Ндс госконтракт усн. НДС по госконтракту для «упрощенца»: арбитражная практика Ндс в проекте контракта


П. Н. Корнилов , руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок РАГС,

Ю. А. Шавылина , ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС

По общему правилу организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с учреждением, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры). В результате на практике возникает ряд вопросов. Данный материал поможет ответить на них.

Цена контракта может быть уменьшена?

В случае если начальная цена контракта была сформирована заказчиком с учетом НДС, а победителем является лицо, применяющее «упрощенку», на чей счет следует отнести экономию (доход), связанный с отсутствием у сторон необходимости выделять в контракте и затем перечислять в бюджет сумму НДС?

Ответ на этот вопрос вытекает из положений Закона о госзакупках, а также подтверждается рядом писем Минэкономразвития России, Минфина России и судебной практикой.

Согласно положениям Закона о госзакупках (ч. 3 ст. 29 – для конкурса, ч. 10 ст. 41.12 – для аукциона в электронной форме и ч. 8 ст. 47 – для запроса котировок), контракты заключаются на условиях, предусмотренных извещением (документацией), по цене контракта, предлагаемой участником, с которым заключается такой контракт.

При этом в Законе о госзакупках отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Таким образом, если участник конкурса не является плательщиком НДС (например, если работает на «упрощенке»), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк. В этом заключается главная особенность контрактов с участниками, применяющими спецрежим.

Причем при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте. Данные выводы сделаны в том числе в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 августа 2010 г. № А05-20849/2009.

Кроме того, заключение контракта с нарушением условий, предложенных лицом, с которым заключается такой контракт, может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подтверждение этого можно найти и в письме Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-07-07/02. Там отмечено, что «…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…».

Фактически в этом случае сумма налога на добавленную стоимость, «запланированная» заказчиком при определении начальной цены контракта, будет являться дополнительным доходом победителя.

Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя торгов или запроса котировок вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (уменьшение) заказчиком цены контракта, заключаемого с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом о госзакупках не предусмотрена.

Данный вывод был неоднократно подтвержден в письмах Минэкономразвития России (см. например, письма от 27 сентября 2010 г. № Д22-1740, от 27 сентября 2010 г. № Д22-1741).

Можно ли ограничить количество организаций на «упрощенке»?

В соответствии со статьей 8 Закона о госзакупках участником проводимой заказчиком процедуры может быть любое независимо от организационно-правовой формы, формы собственности.

При этом действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по участию в торгах или запросе котировок для лиц, применяющих спецрежим. Следовательно, такие участники допускаются к участию в торгах и запросе котировок на равных основаниях с иными лицами. При этом установление заказчиком каких-либо запретов или ограничений в этой части является основанием для привлечения соответствующего должностного лица к административной ответственности согласно части 4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Но когда участник должен заявить о применении им «упрощенки»?

Прямого ответа в Законе о госзакупках на данный вопрос нет. Следовательно, надо ориентироваться на общие нормы, согласно которым, исчерпывающий перечень сведений и документов, которые должны входить в состав заявки на участие в торгах или в запросе котировок, установлен статьями 25, 41.8 и 44 Закона о госзакупках.

Ни в одной из этих статей не предусмотрена возможность затребования заказчиками у участников документов, заявляющих или подтверждающих применяемую ими систему налогообложения. Следовательно, участник по собственному выбору может сообщить эти сведения заказчику в составе заявки на участие в процедуре или после признания его победителем непосредственно перед заключением контракта.

При этом в конкурсе и запросе котировок многие участники, указывая в своей заявке предлагаемую цену контракта, сразу добавляют к ней слова «НДС не облагается» или «НДС 0 процентов». Это не является обязательным, однако сразу сообщает заказчику о наличии особенностей, которые следует учесть при заключении контракта с таким участником.

Можно «выровнять» предложения?

С одной стороны, действительно, сразу на себя обращает внимание тот факт, что фирма, применяющая «упрощенку», находится в более выгодном положении, чем иной участник конкурса, аукциона, запроса котировок.

Например, поданы две котировочные заявки. В одной из них участником предложена цена «110 тыс. руб. (НДС не облагается на основании применения “упрощенки”)», а в другой – «118 тыс. руб., включая НДС».

Очевидно, что исходя из общих правил побеждает лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, то есть участник, применяющий спецрежим.

Вместе с тем цена товаров (работ, услуг), которую предлагает второй участник, в действительности еще ниже, чем цена первого участника (без учета НДС – 100 тыс. руб.).

По данному примеру видно определенное неравенство участников, однако данное положение вытекает из налогового законодательства в Российской Федерации: «упрощенка» – специальный налоговый режим, направленный, главным образом, на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Нормы Закона о госзакупах не позволяют заказчику при выборе победителя скорректировать (отменить) предусмотренные Налоговым кодексом РФ преимущества данной системы налогообложения.

