Пираты 17 18 века. Пиратские прозвища и клички


Пираты! Джентльмены морских просторов. В течение многих столетий их имена внушали людям страх. Капитан Флинт, Джек Воробей, Джон Сильвер, Джеймс Крюк… Список их имен можно продолжать долгое время! Гроза королевского флота, хитрые и коварные, «люди без чести и совести», неутомимые авантюристы. Именно о таких вот неустрашимых морских читайте ниже.

1 Джетроу Флинт (1680-1718)

Начинает нашу сегодняшнюю подборку знаменитый Капитан Флинт. Не смотря на то, что это имя вымышленного персонажа, созданного мыслью шотландского писателя Роберта Льюиса Стивенсона, его упоминание достойно этой подборки. Флинт был человеком беспощадным. Подтверждением этому, является знаменитая пиратская песенка, в которой есть слова – «Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо, и бутылка рома». Именно пятнадцать человек стали невольными свидетелями места, где Флинт зарыл свои сокровища. И этим они подписали себе смертный приговор.

2 Генри Морган (1635-1688)


Имя этого пирата, нам известно по фильму «Сердца трех», снятому по одноименному роману Джека Лондона.
Однако, в отличие от предыдущего участника нашей подборки, Генри Морган действительно существовал. Он был не только пиратом, но и человеком, оказавшим помощь Англии в получении контроля над всем Карибским регионом. За это он получил чин губернатора Ямайки. Однако море не могло расстаться со своим любимцем, и в результате землетрясения, кладбище, на котором был похоронен старый пират, ушло под воду. Причиной же смерти Моргана, была болезнь печени, вызванный неуемным употреблением рома — любимого напитка пиратов.

3 Френсис Дрейк (1540-1596)


Не смотря на то, что родился Френсис в семье священника, он не был примерным христианином. Этому способствовало благословение королевы Англии, которая была готова на все, только бы испанцы не были лидирующей державой мира. В 18 лет, Дрейк становится капитаном пиратского корабля, который грабит и уничтожает имущество Испании. В 1572 году, он участвует в захвате испанского «Серебряного каравана», благодаря чему принес казне 30 000 кг серебра. Кроме того, обладая стремлением побывать в неведомых странах, Дрейк был участником . Благодаря ей, казна Англии получила доход, в три раза превышавший размер ее годового бюджета. Помимо этого, англичане познакомились с тогда еще экзотическим овощем – картофелем. За это Дрейк был посвящен в рыцари и получил звание адмирала.

4 Уильям Кидд (1645-1701)


Его судьба стала напоминанием всем пиратам о неминуемом наказании. По приговору суда он был казнен, а его тело больше 23 лет размещалось на показ в металлической клетке в Лондоне. Причиной этому, стали пиратские выходки Кидда, который был настоящим бедствием не только для французов, но и для англичан.

5 Грейс О’Мейл (1530-1603)


Это имя навсегда внесено в анналы пиратства. Жизнь этой девушки – сплошная череда любовно-авантюрных приключений. Вначале, она пиратствует вместе со своим отцом. Затем, после смерти отца, она сама становится предводительницей клана Оуэна. С саблей в руках и распущенными волосами, она заставляла трепетать своих врагов. Однако это не помешало ей любить и быть любимой. Мать четырех детей, даже будучи в уже немолодом возрасте, продолжала совершать набеги. При этом она отвергла предложение королевы Англии, о поступлении на службу Ее королевского Величества.

6 Оливье (Франсуа) ле Вассер (1690-1730)


Один из самых знаменитых пиратов, чьей родиной была Франция. Не принимая непосредственного участия в пиратских рейдах направленных против англичан и испанцев, Вассер между тем получал львиную долю всей добычи. Причиной тому был остров Тортуга (нынешний Гаити), превращенный этим талантливым инженером в неприступную крепость и ставшей прибежищем для пиратствующих элементов. Ходит легенда, что за годы управления островом, он скопил более 235 миллионов фунтов стерлингов. Но его испортившийся со временем характер, сыграл с ним злую шутку, в результате которой, он стал пищей для акул. Золото же, не найдено до сих пор, осталось спрятанным где-то на островах посреди мирового океана.

7 Уильям Дампир (1651-1715)


Не смотря на то, что основным занятием Уильяма Дамира, было пиратство, его также считают отцом современной океанографии. Это объясняется тем, что он не только пиратствовал, но и описывал все свои путешествия и то, что с ними было связанно. Результатом этого, стала книга, названная «Новым путешествием вокруг света».

8 Чжен Ши (1785-1844)


«Ночная бабочка», ставшая вначале женой, а затем вдовой знаменитого пирата Чжен И., Она унаследовала после смерти мужа более 400 судов, бывших грозой торгового флота Китая. На судах была введена строжайшая дисциплина, положившая конец таким пиратским вольностям, как грабеж союзников и насилие над пленными. Кроме того, Чжен Ши, известна в истории как содержательница публичных домов и покровительница азартных игр.

9 Арудж Барбаросса (1473-1518)


Сын гончара. Его родиной был остров Лесбос. Вероятно потому, что он не нашел на нем своей большой любви, а может быть, из-за захвата острова турками, Барбаросса в 16 лет становится пиратом. Спустя 4 года, он заключает договор с властями Туниса, согласно которому, он может создать на одном из островов свою базу, а взамен, делится процентом от прибыли. Вскоре он становится султаном Алжира. Однако в результате столкновения с испанцами, он был убит. Его приемником стал младший брат, известный как Барбаросс Второй.

