Дисциплина: «История науки. Наука


Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов и способствует интеллектуальному развитию личности и выработке творческого мышления. К важнейшим общественным наукам относится ИСТОРИЯ .

История – это наука о прошлом и настоящем человеческого общества, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах и пространственно-временных измерениях.

Содержанием истории служит исторический процесс , который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

История – наука многоотраслевая , она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография , изучающая быт и культуру народов, и археология , изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам .

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история ), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России ).

Существуют вспомогательные исторические дисциплины , имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: хронология , изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы; флаговедение – флаги; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

К наиболее значительным вспомогательным историческим дисциплинам относятся источниковедение , исследующее исторические источники, и историография изучение закономерностей в развитии исторической науки.

История не только одна из двух тысяч существующих наук, служащих современному человечеству, но и одна из наиболее древних. История тесно связана с другими науками, в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической теорией, математикой, математической статистикой, языкознанием, литературоведением и др. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел, например, история физики, история музыки, история кино и т.д. На стыке исторических и других наук создаются междисциплинарные науки – такие, как историческая география, историческая геология и др.

Функции исторического познания . История выполняет несколько социально значимых функций.

Первая – познавательная , интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция-практически-политическая . Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

Третья функция – мировоззренческая . История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

Четвертая функция истории – воспитательная. История обладает огромным воспитательным потенциалом. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий. Такой подход формирует потребность осмысливать действительность не в статике, а в историческом процессе, в хронологической связи, в диалектике развития.

Методология науки и курса всеобщей истории .

Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой методологической основе, на каких научных принципах. Это – путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Более двух тысячелетий назад возникли два основных подхода в исторической мысли, которые существуют и поныне: идеалистическое и материалистическое понимание истории. Представители идеалистической концепции считают, что дух и сознание первичны и более важны, чем материя и природа. Они утверждают, что человеческая душа и разум определяют темпы и характер исторического развития, а другие процессы, в том числе и в экономике, вторичны. Идеалисты делают вывод, что в основе исторического процесса находится духовное, нравственное совершенствование людей, человеческое общество развивает сам человек, а способности человеку даны Богом или некоей высшей субстанцией.

Сторонники материалистической концепции утверждают противоположное: так как материальная жизнь первична по отношению к сознанию людей, то именно экономические структуры, процессы и явления в обществе определяют все духовное развитие и другие отношения между людьми.

Для западной исторической науки более характерен идеалистический подход, отечественной – материалистический. Современная историческая наука основана на диалектико-материалистическом методе, который рассматривает общественное развитие как естественноисторический процесс, который определяется объективными закономерностями и вместе с тем находится под воздействием субъективного фактора посредством деятельности классов, социальных групп, политических партий, лидеров, отдельных выдающихся личностей и общественных движений и деятелей .

Существуют также специально-исторические методы исследования :

- хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;

- синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;

- дихронный – метод периодизации;

- историческое моделирование;

- статистический метод.

Принципы изучения исторических данных .

Оъективность исторического познания обеспечивается и научными принципами. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории. Основными научными принципами являются следующие.

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем в конечном счете стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

Принцип социального подхода - рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее. Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспе-чены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра религиоведения

УТВЕРЖДАЮ
Председатель СПС
____________ Г.П. Худякова
«___» __________ 2009 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ

Дисциплины Наука и религия
по специальности 031801 «Религиоведение»
форма обучения очное / заочное (6 лет) / заочно-сокр. (3г. 10 мес.)
курс 2 / 2 /1
семестр
лекции
практические занятия
экзамен
зачет
к/работа 3-4 /3-4/1-2
70 / 20/20
35 / 16/16
4 / 4 /2
3 / 3/1
4 / 3

Самостоятельная работа 95 час

Тюмень 2009

При разработке методических указаний по изучению дисциплины в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031801 «Религиоведение».
Выписка из ГОС
ОПД.Ф.07 Наука и религия
Наука и религия в системе культуры; особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире; становление и развитие науки и ее влияние на религию; религиозная и научная картины мира; конфликты науки и религии; от конфликтов к диалогу; теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания; особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук. 200

Методические указания по изучению дисциплины рассмотрены на заседании кафедры «Религиоведение»
Протокол № 1 «10» сентября 2009 г.
Заведующий кафедрой ______________ Г.П.Худякова

Методические указания по изучению дисциплины разработал:
Преподаватель кафедры
«Религиоведения» Д.Н. Майоров, ст. преп.
E-mail: [email protected]