Например, правила оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, установленные постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, не предусматривают при применении формулы расчета баллов по критерию «цена контракта» изменение предложенных участниками цен на размер налога на добавленную стоимость.

В порядке рассмотрения и оценки котировочных заявок, предусмотренном статьей 47 Закона о госзакупках, также не предусмотрены какие-либо особенности сопоставления котировочных заявок в зависимости от применяемых участниками систем налогообложения.

То есть во всех случаях сравнивается «окончательная» цена контракта, предлагаемая участниками.

В частности, если участник работает на «упрощенке» и указывает цену без НДС, его ценовое предложение сравнивается с ценой, предложенной участником, который является плательщиком НДС. Подобные выводы были также сделаны в письмах Минэкономразвития России от 22 июля 2008 г. № Д05-2957, от 27 июня 2008 г. № Д05-2575.

Возможно ли определить цену контракта без НДС?

Действительно, это дает возможность сравнить предложения участников на равных условиях вне зависимости от применяемых ими систем налогообложения. С одной стороны, расчет начальной (максимальной) цены контракта и определение порядка формирования цены контракта (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) относятся к компетенции заказчика.

Вместе с тем, формируя начальную (максимальную) цену контракта, следует учитывать, что данная цена является предельной и не увеличивается.

При заключении контракта цена такого контракта не может превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении торгов или запроса котировок.

И при исполнении контракта цена является твердой и не может изменяться, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 Закона о госзакупках, а также случаев, предусмотренных частями 4.2, 6, 6.2 – 6.4 данной статьи (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

Следовательно, если заказчик укажет в извещении начальную (максимальную) цену без учета НДС, то он не сможет заключить контракт с победителем, являющимся плательщиком НДС, поскольку увеличение цены контракта на сумму НДС будет противоречить части 4.1 и части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а невключение НДС – Налоговому кодексу РФ.

При этом, как указывалось выше, по Закону о госзакупках заказчику не предоставляется возможности ограничить участие в своих торгах и запросах котировок лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, фактически заказчик всегда должен определять начальную (максимальную) цену контракта с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик сменил режим в ходе исполнения контракта

По общему правилу цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
Поставляемые товары (работы, услуги) оплачиваются исходя из цены, установленной контрактом (ч. 4.1 ст. 9 Закона о госзакупках).

При этом установленная в контракте стоимость оплаты не соотносится с фактическими расходами победителя торгов на исполнение контракта и является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении (п. 4 совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05).

В том случае, когда государственный (муниципальный) контракт был заключен по цене, включающей на добавленную стоимость, но впоследствии поставщик перешел на спецрежим в виде упрощенной системы налогообложения, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется.

Запрет на такие действия установлен в части 5 статьи 9 Закона о госзакупках, а ответственность за его нарушение – в статье 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Допустимыми действиями сторон в этом случае будет подписание дополнительного соглашения к контракту, по которому меняется формулировка цены контракта: вместо «включая НДС» будет указано «НДС не облагается». Обратите внимание: общая цена государственного (муниципального) контракта при этом останется прежней, сумма «бывшего» налога на добавленную стоимость перейдет теперь в доход поставщика.

Вместе с тем при исполнении контракта его цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта. Это определено частью 4.1 статьи 9 Закона о госзакупках.

То есть с согласия поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик может подготовить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта на размер налога на добавленную стоимость, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

Как мы видим, из изложенного следует, что уменьшение цены контракта возможно сразу же после его подписания сторонами при условии, что прочие условия контракта не изменяются.

Важно запомнить

При заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими «упрощенку», цену контракта следует рассчитывать без учета налога на добавленную стоимость.

В конкурсе на заключение госконтракта могут участвовать любые организации, в том числе и работающие на «упрощенке». Договор заключается с победителем по установленной им цене, корректировка которой не допускается. Что решает арбитражная практика по вопросу начисления НДС «упрощенцем» в рамках госконтракта?

Взыскать НДС по суду

Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме обусловлена в каждом конкретном случае спецификой конкурсной документации, а также условиями контрактов. Рассмотрим несколько примеров.

Так, например, заслуживает внимания Постановление ФАС Московского округа от 2 ноября 2011 года № А40-131937/10-59-1153 (Определением ВАС РФ от 21.02.2012 г. № ВАС-1045/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ). Суть спора такова: поставщик-«упрощенец» заключил госконтракт, цена которого включала НДС. Заказчик оплатил товар в полном объеме, однако посчитал, что поставщик завысил стоимость реализуемой продукции, увеличив расходы на НДС (на момент подписания контракта последний находился на УСНО). Тогда заказчик обратился в арбитраж с иском о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ). Рассмотрев материалы дела, служители Фемиды установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС. Значит, полученные «упрощенцем» денежные средства являются неосновательным обогащением, и подлежат возврату.

