Социальная помощь инвалидам в трудоустройстве. Гос програмы по трудоустройству инвалидов


Существует такое понятие, как социально незащищенные слои населения, куда относятся люди, являющиеся инвалидами различной группы инвалидности. Эта категория граждан ничем не отличается от остальных и имеет равные права, в частности, право на труд.

Могут ли инвалиды работать?

Инвалидность не является приговором и люди, которые имеют ограниченные спосбности, не должны быть ограничены в своих правах. Это касается и права на труд, которое закреплено в Конституции. Современное развитие технологии производства и достижения в сфере прогресса сделали возможным появление новых рабочих мест, качественно иного плана, где не требуется приложение значительных физических усилий, что дает возможность инвалидам работать на подобных рабочих местах при отсутствии серьезных противопоказаний.

Благодаря возможности трудится люди, которые имеют ограниченные возможности, перестают чувствовать себя ущербными и становятся полноценными участниками общества. При этом играет очень важную роль в вопросе регулирования труда инвалидов.

Законодательные акты, регламентирующие труда инвалидов

На территории РФ действует два главных документа, которые четко регламентируют возможности инвалидов заниматься трудом – это трудовой кодекс и Закон №181 «О социальной защите инвалидов».

Согласно нормам статьи 64 ТК РФ ни одна организация не вправе ограничивать права людей, имеющих ограниченные возможности, пытаться создавать прямые или косвенные преимущество иных лиц в процессе подписания трудового договора, опираясь на обстоятельства, напрямую не связанные с деловыми характеристиками человека, являющегося инвалидом. Согласно букве закона ни национальность, ни раса, ни цвет кожи, ни статус, ни возраст, ни пол не могут быть причинами, по которым инвалида можно ущемлять в его правах при соискании работы.

Для соблюдения выполнения требований кодекса законов о труде и контроле отсутствия запретов на труд инвалидов в организациях, был разработан Закон «О соцзащите инвалидов в РФ», по которому существует распределение зон ответственной для государственных структур в области выполнения и соблюдения требовании:

  • органы исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным Законом обязаны разрабатывать нормы квотирования для каждой организации по определению наименьшего количества рабочих мест для данной категории, подлежащих трудоустройству;
  • органы государственной власти ответственны за принятие законодательных актов, в соответствии с которыми определяется конкретный процент квоты. При этом существует ряд организации, которые освобождаются от обязательного трудоустройства подобных работников. В их число входят трудовые объединения инвалидов или компании, в доле уставного капитала которых присутствует часть средство объединения инвалидов.

Обязателен ли прием инвалидов на работу?

Статья 21 Закона №181 устанавливает четкие требования к количеству людей с ограниченными способностями, которые подлежат трудоустройству в той или иной организации. Количество инвалидов в организации опирается на штатную численность всей компании. Чем крупнее производство, тем больший процент людей, имеющих ограничения, надлежит принять на работу.

  • 100 человек. В организациях, где общая численность больше ста человек, работодатель обязан принять в штат инвалидов в количестве от 2 до 4% среднегодовой списочности ;
  • 35. В более мелких компаниях, где численность начинается с цифры в 35 человек, но не превышает 100, размер квоты на прием инвалидов установлен в 3%;

В обязанности территориальных центров занятости входит постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, включающий в себя создание базы данных по вакансиям, попадающим под действие квот, предоставление инвалидам, находящимся в поиске работы направления в организации. Также в числе обязанностей органов трудовой занятости отслеживание исполнения программы квотирования. Кроме того, в области деятельности центров занятости лежит помощь в профессиональной переподготовке инвалидов.

Порядок приема на работу

Для подтверждения инвалидности человек должен иметь на руках два документа:

  1. Справка, выданная медико-социальной экспертизой, в которой находятся сведения о присвоенной группе инвалидности и уровне ограничении по выполняемому труду;
  2. Программа индивидуальной реабилитации, где обязательно должен быть подробно разложе механизм осуществления реабилитации инвалида.

При устройстве на работу человеку не обязательно предъявлять перечисленные документы, кроме случаев, когда к потенциальному месту работы предъявляются особые требования к состоянию здоровья работника.

Главными документами, которые предъявляются при устройстве на работу, являются:

Инвалид имеет право самостоятельно обращаться к работодателю при соискании работы или же направляется по действующей вакансии территориальным центром занятости. При решении работодателем о возможности приема данного человека на работу, издается соответствующий приказ, происходит подписание трудового договора. Со стороны работника при приеме на работу обязательно ознакомление с собственной должностной или производственной инструкцией, документами, которые относятся к нормативным актам организации.

Вне зависимости от указанной в экспертном заключении МСЭК группы инвалидности работодатель обязано предоставить рабочее место, при этом должны учитываться ограничения по труду. Группа инвалидности в процессе осуществления трудовой деятельности будет определять условия труда. При наличии 1 и 2 группой рабочая неделя в соответствии с требованиями ТК РФ не может быть больше 35 часов, для работников 3 группы подобных ограничений не установлено.

Важным моментом является тот факт, что оплата труда людей с 1 и 2 группой никоим образом не привязана к сокращенной неделе. Привлечение лиц, имеющих ограниченные возможности, для работы в праздничные или выходные дни происходит на общих основаниях при условии отсутствия запрета в индивидуальной реабилитационной программе.

