Кантемир дмитрий константинович биография краткая. Кантемир дмитрий константинович, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл


Господарь Молдавского княжества Мать Ана Бантыш [d] Дети Дмитрий, Мария , Сербан , Матвей, Константин, Смарагда, Антиох , Екатерина-Смарагда Научная сфера Антрополог , языковед , историк , философ , композитор , картограф , писатель , географ , востоковед

Биография

Дмитрий Кантемир родился в молдавском селе Силиштень (Silişteni; ныне жудец Васлуй , Румыния) в семье господаря Константина Кантемира . Рано потерял мать. Отец, будучи сам неграмотным, пригласил для детей греческих учителей и дал им хорошее домашнее образование.

Вступив в 1685 году на молдавский престол, Константин Кантемир должен был по обычаям того времени послать в Стамбул заложником одного из своих сыновей, сначала старшего - Антиоха, а в 1687 г. вместо него младшего, Дмитрия. (Некоторые источники указывают иные даты: 1688 и 1689 .) Во время трехлетнего пребывания в столице империи Кантемир усовершенствовал свои познания в литературе, философии, музыке, турецком, арабском, персидском языке.

В 1691 году Кантемир вернулся в Яссы, а после смерти отца в 1693 году был избран господарем, однако под давлением соперника Кантемиров князя Валахии Константина Брынковяну Порта сместила Дмитрия уже через двадцать дней. Он возвратился в Константинополь, где с небольшими перерывами жил до 1710 года. В этот период Кантемир публиковал свои первые труды по философии, этике, музыке, составлял описания Молдавии и Турции.

В 1710 году, во время войны Турции с Россией, Дмитрий Кантемир был назначен молдавским князем и должен был принять участие в военных действиях. Надежды, возлагавшиеся турецким двором на Кантемира, свидетельствуют о его умении скрывать замыслы. Ещё в Константинополе он связался с русскими дипломатами и оказывал содействие послу Толстому .

Недовольный визирем и желая избавить свою страну от турецкого ига, Кантемир 13 апреля 1711 года в Луцке заключил с Петром I договор , обязуясь сообщать ему о турецких делах. Договор содержал 17 пунктов и в основных положениях повторял соглашение, подписанное митрополитом Гедеоном в 1656 году . Молдавское княжество должно было вступить в русское подданство, сохраняя статус независимого, суверенного государства и прежних обычаев внутри страны. Сохранялись и привилегии молдавских бояр. Господарский престол закреплялся за династией Кантемиров. Молдавскому княжеству возвращались земли, захваченные Турцией и превращённые в райи , страна освобождалась от турецкой дани. Договор после обнародования встретил поддержку всего молдавского населения. Лишь небольшая группа бояр была против разрыва с Турцией. Договор Кантемира был выгоден для Молдавии, так как в случае его претворения в жизнь страна освобождалась от турецкого гнёта, отделялась от движущейся к упадку Турции и присоединялась к находящейся в то время на подъёме России.

С армией, которую возглавлял фельдмаршал Шереметев , в Молдавию отправился лично царь Пётр I . На реке Прут , примерно в 75 км к югу от Ясс , 38-тысячная русская армия была прижата к правому берегу союзными 120-тысячной турецкой армией и 70-тысячной конницей крымских татар. Решительное сопротивление русских заставило турецкого командующего заключить мирное соглашение, по которому русская армия вырвалась из безнадёжного окружения ценой уступки Турции ранее завоёванного в 1696 году Азова и побережья Азовского моря . Молдавия оставалась под турецким гнётом.

Дети

Оставил двух дочерей и четырёх сыновей. Одна из его дочерей, Мария Кантемир , стала любовницей Петра I и вынашивала его сына, так что шли разговоры о замене ею Екатерины, но мальчик не выжил.

Недвижимость в собственности

Похороны и «перезахоронение останков» Кантемира в Румынии

Дмитрий Кантемир был похоронен в соборе Николо-Греческого монастыря в Москве . В этом же соборе были позднее похоронены усилиями Марии Кантемир останки умершего в Париже Антиоха Кантемира . Останки Кантемиров покоились в соборе, пережив пожар Москвы 1812 года . В советский период начались преследования духовенства и верующих . В 1923 году Николо-Греческий монастырь был закрыт советскими властями и его помещения стояли опечатанные до 1935 года . Зимой 1935 года строения монастыря, включая захоронения, были снесены для постройки здания Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР .

В последней декаде марта 1935 года руководство Народного комиссариата иностранных дел СССР получило информацию из Бюро по расчистке территории строящегося здания Наркомата тяжелой промышленности о том, что в подвалах разрушенного монастыря обнаружены могильные плиты отца и сына Кантемиров . Вероятно в открытии захоронений роль сыграл румынский революционер И. Дик. В своей автобиографии (составлена 10 июля 1936 года) Дик сообщал :

В 1925 году при проведении некоторых исторических исследований мною открыты в Москве останки молдавского господаря Димитрия Кантемира, которые по моему предложению в 1935 г., в июне месяце, были переданы Румынии как исторические ценности

В результате обращения Дика, 3 апреля 1935 года Давид Штерн переговорил с главой румынской дипломатической миссии в СССР Эдмондом Чунту . Чунту была предложена надгробная плита с могилы Дмитрия Кантемира . После беседы с Чунту Штерн обратился в Комитет по охране исторических памятников, к профессору Иванову. Штерн сообщил, что Народный комиссариат иностранных дел СССР решил передать Румынии три могильные плиты (после их обнаружения) - Дмитрия Кантемира, его жены и дочери . В связи с этим Штерн просил, чтобы Иванов установил «принадлежность надгробных плит указанным трем лицам», точно определил «место нахождения их останков» и подготовил все это «оформив соответствующими актами» для «передачи румынской миссии в Москве» .

На момент обращения Штерна останки Кантемира были уже уничтожены. Еще в начале февраля 1935 года руководство Комитета охраны памятников при Президиуме ВЦИК Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов обратилась с письмом в Государственный исторический музей . В этом письме содержалась просьба в виду «происходящего сноса собора бывшего Греческого монастыря на Никольской улице» произвести «вскрытие находящихся там гробниц для изъятия музейных вещей и вывезти в литературный уголок нового кладбища бывшего Новодевичьего монастыря останки первого российского сатирика Антиоха Кантемира» . На это письмо была наложена резолюция: «К сожалению, ваше обращение опоздало на месяц» . Это означало, что все захоронения, в том числе и Кантемиров, были снесены к январю 1935 года и вывезены на свалку со строительным мусором

Неудивительно, что Иванов в срок просьбу не выполнил. Штерн в письме от 14 мая 1935 года установил срок исполнения этой просьбы - 25 мая того же года . На этот раз «останки» нашли. 21 мая 1935 года группа археологов во главе со старшим научным сотрудником Государственного исторического музея Г. И. Червяковым приступила к раскопкам в церкви, где были захоронены останки Кантемиров . Были извлечены останки, на основе которых составили акт. Останки и акт были торжественно переданы румынской дипломатической миссии 1 июня 1935 года в одном из залов Государственного исторического музея . 4 июня 1935 года Чунту сообщил министру иностранных дел Румынии Николае Титулеску , что получил две исторические записки от Иванова, «которые позволяют нам не сомневаться в аутентичности найденных останков» .

Российский историк В. И. Цвиркун выявил в акте Иванова ряд несоответствий :

  • Иванов сообщает, что были найдены три надгробные плиты, на двух из которых можно расшифровать слова «Москва… в Москве». По мнению Иванова, данные о погребенных под этими плитами совпадают с датами смерти писателя Антиоха Кантемира. Так как в своем завещании Антиох просил похоронить его рядом с могилой отца, то Иванов сделал вывод, что «соседняя могила со стертой надписью принадлежит Дмитрию Кантемиру». Цвиркун отметил, что прочитанные слова с упоминанием Москвы никак не связаны с биографией Антиоха. На могильной плите должны быть упомянуты места рождения и смерти Антиоха - Константинополь и Санкт-Петербург ;
  • Иванов сообщил, что в могиле Дмитрия Кантемира были обнаружены «мужская одежда нерусского типа, сандалии из кожи и пояс - персидские». Цвиркун отметил, что Кантемир еще в конце 1719 года сменил молдавские одежды на европейское платье;
  • Иванов сослался на некие монастырские записи, согласно которым отец и сын Кантемиры были похоронены в «трапезной нижнего храма с правой стороны от входа». Цвиркун отметил, что вряд у Иванова были эти «записи», так как в 1923 году библиотека монастыря была частично уничтожена, а частично разворована.

«Останки» князя Дмитрия Кантемира были доставлены в Румынию. У румынской оппозиции возникли сомнения в их подлинности. Политик К. Аржитояну потребовал «научной экспертизы для определения их аутентичности» . В экспертизе было отказано. «Останки Кантемира» поспешно захоронили в притворе кафедрального собора в Яссах , не дожидаясь постройки склепа . Министерство иностранных дел Румынии дало неофициальные инструкции прессе, которые остановили все споры насчет подлинности останков . Так возникла «гробница Кантемира» в соборе трех Святителей в Яссах.

Творчество

Для своего времени Дмитрий Кантемир был необычайно образованным человеком; кроме родного молдавского знал турецкий , персидский , арабский , греческий , латинский , итальянский , русский и французский языки.

Первые научные труды Кантемира увидели свет в годы его пребывания в Константинополе. Философский трактат «Диванул сау гылчава ынцелептулуй ку лумя сау жюдецул суфлетулуй ку трупул» («Диван, или Спор мудреца с миром, или Тяжба души с телом») вышел в 1686 году в Яссах на греческом и молдавском языках. За ним последовали «Лаудэ кэтре изводитор ши кэтре виртутя ынвэцэтурий луй» («Хвала учителю и достоинству его учения») на молдавском и «Sacro sanctae scientiae indempingibilis imago» («Священной науки неописуемый образ» на латыни (1700 г.). В этих трудах получила развитие натурфилософская система Ван Гельмонта . В этот период написана «Compendiolum universae logices institutiones» («Всеобщая сокращенная логика»), посвященная теории познания.

В 1703-1704 гг. Кантемир создает «Книгу науки музыки» («Edvar-i Musiki»), а в 1704-1705 гг. - первый роман на молдавском языке «Иероглифическая история» (опубликован в 1883 г.)

Кантемир внес большой вклад в развитие турецкой музыки. Он стал виртуозным исполнителем на танбуре и нае , организовал музыкальную школу, собирал и записывал турецкие мелодии, используя оригинальную музыкальную нотацию собственного изобретения, и завоевал широкую известность как композитор. Его произведения исполняются в концертах турецкой классической музыки до сих пор.

В России Дмитрий Кантемир продолжил свои научные изыскания, на которые оказали большое влияние петровские реформы. Огромное значение для своего времени сыграл его труд «Книга Систима, или О состоянии мухаммеданской религии» (СПб., 1722). Д. Кантемир участвовал в переговорах Петра I с Шамхалом Тарковским Адиль-Герем в качестве переводчика. В 1722 г. впервые осуществил латинский перевод «Дербент-наме » и ввел этот труд кумыкского летописца в научный оборот. .

Дмитрий Кантемир - автор ряда исторических («Историческое, географическое и политическое описание Молдавии », «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «История возвышения и упадка Оттоманской империи») и философских («Метафизика», «Иероглифическая история», «Верховный суд или спор мудреца с миром или тяжба души с телом») работ. Кантемир - автор сочинений «Диван…», «Жизнеописание Константина Кантемира», «Иероглифическая история» и других. После 1711 года научные интересы Кантемира были обращены к истории. Научная деятельность Кантемира была высоко оценена современниками: он был избран членом Берлинской академии наук , некоторые из его работ, как например «История возвышения и упадка Оттоманской империи» до сих пор являются для ученых бесценным источником деталей и подробностей в вопросе изучения феномена Османской империи.

Сочинения

  • «Неописуемый образ святой науки» (лат. Sacrosanctae scientiae indepingibilis imago ). Рукопись на латинском языке хранится в Отделе рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина.
  • «Всеобщая сокращенная логика» (лат. Compendiolum universae logices institutiones ). Рукопись на латинском языке хранится в Центральном государственном архиве древних актов, фонд 181, дело 1329 (Москва).
  • Книга Систима или Состояние мухаммеданской религии. - СПб., 1722.
  • «Князь Молдавии» (лат. Principis Moldaviae ). - Petropoli, 1727 (Димитрий Кантемир «Описание Молдавии»).
Другие издания этого же труда:
  • «Димитрия Кантемира, бывшего князя в Молдавии, историческое, географическое и политическое описание Молдавии с жизнью сочинителя». С немецкого переложения перевел Василий Левшин. - Москва. В университетской типографии у Н. Новикова, 1789.
  • Скрисоареa Молдовей де Димитрие Кантемир домнул ей… Монастиреa Нямцул ла анул 1825.
  • Operele principelui Demetriu Cantemiru. Descriptio Moldaviae. - Buc., 1872.
  • Димитрий Кантемир «Описание Молдавии ». Перевод с латинского Л. Панкратьева. - Кишинев, «Картя молдовеняскэ», 1973.
  • «Иероглифическая история» (молд. История иероглификэ ). - Кишинэу, 1957. Рукопись на молдавском языке. Москва. Главное архивное управление. Архив древних актов, фонд 181, дело 1419.
  • «История образования и падения Оттоманской империи» (лат. Anatationes increraenta et decrementa Aulae Othomanicae ). Рукопись на латинском языке хранится в Институте востоковедения РАН. Сектор восточных рукописей, фонд 25, дело 5/1084; 6/1085.
  • «Древние романо-молдаво-влашские хроники» (молд. Хроникул векимей а романо-молдо-влахилор ). Рукопись на молдавском языке хранится в Москве. Главное архивное управление. Архив древних актов, фонд 181, дело 1420.
  • «Описание Молдавии» (молд. Дескриеря Молдовей ). - Кишинэу, 1957. (молд.)

Семья

Супруги

  • Кассандра Кантакузен ( - мая , Москва).
  • с января - Анастасия Ивановна Трубецкая ( -).

Дети

  • Дмитрий умер в .
  • Мария (1700-1757). Отличалась необычайной красотой. Ходили слухи о том, что Пётр I после скандала с Монсом собирался развестись с Екатериной и жениться на Марии Кантемир. Сразу по воцарении Екатерина удалила соперницу в южные деревни.
  • Сербан (170?-1780), бригадир. Супруга - Авдотья Моисеевна Алфимова . Дочь - Елена (1744 - ?). Владел участком в Трёхсвятительском переулке в Москве. Похоронен в Донском монастыре в Москве.
  • Матвей (1703-1771), капитан-поручик лейб-гвардии Преображенского полка. С 1734 года был женат на княжне Аграфене Яковлевне Лобановой-Ростовской (1708 (1704?) - 1772), дочери Я. И. Лобанова-Ростовского .
  • Константин (1703-1747). Жена (с 1724 года) - княжна Анастасия Дмитриевна Голицына (1698-1746), дочь Дмитрия Михайловича Голицына и Анны Яковлевны Одоевской. Брак бездетный.
  • Смарагда (1703-1719).
  • Антиох (1708-1744).
  • Екатерина-Смарагда (1720-1761) - младшая дочь от брака с Анастасией Ивановной Трубецкой , известная красавица своего времени и супруга (c 6 ноября 1751) Дмитрия Михайловича Голицына . В 1757 году открыла модный салон в Париже, который содержала до самой смерти. Сама будучи бесплодной, стояла у истоков акушерского дела в России. В память о любимой супруге, которую он пережил на 30 лет, Дмитрий Михайлович завещал построить Голицынскую больницу , в вестибюле которой долгое время висел её большой парадный портрет работы Ван Лоо .

Память

Именем своего владельца названо поместье Кантемировка . В годы Великой Отечественной войны в районе Кантемировки шли тяжёлые бои. В связи с освобождением станции в декабре 1942 года были названы Кантемировская улица и Кантемировский мост в Санкт-Петербурге . В боях под Кантемировкой приняла боевое крещение сформированная в 1942 году под Воронежем 4-я танковая дивизия, получившая в память об этих событиях наименование Кантемировской . В свою очередь, в честь дивизии названа Кантемировская улица в Москве . По наименованию улицы названа станция Московского метрополитена «Кантемировская ».

В 2014 году Дмитрию Кантемиру установлен памятник в Москве на территории музея-заповедника Царицыно .

Кантемир на почтовых марках, банкнотах и монетах

Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основн

ом Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.

1673 года в Яссах в семье . Короткое правление не позволило ему проявиться как господар, но блестящее образование и сочинения принесли ему бессмертную славу.

Учился на протяжении многих лет по настоянию своего отца, который умел только ставить подпись, не обладая другими знаниями. Первым наставником Дмитрия Кантемира был Иеремия Какавелла, грек с Крита, получивший образование в знаменитых европейских университетах и призванный Константином Кантемиром в Яссы в 1688 году. Он обучил будущего господаря языкам: греческому, латинскому и старославянскому, и передал ему начатки философских знаний. Дмитрий Кантемир был отправлен заложником в Стамбул, где он пробыл с 1689 по1691 год, воспользовавшись этим временем для обучения в Академии Православной Патриархии («Великая школа нации») Фанара у знаменитых профессоров, изучая языки: турецкий, арабский и персидский, но и культуру, литературу, религию и турецкую музыку. Продолжил изучение философии, в то же время установил отношения с известными дипломатами, культурными и религиозными деятелями столицы Османской империи.

Вернулся в Молдову в 1691 году и оставался в стране до смерти отца (март, 1693). Незадолго до этого бояре избрали его господарем, но пробыл на троне всего 20 дней, потому что турки не признали его правителем, предпочитая видеть в этом качестве , которого поддерживал Константин Брынковяну, господарь Валахии. Кантемир был вынужден уехать в Стамбул, где он продолжил обучение, купив и дворец, в котором он стал жить. Когда его брат стал господарем Молдовы (январь, 1696), Дмитрий Кантемир стал его дипломатическим представителем при Порте. Помимо учения, он интересовался военным искусством и сопровождал османское войско во время осады сербской крепости (1697). В 1700-1710 гг. он находился в Стамбуле, где занимался исследованиями, писательством и музыкой. Дмитрий Кантемир сочинил несколько музыкальных пьес и играл на тамбурине (вид гитары) на пирах высоких османских сановников. Признанный турками великим музыкантом, он был среди первых, кто стал собирать турецкий фольклор, записывая его по системе нотной грамоты собственного изобретения.

Интересы Порты в северной части империи привели к его назначению на трон Молдовы в ноябре 1710 года. Выбор его кандидатуры был обусловлен и соперничеством Дмитрия Кантемира с господарем Валахии Константином Брынковяну, за которым он должен был присматривать. В плане внутренней политики был сформирован Господарский совет из бояр, верных его семье, среди которых были летописец Ион Некулче , великий спэтар, и Николай Костин , великий логофэт, сын Мирона Костина. Господарь существенно сократил размер податей, которые должны были выплатить разные социальные категории, особенно мелкие и средние бояре. Его политической целью было установление авторитарного наследственного правления. Он стремился занять и трон Валахии, считая это оправданным в результате его брака с дочерью бывшего господаря Шербана Кантакузино. Этим объясняется присутствие на его личной печати тура Молдовы вместе с орлом Валахии.

Во внешней политике он сблизился с Россией, считая, что таким образом Молдова будет лучше защищена, и восхищался царем Петром Великим. В апреле 1711 года в Луцке доверенное лицо господаря подписало договор о союзе с Россией против Османской империи. Вскоре после этого разгорелся русско-турецкий вооруженный конфликт, и в решающем сражении у Стэнилешть на Пруте (июль, 1711) турки одержали победу. Кантемир уехал в Россию, живя в Харькове, Москве (1713), затем в Санкт-Петербурге (1719), где он выстроил красивый дворец. Благосклонность Петра Великого принесло ему в 1721 году назначение личным советником царя и членом российского правительства. Несколькими годами раньше, в июле 1714 года он был принят в члены Берлинской академии в знак признания его научных заслуг

На протяжении своей жизни он издал целый ряд значимых сочинений: «Диван, или спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Логика» (1701), «Универсальная физика Ван Гельмонта» (1701), «Трактат о турецкой музыке» (1704), « » (1705), «Естественная история монархий» (1714), « » (1716), «История возвышения и упадка Османской империи» (1716), « » (1718), «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов» (1718), «О сознании» (1722), «Система или состояние мухамеданской религии» (1722), «Хроника давности румыно-молдо-влахов» (1723).

Умер 21 августа 1723 года и был похоронен в храме Св. Константина и Елены в Москве. В 1935 году его останки были доставлены в Ясскую церковь Трех Иерархов. На могильной мраморной плите высечена надпись: «Здесь, вернувшись после долгих и трудных скитаний, выдержанных ради свободы своей страны, покоится Дмитрий Кантемир, господарь Молдовы».

Среди его потомков приобрел известность Антиох Кантемир , младший сын, поэт, посол России в Англии и Франции (1733-1744). Георге Кэлинеску выразительно описал качества Дмитрия Кантемира: «Просвещенный господарь, честолюбивый и высокомерный, книжник и библиотечный аскет, интриган и отшельник, манипулятор людьми и мизантроп, любящий свою Молдову, по которой он тоскует, и авантюрист, [...] берлинский академик, русский князь, летописец, [...] Дмитрий Кантемир - это наш Лоренцо де Медичи».

Видный учёный и молдавский/российский деятель Дмитрий Кантемир родился ровно 340 лет назад – 26 октября 1673 года – в Харьковской губернии Российской империи.

Дмитрий Константинович Кантемир родился в семье господаря Константина Кантемира в молдавском селе Силиштень (сегодня – территория Румынии).

За четыре года (с 1687 по 1691) пока князь был заложником в Константинополе, он идеально выучил персидский и турецкий языки, поэтому позже смог занимать в Порте самые высокие должности.

Не меньше он отстал и в других областях науки: математике, философии, архитектуре, истории, что позволило Кантемиру с успехом составить точные описания Турции и Молдавии.

Изображение князя Дмитрия Кантемира на приднестровской купюре (2000 год) —

В годы войны между Россией и Турцией (а точнее именно в 1710 году) Дмитрий Кантемир становится князем Молдавии, поэтому был обязан принимать участие в боевых действиях. Тут мы можем увидеть поразительные таланты Кантемира в умении скрывать свои истинные замыслы. Дело в том, что турецкий двор возлагал на Кантемира большие надежды. А тот, в то же самое время, связывается (в Константинополе – прямо «под носом» у турецких покровителей!) с дипломатами из России и начинает оказывать нашему послу Петру Андреевичу Толстому активнейшее содействие.

Желая полностью избавить Молдавию от турецкого ига (а также лично недовольный турецким визирем) Кантемир в Луцке в апреле 1711 года подписывает так называемый Луцкий договор – трактат, который со стороны России завизировал сам Пётр Великий, гласящий, что князь должен был поставлять русскому императору всю известную информацию о делах в Турции.

Фото последней страницы договора –

Всего в договоре было 17 пунктов, которые повторяли подписанное митрополитом Гедеоном ещё в 1656 году соглашение: молдавское княжество вступало в русское подданство, при этом внутренние обычаи, суверенность государства и все прочие статусы сохранялись в полном объёме. Привилегии бояр молдавского княжества также сохранялись. За династией Кантемиров закреплялся господарский престол. Превращённые в райи (вследствие захвата Турцией) земли возвращались молдаванам. Княжество полностью избавлялось от турецкой дани.

Вполне закономерно, что на подобных условиях договор (а именно в таком виде он и был громогласно обнародован) нашёл самую горячую поддержку у всего населения княжества – от простолюдинов до бояр (хотя среди последних и были противники разрыва с Турцией).

Надо отметить, что Турция в те десятилетия стремительно двигалась ко всеобщему упадку, а петровская Россия была на подъёме. Так что на самом деле выгода для Молдавии от кантемирского договора (освобождение от турецкого гнёта и присоединение к России) была совершенно очевидна.

Пётр Первый ЛИЧНО отправился в Молдавию. Вместе с ним выдвинулась и возглавляемая Борисом Петровичем Шереметьевым (фельдмаршал) 38-тысячная русская армия.

В 75 километрах от Ясс это войско было прижато к правому берегу реки Прут объединённой ДВУХСОТТЫСЯЧНОЙ армией (70 тысяч крымских татар с конями и более 120 тысяч турок!), однако оказало настолько яростное сопротивление союзной турецко-татарской армии, что вынудили тех пойти на мировую, подписав соглашение, согласно которому русская армия выходила из окружения (напоминаю, десятикратно превосходящего!), однако уступала туркам побережье Азовского моря и Азов. Молдавское княжество также оставалось под гнётом Турции.

После того, как в 1711 году был окончен Прутский поход, Дмитрий Константинович Кантемир прибыл в Россию вместе с тысячью преданных ему молдавских бояр. Пётр даровал ему право распоряжаться этими молдаванами по своему разумению, также некоторые территории в нынешней Орловской области (Кантемировка, Дмитровск), значительную пенсию, а также российское княжеское достоинство с титулом светлости.

Изображение князя Кантемира на молдавской почтовой марке (2001 год) —

С русским императором Кантемир был не просто дружен (например, он управлял во время похода в Персию походной канцелярией царя, составлял по петровским указам различные манифесты и воззвания к персам), а практически породнился с ним: Мария Кантемир (дочка князя Дмитрия Кантемира) была любовницей Петра Великого и даже вынашивала сына, который мог бы стать нашим императором (вместо Екатерины), но не выжил…

Картина Ивана Никитина, на которой изображена дочка князя – Мария Кантемир (или её сестра) —

Кантемиру принадлежало и имению в подмосковье, которое тогда называлось «Чёрная Грязь». Сегодня это дворцово-парковый ансамбль Царицыно —

О повседневной жизни князя нам остались любопытные свидетельства современников:

Изображение князя Кантемира Дмитрия Константиновича на советской почтовой марке (1973 год) —

Как можно заметить из приведённого выше описания Кантемир много внимания уделял собственному образованию. И действительно, для своего времени князь был очень эрудированным человеком. Так, помимо уже упоминавшихся языков (молдаванского, русского, персидского и турецкого) он свободно изъяснялся на французском, итальянском, греческом и арабском, а также знал латынь.

Практически все труды князя Кантемира были изданы в России, при этом петровские реформы оказали на них самое прямое влияние…

Перу Дмитрия Константиновича принадлежит и ряд исторических исследований: «История возвышения и упадка Оттоманской империи», «Хроника стародавности романо-молдо-влахов», «Политическое, географическое и историческое описание Молдавии», а также политических трудов: «Тяжба души с телом или спор мудреца с миром или Верховный суд», «Иероглифическая история», «Метафизика». Остались от Кантемира и сочинения «Иероглифическая история», «Жизнеописание Константина Кантемира», «Диван…» и др.

Молдавский писатель, философ, историк и востоковед, господарь Молдавии. В 1711 эмигрировал в Россию, где стал политическим советником Петра I. Член Берлинской академии (1714). Отразил в своих работах переход философского мышления от средневековья к новому времени, от схоластики к рационализму.


Младший сын молдавского господаря Константина Кантемира и Анны Бантыш, происходившей из древнего боярского рода. Женат первым браком на Кассандре Кантакузин, происходившей из рода византийских императоров. Учителем и воспитателем Кантемира был образованный монах И. Какавела, автор учебника логики и ряда антикатолических сочинений. В ноябре 1688 Кантемир в качестве заложника отправлен в Стамбул, где встречался с учеными патриаршей Греко-латинской академии, изучал греческий, латинский, арабский и турецкий языки, слушал лекции по истории, философии, богословию. На формирование мировоззрения Кантемира оказали влияние работы философов Антония и Спандони, натурфилософские идеи Мелетия Артского. Вернувшись через три года в Молдавию, Д.К. Кантемир принял участие в осаде крепости Сорока, занятой польскими войсками (1692). После смерти отца (1693) избран боярами господарем Молдавии, однако в результате происков валашского правителя Константина Брынковяну его кандидатура не была утверждена султаном Ахмедом И. Кантемир вновь уехал в Стамбул, где пробыл до 1710 (с небольшими перерывами) представителем молдавского господаря при султанском дворе. В 1697 участвовал в битве при Зенте (ныне - Сента, на реке Тиса), завершившейся поражением турецкой армии от австрийских войск. Завязал дружеские отношения с известным турецким ученым Саади Эффенди, послами России (П.А. Толстым), Голландии (Я. Кольером), Франции (Ш. Ферриолем). В 1710 султаном назначен господарем Молдавии с обязательством подготовки молдавской армии к войне с Россией, наведению мостов и переправ через Дунай, устройства зимних квартир для остатков разгромленной при Полтаве шведской армии Карла XII, наблюдения за действиями Брынковяну, подозревавшегося в измене Порте. Кантемир, стремившийся к освобождению Молдавии от османского ига, направил в Россию тайного посла Штефана Луку, вступившего в переговоры с Петром I о совместной борьбе с Турцией. В 1711 при; участии Кантемира составлен проект договора о добровольном вхождении Молдавии в состав России на правах автономии, об установлении на ее территории наследственной монархии Кантемиров и др. Призывал населении Молдавии к поддержке Прутского похода 1711. После заключения Прутского мира 1711 вместе с семьей покинул Молдавию. В августе 1711 пожалован титулом светлейшего князя, землями и имениями, домом в Москве и ежегодной пенсией в 6 тыс. руб. С 1713, после смерти жены, жил в Москве, где поддерживал связи с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым, князем A.M. Черкасским, князем И.Ю. Трубецким, Б.П Шереметевым. Пригласил на должность секретаря и воспитателя своих детей литератора И.И. Ильинского. Научные труды Кантемира обрели европейскую известность. В 1714 избран членом Берлинской Академии наук. В 1719 женился на княгине А.И. Трубецкой (свадебный венец над его головой держал сам Петр I). Перебравшись с семьей в Санкт-Петербург, стал советником государя по делам Востока, вошел в число ближайших сподвижников императора. В Персидском походе 1722 заведовал государственной канцелярией. По инициативе Кантемира организована специальная типография с арабским шрифтом, в которой опубликовано обращение Петра I к народам Кавказа и Персии. В перерывах между военными действиями предпринял ряд географических, исторических, археологических исследований, собирал материалы по истории Дагестана, изучал древние памятники Дербента. Кантемир известен как автор философских, исторических и филологических работ. К числу философских сочинений Кантемира относятся «Диван, или Спор мудреца с миром» (1698), «Метафизика» (1700), «Всеобщая сокращенная логика» (около 1700), «Исследование природы монархий» (1714), «Темные места в Катехизисе» (1720). Философские воззрения Кантемира претерпели эволюцию от теологического идеализма к рационализму и стихийному материализму. Атомистические взгляды сочетались с деистическим пониманием соотносимости Бога и природы, души и тела. Кантемир утверждал, что мир развивается по объективным законам, предопределенных Богом, однако человек с помощью науки может изучать тайны мироздания. Исторические труды Кантемира посвящены в основн

ом Оттоманской Порте и Молдавии («История возвышения и упадка Оттоманской империи», 1714-1716; «Описание Молдавии», 1716; «Жизнь Константина Кантемира», 1716-1718; «События в жизни Кантакузинов и Брынковянов», 1717-1718; «Система, или Состояние мухамеданский религии», 1719). Сочинение Кантемира по истории Оттоманской империи считалось классическим исследованием, было переведено на английский, немецкий, французский языки; Вольтер называл эту работу своей настольной книгой по Востоку. Кантемир выступал сторонником централизованного государства, противником боярского произвола. Исследовал отрицательные последствия турецкого ига на политическое, экономическое и культурное развитие подвластных Оттоманской Порте народов. Утверждал, что история - это сочетание прогресса и регресса, что «государства должны появляться и исчезать, изменяться и возрождаться и умирать, иметь какой-то конец». Этот процесс считал исторически закономерным, ибо «из смерти одного предмета зарождается другой». Одним из наиболее важных литературных трудов Кантемира стала «Иероглифическая история» (1704-1705) - первый роман на молдавском языке. В этом произведении в аллегорической форме рассказывалось о династических распрях Кантемиров и Брынковянов, о трагедии княжеств Молдавии и Валахии, государи которых, враждуя между собой, помогали султанам угнетать подвластные им народы. В 1703-1704 написал музыкальный трактат, где изложил свои этические взгляды, а также, основываясь на арабском алфавите, дал нотную систему турецкой музыки. В 1723 в связи с болезнью возвратился в свое орловское имение Дмитровку. Похоронен в Московском Новогреческом монастыре; в 1935 по просьбе румынского правительства его останки перенесены в Яссы.