Можно ли поминать раньше или позже. Как помянуть усопшего в годовщину смерти? Основные тонкости ритуала


Поминовение усопших. Надо ли поминать усопшего день в день? Можно ли поминать раньше или позже? Когда и почему?

  1. Поминают в 3ий день, 9ый день, 40ой день, и год со смерти, также поминают в дни его рождения земного, в дни его именин (день памяти святого, имя которого он носил) . 3,9,40 дни как правило отмечают день в день, а годовщину, если вы например не можете, вы работаете в этот день, можете помины провести раньше дня за три до даты. По народному нельзя день рождение свое раньше справлять, а поминать можно. Теперь почему мы отмечам 3ий день, ведь главное, не стол который мы накрыли и что на этом столе, главное МОЛИТВА. По писаниям (Когда в третий день бывает в Церкви поминовение за душу усопшего, тогда душа умершего получает от стерегущего Ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в Церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжении двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в 3ий день из мртвых, повеливает, в подражениеЕго Восресению, вознестись душе на Небеса для покланения Богу всяческих. После поклонения в 3ий день повеливается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая.Вс это рассматривает душа в шесть дней, удивляясь и прославляя Творца всяческих-Бога. Созирцая вс это, она изменяется, и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода с него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслождений святых она начинает скорбеть и укорять себя -Увы мне! Сколько я осуетилась этом в мире? Увы мне, бедной! После шести дней душа сново возносится Ангелами на поклонение Богу. После вторичного поклониния Владыка всех повелевает отвести дешу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечистивых грешных людей. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней (с 9го по 40 ой) трепеща чтобы и ей не быть заключеной в них. В сороковой день она опять возносится к Богу и теперь уже Судия определяет приличное по делам ее место заключения.
  2. Да, когда хочешь поминай, а хочешь - не поминай вовсе. Ему уже все равно. Поминки нужны больше тем, кто поминает, ибо вспоминая мертвого, они, на самом деле, вспоминают себя в то время, когда он был еще жив.
  3. По учению Святой Православной Церкви все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. "Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во век" (Ин. 11, 26). Поэтому умирающие православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя молитвенное общение со всеми остальными ее чадами.

    Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь может наилучшим образом сделать это молитвой о них и, в особенности, подачей записки для поминовения на Божественной литургии. Ничего лучшего и большего сделать для них мы не можем. Это им всегда необходимо... (Архиеп. Иоанн (Максимович)) .

    Для молитв за умерших назначен особый день в седмице суббота, в которую полагается заупокойная служба (кроме праздников, если случатся в этот день) .

    Любовь к умершим родственникам возлагает на нас, ныне здравствующих, святую обязанность молиться о спасении их душ. По словам священника Николая Успенского, ...молясь об усопших родственниках, мы доставляем им единственное благо, которого жаждут их души, помилование от Господа.
    Из глубокой древности идет обычай совершать о каждом усопшем поминовение в третий, девятый и сороковой дни по его кончине, а также совершать сорокоусты. Сорокоуст - это непрерывное поминовение в течение 40 дней по кончине.

    Также поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, день рождения и именин в том смысле, что умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет тело его.

    Помимо участия в заупокойных богослужениях, Святая Церковь заповедует своим чадам поминать усопших и на домашней молитве. Здесь каждому молящемуся предоставляется некоторая свобода для проявления личного усердия. В дополнение к вечерним и утренним молитвам иноки и миряне прочитывают помянник, совершая поименное поминовение живых и мертвых. Кроме того, существует древний обычай читать псалтирь по усопшим. На домашней молитве по благословению духовника может быть совершено поминовение и тех, кого нельзя поминать на церковном богослужении - своих родных и близких, скончавшихся вне ограды Православной Церкви - некрещеных, еретиков и т. д. Оптинские старцы разрешали на домашней молитве поминать даже самоубийц.

    Кроме молитвы за усопших ещ одним действием поминовения их является милостыня. Под милостынею понимается не только подаяние нищим в память усопшего, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся.

    Святитель Иоанн Златоуст говорил: Роскошное погребение, не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня.

  4. Можете конечно и не день в день, но изменение тела состоиться именно в тот день когда положено. Поминки обычно делают троекратно, в соответствии с изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце) . На девятый и сороковой дни предполагается посещение родственниками умершего кладбища и организация поминальной домашней трапезы.
  5. Молиться можно в любой день, это у нас дни, недели, годы.... а там вечность! Просто принято вспоминать особо о усопшем в день его смерти, но это не значит, что в другой день нельзя.
  6. Просто помните его...
  7. Алкоголь великий обманщик! Коварный напиток сначала делает мужика - веселым, а затем алкоголиком и импотентом. Ещ более трагично происходит с женщиной. Из милого создания, она превращается в отвратительное существо. К счастью, женский алкоголизм лечится легче, чем мужской.

