Достижения древнего рима. Технические достижения древней греции и древнего рима


Древнеримская эпоха оставила нам в наследство дороги, мосты, памятники архитектуры, обычаи и законы. А ещё - 1 января и 1 апреля! Ежедневная хроника происшествий – тоже их изобретение! А вы знаете, как в Древнем Риме наказывали фальшивомонетчиков? А что связывает таксистов и древних римлян?

Римляне изобрели пешеходную зебру. Пешеходы переходили через дорогу по длинным камням, а дождевые потоки текли – между камней.

Современная жизнь сложна и многообразна. Мы живем, используя достижения и открытия предыдущих поколений, но редко задумываемся над тем: кого же за все это следует благодарить? Если спросить у среднестатистического россиянина, какое наследство оставили нам древние римляне? В ответ, скорее всего, услышим, что они изобрели бетон и "водопровод, сработанный еще рабами Рима ". Это не совсем так. Подобный бетону строительный материал широко применялся в Междуречье и в Малой Азии задолго до того, как римляне сделали его базой своей строительной индустрии. Но именно они, поставив производство бетона на промышленную основу, сумели подарить миру грандиозные сооружения, дошедшие до нас с вами. Что касается водопровода, то в качестве примера приведу дворцы Крито-микенской цивилизации, там ученым удалось обнаружить не только остатки водоснабжения, но и достаточно продуманную систему канализации.

Строителям Римской республики, а затем, империи, удалось сохранить наследие более древних культур и усовершенствовать его настолько, что спустя не одну тысячу лет благодарные потомки считают именно римлян изобретателями того или иного чуда цивилизации.

Римляне всегда ценили воду. Вода по акведукам поступала в многочисленные фонтаны, которые в те времена существовали отнюдь не ради красоты: они имитировали источники, и жители брали из них воду. Само слово "фонтан" происходит от латинского fontis ("источник"); в древнеримских фонтанах вода не била струями вверх, а стекала. Кстати, жители Рима почти не знали желудочных заболеваний, поскольку вода, подававшаяся со склонов местных холмов, проходила тройную очистку - через угольные, песчаные и травяные фильтры. К IV в. в Риме действовало около восьмисот фонтанов и свыше сотни общественных бань.

До сих пор вода в современной столице Италии остается вкусной и экологически чистой настолько, что ее можно давать даже новорожденным младенцам.

Римские мосты и дороги

До наших дней сохранилось немало сооружений, построенных римскими строителями и инженерами. Среди них - участки дорог, древние акведуки-водопроводы, а также мосты через реки и горные ущелья. Ярким примером может служить мост через реку Гард в южной Франции. Мосты сооружались и раньше, но древнейшими, из дошедших до нас стали каменные переправы, возведенные римлянами на основе бетона и металла.

Множеством преданий окутан каждый фонтан вечного города. Если бросить монетку в фонтан де Треви бросивший ее обязательно вернется еще раз. Не пожалев две монетки, человек обязательно найдет свою любовь в Риме . Де Треви самый знаменитый фонтан города. Центральное место в фонтане занимает Посейдон. Его окружают морские кони, тритоны, раковины и скалы. По одному из преданий фонтан получил такое название из-за перекрестка трех дорог. К фонтану ведет три улицы.

Ни одна древнейшая цивилизация не обходилась без дорог, но именно строители республиканского Рима стали проводить дороги с твердым покрытием. Беспрерывно воевавшим римлянам надоело каждый раз с наступлением сезона дождей останавливать движение своих легионов - и они стали мостить дороги камнем, чтобы колесницы не вязли в грязи.

У многих народов стало традицией устраивать первого апреля веселые празднества, разные обманы и шутки. Эта традиция насчитывает около двух с половиной тысяч лет. Появился первоапрельский обычай еще в древнем Риме эпохи царей. Поэт Овидий приводит любопытную легенду о том, как второму римскому царю Нуме Помпилию удалось перехитрить самого Юпитера. Чтобы овладеть секретами стихии и прекратить затянувшийся дождь, римский царь вступил в интеллектуальное единоборство с главным из богов. Громовержец пообещал выполнить его просьбу, поставив условием рассечения головы. Царь, не долго думая, рассек головку луковицы. Неудовлетворенный Юпитер потребовал жертвы с человеческой головы. На что римский царь лишь срезал прядь волос. "Я требую живой души!" - вскричал потерявший самообладание Юпитер. Но Нума не растерялся и в ту же минуту умертвил рыбу. Верховный бог, опасаясь за свой авторитет, вынужден был довольствоваться представленными ему жертвоприношениями и открыть хитрому царю секрет укрощения громов и молний.

Эта легенда послужила для римлян основанием отмечать апрель как время, когда человек показал себя умнее бога, веселыми розыгрышами, подвохами и обманами. Апрельский обычай давно перешагнул границы Италии и вместе с другими римскими традициями распространился на многие страны.

Приведенные примеры лишь в малой степени раскрывают то влияние, которое оказала Римская цивилизация на последующие эпохи. Сделанные римлянами открытия и нововведения в области архитектуры и методов строительства находят применение и в современном зодчестве. Принципы управления огромной империей в наши дни сохранены в Европейском сообществе, как идеал государственного устройства. ЕС стремится объединить входящие в него страны общей денежной системой, едиными нормами налогообложения, централизованным правительством и международным арбитражным судом. Античные идеология и литература, почти забытые в эпоху средневековья, послужили основой эпохи Возрождения .

Западная Римская империя официально прекратила свое существование в 476 г., после свержения варварами императора Ромула Августула. Но римский образ жизни получил столь широкое распространение, что не мог просто исчезнуть, не оставив следа на пыльных дорогах истории.

Ирина Нехорошкина. Italica №2 2000 года.

Хотя Римская империя существовала более 2000 лет назад, её вклад в историю цивилизации переоценить сложно.

И не стоит думать, что в то время люди были примитивными и отсталыми.

Современное общество многими изобретениями и технологиями обязано именно римлянам.

