Гоман дацан индия. Монастырь таши дрепунг гоманг дацан


Фотоотчет из монастыря Дрепунг (Гоман-дацан) digadog wrote in June 22nd, 2012

В начале 2012 года направил научную экспедицию в Индию для изучения феномена буддийского паломничества. В фокусе исследования исследователей оказалось не только паломничество с целью посещения святых для буддистов мест. Гораздо раньше из Бурятии в Индию началось паломничество учебное. Что же представляет собой буддийское монастырское образование и почему самые упорные хувараки едут за ним так далеко?



По словам участника экспедиции Николая Цыремпилова, «в тибетском буддизме традиции Гелук особый упор делается на логическом мышлении и знании классических текстов. В ранний период своей истории буддизм был лишь одной из многочисленных религиозно-философских систем Индии, и истинность постулатов своей религии буддистам приходилось отстаивать в горячих дискуссиях. От монахов требовалось умение с помощью безупречной логической аргументации доказывать свою правоту и ошибочность взглядов оппонентов».

Так зародилось буддийское образование, в котором наряду с логикой требуется знание классических текстов. Последующие этапы своей истории буддисты все меньше сталкивались с необходимостью защищать свои взгляды, и философские диспуты стали эффективной образовательной методикой. В тибетских монастырях, воссозданных беженцами на юге Индии, уровень религиозного образования поддерживается на чрезвычайно высоком уровне. Без овладения искусством аргументации и заучивания наизусть обширных текстов, получение монастырского образования невозможно.
В 1996 году несколько первых бурятских юношей, учившихся в различных дацанах Бурятии, прибыли в Индию, чтобы, как и их знаменитые предки, начать обучение в лучших религиозных школах буддийского мира. Сегодня эти ребята вспоминают первые годы своей жизни в индийских тропиках с ностальгией, ведь для многих из них все теперь позади: и мучительное привыкание к изнуряющей жаре, к бесконечным летним дождям, к тяжелым болезням и к напряженной учебе на чужом языке.

Но тогда многие не выдерживали всех этих разом обрушившихся на их молодые головы трудностей. Кто-то не смог вынести климата, а кто-то не выдержал академических требований. Тем же, кто остался, во многом помогла поддержка тибетцев, среди которых все еще была жива память о старых бурятских ламах, которые когда-то были их учителями.

В 20-х годах XX века знаменитый бурятский лама Агван Доржиев отправил несколько молодых ребят в Тибет постигать премудрости буддийского учения. После того, как до них дошли слухи о тотальном уничтожении буддизма на их родине и трагической смерти их учителя, они поняли: назад дороги нет. Через десятилетия учебы, не имея поддержки со стороны родных и близких, бурятские монахи достигли вершин буддийской учености. Ацагатский Тубден Нима стал главным блюстителем монашеской нравственности в крупнейшем из монастырей Тибета - Дрепунге; тункинский Легден пользовался почтением за свои глубокие познания в буддийской логике и был приглашен занять престол настоятеля знаменитой гоманской школы. И, наконец, Агван Нима, как и его соратники, получил высшую ученую степень тибетско-буддийского мира - геше-лхарамба. Два первых геше трагически погибли в годы культурной революции. Геше Агван Нима вслед за Далай-ламой бежал в Индию, где на его плечи выпала миссия спасения буддийского знания в среде тибетских беженцев. Он дожил до преклонного возраста и ушел в мир иной всего за несколько лет до того, как новое поколение бурятских хувараков приехало в Индию за тем же, за чем прибыл в Тибет и он несколькими десятилетиями ранее.
По единодушному признанию бурятских хувараков, то, что их хорошо приняли в Гомане, объясняется тем, что в те годы память о бурятских ламах была еще жива.

Тибетцы посчитали священным долгом принять и помочь юным землякам геше Агван Нимы на новом месте. Через шестнадцать лет первые два бурятских монаха нового поколения - Бадма Мархаев и Дымбрыл Дашибалданов - получили высшую монашескую ученую степень геше, продолжив линию преемственности от прошлых бурятских учителей. Символично и то, что многие из этих ребят первого гоманского набора теперь возвращаются на родину, чтобы поднять уровень буддийского образования в бурятских дацанах.

