Открытие пункта приема платежей. Купить диплом вуза в россии, диплом института, университета, академии Как открыть кассу приему платежей



Если вы загорелись идеей начать свой собственный бизнес и не знаете, что попробовать, как организовать и где найти больше всего плюсов, то можно попробовать свои силы в бизнесе платежных терминалов, которые вы можете приобрести у компании «Сенсорные технологии». Несмотря на то, что на терминалы стали устанавливать так называемые фискальные регистраторы, которые способны фиксировать абсолютно каждый платеж на специально предназначенную для этого ленту, что, конечно, повысило стоимость этих устройств и уменьшило количество желающих заняться таким видом деятельности, во многих районах, бизнес, построенный на использовании платежных терминалов как средства получения прибыли, остается достаточно востребованным.

Какой платежный терминал купить, и где это можно сделать?

Сегодня терминальный бизнес активно развивается в регионах, и это понятно: ведь размер первональных инвестиций начинается с 400 000 рублей, а конкуренция в регионах пока недостаточно сильна, в отличие от Москвы. При этом сами терминалы, программное обеспечение и платежные системы постоянно совершенствуются, и конкурируя друг с другом, они создают благоприятные условия для будущих клиентов – потребителей терминального оборудования.

Как открыть пункт приема платежей

Бизнес по приему платежей может быть весьма прибыльным вложением средств для начинающих предпринимателей. Чтобы организовать данную деятельность, не требуется больших капиталовложений, а организация достаточно проста. «Центробанк» свободно разрешает индивидуальным предпринимателям осуществлять платежи при помощи платежных терминалов.

Законодательством не установлено практически никаких ограничений при организации подобного дела.

Как открыть бизнес — Платежные терминалы?

Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день электронные платежи достаточно прочно укоренились в нашей жизни. Люди привыкли использовать платежные терминалы, чтобы экономить свое время и не стоять в бесконечных очередях, так как с их помощью можно без труда оплатить мобильную связь, коммунальные услуги, внести абонентскую плату за услуги Интернет-провайдера и многое другое.

Вообще, подобный бизнес, основанный на терминалах оплаты, является достаточно прибыльным.

Начать бизнес платежных терминалов

Предупреждение. этот бизнес может оказаться не таким радужным, как многие его себе представляют: поставил терминал и только успевай доставать из него деньги.

Если вы хотите сделать «бизнес» на одном платежном терминале, то лучше забыть об этом бизнесе.

Если всерьез задумались о расстановке сети платежных терминалов, то начинать надо с минимум 5 штук.

Потому что один терминал как правило, ставят в неудачное место.

Новый закон убьет бизнес платежных терминалов в России

В Госдуму внесен законопроект, ограничивающий до 1% комиссию при приеме большинства платежей за услуги. В случае его принятия сети платежных терминалов окажутся на грани закрытия Законодательное собрание Приморского края внесло в Госдуму законопроект об изменениях в закон
«О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
. В проекте предлагается ввести норму о том, что размер комиссии, взимаемой с физического лица при платежах в размере до 1 тыс.

Бизнес план компании по приему платежей

«За всё надо платить».

Это мудрое изречение мучает обычных граждан и звучит сладкой музыкой для тех, кто решил расширить свой розничный бизнес, организовав прием платежей за коммунальные услуги, свет и связь. С каждой операции по приему платежей можно класть в карман от 0,5 до 10%, а главное, никаких лицензий и сертификатов.

Красота! Конечно, язык не поворачивается назвать этот бизнес самостоятельным, основным.

Как открыть прием платежей без терминала

ИП планирует установить платежные терминалы для приема оплаты за товар в киоске (розничная торговля, ЕНВД) и в офисе (оптовая торговля, УСН). Нужно ли регистрировать платежные терминалы в ИФНС?

Денежные средства будут поступать на расчетный счет или ИП нужно будет открывать пластиковую карту на свое имя? Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Обязательной регистрации подлежит только контрольно-кассовая техника (ККТ).

Прием платежей в интернет-магазине

Большинство покупателей предпочитают оплачивать товары из интернет-магазинов наличными при получении.

Таких клиентов будет минимум 65%.

Связано это с общим недоверием к онлайн-платежам, недоверием к конкретному магазину при предоплате, нежеланием оставлять данные своей банковской карты. Согласно проведенному исследованию ЯндексМаркет и компании GFK, главный барьер, из-за которого россияне отказываются от покупки в интернет-магазине - это именно предоплата.

Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательство в отношении посредников банковских услуг уже давно не менялось. Но вопросов у участников сделки все так же много.

Суть

Внесение изменений в законодательство позволило кредитным организациям расширить свое присутствие в регионах и создать дополнительный канал связи - банковский платежный агент. Это помогло повысить качество и гибкость услуг. Рассмотрим детальнее, чем занимается данный посредник.

Согласно ФЗ "О платежный агент - это лицо, которое принимает средства в счет оплаты товаров и услуг физлицами с целью зачисления их на Согласно этому же документу, агент мог осуществлять операции с пластиковыми платежными инструментами.

После внесения изменений в ФЗ «О национальной системе платежей" функционал агентов расширился. Теперь они могут:

  • выдавать клиентам;
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент - это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам.

Направления деятельности

Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик - это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик - потребитель услуг;
  • платежный агент - это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента. Они также занимаются деятельностью по приему платежей, но договор уже подписывают с агентом.

Ответственность

Законодательством предусмотрено возложение на агентов определенных обязательств, от исполнения которых зависит безопасность платежей. Вот часть из них:

  • агент может осуществлять деятельность только после подписания договора;
  • оператор должен встать на учет в Росфинмониторинг;
  • при приеме платежей открывается счет, который используется для осуществления трансакции;
  • банк не может выступать субагентом или оператором.

Счет

Специальный счет платежного агента используется не для всех операций. Его владелец может списать средства только на определенные цели, но и принудительное взыскание также не осуществляется. То есть он служит транзитом между физическим лицом и банковским счетом владельца. Со спецсчета оператора средства перечисляются клиенту и непосредственно посреднику в части вознаграждения. Субагент переводит деньги оператору и поставщику. Платежный агент обязан моментально переводить средства на счет. За нарушение этого требования ему грозит штраф в сумме 50 тыс. руб.

Рассмотрим типовые схемы, по которым реализуются услуги платежного агента.

Схема 1

Агент заключил договор по перечислению через сеть терминалов. К начислению сбора и рассылке документов привлекла единый расчетный центр (ЕРКЦ) с собственной кассой. ЕРКЦ заключил договор с посредником, владеющим сетью терминалов.

Поскольку УК является агентом, она обязана открыть спецсчет. На него будут переводиться средства от ЕРКЦ. Затем деньги будут перечисляться ресурсоснабжающей организации (РСО), а оттуда - контрагентам. ЕРКЦ, как оператор, также должен открыть счет. Переводить средства сразу РСО он не имеет права. Действовать нужно только через УК. Владелец терминалов в данной схеме выступает субагентом. Вознаграждения всех посредников прописаны в договоре с поставщиком услуг. А потребителей нужно уведомить, что за перевод средств начисляется комиссия.

Схема 2

Платежный агент - это посредник между физическими лицами и ЖКХ, который действует на основании договора. Решением руководства было принято решение, что плата за услуги, предоставленные в многоквартирных домах (МКД), сразу перечисляется на счет в банке. Оплачивать платежи может через терминалы физическое лицо.

Платежный агент в данной схеме является агентом по перечислению средств от всех плательщиков, кроме жильцов МКД. Только один оператор может одновременно принимать платежи отдельно по договору с УК и с РСО. Комиссия посредника оговаривается с каждым поставщиком отдельно.

Схема 3

УК по договору ресурсоснабжения выступает агентом собственников МКД. Она получает плату за услуги от потребителей. Они же оплачивают расходы на осуществление трансакций. В данной схеме УК является поставщиком банковских услуг. Оператор обязан перечислять средства на счет агента. Между УК и РСО не заключен Поэтому все средства должны сразу переводиться на счет ЖКХ.

Схема 4

УК предоставляет услуги по содержанию имущества в жилом доме. Собственники заключили с ЕРКЦ договор о перечислении платежей. УК получает плату за ремонт имущества и коммунальные услуги. Вторая часть сразу передается в РСО. Вознаграждение ЕРКЦ должны платить оба поставщика (УК и РСО).

Банки

Кредитные организации не могут выступать в качестве операторов по приему платежей. Но они предоставляют услугу по безналичному переводу средств от физических лиц без открытия счета. На основании распоряжения клиента банк оформляет В документе должны быть указаны все реквизиты и назначения платежа. Предельная сумма перевода ограничена приемлемой в рамках безналичных расчетов. Отдельно от суммы перевода уплачивается комиссия посредника.

