Основные идеи г спенсера. Спенсер основные идеи


Введение………………………………………………………………..3

    Биография Герберта Спенсера…………………………………4

    Индустриальная эпоха и Спенсер…………………………….10

    Педагогика Спенсера…………………………………………...12

Заключение………………………………………………………...16

Список литературы……………......................................................17

Введение

Актуальность темы. Мысли и труда британского философа и социолога Герберта Спенсера намного опередили свое время. Интерес к ним не ослабевает и поныне, очень многие из его мыслей и высказываний актуальны и по сей день, что еще раз доказывает гениальность великого англичанина.

Цель реферата. Целью данного реферата является обзор педагогических идей Герберта Спенсера.

Для достижения имеющейся цели необходимо рассмотреть несколько задач

    Ознакомиться с биографией Герберта Спенсера.

    Изучить влияние индустриальной эпохи на творчество Спенсера

    Ознакомиться с основными педагогическими идеями Спенсера.

Герберт Спенсер ввел в педагогику и другие науки ряд следующих определений:

    Дифференциация - это появление из некой однородности разнообразия; расчленение на формы и ступени; возникновение в организме в процессе развития морфологических и функциональных различий.

    Интеграция - это возникновение целостности, единства в системе, основанных на взаимодополняемости и взаимозависимости отдельных элементов.

Методы работы над рефератом:

Структура реферата: Реферат состоит из введения, основной части, в которой 3 раздела, заключения и списка использованной литературы, в котором 7 источников.

Введение представляет собой постановку проблемы, подчеркивает актуальность выбранной темы. В основной части систематизируются все теоретические знания относительно выбранной проблемы. В заключении отражаются выводы по задачам, поставленным во введении

Список литературы включает в себя 7 наименований.

1.Биография Герберта Спенсера.

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье. В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера - Томас являлся "университетским человеком". По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием. Сам же Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач. Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками - историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон - Бирмингемской, он без колебаний принял предложение. Новоиспечённый инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов - "велосиметр". Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новоканти-анцем Ренувье, которые так же, как и он никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук 2 . Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего. В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля "Принципы геологии". Он знакомится с теорией эволюции органической жизни. Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения

В 1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения - статьи для "Нонконформиста" по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843-1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов. 2 В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные им пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника "Экономист". Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет "Социальную статистику", в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни. Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил "Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него", - писал Спенсер. Успех "Социальной статистики" окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь.

В своей второй работе "Психология" (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников.

У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы "здравого смысла"), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития.Главному своему труду "Синтетической философии" он отдал 36 лет жизни Эта работа сделала его настоящим "властителем дум", и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей "Истории философии" спрашивает: "Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?" 1

Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огю-стом Контом. Дарвин называет его "величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов". В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860-1863 годов выходили "Основные начала". Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, мешавшее ему работать. В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом,который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль. В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в ЛондонеТо, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так - до конца жизни. Работа, работа, работа... Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года.

Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года. Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии". Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: "Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности", иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. 3

По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль. Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года.


Читай биографию философа мыслителя: факты жизни, основные идеи и учения

ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР
(1820-1903)

Английский философ, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX века широкое распространение. Под философией он понимал совершенно однородное, целостное, основанное на конкретных науках знание, достигшее универсальной общности, то есть высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир. Согласно Спенсеру, этот закон состоит в развитии (эволюционизм). Главные сочинения: "Психология" (1855), "Социальная статистика" (1848), "Система синтетической философии" (1862-1896).

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Его дед, отец и дядя были учителями. Герберт имел настолько слабое здоровье, что родители несколько раз теряли надежду, что он выживет. Герберт в детстве не проявлял феноменальных способностей и только в восемь лет научился читать, правда, книги его не интересовали. В школе он был рассеян и ленив, к тому же непослушен и упрям. Дома же его воспитанием занимался отец. Он хотел, чтобы сын имел самостоятельное и неординарное мышление. Благодаря физическим упражнениям Герберт поправил здоровье.

В 13 лет его отправили по английскому обычаю на воспитание к дяде, который был священником в Бате. Дядя Спенсера - Томас являлся "университетским человеком". По его настоянию Герберт продолжил образование в Кембриджском университете, но затем после окончания трехлетнего подготовительного курса уехал домой и занялся самообразованием.

