Уйгуры – самая многочисленная национальность Синьцзяна.


И з и с т о р и и у й г у р о в

Уйгуры – один из древних тюркоязычных народов. Они издавна расселены на территории Восточного Туркестана (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), Казахстана и Кыргызстана. Численность составляет 8-10 млн. чел. Уйгурский язык относится к карлукской группе тюркских языков. В истории развития уйгурского языка выделяются три этапа:

    древний, состоящий из двух периодов – древнейшего (до 5 в.н.э.) и древнего (6-11 вв.);

    средневековый, распадающийся на два периода: раннесредневековый (11-14 вв.) и позднесредневековый (14-18 вв.);

    современный, делящийся на новый (18-19 вв.) и новейший (20 в.) 1 .

На различных этапах своего развития уйгуры создавали свои государственные образования. Первый уйгурский каганат был создан на Хангае в 323 г., он просуществовал 200 лет, после столетнего перерыва, в 523 г. возник второй уйгурский каганат, просуществовав 80 лет, он был разгромлен в 603 г. Тюркским каганатом. В 743 г. На обломках Восточно-тюркского каганата на территории Северной Монголии был образован Третий уйгурский каганат, который пал в борьбе с древними хакасами в 840 г. Третий уйгурский каганат был феодальным государством с пережитками родоплеменных отношений. Однако, несмотря на эти пережитки, объединение уйгуров, образование каганата, провозглашение кагана с наследственной властью следует рассматривать как новый этап в этническом и политическом развитии уйгуров. Важным выражением определенного этапа в развитии сознания о необходимости этнического и политического единства было принятие самоназвания уйгуры. Новое объединение, в результате которого возник каганат и было принято общее для всех название уйгуры, оказалось более прочным этническим образованием, и его следует расценивать как смену родоплеменного союза народностью, а в области общественного развития смену родовых отношений феодальными 2 .

В Третьем уйгурском каганате были развиты земледелие, скотоводство, различные промыслы и ремесла. «Памятники говорят о самобытности уйгурской цивилизации. Хотя материальные культура уйгуров имеет глубокие центрально-азиатские корни, но именно уйгуры начали серьезно насаждать в центрально-азиатских степях оседлую цивилизацию со строительством обширных многоквартальных городов и крепостей». 3

Уйгуры уже в начале 5 в. обладали высокой культурой, своей письменностью, уйгурское письмо развивалось из согдийского. 4 Вместе с согдийской письменностью уйгуры заимствовали с Запада и манихейство. Приняв в 762 г. манихейство, уйгурское общество ближе познакомилось с живописью и другими элементами согдийской культуры.

После падения Третьего уйгурского каганата в 840 г., на территории Восточного Туркестана уйгуры создали государство с центром в Турфане. Уйгурское государство в Восточном Притяньшанье (9-14 вв.) достигло высокой ступени развития во всех областях. Общая площадь государства равнялась примерно 500 000 кв. км. Границы проходили западнее Кучара и далеко восточнее Хами, севернее Урумчи и на юге у Хотана. В 902-1036 гг. было образовано Уйгурское Ганьчжоуское государство, а в 11-12 вв. существовало уйгурское Кучарское княжество.

До принятия ислама уйгуры исповедовали буддизм, манихеизм и маздокизм.

Культура буддийской Кашгарии постепенно обогащалась влиянием Средней Азии, Ирана, Византии, заимствованием из сирийской, согдийской и других культур азиатского средневековья.

Весьма ярко изложил свои впечатления от раскопок турфанского городища 7-8 вв. В 1909 г. немецкий исследователь Восточного Туркестана А. Фон Лекок. В архитектуре Кашгарии того времени археолог отмечает преобладание западно-азиатских и отчасти индийских черт. Германская экспедиция обнаружила немало письменных памятников периода 7-8 вв. По численности среди них преобладали тохарские, персидские, согдийские, сирийско-несторианские и индийские тексты. Лишь на шестом листе оказались ординарные китайские тибетские документы.

Следует учесть своеобразный ход истории турфанского оазиса после 3 в. В этот восточно-кашгарский город проникало, если к тому создавались благоприятные условия, китайское либо тюркское культурно-политическое влияние. Городом правила смешанная династия уйгуро-китайского происхождения, там существовала китайская колония. Тем не менее до поры до времени тюркское культурное влияние там проявлялось слабо (очевидно, из-за молодости собственно тюрской культуры);тоже как доказали раскопки экспедиции Лекока, можно сказать о культурном влиянии империи Тан, которая (не без помощи восточных тюрок) создала в Турфане имперский округ Сичжоу. Вовсе незаметным оказалось влияние Китая и тюрок в прочих оазисах.

Тюркское влияние в культуре Кашгарии начало отчетливее проявляться с 9 в., когда западные тюрки (позже во главе с династией караханидов) подчинили себе города и оазисы запада Кашгарии, а уйгуры, переселившись с Орхона,в 840 г. утвердились у северных склонов Восточного Тяньшаня, основав столицу в Бешбалыке (возле современного г. Гучен). В новое уйгурское государство вошли Кумул, Турфан, Карашар; Турфан под названием Кочо стал второй столицей нового государства уйгуров. Запад Кашгарии с 10 в. подвергался постепенной исламизации; восточные уйгуры приняли от местного индоевропейского населения буддизм.

Уйгурская культура Восточного Туркестана (10-14 вв.) явилась продолжением двух традиций: местной буддийской индоевропейского населения городов-государств и уйгурской орхонского периода. Поскольку уйгуры сменили манихейство на буддизм, а письменность уйгуров и местных жителей была схожа, восприятие тохарско-саманидского и элементов более раннего гандхарского наследий не составляло особой трудности для пришельцев-уйгуров. Начиная с 10 в. уйгуры все прочнее врастали в комплекс буддийской культуры Кашгарии.

Эпоха уйгурского царства Кочо на востоке и Караханидского ханства на западе Кашгарии стала золотым веком буддийской культуры уйгуров и мусульманской родственных им тюрок Кашгара, Яркенда, Хотана, Кучара, Аксу.

Своеобразие исторического периода 10-14 вв. заключалось и в том, что как политически, так и культурно Кашгария укрепила и расширила свою постоянную связь со Средней Азией. Если раньше оазисные города-государства Кашгарии лишь были однотипные со среднеазиатскими обществами, то теперь часть Кашгарии и часть Средней Азии обхединились в границах Караханидского государства с центром сперва в г.Баласагуне (Семиречье), а затем в Кашгаре.

Традиция периодического объединения территорий Средней Азии и Восточного Туркестана в рамках единых государств и единых культур еще ярче проявилась в период полной исламизации Восточного Туркестана (15-16вв.) Так, например, творчество Алишера Навои, его современников, предшественников и исследователей стало в равной мере достоянием культур Средней Азии и Восточного Туркестана.

Уйгуры, создавшие государство в Турфане, в отличие от предшествующий кочевых коалиций, чье население не имело стимулов к оседанию в оазисах Восточного Туркестана уже на Орхоне были не чужды оседлости, земледелия и городской жизни. Подчинив себе восточные оазисы Кашгарии, уйгуры постепенно начали сливаться с местным индоевропейским населением. В результате своеобразие буддийской культуры Восточного Туркестана сохранилось, однако культура эта «заговорила» на новом, уйгурском языке, тюркизировалась. На стадии этого преображения ее застал китайский посол Вань Яньде, посланный в 10 в. для восстановления связей с некогда переселившимися на запад и потерянными Китаем из виду уйгурами. Китайский посол с трудом узнал их, а уйгуры Кочо не проявили в отличие от ганьчжоуских собратьев интереса а восстановлению регулярных связей с Китаем. К тому же в 11 в. их совершенно отделило от сунского Китая Тангутское государство, поглотившее ганьчжоуских уйгуров.

В 12 в. Царство Кочо и Караханидское ханство попали в вассальную зависимость от переселившейся с востока части киданей (получивших название каракитаев). Каракитаи подверглись большому тюркскому влиянию и не стали ломать порядки, сложившиеся в государственных системах и культурах Кашгарских государств.

В первой трети 13 в. Царство Кочо было присоединено к державе Чингис-хана в качестве пятого улуса и приняло на себя тяжесть завоевательных походов и разорительных налогов.

Правда, уйгурская культура оказала немалое влияние на развитие монгольской культуры (письменность, литература, религиозная традиция были заимствованы целиком, либо частично у уйгуров, образованные уйгуры занимали важные должности при дворе монгольских ханов). Напротив, мусульманское Караханидское ханство было попросту уничтожено вместе с другими среднеазиатскими государствами.

В том же 13 в. большая часть Кашгарии (до Турфана) вошла в состав среднеазиатского улуса Чагатая. Турфанский и Комулский оазисы – оплоты буддизма – какое-то время существовали нейтрально, либо в качестве «яблока раздора» между чагатаидом Хайду и его монгольским соперником Угэдеем. Борьба между ними обострилась до такой степени, что почти одновременно с основанием монгольской династии Юань в Пекине царь Кочо был вынужден навсегда переселиться на территорию Ганьсу.