1. Бетон


Римляне умели изготавливать прочный и долговечный бетон, который зачастую лучше современного. В то время как нынешний бетон разрушается в течение пятидесяти лет или даже менее того, римский бетон до сих пор остается таким, каким был тысячи лет назад. Ходят предания, что римский инженер Марк Витрувий создал этот сверхпрочный раствор из вулканического пепла, извести и морской воды.

Он смешивал эти три ингредиента с вулканическим камнем и погружал смесь в морскую воду. Примерно через десять лет в бетоне образовывался редкий минерал, называемый алюминий-тоберморит, который и позволял ему сохранять свою прочность.

2. Дороги и шоссе

Как только римляне поняли, что мощеные дороги могут помочь им сохранить сильную армию и империю, они построили их повсюду. В течение 700 лет они проложили 88 000 километров дорог по всей Европе. Эти дороги были хорошо спроектированы, рассчитаны на длительный срок эксплуатации и позволяли быстро путешествовать по империи. Прошло 2 000 лет, но многие римские дороги все еще существуют и сегодня.

3. Культура питания

Римляне любили хорошо поесть, и столовая была важной частью их жизненного пространства. Типичный римский ужин состоял из трех блюд: закуски, основного блюда и десерта, что весьма напоминает современность. Римляне также пили вино на протяжении всей трапезы, что отличалось от греков, которые пили вино после еды. Подобные привычки сохранились и поныне.

4. Прошитые книги

До появления прошитых книг цивилизация в основном использовала каменные таблички или свитки. Однако к первому столетию н. э. римляне создали первые «кодексы», которые состояли из листов папируса или пергамента, связанных вместе. Тем не менее, настоящие книги появились только в V веке н.э.

5. Водопровод

Древние римляне разработали революционную систему водопровода, которая сначала начиналась с акведуков, что позволило им транспортировать проточную воду в населенные районы, и закончилось разработкой сложной системы трубопроводов из свинца. Они являются одной из первых цивилизаций, которые сделали подобное.

6. Курьерская служба

Римский император Август основал первую курьерскую службу в Римской империи под названием «Cursus Publicus». Это помогло передавать сообщения и информацию об налогах из одного места в другое. Император основал службу на персидской системе, но изменил ее так, что только один человек доставлял посылки или информацию из одного места в другое, а не передавал информацию многим людям. Это был более медленный процесс, но так обеспечивалась большая безопасность.

7. Газеты

Газеты прошли долгий путь. Первоначально римляне начали издавать записи сенатских собраний под названием «Acta Senatus», которые были доступны только сенаторам. Позже, после 27 г. до н. э., появилась «Acta diurna» - ежедневная газета для «обычных людей».

8. Центральное отопление

Одна из первых известных централизованных систем отопления в мире была создана римлянами. Она называлась «гипокаустом» и устанавливалась в основном в больших общественных банях. Под фальшполом постоянно горел огонь, который нагревал комнату и воду, идущую в баню.

9. Граффити

Оказывается, граффити - это не современная художественная форма, и возникла она в Древнем Риме. Ученые нашли граффити при раскопках Помпей, которые были «законсервированы» на века в слое пепла от извержения горы Везувий в 79 году н.э. Одной из многих вещей, нацарапанных на стенах, была фраза: «Я удивляюсь, что стена еще не рухнула от всех этих записей».

10. Канализация

Первая римская канализация была построена этрусками на всем итальянском полуострове в 500 году до нашей эры. После этого римляне расширили канализацию. Стоит отметить, что в основном она использовалась не для сточных вод, а для уменьшения наводнений.

11. Кесарево сечение

Цезарь постановил, что всех женщин, которые умирали во время родов, нужно вскрывать для спасения ребенка. Стоит отметить, что данная процедура никогда не предназначалось для спасения жизни матери, однако сегодня процедура радикально изменилась и стала более распространенной.

12. Медицинские инструменты

Благодаря сохранившимся руинам Помпей, ученые больше узнали о медицинских инструментах, используемых древними римлянами. Многие из них использовались вплоть до XX века. К примеру, были обнаружены вагинальное зеркало, ректальное зеркало и мужской катетер.

13. Дорожные знаки

Дорожные знаки вовсе не являются современным изобретением, и римляне тоже использовали их. На всех своих многочисленных дорогах и автомагистралях они использовали большие «вехи», чтобы дать путешественникам информацию о направлении и расстоянии от Рима и других городов.

14. Городская планировка

Римляне первыми применили столь распространенное сегодня планирование городов, создавая некоторые из первых проектов расположения улиц в виде сети. Многие из этих городов стали ранними моделями для более поздних проектов, поскольку проектируя города, римляне обнаружили, что они могут контролировать поток трафика, а также повышать эффективность торговли и производства.

15. Фаст-фуд

Руководству McDonald’s, вероятно, нравится думать, что именно они изобрели фаст-фуд, но это далеко не так. Например, в древнем городе Помпеи явно никто не любил готовить, поскольку в домах людей было найдено несколько кухонь. Вместо этого горожане ходили в «попины» или древние рестораны. Перекусы на ходу были довольно распространенными.

Западная Римская империя пала более 1500 лет назад, но ее богатое наследие - технологии и инновации - можно увидеть и сегодня. Римляне были поразительными строителями и инженерами, и их процветающая цивилизация породила достижения в области технологии, культуры и архитектуры, которые сохранились на протяжении веков. Из нашего списка вы узнаете больше об инновациях, созданных в Древнем Риме.

Акведуки

Римляне использовали множество удобств, которые нам кажутся обычными, но не были распространены в то время. Среди них можно выделить фонтаны, общественные бани, подземные канализации и туалеты. Но эти водные инновации не были бы возможными без акведука. Впервые разработанное около 312 г до н. э., это инженерное чудо обеспечивало водой трубопроводы в городских центрах. Акведуки сделали римские города независимыми от водоснабжения и оказались бесценными для общественного здравоохранения и санитарии. Хотя римляне и не изобрели водопровод - примитивные каналы для орошения и транспортировки воды, которые существовали ранее в Египте, Ассирии и Вавилоне, они усовершенствовали этот процесс, используя свое мастерство в строительстве. В конечном счете по всей империи возникли сотни акведуков, и некоторые из них доставляли воду более чем на 100 километров. Но больше всего впечатляет качество строения акведуков, ведь некоторые из них используются и сегодня. Известный фонтан Треви, к примеру, питается от восстановленной версии акведука Девы, одного из 11 в Древнем Риме.

