Всеволод руднев краткая биография. Руднев всеволод федорович


Руднев Всеволод Федорович- (19 (31) августа 1855, Динамюнде, Рижская губерния - 7 (20) июля 1913, Мышенки, Тульская губерния) - герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо. В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых европейцев и первым русским, получившим этот орден. Подвигу моряков «Варяга» посвящены известные песни «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»» и «Плещут холодные волны».

15 сентября 1872 года Всеволод Руднев поступил Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров ВМФ - Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память боевых заслуг его отца (на что было указание управляющего Морским министерством).

На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873-1875 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю (в летнее время). 16 октября 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.

Весной 1876 года сдал выпускные экзамены на отлично и получил Нахимовскую премию. 1 мая этого года получил воинское звание «гардемарин» (с 1860 по 1882 годы звание гардемарина существовало как строевое, тогда как в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений).

Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года - в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход Всеволода Руднева. Кроме обязанностей матроса, он нёс офицерскую вахту, на практике обучаясь ремеслу моряка.

Руднев был хорошо аттестован командиром учебного фрегата и 30 августа 1877 года получил чин мичмана. С сентября 1877 года Руднев находился на годичных курсах во флотской стрелковой роте (туда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров).16 апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка» (туда он был назначен приказом главного командира Кронштадтского порта). Командиром крейсера был капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев. Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. 6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере. 1 января 1882 года ему присвоили звание лейтенанта. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу - «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880-1883 годах».
После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю (1884-1887), а в 1886 году участвовал в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.
В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1-го ранга Н. К. Шван был героем обороны Севастополя в Крымской войне.
C 1 августа 1889 года В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е. И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в манёврах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.
4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт. В 1891 году он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».
В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции. С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании.
Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».
В декабре 1897 года Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. «Гремящий» отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка - сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность.
31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».
В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный для России. Руднев привёл его из порта города Эльбинга в Германии в Кронштадт. Поход оказался нелёгким - их преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее, миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.

В 1900 году в Порт-Артуре проводились обширные работы по его модернизации: были проведены дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона.
В том же 1900-м Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В тов время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана 1-го ранга.

Крейсер «Варяг»В декабре 1902 года вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.
Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.

Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в ктором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.
26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра остановилась на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли.
Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.
В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее:"Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятию. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать."
Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама», с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь, в основном по «Варягу». Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. Огнём с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо», и потоплен один миноносец. Согласно японским сведениям, попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 % орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненый в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.
В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.
Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.
После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Современный человек по сути своей - большой зазнайка. Мы привыкли считать себя венцом творения, до появления которого наша планета и её обитатели представляли собой нечто первозданно дикое на протяжении тысяч и миллионов лет. Но таким ли было то отдалённое прошлое в действительности? Куда же исчезли все эти пугающе далёкие от нас цивилизации?

Отечественная война 1812 года, казалось бы, освещена сполна в исторической и художественной литературе. Однако некоторые аспекты этого эпохального события рассмотрены вскользь либо вовсе отставлены в сторону, что искажает общую картину и умаляет значимость столь грандиозного сюжета нашей истории.

Для протестантов-меннонитов, вынужденных бежать из Пруссии в Российскую империю, настоящим «райским уголком» стала Хортицкая волость Екатеринославской губернии, ныне входящая в территорию современной Украины.

Мир спорта - это арена ожесточённой борьбы, схватка воль и амбиций. И иногда свою правоту не удаётся защитить в пределах спортивной площадки. Так произошло в мае 1972 года, когда в финале Кубка обладателей кубков (нынешняя Лига Европы) встретились два футбольных гранда - шотландский «Глазго Рейнджерс» и московское «Динамо»…

В честь этого морского разбойника назван знаменитый ром «Кэптэн Морган Блэк Лэйбл». Тот же человек послужил прототипом главного героя в романе Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада». Добро, награбленное корсаром по кличке Жестокий, стало основой процветания династии американских банкиров и промышленников Морганов, которые отнюдь не скрывают, что их предок был известным пиратом и авантюристом.

Далеко-далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве под названием Тунис жил-был могучий владыка по имени Бен Али. Но так как в XX веке немодно и непрестижно именоваться царём или королём, Бен Али принял на себя звание президента Республики Тунис. И власти у него от этого ничуть не убавилось, а даже многократно приумножилось.

Учёные всего мира уже давно обратили внимание на странное отсутствие каких бы то ни было исторических свидетельств по поводу существования в реальности Иисуса Христа. Ни один из писателей того времени о нём не упоминает. Как же в таком случае за сравнительно короткий период времени появились десятки и сотни Евангелий о жизни Христа и о его чудесах (из этих Евангелий Церковь впоследствии признала истинными только четыре), что послужило их основой? Ясно, что они не могли просто возникнуть в чьей-то голове как некая литературная фантазия. Евангелия должны были базироваться на каком-то первоисточнике.

Киевский князь Ярослав Мудрый по меркам XI века считался одним из самых богатых и могущественных правителей мира. Для многих королей тогдашней Европы было честью породниться с ним.

Вглядитесь в его портрет. Во всем облике — достоинство. Благородное лицо, умные глаза. Настоящий русский офицер — храбрый, верный воинскому долгу. Таким был Всеволод Федорович Руднев, контр-адмирал Русского Императорского флота, командир «Варяга». Флотоводец принял всего одно сражение в жизни, но какое!

Отцовское напутствие

В 1946 году на экраны вышел художественный фильм «Крейсер Варяг». Роль Руднева исполнил замечательный артист, к тому времени двукратный лауреат Сталинской премии (всего у него пять таких званий), Борис Ливанов . Это была классика советского батального кино. Герой Ливанова потрясал отвагой, внушал уважение словами и поступками. Конечно, артист никогда не видел и не слышал адмирала, но своей блестящей игрой сумел убедить зрителей, что Всеволод Руднев был именно таким, каким он его сыграл…

Командир «Варяга» — выходец из старинного рода дворян Тульской губернии. И традиции у того рода были славными. Предок контр-адмирала — матрос Семен Руднев храбро бился с турками под Азовом в конце XVII века и получил офицерское звание указом Петра Первого .

Продолжил традицию рода отец контр-адмирала — Федор Руднев , также доблестно сражавшийся с турками. Он участвовал в сражениях на Черном, в Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя и дослужился до капитана первого ранга.

Ну а Рудневу-сыну сам бог велел бороздить моря и океаны. Он хорошо запомнил слова батюшки: «На твою долю выпадает честь отметить 200-летие службы Рудневых Российскому флоту. Помни — среди Рудневых трусов и изменников не было. Не склоняй головы перед врагом, пока она цела. Не спускай пред ним флага!»

