Гражданские чины. Табель о Рангах царя Петра I в матрице Мироздания


В Российской республике и Российской империи, в нем указано также соотношение по старшинству различных чинов и последовательность, в которой осуществляется чинопроизводство.

Утверждена она была Петром I в январе 1722 года и просуществовала вплоть до ноября 1917 года с многочисленными изменениями. На некоторых территориях, подконтрольных казачьим и белому правительствам, ее действие сохранилось вплоть до октября 1922 года. Закона "Табель о рангах" Российской Федерации не существует.

История создания

Царь Петр деятельно участвовал в создании и редактировании данного закона, основу которого составляют заимствования из списка чинов прусского, французского, датского и шведского королевств. Петр, собственноручно внеся поправки в черновой проект, подписал его в 1721 году, однако перед опубликованием велел внести этот закон на рассмотрение Сената.

Содержание "Табели о рангах" царской России, кроме Сената, рассматривалось также в Адмиралтейской и Военной коллегиях, где был сделан целый ряд замечаний о том, как разместить по рангам чины, об окладах жалования, а также о введении древних русских чинов в табель и об устранении пункта, посвященного штрафам за занятие места, которое было выше соответствующего ранга, в церкви. Все данные пункты были, однако, оставлены без дальнейшего рассмотрения в законе "Табель о рангах" (Российская империя). В составлении окончательной редакции принимали участие члены Сената Брюс и Головкин, а также Дмитриев-Мамонов и Матюшкин - генерал-майоры.

"Табель о рангах": как служили государству в царской России

24 января 1722 года царь утвердил документ. Все чины отныне подразделялись на следующие три типа: статские, военные и придворные. Они также включались в 14 различных классов.

"Табель о рангах" в царской России насчитывала в общей сложности 263 должности, но затем из нее некоторые упразднились, а в конце 18 века исчезли совсем.

Потомственное дворянство

14-й класс (фендрик, а позднее, с 1730 года, прапорщик) давал человеку право на потомственное дворянство, которое в гражданской службе приобреталось по достижении восьмого класса (чин коллежского асессора), а 14-й (то есть коллежский регистратор) право предоставлял только на дворянство своего носителя.

Потомственное дворянство по Манифесту, изданному 11 июня 1845 года, приобреталось вместе с производством в 8-й класс (которому соответствовал штаб-офицерский чин). Рожденные до того, как их отцы его получили, дети представляли особую категорию. Их называли обер-офицерскими детьми. При этом одному из них могло быть предоставлено потомственное дворянство по ходатайству отца.

Изменения, произошедшие в дальнейшем в "Табели о рангах"

В декабре 1856 года ограничил Александр II своим указом подданными потомственного дворянства чином полковника (это 6-й класс), а на гражданской службе - 4-го класса.

Как вы видите, первоначальный вариант, который имела "Табель о рангах" в царской России, менялся в результате реформ на протяжении почти двух столетий. Ряд гражданских должностей превратился в названия гражданских чинов, независимо от реальных обязанностей их представителей.

Упраздненные названия

Например, названия секретарь", "статский советник", "коллежский советник" сначала означали должность, которую исполнял член совета с решающим и совещательным голосом, секретарь коллегии, а также президент "статской" коллегии. Председатель надворного суда именовался "надворный советник". В 1726 году вышеупомянутые суды были упразднены, а название чина оставалось вплоть до 1917 года.

"Табель о рангах" в царской России давала возможность талантливым людям, представителями низших сословий, выдвинуться, в том числе получить дворянство.

Разделение чинов

Чины делились на (до 9 класса, то есть чина титулярного советника/капитана включительно) и генеральские. Особо выделялись чины первых двух классов (высшего генералитета). Им полагалось свое обращение: для обер-офицеров - "ваше благородие", штаб-офицеровов нужно было именовать - "ваше высокоблагородие", генералов - а представителей первых двух классов - "ваше высокопревосходительство".

Особняком стояли чины 5 класса (статского советника/бригадира), не причисляясь ни к генеральским, ни к офицерским, им полагалось обращение следующее - "ваше высокородие".

Чины, хотя это отдельно не оговаривалось, давались исключительно мужчинам. Жены поступали в соответствующий их мужьям ранг, а незамужние девушки считались несколькими рангами ниже, чем их отцы. Также вводилось правило, согласно которому за требование мест и почестей выше своего чина во время официальных собраний и публичных торжеств полагался штраф, который равнялся двухмесячному жалованью этого человека, из которых 2/3 денег должен был получить доноситель. Этот же штраф предусматривался за уступку лицу низшего ранга своего места. Ливрея, экипаж, образ жизни - все должно находиться в соответствии с занимаемым чином.

Предпочтение военных чинов Петром I

Петр I, подчеркивая во всем предпочтение перед статскими военных, не хотел устанавливать для лиц, находящихся на гражданской службе, соответствующих чинов первого класса. Но, поддавшись уговорам Остермана, приравнял из соображений дипломатического престижа чин канцлера (главы некоторого дипломатического ведомства) к нему.

Чин тайного советника I класса был установлен лишь впоследствии. Предпочтение Петра выразилось еще и в том, что если в армии с чином 14 класса достигалось потомственное дворянство, то в статской службе - лишь со званием коллежского асессора (8 класс, штаб-офицерский ранг). Начиная с 1856 года для этого нужно было получить генеральский ранг, то есть стать действительным статским советником.

Показателен в этом отношении также довольно низкий ранг (даже не генеральский), который имел президент коллегии "статской", то есть министр, по европейским понятиям.

В дальнейшем министры получали чины тайного советника и действительного тайного советника.

Влияние на дворянство и общество

При введении данного закона древние чины (окольничьи, бояре) формально не были упразднены, но с тех пор прекратились назначения их. "Табель о рангах" оказала большое влияние на исторические судьбы дворянства, а также на служебный распорядок. Лишь личная заслуга стала единственным регулятором служебного положения. Порода, "отеческая честь" потеряла всякое значение в этом отношении. В этом состоит главное историческое значение такого документа, как "Табель о рангах" в царской России.

От придворной и была отделена военная. Приобретение дворянства пожалованием монарха, личным достижением было узаконено. Это повлияло в целом на демократизацию дворянства, закрепление его служилого характера, а также разделение этого класса на новые группы - личного и поместного.

Чин низшего класса в военной службе (14 класс, фендрик, а позднее, с 1730 года - прапорщик) сразу же предоставлял право на приобретение дворянства для всех потомков. Позднее, Манифестом 1845 года, его стал давать лишь 8 класс, а в гражданской службе - 5-й.

Цитата : «Табель о рангахъ всѣхъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ классѣ чины; и которые въ одномъ классѣ» — Пётр I 24 января 1722 г.

История создания

Пётр лично принимал участие в редактировании закона, в основу которого легли заимствования из «росписаний чинов» французского , прусского , шведского и датского королевств. Собственноручно исправив черновой проект, Пётр подписал его 1 февраля 1721 года , но повелел перед опубликованием внести его на рассмотрение Сената . Кроме Сената, табель о рангах рассматривалась в военной и в адмиралтейской коллегии, где был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам , об окладах жалованья, о введении в табель и древних русских чинов и об устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга. Все эти замечания были оставлены без рассмотрения. В окончательной редакции табели о рангах принимали участие сенаторы Головкин и Брюс и генерал-майоры Матюшкин и Дмитриев-Мамонов .

Рис. 1. Фрагмент документа Табели о рангах.

Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая (9 июня) – 28 января (8 февраля) ) — царь Московский из династии Романовых (с 1682 года) и первый император всероссийский (с 1721 года). В российской историографии считается одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке .

Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года . С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы . По возвращении из него в 1698 году Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада».

Рис. 2. Портрет Петра I. Август Толяндер (1835-1910 гг.) Холст, масло. 140 х 115. Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. В 1703 г. Пётр Великий приказал построить пушечнолитейный завод в устье реки Лососинки, впадающей в Онежское озеро. Он получил название Петровского. Благодаря заводу явилась Петровская слобода, в 1777 году преобразованная в город Петрозаводск .

КОММЕНТАРИЙ:

В таблице 1. показаны названия чинов в зависимости от номера чина в «Табеле о Рангах» утвержденном 24 января 1722 года Царем Петром I:

Таблица 1.

Военные должности Штатские должности
1 Генералиссимус, Фельдмаршал 1 Канцлер
2 Генерал-аншеф 2 Действительный тайный советник
3 Генерал-лейтенант 3 Тайный советник
4 Генерал-майор 4 Действительный статский советник
5 Бригадир 5 Статский советник
6 Полковник 6 Коллежский советник
7 Подполковник 7 Надворный советник
8 Майор 8 Коллежский асессор
9 Капитан 9 Титулярный советник
10 Штабс-капитан 10 Коллежский секретарь
11 Поручик 11 Сенатский секретарь
12 Подпоручик 12 Губернский секретарь
13 Прапорщик 13 Сенатский регистратор
14 Фендрик 14 Коллежский регистратор

На рисунке 3. показана графическая аналогия «Табеля о Рангах» или «лестница чинов » с расположением этой лестницы в матрице Мироздания.

Рис. 3. На рисунке показана графическая аналогия «Табеля о Рангах» или «лестница чинов », утвержденная 24 января 1722 года Царем Петром I. «Табель о Рангах», которая представлена в виде ступенчатой пирамиды, совмещенной с «энергетической матрицей мироздания ». У пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов » отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала » вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням — от первого высшего — Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня — Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера » должности в «Табеле о Рангах» — растет и количество носителей данной должности также как и элементов в матрице Мироздания.

До сегодняшнего дня в военных должностях в основном сохранен аналогичный порядок должностей.

Фактически мы рассмотрели графический пример принципа соподчиненности от высшего к низшему уровню, который присутствует как в построении Мироздания, так, в частности, и в нашей жизни.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта .

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет - Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

Справочный материал:


Рис. 4.
«Новых солдат набирали ежегодно , а то и по нескольку раз в год. В общей сложности при Петре I в армию ушли около 300.000 рекрутов, то есть каждый десятый молодой парень. Рекрут должен был быть не ниже 2 аршин и 4 вершков (около 160 сантиметров), но во время войны требования снижались до 2 аршин 2 вершков – чуть больше полутора метров. Чтобы стать настоящими солдатами, они должны были научиться держать строй, стрелять и действовать штыком. А еще совершать долгие переходы, осаждать и штурмовать крепости, лить пули и шить мундиры, строить переправы, наконец, «варить кашу из топора», когда есть было нечего. И армия решала все эти проблемы, приучая крестьянских детей к новой жизни. Русские солдаты старательно учились побеждать. Как описывает в своем дневнике драгунский капитан Семен Курош, после боев воины упражнялись сами и заставляли пленных шведов себя учить: те дрались друг с другом тупыми шпагами, позволяя русским изучать приемы ближнего боя».

Описание табели о Рангах

«Все чины «Табели о рангах» подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на четырнадцать классов. К каждому классу приписывался чин , однако само понятие «чин» не разъяснялось, в силу чего одни историки его рассматривали буквально и лишь в системе чинопроизводства, другие же — как ту или иную должность .

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 262 должности, однако постепенно должности из «Табели» исключались и в конце XVIII века исчезли вовсе. Названия же ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины, безотносительно к реальным обязанностям их носителя. Так, названия чинов «коллежский секретарь », «коллежский асессор », «коллежский советник » и «статский советник » первоначально означали должности секретаря коллегии , члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. «Надворный советник » означало председателя надворного суда ; надворные суды были отменены уже в 1726 году , а название чина сохранялось вплоть до 1917 года .

Петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий . «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона.

Закон 4 февраля (24 января) года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские), статские и придворные. Содержание пояснительных пунктов сводится к следующему:

Влияние на общество и дворянство

При введении в действие табели о рангах древние русские чины — бояре , окольничьи и т. п. — не были формально упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось. Издание табели оказало существенное влияние и на служебный распорядок и на исторические судьбы дворянского сословия . Единственным регулятором службы стала личная выслуга; «отеческая честь », порода, потеряла в этом отношении всякое значение . Военная служба была отделена от гражданской и придворной. Узаконено было приобретение дворянства выслугой известного чина и пожалованием монарха, что повлияло на демократизацию дворянского класса, на закрепление служилого характера дворянства и на расслоение дворянской массы на новые группы — дворянства потомственного и личного.

При Петре I чин низшего XIV класса в военной службе (фендрик, с 1730 г. прапорщик) давал право на потомственное дворянство . Гражданская служба в чине до VIII класса давала только личное дворянство, а право на потомственное дворянство начиналось с чина VIII класса.

Дальнейшее развитие идеи

Дальнейшее законодательство о чинопроизводстве несколько уклонилось от первоначальной идеи Табели о рангах. По идее чины означали сами должности, распределённые по 14 классам, однако с течением времени чины получили самостоятельное значение почётных титулов, независимо от должностей. С другой стороны, для производства в некоторые чины для дворян установились сокращённые сроки; затем были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. Эти мероприятия имели целью ограничить демократизирующее действие табели на состав дворянского сословия.

Табель о рангах — Уставное обращение соответственно классу

I — II Ваше высокопревосходительство

III — IV Ваше превосходительство

V — Ваше высокородие

VI — VIII Ваше высокоблагородие

IX — XIV Ваше благородие

Военные чины выше табели о рангах

1. Названия статуса (не должности) сотрудников в МИДе РФ – «Посланник 1, 2, 3… ранга»

2. Соблюдение протокола Вежливости при обращении:

— Посол — Your Excellency (Ваше Превосходительство)

— Посланник — Your Highness (Ваше Высочество)

— Советник — Your Serenity (Ваша Светлость)

— Генеральный консул — Your Honour (Ваша честь)

— Первый/Второй/Третий секретарь -Your Worship (Ваша Милость)

— все нижестоящие сотрудники — Sir (сэр, господин, сударь)

— работники обслуживающего персонала дип. корпуса — Mister (мистер, господин).

3. В соответствии с табелем о рангах нижестоящий ранг не может напрямую общаться с рабочими вопросами с представителями вышестоящих рангов, если их не связывают прямые служебные зависимости.

4. В соответствии с табелем о рангах вышестоящий ранг может дать рабочее распоряжение любому нижестоящему рангу, даже если их не связывают прямые служебные зависимости.

Введение


«Табель о рангах» представляет собой не просто исторический документ, некогда выпущенный в России и служивший основой для классификации и регламентации государственных служащих, но и основой для дальнейшего развития важнейшей идеи о рациональной регламентации государственного управленческого аппарата.