____________________

Методические указания по изучению дисциплины должны содержать:
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Цель и задачи дисциплины…………….………………………………….3 стр.
2. Место дисциплины в учебном процессе…………………………………4 стр.
3. Содержание дисциплины………………………………………….………4 стр.
3.1. Тематика лекционных и практических занятий……….…...………….5 стр.
3.5. примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ…...…6 стр.
3.6. примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу...7 стр.
3.7. перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы……………………………………………………..8 стр.
3.8. рейтинговая оценка знаний студентов…………………………………9 стр.
4. содержание самостоятельной работы студентов……………..…………9 стр.
4.1. календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «наука и религия»……………………………………………...……………10 стр.
5. учебно-методическое обеспечение……………………….……………..11 стр.
5.1. Основная литература……………………………….…………………..11 стр.
5.2. дополнительная литература…………………………………………...11 стр.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Цель дисциплины
Изучить историю взаимоотношения между наукой и религией и показать перспективы их сотрудничества.
1.2 Задачи изучения дисциплины
На основе государственного стандарта по дисциплине «Наука и религия» дать ответы на следующие вопросы:
наука и религия в системе культуры;
особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире;
становление и развитие науки и ее влияние на религию;
религиозная и научная картины мира;
конфликты науки и религии;
от конфликтов к диалогу;
теологические интерпретации достижений современного человековедения, обществознания, естествознания;
особенности богословских обоснований теизма, креационизма, теологии, финализма с помощью данных наук
Кроме этих задач необходимо:
рассмотреть историю взаимоотношений науки религии
предложить перспективные модели взаимодействия науки и религии на примере их взаимодействия на Западе и Востоке в XX и XXI веке.
показать, как в различных религиозных течениях решался вопрос в древности и в настоящее время.
1.3. Результаты обучения
иметь четкое представление об объекте, предмете и методах соответствующей дисциплины;
владеть основным понятийно-категориальным аппаратом и методологией;
понимать соотношение религии и науки, особенности выражения в религии знаний о человеке, обществе, мире, различного характера взаимоотношения религии и науки в зависимости от исторических обстоятельств, от содержания религиозных и научных концепций, понимать смысл религиозных и нерелигиозных интерпретаций данных науки.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В рамках изучения дисциплины необходимо знакомство с историей естествознания, изучаемом в курсе концепции современного естествознания, философией науки, изучаемой в истории философии, основными представления о религии, которые изучают в истории религии.

3.1. Содержание лекционных занятий

1 Научное и религиозное освоение действительности. 10/2/2 Вводная лекция
2 Научная картина мира 10/2/2 Лекция
3 Человечество 8/4/4 Лекция
4 Теизм 8/2/2 Лекция
6 Христианское богословие 8/4/4 Лекция
7 Мировые религиозные традиции 10/4/4 Лекция
8 В поисках знания и мудрости 8/2/2 Лекция
ИТОГО 70/20/20
3.2. Содержание практических занятий