Учеба, служба, кругосветки

Дебют Руднева был блестящим — морское училище, диплом с отличием и Нахимовская премия. Затем первое заграничное плавание — больше года — на учебном фрегате «Петропавловск». Служил гардемарин Руднев на том корабле простым матросом и испытал все тяготы и превратности морской службы.

Потом было новое заграничное плавание — уже на крейсере «Африка». Корабль шел длинным извилистым путем, заходя в порты Англии, Франции, Италии, Греции, Турции. Впечатления о том путешествии Руднев изложил в книге «Кругосветное плавание на крейсере «Африка».

Потом были другие кругосветки, новые назначения, повышения в чине. Куда только не забрасывали Руднева начальство и судьба! Он командовал портовым пароходом «Работник», броненосцами «Адмирал Грейг» и «Чародейка», миноносцами «Котлин» и «Выборг», канонерской лодкой «Гремящий». В общей сложности он служил на семнадцати кораблях.

В декабре 1901-го 46-летний Руднев «догнал» отца, став капитаном первого ранга. А спустя ровно год вышел приказ Морского министерства о его назначении командиром нового крейсера «Варяг», вошедшего в состав Порт-Артурской эскадры.

Этот 4-трубный, двухмачтовый, хорошо вооруженный крейсер, построенный в Филадельфии по заказу адмиралтейства России, считался одним из лучших в военном флоте империи. Но был не без «греха» — в частности, скорость была ниже проектной, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. Все это отозвалось печальным эхом во время сражения с японской эскадрой.

Война была уже рядом. И встретить ее «Варягу» было суждено у корейского порта Чемульпо. Туда за месяц до начала боевых действий был направлен крейсер. Его задачей была охрана русской миссии.

Крейсер "Варяг" 1904 год (Фото: wikimedia)

«Мы идем на прорыв…»

26 января 1904 года японская эскадра подошла к порту Чемульпо. Пушки шести крейсеров и восьми миноносцев Страны восходящего солнца угрожающе уставились на «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец», которые стояли на внутреннем рейде. Это была не только демонстрация силы — на следующий день Руднев получил ультиматум контр-адмирала Сотокити Уриу . Поскольку началась война между двумя странами, японцы требовали покинуть Чемульпо до полудня. В противном случае они угрожали открыть огонь по русским кораблям прямо в нейтральном порту.

Дальнейшее известно — «Варяг» и «Кореец» под командованием капитана второго ранга Григория Беляева приняли жестокий, неравный бой. Перед сражением Руднев обратился к экипажу: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Не сдадим крейсер и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, особенно комендоры. Каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. Итак, смело в бой, за честь нашего флага! Ура!». Матросы ответили своим троекратным «Ура!»

27 января 1904 года в 11 часов 10 минут на крейсере «Варяг» прозвучал сигнал: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десть минут корабль под величественные звуки гимна «Боже, царя храни», начал свой последний парад…

Сражение, длившееся немногим более часа, вошло в историю. Русские сражались с невиданной храбростью. Смертельным дождем сыпалась картечь, море кипело от взрывов, обдавая палубу крейсера осколками снарядов и потоками воды. Все было почти как в песне, которую сложил немец Рудольф Грейнц : «И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг подобен кромешному аду…».

В ходе боя один офицер и 30 матросов «Варяга» были убиты, шесть офицеров и 85 нижних чинов получили ранения и контузии. Около ста моряков отделались легкими повреждениями.

Сам Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Героически сражались многие матросы, которые, не обращая внимания на ураганный огонь, не покидали своих позиций. «Варяг» получил многочисленные повреждения, но и сам изрядно потрепал врага — его орудия причинили серьезные повреждения крейсерам «Асама», «Чиода», «Такачихо» и потопили один миноносец. Впрочем, японцы утверждали, что попаданий в их корабли не было. Однако в это не очень верится — за несколько месяцев до сражения «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры и, выпалив 145 раз, трижды поразил цель. А в бою с японцами крейсер выпустил 1105 снарядов!

«Варяг» после боя в бухте Чемульпо (Фото: wikimedia)

Встреча на Родине

Разбитый крейсер и канонерка вернулись в порт, где его восторженно встретили моряки иностранных судов, стоявших в порту Чемульпо. Капитан французского крейсера, увидевший «Варяг», был в ужасе: «…палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…».

После совещания с офицерами крейсера и командиром «Корейца» Беляевым, Руднев принял решение снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерку взорвать…

Через некоторое время «Варяг» был поднят японцами со дна Тихого океана, отремонтирован и введен в состав Императорского флота под названием «Соя». Во время Первой мировой войны Россия выкупила легендарный крейсер. Но через несколько лет он снова лег на дно — на сей раз у побережья Шотландии.

…В Чемульпо морякам «Варяга» оказали необходимую помощь, разместили на иностранных крейсерах — британском «Тэлботе», итальянском «Эльба» и французском «Паскале». И лишь командир американского крейсера «Виксбург» отказался взять на борт русских, ограничившись присылкой врача. Но Руднев от такой помощи отказался. Французские газеты писали: «Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций».

Когда моряки «Варяга» и «Корейца» вернулись на Родину, их встретили как героев. Офицеры и командир крейсера были удостоены орденов Святого Георгия, матросов наградили Георгиевскими крестами и выдали каждому золотые и серебряные часы с надписью «Герою Чемульпо».

Герои удостоились аудиенции у императора. «Я счастлив, братцы, видеть вас всех здоровыми и благополучно вернувшимися, — сказал Николай Второй. — Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов… От души спасибо вам, что поддержали честь Андреевского флага и достоинство Великой Святой Руси».

император Николай II приветствует вернувшихся на родину геров-моряков с "Варяга" у Зимнего дворца 16 апреля 1904 года (Фото: Репродукция Катаев Виктор/ ТАСС)

Награда от врага

Любопытно, что Руднев получил еще один знак признания, причем, от… своих врагов. В 1907 году японский император Муцухито, восхищенный мужеством русских моряков, наградил его орденом Восходящего солнца. Всеволод Федорович, хотя и принял орден, никогда его не носил. К слову, Руднев стал одним из первых европейцев, получившим эту награду.

Казалось, что остаток жизни Руднев проведет согретый яркими лучами славы. Однако он быстро угодил в опалу. Всеволод Федорович, получивший назначение на эскадренный броненосец «Андрей Первозванный», в ноябре 1905 года отказался воздействовать на революционно настроенных матросов своего экипажа. Вольнодумец был немедленно уволен со службы, ему запретили посещать корабли и флотские экипажи и предложили покинуть Санкт-Петербург. Правда, напоследок, учитывая прежние заслуги, Руднева произвели в контр-адмиралы.