14 в. внес немало перемен в историю Восточного Туркестана. В 1348 г. ранее отколовшаяся часть улуса Чагатая провозгласила себя Могольским ханством. Основателем новой династии стал Туглук Тимир-хан. Новое государство полукочевого типа заняло территорию Джунгарии, Илийского края, Семиречья. Оно подчинило своему влиянию и значительную часть восточно-туркестанских земель, прежде всего бывшую территорию Караханидского ханства, мусульманскую часть Кашгарии. В начале 15 в. моголы были вытеснены западно-монгольскими племенами ойратов (джунгар) с земель современной Джунгарии, потуряли свою столицу Бешбалык (некогда, в 9 в., первую столицу нового государства уйгуров). В 1420 г. моголы окончательно присоединили Турфан, и тот быстро исламизировался. Борьба за овладением Комулом продлилась еще почти на столетие.

Могольская держава не раз меняла свои размеры и границы, уровень ее консолидации также часто менялся. Так, на протяжении 15 в. она временами простиралась от Комула до Ташкента, хотя, с другой стороны, могольский знатный род Чурасов фактически независимо правил Кашгаром. Моголы много воевали с Тимиром (Томерланом), однажды опустошившим юго-запад Восточного Туркестана, ойратами, узбеками-шейбанидами, казахами и кыргызами, которые позднее отняли у них современную территорию Джунгарии, но обретя Комул, моголы основали государство Мамлакат и Могулия, объединившее впервые всю территорию Кашгарии. Яркенд стал основной, Кашгар – второй по значению (резиденцией наследника престола) столицей нового Могольского ханства, а Турфан – центром важного пограничного удела.

В едином восточно-туркестанском могольском государстве легко прослеживается наследие политического разделения страны на государства Караханидское ханство (ядро) и царство Кочо (автономный, почти самостоятельный восточный удел нового Могольского ханства).

Могольское ханство 16-17 вв. в Восточном Туркестане по устройству своему было аналогично современным ему среднеазиатским государствам феодального типа с их удельной системой. Роль ханов, сословий города и деревни, светской власти и верхушки мусульманских богословов была обычно той же, что и в Средней Азии. На всем государственном устройстве Моголии лежал отпечаток двойственности: ханская власть претендовала на абсолютные права, однако во всех сферах была вынуждена сосуществовать с уделами: войско хана дополнялось ополчениями и дружинами уделов, ту же двойственность отражали администрация, финансы и т.д. Но, в отличие от Средней Азии, исключительное место в Восточном Туркестане в 17 в. заняли главы мусульманских религиозных орденов – Ходжи.

Ходжи появились в Восточном Туркестане в 16 в. как лидеры двух сект суфийского ордена Накшбандие – так называемых белогорцев и черногорцев. Заняв исключительно влиятельные позиции в социальной и политической жизни страны, поскольку их последователями были даже ханы и царевичи ходжи вскоре обрели неформально и огромную светскую власть. Фактически ни одно политическое решение в Могольском ханстве 17 в. не могло быть принято без одобрения ходжей. Две секты ходжей постоянно враждовали, вражда же усугублялась проистекавшими из удельной системы политическими распрями и усобицами. На протяжении 17 в. власть могольских ханов все более слабела. Требовалось лишь время, чтобы ходжи пожелали сделать свое безраздельное политическое влияние официальной светской властью. В начале 80-х гг. 17 в. белогорский Аппак-ходжа, способный политик, отстранил от власти хана Исмаила и фактически возглавил государство. Как показала действительность, возвышение ходжей и обострение усобиц в западной части Могольского государства не способствовали сплочению с нею восточного, турфанского удела. Там светские правители из династии Моголов не допустилиходжей к власти, но достигли этого ценой дальнейшего обособления удела. Постепенно слабеющее в 17 в. Могольское ханство сперва не сумело поставить под контроль своеволие биев киргизов, поселившихся в горах и предгорьях Восточного Туркестана в 16 в. Наравне с ходжами бии оказывали все возраставшее давление на моголов. К концу 17 в. не без помощи ходжей и биев, к политическим рычагам Восточного Туркестана доступ получили джунгаро-ойратские ханы, чье государство со второй трети 17 в. находилось на подъеме. К концу 17 в. Могольское ханство фактически стало вассалом Джунгарского ханства. Полному поглощению его джунгарами мешало только то, чтосоперничавшие группировки Восточного Туркестана опирались на соперничавшие группировки ойратов. Более полувека (до средины 18 в.) два государства просуществовали в состоянии неравноправного симбиоза. Турфан установил особые отношения с одним из лагерей ойратов, независимо от могольских ханов и ходжей. До середины 18 в. в Восточном Туркестане периодически сменялись правители-ходжи отдельных оазисов, которых то увозили заложниками в Джунгарию, то возвращали назад.

В середине 18 в. цинский Китай воспользовался усобицами в Джунгарии и уничтожил Джунгарское ханство. В разгроме ойратов важную роль сыграл страх ханских феодалов перед объединением Монголии ойратами (отсюда участие ханских войск в походе и расправе над ойратами) и страх черногорских ходжей ряда городов перед белогорскими ходжами Кашгара,цинский Китай сумел в 1759 г. довольно быстро завоевать Восточный Туркестан, а годом позже создать из опустошенной Джунгарии и порабощенной Кашгарии имперское наместничество Синьцзян. Завоевание Восточного Туркестана маньчжурской династией Цин, правившей в Китае, удалось потому, что политика и военная стратегия цинов сочетала выявление слабостей противника, использование их, разложение противника и его уничтожение по частям. Ослабленные усобицами государства Восточного Туркестана, не сумев противостоять этим мерам, подпали под деспотичесий гнет маньчжурских феодалов.

Упадок экономики, национальный и социальный гнет повлекли за собой народные восстания 1816, 1816, 1827-28, 1830, 1847, 1855, 1857 гг. Восстания серьезно ослабили позиции цинского Китая в Центральной Азии. Но самым крупным восстанием было национально-освободительное движение уйгуров и дунган 1864 г. В результате этого движения на территории Восточного Туркестана возникло два уйгурских государства – Йеттишар и Илийский султанат.

Царское правительство (России), опасаясь распространения национально-освободительных идей на территории Семиречья, в 1871 г. ввело свои войска в пределы Илийского края или Кульджинского края. Временная оккупация длилась 10 лет. В течение этого времени цины разгромили государство Йеттишар и Дунганское ханство и встал вопрос о передаче Илийского края Китаю. Согласно Петербургского договора от 12 февраля 1881 г. Илийский край передавался Китаю. По статье третьего договора желающие жители края могли переселиться в российские пределы. Слух о передаче Илийского края цинам распространился еще за долго до подписания Петербургского договора. Отрицательно относясь к такому исходу, уйгуры еще в 1875 г. писали русским властям: «Если мы покоримся китайцам, то они нас не оставят в живых, всех умертвят, а поэтому мы желаем покориться великой России».

Опасения населения Илийского края основывались на том, что они боялись расправы за участие в антицинском восстании.

Используя статью 3 Договора многие уйгуры Илийского края изъявили желание бросить свои насиженные места и переселиться в пределы России. С другой стороны, царское правительство проявило заинтересованность в переселенцах, которые могли поднять экономику неосвоенных частей Семиреченского края. Представители русской администрации обратили внимание на наличие у уйгуров высокой культуры земледелия.

«... в оседлых эмигрантах мы находим для Семиреченского края колонистов, никем не заменимых по совершентсву земледелия и садоводства, которыми обратили они в богатую страну местность в верховьях Или... Усовершенствованное многолетним опытом земледелие и садоводство китайских эмигрантов (уйгуров) из городов западного Китая могли бы быть перенесены на нашу почву и обратили хотя бы некоторые заные кочевнками долины края в житницы и поля, покрытые клевером, табаком, хлопком, фруктовыми деревьями, какие представляли до восстания (имеется в виду антицинские движения) города между Кульджой и нашей границей». 6

