Федор чижов кто. Азбука СЖД от А до Я: Чижов Фёдор Васильевич


ЧИЖОВ Федор Васильевич (1811–1877),

друг Гоголя, в 1832–1845 гг. был адъюнкт-профессором Петербургского университета и преподавал математические науки. Там Ч. познакомился с Гоголем, состоявшим в 1834–1835 гг. адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории. Ч. являлся также специалистом по истории литературы и искусства. В 1840–1847 гг. жил за границей, преимущественно в Италии, где сблизился с Гоголем и Н. М. Языковым. Ч. сочувствовал славянофилам. Впоследствии стал крупным преуспевающим предпринимателем и финансистом, выступал в качестве издателя и редактора сочинений Гоголя.

Ч. вспоминал: «Я познакомился с Гоголем тогда, когда он был сделан адъюнкт-профессором в Петербургском университете, где я тоже был адъюнкт-профессором. Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами; но мы встретили его холодно. Не знаю, как кто, но я только по одному: я смотрел на науку чересчур лирически, видел в ней высокое, чуть-чуть не священное дело (Гоголь же священным делом видел литературу. - Б. С.), и потому от человека, бравшегося быть преподавателем, требовал полного и безусловного посвящения себя ей. Сам я занимался сильно, но избрал для преподавания искусство, мастерство (начертательную геометрию), не смея взяться за науку высшего анализа, которую мне тогда предлагали. К тому же Гоголь тогда, как писатель-художник, едва показался: мы, большинство, толпа, не обращали еще дельного внимания на его „Вечера на Хуторе“; наконец, и самое вступление его в университет путем окольным (благодаря протекции С. С. Уварова и без окончания университетского курса. - Б. С.) отдаляло нас от него, как от человека. По всему этому сношения с ним у меня были весьма формальные, и то весьма редкие». Тем не менее, Ч. довелось снова встретиться с Гоголем, на этот раз вдали от родины, в Риме, зимой 1842/43 г. Но и тогда близко сойтись с ним математику не удалось. Не помог и фактор чужбины, обычно побуждающий людей за границей дружиться легче, чем дома, чтобы приспособиться к незнакомой обстановке и людям (правда, по возвращении на родину эта дружба порой рассыпается в прах). Ч. рассказывал первому гоголевскому биографу П. А. Кулишу: «Расставшись с Гоголем в университете, мы встретились с ним в Риме в 1843 году и прожили здесь целую зиму в одном доме на Via Felice, № 126. Во втором этаже жил Языков, в третьем Гоголь, в четвертом я. Видались мы едва ли не ежедневно. С Языковым мы жили совершенно по-братски, как говорится, душа в душу, и остались истинными братьями до последней минуты его; с Гоголем никак не сходились. Почему? я себе определить не мог. Я его глубоко уважал и как художника, и как человека. Вечера наши в Риме проходили в довольно натянутых разговорах. Не помню, как-то мы заговоривши о Муравьеве, написавшем „Путешествие к Святым Местам“ и проч. Гоголь отзывался об нем резко, не признавал в нем решительно никаких достоинств и находил в нем отсутствие языка. С большею частию я внутренне соглашался, но странно резкий тон заставил меня с ним спорить. Оставшись потом наедине с Языковым, я начал говорить, что нельзя не отдать справедливости Муравьеву за то, что он познакомил наш читающий люд со многим в нашем богослужении и вообще в нашей церкви. Языков отвечал: „Муравьева терпеть не мог Пушкин. Ну, а чего не любил Пушкин, то у Гоголя делается уже заповеднею и едва только не ненавистью“. Несмотря, однакож, на наши довольно сухие столкновения, Гоголь очень часто показывал ко мне много расположения. Тут, по какому-то непонятному для самого меня внутреннему упрямству, я, в свою очередь, отталкивал Гоголя. Все это, разумеется, было в мелочах. Например, бывало, он чуть не насильно тащит меня к Смирновой; но я не иду и не познакомился с нею потому, что ему хотелось меня познакомить. Таким образом, мы с ним не сходились. Это, пожалуй, могло случиться очень просто: Гоголь мог не полюбить меня, да и всё тут. Так нет же: едва, бывало, мы разъедемся, не пройдет и двух недель, как Гоголь пишет ко мне и довольно настойчиво просит съехаться, чтоб потолковать со мной о многом… Сходились мы в Риме по вечерам постоянно у Языкова, тогда уже очень больного, - Гоголь, Иванов и я. Наши вечера были очень молчаливы. Обыкновенно кто-нибудь из нас троих - чаще всего Иванов приносил в кармане горячих каштанов; у Языкова стояла бутылка алеатико, и мы начинали вечер каштанами, с прихлебками вина. Большею частью содержанием разговоров Гоголя были анекдоты, почти всегда довольно сальные. Молчаливость Гоголя и странный выбор его анекдотов не согласовались с уважением, которое он питал к Иванову и Языкову, и с тем вниманием, которого он удостоивал меня, зазывая на свои вечерние сходки, если я не являлся без зову. Но это можно объяснить тем, что тогда в душе Гоголя была сильная внутренняя работа, поглотившая его совершенно и овладевшая им самим. В обществе, которое он, кроме нашего, посещал изредка, он был молчалив до последней степени. Не знаю, впрочем, каков он был у А. О. Смирновой, которую он очень любил и о которой говаривал всегда с своим гоголевским восхищением: „Я вам советую пойти к ней: она очень милая женщина“. С художниками он совершенно разошелся. Все они припоминали, как Гоголь бывал в их обществе, как смешил их анекдотами; но теперь он ни с кем не видался. Впрочем, он очень любил Ф. И. Иордана и часто, на наших сходках, сожалел, что его не было с нами. А надобно заметить, что Иордан очень умный человек, много испытавший и отличающийся большой наблюдательностью и еще большею оригинальностью в выражениях. Однажды я тащил его почти насильно к Языкову. - „Нет, душа моя, - говорил мне Иордан, - не пойду. Там Николай Васильевич. Он сильно скуп, а мы все народ бедный, день-деньской трудимся, работаем, - давать нам не из чего. Нам хорошо бы так вечерок провести, чтоб дать и взять, а он всё только брать хочет“. Я был очень занят в Риме и смотрел на вечернюю беседу, как на истинный отдых. Поэтому у меня почти не осталось в памяти от наших разговоров. Помню я только два случая, показавшие мне прием художественных работ Гоголя и понятие его о работе художника. Однажды, перед самым его отъездом из Рима, я собирался ехать в Альбано. Он мне сказал: „Сделайте одолжение, поищите там моей записной книжки, в роде истасканного простого альбома; только я просил бы вас не читать“. Я отвечал: „Однакож, чтоб увериться, что точно это ваша книжка, я должен буду взглянуть в нее. Ведь вы сказали, что сверху на переплете нет на ней надписи“. - „Пожалуй, посмотрите. В ней нет секретов; только мне не хотелось бы, чтоб кто-нибудь читал. Там у меня записано всё, что я подмечал где-нибудь в обществе“. В другой раз, когда мы заговорили о писателях, он сказал: „Человек пишущий также не должен оставлять пера, как живописец кисти. Пусть кто-нибудь пишет непременно каждый день. Надобно, чтоб рука приучилась совершенно повиноваться мысли“. В Риме он, как и все мы, вел жизнь совершенно студентскую: жил без слуги, только обедал всегда вместе с Языковым, а мы все в трактире. Мы с Ивановым всегда неразлучно ходили обедать в тот трактир, куда прежде ходил часто и Гоголь, именно, как мы говорили, к Фалькону (al Falcone). Там его любили, и лакей (cameriere) нам рассказывал, как часто signor Nicolo надувал их. В великий пост до Ave Maria, т. е. до вечерни, начиная с полудня, все трактиры заперты. Ave Maria бывает около шести часов вечера. Вот, когда случалось, что Гоголю сильно захочется есть, он и стучит в двери. Ему обыкновенно отвечают: „Нельзя отпереть“. Но Гоголь не слушается и говорит, что забыл платок, или табакерку, или что-нибудь другое. Ему отворяют, а он там уже остается и обедает (как знать, не воспоминание ли об этом грехе побудило Гоголя к последнему, смертному посту в феврале 1852 г. - Б. С.). В каком сильном религиозном напряжении была тогда душа Гоголя, покажет следующее. В то время одна дама, с которою я был очень дружен, сделалась сильно больна. Я посещал ее иногда по несколько раз в день и обыкновенно приносил известия о ней в нашу беседу, в которой все ее знали - Иванов лично, Языков по знакомству ее с его родными, Гоголь понаслышке. Однажды, когда я опасался, чтоб у нее не было антонова огня в ноге, Гоголь просил меня зайти к нему. Я захожу, и он, после коротенького разговора, спрашивает: „Была ли она у святителя Митрофана?“ Я отвечал: „Не знаю“. - „Если не была, скажите ей, чтоб она дала обет помолиться у его гроба. Сегодняшнюю ночь за нее здесь сильно молился один человек, и передайте ей его убеждение, что она будет здорова. Только, пожалуйста, не говорите, что это от меня“. По моим соображениям, этот человек, должно быть, был сам Гоголь… Общий характер бесед наших с Гоголем может обрисоваться из следующего воспоминания. Однажды мы собрались, по обыкновению, у Языкова. Языков, больной, молча, повесив голову и опустив ее почти на грудь, сидел в своих креслах; Иванов дремал, подперевши голову руками; Гоголь лежал на одном диване, я полулежал на другом. Молчание продолжалось едва ли не с час времени. Гоголь первый прервал его. „Вот, - говорит, - с нас можно сделать этюд воинов, спящих при гробе Господнем“. И после, когда уже нам казалось, что время расходиться, он всегда говаривал: „Что, господа, не пора ли нам окончить нашу шумную беседу?“» В Риме Гоголь и Ч. существенно расходились в оценке произведений искусства. 8 декабря 1842 г. Ч. записал в дневнике: «…Сейчас возвратился я из мастерской Александра Андреевича Иванова. Он показывал мне два своих рисунка, приготовляемые им для вел. Кн. Марии Николаевны. Он не знает, какой выбрать. Один представляет римский танец il sospiro (вздох (ит.). - Б. С.). Дело состоит в том, что одна девушка стоит на коленях, кругом нее танцует другая; стоящая на коленях вздыхает, та, которая танцует, спрашивает: кто украл у тебя сердце, та в ответ показывает на кого-нибудь из зрителей, и тот волею или неволею должен пуститься в пляску. Последний момент изображен на картинке: девушка показала на длинного англичанина, и другая тащит его насильно. Все присутствующие хохочут. Другая - простое пиршество римлян на Ponte molo… Я, когда посмотрел обе картинки, выбрал последнюю… Приходит Гоголь и диктаторским тоном произносит приговор в пользу первой, говоря, что она в сравнении с тою - историческая картина, а та genre (жанровая (фр.). - Б. С.), что тут каждое лицо требует отдельного выражения, а там группы. Одним словом, что первая выше последней, и во всем этом у него был решительный приговор и никакого внимания к бедному моему суждению». Вероятно, первая акварель импонировала Гоголю потому, что, в отличие от статичной второй, передавала движение персонажей и заключала в себе целую микроновеллу. Но безапелляционность гоголевских суждений не понравилась Ч. В конце своего пребывания в Риме Гоголь, вероятно, уже проникся определенной симпатией к Ч. и уже после отъезда из Рима тепло о нем вспоминал.