Рассмотрев материалы дела, судьи установили: поставщик не выставлял счет-фактуру с выделением суммы НДС, а также не перечислял спорную сумму налога в бюджет. При этом судьи не нашли оснований для включения в стоимость поставки суммы НДС.

Примечательны также выводы, сформулированные в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2011 года № А40-17779/11-102-147. Спор возник после оплаты, когда на счет поставщика пришли не все деньги: сумма была сокращена на размер НДС. Арбитры изучили дело и поддержали госзаказчика, поскольку в проекте контракта, являющемся частью конкурсной документации, и в самом договоре было особое условие: в случае освобождения поставщика от уплаты НДС в соответствии с налоговым законодательством цена госконтракта снижается на сумму налога без изменения предусмотренного контрактом количества поставляемой продукции.

В другом судебном разбирательстве ФАС Московского округа (Постановление от 20.09.2011 г. № А40-477/11067-4) арбитры снова встали на сторону госзаказчика. Предыстория спора такова. Победителем открытого аукциона в электронной форме была признана фирма, применяющая УСНО. При этом цена госконтакта была установлена с учетом НДС. В связи с применением спецрежима поставщик обратился к госзаказчику с предложением внести изменения в госконтракт и указать сумму оплаты без слов «с учетом НДС». Госзаказчик направил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве (УФАС) обращение о включении фирмы в реестр недобросовестных поставщиков, приложив к нему протокол об уклонении победителя торгов от заключения контракта. Компания, выигравшая тендер, была вынуждена заключить договор по цене с учетом НДС. Однако, выставив впоследствии первичные документы и счет-фактуру без учета НДС, «упрощенец» недополучил от заказчика всю ту же сумму налога. Обращение в суд ни к чему не привело. По мнению арбитров, задолженность, подлежащая взысканию, у госзаказчика отсутствует.

Как поступить с НДС?

НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу.

Допустим, в госконтракте выделена сумма НДС, но организация не готова к судебным тяжбам. В этой ситуации «упрощенец» поневоле становится налогоплательщиком НДС, так как по факту выполнения госзаказа оформляет все первичные документы, а также счет-фактуру с выделенной суммой этого налога. В свою очередь, выставленная сумма НДС подлежит уплате в бюджет за счет средств фирмы, применяющей УСНО (пп.1 п. 5 ст. 173 НК РФ). Также фирме предстоит подать в налоговую инспекцию декларацию по НДС (Письма Минфина РФ от 23.10.2007 г. № 03-07-11/512, УФНС РФ по г. Москве от 17.11.2009 г. № 16-15/120314).

Кроме того, НДС, выделенный в госконтракте, способен доставить немало хлопот и при исчислении налоговой базы по единому налогу. Во-первых, учесть эту сумму сбора в составе расходов при расчете единого налога никак не удастся (Письмо УФНС РФ по г.Москве от 21.03.2011 г. № 16-15/026297@). Во-вторых, компетентные органы считают, что «упрощенцы», выставляющие в добровольном порядке покупателям счета-фактуры с выделением суммы НДС, должны учитывать доходы от реализации с налогом. (Письма Минфина РФ от 14.04.2008 г. № 03-11-02/46, от 13.03.2008 г. № 03-11-04/2/51 и УФНС РФ по г. Москве от 02.11.2010 г. № 16-15/115179@). Хотя все же служители Фемиды категорически против такого подхода (Постановление Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 г. № 17472/08).

Неоднократно на семинарах звучит точка зрения, что Заказчик обязан указывать сумму НДС в контрактах, вне зависимости от системы налогообложения поставщика (исполнителя, подрядчика), без использования термина "НДС не облагается", т.к. это может быть истолковано проверяющими органами как нарушение и неосновательное обогащение поставщика на сумму НДС. То есть цена контракта не уменьшается на сумму НДС, но НДС должно быть прописано и это уже проблемы поставщика, что с этим НДС делать. Каким образом нам быть?

Ответ

Главное условие - заказчик должен заключать контракт с победителем конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений по предложенной победителем цене, независимо от применяемого победителем режима налогообложения.

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 22.01.2016 № Д28и-86 «Контрактная система: цена контракта, если победитель закупки использует или переходит на использование УСН»

«…В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем сведения о применяемой участниками закупок системе налогообложения не включены в перечень документов и сведений, которые участники закупок должны представлять в составе заявки на участие в закупке.

Законом № 44-ФЗ не определен порядок действий заказчика, в случае если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, контракт всегда заключается по цене, предложенной победителем закупки. Сумма, предусмотренная контрактом за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, должна быть оплачена победителю закупки в установленном контрактом размере….»

