Сражение у атолла. Атолл мидуэй


Командующие Фрэнк Флетчер
Реймонд Спрюэнс Исороку Ямамото
Тюити Нагумо Силы сторон 3 авианосца,
около 50 кораблей поддержки 4 авианосца,
около 150 кораблей поддержки Потери 1 авианосец,
1 эсминец,
307 человек 4 авианосца,
1 крейсер,
2,500 человек
Тихоокеанский театр военных действий Второй мировой войны
Китай Пёрл-Харбор Таиланд Малайя Гонконг Филиппины (1941–1942) Гуам Уэйк Голландская Ост-Индия Португальский Тимор Австралия Новая Гвинея Сингапур Индийский океан Рейд на Токио Соломоновы острова Коралловое море Мидуэй Алеутские острова Андаманские острова Гилберта и Маршалловы острова Бирма Филиппины (1944–1945) Марианские острова Борнео Рюкю Манчжурия

Сражение у атолла Мидуэй (англ. Battle of Midway , яп. ミッドウェー海戦 ) - 4 июня - крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане . Решительная победа флота США над объединённым флотом Японии, стала поворотной точкой в войне на Тихом океане . Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца , 250 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Предшествующие события

Планы сторон

Япония

Не существует единого мнения о причинах, побудивших японцев атаковать атолл Мидуэй. Принято считать, что со стороны японского флота целью операции, включавшей отвлекающую атаку на Алеутские острова , являлось уничтожение американских авианосцев и окончательная нейтрализация тихоокеанского флота США. Японцы также намеревались занять Мидуэй, с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила также подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа , а также к возможному вторжению на Гавайи.

Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Перл-Харборе, японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй, а затем уничтожить авианосцы противника, в случае, если последние придут на выручку гарнизону . Как и в случае с атакой на Перл-Харбор , была сделана ставка на внезапность нападения.

Силы японского флота были разделены на две части:

  • ударная группа авианосцев (командующий - адмирал Нагумо)
  • группа линкоров с сопровождением (командующий - адмирал Ямамото)

США

Расчет японцев на внезапность не оправдался. В мае группа дешифровщиков Тихоокеанского флота (HYPO) раскрыла японский военно-морской код JN-25. Пользуясь кодом, группа узнала точное место японского удара и состав атакующих сил. На основе этой информации командующий американским флотом адмирал Нимиц спланировал ответные действия. Американские авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.

Ход сражения

Первые столкновения

Первый удар нанесли американцы: 4 июня девять B-17 поднявшись с базы Мидуэй нанесли удар по транспортным судам японской группировки. Как выяснилось позднее, ни одна бомба не попала в цель.

Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налета и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздуха

Атака Файберлинга и Коллинза

Бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger (лейт. Файберлинг, они поднялись с Мидуэй в 6.10) и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder (кап. Коллинз), также вооруженных торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолеты, кроме одного Avenger’а и двух B-26 .

В соответствии с японской доктриной того времени, командующий авианосной группой адмирал Нагумо держал половину своих самолетов в резерве на случай отражения атаки авианосцев противника. Всего было 36 пикирующих бомбардировщиков с «Хирю» и «Сорю», 36 торпедоносцев с «Акаги» и «Кага» и 36 истребителей, снова по 9 с каждого авианосца. Соответственно цели, резервные самолеты были вооружены торпедами. После отражения первого налета американцев Нагумо решил, что опасность атаки миновала и приказал перевооружить резерв бомбами для повторной атаки Мидуэя. Приказ был отдан в 7:15 и работы были в разгаре, когда в 7:40 поступило сообщение от самолета-разведчика об обнаружении значительных американских сил. Нагумо немедленно отменил предыдущий приказ и на резервные самолеты вновь стали подвешивать торпеды. Ещё через полчаса от разведчика поступило сообщение, что обнаружен всего один авианосец противника (остальные не были обнаружены).

Атака Гендерсона

В 7:50 к японскому флоту подошла эскадрилья из 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес » под командованием майора Гендерсона. Отдельно шла группа из 11-ти пикировщиков «Виндикейтор». Самолет Гендерсона был сбит ещё на подходе и командование принял капитан Эльмер Глайден. Часть пикировщиков атаковала авианосец «Хирю » с пологого пикирования. «В 8.08 авианосец увернулся от четырех бомб. В 8.12 еще две бомбы легли справа. Корабль тряхнуло и засыпало осколками. Четыре матроса были убиты, шесть ранено. » Три бомбардировщика атаковали авианосец «Кага », не добившись попаданий. Практически все американские пикировщики были сбиты.

Атака Суини

B-17 атакуют «Хирю».

В 8:14 тяжелый крейсер «Тонэ» открыл огонь орудиями левого борта, сигнализируя о появлении тяжелых бомбардировщиков Boeing B-17 Flying Fortress (Под ком. полковника Суини) на высоте 20 000 футов. Японские истребители прикрытия осторожно атаковали их в течение 10 минут, не нанеся существенных повреждений. «Летающие крепости» сбросили бомбы и в 8.20 ушли. «Сорю» и «Хирю » не получили никаких повреждений.

Именно в этот момент (8.20) пришло новое сообщение с гидросамолета № 4, который следил за американскими кораблями: «Колонну противника замыкает корабль, похожий на авианосец».

Атака Норриса

В 8:17 появилась группа «Виндикейторов» (под командованием майора Бенджамина Норриса), которая взлетела с аэродрома на Мидуэе вместе с эскадрильей Гендерсона, но отстала от неё. С высоты 500 футов они атаковали линкор «Харуна». «Капитан 1-го ранга Такама блестяще управлял линейным кораблем „Харуна“. Американцы сбрасывали одну бомбу за другой, но старый линкор ухитрился увернуться от всех. Два близких разрыва были отмечены в 8.29, но командир дивизиона живучести капитан 3-го ранга Иосино доложил, что они не причинили никаких повреждений. » Эта эскадрилья тоже не смогла повредить японский флот.

Атака Вальдрона

В 8:55 японский флот получил предупреждение от разведывательного самолета: «Десять торпедоносцев противника идет прямо на вас». Это была 8-я торпедоносная эскадрилья, ведомая капитаном 3-го ранга Джоном Вальдроном. Они поднялись примерно в 7:00 с авианосца «Хорнет ». В 9:18 15 торпедоносцев «Девастейтор» атаковали соединение Нагумо. «Не считая Вальдрона, вся эскадрилья состояла из резервистов, призванных всего несколько месяцев назад. И именно потому, что все пилоты 8-й эскадрильи были дилетантами, они, не колеблясь, шли на авианосец прямым курсом, несмотря на то, что до цели было еще целых 10 миль.» Японские истребители прикрытия сбили все торпедоносцы, кроме самолета Джорджа Гея, который успел сбросить торпеду и несколько позже, поврежденный, посадил машину на воду. 8-я торпедоносная эскадрилья была полностью уничтожена. Это была шестая американская атака за утро.

Атака Линдси

Огонь по эскадрилье Вальдрона был прекращен в 9:36, а уже в 9:38 японцев атаковала 6-я эскадрилья торпедоносцев под ком. капитана 3-го ранга Линдси (14 самолетов «Девастейтор»). В 9:40 Линдси приказал эскадрилье разделиться на два отряда и атаковать японский авианосец («Кага ») с двух сторон. В 15 милях от авианосца их атаковали 25 истребителей «Зеро ». Только 4 торпедоносца вышли на линию атаки (9:58), сбросили торпеды и повернули обратно. Линдси погиб в этой атаке. Повредить авианосец не удалось.

Атака Месси

В этот момент было завершено перевооружение японских бомбардировщиков и 93 машины, ожидая сигнала, стояли на полетных палубах. Удар по американскому флоту было решено нанести в 10.30. В 10:20 Нагумо приказал поднять самолеты и авианосцы начали разворот под ветер.

Атака МакКласки

МакКласки (1943-1944)

Примерно в 7:45 капитан 3-го ранга Кларенс Уэйд МакКласки (Clarence Wade McClusky) с авианосца «Энтерпрайз» повел свои самолеты в сторону японского флота. С ним шла 6-я разведывательная эскадрилья лейтенанта Эрла Галлахера и 6-я бомбардировочная эскадрилья лейтенанта Ричарда Беста, всего 30 пикировщиков «Донтлис» .

В этот самый момент (10:25) Макс Лесли (он должен был атаковать вместе с эскадрильей Месси, но потерял её и искал минут 15) пошёл в атаку на другой авианосец. 14 самолетов атаковали авианосец, а последние 4 сбросили бомбы на эсминец и линкор.

Таким образом, две группы бомбардировщиков совершено независимо нанесли одновременный удар по трем различным авианосцам - «Акаги» , «Кага» и «Сорю» . До сих пор точно не установлено, кто какой авианосец атаковал, предположительно первым был атакован «Кага» . Японские истребители были заняты уничтожением эскадрильи Месси, зенитного огня тоже не было.

Атака «Наутилуса»

Через два часа после атаки бомбардировщиков американская подводная лодка «Наутилус» выпустила 3 торпеды по японскому авианосцу. В боевом рапорте «Наутилуса» говорится, что лодка выпустила торпеды между 13.59 и 14.05 с дистанции 2500 метров при угле встречи 125 градусов, после чего погрузилась на 92 метра.

Командир «Наутилуса» капитан 3-го ранга Билл Брокман был уверен, что атаковал и потопил авианосец «Сорю» . Однако, по японским данным, тремя торпедами был атакован авианосец «Кага», причем две торпеды прошли мимо, а третья не разорвалась.

Билл Брокман до самой смерти полагал, что потопил «Сорю» , подводная лодка «Наутилус» именно так и вошла в американскую историю.

Завершение боя

Для нанесения ответного удара по американскому флоту удалось собрать 18 пикирующих бомбардировщиков «Вэл » под командованием лейтенанта Мичио Кабаяси, и всего шесть истребителей «Зеро » для сопровождения(ком. лейтенант Сигемацу). Бомбардировщики несли 250-кг бомбы. В 10.54 первые «Зеро» поднялись с полетной палубы, а в 10.58 поднялись пикировщики. В 11:45 раздался сигнал воздушной тревоги на «Йорктауне» , авианосец увеличил скорость, его прикрывали крейсеры «Астория» и «Портленд». На перехват было поднято 12 истребителей под ком. капитана 3-го ранга Педерсона. Во время атаки были сбиты 5 японских пикировщика, но 7 прорвались к авианосцу и добились 3-х попаданий. Обратно на «Хирю » вернулись 5 пикировщиков и 1 истребитель.

Сразу же было принято решение о второй атаке. Было поднято в воздух 10 торпедоносцев Nakajima B5N («Кейт») под командованием лейтенанта Томонага и 6 истребителей лейтенанта Мори. Об их приближении на «Йорктауне» узнали в 14:20. Торпедоносцы атаковали двумя группами по 5 самолетов, живыми из боя вышла только одна группа (лейт-та Хасимото) и три истребителя. Бой окончился в 14.52. Торпедоносцы добились 2-х точных попаданий.

7 декабря 1941 года японцы «нокаутировали» тихоокеанскую группировку американских военно-морских сил, нанеся внезапный авиационный удар по базе Пёрл-Харбор на Гавайских островах. В результате этой дерзкой атаки флот США лишился четырёх линкоров из восьми, которые в день атаки находились в Пёрл-Харборе. Также были потоплены четыре миноносца, повреждены три крейсера и уничтожено около 188 самолётов. При этом сами японцы потеряли, по разным данным, от 29 до 60 своих самолётов и четыре малых подводных лодки.

Счёт был просто разгромным. Единственным утешением стало то, что в день атаки в гавани не было ни одного американского авианосца, хотя японцы очень на это рассчитывали, намереваясь обескровить военно-морские силы США и завоевать абсолютное преимущество на Тихоокеанском театре военных действий. Но то, что авианосцы уцелели, мало облегчило тяжёлое положение США на момент их вступления в войну против Японии. В течение 1941 года японцы захватили Сингапур, Батаан, Манилу, Гонконг. Медленно, но верно Страна Восходящего Солнца строила пояс обороны, который должен был обеспечить ей доминирующее положение на Тихом океане.

В планах своего наступления на 1942 год Япония отводила немалую роль окончательному разгрому американского флота. Командование японских военно-морских сил разработало план, который предусматривал удар по Алеутским островам и атаку на остров Мидуэй, являвшийся одним из важных стратегических аванпостов США в Тихом океане. Атака на Мидуэй должна была вынудить американцев к использованию своих авианосцев для защиты этого острова. И тут японские морские силы должны были обрушить на противника свои превосходящие силы и окончательно решить вопрос о том, кто сильнее на Тихом Океане.

Ударная группировка японцев включала в себя четыре авианосца, 23 крейсера и 11 линкоров, среди которых был «Ямато» — боевой корабль, считавшийся на тот момент самым мощным в мире в своём классе. Полная численность японских кораблей и судов превышала 150 единиц.

