Чем спорили деревья. Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу сказки «Спор деревьев»


Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.

Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы)

Учитель русского языка и литературы Гут Н.С.

Цель урока : учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на - тся и - ться в глаголах, не с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения; развивать воображение, логическое мышление.

Оборудование : компьютер для просмотра слайдов о К.Д.Ушинском;

на столах учащихся – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы

для комплексного анализа текста.

Ход урока

1.Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев»

К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.

Но перед этой больщой и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.

II. Слайды 1,2 о К.Д.Ушинском.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимому

делу - педагогической деятельности.

К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для

детей 10-12 лет и «Родное слово» - для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.

Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы: «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей» и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»

III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.

1.Словарная работа.

Дайте лексические значения словам из текста (из домашнего задания).

Промежду – между,

Молвила – произнесла, сказала,

Потеха - развлечение, забава,

Голешеньки – голые,

Житья – жизнь.

2.Выразительное чтение текста наизусть подготовленными учащимися по ролям. Повторное чтение текста учителем.

3.Беседа по вопросам на восприятие текста:

Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?

Герои - деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.

Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их

наделяет человеческими качествами.

4. Построение текста.

На сколько частей (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?

Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.

Как вы думаете почему?

Наверное, следует подумать, как ведут разговор деревья.

5. Определение темы текста.

О чем текст?

Спор о том, кто лучше из деревьев.

6.Физкультминутка.

Представим себя на минутку деревьями, птицами, ветром.

Учащиеся говорят хором и изображают деревья, птиц, ветер.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

7. Определение главной мысли текста.

Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?

О героях текста.

Задание по вариантам .

Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев.

Какими качествами наделены герои?

1вар.- о дубе, 2 вар. - о яблоне, 3вар. – о сосне.

Ответы учащихся

Герои

Словосочетания, предложения, характеризующие героев

Вывод

Дуб

«…всем деревам царь, ствол в три обхвата, листья…вырезные»

И др.

Самый главный, сильный, хвастливый.

Яблоня

«… мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает»;

о дубе: «дубище, на тебе одни желуди, свиньям на потеху».

Хвастливая, неуважительная, насмещливая.

Сосенка

«без меня в холодной сторонке житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю»;

О дубе и яблоне: «вот придет зима, и будете вы оба голешеньки».

Хвастливая, насмешливая.

Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу?

Нет.

А какими надо быть?

Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.

Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?

Можно.

Какова главная мысль текста?

Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям.

Вот над чем надо задуматься, читая текст.

8.Определение стиля текста .

Каков стиль текста? Докажите.

Мы подметили в наших героях характерные человеческие качества, созданы образы. Это признак художественного стиля.

Назовите художественные средства выразительности.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

Учащиеся подбирают и записывают средства выразительности в рабочие листы.

Сравнения. «Сучья будто из железа вылиты; ствол в три обхвата».

Эпитеты . «Листья вырезные, румяное яблочко, на царском столе».

Олицетворения . «Говорит (дуб), молвила (яблоня),заспорили (деревья),слушает (сосенка)».

9.Работа с орфограммами, пунктограммами.

Как вы думаете, на какие орфорграммы, связанные с правописанием корня слова, много слов в тексте?

На безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.

Повторение правила учащимися.

Подберите эти слова и запишите.

Деревья, говорит, деревам, верхушка, вырезные, вылиты, грозою, на столе, сосенка, качает, похваляться, голешеньки, зеленые, колючки, в холодной, стороне, топлю.

Выпишите глаголы с не, глаголы на -тся и -ться.

Не кланяюсь, не гнусь, не было, не хвастай; смотрится, похваляться, останутся.

Какие предложения по цели высказывания употреблены в тексте?

Какие знаки препинания поставлены в конце предложений?

Учащиеся отметили, что в основном предложения в тексте повествовательные, в которых каждый из героев сообщает о себе

А какое предложение по интонации: «Я всем деревам царь!»?

Это предложение произнесено с восклицательной интонацией, дуб

обращает внимание на свое превосходство.

Что особенного вы заметили в оформлении речи каждого героя?

Предложения с прямой речью, прямая речь выделяется кавычками и первое слово ее пишется с заглавной буквы, перед ней ставится двоеточие. Прямая речь состоит из нескольких предложений.

Выпишите речь одного из героев.

IV. Итоги урока . Учитель благодарит ребят за работу и ставит отметки. Ответы учащихся в рабочих листах тоже будут оценены.

V. Рефлексия .

Ребята,что вы делали на уроке? Интересно это было вам? Что нового узнали?

Мы анализировали текст: определяли его тему, главную мысль, стиль. работали над орфограммами и пунктограммами.Это интересно, потому что помогает лучше понять содержание текста,увидеть его особенности, учит быть внимательным к слову и писать грамотно.