«Табель о рангах» - закон о порядке государственной службы в Российской Империи, соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства. Его изучение для понимания эволюции государственной службы имеет неоценимое значение. В частности, появление «Табели о рангах» стало важной вехой в развитии государственной службы в России, поскольку была окончательно отменена пагубная система местничества и открыт доступ на высокие посты людей незнатного происхождения.

Важность изучения «Табели о рангах» и ее роль в Российской империи подчеркивается тем обстоятельством, что она, хотя несколько раз реформировалась в свете новых веяний времени, просуществовала, тем не менее, вплоть до 1917 года.

Целью данной работы является изучение «Табели о рангах», принятой Петром I.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

выявить предпосылки создания «Табели о рангах»;

изучить историю создания;

рассмотреть ее особенности.


1. Предпосылки принятия «Табели о рангах»


В начале своего царствования, Петр I столкнулся с медлительной, нерешительной бюрократией - боярской думой и приказами. Деятельность приказов и боярской думы была запутанной и малоэффективной для продуктивного управления страной. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми - дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.к. они все были феодалами - крепостниками. Такое положение дел привело к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления, построения стройной и гибкой системы управленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы для проведения более агрессивной внешней политики и подавления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему центральное, руководящее место в государственной жизни.

Для выполнения выше перечисленных задач Петр I провел много государственно-административных реформ (рисунок 1).


Рисунок 1 - Государственно - административные реформы Петра I


Важнейшим итогом и, вместе с тем, законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра в области гражданской, военной и судебной администрации явилась знаменитая «Табель о рангах» (1722г.).

Таким образом, в основе причин издания «Табели о рангах» лежали потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии.


2. История создания «Табели о рангах»


История разработки этого важнейшего документа отражает опыт законотворческой деятельности Петра I и его ближайшего окружения.

Разработка Табели продолжалась около трех лет - с конца сентября 1719 г. До утверждения Петром I окончательной редакции 24 января 1722 г. С.М. Троицкий, подробно изучавший историю подготовки этого документа, выделил четыре этапа работы над ним:

Подготовка первой редакции Табели в Коллегии иностранных дел А.И. Остерманом (конец сентября 1719 г. - октябрь 1720 г.).

Создание второй редакции проекта Петром I (январь 1721 г.).

Обсуждение второй редакции «Табели о рангах» в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях (февраль - октябрь 1721 г.).

Завершение Сенатом окончательной редакции «Табели о рангах» (январь 1722 г.).

Считается, что основным разработчиком Табели был А.И. Остерман.

Источниками Табели послужили сведения о чинах в Австрии, Англии, Венеции, Дании, Испании, Речи Посполитой, Пруссии, Франции и Швеции. При этом особое внимание уделялось соотношению чинов военной, придворной и гражданской служб.

Наибольшее влияние на подготовку «Табели о рангах» оказали законодательства Пруссии, Дании и Швеции. Причиной этого стала близость политического и социально-экономического развития России и скандинавских государств. Система шведских чинов содержалась в уставах короля Карла XII 1696 и 1705 г.г. В этих документах содержался перечень военных, морских и гражданских чинов, содержащий 40 рангов. За перечнем помещались 5 статей, в которых излагались основные принципы чинопроизводства. Правом выдачи патента на чин обладал лишь король.

Датская система чинов закреплялась регламентами короля Христиана V 1699 г. и его сына Фредерика IV 1717 г. 103 чина датского королевства были разбиты на 9 классов (степеней) дворцового, военного и государственного управления. Интересным отличием от других европейских документов было то, что в этих регламентах были перечислены женские ранги. В пяти статьях, следовавших за росписью чинов и рангов, содержалось принципиально важное постановление потомственного дворянства лицам, дослужившимся до должности трех высших степеней.

Таким образом, видно, что шведские уставы и датские регламенты имели сходную структуру текста: вначале систематизированный перечень чинов, затем статьи, устанавливающие принципиальные нормы чинопроизводства в государстве. Структура проекта «Табели о рангах» была аналогичной.

Из «Королевского прусского учреждения о степени» 1705 г. А.И. Остерман позаимствовал наименование придворных чинов, так как быт царского двора тоже европеизировался.

Кроме зарубежных источников при подготовке нового закона учитывались и уже принятые российские законы. К моменту составление проекта Табели уже в основном сложилась номенклатура российских гражданских чинов. Указ Сенату от 11 декабря 1717 г. «О штате коллегий и времени открытия оных» содержал «Реестр людям в коллегиях», где назывались должности президентов, вице-президентов, советников, асессоров, секретарей, нотариусов, актуариусов, регистраторов, рентмейстеров, переводчиков. В «Инструкции или наказе воеводам» в январе 1719 г. содержался подробный перечень должностей губернского управления. В Генеральном регламенте перечислялся не только штат канцелярских служащих, но и определялись их должностные обязанности. Таким образом, свыше 90% названий должностей государственного управления, включенных в проект, уже были обозначены в официальных документах.

Проект, составленный А.И. Остерманом, включал две части: «Объявление о рангах» и пояснение к нему из 14 статей. Автор не включил в проект воинские и морские чины. Всего вошли назначения 147 должностей придворного (44) и гражданского (103) штатов. При этом важно отметить, что среди цивильного штата преобладали должности нижнего и среднего звена чиновничества (80 из 103). В «Объявлении» были подробно перечислены должности секретарей, актуариусов, архивариусов, переводчиков, нотариусов, камериров, канцеляристов, копиистов, вахмистров.

Статьи во многом повторяли содержание шведских, датских и прусских источников, но были уточнены и отредактированы.

В подготовке Табели активное участие принимал сам Петр I. в результате работы царя в январе - феврале 1721 г. возникла новая редакция, существенно отличавшаяся от первоначального проекта. Прежде всего, это было связано с необходимостью введения в Табель армейских и морских чинов. Петр не согласился с тем, что в проекте на первом месте стояли придворные штаты, что принижало гражданскую службу. Включив в Табель воинские чины, Петр I поставил гражданские и придворные чины в зависимость от их системы

Отдельные изменения и дополнения были внесены в статьи. Наиболее существенным дополнением стало увеличение количества рангов, дающих право на потомственное дворянство. Он распространил его на чиновников 7-го и 8-го классов. Петр стремился привлечь молодых людей к государственной службе, сделать ее престижной. Это решение открывало возможность вступления в состав привилегированного сословия выходцам из низших социальных слоев.

Кроме того Петр I вводит новую статью, подтверждающую именной Указ от 16 января 1721 г. о получении потомственного дворянства лицам, дослужившимся до первого обер-офицерского чина. Этим закреплялся приоритет военной службы над гражданской. В армии потомственное дворянство получали с14-го ранга, а в гражданских учреждениях - с 8-го. Чиновники 14 - 9-х классов получали личное дворянство.

Работа была завершена в начале 1721 г. 1 февраля Петр подписал этот акт, но, придавая ему большое значение, распорядился: «Сие не публиковать и не печатать до сентября месяца, дабы еще осмотреться, ежели что переменить, прибавить или убавить, о чем надлежит в Сенате во время сей отсрочки думать: так ли быть всем чинам или которые переменить и как? И свое мнение к сентябрю изготовить, а особливо о тех чинах, статских и дворовых, которые от ранга генерал-майора и ниже». Мнения о Табеле были затребованы не только от Сената, но и от Военной и Адмиралтейской коллегий.

Параллельно с обсуждением в Сенате и коллегиях Петр I продолжал работать над проектом и подготовил несколько вариантов крайне важной статьи закона устанавливающей порядок чинопроизводства дворян на штатской службе в зависимости от выслуги и образования. Она логически продолжала нормы, введенные Генеральным регламентом в статье «О молодых людях для обучения при канцелярии». Здесь четко прослеживалась мысль о невозможности усвоения тонкостей управленческого мастерства, минуя обучение в канцелярии. Обучение канцелярской работе, последующая работа в государственных учреждениях провозглашались достойными даже для представителей знатных дворянских семей. Необходимость привлечения квалифицированных кадров в гражданскую службу требовала создания новых стимулов. Это послужило причиной подготовки статьи об организации подготовки дворян к государственной службе в гражданских учреждениях.

После внесения необходимых изменений с учетом мнений Сената и коллегий в январе 1722 г. проект был вынесен на окончательное обсуждение в Сенат. Петр активно участвовал в обсуждении.Вероятно, именно ему принадлежит авторство окончательного заголовка закона, достаточно пространного, но максимально отражающего его суть: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины, те имеют по старшинству вступления в чин между собою, однако же воинские выше прочих, хотя бы старее кто в том классе пожалован был».

Итак, издание «Табели о рангах» явилось результатом напряженной, более чем двухлетней законотворческой работы. Она проводилась под руководством и при непосредственном участии Петра I. Были привлечены наиболее значительные фигуры, влияющие на внутреннюю и внешнюю политику страны.


3. Описание «Табели о рангах»


Закон 4 февраля (24 января) 1722 года состоял из расписания новых чинов по 14 классам или рангам и из 19 пояснительных пунктов к этому расписанию. К каждому классу порознь были приписаны вновь введённые воинские чины (в свою очередь подразделявшиеся на сухопутные, гвардейские, флотские), гражданские и придворные.

Князья императорской крови имеют при всяких случаях председательство над всеми князьями и «высокими служителями российского государства». За этим исключением, общественное положение служащих лиц определяется чином, а не породой.

За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагается штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого; одна треть штрафных денег поступает в пользу доносителя, остальное - на содержание госпиталей. Такой же штраф полагается и за уступку своего места лицу низшего ранга.

Лица, состоявшие на иноземной службе, могут получить соответствующий чин не иначе как по утверждению за ними «того характера, который они в чужих службах получили». Сыновья титулованных лиц и вообще знатнейших дворян хотя и имеют в отличие от других свободный доступ к придворным ассамблеям, но не получают никакого чина, пока «отечеству никаких услуг не покажут, и за оные характера не получат». Гражданские чины, как и военные, даются по выслуге лет или по особенным «знатным» служебным заслугам.

Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие своему чину.

Публичное наказание на площади, а равно и пытка влекут за собою утрату чина, который может быть возвращён лишь за особые заслуги, именным указом, публично объявленным.

Замужние жены «поступают в рангах по чинам мужей их» и подвергаются тем же штрафам за проступки против своего чина.

Девицы считаются на несколько рангов ниже своих отцов.

Все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причисляются потомственно к лучшему старшему дворянству, «хотя бы и низкой породы были»; на военной службе потомственное дворянство приобретается получением первого обер-офицерского чина, причём дворянское звание распространяется только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей.

Чины делились на обер-офицерские (до IX класса, то есть капитана/титулярного советника включительно), штаб-офицерские и генеральские; чины высшего генералитета (первых двух классов) выделялись особо. Им полагалось соответственное обращение: «ваше благородие» для обер-офицеров, «ваше высокоблагородие» для штаб-офицеров, «ваше превосходительство» для генералов и «ваше высокопревосходительство» для первых двух классов. Чины V класса (бригадира/статского советника) стояли особняком, не причисляясь ни к офицерским, ни к генеральским, и им полагалось обращение «ваше высокородие».

Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже14-йкласс «Табеля» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином8-гокласса - коллежский асессор, а чин коллежского регистратора -14-йкласс - давал право лишь на личное дворянство).

Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или неполучением) многих реальных привилегий. По чинам, к примеру, давали лошадей на почтовых станциях.

При получении лошадей на станциях существовал строгий порядок: вперед, без очереди, пропускались фельдъегеря со срочными государственными пакетами, а остальным давали лошадей по чинам: особы I-III классов могли брать до двенадцати лошадей, с IV класса - до восьми и так далее, вплоть до бедных чиновников VI-IX классов, которым приходилось довольствоваться одной каретой с двумя лошадьми.

По чинам же в XVIII веке слуги носили блюда на званых обедах, и сидевшие на «нижнем» конце стола гости часто созерцали лишь пустые тарелки.

В качестве внешнего элемента, объединяющего все виды службы, были мундир и шинель (в зимнее время). При этом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в телеграфном - желтая, путейском - зеленая, внутренних дел - красная и т.д. Существовало семь вариантов форменной одежды - летняя, дорожная, будничная, особая, обыкновенная, праздничная и парадная - и подробное расписание, что в какие дни надлежит носить. Ношение мундиров было обязательным. Помимо перечисленного Петр I установил даже то, что первые пять чинов должны приобретать материал для мундира по четыре рубля за аршин, следующие три по три рубля, остальные - по два рубля.

Представим «Табель о рангах» в таблице 1.


Таблица 1 - «Табель о рангах»

Существовали также следующие военные чины и звания:

Военные чины выше табели о рангах: генералиссимус

Воинские звания ниже табели о рангах:

Подпрапорщик, подхорунжий; портупей-прапорщик (в пехоте), портупей-юнкер (в артиллерии и лёгкой кавалерии), фанен-юнкер (в драгунах), эстандарт-юнкер (в тяжёлой кавалерии).

Фельдфебель, вахмистр, кондуктор.

Старший строевой унтер-офицер (до 1798 сержант, боцман).

Младший унтер-офицер (до 1798 младший сержант, капрал, боцманмат).

«Табель о рангах» представляет собой некую пирамиду чинов или как ее еще называют «лестница чинов». Покажем это на рисунке 2.

графический аналогия табель ранг

Рисунок 2 - Графическая аналогия « Табеля о рангах»


Из рисунка 2 видно, что у пирамиды 14 ступеней, численно совпадающих с четырнадцатью уровнями гражданских и военных чинов. В целом «лестница чинов» отражает идею соподчиненности от единого «высшего начала» вплоть до 14-го уровня вниз. Это соответствует уровням - от первого высшего - Канцлера (штатская должность) или Фельдмаршала (военная должность) вплоть до 14-го низшего уровня - Коллежского регистратора (штатская должность) или Фендрика (военная должность). С увеличением «номера» должности в «Табеле о Рангах» - растет и количество носителей данной должности.


4. Эволюция «Табели о рангах»


Потомки Петра отошли от его замысла. После смерти Петра I старинные роды восстановили свои утраченные позиции, к концу царствования Петра II кумовство расцвело снова.

Быть дворянином стало очень выгодно. Помимо статуса, дворянство давало множество привилегий. Право владения имением и крепостными (до 1861 года). Свободу от обязательной службы (в 1762-1874 была введена всесословная воинская повинность). Свободу от земских обязанностей (до второй половины 19 века). Право получения образования в Пажеском корпусе, Императорском Александровском лицее, Императорском училище правоведения. Право ношения шпаги. Титул «Ваше благородие». Право иметь родовой герб. С 1785 по 1863 году дворян нельзя было подвергать телесным наказаниям.

Дворяне получали одну льготу за другой:

с 1731 помещики собирали подушную подать с крепостных;

манифест Анны Иоанновны от1736 года ограничил срок службы дворян 25 годами;

с 1746 года Елизавета Петровна запретила всем, кроме дворян, покупать крестьян и землю;

в 1754 году учрежден Дворянский банк, который выдавал кредиты до 10 000 рублей (огромнейшие по тем временам деньги) под 6 процентов годовых;

18 февраля 1762 года Петр III подписал Манифест о даровании вольности и свободы российскому дворянству - и освободил его от обязательной службы. В течение 10 лет после Манифеста из армии в отставку вышло 10000 дворян;

в 1775 году Екатерина Великая передала власть на местах дворянству, введя должность уездного предводителя;

«Жалованная грамота дворянству» от 21 апреля 1785 года окончательно освободила дворян от обязательной службы и сформировала дворянское самоуправление на местах. Дворяне стали отвечать за набор рекрутов и сбор налогов с крестьян. Но, самое главное, было введено самоуправление на местах, и оно стало сословным.

Поэтому быть дворянином было выгодно во всех отношениях. К концу царствования Екатерины Великой идея «Табеля о рангах» была сведена на нет. Манифест от 11 июня 1845 года внес в Табель поправку: только 8-й чин (майор, до которого было очень тяжело дослужиться) мог дать военному потомственное дворянство.

Указ от 9 декабря 1856 года сделал получение потомственного дворянства личными достижениями фактически невозможным: теперь потомственным дворянином становился лишь тот, кто дослужился до 6-го класса воинской службы (полковник, простому человеку стать им было нереально) или до 4-го класса гражданской (действительный статский советник: не дворянин им стать не мог). В 1917 году Табель перестал существовать.

В 2003 году был принят Федеральный закон «О системе государственной службы в РФ». Он также включает в себя три вида «государевой службы»: военную, правоохранительную, федеральную государственную гражданскую.

В современной российской армии тоже 14 званий - негласная традиция петровской Табели о рангах. В Советской армии в 1943 году были введены погоны и воинские звания - их также было 14.

В правоохранительной службе (в разных ее ведомствах) - от 10 до 16 чинов.

В федеральной государственной гражданской службе (с 2005 года) - 15 чинов.

Так что и в наше время существует Российская «Табель о рангах», унаследовавшая форму закона Петра Великого.


Заключение


«Табель о рангах», является особым правовым явлением в истории России. При создании документа разработчики опирались на русскую практику, челобитные (просьбы-предложения разных органов и лиц) и иностранное законодательство. Если Судебники 1497 и 1550 г.г. были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представляет документ, составленный на базе изучения и заимствования опыта законодательства европейских абсолютистских государств. Однако именно анализ русского опыта организации государственной службы при составлении «Табеля о рангах» стоял на первом месте.

Принятие «Табели о рангах» имело следующие последствия:

в формировании государственного аппарата утвердилось бюрократическое начало, приоритет составляли профессиональные качества, личная преданность, выслуга, вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти и руководства в деятельности точными предписаниями закона, регламента, инструкции;

в работе государственных органов появились требования к профессионализму, специализации, нормативности; оформился принцип выслуги как ступни карьеры служащего;

были выделены военная, гражданская и придворная службы, при этом все обязаны были служить императору, и даже придворная служба, вызванная исключительно потребностями императора и членами его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству.;

подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом степень квалификации служащих определялась не только чином, но и специальным образованием.

Формирование единой государственной службы способствовало укреплению Российского государства, стало условием и фактором ее дальнейшего существования, укрепления и развития.

Таким образом, сложно преувеличить то значение, которое оказала «Табель о рангах» на формирование гражданского управления в целом. В настоящее время существуют тарифные сетки, которые по форме и содержанию информации перекликаются с документами, созданными почти триста лет назад.


Список использованных источников


1. Административные Реформы Петра I: ote4estvo.ru

История развития государственной службы в России: panov.in

Как Петр I боярам свинью подложил: pravda.ru

Кречетников А. «Вертикали власти» - 290 лет: bbc.co.uk

. «Табель о рангах» и его значение: 0zd.ru

. «Табель о рангах» Петра I: teachpro.ru

. «Табель о Рангах» царя Петра I в матрице Мироздания: amenra.ru

04.02 - Петр I ввел «Табель о рангах»: e-teatch.ru

ено н


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Идея создания подобного документа принадлежала самому Петру 1, который не только отдал приказ, но и принимал личное участие в его составлении. В качестве основы были взяты аналогичные документы ведущих мировых держав (Франции, Швеции, Пруссии и Дании). На их основе комиссией был создан черновик, который отправился на подписание к Императору. Петр лично отредактировал черновик и приказал передать его на рассмотрение Сената, Военной коллегии и Адмиралтейской коллегии. Документ был рассмотрен, в него были внесены определенные поправки, однако при итоговом рассмотрении Петр их не принял, а оставил документ в его первоначальном виде.

Содержание табели о рангах царской России

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Все чины в табели делились на три типа – придворные, военные и статские - которые группировались в соответствии с типом и уже затем распределялись по классам. Всего было 14 классов, от высшего к низшему. Чем выше был класс (ранг), тем больше привилегий имел чиновник. Всего было описано 263 должности, однако потом некоторые из них были упразднены.

Стоит отметить, что чины не просто описывались, а сравнивались между собой. Статский советник (гражданская служба) приравнивался по своим правам к капитану-командору или бригадиру (военная служба). Остальные чины были описаны аналогичным образом, однако военные чины всегда имели небольшое превосходство перед гражданскими и больше шансов пробиться по карьерной лестнице.

Документ также описывал придворные чины, которые давались не только мужчинам, но и женщинам.

Значение табели о рангах

Документ был создан для того, чтобы систематизировать и упорядочить государственную службу и сделать присвоение чинов и званий более простым и понятным.

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В табели были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядком Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Однако самое главное значение подобного табели 1722 года состояло в том, что теперь шансы получить титул и продвижение по службы больше не зависели исключительно от знатности рода. Личная выслуга человека стояла теперь выше, чем знатность его родителей, а это полностью меняло привычный порядок, принятый на Руси. Теперь добиться успехов мог не только знатный человек, но и простолюдин, а его дети и внуки имели шанс в дальнейшем получить дворянский титул, особенно это касалось военной службы. Дворяне теперь делились на потомственных (знатные роды) и личных (те, кто дослужился до дворянского титула).

Табель о рангах Петра 1 также окончательно разделил всю службу на военную, гражданскую и придворную, чего раньше не было.

В современной России существует аналогичный документ.

24 января (2 февраля) 1722 г. Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи, то есть чины по старшинству и последовательность чинопроизводства. «Табель о рангах» вводила новую классификацию служащего люда: место аристократической иерархии, породы и родословных книг заняла бюрократическая иерархия, заслуги и выслуга лет. В одной из статей, присоединенных к табели, пояснялось, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут и за оные «чести и чина» не получат. Самое главное, что петровская «Табель», определяя место в иерархии государственной службы, давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». «Табель», помимо самой таблицы, имела еще 19 пунктов поясняющего текста, в том числе о штрафах за ее нарушение.

Подготовка этого закона («Табели о рангах») была начата еще в 1719 г. и была естественным продолжением реформ, в результате которой возросло количество должностей в армии и государственном аппарате. В основу «Табели» были положены аналогичные акты, уже существовавшие в западноевропейских странах (во Франции, Швеции и, особенно, в Дании и Пруссии). При разработке закона были также приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Собственноручно исправив черновой проект и подписав его, царь внес его на рассмотрение Сената, Военной и Адмиралтейской коллегий. Несмотря на то, что в коллегиях был сделан ряд замечаний о размещении чинов по рангам и окладах, введении в табель древних русских чинов и устранении пункта о штрафах за занятие в церкви места выше своего ранга, все эти замечания были оставлены без рассмотрения. Хотя при введении в действие «Табели о рангах» древние русские чины (бояре, окольничьи и пр.) не были упразднены, но пожалование этими чинами прекратилось.

Все вновь учрежденные должности были выстроены по табели в три ряда: воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов (классов): 6 обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника на гражданской службе); 5 штаб-офицерских (от майора до бригадира и от коллежского асессора до статского советника, соответственно); 3 генеральских (от генерал-майора до фельдмаршала и от действительного статского советника до действительного тайного советника). Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и для придворной службы.

Интересно, что закон никак не разъяснял само понятие «чин», в силу чего одни историки последний рассматривали лишь в системе чинопроизводства, другие - как ту или иную должность (петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности). Скорее всего, «Табель» включала и те, и другие понятия. Но постепенно должности из нее исключаются и в конце XVIII в. исчезают вовсе. Названия ряда гражданских должностей превратились в гражданские чины безотносительно к обязанностям их носителей. К примеру, названия чинов «коллежский секретарь», «коллежский асессор», «коллежский советник» и «статский советник» сначала означали должности секретаря коллегии, члена совета коллегии с совещательным и решающим голосом и президента «статской» коллегии. Чин надворного советника, означавшего председателя надворного суда, не исчез с отменой в 1726 г. надворных судов.

Несмотря на принцип бюрократической выслуги, комментарии к Табели предусматривали исключение из правил: князья императорской крови имели при всех случаях председательство над остальными князьями и «высокими служителями». Согласно «Табели», военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных. Только позднее они утратили право старшинства в 1 и 2 классах. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном - переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. - прапорщик) давал право на потомственное дворянство. Тогда как в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса (коллежский асессор).

Чин коллежского регистратора (14-й класс) давал право лишь на личное дворянство. В этом плане показателен относительно низкий ранг, который полагался президенту «статской» коллегии. Однако Петр под влиянием Остермана и из соображений дипломатического престижа приравнял к первому классу чин канцлера как главы дипломатического ведомства.

Что касается гвардейских полков, то здесь старшим чином был 4-й - полковник, а младшим (12-м) - фендрик. То есть чины в гвардии первоначально на два чина опережали армию. Помимо старшинства рангов, было старшинство среди обладателей одного ранга по времени пожалования в него.

Благодаря тому, что служба открывала доступ к дворянству широким слоям населения, изменился генеалогический состав сословия. Хотя потомственное дворянское звание распространялось только на детей, рожденных после получения отцом чина. В другом случае дворянин мог просить о пожаловании дворянства одному из рожденных до получения соответствующего чина детей.

Сложилось и уставное обращение соответственно классу: Ваше высокопревосходительство для 1 и 2 классов, Ваше превосходительство - для 3 и 4, Ваше высокородие - для 5, Ваше высокоблагородие - для 6-8, Ваше благородие - для 9-14 классов. Каждый должен иметь экипаж и ливрею, соответствующие чину. Замужние жены приравнивались по чинам своим мужьям, тогда как девицы считались на несколько рангов ниже отцов. За требование почестей и мест выше чина при публичных торжествах и официальных собраниях полагался штраф, равный двухмесячному жалованью штрафуемого. При этом треть поступала в пользу доносившего, а остальное - на содержание госпиталей. Публичное наказание на площади и пытки влекли за собою утрату чина, который мог быть возвращен только за особые заслуги, публично объявленными именным указом.

Для законодательства петровского времени было характерно стремление сформировать дворянское по составу чиновничество и закрыть доступ в высшие слои бюрократии выходцам из непривилегированных сословий. Именно этим задачам отвечали новые принципы организации гражданской службы, закрепленные в указах 1720-1722 гг. и, в том числе, в «Табели о рангах». Прежде всего, для дворян гражданская служба признавалась такой же обязательной, как и военная, что стало для них неприятной новостью. В 1722 г. дворяне были вызваны в столицу на смотр для комплектования штатов новых учреждений. За отказ от службы дворян лишали имений.

Для подготовки опытных чиновников при коллегиях и других учреждениях вводилась должность коллегии-юнкера. То есть дворяне должны были обязательно пройти все ступени гражданской службы, начиная с 14-го класса Табели. Как гласил «Генеральный регламент»: «… кроме сего пути, никто в высший градус и до министерского чина произведен быти не может». Тогда как низшее звено гражданской администрации (канцелярские должности) выводились за пределы класса дворянства. При исправно действовавшей системе подготовки чиновников из коллегии-юнкеров возможность получения дворянства канцелярскими служащими сводилась до минимума.

Но при неприятии приказной службы дворянами и постоянном недостатке приказных сословные ограничения на поступление в гражданскую службу не действовали уже при Петре I. В силу этого система организации гражданской службы, направленная на создание дворянской бюрократии, на практике оказалась малоэффективной, несмотря на все меры правительства, в том числе и принудительные. К примеру, в 1724 г. из дворянских детей, обучавшихся при Академии наук, были отобраны в коллегии 100 человек. Уже указ от 31 января 1724 г. «О непроизводстве в секретари тех, которые не дворяне» нарушал монополию дворян на секретарские должности, разрешив Сенату производить в секретари тех подьячих, «кто знатное дело покажет», награждая их при этом шляхетством. Однако это не стоит рассматривать как отступление императора от принципов реформы государственного управления. Данный указ можно расценивать как уступку недворянским слоям бюрократии для поощрения наиболее опытных и достойных ее представителей. Другое дело, что закон оказался миной замедленного действия, заложенной в основание гражданской службы.

Реформы государственного управления при Петре I обеспечили, вместо традиционной организации, создание в России бюрократических высших, центральных и местных органов на основе принципов рационализма, однообразия организационного устройства и делопроизводства. Политическая элита в России получила характерную для мобилизационного типа развития дихотомическую структуру - верховная власть и правящий класс. Формировался слой людей, постоянно находящийся на государственной службе, а также административная элита России, к которой можно отнести первые четыре («генеральские») класса и с некоторыми оговорками верхушку штаб-офицерских чинов 5 и 6 классов.

Впрочем, петровская «Табель о рангах» постоянно менялась в течение почти двух веков. Мы уже говорили, что чины, означавшие должности, получили самостоятельное значение почетных титулов. Для производства в некоторые чины для дворян установились сокращенные сроки. Были повышены чины, дававшие право потомственного дворянства. А в 1917 г. «Табель о рангах» была упразднена.

Табель о рангах всех чинов, Воинских, Статских и Придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однакож Воинские выше прочих,
хотя б и старее кто в том классе пожалован был.

Клас-сы. Воинские. Статские. При-дворные.
Сухо-путные. Гвардия. Артилле-
рийские.
Морские.
1. Генерал-Фельд-маршал. Генерал Адмирал Канцлер
2. Генералы от Кавалерии и Инфантерии, Штатгалтер. Генерал. Фельцейг-мейстер. Адмиралы прочих флагов. Действи-тельные Тайные Советники. Обер-Маршал.
3. Генерал-Лей-тенанты, Кавалеры Св. Андрея, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Лей-тенант. Вице-Адмиралы, Генерал-Кригс-Коммисар. Генерал-Прокурор. Обер-Шталмейстер.
4. Генералы-Майоры. Пол-ковник. Генерал-Майор, Генерал-Майор от фортифи-кации. Шаутбе-нахты, Обер-Цейг-мейстер. Президенты от Коллегиев и Штатс-Конторы. Тайные Советники. Обер-Прокурор. Обер-Гофмейстер, Обер-Камергер.
5. Бригадиры Оберштер-Кригс-Коммисар. Генерал-Провиант-Мейстер. Подпол-ковники. Пол-ковники от артил-лерии. Капитаны Командоры, Капитан над портом Кронш-лотским, Обер-Сарваер от строения корабель-ного, Интендант, Цейг-мейстер, Обер-Штер-Кригс-Коммисар. Герольд-Мейстер, Генерал Рекет-мейстер. Обер-Церемоний-мейстер. Обер-Вальд-мейстер или вышний надзира-тель лесов. Вице-Президенты от Коллегиев. Генерал-Полицей-мейстер. Директор от строениев. Генерал Почт-Директор. Архиатер. Гофмейстер. Обер-Гоф-Шталмейстер. Тайный Кабинет-Секретарь. Обер-Гофмейстер при Ея Величестве Императрице. Обер-Шенк.
6. Полковники Казначеи. Обер-Провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Генералы Адъютанты. Прокурор. Генералы Квартир-мейстеры-Лейтенанты. Майоры. Подпол-ковники от артил-лерии. Полков-ники Инженеры. Обер-Коммисар. Капитаны первого ранга. Капитаны под другими портами. Сарваер корабель-ный. Прокурор. Интендант партику-лярной верфи в Петербурге. Казначей. Обер-провиант-мейстер. Обер-Коммисар. Прокуроры в Коллегиях Статских. Президенты в Надворных Судах. Канцелярии Тайные Советники в Иностран-ной Коллегии. Обер-Секретарь Сената. Штатс-Коммисар. Обер-Рентмейстер в Резиденции. Советники в Коллегиях. Шталмейстер. Действитель-ные Камергеры. Гофмаршал. Обер-Егермейстер. Первый Лейб-Медикус.
7. Подпол-ковники, Генералы Аудиторы. Генерал. Провиант-мейстеры Лейтенанты. Генералы Ваген-мейстеры. Генералы Геваль-дигеры. Генералы Адъютанты при Генерале Фельд-маршале. Контролер. Капи-таны. Майоры. Подпол-ковники Инженеры Обер-Контролер. Капитаны второго ранга. Контролер. Вице-Президенты в Надворных Судах. Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной Коллегиев Обер-Секретари. Экзекутор при Сенате. Обер-Фискал Государ-ственный. Прокуроры при Надворных Судах. Церемоний-мейстер. Гоф-мейстер при Ее Величестве Императрице. Лейб-Медикус при Ее Величестве Императрице.
8. Майоры. Генералы Адъютанты при Генералах полных. Генералы Аудиторы Лейтенанты. Обер-Квар-термистр. Обер-Фискал. Цалмейстер. Капитан. Лейте-нанты. Майор. Инженер. Капитаны. Штал-мейстер. Обер-Цейг-вартер. Контролер. Капитаны третьего ранга, Корабель-ные мастеры Цалмейстер-Обер фискал. Унтер-Штатгалтер в Резиденции. Экономии-Галтер. Регирунгс-Раты в Губерниях. Обер-Директор над пошлинами и акцизами в Резиденции. Обер-Ландрихтер в Резиденции. Президент в Магистрате в Резиденции. Обер-Коммисары в Коллегиях. Ассесоры в Коллегиях. Обер-Провиант-мейстер в Резиденции. Обер-Секретари в прочих Коллегиях. Секретари в Сенате. Обер-Берг-мейстер. Обер-Вардейн. Обер-Минц-мейстер. Надворный Советник. Надзира-тель лесов. Воеводы. Титулярные Камергеры. Гоф Шталмейстер. Надворный Интендант.
9. Капитаны. Флигель-Адъютанты при Генерале-Фельд-маршале, и при Генералах полных. Адъютанты при Генералах Лейтенантах. Обер-Провиант-Мейстер. Генерал-Штаб-Квартер-мистр. Обер Аудиторы. Полевые Почт-мейстеры. Генералы Профосы. Лейте-нанты. Капитаны. Лейте-нанты. Капитаны Инженеры. Обер-Аудитор. Квартир-мейстер. Коммисары у пороховых и селитре-ных заводов. Капитаны. Лейте-нанты. Галерные мастера. Титулярный Советник. Воинских двух, Иностран-ной Коллегий Секретари. Обер-Рент-Мейстер в Губерниях. Полицей-мейстер в Резиденции. Бурго-мистры от Магистрата, в Резиденции быть непремен-ным. Ланд-рихтеры в Провинциях. Профессоры при Академиях. Докторы всяких Факуль-тетов, которые в службе обретаются. Архиварии при обоих Государ-ственных Архивах. Переводчик и Протоколист Сенатские. Казначей при монетном деле. Ассесоры в Надворных Судах в Резиденции. Директоры над пошлинами в портах. Надворный Егермейстер. Надворный Церемоний-мейстер.Обер Кухен-мейстер. Камер-Юнкеры.
10. Капитаны Лейтенанты. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты. Капитаны Лейте-нанты Инженер-ские. Аудитор. Цейг-вартеры. Обер-Ваген-мейстер. Капитан над мастеро-выми людьми. Лейте-нанты. Секретари прочих Коллегий. Бурго-мистры от Магистрата в Губерниях. Перевод-чики Воинской, Адмирал-тейской, Иностран-ной. Прото-колисты тех же Коллегий. Обер-Экономии Коммисары в Губерниях. Обер-Коммисары в Губерниях. Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Обер-Цегентнер. Берг-Мейстер. Обер Берг-Пробиер.
11. Секретари корабел-ные.
12. Лейтенанты. Фендри-ки. Унтер-Лейте-нанты. Лейте-нанты Инженер-ские. Фурлейт-ские Поручики. Ваген-мейстеры. Унтер Лейте-нанты. Шхипоры первого ранга. Секретари в Надворных Судах и Канцеля-риях и Губерниях. Камерир при Коллегиях. Ратманы в Резиденции. Минц-мейстер. Форшт-мейстер. Гитен-фервалтер. Марк-шейдер. Гоф-Юнкеры. Надворный Лекарь.
13. Унтер-Лейтенанты. Флигель Адъютанты при Генералах-Майорах. Штык-юнкеры. Унтер-Лейте-нанты Инженер-ские. Секретари в провинциях. Механикус. Почт-мейстеры в Санкт-Петербурге и в Риге. Коллеж-ские: Перевод-чики, Протоко-листы. Сентаские: Актуариус, Регистратор.
14. Фендрики. Флигель-Адъютанты при Генералах Лейтенантах и у Бригадиров Штаб Фуриеры. Инженер-ские Фендрики. Коммисары корабель-ные. Шхипоры второго ранга. Констапели. Коммисары при Коллегиях. Фискалы при Надворных Судах и Губерниях. Камериры в Провинциях. Земские Коммисары. Ассесоры в Провинци-альских Судах. Архивариус, Актуариус. Регистратор и Бухгалтеры при Коллегиях. Земские Рент-мейстеры. Почт-мейстеры, в Москве и в прочих знатных городах, где Губерна-торы. Коллегии Юнкеры. Надворный Уставщик, Гофмейстер пажев. Гоф Секретарь. Надворный Библиоте-карь. Антиквариус. Надворный Камерир. Надворный Аудитор. Надворный Квартир-мейстер. Надворный Аптекарь. Шлос. Фохт. Надворный Цейгмейстер Кабинет Куриеры. Мундшенк. Кухен-мейстер. Келлер-мейстер. Экзерциций-мейстер. Надворный-барбир.