Силы американцев были намного слабее. В Пёрл-Харборе находились авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз», 27 мая туда же прибыл повреждённый авианосец «Йорктаун». Общая численность американского флота не превышала 76 единиц.

Японцы делали ставку на внезапность своего нападения. Они предполагали, что, когда американцы получат сообщение о нападении на Алеутские острова, их флот направится на север. В это время японцы нанесут удар по Мидуэю, высадят там десант и захватят остров. А боевые корабли японских ВМФ перехватят и уничтожат американский флот в море. Чтобы обеспечить уверенное обнаружение американских авианосцев, японцы разделили свои силы на две большие группы, в одну из которых вошли авианосные силы с прикрытием, в то время как ядро второй образовали линкоры. Авианосными силами командовал адмирал Нагумо Тюити, а группой линейных кораблей — адмирал Исороку Ямамото, автор плана атаки на Пёрл-Харбор.

Исходя из серьёзного превосходства японских сил, казалось, что победа над американцами — дело решённое. Но, как это часто бывает, планы, выглядевшие красиво на бумаге, с треском разрушились в реальной жизни.

Одним из важнейших факторов японского поражения стало то, что ещё в мае 1942 года дешифровщиками американского Тихоокеанского флота был раскрыт военно-морской код, использовавшийся противником. Таким образом, американцы знали направление вражеского флота и состав сил. Недостаток сил заставил их совершить настоящий подвиг: предполагалось, что время, необходимое на ремонт авианосца «Йорктаун», составляет приблизительно 90 дней, но корабль смогли вернуть в строй всего за два дня!

3 июня японцы начали отвлекающую атаку на Алеутские острова. В это время американские авианосцы уже были в море, но не шли на выручку к островам, как рассчитывало японское командование, а расположились северо-восточнее Мидуэя, вне зоны обнаружения японскими разведывательными самолётами. Сами американцы вели воздушную разведку с применением летающих лодок «Каталина». Эти самолёты имели большой радиус действия и, тем самым, могли охватить большую территорию поиска. Японцы также вели разведку с применением подводных лодок и самолётов, но своевременно найти американские корабли им не удалось.

3 июня корабли японцев были обнаружены, когда находились приблизительно в 600 милях от острова Мидуэй. В середине дня по ним нанесли удар 9 бомбардировщиков B-17, поднявшихся с базы на острове. Атака не принесла результата: ни одна бомба не поразила цель. Однако куда более важным являлось то, что теперь флот США точно знал, где находится одна из группировок противника.

Ранним утром 4 июня в воздух поднялась первая волна японских самолётов. С авианосцев «Хирю» и «Сорю» взлетели 36 торпедоносцев Nakajima B5N. С «Акаги» и «Кагу» отправились в полёт пикирующие бомбардировщики Aichi D3A и истребители прикрытия A6M Zero. Часть машин несла бронебойные бомбы и торпеды на случай, если будут обнаружены американские авианосцы. Всего в первой волне налёта на Мидуэй принимало участие 108 самолётов. Во время воздушной атаки американская база получила серьёзные повреждения, однако японцам тоже пришлось очень тяжело. Бомбардировщики понесли большие потери от зенитного огня, истребители наземного базирования F4F-3 Wildcat и F2A3 Buffalo сбили несколько бомбардировщиков и истребителей прикрытия. Для того, чтобы подавить оборону сил США, мощи первого удара не хватило, требовалась ещё как минимум одна атака. То, что после первого удара авианосцы флота США не были обнаружены и не приняли участия в бою, заставило Нагумо думать, что опасность воздушной атаки его силам пока не грозит. В 7 утра началось перевооружение самолётов, несущих противокорабельное вооружение, бомбами для удара по береговым целям.

На самом деле, силы Нагумо были обнаружены американским воздушным разведчиком около половины шестого утра. К семи часам, проанализировав поступающие сообщения, американцы уже получили представление о том, в какое время японские самолёты вернутся на авианосцы для пополнения боекомплектов и заправки. Именно на это время контр-адмиралами Рэймондом Спрюэнсом и Фрэнком Флетчером был запланирован ответный удар. Полторы сотни американских самолётов поднялись в воздух в 8:00 утра и взяли курс на вражеские авианосцы.

Американская воздушная армада ещё находилась в пути, когда японцы наконец засекли местоположение авианосцев Спрюэнса и Флетчера. Известие о том, что большое количество вражеских машин движется на флотилию Нагумо, заставили того отменить свой приказ о переоснащении самолётов. Но времени на это уже не хватало.

Первые атаки американских самолётов были успешно отражены истребительным прикрытием. В частности, была полностью уничтожена 8-я торпедоносная эскадрилья капитана 3-го ранга Джона Уолдрона. От неё остался всего один самолёт, который совершил посадку на воду. Всего же силы США совершили около восьми неудачных заходов на цели. Казалось, что все обошлось и авиация Нагумо сумеет нанести ответный удар.

И в этот момент к японскому соединению подошла группа пикирующих бомбардировщиков под командованием капитана 3-го ранга Кларенса Маккласки. Американцы с воздуха видели все четыре японских авианосца. «Акаги», «Сорю» и «Акага» находились недалеко друг от друга, а «Хирю» располагался значительно дальше. Поэтому удар группы Маккласки оказался направленным на первые три корабля. Японские истребители прикрытия, увлёкшиеся отражением атак первых волн американских бомбардировщиков, защитить свои авианосцы не успевали.

Маккласки отдал приказ атаковать ближний корабль. Однако по какой-то причине его приказ был услышан не всеми. Поэтому бомбардировщики обрушились на все три авианосца, хотя и не поровну. Какой из японских кораблей был атакован первым, до сих пор точно не установлено. Однако известно, что «Акаги» получил два бомбовых попадания, «Кага» — четыре, и «Сорю» — три. В этот момент на палубах авианосцев находились не только полностью заправленные горючим японские самолёты, но ещё и большое количество боеприпасов. Из-за этого попадания американских бомб имели катастрофические последствия. Все три авианосца были полностью выведены из строя. «Кага» и «Сорю» были оставлены экипажами и к вечеру затонули. «Акаги» продержался на плаву до утра следующего дня, однако справиться с повреждениями японцы не смогли и были вынуждены торпедировать искалеченные корабли.