Следует отметить, что земледелие в этом крае не было чем-то новым, дело в том, что в этом регионе как и в других частях Илийской долины, по сообщению Ч.Валиханова в 6 в. жили предки уйгуров гаогюй и после племена дулу, и далее он отмечал: «В период Чингис-хана, конечно, через долину Или шел Чингис-хан на Туркестан. Около этого года мы находим в Абульгази эти страны под именем Алатава в числе владение уйгурских ханов». Исторически судьба сложилась так, что земледельческие поселения в период раздробленности империи Чингис-хана исчезли, но они возрождаются в более поздний период. Начиная с середины 17 в. появляются новые поселения земледельцев, основанных уйгурами Восточного Туркестана в период Джунгарского ханства (1635-1758 гг). Джунгарские ханы, после опустошительных междоусобных битв, решили переселить уйгуров из южных районов Восточного Туркестана. Переселяя уйгуров, джунгарские ханы преследовали цель получения продуктов сельскохозяйственного производства. При джунгарском хане Галдан-Церене земледелие и различные промыслы достигли сравнительно высокого уровня. Об этом можно судить по свидетельствам русских послов и купцов, ездивших в джунгарские владения. Переводчик М.Этигиров, посланный из Сибири в 1729 г. к джунгарскому хану, отмечал в своем дневнике, что в районе Талкинского перевала «имеетца пахоты контайшина владения бухарцев (уйгуров) и калмыков», что он ехал «по правую сторону реки Цаган-Усуна мимо пашен бухарских (уйгурских), видел пашни в долинах рек Или и Эмель, а также в городах Тарбагатайских» 7 . Русский посол Л.Угримов, находившийся во владенияхГалдана-Церена в 1731 и 1732 гг. отмечал, что пахотные угодья в долине р.Или, у подножья Талкынского перевала орошали с помощью арыков, в долине р.Дурбульджин землю обрабатывали уйгуры, построившие дома и селившиеся целыми поселками. Возле ханской ставки располагался ханский сад. «Был я в оном саду..., - писал Угримов Л., - встретил нас один бухаретин (уйгур)..., который над теми садами имеет по указу своего владельца смотрения... В которых садах, видно было довольно свяких дерев, и величиною оной сад, например, кругом будет версты три, который огражден стеною из незженного кирпича вышиною выше сажени» 8 . По свидетельству того же Угримова Л. таких садов в Джунгарии было много, они создавались и ухаживались уйгурскими садоводами, но они принадлежали джунгарскому хану и феодальной знати 9 . Выше изложенные свидетельства говорят о существовании уйгурских поселений в Илийской долине до переселения части уйгуров в 1881-83 гг. Об этом же можно судить по маршрутной карте Ч.Валиханова, составленной им во время путешествия в г.Кульджу в 1856 г. На карте им отмечены такие уйгурские поселения, как Жаркент, Ак Кент 10 .

Массовое освоение земледельцами Семиреченского края относиться к середине 19 в., и оно было связано с русскими и уйгуро-дунганскими поселенцами.

Переселение уйгуров происходило в течение 1881-1884 гг., количество переселенцев составило 50 тыс. человек. Переселившись в Семиречье, уйгуры основали г.Жаркент и около 90 кишлаков, и 4 слободы в г.Верном (современный г.Алматы).

Переселение части уйгурского населения в Семиречье не было явлением только лишь затронувшим состав и этническую карту данного региона, оно повлекло за собой многообразные последствия экономического, социально-политического и культурного характера. Оно затронуло не только собственно уйгуров, но и в значительной степени так или иначе, прямо или опосредствованно затронуло и другие народы, населявшие Семиречье и во многом обусловило характер развития этнокультурных связей в крае, а так же экономическое развитие различных этносов. В результате этой миграции происходили процессы взаимодействия различных этносов как носителей различных типов хозяйственно-культурной деятельности, различной традиционно-бытовой культуры.

Говоря о процессах адаптации уйгуров в новых для них экономических и социально-политических условиях, необходимо иметь в виду, что в момент переселения уйгуров в Семиречье они представляли собой глубоко сформировавшийся этносоциальный организм с выработанным веками сложным этническим стереотипом, характеризующимся комбинацией весьма своеобразных черт и этнических признаков. Вследствие этого первая адаптивная реакция мигрантов заключалась во взаимном приспособлении старых традиционных адаптивных механизмов к новым природным, экономическим и социальным условиям.

Уйгуры, как и другие народы, прошли трудный путь своего развития: здесь и потеря лучших своих дочерей и сыновей, и деформация национальный культуры и многое другое.

    Кайдаров А.Т. Развитие современного уйгурского литературного языка. 1. Алма-Ата, 1969, с.16.

    Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства 10-14 вв. М-Л., 1966. с.29.

    Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. Изд-во Московского университета, 1969, с.86.

    Иоганнес Фридрих. История письма. М., 1989, с.167.

    ЦГА Узбекистана, Ф.1, оп29, д.16, Л.5.

    Валиханов Ч.Ч. Собр.соч. в 5-ти томах, Т.1, Алма-Ата, 1961, с.324.

    Златкин И.Я. История джунгарского ханства 1635-1758 гг. Изд. 2-е, М., 1983, с.237.

    Златкин И.Я. Указ.раб. с.237.

    Там же.

    Валиханов Ч.Ч. Собр.соч. в 5-ти томах, Т.2, Алма-Ата, 1962, с.31.

Уйгуры верят, что, согласно преданиям, на месте пустыни Такламакан («пустыня смерти», «родина Тохаров», «войдешь и не вернешься»), расположенной в центре Уйгурского региона, в античные времена была своя цивилизация, и что предки уйгуров родом именно из тех мест.

Исторически Восточный Туркестан формирует со Средней Азией один этнокультурный регион. Тюркоязычные народы близки по культуре и истории к народам центральноазиатских республик. Особенно тесно традиции, обычаи, национальная одежда, традиционная музыка и музыкальные инструменты, кулинарные изыски и многое другое связывают уйгуров с узбеками. У уйгуров в ходу даже мнение, что узбеки, уйгуры, турки и татары — «одного поля ягоды», а киргизы и казахи — «соседнего». Однако размышлениями на тему «что есть узбекское, а что уйгурское» заниматься не буду, поделюсь только фактами из многострадальной жизни уйгуров и событиями, происходящими в современном уйгурском обществе. Все нижеописанное основано на собственных наблюдениях и изучении реальных событий.

НОВЫЕ РУБЕЖИ

В античные времена хорошо развитая Уйгурская цивилизация оказывала огромное влияние не только на Среднюю Азию, но и на Китай. Однако в ХVIII веке уйгуры под натиском маньчжурских китайцев потеряли независимость. Оккупированные территории стали называться Синьцзян, что с китайского означает «Новые рубежи». С тех самых пор, как утверждают уйгуры, против завоевателей то и дело вспыхивали повстанческие мятежи.

В 1949 году началось переселение китайцев в Восточный Туркестан, в результате чего отношения между коренным населением и китайскими переселенцами ухудшились. Сегодня напряженные отношения между уйгурами и китайцами выражаются не только в форме повстанческих мятежей уйгурских сепаратистов в Синьцзяне, но и в столкновениях и неприятии друг друга в повседневной жизни. Китайцы, к примеру, с неохотой питаются в уйгурских ресторанах, редко ездят по исконно уйгурским городам, таким, как Кашгар, Турпан, Или, Хотан. Уйгуры, в свою очередь, не ездят в другие провинции из-за того, что им будет сложно найти ресторан или кафе, где пища приготовлена строго по мусульманским законам, они избегают китайских заведений общепита, где еда в основном готовится из свинины. Уйгуры называют китайцев «кофир» (неверный), избегают пользоваться услугами китайцев-таксистов, предпочитая платить деньги «своим», не уступают представителям этого народа дорогу. «Рукопашные бои», особенно между китайской и уйгурской молодежью, можно наблюдать даже в таком экономически и культурно развитом городе, как Урумчи. О свадьбах между представителями этих двух наций можно и не упоминать – это табу: для китайца считается категорически неприемлемым заводить уйгурскую невесту или жениха. И наоборот. Хотя прецеденты создания браков между уйгурами и иностранцами есть.

САМАЯ БОЛЬШАЯ КИТАЙСКАЯ ПРОВИНЦИЯ

Уйгурский автономный округ или Восточный Туркестан, расположенный по соседству с республиками Средней Азии, Монголией и Россией, является самой большой провинцией Китая. Согласно официальной статистике, в регионе проживает чуть больше 16 миллионов населения, добрую половину которого составляют китайцы (ханцзы), другую часть — мусульманское население, а именно — 42 процента уйгуров, в остальные 8 процентов входят этнические казахи, дунгане, киргизы, узбеки, таджики, русские и представители других народов. Уйгуры считают, что на самом деле их намного больше, но китайское правительство скрывает реальные данные. По сути, китайский контроль за рождаемостью (одна семья – один ребенок) не затрагивает этнические группы, однако рождаемость среди коренного населения резко уменьшилась и приводит к полной ассимиляции уйгуров, что соответствует демографической политике китайских властей. Данная ситуация рассматривается международными организациями как геноцид народа, долгие века проживающего на этой территории.

