Наиболее частое нарушение развития цнс ребенка. За что отвечают лобные доли головного мозга Как разгрузить лобную долю мозга


Лобная доля головного мозга имеет большое значение для нашего сознания, а также такой функции, как разговорный язык. Она играет жизненно важную роль в памяти, внимании, мотивации и во множестве других повседневных задач.


Фото: Википедия

Строение и расположение лобной доли головного мозга

Лобная доля на самом деле состоит из двух парных долей и составляет две трети головного мозга человека. Лобная доля является частью коры головного мозга, а парные доли известны как левая и правая лобная кора. Как следует из названия, лобная доля расположена вблизи передней части головы под лобной костью черепа.

Все млекопитающие имеют лобную долю, хотя разного размера. У приматов самые большие лобные доли, чем у других млекопитающих.

Правое и левое полушария мозга контролируют противоположные стороны тела. Лобная доля не является исключением. Таким образом, левая лобная доля контролирует мышцы правой стороны тела. Точно так же правая лобная доля контролирует мышцы на левой стороне тела.

Функции лобной доли головного мозга

Мозг представляет собой сложный орган с миллиардами клеток, называемых нейронами, которые работают вместе. Лобная доля работает наряду с другими областями головного мозга и контролирует функции мозга в целом. Формирование памяти, например, зависит от многих областей головного мозга.

Более того, мозг может «восстанавливать» себя, чтобы компенсировать повреждения. Это не означает, что лобная доля может оправиться от всех травм, но и другие области мозга могут изменяться в ответ на травму головы.

Лобные доли играют ключевую роль в будущем планировании, в том числе самоуправлении и принятии решений. Некоторые функции лобной доли включают в себя:

  1. Речь : зона Брока — область в лобной доле, которая помогает выразить словами мысли. Повреждение этой области влияет на способность говорить и понимать речь.
  2. Моторика : кора лобной доли помогает координировать произвольные движения, в то числе ходьбу и бег.
  3. Сравнение объектов : лобная доля помогает классифицировать объекты и сравнивать их.
  4. Формирование памяти : практически каждая область головного мозга играет важную роль в памяти, так что лобная доля не является уникальной, но она играет ключевую роль в формировании долгосрочных воспоминаний.
  5. Формирование личности : сложное взаимодействие импульсного управления, памяти и других задач помогает сформировать основные характеристики человека. Повреждение лобной доли может радикально изменить личность.
  6. Вознаграждение и мотивация : большинство дофамин- чувствительных нейронов мозга, находятся в лобной доле. Дофамин является химическим веществом мозга, которое помогает поддерживать чувство вознаграждения и мотивации.
  7. Управление вниманием , в том числе селективным вниманием : когда лобные доли не могут управлять вниманием, то может развиться (СДВГ).

Последствия повреждения лобной доли головного мозга

Одна из самых печально известных травм головы случилась у железнодорожника Финиса Гейджа (Phineas Gage). Гейдж выжил после того, как железный шип пронзил лобную долю мозга. Хотя Гейдж выжил, он потерял глаз, и произошло нарушение личности. Гейдж резко изменился, когда-то кроткий работник стал агрессивен и не контролировал себя.

Не представляется возможным точно предсказать исход любой травмы лобной доли, и подобные травмы могут развиваться совершенно по-разному у каждого человека. В целом, повреждение лобной доли из-за удара по голове, инсульта, опухоли и заболеваний может вызвать следующие симптомы, такие как:

  1. проблемы с речью;
  2. изменение личности;
  3. плохая координация;
  4. трудности с импульсным управлением;
  5. проблемы с планированием.

Лечение повреждения лобной доли

Лечение повреждения лобной доли направлено на устранение причины травмы. Врач может прописать препараты при инфекции, провести операцию или назначить средства, чтобы уменьшить риск развития инсульта.

В зависимости от причины травмы назначают лечение, которое может помочь. Например, при фронтальном повреждении после инсульта необходимо перейти к здоровой диете и физической активности, чтобы уменьшить риск инсульта в будущем.

Препараты могут быть полезны для людей, у которых нарушены внимание и мотивация.

Лечение повреждений лобной доли требует постоянного ухода. Восстановление после травмы часто является длительным процессом. Прогресс может прийти внезапно, и его невозможно полностью предсказать. Восстановление тесно связано с поддерживающей терапией и здоровым образом жизни.

Литература

  1. Collins A., Koechlin E. Reasoning, learning, and creativity: frontal lobe function and human decision-making //PLoS biology. – 2012. – Т. 10. – №. 3. – С. e1001293.
  2. Chayer C., Freedman M. Frontal lobe functions //Current neurology and neuroscience reports. – 2001. – Т. 1. – №. 6. – С. 547-552.
  3. Kayser A. S. et al. Dopamine, corticostriatal connectivity, and intertemporal choice //Journal of Neuroscience. – 2012. – Т. 32. – №. 27. – С. 9402-9409.
  4. Panagiotaropoulos T. I. et al. Neuronal discharges and gamma oscillations explicitly reflect visual consciousness in the lateral prefrontal cortex //Neuron. – 2012. – Т. 74. – №. 5. – С. 924-935.
  5. Zelikowsky M. et al. Prefrontal microcircuit underlies contextual learning after hippocampal loss //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2013. – Т. 110. – №. 24. – С. 9938-9943.
  6. Flinker A. et al. Redefining the role of Broca’s area in speech //Proceedings of the National Academy of Sciences. – 2015. – Т. 112. – №. 9. – С. 2871-2875.

Лобные доли мозга, lobus frontalis – передний отдел больших полушарий, содержащих серое и белое вещество (нервные клетки и проводящие волокна между ними). Поверхность их бугристая с извилинами, доли наделены определёнными функциями и управляющие различными отделами тела. Лобные доли мозга отвечают за мышление, мотивацию поступков, двигательную активность и построение речи. При поражении этого отдела центральной нервной системы возможны моторные расстройства, и поведения.

Основные функции

Лобные доли головного мозга – передний отдел центральной нервной системы, отвечающий за сложную нервную деятельность, регулирует мыслительную активность, направленную на решение актуальных проблем. Мотивационная деятельность – одна из важнейших функций.

Основные задачи:

  1. Мышление и интегративная функция.
  2. Контроль мочеиспускания.
  3. Мотивация.
  4. Речь и почерк.
  5. Контроль поведения.

За что отвечает лобная доля головного мозга? Она управляет движениями конечностей, мимических мышц, смыслового построения речи, а также за мочеиспускание. Развиваются нейронные связи в коре под воздействием воспитания, получения опыта двигательной активности, письменности.

Эта часть мозга отделена от теменного отдела центральной бороздой. Они состоят из четырех извилин: вертикальная, три горизонтальных. В задней части находится экстрапирамидная система, состоящая из нескольких подкорковых ядер, регулирующих движения. Глазодвигательный центр расположен рядом, отвечает за поворот головы и глаз по направлению к раздражителю.

Узнайте, что такое , функции, симптомы при патологических состояниях.

За что отвечает , функции, патологии.

Лобные доли мозга отвечают за:

  1. Восприятие действительности.
  2. Находятся центры памяти и речи.
  3. Эмоции и волевую сферу.