Люди 1 или 2 группы, а также являющиеся инвалидами с детства обладают правом на налоговый вычет в сумме 500 рублей, который предоставляются работодателем отдельно от вычетов при наличии несовершеннолетних детей. Налог не начисляется на средства, потраченные организацией для приобретения средств реабилитации или профилактики инвалидов. Также не облагается данным налогом материальная помощь при суммах не превышающих 4000 рублей. Для освобождения от уплаты налога работодателю необходимо подготовить документы, подтверждающие сумму фактических расходов на предприятии.

Людям с ограниченными возможностями при устройстве на работу не назначается испытательный срок, при этом они имеют право по собственной инициативе расторгать срочные договоры при ситуации ухудшения самочувствия или невозможности дальнейшего выполнения работ в соответствии с указанными в должностной инструкции обязанностями.

Нюансы обеспечения нормальных условий труда инвалидов

При устройстве на работу инвалида от работодателя потребуется осуществление дополнительных мероприятий, целью которых станет адаптация существующего . Сюда входит разработка технического обеспечения места, планирование использования приспособлений, которые направлены на облегчение труда инвалида и исполнения его трудовых функции.

При этом государство стимулирует работодателя на проведении подобным мероприятий. За рабочие места, которые полностью оборудования для труда инвалидов государство выплачивает организаций повышенную выплату. Такое рабочее место в обязательном порядке должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических нормативов, не находится в подвале, иметь систему кондиционирования воздуха и обладать нужной площадью.

Выгода работодателю от приема инвалида

Для стимулирования приема на работу людей с ограниченными возможностями, государство применяет меры оказания льгот по налогам или страховым взносам. Данные льготы распространяют исключительно на получении скидки при уплате налога на землю и имущество с одной оговоркой. Воспользоваться правом получения льготы может организация, где доля инвалидов превышает 50% от общей численности или в уставном капитале имеются средство общественной организации инвалидов.

Еще одним снижением выплат со стороны работодателя является пониженная ставка на отчисления в Фонд Социального Страхования. Пониженная ставка действует только на выплаты за места, где трудятся инвалиды 1 или 2 группы.

В современном обществе немало внимания уделяется проблемы инвалидов, а именно проблеме их трудоустройства. Государство активно занимается разработкой соответствующих нормативных актов, направленных на социальную защиту этого слоя населения. Но по отношению к работодателю большая часть мер носит рестриктивно-принудительный характер, поэтому многие организации не спешат брать на работу людей с ограничениями по труду.

Вконтакте

Многие люди с ограниченными способностями желают и могут работать. Развитие информационных технологий, автоматизация производственного процесса и остальные достижения технологического прогресса повлияли на характер человеческого труда, появились различные профессии и работы, где незначительные физические ограничения не препятствуют труду.

Это дает возможность инвалидам адаптироваться в обществе, чувствуя себя полноценными личностями. При этом государство играет важную роль в предоставлении таким лицам занятости.

Что об этом говорится в законодательстве РФ?

Согласно ст. 64 ТК РФ, организации не могут ограничивать права, определять косвенные или прямые преимущества при подписании трудового договора исходя из национальности, расы, оттенка кожи, статуса, возраста, пола, места жительства и других обстоятельств, которые не связаны с деловыми характеристиками инвалида.

Чтобы работодатели выполняли законодательные требования относительно запрета в ограничении прав граждан, установлены дополнительные требования. Законом ФЗ №181 от 24.11.1995 г. «О соцзащите инвалидов в РФ» предписывается:

  • для органов исполнительной власти субъектов РФ — определять наименьшее число специализированных мест работы для устройства инвалидов в каждой компании в пределах квоты;
  • для органов госвласти РФ — в законодательных актах определять организациям, где число специалистов превышает 100 человек, квоту для принятия инвалидов в % относительно среднесписочного количества специалистов (не меньше 2-4%). От квотирования освобождаются общественные инвалидные объединения и сформированные ими фирмы, в уставной капитал которых входит доля общественного объединения лиц с ограниченными возможностями.

Квотирование мест работы не распространяется на компании с численностью сотрудников до 35 человек и фирмы, которые связаны с общественным объединением инвалидов.

То есть, территориальные центры занятости создают информационную базу по квотируемым вакансиям, предоставляют нуждающимся лицам направления для устройства на работу, проверяют реализацию квот и поступление выплат. Также предоставляется помощь в переквалификации или профподготовке работников, субсидирование на стандартных основаниях.

На уровне государства выполняются следующие мероприятия по трудоустройству таких лиц:

  • льготная кредитная и финансовая политика для организаций, трудоустраивающих инвалидов;
  • стимуляция организации специальных мест;
  • создание для работников оптимальных рабочих условий по ИПР;
  • организации места работы специальным оборудованием и приспособлениями.

Подробную информацию о приеме на работу таких граждан вы можете почерпнуть из следующего видео:

Обязаны ли работодатели брать их на работу?

Согласно установленной квоте, работодатель должен создавать и выделять места для работы инвалидов, предоставлять трудоустройство согласно реабилитационной программе, предоставлять информацию для фирм по занятости лиц с ограниченными возможностями.

Согласно Трудовому кодексу (ст.64), закону о соцзащите и другим нормативным актам, даже при отсутствии специальных мест работодатель не имеет права на отказ в приеме на работу (если трудовые условия по должности, куда претендует инвалид, отвечают условиям по реабилитационной программе).

При отказе работодателя в принятии гражданина по установленной квоте накладывается административный штраф в размере 2-3 тысячи рублей.

Исключением может быть справка МСЭ, где указывается нетрудоспособность лица или противопоказание на данный вид деятельности.

Процедура приема на работу

К основным документам, подтверждающим состояние инвалида, относится справка медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная реабилитационная программа . В справке должны быть сведения об уровне ограничения трудоспособности и группе инвалидности. В реабилитационной программе прописывается механизм реабилитации.

