Интересные факты про звук, которые вы могли не знать. Свет и звук - что есть что? Интересные факты о звуке и свете


Все представления человечества о звуке получены путём наблюдений за окружающим миром, природой и проведением экспериментов. В давние времена, первобытный человек, наблюдая за листьями на дереве, видел, как они колышутся от ветра и шелестят, издают звук, когда взаимодействуют друг с другом. А если постучать палкой по дереву получается звук один, на другом дереве – иной.


Используя камни можно получить тоже звуки, но другие. Некоторые звуки, как например шум волны нравились первобытным людям, а некоторые, как например гром или крик зверя – пугали. Сейчас уже тяжело достоверно утверждать, как всё происходило и сколько времени понадобилось для классификации, но наблюдая за маленькими детьми легко отследить, как происходит процесс познания и усвоения звуков.

Звук и его восприятие является методом передачи информации . Любой звук заставляет человека проявлять реакцию. Это происходит незаметно для самого человека, если звуки знакомые и постоянные. Некоторые люди, для повышения внимания, специально концентрируются на звуке и анализируют его, строя логические цепочки и получая больше информации.

Для человека вполне приятен и комфортен тихий размеренный звонкий звук, однако низкое гудение вызывает тревогу. Высокие ноты в голосе человека или в песне, заставляют обратить на себя внимание, но не так приятны для прослушивания. Научным путём определено, что звук измеряется в децибелах, и возникает от любого перемещения любых предметов, организмов и частиц в воздушном пространстве или любой другой среде.


Одни звуки человек воспринимает, улавливает и слышит, другие – не может распознать и воспринять, соответственно не слышит. Это определяет диапазон, тоесть область восприятия человека. Это значение находится приблизительно в середине шкалы всех существующих звуков известных на планете. Самыми низкими считаются инфракрасные звуки, а самыми высокими – ультразвуки. Проводя эксперименты со звуком, человечество выделило необычные и интересные факты , а именно:

  1. Некоторые животные, как например собаки и гуси, слышат более высокие звуки, чем человек, и реагируют на них. Поэтому они считаются лучшими охранниками.
  2. Звук – это реакция воздействия на частицы воздуха, которые волнообразно передают приложенную силу к слуховым органам человека. В воде такой процесс происходит быстрее и поэтому звук слышен в четыре раза быстрее, чем в воздухе.
  3. Спокойная человеческая речь производит шум с силой 60 децибел, шепот — 30, а громкая песня или крик – до 80.
  4. Все с детства знают, что если поднести ракушку к уху можно услышать шум море. На самом деле, мы слышим лишь звук, который издаёт кровь, двигаясь по нашим сосудам, а ракушка выступает в роли резонатора, усиливая звук.
  5. Во время грозы можно легко рассчитать расстояние до эпицентра стихии, если посчитать время, прошедшее от вспышки молнии до ближайшего раската грома и умножить на скорость звука – 330 м/с. Такое значение будет не точным, но определить приближается гроза или удаляется, поможет.
  6. Звукотерапия последнее время считается очень действенным методом лечения. Использование в музыкальном произведении звуков природы, очень успокаивающе влияет на организм вцелом. К инструментам, полностью воспроизводящим природные звуки, относятся все смычковые, особенно виолончель, и духовые. Использование неприродных, искусственных звуков, лязга металла, шума приближающегося поезда, автомобиля, электронных обработок чуждо человеческому организму и заставляет держаться всегда в напряженном состоянии, повышая общий тонус организма и прибавляя адреналин в кровь. Но, постоянное пребывание в таком состоянии пагубно сказывается на организме и человек быстро устаёт, становится нервным и раздражительным. Отлично поможет в такой ситуации классическая музыка.
  7. Самым громким из растений считается обыкновенный кактус. В засушливое время растение начитает вибрировать и издавать звук на очень высокой частоте, выбивая из почвы молекулы воды. Именно поэтому и выглядит растение как огромный барабан или как огромная труба. Услышать такой звук человеку не под силу, но зафиксировать приборами возможно.
  8. Звук всегда сопровождается ударной волной. Высокие звуки чаще всего человек ощущает именно благодаря ударной волне, поэтому существует поговорка – кожей чувствую. Действительно, именно кожа ощущает кратковременное воздействие ударной волны, а человеческий мозг определяет его как звук. Это происходит за доли миллисекунд, поэтому ощутить физически удар невозможно. В некоторых случаях ударная волна настолько усиливается звуком, что наносит вред организму, например как при ударе саблей или шпагой.
  9. Самый громкий звук, который отнесли к рекордам Гиннеса, получили совершенно случайно, от падения металлического стенда в закрытой подземной лаборатории. Звук был слышен на расстоянии 161 км от источника.
  10. Звук и шум влияет на организм человека вцелом. Например, привыкая к звукам города, оказавшись в дикой природе, многие испытывают дискомфорт от непривычных звуков. Интересный эффект наблюдается и при перелётах на самолётах. Даже еда кажется менее солёной, более сладкой, а алкоголь менее крепким.