Наступил период изгнания, впрочем, недолгий. Уязвленный герой уединился в Тульской губернии — в имении в селе Мышенки Алексинского уезда (сейчас это Заокский район). Увы, летом 1913 года здоровье Руднева резко ухудшилось — сказались и контузия, и тяжелая рана, полученные при сражении в Чемульпо…

57-летний контр-адмирал был скромно, без воинских почестей был предан земле в селе Савино. Единственным военным, который присутствовал на его похоронах, был бывший сослуживец и старый друг Руднева адмирал Абрамов .

Вечная память

О корабле и его героическом экипаже долго не упоминали. Вспомнили только через полвека — к 50-летию сражения у Чемульпо, 8 февраля 1954 года вышел указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении медалью «За отвагу» моряков крейсера «Варяг». Удалось отыскать 50 человек — им вручили не только награды, но и установили персональные пенсии. Самому старшему из моряков легендарного крейсера — Федору Семенову — было 80 лет.

На родине Всеволода Руднева в Тульской области открыт музей его имени. Памятник командиру крейсера установлен в селе Савино и в городе Новомосковске, неподалеку от места, где находилось родовое имение Рудневых. Улицы, названные его именем, находятся во многих городах страны, в том числе и в Москве.

Сейчас в составе Тихоокеанского флота России несет службу гвардейский ракетный крейсер «Варяг». Это и есть связь времен. В наше время другое поколение российских моряков охраняет рубежи родины.

В начале русско-японской войны весь мир облетела весть о подвиге русского крейсера "Варяг". Выдержав неравный бой с японской эскадрой и не спустив флага перед неприятелем, русские моряки сами потопили свой корабль, лишенный возможности продолжать бой, но не сдались врагу. Командовал крейсером капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, опытный морской офицер.


Выходец из дворян Тульской губернии, Всеволод Федорович Руднев родился 19 августа 1855 года, когда отец его капитан 2-го ранга Федор Николаевич Руднев состоял командиром Рижской брандвахты.

Предки Рудневых с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Веневского уезда Тульской губернии. Пращур Всеволода Федоровича, рядовой матрос Семен Руднев, отличился в 1696 году в бою под Азовом и за храбрость получил по указу Петра I чин офицера.

Отец Всеволода Федоровича Федор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Отец В. Ф. Руднева умер в 1864 году, и мать, Александра Петровна, переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в тогдашней России учебное заведение, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев был принят па казенное обеспечение в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев был зачислен на действительную службу и в летние месяцы 1873-1875 годов находился в учебных плаваниях по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его произвели в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Получив назначение на учебный фрегат "Петропавловск", он с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находился в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, практически осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" дал гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года В. Ф. Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман В. Ф. Руднев был назначен в новое заграничное плавание на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года В. Ф. Руднев становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден.

Об этом поучительном и трудном плавании В. Ф. Руднев рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находился в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году В. Ф. Руднев был назначен командиром парового военного транспорта "Петр Великий", построенного для России во Франции, принял его и привел в Кронштадт.

В этом же году В. Ф. Руднев женился на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова в заграничном плавании на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получил чин капитана 2-го ранга, а в декабре был назначен старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шел на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. Броненосец, пробыв почти год в водах Греции, ушел затем в кругосветное плавание, с 1 января по 9 декабря 1895 года. По прибытии в Кронштадт В. Ф. Руднев получил приказ о назначении его командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев был назначен командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года ушла в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев стал старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где была база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота па Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. В это время в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, будучи членом городской санитарной комиссии и санитарным попечителем участка морского ведомства, принял энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполнял обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвовал в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг". К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

Крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1-го ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-миллиметровых (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было установлено двенадцать 75-миллиметровых орудий, восемь 47-миллиметровых скорострельных пушек, две 37-миллиметровые пушки, а также две 64-миллиметровые пушки Барановского на колесных лафетах для вооружения корабельного десанта. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов. Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров. Действуя в составе эскадры, крейсер должен был играть роль быстроходного и сильного разведчика, способного самостоятельно нести бой.

Однако "Варяг" имел ряд серьезных недостатков: машины его часто выходили из строя, перегревались опорные подшипники гребных валов, очень сложны были в эксплуатации паровые котлы, действительная скорость была значительно ниже проектной, особенно при длительных переходах, отсутствовало прикрытие орудийной прислуги от осколков снарядов. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Эти недостатки сказались при переходе из Кронштадта в Порт-Артур, а затем и во время боя у Чемульпо.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года. А в воздухе уже пахло грозой!

Обстановка па Тихом океане была напряженной. Япония, подогреваемая империалистами США и Англии, усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах. Русское командование не сумело разгадать замыслы японцев, до самого последнего момента считая, что Япония не посмеет напасть первой. А именно так и случилось.

К началу войны главные силы Тихоокеанского флота России находились в Порт-Артуре. Это была 1-я Тихоокеанская эскадра под командованием вице-адмирала О. В. Старка в составе семи эскадренных броненосцев, девяти крейсеров, четырех канонерских лодок, 27 минных крейсеров и эскадренных миноносцев.

13 ночь на 27 января 1904 года десять японских миноносцев внезапно атаковали русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура и повредили два броненосца и один крейсер. Утром к Порт-Артуру подошли главные силы японского флота под командованием адмирала Того (шесть броненосцев, пять броненосных крейсеров и четыре крейсера), стремясь уничтожить ослабленную русскую эскадру, но были отогнаны огнем береговых батарей. Одновременно другая японская эскадра напала па русские корабли в корейском порту Чемульпо (ныне Инчхон).

За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке генерал-адмирал Е. И. Алексеев направил крейсер "Парят" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской миссии в Корее и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде.

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер "Тэлбот", итальянский крейсер "Эльба", французский крейсер "Паскаль" и американская канонерская лодка "Виксбург".

Рано утром 27 января 1904 года В. Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала Уриу с требованием покинуть Чемульпо до полудня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту. Это было грубым нарушением международного права.

10 часов 30 минут. Команды "Варяга" и "Корейца" пообедали, прозвучал сигнал: "Все наверх к построению!"

11 часов. Вся команда "Варяга" построена на верхней палубе. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

11 часов 20 минут. Крейсер снялся с якоря и направился к выходу с рейда. В кильватере следовала канонерка "Кореец".