10 Эдвард Тич (1680–1718)


Это имя не спроста пугало английское и французское правительство. Благодаря своей отваге и жестокости, Тич скоро стал одним из самых страшных пиратов действующих в районе Ямайки. К 1718 году, под его руководством сражалось более 300 человек. Врагов приводило в ужас лицо Тича, практически полностью закрытое черной бородой, в которой дымились вплетенные в нее фитили. В ноябре 1718 года, Тич был настигнут английским лейтенантом Мейнардтом и после непродолжительного суда, был вздернут на рее. Именно он стал прообразом легендарного Джетроу Флинта, из «Острова сокровищ».

Рассказы о пиратах будоражили воображение еще в XIX веке, сейчас же, благодаря серии голливудских фильмов «Пираты Карибского моря» эта тема стала еще более популярной. Предлагаем вам «познакомиться» с самыми известными из реально существующих пиратов.

10 ФОТО

1. Генри Эвери (1659-1699).

Пират, известный под прозвищем «Долговязый Бен», вырос в семье капитана английского флота. Когда на корабле, где он служил первым помощником, вспыхнул бунт, Эверетт присоединился к мятежникам и стал их предводителем. Самым известным его трофеем был индийский корабль «Ганг-и-Савай», нагруженный золотыми и серебряными монетами, а также драгоценными камнями.


2. Энн Бонни (1700-1782).

Энн Бонни, одна из немногих женщин, которые преуспели в пиратстве, выросла в богатом особняке и получила хорошее образование. Однако когда отец решил выдать ее замуж, она сбежала из дому с простым моряком. Спустя некоторое время Энн Бонни познакомилась с пиратом Джеком Рэкхемом и он взял ее на свой корабль. По рассказам очевидцев, в смелости и умении драться Бонни не уступала мужчинам-пиратам.


3. Франсуа Олоне (1630-1671).

Французский флибустьер, известный своей жестокостью, начал карьеру со службы солдатом в Вест-Индской компании. Затем он стал буканьером в Сан-Доминго. Наиболее известными операциями Олоне были захват испанских городов Маракайбо и Гибралтара. Закончил пират свой воинственный и кровавый путь на костре каннибалов, к которым он попал в плен в Никарагуа.


4. Эдвард Лау (1690-1724).

Эдвард Лау родился в семье воров и сам был грабителем с раннего детства. Одно время он служил матросом, затем собрал команду и захватил небольшой шлюп. Так началась его карьера пирата. За время своего плавания Эдвард Лау захватил более ста кораблей.


5. Джек Рэкхем (1682-1720).

Перед тем, как стать пиратом, Джек Рэкхем служил на флоте с раннего возраста. Поначалу дела у капитана Рэкхема и его команды шли не очень удачно — их несколько раз чуть не поймали. Известность пришла к пирату после того, как он встретил Мэри Рид и Энн Бонни, и начал разбойничать в водах Ямайки. Закончилась славная эпопея тем, что власти объявили на них охоту, в результате которой Рэкхем был повешен, а Рид скончалась в тюрьме.


6. Стид Боннет (1688-1718).

Стид Боннет — дворянин, до того как стать пиратом, служил майором колониальной милиции на острове Барбадос. По слухам, причиной, из-за которой Боннет подался в пираты, был скандальный характер его жены. Пират долгое время разбойничал вдоль берегов северной Америки и на юге, пока не привлек внимание властей, отправивших два шлюпа к месту пребывания пирата. Корабль Боннета был захвачен, а его повесили в Уайт Пойнте.


7. Бартоломью Робертс (1682-1722).

Бартоломью Робертс стал пиратом не по своей воле, а был насильственно присоединен к команде в качестве навигатора после того, как пираты захватили корабль, на котором он плыл. Став капитаном спустя всего шесть недель, Робертс успешно промышлял в Карибском море и Атлантике, захватив более четырехсот кораблей.


8. Генри Морган (1635-1688).

Сын землевладельца, Генри Морган сознательно решил стать пиратом с целью сколотить состояние. Начав с покупки одного корабля, вскоре он командовал целой флотилией из 12 пиратских кораблей, которые захватывали целые города. Был пойман и отправлен в Лондон, но вскоре влиятельного пирата не только отпустили, но и назначили вице-губернатором Ямайки.


9. Уильям Кидд (1645-1701).

По мнению некоторых историков, Уильям Кидд не был пиратом в строгом смысле этого слова, но выполнял исключительно каперские контракты. Кидд участвовал в войне Аугсбургской лиги, командовал различными крупными кораблями и захватывал французские и пиратские суда в Индийском океане. Дальнейшие его экспедиции проходили в самых разных областях света. Больше всего Кидд стал известен после смерти, в связи с легендами о спрятанных им кладах, которые не найдены до сих пор.


10. Эдвард Тич (1680-1718).

Знаменитый английский пират Эдвард Тич по прозвищу «Черная борода» начал свою пиратскую карьеру под командованием капитана Хорниголда. Позднее, когда Хорниголд сдался британским властям, Тич отправился в плаванье самостоятельно на корабле «Месть королевы Анны». Самым известным «подвигом» пирата является блокада Чарльзтауна, в ходе которой было захвачено 9 кораблей с влиятельными пассажирами, за которых Тич получил огромный выкуп.

Джон Рэкхем, он же - Калико Джек (21 декабря 1682 -18 ноября 1720) - авторитетный пират, который стал знаменит благодаря нескольким своим примечательным деяниям.