Герберт Спенсер никогда не раскаивался в том, что не получил академического образования. Он прошел неплохую школу жизни, которая помогла ему впоследствии преодолеть немало трудностей при решении поставленных задач.

Отец Спенсера надеялся, что сын пойдет по его стопам и выберет педагогическую стезю. Действительно, получив среднее образование, Герберт в течение нескольких месяцев помогал преподавателю в школе, где когда-то учился сам. У него обнаружился несомненный педагогический талант. Однако Спенсер больше интересовался математикой и естествознанием, чем гуманитарными науками - историей и филологией. Поэтому, когда освободилось место инженера при строительстве железной дороги Лондон - Бирмингем, он без колебаний принял предложение.

Новоиспеченный инженер чертил карты, набрасывал планы, даже изобрел инструмент для измерения скорости локомотивов - "велосиметр". Практический склад ума отличает Спенсера от большинства философов предшествующих эпох и сближает его с основателем позитивизма Контом и новокантианцем Ренувье, которые также никогда не заканчивали университетского курса гуманитарных наук. Эта особенность, без сомнения, сыграла не последнюю роль при формировании его философского мировоззрения, отличавшегося оригинальностью. Однако в этом были и свои недостатки. Так, например, подобно Конту, он совершенно не знал немецкого языка, поэтому не мог читать труды великих немецких философов в оригинале. Тем более что в течение первой половины XIX века немецкая философия (Кант, Фихте, Шеллинг и др.) оставалась совершенно неизвестной в Англии. Лишь с конца 1820-х годов англичане начинают знакомиться с трудами немецких гениев. Но первые переводы оставляют желать лучшего.

В 1839 году в руки Спенсера попадает знаменитое сочинение Лайелля "Принципы геологии". Он знакомится с теорией эволюции органической жизни.

Спенсер по-прежнему увлечен инженерными проектами, но теперь становится ясно, что эта профессия не гарантирует ему прочного материального положения. В1841 году Герберт возвращается домой и в течение двух лет занимается самообразованием. Он читает труды классиков философии. В это же время публикует первые сочинения - статьи для "Нонконформиста" по вопросу истинных границ деятельности государства.

В 1843-1846 годах он вновь работает инженером и возглавляет бюро из шестидесяти человек. Спенсер все больше интересуется политическими вопросами. В этой области на него большое влияние оказал дядя Томас, священник англиканской церкви, который, в отличие от остальных членов спенсеровской семьи, придерживался строго консервативных взглядов, принимал участие в демократическом движении чартистов и в агитации против хлебных законов.

В 1846 году Спенсер получает патент на изобретенные пилильной и строгальной машины. На этом его инженерная карьера заканчивается. Теперь его интересы обращены к журналистике.

В 1848 году Спенсер получает место помощника редактора еженедельника "Экономист". Он неплохо зарабатывает, а все свободное время посвящает собственным работам. Он пишет "Социальную статистику", в которой рассматривал развитие жизни, как постепенно осуществленную божественную идею. Позднее он нашел это понятие слишком теологичным. Но уже в этой работе Спенсер применяет теорию эволюции к социальной жизни.

Сочинение не осталось незамеченным специалистами. У Спенсера завязываются знакомства с Гексли, Льюисом и Эллистом; это же сочинение принесло ему таких друзей и почитателей, как Дж. Стюарт Милль, Георг Грот, Гукер. Только с Карлейлем у него не сложились отношения. Желчный пессимизм Карлейля хладнокровный и рассудительный философ не выносил: "Я не могу с ним спорить и не хочу больше слушать его вздора, а потому ухожу от него", - писал Спенсер.

Успех "Социальной статистики" окрылил Спенсера. В период с 1848 по 1858 год он публикует ряд работ и обдумывает план, выполнению которого посвятил всю жизнь.

В своей второй работе "Психология" (1855) он применяет гипотезу естественного происхождения видов к психологии и указывает, что необъяснимое индивидуальным опытом может быть объяснено родовым опытом. Дарвин поэтому считает его в числе своих предшественников.