При трудоустройстве соискатель может не предоставлять эту документацию, так как она не указана в перечне (ст. 65 ТК). Но если будущим местом работы предусмотрены требования к состоянию здоровья, тогда он должен предоставить справки МСЭ и ИПР.

К основным предоставляемым работодателю документам относят:

  • паспорт или другой документ удостоверения личности;
  • трудовую книжку (кроме первичного заключения трудового договора или взятии работника по совместительству);
  • документацию воинского учета (для лиц, призываемых на воинскую службу или военнообязанных);
  • СНИЛС;
  • диплом об образовании, документ о повышении квалификации или специальных навыках;
  • справку об отсутствии или наличии судимости, уголовном преследовании.

Инвалид может самостоятельно обратиться к работодателю или направляться центром занятости по установленной квоте. После предоставления потенциальным работником всех документов он составляет заявление, оформляется , работодатель издает приказ. Также специалист ознакамливается с должностной инструкцией и другими нормативными актами компании, составляется и личное дело, в трудовую книжку вносится запись.

Независимо от группы инвалидности, работодатель должен предоставить рабочее место. Обращается внимание на степень ограниченности к труду, указанную в ИПР.

При приеме инвалидов 1 и 2 группы устанавливается рабочая неделя до 35 часов, для 3 группы такие ограничения в ТК РФ не предусмотрены.

Оплата работ выполняется в полном окладе независимо от сокращенного времени. Привлечение лиц с ограниченными способностями к труду в праздничные и выходные дни разрешается при отсутствии в ИПР медицинского запрета и согласии работника. В договоре может указываться раздел о дополнительном страховании специалиста. Инвалидам можно брать отпуск за свой счет на 2 месяца, а длительность оплачиваемого отпуска равна 30 дням .

Специалисты, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, инвалиды с детства могут получать налоговые вычеты по НДФЛ в объеме 500 рублей, которые предоставляются независимо от вычета на детей. НДФЛ не удерживается с сумм, которые платит компания за средства реабилитации и профилактики инвалидов, покупку и содержание собак-проводников. НДФЛ не облагается материальная помощь в сумме 4000 рублей на приобретение медицинских препаратов и величиной 400 рублей, предоставляемая бывшим специалистам, которые вышли на пенсию. Чтобы освободиться от налога, работодатель должен предоставить подтверждение фактических расходов на данные мероприятия.

Для таких работников не предоставляется испытательный срок, они могут расторгать при ухудшении здоровья и невозможной реализации трудовых обязанностей.

Нюансы обеспечения условий труда

Специальные места работы требуют проведения дополнительных мероприятий по организации труда, в том числе: адаптацию вспомогательного и основного оборудования, дополнительного, организационного и технического оснащения, предоставление технических приспособлений в соответствии с индивидуальными возможностями инвалидов.

Министерством здравоохранения был принят закон о повышении выплат организации-работодателю за оборудованное место работы для инвалида в размере 30-50 тысяч рублей . Рабочее место должно отвечать санитарным правилам, располагаться не на подвальном или цокольном этаже, быть просторным и иметь вентиляцию.

Выгоды для работодателя

Из-за невысокого спроса на работников с ограниченными возможностями государство предоставляет организациям льготы и выплаты (по налогам и страховым взносам).

Налоговые льготы распространяются только на уплату и . Но претендовать на их получение могут не все компании, а только общественные организации инвалидов (число инвалидов не должно быть меньше 50%, и ФОТ трудящихся работников должен составлять от 25% от общего фонда оплаты труда) или фирмы, имеющие в доли таких общественных организаций.

В действительности, государство предоставляет не настолько значительные льготы для предприятий, чтобы их активно стимулировать к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями.

В соответствии с действующим в стране законодательством не допускается ограничения трудовых обязанностей и прав граждан, равно как и предоставление преимуществ. Это предписание действует, вне зависимости от расовой и половой принадлежности, социального статуса. В ТК установлено, что инвалиды имеют равные права с остальными гражданами на осуществление трудовой деятельности. Эта возможность предусматривается также в ФЗ № 181. Рассмотрим далее проблемы трудоустройства инвалидов.

Общие сведения

В ст. 21 указанного выше ФЗ устанавливается, что предприятиями должна вводиться определенная квота. Трудоустройство инвалидов осуществляется в организациях с численностью больше 100 человек в объеме 3 % от среднесписочного количества сотрудников. Такая цифра установлена с 2009 г. До 2004 г. предприятия, которые не принимали в штат людей с ограниченными возможностями здоровья, должны были отчислять в пользу государства штраф за каждого такого человека. Однако эти выплаты были отменены. Действующее сегодня законодательство устанавливает штрафы за отказ руководителей предприятия в трудоустройстве инвалидов в пределах действующей квоты. Данная ответственность предусматривается ст. 5.42 КоАП.

Ограничение

Законодательство допускает исключение, при котором работодатель вправе отказать соискателю. В соответствии со ст. 3, ч. 3 ТК право на трудоустройство инвалидов на работу может ограничиваться, если это обусловлено необходимостью обеспечить заботу о лицах, которые нуждаются в усиленной соцзащите. Другими словами, если предполагаемая деятельность может причинить вред гражданину, то ему в ней будет отказано.

