Причины, симптомы и лечение сенсорной и моторной афазии. Синдромальная диагностика при афазии


Или афазия Брока является нарушением речевой деятельности при одновременной ведущей роли нарушения кинетического аспекта.

Очаг поражения в основном локализуется в заднем отделе премоторной области левого, доминантного по речевой деятельности мозгового полушария.

При полном нарушении работы зоны пациенты не в состоянии произносить ни единого слова. При попытке произнести слова или фразы больные произносят нечленораздельные звуки, но одновременно они прекрасно понимают речь, обращенную к ним, как отдельные слова, так и целые предложения. Зачастую в устной речи остается только одно слово или словосочетание, которое заменяет все другие слова. Пациенты произносят фразы с разной интонацией, тем самым выражая свои мысли.

Это важно! К этиологическим факторам заболевания относятся острые и хронические типы нарушений кровотока в средней части мозговой артерии, в ложе верхней фронтальной ветви. Ещё более редкие причины формирования афазии — это кровоизлияние, формирование новообразований, процессы воспаления, метастазы, энцефалит или травмирование лобной доли в головном мозге.

Клиническая картина заболевания

Брока характеризуется нарушением произношения речи, а одновременно с этим понимание письменной и разговорной речи нарушается намного меньше.

К трем основным нарушениям речевой деятельности, свойственным афазии Брока, следует относить:

  1. Аграмматизм — пациенту становится трудно пользоваться разнообразными грамматически значимыми артиклями и предлогами. Также становится заметно, что больному очень трудно дается выражение в речи падежей и времен.
  2. Аномия — пациент с большим трудом ищет необходимые слова, поэтому речь сильно замедляется и становится косноязычной.
  3. Затруднение артикуляции — в связи с этим, происходит неправильное произношение слов. Звуки, буквы и слоги при этом, которые составляют целые слова, часто располагаются в неправильном порядке.

Пациенты с данной патологией могут говорить только недлинные осмысленные предложения, которые с трудом воспринимаются окружающими людьми. Кроме того развитие афазии дополняется ослаблением и формированием паралича ноги и руки с правой стороны. Это объясняется близким расположением коры головного мозга центров произвольных движений к мозговому центу Брока.

Какие существуют степени тяжести развития патологии

Выделяется несколько основных степеней тяжести для моторной эфферентной афазии.

Для легкой формы характерно проявление умеренного нарушения возможности осуществления устной и письменной речи. При этом практически не страдает понимание речи окружающих людей.

При проведении более тщательного обследования у больных диагностируется нарушения разные по своей тяжести, касающиеся понимания речи человеком. Известны случаи, когда пациенты с афазией Брока временно не могут воспроизводить речь. А понимание речи окружающих сохраняется на должном уровне. По-другому это состояние называют афемией.

Это важно! При более тяжелом протекании заболевания происходит заметное нарушение устной речи пациента, ему становится трудно воспринимать письменную и разговорную речь окружающих людей.

В процессе восстановления человека в его речи появляются стереотипные предложения и высказывания, которые он повторяет, как ответ на любой поставленный вопрос. Также может формироваться медленная, неплавная и грамматически неправильная речь. В речи нет служебных слов, союзов, предлогов, нет плавности и интонации.

Реализация мероприятий по диагностике заболевания

Диагностика патологии должна проводиться целой группой специалистов, а именно: неврологом, логопедом и нейропсихологом.

Для установления и конкретизации причин развития афазии и выявления места нахождения очага поражения организуется компьютерная томография и МРТ для головного мозга, УЗГД для сосудов головы, шеи, любмальная пункция, дуплексное сканирование для сосудов в головном мозге.

Исследование речевой деятельности при афазии Брока заключается в диагностике устной речи, письменной речи. Нейропсихолог, который проводит работу с пациентами, болеющими афазиями, организует диагностирование слухоречевой памяти и также других модально-специфических форм памяти, праксиса, работы зрительных органов, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальной работы.

Реализация комплексного диагностирования помогает отличить афазию Брока от алалии у детей, от тугоухости, от дизартрии и т.д.

Процесс лечения афазии Брока

Восстановление речи при поражении головного мозга афазией зачатую занимает много времени. Порой на это уходит до двух лет. Начинать процесс восстановления речевой деятельности лучше, как можно скорее.

Это важно! Результат восстановления речи зависит от множества факторов — от причины, спровоцировавшей повреждение мозга, от места повреждения, от глубины и объема повреждения, от общего состояния здоровья пациента¸ от его возрастной группы. В реализации терапии афазии должны обязательно участвовать родственники больного.

Окружающим, которые ведут общение с больными, рекомендуется:

  • Простота речи, использование простых и недлинных высказываний.
  • Повторение ключевых слов в предложениях в случае необходимости.
  • Сохранение привычного стиля общения. Не стоит выстраивать разговор, как со слабоумным или ребенком.
  • Активное задействование пациента в беседе.
  • Реализация всех видов общения — язык жестов, речевая деятельность.
  • Не стоит исправлять пациента во время разговора.
  • Предоставление пациенту необходимого времени для высказывания фразы.

Также реализуются и другие подходя к возобновлению речи — это может быть применение специализированных программ на компьютере с упражнениями для людей, пострадавших от афазии.

Характерные особенности речевых расстройств могут быть использованы для постановки синдромального диагноза, имеющего топическое значение. На основании нарушений беглости речи, понимания и повторения различают восемь классических синдромов корковой афазии. Эти синдромы речевых расстройств наблюдаются приблизительно у 60 % всех больных с афазией. Большинство оставшихся «атипичных» афазий обусловлено очаговым поражением подкорковых структур головного мозга. Большое значение при клинико-анатомических сопоставлениях имеет время возникновения афазии. Вскоре после острого нарушения мозгового кровообращения деафферентация, отек и другие механизмы диашиза приводят к появлению чрезвычайно выраженных неврологических дефицитов. Позднее, благодаря пластичности нервной системы происходит восстановление функций и уменьшение неврологического дефицита. Синдромы афазии имеют максимальное топико-диагностическое значение в пределах от 3 недель до 3 месяцев после их возникновения. А. Афазии вследствие поражения зон мозга вокруг сильвиевой борозды.

Афазия Брока.

У больных с афазией Брока наблюдаются: (1) нарушение беглости речи, дизартрия, затруднение речи; (2) нарушение повторения; (3) относительная сохранность понимания речи с легким затруднением понимания синтаксических и сравнительных грамматических конструкций. У больных отмечается «телеграфный» стиль речи, в речи содержатся имена существительные и глаголы с пропусками небольших соединительных слов. У большинства больных наблюдается брахиофациальный гемипарез. У больных часто имеет место фрустрация вследствие дефекта речи и повышен риск развития депрессии.

Очаги поражения, вызывающие афазию Брока , находятся в задних отделах нижней лобной извилины (центр Брока) и могут захватывать окружающую моторную, премоторную области коры и подлежащее белое вещество. Очаги поражения, ограниченные только центром Брока, вызывают легкую преходящую афазию и более постоянную дизартрию.

Центр Брока кровоснабжается верхней ветвью средней мозговой артерии.

Латеральная поверхность левого полушария большого мозга.
Поля 44 и 45 Бродмана соответствуют зоне Брока, а поле 22 - зоне Вернике. Поля 41 и 42 соответствуют первичной слуховой коре.
Эти поля расположены глубоко в сильвиевой борозде и не видны на снимке боковой поверхности полушария большого мозга.
Поле 40 представляет собой надкраевую извилину, а поле 39 - угловую извилину.
Названия извилин и соответствующие им поля Бродмана приведены в таблице ниже.

Афазия Вернике.

У больных с афазией Вернике выявляется беглая речь с хорошей артикуляцией, без затруднений ее продукции и почти всегда засоренная парафазиями и неологизмами. Параллельно этому нарушается повторение. Ведущим симптомом афазии Вернике является выраженное нарушение понимания речи. Наблюдается два типа поведенческих реакций в ответ на нарушение понимания речи. Чаще всего в остром периоде больной не осознает своего дефекта, невозмутимо давая неадекватные и избыточные с элементами парафазии ответы на вопросы врача. Реже больные находятся в раздраженном или параноидальном состоянии, возможно, из-за неспособности понимать речь окружающих. Часто наблюдается верхнеквадрантная гомонимная гемианопсия. Тем не менее, отсутствие более выраженных двигательных и чувствительных расстройств, беглая речь пациента могут привести к ложному медицинскому заключению о наличии у него спутанности сознания или психоза.

Афазия Вернике наблюдается при поражении задней трети верхней височной извилины (центр Вернике или слуховая ассоциативная зона). Размер очага повреждения может значительно варьировать, поэтому повреждение часто распространяется на среднюю височную извилину и нижнюю теменную долю.

Центр Вернике кровоснабжается нижней ветвью средней мозговой артерии.

Глобальная (тотальная) афазия.

Наиболее тяжелая форма афазии , называемая глобальной, характеризуется тяжелым нарушением экспрессивной речи, выраженным расстройством понимания и нарушенной способностью к повторению. Спонтанная речь часто отсутствует, или больной произносит только несколько стереотипных звуков. Нарушены или невозможны чтение и письмо. Почти всегда наблюдается сопутствующая гемиплегия. Часто отмечаются гемианестезия и гемианопсия.

При типичном инсульте в патологический процесс целиком вовлекается зона вокруг сильвиевой борозды, включая центр Брока в нижней лобной извилине, центр Вернике в заднем отделе верхней височной извилины и лежащую между этими центрами кору лобной и теменной долей. В редких случаях изолированное поражение центров Брока и Вернике вызывает глобальную афазию без гемипареза. Зона вокруг сильвиевой борозды кровоснабжается ветвями средней мозговой артерии. Окклюзии внутренней сонной и средней мозговой артерий являются наиболее частыми причинами глобальной афазии.

Под термином «афазия Брока» понимается патология неврологического характера. Основным симптомом заболевания является потеря коммуникативного навыка. Другими словами, человек перестает говорить и понимать человеческую речь. В настоящее время существует эффективная схема терапии недуга, но прогноз напрямую зависит от того, насколько своевременно близкие доставили пострадавшего в медицинское учреждение.

Механизм развития

Медики выделяют несколько систем языка:

  • Фонологическую. Она отвечает за обработку акустического сигнала головным мозгом. Другими словами, ее задачей является анализ услышанных слов.
  • Морфологическую. Данная система анализирует языковые комбинации.
  • Синтаксическую. Отвечает за формирование логичной речи, в которой слова расположены последовательно.
  • Семантическую. Это лексическая система.

В норме все эти функции регулируются центром Брока. Он расположен в головном мозге. Под воздействием различных неблагоприятных факторов работа двигательного речевого центра нарушается. Другими словами, человек просто перестает понимать слова и разговаривать. В этом случае и принято говорить о развитии синдрома моторной афазии Брока.

Причины

В большинстве случаев рассматриваемая патология является следствием перенесенного инсульта. Повреждение речевого центра наступает после кровоизлияния в головной мозг, точнее, в левое его полушарие.

Кроме того, причинами афазии Брока могут быть:

  • Новообразования как доброкачественного, так и злокачественного характера.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Болезнь Альцгеймера.
  • Энцефалит.
  • Абсцессы.
  • Лейкоэнцефалит.
  • Болезнь Пика.

Кроме того, афазия Брока иногда является следствием хирургического вмешательства в головной мозг.

Существуют определенные факторы риска, которые значительно повышают риск развития заболевания. К ним относятся:

  • Пожилой возраст.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Закупорка сосудов головного мозга атеросклеротическими бляшками.
  • Гипертония.
  • Пороки сердца ревматического характера.
  • Перенесенные в прошлом транзисторные ишемический атаки.

Важно знать о том, что афазия Брока - это заболевание приобретенного характера. Происходит потеря именно сформировавшейся речи.

Клинические проявления

Симптомы афазии Брока довольно специфичны. Основные признаки патологии:

  • Медленная речь. Больной произносит слова с трудом. Для выражения своих мыслей он использует минимальный набор слов, при этом крайне быстро устает.
  • Аномия. Под данным термином понимается патологическое состояние, при котором больному трудно называть предметы.
  • Аграмматизм. Человек с афазией Брока не может правильно составлять предложения.
  • Невозможность повторения. Больные иногда понимают то, что им говорят. Но при этом повторить услышанные слова им крайне трудно, почти невозможно.
  • Осознание проблемы. Существует несколько форм афазии. При большинстве из них человек находится в твердом убеждении, что его речь корректна. При афазии Брока больной понимает, что у него возникли проблемы.

В некоторых случаях патология может сопровождаться симптомами неврологического характера:

  • Неспособностью осознанно управлять мышцами лица и ротовой полости.
  • Односторонним парезом. Иными словами, чувство слабости ощущается только в левой или правой части лица.
  • Гемиплегией. Это состояние, при котором парализует одну сторону тела.

Кроме того, больные теряют способность не только говорить, но и читать и писать.

Диагностика

При возникновении признаков патологии человека необходимо доставить в медицинское учреждение. Диагностика заболевания подразумевает оценку состояния больного по следующим критериям:

  • Беглость речи. При наличии патологии она косноязычная и крайне медленная.
  • Понимание. Оценить данный показатель весьма сложно, так как любые неправильные ответы могут являться следствием наличия трудностей с произношением.
  • Повторение. Врачу необходимо понять, насколько пациент в состоянии усвоить услышанную информацию. Кроме того, специалисту важно знать, сможет ли человек воспроизвести эти слова. Способность повторения при афазии Брока нарушена.
  • Память на названия предметов. В большинстве случаев пациенты не в состоянии озвучить те или иные наименования.
  • Автоматические последовательности. Это один из лингвистических навыков, заключающийся в произношении последовательностей, которые хорошо известны. Ярким примером является называние месяцев года по порядку.

На основании результатов проведенного исследования врач ставит диагноз и определяется с тактикой ведения пациента.

Лечение

Оно напрямую зависит от степени тяжести патологии. В некоторых случаях показана медикаментозная терапия и хирургическое вмешательство.

Но в большинстве случаев достаточно коррекционного воздействия. Его задачи:

  • Восстановить и улучшить навыки письма и устной речи.
  • Помочь пациенту заново наладить взаимодействие с социумом.
  • Улучшить качество жизни человека.

Лечением афазии Брока занимаются логопеды. При необходимости пациента направляют на консультацию к нейропсихологу.

Схема коррекционного воздействия включает следующие пункты:

  • Тренировка памяти, вычислений, рассуждений, внимания.
  • Регулярное выполнение упражнений, направленных на развитие памяти на имена и названия предметов.
  • Тренировка речи. Пациента заново учат говорить.
  • Постепенное увеличение длины предложений.

Это только малая часть той работы, которая ведется с пациентами, страдающими от афазии Брока. Задачей врачей является выявление возникших нарушений и их коррекция.

В заключение

Под термином «афазия Брока» понимается патологическое состояние, характеризующееся практически полной утратой коммуникативных навыков. У человека со сформированной речью пропадает способность говорить и воспринимать чужие слова. В некоторых случаях понимание сохраняется, но воспроизвести услышанные звуки больной не в состоянии. В большинстве случаев причиной афазии Брока является ишемический инсульт. При появлении первых признаков недуга больного необходимо доставить в медицинское учреждение.

Афазия Брока – это повреждение участка головного мозга, называемым «центром Брока». Он находится в левой лобной доле в нижней фронтальной извилине. Какие факторы провоцируют развитие данного заболевания?

Это может быть острое или хроническое нарушение кровообращения средней мозговой артерии в бассейне верхней фронтальной ветви. Редкими факторами, вызывающими данное заболевание, могут стать кровоизлияния, дегенеративные или воспалительные процессы, новообразования, субдуральная гематома, метастатические поражения, травматическое поражение лобной доли головного мозга, энцефалит.

Нарушенная речь больного

Заболевание проявляется в нарушении речи и ее произношении больным. При этом он вполне нормально воспринимает разговорную и письменную речь. Какие же дефекты речи прослеживаются у больного?

  • Аграмматизм – это нарушение грамматики речи. Так, больному трудно выражать время и падежи, а также использовать артикли и предлоги в речи.
  • Аномия – неспособность быстро подбирать слова. Так, больной долго не способен вспомнить слово или подобрать нужное, в результате чего его речь становится замедленной и неполной.
  • Неверное произношение слов. Больной неправильно расставляет звуки, буквы, слоги в словах, которые произносит.

Обычно больные афазией Брока произносят короткие фразы, но даже они становятся не всегда понятными слушающим. Часто нарушение речи сопровождается слабостью и параличом верхних и нижних конечностей с правой стороны. Это связано с тем, что центр Брока находится близко к участку головного мозга, отвечающего за произвольные движения.

Степени тяжести моторной афазии

Как и любое заболевание, у данного расстройства также имеются свои степени тяжести моторной афазии:

  • Легкая степень характеризуется умеренным расстройством умения разговорной и письменной речи. Восприятие чужой речи при этом практически не нарушено. Однако при основательном исследовании больных можно выяснить, что все они не понимают речь, особенно сложные команды. Афемия – это когда больной некоторое время не может сам воспроизводить речь, но хорошо понимает чужую.
  • Тяжелая степень характеризуется значительным расстройством у больного самому воспроизводить устную речь, что сопровождается непониманием разговорной и письменной речи со стороны.

При значительном улучшении состояния больного может наблюдаться речевая активность, которая включает в себя проговаривание стереотипных фраз в качестве типичных ответов на типичные вопросы. Его речь становится медленной, неплавной, требует значительных усилий. Грамматика сохраняет свою неправильность. В речи часто продолжают отсутствовать служебные слова (союзы, предлоги).

Лечение

На восстановление речевых навыков требуется много времени. Но чем раньше начнете, тем раньше закончите. На восстановительные процессы влияют степень поражения мозга, его лечение, состояние здоровья, возраст пациента. Рекомендуется активное участие родственников в жизни больного.

При этом желательно:

  • Разговаривать с больным, как со здоровым. Не нужно еще раз заострять внимание на его болезни.
  • Активно привлекать его к беседе.
  • Использовать короткие и простые предложения.
  • Повторять некоторые ключевые фразы. Это позволяет их лучше запомнить и понять.
  • Использовать язык жестов.
  • Не исправлять речь больного.
  • Предоставлять больному афазией Брока необходимое время на проговаривание слов. Это требует терпения от окружающих.

Навигация

Расстройство речимоторного типа характеризуется частичной или полной утратой пациентом способности к правильному говорению. При этом понимание обращенной к нему речи сохраняется, пострадавший способен сам замечать свои ошибки. Болезнь может протекать по нескольким сценариям: афферентное расстройство, афазия Брока, сенсомоторное нарушение. У каждого из состояний свои особенности и характеристики, что влияет на принципы лечения. Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговой травмы. Оно не ограничено проблемами с артикуляций и может быть представлено различными степенями тяжести.

Чаще всего расстройство становится последствием острого или хронического нарушения мозгового кровообращения.

Основные типы моторной афазии и их описание

В зависимости от локализации и площади очага поражения ЦНС афазия моторная может протекать по одной из трех основных форм – афферентной, эфферентной, сенсомоторной. Отдельно врачи выделяют динамический и грубый типы речевого расстройства. Первый отличается прерывистым и монотонным способом выдачи информации пациентом. Больной говорит невнятно и медленно, но способен повторять за логопедом отдельные слоги или слова. Грубая моторная афазия характеризуется яркими нарушениями речи, как результатом преходящего осложнения тотальной патологии. Больной выражается обрывками слов, звуками, интонационным мычанием.

Афферентная афазия

Под афферентной моторной афазией подразумевается такой тип речевого расстройства, при котором проблемы возникают из-за сбоя регуляции речедвигательного аппарата. Уже сформированная речь у человека страдает из-за поражения постцентральной извилины, ее артикуляционной зоны. В результате ограничения связи между рядом отделов области у больного нарушается двигательный артикуляционный навык, приводящий к частичному или полному отсутствию речи. Дополнительно отмечаются сбои со стороны фонематического слуха, снижается качество понимания услышанного.

Течение афферентной моторной афазии может происходить по одному из двух вариантов. При первом наблюдается расстройство

реакций,отвечающих за обеспечение движений, необходимых для артикуляции. Отмечается нарушение

целенаправленности действий при попытке использовать артикуляционные органы. В тяжелых ситуациях продуцирование речи становится совсем невозможным. Второй вариант известен под названием «проводниковой афазии». При нем у пострадавшего страдают произвольные типы речи, но сохраняется способность использовать в своем разговоре ситуативные клише.

Эфферентная афазия

Этот тип речевого расстройства имеет еще одно название – афазия Брока. Оно обусловлено расположением очага проблемы в одноименном центре нижней лобной извилины левого полушария головного мозга. Признаки эфферентной моторной афазии возникают при поражении премоторной зоны коры органа ЦНС. Это приводит к нарушению двигательного звена речи и вызывает дефекты, вариативность которых зависит от показателя изменения структуры тканей.

Афазия Брока в зависимости от степени тяжести может быть:

  • легкая – речь развернутая, но с наличием штампов и клише. Может проскакивать проговаривание слов по слогам. Больше всего сложностей возникает при назывании предметов, повторении слов или фраз за логопедом. Возможность ведения диалога сохраняется, но разговор однообразен, базируется на стереотипах;
  • средней тяжести – спонтанные высказывания делают очевидными трудности с построением предложений. Речь рваная, имеет характеристики телеграфного стиля. Попытки назвать предмет или повторить сказанное врачом приводят к навязчивому произношению одних и тех же слогов или слов. При ведении диалога пациент может отвечать собеседнику его же фразами или вопросами;
  • тяжелая – спонтанная речь отсутствует. Если пострадавший пытается что-то произнести самостоятельно, он просто повторяет какие-то слоги. Клиническая картина дополняется сложностями понимания слов, обращенных к больному.

Тип эфферентной формы влияет на подход к лечению патологии. В частности, он сказывается на подборе логопедических методик и приемов, необходимых для восстановления речевой функции.

Сенсорно-моторная афазия

Наиболее тяжелое и опасное речевое расстройство, при котором сложности с произнесением слов дополняются проблемами понимания речи окружающих и своей собственной. Контакт человека с окружающим миром нарушается. Он не понимает людей, не может членораздельно говорить. Степень выраженности признаков, характерных для состояния, зависит от площади и типа поражения коры головного мозга, возраста, а также общего состояния пациента. В большинстве ситуаций клиническая картина дополняется неврологическими симптомами, указывающими на характер основного заболевания.

Причины развития патологии

В основе развития патологии лежит изменение структуры определенных отделов головного мозга под влиянием дегенеративных, воспалительных, некротических и других процессов.

Провоцирующим фактором может стать органическое поражение тканей, соматическая болезнь, физическое или химическое внешнее воздействие.

Успех лечения моторной афазии зависит от правильности постановки основного диагноза и устранения очага проблемы в головном мозге.

Частые причины речевого расстройства:

  • острое или хроническое нарушение мозгового кровообращения (ишемический или геморрагический инсульт, транзиторные ишемические атаки);
  • травмы головы – нарушение речи может быть отсроченным осложнением черепно-мозговой травмы;
  • абсцессы в черепной коробке, которые становятся источником воспаления, отека, давления на кору головного мозга;
  • воспалительные и инфекционные заболевания ЦНС;
  • раковые опухоли ид доброкачественные новообразования в черепной коробке, головном мозге;
  • патологии, которые сопровождаются дегенерацией нервной ткани (болезнь Пика, Альцгеймера);
  • перенесенные нейрохирургические операции.

Риски развития моторной афазии особенно высоки для лиц с семейным анамнезом, усугубленным перечисленными состояниями. Вероятность появления очагов поражения в головном мозге растет при хронической гипертонии, атеросклерозе сосудов головного мозга, ревматизме, сахарном диабете, пороках сердца. Злоупотребление медикаментами, курение, употребление алкоголя или наркотиков также создают благоприятные для развития патологий условия.

Клиническая картина расстройства

Независимо от того, страдает человек от афферентной моторной афазии или другой формы нарушения речи, у него будет проявляться ряд общих признаков. Они могут иметь разную степень выраженности в зависимости от особенностей ситуации. Комбинации проявлений различны, что иногда осложняет процесс постановки диагноза.

Для состояния характерны такие симптомы:

  • перестановки слогов и звуков в составе слов;
  • пропуск звуков в устной речи и букв на письме;
  • использование в разговоре слов, которые не подходят по смыслу. Трудности с составлением предложений из-за невозможности подобрать адекватное слово;
  • повествование преимущественно основывается на использовании однотипных глаголов, без подключения других частей речи. Это делает его монотонным, невыразительным, бессвязным и малоинформативным;
  • пациент часто делает продолжительные паузы;
  • эмоциональная окраска рассказа сильно смазана или отсутствует;
  • при осознании больным своего недуга он становится молчаливым;
  • недуг может проявляться сильно выраженным заиканием, проблемами с запоминанием названий предметов;
  • чтение и письмо сопровождаются ошибками, пропусками букв, слогов, слов;
  • в особенно тяжелых случаях издаваемые пациентом звуки сводятся к мычанию, которое незначительно меняется за счет интонации.

Моторной афазии свойственно прогрессирование в случае отсутствия лечения, постепенное усугубление ситуации. Это связано с дальнейшей деструкцией речевого аппарата, появлением других неврологических симптомов, психических нарушений.

При осознании больным своего недуга он становится молчаливым.

Диагностические меры

Особенности симптоматики позволяют лишь заподозрить у пациента расстройство конкретного типа. В ряде случаев это помогает понять, в каком отделе головного мозга сосредоточен очаг поражения, поставить основной диагноз. Для подтверждения подозрений пациенту могут быть назначены МРТ или КТ, УЗИ церебральных сосудов, люмбальная пункция. Пострадавшего должны осмотреть невролог и логопед. Последний путем специальных приемов оценивает показатели двигательной, зрительной и слухоречевой памяти, проверяет качество письма и чтения. Важно не просто подтвердить наличие речевого расстройства, а понять, какая именно его форма у конкретного пациента – афазия Брока, афферентная или сенсомоторная.

Методы коррекции и лечение нарушения

Терапия при моторной афазии должна быть комплексной, состоящей из двух одинаково важных направлений. Первое подразумевает борьбу с основной болезнью. Если не устранить причину проблемы, никакие методы традиционной или народной медицины от расстройства не избавят. Параллельно с этим следует начать работу с неврологом и логопедом конкретно по факту нарушения речи. Принципы лечения подбираются индивидуально, исходя из возраста и общего состояния пациента, формы и степени тяжести патологии, специфики ситуации.

Медикаментозная терапия

Лекарства, действие которых направлено на повышение функциональности головного мозга в зоне поражения с целью восстановления речи, должны подбираться неврологом. При моторной афазии это могут быть ноотропы, витамины и минеральные комплексы, вазодилататоры, миорелаксанты, тонизирующие средства. В качестве вспомогательных медикаментов нередко выступают антигипоксанты, нейропротекторы, нейростимуляторы. Сегодня все чаще врачи назначают своим пациентам биологически-активные добавки для усиления эффекта от медикаментозной терапии.

Логопедические методики

Работа с логопедом при афферентной или эфферентной моторной афазии может исчисляться месяцами. В случае с сенсомоторным расстройством или тяжелой степенью нарушения лечение длится годами. Принципы и приемы подхода подбираются индивидуально, корректируются в соответствии с признаками положительной динамики или прогрессирования патологии.

Основу терапии составляет отработка речевых навыков и интонации, совершенствование письма, увеличение объема слухоречевой памяти пациента. Под контролем специалиста пострадавший работает с картинками, текстами, окружающим миром.

Все чаще используются современные компьютерные программы и механизмы.

Оперативные вмешательства

Хирургическое воздействие на головной мозг применяется по отношению к причине проблемы, а не с целью налаживания речи. Это могут быть манипуляции по остановке кровотечения, нейтрализации отека, удалению опухоли или поврежденных тканей. Важно понимать, что сами нейрохирургические действия могут стать причиной моторной афазии или других видов речевых нарушений.

Физиотерапия

Эффективность подобных вариантов воздействия на организм человека с моторной афазией до сих пор подвергается сомнениям. На практике применение точечного массажа, иглоукалывания, магнитной или электрической стимуляции, а также лечебной физкультуры показывает неплохие результаты. Такие подходы не могут быть основным способом лечения патологии. Они должны идти в комплексе с приемом медикаментов, посещением логопеда.

Лечить недуг можно иглоукалыванием.

Прогноз и профилактические меры

Шансы на полное выздоровление или достижение результатов, достаточных для ведения привычного образа жизни, зависят от тяжести случая и качества лечения. При игнорировании основной проблемы или отказе от работы с логопедом нарушение способно стремительно прогрессировать. В таких ситуациях возникает риск постепенного ухудшения состояния больного, развития у него инвалидности из-за невозможности общаться с окружающими. Профилактика патологии состоит в предупреждении развития заболеваний, выступающих в качестве ее провоцирующих факторов.

Некоторые принимают смазанные симптомы недуга за результат хронической усталости или логическое последствие пожилого возраста, поэтому не обращаются к врачу. Моторная афазия – это не только одно из проявлений поражения головного мозга, но и состояние, способное существенно снизить качество жизни человека. При первых же признаках расстройства необходимо обратиться к неврологу, пройти полную диагностику, а затем и профильное лечение.