У Спенсера начинает складываться своя система. Какие течения философской мысли оказали на него влияние? Это эмпиризм предшествующих английских мыслителей, главным образом Юма и Милля, критицизм Канта, преломленный сквозь призму учения Гамильтона (представителя английской школы "здравого смысла"), натурфилософия Шеллинга и позитивизм Конта. Но основной идеей построения новой философской системы была идея развития. Главному своему труду "Синтетической философии" он отдал 36 лет жизни. Эта работа сделала его настоящим "властителем дум", и он был объявлен самым гениальным философом своего времени. Льюис в своей "Истории философии" спрашивает: "Производила ли Англия когда-нибудь мыслителя более высшего порядка, чем Спенсер?" Дж. Стюарт Милль ставит его на одну ступень с Огюстом Контом. Дарвин называет его "величайшим из живущих теперь философов Англии, может быть равному каждому из прежних философов".

В 1858 году Спенсер решился объявить подписку на издание своего сочинения. Он публикует первый выпуск в 1860 году. В течение 1860-1863 годов выходили "Основные начала". Но издание из-за материальных трудностей продвигалось с трудом. Спенсер терпит убытки и нужду, находится на грани нищеты. К этому следует добавить нервное переутомление, систематически мешавшее ему работать.

В 1865 году он с горечью сообщает читателям, что должен приостановить выход серии. Правда, через два года после смерти отца он получает небольшое наследство. В это же время Герберт знакомится с американцем Юмансом, который издает его труды в Соединенных Штатах, где Спенсер приобретает широкую популярность раньше, чем в Англии. Юманс и американские поклонники оказывают философу материальную поддержку, что позволяет возобновить издание книг серии. Дружба Спенсера и Юманса продолжается 27 лет, до смерти последнего. Постепенно имя Спенсера становится известным, спрос на его книги возрастает, и к 1875 году он покрывает свои финансовые убытки и получает первую прибыль.

В последующие годы он совершает два продолжительных путешествия в Америку и на юг Европы, но в основном живет в Лондоне. Его цель - закончить свое громадное сочинение, которому он принес себя в жертву.

То, что Спенсер потратил более двадцати лет на воплощение своего проекта, объясняется прежде всего его слабым здоровьем. Как только ему становилось получше, философ сразу начинал интенсивно работать. И так - до конца жизни. Работа, работа, работа… Его силы все больше слабели, и наконец в 1886 году он должен был прервать свой труд на долгих четыре года. Но постоянные физические страдания не ослабили его духовную мощь. Последний том своего главного сочинения Спенсер издает осенью 1896 года.

Эта огромная работа состоит из десяти томов и включает "Основные начала", "Основания биологии", "Основания психологии", "Основания социологии". Спенсер считает, что в основе развития мира, включая и общества, лежит закон эволюции: "Материя переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности", иначе говоря, дифференцируется. Этот закон он считает универсальным и на конкретном материале прослеживает его действие в различных сферах, в том числе и в истории общества. Признавая закономерность развития общества, Спенсер отказывается от различных теологических объяснений, а его понимание общества как единого живого организма, все части которого взаимосвязаны, наталкивает его на изучение истории и расширяет круг исторического исследования. По мнению Спенсера, в основе эволюции лежит закон равновесия: при всяком его нарушении его природа стремится вернуться к своему прежнему состоянию. Так как, по Спенсеру, главное значение имеет воспитание характеров, то эволюция совершается медленно, и Спенсер не так оптимистично настроен по отношению к близкому будущему, как Конт и Милль.

Умер Герберт Спенсер 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Несмотря на слабое здоровье он прожил больше восьмидесяти трех лет.

Главные идеи Спенсера, чуждые при его жизни всему миру, теперь сделались достоянием всех образованных людей, и мы уже забываем и даже не думаем о том, кому мы ими обязаны.

* * *
Вы читали биографию философа, факты его жизни и основные идеи его философии. Эту биографическую статью можно использовать, как доклад (реферат, сочинение или конспект)
Если вас интересуют биографии и учения других (русских и зарубежных) философов, то читайте (содержание слева) и вы найдёте жизнеописание любого великого философа (мыслителя, мудреца).
В основном же, наш сайт (блог, сборник текстов) посвящён философу Фридриху Ницше (его идеям, произведениям и жизни) но в философии всё связано и нельзя понять одного философа, совсем не читая тех мыслителей, которые жили и философствовали до него...
... Представители немецкой классической философии - Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах - впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Век XIX - век философов революционеров. Появились мыслители, которые не только изучали и объясняли мир, но и желали изменить его. Например - Карл Маркс. В этом же веке появились Европейские иррационалисты - Артур Шопенгауэр, Кьеркегор, Фридрих Ницше, Бергсон... Шопенгауэр и Ницше являются представителями нигилизма (философии отрицания)... В XX веке среди философских учений можно выделить - экзистенциализм - Хайдеггер, Ясперс, Сартр... Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьеркегора...
Русская философия (по мнению Бердяева) начинается с философских писем Чаадаева. Первый известный на Западе русский философ - Владимир Соловьев. Лев Шестов был близок к экзистенциализму. Наиболее читаемый на Западе из русских философов - Николай Бердяев.
Спасибо за чтение!
......................................
Copyright:

(1820-1903) - английский философ, социологи психолог Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине XIX в. широкое распространение. Работал инженером на железной дороге (1837-1841), затем сотрудничал в журнале Economist (1848-1853). С 1850-х гг. всецело посвятил себя разработке философских проблем. Свои взгляды С. изложил в десятитомном труде Система синтетической философии (System of synthetic philosophy, v. 1-10, L., 1862-1896), в которую входили Основные начала, Основания биологии, Основания психологии, Основания социологии, Основания этики. В своей философской концепции С. следовал за позитивизмом Конта, хотя и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Мил-ля, И. Кант и натурфилософские идеи Ф.В. Шеллинга. Соединив с основными положениями позитивизма эволюционный подход, их не распространил только на природу и общество, но и на все проявления психической жизни. Стремясь соединить позитивистскую интерпретацию знания (требующую ограничиться наблюдаемыми фактами) с элементами априоризма, С. выдвинул версию, согласно которой принимаемое за априорное (самоочевидное, данное индивиду до всякого опыта) в действительности имеет опытные основания. Однако индивид этого не осознает, поскольку получает опытное знание по наследству от предшествующих поколений. В психологии С. твердо придерживался ассоцианистс-кой доктрины, господствующей в середине XIX века. Соединяя ее с принципом развития, объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. Однако традиционный ассоцианизм, столь типичный для английской психологической мысли, претерпел в трактовке С. важную трансформацию, что было обусловлено опорой на принцип эволюционного объяснения всего, что происходит с организмом человека и его сознанием. С. выступил как основоположник эволюционного ассоциа-низма. Это и придало исключительную популярность его труду Основы психологии (1855). Первое издание этой книги (появившееся еще до Происхождения видов Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. Но второе издание Основ психологии (1870-1872) принесло С. всеевропейскую славу, оказав влияние на психологические учения в различных странах, в том числе и в России. Развитие психики С. рассматривал как частный случай действия общей закономерности, выраженной им формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Это означало, что психическая жизнь (и в животном мире, и у отдельного индивида) имеет единый вектор эволюции, в процессе которого нерасчлененные, разрозненные формы становятся все более дифференцированными и интегрированными. Особое значение в психологических объяснениях С. заняло распространение разработанного эволюционной биологией нового понимания детерминации явлений. Если прежде организм трактовался как система, которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, то в психологии С. утвердилось понимание не организма самого по себе, а новой системы: организм - среда как особой целостности, эволюционирующая по своим особым законам. Это четко выразила одна из главных идей С, согласно которой жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним. С этой точки зрения должен быть рассмотрен и психический процесс как разновидность жизненного. Сознание тем самым анализировалось в контексте биологической адаптации. Существование и развитие не может иметь иного смысла, кроме как приспособительного. Если бы психика не служила этой цели, считал С, ее появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает психику с неумолимой необходимостью, и она служит одним из могучих орудий выживания. Из этого следовало, что все психологические категории должны быть пересмотрены с точки зрения их служебной роли в выживании. Они не функции или явления сознания, как данное субъекту в процессе самоотчета о нем, а различные группировки операций (таких как восприятие, память, разум и др.), посредством которых реализуется приспособление к среде. Тем самым С. принадлежал приоритет в такой трактовке фактов сознания, при которой они соотносились бы как с внутриорганизменными связями, так и с внешними по отношению к нему характеристиками процессов. Отсюда радикально менялся взгляд на предметную область психологии, которая в те времена ограничивалась внутри психическими процессами. Для середины XIX в. учение С. было совершенно необычным, поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм. Именно неудовлетворенность интрос-пекционизмом побудила идеолога позитивизма О. Конта, на позиции которого опирался С, отказать психологии в праве считаться настоящей наукой. С. же доказывал, что наряду с субъективной психологией должна существовать объективная, которая рассматривает поведение не с точки зрения внутренних переживаний, а с позиций, позволяющих рассматривать психику как совокупность нервно-мышечных приспособлений. Посредством этих приспособлений высшие организмы каждое мгновение прилаживают свои действия к окружающим их сосуществованиям и последовательностям. Из этого явствовал эклектический характер психологического учения С, стремившегося примирить под эгидой эволюционной теории субъективную психологию с объективной. С. принадлежит первая серьезная попытка объяснить психику (как со стороны содержания, так и со стороны изменения и развития) с позиций общих начал органической эволюции. Эти объяснения дали импульс внедрению новых идей в различные психологические направления как материалистического, так и идеалистического толка. В России влияние С. испытал И.М. Сеченов, поставивший своей задачей при объяснении психического развития примирить Спенсера с Гельмгольцем и на этом основании разработать новое учение об элементах мысли. Взгляд С. на сознание как инструмент приспособления к среде был воспринят Джейсом, от которого он перешел к американскому функционализму, а затем - инструментализму. Известное влияние на психологию оказали и другие положения С, в частности, касающиеся наследственной детерминации форм познания, трактовки общества как организма, развивающегося по общим законам эволюции. Если впоследствии труды С. потеряли актуальность, то в период формирования психологии как науки, имеющей свой предмет, они создали идейную атмосферу, способствовавшую ее переориентации на биологические науки и тем самым укреплению естественно-научной ориентации психологии. Основные труды С: Works, v.l -18, L- N.Y., 1910. В рус пер. Собрание сочинений, т. 1-7, СПб, 1866-1869, (2-изд. 1898-1900); Автобиография, ч. 1-2, СПб., 1914. А. И. Липкина, М.Г. Ярошевский

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в английском городе Дерби. Его отец, Уильям Джордж Спенсер, был верующим, восставшим против официальных религиозных догм и перешедшим из методистской церкви в общество квакеров. Он возглавлял школу, проповедовавшую прогрессивные методы обучения Иоганна Генриха Песталоцци. Он также был секретарём Философской школы Дерби. Отец обучал сына эмпиризму, а другие представители Философской школы познакомили мальчика с додарвиновскими взглядами на теорию эволюции. Дядя Герберта, Реверенд Томас Спенсер, дал мальчику необходимое образование, обучив его математике, физике и латыни. Он же привил племяннику физиократические и антигосударственные взгляды.

Философская деятельность

Не найдя себе применение в области интеллектуальных знаний и профессиональных специальностей, Герберт работает инженером путей сообщения на железной дороге. Но в это же время он издаёт провинциальные журналы, нонконформистские по взглядам на религию и радикальные в своих политических идеях. С 1848 г. по 1853 г. Спенсер является помощником редактора физиократического журнала “The Economist”. Одновременно, он пишет свою первую работу, «Социальная статистика» (1851 г.).

Издатель, взявшийся за публикацию книги, Джон Чапман, представляет Спенсера ведущим прогрессивным умам своего времени – Джону Стюарту Миллу, Гариетте Мартино, Джорджу Генри Льюису и Мэри Энн Эванс. Как раз в это время Спенсер знакомится с биологом Томасом Генри Хаксли, с которыми в дальнейшем их свяжет близкая дружба. С помощью Льюиса и Эванс Спенсер знакомится с «Системой логики» Джона Стюарта Милла и позитивизмом Огюста Конта. Всё это ляжет основу его второй книги, «Принципы психологии» (1855 г.). К изучению психологии его приводит истинное стремление установления единства естественного права. Как и большинство мыслителей того времени, Спенсер был буквально одержим идеей доказательства того, что любое явление во Вселенной, включая общечеловеческую культуру, можно объяснить законами универсального характера. Это убеждение шло вразрез с современными ему богословскими представлениями, гласившими, что ряд элементов создания – как, например, душа человека – находится за пределами научных исследований. В 1858 г. у Спенсера начинают формироваться взгляды, которые приведут к написанию «Системы синтетической философии», целью которой является демонстрация применения принципов эволюции в биологии, психологии, социологии и этике. Этой работе, которая будет состоять из десяти томов, Спенсер посвятит почти всю свою оставшуюся жизнь.

Поздние годы

К 1870-м г.г. Спенсер становится самым популярным философом своего времени. Его работы получают широкую известность, принося автору немалый доход от продаж. На этот доход, а также на гонорары за свои постоянные труды на поприще викторианской журналистики, он и живёт. Статьи, написанные им для викторианских журналов, позднее будут объединены в собрание «Эссе». Работы его будут переведены на немецкий, итальянский, испанский, французский, русский, японский, китайский языки, а также многие другие языки мира. В станах Европы и Северной Америки Спенсер получает многочисленные почести и награды. Он становится членом “Athenaeum” – привилегированного клуба джентльменов в Лондоне, открытого лишь для самых выдающихся деятелей искусства и науки. Спенсер также вступает в ряды престижного клуба “X” – общества, основанного Т. Г. Хаксли, в котором имели честь состоять лишь девять человек, самых влиятельных мыслителей викторианской эпохи. Встречи общества проходили ежемесячно. Среди них, помимо Спенсера и Хаксли, были также философ-физик Джон Тиндаль и кузен Дарвина, банкир и биолог сэр Джон Лаббок. Гостями клуба “X” были сам Чарльз Дарвин и Герман фон Гельмгольц. Такие хорошие связи помогли Спенсеру занять особое положение в научном мире. Даже разбогатев, Спенсер так и не обзавёлся собственным домом. Всю жизнь он оставался холостяком, а потому последние десятилетия жизни он проводит в одиночестве и всё больше разочаровывается в собственных прежних взглядах. В конце жизни он становится ипохондриком и беспрестанно жалуется на боли и душевные расстройства. В противовес своим ранним теориям относительно защиты прав женщин и национализации земли, изложенным в «Социальной статистике», в свой поздний период Спенсер становится ярым противником предоставления женщинам права голоса. Эти политические убеждения он чётко излагает в своей работе «Человек и государство». В 1902 г., за год до смерти, Герберт Спенсер был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Смерть

Над своими книгами Спенсер трудился до конца своих дней. Умер он 8 декабря 1903 г., в возрасте 83-х лет. Прах его захоронен в восточной части Хагейтского кладбища в Лондоне.

Влияние на философскую мысль

В 1870-х-1880-х г.г. Спенсер приобрёл такую популярность, какую редко удавалось достичь его предшественникам. Он стал первым и единственным философом, при жизни которого было продано более миллиона копий его трудов. Его работы оказывали значительное влияние на взгляды целого ряда современников, в том числе на Генри Сиджвика, Т. Г. Грина, Дж. Е. Мура, Уильяма Джеймса, Генри Бергсона и Эмили Дюркгейм. Политические взгляды того времени формировались во многом согласно его теориям. Философская мысль Спенсера вдохновляла тех, кто стоял на том, что человек – хозяин собственной судьбы и не должен терпеть ни малейшего вмешательства в неё со стороны государства. Частью его философии стало утверждение, что для социального развития необходима сильная централизованная власть. Крайнюю популярность учение Спенсера приобрело в Китае и Японии. Распространителем его идей в Китае явился китайский философ Янь Фу, чьи теории, в свою очередь, оказали влияние на японского журналиста Токутоми Сохо, верившего, что Япония стоит на пороге перехода от «бойцовского государства» к «индустриальному обществу», для чего срочно требуется перенять западную этику и учения. Значительное воздействие работы Спенсера оказали и на развитие литературы и риторики. Его идеи в своих трудах использовали такие известнейшие писатели и авторы, как Джордж Элиот, Лев Толстой , Томас Харди, Болеслав Прус, Авром Каган, Д. Г. Лоуренс, Мачадо де Ассис и Ричард Остин Фриман. Г. Дж. Уэллс, в своём знаменитом рассказе «Машина времени», при помощи теорий Спенсера объяснял процесс эволюционирования человека в два вида особей.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Однако большая часть современников Спенсера не смогла по достоинству оценить его идеи. О том, какой колоссальный вклад внес этот британский мыслитель в развитие философии и социологии, заговорили только в XX веке, и в наши дни его научное наследие активно переосмысливается.