Важный момент

Организация трудоустройства инвалидов осуществляется в соответствии с рекомендациями экспертов МСЭ. Согласно ст. 182 при переводе гражданина на должность с более низкой оплатой в соответствии с медицинским заключением за ним должен сохраняться средний заработок по предыдущему месту на протяжении месяца. Если эти события связаны с профзаболеванием, увечьем, полученным при выполнении своих обязанностей, иными повреждениями, связанными с ними, то такая выплата вознаграждения осуществляется до установления официальной потери трудоспособности или до момента выздоровления служащего.

Занятость и трудоустройство инвалидов

При зачислении лица, имеющего ограниченные возможности здоровья, необходимо учитывать, что такой человек нуждается в особых условиях и дополнительных гарантиях. Программа трудоустройства инвалидов на практике реализуется при поддержке организаций соцзащиты, медицинских экспертов. Ответственность за соблюдение установленных требований обычно возлагается на сотрудников отдела кадров или инженера по ОТ. Трудоустройство незанятых инвалидов осуществляется с учетом рекомендаций по допустимому уровню шума, электромагнитного излучения, пыли и пр. Условия, которые предоставляются гражданам, не должны ухудшать их положения относительно других служащих. Речь, в частности, идет о зарплате, режиме деятельности и отдыха, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, дополнительных дней (отгулов и пр.).

Центр трудоустройства инвалидов

Эта организация ведет учет граждан с ограниченными возможностями здоровья, оказывает им содействие, а также сотрудничает с предприятиями. Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов осуществляется в соответствии с особенностями их состояния, образования, предпочтениями. Предприятия, принимающие в свой штат таких граждан, могут впоследствии получить за это компенсацию. Для этого им следует заключить с уполномоченными организациями соответствующие договоры. В соглашениях может предусматриваться обучение и трудоустройство инвалидов непосредственно на предприятии. Для реализации этого руководителю производства необходимо создать и оборудовать соответствующим образом места.

Особенности процесса

Трудоустройство инвалида осуществляется после того, как он подаст соответствующее заявление в центр занятости по месту проживания. Для каждого региона, района принимаются нормативные акты, в которых устанавливаются плановые цифры. Трудоустройство инвалида проводится при непосредственном участии представителя кадрового отдела компании. Он и сам соискатель приглашаются в ЦЗ. В присутствии сотрудника службы проводится беседа. В ходе нее представитель нанимателя предъявляет кандидату на должность контракт. В нем прописываются условия, на которых будет осуществляться трудоустройство инвалида. В положениях договора определяется график, зарплата, срок, на который гражданин зачисляется в штат. Документ подписывается в присутствии представителя ЦЗ. После этого руководитель предприятия начинает подготовку рабочего места. Закупка оборудования и прочие расходы впоследствии возмещаются ЦЗ.

Расчет НДФЛ

При начислении налога на доход физлица инвалиду полагаются следующие вычеты:

  1. 500 р./мес. В соответствии со ст. 218 п. 2 НК на такой вычет могут рассчитывать инвалиды 1-й и 2-й гр. и детства.
  2. 300 р./мес. Этот вычет предусматривается в подп. 1 п. 1 ст. 218 НК. На него имеют право ликвидаторы, инвалиды, участники и прочие лица, пострадавшие при радиационной аварии во время испытания ядерного оружия и на атомных объектах, участники боевых действий, получившие контузии, увечья, ранения.

Указанные льготы предоставляются каждый месяц, вне зависимости от размера годового дохода субъекта. Кроме того, для инвалидов предусматриваются сниженные тарифы страховых взносов по п. 3 ч. 1 ст. 58 ФЗ № 212. Положения данного закона применяются:

  1. К общественным организациям инвалидов.
  2. Компаниям, в которых осуществляются выплаты гражданам, имеющим 1, 2 либо 3 группу.
  3. Предприятиям, уставной капитал которых формируется вкладами общественных организаций инвалидов, среднесписочное количество которых не меньше 50 % и объем их зарплаты в ФОТ не менее 1/4.

Компаниям разрешено применять льготы относительно начислений, которые рассчитаны в пользу служащих с ограниченными возможностями здоровья. Взносы на травматизм из заработка инвалидов выплачиваются в сумме 60 % от действующей страховой ставки.

Режим деятельности и отдыха

В законодательстве установлен ряд требований к руководителям предприятий, принимающим на работу инвалидов:


ИПР

Сведения о наличии инвалидности должны подтверждаться определенным перечнем документов. Работодатель, в свою очередь, может узнать о тех или иных противопоказаниях, а также особых рекомендациях по организации деятельности людей с ограниченными возможностями из ряда нормативных актов. В качестве одного из них выступает ИПР - индивидуальная программа по реабилитации. Пример ее формы представлен в приложении 1 к Приказу Минздрава № 379н. Кроме этого подтверждение наличия инвалидности осуществляется по справке о выполненной медико-социальной экспертизе. В заключении указывается группа и степень ограничения способности осуществлять ту или иную деятельность.

Обязан ли гражданин предъявлять подтверждающие документы?

Такая обязанность не предусматривается для лиц, поступающих в штат. В перечне документов, которые должен предъявлять гражданин, этих бумаг нет. Это означает, что соискатель сам решает, прилагать ли их к основному пакету или нет. Исключением являются случаи, когда наниматель требует справку о здоровье для приема на вакансию закрытого типа, где надлежащее состояние сотрудника выступает как неотъемлемое условие деятельности. Это, например, имеет место при приеме в органы МВД. Некоторые граждане предпочитают не афишировать свою инвалидность до заключения трудового контракта. После этого же они начинают настаивать на предоставлении им льготных условий. В этих случаях нанимателю надлежит действовать в соответствии с ТК. В частности, он должен изменить договор с учетом установленных гарантий для сотрудника.

