Характеристика уровней управления. Уровни управления


Уровни управления — это проявление разделения труда в орга-низациях. В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при кото-рой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предпи-санные ему функции и не вовлекается в выполнение других функций.

Разделение труда может быть вертикальным и горизонтальным. При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределе-ние задач производится не на одном уровне, а «сверху вниз» — от работников, занимающих высшие посты, до работников, находящихся внизу иерархии.

При этом, чем выше должность, которую занимает ра-ботник, тем более общие задачи он решает; чем ниже положение ра-ботника в иерархии, тем более частными являются стоящие перед ним цели. Это совершенно естественно, поскольку наиболее значимые с точки зрения функционирования решения принимаются на самом «вер-ху», то есть руководством предприятия.

При горизонтальном разделении труда специалисты распределя-ются между различными функциональными областями и им поручает-ся выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области. Ярким примером горизонтального разделения труда являет-ся конвейерное производство, когда каждый из работников выполняет отдельную операцию и находится на том же уровне иерархии, что и другие работники, участвующие в производстве той же продукции.

Внутреннюю структуру организации не следует воспринимать как нечто устоявшееся, то, что будет существовать всегда. Менеджеры, осо-бенно менеджеры высшего звена, должны понимать, что структура орга-низации создается для решения стоящих перед организацией проблем. Со временем положение организации на рынке меняется, меняются и условия ее деятельности (появление конкурентов, законодательная база, экономические условия, политическая обстановка); кроме того, может меняться и численность трудового коллектива. Естественно, это приво-дит к тому, что цели организации изменяются. А вместе с ними должна изменяться и внутренняя структура организации, поскольку старая струк-тура может быть (и обычно является) непригодной для решения новых задач.

Управление в организации всегда имеет структуру пирамиды: на нижних уровнях имеется большое количество руководителей, по мере продвижения вверх их число уменьшается. На этом основании приня-то выделять менеджеров низшего, среднего и верхнего звена; эта клас-сификация основывается на идеях американского социолога Толкотта Парсонса.


По мнению Парсонса , любая организация имеет три уровня управ-ления:

1) институциональный уровень — высший уровень управления, на котором осуществляется планирование на длительный период, прини-маются решения, имеющие очень важные для организации последствия, происходит реагирование на перемены, которые уже начались или ожи-даются в ближайшем будущем и т. д. Еще одна отличительная черта этого уровня состоит в том, что именно на нем принимаются решения, касающиеся взаимодействия организации с ее внешней средой — кон-курентами, государством, общественными объединениями и т. д. На этом уровне принимают решения менеджеры высшего звена (так называе-мые топ-менеджеры: директора, президенты, вице-президенты предпри-ятий, ректоры университетов);

2) управленческий уровень — это следующий уровень, на котором осуществляется координирование действий различных работников и подразделений для достижения стоящих перед организацией целей. На этом уровне принимают решения менеджеры среднего звена (руко-водители самостоятельных подразделений и отделов, директора фили-алов, в университетах — деканы);

3) технический уровень управления — это уровень, на котором выполняются стандартные трудовые операции; этот уровень можно соотнести с повседневной работой, которая имеется в любой организа-ции, Решения на этом уровне принимают менеджеры низового звена (мастер в цехе, руководитель подотдела, в вузах — заведующие кафед-рой и т. д.), а их деятельность изучается оперативным менеджментом.

Задачи, которые призваны решать руководители разных уровней, существенно отличаются друг от друга. Эти различия обусловлены в первую очередь тем, что руководители каждого уровня должны управ-лять разными видами работ. Любой человек, стремящийся стать руко-водителем, должен хорошо представлять себе особенности деятель-ности руководителя в зависимости от уровня, на котором он осуществ-ляет свои функции.

Не следует думать, что руководители какого-то уровня важнее для предприятия, чем руководители другого уровня. Деятельность руководи-теля любого уровня управления важна для нормального функциониро-вания организации. Высшее звено управления будет" беспомощным, если оно не будет опираться на низшее и среднее звено, то же справедливо и для всех остальных уровней.

На руководителей высшего звена возлагается задача принятия жизненно важных для организации или ее крупного подразделения решений. Как правило, такие решения являются стратегическими: они, в отличие от решений тактических, определяют не способы достижения целей, а сами цели, к которым должна стремиться организация.

Как правило, руководители высшего звена не имеют большого чис-ла контактов с людьми: их коммуникации внутри организации ограни-чиваются общением с другими руководителями высшего звена, а также общением с небольшим количеством подчиненных. Однако это не оз-начает, что их работа проще или легче, чем работа руководителей дру-гих уровней. Во-первых, они несут огромную ответственность.

Если не-правильное решение, принятое руководителем среднего или низшего звена, сказывается на некоторых аспектах деятельности организации, то есть приводит к локальным нарушениям, то ошибка руководителя высшего звена может привести к гибели организации. По этой причи-не одна из наиболее важных способностей, необходимых для руково-дителя высшего звена, — это умение рисковать. Далеко не каждый человек способен на это.

Руководители среднего звена, как правило, занимаются коорди-нированием и контролем деятельности руководителей низшего звена, также оказывают помощь руководителям высшего звена в принятии решений. Кроме того, они играют роль посредников между руководи-телями высшего звена и руководителями низшего звена. Рассмотрим их функции подробнее.

Руководители среднего звена нередко привлекаются для принятия решений, совершаемого руководителями высшего звена. Их участие в этом процессе может заключаться как в предложении конкретных ново-введений, так и в сборе информации, значимой с точки зрения проблемы, или в экспертизе принятого решения. Руководители высшего звена рас-полагают лишь самой общей информацией о деятельности организа-ции; нередко они могут не осознавать тех проблем, которые либо суще-ствуют в организации, либо возникают в результате принятия неправиль-ного решения.

Естественно, руководители среднего звена обладают бо-лее полной информацией о жизни предприятия; по крайней мере, они лучше знают о том, как функционирует то подразделение организации, деятельностью которой они управляют. Различие между руководителя-ми высшего звена и руководителями низшего звена состоит в том, что первые имеют дело с организацией в целом, тогда как руководители среднего звена лучше осведомлены относительно некоторой части де-ятельности организации. С этой точки зрения, руководители низшего звена располагают слишком частной информацией о деятельности орга-низации.

Еще одна задача, стоящая перед руководителями среднего звена, заключается в посредничестве между высшим и низшим звеном управ-ления. Обычно оптимальная интерпретация принятого на высшем уровне решения ложится именно на них. И это совершенно естественно, по-скольку они обычно могут придать этим решениям форму, оптималь-ную с точки зрения низшего звена управления. В этом случае руково-дители среднего звена распределяют конкретные задания, назначают сроки, в которые они могут быть выполнены. Стоящие перед ними за-дачи можно определить как конкретизацию решений, принятых на выс-шем уровне.

Руководителю среднего звена приходится крайне много общаться, и это обусловлено прежде всего тем, что они выполняют функции посредников между другими уровнями управления. По этой причине они должны уметь выделять значимую информацию и отбрасывать то, что не важно.