Эту траурную дату отмечают в узком кругу самых близких родственников и друзей. Семья покойного заранее сообщает о поминках на год смерти тем, кого желает на них видеть. Это мероприятие предназначено только для очень близких людей, многолюдные сборища в данном случае неуместны.

Как правильно делать поминки?

В годовщину смерти за усопшего нужно обязательно помолиться в церкви, а по завершении службы попросить священника, чтобы он отслужил панихиду.

По традиции в этот день (в первой его половине) , наводят там порядок и облагораживают это место. Если погодные условия (снегопад, гололед, сильный дождь) не позволяют прийти на кладбище, это можно сделать и в другой день. С собой желательно принести живые цветы, пусть даже немного, или хвойные ветви. Кстати, по христианской традиции можно приносить на поминки только живые цветы. Они символизируют жизнь вечную, ведь человеческая душа бессмертна, а искусственные цветы изначально являются неживыми. Кроме того, живые цветы рассматривают как доказательство того, что любовь к умершему человеку жива. В христианстве запрещено приносить на могилу еду и спиртное. Покойного поминают только молитвами, живыми цветами и добрыми словами у могилы.

После посещения кладбища устраивают поминальный обед. В зависимости от количества присутствующих его можно сделать дома или в небольшом зале кафе, исключая соседство веселящихся посетителей.

Меню поминального стола включает традиционные блюда: поминальную кутью, символизирующую жизнь вечную, блины, компот. Часто стараются учесть вкусовые пристрастия покойного, предлагая блюда, которые он любил при жизни, ведь мероприятие посвящено его памяти.

Обычно на стол подают рыбные блюда (как символ христианства), салаты (винегрет, квашеную капусту, маринованные грибы или свежие овощи летом), сырную и мясную нарезку. На первое – борщ, на второе – тушеное мясо или жареную курицу с пюре или отварным картофелем.

Можно подать десерт, дополняя компот сладкими пирожками, печением или пряниками. Из спиртного предпочтение отдается крепким напиткам (например, водке) и сухим красным винам.

Вообще-то блюда поминального стола не должны сразить присутствующих своим богатством и разнообразием, главное во время спокойной застольной беседы вспоминать добрым словом покойного и его дела при жизни.

Еще один важный момент годовщины смерти – дела милосердные. В этот день раздают милостыню нуждающимся людям, чтобы как можно больше человек помянуло покойного добрым словом. Можно раздать деньги, конфеты, печенье нищим у храма, отдать вещи усопшего нуждающимся знакомым, сделать подношение в дом престарелых или дом малютки.

Если день поминовения приходится на время поста, поминки должны быть скромными, а поминальный стол соответствовать требованиям поста, особенно строгого. В строгий пост нельзя употреблять яйца, мясные, молочные и рыбные продукты, ставить на стол спиртное, даже блины должны быть постными.

Полное собрание и описание: какая молитва читается на годовщину смерти для духовной жизни верующего человека.

Смерть близкого – неизмеримо тяжелый момент для любого человека. В такие минуты мы сами нуждаемся в помощи и утешении, а ведь надо взять себя в руки и помочь тому, от чьих рук уже ничто не зависит, усопшему. Пока мы живи, наша посмертная участь кроется добрыми делами, мыслями и молитвами, когда мы умираем, вся надежда на наше спасение возлагается на плечи близких.

Понимая, что мы должны помочь усопшему искупить его грехи, мы устраиваем пышные похороны, заказываем дорогое надгробие, роскошные поминки, плачем и сетуем на судьбу – но все это, на самом деле, мы делаем для собственного успокоения. Помочь в действительности мы можем только поминальной молитвой, милостыней и всякими добрыми делами, творимыми от имени покойного.

Молитва на поминальной трапезе

Поминки устраиваются христианами испокон веков, чтобы почтить память усопшего и испросить у Господа прощения его грехов. Поминки устраивают на 3-й день после кончины (похороны), 9-й день и 40-й день. Также их проводят в другие, памятные для умершего дни – день рождения, день ангела, годовщина смерти. Конечно, ключевым элементом на таких трапезах должен быть не пышный стол и реки спиртного, а поминальные молитвы об усопшем.

На поминки могут прийти все желающие, знавшие умершего. Также существует древний обычай приглашать и садить за стол первыми нуждающихся. Тогда православные поминки и поминальная молитва превращались в милостыню, ведь этим беднягам и немощным раздавали еду, вещи, все, что могло бы им понадобиться. Конечно, все это следует делать от имени того, кого поминают и каждый раз, давая милостыню, говорить «Прими Господи эту милостыню от имени …».