Прежде всего, Рэкхем осмелился бросить вызов капитану Чарльзу Вейну, известному своей беспримерной жестокостью. Кроме того, он был связан особыми отношениями с двумя легендарными женщинами‑пиратами своего времени - Энн Бонни и Мэри Рид. Обе они - в нарушение всех обычаев - служили у него на корабле, причем Энн Бонни была отнята Рэкхемом у супруга. Вдобавок Рэкхем изобрел пиратский флаг собственного дизайна, который впоследствии получил невероятное распространение. Ну и наконец стоит сказать о том, что хоть Рэкхем пиратствовал и недолго, но захватил добычи примерно на $ 1,5 миллиона, что и позволило ему войти в «золотую двадцатку» пиратов. Джон Рэкхем по прозвищу Ситцевый Джек (он получил его за свое пристрастие к ситцевым одеяниям) впервые упоминается в истории в качестве квартирмейстера на судне ужасного Чарльза Вейна. По всей видимости, Рэкхем попал к Вейну, когда пиратская эскадра оставила остров Нью‑Провиденс. Вейн предпочитал пиратствовать, мирная жизнь была не по нем. Впрочем, сам Рэкхем тоже всегда мечтал о судьбе грабителя морей. Мгновенно завоевав доверие самого Вейна и найдя общий язык с командой, Джон Рэкхем вскоре был назначен квартирмейстером. В его обязанности входило соблюдать интересы команды и помогать капитану управлять эскадрой. Как он обнаружил впоследствии, Чарльз Вейн не только страшно издевался над пленниками, но еще и постоянно обирал свою собственную команду. Причем капитан пиратов предпочитал атаковать лишь в том случае, если был абсолютно уверен в победе. Это очень не нравилось команде.

Последней каплей стало намеренное нежелание Вейна нападать на богатый французский корабль. Команда взбунтовалась и выбрала новым капитаном Джона Рэкхема.

Стид Бонне (1688 - 10 декабря 1718 г.) - маститый британский пират, еще один из «золотой двадцатки», кто принял насильственную смерть. Он грабил корабли в Атлантическом океане и, конечно же, в Карибском море. Помимо своих успешных рейдов, принесших ему изрядную добычу, Бонне вошел в историю как корсар, не побоявшийся войти в конфликт с самим Эдвардом «Черной Бородой» Тичем, пиратом из пиратов! Кроме того, он, пожалуй, единственный, кто, будучи преуспевающим плантатором, вдруг решил связать свою жизнь с грабителями морей.

Стид Бонне родился в городе Бриджтаун на Барбадосе в респектабельной и богатой английской семье Эдварда и Сары Бонне, крестивших своего младенца 29 июля 1688 года. После кончины в 1694 году своего почтенного родителя, Стид Бонне в шестилетнем возрасте стал наследником всего семейного состояния. Процветание семьи Бонне, к слову сказать, зиждилось на умелом управлении плантациями, занимавшими площадь свыше 400 акров (примерно 1,6 км²).

Стид Бонне получил очень неплохое образование - достаток вполне позволял ему это. Когда Стид достиг 21 года, он предпринял два весьма серьезных шага. Во‑первых, он покончил со своей холостяцкой жизнью и женился. Его избранницей стала некая Мэри Алламби. Их свадьба состоялась 21 ноября 1709 года. Впоследствии у Стида и Мэри родилось четверо детей: трое мальчиков (Алламби, Эдвард и Стид) и одна девочка, Мэри. Старший сын Стида Бонне Алламби умер рано; его кончина произошла в 1715 году.

Во‑вторых же, Бонне решил научиться держать оружие в руках, для чего поступил в ряды муниципальной милиции. Он достаточно быстро дослужился до чина майора. Некоторые историки допускают, что стремительным ростом карьеры Бонне был обязан своему статусу крупного землевладельца; всем прекрасно было известно о том, что на его плантациях использовался труд рабов. А среди основных функций милиции на первом месте стояло подавление восстаний рабов.

Таким образом, Стид Бонне преуспевал как плантатор, способствовал поддержанию порядка и планировал семейную жизнь на годы вперед.

Невероятные факты

Черная Борода

Эдвард Тич (Edward Teach), известный как Черная Борода, установил террор на Карибском море, который продолжался с 1716 по 1718 гг.

Моряк начал свою деятельность как капер, сражаясь за Англию во время войны за испанское наследство, оттачивая свое мастерство в качестве морского разбойника, прежде чем перейти к пиратству.

Будучи ожесточенным бойцом, Черная Борода был известен как своим особым стилем захвата кораблей, так и огромной гривой волос.


Энн Бонни (Anne Bonny)

Самая известная в истории женщина-пират была такая же устрашающая, как и ее коллеги-мужчины, а кроме того, она была очень умна и образованна.

Дочь владельца плантаций, Энн оставила свое устроенную жизнь в начале 1700-х годов и пошла покорять моря.

Они присоединилась к экипажу корабля Калико Джека Рэкхэма (Calico Jack Rackham), переодевшись мужчиной, но по легенде была спасена от смертной казни после того, как команду захватили, поскольку была беременна.


Капитан Сэмюэль Беллами (Samuel Bellamy)

Несмотря на то, что он умер в очень молодом возрасте (ему было всего 28 лет), "Черный Сэм" сделал себе имя после того, как захватил несколько судов, в том числе и Whydah Gally, корабль, который был полон золота, серебра и другим ценным товаром. Беллами сделал это судно своим в 1717 году, но на нем же он пошел ко дну во время шторма в том же году.


Цзинь Ши (Ching Shih)

Золотой век пиратства не обошел стороной и Китай, а женщины на борту или даже у руля не были редкостью.

С 1801 года ее "карьера" развивалась очень стремительно, и она стала одним из мощнейших женских капитанов, а, в конце концов, командиром флота, численностью в 2000 судов и 70000 матросов.

Считается, что ключом успеха Цзинь была железная дисциплина, царившая на ее судах.


Бартоломью Робертс (Bartholomew Roberts)

"Черный" Барт Робертс был одним из самых успешных пиратов Золотого века, "патрулируя" воды у берегов Африки и островов Карибского бассейна.

Менее, чем за четыре года, он захватил 400 кораблей.

Барт был очень хладнокровным и редко оставлял на захватываемых судах кого-либо в живых, поэтому его активно разыскивали британские власти. Погиб он в море.


Капитан Кидд

Пират или капер? Шотландский моряк Уильям Кидд (William Kidd) известен громкими судебными разбирательствами с британским правительством относительно его жесточайших преступлений и пиратских нападений.

Тем не менее, до сих пор оспаривается правдивость этого утверждения. Как утверждают некоторые современные историки, Кидд действовал согласно выданному ему каперскому патенту и не нападал на союзные корабли.

Тем не менее, он был повешен в 1701 году. Слухи о местонахождении огромных сокровищ, спрятанных им, по сей день будоражат умы многих любителей приключений.


Генри Морган (Henry Morgan)

Будучи настолько популярным, что в его честь назвали ром, капитан Морган в начале служил в качестве капера в Карибском море, затем стал пиратом, а в середине 1600-х годов лихо сеял хаос в "золотой" испанской колонии Панама-сити.

Он также известен как один их немногих пиратов, которым удалось "уйти на пенсию".


Калико Джек (Calico Jack)

"Пионер флага Веселого Роджера" Калико Джек Ракхем был пиратом Карибского моря, у которого было несколько эпических имен, но известен он проводимой ассоциацией с Энн Бонни, а также своей классической пиратской смертью.

Захваченный на Ямайке в 1720 году, Ракхем был повешен, облит смолой и подожжен для того, чтобы показать, что будет с каждым пиратом. Сейчас место, где произошло это событие, называется Кей Ракхем.


Сэр Фрэнсис Дрейк (Francis Drake)

Благородный для одних и преступник для других, Дрейк проводил время в период между поражением испанской армады в 1588 году и кругосветным путешествием, активно занимаясь пиратством и работорговлей в Карибском бассейне.

Захваты, которые он осуществлял, особенно нападения на испанские колонии в Центральной Америке, считались одними из самых богатых по количеству добытого за всю историю пиратства.


Братья Барбаросса

Такие имена, как Ару и Хизир вряд ли покажутся вам знакомыми, но прозвище, данное турецким корсарам европейцами – Барбаросса (рыжая борода) – вероятно, вызывают в воображении образы жестких и суровых моряков на Средиземном море.

В 16 веке, используя Северную Африку в качестве базы, братья Барбаросса напали на несколько прибрежных городов и стали одними из самых влиятельных людей области.


April 9th, 2013

Слово «пират» (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру, и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.

Пират - морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.

Флибустьер - морской разбойник, преимущественно в XVII веке, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке.

Буканир (буканьер) - морской разбойник, преимущественно в XVI веке, грабивший, как и флибустьер, испанские корабли и колонии в Америке. Обычно таким термином называли ранних карибских пиратов, позже оно вышло из употребления и было заменено «флибустьером».

Капер, корсар, и приватир - частное лицо, получившее от государства лицензию на захват и уничтожение неприятельских судов и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. При этом следует иметь в виду, что термин «капер» наиболее раннее, вошло в употребление на средиземноморье еще с (примерно) 800 года до н.э. Термин «корсар» появилось значительно позже, начиная с XIV века н.э., от итальянского «корса» и французского «ла корса». В средневековье употреблялись оба термина. Слово «приватир» появилось еще позже (первое употребление датируется 1664 годом) и пошло от английского «privateer». Часто термином «приватир» хотели подчеркнуть английскую национальность капера, на средиземноморье он не прижился, всякого капера там по-прежнему именовали корсар (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).

Границы были зыбки и если вчера он был буканиром, сегодня стал капером, а завтра может стать обычным пиратом.


Кроме перечисленных выше терминов, появившихся в довольно позднее время, существовали и более древние названия пиратов. Одно из них — тжекеры, обозначавшее близневосточных пиратов в XV-XI веках до нашей эры. Мне встречалось несколько различныйх латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray. В 1186 году до н.э. они фактически завоевали весь Египет* и вели обширный морской разбой вдоль палестинского побережья в течение нескольких столетий. Нынешняя историография полагает, что тжекеры вышли из Киликии, будущей родины грозных киликийский пиратов. Тжекеры довольно подробно описаны в папирусе Венамона. Позднее, (где-то до 1000 года до н.э) тжекеры осели в Палестине, в городах Дор и Тел Зарор (недалеко от нынешнего города Хайфа). Поскольку в еврейских документах они не упоминаются, их, скорее всего, поглотили более многочисленные филистимляне.


Надо иметь в виду одну особенность Древнего Египта: государство было вытянуто вдоль Нила и средиземноморского побережья, от воды оно удалялось не более, чем на 15-25 км, поэтому тот, кто контролировал побережье, контролировал, по существу, всю страну.


