Примерный график 2 месячного ребенка. Режим ребенка от двух до трех лет


Вашему малышу 2 года. Он умеет бегать и прыгать, ударять ногой по мячу, строить башни из кубиков, вырезать ножницами, даже ходить задом наперед. Вам хочется быть самой лучшей мамой и сделать для него больше, например создать идеальное меню.

Режим дня 2-летнего непоседы меняется.

  • Вы встаете в 7.30 и делаете зарядку вместе с малышом.
  • В 7.45 наперегонки мчитесь в ванную.
  • В 8 часов на столе готовый завтрак.
  • С 8.30 до 11.30 вы играете или гуляете.
  • В 12 часов наступает время обеда.
  • С 12.30 до 15.30 малыш спит.
  • В 15.45 вы занимаетесь закаливанием.
  • В 16 часов – легкий перекус (полдник).
  • С 16.30 до 19.00 вы снова гуляете и играете.
  • 19.30 – время ужина.
  • В 20.30 – вечернее купание.
  • В 21.00 малыш ложится спать.

Но это идеальный распорядок на день. У вас нет няни и повара? Бабушка работает или живет далеко? И в магазин за продуктами вы ходите сами? В эти 30 минут между занятиями и прогулкой с ребенком вы должны столько всего втиснуть!

К двум годам дети могут питаться с «общего стола». У двухлетнего карапуза, как правило, уже имеется 20 зубов, которые способны пережевывать маленькие кусочки пищи. И протирать еду, как прежде, не нужно.

Какой «общий стол» в вашей семье? Действительно ли он соответствует всем требованиям? Чтобы упростить себе жизнь, желательно всех членов семьи перевести на правильное питание – полезное и сбалансированное. Подобрать подходящие блюда совсем не сложно. А в выигрыше останутся все.

  1. Продукты варим, запекаем, тушим, но не жарим.
  2. Максимальное количество овощей и фруктов.
  3. Каши из доступных и любимых круп каждый день.
  4. Только свежеприготовленная еда.
  5. Стараемся не смешивать белки и углеводы.
  6. Пьем много чистой воды.

Стратегическое планирование

Желательно всей семьей составить план питания на неделю с рецептами. Вы получите больше бонусов, если дети подскажут вам, что хотят видеть в своей тарелке. Вместе пишите список покупок на неделю и вместе отправляйтесь в магазин. Не поддавайтесь искушению купить чипсы, сладкие напитки, копченую колбасу. Составленный совместно план питания поможет оптимизировать покупки, приучит детей не покупать фаст-фуд. При этом вы ничего не забудете и, возможно, даже сэкономите на излишествах.

Что включить в список?

Питание малыша приоритетно в семье, поэтому ориентироваться следует на рекомендации для 2-летнего:

  • четырехразовое питание детей в течение дня;
  • горячие блюда в любой прием пищи;
  • завтрак и ужин составляют 20-25% от суточной нормы, обед – 40%, полдник – 10%;
  • в день 2-х летнему малышу нужно 1200-1400 г еды или 1000-1400 ккал: 1,5 стакана овощей, 1 стакан фруктов, 2 стакана молочных продуктов, 50 г белковой пищи, 110 г зерновых, 4 ч. л. любого масла;
  • оптимальное соотношение жиров, белков и углеводов для детей 1:1:4;
  • меню детей должно быть разнообразным, рецепты – интересными;
  • если ребенок ест «как воробышек», увеличиваем калорийность блюд, или кормим часто, но понемногу на протяжении дня.

Примерное меню на день

  1. На завтрак планируем несложное блюдо: или кашу. Быстро готовится овсянка, если ее просто залить кипятком, накрыть полотенцем, дать настояться несколько минут и добавить кусочек масла. Гречневая и пшенная каши – тоже хорошее решение.
  2. На обед – простой овощной суп или борщ. Для детей его лучше сварить на воде или разбавленном бульоне. Вкусны и питательны супы-пюре. Набор овощей в них может быть разным: кабачок, тыква, картошка, капуста белокочанная, брокколи, морковь. Отварное мясо, тушеная или запеченная рыба, овощи, салат – тоже вписываются в концепцию здорового питания. Если в меню есть макароны, старайтесь обойтись без мяса и рыбы. Десерт и напитки – на выбор.
  3. Для детского полдника подходят фрукты, кисель с кусочком цельнозернового хлеба, кефир или .
  4. Ужин сделайте легким: запеканка, ленивые вареники, сырники на пару, овощное рагу, отварное мясо или кусочек паровой рыбы (два последних пункта меню уместны, если в течение дня норма белковых продуктов не была исчерпана).

Перед сном некоторые 2-летние дети привыкли пить молоко. Современные исследования предупреждают, что питание коровьим молоком в возрасте до 3 лет может вызвать дефицит кальция в организме и спровоцировать увеличение нервной возбудимости. Поэтому лучше исключить его из рациона.

Замените молоко молочной смесью, а правильнее – водой, постепенно уменьшая количество. Наступит момент, когда малыш привыкнет засыпать без бутылочки.

Забудьте про сосиски, бутерброды, хлопья, залитые молоком или йогуртом, и попытайтесь приучить себя готовить быстрые, вкусные и полезные завтраки для всей семьи.

Рецепты завтраков

  • В готовую овсянку добавьте порезанный кусочками банан и немного масла. Так намного вкуснее!
  • На дно сковороды выложите слоем кусочки сыра. Сверху добавьте . Смешайте яйца с водой и залейте сыр и помидоры. Поместите сковороду на 5 минут в духовку. Питательный омлет готов!
  • Для сырников потребуются: пачка творога, два яйца, соль и полстакана муки. Перемешайте, постепенно всыпая муку. Сформируйте сырники, уложите на сковороду и отправьте в духовку на 5-7 минут. Еще полезнее приготовить это блюдо на пару. На стол поставьте теплые сырники и сметану, взбитую с ягодами.
  • Омлет из нескольких яиц заверните в лаваш, добавив любимые овощи.

Вкусные идеи

Мы привыкли, что на обед всегда должен быть суп, а затем – второе. И еще компот. Вам не надоело готовить их по семь раз в неделю? Давайте пофантазируем и пригласим малыша на обед к графу.

Благородные бутерброды

  1. Нарежьте примерно стакан овощей палочками.
  2. В отдельную красивую тарелочку положите приготовленную на пару хрустящую капусту брокколи (выберите самое красивое соцветие).
  3. 30 г отварного мяса индейки, курицы или говядины нарежьте тоненькими пластинами и сделайте бутерброды на тончайших ломтиках хлеба.

Сервируйте стол, как на праздник, а потом расскажите историю о таинственном графе, который поделился с вами своими лучшими рецептами.

Салаты в формочках

  1. Можно подготовленные к обеду продукты разложить в разноцветные формы для выпечки или формочки для приготовления льда.
  2. Позвольте 2-летнему малышу неострым ножом порезать салатные листья, капусту или шпинат, вареную морковь, грушу или яблоко, мякоть авокадо.
  3. В каждую формочку или ячейку лотка положите разноцветные овощи, кусочки мяса, веточки зелени.

Привлекая детей к приготовлению блюд, вы прививаете навыки правильного питания и учите сервировать обеденный стол. К тому же всем известно, что нет вкуснее блюд, чем приготовленных своими руками.

Молодые родители чувствуют груз ответственности за каждое кормление: что, сколько и в какое время съел ребенок. А если любимое чадо не сумело скушать все? Не драматизируйте. Ослабьте давление на малыша. Нельзя кормить насильно: он вправе решать сам. Вы наготовили вкусные и полезные блюда из свежих продуктов. Просто насладитесь едой вместе.

Вечернее меню

Вечернее меню ребенка в 2 года может включать:

  • , если на обед не было мясных блюд;
  • нежирное мясо, если малыш его очень любит и не ел днем;
  • овощи, которые можно давать на протяжении всего дня;
  • фрукты – сырые и запеченные;
  • кисломолочные продукты;
  • каши;
  • запеканки;
  • яйца как самостоятельную еду или в составе легких блюд.

Время для приготовления ужина можно сократить, освоив простые рецепты.

Избранные рецепты

Запеканка из цветной капусты

  1. Разогрейте духовку.
  2. Разберите кочан на соцветья и разложите в формочки.
  3. Сверху положите нарезанные дольками помидоры, присыпьте натертым сыром.
  4. Запекайте минут 25 при 130 градусах.

На ужин отлично подойдут блюда, запеченные в духовке (в фольге, в горшочках, в рукаве для запекания). Это не слишком хлопотно и не отнимет много времени.

Курица в горшочке

  1. Не забудьте включить духовку.
  2. Филе нарежьте кусочками такого размера, чтобы двухлетнему малышу было легко их пережевывать.
  3. Уложите курицу на дно горшочка, добавьте овощи по вкусу, посыпьте сыром, поставьте в духовку и займитесь ребенком.
  4. Через час пригласите семью за стол.

Еще в горшочках хорошо получаются супы и каши.

Макароны с брокколи

  1. Небольшой кочан брокколи разделите на соцветия, опустите их в кипящую воду на 5 минут.
  2. Для ребенка 2 лет отварную капусту желательно дополнительно измельчить.
  3. Выложите брокколи на разогретую сковородку, добавив масла и немного оставшегося от варки овощного бульона.
  4. Отварите макароны и перемешайте их на сковороде с капустой.

Блюда за 5 минут

Иногда у родителей случаются особенно напряженные дни: с самого утра надо вставать и куда-то бежать. Времени на приготовление еды не остается. Чем в этом случае кормить ребенка? Вот несколько вариантов.

  • Бросьте в блендер банан, половинку очищенного от кожуры апельсина, вылейте туда же йогурт или кефир, взбейте на высокой скорости. Насыщенное углеводами, минералами и витаминами лакомство для двухлетки готово.
  • Ягодный коктейль готовят в блендере: полстакана йогурта, банан и горсть ягод (можно замороженных). Чтобы напиток согреть, запустите блендер на максимальной скорости и дождитесь, пока чаша станет теплой.
  • Загрузите в блендер очищенный , банан, яблочный сок и любимые малышом ягоды. Кстати, киви – лидер по питательной ценности среди фруктов.

Суперпродукты

Желательно, чтобы меню для ребенка 2 лет включало и так называемые суперпродукты, известные своими полезными свойствами. Кормите ими малыша хотя бы время от времени.

  • овес;
  • дикая красная рыба;
  • йогурт;
  • шпинат.

Ребенок 2-х лет все еще нуждается в здоровом питании. Установите правила для членов семьи и старайтесь соблюдать распорядок дня. Поощряйте малыша кушать разнообразные и здоровые продукты, способствующие его гармоничному развитию.

Какие особенности характеризуют режим дня ребенка в 2 месяца? Сколько времени малыш должен проводить во сне, а сколько бодрствовать? Как установить правила и научить их придерживаться?

Кажется, весь первый месяц жизни малыш ел и спал, причем для засыпания его достаточно было просто положить в кроватку. В 2 месяца все меняется. Малыш, который раньше нуждался лишь в мамином молочке и ласке, вдруг начинает демонстрировать привычки. Например, засыпает уже исключительно во время кормления, и сон под маминой грудью становится его любимым занятием. Или начинает дремать лишь тогда, когда его покачают на руках. Пришло время внимательнее изучить режим ребенка в 2 месяца и понять, устраивает ли он его, вас и других членов семьи.

Примерный день 2 месячного малыша

Ребенок все еще много времени проводит во сне, когда мама может заниматься домашними делами. Но сон этот становится чутким: кажется малейший шорох может разбудить. Действительно, после 5 недели жизни начинают активно развиваться органы чувств, слух становится более острым. И звуки, на которые малыш раньше просто не реагировал, теперь могут его напугать.

Что это требует от родителей? Обеспечить тишину во время сна. Полноценный отдых в возрасте двух месяцев (да и в целом до года) является основой не только хорошего самочувствия младенца, но и нормальной жизни всей семьи.