Перед началом трапезы читают 17 Кафизму из Псалтыря. Это должен делать кто-то из близких. Далее перед едой читают «Отче наш», а после окончания трапезы – читают благодарственную молитву «Благодарим Тя, Христе Боже наш» и «Достойно есть».

Между каждым блюдом, вместо произнесения «пусть земля ему будет пухом», следует читать короткую поминальную молитву, которую можно использовать и на годовщину смерти, и в любой день, когда мы хотим помолиться за усопшего – «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное».

40 дней поминания

Наиболее усердно следует читать поминальные молитвы на 40 дней. Господь особенно милостив к тем душам, за кого есть кому молиться, ведь это значит, что их жизнь прошла не зря и они сумели пробудить и оставить по себе любовь хотя бы в одном сердце.

Если мы молимся о грешниках, Бог простит им их грехи и освободит от мучений. Если читаем поминальные молитвы о праведниках, они в благодарность будут просить Бога об искуплении наших же грехов.

В домашней молитве можно поминать и тех, за кого нельзя молиться в церкви – это самоубийцы и люди, неверующие при жизни и некрещеные. Домашняя молитва зовется келейной (выполняемой по правилам), и оптинские старцы разрешали молиться таким образом за самоубийц и неверующих.

Поминальные молитвы на кладбище

Придя на кладбище, следует прочесть поминальную молитву на 9 дней. Она зовется литией, что в прямом смысле означает усиленное моление. Надо зажечь свечу, помолиться, можно для чина молитвы пригласить священника, надо прибраться на могиле, просто помолчать и вспомнить усопшего.

Православие не приветствует обычаи есть, пить, оставлять рюмку с водкой и куском хлеба на могиле. Все это языческие традиции, ими не следует увлекаться. Также не следует ставить прибор на столе на поминках для усопшего, не наливать ему, даже если при жизни он был склонен к употреблению спиртного.

Поминальная молитва

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

лучших материалов WomanAdvice

Подписывайся, чтобы получать лучшие статьи в Facebook

Какие молитвы следует читать за упокой умершего после 40 дней?

Души умерших лишаются возможности молиться перед Господом, каяться в своих прегрешениях. Делать это нужно было при жизни. Но за умершего могут молиться его близкие. Чрезвычайно полезно молиться первые 40 дней. Ежедневно читают по кафизме Псалтири и Акафист по умершему.

После этого срока покойников поминают в годовщину после смерти, на 2 год, 3-й. Поминают в Родительские и Вселенские субботы.

Для поминовения своих родителей, бабушек-дедушек подойдут такие молитвы:

В нужных местах вставляя имена своих усопших предков.

Подавать записки в церковь для поминания полезно, но не стоит перекладывать молитвенную работу о своих близких на сторонних людей, пусть даже Церковью для этого уполномоченных.

Полезно и самой потрудиться в поминальном чтении. Лучше детей за родителей никто не помолится.

Молитва за всякого усопшего.

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прсти вся вольная его слгрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня гееннскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: ащебо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Обычные молитвы за упокой, они размещены во всех молитвословах. А ещё ннадо читать псалтирь царя Давида с поминанием усопшего на каждой славе! Как читать псалтирь за покойников указано в самой книге. Всю псалтирь надо прочитать сорок раз за год или полгода, а сможете и за 40 дней -это уже подвиг!

Молитва за упокой души умершего на 9 дней, 3, 40 и годовщину - как и зачем ее читать

Молитва за упокой души умершего - важнейшая часть любых похорон и поминок. Как, в частности, в нашей, православной вере, так и в христианской религии в целом. Почему этой части похоронного ритуала уделяется столько внимания?

Молитва за упокой души умершего - откуда произошла эта традиция и зачем она нужна

Молитва после смерти человека - давняя часть любой традиции, не важно, христианской, или языческой. Называются они по-разному и принимают абсолютно разные формы, но факт остаётся фактом. После смерти человека в путь на другую сторону его провожают определённым, установленным песнопением, панихидой, или другой формой религиозного ритуала. Потому что в каждой традиции, вне зависимости от вероисповедания, существует практика провожать человека.

Молитвы за упокой облегчают переход человека из одного мира в другой.

Почему? В чём причина? Верования человечества во многом расходятся. Но все они сошлись во мнении, что человеческая душа, отягощённая грехами, с трудом сможет попасть в лучший мир. Но у каждого есть родственники и люди, которые его любят. И желание облегчить такую дорогу близкому человеку вполне естественно.

Именно для этого существуют молитвы за упокой души. Ведь их произносят с горячим состраданием, пытаясь помочь умершему. Высшие силы, увидев такое рвение со стороны родственников и друзей, понимают, что если его так любят, то и меру грехов можно умерить. По плохому человеку вряд ли кто-то будет страдать.