VI . Домашнее задание .

Напишите мини - сочинение на тему « Спор друзей».

Текст художественного стиля.

Комплексный анализ текста

Фамилия, имя учащегося_______________________________________

1.Сколько абзацев в тексте? О чем они?_____________________________

_____________________________________________________________

2.Тема текста_______________________________________________________

3. Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Главная мысль текста _____________________________________________

__________________________________________________________________

5. Стиль текста. Докажите свой ответ_________________________________

__________________________________________________________________

6. Выпишите художественные средства выразительности:

эпитеты___________________________________________________________

сравнения__________________________________________________________

олицетворения______________________________________________________

7. Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением_________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.Выпишите глаголы на -тся и -ться, не с глаголами ____________________

_________________________________________________________________

9.Выпишите предложения с прямой речью (речь одного из героев) ________

__________________________________________________________________

Приложение

Слайд 1

Спор деревьев

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?

Вот дуб говорит:

– Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, молвила:

– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а моё румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голенёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки теплю, и избы строю.

Из книги Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам автора Брюсов Валерий Яковлевич

ПОСЛЕДНИЙ СПОР (Однозвучия) Из сборника «Девятая

Из книги Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Наследие Михаила Булгакова в современных толкованиях автора Галинская Ирина Львовна

Неразрешимый спор в булгаковедении Помоги, Господи, кончить роман. Роман нужно окончить. Теперь! Теперь! М. Булгаков Вопрос о количестве редакций «Мастера и Маргариты», «последнего закатного романа» Михаила Афанасьевича Булгакова, до сих пор остается в среде

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Спор об искусстве и его призвании в xx веке. Концепция кризиса искусства XX век ознаменовался беспрецедентно радикальными сдвигами в области художественного творчества, которые связаны прежде всего со становлением и упрочением модернистских течений и направлений, в

Из книги Пути и лица. О русской литературе XX века автора Чагин Алексей Иванович

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Глава 13. Спор древних и новых Последние десятилетия XVII в. характеризуются нарастающим кризисом в духовной и общественной жизни Франции, переоценкой ценностей, казавшихся стабильными и незыблемыми. Один из симптомов этого кризиса - многочисленные дискуссии по вопросам

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

«Как листья с деревьев, давно облетели…» Как листья с деревьев, давно облетели предлоги для грусти, обиды, тревоги, Осталась рутина рабочей недели – будильника вкрадчивый звон, вагоны подземной железной дороги, газета в холодной вечерней постели и все углубляющий

Из книги Том 3.Сумбур-трава. Сатира в прозе. 1904-1932 автора Черный Саша

СТАРЫЙ СПОР* Знакомый мой, высланный в свое время за неподходящее выражение глаз из пределов СССР, вступает по временам со мной в бесплодное для нас обоих ратоборство.- Что вы знаете о новой России, вы, живший там без году неделю?Я упираюсь:- Новую, послеоктябрьскую

Из книги Сочинения русского периода. Проза. Литературная критика. Том 3 автора Гомолицкий Лев Николаевич

Недостойный спор Печальное заседание в РОК, на котором, кажется, впервые День Русской Культуры послужил к разъединению, навело меня на размышление о «Днях Русской Культуры» вообще.К сожалению, время всё стирает и делает пресным. Нельзя безнаказанно из года в год

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Спор «карамзинистов» с «шишковистами». Начало XIX века в истории русской литературы было отмечено спорами о языке. Это был спор «архаистов» и «новаторов» – «шишковистов» с «карамзинистами». В лице адмирала и русского патриота А. С. Шишкова, основателя литературного

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

Из книги С.Д.П. Из истории литературного быта пушкинской поры автора Вацуро Вадим Эразмович

Из книги Избранные труды автора Вацуро Вадим Эразмович

Глава III «Спор на Олимпе» Я теперь не пишу романов, я их делаю. Измайлов рассказывал Яковлеву в письмах об общих знакомых.Из Парижа вернулся критик, поэт и беллетрист Орест Михайлович Сомов, сотрудник «Благонамеренного». В среду 28 июля он впервые явился к Измайлову, - «в

Из книги Универсальная хрестоматия. 2 класс автора Коллектив авторов

Разговор деревьев Почки раскрываются, шоколадные, с зелёными хвостиками, и на каждом зелёном клювике висит большая прозрачная капля. Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой берёзы, тополя или черёмухи.Понюхаешь

Из книги Рыцари Круглого стола. Мифы и легенды народов Европы автора Эпосы, мифы, легенды и сказания Автор неизвестен --

Война деревьев Считалось, что деревья могут и помогать людям, и мстить им за те беды, которые они несут лесу. Нельзя деревья бить, обижать или осквернять. И однажды, в незапамятное время, деревья начали настоящую войну против людей. Об этой великой войне пели вечерами при

Из книги Очерки по истории английской поэзии. Поэты эпохи Возрождения. [Том 1] автора Кружков Григорий Михайлович

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и произведением

К.Д.Ушинского.