Основная функция звуковых волн — распространятся в любой среде, кроме вакуума, и отбиваться от преград — активно используется человечеством, как эхолокация. Очень много приборов для определения расстояния, плотности и даже цвета базируются именно на этом принципе. Все животные в той или иной мере используют звуковые волны в ультразвуковом диапазоне, даже рыбы. У летучих мышей, дельфинов, бабочек такое явление является просто жизненно необходимым и позволяет ориентироваться в окружающем мире.

Есть интересные факты о звуке как о физическом явлении воспринимаемом человеком органами слуха.

Звуки для человека имеют важную информацию получаемую из окружающего мира. В медицине, например, широко применяется .

Интересные факты о звуке не доходят до современного человека, оставаясь где-то на страницах школьных учебников и детских энциклопедий.

Одной из самых интересных тем физики можно назвать свойства и возможности звуковых волн.

Факты о свойствах и возможностях звуковых волн

Вот, например, такой интересный факт: мы привыкли считать, что глухие люди – это те, которые не слышат звуки. Но все не совсем так, глухие вполне воспринимают их и могут даже иметь музыкальный слух. Пример тому – известный великий композитор, Бетховен, который использовал нехитрое изобретение для распознавания звука.

Людвиг ван Бетховен

Известно, что великий композитор написавший более 240 сочинений, из которых – девять завершенных симфоний, пять фортепианных концертов и 18 струнных квартетов в 45 лет потерял слух. Так вот после 45 лет Бетховен приставлял к роялю конец палки, в то время как другой ее конец брал в зубы. Таким образом, звук вибрационным путем передавался через костные шары зубов и черепа и доходил до самого внутреннего уха, которое было здоровым.

Для подобного эксперимента, вы можете взять в зубы механические наручные часы и закрыть уши. Тиканье часов превратится в гулкие удары, настолько сильным оно будет казаться. Удивительно, что практические глухие и полностью глухие люди могут говорить по телефону при помощи распознавания вибраций. Они прижимают трубку не к раковине уха, а к височной кости. Люди с нарушениями слуха могут быть и отличными танцорами, так как колебания проникают во внутреннее ухо не только через раковину, но и через все кости скелета, к ногам через пол.

Забавный факт с инфразвуком

Немало интересных фактов в себе таит тема инфразвуковых волн. Инфразвуком называют колебания ниже, чем частота в 16 Гц. Эти волны отлично передаются по воде, поэтому с их помощью общаются многие морские животные, прекрасно ориентируясь на низких глубинах и широких водных пространствах. Инфразвук распространяется даже на сотни километров. Ученые увлеченно проводят исследования на тему влияния инфразвука на человека.

Есть в истории очень известный случай, связанный с инфразвуком.

Роберт Вуд

Однажды в девятнадцатом веке в каком-то театре ставилась пьеса о Средневековье, в связи с чем знаменитый на то время физик Р. Вуд (1868-1955) получил заказ на огромную органную трубу, метров сорока длиной. Настолько длинная труба нужна была для издавания очень низких, почти не воспринимаемых человеческим ухом звуков. Звуковая волна в сорокаметровой трубе приблизительно составляет около 8 Гц.

Но во время спектакля произошел конфуз: инфразвук, который выдал инструмент не был слышен, но при этом стал вторить альфа-волнам мозговой активности, сработала . Мало кто знал тогда, что этот альфа-ритм, созданный искусственно так повлияет на людей: у зрителей началась паника и они все разбежались, даже не досмотрев спектакль.

Более причудливые факты

Интересные и жуткие факты:

  • в безвоздушном пространстве звуковые волны не распространяются, потому что нет ничего, чтобы им отталкиваться
  • мухи не слышат звука
  • животные с большими ушами слышат лучше, чем животные с маленькими ушами
  • слух лисы настолько хорош, что она может услышать скрип мыши на расстоянии 100 метров. Она может даже поймать звук мыши скребущей под землей!
  • эхо возникает, когда звуковые волны отскакивают от объекта, а не поглощаются
  • если вы постоянно кричите в течение 8 лет, 7 месяцев и 6 дней, вы произведете достаточно звуковой энергии, чтобы нагреть чашку кофе
  • самый громкий естественный звук на земле – это извержение вулкана

Теперь, когда вы узнали все эти удивительные и интересные факты о звуке, вы знаете, об огромной роли звука в нашей жизни, а может испортить нам жизнь.

Интересные факты о волнах.

Волны в основном образуются под действием дующего над водой ветра. Величина волн зависит от силы ветра, от того, как долго он дует, и от расстояния, на котором дует ветер. Сильные ветры, дующие на водными поверхностями большой протяженности, порождают большие волны.

Волны образуются, когда ветер толкает воду на поверхности перед собой, а сила тяжести заставляет воду оставаться на месте, как бы толкая ее обратно. Под действием этих двух сил волны двигаются вверх и вниз. (Верхушки волн называются гребнями, а основания — подошвами.)

Волнующаяся вода, хотя и выглядит так, будто она движется, на самом деле, если не считать движения вверх и вниз, не очень-то и движется. Капли, из которых состоит волна, приводимые в движение энергией ветра, движутся как бы по кругу, а вершиной такого круга является гребень волны.

Чайка, сидящая на волне, будет подниматься и опускаться с волной, но вперед, к берегу, двигаться не будет.

Однако, когда волны достигают береговой линии, на их движение воздействует мелкое океаническое дно, и в таких случаях говорят, что волны "разбиваются" о берег. Здесь вода движется вперед с определенной силой, накатывая на берег или ударяясь о скалы. Гребни волн, разбивающиеся в белую пену, называются барашками.

Вообще волны на поверхности воды, будь то море или океан, образуются по разным причинам. Самые распространенные на поверхности морей это ветровые и приливные волны. Ветровые образуются под действием ветра уже от 0.7м/сек. на поверхность воды, создавая при этом рябь высотой 3-4 мм и длинной 45-50 мм.

Движение ветра у самой поверхности воды не устойчивое, поэтому воздух распадается на отдельные горизонтальные вихри, которые в свою очередь создают пульсационное давление над водой, приводящее к образованию капиллярных волн.

Чем воздействие ветра будет сильнее и продолжительнее, тем быстрей произойдет переход из капиллярной волны в гравитационную. А вот под действием притяжения Луны и Солнца возникают приливные волны.

Во время шторма волны оказывают давление от 3 до 30 тысяч килограммов на 1 квадратный сантиметр. Волны прибоя иногда выбрасывают обломки скал весом до 13 тонн на высоту 20 метров.

На протяжении только западного побережья Франции энергия одного удара волны соответствует мощности 75 миллионов киловатт. Ученые думают над тем, как подчинить эту силу человеку. Во Франции намечается построить гигантскую "приливную" гидроэлектростанцию с плотиной длиной в 18 километров. Мощность этой электростанции предполагается довести до 12 миллионов киловатт.

Интересно, что в результате строительства "приливной" гидроэлектростанции, как полагают, Земля замедлит вращение вокруг своей оси на один день в 2 тысячи лет.

Любопытно, что на больших глубинах в океане возникают волны высотой до 100 метров, однако на поверхности воды эти волны незаметны.

Наиболее высокие цунами (японское название огромных морских волн, являющихся спутниками прибрежных землетрясений или землетрясений где-нибудь в открытом океане) наблюдаются в бассейне Тихого океана.

Высота их доходит до 30 метров. Цунами проникают примерно на километр в глубь побережья. Их нашествию подвержены Японские, Алеутские, Гавайские, Филиппинские, Курильские острова и отчасти Камчатка.


Звук – это призывающий и творческий символ. Многие мифы о творении свидетельствуют, что Вселенная была создана с помощью звука. Согласно Гермесу Трисмегисту, звук был первым, что потревожило предвечную тишину, и посему он являлся причиной всего созданного в мире, предшествуя свету, воздуху и огню. В индуизме звук Аум привел космос к бытию.

Сила звука измеряется в единицах, получивших название белл – в честь Александра Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120...130 децибел. Звук такой силы вызывает боль в ушах.

Звук, который вы слышите, когда «ломаете» суставы, фактически является звуком разрывания пузырей газа азота.

Первое определение скорости распространения звука в воздухе было произведено французским физиком и философом Пьером Гассенди в середине XVII в - она оказалась равной 449 метрам в секунду. Звук рева тигра можно услышать на расстоянии 3 км.

Интересный факт: быть глухим не значит ничего не слышать, и тем более не значит не иметь «музыкальный слух». Великий композитор Бетховен, например, вообще был глухим. Он приставлял к роялю конец своей трости, а другой ее конец прижимал к зубам. И звук доходил до его внутреннего уха, которое было здоровым.