Последний уцелевший японский авианосец «Хирю» собрал соединение из 18 пикирующих бомбардировщиков, и в 11 утра самолёты поднялись в воздух, направляясь к американскому кораблю «Йорктаун». В двух налётах авианосец получил в общей сложности три бомбовых и два торпедных попадания. Корабль был выведен из строя, но ещё оставался на плаву. 6 июня «Йорктаун» был торпедирован японской подводной лодкой и затонул 7 июня.

Американские пилоты устали, но снова подняли свои машины в воздух. В 17 часов самолёты были над авианосцем «Хирю». В результате их атаки японский корабль лишился половины взлётной палубы и получил серьёзные повреждения корпуса. «Хирю» был затоплен утром 5 июня.

Четыре потерянных авианосца, без сомнения, являются главной утратой японского флота. А их поражение в битве при атолле Мидуэй стала переломом в войне на Тихом Океане, открыв полосу неудач, приведших Японию к полному поражению во Второй мировой войне.

Сражение у атолла Мидуэй

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Сражение у атолла Мидуэй - крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане. Японский флот, потерявший 4 тяжёлых авианосца, 248 самолётов и лучших пилотов, навсегда лишился возможности эффективно действовать вне зон прикрытия береговой авиации.

Общие данные

Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими - в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.

Расстановка сил и маневрирование противников накануне сражения за Мидуэй.

Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.

Повреждения и гибель IJN Akagi

Я взглянул вверх и увидел три вражеских самолета, в крутом пике идущие прямо на наш корабль. Послышалось несколько торопливых очередей зенитных автоматов, но было уже поздно. Американские пикирующие бомбардировщики стремительно приближались. Вот несколько черных капель отделилось от их крыльев. Бомбы! Они летели прямо на меня! Инстинктивно я упал на палубу и пополз за щит управления.

Оглядевшись, я был потрясен разрушениями, произведенными в течение нескольких секунд. В полетной палубе, как раз позади центрального лифта, зияла огромная дыра. Сам лифт был скручен, как полоска фольги. Искореженные листы палубной обшивки причудливо свернулись. Самолеты горели, охваченные густым черным дымом. Пламя разрасталось все сильнее и сильнее.

Из воспоминаний Мицуо Футиды, командира авиагруппы авианосца IJN Akagi

IJN Akagi получил два прямых попадания: одно в задний срез центрального лифта, другое - в участок полетной палубы по левому борту. В обычных условиях ни одно из этих попаданий не смогло бы вывести из строя авианосец, но вызванные пожаром взрывы горючего и боеприпасов сделали свое дело. Пламя молниеносно распространялось по кормовой части полетной палубы, охватывая один за другим выстроенные крыло к крылу самолеты. Начали рваться торпеды, делая невозможной борьбу с огнем. В 18.00 командир корабля Аоки отдал приказ команде оставить авианосец. 5 июня в 03.50 адмирал Ямамото отдал приказ о затоплении авианосца, который был выполнен эсминцами эскорта. В течение 20 минут четыре эскадренных миноносца выпустили торпеды. Семь минут спустя авианосец скрылся под водой. Место гибели корабля находится на 30°30"сев. широты и 179°08" зап. долготы. Время гибели - 04.55.

На IJN Akagi погибло 263 человека. Все остальные члены его команды были спасены.

Повреждения и гибель IJN Kaga

В 10.24 девять пикирующих бомбардировщиков атаковали авианосец. Каждый из них сбросил по одной бомбе. Первые три упали рядом с кораблем. Они не причинили никакого вреда. Однако следующие по меньшей мере четыре бомбы попали в носовую, среднюю и кормовую части полетной палубы. Бомба, попавшая в носовую часть корабля, как раз перед мостиком, взорвала стоявшую там небольшую цистерну с бензином. Высоко взметнувшееся пламя охватило мостик и прилегающие участки палубы. Командир корабля Окада и большинство других офицеров, находившихся на мостике, погибли на месте. Из старших офицеров в живых остался лишь командир авиационной боевой части капитан 2 ранга Амагаи. Он немедленно принял командование кораблем. IJN Kaga , который получил бомбовые попадания почти одновременно с IJN Akagi , оставался на плаву гораздо меньше времени. В 16.40 капитан 2 ранга Амагаи отдал приказ оставить корабль. Все, кому удалось уцелеть, были переправлены на эскадренные миноносцы. В 19.25 раздались два сильных взрыва и авианосец пошел ко дну. Место его гибели - 30°20" сев. широты и 179° 17" зап. долготы. В этом бою погибла треть команды авианосца - 800 человек.

Повреждения и гибель IJN Sōryū

В 10.25 IJN Sōryū был атакован 13 американскими пикирующими бомбардировщиками и получил в течение трех минут три попадания. Первая бомба разорвалась на полетной палубе перед носовым лифтом, а две следующие накрыли центральный, до неузнаваемости разворотив палубу. Вскоре огонь перекинулся на цистерны с бензином и погреб для боеприпасов. К 10.30 пылающий, окутанный клубами дыма корабль представлял собой ужасающее зрелище. Вызываемые огнем взрывы следовали один за другим.

В течение десяти минут остановились главные машины, вышла из строя система рулевого управления, были уничтожены пожарные магистрали. Уже через 20 минут после попадания первой бомбы авианосец был охвачен таким сильным пламенем, что его командиру Янагимото пришлось отдать приказ покинуть корабль. Спасающихся японских моряков подбирали эскадренные миноносцы IJN Hamakaze и IJN Isokaze .

В 19.13 на глазах членов команды, которые находились на борту эскадренных миноносцев, IJN Sōryū погрузился под воду, унося с собой тела 718 человек и своего командира. Место погружения авианосца - 30°38" сев. широты и 179°13" зап. долготы.

Повреждения и гибель IJN Hiryū

IJN Hiryu уклоняется от атаки бомбардировщиков B-17.

IJN Hiryū действовал в отдалении от остальных кораблей соединения Нагумо и до времени избежал их печальной участи. Начиная с рассвета, корабль атаковало не менее 79 самолетов, но ему удалось уклониться от 26 торпед и 70 бомб. В 17.03 авианосец с юго-запада, со стороны солнца атаковали незамеченными 13 пикирующих бомбардировщиков с USS Hornet (по американским данным самолетов было около 40).

На IJN Hiryū открыли огонь и резко переложили руль на правый борт. Этот маневр позволил уклониться от первых трех бомб, но остальные бомбардировщики добились четырех прямых попаданий в палубу, которые вызвали пожары и взрывы на корабле, и еще четыре бомбы разорвались рядом с бортом, повредив обшивку и вызвав течь.

