План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Звуковая культура речи.


Цель. Выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.

Ход занятия

Педагог просит детей объяснить, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (фишки (мелкие предметы), картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми слов, конструированием предложений.

Затем читает «Считалочку» А. Шабунина:


Шли
Бараны
По дороге,
Промочили
В луже
Ноги.
Раз,
Два,
Три,
Четыре,
Пять.
Стали
Ноги
Вытирать.
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.

Педагог объясняет детям задание: «Послушайте забавную считалку еще раз. Будьте внимательны. Сосчитайте слова со звуком ц и поднимите нужную карточку… (Два слова.) Сейчас я повторю считалку, а вы сосчитайте слова со звуком ч и поднимите соответствующую карточку. (Три слова.)

А теперь очень сложное задание. Сосчитайте слова со звуком р . (Десять слов.) То, что вы ошиблись, не беда. А вот то, что вы работаете несамостоятельно, плохо.

Теперь новое задание. Быстро нарисуйте решетку из трех ячеек. Отметьте фишкой (фишками), где в слове сундучок (или сучок ) слышится звук ч ; в словеплащ – звук щ , в слове жужелица – звук ж .

Покажите (можно на пальцах), сколько звуков вы слышите, когда я произношука- . Как вы думаете, это слово или часть слова? Попробуем вспомнить слова, начинающиеся на ка- : каша, камыш, канарейка- . Вы вспомнили, да и то с моей подсказкой, лишь несколько слов, начинающихся на ка-. В действительности в русском языке таких слов очень много. Давайте откроем словарь: кабан, каблук, кавалер, камень, калитка, кадет, кактус, казус .

Все ли слова вы знаете? А кто такой кадет? А кавалер? Что такое казус?»

Затем воспитатель уточняет, какое сейчас время года и какой месяц.

«Сентябрь – первый месяц осени. Как вы думаете, слово или предложение я сейчас произнесла? В предложении чаще всего несколько слов. В этом предложении их..? (Четыре.) Назовите слова в том порядке, в котором они стоят в предложении».

Завершая занятие, педагог выясняет у детей, чему они сегодня научились.

«А еще, – добавляет воспитатель, – мы тренировали внимание».

Занятие 4. Лексико-грамматические упражнения

Цель. Активизировать словарь детей. Помогать дошкольникам точно характеризовать предмет, правильно строить предложения.

Ход занятия

Воспитатель говорит детям, что сегодня он будет выяснять, насколько успешно будущие школьники овладевают родным языком и насколько богат их словарь. Затем дает детям задание: «Какими словами можно ответить на вопрос „кто это“? (Иногда детям необходима подсказка, например, название какого-либо животного.) А на вопрос „что это“?



Вспомните слова, отвечающие на вопросы: „Какой?“ (Синий.) , „Какая?“(Сладкая.) , „Какое?“ (Холодное.)

Перечислите, что может делать человек. Вспомните повадки животных».

«А кому и для чего нужны остальные сумки?» – уточняет воспитатель.

Предлагая рассмотреть картинку с изображением головных уборов (из того же пособия), педагог спрашивает: «Кто в какой шапочке отправится в школу? А кому и в каких случаях потребуется шляпа (платочек в горошек)?»

Занятие 5. Для чего нужны стихи?

Цель. Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.

Ход занятия

Педагог показывает детям сборники стихов: одного автора и разных авторов, обычные и подарочные издания. Поясняет, что во всех этих книгах напечатаны стихи: о любви, природе, человеческих радостях и огорчениях, стихи серьезные и шуточные. Затем предлагает обсудить ряд вопросов:

– Зачем люди пишут стихи?

– Как вы узнаете стихотворение на слух? (В стихотворении строчки рифмованные, очень ритмичные. Лишнее или не очень точное по смыслу слово может нарушить эту ритмичность.) Вспомните, как сочинял стихи Незнайка, как он мучился и потом отказался быть поэтом.

– Все ли могут писать по-настоящему хорошие стихи? Вот такие, например:


Зимнее утро
(отрывок)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин

– Слушать стихи, конечно, приятно, а вот стоит ли их учить наизусть?



Выслушав рассуждения детей, воспитатель обобщает: «Чем больше хороших стихотворений вы услышите и запомните в детстве, тем богаче, ярче и выразительнее будет ваша речь. Окружающим всегда приятна беседа с доброжелательным культурным человеком. А культурный человек – это человек с хорошими манерами и богатой, образной речью.

В средней и старшей группах мы учили очень хорошие стихотворения. Давайте вспомним их».

Педагог читает первые строчки из русских народных песенок: «Тень-тень-потетень», «Дед хотел уху сварить»; из стихотворений Ю. Кушака «Олененок», А. Барто «Я знаю, что надо придумать», И. Сурикова «Детство», В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная», И. Белоусова «Осень».

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей группе "Звуки [с], [ш]"

Программное содержание:

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речи

Задачи:

  1. Учить детей отчетливо произносить звуки [с], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.
  2. Упражнять детей в придумывании слов с определенным звуком.
  3. Закреплять умение изменять темп речи и силу голоса, совершенствовать речевое дыхание и дикцию.
  4. Воспитывать внимание, активность.

Оборудование: индивидуальные зеркала для каждого ребенка, фишки, фланелеграф, рамка с тремя окошками, три зеленых квадратика, картинки, две куклы - Света и Шура, игрушки.

Ход занятия:

1 . Артикуляционная гимнастика с зеркалом. Упражнения: «Солнышко», «Почистим зубки», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Бублик», «Часики».

2 . Произношение звуков «с» и «ш» хором. Задание: на звук «с» поднять руки вверх, на звук «ш» поднять руки вверх и помахать ими. Слова: ослик, шарик, шершавый, семечки. Мальчики выполняют движения, а девочки контролируют, затем наоборот. Слова: шило, сани, шум, кисель.

3. Стихотворение:

Пёс шагал по переулку.

Он жевал большую булку.

Подошел щеночек,

Попросил кусочек.

Повторить с детьми стихотворение два раза. Стихотворение зачитывается еще раз.

Задание: назвать слова со звуком «с» (пёс, попросил, кусочек). Тоже самое-со звуком «ш» (шагал, большую, подошел). За правильный ответ дети получают фишки.

4. Придумать слова со звуком «с», затем «ш». За правильное выполнение даются фишки.

5. Фланелеграф, рамка с тремя окошками, три зеленых квадратика, картинка «пёс».

Воспитатель: - Ребята, этот пёс и шел по переулку. Слово пёс. Где находится звук «с»? В конце слова, значит, квадратик ставим в третье окошко.

Пёс спешил. Где находится звук «с» в слове «спешил»? В начале слова. Ставим квадратик в первое окошко.

А маленький щеночек попросил у него кусочек. Где теперь слышится звук «с»? В середине слова, квадратик ставим во второе окошко.

Воспитатель: - Понятно, почему я перемещаю квадратик в то или иное окошко?

Воспитатель :- Теперь посмотрите на картинку! Я поставлю ее на фланелеграф. Что это? Определите позицию звука «с» в данном слове и самостоятельно поместите квадратик в окошечко.

За правильный ответ – фишка (Слова: скала; кастрюля; глобус).

6. Физминутка «Мишка косолапый» (дети выполняют движения).

7.. Воспитатель: -Дети, к нам на занятие пришли куклы Света и Шура. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Света любит игрушки, в названии которых есть звук «С», а Шура – со звуком «Ш». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушку, объясняют, кому они хотят ее подарить и почему)

Воспитатель : Молодцы, ребята, порадовали Свету и Шуру. За правильный ответ – фишка.

8. Назвать имена детей нашей группы, в которых есть звук «с»:

Дети:- Соня, Саша, Настя, Денис, Борис, Костя;

Воспитатель : Со звуком «ш»:

Дети: - Саша, Даша, Паша, Антоша.

9. Чистоговорки:

Са-са-са…в лесу живет лиса.

Ся-ся-ся…ловит Костя карася.

Ша-ша-ша…любит мама малыша.

Шу-шу-шу…повар варит нам лапшу.

10. Скороговорка: «Саше дали кашу, а Глаше просто квашу».

Произносится в разном темпе и с разной силой голоса. Хором и индивидуально (Например, девочки - громко и быстро, а мальчики - шепотом и медленно.)

11. Итоги занятия.

Давайте вспомним, какие звуки мы учились отчётливо произносить?

Назовите слова со звуком ш? Со звуком с?

Какое у вас настроение? (хорошее)

А хорошее настроение всегда бывает у тех, кто отлично поработал.

Подсчет фишек и выявление победителей.


МАОУ «Пянтежская ООШ»

структурное подразделение «Пянтежский детский сад».

Конспект урока на тему «Звуковая культура речи. Отработка произношения звука «Р»

Воспитатель ДОУ

Черепанова Татьяна Владимировна.

2014- 2015 учебный год.

Конспект занятия по развитию речи в разновозрастной группе (4-7 лет). «Привет из Простоквашино»

Тема: Звуковая культура речи. Отработка произношения звука «Р»

Цель: Упражнять детей 6-7 лет в отчетливом произношении звука «р»; изолированного и в словах; упражнять детей 4-5 лет в различении звука «р» в отдельных словах и фразовой речи. Закрепить понимание обобщенных понятий «посуда»; умение образовывать глаголы от звукоподражательных слов «кря-кря - крякает» и т.п. Активизировать речь детей.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение выслушивать ответы сверстника.

