Арктическая станция. Антарктида


Станции в Антарктиде: сезонность путешествий, жизнь на станциях, отзывы о турах на антарктические станции.

  • Туры на майские по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Свидетельства стойкости человеческого духа, способного противостоять столь суровым условиям самого южного континента планеты, станции в Антарктиде - в прямом и переносном смысле оазисы тепла на бескрайних ледяных просторах материка. Антарктиду осваивают 12 стран, и почти у всех имеются собственные базы - сезонные или круглогодичные. Помимо научно-исследовательской работы антарктические станции выполняют и другую, не менее почётную и сложную задачу, - приём полярных туристов. Будь то в рамках антарктического круиза или на пути к Южному полюсу , путешественники имеют уникальную возможность познакомиться с бытом полярников, пожить несколько дней в палаточных лагерях и совершить увлекательные экскурсии по близлежащим просторам Антарктиды.

Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлетно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы».

Станция «Амундсен - Скотт»

Станция «Амундсен - Скотт» - самая известная антарктическая станция. Её популярность обусловлена одним простым фактом: станция располагается аккурат на Южном полюсе Земли, и, прибыв сюда, фактически выполняешь две задачи - и на полюсе постоять, и с полярным бытом познакомиться. Помимо уникального места расположения «Амундсен - Скотт» известна ещё и тем, что она является первой базой в Антарктиде, основанной через 45 лет после достижения Амундсеном и Скоттом Южного полюса планеты. Кроме прочего, станция - образец высокотехнологичного строительства в крайне сложных антарктических условиях: внутри стоит комнатная температура, а сваи-домкраты позволяют поднимать «Амундсен - Скотт» по мере занесения снегом. Туристов здесь привечают: самолёты с путешественниками приземляются на местном аэродроме в декабре - январе. Экскурсия по станции и возможность отправить письмо домой со штампом Южного полюса - вот главные «фишки» базы.

Станция «Восток»

Уникальная российская станция «Восток» , основанная в 1957 г. среди девственных белоснежных просторов внутренней Антарктиды, туристов, увы, не принимает. Условия для легкомысленных увеселений здесь, прямо скажем, отсутствуют: до полюса около 1200 км, самая высокая температура в течение года - чуть менее -30 °C, а также тотальная нехватка кислорода и углекислого газа в воздухе из-за расположения на высоте почти 3 км над уровнем моря - вот лишь некоторые детали её непростого быта. Однако исключительность этого места заставляет говорить о станции даже вне возможности её посещения: именно здесь была зарегистрирована самая низкая температура в Антарктиде - минус 89,2 °C. Попасть на станцию «Восток» можно разве что записавшись добровольцем в Институт исследований Арктики и Антарктики - так что пока помечтаем...

Пешком на станцию в Антарктиде

Станция «Юнион Глейшер»

Строго говоря, «Юнион Глейшер» - это не станция, а палаточная база, действующая только в тёплое время года. Её основное предназначение - служить домом для туристов, прибывающих в Антарктиду с помощью американской компании через чилийский Пунта-Аренас . Главная достопримечательность «Юнион Глейшер» - изумительной красоты взлётно-посадочная полоса, принимающая многотонные «Илы». Она располагается прямо на внушительной толщины голубом льду, который даже ровнять не надо - настолько идеально гладкая его поверхность. Логичное название «Блю Айс» лишний раз убеждает в том, что вы в Антарктиде - где ещё на планете самолёт может вот так, запросто, сесть на лёд! Кроме прочего, в «Юнион Глейшер» туристов ждут индивидуальные палатки и хозяйственные модули, столовая и туалеты - кстати, правила пользования ими неизменно выступают в роли главной фотодостопримечательности станции.

как живут полярники на станции “Беллинсгаузен”

Антарктида - самый холодный и непригодный для жизни континент на нашей планете, постоянно там проживают лишь пингвины и тюлени. На континенте запрещена добыча полезных ископаемых, заморожены все территориальные притязания, а ученые ведут важнейшие климатические и космические исследования. О том, как живут полярники с российской станции “Беллинсгаузен” читайте в репортаже корреспондента ТАСС Марии Дорохиной, которая посетила берега Антарктиды в составе экспедиции предпринимателей из “Клуба лидеров”.