Режим дня ребенка в 2 месяца на грудном вскармливании и малыша искусственника примерно одинаков. В нем выделяются основные моменты: сон, кормление и бодрствование. В таком графике выбирается время для прогулок, купания и гигиенических процедур. Если мама соблюдала , то сейчас он поменяется лишь незначительно и трудностей с переходом не возникнет. Если же раньше семья не жила по режиму, то теперь важно создать правила распорядка дня и придерживаться их неукоснительно.

Вот примерный распорядок дня новорожденного в 2 месяца.

6.00 Пробуждение, первое кормление.
6.00-7.30 Малыш не спит. Сейчас самое время умыть его, сделать утреннюю гимнастику, поиграть.
7.30-9.30 Сон. Пришло время для гигиенических процедур и завтрака мамы.
9.30 Кроха проснулся, пора перекусить.
9.30-11.00 Снова бодрствует. После второго завтрака можно начать собираться на прогулку.
11.00-13.00 Ребенок отдыхает. Лучше, чтобы этот сон проходил на свежем воздухе.
13.00 −14.30 К часу дня пора вернуться домой и покормить кроху, и у вас останется время на игры.
14.30-16.30 Малыш устал и хочет отдохнуть, время полуденного сна.
16.30-18.00 Проснулся и бодрствует. В это время с работы обычно возвращается папа и другие члены семьи, которые могут пообщаться с малышом.
18.00-20.00 Сон. Не переживайте, что, отдохнув так поздно, он не будет спать ночью. Обязательно будет, если вы уложите его не в 21.00.
20.00 Кормление, затем бодрствование до 22.00. В это время малыша можно искупать, подготовить ко сну.
22.00-24.00 Сон, а затем кормление. Перекусив ночью, кроха будет спать до 6 утра.

Нюансы распорядка дня

Может ли режим новорожденного ребенка в 2 месяца досконально отвечать указанному? Может, но далеко не всегда. Нередко дети сами устанавливают график сна и бодрствования, который полностью устраивает родителей. Например, просыпается для первого завтрака не в 6.00, а в 7.00. Почему бы и нет? У мамы есть дополнительный часок отдохнуть! Или укладывается спать ближе к 24.00, хорошо покушав. Тогда все члены семьи спокойно отдыхают до утра вместе с ребенком.

Другое дело, если режим дня 2 месячного ребенка на грудном вскармливании или малыша-искусственника не соблюдает никаких норм. Например, кроха путает день с ночью, и отводит больше времени на бодрствование, чем на сон, когда взрослым нужно отдохнуть. Или требует кормление не через определенные временные интервалы (примерно 3,5-4 часа), а буквально ежечасно. В такой ситуации маме необходимо самой контролировать периоды сна, кормлений и бодрствования малыша.

Как приучить ребенка к режиму в 2 месяца? Соблюдайте его сами! Вставайте ровно в 6.00 и будите кроху, покормите его. Затем умойте и сделайте гимнастику. Уложите спать через полтора часа и займитесь домашними делами. Соблюдая примерный режим дня ребенка в 2 месяца, вы очень скоро заметите, что и он начал жить по вашим правилам.

Гимнастика и купание

Важно соблюдать не только режим сна ребенка в 2 месяца, но и другие важные составляющие дневного распорядка. Купать кроху желательно в одно и то же время, ежедневно. Для большинства подходит вечернее купание: в маленькой ванночке он может лежать на руках у папы или с удовольствием хлопать ножками по воде, полулежа в специальном гамачке.

Обычно после водных процедур, которые занимают не менее получаса, малыш с аппетитом кушает и, уставший, отправляется спать до утра. Если же вы замечаете, что ванная слишком бодрит кроху, и после нее он не может уснуть, перенесите купание на дневной период после одного из пробуждений.

Также определите удобное для вас обоих время гимнастики, например, после первого или второго утреннего пробуждения. Полезные физические упражнения включают сгибание и разгибание ножек, разведение в стороны ручек, легкий массаж спинки и грудки, включающий нежные поглаживания. Не выполняйте упражнения непосредственно после еды и следите, чтобы настроение малыша во время гимнастики было хорошим.