В 21.23 IJN Hiryū остановился и начал крениться. Пожарные помпы и рулевое устройство бездействовали. По мере заполнения отсеков водой, крен корабля увеличивался и в конце концов достиг 15°. Через некоторое время неподвижный авианосец был вновь атакован на этот раз бомбардировщиками В-17, но ни одна из бомб не попала в цель. В конце концов корабль был затоплен экипажем. Вместе с кораблем погиб отказавшийся покинуть его командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Тамон Ямагути.

Оценка события современниками

Газетные публикации 9-13 июня 1942 года создавали в американском обществе неверное впечатление, что сражение было выиграно "летающими крепостями" и другими самолётами берегового базирования. Получалось, что "тяжёлые армейские бомбардировщики остановили японский флот, потопив и повредив, по данным генерала Арнольда, 33 корабля противника". В New York Times посчитали эту новость заслуживающей первой полосы, что сделало "подвиг" пилотов В-17 известным всей Америке.

6 июня 1942 года на первой полосе The New York Times публикуется статья одного из наиболее авторитетных обозревателей – Роберта Трамбулла: "Наши великолепные лётчики". В статье приводились слова адмирала Нимица о том, что 4–6 июня у о. Мидуэй "была одержана великолепная, впечатляющая победа", и "японский флот отступил, понеся тяжёлые потери, включая несколько повреждённых авианосцев, линкоров и крейсеров".

В периодической печати США за весь период реального хода сражения (с 4 по 6 июня 1942 года) так и не был обнародован состав японского флота; СМИ ограничились упоминаниями, что у противника было неизвестное число авианосцев, линкоров, крейсеров, транспортов. Противостоящие им американские силы оставались для общественности полной загадкой. Дело с командующими обстояло похожим образом: было известно, что Тихоокеанским флотом США руководит Нимиц, но кто командует японскими соединениями при Мидуэе – неизвестно.

Только 27 июля 1942 года в журнале Life публикуется подробная хронология сражения. Битва разделена на 12 фаз, и для каждой в издании представлена схема с детальными комментариями, из которых следует, что решающий вклад в сражение внесли палубные пикирующие бомбардировщики, сумевшие поразить в одной атаке 3 японских авианосца.

Примечания

Образ в искусстве

В репертуаре шведской пауэр-метал группы Sabaton, основная тематика которой является война и различные военные конфликты и эпизоды из них, есть песня "Midway".

Текст оригинала:

Send them over the waves
Our sentinels
They report in the news
Position of our foes

This battlefield´s been choosen, tactically in advance
Time to alert our fighters
We´re soon in range

Midway
We’ll meet at Midway
Naval War

Calling all men to deck
Got to be airborne
Head out into the sun
Descending on our foes

This is the crucial moment, in the heat of the war
To fly and hit our targets
Down in the waves

Midway
Display their might, ordering carriers, admirals at war
We’ll meet at Midway
To win the fight, tactics are crucial, naval war

Far from shore, a pacific war
bombs are falling from the skies
Its a bombrun day, it the naval way
A bloodred sun is on the rise

По события битвы при Мидуэе был снят художественный фильм, также сражение упоминается или даже показывается в большинстве фильмов, посвящённых боевым действиям на Тихоокеанском ТВД.

Мидуэй(1976): Жанр: военный, история, боевик. Режиссёр: Джек Смайт. В ролях: Чарлтон Хестон, Генри Фонда, Джеймс Коберн

Также, финальной сюжетной аркой аниме-сериала Kantai Collection является "переигрывание" сражения за Мидуэй (Японская сторона сумела победить не без стараний главной героини - Фубуки).

Ссылки

Литература и источники

  • Буранок С.О. Сражение за Мидуэй и американское общество . - Самара: ООО «Издательство «АсГард», 2011. - 190 с. - 500 экз. - ISBN 978-5-4259-0094-4

Интернет-ресурсы

Галерея изображений

Сражение у атолла Мидуэй стало поворотной точкой в противостоянии между Соединенными Штатами и Японией на Тихом океане. Японский флот, который потерял четыре тяжелых авианосца, почти две с половиной сотни самолетов и лучших пилотов, теперь совершенно лишился возможности эффективно действовать без прикрытия береговой авиации.

Географические данные

Атолл Мидуэй располагается в центральной части Тихого океана, более чем в тысяче миль на северо-запад от Гавайских островов. Территория находится под управлением Соединенных Штатов, но не включена в состав ни одного из штатов или округа Колумбия. Атолл состоит из трех небольших островков общей площадью 6,23 км 2 , площадь лагуны составляет 60 км 2 .

С 1941 по 1993 гг. на островах находилась и пункт для подзаправки межконтинентальных перелетов. Сейчас атолл имеет статус заповедника, но в рабочем состоянии сохраняется одна взлетно-посадочная полоса, также на Мидуэй хранится запас авиатоплива - на случай экстренной посадки самолетов.

Островная группа Мидуэй находится на полпути между Японией и Калифорнией (собственно, именно благодаря этому факту территория получила свое название). Велико стратегическое значение атолла. Он расположен в середине треугольника, образованного американскими военными базами Перл-Харбор и Датч-Харбор, а также японской базой на Уэйке. Для Японии захват архипелага открыл бы возможность более успешного планирования и осуществления военных операций императорского флота.

Планы императорской Японии

Считается, что возможность нападения на островную группу Япония предположила еще в феврале 1942 года, более чем за полгода до битвы у острова Мидуэй (1942). До середины апреля, однако, не были разработаны детали плана сражения, да и сам он не был утвержден в целом. Рейд бомбардировщиков американского подполковника Дж. Дулиттла на столицу Японии, который состоялся 18 апреля 1942, поставил точку в спорах вокруг действий в Тихом океане. Императорский штаб уже не сомневался, что выступать следует как можно скорее.

Есть несколько версий того, почему Япония решилась напасть на Мидуэй. Императорскому флоту необходимо было окончательно нейтрализовать США в Тихом океане. Для обеспечения успешности операции даже было предпринято отвлекающее нападение на Алеутские острова. Занятие самого атолла Мидуэй было второстепенной задачей. Атолл пригодился бы Японии для укрепления «защитного периметра» своих территорий. Дальше выступать планировалось на Фиджи и Самоа, затем - (возможно) на Гавайи.

Осуществлять повторное нападение на Перл-Харбор японцы не стали. Командование решило наступать на военно-морскую базу у атолла Мидуэй. Ставка была сделана на внезапность и неготовность США к обороне, как и в случае с атакой на Перл-Харбор практически годом ранее (7 декабря 1941 года).

Информация США

Соединенные Штаты заранее предполагали, что японцы предпримут попытку начать морское сражение в водах Тихого океана. Криптографы в мае 1942 года сумели взломать японскую военно-морскую шифровку и получить ценную информацию, что целью следующей атаки будет некий объект в Тихом океане. В японских переговорах он обозначался кодовым названием AF.

Американское командование, однако, не могло однозначно идентифицировать эту самую цель AF. Предполагалось, что это может быть Перл-Харбор или у атолла Мидуэй. Дата тоже оставалась неизвестной. Для проверки предположений американцы отправили сообщение о том, что на Мидуэй не хватает воды. Удалось перехватить японское «На AF неполадки с водоснабжением».

Характеристика противников

Силы императорской Японии были разделены на две части: ударную группу авианосцев и группу линкоров с сопровождением. Со стороны Японии выступило четыре авианосца, легкий крейсер, два тяжелых крейсера, два линкора, почти две с половиной сотни самолетов и двенадцать эсминцев. Дополнительно были направлены к Мидуэй, но не принимали участия непосредственно в сражении, еще два легких авианосца, пять линкоров, два легких и четыре тяжелых крейсера, более тридцати кораблей поддержки.

Ответные действия на основе информации о готовящемся сражении у атолла Мидуэй планировал адмирал Ч. Нимиц. К северо-западу от Мидуэй были выдвинуты полностью подготовленные к бою «Энтерпрайз», «Йорктаун» и «Хорнет». Контр-адмирал Рэймонд А. Спрюэнс возглавил соединение, в ядре которого стали «Хорнет» и «Энтерпрайз», а контр-адмирал Фрэнк Дж. Флетчер принял командование над «Йорктаун».

Первые столкновения

Утром третьего июня пилот американского разведывательного самолета обнаружил группировку японского флота, направляющуюся к Мидуэй. Первый удар нанесли американцы в сражении у атолла Мидуэй. Ход сражения, таким образом, изначально определили именно силы США. Правда, бомба, сброшенная на японские суда, не достигла цели.

К раннему утру четвертого июня японская группировка достигла атолла Мидуэй и нанесла по ней удар. Военно-морской базе были причинены значительные разрушения, но, несмотря на это, американские истребители вступили в ответный бой.

Морское сражение у атолла Мидуэй продолжалось. Многие американские машины были сбиты японцами, но успешно работала зенитная артиллерия. С земли сбили около трети японских бомбардировщиков, атаковавших военно-морскую базу. Японский лейтенант, руководивший атакой, сообщил в императорский штаб, что американцы увели основные силы еще до битвы за Мидуэй, а наземная оборона недостаточно подавлена, так что необходим еще один воздушный удар.

После первого поражения американских сил японское командование было уверено, что теперь удача на их стороне. Разведчики сообщили в императорский штаб, что на военно-морской базе обнаружен только один авианосец (остальные не попали в поле зрения). Но так как имела место нехватка персонала, на палубе оставались торпеды и авиабомбы, которые не успели спрятать в погреба. Это создавало риск возникновения опасной ситуации, ведь одна авиабомба, пробившая палубу, могла бы стать причиной детонации всех боеприпасов.

Битва авианосцев

Американцы просчитали, что самолеты противников вернутся на авианосцы примерно к девяти часа утра. Чтобы атаковать силы императорского флота, когда те будут принимать и заправлять самолеты, был дан приказ о взлете всех американских самолетов в полной боевой готовности. Однако завершив прием нескольких самолетов, сменил курс. Американское командование просчиталось.

Несмотря на, казалось бы, неудачу в сражении у атолла Мидуэй (дата битвы авианосцев - 4 июня 1942 года), американцы произвели более шести атак, а к вечеру два японских авианосца уже затонули.

Атака «Наутилуса»

Через несколько часов после битвы авианосцев в сражении у атолла Мидуэй, американская подлодка «Наутилус» выпустила несколько торпед по японским силам. В рапорте подлодки говорится, что атаковали японский авианосец «Сорю», но на самом деле торпеды попали в «Кага». При этом две торпеды пролетели мимо, а одна и вовсе не разорвалась. Правда, Билл Брокман - капитан третьего ранга, командир «Наутилуса» - всю жизнь был уверен, что потопил «Сорю». Так подводная лодка «Наутилус» и вошла в американскую историю.

Ответный удар японцев

Для нанесения ответного удара в сражении у атолла Мидуэй (1942) японцам удалось собрать восемнадцать бомбардировщиков на «Хирю». На перехват американцы подняли двенадцать самолетов. Пять японских пикировщиков были сбиты, но семь добились трех попаданий в авианосец. Вернулись обратно только пять пикировщиков и один истребитель.

Сразу же было принято решение о повторной атаке в битве при атолле Мидуэй. Японцы подняли в воздух несколько торпедоносцев и истребителей. На «Йорктауне» о готовящейся атаке узнали сразу же. Живыми из боя вышла только одна группа японских самолетов в полном составе и три истребителя из других группировок. «Йорктаун» был серьезно поврежден и на буксире доставлен к Перл-Харбору.

Атака последнего авианосца

В момент атаки на «Йорктаун» пришла информация об обнаружении последнего авианосца японцев. У американцев уже не осталось торпедоносцев, поэтому было принято решение о создании ударной группы из нескольких пикировщиков.

Повел авиагруппу лейтенант Эрл Галлахер. Японцы уже не успели отреагировать на атаку, когда американцы сбросили четыре бомбы, вызвавшие взрывы и многочисленные пожары в трюмах. Несколько позже на флот империалистической Японии были сброшены еще несколько бомб, но не было ни одного попадания.

Безнадежно поврежденный «Хирю» был затоплен по решению японского адмирала Ямагути на рассвете пятого июня. Самолеты с военно-морской базы Мидуэй продолжали атаковать японцев, но главные силы им обнаружить не удалось. Япония увела флот на запад, кроме того, сопутствовала японцам и плохая погода - их корабли не были видны американцам.

Шестого июня самолеты США вновь атаковали тяжелые крейсера Японии. Один крейсер был потоплен, второму удалось добраться до порта со значительными повреждениями.

Итоги для ВМФ Японии

В сражении у атолла Мидуэй погибли более двух с половиной тысяч человек личного состава, повреждено более двух с половиной сотен самолетов с авианосцев, четыре тяжелых авианосца и тяжелый крейсер. Среди погибших числись лучшие и самые опытные японские пилоты.

Командиры нескольких авианосцев отказались покидать поврежденные корабли и погибли вместе с ними. Вице-адмирал, осуществляющий командование ударной группой, пытался покончить жизнь самоубийством, но его удалось спасти.

Потери Тихоокеанского флота США

Тихоокеанский флот Соединенных Штатов в битве за Мидуэй, крупном морском сражении, потерял более трехсот человек личного состава и полторы сотни самолетов. Также затонул авианосец «Йорктаун» и один эсминец. На островах была сильно повреждена ВПП, уничтожены ангар и склад горючего.

Причины поражения Японии

Причин поражения японских сил много, но все они взаимосвязаны. Во-первых, командованием были поставлены две цели, противоречащие друг другу, а именно захват островной группы и уничтожение американского флота. Эти задачи требуют одних и тех же воздушных сил, но с различным вооружением.

Также у японцев была недостаточная концентрация сил для осуществления успешного нападения. Некоторые исследователи и эксперты считают, что Японии лучше было беречь решающую ударную силу - авианосцы. Сказались на истории сражения у атолла Мидуэй и недостатки планирования. Планы были жесткими и сложными, теряли любой смысл при нестандартном поведении врага.

Свою неудачу японцы заранее спланировали сами. Командование ударной группой было поставлено в невыгодное положение. Американцы же действительно серьезных ошибок в ходе битвы при Мидуэй не допустили. Были, конечно, недостаточность обучения личного состава, недоработки в тактике, но все же это не сознательные ошибки, а нормальная часть любого столкновения.

Стратегические последствия

После поражения в битве при Мидуэй империалистическая Япония была вынуждена перейти к исключительно оборонительной позиции и потеряла всякую инициативу. Необратимые изменения произошли и в тактике, и в стратегии ведения войны на море.

Битва авианосцев, как часть крупного морского сражения при Мидуэй, отчетливо показала, что теперь главенствующую роль в Тихом океане переняли именно авианосцы.

Мифы о сражении

Есть несколько мифов о сражении при Мидуэй. Вот некоторые из них:

  1. Японцы столкнулись с фатальным невезением. На самом деле, этому своему «невезению» они помогли сами.
  2. Штаб вовремя не передавал информацию командованию ударной группы, а один из авианосцев и вовсе не был приспособлен, чтобы принимать На самом деле никаких технических проблем не было.
  3. Японцы потеряли лучших летчиков. Конечно, потери были, но все же они были относительно небольшими. В Японии оставался личный состав для ведения других операций, но так как стратегическая инициатива была потеряна, их знания и опыт уже не понадобились.

Память

Командиру «Хирю», который отказался покинуть поврежденный авианосец, посмертно было присвоено звание вице-адмирала.

Соединенные Штаты в память о победе присвоили названием «Мидуэй» нескольким кораблям - транспортным авианосцам. Также названием «Мидуэй» носит вся серия однотипных авианосцев военно-морских сил США.

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ У АТОЛЛА МИДУЭЙ 1942 ГОД

Атолл Мидуэй занимает выгодное стратегическое положение в северной части Тихого океана на пересечении морских и воздушных коммуникаций между США и странами Азии. 4-6 июня 1942 года вблизи атолла Мидуэй произошло крупное морское сражение между японским (командующий адмирал И. Ямамото) и американским (командующий адмирал Ч. Нимиц) флотами в рамках Мидуэй - Алеутской операции японского флота (3-6 июня 1942 года). Целью операции являлся захват атолла Мидуэй и островов Кыска иАтту (Алеутские острова), разгром Тихоокеанского флота США и обеспечение господства японского флота в центральной и северной частях Тихого океана.

Верховное командование Японии задолго готовилось к захвату Мидуэя. К концу апреля 1942 года план операции, порученный для разработки штабу Объединенного флота, был составлен и утвержден адмиралом Ямамото. 5 мая японская императорская ставка издала директиву, в которой главнокомандующему Объединенным флотом приказывалось "во взаимодействии с сухопутными силами осуществить оккупацию о. Мидуэй и ключевых пунктов в западной части Алеутских островов". (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. М., 1958. С. 100.) Высадка десанта намечалась на 4 июня. Захват Алеутских островов должен был начаться на сутки раньше, чтобы отвлечь крупные силы американского флота на север.

Для проведения этого масштабного наступления на двух направлениях штаб Объединенного флота планировал привлечь максимальное количество сил. Всего, включая транспортные и вспомогательные силы, для проведения операции было выделено свыше 200 кораблей и судов, в том числе не менее 11 линейных кораблей, 8 авианосцев, 22 крейсера, 65 эскадронных миноносцев и 21 подводной лодки, а также примерно 700 самолетов. (Футида М., Окумия М. Указ. соч. С. 107.) Это была самая большая концентрация военно-морских сил в истории. Тихоокеанского региона. Эти силы были сведены в шесть соединений: четыре основных соединения, передовое соединение подводных лодок и соединение базовой авиации под общим командованием адмирала Ямамото.

На центральном направлении было создано авианосное ударное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо.в составе 4 тяжелых авианосцев, 2 линейных кораблей, 3 крейсеров, 12 эсминцев и соединение вторжения на Мидуэй под командованием вице-адмирала Нобутакэ Кондо, в состав которого вошли 15 транспортов (5 тысяч человек десанта), легкий авианосец, 2 авиатранспорта, 2 линейных корабля, 10 крейсеров, 21 эскадренный миноносец.

" Для захвата Алеутских островов - Атту и Кыска - выделялось северное соединение вице-адмирала Мосиро Хосогая, которое включало 2 легких авианосца, 6 крейсеров, 12 эсминцев, 6 подводных лодок, 4 транспорта (2 450 человек десанта) и ряд других боевых кораблей и судов.

Главные силы японского Объединенного флота под командованием адмирала Ямамото должны были действовать таким образом, чтобы одновременно обеспечить поддержку сил на центральном и северном направлениях. В их состав входили 7 линейных кораблей, легкий авианосец, 3 крейсера, 21 эскадронный миноносец, 2 авиатранспорта (они несли карликовые подводные лодки). В ходе операции из состава этих сил для прикрытия высадки десантов на Алеутские острова выделялось соединение прикрытия (Алеутский район), в которое входили 4 линейных корабля, 2 крейсера, 12 эсминцев. (История второй мировой войны, 1939 - 1945. Т.5. М., 1975. С. 392.)