Остров Кинг-Джордж охраняет вход в Антарктиду и первым встречает нас после двухдневного прохождения на судне ледового класса через пролив Дрейка. Этот пролив отделяет Огненную землю от Антарктиды и считается одним из самых опасных в мире из-за сильных штормов. Качка прекратилась, морская болезнь отступила, впереди - долгожданная высадка на землю. Причем встречи с нетерпением ждали не только участники экспедиции, но и полярники, поскольку наше судно прибыло первым в эти края после длинной антарктической зимы.

Российские полярники живут на острове не одни, а в окружении соседей с других станций - Китай, Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия, Перу, Южная Корея и Польша. Причем разные языки, политика и предрассудки не влияют на отношения: здесь все стараются дружить и помогать друг другу, иначе на краю света не выживешь.

“Когда мы ходим в гости, то говорим: я поехал в Китай, я пошел в Уругвай, сейчас сгоняю в Корею. Помогаем друг другу в бытовых вопросах, чинить поломки или с едой, если кому-то внезапно завезли свежих фруктов, - говорит начальник станции “Беллинсгаузен” Сергей Никитин. - Но, конечно, мы здесь не просто дружим, а представляем свою страну”.

Дом в миниатюре

С борта судна российская станция показалась большой - скопление убегающих вверх от воды домов-вагончиков, похожих на строительные бытовки, ангары, цистерны с топливом, антенны. Однако на берегу выяснилось, что на долю “Беллинсгаузена” приходится лишь треть из всего увиденного. Остальное - это чилийская станция “Фрей”, которая вплотную прилегает к нашей и похожа на село с населением около 100 человек.

Чилийцы живут на станции семьями, поэтому здесь есть детский сад и школа, большой спортивный зал, почта. Также на станции работает взлетно-посадочная полоса длиной 1300 метров. Она обслуживает все станции на острове, а также служит перевалочной базой для туристов, которые предпочитают добираться до Антарктиды по воздуху, а не морем.

Наша станция на этом фоне выглядит скромнее, но все необходимое для жизни имеется - столовая, больница (на консультацию к нашему врачу приходят даже полярники с иностранных станций), библиотека, баня, помещения для общих чаепитий, церковь. На станции также есть интернет, но его едва хватает для просмотра почты - сериал или фильм не скачаешь. Поэтому наши полярники покупают чилийские сим-карты с мобильным интернетом.

Живут на станции одни мужчины, а так и не скажешь - в домиках очень чисто и уютно. Внутри жилые помещения напомнили мне бабушкину дачу: обшитые вагонкой стены, немного потрепанные кресла словно из 80-х, обилие фотографий и книг, на столе - пряники и конфеты, чай. Удивительно, как можно улететь на край света, преодолеть 15 тыс. километров и оказаться дома, в России.

“Антарктида - это зеркало, все, что у нас дома, то и здесь, - соглашается со мной начальник станции Сергей Никитин. - Понимаете, здесь нотка патриотическая, она выше, чем дома”.

В этом году зимовать на станции осталось 14 человек - ученые, механики, врач, радист, повар, системный администратор и двое священников, которые выполняют бытовые работы наравне со всеми. В ноябре, когда в Антарктике началось лето, на станцию приехали двое немецких орнитологов - наблюдать за пингвинами на соседнем острове. Всего зимовочный состав пяти российских станций в Антарктиде в этом году составил порядка 90 человек.

Некоторые в шутку называют остров Кинг-Джордж курортом для полярников. Мол, и морозов 80-градусных здесь не бывает, и до соседних дружественных станций рукой подать. А еще летом на побережье частично сходит снег, обнажая робкую зелень - мхи и лишайники. Но когда говоришь об этом полярникам, они хмурятся.

“Какой такой курорт? Я понимаю на “Прогрессе” (материковая антарктическая станция РФ - прим. ТАСС) в это время светит сумасшедшее солнце, ходишь в очках, загораешь. А у нас такой туманище, сырость”, - говорит механик Герман.

