Улучшение памяти и внимания препараты для детей. Лучшие препараты для восстановления работы мозга и улучшения памяти


способностей мозга , которые можно и нужно развивать. Но также с самого рождения ребенок требует и особого ухода, заботы, питания. Именно пища, богатая витаминами и микроэлементами, является залогом полноценного развития ребенка как в физическом, так и в психоэмоциональном плане.

В наше время вокруг детей возникает масса информации из различных источников. Для маленького человека это значительная умственная нагрузка, и мозг ребенка не всегда способен адекватно справляться с поставленными задачами. Многие родители начинают задумываться о том, как помочь своим детям справиться с подобной работой?

Наиболее простой и правильный способ - подобрать витаминно-минеральный комплекс, исходя из возраста ребенка, эндемического района и сезона. Как правило, это делают с профилактической целью, ведь витамины и минералы помогают улучшить концентрацию, внимание, наблюдательность, память, так же благотворно влияют и на физическое развитие ребенка, укрепляют косно-мышечную систему и иммунитет.

Некоторые витамины внесены в протоколы наблюдения за новорожденными, к примеру, детям, родившимся в осенне-зимний период, с целью профилактики рахита назначают витамин Д.

Зачем нужны организму ребенка витамины и микроэлементы?

Витамины – залог здоровья. Эту прописную истину нам внушают с самого детства. Практически все процессы в организме детей и взрослых протекают с участием катализаторов, некоторых пусковых механизмов. Именно такими стимуляторами и являются витамины и микроэлементы. Они участвуют в обменных процессах, работе эндо- и экзокринных желез, развитии тканей и органов, нормальном функционировании мозга и других жизненно важных систем.

Как определить, хватает ли ребенку витаминов, получаемых с продуктами питания?

К сожалению, наши реалии таковы, что даже при нормальном рационе питания дети не всегда получают достаточное количество витаминов с пищей. Это связано с характеристиками самих продуктов, видом их термической обработки и многими другими факторами. Дети могут не любить какие-то продукты, несмотря на все уговоры и рассказы об их полезных свойствах. На недостаток витаминов в организме указывают следующие признаки:

  1. У ребенка повышена утомляемость.
  2. Малыш быстро раздражается.
  3. Ребенку трудно сконцентрироваться, удержать свое внимание на чем-то одном.
  4. Малыш капризен, суетлив, совершает много ненужных действий без конкретной цели.
  5. Школьникам сложно дается обучение, они рассеяны на уроках, страдает память, они не успевают по большинству предметов.
  6. Ребенок начинает отставать в физическом и психомоторном развитии.

Все эти симптомы должны насторожить родителей. Только врач поможет определить, каких именно витаминов и минералов не хватает малышу, какие детские препараты стоит давать ребенку, возможно ли компенсировать дефицит с питанием.

Стоит помнить, что дети по-разному воспринимают различные витамины, и потребность в них с возрастом отличается!

Стимуляция мозга и улучшение памяти

Лучше всего улучшают память и внимание витамины группы В. Эти активные вещества в первую очередь влияют на головной мозг, любой витамин активизирует обменные процессы, тем самым улучшая память, стимулируя внимание, умственную деятельность, в целом влияя на здоровье детей. Недостаток витаминов группы B выявить проще всего: дети становятся раздражительными, у них значительно снижены память и внимание, возникают нарушения сна, и, мягко говоря, дети не блещут умом в отношении простейших вопросов.

Витамин В1 или Тиамин способен влиять на память . Он также помогает перерабатывать большое количество информации. Улучшая метаболические процессы в организме, тиамин тем самым стимулирует мозг. Его низкий уровень в организме приводит к физическим и психическим дисфункциям.

Рибофлавин (В2) - это вещество является самым мощным поставщиком энергии для мозга. Он очень важен в период активной умственной деятельности. Острый дефицит в нем испытывают школьники, а также студенты в период экзаменов. Кроме того следует обратить внимание на следующие микроэлементы :

  1. Никотиновая кислота работает непосредственно в нейронах головного мозга, тем самым улучшая память и внимание.
  2. Пантоненат кальция (В5) является прекрасным антиоксидантом, защищает мозг от внешних токсинов, стимулирует долгосрочную память.
  3. Пиридоксин (В6) – эндогенный витамин, именно он отвечает за ум в широком понимании.
  4. Фолиевая кислота (В9) - незаменимый строительный материал для головного мозга и нервной системы в целом. Активизирует процесс запоминания и анализа информации.
  5. Цианокобаламин или витамин В12 незаменим для долгосрочной памяти, играет важную роль в процессе «бодрствование – сон», вследствие чего помогает конвертировать информацию в долгосрочную память.

