Дети арины родионовны. Няня всея Руси: почему пушкинская Арина Родионовна стала родной для всех
Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.
Ижорка или чухонка?
Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.
Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.
У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.
Из семьи старообрядцев?
Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.
Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»
Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.
Крепостная без фамилии
У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.
Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.
Мать четверых детей
Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.
В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.
А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.
Любительница выпить
Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.
Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.
Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».
Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.
Народная сказительница
Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.
Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.
В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.
Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.
Яков Серяков. Барельефный портрет Арины Родионовны, 1840 — е гг. Изображение с сайта hohmodrom.ru
Человек, совершающий благие, добрые дела, сам может по-разному воспринимать свою деятельность. Одного так просто распирает от гордости, хочет он грудь покруче надуть, чтобы побольше уместилось там медалей за благотворительность. Другой относится спокойно, так, посмеивается себе в усы. Третий даже не посмеивается – старается, чтобы об этом вообще никто не знал.
Но и это не крайность. Можно на протяжении всей жизни совершать фактически гражданский подвиг и даже не понимать этого. Именно такой была Арина Родионовна, няня Александра Сергеевича Пушкина.
Родионова, но не Яковлева
Многие пишут, что Арина Родионовна Яковлева родилась в 1758 году на мызе Суйда Санкт-Петербургской губернии. Это неправда. Никакой Яковлевой Арина Родионовна никогда не была. Крепостным фамилии не полагались. Просто Арина Родионова дочь. По другим сведениям – Ирина, Иринья.
Фамилия Яковлева возникла уже после смерти старушки. Ее придумали пушкиноведы, склонные возвеличивать все, что связано с их кумиром, а заодно и с незыблемым источником дохода. Ну, не совсем, конечно, придумали – отец няни, крепостной мужик, носил гордое имя Родион Яковлев сын. Фактически Яков был дедушкой няни, и нужно обладать богатейшей фантазией, чтобы превратить имя деда в фамилию.
Впрочем, некоторые исследователи следуют дальше и присваивают няне еще одну фамилию, якобы полученную при венчании. В девичестве Яковлева, а в браке Матвеева. В действительности ее супруга – тоже крепостного – звали Федором Матвеевым сыном.
Слово «сын» для краткости иной раз опускалось, отчего куцые, лишенные суффиксов отчества действительно были похожи на фамилии, но таковыми не являлись совершенно.
В любом случае, Федор Матвеев скончался спустя два года после рождения Пушкина (если кто не помнит, это было в 1799 году), предположительно от чрезмерно усердного пьянства. Перед этим он успел приучить к рюмке и свою супругу – уважительное отношение легендарной няни к алкоголю отмечали многие современники.
Вот, например, воспоминания соседки по Михайловскому Марии Ивановны Осиповой: «Старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».
Да и сам Александр Сергеевич не зря же обмолвился: «Выпьем с горя; где же кружка?» В его стихах в принципе нет случайных слов.
Нянька с опытом
Рисунок А. С. Пушкина, предположительно изображающий Арину Родионовну в молодости и в старости (1828).
Карьера няньки началась у нашей героини практически сразу же после венчания: она воспитывала мать Пушкина Надежду Осиповну Ганнибал, а затем и ее детей. В 1792 году Арину Родионовну призвали ухаживать за маленьким Алексеем, дядей еще не родившегося поэта.
Нянька вышла славная и, в качестве признания услуг, спустя три года ей подарили собственную избу, а еще через два года взяли в семью Пушкиных на правах не то чтоб совсем родственницы, но очень близкого человека. Во всяком случае, когда в 1807 году Ганнибалы продали свои петербургские земли, няню это никак не коснулось – она давно уже была приписана не к земле, а к хозяевам.
Словом, к моменту появления на свет будущего великого поэта опыт няньки у Арины Родионовны имелся. Но почему-то именно к Саше она испытывала самую горячую, можно сказать, самоотверженную любовь.
Пушкин был для нее, как говорится, свет в окне. И он, разумеется, отвечал ей взаимностью, называл няню «мамушкой». Впоследствии писал: «Вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны… Она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно».
Анна Керн жаловалась, что Пушкин «никого истинно не любил, кроме няни своей». А публицист Евгений Поселянин писал о смерти няни: «Он стал без нее сиротой, потому что никто так его не любил, как она, этою – самою нужною и самою редкою в жизни – любовью, все дающею и ничего не требующею, любовью, к которой можно прильнуть и отдохнуть».
Внешне, при всем при том, няня не отличалась мимимишечностью. От новомодных «годовасиков» и «пузожителей» а также прочих «вкусносись» ее, пожалуй, вывернуло бы. Выглядела Арина Родионовна сурово, была склонна поворчать. Да только шло все это от души и от большой любви.
Павел Анненков, биограф Пушкина писал: «Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление».
Сам поэт писал в стихотворении «…Вновь я посетил…»:
Ее простые речи и советы
И укоризны, полные любовью,
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой.
Видимо, дорогого стоили те «укоризны, полные любовью».
А еще был кропотливый дозор:
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Стихотворение «…Вновь я посетил…» было написано в 1835 году, чуть больше, чем за год до смерти. Кажется, в тот момент Александр Сергеевич верил, что была б жива Арина Родионовна – сумела б защитить его от всех великосветских напастей, в результате приведших поэта на Черную речку.
Непредвиденное возвращение в детство
Картина Николая Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском». Изображение с сайта wikipedia.org
Именно благодаря Арине Родионовне Пушкину удалось не сделаться ни крайним западником, ни крайним русофилом. А подобные тенденции в его эпоху были в ходу. В результате Александр Сергеевич мог восхищаться Чаадаевым — но при этом отдавать должное русскому фольклору, состоять в Английском клубе — но при этом, по его же собственным словам, продать его за двести рублей.
В европейском духе Пушкина воспитывал его светский дядюшка да и сама среда, в которой пребывало семейство Пушкиных-Ганнибалов. На другом полюсе была одна Арина Родионовна. И ничего, справлялась.
Сестра Александра Сергеевича писала, что няня «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками».
Сам же поэт писал в стихотворении «Наперсница волшебной старины…»:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Образование продолжилось в 1824 – 1826 годы, во время михайловской ссылки. Старая няня с радостью составила ему компанию. И Александр Сергеевич вновь погружается в мир русских преданий.
Павел Анненков писал: «Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально».
Сам же Пушкин писал брату в 1824 году: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…
И пролог становится гораздо более известным, чем сама поэма. Положа руку на сердце, многие ли помнят сюжет собственно «Руслана и Людмилы»? А про ученого кота с его золотой цепью знает каждый.
Любимая няня
Большое Болдино. Музей-заповедник. Памятник А. С. Пушкину и Арине Родионовне. Изображение с сайта wikipedia.org
О личности Арины Родионовны известно немного. И это постоянно сподвигало исследователей на всевозможные домыслы. Прикручиванием к ней всяческих фамилий они, разумеется, не ограничивались. Кто-то приписывал необразованной няне участие в тайных обществах – либо старообрядских, либо языческих. Годовые кольца дуба, вокруг которого прохаживался кот, на полном серьезе сравнивали со скандинавской философией о мироздании.
Все это, конечно, чушь. По большому счету, няня Пушкина мало чем отличалась от странницы Феклуши из «Грозы» Александра Островского. У одной люди с песьими головами, у другой говорящая кошка. Разница невелика.
Пушкин писал Петру Вяземскому в 1826 году: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен».
Александр Сергеевич действительно любил свою няню до безумия. Именно она вошла в историю как главная спутница поэта. А не, к примеру, Никита Козлов, «дядька», также воспитывавший поэта сызмальства, бывший рядом с ним на протяжении всей жизни и в 1837 году вместе с Сергеем Тургеневым опустивший в могилу гроб с его телом.
Принято считать, что именно Арина Родионовна стала прототипом множества пушкинских персонажей – няни Татьяны из «Евгения Онегина», няни Дубровского, мамки Ксении из «Бориса Годунова» и еще ряда простых русских женщин.
Скончалась няня в 1828 году в Санкт-Петербурге в возрасте 70 лет. В доме Арины Родионовны в селе Кобрино в 1974 году открыт музей.
Имя няни великого поэта Арины Родионовны известно практически каждому школьнику. Все знают и о том, что няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича». Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил. не раз говорил о том, что Арина Родионовна стала прототипом няни главной героини Татьяны в поэме «Евгений Онегин». Арину Родионовну он также «вывел» в ряде женских образов в трагедии «Борис Годунов», пьесе «Русалка», романе «Арап Петра Великого». Немало ей было посвящено стихотворных строк. Однако до нас не дошла полная биография Арины Родионовны, воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина, но многие из них поверхностны. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта…
Арина Родионовна родилась 10 апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии, которое принадлежало графу Ф.А. Апраксину. В 1785 году граф Апраксин всех жителей села продал Абраму Петровичу Ганнибалу — деду A.C. Пушкина.
Как и все жители села, Арина была крепостной. Когда ей было десять лет, умер отец, оставив семерых детей. Девочке с малых лет приходилось работать — уже в восемь стирала и убирала в избе, шила и вышивала, с десяти лет работала в поле, ухаживала за лошадьми и скотом. «Нужда, недоедание, непосильный труд крепостного — вот ее воспоминания детства», — замечает автор статьи о ней С. Бойко. Несмотря на тяжелую жизнь, Арина была девочкой доброй, веселой — в селе ее любили; а еще она прекрасно рассказывала сказки. В село иногда приходил настоящий сказочник, пожилой крестьянин, который не мог выполнять тяжелую крестьянскую работу, но знал множество сказок и умел талантливо их рассказывать, этим и жил. Арина с восхищением слушала сказочника, а потом пересказывала сказки детворе — она обладала очень хорошей памятью. Повзрослев, овладела мастерством сказочницы и стала сама сочинять сказки, применяя законы построения этого фольклорного жанра: своеобразные зачины, присказки и концовки, постоянные тропы (эпитеты, сравнения) и придумывая самостоятельно эпитеты, сюжетные линии и пр., талантливо рассказывая сказки — где надо повышая или понижая голос, изменяя интонацию, делая точные паузы, передавая мимикой и жестами все, что нужно было передать в исполнении. Став замечательной сказочницей, уже взрослая Арина, которую мы знаем как знаменитую няню Пушкина Арину Родионовну, она передала будущему великому поэту любовь к русскому народному творчеству, к богатому русскому языку.
Когда Арине исполнилось 23 года, она вышла замуж за крепостного крестьянина Федора Матвеева из соседней деревни. В своей поэме «Евгений Онегин» Пушкин описывает разговор главной героини произведения — Татьяны Лариной с няней (как Пушкин сам говорил, «оригинала няни Татьяны»); вполне вероятно, что в нем переданы настроения этого факта жизни его любимой няни — такова была типичная доля русской женщины — крестьянки в те годы.
«Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. —
«Да как же ты венчалась, няня?»
Так, видно, Бог велел.
Мой Ваня Моложе был меня, мой свет…
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
И с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую…
У Арины Родионовны было два сына и две дочери. Прямые потомки няни Пушкина в 30-е годы проживали в Ленинградской области.
В том же году, когда Арина вышла замуж, умер Абрам Петрович Ганнибал, и она вместе с мужем стала крепостной его сына, Осипа Абрамовича. А в 1797 году Арину Родионовну взяли в дом Пушкиных — ее выбрали из всех крепостных за добрый нрав, трудолюбие, умение ладить с детьми и взяли в дом в качестве няни для родившейся у Сергея Львовича и Надежды Осиповны дочки Оли, старшей сестры Пушкина. Через два года господа дали Арине Родионовне вольную, и она могла бы уйти, но осталась в доме и нянчила других детей Пушкиных.
Дети очень любили свою няню. Оля вспоминала спустя много лет: «Арина Родионовна мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами и поговорками».
А Пушкин позже напишет:
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя: в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Но настал момент, когда няню, простую крестьянку, заменили настоящей «мадам» — бедной, но благородной дамой, которая прекрасно владела французским: в то время «в чести» был французский язык, весь свет говорил только по-французски, и Мария Алексеевна Ганнибал, и Сергей Львович не хотели, чтобы их сын «заслушивался дворни» и говорил на русском языке; на русском языке дети — Оля, Саша и младший сын Лева — могли говорить только в детской, а за ее пределами — только на чужом языке. Маленький Саша очень переживал это, просил родителей оставить в доме Арину Родионовну, но они были непреклонны. В первый же вечер Саша попросил новую няню рассказать ему сказку, но та стала говорить по-французски. Мальчик замолк и отвернулся к стене. Он тогда в первый раз понял, что ему интересны только те сказки, какие говаривала Арина Родионовна.
Арина Родионовна вернулась в село Михайловское Псковской губернии. Именно туда был выслан из Петербурга опальный поэт Пушкин в июле 1824 года под надзор местного начальства. И здесь с радостью его встретила постаревшая его няня, Арина Родионовна, которая по-прежнему так же любила своего Сашу, а он называл ее «мамушкой». В ее маленький домик, стоящий рядом с господским, часто приходил Пушкин и слушал песни няни, ее сказки. В письме знакомому Пушкин писал в декабре 1824 года: «…вечером слушаю сказки моей няни…; она единственная моя подруга - и с нею только мне не скучно».
Своей любимой няне, дорогому и близкому человеку, простой крестьянской женщине, посвятил поэт свое стихотворение, которое так и называется «Няне». Стихотворение написано в октябре 1826 года в Москве, куда Пушкин был неожиданно вызван царем, что очень встревожило Арину Родионовну.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствие, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Сохранилось несколько писем к Пушкину, написанных под диктовку Арины Родионовны, в которых проявляется вся глубочайшая любовь няни к своему Саше: «… вы у меня беспрестанно в сердце и на уме; и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой Ангел, к нам, в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю… Я вас буду ожидать и молить Бога, чтобы дал нам свидеться…»
Арина Родионовна умерла в 1828 году в доме Ольги Сергеевны Павлищевой, в девичестве Пушкиной, той Оли, няней к которой она была введена в дом Пушкиных.
В этом же году Пушкин опубликовал второе издание своей поэмы «Руслан и Людмила», в которой поместил Пролог, написанный в Михайловском, где сказал о том, как дороги ему русские народные сказки, которые он с наслаждением слушал и в детстве, и в годы Михайловской ссыпки от своей няни Арины Родионовны.
Наверное, у каждого из нас с именем А. С. Пушкина ассоциируется личность его любимой няни – Арины Родионовны, которой он посвятил несколько своих стихов. Она рассказывала ему сказки, которые он впоследствии использовал как основу для своих творений. И возможно, что если бы не она, то мир не знал бы прекрасных сказок, написанных всемирно известным поэтом. Сейчас мы подробно расскажем кто такая няня Пушкина Арина Родионовна , биография краткое содержание .
Всем известно, что нянечку Александра Сергеевича звали Арина Родионовна. Но мало кто в курсе, что в действительности няня Пушкина имела другое имя фамилия . В действительности, ее изначально назвали Ириной — именно это имя указано в церковных документах о ее рождении и смерти. Ариной ее называли только в домашнем кругу и когда она пришла служить в дом Пушкиных. Кстати очень интересен тот факт в , что сам Александр Сергеевич в своих поэмах имя своей няни никогда не упоминал.
Но если с именем няни Пушкина все понятно, то вопрос о фамилии Арины Родионовны еще более спорный. В действительности, фамилии у няни Пушкина попросту не было. Так как она являлась представительницей крестьянского сословия и она ей особо не была нужна. Ей часто присваивали фамилию Родионова – от имени отца, но Пушкины ее называли именно Родионовной.
Потом историки присвоили ей фамилию Яковлева, так как именно эта фамилия была у ее отца. Но пушкиноведы до сих пор спорят на этот счет. Так как это ничем не доказано и никто из современников ее этой фамилией не называл. А после замужества принято считать ее Матвеевой.
Арина Родионовна была рождена 21 апреля 1758 года в селе Суйда Санкт-Петербургской губернии. Имя ее матери было Лукерья Кириллова, а отца – Родион Яковлев и воспитывали они семеро детей.
Кто она по происхождению ? Конечно крестьянка. Изначально она принадлежала графу Апраксину, но потом прадед Пушкина – Абрам Петрович Ганнибал купил у него имение. И тогда Арина Родионовна перешла в его собственность. Так и началась ее служба семье будущего поэта.
В 1781 году она бракосочеталась с Федором Матвеевым. И когда она стала жить с мужем, то начала служить Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Потом она служила нянечкой для его дочери – Надежды Осиповны.
В 1792 году ее к себе забрала бабушка Александра Сергеевича – Мария Алексеевна Ганнибал, чтобы та воспитывала ее племянника Алексея. За хорошую и верную службу ей подарили свою отдельную избушку.
После появления на свет старшей дочери Надежды Осиповны – Ольги, она стала ее воспитывать. И потом нянчила ее братьев — Александра и Льва.
В 1807 году Ганнибалы уступили все свои земли в Санкт-Петербургской губернии и уехали в Псковскую губернию. А именно в Опоческий уезд.
Не входила в состав проданного имущества, потому что была закреплена за хозяевами. И поэтому также переехала на новое место. Кстати говоря, семья Пушкиных одно время хотела дать своей ей вольную, но та от нее отказалась.
Когда умерла Мария Алексеевна, няня Пушкина вместе с хозяевами стала проживать в Санкт-Петербурге. И также как и они уезжала в поместье Михайловское Псковской губернии на все лето.
В период с 1824 по 1826 год она проживала в этой усадьбе, когда Александр Сергеевич был в ссылке.
После непродолжительной болезни, когда ей было 70 лет, Арина Родионовна скончалась 31 июля 1828 года в Санкт-Петербурге, в доме сестры Пушкина – Ольги.
Прощание с няней проходило скромно, в соответствии с ее социальным статусом, а на могиле не было подписи. Кстати, сам Александр Сергеевич не пришел попрощаться с любимицей. А из членов их семьи там был только муж его сестры Ольги – Николай Павлищев.
Историки потом долго не могли найти то место, где захоронена Арина Родионовна. И до 1940 года все думали, что ее могила находится в Большеохтинском кладбище. Но после проверки записей в церковных книгах стало ясно, что покоится она на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. И теперь у входа в кладбище висит мемориальная доска в честь няни великого поэта.
В школе на занятиях по литературе нам всегда рассказывали, какую значимую роль няня
Пушкина
Арина
Родионовна
биография
краткое
содержание
имела в
жизни
Пушкина
и становлении его как поэта. Но действительно близкими отношения между ними стали лишь в период его ссылки. И, кстати, именно тогда он и написал стихотворения ее в честь.
В тот период они часто проводили время вместе, и няня рассказывала ему различные сказки и пела песни. Удавалось ей это просто замечательно – вот за
что
ее
любил
Пушкин
. Многие думают, что именно это послужило базой для тех сказок, которые написал сам Пушкин.
Пушкин сочинил свои сказки через пять лет после окончания ссылки. И вероятно, если бы не его няня, то не знали бы мы этих замечательных историй о золотой рыбке, о царе Салтане и других, которые знают все дети.
В настоящее время, мы уже не сумеем объективно оценить вклад Арины Родионовны в становление личности Александра Сергеевича как поэта и писателя. Но неоспорим тот факт, что великий поэт ее очень любил, а время, проведенное с ней приносило ему только положительные эмоции.
О внешнем виде Арины Родионовны не осталось никаких описаний. Ниже вы можете увидеть портрет одного художника, именно он считается портретом няни Пушкина. Но если прочесть строки, написанные сестрой Александра Сергеевича – Ольгой о внешнем облике их няни, то вряд ли они соответствуют изображению на картине. Она писала, что у Арины Родионовны было полное лицо и полностью седые волосы. Больше никаких упоминаний о ее внешности не встречалось.
Также был найден рисунок Александра Сергеевича, на котором возможно изображена его няня в молодом и преклонном возрасте.
Александр Сергеевич очень трепетно и с любовью относился к своей няне. Он даже использовал ее образ в своей поэме Евгений Онегин – личность его няни стала прототипом няни Татьяны. Он писал о ней, что только она единственная его подруга и только с ней ему не скучно. Пушкин всегда с большим теплом думал о своей няне и посвящал ей стихи. Ниже вы можете прочитать самый известный стих Пушкина, посвященный своей няне.
Еще одна вещь, которая говорит нам о внешнем облике Арины Родионовны – это всем известный барельеф, который был сделан из кости. Откуда он появился и кто его автор до сих пор неизвестно. О его наличии впервые узнали только тогда, когда он оказался у Максима Горького.
Сейчас увидеть воочию барельеф Арины Родионовны можно в Центральном музее А. С. Пушкина, который находится в Санкт-Петербурге.
Вот мы и рассказали вам все подробности о личности няни А.С. Пушкина. А вы понимаете, кем была няня Пушкина Арина Родионовна? Биография краткое содержание помогла сложить представление? Оставьте свое мнение или отзыв для всех на форуме.
Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.
Ижорка или чухонка?
Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.
Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.
У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.
Из семьи старообрядцев?
Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.
Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»
Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.
Крепостная без фамилии
У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.
Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.
Мать четверых детей
Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.
В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.
А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.
Любительница выпить
Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.
Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.
Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».
Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.
Народная сказительница
Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.
Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.
В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.
Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.