Действительно, если основная часть Антарктиды - это ледяная пустыня с сухим воздухом и редкими осадками, то здесь все наоборот. Из-за большой влажности и ветра местные минус 20 зимой ощущаются как все 40, часто идет снег и небо серое.

Но главная беда - это сильная коррозия из-за соли и сырости. Здесь очень быстро приходит в негодность все металлическое - лестницы, сваи домов, ангары, емкости для хранения топлива, техника. А замена или материалы для лечения проржавевших предметов приходят не так оперативно, как хотелось бы. Да и в целом техническое оснащение станции отстает от конкурентов.

“У соседей даже в бытовом плане все более технологичное. Вон, пошли пацаны в гостях у корейцев в уборную и не знали, на какие кнопки нажимать - их там 40!”, - смеется один из полярников, а глаза при этом грустные.

Россия в последнее время оптимизирует объем научных исследований в Антарктиде, сетуют ученые. Выделяемого финансирования по сути хватает лишь на поддержание станций в рабочем состоянии. А ведь на станциях проводятся важные исследования, возможные лишь в уникальных условиях Антарктиды. Например, на “Беллинсгаузене” круглый год ведутся метеорологические, геофизические и океанографические наблюдения, изучаются аспекты возможного глобального потепления. Кроме того, станция осуществляет прием спутниковой информации для Роскосмоса.

Подарки с Большой земли

Прибытие большого судна к берегам Антарктиды - это всегда огромное событие для полярников, которые истосковались по новым лицам. Но главное - это возможность пополнить запасы продовольствия, которое завозится на станцию раз в год.

“Первое, что мы попросили - это свежие овощи. Не потому, что мы бедные какие-то. У меня овощи восьмой месяц лежат на складе. Попробуйте из такой капусты сварить суп, например”, - разводит руками начальник станции Никитин.

Предприниматели из “Клуба лидеров” приехали в Антарктиду с проектами по улучшению условий на станции. Среди основных - создание российского вездехода на гусеничном ходу на замену западным машинам, прибор для восполнение дефицита солнечного света в условиях полярной ночи, генераторы альтернативной энергии.

От некоторых идей после осмотра станции пришлось отказаться. Так, один из предпринимателей предлагал собрать частные средства и приобрести полярникам самолет для доставки грузов. Однако выяснилось, что самолет на станции не нужен, поскольку нет ресурсов для его обслуживания, а вот мелкая техника - квадроциклы и вездеходы - очень нужна.

В целом полярники неохотно говорят о своих проблемах. Но в личных беседах, а не на общих встречах, они признаются, что в первую очередь на станции необходимо менять ангары. “Они стоят с советских времен, уже прогнили”, - сказал один из сотрудников станции. Также “Беллинсгаузену” нужны новые морозильные камеры - в старых не поддерживается необходимая температура, в результате замороженные продукты оттаивают, портятся и их приходится выбрасывать. Например, однажды пришлось выкинуть 30 кг печенки.

По итогам бесед с полярниками предприниматели пообещали помочь им с решением озвученных бытовых проблем.

Китайская стена

На следующий день начальник “Беллинсгаузена” предложил журналистам съездить на китайскую станцию “Чанчэн” (“Великая стена”). Она находится всего в 2,5 километрах от нашей станции, однако путь туда через снежные завалы занимает более 20 минут. Взяв с собой в качестве сувенира бутылку водки, мы загрузились в машину на гусеничном ходу - ратрак.

Дорог на острове нет: полярники при помощи снегоуборочной техники прокладывают сквозь сугробы колею. Машину в пути сильно трясет и периодически она опасно наклоняется вбок. Видимость плохая: кругом туман, идет мокрый снег, завывает сильный ветер. Несколько раз нам встречались равнины, на которых дремали сотни тюленей, некоторые лежали прямо на дороге и не хотели пропускать машину.

Ближе к “Великой стене” начинают появляться валуны с красными китайскими иероглифами. А на въезде на территорию станции стоит здание в виде огромного футбольного мяча. Говорят, в нем находятся приборы связи. На станции нас встречает поклонами китайский доктор по прозвищу Рич (богатый).

“Мы дали ему такую кличку, потому что у него есть элитная недвижимость в Шанхае”, - сквозь смех поясняет начальник “Беллинсгаузена” Сергей Никитин. По его словам, в Китае полярники очень уважаемые люди, и зимовка на станции является хорошим трамплином для карьеры. Поэтому на одно место в полярной экспедиции одновременно могут претендовать до 18 человек.

Из развлечений на станции есть большой баскетбольный зал, караоке, музей, комната отдыха и безлимитный доступ к закускам - орешки, конфеты, соевое молоко, чай. Внутри помещения декорированы красными китайскими фонариками, масками, иероглифами. Снаружи станция мало чем отличается от соседних, разве что у домиков вид не такой уставший, как на “Беллинсгаузене”.

Экскурсию нам проводит начальник китайской станции, и Сергей все время просит меня побольше фотографировать, поскольку таким образом гость демонстрирует уважение к хозяевам. Если ничего не фотографировать, значит, тебе не интересно, поясняет он. После экскурсии полярники начинают вспоминать свои семьи, считать, сколько месяцев осталось до окончания зимовки. Сергей показал доктору Ричу фотографию, на которой изображены его дети и внуки.

“И после этого ты называешь меня богатым? Это ты Рич, потому что у тебя есть большая семья!”, - говорит китаец и улыбается.

Когда мы покидали “Великую стену”, Сергей попросил меня обратить внимание, выйдет ли начальник китайской станции провожать нас на порог. По его словам, это проявление глубочайшего уважения к гостям. Сев в машину, я оглянулась: и начальник станции, и доктор Рич стояли на пороге и кланялись нам вслед.


ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ «СП-35»

Полярная станция «СП-35»


На Северный полюс, ломая лед!
Атомный ледокол «Россия»

2007 год - год, юбилейный для отечественных полярников и богатый на знаменательные события. 70 лет назад начала свою работу первая в мире дрейфующая станция «СП-1» и было положено начало систематических исследований Северного Ледовитого океана и полярных областей земного шара. А в 2007 году мировая система метеорологических наблюдений пополнилась ещё одной научно-исследовательской дрейфующей станцией. Это полярная стация «Северный полюс-35». Символично, что Всемирная метеорологическая организация и Международный совет по науке, в рамках проходящего Международного полярного года 2007-2008, объявили 21 сентября 2007 года первым Международным полярным днем, посвященным морскому льду.

В торой этап экспедиции «Арктика-2007» стартовал 28 августа. И главными её задачами были поиск льдины и организация дрейфующей станции «Северный полюс-35».



И вновь ледяной северный ветер обдувает наши флаги.
Владимир Филатов, представитель экспедиции от MVK

В этом году полярники и ученые столкнулись с неожиданной проблемой: отсутствием льдины, подходящей для функционирования полярной станции. Ее поиски продолжались около трех недель. Научно-исследовательское судно «Академик Федоров» с помощью атомного ледокола «Россия» и палубной авиации обследовали не одну сотню миль морской акватории.

В результате, 18 сентября в 65 милях от архипелага Северная Земля была найдена льдина площадью около 16 квадратных километров. Несмотря на сложные погодные условия, туман и сильный ветер, на дрейфующий лед спустили около 300 тонн груза. На льду были установлены научный и жилой комплексы из 20 помещений; запущены дизельная, радиостанция; было задействовано оборудование для выполнения научной программы. На льдине будут работать 22 специалиста под руководством опытного полярника А. Висневского.


Луч цивилизации пронзает мглу полярной ночи.
Лагерь научно-исследовательской станции «СП-35» на дрейфующей льдине

О фициальное открытие «СП-35» состоялось 21 сентября в 18 часов по московскому времени. В честь этого торжественного события Владимир Филатов и Юрий Чубар подготовили символический вымпел от компании MVK, состоящий из трех флагов: России, Москвы и MVK. Этот вымпел был опущен в воду на глубину 2300 метров (глубина, на которой находилась льдина) в момент отшвартовки «Академика Федорова» от дрейфующей льдины.