Отличия

Таким образом, имеют место две операции: прием платежей и перевод средств. Разница между ними чисто юридическая. Прием платежей осуществляется на основании договора с РСО или с потребителем. Плательщики обращаются к агенту с просьбой перевести средства на счет ЖКХ. Если между РСО и УК заключен договор, то агент принимает платеж. Перевод средств осуществляется по требованию плательщика на указанные реквизиты.

Спорные моменты

Управляющий МКД подписал договор о переводе платежей с оператором и банком (по вопросу обмена информационными данными). Чьи реквизиты должны быть указаны в квитанции? Платежка должна содержать поставщика услуг. Если в документе будут указаны реквизиты спецсчета, то банк не сможет перевести средства.

Схема 5

Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. Деньги принимаются как через банк, так и через агента. В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.

Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции. Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи. Эти два пункта нужно прописать отдельно в договоре.

Вывод

Прием коммунальных платежей через посредников накладывает на агентов некоторые обязанности. Например, вести отдельный счет для всех транзакций. Если УК принимает плату за услуги РСО через собственные кассы либо через другого посредника, то она сама становится агентом. Если посредники в трансакциях отсутствуют, то потребители могут оплачивать услуги через банки. Для этой цели заключать отдельный договор нет необходимости. Но банки заинтересованы в получении вознаграждения. Поэтому за плату предоставляют информационные услуги.

Центробанк не так давно подтвердил информацию о том, что принимать платежи от населения за различные услуги могут все предприниматели, у которых есть соглашение с оператором.

Таким образом, сегодня, по сути, пунктами приема платежей могут быть и кафе, и газетные киоски, и аптеки, и даже ларьки с мороженым. Для этого не нужны никакие сертификаты или разрешения, а на каждой операции по приему платежей можно зарабатывать до 10 % от суммы платежа.
Конечно, такой бизнес не может быть полностью самостоятельным. Однако это существенный дополнительный заработок, утверждают эксперты. Главная предпосылка для развития такого бизнеса - бесконечные очереди в банках и кассах. Многие, томящиеся в таких очередях, плательщики готовы с радостью переплатить небольшую сумму денег за хороший быстрый сервис.

Если вы сейчас просматриваете бизнес идеи с нуля , ищете способы заработать деньги, сложно определиться сразу, ведь так много интересных идей вокруг.

В мегаполисах ускоряется темп жизни, а вместе с тем и возрастает количество платежей - интернет, мобильная связь, коммунальные и другие услуги. Поэтому все больше людей стремятся упростить и ускорить процедуру оплаты счетов. Зачем специально идти в отделение банка или в кассу, если оплатить коммунальные услуги можно, например, в ближайшем супермаркете или даже в том же офисном центре, где человек работает.
Для организации такого бизнеса есть два пути - открытие собственного дела, либо заключение соглашения с действующими платежными системами. Для последнего варианта понадобится приобрести POS–терминалы и таким образом перепродавать услуги платежной системы.

Для того, чтобы такой бизнес был выгодным, нужно внимательно ознакомиться с условиями платежных систем, а также закупить необходимое программное обеспечение.
Основное преимущество подобного бизнеса - это низкий старт. Достаточно всего лишь 20 тысяч рублей для того, чтобы организовать пункт по приему платежей. Плюс ко всему у такого бизнеса есть возможность пошагово развиваться. Окупаемость бизнеса составляет от полутора месяцев до двух лет.
POS–терминал, как говорят специалисты, - идеальное решение для розничных точек, принимающих платежи. Стоимость аппарата 500–600 долларов. Само по себе это устройство занимает очень мало места и справиться с ним может обычный продавец - для работы с ним не нужны специальные знания. При чем терминал может работать даже без интернета и электричества. Для продолжительной работы достаточно мобильной связи и заряженного аккумулятора.

Модель POS–терминала можно выбрать из представленных сегодня на рынке. И выбор этот достаточно широк. Существуют сегодня даже беспроводные терминалы, которые позволяют принимать платежи быстро и безошибочно. Дополнительно к терминалу производители обычно предлагают лайт-бокс, который проинформирует прохожих на улице о том, что в ближайшем заведении возможна дистанционная оплата платежей. Ежемесячные расходы, связанные с обслуживанием терминала (связь, кассовая лента), обычно не превышают 10 долларов, поэтому окупаемость аппарата в среднем составляет 2 месяца.