Новый НДС в контрактах – 8 ответов на главные вопросы

Ставку НДС повысили. На первый взгляд ничего особенного, налоги повышают чуть ли не каждый год. Вероятно, в магазинах все подорожает. Теперь задумайтесь: почти во всех контрактах, которые вы заключаете, вы указываете суммы налогов. Кроме того, при расчете НМЦК налоги тоже надо учитывать. А если контракт заключили с прежней ставкой, а он переходящий? А если поставщик потребует цену поднять, заключали-то по прежней ставке? И вот теперь, когда вы осознали весь масштаб трагедии, читайте, как обойтись без трагедий вообще. Статья спасет вас от больших неприятностей.

Решение ФАС России от 02.12.2015 № К – 1657/15

«5. По мнению Заявителя, документация об Аукционе не предусматривает возможности заключения контракта с участником, в отношении которого действует специальный налоговый режим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе, в отношении которого применяется упрощенная система налогообложения, вправе участвовать в закупке.

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применения системы налогообложения у данного участника.»

Обоснование второй части ответа

Данный вопрос находится на стыке Закона № 44-ФЗ и НК РФ и поэтому напоминаем, что в соответствии с ч. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Поэтому, если договор заключается на оказание работ (поставку товара), облагаемых НДС, то заказчику работ облагаемых НДС целесообразно учитывать его размер в цене договора, т.к. если НДС не будет включен в стоимость договора, то исполнитель (продавец работ) вправе потребовать его оплаты сверх установленной цены договора равной только налоговой базе, определяемой в соответствии с ч. 1 ст. 154 НК РФ (разъяснения по аналогичной ситуации представлены в постановлении Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 72 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с расчетами за коммунальные ресурсы»).

Например, для московских заказчиков установлена прямая обязанность выделять в цене контракта НДС (п. 2.3 Приложения 4 к Положению о системе закупок города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 24.02.2012 № 67-ПП.

Напоминаем, что участник закупки свободен в своих действиях и согласно ч. 1 ст. 2 ГК осуществляет предпринимательскую деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, самостоятельно, на свой риск.

Также, он может осуществить добровольно переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения.

Так согласно ч. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН , не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерацию, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.

В ч. 4 и 4.1 ст. 346.13 НК РФ определены условия и требования для организаций применяющих УСН, когда они считаются утратившими право на применение УСН, а в ч. 5 данной статьи обязанность в установленные сроки сообщать об этом в налоговые органы.

Поэтому, если поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг облагаются НДС, то рекомендуем в проекте контракта НДС указывать.

Для этого, как вариант, можно включить в проект контракта следующие пункты:

«- Цена Контракта составляет _____________________ рублей 00 копеек, в т.ч. НДС____

.

.

.

- С Подрядчиком, не являющимся плательщиком НДС на основании п. 2 или 3 ст. 346.11 гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса РФ Контракт заключается по цене, предложенной им в ходе проведения аукциона.»

Также на практике заказчики часто устанавливают в проекте контракта следующие условия без прямого указания НДС:

«1. Цена Контракта составляет _________ рублей ______ копеек (____________) рублей ______ копеек, и включает в себя стоимость произведенных работ, составление сметы, выезда специалистов Подрядчика для выполнения работ, использованных материалов, транспортировки, страхования (если необходимо), налогов, таможенных пошлин и других сопутствующих расходов.

Цена настоящего Контракта является твердой на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Все издержки и затраты, связанные с исполнением своих обязательств, Подрядчик несет за свой счет.

2. Оплата выполненных работ Заказчиком производится без аванса посредством перевода денежных средств на расчетный счет Подрядчика, за фактически выполненные работы, на основании выставленного Подрядчиком счета, акта сдачи-приемки выполненных работ и затрат по форме № КС-2 о 100% готовности объекта, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 о завершении всего объема работ, счета-фактуры (если предусмотрено) , и предоставлением, со стороны Заказчика, экспертного заключения качества выполненных работ в течение ___ банковских дней.

<…>

3. В случае, если настоящий Контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта. »

В этих случаях, если победителем будет участник, применяющий общую систему налогообложения, то НДС уже будет заказчиком учтен, если победителем будет упрощенец, то контракт будет заключен по предложенной им цене и затем им стоимость работ будет выставляться без НДС (поставка товара без счета-фактуры), но в случае перехода упрощенца на НДС, он НДС сверху выставить не сможет.

Дополнительно сообщаем, что, если победитель конкурентной закупки не является плательщиком НДС, то заказчик, например, может в локально сметном расчете (смете) зафиксировать цену победителя и предложить ему самостоятельно рассчитать смету пропорционально снижению цены, а также в соответствии с письмом РОССТРОЯ от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен».