Детство и юность

Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби, графство Девоншир. Будущий философ рос в семье школьного учителя. Родители Спенсера, помимо него, произвели на свет еще шестерых детей, пятеро из которых скончались еще в младенчестве.

Герберт не отличался крепким здоровьем, поэтому отец решил не отдавать сына в школу и лично занялся его воспитанием и образованием. Мальчик перенял от родителя и знания, и личные качества: в автобиографических заметках философ утверждал, что пунктуальности, самостоятельности, строгому следованию своим принципам он научился у отца.

Разрабатывая для сына образовательную программу, Спенсер-старший тщательно подошел к подбору литературы. Герберт быстро пристрастился к чтению, и, хотя его успехи по школьным предметам нельзя было назвать блестящими, мальчику нельзя было отказать в любознательности, богатой фантазии и наблюдательности.

В 13 лет родители собирались отправить его к дяде - тот готов был взять на себя подготовку юноши к поступлению в Кембридж. Однако Спенсер, скептически относившийся к формальному образованию, не стал поступать в университет.


Осенью 1837 года Герберт, устроившись на должность железнодорожного инженера, перебрался в Лондон. Но уже спустя 3 года он покинул столицу и вернулся домой. Там Спенсер попробовал силы в изучении математики, но, поскольку с точными науками у него не складывалось, быстро охладел к этой затее. Зато в юноше проснулся интерес к публицистике. В радикальной газете “Нонконформист” он опубликовал 12 статей на политические и социальные темы. В 1843 году они вышли отдельной книгой.

В последующие годы Герберт жил между Лондоном и Бирмингемом, пробуя себя в самых разных сферах деятельности. Он писал пьесы, стихи и поэмы, издавал собственный журнал, работал инженером и архитектором. При этом молодой человек не прекращал учиться, знакомился с работами британских и немецких мыслителей и готовился издать собственную книгу.

Философия и социология

Первая работа Спенсера, озаглавленная как “Социальная статика”, вышла в свет в 1851 году. В ней философ выступил как основоположник теории справедливости, которая впоследствии получила развитие в других его трудах. Основу книги составило рассуждение о том, каким образом можно поддерживать равновесие в государстве. Герберт полагал, что такой баланс возможен в том случае, если социальное устройство подчиняется законом свободы и вытекающей из них системе справедливости.


Начинающий социолог Герберт Спенсер

Читающая публика встретила “Социальную статику” благосклонно, однако сам автор решил, что не все смогли должным образом оценить глубину его работы. Зато сочинение Спенсера привлекло внимание видных британских специалистов, в число которых вошли Томас Гексли, Джордж Элиот, Стюарт Милль.

Общаясь с ними, Герберт открывал для себя новые имена в современной философии - один из новых товарищей, Милль, познакомил его с трудами Огюста Конта. Обнаружив, что некоторые идеи француза перекликаются с его собственными, мыслитель почувствовал себя уязвленным. Впоследствии Спенсер неоднократно подчеркивал, что Конт не оказал ни малейшего влияния на его взгляды.


В 1855 году вышел трактат “Основания психологии”, изданный в двух томах. В нем Герберт описал собственную концепцию ассоциативной психологии. Эта работа далась автору нелегко, отняла много душевных и физических сил. В написанной им самим биографии мыслитель признавался, что под конец его нервы пришли в ужасное состояние и он едва завершил сочинение. Но на этом испытания не закончились. “Основания психологии” не вызвали у читателей пристального интереса, затраты не издание не окупились, и Спенсер остался без средств к существованию.

На помощь пришли друзья, организовавшие предварительную подписку на “Систему синтетической философии” - огромного труда, в который Герберт вложил всего себя. Процесс работы оказался для мужчины болезненным - давало о себе знать переутомление, постигшее его еще во времена “Основания психологии”. Тем не менее, в 1862 году в свет вышла первая часть, получившая название “Основные начала”. В 1864-м и 1866-м были изданы два тома “Оснований биологии”.


На родине философа оба сочинения не снискали успеха, зато ими заинтересовались читатели из России и Америки. Поклонники Спенсера из Нового Света даже прислали удрученному убытками автору чек на $7 тыс., чтобы он покрыл расходы на издание и продолжил выпуск задуманной серии книг. Друзьям пришлось потрудиться, чтобы уговорить Герберта принять эти средства. Мыслитель до последнего отказывался от щедрой денежной помощи, но в итоге сдался.

В 1870 и 1872 годах вышли “Основания психологии”. При этом Спенсер успевал работать над другим сочинением, посвященным социологии. Правда, собирать необходимый материал в одиночку он уже не мог - с возрастом зрение философа ухудшилось настолько, что пришлось нанять секретаря.


Вместе они систематизировали данные о социальных институтах разных народов, занося сведения в специальные таблицы. Материал показался Герберту настолько самоценным, что он решил опубликовать его отдельной книгой. Первая часть “Описательной социологии” вышла в свет в 1871 году, издание других 7 томов продолжалось до 1880-го.

Первой книгой, принесшей Спенсеру коммерческий успех, стало “Изучение социологии” (1873). Ею он хотел предварить выпуск “Оснований социологии” (1877-1896) - по задумке автора, требовалось своеобразное введение, которое позволило бы читателям разобраться в новой науке. Последними работами Герберта стали “Основания этики” (1879-1893), труд, поставивший точку в “Системе синтетической философии”.


Британский мыслитель придерживался позитивизма - философского течения, зародившегося во Франции. Его последователи полагали, что классическая метафизика не в состоянии дать ответы на насущные вопросы современной науки. Их не интересовали недостижимые, умозрительные знания, куда большую ценность они видели в эмпирических исследованиях. Спенсер, наряду с основоположником течения Огюстом Контом и Джоном Миллем, стал представителем первой волны позитивизма.

Широкое распространение получила разработанная Гербертом теория эволюции. Согласно ей, эволюция - это основной закон развития, присущий всем явлениям. Ей свойственны переходы от бессвязности к связности, от однородного к разнородному и от определенного к неопределенному. Конечным этапом эволюции по Спенсеру становится равновесие - к примеру, прогрессивных и консервативных сил в обществе. Эту теорию философ применял для анализа социальных, биологических, психологических и других явлений.


Также Герберт выступил автором органической теории. Общество представлялось ему как живой организм, который увеличивается в массе, усложняется, живет как единое целое, вместе с тем отдельные клетки (в социуме их аналогом выступают люди) непрерывно меняются: одни умирают, но на смену приходят новые. Государственные институты философ сравнивал с отдельными частями организма, выполняющими те или иные функции.

Помимо монументального труда “Система синтетической философии”, Спенсер издал ряд книг, среди которых - “Надлежащие границы государственной власти” (1843), “Человек и государство” (1884), “Факты и комментарии” (1902) и другие.

Личная жизнь

О личной жизни философа известно не так много. Главная причина его одиночества кроется в том, что всего себя Герберт посвятил работе. В 1851 году приятели мыслителя, присмотрев для него подходящую жену, вознамерились отправить его под венец.


Однако этим планам не суждено было реализоваться - познакомившись с девушкой, Спенсер отказался от брака. Это решение он обосновал тем, что невеста “слишком развита”. В дальнейшем Герберт так и не создал собственную семью, все его помыслы обратились к науке и книгам.

Смерть

Герберт Спенсер скончался 8 декабря 1903 года в Брайтоне. Его похоронили на Хайгейтском кладбище в Лондоне, по соседству с прахом другого выдающегося философа XIX столетия - . Смерти британского мыслителя предшествовали годы болезни - под конец жизни он уже не вставал с постели.


Написанная им “Автобиография” была издана в 1904 году, и читатели смели книги с прилавков. Об этом сочинении Спенсера говорили еще задолго до выхода в свет, к издателям поступали многочисленные предзаказы. В первый же день продаж “Автобиографию” раскупили подчистую, читающую публику не смутила даже внушительная цена.

Библиография

  • 1842 - “Надлежащие границы государственной власти”
  • 1851 - “Социальная статика”
  • 1861 - “Воспитание умственное, моральное и физическое”
  • 1862-1896 - “Система синтетической философии”
  • 1879 - “Данные этики”
  • 1884 - “Человек и государство”
  • 1885 - “Философия и религия. Природа и реальность религии”
  • 1891 - “Эссе: научные, политические и философские”
  • 1891 - “Справедливость”
  • 1902 - “Факты и комментарии”

Цитаты

“Курица - лишь способ, которым одно яйцо производит другое яйцо”.
“Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека”.
“Прогресс - не случайность, а необходимость”.
“Цель воспитания - это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими”.