Долгие поиски льдины в бескрайних просторах Северного Ледовитого океана увенчались успехом!
Торжественное открытие станции «СП-35»

П о словам Владимира Соколова, начальника Высокоширотной Арктической экспедиции Арктического и Антарктического института, научный рейс выполнялся в рамках Международного полярного года. Работы, которые велись на «Академике Федорове», и данные, которые будут получены на дрейфующей станции «СП-35», должны внести большой вклад в понимание процессов, происходящих в высоких широтах Арктики. Северный ледовитый океан вносит в глобальное потепление охлаждающую долю. Однако два года назад результаты исследований полярных станций «СП-33» и «СП-34» показали, что некоторые районы Северного Ледовитого океана и Арктический бассейн являются источником углекислого газа. Это очень интересный фактор, который будет детально изучаться. На «СП-35» российские специалисты вместе с немецкими коллегами из института Вегенера будут в течение 8 месяцев проводить ежесуточное зондирование озонового слоя на высоте до 25 км. Это очень важно, так как существуют теории, что в Арктике, как и в Антарктике, существуют пробои озонового слоя.

Р абота станции началась с передачи первой метеосводки в глобальную сеть сбора метеорологических данных. По традиции открытие станции всегда сопровождается поднятием российского флага. Также участники «СП-35» подняли флаг Петербурга, поскольку коллектив состоит в основном из сотрудников ААНИИ, расположенном на Васильевском острове.


Самые смелые и отважные... конечно, наша команда!
Члены экспедиции с флагами России, Санкт-Петербурга и MVK.
В центре: Владимир Филатов, Анатолий Чубар

В ыставочная компания MVK являлась информационным партнером экспедиции «Арктика-2007» и освещала работы по организации “СП-35”. В течение всего периода работ по организации станции команда MVK в составе Владимира Филатова и Юрия Чубара оперативно передавала информацию с места событий. Материалы об экспедиции войдут в историко-патриотический полярный музей компании. Участие компании MVK в экспедиции «Арктика-2007» является очередным этапом развития передвижного музея, основной миссией которого является популяризация среди молодежи полярных профессий, развитие патриотизма и любви к Арктике.

Мирный: первая советская антарктическая станция

Полярная станция «Мирный» была основана в Антарктиде на берегу моря Дейвиса в рамках Первой Советской Антарктической экспедиции (1955-1957). Она стала главной базой для исследования нашей страной континента, откуда происходило руководство всеми остальными станциями.

Название «Мирный» взято от легендарного шлюпа, одного из кораблей экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, открывшей в январе 1820 года Антарктиду. Второе судно, «Восток», также дало имя советской, а затем российской полярной станции.

В лучшие годы станция «Мирный» была домом для 150-200 полярников, но в последнее время ее команда исчисляется 15-20 исследователями. А функция управления всеми российскими базами в Антарктике перешла к более современной станции «Прогресс».

Восток: самая известная советская станция

Станция «Восток-1» была основана 18 мая 1957 года во внутренних районах Антарктиды в 620 километрах от базы «Мирный». Но уже 1 декабря объект был закрыт, а оборудование перевезено еще более вглубь континента, на место, которое в итоге и стало известным как станция «Восток» (ее дата рождения – 16 декабря 1957).

«Восток» стал самой известной советской и российской антарктической станцией благодаря рекорду низкой температуры, зафиксированному там в 1983 году – минус 89,2 градуса по Цельсию. Он был «побит» лишь через тридцать лет – в декабре 2013 на японской станции «Купол Фудзи», где была замечена температурная отметка минус 91,2 градуса.

На станции «Восток» проводились и проводятся аэро-метеорологические, геофизические, гляциологические и медицинские исследования, там изучают «озоновые дыры» и свойства материалов в условиях низких температур. И на глубине трех километров именно под этой станцией было обнаружено крупнейшее в Антарктиде подледное озеро, получившее все то же имя – Восток.