Притом, что регион богат природными ресурсами, флора и фауна изобилует разнообразием, уйгуры живут в нищете. Большая часть ресурсов переправляется в восточные регионы Китая для военного оснащения страны, а не на борьбу с бедностью и безработицей. Многие ключевые позиции во власти, государственные посты занимают китайцы. Работающие в государственных структурах мусульмане были неофициально предупреждены об увольнении в случае посещения мечети. Количество уйгурских студентов, обучающихся за пределами Синьцзяна (например, в пекинских или тьянжинских университетах), чрезвычайно мало, из-за чего уйгуры чувствуют себя изгоями. В разговоре с одной уйгурской студенткой из Тьянжинского университета выяснилось, что национальные меньшинства в университете регулярно притесняются, несмотря на то, что их представители – в числе лучших студентов. В итоге эта девушка была вынуждена бросить учебу и вернуться в родной Синьцзян.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ КИТАЙСКИЙ

Многие уйгуры из политических соображений отдают детей в китайские школы, где их обучают только китайской грамоте. Таким образом, новое поколение уйгуров не в состоянии прочесть арабскую вязь, и намного грамотнее общаются на китайском языке, нежели на родном уйгурском. Кроме того, свою роль сыграло и изменение в семидесятых годах прошлого века письменности. В то время уйгуры использовали латиницу (до сих пор старые журналы и книги, написанные на латинице, можно найти в подземных переходах в Урумчи), затем перешли на арабскую письменность. Одни специалисты склоняются к тому, что это было сделано для предупреждения воссоединения тюркских народов Советского Туркестана с жителями Восточного. Другие утверждают, что в то время был созван совет уйгурских ученых, на котором было решено принять арабскую письменность, применявшаяся уйгурами с момента принятия ислама в десятом веке.

Не в последнюю очередь и поэтому степень образованности уйгурского населения оставляет желать лучшего. Так, по моим наблюдениям, многие люди среднего возраста кроме бытовой жизни, торговли и выживания в суровых условиях нищеты, не имеют представления о многих вещах, происходящих как в самой стране, так и за ее пределами. Нелюбовь к китайцам, китайскому языку и ко всему китайскому вполне объяснима, но это не может оправдать безграмотность и неосведомленность элементарными знаниями в области географии, биологии, физики и так далее. И это притом, что несколько веков назад уйгурская империя считалась самой развитой и мощной в азиатском регионе.

БУНТЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ОТТЕНКОМ

В 90-х годах прошлого столетия в Синьцзяне активно действовали сепаратистские группы, имели место редкие случаи терроризма, вспыхивали спонтанные мятежи. Памятными для населения уйгурского автономного региона оказались даты, когда в 1990 году взорвался автобус в Кашгаре, а в 1992-м — в Урумчи. Когда власти запретили мусульманам посещать мечети, в пригороде Кашгара прошли бунты и акции протеста. Религиозный оттенок приняло и восстание 1995 года в Хотане, когда власти решили сменить имама.

Но самыми серьезными стали волнения в приграничном с Казахстаном городке Инин, произошедшие в 1997 году. Демонстрации мусульман, требовавших от властей возврата своих религиозных прав, закончились открытым восстанием, которое было жестоко подавлено китайской армией. Немногие сегодня осмеливаются вспоминать о тех временах. Между тем, недавнее сообщение о разгроме в Синьцзяне центра подготовки террористов уйгурского «Восточного Туркестана», квалифицированного в 2002 году ООН как террористическая организация, общественностью воспринимается не чем иным, как ширмой для очередного истребления местного населения.

Китайцы ошибочно относят уйгурский сепаратизм к исламской религии. Прикрываясь борьбой с терроризмом и радикальными исламистскими группами власти угнетают весь народ. А у уйгуров практически нет никакой возможности пропагандировать свои идеи. Так, к примеру, из-за ограниченных источников информации мало кто знал о номинировании в конце 2006 года успешной бизнес-леди, политика и борца за права и свободу уйгурской нации Рабии Кадыр на нобелевскую премию мира. И даже те, кто знал, помалкивали об этом.

Китайские власти, напротив, достаточно хорошо проводят «идеологию в массы», строя в Уйгурском автономном округе менее религиозное общество. Преследуется свобода вероисповедания, проводятся всяческие мероприятия для ограничения «религиозности», среди мусульманского населения культивируется понятие «светского общества». Дабы ограничить посещение школьниками пятничной молитвы, во время каникул мальчикам строго наказано приходить в школу. Во время праздников работающим уйгурам в виде подарков выдается алкоголь — китайская водка со специфическим запахом — «baijiu», что с китайского языка переводится как «белый ликер» или «белый дух».

На первый взгляд, права мусульман Синьцзяна властями не ущемляются. Повсеместно, даже в маленьких городах, можно видеть открытые двери мечетей, людей, приходящих на вечернюю молитву. Но говорят, что все мечети находятся под строгим контролем, а имамы назначаются только властями. Одна уйгурская семья посоветовала нам не делать благотворительные взносы — «закят» — самой мечети, так как деньги разворовываются служителями «дома божьего», а напрямую передать их бедным семьям.

В Урумчи есть и православная церковь, основанная русскими переселенцами, перебравшимся в Восточный Туркестан в тридцатые годы прошлого столетия. Посещающие эту церковь китайцы не преследуются, если только они не состоят в коммунистической партии Китая. Однако миссионеры, прибывшие из Америки, не могут открыто вести свои проповеди и обращать «неверующих» в христианство. Ибо власти уверены, что под предлогом изучения китайской и уйгурской культур и языков американские проповедники подпольно выполняют свою миссию, что противоречит законам коммунистической партии.

МЕЖДУ ТЕМ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ РАСТЕТ

Несмотря на все факты угнетения уйгуров, ущемления их религиозных прав, вмешательства во внутренние дела Уйгурского региона, который приобрел статус «автономного» в 1955 году, газеты, журналы, телерадиопередачи выходят здесь на уйгурском языке, а при университетах, школах и частях китайской армии, дислоцированных в уйгурском автономном округе, открыты специальные столовые, кафе и рестораны для мусульман.

Кроме того, китайские власти прилагают все больше усилий для повышения уровня жизни в Уйгурском регионе, развития промышленности, экспорта, привлечения иностранных капиталов, для чего в 1994 году Урумчи был назван специальной экономической зоной. В глубинках все больше стали ездить на автомобилях, нежели на античных средствах передвижения. Бизнес и торговля, особенно со странами Средней Азии и России, развиваются. Многим городам выделяются государственные субсидии. Таким образом, нельзя игнорировать факт, что уровень жизнь населения в Синьцзяне за последнее десятилетие значительно улучшился.

Тем не менее, прилагаемые китайскими властями усилия для умиротворения и улучшения положения в этом регионе приветствуются далеко не всеми правоверными мусульманами, для которых жизнь по законам предков и пятничная молитва важнее накопления богатства, которое они не могут забрать с собой на Тот свет.

И У СТЕН ЕСТЬ УШИ

В целом, добыть какую-либо информацию довольно сложно, так как китайские власти предприняли все необходимые меры для пресечения утечки. Люди говорят, что в Китае даже у стен есть уши, и иностранцы, прибывшие в поисках каких-либо сведений об уйгурах и их положении, строго предупреждаются: «Мол, помалкивайте в ваших же интересах и ради нашей безопасности». В приватных разговорах люди могут критиковать коммунистов, систему, но открыто поддерживать или бороться за независимость уйгурского народа практически невозможно даже в кругу одной семьи — под угрозой ареста. Как нам рассказали, среди уйгуров также имеются свои «почтальоны», ради маломальского поощрения и «государственной безопасности» доносящие в нужные инстанции разговоры соседей и друзей. Все Интернет-сайты из разряда, к которому относятся BBC, Wikipedia, Human Rights Watch, а также все сайты, посвященные уйгурам, местными провайдерами блокируются.

По данным последней переписи населения, состоявшейся в 2010 году, в России проживают около 4 тысяч уйгуров. В основном, их предки попали в нашу страну в конце XIX – первой половине XX века при весьма драматичных обстоятельствах.

Они были вынуждены бежать с родной земли в соседние государства. Этот народ оказался разменной монетой в большой геополитической игре, которую ведут на Евразийском континенте две супердержавы: Россия и Китай. Все попытки уйгуров самостоятельно строить свое будущее разбились об интересы более влиятельных государств.

Кто они такие?

Уйгуры – тюркоязычный народ, основная часть которого проживает в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Эту территорию, расположенную на западе КНР, также называют Восточным Туркестаном (Западным Туркестаном раньше именовали Среднюю Азию).

Согласно официальным данным, в Китае насчитывается около 11 миллионов уйгуров. Еще примерно 400 тысяч представителей этого народа населяют другие государства. Из них порядка 238 тысяч человек живут в Казахстане, еще 50 тысяч – в Киргизии. Есть они в Узбекистане, Туркмении, Турции, Саудовской Аравии и России.

Уйгуры являются национальными меньшинствами во всех вышеперечисленных странах. А ведь так было не всегда. Этот древний народ за свою долгую историю создал десять государств, одно из которых – Уйгурский каганат (VIII-IX века) – занимало огромную территорию, простиравшуюся от степей современного Казахстана до Кореи.

В различных исторических памятниках этноним «уйгур» встречается с начала нашей эры. Этот народ образовался в результате смешения и ассимиляции различных тюркских и монгольских племен, осевших в оазисах пустыни Такла-Макан.