Томас Эдисон считал свой аппарат для записи и воспроизведения звука игрушкой, непригодной для серьезного практического применения.

Громкая музыка, звучащая из наушников, очень нагружает нервы в слуховой системе и в мозге. Этот факт приводит к ухудшению способности различать звуки, причем сам человек даже не ощущает, что его слуховое здоровье ухудшается.

Кузнечики издают звук при помощи задних ног.

Шелест листьев производит шум силой 30 децибел, громкая речь – 70 децибел, оркестр – 80 децибел, а реактивный двигатель – от 120 до 140 децибел.

Если взять в зубы тикающие наручные часы и заткнуть себе уши, то тиканье превратится в сильные, тяжелые удары - настолько оно усилится.

Гранит проводит звук в десять раз лучше, чем воздух.

Водопад Ниагара производит шум, сравнимый с шумом фабричного цеха (90-100 децибел).

Громкий храп может достигать того же уровня звука, что и отбойный молоток. Ударяясь о барабанную перепонку в ухе, звук колеблет ее, и она повторяет колебания воздушных волн.

Человек способен услышать звук, даже если барабанная перепонка под его воздействием отклонилась на расстояние, равное радиусу ядра атома водорода.

Заключение

Итак, подведем итог, звук - это распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Звук – это один из видов информации, который человек получает из окружающего мира с помощью органов чувств. Человек начинает воспринимать звуки и реагировать на них ещё до своего рождения. Представление о многих вещах и предметах впервые создаются в сознании человека именно на слух. В утробе матери каждый из нас познаёт голоса родителей, их речь, звучание многих предметов и явлений из окружающего мира. Только спустя время ребёнок сможет увидеть, пощупать и попробовать на вкус то, о чём он знает изначально только на слух. Первое знакомство с окружающим миром – это самое важное знакомство, и этот «первый раз» связан именно со звуком. Об этом стоит помнить при создании звуковой рекламы, поскольку звуковое сообщение является наиболее естественным и простым для восприятия большинства людей, а, следовательно – и наиболее действенным.

С приобретением жизненного опыта звуки начинают вызывать эмоции и переживания. Но некоторые звуки заставляют реагировать инстинктивно. Для животных некоторые звуки являются неоспоримым доказательством опасности. В кошке, например, шуршащие и царапающие звуки будят охотничий инстинкт. Человек так же инстинктивно реагирует на звуки, окружающие его: вздрагивает от резких и громких звуков, неуютно себя чувствует в полной тишине, покрывается мурашками от негромких, но неожиданных звуков и т.д. Одни звуки вызывают страх: гром, крики, звериный вой. Другие, напротив, располагают к спокойствию и расслаблению: звук морских волн, журчание ручья, спокойное дыхание, шелест деревьев, пение птиц. Одни звуки, известные и повсеместные, становятся нейтральными и обыденными, а новые и неизвестные – напротив, вызывают тревогу и смятение.

В мире существует большое количество предметов, имеющих своё неповторимое звучание. Ведь вы без труда с закрытыми глазами по звуку сможете определить десятки предметов и явлений, не говоря уже о голосах знакомых вам людей: от родных и близких, до известных актёров и певцов.

Без звука жизнь невозможна.

Список используемой литературы

1. Брюханов А.В., Пустовалов Г.Е., Рыдник В. Толковый физический словарь. Основные термины: около 3600 терминов. М.: Рус. яз., 1987.

2. Вилли К. Биология М.: Мир, 1968.

3. Дубровский И. М., Егоров Б. В., Рябошапка К.П. Справочник по физике. - Киев: Наукова думка, 1986.

4. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1994.

5. Кошкин Н. И., Ширкевич М.Г. Справочник по элементарной физике 10-е изд., М.: Наука, 1988.

6. Льоццы М. История физики. - М.: Мир, 1970.

8. Мясников Л.Л. Неслышимый звук.

9.Пирс Дж. Почти всё о волнах.- М.: Мир, 1976.

10. Разговор муравьёв. "Наука и жизнь", 1978, No.1, стр. 141

11. Храмов Ю. А. Физики: Биографический справочник. 2-е изд. - М.: Наука, 1983.

12. Элементарный учебник физики: Учеб. пособие. В 3 т. / Под ред. Г.С. Ландсберга: Т.III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. 11-е изд.--М.: Наука. Физматлит, 1995.

13. Энциклопедический словарь юного техника Cост. Б. В. Зубков С. В. Чумаков. - 2-е изд., М.: Педагогика, 1987.