Организовать прием платежей можно также и через мобильный телефон. Это подходит для тех торговых точек, в которых мало посетителей. Схема, в общем-то, та же, что и с терминалом. Нужно заключить договор с провайдером любой из платежных систем. Клиенту для оплаты нужно заполнить специальный бланк, потом кассир принимает деньги, связывается с платежной системой, вводит данные и мгновенно деньги поступают на счет. Таким образом можно организовывать выездные пункты приема платежей. Например, таким образом можно подзаработать на пляже в сезон массового отдыха, в дачном поселке и тому подобных местах. Такие пункты могут быть мобильными и передвигаться в зависимости от количества потенциальных клиентов.
Точку приема платежей можно организовать в больших бизнес-центрах. Нужен лишь небольшой "закуток", стол, компьютер и продавец.

Наибольшие затраты в таком случае придутся на арендную плату и на зарплату продавцу. Поэтому, если у предпринимателя уже есть необходимая площадь, работающая на него (небольшой магазинчик, кафе и тому подобное), лучше использовать ее.
Но принимать платежи не обязательно должен продавец. Можно создать собственную сеть автоматизированного приема. Среди достоинств такой системы - мобильность и легкость в использовании. Недостаток - один автомат не окупит себя, потому лучше сразу начинать с сети. Также следует очень внимательно относить к месту размещения автоматов. Если место выбрано неправильно, то велика вероятность, что автомат никогда не окупится. Еще один минус - поломки и вандализм. К сожалению, это неизбежно. Кроме того, при организации сети платежных автоматов, нужно учитывать плату владельцам бизнес-центров или супермаркетов, в которых они будут установлены.

Как правило, плата больше в местах, где больше всего людей.
Невозможно застраховать себя от таких неприятных моментов, как зависающий сервер, невозможность временно провести платеж. В некоторых моментах клиентам придется отказывать в произведении платежа, иногда - честно говорить о том, что платеж придет несколько позже. Для того, чтобы не потерять постоянных клиентов и избежать неприятностей, лучше всего заключить соглашения с двумя, а то и тремя платежными системами, которые дублировали бы друг друга. Этот вариант спасет в том случае, если сервер одной из систем завис. Можно пользоваться второй системой и не бояться потерять плательщиков.

"Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 6

В одном из предыдущих номеров журнала была затронута тема правового регулирования деятельности по приему платежей, обсуждались положения вступающего в силу со следующего года Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами <1>. Сегодня мы решили обратиться к учету и налогообложению данного вида бизнеса, в котором компания связи может выступать как от имени поставщика услуг, так и от имени оператора по приему платежей.

<1> Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ.

Как квалифицировать прием платежей для целей учета и налогообложения?

Думаем, читатель согласится, что от того, насколько объективно будет квалифицирована деятельность по приему платежей, будут зависеть достоверность учета и порядок налогообложения. С позиций вышеназванного Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц признаются:

  • прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение обязательства перед поставщиком;
  • проведение платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласитесь, перечисленные действия напоминают посредническую деятельность, однако нормы гражданского законодательства сформулированы несколько иначе. В частности, по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется совершить за вознаграждение по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Прием платежей от населения - это не одна и не несколько сделок, а непрерывные действия, совершаемые платежным агентом в пользу поставщиков товаров (работ, услуг). Поэтому отношения между платежным агентом и поставщиком более соответствуют отношениям между агентом (посредником) и принципалом. Тем не менее ставить знак равенства между агентским договором и договором на прием платежей от клиентов поставщиков с юридической точки зрения преждевременно. Ведь в Законе о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, нет указания, что к правоотношениям сторон применяются нормы агентского договора.

В такой ситуации правового вакуума бухгалтеру следует обратить внимание на экономическую сущность отношений сторон - участников приема платежей. Расчеты между поставщиком товаров (работ, услуг) и платежным агентом имеют элементы посреднических взаиморасчетов принципала и агента, поэтому в бухгалтерском учете и налогообложении при отсутствии других альтернатив можно остановиться на посреднической (агентской) модели взаимоотношений участников приема платежей. В пользу такого мнения может свидетельствовать тот факт, что согласно п. 4 ст. 1005 ГК РФ особенности отдельных видов агентского договора могут быть предусмотрены законами. Одним из них как раз и является Закон о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами. Таким образом, можно утверждать, что договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц - разновидность агентского договора, который в данном случае может быть не в чистом виде агентским, а смешанным договором и содержать элементы различных соглашений. Но это уже нюансы для юриста, бухгалтеру достаточно того, что с экономической точки зрения операции, связанные с приемом платежей, могут рассматриваться как посреднические, что дает право применить порядок учета и налогообложения, предусмотренный для агентских отношений.

В деятельности по приему платежей физических лиц оператор связи может выступать как в роли поставщика услуг, так и в роли платежного агента - оператора по приему платежей для других поставщиков товаров (работ, услуг). Салоны связи, которые принимают платежи от населения в пользу коммуникационных компаний, в первом случае выступают в роли оператора по приему платежей, во втором - могут являться платежными субагентами. Мы уделим внимание учету и налогообложению хозяйственных операций у оператора связи.

Компания связи в роли поставщика услуг

В таком случае оператор связи может организовать учет так, как это делает принципал. Договорные отношения он оформляет с агентом (например, с сетью салонов связи, отделениями почты или даже с кредитными организациями), а агент в целях исполнения основного договора может нанять субагентов. Предприятие связи как поставщик услуг в любом случае производит расчеты с платежным агентом (оператором по приему платежей). Обратим внимание еще на один нюанс: для того чтобы оперативно осуществлять расчеты, поставщик может предусмотреть в условиях договора внесение агентом авансового платежа на депозитный счет поставщика, который в дальнейшем по мере получения информации от платежного агента производит зачет внесенной суммы в оплату услуг своих клиентов.

Пример 1 . Допустим, оператор связи заключил агентский договор с организатором платежной системы, по которому вознаграждение составляет 5% от суммы принятых платежей от абонентов. По условиям заключенного договора организатор платежной системы перечисляет аванс на расчетный счет оператора связи в размере 5 000 000 руб. В отчетном периоде он самостоятельно и через своих субагентов принял платежи на сумму 4 000 000 руб. По условиям посреднического договора оператору связи перечисляется сумма оплаты в полном объеме, после чего он выплачивает вознаграждение платежному агенту. Платежному агенту не разрешено взимать дополнительное вознаграждение с абонентов оператора связи, являющегося поставщиком услуг.

Для отражения расчетов платежного агента с клиентами и абонентами в учете поставщика услуг (оператора связи) воспользуемся субсчетом 76-5, отметим, этот же субсчет можно использовать для отражения суммы внесенного аванса. Для расчетов поставщика услуг с платежным агентом по агентскому вознаграждению выберем другой субсчет, например 76-6. Посредническое вознаграждение, выплачиваемое оператором связи агенту по приему платежей, составит 200 000 руб. (4 000 000 руб. x 5%). Для учета задолженности абонентов выберем традиционные субсчета 62-1 (задолженность по оказанным услугам) и 62-2 (задолженность по авансам).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс оператору на депозитный
счет
51 76-5 5 000 000
Начислен НДС с аванса в счет платежей 76-НДС 68-2 762 712
Отражена сумма принятых платежей на
основании отчета платежного агента и
показаний оборудования
76-5 62-2 4 000 000
Оказаны услуги абонентам на сумму предоплаты 62-1 90-1 4 000 000
Начислен НДС с оказанных абонентам услуг 90-3 68-2 610 169
Принят к вычету НДС с ранее начисленного
аванса
68-2 76-НДС 610 169
Произведен зачет аванса в счет оказанных
услуг
62-2 62-1 4 000 000
Поступили на счет оператора средства от
платежного агента в счет следующего аванса
51 76-5 4 000 000
Начислен НДС с аванса в счет следующего
периода
76-НДС 68-2 610 169
Учтено посредническое вознаграждение в
расходах по обычным видам деятельности <*>
20,
30-02
76-6 200 000
Перечислено вознаграждение посреднику 76-6 51 200 000
<*> Операторы связи, ведущие раздельный отраслевой учет доходов и расходов, вознаграждение посредника могут учесть в составе затрат основных производственных процессов, связанных с оказанием услуг связи.

Нужно отметить, что приведенные проводки отражают синтетический учет компании связи. Между тем ей как поставщику услуг нужны данные аналитического учета по каждому абоненту для того, чтобы отслеживать, кто и как оплачивает оказанные услуги связи. Такую информацию фиксирует оборудование, используемое платежным агентом, он предоставляет соответствующие сведения оператору связи, у которого задолженность абонентов, в свою очередь, обрабатывается на оборудовании с использованием средств автоматизации.

Компания связи в роли оператора по приему платежей

Коммуникационная компания, выступающая в роли оператора по приему платежей (платежного агента), должна обеспечить раздельный учет собственных доходов и доходов поставщиков услуг, в пользу которых она принимает платежи от населения. Отражать в учете в составе выручки можно только суммы посреднического (агентского) вознаграждения, поступления от клиентов других поставщиков не признаются доходами посредника (п. 3 ПБУ 9/99 "Доходы организации") и учитываются на счетах расчетов. В таком же порядке отражается перечисление денежных средств поставщику услуг, не увеличивая расходы оператора по приему платежей (п. 3 ПБУ 10/99 "Доходы организации"). В состав затрат посредника включаются собственные затраты, связанные напрямую с посредническим договором (амортизация платежных терминалов, заработная плата, социальные отчисления, арендные и иные платежи), и учитываются на соответствующих счетах затрат. Организация связи самостоятельно решает, в составе каких расходов отражать доходы и расходы от ведения посреднической деятельности, в зависимости от объемов приема платежей этот бизнес можно считать обычным или прочим видом деятельности оператора связи.

Пример 2 . Допустим, оператор связи занимается деятельностью по приему платежей в пользу третьих лиц - других операторов и исполнителей коммунальных услуг. За прием платежей взимается комиссия 4% с других операторов связи и 3% с исполнителей коммунальных услуг. Оператор связи, выступающий в роли платежного агента, может взимать дополнительное вознаграждение с клиентов исполнителей коммунальных услуг (не более 1%), с абонентов других операторов связи он не может взимать это вознаграждение согласно заключенным договорам.

В отчетном периоде оператор связи через свои терминалы и офисы продаж принял платежей на сумму 10 000 000 руб., из них 4 000 000 руб. - в пользу других компаний сферы связи, а 6 000 000 руб. - в пользу исполнителей коммунальных услуг. По условиям заключенных посреднических договоров платежный агент вносит авансовый платеж на депозитный счет других операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, в общей сумме 5 000 000 руб. С исполнителями коммунальных услуг оператор связи, выступающий в роли платежного агента, рассчитывается без авансового депозита, по мере поступления средств от клиентов и их перечисления на расчетный счет поставщика.

Разобьем пример на две части: прием платежей от абонентов других операторов и прием платежей от потребителей коммунальных услуг.

Прием платежей от абонентов других операторов.

  • 76-5-А - для расчетов оператора связи (в том числе и по суммам перечисленного аванса на депозитный счет), выступающего в роли платежного агента, с другими коммуникационными компаниями;
  • 76-6-А - в отношении расчетов с абонентами других операторов (по данному подсубсчету по абонентам разных операторов будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения данная детализация не показывается).

Посредническое вознаграждение оператора по приему платежей составит 160 000 руб. (4 000 000 руб. x 4%), а сумма НДС - 24 407 руб. (160 000 руб. x 18/118).

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислен аванс на депозитные счета другим
операторам связи, выступающим как поставщики
76-5-А 51 5 000 000
Получены денежные средства от абонентов 50, 57 76-6-А 4 000 000
Осуществлена инкассация выручки из
терминалов и кассы
51 50, 57 4 000 000
76-6-А 76-5-А 4 000 000
Перечислены средства другим операторам, в
том числе для пополнения депозита на будущее
76-5-А 51 4 000 000

посредника
62 90 160 000

вознаграждения
90 68 24 407
Поступило на счет агента вознаграждение 51 62 160 000

Прием платежей от населения за коммунальные услуги. Для отражения расчетов платежного агента воспользуемся следующими подсубсчетами:

  • 76-5-К - для расчетов оператора связи, выступающего в роли платежного агента, с исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями, ТСЖ, ЖК);
  • 76-6-К - в отношении расчетов с клиентами исполнителей коммунальных услуг (по данному подсубсчету также по клиентам разных исполнителей будет вестись отдельная аналитика, но в примере в целях упрощения нет такой детализации).

Вознаграждение, которое платежному агенту будет причитаться с исполнителей коммунальных услуг, составит 180 000 руб. (6 000 000 руб. x 3%), налог - 27 458 руб. (180 000 руб. x 18/118). Агентская комиссия с потребителей коммунальных услуг - 60 000 руб. (6 000 000 руб. x 1%), с нее сумма НДС - 9153 руб. (60 000 руб. x 18/118).

В бухгалтерском учете оператора связи, выступающего в роли платежного агента, будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма,
руб.
Получены денежные средства от населения 50, 57 76-6-К 6 000 000
Произведена инкассация выручки из терминалов 51 50, 57 6 000 000
Начислен НДС в части агентского
вознаграждения
76-НДС 68-2 9 153
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 60 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 9 153
Принят к вычету ранее начисленный НДС <*> 68-2 76-НДС 9 153
Удержана комиссия, взимаемая с населения 76-6-К 62 60 000
Перечислены деньги за вычетом комиссии 76-5-К 51 5 940 000
Произведен зачет обязательств 76-6-К 76-5-К 5 940 000
Признан доход в виде вознаграждения
посредника
62 90 180 000
Начислен НДС с посреднического
вознаграждения
90 68 27 458
Поступило вознаграждение агента от
поставщиков
51 62 180 000
<*> Если оператор по приему платежей участвует в расчетах и (внимание!) удерживает суммы своего вознаграждения из средств, поступивших от населения, сумму вознаграждения нужно включить в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором получены средства. Объясняется это тем, что моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг) или день оплаты (или частичной оплаты) (п. 1 ст. 167 НК РФ).

Как и бухгалтерский учет, порядок налогообложения расчетов поставщиков услуг с платежными агентами (операторами по приему платежей) имеет свои особенности, на которых следует остановиться подробно.

Нюансы налогообложения приема платежей

С позиции поставщика услуг. Для операторов связи, выступающих в роли поставщиков услуг, посредническая комиссия платежных агентов при исчислении налога на прибыль включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ). Данные расходы являются косвенными и при применении метода начисления признаются либо на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо на дату предъявления расчетных документов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если используемое агентом оборудование для приема платежей позволяет, то операторы связи, выступающие в роли поставщиков услуг, могут признавать в налоговом учете поступления от абонентов ежедневно, что должно вытекать уже из условий заключенных договоров. При этом следует помнить, что налоговый учет - это не бухгалтерский, он нужен для правильного расчета налога, размер которого определяется по итогам отчетного (налогового) периода. Поэтому именно на эту дату важно признать все расходы, относящиеся к прошедшему отчетному (налоговому) периоду. Очевидно, что при кассовом методе признания доходов и расходов поставщик услуг учитывает комиссионное вознаграждение либо на дату его выплаты агенту, либо на дату удержания агентом комиссионных (как погашение задолженности иным способом) (п. 3 ст. 273 НК РФ).

В случае если оператор связи имеет относительно небольшие доходы и применяет "упрощенку", он может признавать комиссионные в составе уменьшающих доходы расходов (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) при условии, что им выбран объект налогообложения "доходы за вычетом расходов". В Письме УФНС по г. Москве от 04.02.2009 N 20-14/009034@ обращено внимание на то, что посредническое вознаграждение может учитываться в составе расходов комитента на дату утверждения отчета комиссионера, в котором указываются суммы выручки, полученной от покупателей, и вознаграждения, причитающегося посреднику. При этом в целях налогообложения комитент должен отражать в составе доходов сумму выручки, перечисленную посредником с учетом его вознаграждения, даже при условии, что она удержана посредником самостоятельно. Ситуация меняется, если поставщик услуг рассчитывается с бюджетом исходя из объекта налогообложения "доходы". Тогда "упрощенец" не должен уменьшать свои доходы на сумму вознаграждения и возмещаемых расходов, удерживаемых посредником из выручки, полученной от населения (Письмо Минфина России от 25.06.2009 N 03-11-06/2/107).

Напоминаем, все сказанное касалось расходов поставщика на оплату услуг посредника. Доходы оператор связи признает в традиционном порядке: по мере оказания абонентам услуг платежный агент лишь принимает плату за оказанные или еще не оказанные услуги (аванс), поэтому его отчет о полученных платежах не меняет порядок признания выручки в налоговом учете у оператора связи, выступающего в роли поставщика услуг.