Японский флот снялся со своих баз 27 мая, в день празднования годовщины создания флота, и взял курс на Мидуэй. Японское командование уделяло большое внимание оперативной маскировке, чтобы достичь внезапности удара. Однако американскому командованию удалось расшифровать код, которым пользовались японцы, и заранее узнать о планах Объединенной эскадры. Еще за три месяца до начала операции американская армия стала энергично готовиться к боям. Главнокомандующий Тихоокеанским флотом США Нимиц в начале мая посетил Мидуэй и принял меры по усилению его гарнизона и строительству новых оборонительных сооружений.

К началу июня авиация на Мидуэе была усилена 16 пикирующими бомбардировщиками корпуса морской пехоты, 7 истребителями, 30 летающими лодками морской авиации, атакже 18 самолетами "В-17" и 4 самолетами "В-26" из состава армейской авиации. Всего на Мидуэе насчитывалось 120 самолетов. Было установлено большое количество зенитных батарей. На Мидуэй прибыло несколько торпедных катеров для патрулирования побережья. Силами подводных лодок образованы три дозорные линии в виде дуг на удалении 100, 150 и 200 миль от атолла. Все 20 лодок заняли назначенные позиции к 4 июня.

Против японской эскадры адмирал Нимиц заблаговременно развернул два оперативных соединения в составе 3 тяжелых авианосцев (233 самолета), 8 тяжелых крейсеров и 14 эсминцев под командованием контр-адмирала Ф. Флетчера. (Советская военная энциклопедия. Т.5. М., 1978. С. 277.) Таким образом американцы уступали противнику главным образом в крупных артиллерийских кораблях (линкорах и крейсерах). Превосходство японцев в самолетах было компенсировано американской авиацией берегового базирования.

Операция началась 3 июня ударом японской авиации по военно-морской базе Датч-Харбор (о. Уналашке из группы Алеутских остроВ районе атолла Мидуэй события разворачивались следующим образом. 3 июля в 600 милях от атолла американский самолет обнаружил японское десантное соединение. Первые удары американской авиации по противнику были безуспешными.

4 июня 108 японских самолетов, поднятые с авианосцев, нанесли удар по атоллу, но не решили главную задачу - не уничтожили американскую авиацию, так как американские самолеты были подняты в воздух и следовали для удара по японским кораблям. Но их атака не нанесла им серьезного ущерба.

В это время с трех американских авианосцев поднялось 126 бомбардировщиков и торпедоносцев и 26 истребителей для удара по японским кораблям. Только трем группам торпедоносцев удалось атаковать японские авианосцы. Корабли не пострадали. Было сбито 37 американских самолетов.

После возвращения самолетов первого удара, японское командование решило провести еще одну атаку. Но когда торпеды, предназначенные для атаки американских судов - этими торпедами были вооружены торпедоносцы - стали приспосабливать для бомбардировки наземных целей, поступило сообщение: "Обнаружена эскадра противника". Вновь начали спешно оборудовать самолеты для бомбардировки судов. И в тот момент, когда самолеты, нагруженные бомбами, торпедами и горючим, готовились подняться со взлетных площадок, на них обрушились 30 американских пикирующих бомбардировщиков. (История войны на Тихом океане. Т.З. М„ 1958. С. 276.) Бомбардировщики поднялись с авианосцев "Энтерпрайз" и "Йорктаун". Менее чем за пять минут они уничтожили цвет японского флота - тяжелые авианосцы " Kara", "Акати" и "Сорю". За всю историю войн не было более быстрого или более драматического изменения соотношения сил.

В этот же день американские самолеты нанесли тяжелые повреждения авианосцу "Хирю". 5 июня он был потоплен своим эскадренным миноносцем.

Японские бомбардировщики тяжело повредили американский авианосец "Йорктаун", который 6 июня был атакован японской подводной лодкой и утром следующего дня затонул.

В результате сражения у Мидуэя японцы потеряли 4 тяжелых авианосца, тяжелый крейсер, 332 самолета (в том числе 280 с потонувших авианосцев); линейный корабль, тяжелый крейсер, 3 эсминца и 1 транспорт получили повреждения. 5 июня Ямамото отменил высадку десанта на Мидуэй, отозвал северные соединения с Алеутских островов и начал отход всех сил флота на свои базы.

Американцы потеряли: тяжелый авианосец, эсминец и 150 самолетов, в том числе 30 базировавшихся на Мидуэе. Произошедшее морское сражение изменило соотношение сил на Тихом океане в пользу флота США: у японцев остались 1 тяжелый и 4 легких авианосца против 3 тяжелых у американцев. (Советская военная энциклопедия. Т.5. С. 277.) К тому же японцы не могли догнать американцев в их строительстве. В Японии строились или ремонтировались б авианосцев, а в США было заложено не менее 13 обычных и 15 эскортных авианосцев. (Фулаер Дж. Вторая мировая война 1939-1945 гг. Стратегический и тактический обзор. М., 1956. С. 203.)

После этих событий японцам уже стало невозможно осуществлять активные наступательные операции. При поддержке флота американские силы перешли к контрнаступлению на Тихоокеанском театре военных действий.

Использованы материалы книги: "Сто великих битв", М. "Вече", 2002

Литература:

1. История войны на Тихом океане: В 5-й т. / Под общ. ред. У. Сейдзиро. - Т.4. - М., 1958.

2. История второй мировой войны. 1939-1945: В 12-й т. / Ред. кол. А.А. Гречко (глав. ред.) М., 1975. - Т.5. - С. 391-396.

3. Кампании войны на Тихом океане. Материалы по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединенных Штатов. -М., 1956.

4. Нимиц Ч., Поттер Э. Война на море. (1939-1945). - М., 1965.

5. Роскилл С. Флот и война. - Т.2. - М., 1970.

6. Советская военная энциклопедия: В 8-й т./Гл. ред. комис. Н.В. Огарков (пред.) и др. - М., 1978. - Т.5. - С. 276-278.

7. Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. - М., 1958.

8. Шерман Ф.С. Американские авианосцы в войне на Тихом океане. -М., 1956.

Какие ассоциации у жителя нашей страны вызывала фамилия Ямамото в послевоенные десятилетия? В голове всплывало смутное: огромные железные громады кораблей, жерла орудий, которые выстреливали снаряды на десятки километров - по судам противника. Хотя наша страна и не участововала в тех сражениях, но народ читал в книгах о том, что вблизи атолла Мидуэй произошло крупное морское сражение между японским и американским флотами. Командующим японского флота был адмирал И. Ямамото. Какие чувства возникают, когда современный человек читает на упаковке имя Yohji Yamamoto ? Возникают ассоциации с чем-то приятным. Приятный запах, приятные встречи. Время меняет ассоциации. Такова жизнь.