№ п/п Наименование тем и их содержание Кол-во часов Методы преподавания
1 Научное и религиозное освоение действительности. 5/2/2 Обучающий контроль
2 Научная картина мира 5/2/2 Обучающий контроль
3 Человечество 5/2/2 Обучающий контроль
4 Теизм 5/2/2 Обучающий контроль
6 Христианское богословие 5/2/2 Обучающий контроль
7 Мировые религиозные традиции 5/2/2 Наглядный метод (проект)
8 В поисках знания и мудрости 5/2/2 Дискуссия
ИТОГО 35/16/16
ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Научное и религиозное освоение действительности. Область взаимодействия.
Наука и религия как феномены культуры. Особенности научного и религиозного освоения действительности. Источники знания в религии и науке: опыт, разум и Откровение. Мистический опыт и научный эксперимент сравнительный анализ. Религиозная и научная структуры знания. Вера, разум, Откровение. Эксперимент, гипотеза, теория. Исторические этапы развития культуры и место в ней религиозных и научных форм освоения действительности. Некоторые исторические примеры. Галилей. Дарвин. Природа науки. Сложности. Некоторые ответы. Критический реализм. Природа богословия. Богословская дискуссия. Виды взаимодействия. Конфликт. Независимость. Диалог. Интеграция. Гармония. Ассимиляция. Модели, метафоры и символы. Модели. Метафора. Символ.
Тема 2. Научная картина мира.
Квантовая теория. Принцип наложения/совмещения (суперпозиции). Измерение. Другие составляющие квантовой теории. Метафизические следствия. Космология. Квантовая космология. Антропный принцип. Эволюция: случайность и необходимость. Хаос и теория сложности. Теория хаоса. Порядок из хаоса. Сложность. Время. Обратимость. Стрела времени. Одновременность. Блок-вселенная. Споры о сущности науки в начале XX века. Философские проблемы теории относительности и квантовой механики. Гравитационное, электромагнитное и ядерное поле. Гравитационная постоянная, постоянная скорости света и постоянная Планка - как конституенты реальности. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна. Случайность и необходимость в квантово-механической модели микромира. Континуальность и дискретность в квантово-механических процессах. Принцип неопределенности В. Гейзенберга. Проблемы квантовой теории света. Концепция дополнительности Н.Бора. Теологическое понимание научной революции XX века. Антиномия и парадокс в науке и теологии. Проблема иррационального в науке XX века.
Тема 3. Человечество.
Редукционизм и холизм. Компонентный редукционизм. Редукционизм процесса. Физикализм. Идеализм. Дуализм. Двухаспектный монизм. Философия процесса. Непознаваемость. Сознание. Философия сознания. Функционализм. Эмержентизм. Комплементарность. Личность и душа. Грехопадение.
Тема 4. Теизм.
Природа Бога. Естественное богословие. Исторический обзор. Возрождение естественного богословия. Познаваемость (интеллигибельность). Антропная вселенная. Богословие природы. Сотворение. Творение из ничего. Непрерывное творение. Гуманитарная реальность. Восприятие ценности. Знаки надежды. Заключение.
Тема 5. Божественная деятельность
Однократное действие. Первопричина. Философия процесса. Аналогии с человеческой деятельностью. Воплощение. Нисходящая причинность. Открытая вселенная. Временная соотнесенность Божественной реальности. Чудо. Теодицея.
Тема 6. Христианское богословие.
Откровение. Писание. Традиция. Подход с точки зрения разума. Иисус Христос. Воскресение. Смерть Иисуса. Воскресение Христа. Христология. Свидетельства Нового Завета. Отцы церкви. Современные идеи. Троица. Эсхатология. Человеческая судьба. Судьба вселенной.
Тема 7. Мировые религиозные традиции
Божественное. Варианты отношения. Эксклюзивизм. Плюрализм. Инклюзивизм. Продолжение диалога. Наука как место встречи.
Тема 8. Религиозные и научные представления о космическом и эволюционном. процессе
Две дисциплины. Этические проблемы. Границы. Роль эксперимента. Целостность природы. Основы этики.

3.5. Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ
1. Религия, магия, наука.
2. Миф и наука.
3. Мистика и наука.
4. Отношение религии и науки в эпоху античности.;
5. Отношение религии и науки в Средние века и эпоху возрождения.
6. Отношение религии и науки в эпоху Нового времени.
7. Основные элементы мифопоэтических космогонии.
8. Отношение религии и науки в концепции В. Гейзенберга.
9. Отношение религии и науки в концепции А. Эйнштейна.
10. Отношение религии и науки в концепции П. Тейяра де Шардена.
11. Отношение религии и науки во взглядах Макса Планка.
12. Источники знания в религии и науке.
13. Религия и наука о критериях истинности знания.
14. Принцип детерминизма и идея чуда.
15. Пространство в религии и науке.
16. Время в науке и мифе.
17. Время в науке и религии.
18. Научное понимание числа и религиозная символика чисел.
19. Попытки синтеза науки и религии в XX веке.,
20. Гипотеза Томпсона - Клаузевица с точки зрения линейной и нелинейной термодинамики.
21. Дискуссии между наукой и религией по вопросу возможных миров.
22. Религиозная критика концепций Дарвинизма и их научная оценка.

3.6. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
1. Форма, гармония, мера - в религиозно-мифологических и натурфилософских воззрениях античности
2. Наука о числах и мистика чисел пифагорейцев. Божественное и человеческое в знании чисел
3. Нехристианские представления о Космосе и Земле (Бытие, Иезекииль, Исайя, Апокалипсис)
4. Источники знания в Средние века: опыт, разум и Откровение Космос Клавдия Птолемея и мир Средних веков
5. Место "естественных наук" в средневековой системе знания.
6. "Естественные и сверхъестественные модели вещества" в средневековье.
7. Учения о веществе, природе и космосе в традиции средневековья.
8. Естественная теология и "сверхъестественная наука" в высокой и поздней схоластике.
9. Проблемы движения, "пустоты" и бесконечного пространства как проблемы теологии и науки
10. Проблема центра Вселенной в религии и науке Нового времениБесконечная Вселенная Дж. Бруно
11. Теофания, иерофания и понятие "центра тяжести" Вселенной механики Ньютона.
12. От вопроса "почему?" "естественной теологии" к вопросу "как?" науки.
13. рационалистическое обоснование науки Р. Декартом
14. Деистические и пантеистические представления о Боге. Завершение формирования механистической картины мира в трудах Лагранжа и Лапласа
15. Обоснование "естественной теологии" на основе "второго начала термодинамики" гипотеза Томпсона-Клаузевица. Механистическая и термодинамическая модели Вселенной
16. Взаимоотношение религии и науки в конце XIX века " Споры о сущности науки в начале XX века Проблемы метода теологии и науки: объяснение и понимание
17. Аналогии между квантово-механическими моделями эксперимента и религиозным,опытом: Н. Бор и У. Джеймс.
18. Возможно ли божественное знание о мире: дискуссия Н. Бора и А. Эйнштейна.
19. Принцип дополнительности и диалектика С. Кьеркегора.
20. Теологическое понимание научной революции XX века.
21. Антиномия и парадокс в науке и теологии.
22. Проблема иррационального в науке XX века.
23. Неклассическая термодинамика и проблемы креационизма, финализма и телеологизма. Проблемы происхождения жизни и человека в теологии и эволюционных теориях XX века.
24. Попытки синтеза науки и религии: концепция эволюционного монизма П. Тейяра де Шардена. Синтез. Шри Ауробиндо.

