Война в заполярье. Великая отечественная война на кольском севере


В России, говоря о Великой Отечественной войне, вспоминают поражения 1941-1942 годов, битву под Москвой, блокаду Ленинграда, сражение за Сталинград, Северный Кавказ, Огненную дугу и ряд других знаменитых операций. Но мало что могут сказать о войне на Севере, на Кольском полуострове, если вообще слышали об этой странице Великой войны.

Кольский полуостров занимал большое место в агрессивных планах немецкого военно-политического командования. Во-первых, Берлин интересовал город Мурманск – незамерзающий порт, база Северного флота СССР. Кроме того, Мурманский порт с основной частью страны соединяла Кировская железная дорога, это давало возможность получать грузы военного характера и быстро доставлять их в Центральную Россию. Поэтому, немцы планировали захватить порт и перерезать железную дорогу в кратчайшие сроки. Во-вторых, Гитлера привлекали богатые природные богатства Кольской земли, и особенно месторождения никеля – металла, очень необходимого для германского военно-промышленного комплекса и экономик союзников Германии. В-третьих, эти земли интересовали финскую элиту, по их планам Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии».


Для захвата Кольского полуострова на арктическом театре военных действий была сконцентрирована армия «Норвегия» (её сформировали в декабре 1940 года) в составе 3-х корпусов – двух горных немецких корпусов и одного финского корпуса. Её возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В армии было 97 тыс. человек, 1037 орудий и миномётов, 106 танков. Эту армию поддерживала часть сил 5-го воздушного флота и Военно-морских сил Третьего Рейха.

Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова. На момент начала военных действий армия включала в себя: 4-й стрелковый корпус (10-я и 122-я стрелковые дивизии), 14-ю, 52-ю стрелковые дивизии, 1-ю танковую дивизию, 1-ю смешанную авиадивизию, 23-й укреплённый район и ряд других соединений. 23-й укреплённый район (УР) располагался на полуостровах Рыбачий и Средний и занимал полосу обороны по фронту в 85 километров, глубиной в 5 километров, имея в наличии 7 узлов обороны, состоящих из 12 построенных и боеготовых долговременных оборонительных сооружений, и 30 находящихся на стадии строительства. УР защищали два пулемётных батальона (ещё два планировали развернуть), кроме того, в его полосе действовал один из полков 14-й сд. В армии было 52,6 тыс. человек личного состава, 1150 орудий и миномётов, 392 танка. С моря 14-ю армию прикрывали корабли и авиация Северного флота (8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 116 самолётов).

Надо сказать, что в дальнейшем состав сил двух армий постоянно менялся, т. к. стороны их постоянно наращивали.


Генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст.

Провал Арктического блицкрига

Великая война в Заполярье началась в ночь на 22 июня 1941 года с массированных авиационных налётов на города, населённые пункты, промышленные объекты, погранзаставы и военно-морские базы.

Немцы уже после оккупации Норвегии начали разрабатывать план ведения войны в Заполярье. Планирование операции начали 13 августа 1940 г. и завершили в октябре того же года. Мурманская операция (план Блауфукс или план Зильберфукс, нем. Unternehmen Silberfuchs - «Полярная лиса») была составной частью плана «Барбаросса». Она делилась на несколько этапов. Во время первого - Операция Реннтир («Северный олень») - немецкая 2-я горнострелковая дивизия и 3-я горнострелковая дивизия из состава горного корпуса «Норвегия» вторглись в район Петсамо (там располагались никелевые шахты) и захватили его.

Надо отметить, что советские войска не были застигнуты врасплох, как часто показывают начало Великой Отечественной войны. Уже 14-15 июня 122-я стрелковая дивизия из состава 14-й армии по приказу командующего Ленинградским военным округом М. М. Попова была выдвинута к государственной границе. Дивизия должна была прикрыть кандалакшское направление. Оно имело стратегическое значение - в случае успеха войска противника выходили к Кандалакшскому заливу Белого моря и отрезали Кольский полуостров от центральных районов страны. 19-го к границе начали выдвигать 1-ю танковую дивизию, 21-го по тревоге подняли 52 сд, она была дислоцирована в Мурманске, Мончегорске и Кировске. В ночь на 22 июня к границе перебросили два полка и разведывательный батальон 14-й сд. Кроме того, успеху обороны сопутствовал фактор труднодоступной местности.

28-29 июня 1941 года начались активные боевые действия на Мурманском направлении (главный удар). Это был второй этап - операция Платинфукс (нем. Platinfuchs - «Платиновая лиса»), немецкие силы наступали через Титовку, Ура-Губу к Полярному (главная база Северного флота) и Мурманску. Гитлеровцы планировали захватить базы Северного флота, блокировать и захватить Мурманск, а затем выйти к побережью Белого моря и занять Архангельск. В ходе второй же фазы операции собирались выполнить и третью – провести операцию «Песец» (нем. «Polarfuchs»). 2-я немецкая горная дивизия наступала на Полярное, а одна финская дивизия и одна немецкая дивизия должны были идти от Кемиярви на восток.

28 апреля на Мурманском направлении в атаку пошли 2-я и 3-я горнострелковые дивизии, 40-й и 112-й отдельные танковые батальоны. Они имели на решающем направлении 4-кратное преимущество - 95-й стрелковый полк 14-й сд не выдержал удара и отступил, сломав порядки подошедшего на помощь 325-го стрелкового полка той же дивизии. Но гитлеровцам не удалось разгромить гарнизон 23-го УРА на полуостровах Рыбачий и Средний. Гарнизон, опираясь на мощные укрепления и береговые батареи (3-х 130-миллиметровых и 4-х 100-миллиметровых орудий), отбил все атаки.

К 30 июня 52-я сд закрепилась на реке Западная Лица («Долина славы») и в течение всего июля отбивала все попытки немцев форсировать водную преграду. На правом фланге держали оборону перегруппировавшиеся части 14 сд. В сентябре оборона была усилена 186-й стрелковой дивизией (Полярная дивизия), после этого фронт на этом участке стабилизировался до 1944 года. За 104 дня боёв немцы продвинулись на 30-60 км и не решили поставленные задачи. Свою положительную роль сыграли и десанты морской пехоты Северного флота - удары во фланг противнику были нанесены 7 и 14 июля. А также «непотопляемый линкор Заполярья» - полуостров Рыбачий, на участке 23-го УРа и 135-го стрелкового полка 14-й сд гитлеровцам так и не удалось перейти за пограничный знак № 1.

На кандалакшском направлении первый удар отразили 24 июня. 1 июля 1941 года немцы силами 36-го армейского корпуса, в него входили 169-я пехотная дивизия, горнострелковая бригада СС «Норд», а также финская 6-я пехотная дивизия и два финских егерских батальона, начали генеральное наступление на Кандалакшу. Врагу противостояла 122-я сд, 1-я танковая дивизия (до середины июля 1941 года, затем её отвели на другой участок фронта) и переброшенная позднее в район Кайралы 104-я сд (без 242-го стрелкового полка, который находился на кестеньгском направлении). До начала августа шли ожесточённые бои с небольшим продвижением частей противника. В начале августа 1941 в тыл советским силам проник усиленный финский батальон. Финны оседлали дорогу в районе станции Нямозеро, в результате советской группировке пришлось в течение двух недель вести бои в странном окружении. Всего один батальон противника блокировал пять стрелковых полков, три артполка и другие соединения. Этот случай говорит о сложности театра боевых действий, отсутствии развитой дорожной сети, труднопроходимости местности среди лесов и болот. Когда через две недели дорогу разблокировали, враг нанёс сильный удар с фронта и вынудил части Красной Армии отойти. Советские войска закрепились в четырёх км восточней Алакуртти, и там линия фронта стабилизировалась до 1944 года. Максимальное продвижение противника составило около 95 километров.

На кестеньгском направление держал оборону 242-й стрелковый полк 104-й сд. Активные боевые действия начались с начала июля 1941 года. Немцам удалось к 10 июля выйти к реке Софьянга, а в ноябре захватить Кестеньгу и продвинуться от неё на восток ещё примерно на 30 км. К 11 ноября 1941 года линия фронта стабилизировалась в 40 км западнее Лоухи. К тому времени группировка советских войск на этом участке фронта была усилена 5-й стрелковой бригадой и 88-й сд.


Немецкое лыжное подразделение в Заполярье.

Итоги кампании 1941 года. К осени 1941 года стало понятно, что план молниеносной войны в Арктике сорван. В жестоких оборонительных боях, проявляя мужество и стойкость, советские пограничники, бойцы 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие подразделения врага и заставили немцев взять паузу и перейти к обороне. Немецкому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Несмотря на отдельные начальные успехи, немецким войскам не удалось выйти к Мурманской железной дороге ни на одном участке, а также захватить базы Северного флота, выйти к Мурманску и захватить его. В результате здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где войска противника были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии советской Государственной границы, а в отдельных местах немцы даже не смогли перейти границу.


Морские пехотинцы Северного флота на палубе катера проекта МО-4.

Роль тыла в обороне Заполярья

Огромную помощь соединениям Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР оказали жители Мурманской области. Уже в первый день Великой войны в Мурманской области было введено военное положение, в военных комиссариатах начали мобилизацию военнообязанных, и в военкоматы поступило до 3,5 тыс. заявлений от добровольцев. Всего на фронт ушел каждый шестой житель области - более 50 тыс. человек.

Партийные, советские и военные органы организовали всеобщее военное обучение населения. В районах и населённых пунктах формировались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, соединения местной ПВО. Так, мурманский истребительный полк только за несколько первых недель войны 13 раз выходил на задания, которые были связаны с уничтожением вражеских диверсионно-разведывательных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона непосредственно участвовали в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Бойцы истребительных соединений Кольского и Кировского районов несли службу по охране Кировской железной дороги.

Летом 1942 года по инициативе обкома партии в области были образованы партизанские отряды «Большевик Заполярья» и «Советский Мурман». Учитывая тот факт, что Мурманская область была практически не оккупирована, партизанские соединения базировались на своей территории и уходили в глубокие рейды по тылам противника. Основным объектом действий партизанских отрядов стала автодорога Рованиеми - Петсамо, по ней шло снабжение немецких войск, расположенных в областях Северной Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны нападали на вражеские гарнизоны, нарушали линии связи и коммуникации, проводили разведывательно-диверсионную деятельность, захватывали пленных. Несколько партизанских отрядов также действовало и на Кандалакшском направлении.

Примерно 30 тыс. человек мобилизовали на военно-строительные работы. Эти люди на подступах к Мурманску и Кандалакше создали несколько оборонительных линий. С участием гражданского населения велось массовое строительство окопов, щелей, бомбоубежищ. С конца июня 1941 года из области началась массовая эвакуация гражданского населения и промышленного оборудования. Первоначально её осуществляли с помощью железнодорожного транспорта, затем с помощью кораблей и судов – везли в Архангельск. Вывозили детей, женщин, стариков, запасы стратегического сырья, оборудование с «Северникеля», Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы Мурманской области вывезли 8 тыс. вагонов и более 100 судов – эта эвакуация стала частью более масштабной операции, которую проводили по всем западным областям Советского Союза. Те предприятия, которые были оставлены в области, были переведены на военные рельсы и ориентированы на выполнение военных заказов.

Все рыболовные траулеры были переданы в состав Северного флота. Судоремонтные предприятия провели работу по переоборудованию их в боевые корабли, на них устанавливали вооружение. Судоремонтные заводы также ремонтировали боевые корабли и подводные лодки. Уже с 23 июня все предприятия области перешли на круглосуточный (чрезвычайный) режим работы.

Предприятия Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска в кратчайшие сроки освоили выпуск автоматического , гранат, минометов. Комбинат «Апатит» начал производство смеси для зажигательных авиабомб, судоремонтные мастерские делали шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика выпускала лыжи для солдат. Артели промысловой кооперации вели производство оленьих упряжек, мыла, переносных печей (буржуек), различной походной утвари, шили обмундирование, ремонтировали обувь. Оленеводческие колхозы передавали армии оленей и нарты, снабжали мясом и рыбой.

Оставшиеся в области женщины, подростки и старики заменили на производстве ушедших на фронт мужчин. Они осваивали на различных курсах новые профессии, выполняли нормы не только здоровых мужчин, но и ставили рекорды. Рабочий день на предприятиях вырос до 10, 12 часов, а иногда и 14 часов.

Рыбаки уже осенью 1941 года возобновили промысел, добывая необходимую для фронта и тыла рыбу в боевых условиях (их могли атаковать вражеские самолёты, субмарины). Хотя сама область и испытывала нехватку продовольствия, но всё же несколько эшелонов с рыбой смогли отправить блокадному Ленинграду. Для того, чтобы улучшить продовольственное снабжение населения Мурманской области при промышленных предприятиях, были созданы подсобные хозяйства, людьми возделывались огороды. Был организован сбор ягод и грибов, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались добычей дичи - лосей, диких оленей, птицы. На внутренних водоемах Кольского полуострова был организован лов озерной и речной рыбы.

Кроме того, жители области приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: люди сдали 15 кг золота, 23,5 кг серебра. Всего же за годы Великой войны от жителей Мурманской области поступило более 65 миллионов рублей. В 1941 году 2,8 млн. рублей было перечислено на создание эскадрильи «Комсомолец Заполярья», а железнодорожники построили на свои средства эскадрилью «Советский Мурман». Было собрано и отправлено более 60 тыс. подарков на фронт бойцам Красной Армии. Школьные здания в населённых пунктах переоборудовали под госпитали.

И всё это делалось в самых тяжёлых условиях прифронтовой зоны, населённые пункты подвергались постоянным ударам с воздуха. Так, с лета 1942 года Мурманск подвергался жестоким бомбардировкам, только 18 июня немецкие самолёты сбросили 12 тыс. бомб, огонь уничтожил в городе больше 600 деревянных зданий. Всего с 1941 по 1944 год на главный город области было совершено 792 налета немецких ВВС, люфтваффе сбросили около 7 тыс. фугасных и 200 тыс. зажигательных бомб. В Мурманске было разрушено и сожжено более 1500 домов (три четверти всего жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Немецкая авиация регулярно наносила удары по Кировской железной дороге. За время военных действий в Заполярье на каждый километр железнодорожной магистрали немецкие ВВС сбросили в среднем 120 бомб. Но, невзирая на постоянную опасность попасть под бомбардировку или обстрел, мурманские железнодорожники и портовики делали свое дело, и связь с Большой землей не прервалась, по Кировской железной дороге шли составы. Надо отметить, что силами ПВО над Мурманском и Кировской железной дорогой в 1941-1943 годы было сбито 185 самолётов врага.


Мурманск после бомбардировок. По количеству и плотности нанесенных по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду. В результате немецких бомбардировок было уничтожено три четверти города.

Заполярье и союзники

Большое сражение в 1942 году развернулось в морской зоне. Союзники СССР по Антигитлеровской коалиции начали поставку военной техники, снаряжения, продовольствия. Советский Союз поставлял союзникам стратегическое сырьё. Всего за время Великой войны в Мурманск и Архангельск пришло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из Советского Союза было отправлено 36 конвоев (достигли портов назначения 682 транспорта). Первый союзный конвой прибыл в порт Мурманска 11 января 1942 года, а всего за время Великой отечественной войны в нём было разгружено до 300 судов, переработано более 1,2 млн. тонн иностранных грузов.

Немецкое командование попыталось сорвать поставки грузов, перерезать эту стратегическую коммуникацию. Для борьбы с конвоями союзников были привлечены большие силы люфтваффе, кригсмарине и надводных сил, которые находились в норвежских базах. Основная нагрузка по охране конвоев была возложена на силы британского флота и советский Северный флот. Только для охраны конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов. Кроме того, с воздуха вела разведку, прикрывала конвои морская авиация. ВВС также наносили удары по немецким базам и аэродромам, кораблям врага в открытом море. Советские подводные силы выходили в море и несли боевую вахту у немецких военно-морских баз и на возможных путях перехода крупных надводных кораблей военно-морских сил Рейха. Общими усилиями британских и советских сил прикрытия было уничтожено 27 вражеских субмарин, 2 линейных корабля и 3 эсминца. В целом, охрана конвоев действовала успешно: под прикрытием моряков и лётчиков Северного флота и британских ВМС морские караваны потеряли 85 транспортов, дошли до своей цели более 1400.

Кроме того, Северный флот вёл активную боевую деятельность у берегов противника, стараясь сорвать морские перевозки немцев вдоль побережья Северной Норвегии. Если в 1941-1942 годы в этих операциях был задействован в основном подводный флот, то со второй половины 1943 года первую скрипку стали играть силы морской авиации. Всего за 1941-1945 годы Северный флот, в основном усилиями ВВС СФ, уничтожил более 200 кораблей и вспомогательных судов врага, свыше 400 транспортов общим тоннажем в 1 млн. тонн и около 1,3 тыс. самолетов.


Эсминец советского Северного флота проекта 7 «Грозный» в море.

Линия фронта в 1942-1944 годы

В полосе действий 14-й армии линия фронта в период с осени 1941 по осень 1944 года была очень стабильной. Обе стороны испытывали одинаковые сложности. Во-первых, быстрой, манёвренной войне мешали природно-климатические условия. Сплошного фронта не было, боевые порядки заменяли непреодолимые крупными формированиями каменные гряды, болота, реки, озёра, леса. Во-вторых, оборонительные порядки немецких и советских войск постоянно совершенствовались. В-третьих, ни у советского командования, ни у немцев не было решающего перевеса в силах.

В основном противостоящие друг другу армии проводили разведки, диверсии (в том числе с помощью партизан), совершенствовали оборону. Из наиболее значимых действий можно отметить контрнаступление Красной Армии в конце апреля 1942 года на кестеньгском направлении. Советские войска фактически сорвали немецкое наступление, разведка выявила концентрацию вражеских сил на этом направлении. Но после 10-дневного сражения ситуация стабилизировалась на прежних позициях. В это же время Красная армия попробовала перейти в наступление на мурманском направлении – на рубеже реки Западная Лица. Советские войска смогли пробиться на несколько километров вперёд, но вскоре немцы восстановили фронт.

После этого более или менее крупномасштабных боевых действий в полосе 14-й армии не было до октября 1944 года.


Советские подводные лодки серии «С» в порту Полярный.

Разгром немцев в Заполярье

К осени 1944 года советские войска прочно удерживали стратегическую инициативу на всём протяжении советско-германского фронта. Пришло время разгромить врага и на северном участке фронта.

14-я армия стала основной боевой силой в Петсамо-Киркенесской операции (проходила с 7 октября по 1 ноября 1944 года). Армия получила задачу уничтожить главные силы 19-го немецкого горнострелкового корпуса (корпус «Норвегия»), которые укрепились в области Петсамо, и в дальнейшем продолжать наступление в направлении на Киркенес в Северной Норвегии.

14-я армия под командованием генерал-лейтенанта Владимира Щербакова имела в своём составе: 8 стрелковых дивизий, 5 стрелковых, 1 танковую и 2 инженерные бригады, 1 бригаду реактивных установок, 21 артиллерийских и миномётных полка, 2 полка САУ. В ней было 97 тыс. солдат и офицеров, 2212 орудий и миномётов, 107 танков и самоходных артустановок. Армию с воздуха поддерживала 7-я воздушная армия - 689 самолётов. А с моря Северный флот под командованием адмирала Арсения Головко. Флот участвовал в операции силами отрядов кораблей, 2 бригад морской пехоты и 276 самолётов морской авиации.

В немецком 19-м горном корпусе было: 3 горные дивизии и 4 бригады (53 тыс. солдат и офицеров), 753 орудия и миномёта. Командовал им генерал горнострелковых войск Фердинанд Йодль. С воздуха прикрывали силы 5-го воздушного флота – до 160 самолётов. На море действовали немецкие ВМС.

Ситуацию осложнял тот фактор, что в за три года немцы соорудили т. н. лапландский оборонительный вал. А после выхода Финляндии из войны (19 сентября 1944 года), военно-строительные работы приняли очень активный характер. На фронте в 90 км тянулись минные поля, проволочные заграждения, противотанковые рвы и надолбы, возводились железобетонные и бронированные огневые точки, укрытия, траншеи, ходы сообщения. Укрепления перехватывали все перевалы, лощины, дороги, господствующие высоты. Со стороны моря позиции усиливали береговые батареи и зенитные позиции, устроенные в капонирах. И это притом, что местность и так была труднопроходимой – речки, озёра, болота, скалы.

7 октября 1944 года после артподготовки началось наступление. Ещё до его начала в тыл противнику были заброшены инженерные части с целью уничтожения укреплений врага. На правом фланге ударной группировки наступал 131-й стрелковый корпус, его целью было Петсамо, его поддерживала отвлекающая оперативная группа и две бригады морпехов. На левом фланге в атаку пошёл 99-й стрелковый корпус, он имел задачу наступать в направлении Луостари. На левом же фланге глубокий обходной манёвр совершал 126-й лёгкий стрелковый корпус (его цель также Луостари).

131-й корпус к 15.00 прорвал первую линию обороны немцев и вышел к реке Титовка. 8 октября плацдарм был расширен, и началось движение в направлении на Петсамо. 99-й корпус не смог прорвать оборону немцев в первый день, но сделал это в ночной атаке (в ночь с 7 на 8 октября). В полосе его наступления ввели в бой резерв - 127-й легкий стрелковый корпус, 12 октября они овладели Луостари и начали движение на Петсамо с южного направления.

126-й легкий стрелковый корпус, совершая тяжелый обходной манёвр, к 11 октября вышел западнее Луостари и перерезал дорогу Петсамо - Салмиярви. Этим советское командование не допустило подхода немецких подкреплений. Корпус получил следующую задачу – новым обходным маневром оседлать с запада дорогу Петсамо-Тарнет. Задача была выполнена 13 октября.

14 октября к Петсамо подошли 131-й, 99-й и 127-й корпуса, начался штурм. 15 октября Петсамо пал. После этого корпуса армии провели перегруппировку и 18 октября начался второй этап операции. В бой бросили части уже участвовавших в сражении 4-х корпусов и новый резервный 31-й стрелковый корпус. В основном во время этого этапа противника преследовали. На Никель наступали 127-й лёгкий стрелковый и 31-й стрелковый корпуса, на Ахмалахти двигались 99-й стрелковый и 126-й лёгкий стрелковый корпуса, на Тарнет шёл 131-й стрелковый корпус. Уже 20 октября начался охват Никеля, 22-го он пал. Остальные корпуса также вышли на намеченные рубежи к 22 октября.


Высадка морского десанта, 1944 год.

18 октября 131-й стрелковый корпус вступил на норвежскую землю. Началось освобождение Северной Норвегии. 24-25 октября был форсирован Яр-Фьорд, силы 14-й армии развернулись веером на норвежской территории. 31-й стрелковый корпус не стал форсировать залив и начал движение глубоко на юг - к 27 октября дошёл до Наусти, выйдя на границу Норвегии и Финляндии. 127-й легкий стрелковый корпус также двигался в южном направлении по западному берегу фьорда. 126-й легкий стрелковый корпус двигался в западном направлении, и 27 октября вышел к Нейдену. 99-й и 131-й стрелковые корпуса устремились на Киркенес и 25 октября заняли его. После этого операция была завершена. Большую роль в операции сыграли морские десанты и действия Северного флота. Это была полная победа.

Итоги операции

Изгнанием немецких войск из Киркенеса и выходом на рубеж Нейден, Наусти советская 14-я армия и Северный флот выполнили свои задачи в Петсамо-Киркенесской операции. 9 ноября Ставка Верховного Главнокомандования приказала 14-й армии остановить движение и перейти к обороне. В ходе 19-дневных боев войска армии продвинулись на запад до 150 км, освободив район Петсамо-Печенги и Северную Норвегию. Потеря этих территорий сильно ограничила действия немецких ВМС на советских северных коммуникациях и лишила Третий Рейх возможности получать никелевую руду (стратегический ресурс).

Немецкие войска понесли значительные потери в живой силе, вооружении и боевой технике. Так, 19-й горнострелковый корпус Йодля потерял только убитыми около 30 тыс. человек. Северный флот уничтожил 156 кораблей и судов противника, а силы советской авиации ликвидировали 125 самолётов люфтваффе. Советская армия потеряла убитыми и ранеными более 15 тыс. человек, в том числе на территории Норвегии - более 2 тыс. солдат и офицеров.

В ходе наступления советских войск на Крайнем Севере было показано высокое военное искусство советского военного командования. На высоком уровне было организовано оперативно-тактическое взаимодействие сухопутных войск с силами Северного флота. Советские корпуса провели наступление в условиях сложного характера местности, часто без локтевой связи с соседними частями. Силы 14-й армии умело и гибко маневрировали, использовали в бою специально обученные и подготовленные легкие стрелковые корпуса. Высокий уровень показали инженерные части советской армии, соединения ВМС, морской пехоты.

В ходе Петсамо-Киркенесской операции советские войска освободили оккупированные районы советского Заполярья и оказали огромную помощь в освобождении Норвегии.

Окончательно Норвегия была освобождена также при помощи СССР. 7-8 мая 1945 года немецкое военно-политическое руководство согласилось на полную капитуляцию и немецкая группировка в Норвегии (она насчитывала около 351 тыс. солдат и офицеров) получила распоряжение о сдаче и сложила оружие.


Генерал Владимир Иванович Щербаков.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

В годы Великой Отечественной войны трудно найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата, малонаселенности и прочих «прелестей» природы Крайнего Севера и Арктики. Тут нередки магнитные бури, влияющие, в числе прочего, и на радиосвязь. В период полярной ночи нередка туманная погода, а осенью свирепствуют штормы.

Эти тяжелые природные условия в значительной степени осложняли боевую деятельность авиации. При этом война в Арктике на границе между СССР и Германией, оккупировавшей Норвегию, а с 25 июня – в советской и финской Лапландии, велась с обеих сторон в условиях крайне ограниченных ресурсов (как материальных, так и людских). В то же время почти нигде не описанная война в воздухе, шедшая в этом районе, является одной из самых интересных глав в истории воздушных конфликтов. Здесь между лучшими асами противоборствующих сторон случались настоящие рыцарские поединки, сравнимые с теми, что происходили в небе над Западным фронтом в годы Первой мировой войны.

Немало внимания уделено роли авиации в обеспечении проводки союзных конвоев в порты Мурманска и Архангельска, а также участию союзной (прежде всего британской) авиации. При этом был использован практически весь доступный на сегодня пласт отечественных и зарубежных печатных источников, документы и воспоминания ветеранов.

За прошедшие почти семь десятков лет тема получила достаточно широкое, но однобокое освещение.

Всестороннее изучение воздушной войны в Заполярье началось сразу после ее окончания. К числу первоочередных задач на тот момент относилось создание официальной истории. Так, в 1945–1946 годах появились «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре», а также «Исторический отчет о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Завершила создание «лакированной» истории авиации СФ в ВОВ монография В. Бойко «Крылья Северного флота», изданная в 1976 году в Мурманске. Отметим, что и поныне этот труд является практически единственной обобщающей работой по теме авиации Северного флота в войне. Конечно, от роли партии в целом и политработников в частности автору уйти не удалось – время было такое.

Новый всплеск интереса к теме (впрочем, как и ко всей истории Великой Отечественной войны) начался в 90-х годах XX века. Прежде всего выделяются работы таких историков авиации, как Александр Марданов и Юрий Рыбин, которые в различных специализированных журналах опубликовали три десятка статей по различным аспектам воздушной войны в Заполярье.

Отдельно стоит отметить деятельность доцента Поморского международного университета М.Н. Супруна из Архангельска, который смог организовать выпуск четырех выпусков сборника статей «Северные конвои. Исследования. Воспоминания. Документы». Кроме того, в соавторстве с Р.И. Ларинцевым он издал прекрасную книгу «Люфтваффе под Полярной звездой», которая на сегодняшний день является подспорьем для всех интересующихся темой противников североморцев.

Все тот же Роман Ларинцев, совместно с известным исследователем из Таганрога Александром Заблотским, за относительно короткое время издал целую серию статей о противостоянии советской авиации и кригсмарине на севере, которая в итоге вылилась в книгу «Советские ВВС против кригсмарине» (М.: Вече, 2010).

Предпринимались также попытки оценить и действия с обратным знаком – то есть люфтваффе против Северного флота. Это было сделано в книге известной своими германофильскими взглядами тройки авторов – М. Зефирова, Н. Баженова и Д. Дегтева «Тени над Заполярьем: Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев» (М.: ACT, 2008).

Оценивая в целом изданную литературу по теме, стоит признать, что на данный момент цельной картины воздушной войны в Заполярье пока нет. И надеюсь, что предлагаемая работа станет первой ласточкой в деле осмысления результатов войны на северном участке огромного советско-германского фронта.

Немецкое наступление (июнь-сентябрь 1941 г.)

Район советского Заполярья всегда славился большими запасами сырья, топлива и даров моря. После революции в Архангельске, Онеге, Мезени были построены мощные лесозаводы, началась промышленная разработка медно-никелевых руд и апатитов на Кольском полуострове, Воркутинского каменноугольного месторождения, залежей флюорита в районе Амдермы, угля в Норильске, соли и угля – в Нордвике.

Особое значение имел единственный незамерзающий порт на севере Советского Союза – маленький городок Мурманск. Основанный 4 октября 1916 года как Романов-на-Мурмане, он изначально предназначался для обеспечения поставок военных припасов из Европы от союзников по Антанте. Именно из-за этого свою специфику имела и Гражданская война на Севере, когда под предлогом защиты огромных складов с оружием и амуницией сюда был высажен союзный экспедиционный корпус. Во многом из-за этого советская власть в Заполярье установилась относительно поздно – только 7 марта 1920 года. За следующие 12 лет город получил серьезное развитие. Так, население Мурманска возросло в 16 раз, достигнув цифры 42 тысячи человек.

На момент начала операции «Барбаросса» по сравнению с другими участками фронта в Финляндии и Норвегии противостоящая советским войскам группировка была фактически слабее всех, поскольку в этом районе Гитлер старался всего лишь предотвратить высадку британского десанта. Поэтому на границе Советского Союза с Норвегией и Финляндией были развернуты весьма ограниченные силы. С другой стороны, весь карельский сектор, от Ладожского озера северо-восточнее Ленинграда до южного берега Баренцева моря далеко на севере – а это 950 километров, – прикрывался всего лишь двумя советскими армиями (7-й и 14-й). 14-я армия была расположена к западу от Кольского полуострова и имела главной целью прикрытие Мурманска.

ВВС 14-й армии и приданными частями ВВС Северного флота командовал талантливый пилот, генерал-майор авиации Александр Кузнецов. 22 июня 1941 года советские авиационные подразделения, защищавшие арктическую зону и Кольский полуостров, располагались следующим образом:

Согласно предвоенным планам, 7-я армия растянулась почти по всей советско-финской границе, от Ладожского озера до южной части Кольского полуострова. Командование армии располагало весьма ограниченными авиасилами – всего лишь одним авиаполком (72-й сбап 55-й сад).

Наличие относительно небольшого количества авиатехники компенсировалось высоким уровнем подготовки летчиков. Почти половина из них служили в Карелии и на Крайнем Севере более двух лет, многие обладали солидным боевым опытом, полученным в небе Испании и Халхин-Гола либо во время советско-финской войны.

Как уже отмечалось, на начальном этапе войны против СССР главной задачей немецкой группировки в Норвегии было предотвращение любых попыток Великобритании высадить десант на континент (а такая возможность всерьез обсуждалась в Лондоне). Поэтому для наступления и захвата Мурманска были выделены ограниченные контингенты наземных и воздушных сил.

По состоянию на 22 июня 1941 года, 5-й воздушный флот генерал-полковника Ханса-Юргена Штумпфа насчитывал в своем составе в общей сложности 240 самолетов в Норвегии и небольшое подразделение в Финляндии. Основными боевыми единицами были KG 30,1./KG 26, отдельные части JG 77 и IV.(St)/LG 1. Части, предназначавшиеся для борьбы против Советского Союза, перед войной были объединены в «Люфтваффенкоммандо Киркенес» под командованием полковника Андреаса Нильсена.

МУК Североморская ЦБС

Центральная детская библиотека

Великая Отечественная война

в Заполярье

Библиографический урок

Североморск

Сценарий

План урока

1. Война пришла на Север.

2. Ваенга в боях и походах.

3. Их именами названы улицы.

4. Трудовой тыл Кольского полуострова.

5. Петсамо-Киркенесская операция.

6. Ищем нужную книгу: навыки работы со справочным аппаратом библиотеки.

7. «Живые, помните о них!»: вместо заключения.

В этом году исполняется 65 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. 65 лет наш край живет без войны.

Война пришла на Кольскую землю в июне 1941 года.

Германское правительство поста­вило целью захватить не только никеле­вые рудники в Петсамо, но и весь Кольский полуостров, пытаясь тем самым решить как минимум три зада­чи: обеспечить себя стратегически важным сырьем; парализовать Се­верный флот, чтобы добиться господ­ства в Северной Атлантике; и пере­резать Мурманскую железную доро­гу, связывающую центр страны с внешним миром.

Более трех лет продолжалась оборона Заполярья. Три года, наполненные жестокими сражениями на земле, в небесах и на море.

Справочник по Великой Отечественной войне бесстрастно сообщает: оборона Заполярья (июнь 1941-октябрь 1944), боевые дей­ствия войск Северного (с 1 сентяб­ря 1941 Карельского) фронта, Северного флота и Беломорской военной флотилии на Кольском полуострове, в северной части Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях.

В ходе обороны советские войска, флот и трудящиеся Запо­лярья не позволили противнику изолировать Советский Союз от внешних связей через северные порты и пе­ререзать Северный морской путь на Дальний Восток, обеспечили бесперебойную работу сухопутных и морских внутренних коммуникаций на севере страны.

Понять, какой ценой была выиграна операция в Заполярье, что пережили люди на войне, нам помогают стихи поэтов, воевавших на Кольской земле.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

Павел Шубин «Полмига» 1943 г.

Безусловно, Северный флот принял активное участие в боевых действиях. После того как фашистский «разведчик» 17 июня 1941 года пролетел над Кольским заливом, Полярным и Ваенгой, боеготовность на флоте была резко повышена. Командующий флотом и член Военного совета ди­визионный комиссар лично выяснили, почему зенитчики не открыли огонь по немецкому самолету. Артил­леристы объяснили, что они боялись что-либо напутать. Приказ об открытии огня по нарушителям внес ясность, повысил бдитель­ность. В отношении фашистских самолетов, нарушающих нашу гра­ницу, командующий флотом отдал категоричное указание -- сби­вать. Весь флот накануне войны находился в наивысшей боевой го­товности.

В первый день войны артиллеристы 221-й батареи засек­ли у противоположного берега бухты, которую прикрывали ору­дия, вражеский тральщик. Раздалась команда: «К бою!» Снаря­ды первых трех залпов накрыли корабль. Командир батареи старший лейтенант Павел Космачев, сообщая об этом в штаб флота, не думал тогда, что докладывает об открытии боевого сче­та североморцев.

Фашисты обрушили на космачевские орудия огонь своих бере­говых батарей, находящихся на другой стороне залива. По 221-й батарее наносила жестокие удары авиация врага. Но артил­леристы Космачева продолжали вести огонь по врагу. И так месяц за месяцем, год за годом. После войны поднятое на постамент в Североморске орудие стало символом стойкости и мужества.

И страшно было небосводу

Смотреть на то, как моряки,

Бросаясь в огненную воду.

Держали шаткие мостки,

Чтобы советская пехота

Сухою на берег сошла

И, выкорчевывая доты,

Дорогу верную нашла.

Как прежде, мины шелестели.

В глухом ущелье ветер выл –

И раненые не хотели

Эвакуироваться в тыл.

И даже мертвые, казалось,

Уже не сдали б ни за что

Ту пядь, что с кровью их смешалась

На отвоеванном плато!

Александр Ойслендер «Высадка десанта»

Так писал в 1944 году фронтовой поэт Александр Ефимович Ойслендер. В ознаменование подвига войск, героизма и муже­ства населения Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 учреждена медаль «За оборону Советского Запо­лярья», которой награждено свыше 307 тыс. воинов и трудящихся – участников обороны.

Давно отгремела война. Кровь и боль наших дедов и прадедов стали достоянием истории. А историю своей страны, своего края надо знать, чтобы быть полноценным человеком и гражданином.

Где можно прочитать об операции в Заполярье, как быстро найти информацию о Великой Отечественной войне? В этом нам поможет справочный аппарат библиотеки. Прежде всего, нам нужен Систематический каталог. В каталоге в ящике «Новейшая история (1917-)» есть разделитель «63.3Период Великой Отечественной войны ()», за которым собраны описания на все книги о войне, хранящиеся в нашем фонде. Хочу обратить ваше внимание на то, что в каталогах нашей (Центральной детской) библиотеки вы можете найти описания не только на книги, но и на электронные диски и видеозаписи .

Дополнительную информацию вы можете получить, воспользовавшись Систематической картотекой статей. Там можно найти сведения о газетно-журнальных публикациях на тему Великой Отечественной войны.

Если же вам надо прочитать об операции в Заполярье, тогда лучше обратиться к Краеведческой картотеке. Там собираются сведения о самых интересных статьях из газет и журналов про Мурманскую область и Североморск и о краеведческих книгах. Картотека организована по тематическим рубрикам, что облегчает поиск. В данном случае нас интересуют разделители «Историческое прошлое края» и «Краснознаменный Северный флот».

Для чего мы так подробно обсуждаем эти вопросы? Дело в том, что через какое-то время вы станете читателями взрослых (городских или областных) библиотек. И там вам придется самостоятельно работать с каталогами и картотеками, самостоятельно заполнять требования на литературу. А необходимые для этого навыки вы можете получить только у нас, в детской библиотеке.

Нас отделяют от освобождения Заполярья 65 лет. Это долгий срок для человека, целая жизнь. Все дальше и дальше уходят от нас герои отгремевших боев. Нам они оставили светлую память и спасенную страну. Помните о тех, кто своей жизнью оплатил победу в Великой Отечественной войне, помните свою историю и пусть это поможет вам строить будущее нашего Отечества.

Я не открою вам Америк

И рифмой броской не сверкну.

Я просто помню плоский берег

И моря жесткую волну.

К далеким северным широтам

Мне вас хотелось увести,

К мальчишкам из морской пехоты.

Которым нет и двадцати.

Они воюют?

Да, воюют –

Бои кругом и смерть кругом.

Еще - танцуют?

Да, танцуют

В подземном клубе фронтовом.

Мальчишкам мир для счастья нужен,

Их жажда не утолена…

Меж двух тревог, не сняв оружья.

Танцуют вальс.

Идет война.

Мальчишки чьими-то отцами

Могли бы стать... Могли бы стать.

Но в море, в сопках, у Петсамо

Им не воскреснуть, им не встать.

Им не любить, не улыбаться,

Не прикасаться к сотням дел.

Лишь вечно юными остаться

Досталось мальчикам в удел.

Еще досталось - жизни цену

Им заплатить за жизнь других,

Тех, кто приходят им на смену...

помните о них!

Елизавета Стюарт «Память»

Список использованной литературы

1. Была война…Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: сборник стихов / сост. Д. Коржов; Просветительский центр «Доброхот».- Мурманск: Добромысл, 200с.: ил.

2. Великая Отечественная война: словарь-справочник / сост. ; под общ. ред. .- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 198с.

3. Жданов, / , .- Мурманск: Книжное издательство,197с.: ил.- (Города и районы Мурманской области).

4. Заполярный плацдарм: / ред. .- СПб.: КиНТ-принт, 2005.- с.: ил.

5. Симонов, К. Стихи и поэмы: / Константин Симонов.- М.: Гослитиздат, 195с.

Список использованных иллюстраций

(записи расположены в порядке демонстрации).

1. [Карта Мурманской области] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

2. [Бои на полуострове Рыбачий] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

3. Средства ПВО [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 80.

4. Памятник героям-артиллеристам 221-й Краснознаменной батареи Северного флота [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

5. Нисский, торпедных катеров. 1944 [Изоматериал]// Художественная летопись Великой Отечественной / .- М., 1986.- № 000.

6. [Североморск в 1951 г.] [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

7. [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

8. Герой Советского Союза [Изоматериал]// Подвиг североморцев / И. Пономарев.- 2-е изд., испр. и доп.- Мурманск, 1970.- С.149.

9. [Портрет ] [Изоматериал ] // Военные моряки – герои подводных глубин (): биографический справочник.-М.; Кронштадт, 2006.-С. 60.

10. [Олень] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

11. Иванов, В. За Родину, за честь, за свободу!: плакат [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 82.

12. [Высадка десанта] [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 41.

13. Разделители краеведческой картотеки.

14. [Бойцы Советской армии] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

Компьютерный набор и оформление: библиограф ЦДБ

Ответственный за выпуск: заведующая ЦДБ


Оборона Заполярья длилась с июня 1941 по октябрь 1944 года. В планы гитлеровской Германии и ее союзников входил стремительный захват советского севера, где находилось множество стратегически важных объектов. Через порты Мурманска и Архангельска осуществлялась доставка грузов из Сибири и Дальнего Востока. А также большое значение имела Кировская железная дорога — установив над ней контроль, немцы могли отрезать от снабжения центральные области СССР.

Финляндия была заинтересована в аннексии Кольского полуострова, который местные нацисты считали частью «Великой Финляндии». В этом регионе находились значительные месторождения никеля, которые были необходимы немецкой промышленности.

Сражения проходили на Кольском полуострове, в Северной Карелии и в акватории Белого, Каспийского, Карского и Баренцева морей.

Расстановка сил

Германия еще в 1941 году сформировала армию «Норвегия», состоящую из немецких и финских подразделений и предназначенную для захвата советского Заполярья.

В Северной Норвегии у Германии имелись стоянки для военных кораблей, на которых и базировался флот. В период боевых действий противнику приходилось неоднократно усиливать армию войсками, ранее находившимися в резерве. Количество немецких самолетов на твд доходило до 500, кораблей было более 50, подводных лодок — до 25.

Оборону осуществляли войска 14-й армии при содействии Северного флота. Советское командование подготовилось к наступлению врага на севере, поэтому часть сил 14-й армии еще в середине июня была переброшена к границе.

Боевые действия на суше: июнь 1941 — октябрь 1944 года

Немцы перешли к активным боевым действиям 29 июня 1941 года. Первыми перешли границы 2 немецких и 1 финский корпуса. Согласно разработанному в штабе вермахта плану «Полярная лиса» горнострелковые и танковые подразделения противника начали наступление, нанося главный удар по мурманскому направлению. Часть войск неприятеля выдвинулись на кандалакшское и ухтинское направления. Вспомогательный немецкий 36-й армейский корпус должен был захватить Кандалакшу, а затем в районе Мурманска соединиться с горнострелковым корпусом «Норвегия». На захват Кольского полуострова в штабе Вермахта отводили 2 недели.

План «Полярная лиса»

Советским подразделениям удалось задержать врага в 20-30 км от границы. Неприятель почти в 4 раза превосходил советские войска по живой силе и боевой технике, но защитники Заполярья пользовались созданными ранее оборонительными укреплениями и естественными условиями местности. Большую роль сыграли десанты заброшенные в немецкий тыл 7 и 14 июля.

8 сентября Мурманская операция была возобновлена. Но войска 14-й армии остановили наступление противника. 23 сентября защитники Заполярья отбросили немецкие войска за реку Западная Лица, где до осени 1944 года проходила линия фронта. Провал операции в Заполярье историки связывают с недооценкой немецким командованием природных условий крайнего севера.

Морские сражения в сентябре 1941 — октябре 1944 г.г.

В 1941 году количество кораблей Северного флота СССР было увеличено за счет рыболовных судов, прошедших переоборудование. 10 июля немецкая флотилия перебазировалась в порт города Киркенес и начала активные боевые действия. В конце 1941 года немцы провели первое успешное нападение на корабли британского конвоя PQ-13. После обстрела с советских эсминцев, сопровождавших грузовые суда, немецкий корабль был вынужден скрыться. Но спустя некоторое время неприятель возобновил атаку и вывел из строя британский крейсер.

Командование вермахта поставило перед флотом цель предотвратить доставку помощи от союзников по Северному морскому пути. Корабли немецких ВМС нападали на рыболовные, грузовые и военные суда. Против каждого конвоя союзников немцы предпринимали морскую и воздушную операцию.

В августе «Адмирал Шреер» — наиболее известный немецкий крейсер-рейдер, вышел в воды Арктики для перехвата британских и советских судов. Все усилия вражеской армии и военно-морского флота были направлены на блокаду внешних связей Советского Союза. Но несмотря на все усилия неприятеля за годы войны в порты Севера успешно прошли более 2,5 тыс. транспортных судов.

Деятельность советских диверсионных групп в северной Норвегии

В течение почти всей войны вплоть до вступления советских войск на территорию Норвегии, в немецком и финском тылах действовали подразделения партизан. Часть из них являлась выходцами из Норвегии, прошедшими подготовку в СССР, другую часть составляли подразделения Красной армии.

Партизанские соединения осуществляли наблюдение за перемещениями судов военной флотилии неприятеля и передавали сведения в штаб, находящийся в Мурманске. Разведчики пользовались широкой поддержкой местного населения.

Итоги

Попытки контрнаступления советских армий в 1942 году не привели к желаемому результату, но и немецкий план «Северного блицкрига» потерпел полный провал. Благодаря грамотным действиям командования сухопутных сил и Северного флота положение советских войск было менее тяжелым, чем на других фронтах. Сопротивление защитников Заполярья на долгое время сковало значительные силы противника. Гитлеровская Германия не смогла использовать армии, задействованные на Северном фронте, для усиления блокады Ленинграда.

Значительную помощь фронта оказало гражданское население. Несмотря на частые авиаудары, вследствие которых три четверти города были разрушены, жители Мурманска продолжали работать на предприятиях, перешедших на выпуск военной продукции. Рыболовные бригады продолжали вылов рыбы. Поддерживалось железнодорожное сообщение с Большой землей. Продолжала поступать помощь от союзников по ленд-лизу.

В 1944 году советские войска перешли в наступление. В ходе Петсамо-Киркенесской операции неприятель был изгнан из Советского Заполярья. Финская армия потерпела сокрушительное поражение. Вскоре после наступления Красной армии Финляндия начала переговоры о мире и вышла из войны.

Награды

5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья» . В списке награжденных фигурировало более 300 тыс. военнослужащих и 24 тыс. работников тыла. Ста тридцати шести защитникам северных регионов страны было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награды получили участвовавшие в боевых действиях корабли. Наиболее отличившимся подразделениям было присвоено звание гвардейских. СССР наградил орденами Ленина 4 британских летчиков, из базировавшейся в Мурманске эскадрильи союзников. Британские пилоты, прибывшие для обучения советских военных обращению с иностранной техникой, активно участвовали в воздушных боях и сбивали самолеты противника.

Начало войны

Для многих наших читателей битва за Заполярье, развернувшаяся в годы Великой Отечественной войны, лишь небольшой эпизод противостояния Советского Союза и нацистской Германии. У всех на слуху , а вот о войне на Севере информации явно недостаточно. А ведь боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях, были наполнены не менее трагическими и героическими событиями.

Советские бойцы ведут бой с прорвавшейся группировкой противника в районе Мурманска

Противником советских войск на этом направлении стала армия «Норвегия», состоящая из трех корпусов - двух немецких и одного финского. Во главе армии стоял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В составе армии было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и минометов и сотня танков. Для ее поддержки были направлены подразделения авиации и морского флота Германии. Перед армией стояла задача захватить Мурманск (единственный незамерзающий порт на севере СССР) и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Враг двигался по трем направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи. Участие в боевых действиях Финляндии носило также практический интерес. По ранее утвержденным планам ей доставался Кольский полуостров, который должен был войти в состав «Великой Финляндии».

Боевые действия

Против объединенных сил врага выступала 14-я армия, личный состав которой составлял 52 тысячи человек, 1150 орудий и минометов, 400 танков. Морские рубежи защищали корабли и авиация Северного флота. Суровый климат Заполярья не способствовал крупным военным операциям, тем не менее 29 июля 1941 года объединенные немецко-финские войска начали наступление. Бои продолжались неделю. Противник так и не смог преодолеть сопротивление советских войск и вынужден был перейти к обороне. Блицкриг на Севере не удался. Позиционные бои растянулись до 1944 года. Непосредственная угроза Мурманску была ликвидирована, но немцы продолжали бить по городу с воздуха и нанесли ему довольно значительный ущерб, но порт, главные ворота страны на севере, продолжал работать.

Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска

Война на море

Затишье на берегу не снизило накал боевых действий на море. В этот период активизируются поставки военной техники, снаряжения и продовольствия по программе . Только через Мурманск переправили 1,2 миллиона тонн иностранных грузов. Естественно, немцы пытались сорвать поставки, с этой целью в регион были переброшены большие части люфтваффе, кригсмарине и надводных сил. Основную нагрузку по охране конвоев несли корабли британского флота и советский Северный флот, который также вел активные действия по срыву перевозок вражеских грузов. Всего за годы войны Северный флот лишил противника 200 кораблей и вспомогательных судов, свыше 400 транспортов и около 1300 самолетов.

Освобождение Заполярья и Норвегии

К концу 1944 года ситуация в Заполярье заметно изменилась. Советская авиация уже полностью господствовала в воздухе, а Финляндия вышла из войны, и немцам приходилось держать оборону только своими силами.

7 октября 1944 года Красная армия начала войск Карельского фронта и Северного флота. Немцы были выбиты с территории СССР, советские войска перешли границу Норвегии и начали ее освобождение от немецко-фашистских войск. Был освобожден город Киркенес. Норвежский политик Ю. Липпе в те дни писал: «Советская армия пришла в Норвегию не только как военная сила, но и как друг норвежского народа». Во время освобождения страны 2122 советских солдата и офицера пали смертью храбрых. В Осло, Киркенесе, Будё, Эльвенесе и ряде других городов стоят памятники нашим воинам с надписью «Норвегия благодарит вас».

К сожалению, время не только лечит, но и калечит. В эти дни на территории Норвегии проходят учения НАТО «Единый трезубец», в них принимают участие свыше 50 тысяч военнослужащих. Цель одна - защита от России, правопреемницы СССР, который в далеком 1945 году принес мир и спокойствие на эти земли.

Но, несмотря на все эти бряцания оружием, память о мирной миссии советского народа в стране сохраняется, а к памятникам советских солдат-освободителей все так же относятся с большим уважением, в отличие от многих других европейских стран, в том числе и Польши.