Что делать, если служащий частично утратил способность осуществлять прежнюю деятельность?

При получении сотрудником инвалидности работодателю следует выяснить, есть ли у него намерения продолжать работу. Затем наниматель должен изучить документы, которые представит служащий. Вариантов развития событий несколько. При признании работника инвалидом 1-й гр. (способность к трудовой деятельности 3-й ст.) продолжать выполнять свои обязанности он не сможет. В таком случае по результатам медико-социальной экспертизы будет дано соответствующее заключение.

В его индивидуальную программу реабилитации не будут включены рекомендации и особенности приема на работу, поскольку у него будет зафиксирована полная утрата трудоспособности. По этому основанию предприятие может расторгнуть с гражданином договор. При увольнении служащему должно быть выплачено выходное пособие. Оно равно двухнедельному среднемесячному заработку. Если имело место трудоустройство инвалида, который уже имел 1-ю группу, то наниматель не вправе уволить его по указанным выше основаниям. Это обусловливается тем, что руководитель предприятия был осведомлен о здоровье гражданина и при приеме последнего на работу для него это не представляло сложностей.

Сотрудник получил 2-ю или 3-ю гр. и не хочет далее продолжать выполнять обязанности

В этом случае служащий должен написать заявление об увольнении в соответствии со ст. 80. Указанные группы считаются рабочими, то есть гражданин может впоследствии трудоустроиться на другое предприятие. Увольнение в этом случает будет осуществляться по соглашению сторон. Здесь действуют правила ст. 78 ТК.

Служащий получил какую-либо группу, но желает продолжить деятельность

Сотрудник может при этом просить изменения условий его работы в соответствии с теми, которые описаны в его программе. Наниматель должен в своих действиях, таким образом, руководствоваться ИПР. В этом случае может быть три варианта. Они могут быть сопряжены с рядом проблем. Возможны следующие варианты:

  1. Существующие условия на предприятии полностью соответствую рекомендациям, приведенным в ИПР. Например, в документе указывается, что человек с ограниченными возможностями должен работать в свободной позе, в положении сидя. Текущие же обязанности служащего касаются деятельности за компьютером. Соответственно, он выполняет работу сидя. Руководителю предприятия не придется ничего изменять, а служащий, в свою очередь, может и далее продолжать деятельность.
  2. По ИПР сотруднику необходимы другие условия без корректировки договора. Например, ему рекомендовано уменьшение статической, динамической либо физической нагрузки. Нанимателю придется пересмотреть все условия, в которых служащий выполняет свои обязанности, снизить нормативы, изменить способ работы.
  3. Необходимо откорректировать положения договора. В таких ситуациях зачастую требуется перенаправление служащего на другую работу. Если у нанимателя есть возможность создать надлежащие условия для служащего либо предоставить ему другую должность, он должен это сделать. При этом все изменения фиксируются в договоре.

Бывают случаи, когда у работодателя нет возможности привести в соответствие с ИПР условия трудовой деятельности, а сам инвалид не хочет переходить на другую должность. В таких ситуациях законодательство допускает расторжение договора по ч. 1 п. 8 ст. 77. Как и в других случаях, при увольнении служащему выплачивается выходное пособие.

Проблема трудоустройства инвалидов – одна из самых значимых в социальной сфере, наряду с пенсиями и пособиями. По информации ПФР, в России официально зарегистрировано свыше 12 млн граждан с установленной инвалидностью, и только четверть из них задействована на рынке труда. В условиях экономической нестабильности ситуация с поиском работы становится все запущенней – даже государственные центры занятости способны обеспечить работой лишь треть обратившихся инвалидов. В связи с этим эксперты называют безработицу самой главной проблемой россиян, физические возможности которых ограничены.

Для решения этого вопроса Минтруд разработал законопроект, которым планирует повысить занятость среди граждан с инвалидностью. Чиновники прогнозируют, что в течение следующих 8 лет, уровень занятости среди этой категории населения вырастет как минимум на 100% – планируется трудоустроить половину всех российских инвалидов . Но принять закон – это одно, а реально побороть сложившиеся в обществе стереотипы и препятствия – совершенно другое. Что мешает повышению уровня занятости среди инвалидов и как власть планирует решать эту проблему? Карьерист.ру постарался разобраться в ситуации.

Всем – по рабочему месту

В ПФР утверждают, что по их данным, в России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%. Из остальных, по данным Минтруда, работает лишь 25,3%, что существенно меньше показателя развитых стран Запада. Государственные центры занятости активно занимаются трудоустройством обратившихся к ним инвалидов – столичные власти даже . Тем не менее результаты работы бирж труда оставляют желать лучшего – из числа обратившихся рабочее место получает максимум 35%.

Дабы исправить сложившийся тренд, Минтруд разработал законопроект, согласно которому органы занятости будут обязаны в своей деятельности проявлять инициативу для поиска работы и трудоустройства инвалидов. Модель их работы будет выстраиваться таким образом, что учреждения медико-социальной экспертизы будут информировать центры занятости про наличие у инвалидов желания трудиться. Фактически информация о желании инвалида найти работу будет поступать в момент оформления инвалидности, и сразу после этого она будет передаваться в биржи труда.

В России проживает свыше 12 млн граждан с ограниченными физическими возможностями, причем граждан нетрудоспособного возраста (детей) из них – лишь 5%

Мониторинг на начальном этапе позволит не только оперативно подобрать таким гражданам рабочее место, но и сразу определить, кто из них и в какой мере способен к труду, исходя и из его физических возможностей. Более того, тем инвалидам, которые в результате инвалидности получили серьезные ограничения в жизнедеятельности, будет оказано особое содействие в занятости, в рамках их программ реабилитации.

