетерпение – уйдет. Ведь нетерпение связано с непониманием и неприятием, чего у вас уже не останется.

Как развить терпение: альтернативные варианты

Дополнительные советы и идеи по тренировкам терпению:

Ведь для занятий нужно огромное количества спокойствия и терпения, чего так не хватает западному человеку.
Пойдите на длинную оперу в трех-четырех действиях, если вы не относитесь к почитателям этого вида искусства.
и способ почувствовать себя изменяющейся частичкой огромного, кажущегося суетливым, мира. Попробуйте заниматься самостоятельно либо запишитесь на соответствующие курсы по медитации.

Помните, как сказал почтальон Печкин: “Это я почему злой был? Потому что у меня велосипеда не было”? Вот и вам нужно обязательно найти этот свой “велосипед”, то есть дело, хобби, увлечение, которым вам нравится заниматься. Не страшно, если на это занятие нужно тратить время и силы, которых и так не остается после тяжелого трудового дня. Помните, что лучший отдых – это смена деятельности. Гораздо больше пользы будет от потраченных усилий на занятие спортом или моделированием самолетов, например, чем от “отдыха” на диване, который не приносит реального освобождения от гнета проблем.

Огорчения при неудачах отодвигают саморазвитие назад, поэтому вместо того, чтобы бесполезно тратить внутреннюю энергию на самобичевание, проанализируйте произошедшее. Пока причина неудачи не найдена и не устранена, прогресса не ждите. Ошибка, из-за которой произошла неудача, будет повторяться снова. Проявите к себе уважение и хладнокровно разберите свое поведение по такой схеме: “причина-следствие”. То звено, где допущена оплошность, обдумайте и запомните. Теперь вы предотвратите такую же ошибку в будущем, а это еще один маленький шаг к цели.

На вопрос “Как развить терпение и выдержку?” нет одного на всех ответа, ведь проблемы разноплановые, значит, и решения тоже разные. Если что-то постоянно выводит вас из состояния равновесия, то надо первым делом разобраться, что именно и почему. Ведь если вы волевым усилием сдерживаетесь, это – не терпение, а насилие над собой. Гораздо проще и правильнее устранить причину, чем постоянно бороться с ее проявлениями.

29 марта 2014, 15:26