Так что существование таких ритуалов вполне понятно, как логически так и эмоционально. Все хотят помочь своим родственникам, хоть живым, хоть мёртвым. Тем более, что, по большому счету, сам покойник уже не нуждается ни в гробе, ни в памятнике. Он уже мёртв, ему всё равно. Это если говорить о теле. Но вот душа - другое дело. Именно для неё скорбящие возносят молитвы. И стоит знать, что такая молитва может помочь живым тоже. Таким образом, что она поможет им настроится на духовный лад. Встать, так сказать, на одну линию связи с Небесами. Задуматься о том, какое количество грехов скопилось у каждого на душе. И подумать на такую тему - а сколько людей будет горевать на ваших собственных похоронах?

Когда нужно читать молитву об упокоении души

Молитва об упокоении души умершего - важная часть поминальной службы, когда душе больше всего нужна поддержка во время её скитаний. Нельзя относиться к вашему мёртвому родственнику небрежно, ведь Бог почувствует ваше халатное отношение и уже не будет так снисходителен.

Самая сильная помощь будет, если прочитать такую молитву в Церкви. Прежде, чем вознести молитву, живому родственнику нужно посетить храм. Прийти лучше всего к самому началу службы, либо за несколько минут до. Принесите с собой церковную записку, ведь её нужно будет передать к алтарю. Самый лучший момент - на проскомидии . Тогда во имя покойного возьмут часть из специальной просфоры. С её помощью можно получить великое очищение от грехов, когда часть такой просфоры положат в Чаще Священных Даров. Когда литургия закончится, панихиду тоже нужно будет отслужить. Если вы хотите, что бы молитва стала намного эффективнее, то скорбящему следует самому причаститься.

Есть определённые дни года, когда в Церкви чтят всех. От братьев и сестёр, которые умерли со всеми христианскими молитвами и отпеваниями, до тех, кого настигла смерть лютая, или внезапная. Без полагающейся в такой момент религиозной, обрядовой части.

  1. Суббота, которая называется мясопустной. Её отмечают за восемь дней до Великого Поста.
  2. Субботы, носящие название родительских дней. Стоят на второй, третьей и четвёртой неделе Великого Поста.
  3. Суббота троицкая. Отмечается перед днём Святой Троицы.
  4. Радоница. Вторая неделя после Пасхи, во вторник.
  5. Суббота, которая считается как родительской, так и Димитриевской. Отмечается восьмого ноября, что день памяти святого и мученика, Димитрия Солунского. Изначально она проходила в канун Куликовской битвы и во время её поминали имена православных воинов, которые почили, защищая родную землю.
  6. Поминовение православных, усопших воинов, 9 мая (26 апреля по старому стилю).

О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы

Что ещё нужно помнить, для правильного поминовения? Во-первых - особые даты. Умершего нужно вспоминать на день его рождения, день кончины и на именины . Так же в эти дни советуется щедро нести пожертвования церковные, где всегда будут чтить имя его. А ещё - милостыня бедным, с тем расчётом, что бы они вспоминали имя вашего родственника, когда будут молиться.

Текст молитвы об упокоении души умершего:

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная; избави его вечныя муки и огня геенскаго и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя, и со святыми Твоими, яко Щедр, упокой; несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя - правда во веки; и Ты еси един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва на 9 дней после смерти, а так же на 3 день, 40 дней и годовщину

Почему читается молитва именно на 3 дня, 9 и 40 дней после смерти ? Считается, что первые 3 дня душа готовится к отходу. Она всё ещё в теле, но держится за него буквально несколькими ниточками. Потом, когда на 3-й день тело хоронят, последняя связь прерывается. И с 3-го дня по 9-й день новоотлетевшей душе показывают райские кущи, так сказать. Как выглядит Рай, какие удовольствия ждут душу, как там хорошо и приятно.

Но когда наступает 10-й день - перед душой разворачивается совершенно другая картина. Ей начинают демонстрировать муки адские, и что её ждёт, если она попадёт сюда. Всё это время она не знает, что же именно её ждёт, Рай, или Ад. И узнает об этом умерший только на 40-й день. Именно в эти дни, когда решается судьба человеческой души, ей больше всего нужна поддержка от живых родственников. Потому принято читать молитвы и совершать панихиды именно в эти даты. Так что, как мы сами видим, молитва на 9 дней после смерти, на 3 дня и на 40 - очень важны. Ведь именно в эти дни решается судьба человеческая, а точнее судьба бессмертной души.

Есть несколько основных правил, которых нужно придерживаться, когда проводят поминки на такие значимые даты. Первое - верная атмосфера, дома, или вместе, где будет проходить мероприятие. Родственники должны налить в стакан воды, положить сверху ломоть хлеба и запалить лампадку.