Место, где расположен «Восток», является одним из самых суровых с погодной точки зрения. На станции происходят события героических книг Владимира Санина «72 градуса ниже нуля», «Новичок в Антарктиде» и «В ловушке». По данным произведениям в советские времена были сняты популярные художественные фильмы.

Полюс недоступности – самая отдаленная станция

Просуществовавшая чуть менее двух недель в декабре 1958 года станция «Полюс недоступности» вошла в историю по двум причинам. Во-первых, она расположена в одноименной точке Антарктиды, наиболее удаленной от побережья континента. Открытие объекта в этом месте стало ответом советских полярников на появление американской базы «Амундсен-Скотт» на Южном полюсе.

Во-вторых, «Полюс недоступности» был украшен бюстом Ленина, установленным на вершине пирамиды, венчавшей здание станции. Эта фигура и до сих пор высится над ледяными равнинами Антарктиды, даже когда само сооружение занесено снегами.

Новолазаревская – полярная станция с баней

Пришедшая на смену закрытой в 1961 году станции «Лазарев», «Новолазаревская» прогремела на весь Советский Союз ставшим легендарным событием, когда врач Леонид Рогозов провел уникальную операцию – сам себе вырезал воспалившийся аппендицит.

«Пока вы здесь в ванночке с кафелем
Моетесь, нежитесь, греетесь, -
Он в холоде сам себе скальпелем
Там вырезает аппендикс» - пел Владимир Высоцкий об этом человеческом подвиге.

А в 2007 году «Новолазаревская» снова появилась на первых полосах российских газет и новостных сайтов. Там была открыта первая и до сих пор единственная в Антарктиде русская баня!

Беллинсгаузен – полярная станция с церковью

«Беллинсгаузен» - это не просто российская научно-исследовательская станция в южный широтах, это духовный центр русской Антарктики. Ведь на ее территории находится церковь Святой Троицы, привезенная туда в разобранном виде из России в 2004 году.

Так как «Беллинсгаузен» находится в непосредственной близости от чилийской, уругвайской, корейской, бразильской, аргентинской, польской и перуанскими станций, сотрудники последних регулярно ходят на богослужения в русский храм – других ведь рядом нету.

Молодежная – бывшая «столица» Антарктиды

Долгое время станция «Молодежная» считалась столицей Советской Антарктиды. Ведь это был самый масштабный объект подобного рода. На базе функционировало около семидесяти построек, выстроенных в улицы. Здесь находились не только жилые комплексы и научно-исследовательские лаборатории, но также нефтебаза и даже аэродром, способный принимать такие крупные самолеты, как ИЛ-76.

Станция функционировала с 1962 года. На ней могло одновременно жить и работать до 150 человек. Но в 1999 году флаг России был спущен, некогда круглогодичная база сначала была полностью законсервирована, а в 2006 году переведена на сезонный режим.

Прогресс – центр российского присутствия в Антарктиде

Сейчас главной российской полярной станцией считается «Прогресс». Она была открыта в 1989 как сезонная, но со временем «нарастила» инфраструктуру и стала постоянной. В 2013 году в «Прогрессе» был открыт новый зимовочный комплекс со спортзалом и сауной, спортивными тренажерами, современным больничным оснащением, теннисным и бильярдным столами, а также жилыми комнатами, научно-исследовательскими лабораториями и камбузом.

В последние годы «Прогресс» переняла на себя большинство функций, которые выполняли переживающие не лучшие времена «Мирный» и «Молодежная». Так что теперь именно там находится административный, научный и логистический центр Русской Антарктиды.

На мыс Адэр , где на Берегу Ридли (англ. Ridley Beach ) была основана первая в истории антарктическая полярная станция. Большинство участников той экспедиции были норвежцами, но финансировал экспедицию англичанин Джордж Ньюнс .

Десять полярников с собаками высадились на побережье залива Робинсона и двинулись на запад мыса Адэра, где соорудили первую антарктическую хижину. Затем их забрал корабль, и далее они занялись исследованиями Шельфового ледника Росса.

Оставленную ими хижину в 1911 году нашёл и использовал Виктор Кэмпбелл (англ. Victor Campbell ), руководитель северной партии экспедиции Роберта Скотта . Он и его товарищи провели в этой хижине около года, после того, как предприняли попытку исследовать восточную часть шельфового ледника и обнаружили, что Руаль Амундсен тоже готовится в поход к Южному Полюсу.

Эта хижина хорошо сохранилась до наших дней и посещается туристами.

Для этих целей было возведено первое каменное строение в Антарктике, получившее название «Дом Омонда» (англ. Omond House ) . Стены дома были выложены из местных камней без использования строительного раствора (сухая кладка), а кровля сделана из дерева и парусины с корабля. В плане Дом Омонда представляет собой квадрат 6×6 метров, имеет два окна. Шесть человек могли круглый год жить и работать там.

Участник экспедиции Роберт Радмоус (англ. Robert Rudmose ) так написал об этом домике на острове Лори :

Учитывая то, что у нас не было ни строительных инструментов, ни раствора - можно сказать, что получился просто чудесный и удивительно прочный дом. Я думаю, он простоит не меньше столетия…

Оригинальный текст (англ.)

Considering that we had no mortar and no masons" tools it is a wonderfully fine house and very lasting. I should think it will be standing a century hence …

Однако та экспедиция не смогла поддерживать постоянную работу станции, и Брюс решил передать станцию вместе со всем оборудованием Аргентине с условием, что власти этой страны обеспечат продолжение научных исследований . Те согласились; британский офицер Уильям Хаггард (англ. William Haggard ) также одобрил предложение Брюса в декабре 1903 года .

14 января 1904 года «Шотландия» (Scotia ) вернулась на остров Лори с аргентинскими чиновниками из министерств земледелия и скотоводства, метеорологического и почтово-телеграфного офисов. В 1906 году Аргентина уведомила международное сообщество о создании постоянной базы на Южных Оркнейских островах . Эта база была названа станцией Оркадас и с тех пор она непрерывно действует до настоящего времени, являясь старейшей из ныне существующих антарктических станций.

За последующие четыре десятилетия не появилось ни одной новой антарктической полярной станции. Перед самым началом Второй мировой войны, в 1938-1939 годах, Германия предприняла попытку закрепить за собой часть Земли Королевы Мод , которую немцы назвали «Новой Швабией ». Была организована исследовательская экспедиция, в ходе которой вдоль границ этой территории с самолёта сбрасывались вымпелы со свастиками, чтобы обозначить и обосновать территориальные притязания Германии . Та германская полярная экспедиция успешно завершилась, но утверждения о создании секретной немецкой базы в Антарктиде не имеют надёжных обоснований и относятся к конспирологическим теориям.

В 1943 году Великобритания начала операцию «Табарин» (англ. Operation Tabarin ) с целью закрепить своё присутствие на антарктическом континенте. Основным мотивом её проведения были британские претензии на обладание рядом необитаемых островов и территорий в Антарктиде, усилившиеся после того, как Аргентина начала проявлять симпатии к Германии.

29 января 1944 года команда из 14 человек под руководством лейтенанта Джеймса Марра (англ. James Marr ), участника экспедиции Шеклтона - Роуэтта (1921-1922) , на двух кораблях - минном тральщике «Уильям Скорсби» (англ. RRS William Scoresby ) и «Фитцрое» (Fitzroy ) - покинула Фолклендские острова и направилась в Антарктику. Была основана станция вблизи заброшенной норвежской китобойной базы на острове Десепшен и ещё одна - 11 февраля 1944 года в Порт-Локрой (англ. Port Lockroy ) на побережье Земли Грейама . Следующая база была создана 13 февраля 1945 года на берегу Залива Надежды (англ. Hope Bay ) (северная оконечность Антарктического полуострова) . Они стали первыми стационарными базами, построенными на антарктическом континенте .

Вслед за британцами в Антарктику устремились и другие государства, и вскоре после окончания Второй мировой войны началась новая международная волна исследований южного континента. В 1947 году отправилась в путь