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, рисунки деревьев, книги К.Д.Ушинского.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора за работу.

2.Релаксация. Эмоциональный настрой.

На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете: он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.

3.Проверка домашнего задания.

а)- На дом вам было задано чтение по ролям сказки Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».

б) Чтение учащимися сказки по ролям.

4.Постановка целей и задач урока.

Вы были настоящими артистами. И я думаю, что тигренок Бинки остался бы вами доволен.

А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) родился в г. Туле.

Его отец был представителем чиновного сословия, всю жизнь свою он служил Отечеству. Мать Ушинского была образованной и одаренной женщиной, которая и стала для Константина Дмитриевича первым учителем, и два класса он прошел дома.

В 1840 году Ушинский окончил гимназию с хорошими оценками и поступил в Москве на юридический факультет университета.

В 1846 году он окончил курс университета, блестяще сдав выпускные экзамены.

К.Д.Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х годах 19 века. Его детские книги включают огромное количество энциклопедических данных. Он создал и учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864).

На долю книг Ушинского выпал необычайный успех они выдержали бесчисленное количество изданий.

Посмотрите на выставку книг этого писателя- педагога. С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня.

6.Знакомство с произведением.

1.Речевая разминка.

а) - Начинаем знакомство с произведением со знакомства со словами, которые нам встретятся в тексте.

Читаем целыми словами (сам - но, а потом 1-2 ученика вслух).

б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

Вы- рез-ны-е – вырезные

Вер-хуш-ка – верхушка

По-го-ди-те – погодите

Го-ле-нё-шень-ки – голенёшеньки

(чтение в унисон)

в) Читай внимательно:

вып иты – выл иты

Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово

выпиты, а вылиты?

2. Первичное восприятие текста.

а) Чтение текста учителем вслух:

б) – Это произведение – сказка или рассказ? Почему?

3.Чтение текста детьми по логически законченным отрывкам (3уч-ся).

Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:

- дуб - сосенка

- яблоня - все деревья

4.Самостоятельное чтение.

Внимательно, вдумчиво прочитайте сказку самостоятельно. Определите главных её героев.

5.Открытие нового.

Кто главные герои сказки? А теперь попробуйте отгадать загадки об этих деревьях.

а) У меня длиннее иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви – только на опушке.

(вывешивается иллюстрация)

б) Сообщение уч-ся, открытие нового.

«Сосны…Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух, пахнущий смолой.

Сосна – одно из самых древних деревьев на земле. Важной особенностью сосен является то, что они освобождаются от нижних сучьев. Дело в том, что нижние ветки быстро отмирают потому, что питательные вещества ими расходуются быстрее, чем накапливаются.

Сосны достигают в высоту 80 метров».

в) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок

(вывешивается иллюстрация)

г) Сообщение ученика:

« Вы помните, как выглядит дуб? Он производит впечатление силы и мощи. Эти деревья действительно очень высокие – они достигают 55 метров.

В средней полосе России нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.

Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. А его плоды – жёлуди созревают лишь осенью».

д) Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

А на каком дереве растут яблоки?

(вывешивается иллюстрация)

е) Сообщение ученика:

« В умеренном климате яблоня – самое главное садовое дерево. Ученые насчитали не менее 10 тыс. сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Яблочным краем по праву считают наши места, а самым знаменитым и любимым сортом яблок – янтарно желтая, душистая, кисло – сладкая антоновка.

В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли».

Расположите рисунки по порядку, как в сказке.

7.Работа над выразительностью чтения.

1.Подготовка к чтению по ролям

Найдите слова дуба. Каким тоном нужно их читать?

Исполните роль сказочного дуба.

(чтение отрывка детьми)

Роль какого персонажа вам ещё хотелось бы сыграть? Каким тоном вы будете это делать? Прочитайте!

(чтение отрывков учениками)

2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)

8.Итог урока.

Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?

9.Обобщение учителя.

Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.

10. Д/з. Придумать свою сказку о деревьях.

Цели и задачи урока:

  • продолжать знакомства с произведениями русских писателей;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • способом проблемного обучения (стратегия “чтение с остановками” или “чтение с предвосхищением” на основе известного рассказа Ушинского учиться создавать свои версии продолжения рассказа;
  • способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения;
  • синтезу собственной точки зрения на предмет обсуждения;
  • совершенствовать навыки чтения, развивать образное мышление учащихся, творческие возможности, память и внимание;
  • прививать любовь к чтению.