При их участии производится контроль последовательности действий одного моторного акта. Проявления поражений называют синдром лобной доли, который возникает при различных повреждениях мозга:

  1. Черепно-мозговые травмы.
  2. Лобно-височное слабоумие.
  3. Онкологические заболевания.
  4. Геморрагический или ишемический инсульт.

Симптомы поражения лобной доли мозга

При поражении нервных клеток и проводящих путей lobus frontalis головного мозга происходит нарушение мотивации, называемое абулией. Страдающие данным расстройством люди проявляют лень, обусловленную субъективной потерей смысла жизни. Такие пациенты часто спят целый день.

При поражении лобной доли нарушается мыслительная деятельность, направленная на решение задач и проблем. Синдром включает также нарушение восприятия действительности, поведение становится импульсивным. Планирование поступков происходит спонтанно, без взвешивания пользы и риска, возможных неблагоприятных последствий.

Нарушается концентрация внимания на определённой задаче. Больной, страдающий синдромом лобной доли, часто отвлекается на сторонние раздражители, не способен сосредоточиться.

Вместе с тем возникает апатия, потеря интереса к тем занятиям, которыми ранее увлекался пациент. В общении с другими людьми проявляется нарушение чувства личностных границ. Возможно импульсивное поведение: плоские шутки, агрессия, связанная с удовлетворением биологических потребностей.

Эмоциональная сфера также страдает: человек становится невосприимчив, безразличен. Возможна эйфория, которая резко сменяется агрессивностью. Травмы лобных долей ведут к изменению личности, а иногда и полной потере ее свойств. Могут поменяться предпочтения в искусстве, музыке.

При патологии правых отделов наблюдается гиперактивность, агрессивное поведение, болтливость. Левостороннее поражение характеризуется общим торможением, апатией, подавленностью, склонностью к депрессии.

Симптомы при повреждении:

  1. Хватательные рефлексы, оральный автоматизм.
  2. Нарушение речи: моторная афазия, дисфония, корковая дизартрия.
  3. Абулия: потеря мотивации деятельности.

Неврологические проявления:

  1. Хватательный рефлекс Янишевского-Бехтерева проявляется при раздражении кожи руки у основания пальцев.
  2. Рефлекс Шустера: схватывание предметов, находящихся в поле зрения.
  3. Симптом Германа: разгибание пальцев ног при раздражении кожи стопы.
  4. Симптом Барре: если придать руке неудобное положение, больной продолжает поддерживать его.
  5. Симптом Раздольского: при раздражении молоточком передней поверхности голени или по подвздошному гребню больной непроизвольно совершает сгибание-отведение бедра.
  6. Симптом Дуффа: постоянное потирание носа.

Психическая симптоматика

Синдром Брунса-Ястровица проявляется в расторможенности, развязности. У пациента отсутствует критическое отношение к себе и своему поведению, контроль его, с точки зрения социальных норм.

Мотивационные нарушения проявляются в игнорировании препятствий к удовлетворению биологических потребностей. В то же время сосредоточение на жизненных задачах фиксируется очень слабо.

Другие расстройства

Речь при поражении центров Брока становится хриплой, растормаживается, контроль ее осуществляется слабо. Возможна моторная афазия, проявляющаяся в нарушении артикуляции.

Двигательные нарушения проявляются в расстройстве почерка. У больного человека нарушена координация моторных актов, представляющих собой цепочку нескольких действий, которые начинаются и останавливаются друг за другом.

Возможна также потеря интеллекта, полная деградация личности. Теряется интерес к профессиональной деятельности. Абулическо-апатический синдром проявляется в заторможенности, сонливости. Данный отдел отвечает за сложные нервные функции. Поражение его приводит к изменению личности, нарушению речи и поведения, появления патологических рефлексов.

На практике синдром дефицита внимания (с гиперактивностью или без) стали ставить детям с умственной отсталостью и различными психопатиями и даже детям, больным шизофренией. Однако европейские и американские ученые давно доказали тот факт, что все формы СДВГ никоим образом не влияют на интеллектуальное развитие ребенка.

Представляется более правильным говорить о наличии СДВГ у детей, имеющих нормальный или высокий интеллект. Безусловно, эти ученики могут иметь трудности в обучении, но они, как правило, объясняются особенностями поведения: отвлекаемостью, неусидчивостью, вспыльчивостью.

Несмотря на большое количество исследований, проведенных к настоящему времени, причины и механизмы развития СДВГ остаются недостаточно выясненными. Некоторые ученые с долей иронии отмечают, что проще назвать то, что не может вызывать СДВГ, так как практически все аспекты, могущие оказывать хоть какое-то влияние на формирование и развитие психики ребенка, теоретически попадают в сферу ≪факторов риска≫. Большинство предполагаемых этиологических факторов являются взаимосвязанными по своей природе и не дают прямых свидетельств о первоначальной причине. Рассмотрим основные современные гипотезы возникновения этого синдрома.

Этиология и возможные причины СДВГ

Органические поражения мозга

Установлено, что головной мозг человека наиболее интенсивно формируется во время беременности и в течение первых лет жизни - в это время он очень уязвим для разного рода негативных воздействий. Поэтому теория органического поражения мозга была одной из первых, выдвинутых исследователями СДВГ. При этом преобладание СДВГ у мальчиков связывается с тем, что их мозг более подвержен влиянию пре- и перинатальных патологических факторов. Причины поражения развивающегося мозга делятся на четыре основных типа: гипоксический (недостаточное поступление кислорода), токсический, инфекционный и механический (травмы головы).

Пренатальные факторы (воздействие на плод во время беременности). Говорят о зависимости между сроком беременности, в котором произошло влияние патологических факторов на плод, и тяжестью исхода. Так, неблагоприятные воздействия в ранние сроки онтогенеза могут явиться причиной возникновения серьезных пороков развития, ДЦП и умственной отсталости. В более поздние сроки гестации появляется риск повреждения высших корковых функций, что приводит к развитию у ребенка СДВГ.

Основными факторами, вызывающими повреждение мозга ребенка в утробе и, как следствие, СДВГ, считают хроническую гипоксию плода, инфекции, перенесенные матерью во время беременности, иммунологическую несовместимость (по резус-фактору), угрозу выкидыша, хронические заболевания женщины, токсикозы и эклампсии и т.п.

Перинатальные факторы (воздействие на мозг ребенка в период рождения или в раннем младенческом возрасте). Безводный период более двенадцати часов, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом во время операции кесарева сечения, обвитие плода пуповиной, преждевременные, скоротечные или затяжные роды, родовые осложнения, ведущие к травмам позвоночника, асфиксиям и внутренним кровоизлияниям в мозг - считается, что все это может привести к нарушению работы ЦНС и вызвать СДВГ. Также в группу риска попадают недоношенные и маловесные при рождении дети. Теоретически любые инфекционные заболевания младенцев с высокой температурой и приемом сильнодействующих лекарств, а также соматические заболевания на первом году жизни (астма, пневмонии, диабет, заболевания почек) могут вызвать повреждение мозга.

Теория «лобных долей». Некоторые современные теории в качестве области анатомического дефекта при СДВГ рассматривают лобную долю и, прежде всего, префронтальную область. Представления об этом основываются на сходстве клинических симптомов, наблюдающихся при СДВГ и у больных с поражением лобной доли. И дети, и взрослые демонстрируют выраженную изменчивость и нарушенную регуляцию поведения, отвлекаемость, дефицит внимания, трудности в регуляции эмоций.