Для нормального развития нервной системы и работы головного мозга очень важны витамины C, D, E и P.

Какие продукты содержат максимальное количество витаминов группы В?

Рацион ребенка должен быть разнообразен, в нем должны гармонично сочетаться овощи, фрукты, мясо, рыба, птица, картофель и крупы, хлебобулочные изделия и сладости. О правильном питании школьника должны заботиться не только в школе, но и дома.

Важно помнить, что некоторые витамины полностью разрушаются при термической обработке, поэтому питание ребенка должно содержать достаточное количество сырых овощей и фруктов.

Рыба богата омега кислотами, которые играют важную роль в становлении нервной системы, особенно в подростковом возрасте. Предпочтение лучше отдавать жирным видам рыбы, ее мясо станет прекрасным строительным материалом для мозга малыша.

Не менее 4-5 раз в неделю, если нет никаких противопоказаний, ребенок должен получать красное мясо и бульоны. Лучше отдать предпочтение говядине или телятине, они менее жирные и более аутентичные по белковой структуре. Мясо содержит в себе ряд незаменимых аминокислот, без которых организм не может полноценно функционировать. Не стоит забывать и о птице: курица, утка, индюшка, гусь - прекрасное белковое дополнение.

Основным источником витаминов группы B являются цельнозерновые продукты питания . Именно их ребенок должен получать в максимальных количествах в период активной мозговой деятельности.

Не стоит также забывать о сладком. Помимо того, что глюкоза - это прекрасный стимулятор хорошего настроения, это к тому же необходимые углеводы. Для растущего организма очень полезны орехи, семечки, сухофрукты. Если у ребенка нет аллергии, на десерт дайте ему печенье на основе меда, орехов и сухофруктов, это станет прекрасным заменителем пирожных и шоколада.

Восполнение нехватки витаминов

Обычные продукты в некоторых случаях могут быть не настолько эффективны, как таблетки. Фарминдустрия предоставляет широкий выбор препаратов, выпускаемых в различной форме, разработанных с учетом потребностей и возраста детей. Перед походом в аптеку поищите информацию о витаминах самостоятельно, проконсультируйтесь с педиатром. Не всегда разрекламированное средство - идеальный выбор для вашего малыша.

Мы собрали для вас большое число препаратов для улучшения памяти и работы мозга, которые хорошо себя зарекомендовали и расскажем о них подробно. Но прежде чем делать обзор, стоит упомянуть, что тренировать память врачи советуют естественным путем, например, чтением книг и последующим изложением сюжета. Иногда сконцентрироваться человеку мешают банальные вещи: посторонние шумы, запахи, бардак на рабочем столе. Методы тренировки памяти и внимания хорошо известны. Прежде чем выписывать себе лекарства, необходимо потренироваться и делать систематически упражнения на развитие внимания и памяти.

Пример одного из упражнений:

Сосредоточьте взгляд на кончике одного из пальцев. Пытайтесь сконцентрироваться только на нем. Внимание нужно удержать не меньше 2 минут, не отвлекаясь на происходящие вокруг события. Конечно, это упражнение кажется простым. Но его можно усложнить, сидя около себя телевизора с интересным кино или поставив запеченную курочку, от которой идет аромат. Для пользы это упражнение нужно делать один раз в день систематически. Если эффект будет виден, надобность в таблетках или капсулах, улучшающих концентрацию, отпадет.

Фармацевтический рынок предлагает большой ассортимент препаратов для активизации мозговой деятельности. Некоторые из них недорогие, но встречаются и препараты по высокой стоимости. Как разобраться, что попить для улучшения памяти взрослым?

Таблетки и другие лекарственные препараты для улучшения мозговой деятельности и памяти

Большинство препаратов для мозгового кровообращения взрослым продается в аптеках только по рецепту врача. Но некоторые можно купить в свободной продаже. Несмотря на это, врачи рекомендуют перед употреблением лекарства или биологически активной добавки проконсультироваться с ними.