Бадма-лама вспоминает первого тибетского учителя, которому администрация дацана доверила заботу о бурятских юношах: «Этот учитель посвящал нам все свое время. Он учил нас говорить по-тибетски, помогал в учебе, а если кто-то заболевал, то жил с нами в госпитале, ночуя прямо на полу. Нас тогда очень впечатлило его самоотречение, и мы до сих пор испытываем к нему огромную благодарность».

В первые годы у бурятских студентов еще не было своего хозяйства и кухни, а потому питались в монастырской столовой. Со временем при поддержке Хамбо-ламы Аюшева ребята стали сами закупать для себя все необходимое и установили дежурство на своей кухне. По словам студента из Кяхты Нацагдорж-ламы , БТСР ежегодно аккуратно перечисляет необходимую сумму для содержания студентов.

Утро для студентов начинается еще до восхода.

В предутренней тишине один за другим раздаются мерные голоса монахов: они готовятся к очередному уроку, во время которого учитель должен проверить, насколько твердо студенты запомнили очередную порцию текстов. К 6 часам монахи собираются на утреннюю службу, а после ее завершения начинаются занятия с учителями. Все уроки проходят исключительно на тибетском языке, и для молодых хувараков восприятие материала является самой большой проблемой. Нацагдорж-лама, приехавший учиться в Индию 5 лет назад, вспоминает, как сложно ему давался материал в первые годы: «Тяжелее всего в весенние месяцы. Стоит невыносимая жара, и голова просто отказывается думать. Но есть четкое понимание, что стоит расслабиться и отстать от программы, догнать будет уже невозможно. Приходилось учиться, стиснув зубы, несмотря на жару, на языковой барьер и тоску по дому. И тут нам на помощь всегда приходят старшие. После каждого урока они разъясняют нам трудные моменты по-бурятски. Без этой помощи пришлось бы тяжело».

Но самым первым бурятским студентам объяснять материал на родном языке было некому. Им приходилось учиться вдвое больше, чем тибетцам. Многие не выдержали такого напряжения и возвратились на родину. Остались самые стойкие и здоровые. Ведь зачастую, даже при наличии железной воли и стремления к знаниям, непреодолимой преградой становятся болезни. Бадма-лама вспоминает, как во время сезона дождей, у ребят выступали нарывы на коже. Не помогали всевозможные мази и снадобья. Кто-то «цеплял» гепатит или даже туберкулез. И все же главным испытанием всегда есть и были высокие академические требования.

Во второй половине дня на площадке перед главным соборным зданием начинаются диспуты.«После монотонного заучивания текстов, говорит Эрдэм-лама, — диспуты для студентов это что-то вроде умственного развлечения. Это как увлекательная игра, во время которой нужно очень быстро думать. Интеллектуальные поединки так захватывают, что иногда студенты не замечают, что наступила глубокая ночь».

Тибетские монахи монастыря Палден Таши Дрепунг Гоман Дацан (Индия) совершают Третий тур по разным регионам России. Делегация прибыла по официальным приглашениям Фонда развития и укрепление культурных традиций «Дрепуг Гоманг Центр». Монахи строят п есочные мандалы буддийских божеств, проводят посвящения и ритуалы.

С 7 по 15 июля священнослужители побывали и в Чите - столице Забайкальского края, а также посетили священную гору Алханай.

Намо Манджушрие!

ОМ А РА ПА ЦА НА ДХИ


В Читинском дацане «Дамба Брайбунлинг» глава делегации Геше-лхарамба Гьялцанг Ринпоче провёл церемонии строительства мандалы божества мудрости Манджушри, разрешения-передачи на чтение мантр Манджушри и Сарасвати (лунг), пуджи защитникам Учения Махакале и Намсараю, ритуал Одцерченма - устранение препятствий и призывание благополучия, передачу на текст «Чтение имён Манджушри», дженанг - благословение Белой Тары, а в последний день и ритуал разрушения мандалы и раздачу песка прихожанам.

Справка
Гьялцанг Ринпоче в 1996-м году был признан Его Святейшеством Далай-ламой XIV как шестое перерождение Гьялцанга Ринпоче. Является обладателем высшей учёной степени Геше-лхарамбы - доктора буддийской философии, которую получил, обучаясь в монастыре Дрепунг Гоман. Также в состав делегации вошли доктор тибетской медицины, эм-чи-лама достопочтенный Лобсанг Целтрум, Геше Цепак Лобсанг, мастер ритуалов и первый голос Гоман монастыря достопочтенный Наванг Лобсанг, мастер построения песочных мандал достопочтенный Кунсанг, представители постоянного персонала монастыря достопочтенный Тензин Нгодуб и достопочтенный Сонам Гьяцо.


Эти семь уникальных монахов не раз удивили и восхитили прихожан читинского дацана.
Во-первых, конечно же, своим настоящим художественным искусством построения мандалы! Тонкая кропотливая работа никого не оставила равнодушным. Люди с замиранием сердца, боясь дышать, наблюдали за этапами строительства модели Вселенной. Также всех восхитило горловое пение, сила и проникновенность голоса Наванга Лобсанга - унзед-ламы, главного запевалы монастыря Дрепунг Гоман! Слушая его, мурашки бежали по всему телу, а сознание становилось совершенно ясным и чистым, без единой мысли. Вероятно, именно таким всегда и должен быть ум настоящего практика Дхармы. А добрый и мудрый взгляд Глялцанга Ринпоче проникал в самое сердце, но при этом было заметно, что лама никогда не покидает состояния сосредоточения и покоя.

Вкратце, мандала - это символическая модель Вселенной, в центре которой находится дворец божества, в данном случае Бодхисаттвы Манджушри - проявления ума и мудрости всех Будд. Дворец имеет четыре врат, расположенных по сторонам света, украшен стягами, провозглашающими правление Дхармы - Учения Будды! Мандала находится в окружении пятицветного пламени окончания мировой эпохи - кальпы. В стародавние времена для строительства мандал применяли измельчённые натуральные драгоценные и полудрагоценные камни. Сейчас для этих целей используется песок, выкрашенный минеральными красками.

Последним этапом, завершающим все церемонии, стало разрушение мандалы. Это поистине завораживающее зрелище, заставляющее в очередной раз задуматься на философскую тему о том, кто мы в этом мире и что этот мир? Несмотря на то, что это уникальное бесконечно красивое произведение искусства, обитель божества - даже оно будет разрушено, когда придёт срок. Это аллегоричное выражение простой и глубокой мысли о том, что всё, что возникло, обязательно исчезнет. Живой пример непостоянства Сансары. А значит, нет смысла привязываться к чему- или кому-либо, ведь так или иначе - всё пройдёт…

После Читы монахи отправились на остров Ольхон на Байкале, после которого ещё посетят Иркутск, Улан-Удэ, Ростов-на-Дону и завершат свой тур снова в Москве, с которой и началось третье ежегодное путешествие по России.
Читинцы надеются, что в следующем году они снова смогут встретиться с монахами Гоман Дацана на гостеприимной забайкальской земле!

Смотрите подробный фоторепортаж с этих событий:


13 июля. Спасибо переводчику Аюру Цирендоржиеву!


Тибетские монахи дацана Дрепунг Гоман (Индия)


Глава делегации Геше-Лхарамба Гьялцанг Ринпоче делает сержем.

У Ринпоче-ла удивительный взгляд, такой спокойный и запредельный))

Достопочтенный Наванг Лобсанг — мастер ритуалов, первый голос Гоман монастыря!!! Пел горловым пением во время чтения ритуала сержем так, что у прихожан мурашки бежали по коже:) Было очень проникновенно)


Мандала - представляет собою модель Вселенной, в её центре находится дворец божества - в данном случае Манджушри, который является проявлением ума и мудрости всех Будд.


Мандала имеет четыре врат, расположенных по сторонам света.


Красота неописуемая!



Мандалу окружает кольцо пятицветного огня окончания кальпы.


Дворец украшен стягами и знамёнами, провозглашающими правление Дхармы!


Также на этой мандале можно разглядеть и ваджарную ограду (между лепестками лотоса и пятицветным пламенем).


В стародавние времена для строительства мандал применяли измельчённые натуральные драгоценные и полудрагоценные камни. Сейчас для этих целей используется песок, выкрашенный минеральными красками.


Колесо - символ провозглашения Учения Будды.


Превосходный результат нескольких дней кропотливой работы. Строительство мандал - настоящее художественное искусство, которым монахи Гоман-дацана владеют в совершенстве.




Читинский дацан "Дамба Брайбунлинг".



Колесо - Учение Будды, лани (косули), сидящие по обе стороны от колеса - это пример того, как надо слушать это Учение, внимательно и смиренно. История говорит о том, что две таких лани, мужского и женского пола, действительно пришли однажды в то время, когда Будда совершал проповедь, сели рядом с ним и внимательно и не отвлекаясь слушали его до конца учения.

Арсалан - Снежный лев. Традиционное украшение входа в буддийские храмы. Арсаланы - защитники, устрашающие и не пускающие в храм негативные силы.

Курильница:)


Ещё Снежный лев:)


Западные ворота Читинского дацана.


спокойная атмосфера)) На соснах живут голуби:)




Люди внемлили...


Ринпоче-ла подносит торма для устранения препятствий к Посвящению...


И даже цветы, казалось, радовались происходящему:)


Догорает Огненная пуджа, которая была здесь утром...

Гьялцанг Ринпоче подробным образом рассказывает о необходимых визуализациях...


На лице Ринпоче-ла глубокое внутреннее успокоение...


Благословение текстом Белой Тары...


15 июля. Начался ритуал разрушения мандалы Манджушри.


Народ напряжённо стоит плотной стеной и сильно толкается. Фотографии смазаны...




Монахи поют священный текст












Гьялцанг Ринпоче трижды обходит по ходу солнца вокруг мандалы Манджушри.










Ринпоче-ла бросает цветок в мандалу и ваджром разделяет её с четырёх сторон света, начиная с восточной. Потом то же в направлении промежуточных сторон.


Далее монахи сметают песок к центру...


Неповторимая картина! Красота и многодневный кропотливый труд исчезают на глазах...


Так же как и бесконечный процесс созидания и разрушения всего в этой Вселенной. Сама суть непостоянства Сансары.


И вот, на столе оказалась гора разноцветных песчинок...


Аккуратно песок ссыпают в чашу.


На столе не осталось ни песчинки, только цветок в центре стола, где была когда-то мандала.


Сразу после этого часть песка направилась к реке Читинка... Там монахи высыпят его в воду, тем самым очищая пространство Забайкальского края от негативных явлений.




Монахи сопровождают процесс звуками ритуальных музыкальных инструментов.




Поехали! :)


Люди в нетерпении получить песок с мандалы. По приблизительным оценкам собралось около пятисот человек...


Только что закончили расфасовывать песок. Наилучшим образом работает конвейр: один открывает пакетик, другой засыпает, третий защёлкивает:)
Ирина KARMA Карманова
16.07.12.

Все фото: Ирина Карманова
Любое полное или частичное копирование, а также другое использование материалов (фотографий и текста) запрещено без письменного согласия автора.

30 мая 2017 года Глава Сангхи России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев в своей официальной резиденции принял большую делегацию тибетских лам – монахов монастыря «Балдан Брэйбун» всемирно известного дацана Дрепунг Гоман (Южная Индия, штат Карнатака) во главе с Кхаджок Тулку Ринпоче Гебше лхарамбы Джампа Дондуп.

Делегация лам прибыла в Республику Бурятия в рамках тура по России «Возведение песочных мандал буддийских Божеств». Данный тур проводится уже в восьмой раз.

Дрепунг Гоман дацан, как один из семи факультетов монастырского комплекса Балдан Брэйбун, был основан в 1416 г. Ламой Чжамьяном Чойчже Таши Палдэном (1379-1449 гг.), ближайшим учеником Чже Цонкапы. Именно ему Лама Цонкапа передал ту древнюю божественную белую раковину, обнаруженную в терма на Гогпа-ри. Учитель в тот момент ясно увидел, что великая слава покроет этот будущий Дрепунг Гоман дацан, и затмит она славу прочих крупнейших тибетских монастырей.

Во время беседы обе стороны особо подчеркнули вклад множества выдающихся бурятских лам, находившихся в разные годы ХХ вв. на различных ответственных руководящих постах в иерархии Дрепунг Гоман дацана. И потому, возрожденный уже в Южной Индии во второй половине ХХ века, Гоман дацан не мог не сохранить исторические связи с Россией, с бурятским буддийским духовенством.

В знак возрождения этих исторических духовных связей с начала 90-х годов ХХ в. Гоман дацан предоставляет возможность российским хуваракам (студентам) получать высшее классическое образование в течение 10-16 лет.

Под руководством ректора Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», выпускника Гоман дацана, Геше Дымбрыла Дашибалданова, сегодня Сангха России успешно готовит новое поколение российского буддийского духовенства – священнослужителей-философов, переводчиков, мастеров ритуальных практик, мастеров тантры Калачакра, тантры Ямантаки, Гухьясамаджи, Чакрасамвары, мастеров буддийской живописи и зодчества, докторов восточной медицины.

Множество бурятских выпускников Гоман дацана, завершившие 10-14-летний курс обучения, имеют высокую ученую степень Гэбшэ и служат сегодня в десятках дацанов Сангхи России.

Вспоминая о роли и месте бурятских лам в истории развития монастыря Гоман, на встрече особо была подчеркнута значимость всей огромной проведенной работы по укреплению дисциплины, учебного процесса, усовершенствования и хозяйственной деятельности в том числе, на высшем посту руководителя огромного монастырского комплекса – на посту Хамбо Лам, где обучалось и обучается свыше десяти тысяч монахов, двух бурятских лам – Хамбо Ламы Гоман дацана Галсан Лэгден Аржигарова (1900-1962 гг.), выходца из Хойморского дацана Тункинской долины, и Хамбо Ламы Гоман дацана Агван Нимы Цыдыпдоржиева (1907-1990 гг.), выходца из Шулутского дацана Ацагатской долины. В самые трудные времена для Гоман дацана они не покинули монастырь, и до конца оставались со своими учениками.

Именно им, нашим выдающимся ламам ХХ века, в знак почтения их духовных подвигов, высокого памятования великих сыновей бурятского народа – истинной гордости бурятской земли, с молитвами о высоких победах, успехах родного народа, Сангха России ежегодно проводит большой международный турнир по национальной борьбе «Бухэ Барилдаан».

Особого внимания заслуживает и выдающийся бурятский лама Чойдак Намдаков, уроженец кяхтинской земли, десятки лет обучавшийся и служивший в тибетских монастырях, до глубочайших тонкостей изучивший характер тибетцев, их уникальные национальные традиции, языки и наречия, диалекты различных провинций Тибета, оставивший на века непревзойденный до сих пор Толковый словарь тибетского языка, выдержавший несколько изданий, которым до сих пор пользуются сами тибетцы, который приносит огромную пользу всем, кто изучает тибетский язык, национальную культуру и историю этого края.

По завершении встречи гости получили аудиенцию у XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Этигэлова. Феноменальное состояние Учителя у тибетских лам вызвало искреннее восхищение, удивление! «Хамбо Лама Этигэлов доказал всему человечеству могущественную силу Учения Будды!» - сказали они.

Восхитила гостей Иволгинского дацана и Художественная галерея искусств народов Азии - самые высокие оценки лам Гоман дацана получили замечательные работы талантливых молодых бурятских мастеров бронзового литья, работающих в мастерской «Эрхим Дархан» Иволгинского дацана.

31 мая 2017 года тибетские ламы в г.Улан-Удэ, в здании филармонии, начали возведение песочной мандалы Ямантаки – гневной формы Божества Мудрости Манджушри.

Также в течение всех дней пребывания лам в столице Бурятии для верующих и гостей уникального события с утра проводятся хуралы, вечером – лекции:

5 июня 2017 г, понедельник
1. Хурал, сэржэм, даллага, посвящение заслуг - 11:00-12:00
2. Хурал Жамсаран Сахуюсан - 18.00 – 19:00
3. Лекция - 19.30 – 20:30

6 июня 2017 г., вторник
1. Хурал Алтан гэрэл - 10:00 – 11:00
2. Хурал Шернин Дудок (для устранения препятствий) - 18:00-19:00
3. Лекция - 19.30 – 20:30

7 июня 2017 г., среда
1. Ритуальная пуджа Гьябши - для устранения серьёзных препятствий. 18:00-19:00
2. Лекция - 19.30 – 20:30