Древняя история не могла не отразиться на культуре. Уже в VI веке уйгуры имели собственную письменность, которую заимствовали многие соседние тюркские племена, а также монголы и маньчжуры. Именно уйгурский алфавит использовали в Золотой Орде при составлении различных документов, так поступали и в государстве Тимуридов.

Первоначально религией уйгуров был шаманизм, затем среди них распространилось манихейство – синкретическое учение, которое сочетает в себе традиции раннего христианства и зороастризма. Некоторые представители этого народа переняли буддизм от соседей, но в X веке среди уйгуров началось распространение ислама, который быстро вытеснил все остальные религии.

Искусство и традиции уйгуров

Живя в оазисах пустыни Такла-Макан, через которые проходил Великий шелковый путь из Китая в Европу, уйгуры занимались торговлей, земледелием и животноводством. Несмотря на то, что представители этого народа создали монументальные памятники архитектуры, талантливые литературные произведения, внесли свой вклад в музыкальную культуру Азии, особый интерес вызывает традиционная миниатюрная живопись уйгуров.

Эту уникальную технику изобразительного искусства переняли многие соседние этносы. Даже Тебризская школа миниатюры, расположенная в Иране, возникла на основе традиционной уйгурской живописи.

Непростые условия жизни в пустыне заставили людей создавать своеобразные общины, которые называются «оттуз огул», что переводится как «тридцать джигитов». Их не обязательно 30. Просто изначально примерно столько семей проживало в каждом оазисе. Члены такой общины должны заботиться друг о друге, помогать и поддерживать в любых ситуациях.

Длинными осенними и зимними вечерами участники «оттуз огул» традиционно собирались вместе на вечерах отдыха, которые назывались «мяшряп». Люди веселились, пели, танцевали. Такое совместное времяпрепровождение сплачивало членов общины.

После трагических событий 1997 года в Кульдже китайские власти официально запретили проведение мяшряпов, поскольку заподозрили участников этих собраний в сепаратизме.

Заложники «большой игры»

Практически вся история уйгуров – это противостояние грозным соседям, наиболее воинственными из которых были китайцы, маньчжуры и монголы. Еще две тысячи лет назад представители империи Хань захватили территорию Восточного Туркестана, чтобы обеспечить безопасность своих караванов, направлявшихся по Великому шелковому пути.

Китайские гарнизоны в оазисах Такла-Макана появились в I веке нашей эры. И в настоящее время уйгуры стремятся обрести государственную независимость, их не устраивает статус автономии в составе КНР.

Однако большинство государств, не желая ссориться с Китаем, предпочитают не упоминать об этой проблеме. Не исключено, что уйгурский вопрос специально поднимают западные СМИ, чтобы рассорить Россию с влиятельным восточным соседом. Это крайне навредит геополитическим интересам нашей страны в Азии, особенно если учесть то значение, которое придается Шанхайской организации сотрудничества, созданной в 2001 году.

В процессе борьбы уйгуры то обретали независимость, то снова ее теряли. В 1760 году территорию Восточного Туркестана захватили войска империи Цин. Они создали здесь провинцию Синьцзян, которую постоянно тревожили народные бунты и волнения. Официальный Пекин не только направил на земли мятежных уйгуров внушительные войска, но и активно поощрял переселение в Синьцзян китайцев, а также солонов и представителей народности сибо – родственных маньчжурам племен.

Тактика китайского правительства проста: власти КНР стремятся ассимилировать уйгуров, со временем превратив их в часть большого этноса Поднебесной, объединившего множество народов. Понимая это, коренные жители Восточного Туркестана отчаянно держатся за свою религию и традиции – все, что отличает их от китайцев. Поэтому браки с иноверцами среди уйгуров часто порицаются и в XXI веке.

Бежали в Среднюю Азию и Россию

Очередное антикитайское восстание вспыхнуло в Синьцзяне в 1864 году. Следующие 10 лет на территории провинции, народ которой объявил о национальном суверенитете, существовало исламское государство Йеттишар. Поддержку уйгурам в их стремлении к независимости оказали Британия и Турция – активные участники большой геополитической игры, развернувшейся на просторах Евразии в XVIII-XIX веках.

Однако Россия, боровшаяся с Британией за влияние в Азии всеми возможными способами, решила, что хорошие отношения с Китаем важнее национального самоопределения уйгурских племен. Русские даже снабдили зерном наступавшие войска генерала Цзо Цзунтана, тем самым помогли китайцам совершить непростой переход через пустынные земли.

Армия Поднебесной жестоко покарала уйгурских бунтовщиков, вырезая их целыми семьями. Некоторые повстанцы смогли бежать в соседние государства Средней Азии и Россию, спасаясь от китайцев. Так, в конце XIX века первые уйгуры оказались в нашей стране.

Но этот народ не оставил попытки бороться за независимость. В 1932 году в Синьцзяне снова вспыхнуло восстание, в результате которого была создана Восточно-Туркестанская исламская республика. Власти СССР даже планировали официально признать это государство, но опять геополитические интересы взяли верх. А китайцы сумели вернуть контроль над мятежной провинцией.

Еще одной попыткой обрести независимость была Восточно-Туркестанская революционная республика, возникшая в 1944 году. Китайцы даже были вынуждены признать автономию уйгуров под давлением мировой общественности. После создания в Синьцзяне коммунистической партии Москва планировала поддержать единомышленников в их стремлении к национальному самоопределению. Но все изменилось в 1949 году, когда всем стала очевидна победа коммунистов в борьбе за власть в Поднебесной. Власти СССР в очередной раз решили, что союз с Китаем важнее.

В первой половине XX века многие уйгуры также вынуждены были бежать из родных мест, спасаясь от гонений. Часть из них оказалась в России.

Уйгуры (уйг. ئۇيغۇر, Uyghurlar; кит. 维吾尔, Wéiwú"ěr) - коренной народ Восточного Туркестана, ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР. По вероисповеданию - мусульмане-сунниты. Уйгурский язык относится к тюркской языковой группе алтайской языковой семьи. В Горном Алтае наибольшее количество уйгур живет в округе Алтай Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Самоназвание

Уйгуры - один из древних тюркоязычных народов. Во времена третьего уйгурского каганата было принято общее для всех название - уйгуры. Абулгази (1603-1663) в летописи «Родословное древо тюрков» выводит этноним «уйгур» от тюркского слова «объединять, сплачивать». По версии М. Кашгари, самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников противостоящих ему в Центральной Азии «худхуранд», «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур». В состав уйгуров входят следующие этнографические группы: турпанлык, кашкарлык, кумулук, хотанлык, аксулык, яркянтлык, долан, лоблык, чочяклык, учтурпанлык, гулджулук, атушлук, кучарлык, корлалык, мачин, полурлык, абдал.

Расселение и численность

Общая численность приблизительно 10 млн человек. Из них более чем 9 млн проживают в Восточном Туркестане/СУАР, а также в крупных городах восточной части Китая. Небольшой анклав уйгуров численностью около 7 тыс.человек, существует также в провинции Хунань, на юго-востоке КНР, где они проживают уже несколько столетий.

Уйгуры в Урумчи

Уйгурская община, за рубежом, общей численностью около 500 тыс., представлена во многих странах, но основная часть проживает в республиках Центральной Азии, численность центральноазиатской общины составляет приблизительно ~ 350 тыс. Из них в Республике Казахстан ~ 250 тыс., в Кыргызской Республике ~ 60 тыс., в Узбекистане ~ 50 тыс., в Туркменистане ~ 3 тыс.

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике численностью около 40 тыс, а также Королевстве Саудовская Аравия~ 30 тыс. Также уйгурские общины имеются в Пакистане, ОАЭ, Германии, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Канаде, США, Японии, Австралии. Уйгурские анклавы можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней, Пекин, Шанхай, Мекка, Алматы, Бишкек, Мюнхен. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля, во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши. Обычно все общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс.

История

Процесс складывания уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).

Мечеть в традиционном уйгурском стиле архитектуры

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. Уйгуры входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаогюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были подчинены тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увел племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом Яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата. Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko;745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство. В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии: …в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность". Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось.

Национальные уйгурские ножи

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу, где были созданы три независимых государства - с центрами в Ганьсу около современного города Чжанъе, в Турфанском оазисе и Кашгаре.

Караханидское государство в Кашгаре и Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочов Турфане просуществовали более 400 лет.

Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное, преимущественно ирано- итохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. В этот период среди уйгуров Турфана, Комула, религией которых был манихейство и шаманизм, распространились буддизм, затем и христианство (несторианство). В этот же исторический период, начиная с X века, среди уйгуров Кашгара, Яркенда, Хотана распространяется ислам, к XVI в. вытеснивший другие религии на всей территории Восточного Туркестана.

С принятием ислама арабской графикой было вытеснено староуйгурское письмо.