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от Нашей крови происходят, и те, которые c Нашими Принцессами сочетаны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми Князьями и высокими служители Российского Государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чине, на море командовать морскому над сухопутным, а на земли сухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу, 2 месяца жалованья; а ежели кто без жалованья служит: то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного ранга, и действительно жалованье получают; из штрафных денег имеет объявитель того, третью долю получать, а достальныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого ранга не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрые друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе Божией при Дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях; равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего ранга место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать; вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто ранга себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, Мы, каждому по состоянию его заслуг, охотно жаловать будем.

6. Без патента абшид никому не дает ранга, разве оной абшид за Нашею рукою дан будет.

7. Все замужния жены поступают в рангах, по чинам мужей их, и когда они тому противно поступят: то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям Российскаго Государства Князей, Графов, Баронов, знатнейшаго Дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя Мы позволяем для знатной их породы, или их отцов, знатных чинов в публичной асамблеи, где Двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однакож Мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они Нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат.

9. Насопротив того имеют все девицы, которых отцы в 1 ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5 ранге обретаются, а именно, ниже Генерал-Майора, а выше Бригадира; и девицы, которых отцы во 2 ранге, над женами, которые в 6 ранге, то есть ниже Бригадира, а выше Полковника; а девицы, которых отцы в 3 ранге, над женами 7 ранга, то есть ниже Полковника, а выше Подполковника, и проч против того, как следуют ранги.

10. Дамы и Девицы, при Дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Обер-Гофмейстерина у Ея Величества Государыни Императрицы, имеет ранг над всеми Дамами.

Действительныя Статс-Дамы у Ея Величества Государыни Императрицы, следуют за женами Действительных Тайных Советников.

Действителныя Камер-Девицы, имеют ранг с женами Президентов от Коллегий.

Гоф-Дамы, с женами Бригадиров.

Гоф-Девицы, с женами Полковников.

Гофмейстерина и Наших Цесаревен, с Действительными Статс-Дамами, которыя при Ея Величестве Императрице.

Камер-Девицы при Государынях Цесаревнах, следуют за Гоф-Дамами при Ея Величестве Государыне Императрице.

Гоф-Девицы Государынь Цесаревен следуют за Гоф-Девицами при Ея Величестве Государыне Императрице.

11. Все служители Российские или чужестранные, которые 8 первых рангов находятся, или действительно были: имеют оных законныя дети и потомки в вечныя времена, лучшему старшему Дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от Коронованных Глав никогда в Дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из Наших высоких и нижних служителей, два чина и более действительно имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действительно управляет: то имеет он при всяких случаях, ранг вышняго его чина. Но когда он в нижнем чине свое дело отправляет: то не может он тогда на том месте, своего вышняго ранга или титла иметь, но по оному чину, которой он действительно отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто, или зело мало, чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из Дворян; а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбительно воинским людям, которые во многия лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят, без заслуги, себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сената, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет, нынешней ради нужды, с котораго времени давать имена их Обер-Фискалу, дабы могли Фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятся: того ради надлежит ныне иметь в Статских Коллегиях по 6 или по 7 человек Коллегии Юнкеров, или меньше; а ежели более надобно, то с доклада.

14. Надлежит Дворянских детей в Коллегиях производить снизу. А именно: перво в Коллегии Юнкеры, ежели ученые, и освидетельствованы от Коллегии, и в Сенате представлены, и патенты получили; а которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты: тех перво в Титулярные Коллегии Юнкеры писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действительнаго Коллегии Юнкерства.

Годы. Месяцы.
Против Капрала 1
— — Сержанта 1
— — Фендрика 1 6
— — Поручика 2
— — Капитана 2
— — Майора 2
— — Подполковника 2
— — Полковников 3 6

Капральские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучилися подлинно, что Коллежским правлениям надлежит. А именно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империи и экономии, в чем надлежит их свидетельствовать.

Которые обучаются вышеписанным наукам, тех из Коллегии посылать в чужие краи по нескольку, для практики той науки.

А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производиться ранги выше, как то чинится и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу, но сие чинить в Сенате только, и то с подписанием Нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из Дворян; то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне.

16. И понеже никому кроме Нас, и других Коронованных Глав принадлежит, кого в Дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насопротив того многократно оказалось, что некоторые себя Дворянами сами называют, а подлинно не суть Дворяне, иные же своевольно герб приняли, котораго предки их не имели, ниже от предков Наших, или от иностранных Коронованных Глав им дан, и при том смелость приемлют, иногда такой герб изобрать, которой владеющие Государи и иные знатнейшые фамилии действительно имеют; того ради Мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того воспоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили Мы Герольдмейстера; и тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет Дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков Наших или Нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года; а потом требовать, дабы подлинно доказал, и ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить Нам.

Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливаться, и буде из таковых явятся подлинно заслуженные, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять Нам же. А которые дослужились до Обер-офицерства, Русской или иноземец, как из Дворянства, так и не из Дворянства: тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не меньше ста лет: и таким гербы давать же. В Нашей же службе обретающиеся чужестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетельствами от правительства их отечества, свое Дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а именно: Президенты и Вице-Президенты в Надворных Судах, Обер-Ландрихтеры в Резиденции, Президент в Магистрате в Резиденции, Обер-Коммисары в Коллегиях, Воеводы, Обер-Рентмейстеры, и Ландрихтеры в Губерниях и в Провинциях, Казначеи при Монетном деле, Директоры над пошлинами в портах, Обер-экономии Коммисары в Губерниях, Обер-Коммисары в Губерниях, Ассесоры в Надворных Судах в Губерниях, Камериры при Коллегиях, Ратманы в Резиденции, Почт-Мейстеры, Коммисары при Коллегиях, Камериры в Провинциях, Земские Коммисары, Ассесоры в Провинциальных Судах, Земские Рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя только обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от Нас за какия выслуги паки за собственною Нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены; и о том публично объявлено будет.

Толкование о пытанных.

В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать Нашу грамоту со обстоятельством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на сопротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем Мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и ливерею имел, как чин и характер его требует. По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегаться.

Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII века. М., 1997.

Волков С.В. Система офицерских чинов в русской армии // Волков С. В. Русский офицерский корпус. М.: Военное издательство, 1993. С. 38-49.

Павленко Н.И. Петр Великий. М.: Мысль, 1990. 591 с.

Писарькова Л.Ф. От Петра I до Николая I: политика правительства в области формирования бюрократии // Отечественная история. 1996. № 4. С. 29-43.

Шепелев Л.В. Чиновный мир России: XVIII - начало XX вв. СПб.: Искусство-СПб., 1999. 479 с.

Назовите основные чины согласно Табели о рангах?

Предусматривала ли Табель исключения из принципа выслуги?

Зачем был введен институт камер-юнкеров?

В связи с каким событиями была упразднена Табель о рангах?

В чем были различия при получении потомственного и личного дворянства при Петре I?