Кроме того, у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью обнаружено снижение кровотока в лобных долях, подкорковых ядрах и среднем мозге, причем в наибольшей степени изменения были выражены на уровне хвостатого ядра. Изменения со стороны хвостатого ядра могут быть результатом его гипоксически-ишемического поражения в период новорожденности, т. к. оно является наиболее ранимой структурой в условиях дефицита кровотока.

Повреждение мозга в пренатальный и перинатальный периоды, по мнению многих специалистов, имеет важное значение в развитии СДВГ, также получено множество данных в пользу теории «лобных долей». Однако сегодня доказано, что СДВГ часто выявляется у детей без признаков органического поражения ЦНС, а функциональная диагностика (ЭЭГ, КТ) не выявляет значимых нарушений у этих пациентов. Однако эта гипотеза до сих пор является одной из ведущих, в том числе и в нашей стране.

Генетическая концепция формирования СДВГ предполагает наличие врожденной неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль. При этом чем более выражены симптомы СДВГ, тем вероятнее, что оно имеет генетическую природу. Исследователи, придерживающиеся этой концепции, считают, что гиперактивность является наследуемой особенностью развития, для которой характерны врожденные характеристики темперамента, особые биохимические параметры и низкая реактивность ЦНС.

Удалось доказать, что симптомы СДВГ часто обнаруживаются у родителей, обратившихся за помощью из-за поведения ребенка: такие люди могут быть трудны в общении и забывчивы, им сложно эффективно организовать свою деятельность. Так, D.P. Cantwell сообщает, что повышенная двигательная активность в детстве наблюдалась у 8 из 50 отцов гиперактивных детей (в контрольной группе это соотношение составило 1:50). Иногда родственники детей с СДВГ страдают обсессивно-компульсивным синдромом, тиками, синдром Туретта. Генетическая теория подтверждается обследованиями, проведенными на близнецовых парах: риск развития СДВГ у монозиготных близнецов составил 81 %, у дизиготных - 29 %.

Генетическая теория - одна из наиболее перспективных на сегодняшний день. Выделяются и изучаются гены, ответственные за развитие СДВГ. Исследования ученых позволили идентифицировать по крайней мере три гена, мутации которых заметно повышают вероятность развития СДВГ - все они связаны с нейромедиатором дофамином. Однако синдром дефицита внимания с гиперактивностью встречается и у детей, не имеющих ни одного мутантного гена, к тому же выявление мутантных генов у ребенка совершенно не означает, что у него будут проявления СДВГ.

Теория нейромедиаторов. Согласно современным представлениям, важную роль в патогенезе СДВГ играет дисфункция нейромедиаторных систем мозга. Нейромедиаторы - это общее название биологических веществ, которые выделяются нервными окончаниями и обеспечивают проведение нервных импульсов в синапсах. Медиаторы бывают возбуждающими и тормозящими.

К числу важных нейромедиаторов относятся дофамин, норадреналин и серотонин. Считается, что при СДВГ может возникать дефицит этих веществ в определенных частях мозга. В результате некоторые сигналы не передаются нервными клетками, потому что не могут преодолеть расстояния между ними. При СДВГ уровень нейромедиаторов может меняться. Это проявляется в том, что характерные симптомы то усиливаются, то ослабевают.

Избирательный дефицит норадреналина. Предполагается, что в основе дисфункции мозга при СДВГ лежит нарушение функционирования ретикулярной формации (совокупности нервных структур, расположенных в центральных отделах стволовой части мозга), обеспечивающей головной мозг необходимой энергией, координирующей обучение и память, обработку поступающей информации и спонтанное поддержание внимания. Считается, что биохимическая причина этого нарушения - низкий уровень норадреналина в данном участке мозга.

Эта теория отчасти подтверждается положительным эффектом лекарственного препарата «Страттера», способствующего блокировке обратного захвата и накоплению в определенных структурах мозга норадреналина. По всей вероятности, это дает биохимическую поддержку ретикулярной формации и другим участкам мозга и, таким образом, внимание становится более сфокусированным, а переработка входящей информации более легкой.

Избирательный дефицит дофамина. Некоторые ученые предполагают избирательный дефицит дофамина в передних отделах головного мозга при СДВГ. Высокий процент положительных результатов лечения стимулянтами (такими как риталин) косвенно подтверждает это предположение. Эти препараты как раз способствуют накоплению дофамина в определенных структурах мозга и тем самым отчасти нормализуют обмен медиаторов в целом.

На сегодняшний день изучению роли нейробиологических факторов в развитии СДВГ уделяется большое внимание. Имеющиеся данные говорят о большой вероятности наличия при СДВГ дисфункции нейромедиаторных систем мозга. Однако эти гипотезы не могут считаться полностью доказанными.

Неблагоприятное влияние окружающей среды

Экология: токсический фактор. Хорошо известен тот факт, что отравление свинцом вызывает нарушение интеллектуальных функций, явления гиперактивности и проблемы с вниманием. Поступление в кровь даже незначительного количества свинца может привести к ухудшению познавательной деятельности и поведения. Одним из источников загрязнения окружающей среды являются выхлопные газы автотранспорта. В Эдинбурге, Шотландия, после обследования 501 ребенка были установлены дозозависимые соотношения между высоким уровнем свинца в крови и проявлениями агрессивности и гиперактивности.

Пищевой фактор. Эта теория говорит о том, что гиперактивность, беспокойство, патологии внимания являются проявлениями химического дисбаланса головного мозга, вызванного накоплением пищевых токсинов и аллергенов. Приверженцы ≪пищевой теории≫ считают, что употребление некоторых продуктов - в том числе с повышенным содержанием сахара - способствует появлению симптомов гиперактивности (в особенности у тех детей, которые к этому склонны).

Несмотря на проведение большого количества исследований, подтвердить или опровергнуть «пищевую теорию» не удалось. Влияние повышенного содержания сахара на организм ребенка изучается. Проводился эксперимент, в ходе которого двум группам детей (нормативным и с СДВГ) давали избыточное количество сладкого после завтрака. Выяснилось, что когда дети употребляли сладкое после завтрака, богатого углеводами, психологические тесты показывали ослабление внимания в обеих группах. Ничего подобного не происходило после белковых завтраков. Влияние углеводных завтраков вместе с употреблением сладкого на качество внимания объяснялось повышением синтезом серотонина.

Группа исследователей, называющих СДВГ ≪псевдодиагнозом≫, утверждает, что гиперактивность, импульсивность, асоциальное поведение объясняются нарушениями взаимодействия детей и взрослых (родителей, педагогов, медицинских работников), социальной средой и эмоциональной атмосферой, окружающей ребенка. Эта теория была особенно популярна в конце прошлого века в США.

В настоящее время доказано, что наличие у ребенка СДВГ нельзя объяснять педагогической запущенностью и нарушениями семейных моделей. Однако совсем сбрасывать со счетов социальные факторы нельзя: наблюдения показывают, что негативные проявления СДВГ могут усугубляться, если малышу недостает любви, заботы и понимания, если он растет в стрессовой обстановке, а также, как это ни удивительно, если в семье господствует ≪детоцентристская≫ позиция, при которой ребенка считают центром вселенной и все ему позволяют. Стоит помнить, что во всем необходима золотая середина и разумный баланс.