3.7. Перечень примерных контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы
1. Укажите принципиальное различие ритуально-символического и логико-дискурсивного типов мышления.
2. В каких из перечисленных феноменах "чудо" играет большое значение: магия, религия, наука.
3. В какой гипотезе второе начало термодинамики соединяется с доказательством бытия Бога. Приведите основные математические понятия, употребляемые к характеристике Бога в христианстве.
4. В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична волновым научным представлениям.В какой религиозной традиции модель Вселенной аналогична корпускулярным научным представлениям. Кто автор принципа дополнительности религии и науки. Назовите основные концепции синтеза религии и науки XX века. Приведите примеры антиномии в теологии и науке. Приведите примеры парадокса в теологии и науке. Сравните атомарную и дхармическую модели вещества. Что такое дхармо-элементы.
5. Является ли эволюция в концепции Тейяра де Шардена ограниченной во времени.
6. Понятия полезной и бесполезной энергии и второе начало термодинамики.
7. Источники знания в науке и христианском богословии. \
8. Основная характеристика отношения науки и теологии у Фомы Аквинского.
9. В какой традиции решался вопрос о возможности Бога передвинуть Вселенную.
10. Сравните понятия: пустота, бесконечное пространство, вакуум.
11.

Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Активная работа на лекции 2
2 Работа на семинаре по одному заданному вопросу


8
10
3 Текущая проверочная работа 5
4 Активное участие в дискуссии 7
5 Письменная домашняя работа 0-10
6 Создание проекта 5-12
7 Конспект первоисточника 10
ИТОГО 35
8 Активная работа на лекции 2
9 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
10 Письменная домашняя работа 5
11 Активное участие в дискуссии 7
12 Контрольная работа, тест 0-25
13 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
14 Защита курсовой работы 15
ИТОГО 65
ВСЕГО 100

4. Содержание самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студента с преподавателем включает в себя индивидуальные консультации студентов в течение семестра.
Самостоятельная работа с группой включает проведение текущих консультаций перед семестровым контролем, зачетами или экзаменами.
4.1. Календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине «Наука и религия»

Неделя Тема для самостоятельного изучения Количество часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература
(номера источников указаны в библиогра-фии рабочих про-грамм)

Без пре-подава-
теля с препода-вателем с груп-пой

1 2 3 4 5 6 7 8
1-17 Лекции
Практические занятия. 56

46 85,5 3,8 5,7
3, 8 час. Индивидуальные консультации студентов в тече-ние семестра
5,7 час. Консультации в группе перед семестровым контролем, зачетом или экзаменом
1-3 Тема 1. Научное и религиозное освоение действительностиОбласть взаимодействия. 12 12 1,3 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.9-32
4-7 Тема 2. Научная картина мира. 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 4 -с.43-56
8-11 Тема 3. Человечество 12 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.60-73
12-13 Тема 4. Теизм 12 10 1,4 Вопросы
для семе-стрового контроля 2 -с.76-93
14 Тема 5. Божественная деятельность 12 12,2 1 Вопросы для семе-стрового контроля 3 -с.95-103
15 Тема 6. Христианское богословие 12 11,3 1 Вопросы для семе-стрового контроля 1 -с.108-126
16 Тема 7. Мировые религиозные традиции 12 10 1,2 Вопросы
для семе-стрового контроля 1 -с.129-134
17 Тема 8. В поисках знания и мудрости 11 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля 5 -с.136-152
Всего: 95 85,5 3,8 5,7