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Политико-административная разобщённость в период 15-16 вв. а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться, и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами», а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров противманьчжуро-цинских, а позднее гоминьдановских поработителей. В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности, в 1949 году, и с образованием в 1955 г. Синьцзянь-Уйгурского автономного района, властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров, прежде всего путем массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом, достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры, осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Казахские уйгуры протестуют

За основу статьи взяты материалы Википедии

И миграции древнеуйгурских племен из степей нынешней Монголии в Восточный Туркестан (IX в.) самоназвание «уйгур» продолжало употребляться группами населения Турфана, Кумула, Кучи вплоть до XVI-XVII вв., когда окончательно завершился процесс исламизации населения Восточного Туркестана . При этом этнический состав региона менялся не раз: тюркоязычные жёлтые уйгуры, потомки древних уйгур в Ганьсу , сохранившие буддистское вероисповедование, говорят на сарыг-югурском языке , который по анализу списков Сводеша не близок (ново)уйгурскому, а ближе к хакасским и горно-алтайским языкам - более того, караханидско-уйгурское койне , образовавшееся в результате смешения древнеуйгурского и языка тюрков, пришедших в XI веке с запада (из Маверранахра), ближе не к вышеперечисленным языкам, а к огузским .

С принятием ислама население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками» , идентифицируя себя по тюркскому происхождению и мусульманскому вероисповеданию, а также по имени своей этнографической группы (юрту ) - кашгарец , долан , мачин , таранчи . Общим же самоназванием долгое время являлось разговорное йәрлик «земляки» или «местные» - это слово, иногда встречающееся и в наши дни, использовалось в уйгурской среде для описания жителей-уйгуров любого из оазисов. Несмотря на отсутствие общего этнического самоназвания уйгуры были сформировавшейся средневековой народностью, осознававшей общность происхождения и интересов, имевшей общий язык, исторические традиции, культуру, мусульманскую веру; соседние народности также воспринимали разные юрты уйгуров как единую народность, среднеазиатские народы именовали их кашгарцами , монголы - хотонами , китайцы - чантоу . Страна продолжала называться Уйгурстаном или Уйгуристаном долгое время наряду с названиями Могулия и Кашгария . Это отмечают разные источники; Мухаммад Имин Садр Кашгари в своей работе Асар аль футух (1790) называл страну Уйгуристаном , куда входят шесть городов .

«На востоке эта страна называется Алты-шахар/шесть городов, Уйгурстаном или Кашгар, в Европе она известна под названием Малой Бухарии, Восточной Татарии, Восточного, или Китайского, Туркестана, иногда называется Кашгарией.»

Чокан Валиханов, 1859 г.

Утрата этнонима было связана с мусульманской традицией, для которой характерно отсутствие этнического самоназвания (так, названия юртов использовались в качестве этнонимов при переписях в Российской империи). Образованная часть тюркского населения Восточного Туркестана в лице знати и духовенства считало, что их народ происходит от уйгуров, что отмечали некоторые исследователи XIX в., хорошо контактировавшие с представителями местной знати (беками ) и духовенства (ахунами ). В частности, Валиханов писал, что местное тюркское население суть потомки древних уйгуров, долоны и нюгейты (две последние группы - потомки могулов) и разговаривают они на уйгурском языке . Английский посол Беллью при описании бека (знать) Артуша заметил, что он татарин чистого уйгурского племени . Бартольд также отметил по этому вопросу, что интеллигенция предпочитает называть себя уйгурами .

Эти слои населения (знать, духовенство, интеллигенция) и были инициаторами принятия старого этнонима, что и было сделано после революции в России. С национальным-территориальным размежеванием в Средней Азии в Ташкенте в 1921 году на съезде представителей тюркского населения Восточного Туркестана было принято решение восстановить этническое самоназвание «уйгур» .

Существует несколько версий этимологии этнонима «уйгур» :

  • По версии М. Кашгари , самоназвание «уйгур» восходит ко времени Александра Македонского. Он называл всадников, противостоящих ему в Центральной Азии, «худхуранд», [ ] «подобные соколу, от которых не может ускользнуть при охоте ни один зверь». «Худхуранд» со временем сократилось до «Худхур», а последнее слово превратилось в «уйгур».

Этнографические группы

Исторически современный уйгурский этнос формировался в сложных политико-географических условиях региона Восточного Туркестана из отдаленных территориально друг от друга групп населения зачастую различного этнического происхождения. В настоящее время в уйгурском этносе сохраняется деление на этнографические группы (субэтносы) - юрты (уйг . юртлар ):

  • турфанцы (уйг . турпанлиқләр)
  • кашгарцы (уйг . қәшқәрлиқләр)
  • комульцы (уйг . қумуллуқлар)
  • хотанцы (уйг . хотәнликләр)
  • аксуйцы (уйг . ақсулуқлар)
  • яркендцы (уйг . яркәндликләр)
  • доланы (уйг . доланлар)
  • лобнорцы (уйг . лопнурлуқлар)
  • чугучакцы (уйг . чөчәкликләр)
  • учтурфанцы (уйг . учтурпанлиқләр)
  • кульджинцы (уйг . ғулҗилиқлар)
  • атушцы (уйг . атушлуқлар)
  • кучарцы (уйг . кучарликлар)
  • корлинцы (уйг . корлалиқләр)
  • мачины (уйг . мачинләр)
  • полурцы (уйг . полурлуқлар)
  • абдалы (уйг . абдаллар)

Для каждой этнографической группы уйгуров характерны свои особенности культуры. Большая часть этих групп образовались как этно-территориальные группы вследствие существенного расстояния между исторически сложившимися древними оазисными поселениями, разделенными непригодными для жизни человека песками пустыни Такла-Макан. Некоторые из групп сформировались из предшествовавшего племенного деления или незавершенности ассимиляции групп иного этнического происхождения.

  • Галерея

Антропология уйгуров

Антропологически уйгуры являются населением, представляющим собой смесь монголоидных и европеоидных рас. В научном генетическом исследовании Сюй и Цзин китайские генетики обнаружили, что уйгуры являются на 60 % европеоидного и на 40 % монголоидного происхождения. По их оценкам, возможное событие смешения произошло около 126 поколений назад, или 2520 лет назад В другой научной работе Ли и Кид обнаружили только около 30 % европеоидной примеси .

Генетика уйгурского этноса

Уйгуры имеют смешанное происхождение, относятся к населению Евразии, с Восточно Евразийскими и Западно Евразийскими генетическими и антропометрическими признаками. Таким образом уйгуры являются одним из многих народов Центральной Евразии, который обладает одновременно генетикой, связанной с европеоидами , и с генетикой населения Восточной Азии . Но при детальных исследованиях, уйгуры выявляются не как моноэтнический народ, а состоящий из многих компонентов, в разных пропорциях .

Так, при исследовании генного материала у людей только из Хотан а - это небольшой город-округ с населением 322 000 человек - выяснилось, что уйгуры, там живущие, имеют 60 % европейских генов и 40 % восточноазиатских . В Южном Синьцзяне европейский компонент в геноме составил 52 %. При этом в северной части исследованной области, доля европейских генов падает до 47 % . Более крупное исследование, с большим количеством материала и с большим охватом местности, выявило, что в общей генетической картине присутствует 30 % европейского компонента .

Подобная смешанная генетика в современный период, послужила причиной того, что девушки уйгурской национальности стали очень популярны в индустрии моды в Китае, в силу экзотической внешности, но с сохранением заметной доли восточно-азиатских стандартов. В данным период уйгуры составляют высокую долю, относительно своей численности, в индустрии моды Китая. В театрах Китая актёры-уйгуры так же популярны, в силу того, что их внешность позволяет им играть роли иностранных персонажей, но при этом они могут безупречно говорить на Севернокитайском языке - на нём говорят 960 млн человек, он является основным языком Китая по численности и послужил основой для создания Путунхуа - государственного стандарта языка в Китае.

Расселение и численность

Крупнейший тюркский и второй после хуэй (дунгане ) мусульманский народ в Китае. Основная территория расселения северо-западная часть КНР (Восточный Туркестан или Синьцзян-Уйгурский автономный район ) и приграничные районы Казахстана и Киргизии.

За пределами Китая численность уйгуров приблизительно 0,5 млн, они представлены во многих странах, но большая часть проживает в сопредельных с Китаем бывших советских республиках Средней Азии , где их численность свыше 300 тысяч. Из них в Казахстане 238 тысяч [ ] , в Киргизии 50 тыс. , в Узбекистане 20 тыс. , в Туркмении ок.3 тыс. [ ]

Крупная уйгурская диаспора существует в Турецкой Республике . Также уйгурские общины имеются в Пакистане , ОАЭ , Германии , Бельгии , Нидерландах , Великобритании , Швеции , Канаде , США , России , Японии , Австралии , Таджикистане.

Уйгурские диаспоры можно обнаружить в таких городах мира, как Сидней , Пекин , Шанхай , Мекка , Алма-Ате , Бишкек , Мюнхен , Душанбе. Уйгурским общинам свойственна традиционная самоорганизация в виде малля , во главе которых стоят выборные старшины жигит-беши (йигит-беши ). Обычно общины входят в уйгурские общественные организации, объединяющей организацией которых, в свою очередь, является Всемирный уйгурский конгресс .

История

Процесс формирования уйгурского этноса был сложным и длительным. Их предки - кочевые племена Восточного Туркестана играли значительную роль в державе Хунну (III в. до н. э. - IV вв. н. э.).

В письменных источниках предки уйгуров упоминаются с III в. н. э. (в том числе в орхонских надписях VIII в.). В III-IV вв. У. входили в объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название гаоцзюй (букв. «высокие телеги»). В V в. в китайских источниках появляется новое название этого союза - теле (тегрег «тележники»). Значительная группа племен теле мигрировала на запад, в степи Казахстана и Юго-Восточной Европы. Оставшиеся в центральноазиатских степях были завоёваны тюрками и вошли в состав их государства. Основные земли теле были тогда в Джунгарии и Семиречье. Но в 605 г., после уничтожения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, предводитель уйгуров увёл племена в Хангайские горы, где они создали обособленную группу, названную китайскими историографами «девятью племенами» (токуз-огузами). Татары Тонгга и Кара Игах Бюрук имели опыт как советники и наставники других кочевых ханов, особенно Наймана и Кара Китея, до того, как они были поглощены Монгольской империей. Уйгурское государство основывалось на дипломатических отношениях с соседями и направленных высокопоставленных уйгурских советников к их дворам .

С 630 г., после падения первого Тюркского каганата, токуз-огузы выступают как значительная политическая сила, лидерство внутри которой утвердилось за десятью племенами уйгуров во главе с родом яглакар. В V-VIII вв. уйгуры входили в состав каганата жужаней и затем Тюркского каганата . Процесс этнической консолидации уйгуров завершился в VIII в. после распада Тюркского каганата и образования Уйгурского раннефеодального государства (Уйгурский каганат) на р. Орхон . Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода яглакар (кит. Yao-luo-ko; 745-795). Именно в этот момент официальной религией было признано манихейство . В 795 к власти пришло племя эдизов (795-840), которое также приняло название яглакар.

Гумилев считает этот эпизод приходом к власти манихейской теократии:

…в 795 г. на престол был возведён приёмный сын одного из вельмож Кутлуг, на условиях ограничения власти. «Вельможи, чиновники и прочие доложили: „Ты, небесный царь, сиди спустя рукава на драгоценном престоле, а помощника должен получить обладающего способностями управления мерой с море и гору: …законы и повеления должны быть даны: должно надеяться на небесную милость и благосклонность“. Иными словами, у хана были отняты исполнительская и судебная власть, а политика взята под контроль небесной милости», то есть манихеев. Союз племен превратился в теократию.

В 840 году власть в каганате на 7 лет вернулась к племени Яглакар. В 840-е годы вследствие сложных внутриполитических и экономических причин, а также внешнего нашествия древних кыргызов государство уйгуров распалось. С этого момента отряды кыргызов преследуют разбитых уйгуров, проникая вглубь Восточного Туркестана .

Часть уйгуров переселилась в Восточный Туркестан и западную часть Ганьсу , где были созданы два независимых государства - Кянсуйское (ганьчжоуское) княжество (на территории современной провинции Ганьсу) с центром около современного города Чжанъе и Уйгурское идыкутство в Турфанском оазисе.

Изначально часть уйгуров в количестве до 500 человек переселилось на территорию племени шивэй на землях до среднего течения Амура и на земли племени хи на территории современной Внутренней Монголии , однако в 847 году кыргызы совершили поход на Амур против уйгуров и племени шивей, а китайцы - против племени хи, после чего эта часть уйгуров тоже бежала в Восточный Туркестан .

К этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Последним крупным этническим компонентом, вошедшим в состав современного уйгурского этноса, стали могулы (тюркизированные монголы) Манглай-Субе , осевшие в Восточном Туркестане в XIV-XV вв., состоявшие из таких племен как барлас, дуглат, нюгейт, арлат, чурас и другие . Политико-административная разобщённость в период XV-XVI вв., а также ряд других причин привели к тому, что этноним «уйгур» стал мало употребляться и был вскоре вытеснен религиозным самосознанием. Уйгуры именовали себя прежде всего «мусульманами », а также по региону происхождения - кашкарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и др. или по роду занятия - таранчи (земледелец). В XVII-XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое в 1760 г. было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Национальное угнетение и жестокая эксплуатация вызывали многочисленные восстания уйгуров против империи Цин , а позднее Гоминьдана . В 1921 году на съезде представителей уйгуров в Ташкенте древнее самоназвание «уйгур» было восстановлено как общенациональное.

С уничтожением последней уйгурской государственности в 1949 году и с образованием в 1955 г. властями КНР проводится целенаправленная политика по ассимиляции уйгуров прежде всего путём массового переселения в СУАР этнических ханьцев и искусственным ограничением рождаемости коренного уйгурского населения. В целом достижения в области просвещения и здравоохранения, развития культуры осложнены демографической, этнической и религиозной политикой китайского правительства. Большой проблемой является нарастание в среде уйгуров исламского экстремизма и жестокость репрессий со стороны государства.

Отношения с Китаем

Самая важная новая деталь, обнаруженная в Машхаде МС, то, что каганат был связан брачным союзом (mukhātin) с императором Китая, и что последний ежегодно посылал ему подарки из шёлка. Это определённо указывает на ту эпоху, когда уйгуры приобрели мощное влияние над делами династии Тянь .

Государства средневековья и нового времени, национально-освободительное движение

На протяжении двух тысячелетий предками уйгуров были созданы около десятка государств и полугосударственных образований, сыгравших огромную роль в истории Азии. Некоторые государства простирались от Тихого океана до Средней Азии, другие были небольшими городами-государствами, одни существовали сотни лет, другие не продерживались и года.

Последние уйгурские государства просуществовали недолго (Илийский султанат, Йеттишар, ТИРВТ, ВТР), но оставили сильные традиции в стремлении к приобретению своей государственности в мировоззрении уйгурского народа.

  1. Уйгурский каганат - VIII-IX вв.
  2. Уйгурское государство турфанских идыкутов Кочо - IX-XIV вв.
  3. Государство Караханидов - IX-XIII вв [ ]
  4. Ганьсуйское государство - IX-XI вв.
  5. Яркендское Саидийское ханство - XV-XVII вв.
  6. Теократическое государство ходжей - XVII-XVIII вв.
  7. Уйгурское государство Йаттишяр - 1864-1878 гг.
  8. Илийский султанат - 1864-1871 гг.
  9. Исламская республика Восточный Туркестан - 1933-1934 гг.
  10. Восточно-Туркестанская Революционная республика (ВТР) - 1944-1949 гг.

Язык и письменность

Современный уйгурский язык (новоуйгурский ) является прямым преемником уйгурско-караханидского языка. Входит в карлукскую группу тюркских языков. Делится на три диалекта (центральный, хотанский , лобнорский) и множество говоров.

На протяжении истории уйгуры и их предки сменили несколько письменностей. Приблизительно в 6 веке предки уйгуров создают древнеуйгурское письмо на основе согдийского. Уйгурское письмо получило широкое распространение среди восточных народов (тюрки, монголы, маньчжуры) и было одним из официальных письмен Монгольской империи и державы Тимуридов . Этот вид письма использовался некоторыми группами уйгуров (кумульцы, турфанцы) вплоть до 16в.

Начиная с 10 в., с принятием частью коренного населения Восточного Туркестана (кашгарцы , атушцы , хотанцы) ислама, среди уйгуров получает распространение арабское письмо , которое постепенно к 16в. вытесняет окончательно староуйгурское письмо и до настоящего времени используется уйгурами в Восточном Туркестане. Уйгуры Центральной Азии используют письмо на основе кириллицы , введённой в советское время.

В настоящее время всё большую популярность в интернете и западных изданиях приобретают две разновидности латинского алфавита: один, разработанный в дидактических целях в Синьцзянском университете (окончательно принят в ноябре 2000 года), второй - различные модификации на основе турецкого латинского алфавита.

Культура, традиции, религия

Религия

Основная статья: Религии уйгуров

Абсолютное большинство верующих уйгуров - мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба . Принятие ислама предками уйгуров относится к периоду правления караханидского правителя Сутук Абдукерим Бограхана (X век).

Про вероисповедание уйгуров английский ученый Роджер Бэкон в своем труде «Opus Majus» («Большом сочинении»), изданном в 1265 году, написал следующее:

«И точно так же идолопоклонники имеют разные секты. Ведь те, которые называются ингурами, чью письменность усвоили тартары, мыслят одного бога, чего не делает прочее большинство идолопоклонников, как излагается в книге о нравах тартар».