Когда 2 месяца ребенку, развитие и режим тесно связаны. От длительности и периодичности сна, соблюдения правильного графика кормления зависит здоровье и эмоциональное состояние крохи.

Распечатать

Читайте также

Показать еще

Двухлетний малыш заметно подрос и активно проявляет свою самостоятельность, он уже обладает личностными чертами характера, имеет свои привычки и предпочтения. Существенно возросло и его эмоциональное чувствование. Перед родителями, как и прежде, стоит цель всестороннего развития, но уже в условиях новых требований – для этого нужен индивидуальный режим дня ребенка в 2 года, в котором будут четко расписаны все действия крохи в течение суток.


Режим дня ребенка в 2 года

Определенный график последовательно чередующихся событий дня в жизни малыша – это залог его здоровья и правильного воспитания. Начиная с годового юбилея, распорядок должен меняться ежегодно до трех лет. Это связано с важными положениями, касающимися сна, кормления, гуляний с ребенком, которые должны соответствовать его возрастающим потребностям.

Необходимо тщательно продумать такое расписание, учитывая следующие моменты:

  1. Изменения суточного режима должны вводиться постепенно, не вызывать негативных реакций у детей и совпадать с их настоящими нуждами;
  2. В расчет всегда должны браться физиологические и психологические особенности и состояние здоровья.

Оптимально составленный распорядок дня двухлетнего ребенка позволяет научить детей организованности, порядку, достаточно быстро адаптирует их к условиям дошкольного учреждения, кроме того, его введение облегчает жизнь всей семьи.

Когда правила не соблюдаются, могут возникнуть многие проблемы – родителям приходится прикладывать максимум усилий, чтобы приучить к личным, гигиеническим процедурам, нервно-психическая деятельность маленького человека может отставать в развитии. У такого ребенка довольно часто случаются перепады настроения, он плаксив, истеричен, поскольку быстро утомляется и недосыпает. Вот почему психологи и детские врачи настоятельно советуют устанавливать режим по часам, подходящий под нужды малыша. Примерную таблицу вы можете увидеть ниже, а потом внести корректировки под семейные предпочтения.


Особенностью возраста является повышенная подвижность, наряду с недостаточной координацией движений – на этот аспект родителям стоит обратить внимание и для улучшения функции выполнять с ребенком отдельные физические упражнения.

Сон двухлетнего малыша

В возрасте двух лет, по мнению педиатров, ребенок должен спать в ночное время до 10 часов, и один раз укладываться для дневного отдыха. Всего на сон он должен тратить примерно 13 часов, но не стоит буквально выполнять такие рекомендации, потому что одному малышу может потребоваться больше, а другому меньше времени для восстановления сил после активного бодрствования. Если кроха заболел, в постели он может проводить гораздо больше времени, но при хорошем самочувствии способен проводить в бодром состоянии более шести часов.

Постоянное наблюдение за поведением сына или дочери позволит понять, когда карапуз недомогает – обычно, в такой ситуации ребенок может капризничать, плакать, вести себя неадекватно. Существуют и другие признаки того, что малыш устал или плохо себя чувствует – об этом может говорить повышенная возбужденность и гиперактивность, которую бывает крайне трудно пресечь.

Тревожным симптомом для матери и отца должны стать отклонения от нормы более чем на два часа, до этой границы можно считать укороченный или более продолжительный сон физиологической особенностью. Подтвердить это сможет хороший аппетит, интерес к играм и обучению, жизнерадостность, хорошее настроение ребенка. У таких детей ночной сон крепкий и беспрерывный, а днем, утомившись, малыш без понуканий отправляется в кроватку и быстро засыпает.

Нарушения нормального сна очень часто происходят по вине родителей, которые не выполняют элементарных требований по созданию максимально комфортных условий для отдыха своего малютки:

  • ежедневное укладывание в одни и те же часы;
  • регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • спокойная атмосфера в доме;
  • активное времяпровождение во время бодрствования, которое должно быть заранее спланировано взрослыми.

