Бердслей шедевры. Обри Бёрдслей (Aubrey Beardsley) и графика модернизма
Мониторингом называют вид психодиагностического обследования определенных параметров объекта как саморазвивающейся системы. В психологической практике мониторинговые исследования позволяют отслеживать общую динамику онтогенеза конкретных свойств, качеств и других показателей личностного и психического развития детей и подростков в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Наибольшую трудность при реализации психолого-педагогических мониторинговых исследований представляет проблема интерпретации их результатов на системную оценку качества изучаемого явления. В этом случае речь идет о том, что предмет изучения психологов - личность - является сложным объектом, описание которого корректно только в том случае, если удается сохранить специфику каждого из составляющих его элементов и одновременно показать, что является их общим системообразующим качеством.
Попытки некоторых психологов решать обозначенную проблему иначе, например только математическим способом, изначально обречены на неудачу из-за ущербности скрытой за таким подходом методологии. Суть последней наиболее полно выражают следующие утверждения:
а) личностные качества развиваются от простого к сложному в прямо пропорциональной зависимости;
б) личностные качества, свойства и особенности могут изучаться изолированно друг от друга (речь идет не об исследовательской позиции, а о решении диагностических задач для нужд практики);
в) развитие одних качеств может компенсировать недоразвитие других, но в диагностике это не учитывается;
г) оценку степени развитости отдельных качеств, свойств и особенностей личности следует осуществлять относительно сред-нестатистических показателей репрезентативной выборки;
д) акцент в большинстве психолого-педагогических исследований делается на констатпции уровня развития без изначальной ориентации на проблемы коррекции возможного неблагоприятного развития.
Обратим внимание на то, что в теоретической психологии и психолого-педагогической практике подобная методология давно исчерпала себя и преодолена, а в практической диагностике все еще присутствует. По-видимому, это своеобразная дань формализации неформализуемых системных свойств предмета исследования. В целом обозначенный выше подход можно условно назвать механистическим и противопоставить ему конструктивистский.
Обозначение контуров конструктивистской методологии связано с решением нескольких основных вопросов (Н.А.Алексеев).
Во-первых, это вопрос о соотношении целого и частей при интерпретации результатов психолого-педагогических исследований. Представляется, что реально осуществляемая, последовательная диагностика отдельных качеств, свойств и особенностей личности должна сочетаться с типологической моделью способа интерпретации результатов. Речь идет не о складывании количественных показателей и выведении на этой основе некоторого общего уровня развития, а об их сопоставлении друг с другом, в котором показатели выступают основаниями построения матрицы сопоставления.
Во-вторых, подобная модель интерпретации результатов мониторинговых исследований позволяет изначально ориентировать исследователя и практика на поиск коррекционных технологий в случае неблагоприятного развития. Говоря о неблагоприятном развитии, мы имеем в виду то обстоятельство, что развитие личности учащихся теоретически может быть описано через характеристику того, чего в ней не должно быть с точки зрения здравого смысла, с одной стороны, и того, что может быть обозначено в качестве общего ориентира позитивных требований, с другой, например через характеристику возрастных или профессионально-личностных моделей развития.
Подобный подход позволяет одновременно осуществлять две стратегии управления развитием личности: по результатам на основе констатируемого развития качеств, свойств и особенностей личности и по отклонениям, т.е. с ориентацией на степень выраженности этих характеристик по их отношению к позитивным требованиям модели развития на определенной стадии.
В-третьих, обозначенная выше стратегия мониторинговых исследований позволяет отказаться от среднестатистических показателей как основной оценки успешности развития. На ее смену приходит оценка индивидуальной траектории развития, характеристика которой в конечном итоге и диктует способы и варианты построения оптимального для каждой личности пространства ди-дактико-воспитательных событий.
Намеченные контуры подхода к интерпретации мониторинговых исследований позволяют в полной мере реализовывать социально-личностную парадигму психолого-педагогического мышления в теории и практике диагностики.
Психологический мониторинг может проводиться по инициативе психолога в конкретном образовательном учреждении и уни-фицированно в целом регионе. В таком случае психологи учреждений получают и предоставляют первичную психологическую информацию, а ее компьютерная обработка и интерпретация проводятся в региональных психодиагностических центрах. Полученная психологическая информация используется при подготовке
рекомендаций для деятельности психологической службы образования в регионе и конкретном учреждении, при аттестации психологов, планировании и организации работы образовательных учреждений. Кроме того, она выступает как психологический компонент мониторинга качества образования.
Психологический мониторинг проводится с определенной целью, его программу необходимо теоретически обосновать и практически мотивировать. В ней должны быть описаны процедура и методики обследования, а также формы и. способы представления результатов.
После компьютерной обработки результатов монитори-нга психологи получают индивидуальные характеристики на каждого ученика, сводный аналитический отчет по параллели со статистическими таблицами по классам.
По результатам обследования психолог проводит консультирование учащихся, педагогов и родителей, оказывает необходимую психологическую помощь.
Психодиагностический центр осуществляет на основе мониторинга общий (по региону) и сравнительный (по учреждениям) анализ особенностей развития учащихся по различным параметрам. При ежегодно проводимом мониторинге отслеживается динамика психологических показателей.
ПРИМЕР ИТОГОВОГО ОТЧЕТА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Цель исследования: выявление показателей интеллектуального развития выпускников школ г. Тюмени и психологической «цены» обучения, выражаемой в отклонениях в состоянии эмоциональной сферы школьников.
Задачи исследования:
обобщенный и сравнительный анализ особенностей интеллектуального развития выпускников, обусловливающий уровень, направленность и целесообразность дальнейшего образования;.
обобщенный и сравнительный анализ значимых личностных особенностей выпускников, характеризующий их социализацию;
обобщенный и сравнительный анализ эмоционального состояния и работоспособности выпускников, отражающий уровень психологических затрат.
Методы исследования:
тест «Прогрессивные матрицы Равена», определяющий уровень невербального интеллекта, способности оперировать графической, несловесной информацией; оценивающий образный компонент мышления, способность к абстракции, анализу и синтезу графического материала;
тест интеллекта Амтхауэра, выявляющий особенности развития интеллекта, включая диагностику следующих его компонентов: вербального (чутье языка, умение оперировать словесными понятиями, классифициро-
вать, обобщать), счетно-математического, невербального (комбинаторные способности, пространственное воображение), мнемического (памяти);
тест «Техническое мышление», отражающий уровень развития практического мышления, способность к работе с простейшими техническими рисунками и чертежам, обусловленные знанием естественных наук, интуицией, житейским опытом;
тест цветовых выборов Люшера, определяющий функциональное эмоциональное состояние человека, привычные способы реагирования;
16-факторный опросник Кеттела, в котором каждый фактор построен по принципу полярности и отражает степень выраженности определенного личностного качества.
Результаты исследования (особенности психического и личностного развития выпускников):
/. Анализ развития интеллектуальных способностей.
В первую группу вошли ученики, которые показали разносторонние способности (гуманитарные, естественно-математические, технические). Эти школьники эрудированы, начитаны, имеют богатый словарный запас, высокий уровень осведомленности в различных областях общественной жизни, научно-культурной сфере. Они свободно владеют мыслительными операциями (аналогия, классификация, обобщение), умеют логически правильно рассуждать при работе с текстом и цифровым материалом. Они отличаются развитым абстрактным мышлением, умением заменять конкретные словесные или числовые значения понятиями, символами и знаками; имеют высокий уровень невербального интеллекта. У них высок уровень внимания, наблюдательности, воображения; они обладают развитым образным мышлением и комбинаторными способностями, умеют мысленно оперировать с объектами. Этим выпускникам рекомендуется обучение в высших учебных заведениях с ориентацией на научную деятельность.
Третья группа выпускников может обучаться в вузах гуманитарного профиля при условии успешного овладения школьными дисциплинами гуманитарного цикла.
Выпускники четвертой группы могут обучаться в средних профессиональных учебных заведениях при условии высокой мотивации и хорошей школьной успеваемости. Их обучение в вузе будет сопровождаться большим перенапряжением.
К пятой группе относятся ученики со сниженным или низким уровнем развития интеллектуальной сферы. Они с трудом справляются с заданиями, связанными как с текстовой, словесной, так и графической, рисуночной информацией. Они не умеют рассуждать. У них более развито конкретное мышление. Этим выпускникам рекомендуется продолжить обучение в учреждениях начального профессионального образования или получать специальность непосредственно на производстве.
2. Анализ социально значимых личностных особенностей выпускников.
Социальная зрелость
В этой группе объединены выпускники, обладающие такими качествами, которые помогают жить в согласии с окружающим миром и
самим собой. Они адекватно реагируют на жизненные ситуации, умеют делать выбор и принимать решения, отвечать за свои поступки. Им свойственна критичность по отношению к себе и чувство защищенности и уверенности в себе.
Лидерство
В данной группе отмечены инициативные, активные, умеющие повести за собой выпускники - претенденты на лидерские позиции. Они имеют на все собственную точку зрения, способны настойчиво отстаивать свои убеждения. Они, как правило, смелы и, решительны, ориентированы на успех, не останавливаются на достигнутом, не теряются при непредвиденных обстоятельствах.
Конформность
В этой группе отмечены ведомые, уступчивые, уходящие от конфликтов, нерешительные старшеклассники. Они осторожны, предусмотрительны, не стремятся высказывать и отстаивать свое мнение, присоединяются к мнению большинства. Главное для них - чувство безопасности. Они добросовестные исполнители, не претендующие на ведущие позиции.
Агрессивность, конфликтность
Данная группа выпускников отличается высокой конфликтностью и трудностями в общении с окружающими, а также вспыльчивостью, раздражительностью, стремлением во что бы то ни стало настоять на своем. Они редко испытывают чувство вины, раскаяния. Иногда они могут производить впечатление людей раскованных и независимых, хотя на самом деле характеризуются высокой зависимостью от других и желанием самоутвердиться.
Невротизация
Последняя группа выпускников характеризуется искаженной системой отношений к себе и другим. Они легко теряются, расстраиваются по незначительному поводу, высокотревожны. Они не уверенц в своих силах и возможностях, часто комплексуют, склонны к самообвинению. У таких школьников часто меняется настроение, имеется тенденция к пониженному настроению. Психофизически они склонны к переутомлению, раздражительности. У них низкая работоспособность, они чаше болеют. Иногда у них может возникнуть"потребность компенсаторного поведения (алкоголизация, аддиктивное поведение, патологические хобби-реакции).
Анализ социально значимых свойств выпускников школ позволяет сделать вывод о том, что 49,9% из них являются социально зрелыми и 16,4% - лидирующими личностями, что свидетельствует об успешной социализации личности. 15,9 % - конформные личности, которые в большей степени адаптируются к внешним обстоятельствам, при этом не меняя последние и самих себя. Их социальное развитие затруднено и находится в зависимости от обстоятельств. Наконец, 2,7 % выпускников имеют те или иные признаки невротической, незрелой психологически личности, что чревато внутренними конфликтами, социальной дезадаптацией и психосоматическими заболеваниями. Необходима дифференцированная работа по психологическому сопровождению различных групп
учащихся: создание психолого-педагогических условий для самовыражения, самореализации каждой группы выпускников.
3. Анализ эмоционального состояния выпускников.
Значительное число выпускников школ характеризуются низким уровнем эмоциональной устойчивости, высокими показателями личностной тревожности, повышенным уровнем нервного напряжения, переутомления, снижением работоспособности, находятся в стрессовом состоянии.
Администрации, педагогическим коллективам школ, школьным психологам необходимо выявить причины создавшегося неблагоприятного эмоционального фона и совместными усилиями провести работу по его нормализации. Эти причины могут лежать в области педагогического общения, межличностных отношений между детьми, детско-родительских отношений; они могут быть обусловлены трудностями личностного и профсссионального-самоопределения выпускников; необоснованным повышением учебной нагрузки; нарушениями режима работы и отдыха; неэффективностью педагогических технологий и т.д.
Практическая психодиагностика не является самоцелью. Она проводится для того, чтобы личностно ориентированно, дифференцированно осуществлять психологическую поддержку и психологическое сопровождение развития личности. Поэтому она должна быть экономичной и носить гуманный и стимулирующий характер.
Контрольные вопросы
1. Какова разница между психодиагностикой как теоретической, экспериментальной наукой и практической деятельностью?
2. С какой основной психологической категорией работает психолог-диагност? В чем сущность онтологического и деонтологического подходов к психодиагностике?
3. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)?
4. Каким образом осуществляется построение и проверка диагностической гипотезы?
5. Каковы задачи психодиагностического обследования детей и подростков?
6. Что такое психологический мониторинг и какова его технология?
Темы семинарских занятий
1. Психодиагностика как область практической деятельности психолога.
2. Школьная психодиагностика и ее специфика.
3.Требования к психодиагностическому исследованию, его процедура.
Мониторинг социально-психологического состояния учащихся детских объединений МКУ ДО РДЭЦ
Цель мониторинга:
1.сопровождение процесса социально-психологической адаптации (СПА) обучающихся в детском коллективе,
2.формирование благоприятного социально-психологического климата (СПК) в детских объединениях,
3.обеспечение психологического здоровья обучающихся МКУ ДО РДЭЦ.
4.повышение профессиональной компетентности педагогов.
Задачи мониторинга:
1.Сбор и обработка данных о протекании успешной СПА обучающихся;
2.Сравнение (по полугодиям) динамики изменения значений показателей успешной СПА, обуславливающих формирование благоприятного СПК;
3.Определение проблемных условий СПА;
4.Принятие мер по минимизации неблагоприятных факторов.
Функции мониторинга:
-Познавательная функция – повышение внимания педагогического коллектива к проблемам и благополучию обучающихся.
-Функция поддержки – обеспечение и сохранение условий, способствующих благополучной СПА и формированию благоприятного СПК.
-Профилактическая функция – наблюдение и контроль за условиями благополучной СПА и формирования благоприятного СПК.
Сбор информации
: регулярная диагностика (октябрь, февраль)
.
1) «Социально – психологический климат в коллективе» Фидлекр (сентябрь);
2) Анкета «Морально – психологическое самочувствие и физическое состояние» (март);
2) Социометрические исследования в детских объединениях (декабрь).
Объект мониторинговых исследований
: обучающиеся МКУ ДО РДЭЦ
.
Деятельность
: воспитательная работа педагогического коллектива, обеспечивающая устранение влияния негативных и усиления позитивных условий для успешной адаптации и социализации обучающихся МКУ ДО РДЭЦ.
ПОНЯТИЯ:
Социально-психологический климат
- интегральная характеристика системы межличностных отношений в группе, отражающая
комплекс решающих психологических условий
, которые либо обеспечивают, либо препятствуют успешному протеканию процессов деятельности (общение) и личностного развития.
Социально-психологическая адаптация
– процесс интеграции обучающегося в детский коллектив, в результате которой достигается формирование:
Адекватного самосознания,
Продуктивного ролевого поведения,
Способности к самостоятельности и самоконтролю,
Адекватных и продуктивных связей с окружающими.
Мониторинг
– процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров.
Параметры измерения по признакам успешной социально-психологической адаптации
Общие успехи в обучении
Статус в коллективе (лидер, популярный).
Отношение к мнению коллектива (благожелательно, серьёзно).
Друзья (и в д/о и за пределами).
Мероприятия (и/или: организатор, инициатор, активный участник).
Конфликты (не высокий уровень конфликтности с окружением).
Отношение к себе (и/или: уверен в себе, стремится к успеху).
Навыки культурного поведения (обладает н.к.п.).
Воспитательный фон в семье (педагогически состоятелен).
Здоровье (как часто пропускает занятия по болезни).
Инструментарий для диагностики:
1) «Социально – психологический климат в коллективе» Фидлекр;
2) Анкета «Морально – психологическое самочувствие и физическое состояние»;
3) Социометрические исследования в детских объединениях
Основной спектр определённых проблем обучающихся:
Не умение устанавливать дружеские контакты.
Конфликтные взаимоотношения с детьми, с родителями.
Низкая самооценка, неуверенность в себе.
Пассивная жизненная позиция.
Формы работы:
Индивидуальные и групповые консультации;
Коррекционно-развивающие занятия (на сплочение обучающихся);
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ:
-с отверженными членами детского коллектива. Отверженным членам д/о давать поручения, которые повышали бы их значимость в коллективе, социальный статус. Чтобы сменить позицию «непризнанного», «отверженного» члена объединения создаётся соответствующее поле деятельности, где ребёнок раскрывается.
-с обучающимися с низким показателем физического состояния и морально – психологического самочувствия.
РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА
ЗА
2014-2016 гг.
Целенаправленная работа по формированию социально-психологического климата в образовательном пространстве МКОУ ДОД РДЭЦ показала положительную динамику в социально-психологической адаптации обучащихся по следующим показателям.
Сравнительный анализ результатов социометрического исследования.
2014-2015гг 2015-2016гг
Сравнительный анализ эмоционально – психологического климата в детских объединениях
Групповой индекс эмоционально – психологического благополучия в детских объединениях:
- 2014 – 2015 учебный год – 19 баллов
-2015 – 2016 учебный год – 23,6 баллов
Значительно возросло число ребят:
устанавливающих дружеские связи как внутри своего детского объединения, так и за его пределами (с 17 до 60%);
занимающих активную социальную позицию и реализующих как творческий, так и познавательный потенциал (с 27 до 41%) ;
демонстрирующих социально одобряемое поведение (с 45 до 66%) ,
в детских коллективах стало больше ребят в статусе «популярных» (с 41 до 50%) ,
серьёзно относящихся к мнению коллектива (с 26 до 35%) ,
стремящихся к успеху (с 13 до 20%) ;
Значительно снизилось число ребят:
допускающих нежелательное поведение, снизилось (с 36 до 28%) ,
характеризующихся агрессивным и социально неодобряемым поведением снизилось (с 9 до 3%) ;
в статусе «непопулярных» (с 30 до 24%) ,
в статусе «изолированных» (с 7 до 3%) ,
в статусе «отверженных» уменьшилось (с 2 до 0,4%) ;
с заниженной самооценкой (с 36 до 29%) ,
относящихся к мнению коллектива враждебно (с 5 до 3%) ,
болезненно воспринимающих мнение коллектива (с 13 до 9%) ;
Выводы:
Согласно полученным результатам можно сделать следующие выводы:
условия для формирования благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении созданы;
данная программа мониторинга и мер коррекции имеет позитивную динамику изменений в показателях социально-психологической адаптации обучающихся в образовательном учреждении.
Сущность и задачи социально-психологического мониторинга. Эффективное предупреждение преступности может осуществляться лишь на основе адекватной прогностической оценки тенденций изменения ее состояния и причинного комплекса. В современной криминологической литературе прогнозирование преступности определяется как основанное на анализе и данных расчета вероятное суждение о вариантах будущего состояния преступности с учетом осуществления предполагаемых мер борьбы с ней и профилактики преступлений. Необходим комплексный прогноз в сфере борьбы с преступностью, который должен охватывать тенденции: а) социальных процессов, непосредственно влияющих на преступность; б) борьбы с преступностью; в) самой преступности как явления, способного к самоизменению.
В современной литературе сформирован комплекс исходных оснований криминологического прогнозирования:
Преступность рассматривается как явление, вторичное по отношению к другим социальным явлениям, которые могут выступать как ее причинами, так и факторами, снижающими ее уровень;
Прогноз преступности - это прежде всего оценка тенденций, которая всегда носит вероятностный характер. Необходимое условие этой оценки (и в то же время ограничение) - допущение об устойчивости проявившейся в прошлом тенденции в динамике и структуре преступности;
Между преступностью и ее факторами нет линейной причинно-следственной связи и возможно запаздывание изменений в преступности при произошедших изменениях социальных условий, выступающих факторами ее роста или снижения. Это связано с инертностью социальных процессов - накоплением потенциала для изменений.
Криминологическое прогнозирование, основанное на этих положениях, может осуществляться при относительно высокой стабильности условий жизни общества или тенденций их изменения, а также при наличии необходимой информационной базы, включающей данные о широком спектре социальных явлений. При отсутствии этих условий прогнозирование преступности на определенный срок становится практически невозможным. На современном этапе необходимо постоянное слежение за ситуацией с преступностью - мониторинг.
Для разработки методики мониторинга основополагающим является положение о том, что факторы преступности различаются по степени непосредственности и интенсивности своего причинного влияния на преступность. Среди них есть внутренние причины, которые представляют собой явления индивидуального и общественного сознания, т.е. духовной сущности общества и отдельного человека.
Внутренние факторы формируются, изменяют свое содержание и интенсивность под влиянием условий социального бытия. Эти условия можно рассматривать как внешние факторы преступности, влияющие на изменение внутренних.
Среди них можно выделить факторы первого и второго порядков. Внешние факторы первого порядка более непосредственны в своем влиянии на внутренние (духовные). К их числу относится информационный поток, создаваемый средствами массовой информации, организуемый через просвещение, воспитание или складывающийся стихийно. Этот поток формирует ценностно-нормативную сферу сознания членов общества, опосредует восприятие и оценку ими событий социальной жизни. Примером факторов второго порядка может служить применение уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. Эти меры обеспечивают непосредственно лишь частное предупреждение, в то время как общее предупреждение - опосредованно доходящей до членов общества информацией об изобличении и наказаниях преступников.
Методологически важен учет того факта, что детерминанты преступности могут изменяться под влиянием собственных движущих сил. Похоже, что преступность, достигая некоторого относительно высокого уровня, несет в себе механизм «расширенного воспроизводства» и способна сохранять тенденцию роста за счет внутренних факторов при отсутствии существенных изменений внешних. Явление самодетерминации обусловлено:
Расширяющимся криминогенным влиянием лиц, совершающих преступления, на остальную часть общества;
Формированием правонарушающих традиций среди определенных социальных групп;
Возникновением организованных преступных общностей, осуществляющих поддержку противозаконной деятельности и противодействие правоохранительной деятельности государства;
Снижением показателей обеспечения неотвратимости ответственности.
Криминологический мониторинг должен осуществляться как систематическое изучение и оценка внутренних - социально-психологических предпосылок преступности и тенденций их изменения в соотнесенности с анализом социальных условий, выступающих наиболее существенными внешними факторами и влияющих на формирование внутренних предпосылок преступности.
Порядок проведения социально-психологического мониторинга. Схема социально-психологического мониторинга преступности по логике его задач и возможностей включает следующие составляющие.
Первоначально изучаются те свойства общественного сознания и правовой психологии, которые выступают внутренними факторами появления и
развития тенденций ухудшения состояния правопорядка. По результатам их анализа делаются выводы о внутренних предпосылках изменений преступности в обществе (в конкретном регионе, общности людей) в текущее время.
Далее проводится криминогенетический анализ социально-психологических предпосылок преступности, направленный на выявление условий социального бытия и социальных воздействий, которые обусловливают криминогенно значимые изменения общественного сознания и правовой психологии. Установление этих факторов выступает основанием для принятия мер по их устранению или нейтрализации их негативного влияния.
Социально-психологический мониторинг ориентируется на разные социальные субъекты (территориальные общности населения, коллективы организаций, социальные группы) и по отношению к различным сферам юридически значимого поведения, соотносимого с уголовно-правовым запретом. К основным из этих сфер необходимо отнести: 1) сферу обеспечения удовлетворения материальных потребностей человека (эта сфера охватывает корыстные преступления); 2) сферу взаимодействия человека с другими людьми в связи с удовлетворением своих потребностей и интересов (данная сфера охватывает насильственные преступные деяния). Другие сферы юридически значимого поведения определяют специфические направления мониторинга. К ним относятся, например, сфера взаимодействия граждан с государством и его органами, сфера выполнения воинского долга, сфера досуга и потребления и др.
Социально-психологический мониторинг в отношении общества или определенных общностей людей предполагает изучение общественного правосознания и распределение индивидуальных правовых позиций членов общества, их представлений о приемлемости в обществе совершения противоправных деяний, субъективного восприятия влияния общества на его членов: криминогенного («общество поддерживает преступное поведение»), антикриминогенного («общество препятствует преступным посягательствам») и противоречивого («общество и способствует, и препятствует преступным деяниям»). Необходимо различение видов позиций по их разным психологическим особенностям.
Первая особенность - отношение к преступному деянию как способу удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации):
1) решимость вести преступный образ жизни и готовность осуществлять поиск или создание возможностей для его ресоциализации;
2) приемлемость преступлений лишь при возникающих благоприятных возможностях для этого либо в составе референтной группы (склоняющего влияния значимых лиц) при отсутствии собственного стремления к инициативному поиску или созданию таких возможностей;
3) допустимость преступлений лишь при невозможности обеспечить правомерно удовлетворение жизненно значимой потребности (разрешение острой проблемной ситуации);
4) полная неприемлемость для себя использования преступлений даже при вынуждающем характере обстоятельств.
Вторая особенность индивидуальной правовой позиции, значимая для криминологического мониторинга, выражает степень принятия личностью правомерного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации:
1) безусловное принятие только правомерного способа и решимость его постоянно использовать;
2) приемлемость правомерного способа и решимость его использовать сочетаются с неудовлетворенностью его результативностью;
3) противоречивое отношение к правомерному способу и отсутствие решимости его использовать наряду с отсутствием решимости отказа от него;
4) определенное неприятие правомерного способа с решимостью отказа от его использования.
Третья особенность правовой позиции личности проявляется по отношению к выполнению общественного долга участия в борьбе с преступностью. Она основывается на отношении личности к использованию другими людьми противозаконного способа действий, которое может быть: солидарным (оправдывающим, лояльным); противоречивым (содержащим элементы и оправдания, и осуждения) в зависимости от мотивов совершения противозаконных действий, объекта посягательства и т.д.; индифферентным (неопределенным, неясным, несформированным); умеренно отрицательным (выражающим сожаление в связи с тем, что люди совершают преступные деяния); обостренно отрицательным (осуждающим противозаконные действия).
Позиции личности по отношению к участию в борьбе с преступностью, выполнению общественного и гражданского долга в этой деятельности могут быть дифференцированы следующим образом:
1) позиция принципиального неучастия;
2) позиция участия при затрагивании личных интересов или интересов близких людей;
3) позиция избирательного участия в зависимости от того, кто является потерпевшим (заслуживает ли он сочувствия) или преступником (существует ли угроза мести со стороны преступника и т.д.);
4) позиция обязательного участия в любом случае.
Приведенная дифференциация основных сторон правовой позиции личности может быть использована в качестве основы для разработки методики изучения их распределения в обществе (общности) при осуществлении социально-психологического мониторинга предпосылок преступности.
Психологическое исследование отражения в индивидуальном и общественном сознании социальной приемлемости совершения противоправного деяния показало наибольшую значимость следующих социальных представлений:
О распределении в обществе, референтном социальном окружении или среди представителей социальной группы, к которой относит себя субъект, правовых позиций, указанных в приведенной выше их типологии;
О благоприятности либо неблагоприятности последствий для тех, кто использует противоправный способ удовлетворения потребностей (разрешения проблемных ситуаций);
О социальном реагировании на совершение определенного рода противоправных деяний и вероятности наступления отрицательных последствий (юридических или не юридических);
О возможности и благоприятности использования правомерного способа для обеспечения удовлетворения потребностей или разрешения проблемных ситуаций;
О социальном реагировании (отношении ближайшего окружения) на использование субъектом исключительно правомерного способа действий для удовлетворения потребности (разрешения проблемной ситуации), т.е. на принципиальное неиспользование противоправного способа
Слово «мониторинг » (от латинского « monitor »)
в переводе означает
напоминающий или предостерегающий.
Понятие « мониторинг »
может рассматриваться
- и как способ исследования реальности , используемый в различных науках,
- и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.
Психологический мониторинг
представляет собой систему постоянного отслеживания посредством психологической диагностики процесса личностного развития учащегося (ребенка), создания банка психологических данных на каждого учащегося (ребенка), проектирование индивидуальной психологической и педагогической траектории учащегося (ребенка).
Работа психологической службы ОУ в режиме психологического мониторинга осуществляется по следующим направлениям
- Психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия – психологическая диагностика – анализ результатов – рекомендации, консультация – коррекционные мероприятия и т.д.
Психологический мониторинг реализует следующие задачи:
- получение максимально полной психологической информации, характеризующей образовательный процесс в школе;
- предоставление этой информации в наиболее удобном виде пользователям разного уровня;
- структурирование системы психолого-педагогических коррекционных мероприятий.
При помощи психологического мониторинга отслеживаются следующие психологические критерии, показатели результативности образовательного процесса в школе:
- познавательная сфера ребенка (восприятие, память, внимание, мышление) и динамика ее развития, сформированность учебной деятельности;
- мотивационная сфера и динамика ее развития;
- эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности) и динамика ее развития, влияние эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенность различными сторонами образовательного процесса;
- личностная сфера (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамика ее развития.
Психологический мониторинг – это
- комплексная технология, объединяющая диагностику, консультацию, коррекцию в единую эффективную систему психологических средств, реализуемых в определенной последовательности, наполняемых строго отобранным содержанием и позволяющих гибко и действенно осуществлять психологическое сопровождение образовательного процесса, достигать желаемую цель.
Формы использования результатов психологической диагностики могут быть следующие
- 1. Составление рекомендаций учителям и представление их на педагогических советах
- 2. Индивидуальные собеседования психолога с педагогами
- 3. Индивидуальная и групповая работа с учениками
- 4. Индивидуальные собеседования с родителями
- 5. Групповая работа с родителями
- 6. Подготовка анализа актуальной ситуации для администрации образовательного учреждения.
Психологическое сопровождение учащегося в режиме психологического мониторинга дает возможность:
- определить относительное место учащегося в классе и параллели;
- провести ранжирование учащихся (классов) по заданному параметру;
- выделить группы учащихся с высокими и низкими показателями;
- отследить динамику изменений результатов от года к году;
- провести сравнение групп (классов, параллелей) по заданным параметрам.
В последние годы, несмотря на неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в стране, наметилась положительная динамика в изменении отношения общества к инвалидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связано со степенью информированности общества о проблемах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих ценностей, милосердия, гуманизма; с переходом от государственно-центристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в педагогике гуманистической. В связи с изменением отношения
В качестве объекта исследования были выбраны следующие социальные группы:
Подростки и молодые люди, страдающие церебральным
параличом (I группа);
Специалисты (II группа);
Обыватели (III группа), а именно: молодежь (граждане
в возрасте до 30 лет); интеллигенция (люди с высшим об
разованием); пенсионеры (лица пенсионного возраста).
Каждую из перечисленных групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были учтены лишь наиболее важные.
Целостность групп определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного исследования:
Молодежь и пенсионеры, представители нового и стар
шего поколений, живущие и жившие при разном общест
венном управлении (тоталитарном и демократическом);
Специалисты - люди, наиболее информированные о про
блемах инвалидов, знающие положение дел изнутри;
Интеллигенция - наиболее образованная часть общест
ва, отражающая вектор изменения отношения к интегра
ции инвалидов в социум.
В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и детским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опрошены 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых - от 15 до 20 лет.
Вторая группа включала в себя людей, связанных по роду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее составили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудники психолого-медико-педагогических центров, представители общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты вечернего отделения Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы - 180 человек.
Б третью группу вошли представители пяти государственных и семи частных организаций и предприятий различных форм собственности, студенты десяти учебных заведений различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка.
Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:
Молодежь - 130 человек;
Интеллигенция - 100 человек;
Пенсионеры - 170 человек.
Процедура исследования
Проведение мониторингового исследования в пределах даже одного города по проблеме социальной интеграции инвалидов-опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выборочно. Выборочное исследование также может дать реальную картину результатов при соблюдении определенных требований к совокупной выборке.
Главные критерии корректности выборки в исследовании: случайность отбора респондентов; формирование групп в соответствии с общей возрастно-половой структурой населения.
Основой исследования стали анкеты, разработанные Л.М. Шипицыной. Вопросы, предлагаемые в анкетах, были составлены так, чтобы удовлетворять следующим основным тр е-бованиям:
1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.
2. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок
и единиц измерения.
3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не
более пяти).
4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений
к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)
5. Исключение непосильных требований к памяти опраши
ваемого.
Глава XII. Социализация детей с нарушением ОДА
§ 3. Отношение разных слоев общества к интеграции инвалидов
Анкетирование инвалидов-опорников проводилось организатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашиваемых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкетирования.
Целью проведения анкеты 1 (см. приложение 1) является оценка информированности общества об инвалидах. Анкета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточнением источников информации, где предоставляется возможность выбора из перечисленных источников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищающих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой перечислить известные организации.
Вопросы анкеты носят содержательный характер и позволяют выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респондентом источники информации.
Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отношения общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами проблем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педагогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анкеты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов.
Вопросы 2 и 3, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяснить возможные причины того или иного отношения к инвалидам.
Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, которое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основной частью анкеты. Перечисленные
вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.
В целом анкета 2 построена на использовании прямых вопросов, так как они психологически нейтральны к личности респондента.
Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих инвалидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороны общества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о трудностях общения и психологической устойчивости при контактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве - как важнейшем элементе социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.
Выявление трудностей в общении позволяет сделать выводы о степени социализации подростков, страдающих церебральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, так как при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопроса 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмоциональной устойчивости респондентов.
Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд опрашиваемого на окружающий мир и ощущение своего положения в нем. Седьмой вопрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми.
Заключительные вопросы анкеты - 9 и 10 - позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причины неуверенности в будущем,-которые предлагается указать респонденту.