Что касается закрытия актов, то если НДС в стоимости работ заказчиком не учитывался (не указывался) и акты закрываются на основании КС-2 и КС-3, то по нашему мнению оплата осуществляется в соответствии со стоимостью работ, указанных в КС-2 и КС-3.

Также, например, если цена была сформирована с НДС, но пересчета победителем-упрощенцем по НДС не проводилось и акты закрываются на основании КС-2 и КС-3, то по мнению экспертов Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий, принимать их надо от подрядчика без НДС. То есть все единичные расценки должны сохраниться такими, какими они были в смете на момент подписания контракта. Подрядчик-»упрощенец» в КС должен указывать «НДС не облагается». Таким образом, к концу завершения работ окажется, что заказчик «не доплатил» подрядчику – не произвел выплату всей цены контракта (сумма НДС так и останется не выплаченной). У подрядчика просто не будет оснований требовать от заказчика какой-либо оплаты, т.к. все КС согласно смете уже были подписаны и оплачены. Остаток суммы контракта подрядчик может попытаться взыскать, но вряд ли у него получится это сделать.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СКО от 24.12.2015 №№ Ф08-9545/2015, А53-3243/2015

Обращаем внимание, что данный вопрос находится на стыке Закона № 44-ФЗ и Налогового кодекса РФ. Поэтому в части оплаты работ и вопросов касающихся налогового законодательства советуем проконсультироваться с вашими финансистами и бухгалтерами.

Также если заказчик устанавливает прямо цену контракта с НДС, а также указывает, что производит расчет с Подрядчиком по факту выполнения работ согласно счет-фактуры, то фактически он обязывает исполнителя-упрощенца предоставлять счет фактуру с НДС.

В этом случае, если участник закупки-упрощенец подпишет контракт в таком виде, то заказчик оплатит ему работы с НДС только в случае предоставления счета-фактуры.

Затем упрощенец в добровольном порядке п еречислит НДС в бюджет на основании п. 5 ст. 173 НК РФ (РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА от 24.04.2015 № А58-182/2015 ).

Если исполнитель-упрощенец не предоставит счет фактуру, то заказчик будет вправе удержать НДС при оплате и быть готовым обосновать свою позицию в суде.

Пример положительной судебной практики по аналогичной ситуации:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 30.06.2015 №№ 14АП-3278/2015, А05-463/2015

В свою очередь, если заказчик не установит обязательное представление счета-фактуры и упрощенец предоставит акты выполненных работ в размере стоимости, равной цене контракта (в т.ч. с НДС или налогами) без указания НДС, то заказчику следует работы оплатить без удержания НДС, несмотря на то, что в цене контракта он указан.

Отрицательная судебная практика для заказчика, который пытался удержать НДС:

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.01.2016 № А67-7718/2015

Решение суда поддержано постановлением СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА № 07АП-1505/2016 от 28 марта 2016 года.

Организация, находясь на основной системе налогообложения, заключила гос контракт на предоставление услуг. Цена предоставляемых услуг включает в себя НДС (прописано в контракте). С нового года организация перешла на упрощенную систему налогообложения.Должна ли организация прописывать в акте выполненных работ сумму НДС и выставлять счет-фактуру? Имеет ли право заказчик принять НДС у вычету?

Нет, не должна.

Общество на УСН плательщиком НДС не является, независимо от условий договора. Главное не выставлять по договору счет-фактуру. Если документ будет выставлен по требованию заказчика и условиям договора, то общество исчислит и уплатит НДС.

Следует указать, что выставлять счет-фактуру по договору с условиям и НДС организация на УСН не обязана. Основание – письмо ФНС России от 8 ноября 2016 г. № СД-4-3/21119@.

Обоснование

Из письма ФНС России от 8 ноября 2016 г. № СД-4-3/21119@
Вопрос: Об уплате НДС исполнителем госконтракта, применяющим УСН.

Ответ:

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) налогоплательщиком - исполнителем государственного контракта, применяющим упрощенную систему налогообложения, и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 169 Кодекса установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса).

В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Изложенная позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4.1 постановления от 03.06.2014 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Камснаб".

В связи с этим в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана "с НДС" и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает.

ФНС России также отмечает, что при рассмотрении вопроса о расчете (завышении) цены государственного контракта на выполнение работ в данной ситуации необходимо учитывать, что на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы НДС по товарам (работам, услугам), предъявленные лицам, не являющимся плательщиками этого налога, учитываются в стоимости этих приобретенных товаров (работ, услуг).

Одновременно сообщаем, что вопросы определения цены товаров (работ, услуг) при заключении государственных контрактов касаются гражданско-правовых отношений хозяйствующих субъектов и не относятся к компетенции ФНС России.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд определено Министерство экономического развития Российской Федерации.