Как отмечают в некоторых центрах занятости, с трудоустройством инвалидов часто возникают проблемы, вызванные вовсе не их физическим здоровьем, а отсутствием образования. Например, на Ямале, доля граждан с ограниченными возможностями, имеющих высшее образование, составляет лишь 15%, еще 35% имеют среднее профессиональное, а половина имеет лишь школьные аттестаты . Но, несмотря на это, Минтруд прогнозирует, что в результате принятия предложенного им закона и его работы, за будущие 2 года количество занятых на рынке труда инвалидов вырастет до 40%, а за 4 года – до половины всех инвалидов по стране.

Сейчас документ согласовывается с властями субъектов федерации.

Среда стереотипов

Проблемы с трудоустройством инвалидов, по мнению экспертов, вызваны не только отсутствием у них образования и пассивностью в вопросах социальной адаптации. Стереотипы со стороны множества компаний, а также условия окружающей среды играют в этом вопросе не меньшую роль. Работодатели осознано дискриминируют граждан с ограниченными возможностями, будучи уверенными, что они просто неспособны к полноценному труду. И неприспособленность общественных мест и транспорта к жизнедеятельности инвалидов лишь добавляет им уверенности в этом. И если мнение работодателей изменить пока не получается, вопросами приспособленности заниматься начали довольно активно.

Самым масштабным и известным на сегодня проектом является «Доступная среда» – программа, по которой с 2011 года социальная инфраструктура приспосабливается для посещения ее инвалидами – в поликлиниках устанавливаются пандусы, обустраиваются парковочные места, ставят кнопки вызова и т.д. Но, речь идет не только о стандартных приспособлениях – специализированным оборудованием для разных категорий инвалидов с начала работы программы оснащены почти 20 тыс. объектов инфраструктуры, и до 2020 года планируется обустроить еще столько же. Например, в аэропорту Самары появится лифт для посадки инвалидов на борт самолетов – сегодня помощь в посадке предоставляет специальная группа. В других городах разрабатываются специальные маршруты для инвалидов, а новые строительные объекты принимаются в эксплуатацию лишь при условии их приспособленности к гражданам с ограниченными способностями.

Но приспособленность инфраструктуры – это, конечно, хорошо, но вопроса трудоустройства инвалидов не решает.

В решении данной проблемы главную роль играет просветительская работа государства, которая поменяет отношение работодателей к инвалидам. Но пока государство использует лишь «принуждение», вводя квоты для инвалидов и тем самым насильно обязывая работодателей трудоустраивать их . И как бы там ни было, но схема работает – каждый регион самостоятельно определяет объем квот, если он установлен, то на уровне 3-4% от общего количества рабочих мест. Но такой подход не искореняет дискриминацию, а, наоборот, создает ее, только в отношении соискателей без инвалидности – они вполне могут лишиться работы или не получить ее, и решение будет принято вовсе не на основе оценки деловых качеств. В таких случаях инвалиды становятся обузой для компаний, что лишь порождает негатив в отношении граждан с ограниченными возможностями.

Еще один вариант поддержки – субсидирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов и обустраивающих их рабочие места. Но самым эффективным способом стимулирования повышения занятости среди инвалидов можно считать, все же, обучение инвалидов тем специальностям, по которым они могут создать конкуренцию на рынке труда. Обычно они получают образование для работы бухгалтерами, продавцами, слесарями, IT-шниками, администраторами, операторами и т.д.

Выход за рамки

Даже несмотря на множество барьеров и сложностей, многие инвалиды не выбирают легкие пути и комфортные варианты, и трудоустраиваются туда, где найти работу сложно даже физически полноценным гражданам. Например, на Урале слабослышащие работают в ювелирных компаниях, а в инвалиды по зрению из Сочи – экскурсоводами. Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки. Например, пензенские колясочники организовали собственный реабилитационный центр, где они не только живут вместе и помогают друг другу в быту, но и самостоятельно организуют рабочие места . В Пензе, в частности, работает такая типография и уникальное в своем роде развлекательное заведение для инвалидов.

Нередко люди берут вопросы трудоустройства и социальной адаптации и в свои руки.

Последний пример, по сути, самый яркий, ведь организация собственного бизнеса для инвалида, позволяет ему не только трудоустроиться самому, но и трудоустроить таких же, как он граждан. Более того, государственные службы занятости готовы даже предоставить небольшое финансирование для этого. Например, в Томске, россиянам с ограниченными возможностями, если их бизнес-план понравится соответствующей комиссии, предоставляют по 60 тыс. рублей для его реализации, плюс компенсируют расходы на регистрацию ИП или юр. лица.

Конечно, деньги небольшие, но, при наличии собственных накоплений, нередко позволяют открывать мастерские, парикмахерские, сельские хозяйства и даже ателье.

И чтоб такие уникальные случаи переросли в положительную тенденцию, государство должно перестроить системную работу служб занятости, которые будут не только подыскивать рабочие места и выдавать направления, но и сопровождать весь процесс интеграции гражданина на рынок труда . И хоть «помощь в составлении резюме» и прочие меры поддержки и так входят в обязанности центров занятости, это нужно конкретно уточнить на законодательном уровне. Впрочем, это было бы полезно не только для граждан с проблемами, но и для полноценно здоровых россиян, проблемы занятости которых важны не меньше занятости инвалидов.

В Москве проживают более 230 тыс. инвалидов трудоспособного возраста. 150 тыс. из них имеют рекомендации органов медико-социальной экспертизы. Работают только около 60 тыс. инвалидов, то есть менее 50% от тех, кто может работать, т. е. более половины трудоспособных инвалидов в Москве не могут найти работу http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Для инвалидов существует несколько способов устроится на работу.

Во-первых, при общероссийских организациях инвалидов существуют производственные предприятия. У Всероссийского Общества Слепых в г. Москве таких предприятий - 10, у Всероссийского Общества Глухих - 2, у Всероссийского Общества Инвалидов - 2. Также в Москве существует организации Горспецпрома - городской компании специализированных предприятий, использующих труд инвалидов. Таких предприятий в Москве 29 тот же. В этих предприятиях инвалидам предлагают в основном неквалифицированную, низкооплачиваемую работу, такую как сборка ламповых патронов и выключателей, работа штамповщика или шлифовщика и т.п.

Второй способ найти работу для инвалида - встать на учет в центре занятости населения по месту жительства. Важным является тот факт, что и отделы занятости, и потенциальные работодатели «побаиваются» известного термина «специально-созданные условия», и работают преимущественно с инвалидами 3-ей и реже 2-ой групп, а инвалидам 1-ой группы остается надеяться практически только на себя. Проведенный опрос территориальных отделов занятости в г. Москве свидетельствует о том, что фактически в настоящее время они не осуществляют никаких специальных программ, направленных на поддержку инвалидов, хотя официально такие программы есть.

Есть возможность трудоустраивать инвалидов в рамках программы вовлечения их в общественные работы, но специфика финансирования не позволяет инвалиду почувствовать себя частью постоянной команды: общественные работы - это работа для денег, но не для развития личности и повышения профессиональных умений.

Еще одной возможностью для инвалидов является самостоятельный поиск работы либо поиск через знакомых. Такой способ подходит только для высококвалифицированных, мотивированных и уверенных в себе инвалидов, однако таких на сегодняшний день не так много. Не каждый человек с ограниченными возможностями в состоянии объяснить работодателю, что он не хуже, а даже порой лучше других и его инвалидность совершенно не влияет на его производительность и эффективность при условии доступного и хорошо оборудованного рабочего места. Также многие инвалиды нуждаются в навыках написания резюме, прохождения собеседования и т.д.

Безусловно, нельзя возлагать всю ответственность и все обязательства по привлечению инвалидов к работе, оборудованию рабочих мест и т.д. на работодателя. Государство должно реализовывать программы поддержки работодателей. Отмечу, что в Москве в данном направлении работа ведется, однако некоторые корректировки просто необходимы. Сегодня именно подобные программы способны изменить ситуацию к лучшему. Еще одной важной проблемой является недостаток социальной и трудовой реабилитации инвалидов. Многие из них в основном сидят дома и просто боятся даже пытаться найти работу, многие совершенно не представляют себе свои права и имеющиеся возможности, многие просто не получили должного образования и не имеют востребованных рынком навыков.

Суммируя все вышесказанное можно сказать, что сегодня существует достаточно сложная ситуация с трудоустройством инвалидов в Москве, требующая воздействия как со стороны работодателей и самих инвалидов, так и со стороны органов власти. Стоит отметить, что в Москве намечаются некоторые положительные тенденции, путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1515-р г. г. Москва утверждена федеральная целевая программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" Объем финансирования Программы на 2006 - 2010 годы за счет средств федерального бюджета составляет 2146,7 млн. рублей www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

В ходе ее реализации осуществлены мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию сети учреждений медико-социальной экспертизы, оснащено современной реабилитационной техникой, оборудованием и автотранспортом несколько федеральных и региональных реабилитационных учреждений, внедрены в производство новые технические средства реабилитации. Общероссийским общественным организациям инвалидов направлено 221,24 млн. рублей на реконструкцию санаторно-курортных учреждений и предприятий, находящихся в их собственности. Средства, предусмотренные на государственные инвестиции, израсходованы на строительство 9 протезно-ортопедических предприятий (федеральные государственные унитарные предприятия) и Детского реабилитационно-восстановительного центра для детей-инвалидов (г. Санкт-Петербург).

В результате реализации указанной федеральной целевой программы более 571,2 тыс. инвалидов вернулись к трудовой и общественной деятельности www.mos.ru - официальный сайт Правительства города Москвы.

Анализ эффективности реализованных мероприятий показывает, что сформированы основы современных систем медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и реабилитационной индустрии. Однако пока это не позволяет в полной мере решить проблемы реабилитации и интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

В настоящее время в Москве также реализуется Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007-2009 годы. Основными задачами Программы являются:

  • - реорганизация деятельности органов исполнительной власти города Москвы и переход от «заявительного» принципа работы с инвалидами к активному адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
  • - обеспечение безусловного предоставления инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по медико-социальной реабилитации;
  • - создание системы постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;
  • - оптимизация сети реабилитационных учреждений для инвалидов, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы;
  • - повышение эффективности и качества выполняемых работ по адаптации объектов городской инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан, прежде всего жилых домов, пешеходных и транспортных коммуникаций, рекреационных территорий города;
  • - ускорение темпов приспособления для инвалидов объектов городской инфраструктуры;
  • - усиление кадрового и информационно-методического сопровождения проблемы;
  • - развитие партнерских отношений с негосударственными организациями в сфере социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Но, несмотря на положительные результаты программы, только 15% инвалидов трудоспособного возраста вовлечены в трудовую деятельность. Не все инвалиды обеспечиваются современными техническими средствами реабилитации. Существующая сеть реабилитационных учреждений (221 реабилитационный центр для инвалидов, 305 центров реабилитации для детей-инвалидов, 296 отделений реабилитации детей-инвалидов в центрах социального обслуживания семьи и детей и в детских домах-интернатах) не удовлетворяет потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. При этом эффективность реабилитационных мероприятий невысока (восстановить трудоспособность и устранить ограничения жизнедеятельности удается пока только 3-5 процентам инвалидов). Объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев не приспособлены для доступа инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

В результате анализа данных программ, можно сделать вывод, что они в большей степени нацелены на адаптацию объектов городской инфраструктуры для инвалидов, вопрос о трудоустройстве данной категории граждан остаётся второстепенным.

В Москве при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры, Общественной Палаты РФ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также ряда зарубежных организаций трудоустройством инвалидов занимается Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». В настоящее время с ее помощью реализуются следующие программы:

1. Проект «Апробация и тиражирование новых технологий подготовки людей с инвалидностью к трудоустройству».

Реализуется при финансовой поддержке Общественной палаты Российской Федерации. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 31 октября 2009 года.

Проект направлен на апробацию и тиражирование новых технологий по подготовке людей с инвалидностью к процессу трудоустройства. Одной из основных таких технологий станет организация и проведение « Клуба для инвалидов, ищущих работу». Подготовка людей с инвалидностью к трудоустройству на основе Клубов ищущих работу, будут усилена повышением их профессиональных навыков через организацию на базе РООИ «Перспектива» постоянно действующих курсов компьютерной грамотности, а также их участием в курсах профессиональной подготовки. Опыт организации и проведения « Клубов для инвалидов, ищущих работу», как формы подготовки людей с инвалидностью к процессу трудоустройства, будет распространяться среди других заинтересованных организаций, как государственных, так и НКО.

2. Проект «Билет на работу» - инновационная программа трудоустройства людей с инвалидностью. Реализуется при финансовой поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Срок реализации проекта: с 1 января 2009 года по 30 ноября 2009 года.

В ходе проекта должна быть улучшена материально-техническая и информационная база работы созданного пункта по трудоустройству инвалидов (Лялин переулок, 1416, стр.3), что улучшит качество и увеличит количество оказываемых им услуг. На базе Пункта будут отработанны новые технологии по трудоустройству людей с инвалидностью, которые будут тиражироваться для применения в других административных округах г. Москвы. Полученный в ходе проекта опыта в развитии новой технологии по трудоустройству людей с инвалидностью будет распространен по всем заинтересованным государственным и общественным организациям.

3. Проект «Представление и апробация ведущего зарубежного опыта в области трудоустройства людей с инвалидностью» Реализуется при финансовой поддержке программы малых проектов Посольства Королевства Нидерландов (Matra/KAP). Срок реализации проекта: с 1 октября 2008 года по 30 июня 2009 года.

Основными задачами проекта являются:

  • - Представить перед специалистами НКО и государственных структур города Москвы, а также других регионов Российской Федерации ведущий зарубежный опыт в области трудоустройства людей с инвалидностью.
  • - Опробовать на базе РООИ «Перспектива» ряд современных технологий по трудоустройству людей с инвалидностью, созданных на базе ведущего зарубежного опыта и при участии зарубежных организаций имеющих в данной области успешный опыт.
  • - Распространить опыт, полученный от ведущих зарубежных организаций, и в ходе практической апробации ряда технологий по трудоустройству людей с инвалидностью на базе РООИ «Перспектива» среди специалистов НКО и государственных структур, работающих в данной сфере.

В ходе реализации данных программ были изданы 4 брошюры по поиску работы для молодых инвалидов, пособие для работодателей по созданию специальных условий для туда инвалидов, а также сборник материалов итоговой конференции проекта, более 5,000 молодых инвалидов приняли участие в тренингах и ярмарках вакансий, более 2,000 получили индивидуальные консультации по телефону или лично, трудоустроено около 150 молодых инвалидов http://rabota.perspektiva-inva.ru/ - официальный сайт Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива».

Вместе с достижениями проектов, также очевидны и существующие многочисленные проблемы и недостатки, связанные как с деятельностью государственных структур, так и с работой данных организаций. Несмотря на все предпринятые меры, занятость инвалидов в Москве составляет менее 50%. Сегодня по-прежнему существует множество барьеров при трудоустройстве инвалидов: физическая недоступность многих предприятий и отсутствие информации по созданию специальных условий на рабочем месте; люди с инвалидностью по-прежнему получают минимальную заработную плату и реально не работают; практически отсутствует доступный транспорт; стереотипное отношение работодателей к возможностям инвалидов; люди с инвалидностью обладают низкой самооценкой и мотивацией - часто они не готовы начать работать, а если они все-таки трудоустраиваются, то часто теряют работу из-за отсутствия помощи и поддержки.

Существующие государственные программы зачастую слишком сконцентрированы на масштабе и не предлагают решений, как найти работу для конкретного инвалида с его индивидуальными особенностями, а также как сделать его работу успешной и эффективной. Также подобные государственные программы оказывают влияние на отношение работодателей к проблеме и методы их работы. Государственные службы по-прежнему придерживаются массового подхода при решении проблем трудоустройства инвалидов, работодатели по-прежнему настороженно относятся к инвалидам и опасаются брать их к себе на работу, они не ожидают от инвалидов успешной работы и не обладают информацией о решении специфических проблем инвалидов на рабочем месте.