11 часов 25 минут. Пробили боевую тревогу. Руднев еще раз подтвердил свое приказание строго выполнять пункт Морского устава, составленного Петром Первым: "Корабли российские ни перед кем не должны спускать своего флага". У выхода из залива, на траверзе острова Иодольми, японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русскому крейсеру путь в открытое море. Шесть первоклассных японских крейсеров "Асама", "Панина", "Такачихо", "Нийтака", "Акаси" и "Чиода" заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа.

11 часов 45 минут. С броненосного крейсера "Асама" раздается первый выстрел, а вслед за ним вся эскадра противника открывает огонь. "Варяг" не отвечает - он идет на сближение. И лишь когда дистанция сократилась до верного выстрела, Руднев приказал открыть огонь. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Крупный снаряд с японского крейсера "Асама" разрушил мостик на "Варяге", вызвал пожар в штурманской рубке, вывел из строя дальномерный пост № 1. Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", а крейсер "Такачихо" был настолько серьезно поврежден, что вскоре затонул. Когда к "Варягу" устремились японские миноносцы, чтобы произвести торпедную атаку, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец.

12 часов 45 минут. Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудии было разбито. Руднев принимает решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал командира. Открываются кингстоны, хлещет вспенившаяся вода, и крейсер начинает погружаться в море.

15 часов 55 минут. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покидает борт своего корабля, гибнущего, но не сдавшегося врагу. Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись па родину, где их восторженно встретил русский народ. В одесском порту героям-морякам вручили георгиевские кресты. В. Ф. Руднев был награжден орденом Георгия 4-й степени. Была учреждена медаль "За бой" "Варяга" и "Корейца". С большой сердечностью принимала героев "Варяга" тульская земля. По свидетельству старшего сына В. Ф. Руднева, Николая Всеволодовича, на станции Скуратове командиру крейсера поднесли хлеб-соль на серебряном блюде. Среди выгравированных на нем фамилий стояло: "Толстой, Толстая, Толстые". Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Туляки преподнесли Рудневу модель морской скорострельной пушки с надписью: "Герою-земляку В. Ф. Рудневу от рабочих Тульского оружейного завода".

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный". В ноябре 1905 года за отказ принять репрессивные меры против революционных матросов своего экипажа В. Ф. Руднев был уволен в отставку в чине контр-адмирала. Через некоторое время он уехал в Тульскую губернию и поселился в небольшой усадьбе при деревне Мышенки Алексииского уезда, в трех верстах от станции Тарусская. 7 июля 1913 года В. Ф. Руднев скончался. Могила его находится в селе Савино Заокского района Тульской области. По решению Советского правительства в Туле 30 сентября 1956 года был установлен памятник командиру крейсера "Варяг" В. Ф. Рудневу.

А в составе Краснознаменного Тихоокеанского флота нашей страны несет ныне свою службу гвардейский ракетный крейсер, носящий гордое имя "Варяг". Многие молодые туляки служат на этом современном корабле, наследнике славных боевых традиций "Варяга".

Записки русского адмирала
Всеволод Фёдорович Руднев
Из воспоминаний командира крейсера «Варяг» Всеволод Руднев _ 04.10.2013
Комментарии Версия для печати Из газеты СТОЛЕТИЕ

27 января (9 февраля) 1904 г., отстаивая честь России, крейсер «Варяг» один принял бой с японской эскадрой (6

Крейсеров и 8 миноносцев). Этот бой памятен всем нам. Он принадлежит Вечности. Народ помнит священный подвиг

«Варяга» и его славного командира. Это подвиг мученического стояния, подвиг, ставший прочным символом несгибаемого

Великого русского духа.

Итальянская газета «Matino» писала: «На мостике “Варяга” неподвижно и спокойно стоял его красавец командир. Громовое

“ура!” вырвалось из груди всех и раскатывалось вокруг. На всех судах музыка играла русский гимн, подхваченный

Экипажами, на что на русских судах отвечали тем же величественным и воинственным гимном. Воздух был чист и море

Успокаивалось. Подвиг великого самопожертвования принимал эпические размеры»…

Будучи на покое (в 1905 г. вследствие интриг Руднев был отправлен в отставку, проживал в деревне Мышенки Тульской

Губернии), контр-адмирал написал пространный очерк «Бой “Варяга” у Чемульпо 27-го января 1904 года» (СПб., 1907),

Затем автобиографическую книгу «Кругосветное путешествие крейсера “Африка” в 1880-1883 гг.» (СПб., 1909), работал он

И над мемуарами, но, увы, рукопись пропала во время гражданской войны. До конца дней своих занимался он делами

Мирскими, хозяйственными, попечительствовал земским школам, был ктитором храма Казанской иконы Божией Матери в селе

Савине Тульской губ. (ныне там музей Руднева), где и обрёл он последний приют. Скончался народный герой 100 лет

Если о бое «Варяга» мы знаем почти всё, то рассказ о путешествии на «Африке» сегодня остаётся достоянием лишь узкого

Круга специалистов, книга никогда не переиздавалась, между тем она примечательна во многих отношениях - во-первых,

Это документ эпохи, русского морского уклада и быта, службы; череда интереснейших зарисовок далёких, таинственных

Стран и их обитателей плавно разворачивается на её страницах. Во-вторых, сочинение это, несомненно, передаёт живое

Дыхание времени благодаря наблюдательности автора (который часто в повествовании называет себя лейтенантом Р., ведя

Разговор от третьего лица), оно, в известной степени, помогает составить верное суждение о личности молодого офицера

Человека высокой культуры, примерного, исполнительного, честного, с непременным чувством долга, служения

Отечеству, преданности Государю. А вертикалью этого характера положительно представляется истинная доброта, любовь к

Ближнему и светлое православное мировидение. Все эти качества, укрепившиеся с годами, скажутся в командире «Варяга»

В момент славной битвы, о которой и по сей день народ поёт песни. И если во время командования «Варягом» образ

Руднева видится подобным эпическому монументу, то в период плавания на «Африке» - это ещё молодой, набирающий силы и

Всеволод Фёдорович накрепко запомнил отеческую заповедь: «На твою долю выпадает честь отметить 200-летие службы

Рудневых Российскому флоту. Помни - среди Рудневых трусов и изменников не было. Не склоняй головы перед врагом, пока

Она цела. Не спускай пред ним флага!»

Итак… в апреле 1880 г. Руднев был назначен на крейсер «Африка».

«В 1880 году в виду ожидавшихся политических осложнений на Дальнем Востоке, из Кронштадта были отправлены несколько

Судов на пополнение эскадры Тихого океана. <…> Впоследствии политические тучи рассеялись, суда вернулись, но на долю

„Африки" все-таки выпало крайне редкое и интересное плавание… <…>» В трёхлетней кругосветке предстояло выполнять

Морскую программу Правительства по исследованию Мирового океана.

«[Индийский океан] встретил нас не особенно милостиво, хотя мы попали сразу в попутный муссон; сильный ветер

Прибавлял ходу, но вместе с тем не оставлял крейсер в покое, заставляя его качаться со стороны в сторону довольно

Ревностно, причем размахи доходили до 30 и более градусов. Вдобавок к этому влажность воздуха, при сильной жаре,

Была настолько велика, что все делалось мокрым: и постель, и белье, и платье на себе. Горячей пищей не всегда

Пользовались, сначала повару удалось сварить суп, но услужливый муссон выплеснул его из кастрюли. Дальше уж не

Помню, что и как он готовил, но только мы с нетерпением ждали прихода в Сингапур.

Были и развлечения - сильные шквалы с дождем часто нападали на крейсер, днем еще они не доставляли особенных хлопот,

Зато ночью прямо надоедали. Стоишь на мостике, кругом непроглядная тьма, и вдруг со стороны идет что-то черное,

Темнее ночи, едва успеешь сделать распоряжение об убавке парусов, как раздаются свист и вой в снастях и проливной

Дождь промочит насквозь. Вахтенный начальник спросит, все ли благополучно на марсе, и, получив ответ, опять шагает

До следующего шквала, внимательно всматриваясь в окружающую тьму. <…> По мере приближения к Малаккскому проливу

Океан стал спокойнее, и нам удалось видеть одно из редких явлений природы: все море кругом до горизонта представляло

Тускло светящуюся поверхность молочного цвета с резко очерченными границами. Крейсер, идя по тёмной воде, постепенно

Приближаясь к этой как бы снежной равнине, вошел в неё и в течение часа шёл точно в молоке, между тем вода,

Зачерпнутая из-за борта, не имела никакого цвета».

«…вышли из Сингапура при хорошей погоде и порядочно высокой температуре наружного воздуха. Было так тихо и спокойно,

Все мы надеялись, что погода установилась надолго; однако уже 15 августа при закате солнца небо окрасилось в

Темно-багровый цвет, несомненно указывающий на перемену погоды, а потому было отдано приказание приготовиться к

Встрече неприятного гостя Китайского моря; тайфуна…. До 5 часов утра 18 августа, при ветре, перешедшем к

Юго-западу, ураган дул с наибольшей силой; волнение и зыбь дошли до значительных размеров, и наибольшие размахи

Достигали 40 градусов на сторону; палуба от набегавших волн была все время в воде. Ветер завывал в снастях, крейсер

Бросало как щепку, что-то трещало, гремело, ; одним словом, положение было ужасное. Так продолжалось до 6 часов

Утра, когда, наконец, барометр тронулся вверх, сила урагана стала слабеть… <…>

Мне пришлось стоять вахту, будучи привязанным к поручню, держась одной рукой и меняя положение ног сообразно

Наклонению мостика, другой же рукой закрывал по очереди каждую сторону лица, так как боль от дождя, ударявшегося с

Большой силой, была невыносима.

С каждым размахом судна волны обдавали с головы до ног, и за четырехчасовую вахту на мне не осталось сухой нитки;

Впрочем, это нисколько не мешало бодрому, даже веселому настроению духа. Спокойствие Командира, сумевшего вдохнуть в

Нас уверенность и бодрость, передавалось и на команду. Стоишь на мостике в такой ужасной обстановка, а самому и

Больно от дождя и смешно смотреть при виде вахтенных матросов, которые прилагали невероятные усилия, чтобы в

Промежутке между работами, танцевать под гармонику около полубака, куда попадали только брызги; их комические

Движения для сохранения равновесия заставляли по временам хохотать от души. <…> Внизу в палубах и кают-компании о

Каком-либо комфорте и думать было нечего - повсюду едва успевали откачивать воду. <…> Офицеры посменно работали в

Палубах, а свободные отдыхали на скамейках в кают-компании, причем приходилось упираться то головой, то ногами...

Когда на другой день стихло, на моей вахте было отдано приказание: открыть люки. Команда высыпала на верх, и все как

Один, сняв фуражки, перекрестились, благодаря Бога за спасение от угрожавшей опасности».

«17 сентября поздно вечером крейсер отдал якорь в бухте около Владивостока… <…> Скажем теперь о Владивостоке. Город

Растянут на одной стороне бухты Золотого рога, тогда как другая сторона покрыта лесом, да у самой воды стоят

Угольные склады Маковского. В описываемое нами время на углах были прибиты дощечки с названиями улиц, но самых улиц

Еще не было, кроме вымощенной Светланской и такой же в офицерскую слободку… Церковь была одна, очень маленькая,

Деревянная. На собор собирали деньги, но они куда-то исчезали, и долгое время Владивосток не имел собора».

«… молодежь решила… посетить Токио. И, как ни дико звучит это для новорусского слуха (выд. - Н.М.), первым делом

Решила посетить в Токио Русскую Духовную миссию, возглавляемую нашим знакомым, уже епископом, Николаем. <…> Первый

Наш визит был в Русскую Духовную миссию, построенную в северной части округа Сото-Сиро в местности Суруга-дай. Дом

Двухэтажный, каменный, стоит на горе, по склонам которой ютятся японские деревянные домики. Церковь небольшая,

Простая, но вполне приличная, светлая и очень чистая. Мы попали на литургию, которую совершал молодой иеромонах с

Диаконом-японцем, пели дети из школы. Чрезвычайно приятно видеть благочиние в церкви, мужчины и женщины стоят на

Разных сторонах, никто не опаздывает, не разговаривают и не оборачиваются.

Проповедь сказать вышел сам епископ Николай, причем японцы сели на пол. Живой струей лилась японская речь

Высокочтимого пастыря и видно было, что слушатели не проронили ни одного слова из его проповеди.

Японцы не привыкли к продолжительному стоянию на ногах, и потому они садятся на пол во время проповеди епископа. <…>

Перед отъездом посетили епископа Николая, принявшего нас самым сердечным образом».

«20 декабря - Новый Год у иностранцев. Пришлось объехать все стоящие на рейде суда, а их собралось порядочно, тут

Были англичане, американцы, итальянцы, немцы, французы и японцы. Офицеры ездили на две смены, дело в том, что

Обыкновенно заставляли пить бокал шампанского на каждом судне, а их больше 20, естественно, одна смена не может

Выдержать радушных приемов». «25-го приехал на крейсер епископ Николай. <…> 1 января 1881 года мы встретили стоя на

Рейде Иокогамы, это был первый новый год, встреченный на чужбине, всем было грустно, и потому после скромного ужина

Сейчас же разошлись по каютам».

«21 января (1881 г.) получили приглашение представиться Микадо. <…> В зале около кресла, обитого шелковой материей

Лилового цвета, с затканными серебряными астрами, стоял Его Величество Микадо Муцухито (тот самый, что в 1907 г.

Вручит Рудневу высшую награду Японии - орден Восходящего солнца II ст. - Н. М.) в генеральском мундире с двумя

Принцами по бокам. С самого входа начались поклоны, через три шага, пока не добрались до императора, который

Обменялся с адмиралом короткими приветствиями. Затем начали пятиться назад до дверей. В другой комнате выпили по

Чашке чая и вернулись обратно в Иокогаму».

21 февраля «торжество… по случаю восшествия на престол Государя Императора. Утром было молебствие, салюты с подъемом

Флагов, днем шлюпочная гонка, вечером иллюминация <…> 28 февраля крейсер „Африка” покинул Иокогаму, направляясь в

Залив Овари с разрешения Микадо, который хотел выразить особое внимание нашему адмиралу, предложив осмотреть порты,

Не открытые для европейцев».

Там экипаж застало трагическое известие о событии 1-го марта в С.-Петербурге. (Убийство террористами Государя

Александра II – Н.М.). «Иокагамский рейд при нашем приходе представлял грустную картину - флаги приспущены, реи

Скрещены и полная тишина даже при проходе адмирала. Приехавший священник отслужил панихиду, привел нас к присяге

Новому Государю и отслужил молебен по случаю восшествия на престол Императора Александра III. Мы все были глубоко

Потрясены и действительно горевали. Микадо прислал сочувственную телеграмму в посольство…»

«2 мая по исполнении поручения мы водворились в Сингапуре…» Вскоре крейсер был вызван во Владивосток, и оттуда уже

«12 июля 1881 года при громе салютов и криков “ура” крейсер “Африка” плавно тронулся в далекий путь». Первым пунктом

Большой Тихоокеанской программы был осмотр сохранившихся русских владений в северной части Великого океана.

«29 июля покинули радушный Петропавловск и, несмотря на туман, добрались на другой день до острова Беринга - группа

Командорских островов, отдали якорь за островом Топорков... Осмотрев селение алеутов… зашли в церковь… В 8 часов

Компании… который передал просьбу населения острова разрешить посетить русский военный корабль, так как раньше

Никогда не видали военных кораблей. Жители на берегу помещаются в хороших деревянных домах, порядочно зарабатывают,

И не терпят недостатка. Несмотря на крупную зыбь, заставлявшую крейсер чуть не черпать бортами, стоя на якоре,

Приехало много жителей на своих утлых шлюпках, их хорошо встретили, угощали, показали все судно и забавляли музыкой.

При уходе „Африки" они провожали ее на шлюпках с криками „ура!”».

«1 августа попали в Беринговом море в крыло урагана, ветер и качка были убийственны (размахи судна доходили до 40°

На сторону), только 4-го числа при рассеявшем тумане в 9 часов утра увидели остров Уналашка, естественно, с каким

Удовольствием стали на якорь в порту Иллюлюк Капитанской бухты.

К адмиралу прибыл священник Иннокентий, американский агент и доктор; мы, конечно, сейчас же отправились на берег

Посмотреть русскую церковь и школу для обучения русскому языку, встретили двух священников из алеутов.

Отец Иннокентий пользуется популярностью, прихожане в признательность выстроили ему дом; жалованья получает 1800 р.

В год. На соседних островах также имеются русские церкви, так как алеуты православные и говорят по-русски».

20 августа «Африка» прибыла в Сан-Франциско. «Вечером адмирал с офицерами в эполетах ездил на открытие выставки, нам

Оставили проход среди громадной толпы, встретили гимном, показали выставку, угощали шампанским и в изобилии речами.

Практичные янки соединили приятное с полезным, оказав внимание эскадре, нажили порядочно денег, - они опубликовали,

Что в день открытия выставки будет русский адмирал с офицерами в форме и назначили за вход два доллара (4 рубля),

Сбор превзошел ожидания, такая масса публики собралась на выставку. 30 августа по случаю праздника (св. Александр

Невский) отправили команду в церковь под начальством командира роты. Назад возвращались с музыкой окруженные массой

Народа. Когда команда села в шлюпки, к командиру роты подошел мужчина и потом женщина, каждый из них подал по

Чудному букету цветов. Консул объяснил, что здесь скоро и просто выражают свои чувства: им понравилось прохождение

Команды и потому моментально набросали в шапку инициатора денег, купили букеты и поднесли как выражение своего

Удовольствия».

28 сентября “Африка” надолго покинула континент для выполнения островной программы (Сандвичевы острова, Маркизские

Острова). «В одну из ночей привелось видеть чудное явление, когда из-под крейсера с двух сторон, густым потоком,

Стало вырываться блестящее голубое пламя, как будто мы плыли по огненному морю. Море сияло не блестками (как

Обыкновенно в теплых странах), но целой сплошной массой, которая распространялась обширными полукружиями по мере

Удаления широкой, густой волны, то извиваясь зелеными огненными змеями, мелькая вдали и превращаясь дальше в пятна,

В точки. Хотя свечение моря; вещь обыкновенная, но когда оно представляется в больших размерах, то получается

Грандиозная картина».

Затем были Новая Зеландия и Австралия, в Сиднее встретили новый 1882 г., и отбыли в Мельбурн. «В свободное время мы

Посещали театры, знакомых, танцевали у консула и сами принимали гостей. Барышни удивлялись, видя нас белыми - они

Думали, что мы чернокожие и едим сальные свечи». «Несмотря на оказываемое нам видимое внимание и удобную стоянку, мы

Были рады уйти 12 февраля из Мельбурна, хотя внутренне было жаль покинуть веселый город без стеснительных правил.

Причиной, ускорившей наш уход и заставившей этому радоваться, были ежедневные газетные статьи, в которых помещались

Неприятные вещи и клевета. В газетах открыто выражали боязнь, что эскадра пришла высмотреть, и определить

Возможность завоевания австралийских колоний».

«4 апреля пришли в новую интересную страну Сиамского короля. <…> На другое утро первым делом забрались на самую

Высокую башню ознакомиться с окрестностями. …но беда в том, что сама башня находилась при местном варианте кладбища,

Вернее на большом дворе, разделенном на несколько частей. В одной части лежат безнадежно больные, во второй; стоят

Виселицы и плахи для отрубания голов. Третья часть служит местом сжигания трупов, если родственники в состоянии

Заплатить за это 35 центов (копеек), в противном случае трупы бросают в четвертый двор, самый ужасный из всех. В нем

Постоянно живут орлы и кондоры, которые немедленно распределяют между собой свежие трупы. Посредине двора сложена

Пирамида из черепов, тут же валяются во множестве кости и части тел, не объеденные еще птицами.

Задыхаясь от убийственного запаха, не отнимая платков от носа, мы все-таки обошли двор, тщательно минуя страшных

Хозяев двора. Сидящие кондоры выше человеческого роста, они чувствуют свою силу и не дают дороги проходящим.

Для перемены впечатления мы пошли смотреть храмы и дворцы… Мы удачно попали к дворцу, так как видели, как его

Степенство священный белый слон изволил выйти на прогулку, при его выходе был вызван почетный караул для отдания

Чести. Караул в составе одной роты находится постоянно при помещении и вызывается при выходе слона и возвращении его

Отделаны мозаикой из золотых пластинок и цветных кусочков, двери черного дерева с перламутровой инкрустацией, все

Оригинально и ценно. Особенно богат главный храм, в нем Будда сделан из черного дерева с брильянтовыми глазами.

Очарование храмов дополнялось звуками струнных инструментов, сливавшихся в стройные аккорды во время шедшего там

Богослужения».

«24 августа в годовщину Петропавловского боя состоялось торжественное открытие памятника убитым воинам при защите

Города в 1854 году. Памятник поставлен на средства, собранные подпиской между офицерами Тихоокеанской эскадры,

Местоположение его на косе дает возможность входящим на рейд судам любоваться издали его золоченой верхушкой (в

Середине 30-х гг. перенесён на Никольскую сопку - Н. М.). Для парада свезли па косу сводную роту под командой

Лейтенанта В. Ф. Р., к этому времени прибыло духовенство; когда шествие установилось по данному церемониалу,

Двинулись вперед на братскую могилу служить панихиду в присутствии оставшегося в живых участника боя солдата

Карандашёва. <…> С кладбища процессия двинулась в собор, где служили обедню, и затем все прошли на косу к памятнику.

При снятии занавеса оба судна салютовали, после чего команда прошла церемониальным маршем».

«В сентябре месяце крейсер ушел в обход по северным берегам Камчатки и островам. Этот раз плавание крайне тяжелое

Вследствие частых туманов, свежих ветров и громадной волны…». «5 октября по выходе в море попали в жестокий шторм с

Морозом и снегом. С большим трудом доставили на остров Беринг доктора Калиновского… Нельзя было без смеха смотреть

На изумление и испуг жителей, увидевших первый раз матросов, сидящих верхом на лошадях, они приняли всадников за

Богов и падали ниц при проезде лошадей».

Рождественские праздники и Новый 1883 год “Африка” и ее команда встретили в Гонгконге. Шёл уже четвёртый год

Плавания, а возвращения все ещё не предвиделось. Как вдруг в начале февраля получили приказ о возвращении в Россию.

«<…>Торжественно подняли длинный вымпел (вымпел - узкий флаг в виде ленты, поднимаемый на военных кораблях. При

Возвращении домой, по существующему обычаю, поднимают вымпел, длина которого равна длине корабля плюс 100 футов за

Каждый год плавания. На конце вымпела пришивают стеклянные шары, чтобы они плавали на воде, когда нет ветра. /Прим.

Лейт. Р./) и 6-го февраля ушли в Индейский океан». На переходе до Цейлона продолжались напряженные учения. С

Остановками шли от Цейлона до Тенедоса.

В канун Пасхи прибыли в Яффу. «Утром 14 апреля собрались все на постоялом дворе, чтобы одновременно въехать в

Священный град Иерусалим. <…> мы все с адмиралом и командой пошли в храм Воскресения смотреть омовение ног (Великий

Четверг)... С зажженными свечами в предшествии духовенства и певчих мы пошли по Святым Местам.

Прежде всего, против входных дверей приложились к плите, на которую был положен Иисус Христос по снятии с креста,

Плита лежит под балдахином так низко, что надо становиться на колено, чтобы приложиться. Далее пришли к часовне

Гроба Господня (Кувуклион), она сделана из мрамора и состоит из двух отделений. Первое отделение, или придел,

Ангелов - тут Мария Магдалина и Пречистая Богоматерь услышали радостную весть о Воскресении Христа, в этом же

Приделе теперь стоит мраморная ваза с куском камня, который был отвален от гроба. Во втором отделении лежит плита,

Обозначающая место гроба Господня, входят, сгибаясь через низкий проход. Словами не передашь чувство благоговения и

Радости, что сподобился приложиться к гробу Господню, надо испытать».

«После обеда, несмотря на усталость пошли… по Via dolorosa-путь страданий Спасителя. Мы прошли весь путь,

Останавливаясь на местах, где Спаситель падал под тяжестью креста, в одном месте лежит обломок колонны, которую не

Могут поднять - это безмолвная свидетельница страданий Христа… Далее по Елеонской горе место, где Иисус Христос

Садился на осла перед въездом в Иерусалим - это место куплено Великим Князем Сергеем Александровичем для постройки

Часовни в память в Бозе почившего Государя Императора Александра II. Наконец поднялись на верх, где было Вознесение

Господне.

15 апреля. Рано утром сели на лошадей и частью на ослов, вместе, с нашей командой, для поездки в Вифлеем. Дорога

Идет по пескам и скалам без всякой зелени, зато пыли много; остановка была в монастыре Св. Илии, где нас угостили

Вареньем и вином. Около монастыря находится колодезь - место встречи Рахили с посланным от Иакова и гороховое поле.

Рассказывают, что Богоматерь, проходя с апостолами мимо этого места, спросила человека, сеявшего горох, что он сеет,

Тот из скупости сказал: „Сею камни”. Богородица на это сказала: „Будь по слову твоему”.

Действительно, когда вырос горох, то в стручках оказались камешки, их можно и теперь найти; мы набрали себе на

Память. С тех пор поле никому не принадлежит, и турки не позволяют никому прикасаться к заклятому месту.

Въехали в Вифлеем торжественно, везде вызывали караулы (турецкие - Н. М.) в ружье для отдания чести, а жители

Вставали и кланялись. Мы проехали прямо к дому, где были ясли Спасителя; пройдя двор, вошли в храм, алтарь которого

Построен на самом вертепе, 15 ступеней вниз ведут в подземную церковь или вертеп Рождества - это естественная пещера

В скале, теперь обложенная мрамором; место рождения обозначено серебряной звездой. Немного дальше другая пещера, где

Были ясли; здесь было поклонение волхвов…

По окончании осмотра мы вернулись в Иерусалим к 2 часам дня… надо было идти на вынос плащаницы в собор Св. Троицы

При миссии. В 10 часов вечера с консулом пошли ко гробу Господню на ночную службу… В соборе прошли в алтарь и через

Несколько времени пошли крестным ходом с плащаницей по Святым местам.