Второе - количество поминающих. Их не должны быть много. Это близкие родственники и друзья, а так же сослуживцы, с которыми он поддерживал самый тесный контакт. Женщины должны подобрать волосы под платок, без исключения. А мужчины должны находится без каких-либо головных уборов.

Третье - приглашение. Не принято приглашать людей на поминки, ведь только так можно узнать, кому действительно важно спокойствие души умершего. Они должны прийти сами. Но иногда так бывает, что человек под гнётом горя забывает о том, какой сейчас день. Так что ему можно невзначай напомнить, не приглашая прямо.

Заупокойная Божественная литургия и панихида в храме святителя Николая Чудотворца - Патриаршем Подворье г. Софии

Четвёртое - еда. Все, кто собирается накрывать стол в этот день, должны помнить, что компот, кутя и вообще каши - обязательный атрибут поминального стола. Можно приготовить любимую еду усопшего и поставить во главу стола.

Пятое, и самое важное правило - вы собрались не для того, что бы отобедать. Вы должны помянуть усопшего. Вспомните совместные, приятные моменты, какие-то факты из его жизни. Пусть он всплывет в вашей памяти как живой. Как человек, который был с вами рядом. Почувствуйте его тепло.

Молитва на 9 дней после смерти:

Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших;

Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя - правда во веки, и слово Твое - истина. Яко Ты еси Воскресение, и Живот и Покой усопших раб Твоих (имя рек), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва на 3 дня:

Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (усопшия рабы Твоея, души усопших раб Твоих) (имярек) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши (человецы согрешиша), Ты же, яко Человеколюбец Бог, прости его (ю, их) и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), небесному Царствию причастника (причастницу, причастники) учини (поклон), и душам нашим полезная сотвори (поклон).

Молитва на 40 дней:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Молитва на годовщину после смерти:

Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего (имя) (рабы Твоей (имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Молитва об упокоении души усопшего - важная часть любой похоронной и поминальной церемонии. Потому что она помогает душе очистится, при чём как душе умершего, так и душам живых. Тем более, что при прочтении такой молитвы сам Господь Бог будет с большей милостью оценивать поступки усопшего.

    • Гадания
    • Заговоры
    • Ритуалы
    • Приметы
    • Сглаз и Порча
    • Обереги
    • Привороты
    • Отвороты
    • Нумерология
    • Экстрасенсы
    • Астрал
    • Мантры
    • Существа и

    В этот день были обширные празднества, народ пил и гулял. Считалось, что не грех выпить много, если закрома полны. Не даром говорили: «Наниколился!». На зимнего Николая принято делать заговоры против алкоголизма. Можно заказывать молебен о здравии родственника с алкогольной зависимостью. 19 декабря святой Николай приносит детям подарки, а родственники читают молитвы об их здравии.

    Годовщина смерти: как помянуть человека?

    В узком кругу отмечается годовщина смерти. Как помянуть, кого пригласить, какое составить меню – организационные моменты волнуют семью усопшего. Делами милосердия, молитвами, посещением кладбища следует почтить память покойного.

    История возникновения дней поминовения

    Поминки (или помин, поминание) – это ритуал в память об умершем человеке. Обычно поминки проводят родственники, если таковых нет – близкие люди, друзья.

    Традиция поминовения возникла в связи с христианским учением. В каждой религии существуют свои обряды поминания людей. Адаптированное народное сознание часто объединяет несколько верований в один ритуал.

    Христианские традиции являются основополагающими в России. Тем не менее по православным правилам (с заупокойными поминовениями, молитвами) поминают только людей, прошедших обряд крещения. Исключение составляют самоубийцы, некрещеные, неправославные, еретики – за них церковь не молится.

    Даты поминания

    В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни. Блюда с поминального стола раздают друзьям, знакомым, коллегам усопшего, чтоб те вспоминали его.

    В день похорон собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Захоронение происходит по традициям региона, в котором проживал человек. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки.

    На 9 день после смерти почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба. Это языческая традиция, неприемлемая для христиан.

    На 40 день приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах.

    Затем наступает годовщина смерти. Как помянуть, кого пригласить – решают родственники усопшего. Обычно зовут на годовщину смерти самых близких друзей, родственников.

    Христианские традиции поминовений

    По христианской вере поминание на 3 день после смерти совершается в честь воскресения Христа (на 3 день после казни). На 9 день – в честь ангельских чинов, которые просят Господа о помиловании усопшего. На 40 день – в честь вознесения Господа.

    Церковное предание гласит, что душа со дня смерти находится в скитаниях. До 40 дня она готовится к решению Божьему. Первые 3 дня после смерти душа посещает места земной жизни, близких людей. Затем она облетает райские обители с 3 по 9 день. После чего видит мучения грешников в аду с 9 по 40 день.

