Расхождение паспортного и биологического возраста. Биологический и паспортный возраст Биологический и паспортный возраст ребенка


Слово Возраст имеет несколько значений:

1. Календарный (паспортный) возраст - количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени.
2. Биологический возраст - степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни.
3. Психологический возраст (по самоощущению) - насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек.
4. Психологический возраст со стороны - объективный показатель степени развития человека, причем количественно - обычно в годах.

Человек в возрасте - человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах.

Психологический возраст

Психологический возраст не всегда совпадает с календарным или биологическим.

? Мне двадцать лет, а мыслю я на уровне шаблонов 4-хлетнего ребенка: закатываю истерики и топочу ножками - а потому что он первый начал!

Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка - осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь.

Взрослый человек устремлен в будущее, основной вопрос его жизни не «Почему?», а «Зачем?».
Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.

ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития.

Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Различные взгляды психологов на понятие возраст

Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки.

Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями.

Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек.

Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоционапьной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении.

При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.

Отечественные исследования возраста

Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий, жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), пределенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.

В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возраста (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста . В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде какихлибо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это - поворотные пункты в детском развитии.

Возрастное развитие ребенка

Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка - диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционнным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности, и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением.

При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность - адаптация , индивидуализация и интеграция , в которых происходит перестройка структуры личности.

Паспортный возраст

Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, ной находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.

Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылкидля усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.

Сензитивность

Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным.

Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста .

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ГОУ ВПО ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ С КУРСОМ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ДИСЦИПЛИНА: «Сестринское дело в гериатрии»

ТЕМА: «Биологический и паспортный возраст, возрастная классификация. Факторы риска преждевременного старения»

Выполнила: студентка IV курса

451 группы

Факультет ВСО

Курмазова Инесса Валентиновна

Проверил:

Введение………………………………………………………………...…………3

1. Биологический и паспортный возраст.…………………………….....……….4

2. Возрастная классификация…………………………………………….....……6

3. Механизм старения………………………………………………………....….7

4. Старение и болезни………………….………………………………………....9

5. Факторы преждевременного старения……………………………………....12

Вывод…….…………………………………………………………………….....14

Список используемой литературы……………………………………………...16

Введение

Процесс постарения населения выдвигает ряд социально-гигиенических и психологических проблем. К ним относятся: наиболее целесообразное устройство пожилых людей; положение пожилого и старого человека в семье и обществе, особенно изменяющееся после окончания профессиональной деятельности и часто связанное с одиночеством, отсутствием должного внимания и поддержки членов своей семьи. Проблема одиночества, которая возникает вследствие развода, смерти близких, отделения от семьи, часто влечет за собой угасание интереса к жизни, социальную изоляцию. Немалое значение имеют проблема расселения старых людей, требующая большого внимания гигиенистов и градостроителей, проблема целесообразного питания, некоторого изменения характера производства продовольственных товаров.

Современная геронтология ставит целью обеспечение высокого качества жизни пожилого человеке в обществе, его активного участия в общественно-политической жизни и культурной работе с использованием опыта, навыков, мудрости людей старшего поколения. Главной целью геронтологии является достижение активного и творческого долголетия.

Отношение к старым людям, заинтересованность в их судьбах, общественная и государственная забота о них, служит критерием оценки нравственности и зрелости любой страны. Одним из показателей совершенства медицины и системы здравоохранения является освоение медицинскими работниками проблем наблюдения и лечения пожилых и старых людей.

1. Биологический и паспортный возраст

Старение человека - закономерный биологический процесс, определяемый его индивидуальной, генетически обусловленной программой развития. В течение всего существования человека происходит старение одних составных элементов его организма и возникновение новых. Общее развитие человека может быть разделено на два периода - восходящего и нисходящего развития. Первый из них заканчивается с полной зрелостью организма, а второй начинается уже в 30-35 лет. С этого возраста начинается постепенное изменение различных видов обмена, состояния функциональных систем организма, неизбежно ведущее к ограничению его приспособительных возможностей, увеличению вероятности развития патологических процессов, острых заболеваний и смерти.