С позиции платежного агента. Оператору связи, выступающему в этой роли, в налогообложении, так же как в бухгалтерском учете, нужно обеспечить раздельный учет собственных доходов (расходов) и доходов (расходов) поставщиков услуг, в пользу которых компания связи принимает платежи. Доходом платежного агента (оператора по приему платежей) является комиссия, взимаемая с поставщика услуг, а также дополнительная комиссия, взимаемая с населения (если это предусмотрено договором с поставщиком услуг). При расчете налога на прибыль комиссионное (агентское) вознаграждение у платежного агента признается согласно условиям заключенного договора.

Оказывая услуги, платежный агент должен не только принять платежи, но и перечислить их на счет поставщика услуг населению. Поэтому дата приема платежей от населения сама по себе не свидетельствует, что платежный агент полностью исполнил свои обязательства по договору и может отразить выручку. Это можно сделать после подписания поставщиком услуг отчета платежного агента, который является приложением к реестру платежей, принятых агентом от населения. На основании поименованных документов производятся взаиморасчеты поставщика услуг и платежного агента (оператора по приему платежей).

В отношении НДС нужно отметить, что прием платежей от населения, осуществляемый кредитной организацией, подпадает под банковские операции, освобождаемые от взимания НДС (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-07-05/29). Однако деятельность платежных агентов, не относящихся к кредитным организациям, не льготируется при расчете налога. В частности, как следует из п. 2 ст. 156 НК РФ, на оказание услуг по посредническому договору не распространяется освобождение, предусмотренное ст. 149 НК РФ. Даже если услуги по приему платежей производятся платежным агентом от своего имени, но за счет кредитной организации, они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (Письмо Минфина России от 30.01.2007 N 03-07-05/02). Поэтому если агент не применяет спецрежим, освобождающий от уплаты НДС, то при оказании посреднических услуг он должен начислить НДС с комиссионных и предъявить его поставщику. Тот, в свою очередь, имеет право принять к вычету "входной" налог при условии, что платежный агент выставит счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога.

Скажем несколько слов о применении специальных налоговых режимов. Платежный агент может рассчитывать только на уплату единого налога в рамках "упрощенки" при выполнении установленных гл. 26.3 НК РФ условий. Другой спецрежим - "вмененка", применяемый только для определенных видов деятельности, не подойдет для платежных агентов (операторов по приему платежей). Дело в том, что среди всех "вмененных" видов деятельности наиболее близкой к приему платежей от населения, в том числе с помощью терминалов, является группа бытовых услуг. Но и под нее не подпадает прием платежей от населения за различные услуги (мобильной связи, коммерческое телевидение, телефон, Интернет и др.) через терминалы. Данный бизнес финансовое ведомство считает финансовым посредничеством (код по ОКУН 801300), которое не относится к бытовым услугам населению (код ОКУН 010000) (Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-11-05/63). Также не подпадает под уплату ЕНВД прием платежей за услуги мобильной связи, цифрового телевидения, Интернета и др. с использованием медиатерминала (Письмо Минфина России от 16.06.2008 N 03-11-04/3/282). Названные виды деятельности по приему платежей облагаются традиционными налогами или единым налогом на "упрощенке". Иными словами, оператору связи, наряду с основным видом деятельности, занимающемуся приемом платежей от населения в пользу других поставщиков услуг, следует применять по перечисленным видам бизнеса один режим налогообложения.

М.А.Потехина

Эксперт журнала

"Услуги связи:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Дата публикации: 17.01.2014 15:03 (архив)

С 2010 года деятельность по приему платежей с помощью платежных агентов регулируется Федеральным законом от 03.06.2009г. N 103-ФЗ (далее - Закон).

В целях этого Закона под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Для начала давайте разберемся, кто же такой поставщик, а кто – является платежным агентом.

Поставщик – это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом. Поставщиком также являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Относятся к поставщикам и органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Платежный агент – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются. Таковы требования п.4 ст. 8 Закона.

Таким образом, использование платежным агентом и поставщиком специального банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Если платежный агент либо поставщик не выполнил требование об обязательном ведении специального банковского счета, то он будет нести ответственность в соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Так, за нарушение платежными агентами:

  • обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет;
  • неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Следует также учесть, что платежный агент при приеме платежей, в том числе с использованием терминала, обязан использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Статьей 5 Закона установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику.

Обращаем внимание налогоплательщиков, за такие нарушения, как:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);
предусмотрена административная ответственность по ст. 14.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.