Если организация состоит из большого числа работников, в сред-нем звене управления могут выделяться дополнительные уровни. В частности, нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одни руково-дители среднего звена координируют деятельность руководителей низшего звена, а другие координируют деятельность руководителей среднего звена. Последних нередко называют руководителями верх-него звена: они занимают более высокое положение, чем обычные ру-ководители среднего звена, но не принадлежат к высшему звену уп-равления, так как подчиняются ему.

Необходимо отметить, что технологический прогресс, а также неко-торые другие причины привели к тому, что численность среднего звена управления постепенно снижается. Однако это не означает, что в ру-ководителях среднего звена нет необходимости. Дело лишь в том, что функции, возлагаемые на этих руководителей, подвержены наиболее сильным изменениям.

Главная особенность работы руководителей низшего звена зак-лючается в том, что они обязаны контролировать производственный про-цесс: решать проблемы, связанные с использованием ресурсов в конк-ретной ситуации, контролировать качество и сроки выполнения произ-водственных операций. Основная трудность, с которой приходится стал-киваться руководителю низшего звена, состоит в том, что ему приходит-ся очень быстро переключаться с одной работы на другую. По этой причине руководитель низшего звена должен уметь быстро принимать решения, поскольку времени для обдумывания решения обычно нет.

У руководителя низшего звена по-особому складываются отноше-ния с подчиненными. Ему приходится не только принимать решения и осуществлять контроль за их деятельностью, но и выступать в роли наставника, лидера. И действительно, именно на этих руководителей осознанно или неосознанно возлагается задача обучать молодых и/или новых сотрудников. Руководители других уровней выполняют та-кие функции гораздо реже.

Виды и уровни менеджмента - это тема, актуальная для любой компании. Нет предприятия, на котором бы не предпринимались попытки выстроить эффективную систему управления персоналом и как следствие - алгоритм достижения поставленных задач. Грамотное руководство различными группами специалистов в условиях постоянного развития - это сложный, но необходимый процесс.

Что такое менеджмент

Данный термин актуален в том случае, если речь идет об управлении деятельностью различных групп сотрудников как в рамках конкретного отдела, так и всего предприятия в целом.

Соответственно, люди, отвечающие за организацию качественного управления, называются менеджерами. Их ключевой задачей является грамотное формирование трудового процесса, его планирование, контроль и мотивация персонала. Итогом подобных усилий должны стать своевременно достигнутые цели компании.

Поэтому современный менеджмент - это постоянное стремление к развитию и улучшению качества работы. Стоит отметить тот факт, что профессиональное управление может произвести ощутимые социальные изменения. В качестве примера можно привести рост популярности качественного образования, обусловленного стремлением получить хорошую работу.

Кто такой менеджер

Без эффективного руководства развитие современных компаний не представляется возможным.

Если использовать актуальное значение терминов, то менеджером можно будет назвать управляющего или руководителя, который обладает достаточными полномочиями для решения различных задач, имеющих отношение к конкретным видам деятельности предприятия.

  • руководители предприятия, равно как и его подразделений (это могут быть отделения, подразделения и т. д.);
  • организаторы различных видов работ, действующие в рамках программно-целевых групп или подразделений;

  • администраторы, независимо от уровня управления, в обязанности которых входит организация трудового процесса с учетом современных требований;
  • руководители любых групп специалистов.

Независимо от профиля ключевой задачей менеджера всегда является управление сотрудниками для качественной реализации поставленных задач.

Ключевые функции

На основе изложенной выше информации можно сделать вывод, что суть управления сводится к планированию, мотивации, организации процесса и его контролю. Фактически это и есть цели менеджмента.

Таким образом, основные функции руководителя имеют следующую структуру:

  • планирование;
  • организация;
  • мотивация;
  • контроль.

Касаясь планирования, нужно отметить, что в рамках данной функции происходит определение наиболее актуальных для компании целей и составляется стратегия их достижения, вплоть до формирования алгоритма работы сотрудников всех уровней.

Менеджмент предприятия на данном этапе включает работу с несколькими ключевыми вопросами:

  1. Где компания находится в данный момент?
  2. Куда необходимо двигаться?
  3. Как именно будет выглядеть это движение (план, ресурсы и т. д.)?

Именно благодаря планированию руководство компании определяет ключевые направления, в которых необходимо прилагать основные усилия.

Организация предприятия - это, по сути, процесс создания и развития существующей, а также новой структуры. В этом случае работа менеджеров ориентирована на учет всех граней внутренних процессов компании с целью грамотного их взаимодействия. При наличии качественного формирования всех процессов и глобального алгоритма прогресса предприятия все работники и руководители будут способствовать эффективному достижению поставленных целей.

Также система управления позволяет точно определить, кто и какие функции на предприятии должен выполнять.

Современный менеджмент трудно представить без грамотной мотивации. Суть в том, что алгоритм действий и развития будет успешен лишь в том случае, если все группы сотрудников смогут на постоянной основе качественно выполнять закрепленные за ними функции. Для этого менеджеры разрабатывают систему мотивации персонала, которая позволяет сохранять высокий уровень заинтересованности в точном достижении целей.

В цели менеджмента входит также контроль. Дело в том, что в силу некоторых обстоятельств процессы внутри компании могут несколько отклониться от первоначального алгоритма и выполнение поставленных задач окажется под вопросом. Во избежание подобных процессов руководители уделяют немало внимания контролю работы своих подчиненных.

Высшее звено

Менеджеров, представляющих эту категорию на предприятии, всегда немного. Обязанности, возложенные на них, значительные. Но их можно свести к следующей концепции: грамотная разработка и последующая эффективная реализация стратегий развития компании. В рамках этого процесса менеджеры высшего звена принимают важные решения, что требует соответствующей компетенции. Эту группу руководителей может представлять, например, ректор учебного заведения, президент компании или министр.

Рассматривая уровни менеджмента, стоит понимать, что на высший сегмент возложена ответственность за формирование курса движения всего предприятия. То есть эти специалисты фактически выбирают направление развития и определяют, как эффективно двигаться в рамках обозначенного курса. Ошибка на таком уровне может привести к значительным финансовым и структурным потерям.

По этой причине высокий уровень менеджмента подразумевает активную умственную деятельность и глубокий анализ работы компании в целом и каждого ее отдела в частности.

Среднее звено

Данная группа руководителей контролирует управленцев низшей категории и собирает информацию о качестве и сроках выполнения поставленных ими задач. Эти сведения менеджеры в обработанном виде передают высшим руководителям.

Средние уровни менеджмента в компании иногда требуют найма такого количества специалистов, что их разделяют на отдельные группы. Причем последние могут относиться к разным иерархическим ступеням. Например, некоторые предприятия формируют как верхний, так и низовый уровень среднего звена управления.

Такие руководители, как правило, управляют крупными отделами или подразделениями компании.

Низшее звено

Менеджеров этой категории еще называют операционными руководителями. Эта группа сотрудников всегда многочисленна. Нижний уровень менеджмента ориентирован на осуществление контроля за использованием ресурсов (кадры оборудование, сырье) и выполнение производственных заданий. На предприятиях такой работой занимаются мастера, заведующий лабораторией, начальник цеха и другие руководители. При этом в рамках задач нижнего звена возможен переход от одного вида деятельности к другому, что добавляет в работу немало дополнительных граней.

Согласно исследованиям, ввиду разнообразия задач и высокой интенсивности работы, низшие уровни менеджмента сопряжены со значительной нагрузкой. Тем, кто занимает подобную должность, необходимо постоянно переходить от эффективного выполнения одной задачи к решению другой.

В некоторых случаях один этап работы может занимать немногим более минуты. С такой частой сменой внутридневной деятельности сознание находится в постоянном напряжении, что чревато затяжными стрессовыми состояниями.

Со вышестоящим начальством такие менеджеры общаются не очень часто, а вот с подчиненными коммуницируют много.

Особенности общего менеджмента

Эта форма управления находит свою активную реализацию в рамках современного капиталистического общества.

Общий менеджмент нужен в том случае, когда есть необходимость в методах и подходах управления, подходящих для любой сферы в различных социально-экономических системах, причем независимо от уровня руководства.

К этой категории можно отнести разные методики и функции управления (учет, организация, планирование, анализ и др.), а также групповую динамику и механизмы, использующиеся для разработки и последующего принятия решений.

Уровни общего менеджмента

Есть несколько уровней данной формы управления, которые используются в зависимости от ситуации. Выглядят они следующим образом:

  • Оперативный. Ключевая задача в этом случае - грамотное регулирование процессов, имеющих отношение к производству продукта в условиях дефицита ресурсов.
  • Стратегический . В рамках этого направления определяются перспективные рынки и актуальные для них продукты, подбирается нужный стиль управления и производится выбор инструмента для осуществления регулирования процесса.
  • Нормативный . Здесь менеджмент предприятия ориентирован на разработку правил, норм и принципов игры, позволяющих компании закрепиться на конкретном рынке и со временем усилить свои позиции.

Структура функционального менеджмента

Эта система необходима для организации эффективного руководства в отдельных сферах деятельности компании. То есть она, в отличие от общей, не является универсальной и охватывает различные функции в отдельности. Такой подход включает актуальные схемы реализации целей компании в зависимости от области применения инструментов управления, вида предпринимательства и социальной среды.

Функциональная система управления включает в себя следующие направления менеджмента:

  • финансовый;
  • производственный;
  • инвестиционный;
  • информационный алгоритм управления;
  • менеджмент по персоналу.

Все эти направления более чем актуальны, поскольку процесс разделения труда привел к возникновению многочисленных граней деятельности предприятия как такового. К тому же специфика каждой области предпринимательства создает свои уникальные условия труда.

Инновационный менеджмент

Этой схеме организации руководства стоит уделить отдельное внимание. Суть в том, что рынки постоянно меняются, разделяются на отдельные сегменты и дают жизнь новым направлениям, возникает необходимость в разработке технологий и продуктов, отвечающих современным постоянно возрастающим требованиям. Именно на это и ориентирован данный вид менеджмента.

Подобная система нужна для эффективного управления процессами, имеющими отношение к созданию, распространению и последующему применению технологий, равно как и продукции, которые смогут удовлетворить потребности прогрессивного общества и будут обладать научно-технической новизной.

При инновационном менеджменте также ставится цель сформировать среду, позволяющую осуществлять целенаправленный поиск, подготовку, а также реализацию необходимых для поддержания конкурентоспособности нововведений.

Итог

Уровни менеджмента и их характеристика, равно как и различные виды управления - это неотъемлемая часть современной экономики, без которой компании просто не смогут соответствовать постоянно меняющимся требованиям рынка.

Тест 1.

А) Первичный; Г) Средний;

Б) Высший; Д) Низший .

В) Вторичный;

Тест 2.

Тест 3.

А) внутриличностный;

Б) межличностный;

В) структурный;

Г) между личностью и группой;

Д) межгрупповой.

Тест 4.

Какие из перечисленных ниже принципов управления, Вы считаете отвечающими современному представлению о роли и возможностях человека в организации?

Тест 5.

Выберите критерии, по которым осуществляется разделение труда в управлении:

А) Технология управления; Г) Профессиональная подготовка управляющих;

Б) Функции управления; Д) Иерархия управления;

В) Техника управления; Е) Стиль управления.

Тест 6.

Какой из видов разделения труда в управлении является на Ваш взгляд, основой для выделения других?

А) Профессионально – В) Технологическое;

квалификационное; Г) Иерархическое (вертикальное).

Б) Функциональное;

Тест 7.

Целью, какой школы управления было создание универсальных принципов управления?

А) Школы научного управления; В) Школы человеческих отношений;

Б) Классической школы управления; Г) Школы науки управления.

Тест 8.

Определите, к какому уровню управления относятся нижеследующие категории управленческих работников:

А) Мастера: В) Начальники отделов и служб предприятия:

1. Высший; 1. Высший;

2. Средний; 2. Средний;

3. Низший. 3. Низший.

Б) Заместитель начальника цеха: Г) Заместители и помощники директора:

1. Высший; 1. Высший ;

2. Средний; 2. Средний;

3. Низший. 3. Низший.

Тест 9.

Определите, к какому уровню управления относятся:

заместитель директора по экономическим вопросам (ЗЭ), заместитель начальника цеха по техническим вопросам (ЗНЦТ), мастер (М), начальник финансового отдела предприятия (НФО), заместитель директора по коммерческим вопросам (ЗКом), помощник директора по кадрам (ПК), начальник отдела маркетинга (НОМ), бригадир бригады сварщиков (Б). Выберите правильный вариант.



Тест 10.

Руководители, какого уровня управления характеризуются нижеприведенными высказываниями? Поставьте рядом с высказыванием соответствующую букву.

А)(2,5,7) – руководитель высшего уровня; В) (1) – руководитель низшего уровня.

Б) (3,4,6) – руководитель среднего уровня;

1. Олег Иванов возглавляет бригаду сварщиков на предприятии.

2. В.В. Павлов контролирует все направления деятельности ОАО « Московская кондитерская фабрика « Красный Октябрь».

3. Надежда Васильева была назначена начальником планово – экономического отдела завода.

4. Мой знакомый после окончания института был назначен заместителем директора предприятия по экономике и финансам.

5. Виктор Сидоров контролирует работу 7 мастеров.

6. Михаил Савченко подписал приказ о введении нового штатного расписания в компании с 1 января 2012 года.

Тест 11.

Выделите этапы контроля:

А) Предварительный;

Б) Установление стандартов и критериев;

В) Сопоставление (сравнение) с ними реальных результатов;

Г) Текущий;

Д) Финансовый;

Ж) Принятие необходимых корректирующих действий.

Тест 12.

Определите, какой критерий лежит в основе выделения трех категорий управленческих работников: руководителей, специалистов и технических исполнителей (служащих).

А) Стиль работы; Г) Функции управления;

Б) Уровень управления; Д) Организационная структура

В) Технология процесса управления;

Тест 13.

Для каких подходов и школ менеджмента характерны приведенные ниже утверждении? Выберите правильный ответ.



Тест 14.

Выберите правильные ответы:

Линейный руководитель – это тот, кто:

А) Контролирует деятельность всей организации;

Б) Руководит деятельностью подчиненных ему производственных подразделений и работников;

В) Отвечает за определенную сферу деятельности в организации;

Г) Руководит подразделением или организацией в целом, оказывая прямое воздействие на подчиненных, решая все возникающие проблемы управления.

Тест 15.

Выберите правильный ответ:

Функциональный руководитель – это тот, кто:

А) Имеет право отдавать приказы в рамках всей организации;

Б) Управляет отдельной сферой деятельности в организации;

В) Осуществляет управление производством;

Г) Имеет отдельный кабинет и секретаря.

Тест 16.

Определите, о каких руководителях, линейных (ЛР) или функциональных (ФР) идет речь в следующих высказываниях. Укажите свой вариант ответа в нужных местах в каждом высказывании.

А) (ФР) Наши студенты после окончания университета по специальности «Маркетинг» работают в организациях в отделах маркетинга, а наиболее умные, способные и энергичные из них могут даже стать руководителями этих отделов (_______);

Б) (ФР) Коммерческий директор (_______) торговой фирмы «Русский сувенир» собирается пройти переподготовку в Межотраслевом институте повышения квалификации при МГТУ им. Н.Э. Баумана, по специальности «Менеджмент»;

В)(ФР) Мой брат занимает должность управляющего делами в крупной фирме (______);

Г)(ЛР,ЛР,ФР) «Отец» науки управления – Фредерик Тейлор работал станочником, старшим рабочим, мастером (______), старшим мастером (______) на заводе Мидвейлской стальной компании в Филадельфии. В 1889 году Ф. Тейлор стал главным инженером завода (______).

Тест 17.

Тест 18.

Тест 19.

Тест 20.

Тест 21.

Руководитель, принимая решения и организуя их выполнение, выступает как:

А) Предприниматель; В) Распределитель ресурсов;

Б) Представитель; Г) Устранитель нарушений.

Тест 22.

Тест 23.

К информационным ролям менеджера относятся:

А) Связующее звено; В) Распространитель информации ;

Б) Приемник информации; Г) Ведущий переговоры.

Тест 24.

Тест 25.

Тест 26.

Г) Руководителей всех трех уровней управления.

Тест 27.

К межличностным ролям относят таких, как:

А) Руководитель; В) Лидер;

Б) Предприниматель; Г) Представитель.

Тест 28.

Тест 29.

Наибольшая?

А) Высшего; Б) Среднего; В) Низшего.

Тест 30.

Тест 31.

Выберите основные отличительные признаки управленческой команды:

1. В команде каждый ее член стремится к лидерству, поскольку является профессионалом.

2. В команде один за всех и все за одного.

3. Все члены команды – единомышленники.

4. В команде важны вертикальные связи и формальные правила ее жизни.

5. Высокое доверие и уважение членов команды друг к другу. Ценят за достоинства, терпимы к недостаткам и слабостям. Принятие индивидуальности друг к другу

6. Команда включает оптимальный состав по распределению ролей: генераторы – критики – организаторы.

7. В команде господствует культ буквы, а не мысли.

8. В команде полноценная взаимодополняемость и взаимозаменяемость за счет широкого профессионализма.

10. Члены команды хорошо сотрудничают друг с другом. Умеют выслушивать мнения друг друга, готовы к компромиссу.

Тест 32.

В, 2-в, 3-н. 4-в, 5-н, 6-в, 7-н, 8-н, 9-н, 10-н

1. Контроль и инструктирование подчиненных имеет наибольшее значение в структуре затрат рабочего времени руководителей низового звена.

2. Когда цель поставлена, руководителям легче исполнять свои обязанности.

3. Главная задача руководителей и управленческих работников всех 3-х уровней управления - это определение миссии и общих целей функционирования и развития организации.

4. Умение работать с людьми важно для руководителей всех уровней управления.

5. Знание техники и технологии современного производства, умение хорошо разбираться в технических вопросах – это основное требование к руководителям высшего уровня в различных организациях.

6. Руководители всех трех уровней управления выполняют функции планирования, организации, координации, мотивации и контроля в организации.

7. В подавляющем большинстве российских фирм работает сильная управленческая команда на высшем уровне управления.

8. Постоянное непосредственное общение с исполнителями производственных заданий – это характерная черта деятельности руководителей высшего уровня управления.

9. Планирование вовсе необязательно в работе современных руководителей. Важно уметь действовать по ситуации.

10. Возможность различных ролей руководителя не меняются в зависимости от уровня управления.

Тест 33.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

Н, 2-в, 3-н, 4-в, 5-н, 6-н, 7-в, 8-в, 9-в, 10-в

1. Хороший, квалифицированный, опытный руководитель должен уметь успевать сам решать все возникающие в процессе управления проблемы, не привлекая к этому других управленческих работников.

2. Определение стратегических направлений развития организации – одна из главных задач руководителей высшего уровня управления.

3. Определение основ кадровой политики в организации занимает центральное место в работе руководителей всех трех уровней управления.

4. Работа руководителя состоит из комбинации нескольких ролей.

5. Работа руководителей высшего уровня связана с решением преимущественно тактических и оперативных проблем.

6. Знание основ психологии управления важно только для руководителей низового уровня управления, поскольку они находятся в постоянном общении с производственными исполнителями.

7. Руководители высшего уровня управления обязательны больше наблюдать за внешней деловой средой, чем руководители низового уровня управления.

8. Умение делегировать полномочия – одно из основных качеств эффективного руководителя.

9. Руководитель высшего уровня несет ответственность за деятельность всех подразделений в организации.

10. Роли, исполняемые руководителем, определяют объем и содержание его работы.

Тест 34.

Верны ли утверждения? Укажите правильный ответ (верно(+)/неверно(-)).

Н, 2-в, 3-в

1. Информирование – одна из общих функций управления, выполняемая руководителем.

2. В современных условиях руководители должны уметь использовать групповые формы работы, создавать инновационную обстановку, творческую атмосферу, привлекать к решению сотрудников организации.

3. Для хорошего высшего руководства требуется сочетание таких типов людей, как человек мысли, человек действия, человек, разбирающийся в людях понимающий их, и человек публики. Однако эти типы способностей практически никогда не совмещаются в одном человеке.

Тест 35.

Тест 36.

Тест 37.

Что такое социометрия?

А) это способы осуществления воздействия на персонал на основе использования экономических законов;

Б) это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на властных отношениях и дисциплине;

В) это метод научного изучения взаимоотношений в коллективе и места каждого в структуре этих отношений;

Г) это метод, стимулирующий персонал на полное возмещение расходов на производство за счет полученных доходов, экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда.

Тест 38.

Расставьте перечисленные ниже потребности по порядку от низших к высшим, согласно иерархии А. Маслоу:

А, В, Д, Г, Б,

А) Физиологические потребности;

Б) Потребность в самовыражении (самореализации);

В) Потребность в безопасности и защищенности;

Г) Потребность в уважении;

Д) Социальные потребности.

Тест 39.

Тест 40.

Согласно Д.Мак-Клелланду, три важнейших для деловых ситуаций стимула – это стремление добиться успеха, власти и признания. Желание получить доступ к определенным жизненным стандартам связано, со стремлением к:

А) Власти;

Б) Успеху;

В) Признанию.

Тест 41.

Тест 42.

Тест 43.

Тест 44.

Первая стадия в создании продукта – это:

А) Управленческий анализ;

Б) Конструирование;

В) Предварительная оценка и выбор идей;

Г) Поиск идей.

Тест 45.

Предприятие решает организовать фирменный сервис во всех крупных городах области, для чего необходимо:

А) Связь с покупателем;

Б) Четкая система снабжения;

В) Поиск новых методов сервиса;

Г) Все вышеперечисленное.

Тест 46.

Новым товаром на рынке считается товар:

А) Имеющий новую упаковку и фасовку;

Б) Товар, с принципиально новыми техническими характеристиками;

В) Товар, известный на других рынках, но появившийся впервые на анализируемом;

Г) Все перечисленное.

Тест 47.

Что является товаром?

Б) Виды деятельности;

В) Телевизоры;

Г) Все вышеперечисленное.

Тест 48.

Самая острая конкурентная борьба возникает на следующем этапе ЖЦТ:

А Внедрение;

Б) Зрелость;

В) Рост;

Тест 49.

Предприятие начинает получать прибыль обычно на следующем этапе ЖЦТ:

А) Внедрение;

Б) Зрелость;

В) Рост;

Тест 50.

Г) Все перечисленное.

Тест 51.

Тест 52

В какой организационной структуре реализуется принцип единоначалия?

А) Линейной;

Б) Функциональной;

В) Проектной;

Г) Матричной.

Тест 53.

Какая из ниже перечисленных подфункций не относится к функцию планирование?

А) Прогнозирование;

Б) Координация;

В) Моделирование;

Г) Программирование.

Тест 54.

Тест 55.

Теория мотивации, согласно которой людям присущи власть, успех и причастность:

А) Теория Д. МакКлелланда;

Б) Теория справедливости;

В) Теория А. Маслоу.

Тест 56.

Какая подфункция, функций планирования включает: Разработку алгоритма функционирования системы, определение требующихся ресурсов, выбора методов управления?

А) Прогнозирование;

Б) Моделирование;

В) Программирование.

Тест 57.

Тест 58.

Какие факторы, связанные с выполняемой работой, составляют основу ситуационного подхода для определения оптимального масштаба управляемости?

А) Техника коммуникации;

Б) Схожесть работ;

В) Территориальная удаленность работ;

Г) Степень четкости в постановке целей;

Д) Сложность работ.

Тест 59.

Управления?

А) Производство;

Б) Маркетинг;

В) Финансы;

Г) Работа с кадрами;

Д) Эккаунтинг;

Ж) Внешняя среда .

Тест 60.

Метод SWOT позволяет выявить:

А) Сильные и слабые стороны организации (предприятия);

Б) Угроз и возможностей;

В) Конфликтных ситуаций.

Тест 61.

Правильно расставьте этапы процесса коммуникации: А, В, Г,Б

А) Отправитель;

Б) Получатель;

В) Кодирование;

Г) Раскодирование.

Тест 62.

Тест 63.

К теории мотивации?

Б) Психологические ;

В) Процессуальные.

Тест 64.

В процессе управления осуществляются информационно – технические операции, связанные со сбором, обработкой и передачей информации; аналитические операции, связанные с анализом информации, разработкой вариантов решений; операции, связанные с постановкой цели, выбором оптимального варианта решения, его принятием;организационно – административные операции, связанные с организацией выполнения решения, представительскими функциями и т. д.

Укажите, в работе каких управленческих работников преобладают указанные операции? Выберите правильный вариант ответа.

Операции Кто выполняет операции
Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г Вариант Д
Информационно – технические операции Технические исполнители Специалис- ты Технические исполнители Технические исполнители Руководители
Аналитические операции Технические исполнители Технические исполнители Специалис-ты Специалис-ты Технические исполнители
Операции целеполагания, операции по выбору варианта решения Специалисты Специалисты Руководители Специалисты Руководители
Организационно – административ- ные операции Руководители Руководители Руководители Руководители Специалисты

Тест 65.

Определите наиболее рациональную структуру затрат рабочего времени руководителей (Р), специалистов (С) и технических исполнителей (ТИ). Выберите правильный вариант.

Категории управлен-ческих работников Вариант А Вариант Б Вариант В Вариант Г
операции операции операции операции
И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А И - Т А - К О - А
Р 10 40 50 - -
С 40 60 - -
ТИ - - 90 10 -

И – Т – информационно – технические операции;

А – К – аналитико-конструктивные операции, связанные с анализом информации, целепологанием, выбором оптимального решения;

О – А – организационно – административные операции.

Тест 1.

Какие уровни управления можно выделить в организации?

А) Первичный; Г) Средний;

Б) Высший; Д) Низший .

В) Вторичный;

Тест 2.

Основные функции менеджмента, это:

А) Планирование, организация, мотивация, прогнозирование;

Б) Планирование, организация, мотивация, контроль;

В) Планирование, организация, мотивация, координация.

Тест 3.

Какой из ниже перечисленных конфликтов не относится к типу (уровню) конфликтов в организации (предприятий)?

А) внутриличностный;

Б) межличностный;

В) структурный;

Г) между личностью и группой;

Д) межгрупповой.

Разделение труда бывает горизонтальным и вертикальным. Под горизонтальным разделением труда предполагают создание в компании структурных подразделений, ориентированных на разные сферы деятельности.

При вертикальном разделении отделяется осуществление работы от координирования деятельности отдельных исполнителей. В этом случае предусматриваются разные уровни управления предприятием.

Уровни управления предприятием в структуре организации

Что можно считать организацией управления предприятием? Это общее упорядочивание компании, которое задаёт последовательность различных действий и рамки, в границах которых следует вести деятельность. Под социально-экономической средой предприятия понимают объект организации управления. Сюда относят работников, различные предметы труда, финансовые и информационные ресурсы.

Для организации управления компанией следует решить ряд задач:

  • выбрать цели;
  • сформировать общность граждан;
  • определить, какая структура организации уровни управления предприятием необходимы;
  • сформировать нужные условия.

Основные функции, характерные организации управления компанией:

  • достижение компанией выбранных целей;
  • сокращение затрат компании;
  • разделение труда, за счёт которого работники качественнее осуществляют собственные полномочия.

Выражение разделения труда в компаниях. Сейчас всё более явной оказывается тенденция к специализации в области профессиональной работы, во время которой любой сотрудник (либо любое структурное подразделение) призван выполнить предусмотренные для него действия и не привлекается для выполнения иных функций.

Можно отметить следующие типы разделения труда: горизонтальное и вертикальное.

При вертикальном разделении труда любой менеджер обладает сферой деятельности, за которую ему приходится отвечать (сферу контроля), или имеет определённое количество сотрудников, подчиняющихся ему. В данной ситуации распределение всех задач осуществляется не в пределах одного уровня, а «сверху вниз» - от сотрудников, занимающих наивысшие посты, до работников, оказавшихся внизу такой иерархии. В то же время, чем выше окажется должность, занимаемая работником, тем более общими задачами он занимается; чем ниже положение специалиста в иерархии, тем более частные он получает цели. Это естественный процесс, т.к. самые значимые с позиции функционирования решения обычно принимают на самом «верху», то есть топ-менеджеры компании.

При горизонтальном разделении труда работники делятся между разными функциональными сферами и им поручают выполнение задач, являющихся важными с позиции этой функциональной сферы. Характерный пример - конвейерный выпуск товаров, тот случай, когда для отдельного работника предусмотрена определённая операция, и он оказывается на одном с другими специалистами, принимающими участие в производстве продукции, иерархическом уровне.

Внутренние уровни системы управления предприятием не нужно считать чем-то стабильным, неизменным в будущем. Менеджерам, в первую очередь высшего звена, следует знать, что организационная структура формируется с целью решения задач, поставленных перед компанией.

В будущем положение фирмы на рынке изменится, поменяются также условия её функционирования (добавятся конкуренты, изменятся законодательство, экономическая и политическая ситуации). Помимо этого, есть вероятность изменения численного состава работников предприятия.

Конечно, всё это способно привести к тому, что задачи компании поменяются. При этом следует изменить и внутренние уровни управления производством на предприятии, т.к. предыдущая структура порой оказывается (а чаще всего и является) неподходящей для выполнения новых целей.

Управление в компании обычно осуществляется по пирамидальной структуре: нижний уровень включает большее количество менеджеров, а по ходу продвижения на более высокий уровень их количество сокращается.

5 принципов управления от основателя McDonald"s

Коммерческие ходы Рэя Крока сделали McDonald’s сетью общественного питания мирового уровня. Основатель всемирно известного бренда предпочитал заниматься только стратегией, но если возникала необходимость встать за кассу или помыть туалеты, не отказывался и от такой работы.

Редакция журнала «Генеральный Директор» рассказала о принципах управления, которые помогли Рэю создать едва ли не самую популярную в мире компанию.

Уровни управления предприятием

Как правило, отмечают три уровня управления.

  1. Технический уровень (является нижним уровнем управления) – менеджеры напрямую взаимодействуют со специалистами - исполнителями, занимаются решением конкретных вопросов;
  2. Управленческий уровень (средний) – менеджеры в данном случае отвечают за ход каждого производственного процесса в структурных подразделениях, включающих в себя ряд структурных единиц; менеджеры штабных и функциональных служб структуры управления, начальники вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов;
  3. Институциональный уровень (высший) - администрация компании, занимающаяся общим стратегическим менеджментом; вопросами стратегического менеджмента - управление финансовыми ресурсами, выбор рынков реализации, развитие компании, на этом уровне задействовано только 3-7% от общей численности менеджеров.

Высший уровень управления занимается разработкой долгосрочных планов, формулировкой задач для среднего звена. Существенное место здесь отводится адаптации компании к динамике рынка, к управлению отношениями фирмы с внешней средой. Это звено может включать президента, генерального директора и других членов правления.

Руководители среднего звена призваны координировать и контролировать деятельность руководителей нижнего уровня. Ими выявляются проблемы на производственном, организационном и финансовом направлении. Ими формируются креативные идеи и собираются нужные данные для принятия решений руководителями высшего звена. Средние уровни управления предприятием включают менеджеров структурных подразделений, отделов и служб компании.

Нижний уровень управления подчиняется среднему звену. К руководителям управленческого уровня относят производственных мастеров, бригадиров, руководителей групп. Это профессиональные менеджеры узкой специализации, выполняющие чётко отрегулированные обязанности в области выпуска продукции, реализации маркетинговых мероприятий, управления материальным снабжением и т.п. Они отвечают за грамотное использование полученных ресурсов и рациональное использование техники и работников. Такие по структуре уровни управления предприятием позволяют обеспечить чёткое управление, пользуются преимуществами узкой, углубленной специализации менеджеров. При этом оно осложняет выяснение доли вклада отдельного руководителя нижнего звена в совокупный результат коммерческой деятельности, его зону ответственности за выбираемые управленческие решения.

Специалистами в области менеджмента разработана иная теория управления компанией. По их мнению, есть следующие уровни стратегического управления предприятием:

  1. Корпоративная стратегия. Она затрагивает общие цели компании и всё её пространство. Эти звенья управления призваны выполнять функции принятия ключевых решения в техническом, хозяйственном и производственном направлениях. Чаще всего принятие решения является функцией совета директоров. В эту категорию относят руководителей высшего звена.
  2. Деловая стратегия. Выражается в достижении успеха в области конкуренции на рынке отдельной сферы бизнеса. На данном уровне занимаются решением таких задач: увеличением конкурентоспособности, реакцией на внешние факторы, выбором стратегии поведения главных обособленных подразделений. Орган, принимающий решения на этом уровне, - совет директоров, руководство подразделений, генеральные директора.
  3. Функциональная стратегия. Формирует цепочку действий, направленных на достижение выбранной цели в каждой сфере, в которой функционирует организация, уровни управления предприятии призваны обеспечить проведение анализа, пересмотр, синтез различных идей, высказанных менеджерами на местах, и действия по реализации задач этого подразделения и поддержанию принятой стратегии компании. К данным уровням относят руководство среднего звена. Принятие решений находится в компетенции руководителей подразделений.
  4. Операционная стратегия. Включает в себя особые стратегии для обособленных структурных единиц компании, уровни управления предприятием, содержащие в себе начальников на местах. Здесь решают проблемы, свойственные этому отдельному подразделению. Выбор решения находится в компетенции начальников отделов и функциональных служб.

Какие сегодня выделяют уровни управления современным предприятием

В международной практике специалистами по комплексной автоматизации производственной деятельности выделяются пять уровней управления современной компанией:

На уровне ЕRP – Enterprise Resource Planning (прогнозирования ресурсов компании) рассчитываются и анализируются различные финансово-экономические показатели, осуществляется поиск решений стратегических административных и логистических задач.

На уровне MES – Manufacturing Execution Systems (системы управления производственными процессами) решаются задачи в области управления качеством товаров, прогнозирования и проверки последовательности совершения операций технологического процесса, управления производственными и трудовыми ресурсами в пределах выполняемого технологического процесса, техобслуживания производственной техники.

Указанные уровни управления современного предприятия относят к задачам АСУП (автоматизированной системы управления предприятием) и техническим средствам, за счёт которых такие задачи выполняют – офисные персональные компьютеры (ПК) и рабочие станции в службах ведущих сотрудников компании.

Следующие уровни управления предприятием решают задачи, относящиеся к категории АСУ ТП (автоматизированные системы управления технологическими процессами).

SCADA – Supervisory Control and Data Acquisition (система сбора сведений и диспетчерского управления) – это уровень тактического текущего управления, в пределах которого решают задачи по выбору оптимального решения, проведению диагностики, осуществлению адаптации и т.д.

Control-level – уровень локального управления, реализуемый на следующих ТСА: ПО – панели операторов, ПЛК – программируемые логические контроллеры, УСО – устройства связи с объектом.

HMI–Human-Machine Interface (человеко-машинная связь) – выполняет визуализацию (графическое представление сведений) хода технологического процесса.

Input/Output – Входы/Выходы объекта управления, являющиеся различными датчиками и исполнительными механизмами (Д/ИМ) отдельных технологических установок и рабочих машин.

  • Управление производством: в чем состоит секрет успешного руководства

Как происходит формирование уровней управления предприятием

Формирование уровней управления предприятием производится в рамках производственно-территориального принципа, суть которого выражается в том, что весь аппарат управления разделяется по вертикали на отдельные уровни, а по горизонтали на всех уровнях формируются свои управленческие звенья.

Уровни управления предприятием определяют непосредственную последовательность подчинения органов управления с нижних звеньев к верхним.

Все уровни управления предприятием возглавляются работниками, занимающимися общим руководством на этом участке. На основе принципа единоначалия он находится в подчинении руководителя вышестоящего звена, получает от него распоряжения и задачи для выполнения.

Менеджеры высшего звена образуют институциональный уровень, считающийся высшим уровнем управления, где происходит прогнозирование на продолжительный период времени, выбираются решения, обладающие важными для предприятия последствиями, осуществляется реагирование на начавшиеся и ожидаемые в ближайшей перспективе изменения и т.д.

Высшие уровни управления предприятием обладают ещё одной характерной чертой - как раз здесь решаются вопросы в области взаимодействия предприятия с её внешней средой, в которую входят конкуренты, государство, общественные объединения и т.п. На данном уровне выбирают решения руководители высшего уровня (топ-менеджеры: ректоры ВУЗов, президенты и вице-президенты компаний, директора).

Руководством высшего уровня решается задача принятия жизненно важных для организации решений, либо её крупного структурного подразделения. Обычно подобные решения носят стратегический характер: они по сравнению с решением тактических задач нацелены не на выбор способов достижения поставленных целей, а на определение самих целей компании.

Высшие уровни управления предприятием отличаются тем, что находящиеся на них руководители мало контактируют с различными людьми: они общаются внутри компании с иными руководителями высшего уровня, а также с некоторыми своими подчинёнными. При этом такая ситуация не свидетельствует о том, что их деятельность оказывается более простой и лёгкой, чем работа менеджеров иных уровней.

На них находится огромная ответственность. Средний и низший уровни управления предприятием отличаются тем, что ошибочные решения их руководителей сказываются на отдельных сторонах работы компании, т.е. ведут к локальным проблемам, то ошибки руководства высшего уровня способны стать причиной банкротства компании. В связи с этим, одним из самых важных умений, нужных для руководства высшего уровня, считается способность рисковать. Не все люди готовы пойти на риск.

Менеджеры среднего звена образуют управленческий уровень, считающийся следующим уровнем, на котором происходит координирование работы разных работников и структурных подразделений для реализации поставленных перед компанией целей. На данном уровне решения принимаются менеджерами среднего звена (к ним относятся директора обособленных подразделений, начальники отделов, деканы в университетах).

Средние уровни управления предприятием включают в себя менеджеров, которые координируют и контролируют работу начальников низшего уровня, помогают руководителям высшего уровня в принятии ключевых решений. Поэтому они являются посредниками между руководством высшего и низшего звеньев. Изучим их функции более подробно:

  1. Руководство среднего уровня часто участвует в принятии решений менеджерами высшего уровня. Они высказывают свои идеи, связанные с определёнными нововведениями, собирают сведения, нужные для решения проблемы, оценивают принятое решение. Высшее руководство имеет только самые общие сведения о работе компании, часто они не понимают те проблемы, которые имеются в компании либо появляются в ходе принятия неверного решения.
  2. Конечно, руководители среднего уровня имеют больше сведений о деятельности компании. Им хорошо известно то, как работает структурное подразделение, работой которого они руководят. Разница между менеджерами высшего и среднего уровней заключается в том, что первые занимаются делами компании в целом, а вторые имеют более полную информацию об определённом участке работы компании. А менеджеры нижнего уровня имеют очень частные сведения о предприятии.
  3. Ещё одной задачей, поставленной перед менеджерами среднего уровня, выступает посредничество - с их помощью соединяются высший и низший уровни управления предприятием. Чаще всего грамотная трактовка принятого топ-менеджерами решения возлагается на руководство среднего звена. Как раз им удаётся наделить указания сверху формой, оптимальной для низшего уровня менеджмента. В данной ситуации менеджеры среднего уровня занимаются распределением определённых задач и выбирают сроки их выполнения.

Поставленные перед ними цели представляют собой детализацию решений топ-менеджеров. Руководители среднего уровня вынуждены очень часто общаться, что и связано в первую очередь с тем, что ими выполняются функции посредничества между иными звеньями системы управления.

По данной причине им необходимо уметь выделить существенные сведения и отделить их от того, что не является важным.

В том случае, если в компаниях трудится большое количество работников, средние уровни управления предприятием нередко включают в себя дополнительные звенья.

Например, часто встречаются ситуации, когда одними менеджерами среднего уровня координируется работа менеджеров низшего уровня, а вторыми – деятельность руководства среднего уровня. Вторых часто считают руководителями высшего уровня: их положение является более высоким, чем у стандартных руководителей среднего уровня, но они не относятся к высшему уровню управления, т.к. находятся в подчинении ему.

Следует отметить, что совершенствование технологий и иные причины привели к постепенному сокращению численности менеджеров среднего уровня. При этом в них сохраняется необходимость. Ситуация заключается только в том, что их полномочия подвергаются самым значительным изменениям.

При этом менеджеры низшего звена образуют технический уровень управления предприятием:

  • на этом уровне осуществляются обычные трудовые действия;
  • данный уровень можно соотносить с ежедневной деятельностью, имеющейся в каждой компании.
  • решения на данном уровне принимаются руководителями нижнего уровня управления (мастерами в цехах, начальниками подотделов, в ВУЗах – заведующими кафедрой и т.п.), а их работа рассматривается на уровне текущего управления.

Главная особенность работы руководителей низшего звена выражается в том, что они призваны:

  • заниматься решением проблем, касающихся расходования ресурсов в отдельных ситуациях;
  • проверять уровень качества и сроки осуществления различных производственных операций.

Основная трудность, возникающая у менеджера низшего уровня, выражается в том, что он вынужден весьма оперативно переходить от одной деятельности к другой. В связи с этим ему необходимо быстро решать вопросы, т.к. времени на обдумывание и поиск оптимального решения чаще всего нет. Нижние уровни управления предприятием предполагают формирование особых отношений между менеджерами и их подчинёнными. Руководители этого звена вынуждены решать поставленные задачи и проверять работу сотрудников, а также быть наставниками и лидерами. И как раз на таких менеджеров осознанным либо неосознанным образом возлагают задачу по обучению молодых специалистов и новых работников. Руководители среднего и высшего уровней занимаются этим значительно реже.

Все уровни управления предприятием включают в себя функциональные структуры, выполняющие конкретные функции в области управления. Главная задача таких подразделений выражается в подготовительной работе по формированию управленческих решений для менеджера этого уровня.

В случае использования одноуровневой структуры, менеджеры напрямую управляют деятельностью исполнителей. Во время использования двухуровневой структуры, формируются высшие уровни управления предприятием – добавляется выполнение работы исполнителей.

  • Управление бизнес-возможностями: как защитить компанию от разорения

Анализ уровней управления предприятием

Анализ уровня управления определяет работу системы менеджмента, её соответствие объекту управления, возможность выбора достаточно взвешенных решений. Указанные характеристики системы управления считаются ключевым условием интенсификации производственной деятельности, успешности её текущего и будущего развития.

Во время проведения анализа управленческого звена рассматривается работа системы управления в общем и деятельность её компонентов, таких, как организационная структура управления, уровни управления предприятием, состав управленческих кадров, их уровень квалификации и организация труда, техническое оснащение деятельности руководителей и т.п.

Задачей анализа считается обоснование рациональной структуры органов управления, соблюдение соответствия управленческих штатов особенностям и содержанию функций управления, рациональной меры по централизации управленческих функций, уменьшение времени на обработку данных и времени для совершения выбора управленческого решения.

Важная оценка уровня управления предприятием включает в себя проведение анализа организационной структуры, начинающегося с описания компании. Параметры фирмы и его производственная структура призваны определить структуру органов управления и число руководителей.

Аналитическими показателями, определяющими текущее состояние органов управления, выступают:

  • коэффициент обеспеченности управленческими кадрами в общем по компании и по каждой функциональной группе;
  • доля управленческих сотрудников в совокупной численности персонала компании;
  • их среднее количество и удельный вес в цехах и на отдельных участках;
  • коэффициент управляемости. Коэффициент управляемости в обособленных подразделениях определяет, к примеру, количество работников на одного мастера, руководителя смены, цеха и т. п.

При этом анализ уровней управления предприятии включает такой особый раздел, как оценка уровня централизации функций управления. Данный показатель рассчитывается в общем по компании и отдельно по имеющимся функциональным группам.

Анализ технической оснащенности и методов управления

Он определяет широту задействования в управленческой работе передовых достижений научно-технической мысли (лучшего оборудования), новых управленческих методик и т.п.

Проведение анализа начинают с оценивания количественных и качественных сторон техники, используемой в менеджменте, возможностей её улучшения.

С помощью уровня технической оснащённости определяют показатель степени механизации и автоматизации управленческой работы.

Её характеристикой выступает уровень комплексной (либо частичной) механизации процесса обработки данных, уровень автоматизации обработки данных и подготовки решений. Как раз с помощью автоматизации работы руководителей формируется основа для изучения альтернативных вариантов развития и выбора рациональных решений.

Анализ состава и организации труда работников управления

Его производят с оценивания уровня квалификации сотрудников аппарата управления, её соответствия текущим требованиям производственной деятельности и науки.

Определяются потребности в увеличении уровня квалификации управленческих сотрудников по отдельным функциональным группам ( , плановики и т.п.), разрабатывается комплекс мероприятий по увеличению уровня квалификации.

Проводится анализ организации трудовой деятельности управленческого персонала, основанный на описании процесса управления, управленческих функций, выполняемых каждым сотрудником, документации и схем документооборота.

В ходе проведения анализа находят резервы для улучшения технологии управленческого процесса с помощью упорядочивания перечня и потоков документов, их унификации, своевременности обработки. Также находят резервы для улучшения организации работы менеджеров.

Анализ эффективности управления

Основан на сравнении расходов на менеджмент с итоговыми результатами работы компании. Показатель эффективности используемых в компании методик управления рассчитывают в виде отношения объёма сбыта товаров к размеру расходов на менеджмент. Чем боле высоким оказывается значение данного показателя, тем успешнее используемые в компании методики управления. Успешными считают те уровни управления предприятием, при которых обеспечивается:

  • рост производительности труда;
  • рост фондоотдачи основных производственных фондов;
  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • рост прибыли.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

Процесс и функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:
планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При хорошей мотивации персонал организации выполняет свои обязанности в соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает: установление стандартов, измерение достигнутых результатов, сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей. Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

Руководитель и его роли

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается "набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности" (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.
Укрупненно роли руководителя разделяют на три группы:

  1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

    Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя- распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

    Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Уровни управления

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

    Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

    Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

    Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.


Современный управляющий

Изменения в обществе, экономике, технологиях заставляют по новому осмыслить понятия управления в современной организации, переформулировать профессиональные характеристики управляющего, необходимые для успешного управления организацией в современных условиях.

В современных условиях все большее значение приобретают отрасли, связанные с интеллектуальной деятельностью. В России, в период переходной экономики, возникает повышенный спрос на менеджеров в обслуживающих сферах - торговля, финансы, информационные технологии.
Таким образом, современный менеджер должен обладать способностями по управлению подобным бизнесом, и владеть навыками принятия решений в условиях неопределенности.
В статье "Менеджер 21-го века: кто он?" (журнал "Менеджмент в России и за рубежом") экономисты Поршнев А. Г. и Ефремов В. С. говорят об управлении в современном обществе так:
"В обществе, где управление опирается на интеллектуальное сотрудничество людей; на их сетевую кооперацию, подразумевающую многосвязность и участие каждого человека во многих производственных процессах, требующих его знаний и умений; на интеграцию процессов планирования и исполнения; на создание динамичных, проблемно-ориентированных коллективов тружеников отношения найма труда уступают место отношениям купли-продажи продукта труда. И это есть революция."

Современный управляющий должен руководствоваться следующими принципами:

  1. Ориентация на людей, так как люди - это самый жизненно важный ресурс организации.
  2. Дух соперничества, то есть умение добиваться успеха в условиях острой конкуренции.
  3. Внешняя перспектива, то есть способность вступать в союзы и добиваться поддержки извне, в том числе у ключевых фигур.
  4. Ориентация на системы, то есть системное управление как решение задачи дирижирования "информационным оркестром".
  5. Гибкость и способность принимать решения в условиях неопределенности.
  6. Ориентация на будущее.