Физиологическая старость характеризуется сохранением умственного и физического здоровья, определенной работоспособностью, контактностью, интересом к современности. В организме при этом постепенно и равномерно развиваются изменения во всех физиологических системах с приспособлением к его уменьшенным возможностям. Физиологическая старость не может рассматриваться только как процесс обратного развития организма. Это и высокий уровень приспособительных механизмов, обусловливающих появление новых компенсаторных факторов, поддерживающих жизнедеятельность различных систем и органов. От степени развития и совершенствования этих компенсаторных приспособительных механизмов зависят характер и темп старения человека.

Преждевременное старение наблюдается у большинства людей, характеризуется более ранним развитием возрастных изменений, чем у физиологически стареющих людей, наличием выраженной неоднородности гетерохтонности в старении различных систем и органов. Преждевременное старение в значительной мере обусловлено перенесенными заболеваниями, воздействием некоторых отрицательных факторов внешней среды. Резкие нагрузки на регуляторные системы организма, связанные со стрессовыми ситуациями, изменяют течение процессов старения, снижают или извращают приспособительные возможности организма и способствуют развитию преждевременного старения, патологических процессов и болезней, сопровождающих его.

В связи с тем что процесс старения у людей происходит весьма индивидуально и часто состояние организма стареющего человека не соответствует возрастным нормам, следует разграничивать понятия КАЛЕНДАРНОГО (хронологического) и БИОЛОГИЧЕСКОГО возраста. Биологический может предшествовать календарному, что свидетельствует о раннем, преждевременном старении. Степень расхождения между календарным и биологическим возрастом характеризует выраженность преждевременного старения, ускоренный темп развития процесса старения. Биологический возраст определяется комплексной характеристикой функционального состояния различных систем. Определение биологического возраста человека и его соответствия календарному весьма важно для правильной диагностики и терапии, так как позволяет выяснить, какие изменения самочувствия, какая степень изменений органов и систем, ограничения их функций - проявление возрастных сдвигов и что обусловлено болезнью, патологическим процессом и подлежит лечению.

Старость как определенный этап существования и старение как динамический процесс, сопровождающий нисходящую стадию развития человека, - разные понятия. Для того чтобы считать физиологическим определенный этап старения человека и изменения его организма чисто возрастными, необходимо убедиться в том, что обследуемый физиологично прошел весь путь нисходящего развития, достиг физиологической старости, активного долголетия.

2. Возрастная классификация

Возрастная периодизация в значительной мере определяется средней продолжительностью жизни человека, изменения которой резко меняют и представления о сроках наступления старости.

На симпозиуме в Ленинграде (1962) и международном симпозиуме по проблемам геронтологии ВОЗ в Киеве (1963) была принята возрастная классификация, в соответствии с которой рекомендуется различать три хронологических периода в позднем онтогенезе человека:

Средний возраст - 45-59 лет;

Пожилой возраст - 60-74 года;

Старческий - 75 лет и старше.

В среднем возрасте происходят интенсивные сдвиги в регуляторных механизмах, связанные с нарушениями в центральных механизмах регуляции эндокринных функций. Изменения в системе гипоталамо-гипофиз - половые железы являются ведущими в развитии климактерического периода, изменяющего сложные нейроэндокринные взаимоотношения. Возникшие возрастные нейрогуморальные сдвиги сказываются на обмене и функции тканей, могут определять развитие дистрофических и дегенеративных процессов в тканях и органах стареющего организма, его адаптацию к новым условиям существования.

Второй период позднего онтогенеза - пожилой возраст. Вряд ли можно называть его периодом ранней старости, а людей этого возраста престарелыми людьми или людьми преклонного возраста. Это диктуется и психологическими моментами и положением человека на седьмом десятилетии его жизненного пути в обществе. По данным ВОЗ, более 20 процентов людей в возрасте 65 лет и старше сохраняют свою профессиональную трудоспособность. Это дает возможность воспринимать физиологическую старость человека не ранее 75 лет.

3. Механизм старения

Биология старения человека, выяснение физиологических особенностей стареющего организма или достигшего уже периода старости, его реакция на факторы внешней среды, как болезнетворные, так и лечебные, имеют большое значение для правильного понимания происхождения и развития заболеваний, свойственных второй половине жизни человека, для правильного построения терапии. Возрастные изменения стареющего организма часто являются фоном, нередко основой, на которой развивается хронический патологический процесс.

Родоначальником биологии старения как основного раздела научной геронтологии является И. И. МЕЧНИКОВ. Его опыты по выяснению влияния на организм животного ядовитых веществ, образующихся при гнилостном брожении в кишечнике, были первой попыткой получить экспериментальную модель старости.

А.А. БОГОМОЛЕЦ - основоположник советской геронтологии. Оценивая возрастные изменения на клеточном и системном уровнях, придавал соединительной ткани ведущее значение в механизмах старения. Исходя из своих представлений о роли соединительнотканных элементов в питании, метаболизме паренхиматозных клеток, состоянии реактивности организма, А. А. Богомолец считал, что нарастание с возрастом метаболических структурных изменений в этих элементах неминуемо приводит к развитию сложных и значительных изменений в организме. В целях профилактики преждевременного старения А.А.Богомолец предлагал стимулировать как специфические клетки, так и элементы соединительной ткани.

А.В.Нагорным была выдвинута гипотеза о постепенном затухании процесса самообновления белков, ведущем к снижению функций организма, его старению. По мнению А. А. Нагорного, в процессе самообновления появляются структуры белков с низким метаболизмом, которые, не участвуя в обмене веществ, способствуют постепенному уменьшению образования энергии.

Большое значение в исследованиях возрастных изменений имели работы школы И.П.Павлова, которые заложили основы современных представлений о высшей нервной деятельности, раскрыли наиболее подвижные формы регуляции приспособления организма к среде и установили важнейшие принципы взаимоотношений между головным мозгом и железами внутренней секреции. Была доказана роль функциональных нарушений высшей нервной деятельности в патологических процессах и преждевременном старении.

Рядом наших ученых было показано, что при старении изменяются интенсивность обновления РНК, связь ДНК с гистонами, состояние хроматина, уменьшается скорость обновления отдельных белков. Обменные и структурные изменения приводят к существенным изменениям функции клеток, ограничивающих их приспособительные возможности.

В.В.Фролькис и другие исследователи доказали, что при старении изменяется реакция тканей на нервные и гуморальные влияния, изменяются внутрицентральные соотношения, гипоталамо-гипофизарные влияния, обмен гормонов и др.

Современные теории старения тесно связаны с раскрытием сущности биосинтеза белка и роли в нем нуклеиновых кислот. Новые представления о роли нуклеиновых кислот повели к предположению, что старение организма связано с изменением процесса биосинтеза белка, обусловленным нарушениями в генетическом аппарате, нарастающими в ходе онтогенеза. По мнению В. В. Фролькиса (1970), возрастные изменения раньше развиваются в регуляторных генах и позже - в структурных. Процесс старения клетки обусловлен в основном накоплением с возрастом в ней метаболитов, которые могут образовывать с белковыми молекулами крупные неактивные комплексы, нарушающие нормальную функцию клеток. Таким образом старение - это сложный комплекс обменных изменений в клетках и сдвигов в нервной и гуморальной регуляции организма.

4. Старение и болезни

Старение и болезни - понятия, трудно отделимые в медицинской практике, главным образом в связи с нечетким представлением о возрастной норме, частым сочетанием процессов физиологического старения с явлениями, типичными для возрастной патологии.

С точки зрения патолога, организм старого человека всегда имеет субстрат, свойственный патологическому процессу, и отличить структурные изменения, обнаруживаемые в старости, от изменений, связанных с болезнями, наблюдаемыми в старости, не удается.

С точки зрения физиолога и клинициста, старость не может быть отождествлена с болезнью. Огромный диапазон адаптационных возможностей стареющего организма может на весьма длительное время, у многих до глубокой старости, обеспечить достаточное сохранение функций, характеризующих практическое здоровье в позднем онтогенезе.

Старость является закономерным и неизбежным этапом развития организма, болезнь - нарушение жизнедеятельности организма, которое может возникнуть в любой возрастной период. В развитии многих болезней у пожилых и старых людей может быть установлена прямая генетическая связь с естественно возникающими возрастными изменениями. Прогрессирование этих изменений у многих людей в течение многих лет и нередко до конца жизни происходит без выраженных болезненных явлений. Однако при определенных условиях, под влиянием различных внешних факторов они могут послужить основой заболевания. К таким факторам относятся неадекватные для стареющего организма нагрузки, требующие достаточного совершенства адаптационных механизмов, часто приводящие к соматической и психической декомпенсации. Возрастные изменения нередко являются фоном, облегчающим развитие патологического процесса. Существует мнение, что в процессе старения адаптация становится все более несовершенной, что многочисленные «ошибки» в процессе адаптации приводят в конце концов к нарушению гомеостаза, и тогда весьма затруднительно провести дифференциацию между возрастным и патологическим. Но этот процесс старения не является патологическим.

Устранение представления о старости как о болезни важно не только для осуществления правильного подхода медицинского персонала к пациентам старших возрастных групп, но и для целесообразного построения гериатрической помощи. Для того чтобы понять потребность пожилых и старых людей в медицинской помощи, необходимо прежде всего определить состояние их здоровья. До тех пор пока все старые люди будут рассматриваться как больные, немощные, инвалиды, рациональное планирование и организация для них соответствующей медицинской помощи невозможны.

Тем не менее существует несколько важных положений гериатрии, подтвержденных практикой и которые следует обязательно учитывать. Во-первых, это множественность патологических процессов, так как число диагностируемых заболеваний у одного и того же больного возрастает с возрастом. Во-вторых, необходимо учитывать особенности развития и течения заболеваний у пожилых и старых людей, обусловленные новыми качествами стареющего организма, что весьма важно для правильной постановки диагноза, национальной терапии и профилактики болезней.

Прогрессирующее с возрастом (после 35 лет) падение процессов метаболизма является основой постепенного развития инволюции, строфических процессов, развивающихся в паренхиме органов, регенеративных процессов в брадитрофных тканях. Результатом сдвигов, наступающих в стареющем организме, является изменение его реакций на факторы внутренней среды, на внешние воздействия, значительное изменение компенсаторно-приспособительных механизмов. Процесс старения сопровождается появлением новых качеств, направленных на сохранение компенсаторных механизмов, однако они лишь в неполной мере поддерживают процессы адаптации.

Пожилые и старые люди могут страдать болезнями, которые возникли у них еще в молодости, но возрастные особенности организма обусловливают значительные отклонения в течении этих болезней. Наиболее характерны атипичность, ареактивность, сглаженность клинических проявлений.

Обобщая особенности проявления и течения болезней у стариков, Н.Д.Стражеско отмечал:

симптоматика различных заболеваний в старости значительно беднее, чем в зрелом возрасте;

все болезни у стариков протекают вяло и растянуто;

во время болезней у них более быстро истощаются физиологические системы, способные вести борьбу с вредностью;

защитный аппарат не в состоянии обеспечить при инфекции быстрое развитие гуморального и тканевого иммунитета и вместе с сосудистой системой и органами обмена и тканями не может гарантировать течение энергетических процессов при различных заболеваниях на такой высоте, как в зрелом возрасте.

В пожилом и старческом возрасте процессы восстановления после перенесенного острого заболевания, обострения или осложнения хронического патологического процесса происходят более медленно, менее совершенно, что и обусловливает более затяжной период реабилитации и часто меньшую эффективность терапии. В связи с этим в проведении восстановительного лечения людей пожилого и старческого возраста в разных стадиях реабилитации должна быть проявлена большая настойчивость и учтены возрастные особенности физического и психического состояния.

5. Факторы преждевременного старения

Естественное старение характеризуется определенным темпом и последовательностью возрастных изменений, соответствующих биологическим, адаптационно-регуляторным возможностям данной человеческой популяции.

Преждевременное (ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или же большей их выраженностью в тот или иной возрастной период.

Основными признаками, позволяющими отличить преждевременное старение от физиологического, являются существенное опережение паспортного возраста биологическим, наличие в анамнезе хронических заболеваний, интоксикаций, быстро прогрессирующие нарушения способности организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, неблагоприятные нейроэндокринные и иммунологические сдвиги, выраженная неравномерность возрастных изменений различных органов и систем стареющего организма.

К факторам риска преждевременного (ускоренного) старения относятся:

Неблагоприятные факторы окружающей среды.

Вредные привычки.

Гиподинамия.

Нерациональное питание.

Отягощенная наследственность (короткая продолжительность жизни родителей).

Длительные и часто повторяющиеся нервно-эмоциональные перенапряжения (дистрессы).

Они могут воздействовать на разные звенья цепи возрастных изменений, ускорять, извращать, усиливать обычный их ход.

Существует также замедленное (ретардированное) старение, ведущее к увеличению продолжительности жизни, долголетию. Одним из основополагающих вопросов геронтологии является вопрос возраста.

В огромном большинстве люди умирают не от самой старости, а от болезней, настигающих человека в старости, которые необходимо и возможно лечить. Жить долго, сохраняя здоровье и творческую активность - естественное место каждого человека.

Из выше сказанного следует сделать следующий вывод. Особенности клинической картины:

Течение болезни обычно атипичное - малосимптомное, латентное, с наличие «масок», но тяжелое, часто индвалидизирующее.

Большая склонность к рецидивам, переходу острых форм в хронические.

Укорачивается латентный период болезни.

Учащаются осложнения заболевания.

Сокращаются сроки присоединения осложнений, в частности функциональной декомпенсации пораженной системы.

Сокращается продолжительность жизни больного.

Особенности диагностики:

Необходимы настороженность и целенаправленный поиск, исходя из структуры заболеваемости.

Необходима верификация полученной от больного информации.

Важно использовать адекватные параклинические методы исследования.

Необходимо учитывать малые симптомы.

Необходимо динамическое наблюдение за пациентом.

В оценке результатов изучения больного нужно исходить из критерия возрастной нормы.

Особенности профилактики:

Предшествующие возрастные факторы риска повышают роль первично и вторичной профилактики.

Помимо общепринятых профилактических мероприятий, нужно использовать способы и средства повышения сниженной у старого человека толерантности к вредностям (геропротекторы, рациональный двигательный режим, рациональное гериатрическое питание, климатолечение и др.).

Особенности лечения:

Четкая реализация принципа высокого гуманизма.

Соблюдение принципа разумного щажения многолетних привычек пациента.

Строгое соблюдение принципа малого воздействия.

Потенцирование эффективности лечебных мероприятий включением в терапевтический комплекс геропротекторов, адаптогенов, активного двигательного режима, эффективной оксигенотерапии и др.

Список используемой литературы

1. Государственный образовательный стандарт 2002 г. по специальности «Сестринское дело».

2. Сестринское дело, том 2. Под ред. Г.П. Котельникова. Учебник для студентов факультетов высшего сестринского образования мед. вузов. - Самара: Издательство ГУП «Перспектива», 2004. - 504 с.

3. Л.И. Дворецкий «Ятрогения в гериатрии». – Клиническая геронтология №4, 1997 г.

4. А.Н.Окороков. «Диагностика болезней внутренних органов». -М.: Медицинская литература, 2000 г.

5. Журавлева Т.П., Пронина Н.А. Сестринское дело в гериатрии. - М.: АНМИ, 2005. - 438 с.

6. Л.Б. Лазебник, В.П. Дроздов «Генез полиморбидности». - Клиническая геронтология №1-2, 2001 г.

1) Время окостенения скелета

4) Вторичные половые признаки

Наследственность;

Конституция человека;

Определение готовности детей к обучению в школе

Готовность ребенка к школе принято определять на трёх уровнях



Морфофункциональный - состояние здоровья ребёнка. Сюда включается уровень физического развития, соответствие биологического и паспортного возраста ребёнка. Число острых заболеваний за последний год (резистентность). Психическое здоровье. Наличие или отсутствие у ребенка хронических болезней. Наличие или отсутствие дефектов звукопроизношения, развитие речи.

Интеллектуальный или умственный - память, мышление, восприятие, воображение, накопленные умения и навыки.

Личностный - отношение к учёбе, школе, сверстникам, умение общаться, действовать по правилам, заданным учителем.

Как определить морфофункциональную готовность ребенка к школе?

Первый, морфофункциональный уровень готовности ребенка к школе определяют врачи в детской поликлинике или в детском саду. Перед школой каждый ребёнок проходит углубленный медицинский осмотр, результаты которого вносятся в медицинскую карту ребенка по форме 026/у.

Сюда входит

Определение роста, массы тела ребёнка, окружности груди. Осмотры невролога, ЛОРа, хирурга, ортопеда, офтальмолога, логопеда, дерматолога, психиатра. Для девочек - гинеколога.

Если ребёнок имеет хроническое заболевание и наблюдается у какого-то врача специалиста, к списку врачей перед школой добавляется этот доктор. Это может быть нефролог, гастроэнтеролог, аллерголог, сурдолог и др.

Общие анализы крови и мочи, анализ крови на сахар, анализ кала на яйца гельминтов, ЭКГ.

В самом конце ребенка осматривает педиатр, оценивает результаты осмотра всех специалистов результаты ЭКГ и анализов и делает общее заключение о состоянии здоровья ребенка.

Ребенок готов к обучению в школе на морфофункциональном уровне если

Показатели массы тела и роста ребенка соответствуют возрасту. Биологический возраст находится в соответствии с паспортным. У ребёнка есть более 2х постоянных зубов.



Группы здоровья 1, 2, 3.

Тест Керна Йерасека

Для определения интеллектуальной готовности ребенка к школе наиболее широко и часто используется ориентировочный тест Керна-Йерасека. Раньше этот тест проводили в кабинетах здорового ребёнка в детских поликлиниках. Теперь таких кабинетов нет и тест иногда проводят в детских садах перед школой или в самих школах.

Он позволяет определить достаточно ли развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. Умение рисовать, мышление, речь, умение сосредоточиться, выполнить задание.

Вся организационная и практическая работа по медицинскому контролю должна проводиться в тесном контакте с комитетами по физической культуре и спорту, которые возглавляют руководство всей работой по физкультуре и спорту.

Медицинское наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом является обязательным и осуществляется в форме регулярных медицинских осмотров:

· а) первичных - перед началом занятий физическими упражнениями и спортом;

· б) повторных - в процессе занятий;

· в) дополнительных осмотров перед ответственными соревнованиями.

Индивидуальное развитие организма биологический и паспортный возраст

Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате.

Биологический возраст - это фактически достигнутый уровень морфологического и функционального развития органов и систем ребенка (в том числе и психического развития).

Критерии установления биологического возраста:

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Индивидуальные данные сравниваются со стандартами для данного возраста и региона, полученные за последние 10 лет.

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному, если:

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Критерии определения биологического возраста:

Зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

Скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

Зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания молочных и постоянных зубов);

Наследственность;

Конституция человека;

Зрелость интеллекта (уровень развитие как личности).

Наиболее важный аспект – связь биологического возраста с внешними (экзогенными) факторами, особенно в экстремальных условиях окружающей среды. Окружающая среда – это комплекс не только природных, но и социальных условий. Особую роль среди внешних факторов играют антропогенные, то есть создаваемые деятельностью самого человека. При благоприятных климатических и, особенно, социальных условиях биологический возраст несколько отстает от хронологического. Противоположная картина отмечается, например, в условиях сильного стресса (фашистские концлагеря), повышения фона ионизирующей радиации (чернобыльцы).

Весьма значительно и влияние социальных факторов: в группах с повышенным долголетием широко распространены традиции уважения к старикам, их особый социальный статус. Чрезвычайно важна роль социальных преобразований, направленных на повышение здоровья, при освоении новых экстремальных экологических ниш, таких как космос, вахтовые поселения на севере, в пустыне и т.д.

Возраст для женщины - это очень важно. Женщины любят мужчин помоложе биологически и постарше социально - с психологической стороной возраста я пока в сомнениях. Очевидно, что мужчина должен быть молодым жеребцом в постели и старейшиной на совещании совета директоров. Проницательным в бизнесе и легкомысленным на отдыхе или шопинге.

Как совместить в себе все эти качества, присущие разным возрастам? Добиться максимального разрыва между паспортным и биологическим возрастом.


После преодоления послеродовых мук в кроватки все мы очень похожи - маленькие - по 3-4. Очень похожие не только вес тела, но и состав тела, потому что среда обитания очень похожа - уровень сахара в крови наших мам примерно у всех одинаковый во время вынашивания. Да, да, да! Несмотря на разную генетику, сразу после рождения люди очень похожи - иначе бы их не путали в роддоме.

А потом вступают в силу факторы окружающей среды: борцы греко-римского стиля становятся непохожи на пианистов. Морфологические особенности очевидны уже в подростковом возрасте: сразу видно, кто ходил в спортивную школу, а кто музыкальную.

Что сильнее влияет на тело: наследственность или образ жизни? Решите сами из очевидных фактов или возьмете подсказку у британских ученых?

В юности «перемен требуют наши сердца» и чем старше человек, тем меньше диапазон адаптаций: физиологических, психологических и социальных.

Странно менять профессию в сорок лет, хотя кто-то это делает с юношеским задором.

С возрастом меньше обращаешь внимание на выпады дураков, хотя кому-то и в сорок лет выбивают зубы в пьяной драке.

Тело сорокалетнего хуже приспособлено к физическому труду, хотя некоторые ветераны выигрывают на соревнованиях у юниоров.

Если не обращать внимание на мозг, то по внешнему виду и состоянию зубов, кожи, скелета - суставов и мышц можно увидеть разрыв между паспортным и биологическим возрастом. А после трех фраз можно оценить и психологический возраст. Кто-то по одежде и цацкам пытается понять социальную зрелость.

Тренировки отнимают у меня 6 часов жизни в неделю, работа - 40. На поддержание социального здоровья я трачу почти в 7 раз больше жизни, чем на поддержание физического здоровья.

Но смысл жизни в сохранении самой жизни. Смысл жизни в сохранении тела, а не приобретении бумаг, которые подтвердят мой социальный статус.

Тема саморазвития и профессионального роста сечас так популярна, что книжное издательство Манна только об этом книжки и выпускает. Максимально полезные книги - его девиз.

Недавно встретил словосочетание «бумажный тигр». Какая разница, что у вас написано в паспорте, дипломе или сертификате соответствия. Проницательный ум всегда поймет кто вы и в каком возрасте: биологическом, психологическом и социальном.

Простой вопрос: сколько часов вы эксплуатировали свое тело под нагрузкой более 60% от максимума за последние семь дней и почему? Напишите ответ в комментарии. Самому интересному комментатору я отдам полчаса своей жизни - скайп консультацию .

С 1994 года

Для точной оценки индивидуального развития рекомендуется учитывать возраст человека. Это связано с тем, что для каждого организма характерны только ему присущие темпы развития. Именно поэтому сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с возрастом.

Если попытаться дать определение возрасту , то его можно обозначить как длительность существования организма от момента рождения до настоящего времени. Существует понятие календарного (паспортного) и биологического возраста. Календарный возраст измеряется количеством вращений Земли вокруг Солнца и выражается в календарной шкале. Однако, календарный возраст не может служить в полной мере показателем здоровья, трудоспособности, качества жизни лиц одного и того же года рождения. Хорошо известно, что даже внешний облик людей одного календарного возраста бывает настолько разным, что ориентировочное определение возраста может быть ошибочным.

В связи с этим для оценки жизнеспособности, функционального состояния организма используется не календарный, а биологический возраст, более адекватно отражающий меру возрастных изменений организма, его биологические возможности в отношении предстоящей жизни, темпы старения.

Под биологическим возрастом понимают достигнутый уровень морфологического и функционального развития организма. Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и т. д.), срокам окостенения скелета ("костный возраст"), степени половой зрелости, показатели артериального давления, состояние аккомодации зрения, слуховой порог и др.

Фактором, который еще более осложняет точную характеристику истинного возраста, является процесс, получивший наименование акселерация. Этот процесс характеризуется следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела.

У долгожителей биологический возраст обычно меньше календарного. Если же биологический возраст опережает календарный, то говорят о преждевременном старении. Последнее является одной из важных проблем геронтологии.

Поэтому наряду с детьми-акселератами, т. е. ускоренно развивающимися, есть дети-ретарданты, развивающиеся медленно, которые отстают в физическом и половом развитии. Поэтому нередко один и тот же календарный возраст объединяет разный в биологическом отношении контингент детей.

В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся, индивидуальные особенности развития.

Критерии биологического возраста . При определении биологического возраста учитывают достигнутый отдельным индивидом уровень развития морфологических структур в сравнении со средним хронологическим возрастом той группы, которой он соответствует по уровню своего развития. Индивидуальные колебания процессов роста и развития послужили основанием для введения такого понятия, как биологический возраст или возраст развития.

Основными критериями биологического возраста являются:

зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета)

зубная зрелость (сроки прорезывания зубов, стертость зубов);

4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма па основании возрастных изменений микроструктур различных органов;

5) морфологическая и психологическая зрелость.

Оценка биологического возраста производится при сопоставлении соответствующих показателей развития обследованного индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы.

Половая зрелость. Оценивается на основании степени развития половых признаков, таких как волосы на лобке: Волосы в подмышечных впадинах: Набухание сосков у мальчиков:Выступание кадыка: Перелом голоса: Развитие молочных желез у девочек:.

Скелетная зрелость . Основными показателями возрастной дифференцировки костей скелета являются центры окостене­ния, сохранность или закрытие эпифизарных хрящевых зон роста, у младенцев - зарастание родничков на голове. У взрослых оцениваются сопряженные с процессом старения изменения компактного вещества кости (истончение), губчатого вещества (разрежение). В периоде старения как критерий биологического возраста используются проявления остеопороза и остеосклероза, остеофитоза (разрастания костной ткани в области фаланг кисти, стопы и на позвонках).

Оссификация скелета тесно связана с биологическим развитаем всего организма (длина тела, темпы роста, стадии по­лового созревания), а ее стадии ее приурочены к определенным; этапам онтогенеза.

Для оценки скелетной зрелости чаще всего используется определение индексов запястья и различных трубчатых костей на основе рентгенограмм.

Зубной возраст . Определяется на основании числа прорезав­шихся и находящихся в состоянии замены молочных зубов у ребенка, у" взрослых - по состоянию стертости постоянных зубов.

Морфологическая зрелость . Оценивается на основании развития сопорно-мышечного аппарата - мышечной силы, выносливости, частоты движений.

Под психологической готовностью ребенка к школе, понимается уровень морфологического и функционального разви­тия, при котором требования системы обучения, нагрузки и новый режим дня не будут обременительны для будущего школьника,

С морфологической и психологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, под которой подразумевают уровень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточный для рначала школьного обучения.