Бетон

Многие древнеримские сооружения, такие как Пантеон, Колизей и Римский форум, сохранились до сих пор благодаря тому, что для их строительства использовали цемент и бетон. Римляне впервые начали использовать бетон в строительстве водопроводов, зданий, мостов и памятников более 2100 лет назад на территории всего Средиземноморского бассейна. Римский бетон не такой прочный, как современный аналог, но он оказался на удивление устойчивым благодаря своей уникальной рецептуре. Римляне использовали гашеную известь и вулканический пепел, которые вместе создавали своего рода липкую пасту. В сочетании с вулканической породой, этот древний цемент образовал бетон, который переносил химический распад. Бетон сохранял свои свойства даже при погружении в морскую воду, что позволило использовать его для строительства сложных бань, пирсов и гаваней.

Газеты

Римляне были известны своими общественными дискуссиями. Они использовали официальные тексты, чтобы решать гражданские, правовые и военные вопросы. Известные под названием «ежедневные акты», эти ранние газеты были написаны на металле или камне, а затем распространены в таких местах, как Римский форум. Предполагают, что «акты» впервые появились в 131 году до н. э. В них, как правило, содержались подробности римских военных побед, списки игр и поединков гладиаторов, уведомления о рождении и смерти и даже интересные рассказы. Были также «сенаторские акты», в которых подробно описывалась работа римского сената. Традиционно они были закрыты для общественного доступа, пока в 59 г до н. э. Юлий Цезарь не приказал опубликовать их в рамках многих реформ, которые он проводил во время своего первого консульства.

Обеспечение

Древний Рим был источником идей для современных государственных программ, в том числе мер, направленных на субсидирование продуктов питания, образования и др. Эти программы восходят к 122 г до н. э., когда правитель Гай Гракх поручил поставлять гражданам Рима зерно по более низким ценам. Эта ранняя форма обеспечения продолжилась при Марке Траяне, который реализовал программу для детей из бедных семей: их кормили, одевали и обучали. Также был составлен список товаров, цены на которые контролировались. В него входили кукуруза, масло, вино, хлеб и свинина. Их можно было купить с помощью специальных жетонов, которые назывались мозаикой. Такие действия помогли римской власти завоевать благосклонность народа, но некоторые историки уверены, что это стало одной из причин эконмического падения Рима.

Связанные страницы

Большую часть нашей истории литература имела форму громоздких глиняных табличек и свитков. Римляне упростили их, и начали использовать стопку связанных страниц. Это изобретение считается ранней версией книги. Первые книги делали из связанных восковых табличек, но вскоре они были заменены на пергамент, который больше напоминал современные страницы. Древние историки отмечают, что первую версию такой книги создал Юлий Цезарь: сложив вместе папирус, он получил примитивную тетрадь. Однако связанные книги не были популярными в Риме вплоть до первого века. Ранние христиане одними из первых приняли новую технологию и с ее помощью начали изготавливать копии Библии.

Дороги и магистрали

Во времена своего процветания Римская империя охватывала территорию 4,4 млн квадратных километра и включала большую часть Южной Европы. Чтобы обеспечить эффективное управление такой обширной территорией, римляне построили самую сложную систему дорог в Древнем мире. Эти дороги строили из грязи, гравия и кирпича, изготовленного из гранита или закаленной вулканической лавы. При проектировании дорог следовали строгим стандартам и создавали специальные канавы, которые обеспечивали сток воды. Римляне построили более 80 тысяч километров дорог до 200 г н. э., и в первую очередь они должны были служить для военных завоеваний. Эти дороги позволили римским легионам передвигаться со скоростью 40 километров в день, а сложная сеть почтовых домов означала, что сообщения передавались с поразительной скоростью. Часто эти дороги управлялись так же, как и современные магистрали. Знаки на камнях сообщали путешественникам расстояние до места назначения, а специальные отряды солдат действовали в роли дорожной полиции.

Римские арки

Арки существовали в течение 4 тысяч лет, но древние римляне стали первыми, кто начал эффективно использовать свои знания для строительства мостов, памятников и зданий. Оригинальный дизайн арки позволил равномерно распределить вес здания по различным опорам, предотвращая разрушение массивных сооружений под собственным весом. Инженеры улучшили их, сглаживая форму, чтобы создать сегментарную арку и повторить ее с различными интервалами. Это позволило построить более крепкие опоры, которые могли охватить большие промежутки, что используются в мостах и акведуках.

Юлианский календарь

Современный григорианский календарь очень похож на свою римскую версию, которая появилась более 2 тысяч лет назад. Ранние римские календари, скорее всего, были списаны с греческих моделей, которые основывались на лунном цикле. Но поскольку для римлян четные числа были несчастливыми, они изменили свой календарь, чтобы каждый месяц имел нечетное количество дней. Так продолжалось до 46 г до н. э., когда Юлий Цезарь и астроном Сосиген решили выровнять календарь в соответствии с солнечным годом. Цезарь удлинил количество дней в году с 355 до 365, и в результате получилось 12 месяцев. Юлианский календарь был практически идеальным, но он не рассчитал солнечный год на 11 минут. Эти несколько минут, в конечном счете, отбросили календарь на несколько дней. Это привело к принятию практически идентичного григорианского календаря в 1582 году, в котором для исправления этих расхождений добавили високосный год.

Правовая система

Многие современные юридические термины происходят от правовой системы римлян, которая доминировала в течение многих столетий. Основанием для нее стали Двенадцать таблиц, которые сформировали существенную часть Конституции во время республиканской эпохи. Впервые принятые примерно в 450 до н. э., Двенадцать таблиц содержали подробные законы, которые касались собственности, религии, а также наказаний за многие проступки. Еще один документ Corpus Juris Civilis - амбициозная попытка собрать историю римского права в один документ. Основанный императором Юстинианом между 529 и 535 гг, Corpus Juris Civilis включал современные правовые понятия, к примеру то, что обвиняемый считается невиновным, пока не доказана его вина.

Полевая хирургия

В Риме было изобретено множество инструментов для хирургических операций. Римляне были первыми, кто использовал кесарево сечение, но самой ценной стала полевая медицина. Под руководством Августа был установлен военный медицинский корпус, который стал одним из первых специализированных подразделений полевой хирургии. Специально обученные медики спасли бесчисленное количество жизней за счет использования римских инноваций в медицине, таких как кровоостанавливающие бандажи и артериальные хирургические зажимы. Римские полевые врачи также проводили осмотр новобранцев и помогали остановить распространенные болезни, контролируя уровень санитарии в военных лагерях. Они были известны еще и тем, что дезинфицировали инструменты в горячей воде прежде, чем их использовать, а также новаторской формой антисептической хирургии, которая начала широко использоваться только в 19 веке. Римская военная медицина оказалась настолько успешной в лечении ран и общем оздоровлении, что солдаты, как правило, жили дольше, чем среднестатистические граждане, несмотря на опасности, с которыми постоянно сталкивались на поле боя.

Цель: познакомить учащихся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, продолжать развивать познавательные способности учащихся, умение работать с источниками информации, выделять главное, воспитывать интерес, чувство уважения и восхищения к древнеримской строительной технике и архитектуре.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация. Приложение 1
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • выставка по теме (репродукции, книги)

Новые слова: форум (расположение архитектурных сооружений в строгом порядке на огромных четырехугольных площадях); акведуки (водопроводы); виадуки (каменные мосты); пилястры (плоский вертикальный выступ на поверхности стены); кессоны (квадратные углубления, которыми разделен полусферический потолок свода), термы (общественные бани).

Ход урока

I. Организационный момент

Художественная культура Древнего Рима оставила человечеству богатейшее наследие.

Тема нашего урока “Архитектурные достижения Древнего Рима”. На уроке мы познакомимся с архитектурой Древнего Рима, разновидностями построек и их назначением, строительным материалом и нововведениями в архитектуре.

II. Новая тема

Архитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировались ко времени IV-I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима сейчас, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям.

В развитии художественной культуры Древнего Рима различают три основных периода:

  1. Искусство этрусков (7–4 вв. до н.э.)
  2. Искусство Римской республики (4–1 вв. до н.э.)
  3. Искусство Римской империи (1–4 вв. н.э.)

Важную роль в становлении римской государственности, культуры принадлежит этрускам (племенам жившим на территории современной Тосканы). Они были опытными земледельцами и искусными ремесленниками. Они строили города, имевшие регулярную планировку, мощеные улицы), хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах и дворцов. Жилые дома и дворцы имели хорошую, удобную планировку: комнаты отдыха, для бесед, развлечений, бытового назначения. Внутри дома были дворики – сады со скамейками и фонтаном, куда хозяин приглашал друзей. Храмы строили в честь богов, для жертвоприношений богам и правителям. Этруски создали свой ордер – величественный и монументальный.

1. Римский Форум.

С 4 века до н. э. центром деловой и общественной жизни Рима стал Форум. <Рисунок 1 >

Здесь проходили народные собрания, решались важнейшие вопросы войны и мира, управления государством, заключались торговые сделки, слушались судебные разбирательства, кипели страсти… На территории Форума было много зданий, памятников и статуй. От Форума начинались важнейшие дороги государства, к нему сходились основные улицы города. Форум служил центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом. Самым замечательным памятником на Форуме была 38-метровая колонна Траяна <Рисунок 2 > . Выполнена из 20 блоков карарского мрамора, имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к площадке на капители. Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра, которая и находится на колонне по сей день. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

2. Инженерные сооружения.

Римская архитектура всегда стремилась к удовлетворению практических нужд человека. Строили римляне новые по тем временам инженерные сооружения: водопроводы (акведуки) и огромные каменные мосты (виадуки), внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город. Вызывает восхищение строительство дорог. Знаменитая Аппиева дорога – проложена из Рима в Капую, великолепно вымощенная большими, плотно пригнанными камнями <Рисунок 3 > .

3. Колизей.

Среди архитектурных сооружений Древнего Рима особый интерес представляют зрелищные постройки. Самая Крупная из них Колизей <Рисунок 4 >. Колизей – это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений – символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, хотя и полуразрушенные, стены Колизея продолжают стоять, заманивая к себе тысячи туристов. Колизей (первоначальное название – амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке.

4. Пантеон.

После романтической красоты руин форума и величия Колизея древняя грандиозность Пантеона наиболее ярко рисует облик античного города. Пантеон <Рисунок 5 > – единственное сохранившееся в Риме до наших дней практически неповрежденным, величайшее античное купольное сооружение высотой 43 м. Пантеон был построен в 128 г. при Адриане на месте аналогичного храма 27 г. до н.э., воздвигнутого Марком Агриппой (сохранилась надпись), но в 110 г. уничтоженного ударом молнии. Пантеонсостоит из шестнадцати коринфских колонн десяти метров высотой, поддерживающих крышу с треугольным фронтоном. Портик с двускатной крышей служит проходом в центральное строение цилиндрической формы, которое расчленено нишами, где некогда стояли статуи богов. В интерьере как бы вписан круг, диаметр которого и высота одинаковые (43.3 метра). Во внутреннее помещение свет проникает через отверстия в куполе. <Рисунок 6 >.

Архитектурный облик Древнего Рима невозможно представить без триумфальных арок, воздвигнутых в честь побед римлян в военных походах. Триумфальная арка - архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий. <Рисунок 7 >.

Среди крупнейших общественных построек Древнего Рима необходимо назвать здания терм <Рисунок 8 >. В Риме их насчитывалось великое множество. Они служили местом отдыха и развлечений, их посещение входило в повседневную жизнь римлян.

III. Закрепление изученного на уроке

А сейчас давайте повторим, что вы узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? Что запомнилось? Скажите, что можно увидеть в наши дни из элементов римской архитектуры (арки, своды)

Вывод. Римская архитектура оставила богатое наследие для потомков.

IV. Домашнее задание

Гл. 9., ст. 94–101. Вопросы и задания.

Литература

  1. Учебник Даниловой Г.И. Мировая художественная культура. М., Дрофа, 2010.
  2. Соколов Г.И . Искусство Древнего Рима. М., 1996.
  3. Римское искусство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) – СПб, 1890–1907.
  4. ru.wikipedia.org
  5. mystic-chel.ru
  6. uchportal. ru

Сельское хозяйство в античном мире было основной отраслью материального производства. Греческие земледельцы пахали с помощью пары волов или мулов. Лошадей не использовали. Пахотное орудие (аротрон, или рало) делалось из цельного куска дерева или состояло из нескольких частей деревьев разных пород. Рало имело полозья, параллельные поверхности почвы, и снабжалось железным наконечником - на- ральником лопатообразной формы с загнутыми боковинами. Рало имело рукоятки, отдельные от дышла. Наряду с ралом у греков в V в. до н.э. появился примитивный плуг. Пахарь с помощью упряжки волов, тянувших этот плуг, переворачивал землю, чтобы солнце прогрело ее глубинную часть и выжгло корни сорняков. Для обработки почвы пользовались и железными мотыгами. Известны широкие мотыги с заостренными концами, мотыги-однозубцы типа кирки и двузубые для прокапывания и рыхления почвы. Применяли также сапку, трезубые вилы и борону. Созревший урожай жали железными серпами, по форме напоминавшими современные. Молотьба осуществлялась с помощью скота. Вывеянное зерно хранили в зернохранилищах, стены которых обмазывали глиной и обжигали, чтобы обезопасить зерно от грызунов.

Зерно перетирали в муку зернотерками и мельницами. Примитивные мельницы состояли из двух жерновов прямоугольной формы. Поверхность нижнего жернова имела желобки. На верхнем жернове делали конусовидное углубление для засыпки зерна, переходившее в сквозное отверстие, через которое зерно попадало на поверхность нижнего жернова. Тяжелый верхний жернов приводился в движение с помощью рычага. Прямоугольные жернова двигались только взад и вперед. Были и мельницы с круглыми жерновами, которые вращались вокруг укрепленного в центре стержня. Наряду с вышеупомянутыми зернотерками и мельницами примерно с IV в. до н.э. в Греции стали применяться мукомольные поставы, где верхний жернов вращался животными - ослами, мулами, лошадьми и нередко рабами.

Примерно к III в. до н.э. начинают применяться простейшие водяные мукомольные мельницы. По-видимому, это были мельницы мутовчатого типа с горизонтально расположенным водяным колесом, снабженным изогнутыми лопатками. Такие мельницы распространились в Греции и Малой Азии раньше, чем в других областях.

Греки были хорошо знакомы с садовой агротехникой (например, они знали секреты пересадки молодых деревьев - размер ямы, расстояние между растениями и т.д., делали прививки). Садоводство и виноградарство требовали больших усилий, но, несмотря на это, под садовые культуры в III-I вв. до н.э. в хозяйствах отводилась большая часть земли, значительно превосходящая по своим размерам пахотное поле.

У римлян господствовала двухпольная система земледелия, но уже применялась и трехпольная с соответствующим севооборотом. Особенно много внимания уделялось удобрению полей. Римляне классифицировали удобрения по их значению, составляли нормы их вывоза на поля. Была разработана система хранения навоза в зацементированных ямах, где сохранялась влага. В качестве зеленых удобрений использовали бобовые, которые запахивали не скашивая; использовали золу, компост для подкормки растений. Римляне прекрасно понимали, что только систематический уход за землей позволит получать устойчивые урожаи. Они обычно практиковали двукратную вспашку, а для жирных почв - трехкратную. Ее глубина зависела от качества почвы (в Италии она доходила до 22 см). Для жатвы кроме обычных железных серпов применялись крупные серповидные орудия с отогнутыми концами.

Судя по сообщениям Плиния Старшего, в I в. н.э. в крупных поместьях Галлии появились механические приспособления для жатвы. Труд жнецов заменила примитивная жнейка. Она представляла собой расширяющийся кверху ящик на двухколесной оси. Передняя стенка ящика делалась ниже остальных. Вдоль ее края были укреплены железные зубцы, загнутые кверху. Вол, впряженный в короткие оглобли сзади жнейки, толкал ее вперед по ниве. Спелые колосья захватывались зубцами жнейки, отрывались и ссыпались в ящик. На току зерно обмолачивали цепами. Для молотьбы использовались трибулы - приспособления из нескольких обитых досок, на одной стороне которых укреплялись острореберные камни. Сверху на трибулы клали груз и волочили их по току, выбивая из колосьев зерно. Для получения муки применяли усовершенствованные ручные мельницы. Нижний неподвижный жернов был конусовидной формы, а надевавшийся на него верхний имел форму воронки (в нее сыпали зерно). Для приведения в движение таких мельниц обычно использовали ослов. Римлянам была известна и водяная мельница. Так, Витрувий описывает большое лопатчатое колесо, которое приводилось в движение водой с помощью двух поставленных под углом зубчатых колес. Это колесо вращало жернова. Как и греки, римляне придавали большое значение садоводству и виноградарству. Римские виноградари знали более 400 сортов винограда, прекрасно умели его культивировать и получать новые сорта. Известны были и различные способы размножения виноградной лозы (отводки, черенки, прививки).

Животноводство в Греции и Риме существовало с незапамятных времен. В Греции, например, весь домашний скот разделялся на три группы. Это нашло свое выражение в специализации пастухов: буколой пас быков и коров, пойменес - овец, а эполой - коз. В античном мире особо следили за чистотой на скотном дворе, предупреждая этим заболевания животных. Заболевших животных отделяли и помещали в специально отгороженные стойла.

Развитие античных государств сопровождалось совершенствованием горного дела и металлургии. Кроме железа и меди обрабатывались свинец, олово, серебро, золото и различные сплавы. Руды доставлялись из рудников, разработка которых наряду с добычей драгоценных металлов превратилась в одну из самых важных отраслей производства.

Добыча железной руды велась обычно открытым способом. Серебряную руду добывали глубоко под землей. Вентиляции в шахтах не было. Рабочее место освещалось глиняными светильниками. Вся работа велась вручную с помощью железного кайла и заступа, клина и молота. В римских владениях на серебряных рудниках Испании и Северной Африки наряду с традиционными орудиями откачки воды использовались архимедовы винты. Водоотливной винт вращали один или два раба, которые, держась руками за горизонтальный брус, переступали по лопастям винта. Такой механизм «перегонял» подземные потоки, осушая проходы для выборки породы. Помимо архимедова винта использовались и другие водоподъемные устройства. Так, в римских рудниках Рио Тинто в подземных камерах обнаружены остатки восьми пар водочерпальных колес, которые приводились в движение мускульной силой и поднимали воду на высоту 30 м. Диаметр таких водочерпальных колес составлял 4,5-5 м.

Металлурги Римской империи выплавляли железо в высоких горах способом сильного дутья и попутно получали чугун. Чугун выбрасывался как ненужный отход производства. Значительное развитие получила выделка стали. Ряд районов Греции и Малой Азии был известен в VI-V вв. до н.э. благодаря производству различных сортов стали. Во времена Александра Македонского синопскую сталь предпочитали употреблять для выделки плотницких инструментов, лаконий- скую - для напильников и сверл, лидийскую - для мечей и т.д. В Риме производство стали было усовершенствовано. Лучшая римская сталь содержала больше углерода, чем греческая, однако ее производство еще не обособилось в отдельную отрасль металлургии.

Широкое распространение в Греции получила рельефная обработка металлических изделий - торевтика. Мастера-то- ревты изготавливали бронзовые зеркала, парадную посуду, украшения на оружие, различную художественную утварь. Для производства рельефных украшений прибегали к чеканке, тиснению, гравировке, резьбе, а также к художественному литью в формах. В качестве инструментов торевты применяли всевозможные чеканы, металлические и каменные матрицы, резцы, гравиры, рашпили и другие инструменты.

В античную эпоху совершенствовалось производство бытовых и художественных изделий из глины, стекла, дерева и других материалов. Художественная керамика изготавливалась во многих средиземноморских странах. Применялся как ручной, так и ножной гончарный круг. После изготовления глиняного сосуда его украшали разнообразным орнаментом и изображениями (рисованными и вылепленными, рельефными). В Древней Греции широко применялась черепица, что было связано с ростом городов и расширением жилищного строительства. Римляне помимо черепицы стали производить кирпич, керамические трубы для обогревания стен и полов и др. В Греции с VI в. до н.э. наблюдалось производство небольших сосудов из разноцветного полупрозрачного стекла. Усовершенствование стеклоделия связано с римской эпохой и прежде всего с открытием стеклодувной техники. Одни исследователи относят это нововведение к I в. до н.э., другие - к I в. н.э. и считают его родиной Сирию, где была изобретена выдувная трубка. Ее применение открыло новые возможности для массового изготовления относительно дешевой продукции. Сирийцы перенесли производство дутого стекла в Рим, и оттуда это искусство распространилось по всем провинциям империи. Для изготовления оконных стекол употребляли деревянные формы. Их предварительно смачивали водой и затем выливали стеклянную массу, растягивая ее щипцами до краев. При такой технологии размер оконного стекла обычно не превышал 30-40 см. Однако, как показали раскопки в Помпеях, иногда выделывались и стеклянные листы размером 1,0 х 0,70 м толщиной около 1 см.

Изменения произошли и в технике производства тканей. В Греции был известен вертикальный ткацкий станок. Он состоял из двух стояков и горизонтального валика, помещенного в верхней его части. На валике укреплялись нити основы, концы которых оттягивались вниз подвешенными к ним грузилами. В средней части станка имелись два горизонтальных бруска для поперечного отвода нитей основы и прохождения утка с поперечной нитью. В эллинистическое время произошел сдвиг в развитии ткачества: увеличилось производство дорогих многоцветных, златотканых ковровых изделий. О технике и технологии изготовления сукна дают подробные сведения росписи стен помпейских домов. Для удаления жира из шерсти сукно замачивали в специальном растворе в чанах- ступах и засыпали особой глиной, впитывающей жир. Затем ткань топтали в чанах ногами и били на особых столах вальками, после чего ее тщательно промывали водой и сушили. Следующая операция была связана с ворсованием ткани, для чего использовалась шкурка ежа или растения типа чертополоха. Белые ткани окуривали серой, натягивая их на каркас полусферической формы. После окуривания ткань натирали специальной глиной, придававшей крепость и блеск изделию, а для окончательной отделки сложенные куски сукна клали под пресс. Пресс состоял из вертикально поставленной деревянной рамы, в центре которой укреплялись один-два деревянных винта. Винты вращались с помощью сквозного стержня, надавливая на горизонтальные доски, между которыми зажималась ткань.

Одной из наиболее развитых отраслей материального производства было строительное дело, достигшее в Древней Греции и Древнем Риме особенного размаха. В период возникновения и расцвета античной цивилизации ремесло каменотесов стало одним из главных в этой отрасли. Выемка строительного камня обычно производилась в открытых карьерах недалеко от места стройки. Мрамор добывали как открытым способом, так и в штольнях. Для этого использовали железное кайло, зубило, лом, деревянные клинья и кувалду. Для выемки известняка и песчаника применялись пила и топор. Для добычи более твердых пород пользовались пилами без зубьев, подсыпая под пилу во время ее движения песок. Первичная обработка камня велась рядом с каменоломней, окончательная - на месте стройки при подгонке строительных изделий.

Отличительной чертой мастерства греческих каменотесов являлось сооружение высоких колонн способом «насухо», т.е. без применения строительного раствора. Колонна собиралась из частей, обработанных не полностью и имевших выступы для подъема на канатах. Перед укладкой «один на другой» поверхности барабанов выравнивали. В центре каждого барабана делали углубление, куда вставляли деревянный шип, соединявший оба барабана. Плотной подгонки каменотесы добивались путем вращения барабанов вокруг оси. «Насухо» из каменных блоков строили также и стены. Для лучшей подгонки поверхностей их средняя часть углублялась, затем выравнивалась остальная плоскость. Горизонтальные ряды блоков скреплялись железными скобами, залитыми свинцом. Вершиной каменотесного дела было сооружение арки и полуциркульного свода из клинчатых каменных блоков, уложенных «насухо». Такие конструкции требовали тщательной обработки камня, соблюдения необходимых размеров и форм. При выкладке арки или арочного свода пользовались временным деревянным каркасом, на который укладывали клинчатые блоки, начиная с двух нижних (опорных) и заканчивая одним верхним (замковым), который удерживал всю сложную конструкцию свода.

В конце IV в. до н.э. по примеру греческих поселений на юге Италии стал применяться известковый раствор. В III в. до н.э. в строительной технике римлян было сделано очень важное открытие - изготовление связующего пуццоланового раствора из измельченной породы вулканического происхождения. Вскоре на основе этого раствора стали получать римский бетон. Мелкий каменный щебень, битый кирпич чередовались ровными слоями с цементным раствором, образуя несокрушимую бетонную кладку - «opus coementicius», не уступавшую по прочности каменным блокам. Для того чтобы щебень и цементный раствор не растекались и сохраняли необходимую форму, сооружалась временная деревянная обшивка - опалубка. После того как бетон застывал, опалубка снималась или передвигалась дальше. Из бетона, а также из традиционных строительных материалов возводились разнообразные здания, акведуки, а также транспортные сооружения (мосты, дороги и т.д.). Для облицовки употребляли известняк, туф, керамические плитки и т.д. Широко применялась штукатурка из извести и гипса. Дома накрывались мраморными плитами или черепицей.

При строительстве пользовались в основном ручными орудиями: коленчатыми и простыми рычагами для установки каменных плит, молотками для забивки скоб, лопатками для накладывания раствора и дощечками с рукояткой для его выравнивания. Проверочный инструмент состоял из циркуля, уровня, отвеса, наугольника, рейки и шнура. Был также известен уровень в виде открытого желобка, наполненного доверху водой. Для плотничьих и столярных работ по оборудованию зданий употребляли топоры, молотки, пилы, рубанки, долота, тесла. Доски распиливали лучковой пилой. Применялась также и двуручная пила. Употреблялись ручные сверла и дрели, которые приводили в движение тетивой лука. Отдельные деревянные части скреплялись железными гвоздями. При строительстве использовались и сложные механизмы для подъема тяжестей. Механизмы приводились в движение мускульной силой рабов, а также посредством простых канатных тяг. Использовались и наклонные плоскости. Так, например, при сооружении Колосса Родосского применялись наклонные земляные насыпи с деревянным настилом.

В античном мире большое внимание придавали регулярной планировке городов. Основой ее была правильная прямоугольная сеть прямых улиц равной ширины, которые образовывали одинаковые по форме и размерам кварталы. Каждый жилой квартал включал несколько домов, располагавшихся в два ряда. Стены наружных фасадов домов были глухими. Окна большей частью имелись на втором этаже, но не во всех домах. Для греческих городов был характерен высокий уровень благоустройства и комфорта. Улицы городов были широкими и вымощенными каменными плитами. Большое внимание уделялось борьбе с сыростью, обеспечивался свободный доступ воздуха и солнца, улицы озеленялись, имелось хорошее водоснабжение. Водопроводы (иногда с искусственным напором) питали общественные водоемы; вода поступала туда по керамическим и свинцовым трубам. Водопроводный туннель длиной в 1 км был сооружен в середине VI в. до н.э. на острове Самос. Санитарное состояние городских площадей, улиц, дворов обеспечивалось хорошо организованной системой водостоков, обложенных камнем и перекрытых плитами; существовала и канализация. В римских городах также имелось прекрасно налаженное водоснабжение. Ранние римские каменные акведуки сооружались с IV в. до н.э. Как и греческие, они были построены под землей. Со II в. до н.э. начали строить подземные акведуки на массивных аркадах. Акведук, построенный в 140 г. до н.э. на арочных опорах из тесаного камня (высотой местами до 15 м), подавал воду за 91 км. В Риме (II в. н.э.) действовало 11 водопроводов, дававших в день от 600 до 900 л воды на человека.

Рост населения Рима уже в III в. до н.э. привел к строительству жилых домов в три этажа. Из-за дороговизны земельных участков домовладельцы стремились повысить этажность сдаваемого в наем дома. Многоэтажных и многоквартирных домов - инсул к концу I в. н.э. насчитывалось свыше 46,6 тыс. Они имели 4, 5, а то и более этажей.

Важной отраслью строительного дела той эпохи было создание искусственных путей сообщения. О сооружении дорог в Греции сведения почти отсутствуют. Наивысшего развития искусство дорожного строительства достигает в Римском государстве. В расцвете своего могущества Римская империя имела 90 тыс. км шоссейных дорог (в том числе 14 тыс. км на Апеннинском полуострове), не считая грунтовых дорог и дорог, покрытых щебнем (с последними протяженность дорог достигала 300 тыс. км). Для обозначения расстояния на дорогах римляне через каждые 1000 шагов (1485 м) устанавливали каменные столбы или просто большие камни - миллиарии. Миллиарии содержали сведения о введении дороги в эксплуатацию, а также имена тех, чьими стараниями она сооружалась. В I в. до н.э. по приказу императора Августа на римском Форуме был установлен золотой миллиарий, символизирующий центр Римской империи и исходную точку всех римских дорог. В общей сложности из Рима расходилось (в Риме сходилось) не менее 23 дорог («все дороги ведут в Рим»).

Развитие морской торговли в Греции явилось условием создания торговых гаваней, защищенных молами и волнорезами. В больших приморских центрах строились обширные склады для хранения товаров, верфи, доки для строительства кораблей и их ремонта. Такие гавани были сооружены в Пирее, Сиракузах, на острове Делос и т.д. Во времена Римской империи на Апеннинском полуострове было проведено немало судоходных каналов, некоторые из них являлись и осушительными. Римляне занимались благоустройством портов. Строились бетонные и каменные молы, иные сооружения, в том числе сигнальные башни-маяки. Крупнейший маяк античной эпохи был сооружен не римлянами, а правительством эллинистического Египта в III в. до н.э. Речь идет о знаменитом маяке, построенном на острове Фарос в Александрийской гавани архитектором Состратом Книдским при царе Птолемее Соторе. Маяк представлял собой монументальную трехэтажную башню высотой около 130 м. Длина каждой стены первого этажа превышала 30 м. Третий этаж - фонарь имел круглую форму. На его куполе стояла бронзовая статуя Посейдона. Маяк одновременно служил крепостью (здесь находился большой гарнизон) и военным наблюдательным пунктом. Фаросский маяк, как и Колосс Родосский, считался одним из семи чудес света. С VII в. до н.э. греки начали строить палубные суда с командой из 50 гребцов - пентеконтеры и корабли с двумя рядами весел - диеры. Трехрядные суда - триеры (гребцы сидели на трех ярусах) появились в VI в. до н.э. Длина триеры составляла 40-50 м при ширине 5-7 м. Изобретателем триеры считается Ами- нокл из Коринфа. Греческие торговые корабли были плоскодонными с широким корпусом, с поднимающимся носом и кормой. Помимо весел грузовые суда имели от одной до трех мачт; каждая из них несла по одному четырехугольному парусу. Для плавания против ветра греческие моряки использовали дополнительный треугольный парус. Грузовые корабли были короче и шире военных, имели более глубокую осадку. Грузоподъемность их обычно не превышала 100-150 т, однако античные авторы упоминают о кораблях с большей грузоподъемностью. Материалом для постройки судов служили сосна, лиственница, пихта и иные породы хвойных деревьев, изредка дуб. Римские торговые корабли, так же, как и греческие, были парусными, и только в редких случаях в качестве механической силы применялись весла и мускульная сила. Обычно на мачте торгового судна был один прямоугольный или трапециевидный парус и треугольный парус на наклонной рее на носу корабля. Такие суда имели 25-30 м в длину и 8-10 м в ширину при грузоподъемности до 180 т. Груз укладывался в трюме или на палубе корабля.

Основным средством передачи сообщений оставалась посылка пеших и конных гонцов. Однако такого рода почта не позволяла установить регулярную связь между людьми. Использовалась также и голубиная почта. Наряду с этим в античную эпоху практиковалась и передача известий посредством сигнальных огней - ранняя предшественница оптического телеграфа.

Заметные успехи в античных рабовладельческих государствах отмечались в военной технике. Основными видам вооружения в античном мире оставались многообразные типы холодного оружия: мечи, кинжалы, секиры, копья, дротики, топоры, а также лук со стрелами. Уже в IX-VII вв. до н.э. в связи с возникновением греческих полисов и необходимостью их защиты стало создаваться ополчение. К военной службе привлекались зажиточные граждане, способные приобрести дорогое тяжелое вооружение. Доспехи греческого тяжеловооруженного воина (гоплита) состояли из шлема, щита, панциря и поножей, двух копий и меча. Шлем, панцирь и поножи изготовлялись из бронзы индивидуально для каждого воина. Щиты имели круглую или овальную форму (деревянная рама обтягивалась кожей). Снаружи кожа была окована листовой бронзой. Копья имели длину до 2 м. Вооружение гоплита завершал обоюдоострый сравнительно короткий железный меч, который был годен для нанесения колющего и рубящего удара. Формой военного строя ополчения стала фаланга - сомкнутый строй пехотинцев глубиной обычно в восемь рядов. При Филиппе II Македонском (IV в. до н.э.) в фаланге стали применять более глубокое построение - в среднем 16 рядов. В связи с этим воины стали вооружаться саррисами - копьями длиной 5-7 м. Фаланга обладала мощным лобовым ударом, но не отличалась мобильностью и была уязвима с флангов и с тыла.

Для осады крепостей греческий механик Деметрий Полио- крет изобрел большое количество осадных сооружений. Среди них были специальные укрытия от метательных снарядов, черепахи для земляных работ, черепахи с таранами, а также галереи, по которым можно было безопасно проходить и возвращаться с осадных работ. Самым значительным сооружением Деметрия Полиокрета была гелепола - движущаяся башня пирамидальной формы на восьми больших колесах, окованных железными шинами. Фасад башни, обращенный к неприятелю, был обшит железным листом, что предохраняло его от зажигательных снарядов. Башня была девятиэтажная - до 35 м и выше. На каждом этаже располагались камнеметы и стрелометы, а также отряды воинов для штурма крепости.

Плодом инженерной мысли греков явилось изобретение полиболы - автоматической метательной машины. Натягивание тетивы, подача стрелы и выстрел в полиболе производились с помощью бесконечной цепи, которая приводилась в движение вращением особого ворота. Метательные машины в зависимости от их мощности и характера снарядов (каменные ядра, стрелы, зажигательные сосуды, корзины с ядовитыми змеями, зараженная падаль и т.д.) обслуживались командой из 4-10 специально обученных механиков и их помощников. Камнеметы и тяжелые стрелометы предназначались для разрушения не очень прочных укрытий противника, его орудий, а также для уничтожения кораблей. Легкие стрелометы поражали живую силу противника. Снаряд, выпущенный из метательного устройства, мог попадать в цель на расстоянии 100-200 шагов; дальность стрельбы составляла около 300 м. В Римской империи военная техника получила дальнейшее усовершенствование. Воин был вооружен мечом, металлическим копьем (дротиком) - пилумом и длинным полуцилиндрическим щитом. На голове у легионера был железный шлем полусферической формы, закрывавший плечи и затылок. Воин носил кожаный или пластинчатый панцирь, защищавший все тело.

Основным подразделением римской армии на всем протяжении ее существования был легион. В период республики римский легион включал 3 тыс. пехотинцев и 200-300 всадников. Легион распадался на три когорты по тысяче человек, когорта делилась на 10 центурий - сотен. В эпоху империи в легионе насчитывалось уже 6 тыс. пехотинцев и 120 всадников. Легион делился соответственно на 10 когорт, когорта - на три манипулы, а манипула - на две центурии. Каждому легиону пологалось определенное количество метательных машин. В римской армии имелись военно-инженерные части, которые сооружали осадные башни, навесы и прикрытия. В их задачу входило также строительство понтонных мостов из лодок, соединенных деревянным настилом, наведение аварийных переправ. Значительное развитие получило саперное дело. С помощью саперных частей осуществлялись грандиозные работы по сооружению рвов, валов и иных насыпей.