Оборудование урока:

  • портрет писателя К.Д. Ушинского;
  • выставка книг писателя;
  • оформленный уголок к минутке поэзии “Золотая осень”;
  • папки по чтению;
  • индивидуальные задания;
  • компьютер, магнитофон;
  • календарь настроений.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Вход учащихся под музыку “Маленькая страна”. Приветствие, настрой на работу (сядьте ровно, улыбнитесь друг другу, у нас все получится…)).

II. Проверка домашнего задания.

(Творческая работа на листочках, стихотворная форма “санквейн” - пять строк, заслушать работы нескольких учащихся, обсудить, остальные работы дежурный собирает в “волшебную шкатулку”).

Готовясь к сегодняшнему уроку вы получили задание найти и инсценировать произведение или отрывок из произведения К.Ушинского. Сегодня заявили о своем участии три группы. Это произведения: “Два мужика”, “Вместе тесно, врозь скучно”, “Два козлика”.

Но я вас прошу при просмотре быть предельно внимательными, т.к. итогом этой страницы нашего урока будет цифровой диктант (просмотр работ учащихся).

Спасибо всем ребятам. Кто подготовил такие интересные инсценировки.

А теперь отдохнем на “Минутке поэзии”.

Заслушать несколько стихотворений об осени, подготовленных к “Минутке поэзии”.

А теперь проверим, насколько вы были внимательны при просмотре работ своих товарищей.

Цифровой диктант (один ученик работает на компьютере, остальные в папках по чтению).

Истина – ложь. (1-0)

  1. Два козлика встретились на тропинке – 0
  2. Мужик вез дрова – 0
  3. Девочка взяла у брата юлу – 1
  4. Козлики пошли вместе гулять – 0
  5. Подходит ли пословица “Вместе тесно, врозь скучно” - 1
  6. Сено – сухая трава – 1
  7. В рассказе о детях герои – два брата – 0

Проверка работы (ответ) 0010110.

А сегодня на уроке мы будем работать с рассказом К.Д. Ушинского “Спор деревьев”. (Вспомнить основные страницы жизни автора).

Перед вами стопка листочков (это отпечатанный и разрезанный на части рассказ, все листочки скреплены степплером и лежат текстом вниз). Оторвите первый листочек и положите перед собой. Читаем (можно цепочкой или другим способом на усмотрение учителя).

Спор деревьев.

Заспорили деревья промеж себя: кто из них лучше?

Вот дуб и говорит: ….

Обсудить с учениками, что такое спор, какие деревья могли спорить, что мог о себе сказать дуб. Затем здесь и далее читаем у автора.

Я всем деревам царь.

Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты.

Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою...

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

Обсуждаем, и предполагаем, что могла сказать яблоня. Читаем у автора после каждого обсуждения.

Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди. Свиньям на потеху. А мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка и иглистой верхушкой качает.

Предположения учеников.

Погодите, - говорит-похваляться; вот придет зима. И будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю. И избы строю.

Карточки сложить перед собой. Читаем весь текст (можно по ролям). Обсуждаем, верно ли мы высказывали мысли деревьев.

Определяем жанр произведения.

Работа с текстом.

Вспоминаем, что у каждого произведения есть начало, основная часть, концовка. Определяем данные части у рассказа “Спор деревьев”.

Работа в группах – придумать свой конец рассказа. (По одному человеку от каждой группы заслушать).

III. Итог урока.

Подведем итог урока. Какие проблемы решали. Чему научились.

Отметки. Спасибо за активную работу.

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

Погодите, - говорит, - похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Лес и ручей

Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.
— Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! — журчал ручей.
— Дитя моё! — кротко отвечал ему лес. — Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для себя, будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром.

Грядки гвоздики

Трое детей выпросили у матери каждый по небольшой грядке гвоздики и дожидались с нетерпением, когда цветы распустятся, потому что на гвоздике уже показались почки.

У младшего из братьев, однако же, недостало терпения дожидаться, пока почки развернутся сами, и он, прибежав рано утром к своей грядке, расковырял сначала одну почку: хорошенькие пестрые лепестки показались из-за зеленой оболочки.

Мальчику это понравилось, и он проворно раскрывал одну почку за другою; наконец вся его грядка зацвела.

Посмотрите, посмотрите! - кричал он братьям, прыгая от радости вокруг своей грядки и хлопая в ладоши.

Посмотрите, моя гвоздика уже цветет, а на ваших грядках только листья да зеленые почки.

Но радость мальчика была непродолжительна. Солнце поднялось повыше, и пестрые цветочки, раскрытые насильственно и прежде времени, печально наклонились к земле, а к полудню потемнели и совершенно завяли.

Преждевременная радость мальчика превратилась в печаль, и он горько плакал, стоя у своих увядших цветов.

История одной яблоньки

Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.

Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.

Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой - и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.

Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».

Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.

Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, - думает она, - когда меня из лесу в сад перенесли», - и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.

На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.

Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».

Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.

Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.

Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.

Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!

И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.