    Решение Божие происходит на 40 день. Выходит директива о том, где будет находиться душа до Страшного Суда.

    Начало новой, вечной жизни – это годовщина смерти. Как помянуть усопшего, кого пригласить, что заказать – это важные организационные вопросы. Ко дню поминания необходимо готовиться заранее.

    Годовщина смерти: как поминать

    О траурной дате сообщается только тем, кого семья покойного желает видеть на годинах. Это должны быть самые близкие и родные люди, друзья усопшего. Необходимо уточнить, кто сможет прийти. Знание количества гостей поможет правильно составить меню. На случай непредвиденного прихода кого-то из знакомых – порционные блюда сделать на 1–2 больше.

    В годовщину смерти следует прийти на кладбище, посетить могилу усопшего. После чего все родственники, близкие приглашаются на поминальный обед. Следует отметить, что дни поминовений поводятся на усмотрение семьи усопшего. Последующие обсуждения посторонних людей о правильности ритуала – неуместны.

    Приближается годовщина смерти. Как помянуть, как накрыть стол? Важно отметить, что подобные мероприятия удобно проводить в небольших кафе. Это избавит хозяев от изматывающего приготовления различных блюд и последующей приборки в квартире.

    Христиане заказывают специальные поминальные службы в церкви. Следует заранее обговорить со священником все мероприятия, которые надо провести. Можно ограничиться домашним чтением акафистов, поминальных молитв, пригласить в дом батюшку.

    Кого приглашать?

    В тесном семейном кругу проходит поминание, годовщина смерти. Как помянуть, кого звать обговаривается родственниками заранее. На годины принято приглашать только тех, кого хочется видеть.

    Нежелательные визитеры могут неожиданно нагрянуть на годовщину смерти. Семья усопшего должна принять решение – оставить нежелательного гостя на поминальный обед или вовсе не приглашать к столу. Годовщина смерти – мероприятие только для самых близких людей.

    Не стоит устраивать многолюдное сборище. Траурная дата, память об усопшем не повод для шумной вечеринки. Скромный семейный обед, теплые воспоминания о покойном – так проходит годовщина смерти. Как поминать – решают ближайшие родственники покойного. Неторопливая, спокойная обстановка, тихая музыка, фотографии усопшего – достойный способ почтить память.

    Как правильно одеться?

    Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

    На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

    Как правильно поминать годовщину смерти? Добрыми воспоминаниями в тесном кругу. Можно раздать милостыню – пироги, конфеты, вещи усопшего.

    Посещение кладбища

    На годины обязательно следует посетить кладбище. Если погодные условия не позволяют (сильный дождь, метель) это можно сделать в другой день. На кладбище следует приезжать в первую половину дня.

    За могилой усопшего необходимо следить. Своевременно красить ограду, можно поставить небольшой стол и скамейку. Посадить цветы, прополоть ненужные сорняки, которые придают могиле неухоженный вид. Это годовщина смерти… Как помянуть человека? Прибраться на его могиле, зажечь свечи в специальных стаканчиках, возложить живые цветы.

    По христианским традициям синод еще в XIX веке запретил венки с надписями из бутафорских цветов. Такие возложения отвлекают от молитв о душе усопшего.

    Можно принести с собой на могилу чай, спиртное, пироги, конфеты. Скромно помянуть усопшего, вылить на могилу остатки спиртного, насыпать крошек – это символ присутствия усопшего рядом с живыми. Такой языческой традиции на поминках придерживаются многие семьи.

    В христианстве запрещается что-либо приносить на могилу. Только живыми цветами и молитвами следует поминать покойных.

    Как накрывать стол

    Сервировка стола для поминок стандартная. Единственное отличие – поставить на стол четное количество блюд. Вилки на траурные даты, обычно, исключаются. Такой момент в годины остается на усмотрение семьи усопшего.

    Блюда, помимо обязательных на поминальном столе, готовятся в соответствии с предпочтениями покойного. К интерьеру можно добавить траурные ленты, зажечь свечи.

    Для православных – освятить кутью в церкви. Исключить спиртное, придерживаться скоромных и постных дней – от них отталкиваться при составлении меню. Больше внимания уделить не приему пищи, а молитвам об усопшем.

    Меню в годовщину смерти

    Как и обычные поминки отмечается годовщина смерти. Как помянуть, что приготовить? Обязательными считаются на поминальном столе кисель, кутья, блины. Символом христианства являются рыбные блюда – это могут быть пироги, холодные закуски, копчености.

    Из салатов можно приготовить винегрет, свеклу с чесноком, овощную икру. Подать квашеную капусту, маринованные огурцы и грибы. Бутерброды со шпротами, запеченным сыром. Мясную и сырную нарезку.

    Для горячих блюд подойдет жареная или запеченная курица (кролик, гусь, утка, индейка). Котлеты или стейки, мясо по-французски или отбивная, фаршированные овощи или тушеная баранина. Для гарнира – отварной картофель, овощное рагу, жареные баклажаны.

    В виде десерта – пряники, сладкие пироги, оладьи, ватрушки, конфеты, фрукты и яблоки. Напитки – покупные соки или сваренный в домашних условиях компот, кисель, лимонад.

    Исключить из меню игристые и сладкие вина, так как отмечается не веселый праздник, а годовщина смерти. Как помянуть? Отдать предпочтение крепким напиткам (водке, коньяку, виски), сухим красным винам. Во время застольной беседы принято вспоминать усопшего, его добрые дела на земле.

    Поминки в кафе

    Чтобы исключить массовую закупку продуктов, приготовление блюд, сервировку стола и последующую приборку – можно заказать небольшой зал в кафе. Чтобы в спокойной обстановке прошла годовщина смерти. Как помянуть, что заказать – помогут сотрудники кафе. Их меню не сильно отличается от домашнего.

    Следует заранее предупредить сотрудников кафе, что гости соберутся на поминки. Администратор постарается слишком веселых посетителей держать как можно дальше от родственников усопшего (если речь идет об общем зале).

    Обычно на годины принято заказывать небольшой банкетный зал. Тогда празднично настроенные соседи не помешают тихому настроению годовщины смерти.

    Если не прельщает кафе, а хочется уютной, домашней обстановки – можно заказать обед на дом. Согласовать заранее меню, назначить время и адрес доставки.

    Годовщина смерти: как помянуть в церкви

    По христианским верованиям долг живых – молится об усопшем. Тогда самые тяжкие прегрешения могут быть прощены. Церковные заупокойные службы призваны просить о прощении грехов усопших. Не только в дни поминовений, но и в обычные дни можно заказать Панихиду.

    Во время Божественно Литургии звучат молитвы об усопших. Непосредственно перед Литургией (или заранее, вечером) подается записка, в которой вписаны имена покойных христиан. Во время Литургии все имена озвучиваются.

    Можно заказать сорокоуст об усопшем. Это поминовение в течение 40 дней перед Литургией. Сорокоуст заказывают и на более длительный срок – поминовение на полгода или год.

    Обычная свеча об упокоении души – это тоже память об усопшем. В домашних молитвах можно поминать покойного. Существует специальная книга христианина – помянник, куда следует вписать имена усопших.

    Во время посещения кладбища христиане читают акафист, совершают литию (ее также совершают перед поминальным обедом, для чего приглашают священника).

    Раздача милостыни

    В поминальные дни следует уделить внимание делам милосердия. Поминальными блюдами можно одаривать нуждающихся, знакомых, коллег. Это делается для того, чтоб как можно больше людей вспомнило усопшего добрым словом.

  • П очему люди умирают?

    - «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

    Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

    Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

    Что происходит с душой после смерти?

    По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

    Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

    Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

    Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

    После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

    Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

    Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

    Какая душа не проходит мытарств после смерти?

    Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

    Какое надо иметь понятие о рае?

    Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

    В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его…И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

    Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

    Какое надо иметь понятие об аде?

    Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

    По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

    Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

    Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша… и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

    Как выдержать горе при смерти близкого человека?

    Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

    Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь… С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

    Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

    Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

    Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

    Что делать, если снится умерший человек?

    На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

    Сколько дней носят траур по усопшему?

    Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

    Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

    Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

    Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

    Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

    Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

    Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

    После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

    Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

    Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

    Как помочь усопшему?

    Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

    Для чего совершается поминовение усопших?

    Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

    Можно ли кремировать усопших?

    Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

    В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

    Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

    Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

    Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

    Что такое канун?

    Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

    Зачем надо приносить в храм продукты?

    Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

    Какие продукты можно положить на канун?

    Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

    Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

    Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

    Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

    Что такое родительская суббота?

    В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

    Когда бывают родительские субботы?

    Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

    Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

    Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

    Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

    Какие еще есть дни поминовений усопших?

    Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

    Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

    Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

    Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

    В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

    Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

    Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

    Что делать при посещении кладбища?

    Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

    Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

    Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

    Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

    По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

    К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

    Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

    Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

    С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

    Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

    Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

    Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

    Надо ли служить панихиду по младенцу?

    Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

    Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

    Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

    Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

    Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

    Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

    Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

    Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

    Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

    В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

    Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

    Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

    Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

    Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

    Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

    Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

    Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

    Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

    Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

    Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

    Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

    Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

    Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

    Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

    «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

    Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

    Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

    Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

    Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

    Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

    Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

    Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

    Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

    Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

    Поминки – это действо, которое совершается с целью почтить память умершего человека. Стержнем поминок является общая трапеза, которую устраивают родственники в доме покойного, на кладбище либо в другом месте.

