Кас кос правило исключения. Буквы а и о в корнях -кас


Тема: Буква о, а в корнях -кас- - -кос-, -лаг- - -лож-.

Цель: Формировать умение работать с таблицей, понимать условие выбора орфограммы.

Оборудование: Учебник, таблица, карточки.

Ход урока.

I. Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

К данным глаголам подобрать по два однокоренных глагола с указанными в скобках приставками, вставить пропущенные буквы, выделить корни.

Образец: утирать – утереть.

Нат…рать (от-,рас-,у-,вы-,об-), отп…рать (за-,под-), наст…лать (за-,пере-,под-), ум…рать (за-).

Карточка № 2

Записать слова группами, включая в каждую группу все однокоренные слова, графически выделить орфограмму, вставить пропущенные буквы.

Разб…раться, нат…рать, соб…рать, изб…ратель, раст…рание, проб…рает, подт…реть, соб…рание, выж…ганет, зам…рать, разб…рем, ст…реть, заж…гательный, зам…рли, ум…реть, разж…гание.

Карточка № 3

Выписать глаголы в две колонки: с гласной е в корне и с гласной и в корне. Орфограмму выделить графически, вставить пропущенные буквы.

Бл…снуть, отп…рать, ст…реть, выж…гать наб…рать расст…латься, зам…рать, сж…мать, рассч…тывать, уд…рать, бл…стает, заж…гание.

3. Тренировочные упражнения.

Списать с доски текст, вставить пропущенные буквы, графически выделить изученные орфограммы.

Подб…рается вечер. Затих ветерок.

Заж…гает луна звез…ный свет над землею.

Расст…лается ле…кий туман над водой

И др…жит от вечерней прохлады цветок.

Вечер контуры, краски ст…рает совсем,

зап…рает орешник и ягоды прячет.

В глухомани скво…ь сон тихо иволга плачет,

и бл…стает луна в первозданной красе.

III. Восприятие и понимание учащимися учебного материала.

1. Чтение таблицы «Чередование гласных в корне слова».

Чередование гласных

Чередование определяется

ударение

по согласной корня

по значению корня

1 Чередование е – и (а)

Бер- - -бир-

соберу – собирать

Мер- - -мир-

умереть – умирать

Пер- - пир-

запереть – запирать

Дер- - -дир-

сдеру – сдирать

Тер- - тир-

тереть – растирать

Стел- - -стил-

стелет – застилать

Жеч- - -жич-

сжечь – сжигать

Честь- - -чит-

Блест- - - блист-

блестеть – блистать

2. Чередование о – а (а)

Кос- - -кас-

коснуться – касаться

Лож- - -лаг-

приложить – прилагать

3. Чередование а (я) – им, ин (а)

Сн я ть – сн им ать, сж а ть- сж им ать, пож а ть- пож им ать, нач а ть – нач ин ать, прим я ть – прим ин ать.

Г а р- - -гор-

Зар - - -з о р-

Клон- - -клан-

Твар- - - твор-

Загар – загорелый, заря- зорька, искл.: зорянка, зоревать; наклониься, поклон, творчество, творец, утварь.

Раст- - -ращ- - -рос-

Скак- - -скоч-

Растение, выращенный – выросли, искл.: росток,Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль;

скакать – вскочить.

Скачок, скачу.

Мак- (погружать) - -мок- (впитывать);

Равн- (одинаковый)-

Ровн- (гладкий)

Макать – промокнуть, обмакнуть – непромокаемый; уравнение – заровнять, но равнина.

Плав- - -плов-

Поплавок, плавник, сплавлять; искл.: пловец, пловчиха, пловцы, плавуны.

2. Тренировочные упражнения.

Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Орфограмму выделить графически.

Прик…снулся ёж к кр…пиве,

пор…зился Что за диво!

Прик…саться к вам нельзя.

Ост…рожнее друз…я!

Предл…гаю подружит…ся белка зайцу говорит.

Предл…женье не годит…ся: голова от вас б…лит!

Ива к…снулась озерной воды.

Ни…ко л…тают, к…саясь осоки,

ласточки сойки шальные сороки.

Тихо кувшинка др…жит у протоки,

как отр…жен…е далекой звезды.

2. Написать сочинение-миниатюру, используя приведенные словосочетания; озаглавить, орфограммы выделить графически.

Предл…гать маршрут, ул…житься в срок, разл…жить костер, распол…житься у речки, прил…гать усилия, высказать предпол…жжение.

3. Списать, вставить пропущенные буквы, выделить графически орфограмму.

Нечаянно к…снуться, попутно к…саться, прик…снуться к дереву, к…сательная линия, робкое прик…сновение.

4. Распределительный диктант.

Распределить по колонкам слов: 1. с буквой а в корне; 2. с буквой и в корне; 3. с буквой о в корне; 4. с буквой е в корне.

Коснуться, прикоснуться, прикосновение, положил, предположил, выберут, замереть, вычесть, стирать, растереть, касаться, полагаю, предлагаю, предложение, прилагательное, изложение, предположение, блистает, сжимает, выбирает, замирает, рассчитывает, вычитает.

IV. Закрепление изученного материала.

Упражнение «Найди четвертое лишнее»

Пол…гает, изл…жение, предпол…гать, к…сается.

Прик…снусь, к…саюсь, к…сательная, обд…рает.

Составить предложение с данными словосочетаниями.

Удачное расположение, излагать грамотно, удачно расположиться.

Рефлексия.

Выбери утверждение, которым тебе хотелось бы закончить урок:

  1. У меня не было затруднений.
  2. Я только слушал предложения и ответы других.
  3. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
  4. Я сам не мог справиться с заданиями.
  5. Я доволен собой и своей работой.

V. Домашнее задание.

§ 84 Упражнение 435.


У загорелого повара Прошки

Подгорела сегодня картошка,

Потому что из печки сочился угар

И не вовремя сняли со свечки нагар.

В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и -гар-. Каково же правило написания этого корня?

Корень -гор-/-гар-. Правило правописания

Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:

  • с буквой "о": загорелый, подгорела;
  • с буквой "а": угар, нагар.

Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» - под ударением. Отсюда формулируется правило:

  • Гласные в корне с чередованием -гар-/-гор- зависят от ударения: ударный гласный - это буква «а», безударный - буква «о».

Слова с корнем -гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило

На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.

Не всё так просто

Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем -гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.

Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.

Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.

Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем -гор-:

Дом сгорел - семья горюет.

Подгорели блины - вот горе у жены.

Горько Егорке - сгорели опорки.

Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат - бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».

Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?

Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень -гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.

Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?

Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.

И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».

Горевать - страдать, переживать печаль, скорбь.

Горько - неприятно, грустно, больно.

Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем -гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:

Гореть - быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.

Существуют и переносные значения:

  • светить (снежинки горят на солнце);
  • сильно желать (горел жаждой перемен);
  • быстро, споро работать (всё горит в его руках).

Итак, получается, что столь разительно похожие корни -гор- (горе) и -гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном - в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.

А вот корень -гар- всегда будет неотъемлемой частью корня -гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:

  • загар - тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
  • нагар - нарост от горения;
  • угар - газ, остающийся после горения;
  • гарь - место, на котором что-то горело.

Слова с корнем -гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления - омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы -гор-, можно привести в пример корень -кос-, омонимом его является корень с чередованием -кас-/-кос: косить - прикасаться.

Правописание корней -гор- и -гор-/-гар-

Являясь омонимами, корни -гор- и -гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня -гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне -гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.

В соответствии с этим правилом слова с корнем -гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».

Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.

Эти слова с корнем -гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».

Корень с чередованием -зор-/зар-

Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень -зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».

В нём, в отличие от корня -гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения - «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.

Таким образом, необходимо запомнить, что слова с корнем -гор-/-гар-,-зор-/-зар- имеют сходство, определяющееся зависимостью правописания от ударения.

Слова-исключения

Из каждого правила есть исключения. Имеются они и в орфограммах, связанных с корнями -зор-/-зар-, -гор-/-гар-.

Гор-/-гар-

Зор-/-зар-

изгарь, пригарь, выгарки

зоревать, зорянка

Все исключения относятся к орфограмме «Непроверяемые гласные и согласные». Правило написания таких слов следующее: написание непроверяемых слов следует запомнить.

Л.И.НОВИКОВА,
г. Троицк, Московская обл.

Правописание корней -гар- и -гор-

Тема урока: «Правописание гласных о и а в корнях -гар- и -гор- ».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока :

– научить школьников различать написание корней с чередующимися гласными;
– выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам;
– способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову.

ХОД УРОКА

1. Комплексная работа с текстом.

Знаешь ли ты, юный читатель, что давным-давно сказки рассказывали устно, передавая их от одного поколения к другому. Создавал сказки народ, мечтавший о справедливости. Вот почему в народных сказках добро побеждает зло.

У народа учились писатели-рассказчики, которые подарили нам литературные сказки про спящую красавицу, снежную королеву, стойкого оловянного солдатика.

Сказки учат нас верности, доброте, преданности, щедрости, трудолюбию. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    Прочитайте текст выразительно вслух.

    О чем говорится в тексте?

    Чему учат нас сказки, которые мы читаем?

    Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы и объясните свой выбор написания.

    Составьте схему последнего предложения текста.

2. Проверка текста, работа с орфограммами.

Учащиеся читают текст по предложениям, объясняют орфограммы.

    В каких частях слов встретились орфограммы? (В приставках (рассказывали) , в окончаниях (знаешь) и в корнях слов.)

    Посмотрите на схему орфограмм в корнях слов, которая дана на доске, и приведите примеры на каждый случай.

    Примеры на какие правила не встретились в тексте? (Правописание чередующихся гласных в корнях слов.)

    Какие корни с чередующейся гласной вы уже знаете? (Корни -лаг-//-лож-, -раст-, -ращ-//-рос- .)

    Вспомните правило и запишите по пять примеров на каждый корень самостоятельно.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

    Прочитайте записанные вами слова с корнем -лаг-//-лож- (излагать, разложить, сложение, прилагательное, выложить).

    Какие примеры вы подобрали на правописание корня -раст-, -ращ-//-рос- ? (Расти, растение, выросли, выращенный, отраслевой.)

    Итак, мы с вами уже знаем о том, что в слове могут быть не только непроверяемые гласные, но и гласные чередующиеся, которые ни в коем случае нельзя проверять ударением.

Мы познакомились с вами с правописанием двух корней, в которых выбор гласного зависит от последующего согласного в корне слова.

Сегодня мы познакомились с вами еще с одним корнем с чередованием.

4. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

    Посмотрите на доску, сравните записи в двух столбиках и постарайтесь найти закономерность в написании корней. Запись на доске:

(В корне -гар-//-гор- под ударением пишется а , без ударения о .)

    Откройте учебник, посмотрите правило, которое там дано, сравните, правильно ли вы нашли закономерность в написании корней. (Закономерность определена правильно.) Что нового к тому, что мы уже узнали, добавляет учебник? Есть ли исключения из рассмотренного правила?

5. Первичное закрепление изученного материала (словарный объяснительный диктант).

Возгораемость, возгораться, возгореться, выгореть, горелка, горючий, догорать, загореть, загорелый, загореться, нагорать, погорелец, пригореть, разгар, угар, угореть.

6. Углубленное изучение материала.

    Сложное ли правило правописания корней -гар- //-гор- , которое мы узнали на уроке? (Несложное.)

    Действительно, для наблюдательного человека это совсем не трудно. Но иногда корни -гар- и -гор- попадают в затруднительное положение.

Мы с вами в начале урока говорили о сказках. В тексте, с которым мы работали, рассказывалось о сказках народных и литературных. Но бывают и другие сказки, которые называются лингвистическими. С помощью одной такой сказки мы окажемся в стране Русского языка и посмотрим, что там происходит...

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были в избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного различались. Одной-единственной буквой. Это были корни -гор-, -гар- . Все дела они делили пополам. -Гор- работал в безударном положении, а -гар- принимал весь удар на себя: он трудился под ударением.
Если в предложении встречались слова гореть, горелки, пригореть , то корень -гор- бежал на службу, а если в предложении оказывались слова загар, угар, огарок , то торопился корень -гар- .
Дружно жили братья, в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах горевать и гора благополучию братьев. Решили разрушить их покой.
– Мы твои истинные братья, – нашептывали они корню -гор- . – Посмотри на наши лица. Мы похожи как две капли воды и трудиться умеем не хуже. Вот смотри: горе, горевать, горец, гористый . Бери нас в свою семью, а корень -гар- гони подальше.
Засомневался корень -гор- : и брата ему жалко стало гнать (ведь столько лет вместе!), и чужаков обижать не хочется (ведь и правда, похожи-то как!). Как быть?
Помогите корню -гор- !

    Как можно помочь корню -гор- выйти из затруднительного положения?

    Какое орфографическое правило необходимо использовать, когда в предложении встречаются корни-чужаки, как в словах горевать, гора ?

    Запомните предлагаемую рифмовку и постарайтесь различать омонимичные корни в словах.

Одинаковы мы внешне,
Схожи очень, хороши,
Но, определяя корень, прежде
Ты подумай, не спеши.
Размышляй над нашим смыслом,
В содержание вникай,
Лишь тогда нас различишь ты,
Лишь тогда не будет тайн.

7. Выполнение тренировочных упражнений.

Задание 1 (распределительный диктант): запишите слова в три столбика, распределив их по типам орфограмм и в зависимости от значения. К проверяемым орфограммам устно подберите проверочные слова.

Горевать, гора, горелый, гористый, горемычный, горестный, горит, разгорелся, горянка, обгорел.

Задание 2 (диктант-путаница): даны слова, каждое из которых начинается с гор- . Ваша задача: записать эти слова, выделить в них корни, объяснить их написание, найти среди них слова на изученное нами правило.

Горбатый, горнолыжник, угореть, горячность, горделивый, городской, горизонтальный, разгорелся, горбинка, горноспасатель, городить, горбушка, гордиться, выгореть, горчичник, горячий, горюешь, подгорелый, горизонт, горилла, гороскоп, гороховый, горчинка, горячиться, горихвостка, горицвет, горком, горластый, горловина, горнист, горнозаводской, гороховый.

8. Подведение итогов урока. Организация домашнего задания.

    Составьте словарный диктант со словами, в которых есть корни -гар- и -гор- .

    Продолжите сказку, услышанную на уроке, расскажите, как корни вышли из затруднительного положения.

Модель урока: личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

Педагогические средства: беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

Вид деятельности учащихся: коллективная.

Вид урока: урок освоения новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.

Развивающие:

  • развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
  • воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

МАСЛЕНИЦА

Сегодня небо хмурит брови,
Пугливый ветер бьёт в окно.
Зима гуляет на просторе,
Все позабыли про тепло.

На дух весны царит повсюду:
И в парках, и на площадях.
Подобно сказочному чуду
Несется праздник на санях.

То “Масленица” веселится,
Блинами, радуя народ.
И красные от счастья лица
Веселый кружат хоровод.

Зима прощается.
Навстречу спешит красавица – весна.
Давайте вместе ее встретим,
Забудем все про холода!

2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

Задание №1.

ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

З…ма, х…лодное, в…селый, м…л…дыми, сп…шит, в…сна.

3. Работа с текстом. (Задание №2)

А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

(Запишите тему урока)

Задание №2

Из газетных строк:

Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

В какой части слова пропущены буквы?

Что такое корень?

Давайте выпишем корни из слов.

Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

ПРЕДЛОЖИТЬ – ПРЕДЛАГАТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ – ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОЖЕНИЕ – СЛАГАЕМОЕ

КОСНУТЬСЯ – КАСАТЬСЯ

ПРИКОСНОВЕНИЕ – КАСАНИЕ).

Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- - , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

Грамматическая зарядка

Задание

Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.
  • Безотл…гательное дело.
  • К…снуться чуда.
  • Радостное предпол…жение.
  • К…саться рукой.
  • Точки соприк…сновения.
  • Не к…саются влаги.
  • Расположить у костра.

4. Выборочный диктант

1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

2 вариант -с буквой О в корне слова.

1. Солнце к…снулось края степи.

2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

ЛАГ-А -ЛОЖ – -КАС-А -КОС-

(ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ.)

6. - - У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

7. Творческая работа.

От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

Мы сегодня правила учили, Лаг- и лож- мы тоже изучали,
Что в корнях нам - кос- и- кас- писать, Закрепляли в речи и письме
Суффикс находили, по нему решили, Буковки вставляли,
Букву нам какую там вставлять. Четко проверяли
Если суффикс – а -, И тетрадь записывали все.
То в корне тоже. Если суффикс –а-,
Если нет ее, то -о –пиши, То в корне тоже,
Все запомнить сможем Если нет его, то –о- пиши.
И себе поможем, Все запомнить сможем
Все запомнят это я и ты. И себе поможем,
Все запомнят это я и ты.

8. Рефлексия урока.

Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть-чуть и к нам придет красавица – весна!