Методика тюленева чудо буквы. Раннее развитие по Тюленеву: строгая система на пути к гениальности


Практически каждый современный родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос , поэтому многие мамы и папы ещё до появления малыша на свет тщательно изучают различные методики детей.

Одной из самых известных развивающих систем является методика Тюленева, с которой сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» и познакомит своих читательниц.

Надо сказать, что сам Павел Викторович Тюленев является персоной весьма колоритной. Он представляется президентом Академии образования, социального и экономического развития, которую сам и основал.

Свои методики раннего развития П.В. Тюленев презентует не просто как новую образовательную технологию, а как основу для воспитания особого поколения детей, которые, благодаря своему высокому интеллекту, сделают Россию просто сверхдержавой.

Бесспорно, идея о том, что будущее страны зависит от уровня образованности её граждан, является вполне разумной, поэтому теория Тюленева заслуживает пристального рассмотрения.

Согласно теории Тюленева, период раннего развития детей делится на три этапа:

  1. От рождения до 1,5 лет – период раннего развития.
  2. От 1,5 до 2 лет – среднее раннее развитие.
  3. От 2 до 3 лет – позднее раннее развитие.

Педагог-новатор считает, что ребёнок, который в 3 года ещё не умеет читать, уже является педагогически запущенным. К слову сказать, Павла Викторовича дети старше 3 лет, не являющиеся его воспитанниками, не интересуют. Вся его методика ориентирована исключительно на малышей, которые недавно появились на свет.

Тюленев уверен, что все дети без исключения могут стать гениями, если родители вовремя начнут с ними заниматься. Успех этих занятий зависит от соблюдения главных правил методики:

  1. Ребёнок должен стать кумиром для своих родителей.
  2. Каждую минуту бодрствования малыша необходимо использовать для его интеллектуального развития.
  3. Родителям следует стать для ребёнка первыми учителями или же начать самим учиться у него.
  4. За любые успехи и достижения малыша нужно хвалить и вознаграждать.
  5. Строго отбирать пособия и игрушки для детей, создавать для ребёнка особую развивающую среду, используя для этого карточки с опорными образами (буквами, цифрами, нотами, иероглифами, изображениями животных и т. д.), которые входят в каждый обучающий комплект методики П. В. Тюленева «МИРР». Эти карточки необходимо постоянно показывать малышу, разместить их на стенках кроватки, на стене детской, на дверях, — в общем, всюду, где крохе будет удобно их рассматривать.
  6. Всё, что ребёнок видит, родителям нужно озвучивать.
  7. Общение с ребёнком должно быть только развивающим. Обычных игр, не несущих в себе обучающего зерна, методика раннего развития Тюленева не принимает.

Родителям, которые хотят вырастить гения, педагог-новатор даёт несколько очень важных рекомендаций, которые касаются безопасности детей. В. П. Тюленев призывает запрещать крохе тянуть в рот различные предметы, а малышам, которые уже умеют ползать, не позволять дотрагиваться до горячего утюга или другой раскалённой поверхности. Есть в методике Павла Тюленева и другие табу:

  1. Не заниматься по другим развивающим технологиям.
  2. Не разрешать малышу слишком рано ходить и не поощрять его попытки самостоятельно передвигаться.
  3. Запрещать малышу пользоваться чужими столовыми принадлежностями.
  4. Надёжно перекрыть малышу доступ к нижним ящикам столов, комодов, шкафов и другой корпусной мебели.
  5. Сделать безопасными для крохи острые углы, дверные ручки и т. д.
  6. Не держать в квартире, где живёт малыш, домашних животных.
  7. После купания обязательно следить за тем, чтобы в ушках малыша не осталось воды.
  8. Изолировать от малыша верхнюю одежду, обувь, деньги, то есть, предметы, которые чаще всего контактируют с внешней средой, находящейся за пределами квартиры.
  9. Не допускать, чтобы малыш опрокинул на себя тяжёлый стул или табурет.
  10. Ни в коем случае до обеда не включать музыку.
  11. Не включать малышу рекламу или эмоциональные передачи хотя бы до 16 часов дня.

Как выяснил сайт сайт, программа системы МИРР даёт также рекомендации по видам работы с малышом в тот или иной период его жизни.

Павел Тюленев «Методика раннего развития»: программа

Начинать работать с ребёнком автор этой инновационной методики предлагает ещё в перинатальный период, начиная с 4 месяца беременности. Он рекомендует будущей маме самостоятельно разработать программу, по которой она будет заниматься с малышом, используя для этого материалы системы МИРР.

Можно, к примеру, каждый день озвучивать от 2 до 10 слов, с которыми малыш будет знакомиться в первые месяцы после рождения.

А вот после рождения малыша методика Тюленева даёт более чёткие рекомендации по работе с ним в том или ином возрасте.

  • С самого рождения ребёнка нужно учить буквам по специальной азбуке «УРАМИР». Карточки с буквами, картинками и цифрами должны быть размещены на стенке кроватки. Малыш будет смотреть на них и запоминать. Двухмесячным крохам родители должны петь слоги. Малышей после 5 месяцев развивающая методика Тюленева предлагает обучать в более активной игровой форме, позволяя ему самостоятельно рассматривать и перебирать открытки, а также магнитную азбуку.
  • Когда малыш научится самостоятельно передвигаться (примерно в 8-9 месяцев), с ним можно играть в игру «Принеси букву», предлагая принести родителям карточку с определённой буквой. В этот же период Тюленев предлагает начинать знакомство крохи со слогами. Для изучения слогов педагог рекомендует использовать специальные таблицы, карточки и кубики.
  • Согласно методике раннего развития Тюленева, в возрасте 9-10 месяцев с малышом полезно играть в «Журналиста», предлагая ему показать слог или принести карточку с определённым словом.
  • В два года дети уже должны научиться печатать на компьютере сначала слоги, потом слова и даже целые предложения.

Как утверждает сам П. В. Тюленев, его методика раннего развития позволяет научить ребёнка до 3 лет не только , но и считать, а также обучить его азам естественных наук. Благодаря этому в возрасте 4-5 лет ребёнок уже самостоятельно сможет усвоить программу начальной школы, а в 12 лет – закончить среднюю школу и поступить в ВУЗ.

Столь громкие обещания у здравомыслящих родителей вызывают определённое недоверие. И всё же те, кто пробовал данную технологию, подтверждают, что у неё есть определённые преимущества.

Достоинства методики Павла Тюленева

Главным плюсом МИРР является то, что она предлагает обучать малышей с самого рождения и даже в перинатальный период. Сегодня уже никто не станет спорить, что малыши начинают познавать мир, находясь ещё в утробе матери. Есть у методики и другие преимущества:

  • Отказ от теории генетической предрасположенности. П. В. Тюленев считает гениальными всех детей и утверждает, что результат их воспитания зависит только от поведения родителей.
  • Трепетное отношение ко времени ребёнка.
  • Отсутствие необходимости в особых знаниях или умениях у родителей.

Минусов у теории тоже предостаточно.

Недостатки методики Павла Тюленева

Программу загадочной теории нельзя назвать чёткой, её рекомендации скорее имеют общий характер. К минусам МИРР можно также отнести:

  • В методике преобладает интеллектуальное развитие, эмоциям в ней практически нет места. Физическое воспитание Тюленев практически отрицает.
  • Требования МИРР достаточно жёсткие. В частности, автор запрещает обращаться к другим развивающим технологиям.
  • Разобраться в программе МИРР достаточно непросто. Тюленев даёт к ней очень путанные и абстрактные пояснения.

Вопрос, заказывать ли методику Тюленева, волнует многих прогрессивных родителей. Но на самом деле гораздо более важной является проблема, нужно ли стремиться делать своего ребёнка гением. Ведь гениальность никак не гарантирует малышу счастья.

Наоборот, высокий интеллект нередко способен стать причиной одиночества ребёнка, его изолированности от общества.

Разумеется, ребёнка необходимо развивать и обучать — но в рамках разумного, не пытаясь реализовать собственных амбиций за счёт своего малыша. И тем родителям, которые это понимают, некоторые идеи методики Тюленева вполне пригодятся.

А вот мамам и папам, которые уже загорелись идеей сделать своего кроху гением, наш сайт рекомендует хорошенько подумать…

Я продолжаю изучение методики Тюленева.

Оно проливает свет на тайну возникновения удивительной системы «МИР ребенка».

Итак, даю слово Павлу Викторовичу Тюленеву:

«В этой истории о методике обучения рисованию моего отца, В.М. Тюленева много интереснейших подробностей:

Тогда семья художника Тюленева жила в одной комнате, которая одновременно служила и мастерской, где пахло краской, и у окна стоял мольберт - отец тогда постоянно подрабатывал дома: рисовал портреты, и даже иконы - надо было достраивать наш дом на улице Онежской.

Назревали проблемы.

Младшие братишки - погодки 3-4 лет – подрастали. Были агрессивны. Обстановка стремительно накалялась... Малыши-кибальчиши воспринимали старшего брата как игрушку и лезли драться. Остановить их было невозможно...

Было два пути:

Либо подавить и сломать старшего брата - меня, заставить терпеть естественную активность младших братьев и погубить, так как уединиться даже для школьных занятий было нельзя. Но это было невозможно - я бы просто ушел из дому сам, убежал бы, стал беспризорником - такой был характер...

Либо найти неординарный выход из создавшегося, по сути, катастрофического для семьи и всех детей положения.

И после одного, первого же несправедливого наказания – из-за выходок младших братьев - меня отцом, мама нашла выход из критического положения. Она серьезно поговорила с ним и, по сути, заставила отца отвлечься от работы на несколько часов в день и научить меня рисовать!

После этого строгого обучения через неделю я уже ходил на этюды – «рисовать природу» на несколько часов, и всё успокоилось...

Итак, я систематически ходил на этюды с подаренным этюдником, «оттачивал мастерство», пока братья «мутузили» друг друга...

Через полгода мы переехали уже в три комнаты, на первый этаж только что построенного и отделанного дома. И у меня появилась возможность закрываться в большом зале - гостиной, и делать уроки в спокойной обстановке...

К тому времени мои рисунки в школе уже были нарасхват: никто не верил, что их рисовал я, а не какой-либо профессионал... В третьем классе я вынужден был скрывать, что хорошо рисую. Был даже случай, когда пришлось вмешиваться директору школы, чтобы найти и забрать у старшеклассников мои рисунки...

Через 4-5 лет в 7-8 классе я увлекся на уроке рисованием на тему «Как вы отметили день 7 ноября 1965 года?». В это время наш школьный учитель по рисованию и черчению, обходя класс, воочию увидел, как рождается профессиональный рисунок. Он громко сказал, что он «ничему не сможет меня больше научить, а только может испортить...» Он был честным и принципиальным - ещё на первом уроке обмолвился, что если кто-то нарисует лучше, чем он, то он освободит от уроков... Ни я, никто другой не придали тогда значения этим словам. Но этот учитель пошел к директору школы и по собственной инициативе добился «освобождения Тюленева от рисования и черчения».

Правда, вместе с директором и завучем меня попросили раз в квартал делать заставки к школьной стенной газете. После первой же заставки я передал это дело отцу: он рисовал быстро и с удовольствием. Ему меда не надо было, дай порисовать что-нибудь творческое 🙂 ... Я же в это время, помнится, усердно читал, в том числе... Карла Маркса. В то время «Комсомольская правда» печатала школьные сочинения этого «гиганта мысли»...

В общем, благодаря тому, что из-за необходимости и по настоянию матери, отец передал мне свои профессиональные навыки по рисованию и сумел меня научить: «хорошо рисовать - значит правильно думать» - а именно так он называл рисование, по-Репину - мне удалось в дальнейшем освободиться ещё от 2-х предметов: литературы и русского языка.

Это было настоящее счастье, потому что мама лечилась долгими месяцами в далёком Крыму, отец непрерывно работал, и весь дом: большое хозяйство и обучение братьев - всё лежало на мне. А меня тогда уже интересовали психология, казусы и проблемы неэффективности педагогики, философия, научная фантастика и зарубежная литература и так далее.