Венамон — древнеегипетский путешественник XII века до н.э., жрец храма Амона в Карнаке. Папирус, написанный около 1100 года до н.э. Древние историки довольно часто упоминали о пиратах, но папирус Венамона — это уникальный документ, поскольку представляет собой путевые записки очевидца.


Примерно в V веке до нашей эры в обиход вошло еще одно название пиратов - долопийцы (Dolopians). На сей раз это древнегреческие пираты, основным районом их действий было Эгейское море. Возможно, первоначально проживавшие в северной и центральной части Греции, они поселились на острове Скирос и жили за счет пиратства. Незадолго до 476 года до н.э. группа купцов из северной Греции обвинила долопийцев в том, что те продали их в рабство после разграбления принадлежавшего им корабля с товарами. Купцам удалось бежать, и они выиграли судебный процесс в Дельфах против скирийцев. Когда скирийцы отказались вернуть их собственность, купцы обратились за помощью к Симону, командующему афинским флотом. В 476 году до н.э. военно-морские силы Симона захватили Скирос, изгнали с острова или продали в рабство долопийцев и создали там афинскую колонию.


Из кого же комплектовались ряды пиратов?

По своему составу они не были однородны. Разные причины побуждали людей к объединению в преступное сообщество. Здесь были и искатели приключений; и мстители, поставленные «вне закона»; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; и дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, то есть официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи.Чаще всего пираты действовали неподалеку от берега или среди мелких островов: так проще незаметно подобраться ближе к жертве и проще уйти от погони, в случае какой-нибудь неудачи.


Сегодня нам, избалованным успехами цивилизации и достижениями науки и техники, трудно даже представить себе, как неизмеримо велики были расстояния в век отсутствия радио, телевидения и спутниковой связи, какими далекими казались части света в представлении людей того времени. Корабль уходил из гавани, и связь с ним на много лет прерывалась. Что с ним сталось? Страны разделялись страшнейшими перегородками конкуренции, войн и вражды. Моряк исчезал из страны на несколько десятков лет и поневоле становился бездомным. Возвратившись на родину, он уже не находил никого — родные умерли, друзья забыли, его никто не ждал и никому он не был нужен. Воистину смелы были те люди, рисковавшие собой, пускаясь в неизвестность на хрупких ненадежных (по современным меркам) суденышках!



II. Романисты о пиратах


Сегодня существует вполне устоявшиеся стереотипные представления о пиратах, созданные благодаря художественной литературе. Основоположником современной литературы о пиратах можно назвать Даниэля Дефо, выпустившего три романа о похождениях пирата Джона Эйвери.


Следующим крупным писателем, писавшим также о морских разбойниках, был Вальтер Скотт, опубликовавший в 1821 году роман «Пират», в котором прототипом главного героя капитана Кливленда послужил образ главаря пиратов из романа Даниэля Дефо «Приключения и дела известного капитана Джона Гау».



Дань морю отдали такие известные писатели, как Р.-Л. Стивенсон, Ф. Мариэт, Э. Сю, К. Фаррер, Г. Мелвилл, Т. Майн Рид, Дж. Конрад, А. Конан Дойль, Джек Лондон и Р. Сабатини.


Интересно, что Артур Конан Дойль и Рафаэль Сабатини создали два колоритнейших, диаметрально противоположных друг другу образа пиратских капитанов — Шарки и Блада, объединяющих в себе: первый — худшие качества и пороки, а второй — лучшие рыцарские достоинства реально существовавших предводителей «джентльменов удачи».


Благодаря «помощи» такой именитой плеяды литераторов известнейшие в свое время пиратские капитаны Флинт, Кидд, Морган, Граммон, Ван Доорн и их менее «прославленные», а иногда и просто вымышленные собратья, продолжают свою вторую жизнь на страницах этих книг. Они берут на абордаж испанские галеоны, доверху набитые сокровищами, топят неповоротливые королевские крейсеры и держат в страхе прибрежные города спустя много времени после того, как кое-кого из них настигло правосудие, а иным удалось мирно закончить свой жизненный путь.


Композитор Робер Планкетт написал оперетту «Сюркуф», в которой историческая правда о подлинных делах морского разбойника Сюркуфа уступила место фантазии: красивая судьба бескорыстного моряка Робера и его возлюбленной Ивонны вполне отвечала духу оперетт XIX века.


Сложилось впечатление, что пираты — эдакие непризнанные гении, скитающиеся по морям только благодаря несчастливому стечению обстоятельств. Этому стереотипу мы обязаны, в основном, благодаря Р.Сабатини с его трилогией о капитане Бладе, создавшем, кроме прочего и миф о том, что пираты обладали мощными судами и нападавшими на военные корабли.


На самом деле, совершенно прозаические мотивы заставляли заниматься пиратством.


Иногда — безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность. Но, так или иначе, пираты преследовали одну лишь цель — личное обогащение. Сохранились документы, показывающие лишенную всякого романтизма сторону пиратства, так сказать, его финансово-организационную сторону. Ремесло пирата было крайне опасным: будучи схваченным «на месте преступления», пиратов вешали не задумываясь. Будучи схваченным на берегу, пирата ждала не лучшая участь: либо веревка, либо пожизненная каторга. Весьма редки были случаи, когда пираты обладали мощным судном, чаще это были небольшие, но с хорошими мореходными качествами, корабли.

Еще реже были случаи боя пиратского судна с военным кораблем: для пирата это было бессмысленно и чрезвычайно опасно. Во-первых потому, что никаких сокровищ на военном судне нет, зато там есть много пушек и солдат и судно это полностью снаряжено именно к морскому бою. Во-вторых потому, что команда и офицеры этого судна — профессиональные военные, в отличие от пиратов, ставшие на военную стезю волей случая. Не нужен пирату военный корабль: неоправданный риск, почти верное поражение и тогда неминуемая смерь на нок-рее. А вот одиноко плывущее купеческое судно, джонка ловца жемчуга, а иногда и просто рыбацкая лодка — как раз жертва для пирата. Надо иметь в виду, что мы часто подходим к оценке событий прошедшего времени с точки зрения современного человека. Поэтому нам сложно понять то, что почти до конца XVIII века разница между торговым и пиратским флотами была невелика. В те времена вооружалось практически всякое судно, и бывало так, что мирный торговый корабль, встретив в море собрата, но (предположительно) более слабого по вооружению, брал его на абордаж. Затем пират-купец привозил груз и как ни в чем не бывало продавал его, иногда по сниженной цене.


Пиратские флаги: Эммануила Вейна (вверху) и Эдварда Тича (внизу)

III. Под «Веселым Роджером»


Весьма интересно немного остановиться на пиратских флагах. Общеизвестно, что прозвище пиратского флага — «Веселый Роджер» (Jolly Roger). Почему такое прозвище?


Начнем не непосредственно с «Веселого Роджера», а с ответа на вопрос, какие вообще флаги вывешивали на кораблях разные страны в разное время?

Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все корабли в прошлом ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом…» Тем не менее, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет их (фр.каперов) существования.


Примерно в то же время, в 1694 году Англия издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских приватирских кораблей: красный флаг, мгновенно получивший прозвище «Красный Джек». Так появилось понятие пиратского флага вообще. Нужно сказать, что по меркам того времени красный флаг, вымпел или знак означал для всякого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно. Однако, вслед за каперами очень быстро и свободные пираты переняли этот флаг, даже не сам флаг, а идею цветного флага. Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый — безумство и безудержность гнева, черный — приказ сложить оружие. Поднятый пиратом черный флаг, означал приказ немедленно остановиться и капитулировать, а если жертва не подчинялась, то поднимался красный или желтый флаг, что означало смерть всем на непокорном судне.


Так откуда же пошло прозвище «Веселый Роджер»? Оказалось, что «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouge» (дословно — Красный Знак), будучи переведенным обратно на английский он превратился в «Jolly Roger» — Веселый Роджер. Здесь стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени roger — мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».


Сегодня многие полагают, что «Веселый Роджер» — это черный флаг с черепом и перекрещенными костями. Однако на самом деле многие известные пираты имели свои уникальные флаги, отличавшиеся как цветом, так и по изображением. Действительно, пиратские флаги существовали и были самые разнообразные: и черные, и с красным петухом, и со скрещенными шпагами, с песочными часами и даже с барашком. Что же касается именно «классического» Веселого Роджера, то такой флаг впервые отмечен у французского пирата Эммануила Вейна в самом начале XVIII века.


Многие известные пираты имели свой собственный флаг. Тут уже можно заметить, как «герой» заставляет славу работать на него: зная, кто за ним гонится, у жертвы опускались руки. Этакий «бренд»,

личное тавро, означавшее определенное «качество» навязываемой «услуги». Безвестному же пирату (а таких было подавляющее большинство!) это было не нужно, ведь какой-нибудь необычный флаг или вообще отсутствие флага наверняка насторожит капитана атакуемого судна. Зачем? Пираты были жестоки, но отнюдь не так глупы, как пытаются нарисовать их некоторые писатели. Поэтому, все же, в большинстве своем пиратские корабли ходили под официальным флагом какого-нибудь государства и жертва слишком поздно узнавала о том, что судно на самом деле пиратское.Вообще, черный флаг уже к середине XVII века являлся отличительным знаком пиратов и водрузить такой флаг значило здорово приблизить свою шею к виселице.


Приватирский патент капитана Кидда

Флибустьер или приватир?


В периоды войн пираты, случалось, покупали у воюющего государства право на ведение боевых действий в море на свой страх и риск и грабили корабли воюющей страны, а сплошь и рядом и нейтральных стран. Пират знал, что, заплатив в казну специальный налог и получив о том соответствующую бумагу — Letter of Marque — Каперское свидетельство, он уже считался капером и не нес ответственности перед законом этого государства до тех пор, пока не нападал на соотечественника, либо союзника.

По окончании войны каперы нередко обращались в обычных пиратов. Недаром многие командиры военных кораблей не признавали никаких каперских патентов и вешали пленных каперов на ноках рей так же, как и прочих пиратов.


На всякого рода патентах хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Кроме Letter of Marque, выдававшегося с XIII века по 1856 год (чтобы быть ближе к датам, скажу, что первое упоминание о таких бумагах относится к 1293 году) и разрешавшее именно и единственно захват вражеского имущества, выписывался также Letter of Reprisal (дословно — документ на возмездие, реприссалию), разрешавший убийство вражеских подданных и захват их имущества. Проще говоря, грабеж. Но не вообще всякому, а лишь тем, кто пострадал от деятельности граждан указанного в документе государства. Бумаг было несколько, поэтому в официальных документах они именуются всегда во множественном числе — letters. Действие бумаг не ограничивалось лишь морским разбоем, но также дозволяло разбой на суше, причем как в мирное, так и в военное время. Почему же reprisal? В переводе с английского, это слово означает возмездие. Дело в том, что средневековые города и поселения были, в большинстве своем, небольшими замкнутыми общностями и считалось естественным направить возмездие против любого из их граждан, который по возвращении домой мог взыскать ущерб с настоящего виновника преступления. Мстителю лишь следовало заручиться соответствующими бумагами — letters.

Выше уже упоминался египетский жрец Венамон. В своем папирусе он описывает собственное путешествие в сирийский город Библ, куда он вез значительное количество золота и серебра для закупки древесины (в Египте древесина практически не производилась и ее импортировали). По дороге туда, когда они зашли в тжекерский город Дор, капитан судна удрал, прихватив с собой почти все деньги Венамона, а тжекерский градоправитель отказался помочь ему в розыске этого капитана. Венамон, тем не менее, продолжил путь и по дороге встретил других тжекеров и каким-то образом ухитрился отнять у них семь фунтов серебра: «Я забираю у вас серебро и буду держать его у себя, пока вы не найдете мои деньги или вора, который их украл». Этот случай можно считать первым документированным случаем репрессалии в морском праве.

Примерно к началу XIV века захват имущества на море должен был санкционироваться адмиралом королевского флота или его представителем. Чтобы стимулировать торговлю, правители государств подписывали соглашения, запрещающие частные акты мести. Например, во Франции после 1485 года подобные бумаги выписывались крайне редко. Позже и другие европейские державы стали резко ограничивать выдачу каперских патентов. Тем не менее, на время боевых действий частным военным кораблям предоставлялись другие виды лицензий. Например, в Англии во время войны с Испанией 1585-1603 Адмиралтейский суд предоставлял полномочия всем, кто заявлял, что каким-либо образом обижен испанцами (причем подтверждения слов не требовалось). Такие лицензии давали право обладателю нападать на любой испанский корабль или город. И все же некоторые из новоявленных приватиров начинали нападать не только на испанцев, но и на своих соотечественников англичан. Возможно поэтому английский король Яков I (1603-1625) крайне негативно относился к самой идее таких патентов и вообще их запретил.


Тем не менее, следующий английский монарх Карл I (1625-1649) возобновил продажу лицензий на каперство частным лицам, и более того, предоставил компании «Providence»* давать такие бумаги в неограниченном количестве. Кстати, именно отсюда пошло английское жаргонное выражение Right of Purchase, ныне совершенно вышедшее из употребления. Дословно это выражение означало «право на грабеж», но вся соль здесь была именно в игре слов понятия purchase: дело в том, что это английское слово первоначально означало охоту или преследование животных, но постепенно, в XIII-XVII веках оно вошло в английский морской жаргон и стало означать процесс грабежа, а также захваченное имущество. Сегодня оно утратило сей воинственный смысл и означает «приобретение», в редких случаях «стоимость, ценность».

«Providence» — государственная корпорация, призванная содействовать каперству на островах Тортуга и Провиденс. После захвата острова Провиденс испанцами (1641 г.), компания оказалась по уши в долгах и постепенно захирела.


Кроме указанных документов, с 1650-х по 1830-е годы на средиземноморье существовало, так называемое, Right of Search — Право на обыск. В отличие от большинства пиратов, деятельность берберских корсаров контролировалось их правительством. Чтобы способствовать торговле, некоторые христианские государства заключали мирные соглашения с берберскими правителями. Таким образом, корсары могли легально нападать на корабли отдельных государств, воздерживаясь от атак на дружественные суда.


Морские капитаны держав, подписавших подобный договор, часто брали на свои корабли грузы или пассажиров, враждебных берберским странам. Поэтому во избежание возможного обмана государства, подписавшие упомянутые соглашения, вынуждены были позволить берберским корсарам останавливать и обыскивать свои корабли. Те могли захватывать имущество и пассажиров враждебных держав, если обнаруживали их на борту остановленных кораблей. Однако они должны были оплачивать полную стоимость груза, вверенного капитану, до места его назначения.


Обратная проблема возникала, когда пассажиры и имущество дружественных стран оказывались на захваченном вражеском корабле. Корсары могли конфисковать груз и обратить в рабство команду, но предполагалось, что они должны были освободить пассажиров, находившихся под защитой норм соглашений. Чтобы корсары могли свободно распознать подданных союзнических держав, была создана система пропусков.


Берберские пропуска — довольно любопытное явление! По сути своей это были охранные грамоты, гарантирующие корабль и команду от морского разбоя. Правом выдавать такие документы обладали немногие чиновники. Например, в соответствии с соглашениями от 1662 и 1682 годов между Англией и Алжиром действительными считались только пропуска, выданные лордом Верховным адмиралом или правителем Алжира. Причем договор разделялся на две части затейливым обрезом, одну часть листа оставляли себе, а вторую часть отдавали противоположной стороне. На борт корабля могли подняться лишь два человека для проверки груза и списка пассажиров. Подавляющее большинство корсаров подчинялось этим пропускам, непокорных ждала смертная казнь, хотя в начале (первые 30-40 лет) нарушений было изрядно.


Вообще, понятие «интернационального права» объединяющего все народы, имеет относительно позднее происхождение. В античные же времена законы одного общества распространялись исключительно на его членов. Из-за невозможности распространения действия местных законов за пределами определенных границ греческие города-государства позволяли своим гражданам самим защищать свои интересы от притязаний чужаков. Римское законодательство также проводило четкую границу между гражданами государства, союзниками и населением остального внешнего мира. Однако это различие стало менее значительным после того, как римляне покорили весь средиземноморский регион. В отличие от поздних каперских свидетельств, естественное право на возмездие существовало до тех пор, пока две стороны не заключали специальный договор, регулирующий правовые отношения между этими государствами. Договоры нередко становились своеобразной формой шантажа.


Например, Этолийский Союз* (300-186 годы до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности. Этолийцы получали причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо из соседних государств желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признававший власть Этолийского Союза.


Этолия (Aetolia) — гористая, покрытая лесом местность в центре Греции между Македонией и Коринфским заливом, где различные местные племена объединились в некое подобие федеративного государства — Этолийский Союз. Правительство занималось лишь вопросами войны и внешней политики. В 290 году до н.э. Этолия начала расширять свои владения, включая в свой состав соседние владения и племена в качестве полноправных членов или союзников. К 240 году союз контролировал почти всю центральную Грецию и часть Пелопоннеса. Основным занятием представителей союза было участие в войнах между враждующими империями в качестве наемников. В 192 году до н.э. союз выступил против крепнущего Рима, за что и поплатился, став одной из его провинций.


Современное представление о пиратах

V. Наследие


Разумеется, среди огромного количества безвестных пиратов, были исключения — личности выдающиеся — и о них мы поговорим отдельно.


Известны случаи, когда именно пираты — искусные мореплаватели — становились первооткрывателями новых земель. Многих из них властно манила «муза дальних странствий», и жажда подвигов, приключений нередко брала верх над жаждой наживы, которой они соблазняли своих царственных покровителей в Англии, Испании и Португалии. Не говоря уже о безвестных викингах, побывавших на земле Северной Америки почти за пятьсот лет до открытия ее Колумбом, вспомним хотя бы сэра Френсиса Дрейка — «королевского корсара» и адмирала, совершившего второе после Магеллана кругосветное плавание; открывателя Фолклендских островов Джона Дэвиса; историка и писателя сэра Вальтера Рели и знаменитого этнографа и океанолога, члена Английского королевского общества Вильяма Дампира — трижды обошедшего вокруг Земли.


Однако, если патент на должность капитана галеона «Золотого флота» или «Серебряного флота», перевозивших драгоценности, награбленные в Америке, знатному и богатому дворянину Испании можно было легко купить, то должность капитана пиратского корабля невозможно было приобрести ни за какие деньги. Выдвинуться в среде морских разбойников с их своеобразными, но жестокими законами мог только человек с незаурядными организаторскими способностями. Нет ничего удивительного в том, что люди такого плана всегда волновали воображение писателей, художников и композиторов и становились — часто в идеализированном виде — героями произведений.


В сущности, пираты вели каторжную жизнь, на которую сами себя обрекли. Месяцами питались сухарями и солониной, чаще пили затхлую воду, а не ром, болели тропической лихорадкой, дизентерией и цингой, гибли от ран, тонули во время штормов. Немногие из них умерли дома в своей постели. Поликрата Самосского в 522 году до н.э. распял на кресте персидский сатрап Оройтес, заманивший его в ловушку к себе на континент под предлогом заключения договора о ненападении. Знаменитого когда-то Франсуа Л’Олоне убили, зажарили и съели каннибалы; предводителя витальеров Штертебеккера обезглавили в Гамбурге; сэр Френсис Дрейк умер от тропической лихорадки; сэр Вальтер Рели казнен в Лондоне; Тич убит во время абордажной схватки и его отрубленную голову повесил победитель под бушпритом своего корабля; Робертса сразила попавшая в горло картечь, и противник, отдавая должное его храбрости, опустил в море труп капитана с золотой цепью и усыпанным бриллиантами крестом на шее, с саблей в руке и двумя пистолетами на шелковой перевязи, а затем повесил всех оставшихся пиратов. Эдварда Лоу повесили французы, Вейн казнен на Ямайке, Кидда повесили в Англии, Мери Рид умерла в тюрьме будучи беременной… Стоит ли перечислять дальше?

Знаменитые британские капитаны пиратов Лучшие британские пиратские корабли
Sir Francis Drake — Сэр Френсис Дрейк The Pelican, переименованный the Golden Hind
Sir Walter Raleigh — Сэр Уолтер Рейли The Falcon.
Sir Richard Hawkins — Сэр Ричард Хокинс The Dainty, the Swallow
Sir Martin Frobisher - Сэр Мартин Фробишер The Gabriel
Sir Humphrey Gilbert - Сэр Хемпфри Джилберт Anne Ager, The Raleigh, the Swallow & the Squirrel
Sir John Hawkins — Сэр Джон Хокинс The Victory
Sir Richard Grenville - Сэр Ричард Гренвилл The Revenge, Tiger, Roebuck, Lion, Elizabeth, and DorothyJohn Hawkins

Знаменитые пиратские корабли Капитаны пиратских кораблей
Queen Anne’s Revenge Edward Teach (Blackbeard) — Эдвард Тич
Adventure Galley Captain Kidd - Капитан Кидд
The Revenge Captain John Gow — Капитан Джон Гоу
The William John Rackham (Calico Jack) — Джон Рекхем, Anne Bonney — Энн Бонни& Mary Reade — Мери Рид
Fancy, Pearl, Victory Edward England — Эдвард Ингленд
Fancy Henry Every (Long Ben) — Генри Эвери
Royal James Ignatius Pell — Игнатиус Пелл
Royal Fortune, Great Fortune & Great Ranger Bartholomew Roberts (Black Bart) — Бартоломью Робертс
Liberty and the Amity Thomas Tew — Томас Тью
Delivery George Lowther Delivery - Джордж