5. Учебно-методическое обеспечение
5.1. Основная литература
1. Ересько М.Н. Введение в диалоговое религиоведение [Текст] : учебное пособие / М. Н. Ересько. - Тюмень: Печатник, 2006. - 204 с.
2. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Текст] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова; ТюмГНГУ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - 240 с.
3. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира [Электронный ресурс] : учебник для слушателей групп дополнительного образования с присвоением квалификации "Преподаватель / Преподаватель высшей школы", аспирантов и докторантов педагогических специальностей / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова; ТюмГНГУ. - Электрон. текстовые дан. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. - эл. опт. диск (CD-ROM).
4. Лобазова О.Ф. Религиоведение [Текст] : учебник для студентов, обучающихся по специальности "Социальная работа", а также гуманитарных и социально-гуманитарных вузов, колледжей, лицеев и гимназий / О. Ф. Лобазова; Российский гос. соц. ун-т. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К?, 2008. - 488 с.
5. Пивоваров Д.В. Философия религии [Текст] : учебное пособие / Д. В. Пивоваров; Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. - 640 с.

5.2. Дополнительная литература

1. Абрамович В. Под знаменем Николы Теслы [Текст] / Велимир Абрамович // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 28-29
2. Волкова Л. Не бубен, а компьютер! [Текст] / Лилия Волкова // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 59
3. Геворкян Э. Время худых коров [Текст] / Эдуард Геворкян // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 26-28
4. Гончаров В. П. О взаимоотношении науки и религии в прошлом и настоящем [Текст] / В. П. Гончаров // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - № 5. - С. 147-161.
5. Костылев П. Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии [Текст] / П. Н. Костылев // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. - 2011. - № 5. - С. 74-82.
6. Лобачев В. Времена кризисов и надежд [Текст] / Валерий Лобачев // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 2-6
7. Лотман Ю. М. Испытание прогрессом [Текст] / Ю. М. Лотман // Наука и религия. - 2011. - N 7. - С. 6-9
8. Москаленко М. Р. Естественнонаучная картина мира и религиозный экстремизм [Текст] / М. Р. Москаленко // Alma mater: Вестник высшей школы. - 2012. - № 4. - С. 71-75 .
9. Рашковский Е. Б. Судьбы религий и революций: от реформации до постмодерна [Текст] / Е. Б. Рашковский // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - N 6. - С. 99-107.
10. Сизинцева Л. И. Плоды любомудрия [Текст] / Л. И. Сизинцева // Наука и религия. - 2011. - N 10. - С. 29-31
11. Штуден Л. Л. "Барьер непроходимости" для новой науки [Текст] / Л. Л. Штуден // Наука и религия. - 2011. - N 11. - С. 30-31

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Дисциплина: «История науки»

Реферат

Тема: Наука как социальный институт

Выполнил:

студентка группы СР(м)-41

Киселева Алина Геннадьевна

Проверил:

Хабаровск

2015 год

Введение………………………………………………………………………3

Становление науки……………………………………………………………4

Основные функции науки…………………………………………………… 6

Структура науки………………………………………………………………9

Фундаментальное и прикладное в науке …………………………………..11

Социальные и психологические особенности в науке……………………15

Заключение…………………………………………………………………...22

Список использованной литературы……………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ

Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры и, возможно, самым динамичным ее компонентом. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Ни одна из крупнейших философских концепций XX в. не могла обойти феномена науки, не выразить своего отношения к науке в целом и к тем мировоззренческим проблемам, которые она ставит. Что такое наука? Какова главная социальная роль науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Возможно ли вненаучное познание, каков его статус и перспективы? Можно ли научным способом ответить на принципиальные вопросы мировоззрения: как возникла Вселенная, как появилась жизнь, как произошел человек, какое место занимает феномен человека в всеобщей космической эволюции?

Обсуждение всех этих и множества других мировоззренческо - философских вопросов сопровождало становление и развитие современной науки и было необходимой формой осознания особенностей как самой науки, так и той цивилизации, в рамках которой научное отношение к миру стало возможным. Сегодня эти вопросы стоят в новой и весьма острой форме. Это связано прежде всего с той ситуацией, в которой оказалась современная цивилизация. С одной стороны, выявились невиданные перспективы науки и основанной на ней техники. Современное общество вступает в информационную стадию развития, рационализация всей социальной жизни становится не только возможной, но и жизненно необходимой. С другой стороны, обнаружились пределы развития цивилизации односторонне технологического типа: и в связи с глобальным экологическим кризисом, и как следствие выявившейся невозможности тотального управления социальными процессами.

В последние годы внимание к этим вопросам в нашей стране заметно снизилось. Думается, что одна из главных причин этого в общем резком падении престижа научного знания в нашем обществе, в той катастрофе, которую переживает наука России в последние годы. Между тем совершенно ясно, что без развитой науки Россия не имеет будущего как цивилизованная страна.

Лекция № 1.

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Тема: «Конституционное право как отрасль российского права,

Понятие конституционного права в современной юридической литературе используется в трех значениях. Во-первых, конституционное право – это отрасль права; во-вторых, конституционное право – это наука; в-третьих, конституционное право – это учебная дисциплина.

В основном значении конституционное право представляет систематизированную совокупность правовых норм, регулирующих публичные отношения, определяющие общественный и государственный строй, положение личности в общественной и государственной жизни, а также принципы взаимоотношений личности и государства.

Конституционное право возникло как результат эволюции отрасли государственного права и является высшей формой ее проявления на современном этапе. Возникновение отрасли государственного права было обусловлено появлением государства и права. В этом смысле история государственного (конституционного) права неразрывно связанна с историей человеческой цивилизации. Избрав отправной точкой периодизации истории конституционного права формирование и совершенствование источников и институтов государственного (конституционного) права на различных этапах в развитии государства, права и общества, можно выделить четыре периода в эволюции данной отрасли:

1. государственное право в древности;

2. государственное право в средние века;

3. конституционное (государственное) право в новое время;

4. современное (новейшее) конституционное (государственное) право.

До настоящего времени не разрешен спор о наименовании отрасли. В России долгое время существует конкуренция между двумя терминами, используемыми для наименования отрасли: государственное право и конституционное право. В основном, учеными используется название «конституционное право», но встречается – «конституционное (государственное) право» и «государственное право».

Так же, как и название отрасли, вопрос о понятии конституционного права как отрасли права и проблема определения предмета отрасли сохраняют свою дискуссионность по сей день. С точки зрения объема правового регулирования можно выделить два подхода к предмету отрасли конституционного (государственного) права: широкий и узкий. В России наблюдается тенденция расширения предмета конституционного регулирования. В одних сферах конституционное право непосредственно и в полном объеме регулирует общественные отношения (политическая сфера), а в других – лишь основополагающие, т.е. такие, которые предопределяют содержание остальных отношений в этих сферах (экономическая, духовная, социальная и культурная).



Определение предмета конституционного права России в современный период следует проводить с учетом функционального назначения данной отрасли, ее особенности тенденций развития. Исходя из этого, современное конституционное право РФ можно определить как ведущую фундаментальную отрасль российского права, которая объединяет в единую систему конституционно-правовые нормы устанавливающие:

Основы общественного и государственного строя;

Основы взаимоотношений личности и государства;

Отношения по организации и осуществлению публичной (общественной и государственной) власти.

Конституционное право является именно тем правовым механизмом, который должен гарантировать полноправное участие в этих отношениях личности, общества и государства, их взаимную меру ответственности.

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования.

Для конституционного права характерно разнообразие методов правового регулирования.

В конституционном праве основные методы правого регулирования (императивный и диспозитивный) используется в полном объеме и дополняют друг друга.

Названные методы могут быть подразделены в свою очередь на следующие способы воздействия: предписание, запрет и дозволение.

Предписание или позитивное обязывание – способ правового воздействия, суть которого состоит в предписании совершения определенных обязательных и юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой (ст. 82, ст. 92, ст. 57 Конституции РФ и др.).

Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий (ч.3 ст. 3, ст. 21, ч.2 ст.34 Конституции РФ и др.).

Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействий, которые имеют или могут иметь юридическое значение. Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Но дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права, а предполагает также установления пределов для совершения действий или бездействий (ст. 111, ст. 117, ст. 39 Конституции РФ и др.)

Конституционное право является фундаментальной отраслью публичного права и ведущей отраслью российской системы права. Во-первых, конституционное право отличается особой значимостью и широтой своего предмета регулирования. Во-вторых, главным источником отрасли является Конституция, которая содержит нормы, полностью относящиеся к конституционному праву. В-третьих, нормы конституционного права определяют базовые ценности и принципы для всех отраслей российского права. В-четвертых, посредством конституционного права создается система основных критериев формирования отраслей права. В-пятых, развитие содержания конституционных норм влияет на изменение норм других отраслей права.

Наиболее тесно конституционное право связано с административным, финансовым, муниципальным правом. Конституционное право содержит исходные начала для уголовного права и процесса, гражданского, хозяйственного и других отраслей российского права.

Система отрасли конституционного права в каждой стране формируется, исходя из традиций правовой культуры и особенностей развития. Вместе с тем существуют общие закономерности систематизации отрасли.

У отрасли конституционного права России как системы можно выделить три типа элементов: структурообразующие (нормы права – институты – подотрасли), функциональные (конституционно-правовые отношения функциональные ()рообразующие.в: структурообразующие. одя из традиций правовой культуры и особеннотей развития кого права.

пра) и формальные (источники конституционного права).

Конституционно-правовые нормы – нормы права, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет данной отрасли.

Нормы конституционного права отличаются от норм других отраслей:

1) по степени важности;

3) по источникам, в которых они закреплены;

4) по их юридической силе;

5) своеобразием (особенностью) видов. В конституционном праве встречаются особые нормы общего характера – это нормы-дефиниции, нормы-декларации, нормы-принципы, нормы-задачи (нормы-цели), нормы-программы, нормы-разъяснения, диспозитивные нормы, нормы-справки, нормы-символы;

6) по степени обязательности;

7) особым механизмом их реализации;

8) особенностью структуры.

Конституционное правовые нормы могут быть подразделены по различным основаниям на императивные и диспозитивные; на материальные и процессуальные, на управомачивающие, обязывающие и запрещающие; на постоянные и временные и другие.

Конституционно-правовые нормы образуют институты конституционного права. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Развитие конституционного права и усложнение задач, стоящих перед данной отраслью, приводит к постепенной эволюции того или иного института либо группы институтов и трансформации их в более сложную систему норм – подотрасль конституционного права.

При реализации норм конституционного права возникают конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые отношения имеют следующие особенности:

1. Конституционно-правовые отношения возникают в сфере отношений, составляющих предмет конституционного права.

2. Им свойственен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не являются участниками других видов правоотношений.

3. Характеризуются значительным разнообразием.

4. Возникают по поводу особых объектов (государственная власть, свобода и достоинство личности и другие).

В общей теории права под источниками права в широком смысле понимают нормы или факторы возникновения права, в узком значении – юридический способ изложения смысла и содержания права, воплощенный в конкретную ритуальную и формальную оболочки.

Факторами, определяющими систему и иерархию источников права, являются: политико-правовая культура государства, форма государственного устройства.

Место конкретного источника в иерархии определяет его юридическая сила. К числу источников конституционного права РФ относятся Конституция РФ; решения Конституционного Суда РФ, содержащие в себе положение нормативно-доктринального характера; федеральные конституционные и федеральные законы; акты Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального Собрания РФ; договоры; постановления Верховного Суда РФ, конституции и уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; решения конституционных и уставных судов субъектов РФ; нормативно-правовые акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

В научной литературе, освещающей проблемы конституционного права, выделяется конституционно-правовая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности. Субъектами конституционно-правовой ответственности в России могут быть следующие участники конституционно-правовых отношений: Президент РФ; Правительство РФ; Государственная Дума РФ; субъект РФ; органы государственной власти субъектов РФ; органы МСУ; общественные отношения; участники избирательного процесса. Основанием конституционной ответственности является конституционный деликт.

Конституционно-правовые санкции – это предусмотренные федеральным законом меры государственного принуждения, влекущие наступление неблагоприятных последствий морального и материального характера для правонарушителя, наступающие за совершение им конституционно-правового деликта. Виды конституционно правовых санкций:

Лишение общего или специального конституционно-правового статуса, досрочное прекращение (лишение) полномочий, например: роспуск, отзыв, расформирование, отстранение от должности, отмена регистрации и другие;

Отказ, например: в регистрации, в назначении референдума и другие;

Ограничение, лишение субъективного конституционного права;

Оценочные санкции (выражение недоверия, предупреждение);

Принуждение к исполнению конституционных обязанностей;

Отмена (приостановление) правовых актов.

Конституционное право является отраслевой наукой, т.к. ей соответствует отрасль в системе российского права.

Наука конституционного права – совокупность знаний, учений и теорий о целесообразном и закономерном возникновении, функционировании и развитии конституционного права как отрасли права.

Наука конституционного права использует различные методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический и другие.

Источниками науки конституционного права являются факторы, составляющие основы научного познания: труды отечественных и зарубежных ученых; конституционное законодательство, государственно-правовая практика и общественно-политическая деятельность.

Наука российского государственного (конституционного) права сформировалась значительно позже первых западных школ.

В развитии и формировании российской науки конституционного (государственного) права можно выделить три этапа:

I. развитие науки дореволюционного государственного (конституционного) права России;

II. эволюция науки советского государственного (конституционного) права;

III. формирование современной науки конституционного (государственного) права РФ.

Конституционное право как учебный курс представляет собой систему знаний об отрасли и науке конституционного права, формируемую в образовательных целях, эти знания необходимы специалистам в области государствоведения и юриспруденции для понимания основ и сущности государственно-правовой материи, механизмов ее функционирования в политической и общественной жизни страны.