Так что теперь, после получения свободы было время заниматься самообразованием, и я уже на практике догадывался или даже на своём опыте знал, что потенциал ребенка используется не более, чем на 5 %.

Таким образом, когда в 1964 году вышла и стала известна книга Норберта Винера и другие книги по кибернетике, и о ней повсюду стали говорить, мне, как никому другому, была понятна фраза о том, что мозг человека используется лишь на пять процентов...

Я бесконечно удивлялся тому, что педагоги ничего не делают, не предпринимают в этой связи, и решил, что это будет главным делом в моей жизни, хотя было поставлено ещё и много других задач...

Впрочем, думаю, что мои учителя и завуч школы № 47 города Фрунзе, когда меня освобождали, тоже были под влиянием слов кибернетиков о «пяти процентах». Тогда все надеялись на грядущие педагогические открытия. Об этом писали многие газеты и журналы.

Поэтому чтение книг по психологии и философии в районных и научных библиотеках стало для меня лет на пятнадцать постоянным делом.

Но сколько я не искал разумного и научного подхода, так и не нашел. Напротив, Академия педагогических наук, вместо того, чтобы сокращать сроки обучения, попыталась в то время внедрить 12-летку. Как говорил тогда Б.П. Никитин – «для того, чтобы вызвать застой, демографический кризис и разрушить, добить страну!»

Пришлось делать все заново - и педагогику и психологию - исходя из науки - из кибернетики, математики, информатики...

(Павел Викторович Тюленев стал заниматься по своим разработкам с дочкой Олей - мое примечание - О.С.).

Наконец, в 1995 - 1996 году я издал книгу , и она с трудом была пристроена в «Доме педагогической книги», в «Доме медицинской книги» и книжном магазине «Москва»...

Руководители книжных отделов не могли найти ей подходящего раздела, а педагоги даже и возражали - в 1997 году, до моего выступления по телевидению по теме «Читать - раньше, чем ходить» в книжных магазинах Москвы ещё не было ни одного раздела «Раннего развития детей» или чего-то подобного.

Моё впечатление от многочисленных трудов по психологии и педагогике точно выразил доцент кафедры философии Владимир Михайлович Жаринов , приехавший к нам в Центр «Содействие развитию и воспитанию детей» на улицу Тухачевского, дом 32:

Вот более точное его мнение:

«Я вдруг понял, что после прочтения книги «Читать - раньше, чем ходить» всё, что написано до неё по психологии, педагогике и философии - всю «Библиотеку имени Ленина» надо... закатать под асфальт! Там столько ненужного и устаревшего. Те книги только мешают, уводят в сторону, ... отвлекая и не давая результатов...»

Я не виноват - это он сам пришёл и так сказал... Приходили и другие ученые, учителя - из разных уголков страны...»

Счастья Вам и Вашему дому!

Кто согласен с такой методикой? я наоборот за то чтобы у ребенка были сначала игрушки, а потом уж и время придет для остального. как никак детство один раз бывает.
Павел Тюленев – социолог, педагог и президент Ассоциации педагогов-новаторов разработал уникальную методику раннего развития. Автор считает, что для обучения ребенка разнообразным навыкам лучше начать еще до того, пока тот начнет ходить, для этого нужно создать ребенку определенную среду. Тюленев предлагает обучить младенца счету, чтению, нотам, рисованию и даже умению руководить и предпринимательству раньше, чем ходить.

Обучение по этой молодой развивающей методике нужно начать с самого рождения – с первых дней жизни , при чем каждая минута бодрствования малыша должна быть направлена на его умственное и физическое развитие. Родители и педагоги должны представлять ребенку окружающий мир, стимулировать активность и движение, ну и конечно же постоянно разговаривать с ним как со взрослым. Эта методика не приветствует «сюсюканье» с детьми.

1. Необходимо убрать все украшения и игрушки с кроватки. Кроха не должен тратить время на рассматривание ярких обоев, картинок и пеленок.

2. Возле кроватки на стенах до двухмесячного возраста должны висеть фотографии родителей, треугольники, квадраты, окружности, так сказать создавая маршруты для глаз.

3. С самого рождения начинать показывать ребенку карточки с буквами, нотами, цифрами.

4. С трехмесячного возраста самым важным пространством для маленького гения будут обои и стенки кроватки, и поэтому нужно организовать развивающий процесс. Например, вместо обоев повесить разнообразные живописные картины, математические формулы, буквы алфавита, картинки с животными и растениями и т.д.

5. С 4-5 месяцев ребенок должен привыкать и изучать изображения инструментов, пейзажи и разнообразные архитектурные сооружения. Наилучшим вариантом будет повесить возле кроватки разнообразные настенные календари и каждый день перелистывать их, т.е. каждый день чадо будет знакомиться с чем то новым.

6. В 6-7 месяцев ребенку будет интересно рассматривать разнообразные картинки и открытки. Самое подходящее для этого время после пробуждения и после приема пищи.

7. Лучшее время для покупки магнитной азбуки – пятимесячный возраст ребенка. Нужно каждый день давать малышу играть с буквами и цифрами, после такого двухнедельного самостоятельного ознакомления ребенка, следует давать ребенку букву и несколько раз произносить звук буквы, каждый день меняя букву.

8. Каждый день нужно слушать серьезные взрослые песни, очень хорошо подойдут романсы.

10. Также нужно учить ребенка иностранному языку. Тюленев считает что, чем больше языков будете учить, тем будет лучше.

11. С пяти месяцев нужно начать развитие музыкального слуха у ребенка, для этого возле кроватки нужно поставить музыкальный инструмент, пусть малыш нажимает на клавиши.

12. С 4-5 месяцев можно начать изучать физику, играя в игру «Ньютон». В этом возрасте все дети любят выбрасывать игрушки из кроватки, это бесполезное занятие можно с легкостью превратить в занятия по физике, для этого нужно возле детской кроватки поставить ведро или коробку, пусть ребенок кидает игрушки туда, тем самым он будет зрительно измерять расстояние.

13. Уделять активное внимание физическому развитию маленького гения. Для этого нужно в раннем возрасте учить ребенка ползать.

14. Малыш должен учиться выполнять упражнения на канате, например висеть и качаться.

Те родители и педагоги, которых заинтересовала эта методика, должны быть готовы к абсолютной самоотдаче, так как в воспитании маленького гения нельзя упустить ни минуты, и нельзя тратить время зря.

  • Аннотация:
    В книге раскрываются секреты формирования способностей человека к логическому мышлению, даны рекомендации по развитию способностей к литературному и другим видам творчества, позволяющие сделать ребенка феноменально одарённым в нескольких областях. Полученные в начале 90-х годов результаты оказались таковыми, что некоторые эксперты утверждали, что "теперь всю педагогическую литературу можно... "закатать под асфальт"... Аргументом служит то, что накопленная до сих пор литература по "психологии", "педагогике" и образованию носит умозрительный характер и ни на йоту не приближает к тем возможностям, которые предоставляет система методик "Читать, считать, знать ноты, предпринимать... - раньше, чем ходить". Показано, что воспитание вундеркинда - должно быть скорее нормой, чем исключением, если родители будут знать, как создать развивающую обстановку в семье для детей от 0 до 10 лет, как правильно общаться с ними, закаливать и развивать физически. Без каких - либо сложных специальных занятий, развиваясь по новым методам в домашних условиях дети могут начинать читать одновременно с "хождением" и "говорением" в возрасте 1 - 2 года. Вы узнаете, как помочь малышу: формировать способности еще до года, как стать музыкальным гением, полиглотом, президентом, бизнесменом, художником, будущим чемпионом и избежать многих детских болезней... Книга написана как средство вывода страны из глубочайшего кризиса, в период, когда из страны, по данным ООН, вывозилось от1,5 до 2 миллиардов долларов в день в течение 4-5-ти лет, а из состава обязанностей Минобразования были изъяты все функции просвещения, учителям задерживали зарплату, а в школы начали внедрять сексуальное воспитание, извращения, мистику... Новые технологии развития и обучения, представленные в книге, помогут предотвратить многие будущие проблемы ребенка, связанные: с учебой в школе, социальной адаптацией ребенка, бизнесом, управлением, овладением духовно-нравственной культурой многих конфессий. Как показал последующий опыт, если родители захотят, то их дети по представленным методикам вообще могут обойтись без школы, которую дети занимающиеся могут оканчивать в 8 - 10 лет и, затем освоить программы нескольких вузов и получить 4 - 5 дипломов о высшем образовании до 18-ти лет! Каких-либо специальных знаний вам не понадобится. Книга служит популярным введением в систему МИР, использование рекомендаций которой позволяет сэкономить время и средства, приводит к феноменальному развитию умственных способностей и талантов детей, к гармоничному развитию ребенка. Справочный раздел позволит родителям получить необходимые консультации по широкому кругу вопросов развития детей.

Обучение по этой молодой развивающей методике нужно начать с самого рождения – с первых дней жизни новорожденного , при чем каждая минута бодрствования малыша должна быть направлена на его умственное и физическое развитие. Родители и педагоги должны представлять ребенку окружающий мир, стимулировать активность и движение, ну и конечно же постоянно разговаривать с ним как со взрослым. Эта методика не приветствует «сюсюканье» с детьми.

1. Необходимо убрать все украшения и игрушки с кроватки. Кроха не должен тратить время на рассматривание ярких обоев, картинок и пеленок.

2. Возле кроватки на стенах до двухмесячного возраста должны висеть фотографии родителей, треугольники, квадраты, окружности, так сказать создавая маршруты для глаз.

3. С самого рождения начинать показывать ребенку карточки с буквами, нотами, цифрами.

4. С трехмесячного возраста самым важным пространством для маленького гения будут обои и стенки кроватки, и поэтому нужно организовать развивающий процесс. Например, вместо обоев повесить разнообразные живописные картины, математические формулы, буквы алфавита, картинки с животными и растениями и т.д.

5. С 4-5 месяцев ребенок должен привыкать и изучать изображения инструментов, пейзажи и разнообразные архитектурные сооружения. Наилучшим вариантом будет повесить возле кроватки разнообразные настенные календари и каждый день перелистывать их, т.е. каждый день чадо будет знакомиться с чем то новым.

6. В 6-7 месяцев ребенку будет интересно рассматривать разнообразные картинки и открытки. Самое подходящее для этого время после пробуждения и после приема пищи.

7. Лучшее время для покупки магнитной азбуки – пятимесячный возраст ребенка. Нужно каждый день давать малышу играть с буквами и цифрами, после такого двухнедельного самостоятельного ознакомления ребенка, следует давать ребенку букву и несколько раз произносить звук буквы, каждый день меняя букву.

8. Каждый день нужно слушать серьезные взрослые песни, очень хорошо подойдут романсы.

10. Также нужно учить ребенка иностранному языку. Тюленев считает что, чем больше языков будете учить, тем будет лучше.

11. С пяти месяцев нужно начать развитие музыкального слуха у ребенка, для этого возле кроватки нужно поставить музыкальный инструмент, пусть малыш нажимает на клавиши.

12. С 4-5 месяцев можно начать изучать физику, играя в игру «Ньютон». В этом возрасте все дети любят выбрасывать игрушки из кроватки, это бесполезное занятие можно с легкостью превратить в занятия по физике, для этого нужно возле детской кроватки поставить ведро или коробку, пусть ребенок кидает игрушки туда, тем самым он будет зрительно измерять расстояние.

13. Уделять активное внимание физическому развитию маленького гения. Для этого нужно в раннем возрасте учить ребенка ползать.

14. Малыш должен учиться выполнять упражнения на канате, например висеть и качаться.

Те родители и педагоги, которых заинтересовала эта методика, должны быть готовы к абсолютной самоотдаче, так как в воспитании маленького гения нельзя упустить ни минуты, и нельзя тратить время зря.