Тип воспитания, отношение близких к ребенку и социальный статус семьи - все это, не являясь причиной СДВГ, может играть важную роль в уровне приспособленности ребенка к требованиям социума.

Концепция «иного созревания более совершенного мозга»

Люди будущего, или дети индиго. Экстрасенс Нэнси Энн Тэпп в конце прошлого века ввела в обиход термин дети индиго. Согласно этой концепции, все люди обладают аурой того или иного цвета, а дети с аурой цвета индиго (средний между темно-синим и фиолетовым) имеют более высокий уровень интеллекта и выдающиеся способности (в том числе паранормальные), одновременно являясь ≪неудобными≫ для общества, трудными детьми. Согласно этой теории, СДВ (СДВГ) - не болезнь, а временная незрелость более совершенного мозга.

После предания этой теории широкой огласки в прессе, общество разделилось на два противоборствующих лагеря: энтузиастов и скептиков. Первые, воодушевляемые журналистами, заявляли: ≪На наших глазах произошел эволюционный скачок! У новых детей более совершенный и принципиально иначе работающий мозг, что внешне диагностируется как СДВГ. Таких детей сегодня рождается все больше и больше, и мы присутствуем при появлении новой популяции людей - ведь в нашем «ускоренном мире» требуются принципиально иные качества и иной ритм жизни≫. Скептики во главе с медиками парировали, что такие дети были всегда - просто вместо того, чтобы считать их уникальными, на них навешивали ярлык ≪неуправляемые≫ - и добавляли, что увеличение количества детей с СДВГ объясняется ухудшением экологической ситуации и агрессивной концепцией родовспоможения. Как бы то ни было, факт наличия ауры - вопрос скорее эзотерический, чем медицинский. Каждый человек сам решает, верить в это или нет.

Дети с двойной исключительностью. Специалисты обратили внимание, что среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью немало одаренных. Причем особенности функционирования мозга при СДВГ, ведущие к негативным проявлениям (таким как неумная активность, импульсивность), одновременно даруют таким детям нетривиальный склад ума, любознательность, креативность и неординарность. В таких случаях говорят о «двойной исключительности»: нестандартный способ мышления, талант или даже одаренность сочетается с трудностями в обучении и проблемами поведения, присущими СДВГ. В нашей стране эта теория получила разработку в трудах психологов Г.Б. Мониной и М.С. Рузиной, много времени посвятивших изучению детей с двойной исключительностью.

Специалисты утверждают, что способности ребенка с СДВГ не всегда просто бывает выявить: чем лучше развито абстрактное мышление, тем легче он адаптируется к ситуации, самостоятельно вырабатывая стратегию, которая камуфлирует проблему. В результате ни родители, ни педагоги не всостоянии сразу распознать СДВГ. С другой стороны, одаренность зачастую маскируется трудностями обучения, характерными для ребенка с СДВГ, поэтому педагог далеко не всегда может оценить выдающиеся способности ученика в какой-либо области.

Кроме того, дети с двойной исключительностью, несмотря на способности и таланты, зачастую не в состоянии усвоить программу для одаренных детей. Ведь подобные программы направлены либо на ускорение, либо на интенсификацию, что может пагубно сказаться на успехах ребенка, основные черты которого - дефицит активного внимания, импульсивность и гиперподвижность.

Концепция «иного созревания более совершенного мозга» подразумевает, что СДВГ - вовсе не нарушение, а особенность личности, которая дарует человеку новые возможности. Но приверженцам этой теории не стоит забывать, что отделить позитивные качества, присущие детям с СДВГ, от негативных не удается никому - ведь человек представляет собой комплекс свойств и качеств. Присущая детям с СДВГ вспыльчивость, эмоциональная лабильность, дефицит внимания может помешать раскрытию самых уникальных талантов и способностей. Поэтому без специальной помощи и тренировки дефицитарных функций даже у самого одаренного ребенка шансы на преуспевание в жизни небольшие.

Основные принципы питания детей с СДВ и СДВГ

Советует Юлия Резникова, натуропат

Мы все хотим, чтобы питание наших детей было идеальным, ведь еда - это самое простое и доступное лекарство. Но как этого достичь? Часто родители приходят в замешательство, понимая, сколько тонкостей и нюансов существует в этой области. Чем следует и чем не следует кормить детей, чтобы помочь им справиться с гиперактивностью и дефицитом внимания?

Мой подход прост: прежде всего необходимо исключить вредные факторы, а затем добавить важные и полезные компоненты пищи.

К ТОКСИЧНОЙ ПИЩЕ ОТНОСЯТСЯ:

1. Продукты с большим содержанием белого сахара. Он истощает запасы витаминов и минералов в организме, так как расходует их в больших количествах для своего усвоения. Отказываясь от рафинированного сахара, мы защищаем мозг наших детей.

2. Трансжиры (гидрированные жиры) - растительные маргарины, так называемые заменители сливочного масла. Они содержатся в готовой выпечке, печенье, чипсах. Трансжиры способны менять психический статус и влиять на деятельность мозга.

3. Кофеин, который содержится в коле, чае и других напитках, повышает тревожность.

4. Красители, стабилизаторы и вкусовые добавки. Все, что прячется под индексом Е с добавлением различных цифр. Среди них есть более и менее вредные, но в случае с детьми с СДВ и СДВГ стоит исключить их все.

ПОЛЕЗНЫЕ И ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПИЩИ:

1. Качественные растительные масла холодного отжима с большим количеством омега 3. К ним относятся ореховое масло, масло кедровых орешков, льняного семени и оливковое масло.

2. Неочищенный рис, который содержит много витаминов группы В и клетчатку. Он оказывает успокаивающее и расслабляющее действие на нервную систему. Если ребенку не нравится цвет этого риса, можно прятать его, добавляя в тефтели, голубцы, фаршированный перец.

3. Доказано, что недостаток йода ухудшает когнитивные способности, поэтому необходимо добавлять в пищу йодосодержащие продукты. Водоросли (ламинария, морская капуста) можно незаметно вываривать в супах, кашах и других блюдах, а затем вынимать из кастрюли. Минералы останутся в пище и окажут свое целебное воздействие.

4. Один-два бразильских ореха в день позволят получить достаточное количество селена, а столовая ложка тыквенных семечек - дневную норму цинка.

Конечно, это только отдельные элементы общего сбалансированного рациона питания, основанного на максимально простой, домашней, вкусной и эстетично поданной пище.

Психологический портрет детей с двойной исключительностью

Дети с двойной исключительностью, обладая особенностями как одаренных детей, так и детей с СДВГ, представляют собой в высшей степени разнородную группу учащихся. Однако наблюдения за ними и анализ теоретических материалов позволяют выявить некоторые характерные черты:

Высокая познавательная активность;

Широкий спектр интересов;

Способность к целостному восприятию мира и отдельных ситуаций;

Способность к инсайту (от англ. insight - проникновение в суть, озарение) - интеллектуальному явлению, суть которого состоит в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении ее решения;

Высокий уровень развития аналитических навыков;

Дивергентное мышление (≪творческое мышление≫, умение видеть множество решений одной и той же проблемы);

Тонкое чувство юмора;

Изобретательность в решении заданий, компенсирующая трудности в обучении;

Неравномернось развития учебных навыков;

Проблемы школьного обучения;

Неуклюжесть, проблемы с крупной и мелкой моторикой, плохой почерк, неаккуратность;

Суетливость, недостаток организационных навыков;

Трудности в выполнении инструкций;

Трудности концентрации внимания;

Конфликты с учителями и сверстниками.

Есть ли двойная исключительностьу вашего ребенка?

Каждый пункт опросника оценивается по следующей шкале: 4 - постоянно, 3 - часто, 2 - иногда, 1 - редко. Чем больше баллов будет в результате, тем выше вероятность, что у вашего ребенка есть «двойная исключительность».

1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.

2. Выдвигает большое количество различных решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.

3. Свободен и независим в выражении своего мнения, горяч в споре, упорный и настойчивый.

4. Способен рисковать, предприимчив и решителен.

5. Предпочитает задания, связанные с ≪игрой ума≫; фантазирует, обладает воображением (≪интересно, что произойдет, если. ≫); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.

6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.

7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт к восприятию необычного в себе (свободное проявление ≪типично женских≫ интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.

8. Обладает чувством прекрасного; уделяет большое внимание эстетическим характеристикам.

9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.

10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.

По материалам исследований Г.Б. Мониной и М.С. Рузиной

Российская схема лечения. Отечественные неврологи обычно начинают лечение СДВГ с назначения ноотропных препаратов (глиантилин, кортексин, энцефабол). Их используют главным образом в тех случаях, когда среди симптомов преобладает дефицит внимания. Если же родители в основном жалуются на гиперактивность, то медикаментозная терапия строится на основе препаратов, содержащих гамма аминомасляную кислоту. Кроме того, российские врачи часто назначают детям с СДВГ т.н. сосудистые (циннаризин, винпоцетин, кавинтон, сермион) и мочегонные препараты (диакарб, триампур, фуросемид).

Западная схема лечения. На сегодняшний день в США и европейских странах препаратами выбора при СДВГ являются психостимулирующие средства (как правило, используют препараты метилфинидата и амфетамина: риталин, центедрин, мередил и т.д.). Если препараты из группы психостимуляторов не оказывают должного эффекта, назначают амоксетин (торговое название ≪Страттера≫), антидепрессанты или альфа-адреномиметики. Эти препараты достаточно эффективны: уже через несколько дней после начала приема у 70–80 % детей начинают ослабевать проявления гиперактивности. К сожалению, данные медикаментозные средства чреваты серьезными побочными эффектами, поэтому решение об их применении должно быть взвешенным.

Медикаментозная терапия в настоящий момент имеет наибольшее количество противников. С одной стороны, это вызвано тем фактом, что лечить довольно серьезными препаратами, имеющими массу побочных эффектов, приходится порой совсем маленьких детишек. С другой стороны, замечено, что многие лекарственные средства, используемые для лечения СДВГ, имеют лишь временный эффект и оказывают необходимое действие только до выведения их из организма. После прекращения приема препаратов симптомы возобновляются.

Есть и другой аргумент: некоторые считают, что продолжением ≪отрицательных качеств≫ детей с СДВГ (таких как гиперактивность, раздражительность, импульсивность) является смелость в принятии решений, творческий подход к делу, богатая фантазия и т.п. Эти люди говорят, что, давая гиперактивному ребенку сильные лекарства (в частности, психостимуляторы и антидепрессанты), мы купируем его уникальность и, возможно, лишаем его козырей в будущей взрослой жизни, стержня, вокруг которого эту жизнь можно строить. Однако не стоит забывать о том, что сильные проявления СДВГ могут осложнить ребенку жизнь. Поэтому применение ≪медикаментозных костылей≫ во многих случаях бывает единственным шансом на успешное существование в обществе.

Итак, прежде чем давать сыну или дочери какие бы то ни было препараты, надо очень хорошо взвесить все за и против и проконсультироваться с врачом (возможно, и не с одним), чьему профессиональному мнению вы безоговорочно доверяете. Не забудьте поинтересоваться всеми возможными побочными эффектами и внимательно наблюдайте за ребенком и его реакциями, особенно в первые дни приема лекарственного средства. Вы должны будете заметить улучшения в поведении через одну-три недели после начала приема препаратов. Если же этого не произошло, необходимо повторно проконсультироваться с врачом и скорректировать лечение.

Метод обратной связи и транскринальная микрополяризация

Транскринальная микрополяризация - воздействие на мозг ребенка посредством очень слабого электрического тока. Электрический ток возбуждает функциональные резервы головного мозга, позволяя таким образом уменьшить проявление функциональной незрелости, лежащей в основе СДВГ. Этот метод позволяет понизить степень гиперактивности ребенка, он абсолютно безопасен и не имеет побочных эффектов.

Метод биологической обратной связи (БОС). К голове ребенка крепятся электроды, и на экране компьютера отображается энцефаллограмма и потенциал, генерируемый клетками головного мозга. Ребенку в игровой форме объясняют, как должны выглядеть эти картинки и графики, и предлагают усилием воли попытаться добиться ≪нормального≫ рисунка (т.е. найти пути уменьшения патологической активности). Затем ребенку предлагают запомнить свои ощущения в тот момент, когда показания на компьютере отмечали норму, а также понять, каким образом ему удалось ≪привести в порядок≫ работу своего мозга. Данный метод эффективен с достаточно взрослыми детьми (начиная с восьми-девятилетнего возраста): малышам, во-первых, бывает трудно понять, что от них требуется, а во-вторых, им пока непросто контролировать свои эмоции и ощущения. Данный метод не имеет побочных эффектов и абсолютно безопасен.

К сожалению, важнейшим недостатком описанных выше методик является то, что эти процедуры занимают достаточно много времени и требуют многократного проведения. Также для их реализации необходимы достаточно высокая техническая оснащенность больницы или поликлиники и наличие специальным образом обученного персонала.

Нейропсихология - отрасль психологии, изучающая основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга. Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности представляют собой функциональные системы, в регуляции которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Лобная, премоторная и двигательная области коры отвечают за формирование сложных намерений, планов и программ деятельности. По данным нейропсихологов Е.А. Осиповой и Н.В. Панкратовой, у детей с СДВГ часто наблюдаются трудности с энергетическим блоком (91 % детей), следующим по частоте является отставание в развитии функций программирования и контроля (77 %), также отмечаются нарушения зрительно-пространственных функций (46 %).

Нейропсихологическая коррекция предполагает комплексный подход. В основе этого метода лежит теория замещающего онтогенеза, включающая большое количество телесно-ориентированных методов. Двигательная и психомоторная коррекция (специальная гимнастика) становится базой для активизации высших психических функций, помогает ребенку с СДВГ развивать сферу программирования и контроля, а также улучшать школьные навыки (письмо, чтение, счет). Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям, растяжкам, особому массажу. Также грамотный нейропсихолог поможет ребенку развить слуховое восприятие, различные виды памяти, расширить словарный запас и многое другое.

Нейропсихологическая коррекция - сравнительно новое, но уже очень перспективное направление в коррекции СДВГ и других нарушений у детей.

Психолого-педагогическая коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью - один из наиболее трудоемких для всех участников процесса (детей, родителей, учителей) метод. Но в то же время это один из самых действенных, щадящих для детской психики способ нормализации поведения ребенка.

В процессе проведения психологической коррекции поведения ребенка нельзя оставлять без внимания и должной помощи родителей. Очень часто мамам и папам поддержка требуется не в меньшей степени, чем детям.

Создание оптимальной воспитательной модели

Родителям необходимо осознать тот факт, что очень часто поведение ребенка с СДВГ усугубляют неправильные принципы воспитания (например, гиперопека или чрезмерная строгость), отсутствие постоянства в режиме дня и питания и разность требований, предъявляемых к ребенку. Поэтому один из важнейших путей помощи детям с СДВГ - создание оптимальной воспитательной модели.

Если ребенку в семье недостает любви или явных ее проявлений (физического контакта с родителями, добрых слов, ласки) или к нему предъявляют слишком высокие требования, вырабатывая у него страх перед малейшей ошибкой или провинностью, то постепенно у ребенка формируется комплекс неполноценности. Поскольку человеку во что бы то ни стало необходимо ощущать себя востребованным, нужным и полноценным членом общества, то дети из таких семей, стараясь утвердиться в собственных глазах и глазах своих сверстников, часто выбирают путь асоциального поведения, доказывая таким образом свое мужество, храбрость, ум и ловкость. Если речь идет о ребенке с СДВГ, то последствия такого поведения могут быть очень и очень печальными.

Но не менее, чем психологическая заброшенность, для ребенка опасны вседозволенность и положение кумира в семье. Как говорит доктор Е.О. Комаровский, ребенок «должен быть не более, но и не менее чем обычным членом семьи, которому уделяется такое же внимание и посвящается такое же время, как и другим членам семьи≫. Кроме того, для того, чтобы ребенок чувствовал себя психологически комфортно, ему необходимо очень четко, не столько на уровне сознания, сколько на уровне подсознания, понимать, что родители рядом и всегда позаботятся о его безопасности. Наличие рамок и границ - одно из условий данной безопасности. Такие простые, с точки зрения взрослого, вещи, как режим дня, ограничение в сладком и во времени, которое можно проводить перед телевизором или компьютером, наличие определенных обязанностей - все это является жизненно важным и необходимым для ребенка с СДВГ.

Дети- удивительные создания. Они нуждаются не только в нашей безусловной любви, подтверждение которой они хотят получать каждый день, каждое мгновение своей жизни, но также и в четко очерченных и, самое главное, постоянных границах.

Гиперактивный ребенок: инструкция по применению

Если вы - родители гиперактивного ребенка

Стоит признать, что перед родителями гиперактивных детей стоит далеко не легкая задача - им предстоит ежедневно воспитывать ребенка, который, по объективным причинам, не очень хорошо может управлять своим поведением, не всегда понимает, что он делает, и не задумывается о возможных последствиях своего поведения. Таковы особенности его психики - ≪крайний вариант нормы≫, как говорят специалисты.

Вы уже знаете, что довольно часто (конечно, при удачном стечении обстоятельств) из гиперактивного ребенка вырастает полноценный и, скажем так, весьма удачный член общества. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок реализовал весь свой потенциал, частью которого является и его не совсем обычное отношение к жизни, прошел свой уникальный (возможно, что и выдающийся!) путь, вам придется тратить на вашего ребенка ваше время. Много времени. В следующей статье вы прочтете рекомендации психологов для родителей гиперактивных детей, а сейчас хочется сформулировать еще раз ≪основные правила взаимодействия≫ с таким ребенком.

1) Наблюдение за поведением гиперактивных детей показывает, что общее развитие такого ребенка напрямую зависит от его двигательного развития. Формирование таких, на первый взгляд не связанных с движением, функций, как речь и интеллект, и таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая и тактильная, напрямую зависит от двигательной развитости. Поэтому двигательная коррекция должна занять одно из центральных мест в общей реабилитационной программе ребенка.

2) Помните, что гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают отношение к ним, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной любви и принятии.

3) Наблюдения практикующих психологов показывают, что гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами «уходят», отстраняются от таких контактов, но на самом деле глубоко нуждаются в них. Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм.

4) Если вы мама гиперактивного ребенка, то не стоит себя винить за то, что вы не всегда можете выдержать бешеный темп жизни своего чада и особенности его темперамента. Возможно, иногда эмоции пересилят здравый смысл и вы сделаете что-то, о чем будете потом жалеть: накажете слишком сильно или, не разобравшись, допустите несправедливость, зря обидев ребенка. Очень важно, чтобы после таких ≪срывов≫ вы не заглаживали свою вину перед ребенком различного рода послаблениями и привилегиями: лучше открыто признайте, что были неправы, извинитесь и продолжайте жить в обычном ритме.

5) Не допускайте эмоционального переутомления. Это (так же, как голод, жажда, физический дискомфорт) может вызвать усугубление проявлений СДВГ. В этих случаях ребенок перестает контролировать свои действия и эмоции. Планируя какие-либо мероприятия, обязательно предусматривайте время для отдыха и расслабления.

6) Физическое утомление, напротив, только полезно детям с СДВГ - дайте возможность расходовать энергию на «мирные цели». Не забывайте, что активная игра, в которой принимали участие вы и гуляющие по соседству дети, может заменить многочасовые тренировки под руководством самого дорогого тренера. Полезны и спокойные прогулки перед сном, во время которых вы сможете откровенно поговорить с чадом и узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

7) Будьте снисходительны к вашему ребенку. Учитывайте его особенности и старайтесь в спорных случаях любую ситуацию трактовать в пользу сына или дочери. Пусть ваше чадо знает, что вы всегда на его стороне и ваша любовь не зависит от его успехов или неудач, что вы любите его просто потому, что он - ваше дитя. Любому ребенку необходимо чувствовать, что у него есть надежный тыл, а склонному к самоуничижению, эмоционально нестабильному, зачастую неуклюжему и осознающему свои недостатки ребенку - просто жизненно необходимо. Это дает ему силы преодолевать недостатки и идти своим путем, пусть даже этот путь отличается от пути большинства.

8) Научите ребенка управлять своими эмоциями. Излишняя эмоциональность и порывистость - его главные враги. Вовремя и без последствий избавляться от негативных эмоций помогут так называемые «агрессивные игры». Важно донести до ребенка, что невозможно никогда не испытывать негативных эмоций, в том числе не гневаться. Нужно только научиться вовремя «обезвреживать» гнев, не давать ему захлестнуть разум. Введите некоторые непреложные табу: нельзя бить по живым существам (людям, растениям, животным) - но можно стучать палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами (подушку, одеяло, пустое ведро).

9) Приучайте малыша к пассивным играм (чтению, рисованию, лепке).

10) Научите сына или дочку расслабляться. Найдите свой рецепт спокойствия и умиротворения: возможно, это будет йога, арт-терапия, сказкотерапия или медитация.

11) Ни в коем случае не считайте своего ребенка ущербным, в чем-то обделенным или больным. Ваш ребенок не хуже остальных детей - он просто немного другой. Тем не менее всегда помните об особенностях своего чада и соотносите требования, предъявляемые к нему, с его способностью их выполнить. Например, бессмысленно требовать от такого ребенка чрезмерной пунктуальности, аккуратности и послушания.

12) Не следует давать ребенку лишний повод «зарядиться» от вас слишком сильными чувствами, причем речь идет не только об отрицательных эмоциях, но и о слишком бурном проявлении положительных. Старайтесь по возможности сдерживать свои аффекты - для детей с СДВГ крайне важно, чтобы эмоциональная обстановка в семье была спокойной и уравновешенной.

13) Старайтесь поддерживать контакт с педагогами ребенка (воспитателями, учителями, тренерами). В доступной форме доносите до них информацию об особенностях сына или дочери. Не всегда имеет смысл называть педагогу диагноз ребенка - это может вызвать неоднозначную реакцию. Лучше расскажите о проблемах, которые существуют у вашего чада: ≪Моему сыну трудно долго неподвижно сидеть на уроке. Мы знаем об этой проблеме и работаем над ней≫ или ≪Моей дочери проще будет сконцентрироваться на задании, если вы обратитесь к ней лично≫. Таким образом, вы дадите преподавателю понять, что знаете о проблемах ребенка и готовы идти на сотрудничество с педагогами, а ведь это самое главное. Иногда можно сказать, что у ребенка есть ≪небольшие проблемы с неврологией≫, но вы занимаетесь их коррекцией, и со временем все придет в норму.

Если вы - педагог гиперактивного ребенка

1) Посадите гиперактивного ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать вас.

2) По возможности игнорируйте вызывающие поступки ребенка с СДВГ и поощряйте его хорошее поведение. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.

3) Предоставляйте гиперактивному ребенку возможность быстро обратиться к вам за помощью в случаях затруднения.

4) Давайте ученику небольшие передышки-переменки, во время которых он сможет подвигаться: например, поручите ему стереть с доски, отнести записку в кабинет директора, собрать тетради и так далее.

5) Разрешите ученику с СДВГ некоторое «двигательное беспокойство»: например, стоять во время урока рядом с партой. Помните, что гиперактивным детям трудно концентрироваться на интеллектуальных задачах, когда они вынуждены сидеть неподвижно.

6) Кладите свою руку на руку или плечо гиперактивного ученика, когда с ним разговариваете. Так вы поможете ему сконцентрироваться на том, что вы говорите.

7) Позволяйте ребенку держать в руках маленький мягкий мячик или набитую бусинками игрушку - что-то, чем он мог бы манипулировать. Иногда небольшая тактильная стимуляция позволяет ученику с СДВГ лучше концентрировать внимание.

8) Не лишайте гиперактивного ученика перемены в виде наказания! Детям с СДВГ двигательная активность позволяет отдохнуть и на следующем уроке лучше концентрировать внимание.

9) Гиперактивному ребенку необходимо на определенный отрезок времени давать только одно задание. Если задание большое, то лучше разбить его на отдельные отрезки и предлагать ребенку следующую часть только после выполнения предыдущей. Периодически контролируйте ход работы, внося необходимые коррективы.

10) Не относитесь к ребенку с СДВГ как к «другому» или «необычному». Давайте ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создайте атмосферу ≪равного среди равных≫. Объясните родителям, что надо обратить особое внимание на выполнение домашних заданий.

11) Если ребенок теряет внимание и начинает мешать, самое время поручить ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.

12) Найдите гиперактивному ученику товарища - доброго и зрелого одноклассника, который мог бы помогать ребенку с СДВГ и возвращать его к заданиям тогда, когда он отвлекается.

Оксана БЕРКОВСКАЯ | редактор журнала «Седьмой лепесток»

Крайне желательно, чтобы гипердинамический дошкольник посещал какое-нибудь дошкольное заведение. Дом для гипердинамического ребенка тесен, ему нужно общение и другие разнообразные впечатления. Он общителен, легко сходится с детьми и взрослыми, подвижен, необидчив и предприимчив. Он создан для коллектива. Держать его дома после трех лет без крайней необходимости - совершенно неуместно.

Совершенно недопустимо отдавать гипердинамического ребенка в школу, если на момент поступления ему еще не исполнилось семь лет. Ребенок может быть сколь угодно развитым интеллектуально, но психофизически он еще не готов к ситуации школьного обучения. Не сразу, но это обязательно проявится. И тогда (в третьей или четвертой четверти первого класса, начале второго) исправлять что-либо будет уже поздно. Без серьезной перегрузки нервной системы из ситуации не выйти. Лучше предупредить ее с самого начала. Иногда родители заявляют, что шестилетний ребенок совершенно готов к школе (читает, считает, пишет) и еще год в садике ему будет просто скучно. Успокойтесь! Гипердинамическому ребенку скучно не бывает. Он очень любит играть и просто двигаться. Если вам кажется, что ему не хватает познавательных впечатлений, отдайте его на этот год в один или два кружка «по интересам». Будет много пользы и никакого вреда.

В год перед школой (но не раньше!) гипердинамическому ребенку обязательно нужны курсы по подготовке к школе. Идеальный вариант - курсы в той самой школе, в которую ребенок пойдет на следующий год. Сейчас многие школы практикуют очень хороший вариант: подготовительные курсы ведут те учительницы, которые на следующий год набирают первый класс. Это очень славно для обеих сторон: учительница знакомится с детьми, узнает их индивидуальные особенности, ищет подход, а ребенок в свою очередь заранее, в щадящей обстановке привыкает к учительнице, к ее требованиям. Кроме того, посещая школу во время подготовительных занятий, ребенок знакомится с пространственной организацией школы, с ее раздевалкой, этажами, классами и коридорами, с практикой сидения за партой, поднимания руки при ответе, работой с тетрадью и т. п. Придя в школу на следующий год, ребенок входит в уже знакомое, обжитое им помещение. Для гипердинамического ребенка с его ограниченным адаптационным запасом это очень позитивная практика.

Гипердинамическому ребенку, готовящемуся к школе, обязательно нужно постоянное место для приготовления «уроков», для ваших с ним занятий. Это место должно быть правильно и, я бы сказала, хрестоматийно организовано. Здесь нет мелочей! Все, что вы с пионерского детства привыкли считать банальностью, здесь жизненно важно.

В начале обучения с гипердинамическим ребенком надо «сидеть». Единственное, что вы можете себе позволить - разрешить ребенку самостоятельно выполнить то задание, которое он особенно любит и которое у него получается (например, пройти лабиринт). . Если вы не будете контролировать ребенка, то в его тетрадках наступит совершеннейшее безобразие. . Важна и правильная последовательность в выполнении заданий. Педагоги часто рекомендуют начинать работу с самого сложного задания, а потом переходить к легким. . Для обычных детей это, может быть, и верно. Но для гипердинамических - недопустимо. Столкнувшись сразу, в начале работы, со сложным заданием, ребенок, образно говоря, «опускает руки» и полностью теряет и без того невысокую сосредоточенность и готовность к работе. Помните! Гипердинамические дети любят делать то, что у них получается. Трудности их вовсе не стимулируют и не воодушевляют! Поэтому начинать работу с гипердинамическим ребенком нужно с самого легкого задания, с того, которое у него обязательно получится.

Главная задача родителей гипердинамического ребенка, посещающего начальную школу, - это удержать хотя бы минимальный интерес к процессу обучения. . При этом следует помнить, что все гипердинамические дети любят все общественные мероприятия. . Любые мероприятия для всего класса в целом, которые вы организуете и проведете, во-первых, порадуют всех детей, во-вторых, поднимут ваш авторитет в глазах учительницы (грубо говоря, вы ее немножко задобрите), а в-третьих, доставят огромное удовольствие вашему ребенку (он и так все это любит, а тут еще в организаторах - его родители!). . Категорически отказывайтесь от домашнего обучения! Для гипердинамического ребенка полноценное развитие и становление личности возможно только в обществе, в коллективных играх, потасовках, победах и поражениях. Гипердинамические дети и без того-то склонны к слегка инфантильному, не соответствующему календарному возрасту социальному поведению. Если «запереть» их в четырех стенах, то поведение это еще усугубляется и с трудом поддается исправлению в дальнейшем. Хулиганистый и балбесистый, но в целом вполне обычный гипердинамический ребенок, «высаженный» на домашнее обучение, очень быстро превращается в ребенка «со странностями».

Если к половому созреванию не произошло полной компенсации синдрома, то подростковый кризис и синдром накладываются друг на друга, образуя чрезвычайно взрывоопасную смесь. Правила поведения родителей гипердинамического подростка:

1) ни в коем случае не теряйте контакт со школой. Как бы вам ни было тяжело и противно выслушивать про «подвиги» ребенка - терпите. Только так вы сможете узнать о каких-то острых моментах: угрожающей неаттестации, конфликтах с учителем или сверстниками, драке, прогулах;

2) отмените контроль «по мелочам». В каждом отдельном случае советуйтесь с ребенком. «Ты уже готов сам заполнять расписание в дневнике?», «Сможешь ли ты вставать в школу и не опаздывать, если будильник будет стоять в твоей комнате?» И т. д. и т. п. Однако «стратегические высоты» должны оставаться под вашим контролем;

3) постарайтесь, чтобы досуг ребенка не был пустым. Подойдут любые кружки, секции, студии, клубы. Если ребенок четыре раза в неделю ходит в скаутский клуб, занимается спортивным ориентированием или верховой ездой, у него просто физически не останется времени, чтобы, болтаясь по улице, пристать к «дурной компании»;

4) много разговаривайте с ребенком. Не выспрашивайте и не обвиняйте (даже если очень хочется). Говорите о своих чувствах и чувствах других людей, анализируйте возникающие ситуации, рассказывайте подходящие по смыслу истории. Гипердинамический ребенок в норме - открыт. Если постоянно не щелкать его по носу, то он останется таковым до полного вхождения в подростковость. А это возможно только в одном случае: если ребенок доверяет вам и знает, что вы принимаете его таким, какой он есть, и придете на помощь в любом случае.


Из различных источников информации (книг, телевизора и т. д.) можно услышать, что человек использует свой мозг на 10% от максимальных своих возможностей. Данная цифра является мифом, так как в работе мозга принимают сразу несколько , и они постоянно находятся в определенной активности.

Если человек часто подвергается стрессами и другим внешним провоцирующим факторам, в том числе возрастным, активность мозга значительно снижается, а развитие головного мозга замедляется. Это выражается в снижении работоспособности умственной деятельности и других аспектах.

Чтобы избежать постепенного угнетения мозговой активности следует постоянно поддерживать и развивать свой мозг различными дополнительными упражнениями. Для этого существует множество различных способов, как развить мозги, о которых мы расскажем в данной статье. Прежде чем перейти к упражнениям, человек должен подготовить свой мозг, что позволяет организовать комплексный подход .

Каждый отдел мозга человека выполняет ряд функций, без которых становится невозможной слаженная работа всей центральной нервной системы. За что отвечает лобная доля мозга и насколько велики ее размеры? Как развить лобные доли самостоятельно и нужно ли это делать, либо стоит сразу же обратиться к специалисту? Головной мозг отвечает абсолютно за все действия, которые совершает человек. Он устроен достаточно сложно и до сих пор является объектом изучения. Мозг можно условно разделить на левое и правое полушария. Левое ответственно за речь, логическое мышление. Функции правого полушария - анализировать эмоции, мыслить более тонко и углубленно. Мозжечок также является одним из отделов мозга. Он отвечает за координацию движений, поддержание равновесия.

Левое и правое мозговые полушария состоят из лобной, височной, теменной и затылочной частей. В лобной части происходят процессы, которые отвечают за двигательную активность. Теменная зона регулирует телесные ощущения. Височные части – это зоны мозга, которые отвечают за слух, речь и память, а затылочная часть отвечает за зрение. Лобные части мозга имеют огромное значение. Специалисты считают из одними из самых главных. Помимо регулировки движения, координации, в лобных долях формируются сигналы, регулирующие речь. От того, насколько хорошо развита данная область, зависит почерк человека, его способность грамотно писать. Этот отдел отвечает за мотивацию, за контроль мочеиспускания и некоторых других естественны процессов. Лобные доли мозга регулируют движения конечностей, а также позволяют придать эмоциональную окраску речи и человек может воспринимать интонацию своего собеседника.

В лобных долях головного мозга расположены центры памяти и речи. Именно эти отделы позволяют человеку воспринимать действительность и осознавать последовательность всех движений, действий. К сожалению, не у всех людей они развиты хорошо. В данном случае приходится сталкиваться с нарушениями речи, письма. Иногда случается так, что ребенку очень тяжело дается учеба. Родители и учителя видят в этом одну причину - лень и недостаточное внимание к учебному процессу, не усидчивость. На самом деле дело может быть в нарушении строения лобных долей и слабым развитием этих отделов мозга. Без серьезной работы с профессиональным подходом очень сложно что-либо изменить в такой ситуации.

При поражении лобных долей мозга организм перестает работать слаженно. Основные причины нарушений - травмы головы, опухоли, инсульты, болезнь Альцгеймера. Когда нарушается функционирование лобных долей головного мозга человек не только чувствует себя плохо, но и странно себя ведет, отмечаются изменения в его поведении. Что будет, если данные участки мозга оказываются поврежденными? Одним из последствий травмы или опухоли, локализованной на этом участке, является потеря мотивации. Человек перестает осознавать смысл жизни, не понимает, к чему нужно стремиться. В некоторых случаях апатия оказывается настолько сильной, что желание работать, стремиться у лучшему пропадает. Человек лежит на диване и ничего не делает. Ему не хочется решать проблемы и думать о них.

Синдром повреждения лобных долей мозга включает в себя и нарушение восприятия действительности, в результате чего поведение становится импульсивным. Все поступи планируются спонтанно, без обязательного взвешивания пользы и риска, возможных неблагоприятных последствий. Окружающие замечают это и называют человека безрассудным, думая о том, что все дело в его характере. Когда нарушается функционирование лобных долей, сконцентрироваться на чем-то определенном становится трудно. Близкие люди замечают рассеянность больного. Нередко он приступает к какому-то делу, но уже через несколько минут теряет к нему интерес и переходит к другому. Если в работе лобных долей происходит сбой, характер человека сильно портится. Он может совершенно спонтанно начать проявлять агрессию.

При нарушении работы лобных долей головного мозга многие рефлексы становятся слабовыраженными. Так, например, у человека может пострадать хватательный рефлекс. У таких больных отмечают частое потирание носа. Если придать руке неудобное положение, человек с нарушениями в работе лобных долей мозга продолжит ее удерживать. Все эти неврологические симптомы врачи учитывают при постановке диагноза. Существует немало способов развить данный отдел мозга. Например, специалисты советуют почаще писать, выполнять упражнения на удержание равновесия, на координацию движений. Подойдут любые спортивные тренировки, но лучше обратиться к специалисту и пройти курс профилактики или лечения под руководством опытного тренера.