Ваш персональный эксперт Ольга Пушечкина.

В закупках вправе участвовать любые участники, в т. ч. которые применяют упрощенную систему налогообложения. Выиграв тендер и беря на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, упрощенец зачастую оказывается в убытке. Так что до того, как принять участие в конкурсе, рекомендуем тщательно изучить закупочную документацию. О чем следует помнить налогоплательщикам УСН – читайте в статье.

Не секрет, что поставщиками по государственным контрактам хотят стать многие организации. Не являются исключением и лица, применяющие упрощенную систему налогообложения. При этом цена контракта, как правило, включает НДС. Возникает множество вопросов: обязательно ли выделять сумму НДС в контракте, контрактная сумма выплачивается полностью или за вычетом НДС, можно ли контракт уменьшить на сумму налога, вправе ли заказчик требовать возврата перечисленного НДС, обязан ли упрощенец выставить счет-фактуру, следует ли подрядчику перечислить налог в бюджет? Количество рассмотренных судами дел говорит о том, что данная проблема весьма актуальна.

Конкурсное ценообразование

Все заявки на участие в конкурсах и электронных аукционах, проводимых государственными компаниями, строго регламентируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

В закупках вправе участвовать любые участники, в т.ч. которые применяют упрощенную систему налогообложения (ч. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). При осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие, документацией, заявкой, окончательным предложением победителя закупки (ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Почти те же правила действуют при проведении электронного аукциона (ч. 10 ст. 70 и ч. 14 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

Возможно увеличение или уменьшение (не более чем на 10 %) количества товаров, работ или услуг по предложению заказчика. В этом случае допускается увеличение, уменьшение цены контракта, но так же не более чем на 10 %, по соглашению сторон (подп. б п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, законодательством предусмотрено право по соглашению сторон снизить цену контракта без изменения иных условий, если возможность изменения была изначально предусмотрена документацией о закупке и контрактом (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Кстати, еще в 2016 году было возможно увеличивать цену контракта в случае невозможности его исполнения по независящим от сторон обстоятельствам (утратившие силу с 01.01.2017 ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и постановление Правительства РФ от 14.03.2016 № 191 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 году»).

Мнение чиновников

Рассмотрим разъяснения Минэкономразвития России, прозвучавшие в письмах от 08.11.2016 № Д28и-2922, от 19.08.2016 № ОГ-Д28-9909, от 13.07.2016 № Д28и-1775 и др.

Законодательство предусматривает равные условия участия в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участникам закупок вне зависимости от их организационно-правовой формы и системы налогообложения. Так что любой участник закупки, в т.ч. который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенку, вправе участвовать в закупках.

Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

В письме Минэкономразвития России от 11.04.2016 № Д28и-900 прозвучало, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС.

Расчет цены единицы товара осуществляют с учетом того, что цена контракта не может быть выше предложенной участником конкурса (письмо Минэкономразвития России от 10.06.2015 № Д28и-1692).

Помимо начальной цены контракта, заказчик устанавливает требование к формированию цены. Указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 17.06.2016 № ОГ-Д28-8123, от 10.06.2016 № Д28и-1483, от 18.04.2016 № Д28и-1052, от 30.05.2016 № Д28и-1397, от 30.05.2016 № Д28и-1398, от 04.04.2016 № Д28и-831, от 15.03.2016 № Д28и-721, от 10.06.2015 № Д28и-1656.

Цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения, при условии его согласия на снижение цены и если это было предусмотрено документацией о закупке (письмо ФАС России от 21.08.2014 № АЦ/33651/14).

В случае возникновения необходимости в видах работ или материалов, не предусмотренных контрактом, такую закупку осуществляют посредством проведения нового конкурса (письмо Минэкономразвития России от 18.12.2015 № Д28и-3725).

Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросы, связанные с порядком оформления сметы при заключении контракта с подрядчиком, операции по реализации работ, услуг которого не облагаются НДС (письма Минэкономразвития России от 13.07.2016 № Д28и-1787, от 10.05.2016 № Д28и-1317).

Судебная практика

Судебная практика по данному вопросу довольно разнообразна. Существует много решений, где сказано, что удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, что поставщик не является плательщиком НДС.

Суды пришли к выводу, что применение подрядчиком УСН не может являться для заказчика способом экономии при оплате результатов выполнения работ (постановление АС Московского округа от 28.04.2016 № Ф05-4344/2016). Утверждение ревизоров о том, что заказчиком оплачены затраты (НДС), не предусмотренные условиями контракта, признано судами необоснованным, поскольку они включены в общую стоимость контрактных работ (постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.04.2016 № Ф05-4344/2016).

Независимо от применяемой системы налогообложения у победителя контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов и включает в себя все налоги (определение Верховного Суда РФ от 01.10.2015 № 303-ЭС15-11466).

Может сложиться ситуация, когда подрядчик выиграл конкурс, будучи плательщиком НДС, но в период действия контракта перешел на упрощенку. И в этом случае заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта.

В том случае, когда контракт был заключен по цене, включающей НДС, но впоследствии поставщик перешел на УСН, правовых оснований в одностороннем порядке изменить (уменьшить) цену контракта у заказчика не имеется (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2016 № Ф05-14531/2016).

Победитель конкурса также не вправе требовать исключения из контракта фразы «в том числе НДС».

Судебные инстанции пришли к выводу о том, что исключение строки НДС из сметы при заключении контракта по цене, предложенной победителем аукциона, повлекло бы за собой невозможность обоснования цены контракта, что является нарушением в силу прямого указания ст. 22 и ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ. Данный вывод прозвучал в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 09.06.2016 № Ф08-3551/2016 (определение ВС РФ от 13.10.2016 № 308-КГ16-12777).

Мы нашли решение, когда арбитры упрощенцу позволили подписать контракт на полную сумму без выделения НДС. В этом случае победитель торгов получает полную оплату контракта и не перечисляет налог в бюджет.

Судьи решили, что если победитель находится на УСН, то заполнение графы «НДС не предусмотрен» не меняет условий контракта. Корректировка заказчиком цены контракта не допускается. Поэтому суд утвердил условия муниципального контракта в части цены без вычета из нее НДС (постановление АС Западно-Сибирского округа от 19.11.2014 № Ф04-11932/2014 (определение ВС РФ от 16.03.2015 № 304-ЭС15-3471)).

В случае выставления упрощенцем счета-фактуры сумму налога придется перечислить в бюджет.

Поскольку в проектах договоров, размещенных заказчиком при проведении аукционов, было указано, что стоимость работ включает в себя НДС, то государственный контракт должен быть заключен на соответствующих условиях (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.07.2016 № Ф08-4781/2016 и Центрального округа от 17.06.2016 № Ф10-1723/2016 (определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 № 310-КГ16-10142)). Подрядчик обязан указанный налог перечислить в бюджет вне зависимости от применяемой системы налогообложения (постановление АС Поволжского округа от 02.04.2015 № Ф06-21773/2013 (определение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 № 306-КГ15-7929)).

Особые правила по Закону № 223-ФЗ

Все, что мы писали выше, касается закупок, проводимых государственными компаниями по Закону № 44-ФЗ.

Между тем немалое число закупок регламентируется Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Это касается заказчиков с долей участия государства более 50?%, некоторых унитарных предприятий, организаций с регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение и т.д.), субъектов естественных монополий.

Закон № 223-ФЗ не определяет способов закупки, условий их применения и порядка проведения. Указанные вопросы должны быть урегулированы в утверждаемых заказчиками положениях о закупках.

В частности, в документации о закупке должен быть прописан порядок формирования цены (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Таким образом, заказчик вправе самостоятельно определить необходимость учета НДС при формировании цены договора. Данный вывод подтверждают письма Минэкономразвития России от 19.08.2016 № Д28и-2169, от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554, от 07.12.2015 № ОГ-Д28-15218, от 19.10.2015 № ОГ-Д28-13364, от 28.08.2015 № Д28и-2654.

Так что заказчик вправе в требованиях к закупочной документации прописать снижение цены договора на сумму НДС в случае заключения договора с участником, применяющим УСН (решение Челябинского УФАС России от 03.11.2016 по жалобе № 77-03-18.1/2016).

Также в положении о закупке прописывают критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок (п. 12 и 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Одним из критериев оценки может являться цена. При этом заказчик в положении о закупке вправе предусмотреть порядок сравнения ценовых предложений участников с учетом применяемой ими системы налогообложения. Например, в качестве единого базиса сравнения ценовых предложений могут использоваться цены предложений участников без учета НДС. На это было указано в письмах Минэкономразвития России от 26.05.2016 № Д28и-1372, от 28.04.2016 № Д28и-1114, от 17.02.2016 № ОГ-Д28-2554, от 30.11.2015 № Д28и-3499, от 30.09.2015 № Д28и-2782.

Как видите, договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий упрощенку, заключается на условиях, определенных положением о закупке (письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 № Д28и-1834).

Последствия выставления счета-фактуры

По общему правилу, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС. Они не выписывают своим покупателям счета-фактуры, не ведут книги покупок и продаж и осуществляют расчеты с покупателями без выделения в первичных документах сумм налога (п. 2 и п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Существуют и исключения (ввоз товаров в РФ, налоговые агенты и т.д.), но мы их не будем касаться.

Не придется уплачивать НДС и если покупатель по ошибке выделил в платежном поручении сумму налога. С данной позицией соглашаются и чиновники (письмо Минфина России от 18.11.2014 № 03-07-14/58618).

Если же упрощенец лично выставит счет-фактуру покупателю с выделенной суммой НДС, то всю сумму налога придется заплатить в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, письмо Минфина России от 08.12.2016 № 03-11-06/2/73239). Также на указанную сумму представляется декларация по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).

С 2016 года указанный налог не учитывается ни в доходах, ни в расходах (п. 1 ст. 346.15 и подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Причем по данной сделке упрощенец не сможет принять «входной» НДС, т.к. несмотря на уплату налога, он не является налогоплательщиком по НДС (письма Минфина РФ от 21.05.2012 № 03-07-07/53 и от 23.03.2007 № 03-07-11/68 , п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Сможет ли принять покупатель к вычету выделенный НДС, тоже большой вопрос. Чиновники ранее отмечали, что суммы налога, предъявленные упрощенцами, к вычету у покупателей не принимаются. Указанный вывод прозвучал в письмах Минфина РФ от 05.10.2015 № 03-07-11/56700 , от 16.05.2011 № 03-07-11/126 , от 29.11.2010 № 03-07-11/456 , ФНС РФ от 06.05.2008 № 03-1-03/1925 , УФНС РФ по г. Москве от 05.04.2010 № 16-15/035198 . Позднее налоговики под натиском решений Конституционного Суда РФ (постановления от 29.03.2016 № 460-О и от 03.06.2014 № 17-П) решили, что счет-фактура, полученный по необлагаемой НДС операции, служит основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету (письмо ФНС России от 23.09.2016 № СД-4-3/17871@). Думаем, что данный вывод применим и к счетам-фактурам, выставленным упрощенцами, тем более что бюджет от этого не пострадает, т.к. НДС будет перечислен.

Подведем итоги

Беря на себя обязательство перечислить НДС в бюджет, упрощенец зачастую оказывается в убытке. Так что советуем до того, как принять участие в конкурсе, тщательно изучить закупочную документацию. Если конкурс регламентируется Законом № 44-ФЗ, то вся торговая процедура содержится в этом законе.

Минэкономразвития России в своих разъяснениях относительно Закона № 44-ФЗ опиралось на следующие правила:

  • любой участник закупки, в т.ч. который применяет упрощенку, вправе участвовать в закупках;
  • контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя;
  • удержание заказчиком суммы НДС при оплате контракта неправомерно вне зависимости от того, является ли поставщик плательщиком НДС;
  • цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, в т.ч. на сумму НДС, если поставщик применяет иную систему налогообложения.

Если обобщить судебную практику, то выяснится:

  • заказчик не вправе в одностороннем порядке уменьшить цену контракта на сумму НДС;
  • победитель конкурса не вправе требовать исключения из контракта фразы «в том числе НДС».

Если закупка проводится в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то следует изучить положение о закупках заказчика. Ведь договор по результатам закупки, победителем которой является участник, применяющий УСН, заключается на условиях, определенных положением о закупке. Заказчик вправе самостоятельно определять необходимость учета при формировании цены договора НДС.

Если продавец выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то он обязан исчислить и уплатить в бюджет указанный налог и представить декларацию. На упрощенке уплаченный НДС не учитывается ни в доходах, ни в расходах. Также по данной сделке упрощенец не вправе принять «входной» НДС.

Дмитрий Пирожков , ведущий консультант аудиторской компании МКПЦ

Действительно, выставляя покупателю счет-фактуру, упрощенец обязан перечислить НДС в бюджет и представить соответствующую декларацию в налоговый орган по месту своего учета (п. 4, 5 ст. 174, подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).

При этом декларация должна быть представлена исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 5 ст. 174 НК РФ). Декларация на бумаге будет считаться не представленной (письма ФНС от 30.01.2015 № ОА-4-17/1350@ , УФНС по г. Москве от 14.01.2015 № 13-11/000824). За нарушение срока представления декларации может быть наложен штраф (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Соответственно следует помнить, что упрощенцу придется понести расходы также и на приобретение, установку и обновление лицензионного программного обеспечения для формирования и сдачи электронной отчетности, расходы на подключение к системе оператора связи и получение квалифицированной электронной подписи.

Но в первую очередь упрощенцу можно посоветовать тщательно проанализировать возможность несения расходов в ситуации, когда после совершения операции по реализации обязанность уплатить НДС в бюджет уже возникнет, а денежные средства в счет оплаты по контракту от заказчика могут еще не поступить. В такой ситуации упрощенцу придется заплатить налог в бюджет в полном объеме (без возможности применения налоговых вычетов) собственными деньгами, исключив их на время из своих оборотных средств.