16 апреля. Великая Суббота… В 2 часа дня пошли в храм Воскресения... В храме погасили все огни: в это время

Православные арабы начали кричать: „Сильна наша вера”…

Через несколько времени патриарх, без верхнего одеяния, прошел в часовню гроба Господня (осмотренную турецкими

Властями), за ним заперли дверь.

Прошло немного времени его молитв, как он подал зажженную Святым огнем свечку в окошко часовни; человек, взявший

Свечу, был отнесен на руках в алтарь, зажечь неугасаемую лампаду (в ней огонь не прекращается круглый год и тушится

Только в Великую Субботу, чтобы вновь зажечь священным огнем). Когда лампада была зажжена, стали зажигать свечи.

Большею частью пучки в 33 свечи. По преданию, в давнее время католики подучили турок и арабов требовать от патриарха

Публичного низведения огня, а сами стали у гроба Господня; через несколько времени огонь сошел вне часовни к

Православному патриарху, ударив в колонну (которая имеет трещину); тогда [православные] арабы стали кричать: „сильна

Наша вера", - это сохранилось и до сих пор. Из храма вернулись домой… Едва мы успели пообедать, как за нами пришли,

Чтобы идти к гробу Господню слушать заутреню и приобщаться. Нас провели к самой часовне, где мы простояли всю

Службу, прикладывались ко гробу и приобщались (исповедовались до обеда). В 6 часов утра вышли из храма, не заметив,

Как прошла ночь в молитве (с 9 вечера до 6 утра)».

Возможности мы отправились на берег бродить по небольшому Каттаро, его окрестностям и добрались до столицы

Черногории Цетинье. Дорога идет по горам зигзагами, по камням без всякой зелени, подъем очень утомительный, но

Все-таки мы преодолели все трудности к полному одобрению встречавшихся черногорцев. Подойдет к тебе высокий

Молодчина в живописном костюме и спросит: „Русский?”, получив ответ, непременно похлопает дружески по плечу и

«Который уже раз приходится быть в Неаполе, и каждый раз, кроме восхищения природой, видами - овладевает какое-то

Особенное, необъяснимое чувство. Даже вечером на вахте стоять и то хорошо: чудный, тихий, теплый вечер, луна

Освещает рейд, а с ним стоящие суда и массу двигающихся шлюпок; вот одна остановилась, раздались звуки мандолины и

Гитар, аккомпанируя чудному пению, которое заставило матросов выйти из коек наверх. … мы не теряли время даром - при

Каждом удобном случай уезжали и просто удирали на берег…»

«5 июня покинули берега Испании, страны черных глаз, живописных костюмов и невыразимой грации. С уходом из Кадикса

Распростились со Средиземным морем, оставя за собой столько нами виденного и пережитого. Атлантический океан

Старался развеять нашу грусть - болтал „Африку” во все стороны, пригласил разные ветра дуть на нас, даже и дождь

Оказался в числе приглашенных, но все безуспешно... очень жаль было уходить, хотя и домой приятно вернуться».

«24 июня с раннего утра все на ногах, объявлена награда тому, кто первый увидит Толбухин маяк. Вдруг бежит

Рассыльный: „Маяк открылся”, и дружное „ура!” огласило кают-компанию, а затем передалось в команду…» Крейсер пришёл

В Кронштадт.

Вскоре стало известно о предстоящем Высочайшем смотре. «Наконец желанный смотр состоялся. <…> Смотр прошел блестяще,

Лейтенанту Р. жутко было командовать авралом (общая работа) при постановке парусов, хотя в то же время радовался

Счастью, выпавшему на его долю, стоять на мостике между Ее Величеством Государыней Императрицей и Великим Князем

Михаилом Николаевичем. При стрельбе минами Командир просил Его Величество назначить цель, мина прошла в точку, но

Командиру показалось, что Государь принял это за случайность, и потому обратился с просьбой сделать еще выстрел по

Назначенной цели. Мина, и на этот раз, прошла точно по назначению - тогда Государь изволил милостиво благодарить

Командира и минного офицера. <…> «Результатом смотра [«Африки»] был приказ: Смотр оказался блестящим, крейсер найден

Комиссией в совершенном боевом порядке и образцовой чистоте и исправности по всем частям, в той высшей мере, какой

Возможно достигнуть при неусыпной заботливости командира и ревностном содействии всех офицеров».

«11 июля мы кончили кампанию… лейтенант Р., получил 15 июля орден Св. Станислава 3 степени - единственный из всех

Офицеров. <…> Так закончилось крайне интересное и поучительное плавание, причем во многом мы были обязаны Командиру,

Крайне строгому, но и умевшему благодарить и научить».

Командиром корабля во всё плавание был капитан 2 ранга Евгений Иванович Алексеев, в дальнейшем адмирал и наместник

Его Императорского Величества на Дальнем Востоке. Вместе с ним Руднев совершил ещё одно кругосветное плавание на

Крейсере «Адмирал Нахимов» (1889-1891). Вместе они служили на Русском Востоке, вместе воевали в русско-японскую в

1904-м. Напомним, что книга В.Ф. Руднева о путешествии на крейсере «Африка» увидела свет в 1909 г., тогда кто только

Ни ругал адмирала Алексеева, однако ученик по праву отдал дань уважения своему учителю, оценив объективно его

Профессиональные и человеческие качества. «Также непопулярны были в том году православно-монархические взгляды

Самого Руднева, столь ясно обнаруживаемые им в его заметках, - пишет историк русско-японской войны Б.Г. Галенин. -

Это важно принять к сведению и запомнить для характеристики самого “лейтенанта Р.” … Можно утверждать, что человек

Это был верный, надежный и отважный.

Известным настолько, что, скажем, в 1954 г. (когда отмечалась 50-я годовщина подвига «Варяга»), не было человека в

“бывшем” Советском Союзе, не знавшего этого офицера Русского Императорского Флота, ставшего национальным героем не

Только Российской, но и Советской Империи. Случай сам по себе уникальный и не имеющий прецедентов» (Галенин Б.Г.

Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. М., 2009).

В следующем году исполняется 110-годовщина героического боя крейсера «Варяг», в связи с чем предлагаю общественности

Обратиться к президенту России В.В. Путину, министру обороны РФ С.К. Шойгу и депутатам Государственной Думы с

Инициативой утвердить 9 февраля Днём воинской славы России с занесением памятной даты в календарь.

Предисловие, послесловие и публикация Н.В. Масленниковой
Специально для Столетия