Демонстрационный материал: посылка, картинки с изображением посуды, животных, игрушка пирамидка, книги Э.Н. Успенского «Зима в Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор идет в школу». Презентация «Привет из Простоквашино».

Приемы: словесные, наглядные.

Ход занятия:

Стук в дверь. Входит почтальон Печкин.

Здравствуйте, ребята! Это Пянтежский детский сад? Значит, я не опоздал. Это я, почтальон Печкин принес вам посылку и телеграмму из деревни Простоквашино. Как вы думаете от кого? (ответы детей).

Воспитатель: Вот спасибо, Печкин, интересно, что они нам послали.

Почтальон Печкин: Вот здесь распишитесь и посылка ваша, а мне пора идти.

Воспитатель и дети: Спасибо, Печкин, заходи в гости, мы тебя чаем угостим.

Воспитатель читает телеграмму. «Посылку вскрыть можно только, когда отгадаете загадку про время года. Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? » (Дети отвечают весна). Открываем посылку и читаем письмо.

    Здравствуйте, ребята!

Пишут вам дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин и галчонок.

Слайды № 2- № 9.

1.Задание дяди Федора для самых маленьких. «Кто как поет?»

Как рычит собака? Р-р-р.

А ворона может рычать? А как кричит ворона? Кар-кар. Что она делает? (Каркает)

Ворона каркает, а воробей? (чирикает). Как чирикает воробей? (чик-чирик) Показывает картинку.

Индивидуальная работа. Назови кто это? Как он кричит? (поросенок, петушок, утка, собака, ежик, лошадь, тигр).

Слайды № 10- 12

2.3адание Галчонка «Доскажи словечко»

В реке большая драка,

Поссорились два.. (рака )

Где обедал воробей,

В зоопарке у.. (зверей).

Ра-ра-ра - начинается игра

ры-ры-ры - у мальчиков шары

Ро-ро-ро- у нас новое ведро

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру

Ре-ре-ре- стоит домик на горе

Ри-ри-ри - на ветках снегири

Ор-ор-ор- созрел красный помидор

С галчонком поиграли, а сейчас давайте отдохнем.

Физминутка

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны кар-кар-кар

Целый день они скакали,

Спать ребятам не давали кар-кар-кар.

Только к ночи умолкали

И тихонько засыпали.

Воспитатель: Воронята средней группы тихонько улетают играть.

Слайды № 13-14

3 Задание Шарика.

Рассматриваем картинки. Назовите, одним словом. Что это? (посуда)

Выберите посуду, в названии которой, есть звук «Р». (сковородка, кастрюля, кружка, поварешка, сахарница, сухарница).

Слайды № 15-18

4.3адание Матроскина.

    Назовите слова со звуком «р» в моем стихотворении, а за правильный ответ получите фишку.

У Егора огород,

Там есть редька и горох,

Рядом огород Федоры –

Там на грядке помидоры.

Ну, теперь проверим, как вы научились, произносит звук «р»

    Кто быстро без ошибок повторит скороговорку.

«Роет землю старый крот , разоряет огород ».

    Если вы все задания выполнили, то поздравляем, молодцы.

    Воспитатель вместе с детьми открывает посылку и читает записку.

    Слайд № 19

«Молодцы, все задания выполнили, надеемся, теперь вы быстро научитесь правильно произносить звук «р». В подарок высылаем книги Э.Н. Успенского, чтоб вы нас не забывали, а для самых маленьких игрушки (пирамидка, ракета, конструктор). До скорой встречи на страницах книг и мультфильмов».

Воспитатель: Ну вот, ребята, какая интересная посылка пришла нам из Простоквашино. Трудные были задания? Какие задания вам понравились? Вызвали затруднения?

Давайте рассмотрим книги о наших героях из Простоквашино.

Источники.

1 .В.В.Волина Занимательное Азбуковедение.

2. В.В.Гербова Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя».

4 Журнал Дошкольное воспитание, 1990, №1.

5. ://900 igr. net/ kartinki/ geometrija/ Nagljadnaja- geometrija/ Nagljadnaja- geometrija. html - 19 слайд.

6. :// m. babyblog. ru/ user/ lenta/ ellada16/28 – галчонок.

7. :// ememdem. net/ tag/% D0% BF% D1%80% D0% BE% D1%81% D1%82% D0% BE% D0% BA% D0% B2% D0% B0% D1%88% D0% B8% D0% BD% D0% BE/ - 3 слайд

8. http :// sportsklad . ru . com / prostokvashino . html - 2 слайд.

Тема: «Звуковая культура речи. Звук «Ц»

Упражнять детей в произнесении звука «ц» (изолированного, в слогах, в словах)

Совершенствовать интонационную выразительность речи

Учить различать слова со звуком «ц».

Развитие фонематического слуха, творческого воображения, мелкой моторики пальцев рук

Ход занятия.

К нам в гости пришёл наш друг Гном и просит его научить правильно произносить звук «ц». Поможем?

Воспитатель предлагает обратиться к волшебным зеркалам и сделать артикуляционную гимнастику.

Комплекс артикуляционной гимнастики

«Улыбка»

Удерживать сильно растянутые губы в улыбке Зубы сомкнуты и не видны.

«Птенчик»

«Лопаточка»

Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

«Заборчик»

Улыбнуться (зубы сомкнуты и не видны).Удерживать губы в таком положении.

«Наказать непослушный язычок»

Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить «пя –пя -пя…».

«Трубочка»

Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «трубочку». Можно придерживать «трубочку» из языка губами.

«Часики»

Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта.

А сейчас послушайте загадку:

Два конца, два кольца,

А посередине гвоздик.

Воспитатель хвалит детей и, слегка интонируя слова, произносит: солнце, ножницы, цапля, кольца.

Какой звук я выделила? Звук «ц» правильно. Его тоже надо научиться правильно и чётко произносить. Наш Гномик уже просится с ним поиграть. Присоединяйтесь.

Воспитатель просит кратко и громко несколько раз произнести звук «ц» (ц-ц-ц-ц-ц) – губы в улыбочке, кончик языка упирается в нижние зубы.

Вспомните, какая птичка поёт эту песенку. Конечно, синичка. Сделайте из пальчиков клювики и пусть ваши синички поговорят друг с другом. (Дети выполняют упражнение).

Гимнастика для глаз.

Наша волшебная синичка «полетает», а мы последим за ней глазками. Покажите Гномику, как мы тренируем глазки

Полетела вверх синичка, покружилась, покружилась и на землю опустилась.

Походила вправо, влево, на окошко полетела.

Далеко улетела (всматриваются вдаль) вновь на форточку присела.

Ей ресничками маши и в дорогу проводи.

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки животных и разучить звукоподражания.

Белочка - цик- цик

Лошадка – цок-цок

Бабушка цыплят созывает – цып-цып

Кошка мышку ловит – цап-цап.

Воспитатель предлагает детям объединиться в круг. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются»

С одновременным проговариванием слогов ца, цо, цу, цы. Сначала правой рукой, затем левой затем одновременно двумя руками.

Игра «Разговорчивые человечки»

Стоя в круге парами (обращаясь, друг к другу) проговорить за воспитателем комбинации слогов в различных интонациях, сопровождая произвольными движениями:

Са-ца; сы-цы; со - цо; сэ – цэ; су-цу

Воспитатель предлагает так же проговорить чистоговорку, сопровождая танцевальными движениями :

ЦА –ЦА-ЦА – вот идёт овца.

ЦУ –ЦУ –ЦУ –накормлю овцу.

ЦЫ –ЦЫ –ЦЫ – несу сено для овцы.

ЦЕ –ЦЕ –ЦЕ –сена дам овце.

Дети садятся за столы. Предлагается игра «Лабиринт»

(на картинках дети видят изображения предметов со звуком «ц» ,им предлагается подобрать как можно больше слов к первой картинке, например:»Птица какая - птица красивая, птица маленькая …

К следующей картинке двигаться по направлению стрелки.

Таблица (птица – солнце –яйцо-цыплёнок и т. д.)

А сейчас посмотрите на картинки на ваших столах и послушайте задание:

«Назовите предметы, нарисованные на картинке и обведите те из них, в которых слышится звук «ц»

Один ребёнок проговаривает ход выполнения у доски-остальные дети выполняют задание на своих местах.

Все славно поработали и заслуживают весёлого отдыха.

Дети поют и танцуют с Гномом «Танец червяков» (диск -Е. Железнова)

В вечернее время детям предлагаются раскраски с изображением зайца и цапли.

Родители получают домашнее задание: разучить с детьми загадку:

«На шесте - дворец, во дворе – певец. Кто это» - скворец

Литература и, использованная для составления конспекта:

О. Новиковская – «100 упражнений для развития речи

В. Гербова – «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»

Рабочая тетрадь «Уроки грамоты для малышей» (Школа семи Гномов)

Л. Комарова «Автоматизация звука «Ц» в игровых упражнениях.

Е. Железнова - «Логоритмика»

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

Формирование звуковой культуры речи у детей средней группы

Шарик Шурик

Выполнила: студентка 543 группы

3 курс заочного отделения

Солоницина Ксения Леонидовна

Проверила: воспитатель

средней группы

Емельянова Светлана Анатольевна

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.