Анализ стихотворения элегия.


Н. Некрасов - один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.

Тема стихотворения – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».

Эпитеты «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» .

Сравнения - «влачатся в нищете…, как тощие стада» .

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

Тема

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы - жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа». Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности, где видит, что народ требует помощи поэтов и Музы. Муза, по мнению Некрасова - союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая внимание «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.

Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: « Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»

Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.

В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер - четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры : «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма» . Дополняется монолог эпитетами - «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением - «влачатся в нищете…, как тощие стада» . Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие» . В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Борьба против произвола сильных мира сего — централь-ная тема поэзии Н. А. Некрасова, в которой доминируют граж-данственные мотивы. Наиболее развернутое и весомое в этом отношении стихотворение — «Элегия». Уже само название подчеркивает авторскую грусть и боль за судьбу народа. Н. А. Некрасов подчеркивает, что защита прав простых людей — первоочередная задача поэзии: «Пускай нам говорит из-менчивая мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте, юноши! Не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя би-чам, как тощие стада по скошенным лугам, оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!..». Не случайно в стихотворении так много восклица-ний, есть риторические вопросы («К народу возбуждать вни-манье сильных мира — Чему достойнее служить могла бы ли-ра?..», «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..», «Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долго-му пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли переме-ну В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же го-рестен нестройный их напев?..»). В последних двух примерах речь идет об отмене крепостного права (реформе 1961 года). «Элегия» написана в 1874 году, но изменилось ли положение народа за десятилетие? Прежняя нищета — вот что видит Н. А. Некрасов на деле как поэт и гражданин. Интересно, что Н. А. Некрасов, чтобы четче очертить временные границы, об-ращался к стихотворению А. С. Пушкина «Деревня», убеди-тельно показывая, что картина безрадостной крестьянской жизни не изменилась и с пушкинских времен.

Бедственное положение народа красноречиво подчерки-вает сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам»), а также антитеза («Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет»). На одном полюсе противо-поставления оказывается толпа (под которой, очевидно, по-нимается культурная общественность) и сильные мира, а на другой — простой народ, голос которого никто не слышит. Борьбу за народное счастье поэт приравнивает к воинскому подвигу («Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба»). Диалог поэта с Музой привносит в произведение атмосферу доверительной беседы. Дополнительный эмоциональный накал стихотворе-нию придают оксюморон («сладкие слезы»), традиционный народнопоэтический эпитет («красный день»), антитеза («друг» — «враг»), а также поэтичная пейзажная зарисовка в финальной строфе.

Россия XIX века воспринимается прежде всего как страна аграрная. Чтобы показать важность народного труда, Н. А. Некрасов всячески поэтизирует его.

Сельские груды, жатва золотая, соха, сверкающие серпы и дружные косы — все эти детали воссоздают единую картину крестьянских будней. Эта страда вызывает уважение как у по-эта, так и у читателя. Чем же в это время занимается «толпа»? Н. А. Некрасов подчеркивает, что просит у сильных мира не милости, а социальной справедливости. В поддержку своей песне он призывает саму природу: «И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы. И лес откликнулся... Природа внемлет мне». Материал с сайта

Стихотворение Н. А. Некрасова «Элегия» важно не только как главный протест против произвола сильных мира сего, но и как произведение, в котором поэт подводит своеобразный твор-ческий итог своим поэтическим размышлениям: «Я лиру посвя-тил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен...». Не случайно уже с пер-вых строк произведения становится ясно, что оно посвящено молодому поколению («Не верьте, юноши!). Таким образом, «Элегию» можно также рассматривать в русле традиции поэти-ческих памятников. В 1878 году Н. А. Некрасов ушел из жизни, но воссозданный им в стихотворении «Элегия» образ поэта — мужественного гражданина и народного заступника — будет жить в памяти соотечественников еще долгие годы.

Элегия посвящена другу и мужу сестры Н. А. Некрасова А. Н. Еракову и подарена ему в день рождения вместе с пись-мом, в котором были строки: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому мо-ему другу».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • николай алексеевич некрасов анализ его стихов
  • элегия некрасов анализ стиха
  • анализ стихотворения элегия достоевский
  • анализ стихов некрасова элегия
  • элегия некрасов какие реформы

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не даёт ответа…
___________________
Дата написания : 15-17 августа 1874 год

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

Стихотворение «Элегия» является ироническим ответом Некрасова на постоянные нападки реакционных деятелей. Его постоянно обвиняли в том, что он унижает своими стихами гордое звание поэта, описывая жизнь темного и вечно пьяного крестьянства. Нападки усилились после отмены крепостного права. «Всемилостивейшее дарование» свободы тем, кто этого не заслуживает, вызывало протесты закоренелых крепостников. Они были возмущены, что даже после такого неслыханного акта находятся люди, продолжающие заявлять о тяжелом положении крестьян. Не отступая от гражданской лирики, Некрасов в 1874 г. написал стихотворение в жанре элегии. В нем он описал свои размышления по поводу Манифеста 1861 г. и ясно высказал взгляды на истинное призвание поэта.

По мнению Некрасова, долг любого гражданина, а тем более поэта заключается в стремлении сделать свою страну более счастливой и процветающей. Положение, при котором «народы влачатся в нищете» никого не должно оставлять равнодушным. «Страдания народа» — самая актуальная тема для творчества. Нельзя закрывать на нее глаза и описывать блеск и бессмысленное прожигание жизни высшим обществом. Некрасову было абсолютно неприемлемо понятие «чистого» искусства. Он был реалистом и исходил из практической пользы своих произведений.

Некрасов гордо заявляет: «Я лиру посвятил народу своему». Он имеет право на такое заявление. Стихотворения поэта вызывали широкий общественный резонанс и в целом содействовали изменению отношения к простому народу. Некрасов не ждет признания за свои заслуги, он рад тому, что внес хоть какой-то вклад в дело улучшения положения крестьян.

Поэт переходит к анализу последствий отмены крепостничества. Принятие указа он торжественно называет «красным днем». Но прошли годы. Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянина? Некрасов предлагает честно ответить на этот вопрос самому читателю. На самом деле положение простого народа осталось практически неизменным. Отмена личной зависимости сменилась зависимостью финансовой (выкупные платежи).

Описание воображаемой идиллии в жанре элегии («песни жниц», «довольное дитя») – ирония Некрасова по поводу своих надежд на уничтожение рабства. Он так и не делает авторской оценки событию 1861 г., заканчивая стих печальным замечанием, что народ «не внемлет… и не дает ответа».

Борьба против произвола сильных мира сего - центральная тема поэзии Н.А. Некрасова, в которой доминируют гражданственные мотивы. Наиболее развернутое и весомое в этом отношении стихотворение - «Элегия». Уже само название подчеркивает авторскую грусть и боль за судьбу народа. Н.А. Некрасов подчеркивает, что защита прав простых людей

Первоочередная задача поэзии: «Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая - «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, - Не верьте, юноши! Не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, как тощие стада по скошенным лугам, оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!..». Не случайно в стихотворении так много восклицаний, есть риторические вопросы («К народу возбуждать вниманье сильных мира - Чему достойнее служить могла бы лира?..», «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..», «Сносней ли стала ты. крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..»). В последних двух примерах речь идет об отмене крепостного права (реформе 1961 года). «Элегия» написана в 1874 году, но изменилось ли положение народа за десятилетие? Прежняя нищета - вот что видит Н.А. Некрасов на деле как поэт и гражданин. Интересно, что Н.А. Некрасов, чтобы четче очертить временные границы, обращался к стихотворению А.С. Пушкина «Деревня», убедительно показывая, что картина безрадостной крестьянской жизни не изменилась и с пушкинских времен.

Бедственное положение народа красноречиво подчеркивает сравнение («Как тощие стада по скошенным лугам»), а также антитеза («Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет»). На одном полюсе противопоставления оказывается толпа (под которой, очевидно, понимается культурная общественность) и сильные мира, а на другой -- простой народ, голос которого никто не слышит. Борьбу за народное счастье поэт приравнивает к воинскому подвигу («Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба»). Диалог поэта с Музой привносит в произведение атмосферу доверительной беседы. Дополнительный эмоциональный накал стихотворению придают оксюморон («сладкие слезы»), традиционный народнопоэтический эпитет («красный день»), антитеза («друг» - «враг»), а также поэтичная пейзажная зарисовка в финальной строфе.

Россия XIX века воспринимается прежде всего как страна аграрная. Чтобы показать важность народного труда, Н.А. Некрасов всячески поэтизирует его.

Сельские труды, жатва золотая, соха, сверкающие серпы и дружные косы - все эти детали воссоздают единую картину крестьянских будней. Эта страда вызывает уважение как у поэта, так и у читателя. Чем же в это время занимается «толпа»? Н.А. Некрасов подчеркивает, что просит у сильных мира не милости, а социальной справедливости. В поддержку своей песне он призывает саму природу: «И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы. И лес откликнулся... Природа внемлет мне».

Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» важно не только как главный протест против произвола сильных мира сего, но и как произведение, в котором поэт подводит- своеобразный творческий итог своим поэтическим размышлениям: «Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен...». Не случайно уже с первых строк произведения становится ясно, что оно посвящено молодому поколению («Не верьте, юноши!). Таким образом, «Элегию» можно также рассматривать в русле традиции поэтических памятников. В 1878 году Н.А. Некрасов ушел из жизни, но воссозданный им в стихотворении «Элегия» образ поэта - мужественного гражданина и народного заступника - будет жить в памяти соотечественников еще долгие годы.

Элегия посвящена другу и мужу сестры Н.А. Некрасова А.Н. Еракову и подарена ему в день рождения вместе с письмом, в котором были строки: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».

«Элегия» Николай Некрасов

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира —
Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы —
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»

Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян. После отмены крепостного права в 1861 году нападки на поэта со стороны литературных критиков и чиновников усилились, так как он по-прежнему продолжал адресовать свои произведения низшим слоям общества, считая, что их жизнь нисколько не улучшилась.

Наконец, в 1874 году, желая ответить своим оппонентам на незаслуженные упреки и оскорбления, Николай Некрасов написал стихотворение «Элегия», из названия которого можно сделать вывод, что на сей раз речь пойдет о чем-то благородной и изящном. В этом заключалась ирония поэта, который вновь посвятил стихи тяжкой доле своего народа и попытался найти ответ на вопрос, действительно ли крестьянам стало жить лучше после отмены крепостного права?

Стихотворение начинается с обращения к неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает в том, что «тема старая «страдания народа»» все еще актуальна хотя бы потому, что крестьяне, получив свободу, все так же бедствуют . И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение. «Я лиру посвятил народу своему», — отмечает Некрасов, и в этих словах нет ни грамма пафоса. Ведь поэт на собственном опыте узнал, каково это – жить в нищете и порой даже не иметь крыши над головой. Поэтому Некрасов отмечает, что он «сердцем спокоен» и нисколько не сожалеет о том, что героями его произведений являются не взбалмошные светские девицы, чиновники и аристократы, а крестьяне.

Некрасов отмечает, что ему посчастливилось видеть «красный день», когда произошла отмена крепостного права, что вызвало у поэта «сладкие слезы». Однако радость его была недолгой, так как, по уверению автора, муза-вдохновительница приказала идти ему вперед. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?», — вопрошает поэт.

Ответ на этот вопрос он пытается найти в повседневной жизни крестьян, которые все так же вынуждены гнуть спину на поле, чтобы прокормить себя и свою семью. Наблюдая за тем, как споро кипит работа во время жатвы, как стройно и слаженно поют женщины, орудуя серпом, а счастливые дети бегут в поле, чтобы передать отцу завтрак, Некрасов отмечает, что подобная картина навевает умиротворение и спокойствие. Однако поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы , ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю, получение образования и возможность узнать, что жить можно совсем по-другому, зарабатывая не тяжким физическим трудом, а интеллектом.

Поэтому, завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам . И даже герои его многочисленных произведений не в состоянии объективно сказать, действительно ли они стали счастливыми. На одной чаще весов – свобода, на другой – голод и нищета, ведь теперь они сами несут ответственность за собственную жизнь и очень часто даже не представляют, как ею распорядиться. При этом Некрасов прекрасно осознает, что естественный процесс миграции вчерашних крепостных уже начался, и этим пользуются их вчерашние хозяева, которые за копейки покупают дармовую рабочую силу, которая не умеет отстаивать свои права в силу безграмотности и впитанного с молоком матери преклонения перед господами. В итоги тысячи вчерашних крестьян обрекают себя и свои семьи на голодную смерть, даже не подозревая о том, что на их труде по-прежнему наживаются те, кто сумел извлечь свою выгоду из отмены крепостного права.