Е.В.Титова

Строение педагогической науки

Для получения представлений о структуре современной педагогики как науки необходимо, прежде всего, осознать из каких структурных элементов она складывается. Причем для понимания строя науки важно осмыслить прежде всего состав и соотношение самих структурных подразделений (единиц), в рамках которых осуществляется научная деятельность и развивается система научного знания педагогики.

В разных источниках и контекстах можно обнаружить такие наименования структурных составляющих педагогической науки как:

· научные дисциплины

· отрасли педагогики (научные отрасли, отрасли педагогической науки);

· разделы педагогической науки

· научные направления

· научные области

· течения в науке (научные течения, педагогические течения)

· научные Школы

Встречая подобные обозначения в текстах, нельзя не заметить некоторой путаницы в употреблении этих понятий и явной неоднозначности их смыслового наполнения. Одна и та же научная область может именоваться и отраслью, и дисциплиной, и разделом педагогики, и ее научным направлением и т.д. Такая беспорядочность словоупотреблений не позволяет иметь ясных представлений о действительной структуре педагогики и тенденциях ее развития.

В связи с этим возникает ряд вопросов. Правомерно ли выделение всех этих конструкций в структуре педагогики? Что они собой представляют, чем отличаются друг от друга, каковы их признаки и особенности? Как они соотносятся между собой? Ответы на эти вопросы позволят обозначить те позиции, с которых возможен взгляд на целостный образ реальной структуры педагогической науки.

По-видимому, для начала следует уточнить понятия, используемые для обозначения структурных элементов науки. В ряду перечисленных понятий по степени строгости (точной определенности) их смыслового наполнения можно выделить более строгие (точно определенные) понятия и менее строгие, не имеющие точного определения. Так к числу наименее строгих могут быть отнесены понятия «научная область» и «раздел науки». В принципе они применимы к любому структурному ее элементу как более общие, через которые могут определяться другие. Например, через понятие «научная область» могут быть определены конкретные виды и типы научных областей.

Кроме того, выделенные понятия различаются по содержанию и объему и, следовательно, могут быть соотнесены иерархически (субординационно и координационно).

Научные дисциплины.

В науковедческих источниках как наиболее широкое по объему рассматривается понятие «научная дисциплина » и, фактически, оно применяется для обозначения конкретной науки в единой системе наук.


Признание той или иной научной области дисциплиной осуществляется по определенным признакам. Наиболее общие черты научной дисциплины (по Э.М.Мирскому):

· единство дисциплинарного знания и способов действия с ним;

· единый набор средств дисциплинарной коммуникации и институтов, регулирующих функционирование дисциплины.

Существует также и более развернутый список признаков научной дисциплины , включающий в себя следующие:

1) фиксированный корпус наличного знания;

3) набор аналитических и эмпирических исследовательских средств (включая определенные методики изучения и языки описания);

4) набор теорий и предположений о природе исследуемой реальности, а также подходы к ее изучению;

5) одна или несколько типичных схем взаимодействия, обычных для исследовательской деятельности в данной дисциплине (соотношение между теоретическим и эмпирическим, экспериментом, наблюдением и т.п.);

6) единая писанная история успехов и неудач исследовательской деятельности и представление о перспективах ее развития (включая как сам набор проблем, так и определенное направление развития в их постановке и изучении);

7) определенные средства и каналы коммуникации между коллегами;

8) сфера специальной подготовки и определения профессиональной принадлежности ученых;

9) набор профессиональных институтов, ассоциаций, журналов и т.п.

Если руководствоваться приведенными признаками, то можно утверждать, что понятие «научная дисциплина» с достаточной правомерностью может быть применимо не только по отношению к педагогике в целом (как одной из научных дисциплин в единой системе наук), но также и по отношению к некоторым, относительно обособленным, научным областям в составе педагогической науки как целого. В частности, признакам научной дисциплины в структуре педагогики отвечают, так называемые, «частные дидактики», именуемые также «методиками обучения» (методика обучения биологии, физики, химии и т.д.).

Таким образом, понятие «научная дисциплина» используется в педагогике в двух значениях: во-первых, для обозначения педагогической науки в целом и, во-вторых, для обозначения относительно обособленных внутринаучных областей, имеющих соответствующие признаки.

В основании выделения, обособления тех или иных структурных формирований педагогики как целостной научной дисциплины, также как и в любой другой науке, лежат особенности (специфика, своеобразие) либо объекта , либо предмета , либо подхода к изучению объективной реальности (методов, способов, принципов, исследовательской программы и т.п.), либо получаемого продукта (уровня и предназначения научных знаний).