18 марта н. ст. 1844 г. Гоголь писал А. А. Иванову из Ниццы: «Уведомьте меня, где и что делает Чижов? Если он в Риме, то передайте ему самый душевный поклон и скажите, что я ждал его на Рейне и написал бы ему письмо, несмотря на лень мою, если бы только знал наверно его местопребыванье».

9 сентября 1844 г. Ч. писал А. В. Никитенко: «С Гоголем и Языковым мы прожили целую зиму в Риме, в одном доме, всякий день проводили вместе вечера. Гоголь не горд, а имеет своего рода оригинальность в жизни, - это его дело». Гоголь, между тем, искал встречи с Ч. 9 января н. ст. 1845 г. он писал А. А. Иванову из Франкфурта: «А Чижову поклонитесь и скажите, что я май и даже июнь месяц пробуду во Франкфурте; впрочем, он во всяком случае узнает обо мне у Жуковского. А Франкфурта ему не миновать, потому что оный есть пуп Европы, куда сходятся все дороги». Гоголь следил и за литературным творчеством Ч. Так, в апреле 1846 г. он познакомился со статьей Ч. «О работах русских художников в Риме», опубликованной в 1845 г. в «Московском литературном и ученом сборнике». А в конце 1846 г. Гоголь написал Ч., что хворает.

Повидаться за границей с Гоголем Ч. больше не удалось. Но, будучи в Германии, он встретился с В. А. Жуковским, и в беседах с ним речь зашла о Гоголе. Ч. вспоминал: «…Жуковский… очень любил Гоголя, но журил его за небрежность в языке, а, уважая и высоко ценя его талант, никак не был его поклонником. Проживая в Дюссельдорфе, я бывал у Жуковского раза три-четыре в неделю, часто у него обедал, и мне не раз случалось говорить с ним о Гоголе. Прочтя наскоро „Мертвые души“, я пришел к Жуковскому; признаюсь, с первого разу я очень мало раскусил их. Я был восхищен художническим талантом Гоголя, лепкою лиц, но, как я ожидал содержания в самом событии, то, на первый раз, в ряде лиц, для которых рассказ о Мертвых Душах был только внешним соединением, видел какое-то отсутствие внутренней драмы. Я об этом сообщил Жуковскому и из слов его увидел, что ему не был известен полный план Гоголя. На замечание мое об отсутствии драмы в Мертвых Душах Жуковский отвечал мне: „Да и вообще в драме Гоголь не мастер. Знаете ли, что он написал было трагедию? (Не могу утверждать, сказал ли мне Жуковский ее имя, содержание и из какого быта она была взята, только, как-то при воспоминании об этом, мне представляется, что она была из русской истории). Читал он мне ее во Франкфурте. Сначала я слушал; сильно было скучно; потом решительно не мог удержаться и задремал. Когда Гоголь кончил и спросил, как я нахожу, я говорю: „Ну, брат Николай Васильевич, прости, мне сильно спать захотелось“. - „А когда спать захотелось, тогда можно и сжечь ее“, - отвечал он, и тут же бросил в камин. Я говорю: „И хорошо, брат, сделал““».

4 марта н. ст. 1847 г. Ч. послал из Рима Гоголю отзыв о «Мертвых душах», где указывал на высокую художественность формы и мрачность содержания поэмы и на общую свою восторженную оценку этого произведения, проявившуюся, однако, только после его вторичного прочтения: «…В первый раз я прочел его (первый том „Мертвых душ“. - Б. С.) в Дюссельдорфе, и оно просто не утомило, а оскорбило меня. Утомить безотрадностию выставленных характеров не могло - я восхищался талантом, но, как русский, был оскорблен до глубины сердца. Дошло дело до Ноздрева; отлегло от сердца. Выставляйте вы мне печальную сторону, разумеется, по самолюбию будет больно читать, да есть истинное, а как же вы во мне выставите пошлым то, где пошлость в одной внешности? Чувство боли началось со второй страницы, где вы бросили камень в того, кого ленивый не бьет, - в мужика русского. Прав ли я, не прав ли, вам судить, но у меня так почувствовалось. С душой вашей роднится душа беспрестанно; много ли, всего два-три слова, как девчонка слезла с козел, а душе понятно это. Русский же, то есть, русак, невольно восстает против вас, и когда я прочел, чувство русского, простого русского до того было оскорблено, что я не мог свободно и спокойно сам для себя обсуживать художественность всего сочинения. Один приятель мой, петербургский чиновник, первый своим неподдельным восторгом сблизил меня с красотами „Мертвых Душ“, я прочел еще раз, после читал еще, отчетливее понял, что восхищало меня, но болезненное чувство не истреблялось. Чиновник этот не из средины России - он родился и взрос в Петербурге, ему не понятны те глупости, какие у нас взрощены с детства».

Новая встреча с Гоголем произошла только 4 года спустя, и только тогда между ними возникла подлинная дружба и настоящее духовное сродство, после того как профессор под влиянием личных потрясений стал гораздо более, чем прежде, наклонен к религии. Ч. вспоминал: «После Италии мы встретились с Гоголем в 1848 году в Киеве (это было в конце мая. - Б. С.), и встретились истинными друзьями. Мы говорили мало, но разбитой тогда и сильно больной душе моей стала понятна болезнь души Гоголя… Мы встретились у А.С. Данилевского, у которого остановился Гоголь и очень искал меня; потом провели вечер у М.В. Юзефовича. Гоголь был молчалив, только при расставании он просил меня, не можем ли мы сойтись на другой день рано утром в саду. Я пришел в общественный сад рано, часов в шесть утра; тотчас же пришел и Гоголь. Мы много ходили по Киеву, но больше молчали; несмотря на то, не знаю, как ему, а мне было приятно ходить с ним молча. Он спросил меня: где я думаю жить? - „Не знаю, - говорю я: - вероятно, в Москве“. - „Да, отвечал мне Гоголь, - кто сильно вжился в жизнь римскую, тому после Рима только Москва и может нравиться“. Тут, не помню, в каких словах, он передал мне, что любит Москву и желал бы жить в ней, если позволит здоровье. Мы назначили вечером сойтись в Лавре, но там виделись только несколько минут: он торопился».

Последние встречи Ч. с Гоголем произошли в Москве. Ч. заметил уже у писателя признаки душевной болезни. Он свидетельствует: «В Москве помнится мне, в 1849 году - мы встречались часто у Хомякова, где я бывал всякий день, и у Смирновых. Гоголь был всегда молчалив, и тогда уже видно было, что он страдал. Однажды мы сошлись с ним под вечер на Тверском бульваре. „Если вы не торопитесь, - говорил он“, - проводите меня до конца бульвара. Заговорили мы с ним об его болезни. „У меня все расстроено внутри, - сказал он. - Я, например, вижу, что кто-нибудь спотыкнулся; тотчас же воображение за это ухватится, начнет развивать - и все в самых страшных призраках. Они до того меня мучат, что не дают спать и совершенно истощают мои силы“».

Из книги Если бы Лист вел дневник автора Ханкиш Янош

Из книги Воспоминания современников о Н. В. Гоголе автора Гоголь Николай Васильевич

Ф. В. ЧИЖОВ <ВСТРЕЧИ С ГОГОЛЕМ> Я познакомился с Гоголем тогда, как он был сделан адъюнкт-профессором в С.-Петербургском университете, где я тоже был адъюнкт-профессором. Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами; но мы встретили его холодно. Не знаю, как кто,

Из книги Наполеон автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Тёрнер автора Акройд Питер

Глава пятая 1811 В январе 1811 года Тёрнер вернулся в Королевскую академию уже в новом качестве – именно тогда он приступил к своим обязанностям “профессора перспективы”. Пост этот он получил еще четыре года назад, но то ли нервозность, то ли неторопливость удерживали его

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Игорь Васильевич и Борис Васильевич Курчатовы, 1953

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

ДЕТСТВО (1799–1811) Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года в Москве. Здесь прошло его детство. Память ребенка не сохранила впечатлений от поездок в Петербург и Михайловское - ему не было и двух лет, когда родители вернулись в Москву.Мальчик часто гулял в роскошном

Из книги Федор Чижов автора Симонова Инна Анатольевна

В ЛИЦЕЕ (1811–1817) 19 октября 1811 года в Царском Селе был открыт Лицей, привилегированное учебное заведение для подготовки высших государственных чиновников. В огромном зале по правую сторону большого стола, покрытого красным сукном с золотой бахромой, в три ряда стояли

Из книги В садах Лицея. На брегах Невы автора Басина Марианна Яковлевна

И. А. Симонова Федор Чижов Светлой памяти моего отца Анатолия Федоровича Симонова посвящается эта

Из книги Пушкин в Александровскую эпоху автора Анненков Павел Васильевич

19 октября 1811 года Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее еще не начинались. Все - от директора до шумливых обитателей четвертого этажа - деятельно готовились к 19 октября - дню торжественного открытия Лицея.Приезжал брюзгливый надменный старик - министр

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Чижов Сергей Михайлович Родился в 1912 году в деревне Высокое Сафоновского (ныне Ефремовского) района Тульской области в семье крестьянина. Участвовал в обороне Тулы, Сталинграда, в наступательных боях по освобождению советской земли от гитлеровских захватчиков. Звание

Из книги Футбол, который мы потеряли. Непродажные звезды эпохи СССР автора Раззаков Федор

НИКИТЕНКО Александр Васильевич (1804–1877), выходец из крепостных крестьян, цензор, литературный критик, с 1834 г. профессор русской словесности Петербургского университета, автор мемуаров «Моя повесть о самом себе».22 апреля 1832 г. Н. записал в дневнике: «Был на вечере у

Из книги Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники автора Гиппиус Василий Васильевич

«Царь Федор», или Романтик от футбола Федор Черенков, «Спартак», Москва Федор Черенков родился 25 июля 1959 года в Москве. О своем детстве он вспоминает следующим образом:«Я рос обычным мальчишкой. У меня были солдатики, шашки и шахматы. Я даже делал вид, что записываю ходы…

Из книги автора

Ф. В. Чижов – Н. В. Гоголю Рим, 4 марта 1847 г.…В первый раз я прочел его [ «Мертвые Души».] в Дюссельдорфе, и оно просто не утомило, а оскорбило меня. Утомить безотрадностию выставленных характеров не могло, – я восхищался талантом, но, как русский, был оскорблен до глубины

Выдающийся российский публицист, ученый-математик, искусствовед, крупный промышленник, финансист, издатель.

Федор Васильевич Чижов родился 11 марта 1811 года в Костроме, в семье преподавателя гимназии В.В. Чижова, происходившего из духовного сословия и У.Д. Чижовой (Ивановой), дочери обедневшего дворянина, воспитывавшейся в семье своего дальнего родственника - графа И.А. Толстого. У Федора было три младших сестры. Впоследствии (1822) отец Чижова получил право потомственного дворянства. Крестным мальчика стал , в честь которого он получил свое имя.

С детства Чижов проявлял способности к математике. В 1823 году семья Чижовых переехала в Петербург, а в 1829 году Федор поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Во время учебы в университете Чижов участвовал в литературно-философском прозападническом кружке . В 1832 году окончил университет, имея степень кандидата физико-математических наук, и начал преподавать там математические дисциплины. Средств на жизнь едва хватало, и Федор Васильевич занимался репетиторством. Работая под руководством академика М.В. Остроградского, Чижов в 1836 году защитил магистерскую диссертацию и получил должность профессора в университете. До конца 1830-х Чижов опубликовал множество работ в области математики и механики, а также начал обращаться к сфере гуманитарных знаний - литературе, этике и эстетике. К 1840 году интересы Чижова полностью перешли в плоскость гуманитарных областей, что заставило его уйти из университета. Чижов увлекся политикой, философией, историей, словесностью. Его также интересовала история мирового искусства, изучать которую он в 1841 году уехал за границу.

Из стран Западной Европы более всего Чижова привлекла Италия. Там он работал над историей Венецианской республики, знакомился с произведениями искусства и памятниками архитектуры. В Риме Чижов познакомился и подружился с и . Завязалась дружба молодого ученого с живописцем А.А. Ивановым, которая чрезвычайно взаимно обогатила обоих.

В Италии, благодаря Языкову, Чижов познакомился с течением славянофильства. Последующие поездки в Чехию, Далмацию, Черногорию еще более увлекли Чижова идеями славянофильства и панславизма. Кроме того, Чижов решился на оказание практической помощи братской Далмации. Он нелегально перевез в город Порой православные иконы, церковные облачения и богослужебные книги от костромского благотворителя П.В. Голубкова на сумму в три тысячи рублей. За это на Чижова поступил первый донос в Третье отделение.

В 1844 году он отправился в Париж, где познакомился с представителями польских партий и французских общественно-политических движений. Там он познакомился с , увлекся его идеями.

В 1845 году Чижов снова посетил южнославянские страны: Боснию, Хорватию, Сербию, Славонию. Свои путевые впечатления, встречи с видными южнославянскими литераторами и общественно-политическими деятелями путешественник описал в дневнике. Вскоре Чижов отправился в Москву, чтобы лично познакомиться с московскими членами славянофильского кружка.

В Москве профессор Чижов познакомился с семьями славянофилов Елагиных, Свербеевых, Аксаковых, Хомяковых. Восторженное отношение к славянофильству вскоре сменилось трезвой оценкой недостатков этого течения. Чижов критиковал славянофилов за их инертность и созерцательность, призывая к активному общественному деланию. Чижов предлагал соединить идеи славянофильства и лучший практический западный опыт, в частности, в деле просвещения и развития технических знаний в России. Будучи убежденным противником монархического строя, Чижов считал федеративную славянскую республику идеалом политического устройства.

Вскоре представилась возможность заявить о своих взглядах с общественной трибуны: Чижову предложили стать редактором обновленного «Русского вестника». В 1846 году он вновь отправился за границу в поисках корреспондентов для будущего издания. Однако, по возвращении в Россию в мае 1847 года он был арестован и вскоре выслан на Украину без права проживания в столицах.

В украинской ссылке Чижов занялся новым для него делом. В 1850 году он взял в аренду тутовые плантации в Триполье и начал активно налаживать производство шелка-сырца. Как человек основательный, Чижов посетил лучшие плантации юга России и даже поработал сам в качестве ученика и рядового работника на одной из них. Чижов стремился вовлечь в перспективное производство местных крестьян и помещиков, раздавая им саженцы тутовых деревьев и личинки шелкопряда. Кроме того, при своих плантациях он организовал практическую школу для мальчиков - будущих шелководов.

В 1853 году Чижов обобщил свой опыт в книге «Письма о шелководстве», изданной в Петербурге и удостоенной медали Московского общества сельского хозяйства.

В 1855 году, после смерти императора Николая I и политических изменений в стране, славянофилы начали издание журнала «Русская беседа». В нем Чижову удалось опубликовать свои «Заметки путешественника по славянским странам» и несколько статей о западном искусстве и русской иконописи, ставших своего рода манифестом эстетических взглядов славянофилов. В 1857 году Российская Императорская Академия художеств удостоила Ф. В. Чижова звания вольного общника, а в 1858 году его избрали действительным членом «Общества любителей российской словесности».

В 1857 году Чижов получил разрешение перебраться в Москву, где начался новый период его деятельности: отныне ему предстояла огромная практическая работа по проведению в жизнь социально-экономической программы славянофильства. Это была, по выражению Чижова, «черновая, поденная работа». На этой почве Чижов тесно сблизился с представителями торговой и промышленной Москвы, разделявшими взгляды славянофилов на будущее общественно-политического развития России. Перспективным и приоритетным Чижов считал развитие национальной промышленности, политику протекционизма, рациональное использование природных богатств, решение проблем бездорожья и создание разветвленной транспортной сети.

В 1858 году Чижов начал редактировать новый журнал «Вестник промышленности» и приложение к нему, газету «Акционер». В середине 60-х Чижов вел специальные экономические выпуски в газете И.С. Аксакова «День». В 1867 году основал на деньги московских купцов и промышленников новую политико-экономическую газету «Москва».

В 1858 году произошло знакомство Ф.В. Чижова с . Вскоре Чижов, Дельвиг и костромичи братья Шиповы учредили Общество Московско-Троицкой железной дороги. Свои капиталы в это общество вложили состоятельные купцы-откупщики И.Ф. Мамонтов и Н.Г. Рюмин. Общество было создано с целью постройки в России первой частной железной дороги силами исключительно русских рабочих, русских инженеров и на капиталы русских купцов. Предварительно Чижов и Мамонтов просчитали окупаемость дороги весьма оригинальным способом: группы студентов по шесть человек круглосуточно подсчитывали количество всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву Лавру и обратно. В дежурствах принимал участие и юный Савва Мамонтов, также будущий строитель этой дороги и душеприказчик Ф.В. Чижова. Вскоре Высочайшее разрешение на постройку дороги было получено. Чижов счел необходимым обязательную открытую отчетность по движению денежных средств акционеров дороги через публикации в газете «Акционер».

Первая очередь железной дороги была пущена 18 августа 1862 года из Москвы до Сергиева Посада. Первая частная русская железная дорога получилась образцовой по надежности, благоустроенности, бережливости денежных вложений и прозрачности отчетов. В 1870 году было построено продолжение дороги до Ярославля, а в 1872 году была проложена узкая колея до Вологды.

В 1869 году московские вкладчики образовали товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избрали Чижова. Впоследствии он стал председателем правления дороги.

Финансовая деятельность Чижова в сфере железнодорожного строительства дала ему необходимый опыт и подняла его авторитет в финансовых кругах. В 1866 году пайщики избрали Чижова председателем правления учрежденного ими Московского купеческого банка, а в 1869 году он стал руководителем Московского купеческого общества взаимного кредита.

Интерес Чижова к транспортной сфере не ограничивался строительством железных дорог. В середине 1870-х он стал инициатором создания Архангельско-Мурманского срочного пароходства, осуществлявшего навигацию по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Это его начинание, как и учреждение Беломорского и Северо-Двинского акционерного общества, стало шагом к осуществлению давней идеи Чижова об оживлении русского Севера и активном освоении его богатств. Чижов ратовал за равномерное развитие в хозяйственном отношении всех областей России, критиковал чрезмерную централизацию властных структур и общественных институтов. Отсутствие последовательно проводимой политики протекционизма он считал одной из причин медленного и неравномерного развития страны. Большие надежды Чижов возлагал на земства, на широкое и активное участие в их деятельности новой силы - российских промышленников и купцов. Чижов считал необходимым и неотложным делом развитие и реформирование системы технического образования в России и сам внес весомый вклад в это направление.

Весь свой нажитый капитал Ф. В. Чижов в конце своей жизни завещал на благородные цели создания новых учебных заведений в России. Своим душеприказчикам - и А.Д. Поленову - он поручил вложить накопленные им средства в учреждение и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений в Костроме, Кологриве, Чухломе и Макарьеве. Средние и одно высшее училища, технического, сельскохозяйственного и медицинского профиля были открыты в 1892-1897 годах. Они стали образцовыми на тот момент российскими образовательными учреждениями, имевшими превосходную материальную базу, высококвалифицированный преподавательский состав, развитую инфраструктуру. Обучение велось на платной основе, плата была невысокой. Неимущие ученики освобождались от платы и получали пособия. Выпускники училищ впоследствии стали выдающимися инженерами, хозяйственниками и учеными.

Федор Васильевич Чижов умер в Москве 14 ноября 1877 года в своем кабинете за рабочим столом. Это был человек энциклопедических знаний и фантастической работоспособности. Блестящий математик, талантливый искусствовед, философ, политик и общественный деятель, рискованный и удачливый финансист, бережливый и прагматичный хозяйственник, благотворитель и патриот. Человек будущего, опередивший свое время.

Его могила до 1829 года находилась в . После закрытия обители надгробие исчезло, а место погребения затерялось.

Имя Чижова сегодня носит Костромской энергетический техникум. Электропоезд - экспресс Ярославской железной дороги называется «Федор Чижов». В Костроме в 2011 году заложен камень в основание памятника Ф.В. Чижову.


Чижов Фёдор Васильевич
Родился: 27 февраля (11 марта) 1811 года.
Умер: 14 (26) ноября 1877 (66 лет) года.

Биография

Фёдор Васильевич Чижов (1811-1877) - русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.

Детство и юность

Фёдор Чижов родился в Костроме в семье выходца из духовного сословия В. В. Чижова (получил право на потомственное дворянство в 1822 году) и У. Д. Чижовой, дочери обедневшего дворянина. Его крёстным был Ф. И. Толстой - «Американец». До 3 лет жил в деревне у бабушки близ Галича, затем переселился в Кострому, позднее - в Санкт-Петербург.

Благодаря рано выявившимся математическим способностям поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1829 года участвует в «святой пятнице» - кружке студентов и выпускников, собиравшихся у А. В. Никитенко. В кружке велась критика негативных общественных явлений в России с прозападнических позиций.

В 1832 году Чижов блестяще оканчивает университет со степенью кандидата, получив направление на заграничную стажировку с целью приготовления к профессуре. Но ввиду состоявшегося в 1831 году императорского повеления о приостановке командировок русских молодых ученых за границу, он принужден был остаться в Петербурге.

Преподавание в университете

В 21 год Чижов начинает преподавать в качестве адъюнкт-профессора Петербургского университета алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы и готовить магистерскую диссертацию под руководством академика М. В. Остроградского. Будучи стеснённым в средствах, Чижов занимается репетиторством. В 1836 году Чижов защищает диссертацию «Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли» и получает звание магистра математических наук. Его высоко ценят студенты и коллеги по университету.

В конце 1830-х годов Чижов печатает множество статей, рецензий, переводов в области математики, механики, литературы, эстетики и морали. К 1840 году интересы Чижова обращаются к области гуманитарных знаний, в нём пробуждается стремление к общественной значимости, и под предлогом ухудшения здоровья он оставляет университет.

Чижов за границей

Благодаря своему знакомству со знатной малороссийской семьёй Галаганов, одного из которых Чижов готовил к поступлению в Петербургский университет, он в 1840 году уезжает в их имение Сокиренцы в Малороссии. Он изучает социологию и историю искусств, а летом 1841 года едет в Западную Европу и надолго останавливается в Италии. Там Чижов работает над историей Венецианской республики, которая привлекает его республиканской формой правления.

В 1842 году Чижов квартируется в центре Рима в одном доме с Н. В. Гоголем и Н. М. Языковым, сближается с А. А. Ивановым. От Языкова Чижов узнаёт о славянофильстве как о новом направлении общественной мысли в России.

В 1843 году Чижов совершает пешеходное путешествие из Венеции в её бывшие владения: Истрию, Далмацию и Черногорию. «В продолжение всего этого путешествия я видел пламенное сочувствие ко мне как к русскому… Народ любит русских за веру и за то, что у нас есть много общего в простоте нравов. Черногорье было последним местом, которое совершенно привязало меня к славянам и заставило невольно всем моим понятиям сосредоточиться на этом вопросе, о котором мне до этого не приходило в голову,» - вспоминает Чижов.

В 1844 году Чижов едет в Париж, где знакомится, в частности, с А. Мицкевичем, М. А. Бакуниным. В Париже укрепляется его убеждение в том, что «только простой, ещё не испорченной природе» славян суждено вернуть западноевропейскую цивилизацию к гармонии.

Зиму 1844-1845 годов Чижов проводит в Италии в среде русских художников, где становится неформальным лидером их еженедельных собраний. Фёдор Васильевич был убеждён, что труд художника - род общественного служения, что необходимо развивать народные начала в творчестве. Чижов считает, что иконопись, выражая чувства религиозной общины, лишена индивидуального своеобразия, личностного переживания и потому наиболее полно и совершенно воплощает присущие русскому народу чувства глубокой религиозности и общинности.

Чижов и славянофилы

В 1846 году Чижов возвращается из-за границы. Заехав в Петербург, он отмечает, что в городе, «кроме Царя, его семьи и народа все какого-то космополитического направления», и направляется в Москву, где знакомится с кружком славянофилов. Он находит, что русское общество резко разделилось здесь на обожателей своего отечества и западопоклонников. Чижов критикует московских славянофилов за инертность и за вражду к европейскому. По его мнению, Россия не должна подражать Западу, но применять его достижения творчески, с учётом своеобразия своего исторического развития.

Чижов настойчиво пропагандировал прогрессивный опыт Запада в деле просвещения и распространения научно-технического образования. Он предлагал расширять сеть реальных училищ в стране, открывать доступ к высшему инженерному образованию выходцам из разных сословий, вводить в университетах преподавание технических дисциплин.

Чижов был убеждённым противником монархического образа правления, идеалом политического устройства славян для него была федеративная республика. Он считал необходимым устранение сословных барьеров, сближение с народом. В частности, он выступает за воспитание русских русскими, иначе «многого будут стоить усилия, чтоб в каждом из народа своего собрата, а не животное, не имеющее с ними ничего общего, кроме человеческого образа».

Чижов соглашается редактировать журнал «Православного, русского направления», позволяющий представить русскую народность «не на словах, а в сущности». В качестве редактора он отправляется в южнославянские земли в поисках корреспондентов для журнала, однако по дороге оттуда его задерживают жандармы. За тесную связь с московскими и малороссийскими славянофилами Чижову запрещается проживать в обеих столицах. Издание журнала так и не состоялось.

Ссылка

Оказавшись в ссылке на Украине, Чижов решил заняться шелководством. В 1850 году он берёт в аренду 60 десятин шелковичных плантаций в Триполье и посвящает себя шелководческой деятельности. В шелководстве он видит «источник вещественного благосостояния всей средне-южной России» и вместе с тем отрасль, «прямо развивающую личность человека». Соседи-помещики стали заводить у себя в имениях шелководческие хозяйства, опираясь на опыт и помощь Чижова.

Тем не менее, шелководство не полностью захватывает Чижова, и он ищет литературных занятий.

Редакторская деятельность

В 1857 году Чижов переезжает в Москву и начинает редактировать специализированный журнал для предпринимателей «Вестник промышленности». К работе над журналом он привлекает И. К. Бабста, несмотря на расхождения во взглядах. По задумке Чижова, авторы «Вестника промышленности» должны стремиться содействовать экономическому росту и процветанию России, независимо от своей идейной платформы.

Каждый выпуск журнала включает обозрение промышленности и торговли в России, корреспонденции о положении промышленности и торговли за рубежом (для усвоения опыта), сведения о состоянии и перспективах различных отраслей отечественного предпринимательства, раздел о зарубежных технических открытиях и усовершенствованиях, жизнеописания лиц, ставших известными на поприще промышленности и торговли. С 1860 года выпускается еженедельное приложение к «Вестнику промышленности» - газета «Акционер» с материалами более конкретного, частного характера.

В целом издания Чижова защищают интересы русских торгово-промышленных кругов. Они публикуют статьи, призывающие инициативнее и шире разрабатывать несметные богатства страны. Читателями являются не только купцы и помещики-предприниматели, но и интеллигенция, чиновники, приказчики, крестьяне. По мнению И. С. Аксакова, купцы любили, уважали, но и боялись Чижова.

В 1861 году Чижов, уязвлённый несвоевременной оплатой подписки на журнал, прекращает его издание. В 1864 году он редактирует экономический отдел газеты «День». Выходят, в частности, статьи, касающиеся ликвидации бездорожья, исправности и удобства путей сообщения.

В 1866 году группа крупных московских предпринимателей - Т. С. Морозов, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков - обращается к Чижову с просьбой начать издание новой политико-экономической еженедельной газеты. В 1867-1868 гг. при участии Чижова, руководившего совместно с Бабстом экономическим отделом, выходит газета «Москва».

Железнодорожное строительство

В 1858 году Чижов знакомится с А. И. Дельвигом. Совместно с ним и братьями Шиповыми (костромскими дворянами) он учреждает Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое привлекаются откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов. Предполагается построить первую частную дорогу силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

Первоначально решено построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст. Для обоснования выгодности сооружения дороги Чижов организует группы студентов Московского технического училища для круглосуточного подсчёта всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. По итогам подсчётов публикуется статья в «Вестнике промышленности» и направляется записка в Санкт-Петербург. В июле 1858 года получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ. По инициативе Чижова принята за правило регулярная публикация отчётов правления Общества в газете «Акционер».

Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

В 1870 году открывается дорога от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году - узкоколейная дорога до Вологды.

В 1869 году московские капиталисты образовывают товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избирают Чижова. Он же становится председателем правления дороги после её покупки.

Участие в финансовых предприятиях

Пайщик, председатель правления созданного в 1866 году Московского купеческого банка. Среди пайщиков банка большинство составляли текстильные фабриканты центральных губерний. В 1869 году под руководством Чижова было открыто Московское купеческое общество взаимного кредита.

Оживление Севера

Одним из предприятий, созданных по инициативе и участии Ф. В. Чижова в середине 1870-х годов, стало Архангельско-Мурманское срочное пароходство по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Через развитие флота Чижов собирался начать хозяйственное освоение северных окраин Европейской России, развить рыбные и звериные промыслы среди поморов, наладить добычу гуано, открыть склад предметов, необходимых для промыслов и хозяйства поморов, основать Северный банк в Коле. Однако предприятие наладилось уже после смерти Чижова.

Наследие

Весь свой основной капитал Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений. Два ремесленных училища должны были быть построены в Костроме: низшее химико-техническое и среднее механико-техническое. Ещё три низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Галиче или Макарьеве, должны были выпускать высококвалифицированных рабочих-ремесленников. Училища были открыты в 1892-1897 годах. Плата за обучение в низшем училище составляла 3 руб. в год, в среднем училище - 30 руб. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных училищных средств. Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав педагогов, преподаватели набирались из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу. Их выпускников охотно принимали на работу казённые и частные предприятия. Сейчас в здании механико-технического училища находится Костромской энергетический техникум им. Ф. В. Чижова.

Кроме того, Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и при нём учебное родовспомогательное заведение.

Память

Имя Ф. В. Чижова носит Костромской энергетический техникум (ранее химико-технологический), расположенный в здании Промышленного училища, выстроенного по его завещанию.
В честь Фёдора Чижова назван электропоезд маршрута Москва - Сергиев Посад - Александров.
На Севере имя Ф. В. Чижова носило небольшое грузо-пассажирское судно (фото хранится в АОНБ им. Н. А. Добролюбова).
В Костромской области действует сеть аптек «Аптека Чижова», несмотря на то, что Чижов никогда не имел отношения к аптечному делу.
В 2011 году в Костроме заложен камень в основание памятнику Фёдору Васильевичу Чижову.
На Павелецком направлении курсирует ЭМ2-030 "Фёдор Чижов".
На Ярославском направлении курсирует ЭД4М-0387 "Фёдор Чижов".

Чижов носил бороду и отмечал по этому поводу: «борода моя дала мне много способов прямее и лучше смотреть на ход вещей, потому что все были со мной запросто, мужики рассказывали все подробности их быта и их промышленности, что меня очень занимало».
По мнению биографа И. Симоновой, Чижов имел внебрачную дочь от К. В. Маркевич, при родах которой мать умерла. Именно в связи с этим Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и учебное родовспомогательное заведение.
Чижов был близко знаком с Н. В. Гоголем, стал душеприказчиком его наследства и редактором его полного собрания сочинений. Его прах покоится в Москве, на кладбище Свято-Данилова монастыря рядом с могилой Гоголя.
До последних лет жизни Чижов жил очень скромной жизнью, в частности, друзья замечали ему, что «не мешало бы всероссийскому управляющему разных выгодных предприятий хотя бы обить мебель новой клеёнкой».

Федор Васильевич Чижов

Чижов Федор Васильевич (1811-1877), русский писатель, общественный деятель и предприниматель. Один из разработчиков учения славянофилов . Стремился воплотить их идеи в жизнь. Весь свой капитал (6 млн. руб.) завещал на устройство в Костромской губ. технического училища.

Чижов Федор Васильевич (27.02.1811-14.11. 1877), предприниматель, мыслитель-славянофил, писатель. Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губ., в раннем детстве и молодости прошел тяжелую школу бедности. Окончил С.-Петербургский университет, после чего преподавал в нем математические науки.

В 1838 издал первое русское сочинение о паровых машинах («Паровые машины. История, описание и приложение их», СПб.). В последние годы преподавания в университете Чижов перешел к занятиям историей литературы и искусства. В 1839 вышел его перевод, с примечаниями, «Истории европейской литературы XV и XVI столетий», Галлама, в 1841 - переделка с английского: «Призвание женщины». 1840-47 Чижов провел за границей, большей частью в Италии: сюда влекло его желание заняться историей искусства «как одним из самых прямых путей к истории человечества». Его статьи по искусству появлялись в «Современнике», «Москвитянине», «Московском сборнике».

Впоследствии им выполнен перевод «Истории пластики» Любке и «Истории искусства» Куглера. В Италии Чижов жил в близком общении с Н. Гоголем и Языковым (о Гоголе он оставил ценные воспоминания). К 1845, когда Чижов на время приезжал из-за границы в Россию, относится личное его знакомство и сближение со славянофилами. Чижов разделял их взгляды на значение и призвание России и на славянский вопрос. Будучи за границей, Чижов путешествовал по южно-славянским землям. На обратном пути, в 1847, Чижов был арестован на границе и привезен в С.-Петербург. Здесь ему учинили допрос, с кем он виделся за границей, в чем состоят славянофильские идеи, какие имеет суждения о соединении славянских земель, кто в Москве предан славянофильским идеям, зачем он носит бороду и т. д. Никакого преступления за Чижовым не нашли и недели через 2 выпустили под секретный надзор. Чижов направился в Киевскую губ., арендовал имение и занялся шелководством. Его «Письма о шелководстве» помещались в «С.-Петербургских ведомостях» и в 1870 в Москве вышли отдельно. После Крымской кампании пора невольного досуга Чижова кончается, он переезжает в Москву и здесь развивает энергичную деятельность на поприще промышленном и финансовом. С эпохой русского возрождения после 1854 связано оживление русской торговли и промышленности; крупное промышленное торговое движение в Москве является окрашенным в национальный цвет, крупные предприятия основываются по патриотическим соображениям.

Чижов рассматривал славянофильство как систему взглядов, призванную практически решать стоящие перед Россией проблемы. При всем многообразии и разносторонности знаний и занятий для него была характерна экономическая направленность интересов: в течение всей жизни он был поглощен перспективами приложения достижений научной и технической мысли к нуждам отечества.

Он выступал в печати с протекционистских позиций укрепления промышленности и последовательно подтверждал эти принципы собственной предпринимательской деятельностью. Своим энтузиазмом он будоражил общественное мнение. Его настойчивая, сильная воля звала за собой, опровергая дошедший до наших дней миф об утопичности, маниловщине славянофильской доктрины. Именно таких, как Чижов, имел в виду А. С. Аксаков, когда говорил: «… Убеждения наши (т. е. славянофилов) - удел не одних людей отвлеченных, мечтателей и поэтов, но и людей, признаваемых практическими».

Чижов выступает сначала как теоретик торгового движения: в 1858 вместе с Бабстом он приступает к изданию «Вестника промышленности» (издается в 1858-61). Как приложение к нему, выходит газета промышленности и торговли «Акционер» (одно время издавалась как приложение к газете «День»). Чижов деятельно защищал покровительство отечественной промышленности. От деятельности теоретической Чижов переходит к практической. По его инициативе и при его содействии создается первая «русская» частная железная дорога от Москвы до Ярославля и Вологды. Чижов является одним из главных инициаторов и руководителей московского купеческого банка и московского купеческого общества взаимного кредита; он становится во главе крупных капиталистов, купивших от правительства Московско-Курскую железную дорогу. Наконец, Чижов организует товарищество архангельско-мурманского срочного пароходства. Огромное свое состояние (ок. 6 млн) он оставил на устройство в Костромской губ. профессиональных технических училищ. После Чижова остался огромный дневник, веденный им в течение нескольких десятков лет. Под редакцией Чижова было выпущено одно из изданий сочинений Гоголя.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Далее читайте:

Славянофилы , русские общественные деятели и выразители идей Святой Руси

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

Литература:

Аксаков И. С. Федор Васильевич Чижов. (Из речи) // Русский архив. Кн. 1. 1878;

Промышленные училища Ф. В. Чижова в Костромской губернии. С биогр. очерком. М., 1901;

Чероков А. Ф. В. Чижов и его связи с Гоголем. М., 1902;

Воспоминания Ф. В. Чижова // Исторический вестник. 1883 (февр.). (Ответы Чижова в 3-м отд.);

Григорьев В. В. С.-Петербургский университет в течение первых 50 лет. СПб., 1870;

Симонова И. Федор Чижов. М., 2002.

ЧИЖОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ

Чижов (Федор Васильевич, 1811 - 1877) - крупный предприниматель, финансист и писатель. Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губернии, в раннем детстве и молодости прошел тяжелую школу бедности. Окончил курс в Санкт-Петербургском университете со степенью кандидата физико-математических наук и тогда же был назначен преподавателем начертательной геометрии в университете. В Санкт-Петербурге Чижов занимался у академика Остроградского. В университете Чижов в качестве адъюнкта читал математические науки до 1840 г. В 1836 г. получил степень магистра за диссертацию: "Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли" (СПб., 1836). В 1838 г. издал первое русское сочинение о паровых машинах ("Паровые машины. История, описание и приложение их", СПб.). В последние годы преподавания в университете Чижов перешел к занятиям историей литературы и искусства. В 1839 г. вышел его перевод, с примечаниями, "Истории европейской литературы XV и XVI столетий", Галлама, в 1841 г. - переделка с английского: "Призвание женщины". 1840 - 1847 годы Чижов провел за границей, большей частью в Италии: сюда влекло его желание заняться историей искусства, "как одним из самых прямых путей к истории человечества". Его статьи по искусству появлялись в "Современнике", "Москвитянине", "Московском Сборнике" (об Овербеке, о работах русских художников в Риме, о римских работах Муравьева, Джованни Фиезольский и многих других). Впоследствии им выполнен перевод "Истории пластики" Любке и "Истории искусства" Куглера. В Италии Чижов жил в близком общении с Гоголем и Языковым (о Гоголе он оставил ценные воспоминания). К 1845 г., когда Чижов на время приезжал из-за границы в Россию, относится личное его знакомство и сближение с славянофилами. Чижов разделял их взгляды на значение и призвание России и на славянский вопрос. Будучи за границей, Чижов путешествовал по южнославянским землям. На возвратном пути, в 1847 г., Чижов был арестован на границе и привезен в Санкт-Петербург. Здесь ему учинили допрос, с кем он виделся за границей, в чем состоят славянофильские идеи, какие имеет суждения о соединении славянских земель, кто в Москве предан славянофильским идеям, зачем он носит бороду и т. д. Никакого преступления за Чижовым не нашли и недели через две выпустили под секретный надзор. Чижов направился в Киевскую губернию, арендовал имение и занялся шелководством. Его "Письма о шелководстве" помещались в "Санкт-Петербургских Ведомостях" и в 1870 г. в Москве вышли отдельно. После крымской кампании пора невольного досуга Чижова кончается, он переезжает в Москву и здесь развивает энергичную деятельность на поприще промышленном и финансовом. С эпохой русского возрождения после 1854 г. связано оживление русской торговли и промышленности; крупное промышленное торговое движение в Москве является окрашенным в национальный цвет, крупные предприятия основываются по патриотическим соображениям. Чижов выступает сначала как теоретик торгового движения: в 1858 г., вместе с Бабстом, он приступает к изданию "Вестника Промышленности" (издается в 1858 - 1861 гг.). Как приложение к нему, выходит газета промышленности и торговли "Акционер" (одно время выдавалась как приложение к газете "День"). Чижов деятельно защищал покровительство отечественной промышленности. От деятельности теоретической Чижов переходит к практической. По его инициативе и при его содействии создается первая "русская" частная железная дорога от Москвы до Ярославля и Вологды. Чижов является одним из главных инициаторов и руководителей московского купеческого банка и московского купеческого общества взаимного кредита; он становится во главе крупных капиталистов, купивших от правительства Московско-Курскую железную дорогу. Наконец, Чижов организует товарищество архангельско-мурманского срочного пароходства. Огромное свое состояние (около 6 миллионов) он оставил на устройство в Костромской губернии профессиональных технических училищ. После Чижова остался огромный дневник, веденный им в течение несколькими десятков лет, хранящийся теперь в Румянцевском музее и могущий быть вскрытым только через сорок лет после его смерти. Под редакцией Чижова было выпущено одно из изданий сочинений Гоголя. См. И.С. Аксаков "Федор Васильевич Чижов" (из речи, "Русский Архив", 1878, книга 1); "Промышленные училища Ф.В. Чижова в Костромской губернии" (М., 1901; с биографическим очерком); Аркадий Чероков "Ф.В. Чижов и его связи с Гоголем" (М., 1902); "Воспоминания Ф.В. Чижова" ("Исторический Вестник", 1883, февраль, ответы Чижова в 3-м отделении); В.В. Григорьев "Санкт-Петербургский университет в течение первых 50 лет" (СПб., 1870); "Записки и дневник" Никитенко; письма Чижова к Гоголю в "Русской Старине" (1889, июль).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЧИЖОВ ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЧИЖОВ, ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ
    (1811-1877) — крупный предприниматель, финансист и писатель. Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губернии, в раннем детстве и молодости прошел …
  • ЧИЖОВ, ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1811-1877) ? крупный предприниматель, финансист и писатель. Происходя из небогатой дворянской семьи Костромской губернии, в раннем детстве и молодости прошел …
  • ЧИЖОВ
    ЧИЖ́ОВ Матв. Аф. (1838-1916), скульптор. Работал в С.-Петербурге. Его композиции ("Крестьянин в беде", 1872) по жанрово-тематич. трактовке примыкают к иск-ву …
  • ЧИЖОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЧИЖ́ОВ Ал. Рудольфович (р. 1964), спортсмен, междунар. гроссмейстер (1988). Чемпион мира (1988-1993, 1996, 1997), СССР (1990) по стоклеточным …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "ФЁДОР Л́ИТКЕ", линейный ледокол рос. арктич. флота. Построен в 1909, водоизмещ. 4850 т. В 1934 (капитан Н.М. Николаев, науч. руководитель …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР КРЕСТЬ́ЯНИН, см. Крестьянин …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР ИВ́АНОВИЧ (1557-98), рус. царь с 1584; последний царь из династии Рюриковичей. Сын царя Ивана IV Грозного. Правил номинально. С …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР БОР́ИСОВИЧ (1589-1605), рус. царь в апр.- мае 1605. Сын Бориса Годунова. При приближении к Москве Лжедмитрия I свергнут в …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР АЛЕКС́ЕЕВИЧ (1661-82), рус. царь с 1676. Сын царя Алексея Михайловича и М.И. Милославской. Пр-во Ф.А. осуществило ряд реформ: введено …
  • ФЕДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ФЁДОР II, см. Теодрос II …
  • ФЁДОР в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • ФЕДОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ФЁДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Фёдор, (Фёдорович, …
  • ЧИЖОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Алексей Рудольфович (р. 1964), российский спортсмен, мастер спорта (1980), гроссмейстер СССР (1988), международный гроссмейстер (1988). Чемпион мира (1988-93), СССР (1990) …
  • ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-09-03 Time: 18:06:14 Навигация Тема = Фёдор Достоевский Викитека = Фёдор Михайлович Достоевский Викисклад = Фёдор Михайлович Достоевский Фёдор …
  • ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ в Цитатнике Wiki.
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ушаков Федор Федорович (1745 - 1817), адмирал, святой праведный. Память 23 июля, …
  • ТРОИЦКИЙ ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троицкий Петр Васильевич (1889 - 1938), псаломщик, мученик. Память 31 декабря и …
  • РУМПЕЛЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Румпель Иван Васильевич (1926 - 2002), чтец, регент. Родился 7 июня 1926 г. в …
  • РОЗОВ КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Розов Константин Васильевич (1874 - 1923), архидиакон. Родился 10 февраля 1874 года в …
  • ПЕТРОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Петров Николай Васильевич, имя нескольких лиц: Петров Николай Васильевич (1874 - 1956), прот., проф. Петров …
  • НЕДОСЕКИН ФЕДОР ГЕОРГИЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Федор Георгиевич Недосекин (1889 - 1942), священник, священномученик. Память 17 апреля. …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881), великий русский писатель. Родился в Москве 30 октября …
  • ГОРЮНОВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горюнов Николай Васильевич (1880 - 1938), протодиакон, священномученик. Память 9 марта, …
  • БОЛОТОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Болотов Василий Васильевич (1853 - 1900), историк Церкви, филолог, член-корреспондент Императорской Академии Наук по …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • ЧИЖОВ ПЕТР
    Чижов (Петр) - напечатал: "Картина действий человеческих, мысли свободных часов" (перевод с французского, СПб., …
  • ЧИЖОВ НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чижов (Николай Ефимович, родился в 1853 г.) - юрист. Окончил курс на юридическом факультете Варшавского университета. С 1878 по 1879 …
  • ЧИЖОВ МАТВЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чижов (Матвей Афанасьевич) - скульптор, сын крестьянина-каменотеса, содержавшего в Москве, при немецком кладбище, небольшую мастерскую надгробных памятников, родился в 1838 …
  • ЧИЖОВ ДИМИТРИЙ СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чижов (Димитрий Семенович, 1785 - 1853) - математик; первоначальное образование получил в тверской духовной семинарии, откуда в 1803 г. поступил …
  • СКОПИН-ШУЙСКИЙ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Скопин-Шуйский (Михаил Васильевич, 1587 - 1610) - князь, знаменитый деятель в Смутное время. Рано лишившись отца, Василия Федоровича, который при …
  • КУКОЛЬНИК НЕСТОР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Кукольник, Нестор Васильевич - известный писатель (1809 - 1868), сын В.Г. Кукольника. Учась в нежинской гимназии высших наук (лицей …
  • ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Достоевский, Федор Михайлович - знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его …
  • ВЕРЕЩАГИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Верещагин (Николай Васильевич), брат художника Василия Васильевича Верещагина, современный сельский хозяин-практик, известный своими трудами по улучшению отечественного молочного хозяйства …
  • ЧИЖОВ МАТВЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
    (1838-1916) российской скульптор. Реалистические произведения ("Крестьянин в беде", 1872) примыкают к искусству …
  • ЧИЖОВ ЛЮДВИГ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1936) российский дипломат. Посол Российской Федерации (1991; посол СССР с 1990) в …
  • ЧИЖОВ ДМИТРИЙ СЕМЕНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1785-1852) российский математик и механик, член-корреспондент (1826) и почетный член (1841) Петербургской АН. Основные труды по прикладной механике, теории механизмов …
  • ЧИЖОВ АЛЕКСЕЙ РУДОЛЬФОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (р. 1964) российский спортсмен, мастер спорта (1980), гроссмейстер СССР (1988), международный гроссмейстер (1988). Чемпион мира (1988-93), СССР (1990) по стоклеточным …
  • ЧИЖОВ МАТВЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ
    Матвей Афанасьевич , русский скульптор. Учился в Строгановском художественно-промышленном училище в Москве …
  • САПОЖНИКОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Василий Васильевич , советский ботаник и географ. Ученик К. А. Тимирязева. В 1884 окончил Московский …
  • ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Василий Васильевич , русский естествоиспытатель, основатель современного научного генетического почвоведения …
  • БРЕДИХИН ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Федор Александрович , русский астроном, академик Петербургской АН (1890; член-корреспондент 1877). В 1855 окончил Московский университет, …
  • ЧИЖОВ, ПЕТР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    напечатал: "Картина действий человеческих, мысли свободных часов" (перевод с французского, СПб., …