    Поминки проводятся несколько раз:

    • в день смерти родственника или на следующий день;
    • на третий день после смерти – душа покойного покидает этот мир и возносится на небеса (как правило, этот день совпадает с днем похорон);
    • на девятый день;
    • на сороковой день;
    • далее поминальные трапезы делаются в полгода с даты смерти, а затем все последующие годовщины.

    В поминках, как правило, принимают участие члены семьи умершего и его друзья. На поминки девятого дня, например, можно приходить без приглашения. Нельзя прогонять тех, кто захотел принять участие в этом ритуале. Но важно помнить, что поминки организуются не ради приглашенных, и накрытый стол – это не главная их составляющая. Люди приходят на них не для того, чтобы снять с себя негативные эмоции, стресс и уж тем более не ради того, чтобы поболтать на отвлеченные темы. Главное на поминках – это молитва об умершем. Очень хорошо, перед тем как приступить к трапезе, прочитать 17-ю Кафизму из Псалтыря. А перед едой каждый должен прочесть молитву «Отче наш».

    Перенос даты поминок

    Часто бывает так, что дни поминовения выпадают либо на будний день, когда невозможно отлучиться с работы, чтобы все к ним подготовить, либо на какой-либо религиозный праздник. В связи с этим возникает вопрос о том, можно ли переносить дату обязательных поминок, делать их либо раньше, либо позже срока.

    Священнослужители считают, что совсем необязательно устраивать поминальную трапезу в годовщину смерти. Если существуют объективные причины, которые мешают это сделать, то ориентироваться нужно в первую очередь на них.

    Нежелательно поминать умерших на неделе Светлой Пасхи, а также во время страстной недели Великого поста. В это время все помыслы должны быть устремлены: на страстной неделе – к жертве Иисуса Христа, на пасхальной неделе – к радости от известия о его воскрешении. Так что, в случае, если дата поминок попала на эти периоды, правильнее всего будет их перенести на Радоницу – день поминовения усопших.

    Если дата поминок выпадает на Рождественский сочельник, то лучше будет перенести их на 8 января. Это считается даже хорошим знаком, так как поминки по своей сути посвящаются факту рождения уже в вечной жизни.

    Священнослужители также советуют не забывать тот факт, что нашим умершим родственникам в первую очередь важна молитва за них. Поэтому рекомендуют за день до проведения поминок заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Желательно помолиться за умершего. А сами поминки можно перенести на ближайший выходной день после годовщины смерти. А вот переносить дату поминок на сороковой день на более ранний срок в православии не рекомендуется.

    День поминовения умерших

    В различных религиях существуют определенные дни, когда можно поминать своих усопших. Если по каким-то причинам не получилось помянуть своих близких в нужное время, всегда можно это сделать в день поминовения, дата которого в разных религиях своя:

    1. В православии, как было сказано выше, это Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Следует отметить, что это не единственный день поминовения в Православии. Помимо Радоницы существует еще пять подобных дат.
    2. В католицизме День всех усопших приходится на 2 ноября. Поминки на третий, седьмой и тридцатый дни после смерти считаются необязательными.
    3. В исламе неважно, на какой по счету день, нужно помянуть умершего. Главное – это вспомнить его молитвой и вместе с его семьей совершать от его имени хорошие поступки – раздавать милостыню, заботиться о сиротах. Но главное, чтобы оставалось в тайне, от чьего имени совершаются эти поступки.
    4. В буддизме отмечают праздник Уламбана, который проходит в седьмом месяце с первого по пятнадцатый день по Лунному календарю. Посвящен поминовению умерших.

    Практически все знают, что своих умерших нужно поминать, но часто люди забывают, как и для чего это делается. Связь между усопшими и теми, кто остался на земле существует. Поэтому, люди, у которых умер родственник, долгое время находятся в состоянии печали, беспокойства, им снятся сны про умерших, в которых чаще всего они просят еду или что-то сделать для них.

    Как правило, после подобных снов возникает потребность в поминовении их, потребность в посещении храма, потребность в совершении каких-либо добрых дел (например, подать милостыню). Все это благотворно влияет на души усопших. Невозможность провести поминальную церемонию день в день – не беда, так как всегда можно оставить в храме записку и ее проведет за вас священнослужитель.

    Наше духовное состояние влияет на состояние умерших в потустороннем мире и для того, чтобы помочь им, необходимо начать менять себя и свое окружение. Можно избавиться от вредной привычки, простить тех, на кого очень долго время копилась внутри обида, начать читать Библию.

    Проводя ритуал поминок, всегда необходимо держать в уме его цель – творя совместную молитву, просить у Господа, чтобы он даровал усопшему Царство Небесное и упокоил его Душу.