Кроме того, иногда малыш не хочет ложиться спать, поскольку его оторвали от любимого занятия, он боится темноты, еще не устал или попросту не понимает, почему его заставляют идти в кровать, когда взрослые продолжают заниматься своими делами. В некоторых случаях протест означает попытку ребенка манипулировать родителями, и нужно уметь отличать такие признаки от обычного детского упрямства и простого нежелания.

Организовывая нормальный сон малыша, родители должны быть в курсе, что существуют некоторые нюансы даже при правильно установленном распорядке. В летнее время практически все дети спят меньше и могут вставать раньше, чем в зимний период. Также повлиять на качество отдыха может сильное утомление или перевозбуждение – длительная поездка, посещение гостей, театра, празднование дня рождения домочадца.

Режим и рацион питания

В два года дети питаются 4-5 раз в день, малыши на грудном вскармливании все еще могут просить грудь в ночное время, но случается это все реже или в силу привычки держать во рту мамину грудь. В этом возрасте их уже можно смело отучать от этого.

Режим дня ребенка в 2 года предусматривает такие приемы пищи, как завтрак, полдник, обед и ужин, в общем, все как у взрослых:

  1. Завтракать кроха может через полтора часа после пробуждения, утренние блюда должны быть полезными и сытными, включать все важные компоненты – белки, углеводы, пищевые волокна, улучшающие работу пищеварительной системы и предупреждающие расстройство кишечника. Лучшее решение – сухарики с чаем, омлет или вареные яйца, каша на молоке или воде. Желательно, чтобы до обеда ребенок как можно меньше перекусывал, можно дать ему попить сока или водички.
  2. На обед, обычно, готовят суп на овощном или мясном бульоне, мясо или рыбу, гарнир из тушеных, вареных овощей. Необходимо правильно спланировать время обеда, так как, спустя час, в большинстве случаев, следует дневной отдых ребенка.
  3. Во время полдника не рекомендуется кормить малыша трудноусвояемой пищей, еда должна быть легкой, поскольку уже через пару часов предстоит сытный ужин. Можно использовать натуральный йогурт, творожок с кусочками фруктов, сухое печенье со стаканом кефира.
  4. Ко времени ужина дети успевают проголодаться, и должны покушать плотно. Мама может предложить ребенку пюре из картофеля, кашу, запеченные или тушеные овощи.

Некоторые дети, как груднички, так и малыши на искусственном вскармливании, могут не съедать даваемые им порции – если нет признаков плохого самочувствия, скорее всего, им требуется меньшее количество пищи, но порою это связано с тем, что родители позволяют ребенку есть в перерывах между кормлениями, это и становится причиной недоедания.

Особенно вредны для малышей конфеты, шоколад, пирожные, которые им в этом возрасте противопоказаны.

Конечно, детский рацион должен быть составлен с учетом вкусовых пристрастий крохи, но в него в обязательном порядке должны входить крупы, молочные и кисломолочные изделия, фрукты, ягоды и овощи, рыбная и мясная продукция.

Детская физкультура и активные прогулки

В два года кроха умеет самостоятельно наклоняться, приседать и ходить. Хорошо понимает, что от него требуется, если мама с папой его о чем-нибудь попросят. Он уже пользуется кружкой, ложкой, не забывает проситься на горшок, умеет самостоятельно надевать и снимать верхнюю одежду, рубашки, майки.

Ежедневная гимнастика поможет малышу быстрее расти, развивать мышечную силу, ловкость, становиться более выносливым, долго сохранять бодрость. Физические упражнения для достижения этой цели весьма просты и незатейливы, несмотря на огромную пользу, которую они приносят:

  • малыш может бросать и ловить мяч, подбрасывать его ручками, пинать, толкать;
  • делать упражнение «велосипед», лежа на спинке;
  • ходить, высоко поднимая коленки, прыгать, танцевать, приседать и наклоняться под ритмичную музыку;
  • ходить по комнате «гусиными» шажками.

Для развития равновесия карапузу можно предложить пройти по узкой дощечке, полосе плотного картона или между расположенными параллельно веревочками. Чтобы дети приобрели правильную походку и потренировали мускулатуру ног, им необходима ходьба с препятствиями, для этого на пол кладут игрушки, невысокие коробки и другие предметы, а кроха переступает через них. В двухлетнем возрасте малышам полезно ходить на четвереньках, собирать кубики, наклоняясь к каждому из них. Им уже можно играть в футбол – катать мяч ногами, это, помимо укрепления мышц, развивает их координацию.

Очень важно гулять с малышом ежедневно по несколько часов, даже если на улице прохладно или идет небольшой дождь. Как говорится, нет плохой погоды, была бы подходящая одежда, а в отношении ребенка, это необходимое условие. Это не значит, что его нужно сильно укутывать – вспотев, он быстрее простудится, достаточно позаботиться о нескольких слоях одежды из разных натуральных материалов. При серьезной непогоде, конечно, не стоит насильно тащить ребенка гулять — можно подышать свежим воздухом на балконе или просто проветрить комнату.

Необходимо, чтобы у ребенка не мерзли ручки и ножки, в доме обязательно должна быть сменная обувь, которую нужно просушивать каждый раз после прогулок во время ненастной погоды. Если на улице холодно, допускается гулять один раз в день, в утреннее время. Прогулки должны быть активными, теперь движение – неотъемлемая часть жизни ребенка, поэтому на свежем воздухе он должен двигаться.

Часы бодрствования у малыша в двухлетнем возрасте становятся все более активными, поэтому ежедневная личная гигиена ему необходима. Она заключается в регулярном умывании, подмывании и купании, чистке зубов, остригании ногтей, которые могут быть рассадником болезнетворных микроорганизмов, если малютка часто играет в песочнице. Кое-что ребенок уже может делать самостоятельно, а в остальном уход за ним остается в обязанностях родителей.

Игры-уроки для всестороннего развития

Произношение и запоминание самых простых слов малыш уже постиг и продолжает совершенствовать свои речевые навыки, теперь его речь состоит из многословных фраз и предложений. Словарный запас его и так уже не мал – у разных детей он может быть от 50 до 300 слов, но есть феномены, которые знают уже около полутора тысяч слов. Если в данный момент родители будут много общаться с малюткой, читать ему прозу, стихотворения, обсуждать разные события, лексикон его может значительно расшириться.

Интеллектуальному развитию будут способствовать следующие занятия:

  • игра с конструктором, пазлами, кубиками, мозаиками, сборка пирамидок;
  • рисование и закрашивание простых картинок, создание собственных полотен с помощью мелков, пальчиковых и обыкновенных красок на бумаге;
  • уроки музыки и пения;
  • лепка из пластилина, полимерной глины, обычного теста.

Просто веселые интересные игры также нужны ребенку, ведь они будят его фантазию, заставляют подражать взрослым и копировать их манеру поведения, получать навыки, которые, несомненно, пригодятся им во взрослой жизни. Это ролевые игры с куклами, пупсами, машинками, создание собственных декораций для проигрывания житейских ситуаций, имитирование различных профессий.

Для детей этого возраста уже интересны специальные наборы – врача, продавца, строителя. Они очень серьезно, а главное забавно, вживаются в каждый образ, примеряют на себя самые разные роли и ситуации. Так малыши учатся моделировать свои действия, принимать решения, проявлять свой характер.

Режим дня ребенка в 2 года является основой для выстраивания суток пока еще маленького, но быстро взрослеющего малыша, которому, помимо позитивного настроя, игр и развлечений, нужна дисциплина, заставляющая его привыкать к нормальному ритму жизни. Очень скоро, умея организовывать свои действия, кроха безболезненно перейдет на новый и важный этап – посещение детского сада.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-1,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

  • Пробуждение, утренний туалет — 7.00
  • Завтрак — 8.00
  • Первая прогулка — 9.30-11.30
  • Обед — 12.00
  • Дневной сон — 13.15-15.30
  • Полдник — 16.00
  • Вторая прогулка — 17.00-19.00
  • Ужин — 19.30
  • Ночной сон — 21.00- 7.00