Обзор препаратов: что входит в ТОП?

Способы улучшения памяти препаратами без рецепта от врача

  • при стрессах;
  • при сильном эмоциональном напряжении;
  • для улучшения памяти;
  • для повышения работоспособности мозга.

Глицин следует пить по одной таблетке трижды в день.

Ундевит – выпускается в форме драже, включает комплекс витаминов А, С, Е, Р и В группы. Ундевит рекомендован пожилым пациентам для активизации обменных процессов в мозге, после перенесенных заболеваний в период оздоровления. Применяется по 2 драже в течение 24 часов.

Метаболизмах, поддерживают работу желёз внутренней секреции, «контролируют» минерализацию костной ткани, предупреждают развитие патологий сосудистого русла.

Учитывая, что память «отвечает» за сохранение, накопление и воспроизведение полученной информации, расстройство когнитивных функций приводит к негативным последствиям. А именно: снижению концентрации внимания, усилению «забывчивости», торможению умственных реакций, ухудшению интеллектуальных способностей.

Ослабление мозговой деятельности, в 90 % случаев, происходит из-за дефицита эссенциальных веществ в организме.

Рассмотрим перечень незаменимых нутриентов для памяти, источники их получения, полезные свойства.

Какие витамины нужны для памяти?

Важнейшими нутриентами для мозга являются . Они играют первостепенную роль в передаче нервных импульсов в мозг, доставке кислорода тканям, восстановлении миелина нейронов, насыщении нервных клеток энергией, защите «органа мышления» от перегрузок и раннего старения.

Главные представители витаминов группы В:

  1. . Оптимизирует работу нейронов, улучшает когнитивные функции мозга, снижает нервную возбудимость, ускоряет умственные реакции. При нехватке тиамина происходит аккумулирование мочевой кислоты в организме, вследствие чего возникает «забывчивость», апатия, депрессия, бессонница, головная боль.

Природные источники нутриента – орехи, стручковый горох, рыба, куриные яйца, . Суточная доза – 1,5 миллиграмм.

  1. . Стимулирует мозговую деятельность, подавляет сонливость, снижает усталость (при умственных и физических нагрузках), предупреждает возникновение головных болей. Дефицит рибофлавина проявляется слабостью, заторможенностью мышления, медленным заживлением ран.
  1. . Ускоряет передачу импульсов между нейронами (активизирует долгосрочную память), стимулирует синтез защитных антител (нейтрализует воздействие никотина и алкоголя). Признаки нехватки витамина В5: беспокойный сон, быстрая утомляемость, депрессивное настроение, «провалы» в памяти, ферментативные расстройства.

Пантотеновая кислота поступает в организм совместно с молоком, капустой, гречкой, фундуком и яйцами. Суточная потребность – 5 – 7 миллиграмм.

  1. . Повышает скорость мозговых реакций, устраняет тревожность, снижает раздражительность, защищает клетки ЦНС от повреждений. Интересно, что активность «органа мышления» напрямую зависит от концентрации пиридоксина в организме. Нехватка витамина B6 сопровождается следующими реакциями: ночными судорогами, психозами, снижением аппетита, ухудшением памяти, рвотными позывами.

Пищевые источники витамина – яйца, картофель, бананы, капуста. Для полноценной работы мозга важно принимать не менее 2 миллиграмм нутриента в сутки.

  1. . Стимулирует умственные реакции (за счёт синтеза энергии в нервных клетках), улучшает концентрацию внимания (путём усиления кровообращения), снижает нервное напряжение. При нехватке витамина РР возникают бессонница, мигрени, головокружения, припухлость языка, а в тяжёлых случаях – слабоумие, шизофрения, потеря сознания.

Нутриент содержится в сливочном масле, яичном желтке, птице (курятине), рыбе, гречневой крупе, молоке. Для полноценной работы головного мозга важно потреблять 15 – 20 миллиграмм ниацина в день.

  1. . Участвует в синтезе «мозговых» ( , ), повышает скорость умственных реакций, нормализует сон, повышает иммунитет. Дефицит данного вещества ведёт к торможению деления клеток (особенно в мозге и кишечнике), анемии, нарушению сна, «провалам» в памяти, пищеварительным расстройствам.

Витамин В9 присутствует в кисломолочных продуктах, грибах, злаках, . Дневная норма – 0,4 миллиграмм.

  1. . Регулирует суточную активность организма (фазы сна и бодрствования), «контролирует» переход информации из краткосрочной памяти в долговременную, нормализует психоэмоциональный фон. Дефицит витамина В12 – частая причина старческого слабоумия и «потери» памяти в пожилом возрасте.

Природные источники: пекарские и пивные , говяжья и телячья печень, проросшая пшеница, зеленый лук, морепродукты. Дневная норма – 0,003 миллиграмм.

Кроме витаминов группы В, для улучшения памяти организм нуждается в следующих нутриентах:

  1. . Нивелирует последствия физических и умственных перегрузок, усиливает мозговое кровообращение, повышает биодоступность витаминов группы В, укрепляет миелиновые оболочки нейронов.

Аскорбиновая кислота содержится в красном сладком перце, землянике, цитрусовых, черной смородине, хрене, щавеле. Суточная потребность в составляет 1000 – 1500 миллиграмм.

  1. . Защищает нервную ткань от губительного воздействия токсинов и свободных радикалов, укрепляет краткосрочную память, регулирует перепады настроения, ускоряет восприятие новой информации, усиливает выработку половых гормонов. Кроме того, регулярный приём токоферола сдерживает болезнь Альцгеймера.

Рассмотрим популярные средства «для мозгов»:

  1. «Юниор Би Смарт» (Vision, Ирландия). Детские поливитамины, выпускаемые в форме фигурных жевательных капсул (рыбок) с натуральным карамельно-фруктовым вкусом. В состав добавки входят ( , D, Е), липиды (). Препарат используют для улучшения памяти, мышления, умственных реакций, нормализации работы ЦНС, снижения чрезмерной возбудимости у ребенка. Жевательные пастилки принимают единожды в сутки по 1 штуке (после завтрака).
  2. «Витрум Мемори» (Unipharm, США). Органическое средство на основе экстракта гинкго билоба. Кроме того, добавка содержит 4 витамина (В1, В2, В6, C) и 1 (). При регулярном приёме «Витрума» улучшается кровообращение мозга, повышаются интеллектуальные способности, увеличивается срок жизни нервных клеток, снижается активность тромбообразующего фактора. Препарат принимают дважды в день по одной капсуле.
  3. «Глицин Био» (Farmaplant, Россия). Ноотропный монопрепарат, состоящий из «мозговой» аминокислоты L-glycine. При регулярном приёме добавки нормализуются реакции торможения и возбуждения в ЦНС, улучшаются метаболические процессы в мозгу, восстанавливается синтез нуклеиновых кислот в организме.

Показания к применению: задержка умственного развития (у детей), нарушения сна, нервная возбудимость, стрессовые состояния, реабилитация после черепно-мозговых травм и нейроинфекций (в комплексной терапии). Суточная доза для новорожденных составляет 25 миллиграмм, младенцев от 1 до 3 лет – 50 миллиграмм, детей старше трёх лет – 100 миллиграмм.

  1. «Пиковит Омега-3» (КРКА, Словения). Мультикомпонентный состав, выпускаемый в виде сиропа с персиковым вкусом. Комплекс включает в себя (источник омега-3), витамины группы В (тиамин, рибофлавин, пиридоксин, цианокобаламин, фолиевую кислоту), холекальциферол, ретинол, токоферол. Ингредиенты добавки, улучшая мозговой кровоток, повышают его когнитивные функции, в том числе адаптацию ребёнка к школьным нагрузкам.

Сироп потребляют в чистом или разведённом виде единожды в сутки (после завтрака). Схема приёма: малышам от 1 до 5 лет – 5 миллилитров, школьникам (6 – 14 лет) – 7,5 миллилитров, детям старше 15 лет – 10 миллилитров.

  1. «Биотредин» (МНПК Биотики, Россия). Препарат на основе витамина В6 и (аминокислоты). Фитодобавку применяют для улучшения краткосрочной и долгосрочной памяти, повышения умственной работоспособности, снятия психоэмоционального напряжения у школьников. Дневная дозировка для детей – 1 – 2 таблетки (под язык).

Роль нервной системы заключается в восприятии и анализе поступившей извне информации. Кроме того, она руководит движениями человека и отвечает за слаженную работу всего организма. Проявлением высшей нервной деятельности являются речь, эмоции, память и интеллект. Интересно, что нарушение биохимических реакций в мозгу, в первую очередь, отражается на качестве запоминания.

Перечень препаратов для улучшения памяти:

  1. «Нейростронг» (Artlife, Россия). Биоактивный комплекс, предназначенный для укрепления нервной системы, ускорения восстановительных процессов после инсульта, профилактики дисфункций микроциркуляторного русла головного мозга. В состав препарата входят: L-глутаминовая кислота, солодка, гинкго билоба, лецитин, черника, витамины В1, В3, В6.

Детям до 5 лет назначают по 1 таблетке 2 – 3 раза в сутки, школьникам и взрослым – по 2 – 3 пилюли трижды в день.

  1. «Интеллан» (Herbion Pakistan, Пакистан). Органическая добавка, в состав которой входят 6 видов целебных трав (гинкго билоба, центелла азиатская, херпестис монниерра, кориандр посевной, амомум шиловидный, эмблика лекарственная). Препарат используют для стимуляции мозговой деятельности (путём активации нейротрансмиттерных центров), купирования тревожности (психогенной и невротической природы), повышения интеллектуальных способностей, ликвидации головокружений (вызванных нейросенсорными изменениями).

Стандартная схема приёма: по 1 капсуле или 10 миллилитров сиропа дважды в день.

  1. «Нейро Плас» (Vitaline, Россия). Натуральный биокомплекс, повышающий память, внимание, настроение. Активные компоненты состава: готу кола, имбирь, солодка, гинкго билоба. При регулярном приёме добавки улучшается приток кислорода и крови к тканям, снижается проницаемость сосудистой стенки, повышается жизненный тонус организма, ускоряется регенерация пигмента сетчатки, ускоряется психомоторное и речевое развитие (у детей).

Препарат принимают трижды в день по 1 капсуле после еды.

  1. «Мемори райз» (Artlife, Россия). Лечебно-профилактический препарат для оптимизации питания клеток мозга, повышения концентрации внимания, улучшения памяти. Биодобавка включат в себя растительные экстракты (готу-кола, пустырник пятилопастный, гинкго билоба, боярышник колючий, женьшень корейский, гуарана, каштан конский), аминокислоты ( , L-тирозин, гамма-аминомасляную кислоту), витамины (В1, В3, В5, В6, В9, В12), макроэлементы (кальций, ).

С профилактической целью препарат принимают по 1 – 2 таблетки дважды в день, с лечебной – 2 пилюли 3 раза в сутки.

  1. «Мозг и память» (Herb Pharm, США). Коллоидный раствор для нормализации умственной деятельности, снижения нервной возбудимости и улучшения сна. Концентрат содержит экстракты готу кола, гинкго билоба, шлемника бокоцветного, шалфея и розмарина.

Препарат употребляют в перерывах между едой по 0,7 миллилитров 2 – 3 раза в день.

Продукты, повышающие память

Учитывая, что пищевой рацион напрямую влияет на работоспособность мозга, важно знать какие продукты стимулируют его работу.

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Детям, а особенно в период активного школьного обучения, необходимы витамины. Они оказывают прямое влияние на развитие и функционирование каждого органа и системы организма. Витамины – залог крепких волос и ногтей, сильного иммунитета и высокого интеллекта. Витамины для школьников должны присутствовать в рационе ребенка, как в натуральном виде, так и в качестве специальных .

Ребенок, который получает необходимое количество витаминов для ума:

  • Отличается высоким уровнем интеллекта;
  • Легко справляется с заданиями в школе и дома;
  • Быстрее усваивает и запоминает полученный материал;
  • Проще концентрирует внимание;

Натуральные источники витаминов

Перед тем, как задумываться о принятие специальных витаминных комплексов для детей, которые тоже важны и нужны, следует подумать о правильном питании ребенка. Улучшить память детям можно с помощью тех продуктов, которые дает природы. Работу нейронов, которые отвечают за память человека, регулируют полиненасыщенные жирные кислоты. В частности, если в организме не хватает Омега-3, могут возникать проблемы с памятью.

Какие продукты улучшают память:

  • Жирная рыба. Это может быть семга или форель, горбуша, стерлядь. В рыбе много йода, который также нужен для улучшения четкого мышления. Также рыба богата белками, являющимися строительным материалом для нервных клеток и клеток мозга;
  • Орехи и семечки, разные виды масла (оливковое, подсолнечное, рапсовое). В орехах и масле есть витамин Е, который также важен для улучшения памяти. Также эти продукты повышают активность организма;
  • Цельнозерновые продукты. Они содержат витамины группы В, которые во время загруженной учебы также должны поступать в организм школьника в повышенном количестве;
  • Железо, цинк и магний — основные микро и макроэлементы, ответственные за улучшение памяти. Также эти элементы помогают концентрации внимания, снижают раздражительность. Много железа в молоке и кефире, телятине и фасоли. Тыквенные семечки, красное мясо и сухофрукты обеспечат организм цинком. Магний содержится в арахисе, горохе, кунжуте и кураге;

Витаминно-минеральные комплексы

Очень сложно включить даже часть продуктов, которые перечислены выше, в постоянную систему питания детей. Хотя, конечно, к этому обязательно надо стремиться и добиваться постоянного улучшения рациона. На помощь родителям приходятся всевозможные специально разработанные комплексы для детей. Важно подобрать такую форму приема дополнительных витаминов, которая будет удобна детям. Это могут быть сиропы, таблетки или пастилки. Главное основание для выбора формы – возраст школьника.


Это важно! В выбранном витаминном комплексе для улучшения памяти детей должны отсутствовать искусственные красители. Важно проследить, чтобы у ребенка не было индивидуальной непереносимости к отдельной составляющей комплекса.

Тиамин (В1)

Питание мозг, помогает ему запоминать информацию, активирует познавательные функции мозга. При недостатке наблюдает повышенная утомляемость, раздражительность, ухудшение памяти.

Рибофлавин (В2)

Потребность резко повышается в период сильных умственных и физических нагрузок. Снабжает организм энергией. При недостаче наблюдается снижение аппетита, слабость, головокружение.

Никотиновая кислота (В3)

Стимулирует работу головного мозга благодаря выработке энергии внутри нервных клеток. При недостатке витамина наблюдается хроническая усталость, проблемы с памятью.

Пантотеновая кислота (В5)

Отвечает за активацию долгосрочной памяти. При недостаче наблюдается нарушение сна и постоянная усталость.

Пиридоксин (В6)

Нужен для правильной работы центральной нервной системы. Недостаток приводит к необратимому снижению памяти и интеллекта. При недостатке наблюдается заторможенная реакция и мышление, бессонница.

Фолиевая кислота (В9)

Влияет на возбудимость нервной системы. Сохраняет краткосрочную и долгосрочную память, влияет на скорость мышления. При недостаче возникают проблемы с памятью, наблюдается апатия.

Цианокобаламин (В12)

Обеспечивает познавательную функцию мозга. Помогает организму переходить к режиму бодрствования или сна. Недостаток приводит к спутанному мышлению, сонливости, головокружениям.

Аскорбиновая кислота (С)

От концентрации этого витамина в организме зависит усвоение витаминов группы В. Группа этих витаминов и отвечает за процессы памяти поэтому важность аскорбиновой кислоты сложно переоценить.

Токоферола ацетат (Е)

Защищает ткани мозга и нервные окончания от токсинов и свободных радикалов. Укрепляет стенки капилляров и нервных тканей, что влияет на улучшение памяти.

Видео из интернет

Соблюдайте правильную дозировку

Если родители будут давать витамины ребенку в слишком большом или недостаточном количестве, то на здоровье и активности школьника это скажется негативно. Поэтому, педиатры советуют выбирать витамины в таблетках. Эта форма не очень удобна для приема, зато, сложно будет ошибиться с конкретной дозой.


Перед тем, как решить, какие витамины для улучшения памяти давать своему ребенку, не лишней будет консультация специалиста.
Поддерживать память ребенка достаточно просто. Важно обеспечить школьнику правильное питание, а при необходимости – давать специальные детские витаминные комплексы. Особенно подумать о приеме дополнительных витаминов следует в период сильных умственных нагрузок: перед контрольными, экзаменами.