Культура

Традиционные занятия уйгуров - торговля , земледелие , различные виды ремёсел, отгонное животноводство , у некоторых групп пастбищное животноводство (кумульцы, мачинцы и др.). Для лобнорских уйгуров было характерно занятие рыболовством и охотой.

Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные и литературные произведения, изобразительное искусство особенно в миниатюрной живописи), оказавшую влияние на культуру многих народов Востока. Миниатюрная живопись. С расширением монгольской империи уйгурская школа миниатюрной живописи начала распространяться по Востоку. Одной из школ является Тебризская школа миниатюры (Иранский Азербайджан).

Уйгурская музыка

Ключевое произведение древней уйгурской музыки - 12 мукамов . Существует также бесчисленное множество песен, народных инструментальных музыкальных произведений и др. Музыкальные инструменты - тамбир , дутар , равап , сатар , геджак , най , дап и многие другие.

12 мукамов были определены ЮНЕСКО как часть нематериального наследия человечества.

Российский ученый Пантусов пишет, что уйгуры производили собственные музыкальные инструменты, у них было 62 различных вида музыкальных инструментов.

Танцы

Санам - популярный народный танец среди уйгурских народов. Обычно танцуют на свадьбах, праздничных вечеров. Танцы могут исполняться с пением и музыкальным сопровождением. Сама - форма группового танца для Новруз (Новый год). Уйгурский ручной барабан под названием «Дап» обычно используется в качестве аккомпанемента для уйгурских танцев.

Уйгурская литература

С древности у уйгуров существует богатая литература - фольклор, проза, поэзия, религиозная (переводы религиозных текстов буддизма и манихейства) литература. Значительную часть литературных памятников классической Уйгурской литературы представляет собой общее наследие ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Восточного Туркестана. Таковы дидактическая поэма «Знание, дающее счастье» Юсуфа Баласагуни (11 в.), «Словарь тюркских наречий» Махмуда Кашгари (11 в.), этико-дидактическая поэма Ахмада Югнаки «Подарок истин» (конец 12 - начало 13 вв.). Среди уйгурских поэтов и писателей - Билал Назим , Зия Самади , Лутфулла Муталлип , Изим Искандеров и др. Ключевым доисламским религиозным литературным произведением уйгуров был перевод буддийской Сутры золотого блеска , Суварнапрабхасы, на уйгурском языке.

Уйгурская архитектура

Основная статья: Уйгурская архитектура

Пещера Мын Уй (рус. «Тысяча домов» ), архитектура доисламского периода, 8-10 вв., Безеклик , Турфан , Восточный Туркестан (СУАР) Мавзолей султана основателя Караханидского государства Сутук Абдукерим Бограхана (X в.), г. Атуш, Восточный Туркестан (СУАР) Мавзолей правителей Яркендского ханства , 16-18 вв., Яркенд , Восточный Туркестан (СУАР)

Уйгурскую архитектуру можно условно разделить на два исторических периода - архитектура доисламская и исламская. Среди памятников исламской уйгурской архитектуры - Мавзолей Аппака Ходжи , Мавзолей Тоглук-Тимура , Ид Ках .

Традиции

Мужские союзы

Среди уйгуров до настоящего времени широко распространены мужские союзы - «оттуз огул» . «Оттуз оғул» в переводе с уйгурского языка - «тридцать парней» или «тридцать джигитов», обычно в союз вступают мужчины определённой возрастной группы, которые возглавляются избираемыми лидерами. В функции «оттуз огул» входят взаимопомощь и поддержка членов союза любым способом.

Мяшряп - старинный обычай, которого придерживаются уйгуры, иначе, это - вечер отдыха. Он начинается поздней осенью и продолжается до весны, собирая в своем кругу мужчин одного возраста, проживающих в одном районе или селе, имеющих общие интересы. Участников таких собраний называют «тридцать джигитов» - «оттуз огул».

«Мяшряп» - это школа этического и эстетического воспитания. Он выявляет людей одаренных музыкальными или поэтическими способностями, также он является школой воспитания дисциплины и ответственности перед коллективом. В самом начале собрания его участниками избирается глава - «жигит-беши», который имеет право назначить музыканта, танцора, повара. Избирается также судья - «кази», который может наказать отступившегося члена «Мяшряпа».

Такие собрания сопровождаются пением народных песен, мукамов, общими танцами. Но здесь не только отдыхают и веселятся. Участник таких встреч может почерпнуть для себя много нового и полезного путём бесед и обсуждений из всех областей жизни. Может поэтому уйгуры называют невежественного человека «мәшрәп көрмигән» («не видевший мяшряпа»). Но это ещё и круг друзей, готовых всегда прийти на помощь и в радости и в беде, иногда люди одного «мяшряпа» бывают друг другу ближе родственников.

В настоящее время китайским правительством официально запрещены «мэшрэпы» после событий 1997 года в Кульдже . Но несмотря на запреты уйгуры от своих традиций не отказываются.

Семейные традиции

В уйгурских семьях существует традиция, согласно которой младший или единственный сын остается в доме родителей, старшие же, обзаведшиеся семьей, отделяются от родителей.

Браки заключаются исключительно между единоверцами. Строго порицается выдача девушки замуж за иноверца. По традиции решающим фактором при выборе жениха (невесты) является воля родителей. Акт бракосочетания должен быть подтвержден духовным лицом - ахуном , имамом . Согласно обычаям, после прочтения имамом суры из Корана молодожены съедают лепешку , размоченную в воде, куда добавляется соль и молоко и чай .

Фотогалерея

  • Галерея

Изображения уйгуров в храмовых росписях

После распада Уйгурского каганата в 840 году уйгуры покинули обжитые кочевья на берегах рек Толы и Селенги, перекочевав на территорию современной китайской провинции Ганьсу, а также в район Турфанского оазиса, образовав там княжество со столицей в Бешбалыке (впоследствии государство Кочо). «Оно занимало ключевые позиции на путях, соединяющих Восток и Запад, и через него, как через ворота Центральной Азии проходили караваны, в которых наряду с купцами путешествовали проповедники различных учений и посольские миссии» .

Также существовали и другие уйгурские образования - государство Караханидов (950-1212) и Ганьчжоуское (Гань-суйское) государство (847-1036), которые в короткий исторический период вновь заняли ведущее положение в политической жизни Центральной Азии.

«Буддийские монастыри играли огромную роль в культурной, политической и даже экономической жизни Турфанского государства. Им принадлежали огромные земельные владения, поля и виноградники. Земли монастырей обрабатывались крестьянами или сдавались в аренду. Внутри них располагались ремесленные мастерские, склады, продовольствия и других товаров» .

В начале XX века на территории Турфана, Безеклика, Кочо и др. городов были совершены четыре крупные археологические экспедиции в разное время во главе с немецкими исследователями Н. Грюнведелем, Х. Пишелем и Х. Людерсом, А. фон Ле Коком. Археологические находки сначала находились в Отделе Индии, в Этнографическом музее, но после образования Музея индийского искусства (Museum für Indische Kunst) в 1963 году коллекции были объединены в Берлин-Далеме, где по настоящее время находятся и экспонируются . Также ими занимается ведомство Берлинской Бранденбургской академии естественных и гуманитарных наук.

В местности Безеклик были найдены пещеры с буддийскими фресками, предположительно бывшие когда-то крупным буддийским монастырём. Некоторые исследователи считают, что это упомянутый в летописях монастырь Муртлук (данная местность, видимо, первоначально принадлежала манихеям и лишь позднее превращена в буддийский монастырь).

Помимо фресок в Безеклике было найдено большое количество предметов манихейской и буддийской культуры, таких как фрагменты манихейских рукописей, остатки разрисованных шёлковых тканей, хоругви, картины на манихейские и буддийские сюжеты, скульптура и т. д. Подобные пещеры обнаружены также в долине Туюк .

Найденные стенные росписи представляют собой ценный материал для изучения уйгурского народа. По тому, кто и каким образом на них представлен, можно делать выводы о социально-политическом устройстве и культурном уровне уйгурских государств. Так, например, на одной из росписей изображены уйгурские аристократы, полнолицые мужчины с маленькими холеными бородками и усами. Их социальный статус можно определить по наличию головного убора - высокой шапочки вытянутой формы и яркому костюму, сшитому из дорогой и богато отделанной ткани.

Положение уйгуров в КНР

Существует мнение о преследовании уйгуров властями КНР. По информации CNN до 800 тысяч уйгуров были помещены в т.н. воспитательные лагеря , крупнейший из которых расположен в городе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района . В районах компактного проживания уйгуров-мусульман за ними ведется массовая слежка, в том числе, с применением GPS -датчиков; власти ведут сбор ДНК уйгуров в возрасте от 16 до 65 лет. В 2018 году по данным комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации в «лагерях перевоспитания» находилось от 800 тыс. до 2 млн мусульман-уйгуров .

См. также

Примечания

  1. 中华人民共和国国家统计局: