Таинство Венчания: от А до Я. Значение обряда венчания для пары – надо ли венчаться в церкви, и может ли таинство венчания укрепить отношения


Венчание в православной церкви – это одно из семи главных таинств и правила для него верующие люди стараются соблюдать как можно тщательней. Венчание наряду с крещением, миропомазаньем, покаянием, причастием, священством и елеосвящением составляют центр духовной жизни и воплощают полноту входа человека в церковную жизнь. Все, что нужно знать жениху и невесте перед таким ответственным шагом, как венчание, вы прочтете в нашей подробной статье. Она также будет интересна тем, кто уже совершил таинство, но хочет узнать больше о нем.

Смысл венчания в православной церкви

Согласно христианскому мировоззрению, двое людей соединяется в освященном Богом союзе и становятся одной плотью. Именно поэтому столь привычные сегодня разводы в христианской среде считаются противоестественным явлением, как если бы мать решила не жить с рожденным ею ребенком. Иногда подобный разрыв связывают с ампутацией конечности или органа – болезненный процесс, который делает человека неполноценным.

Господь создал Адама и Еву и благословил им размножаться и плодить землю. Духовное и физическое родство со своей женой Адам признал сразу: первым делом, когда увидел Еву, он назвал ее своей плотью и кровью, так как полюбил ее:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт.2:23).

Поэтому, прежде чем пойти на этот шаг, люди должны осознавать всю серьезность, которую они этим поступком обещают Богу.

Юной любви, а также любви долгожданной, свойственна поспешность и видение своего партнера в «розовых» тонах. Достоинства, которые есть у любого человека, – так как все созданы по образу Божию и унаследовали от Него совершенные черты – любящий человек воспринимает преувеличенно и ему кажется, что объект любви совершенен. При этом его недостатки, – которые также есть у всякого, так как все мы подверглись первородному греху и его последствиям в виде болезни, смерти и страстей – кажутся сглаженными и не поддаются рациональному анализу.

Поэтому в храме, куда пришли молодые на разговор со священником о предстоящем мероприятии, можно встретить неожиданную реакцию церковного служителя. Так, если священник соблюдает устав святых отцов и чтит традиции, то он посоветует влюбленным подождать до венчания хотя бы год, за который можно лучше узнать человека в разных обстоятельствах и испытать свои чувства на практике.

При этом за этот год не благословляется жить интимной жизнью. В случае, когда молодые пришли уже после сложившихся отношений и ставят священника перед фактом, тот разъясняет им, что ранняя половая близость до законного бракосочетания ведет за собой неблагоприятные последствия для дальнейших отношений и их крепости.

После разъяснительной беседы, если молодые осознали свою вину, священник предлагает им попоститься три дня, затем исповедоваться в грехах и причаститься. Накануне венчания молодожены обязательно должны причаститься, чтобы прочувствовать этот день как самый важный в жизни – день, когда две судьбы становятся одной судьбой, две души – одной душой и два тела – одним телом.

Как подготовиться к венчанию?

Для начала нужно выбрать день, место для венчания и поставить в известность священника заранее. При этом необходимо помнить, что не каждый день в году в православной церкви разрешается проводить это таинство.

Таинство венчания не совершается по вторникам и четвергам, так как эти дни предшествуют постам, которые соблюдают верующие в среду и в пятницу. Также не совершается таинство в субботу, так как воскресенье (а церковные сутки начинаются с 20:00 накануне) – это малая Пасха, день освященный.

Также нельзя венчаться в дни установленных Вселенскими соборами постов – это 4 поста в году общей длительностью 5-6 месяцев с разной периодичностью.

Как правило, в православной церкви России установилась вековая традиция венчания на Красную горку – это название праздника в первое воскресенье после Пасхи. Этот день называется в церковном календаре Антипасхой и обозначает начало периода всенародных свадебных гуляний, которые происходили массово на Руси во все времена.

Таинство не проводят также накануне единичных постных дней – например, 11 сентября на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи; в особые дни радости и празднования после Великого и Рождественского постов – на Святках и Светлой седмице; перед и во время праздника Воздвижения Креста Господня.

После выбора дня необходимо приступить к подготовке, что, в первую очередь, включает не внешнее приготовление отдельных предметов, приглашение гостей и план мероприятий празднества – а внутреннее состояние молодоженов, которое заключается к подготовке к таинству Исповеди и . И то, и другое таинство обязательно предшествует столь важному событию. Ведь Господь называет Царство Небесное брачным пиром, и Причастие на таком пиру в день бракосочетания является приобщением любви Божьей и укрепление на весь дальнейший совместный путь по жизни.

Время венчания священник назначает сразу после литургии, которая проводится каждое утро. В идеале, если молодоженам получится отстоять литургию и причаститься на ней непосредственно накануне торжества. Ведь куда важнее истратить свои силы на вклад в таинство, чем беречь их на вечерние гуляния (которых желательно избежать и оставить гостей как можно раньше для уединения).

Что нужно для венчания в церкви?

Правила подготовки к венчанию в православной церкви заключаются главным образом во внутреннем осознании и ответственности за этот шаг. В понимании, что назад пути нет и все трудности характера, притирки, разногласия – не могут теперь быть поводом для расторжения союза, который освятил Бог.

Это серьезный шаг, но многие сегодня легкомысленно идут на него, не рассчитывая силы и крепость чувств. К сожалению, такие люди не понимают, что после разрыва венчанного союза сделать гармоничной следующую семью будет сложнее и следует беречь то, что имеется.

И уже во вторую очередь необходимо подготовить наряд, документы, предметы для таинства и прочие вещи, необходимые в этот день.

Что нужно для венчания в православной церкви, список:

  1. Свидетельство о регистрации брака. Согласно правилам, установленным Священным Синодом, незарегистрированные в органах ЗАГСа браки не могут быть венчаны. Такие условия диктуются в первую очередь серьезностью намерений молодоженов, ведь после революции и распада Российской Империи церковь утратила полномочия влияния на права и обязанности сторон, функцию регулировки законных отношений теперь выполняет именно ЗАГС.
  2. Иконы Спасителя и Божией Матери. Какие иконы нужны для венчания? Подойдут любые образы и оклады, но главное, чтобы их можно было без проблем взять в руки. Эта благочестивая традиция раньше означала благословение родителей на брак и передавалась по наследству – со стороны невесты икона Пресвятой Богородицы, а со стороны жениха икона Спасителя. Благословение родителей имело сакральную ценность и свято соблюдалось.
  3. Золотые обручальные кольца. Раньше женское кольцо для венчания было серебряным, напоминая о том, что в христианской семье женщина является помощницей мужу и подчиняется любящему супругу. У мужа было золотое кольцо, что соответствовало символике царского металла – как Христос, муж обязан любить свою жену, которая символизирует собой Церковь. Именно муж будет нести ответственность за свою семью перед Богом на Суде.
  4. Венчальные свечи. Их можно приобрести на месте в храме. Являются символом благодати Святого Духа, Который невидимо предстоит и освящает.
  5. Белый плат. Это может быть как обычное покупное полотенце белого цвета, так и вручную расшитое невестой полотно (что раньше часто практиковалось). Можно также приобрести на месте в Храме. Его стелют на пол и встают во время определенного момента в процессе таинства. Плат символизирует чистоту помыслов и устремлений венчающихся.
  6. В некоторых храмах существует фиксированный размер пожертвований для таинства. Стоимость необходимо оплатить перед таинством, чтобы не забыть об этом после. Если фиксированной платы нет, то можно оставить добровольное пожертвование после венчания. Следует помнить, что государство не снабжает работников церкви зарплатами и их проживание зависит от наших пожертвований.
  7. Достойный внешний вид венчающихся. У девушки (женщины) должен быть головной убор (платок или более пышная фата для венчания), закрытые плечи, наряд должен быть скромным, закрывающим колени и не имеющим глубокого декольте. Мужчина должен быть в брюках. Шорты, бриджи и другие укороченные варианты, обнажающие ноги, для мужчины в храме не допускаются. Цвет наряда для невесты лучше выбрать светлых, пастельных тонов. Традиционно, чистая целомудренная девушка подчеркивает свою невинность абсолютно белым платьем и живыми цветами в руках. Обувь для невесты лучше выбрать удобную, на плоской подошве, чтобы без проблем отстоять службу.

После потери церковью законной гражданской силы, способной регулировать юридические вопросы, наличие свидетелей не является обязательным и носит, скорее, характер благочестивой традиции. Свидетели были поручителями брачующихся, хорошо их знали. Приглашали умудренных опытом, имеющих собственные семьи свидетелей, которые в трудные ситуации смогли бы дать дельный совет.

Какие правила венчания в православной церкви нужно знать?

Как подготовиться к венчанию в православной церкви – доступно объяснит священник, которого выбрали молодожены для проведения своего таинства. Но общие правила остаются одинаковыми.

Брак, зарегистрированный органами ЗАГС, является безблагодатным, но не беззаконным сожительством. Такая форма уважается церковью и допускается в случае, когда церковный брак не может быть совершен. А он не может быть совершен в нескольких случаях:

  • когда гражданский брак был регистрирован более трех раз — по церковным канонам нельзя вступать в брак более трех раз;
  • когда один или оба супруга не принадлежат к православной церкви, не крещены или приведены не добровольно;
  • когда не произошло фактического расторжения брака с предыдущим супругом: при гражданской регистрации необходимо свидетельство о разводе, при церковном – благословение архиерея на вступление в новый брак;
  • когда жених и невеста состоят в кровном или духовном родстве – в том числе, если они являются крестными одного человека;
  • правила в возрасте венчающихся в православной церкви ограничиваются верхним порогом в 60 лет для женщины и в 70 для мужчины, нижний порог: 16 лет для девушки и 18 – для парня.

Во время подготовки к венчанию следует проговорить все спорные моменты в вопросах мировоззрения, чтобы совершение таинство происходило с чистым сердцем.

Сколько по времени идет венчание в церкви – 40-60 минут.

Что делать с венчальными свечами и другими атрибутами после венчания?

Из подобных семейных реликвий можно устроить небольшую коллекцию. Для этой цели заводят отдельную шкатулку, куда складывают атрибуты после венчания, крещения и других памятных семейных событий. Шкатулку можно показывать детям, освещая перед ними подробности знаменательного дня, освежая собственную память и окунаясь воспоминаниями в счастливые события. Туда же можно поместить различные сувениры, привезенные из паломничества.

Венчальные свечи можно зажигать во время молитвы, чтобы попросить о чем-нибудь важном для семьи у Бога, для особой благодарности Ему или в другие моменты.

Все эти вещи являются напоминанием о важных вехах в развитии семьи и являются частью эмоциональной жизни членов семьи. При этом сами по себе они не несут сакральную ценность. Если по какой-то причине реликвии оказались не нужны, их можно ликвидировать особым образом. Так как предметы участвовали в святом обряде их лучше сжечь – самостоятельно или передать в церковь с просьбой утилизировать освященные свечи и предметы, участвовавшие в таинстве.

Видя перед собой символы венчания, супруги могут через воспоминания отыскивать пути во взаимопонимании, когда возникают сложные моменты, через ощутимые свидетельства их союза, который они заключили перед Богом, супруги вспоминают о важности семейного очага и черпают новые силы, чтобы идти по жизни дружно рука об руку.

Правила венчания в православной церкви состоят, в первую очередь, из нравственной основы, которая заключается в чистоте намерений, отсутствии корыстных и непорядочных целей и твердая решительность соединиться с любимым человеком воедино. Целью такого союза является получение от Господа дара единомыслия для христианской жизни и воспитания детей. Больше о венчании можно узнать из книги .

У церемонии венчания достаточно древние корни, она берет свое начало с IX-X веков и имеет не только красивое содержание, но и несет в себе глубокий смысл. Венчание - это обряд, соединяющий мужчину и женщину перед лицом Бога на вечную любовь и верность, превращая брак в таинство, относящееся к духовному бытию.

Суть венчания

В современном мире, к сожалению, многие люди неверно трактуют саму суть таинства и относятся к этому как к модному и красивому мероприятию, которое может скрасить торжественный день бракосочетания. Даже не задумываясь о том, что венчание - это не простая формальность. Пойти на этот шаг должны лишь те люди, которые веруют в вечность брака на земле и на небесах. И принять такое решение можно только при обоюдном согласии, как осознанный и хорошо обдуманный поступок. Не следует забывать, что обряд относится к одному из семи таинств, в результате которого благодать Святого Духа передается человеку, и происходит это невидимым образом.

Правила венчания

Если всё же отношения в паре проверены временем, чувства глубоки, а желание совершить обряд хорошо взвешено, тогда стоит ознакомиться с условиями, без которых невозможно венчание в Правила являются обязательными для исполнения:

  1. Основанием для венчание является свидетельство о браке.
  2. Главная роль в семье отводится мужу, который должен любить свою жену самоотверженно. А жена должна повиноваться мужу по доброй воле.

Именно на мужа возлагается обязанность хранить связь семьи с церковью. Развенчание допускается только в самых экстренных ситуациях, например, при измене одного из супругов или в случае душевной болезни. Кстати, последнее также может стать причиной отказа в венчании.

В древние времена существовал такой обычай, когда молодые подавали прошение священнику о венчании, он объявлял об этом на народном вече, и только по прошествии времени, если не находились люди, которые могли сообщить о невозможности брака, проводился обряд.

Общее количество венчаний человека на протяжении жизни не может превышать трех раз.

К обряду допускаются только крещеные молодые и их свидетели, на каждом обязательно должен быть нательный крестик.

Если кто-то из венчающихся не знает, крещен он или нет, нужно обязательно обсудить этот вопрос со священником. Как правило, положительный ответ возможен при согласии молодых родить и растить детей, следуя православным традициям.

Возрастные ограничения: мужчине должно быть не меньше 18 лет, а женщине не меньше 16.

Венчание - это исконно христианский обряд, поэтому к нему не допускаются люди, исповедующие другую религию (мусульмане, иудеи, буддисты и т. д.), а также атеисты.

Запрет на венчание налагается в том случае, если жених и невеста состоят в родственных связях, даже в четвертом поколении. И нежелательно заключение брака между крестными родителями и крестниками.

Если у кого-то из молодоженов заключен побочный брак, венчание запрещается.

А вот такие обстоятельства, как беременность жены, или если у молодоженов нет родительского благословения, не являются поводом для отказа в венчании.

Когда можно проводить венчание?

По православному календарю венчания можно проводить в течение всего года, за исключением дней больших постов - Рождественского (с 28 ноября по 6 января), Великого (семь недель до Пасхи), Петрова поста (со второго понедельника после Троицы до 12 июля), Успенского (с 14 по 27 августа), Масленицы, в канун всех больших церковных праздников. Венчальные церемонии проводятся в понедельник, среду, пятницу и воскресенье. Но, согласно народным поверьям, среда и пятница не подходят для совершения таинства. А также лучше избежать венчания 13 числа.

А вот самыми счастливыми для брака считаются периоды после Покрова осенью, от Крещения до Масленицы зимой, между Петровым и Успенским постом летом, на Красную Горку весной.

Много пар хотят повенчаться в день официальной регистрации брака, но назвать это правильным нельзя. Священники, как правило, отговаривают молодых от подобного рода поспешных поступков. Лучше всего, когда пары венчаются в годовщину своей свадьбы или уже после рождения детей. Чем позже это случится, тем осознаннее будет этот поступок. Год венчания станет памятным событием, которое засвидетельствует искренность чувств и уверенность в семейных узах.

Подготовка к венчанию

Особое значение имеет и процесс подготовки к такому ритуалу, как венчание в православной церкви. Правила здесь также присутствуют.

Самое первое, что необходимо сделать - это определиться с церковью и священником, который будет проводить обряд. Это достаточно ответственное задание, поскольку выбор нужно делать душой. Молодым в храме должно быть комфортно и спокойно, только так весь процесс будет иметь действительно великое значение. Будет ли это маленькая церквушка или величественный собор, зависит в первую очередь от пожелания молодых, абсолютно вся атмосфера святого места должна гармонично вписываться не только в духовную суть церемонии, но и отвечать душевному состоянию молодой пары, которая решила связать свою судьбу навечно.

С батюшкой тоже нужно обязательно поговорить, обсудить не только организационные моменты, но и присмотреться друг к другу, найти общий язык - это тоже очень важно для обряда. Очень многие батюшки уделяют особое внимание разговору с молодоженами, иногда они могут советовать отложить процедуру или повременить, тогда к советам священника следует прислушаться.

Еще, что немаловажно, не все священники имеют право проводить обряд венчания, например, запрещено это делать постриженным в монахи и находящимся под каноническими запретами. Иногда обряд по желанию молодой пары может проводить священнослужитель из другой церкви или собора, если, например, он является их духовным отцом.

проведения обряда

Со священником необходимо согласовать дату и время, на которое назначено православное венчание. Правила церковной жизни обязывают к этому. Иногда в церкви одновременно могут венчаться несколько пар, этот нюанс также необходимо обговорить. Следует побеспокоиться, если на венчание фото- и видеосъемку будут проводить несколько операторов, чтобы не возникло суматохи, и это не испортило всего обряда.

Еще за неделю до венчания молодые должны начать соблюдать пост: не употреблять в пищу мясо, не пить спиртные напитки, не курить, воздерживаться от супружеской близости. Перед венчанием молодожены должны посетить богослужение, исповедоваться и причаститься.

Также необходимо заблаговременно побеспокоиться о покупке и Божьей Матери, которые обязательно должны быть освящены, обручальных колец, которые до совершения обряда нужно отдать священнику, свечей, двух белых полотенец и четырех носовых платков. Следует обратить внимание, что по церковным канонам кольца следует покупать для жениха из золота, для невесты из серебра. Как правило, приобретение всех необходимых атрибутов возлагается на свидетелей.

Традиция использования в обряде также имеет древние исторические корни. Издревле родители благословляли своих детей с использовании святых икон: сына - Христа Спасителя, дочь - Богородицы, давая, таким образом, наставление на путь истинный.

За проведение обряда венчания принято оставлять вознаграждение, о деньгах также следует поинтересоваться у священника. Если у пары нет финансовой возможности оплатить полностью всю сумму, можно об этом рассказать. Иногда сумма вообще не оглашается, и батюшка предлагает дать милостыню на церковь, в том размере, какой предоставляется возможным для молодоженов.

Выбор наряда для невесты

Что касается подвенечного платья невесты, которое она наденет на венчание в православной церкви, правила заключаются в следующем:

  • платье не должно быть очень облегающим или коротким, но и слишком пышные и шикарные наряды тоже не подойдут;
  • ни в коем случае не должны быть оголены плечи, декольте или руки выше локтей;
  • можно использовать накидку, которая прикроет открытые части тела;
  • наряд должен быть белого или другого цвета бледных оттенков;
  • голова обязательно должна быть покрыта, для этого используется платок или фата;
  • нельзя использовать слишком яркий макияж и насыщенный аромат духов;
  • вместо свадебного букета в руках у невесты должна быть

Также следует заблаговременно позаботиться об обуви, лучше всего подойдут туфли с закрытым передком на низком каблуке, ведь церемония венчания длится около часа, невеста должна чувствовать себя комфортно на протяжении всего этого времени.

Есть очень интересное поверье. Платье невесты обязательно должно быть с длинным шлейфом. По народному сказанию, чем длиннее будет шлейф - тем больше времени молодые будут вместе. Если шлейф в наряде не предусмотрен, его можно прикрепить только на время проведения венчания.

Также, когда проходит венчание в православной церкви, правила распространяются и на внешность всех присутствующих гостей. Женщины должны быть в платьях или юбках с прикрытыми коленями, также не следует оголять декольте и руки, голову нужно прикрыть платком или шарфом. На церемонии венчания не обязательно присутствие всех гостей свадьбы, это могут быть люди, которые действительно веруют в таинство обряда и относятся к этому процессу искренне. Для соблюдения формальности такие мероприятия лучше не посещать, а прийти только на банкет.

Церемония венчания

Венчание всегда начинается только после службы. Обряд состоит из двух этапов: первый - это обручение, венчание - это второй этап. В прошлом они были разделены между собой временем. После обручения пара могла расстаться, если возникали на то причины, венчание могло состояться только в том случае, если чувства были крепкими и искренними, ведь муж и жена выбирали друг друга не только для земной жизни, но навечно. В современном обряде обе составляющие церемонии происходят в один день.

Обручение

Обручение происходит у входа в церковь. Невеста становится по левую руку от жениха. Священник читает молитву, после чего он три раза благословляет пару и дает им в руки зажженные свечи. Снова читает молитву и обручает молодых кольцами. Кольца меняют с руки молодого на руку невесты трижды, в итоге золотое кольцо жениха остается на руке у молодой, а её серебряное кольцо на пальце будущего мужа. Только теперь пара может называть себя женихом и невестой.

Венчание

Священник заводит пару в храм и ставит перед аналоем на белое полотенце. Мужчину и женщину спрашивают, по доброй ли воле они сюда пришли, нет ли препятствий для заключения брака. Свидетели берут в руки венцы и держат их над головами у жениха и невесты. Здесь следует отметить, что сделать это не так и просто, особенно если свидетели низенькие, а молодые высокие, да и время церемонии не менее чем сорок минут в городских церквях, а если обряд проводится в монастыре, тогда и больше часа. Поэтому свидетелей желательно выбирать повыше. После прочитанных молитв молодым выносят чашу с вином, которую они должны три раза испить как символ того, что с этой минуты все в паре будет делиться поровну - и счастье, и горечи.

Следует предостеречь невесту: во время испития из чаши вина может возникнуть ситуация, когда фата очень близко окажется возле свечи и произойдет воспламенение. Чтобы этого не случилось, желательно заранее побеспокоиться о длине фаты, которая должна быть не слишком большой.

Руки новобрачных связывают белым полотенцем и их обводят вокруг аналоя трижды. В это время поет церковный хор. Батюшка подводит пару к алтаря и читает назидание на вечную жизнь вместе. После венчания все гости начинают поздравлять молодых, и раздается колокольный звон, знаменующий о рождении молодой семьи.

Если у молодых есть желание запечатлеть на долгую память венчание, фото- и видеосъемку можно проводить с разрешения священника. Правильнее всего согласовать, где именно должен находиться оператор, как ему лучше стоять или перемещаться. Обычно в церквах и соборах достаточно специфическое освещение, поэтому, для того чтобы качество съемки впоследствии не огорчило, желательно обратиться к хорошему специалисту. Бывают случаи, когда съемка категорически запрещена, тогда, чтобы памятное событие осталось в семейных архивах, можно сделать фотографии на фоне собора или храма.

Венчание на царство

Есть еще один древний обычай, о котором следует упомянуть, чтобы внести некоторую историческую ясность, - венчание на царство. Этот обряд проводили во время церемонии коронации монархов, и первым это начал Иван Грозный. Корона, которая при этом использовалась, вошла в историю под известным всем названием - шапка Мономаха. Обязательными атрибутами действа были бармы, держава и скипетр. А сам процесс имел сакральное содержание, основной сутью которого было таинство миропомазания. Но никакого отношения к бракосочетанию этот обряд не имеет.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Обряд венчания – это достаточно ответственный ритуал, который требует достаточной подготовки. Конечно же, в первую очередь необходимо подготовиться к венчанию духовно. Священники не рекомендуют идти на венчание людям не воцерквленным, тем, кто не посещает церковные службы, не исповедуется и не причащается. Венчание накладывает на супружескую пару определенные обязательства, более серьезные, чем регистрация в местном загсе. Если в паре один человек является по-настоящему верующим, а второй относится к церковной службе прохладно, не стоит принуждать его к венчанию. Молитесь, чтобы ваша вторая половина пришла к Богу с искренней верой. А первый шаг на подготовительном этапе к венчанию: это официальная регистрация. Обязательно покажите священнику ваше свидетельство о браке или паспорта со штампами. Пару, живущую в так называемом гражданском браке, не будут венчать!

Выбираем подходящую дату
Если вы только собираетесь регистрировать брак официальный, желаете, чтобы венчание в церкви, а также регистрация в загсе прошли в один день, просмотрите календарь церковных постов и праздников. Есть множество дней, когда венчание церковные власти запрещают проводить. Посоветуйтесь со священниками или даже простыми продавщицами в церковной лавке, купите календарь, где будут указаны даты, не подходящие для ритуала, а также брошюрки, где расписывается подготовительный процесс к этому серьезному обряду. С регистратором в загсе проще договориться о назначении даты.

Если же вы уже живете в браке, выбирайте любую дату, согласовав ее со священником. Некоторые пары интересуются, является ли жизнь в официальном браке грехом? Да, православная церковь считает, что брак нужно благословить в храме, но супругам позволяется принимать причастие и исповедоваться, когда они действительно желают этого.

Выбираем наряд для венчания
Допустим, вы уже выбрали платье, в котором будете проходить торжественную регистрацию в загсе. Однако для венчания ваш наряд может оказаться слишком смелым. Нельзя приходить в православный храм в коротком платье, с открытыми плечами и спиной, глубоким декольте. К платью с коротким рукавом выберите перчатки. Когда у вас нет возможности приобрести два отдельных наряда, для открытого свадебного платья возьмите пелерину, которая закроет плечи и грудь. Сейчас в моде платья-трансформеры, которые могут менять длину. Кстати, в церкви неуместными будут яркие цветные наряд. Венчальное платье должно быть белоснежным, можно с легким оттенком слоновой кости, нежно-кремовое и цвета шампанского.

Голову невеста должна покрыть фатой или красивым вышитым кружевным платком. Купить такой убор можно в самой церкви, где есть готовые наборы и для венчания, и для крещения. Венчальные кольца лучше взять серебряные, к ним прилагаются венчальных свечи, платки, две иконы: Богородицы и Иисуса Христа и рушник.

Выбираем священника и храм
Хорошо, когда есть знакомый священник, которому вы доверяете и исповедуетесь. Если такового нет, то отправляйтесь в храм, близкий к вашему дому, посоветуйтесь с местными священниками, узнайте особенности венчания в данном храме, его стоимость, чтобы подготовиться к венчанию в церкви правильно. Как правило, в больших центральных храмах венчание обойдется дороже. Да и венчаются в них чаще. Спросите, можно ли проводить в храме съемку, есть ли дополнительные услуги: хоровое пение и колокольный звон.

Пары иногда задают вопрос: а можно ли устроить венчание на природе, как это делают в голливудских фильмах? Православные священники отвечают строго: венчание вне храма разрешено, когда один из пары болен и не может присутствовать в церкви. Выездное венчание принято лишь в протестантских конфессиях. Кстати, в православном храме могут венчаться лишь православные. Католическая церковь допускает венчание католика и православного верующего, а вот католику, желающему венчаться в православном храме, необходимо принять сперва новое крещение.

Исповедь и Причастие – необходимые обряды
Конечно, найти священника, согласившегося венчать пару, не прошедшую исповедь и причастие, можно. Однако не стоит преступать церковные законы. Перед венчанием посетите вдвоем храм, обязательно покайтесь в совершенных грехах, на утренней службе примите причастие. Если вы никогда не исповедовались, попросите в церковной лавке брошюру со списком грехов и выпишите заранее, в каких вы должны покаяться. Будете честны перед Богом и священником, значит, и в семейной жизни сохраните это похвальное и необходимое качество.

Гости на венчании
Православный храм – место особое. Поэтому поговорите с гостями, чтобы в церкви не было вызывающих нарядов и включенных мобильных телефонов. Не стоит появляться там в нетрезвом виде. Хотите, чтобы обряд был снят на фотоаппарат или видеокамеру? Предупредите священника. Фотограф должен быть настоящим профессионалом, ведь в церкви особое освещение.

Венчание – это обет, который супруги дают Богу. Есть сомнения, что вы сможете прожить всю свою жизнь с официальным мужем (женой), не торопитесь венчаться.

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .