Салемские ведьмы. Инквизиция по американски


Сегодня расскажу вам . Ведьмы очень интересные персонажи и внимание к историям про всегда особое, тем более, если эта подтверждена историей письменно.

Все наверно видели фильм салемские ведьмы, в котором рассказывается история про ведьм, живших в Салеме. Но думаю мало, кто знает, что история про салемских ведьм имела место быть в истории. И если сюжет фильма о ведьмах выдуман, то основан он на случаи произошедшем в 1692 году.

Салемские ведьмы.

От Бостона в сорока милях, на берегу залива Массачусетс, расположен маленький провинциальный городок Салем. Больше трехсот лет назад в этом городке произошло ужасное событие. В один из дней января 1692 года в 11-летнюю Абигайл и в 9-летнюю Бетти вселились бесы.

Пассивность девочек периодически сменялась раздражением, которое нельзя было объяснить. Они могли без причин упасть на землю или пол, безумно кричать, биться в судорогах, потом, то плакать, надрываясь, то смеяться неистово.

Негритянка Титуба, служанка в доме девочек, решила проверить, не вселился ли случайно в них нечистый? Она взяла кусочек мяса обмочила его мочой девочек, потом сожгла, а остатками накормила собак. За свои благие намерения Титуба вскоре была жестоко наказана. О гадании узнали. Бетти синея, прохрипела: «Титуба – ведьма!». Служанку тут же арестовали. Скоро в ее камеру посадили фермершу Сару Осбон и нищенку Сару Гуд. Одержимые бесом девочки в припадке так же назвали их имена и обвинили в колдовстве, назвав ведьмами. Этот случай послужил повальным обвинениям в ворожбе.

Предполагалось, что девочки попросту забавляются, разыгрывая такие сценки, корчась на земле. Но вот не детский, грубый голос, каким они выкрикивали свои обвинения, говорил об обратном, в девочек кто – то вселился и теперь руководит их действиями.

Через некоторое время та же хворь овладела еще несколькими девочками. Они, как и Абигайл с Бетти стали биться в припадках и обвинять жителей городка в колдовстве. Позже, ведьмами и колдунами стали провозглашаться не только жителей Салема среднего класса, богатые тоже начали входить в их число. Местная тюрьма быстро переполнилась. Маленьких истеричек начали вывозить в соседние районы. Там совершенно неизвестных им людей они обвиняли в ужасных преступлениях, которые обвиненные якобы совершали в единении с нечистой силой. Чтобы добиться признания людей пытали, а потом вешали на деревьях.

В конечном итоге, когда очередь дошла до знатных особ, власти постановили немедленно прекратить беспорядки.

Абигайл и Бетти, а также их подружек взяли под стражу и допросили с «пристрастием», упрямились девочки недолго и очень быстро сознались, бессовестно заявив: «Это мы делали для потехи!»

Невинная «потеха» девочек стала поводом для заключили под стражу сотни неповинных жителей, которых пытали и мучили.

После признания около сотни заключенных по обвинению девочек были освобождены. Результат забавы печален: 19 человек были повешены, одного подозреваемого замучили в камере. Фермера решившегося вступиться за свою жену, которую обвинили в колдовстве и ведьмачистве. Мужа пытали пока он не умер от боли, так как не соглашался с обвинением в пособничестве темным силам. Пытали его старой пыткой. На грудь ложили гири и от боли человек начинал говорить. Четыре человека в тюрьме умерли от антисанитарии и от тесноты, а одна девочка сошла с ума…

Вот такая злая , которая была всего лишь безобидной потехой для девочек и стала страшным испытанием для жителей Салема обвинённых в колдовстве и признанных ведьмами и колдунами. Печальная история.

http://prankerazazel.mypage.ru/

Мало кто из интересующихся миром непознанного не слышал об истории Салемских ведьм. Это мракобесие, запечатленное в истории занимало и занимает умы многих литераторов и кинематографистов и не зря, ведь власти американского города Салем (Массачусетс) начали настоящую охоту на ведьм в средневековой , причем происходило все это в «просвещенном» XVII веке. Хотя, степень "просвещенности" каждой эпохи весьма и весьма относительна, даже сейчас когда все вокруг онлайн - онлайн цветы , онлайн мечты, онлайн любовь, морковь и кровь... ну вы поняли.. Итак, величайший пример человеческого варварства и невежества, а так же проявление массового помешательства... Впрочем, сделайте свой вывод сами.

Салемские ведьмы. Начало.

Штат Массачусетс. Городок Салем. 1692 г.

В январе 1692 года девятилетняя Элизабет Парис и одиннадцатилетняя Эбигель Вильямс были уличены в довольно странном поведении. Они корчились от боли, жаловались на жар в теле и прятались за мебелью. Между тем, Элизабет была дочью местного священника преподобного Парриса, а Эбигейл была его племянницей.

Через некоторое время точно такие же «симптомы» были замечены в поведении подруг Элизабет и Эбигейл. Через месяц безуспешного лечения местный доктор(!) Уильям Григгс выдвигает предположение, что девочки пострадали от колдовства.

Стоит заметить, что общественность Новой Англии той эпохи была весьма пуританской и религиозной. Тогда всерьез верили , что охотится за детьми христиан.

Время шло и «околдованных» девочек в Салеме стало уже семь. Все они корчились от боли, жаловались, что их кусают и щиплют , а также принимали странные противоестественные позы. Кроме того они говорили, что видят ведьм, которые летают в зимнем небе. Теперь уже никто не сомневался, что девочки стали ведьмовских чар, а по поселку бродит сам .

Поиск ведьм

Вскоре девятилетняя Элизабет Парис под давлением горожан и священников обвинила в колдовстве чернокожую служанку Титубу, которая до этого пыталась помочь одержимым девочкам при помощи «ведьмовского пирога». Такой пирог из ржаной муки и мочи «одержимых» девочек был скормлен собаке для того, чтобы противодействовать злому колдовству.

Служанка много рассказывала детям о обрядах родного Барбадоса, и . Все это совсем не пошло на пользу ее репутации в глазах общественности и обвинение в колдовстве очень легко "прилипло" к Титубе.

Кроме того по указанию девочек обвинения пали и на деревенскую слабоумную нищенку Сару Гуд, а также пожилую Сару Осборн соседку Паррисов. На свою беду Сара Осборн по каким-то причинам не посещала церковь более года, что "прямым текстом" говорило о ее связи с Сатаной.

29-го февраля 1692 года все подозреваемые были арестованы. Вскоре был проведен тщательный досмотр. Американские « » искали на телах несчастных женщин так называемые ведьмины сосцы – бородавки или родинки, которые по всеобщему мнению используются ведьмами, чтобы кормить демонов.

Одновременно с этим другие жители Салема стали «припоминать», как портились масло и сыр после визитов подозреваемых, а скотина давала больной приплод.

Допрос велся в лучших традициях . Женщинам задавали одни и те же наводящие вопросы, вроде того являются ли они ведьмами и общались ли они с Сатаной. Для «прояснения памяти» применялись старые добрые пытки.

Судебный процесс над Салемскими ведьмами

Первой раскололась Титуба. Та самая чернокожая служанка, которая готовила ведьмин пирог, чтобы противостоять злому колдовству. Сначала она очень долго отрицала свою вину, но, в конце концов, начала рассказывать, как к ней приходил человек высокого роста из Бостона, причем иногда он мог принимать вид собаки или свиньи. Этот свино-собако-человек якобы предлагал Титубе поставить подпись в какой-то книге и хотел, чтобы служанка помогала ему в его делах. Конечно же, всем сразу стало ясно, что это был сам .

Кроме того, Титуба подтвердила, что занималась колдовством, причем делала это не одна, а в компании с четырьмя ведьмами. В числе своих «коллег» Титуба указала и Сару Осборн и Сару Гуд, которые ранее были «уличены» околдованными девочками в колдовстве. Все эти признания значительно подхлестнули энтузиазм обвинителей, и началась настоящая охота на ведьм .

Мракобесие продолжается

Это сейчас вы можете колдовать, хоть обколдоваться, а в обществе той эпохи считали, что ведьме место только на виселице.

Следующими подозреваемыми стали Ребекка Нерс и Марта Кори. Их незамедлительно подвергли осмотру и допросу. Арестовали даже четырехлетнюю дочь Сары Гуд Доркас Гуд, так как девочки заявили, что их кусает ее бестелесный .

Ребенок провел в тюрьме 8 месяцев и стал свидетелем того, как вздернули на виселице ее мать .

В апреле 1692 года в колдовстве обвинили Сару Клойс и Элизабет Проктор, которые пытались защитить Ребекку Нерс, приходившуюся им родной сестрой. Сара и Элизабет были задержаны и подвергнуты все тем же процедурам. Джон Проктор, муж Элизабет попытался воспротивиться, чтобы его жену подвергли унижениям, но и ему было предъявлено обвинение в колдовстве. Таким образом, Джон Проктор стал единственной Салемской ведьмой мужского пола .

В это же время одна из «околдованных» Мэри Уоррен призналась, что она лгала и точно так же лгали и другие девочки , но запущенную машину уже было не остановить. Аресты продолжались один за другим.

Все это привлекло внимание широкой общественности, а вернувшийся из Англии губернатор Уильям Фиппс, даже созвал особое судебное заседание для слушания по данному делу, которое имело обвинительный уклон еще на стадии формирования судейского состава.

Салемский процесс. Итоги

За время Салемского процесса было повешено 19 человек , один человек был задавлен камнями до , четыре человека умерли в тюрьме и около 200 человек оказались за решеткой по обвинению в колдовстве. Кроме того были убиты две собаки. Их признали «приспешниками» ведьм.

Прошло уже больше чем 300 лет, но и сейчас не существует единого мнения о том, ЧТО ЭТО БЫЛО? Кто во всем этом виноват? Сам ли решил развлечься или глупые девочки очень неудачно пошутили? Кто ответственен за это?

Часть священников до сих пор думает, что Салемские ведьмы действительно существовали и на самом деле предались Врагу человечества за что и были «справедливо» наказаны, другие уверены, что произошла чудовищная по своим масштабам ошибка.

В 1867 году появилась гипотеза о том, что «околдованные» девочки были в сговоре и придумывали все намеренно . Это мнение доминировало как общепринятое довольно долгое время, пока вину не перенесли на общество той эпохи в целом. Пуританские нравы и педагогические методы той эпохи были признаны катализаторами массовой истерии.

С февраля 1692 по май 1693 года. По обвинению в колдовстве 19 женщин было повешено , один мужчина был раздавлен камнями и от 175 до 200 человек заключено в тюрьму (не менее пяти из них умерли).

Социальный фон [ | ]

Девочки указали на предполагаемую ведьму - служанку-рабыню в доме Пэррисов по имени Титуба. По одним источникам, Титуба была африканского происхождения, по другим - индианкой . По словам детей, служанка рассказывала им о колдовстве. Вскоре число заболевших девочек и девушек увеличилось, в частности, заболела 12-летняя Анна Путнам.

Аресты [ | ]

1 марта 1692 года по их показаниям было арестовано три женщины: Титуба, Сара Гуд и Сара Осборн. Подозреваемые были допрошены и подвергнуты осмотру в поисках признаков, которые бы указывали на то, что они являются ведьмами. Все три женщины были удобными целями для обвинений: Титуба имела не титульную национальность, Сара Гуд была нищенкой, а Сара Осборн - одинокой тяжелобольной вдовой, вовлечённой к тому же в судебный спор с пуританами. Против них говорил тот факт, что женщины длительное время не посещали церковь . У них не было защитников, и общественное мнение склонялось к тому, что обвинения справедливы.

В марте произведены другие аресты: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Марта Кори с самого начала не доверяла словам девочек и с насмешкой относилась к суду, тем самым обратив на себя внимание. 4-летняя Дороти Гуд в силу своего возраста сделала высказывания, которые были истолкованы против Сары Гуд. Чтобы быть ближе к матери, она призналась в том, что является ведьмой, и была помещена в тюрьму. Однако эти обвинения уже обеспокоили общество, так как Кори и Нёрс были прихожанками церкви.

В апреле были арестованы Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, в том числе бывший пастор Джордж Берроуз. 10 мая в тюрьме умирает Сара Осборн.

Суд [ | ]

В мае 1692 года начался суд (Court of Oyer and Terminer ). Губернатор Фипс назначил судей, трое из которых были друзьями Коттона Мэзера, а один - вице-губернатором. Председателем суда назначен Уильям Стафтон , не имевший юридического образования. За судебным процессом следил Коттон Мэзер .

Главным доказательством служили показания пострадавших о том, что они видели дух обвиняемого, который являлся к ним. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли был человек давать согласие Дьяволу на использование своего образа. Оппоненты считали, что Дьявол может использовать образ человека без его согласия, тогда как суд утверждал, что обязательно требуется согласие человека.

2 июня суд признал виновной пожилую женщину Бриджет Бишоп, 10 июня она была повешена. По словам некоторых девочек, дух Бишоп являлся к ним. Другие свидетели показали, что её посещал дьявол. 19 июля 1692 года были повешены Ребекка Нёрс, Сара Гуд и ещё несколько женщин. Примечательно, что перед казнью, уже с петлёй на шее, Сара Гуд обратилась к священнику Николасу Ноесу, вовлечённому в судебный процесс, со словами:

Это предсказание сбылось: Ноес умер от кровотечения через рот.

19 августа 1692 года повешены ещё несколько человек, включая бывшего пастора Берроуза. Около 30 жителей подали ходатайство о смягчении приговора Берроузу, однако приговор был оставлен без изменения. У виселицы Берроуз, не запинаясь, прочитал молитву , надеясь на спасение (считалось, колдуны не способны прочитать молитву без запинки).

Жиль Кори под камнями во время суда над «салемскими ведьмами». 1692 год

19 сентября к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который отказывался давать какие-либо показания, применена особая процедура peine forte et dure . На грудь Кори положили тяжёлые камни, чтобы «выдавить» показания: без них он был неподсуден; чтобы ускорить смерть, он просил положить ещё больший вес . Через два дня он умер под давлением тяжёлого груза. По одной из версий, отказ давать показания был корыстен: имущество осуждённых колдунов (а Кори не надеялся на оправдательное решение суда после любых его показаний) подлежало конфискации. Без показаний суд был невозможен, а если подозреваемый погибал под пыткой - формально он оставался невиновным. Кори хотел сохранить свою ферму и земли для семьи.

Среди обвиняемых были жители не только деревни Салем, но и соседнего Топсфилда , а также Бостона. Судебные процессы над ведьмами велись также в Андовере , куда по приглашению местного жителя Джона Балларда приехали девушки из Салема для разоблачения ведовства.

В Бостоне был осуждён за ведовство Джон Олден, который является героем поэмы «Сватовство Майлза Стэйндиша» Лонгфелло . Олден был одним из самых уважаемых граждан города, морским капитаном и участником войн с индейцами. Он бежал из тюрьмы после 5 недель заключения.

Окончание суда [ | ]

Между тем отец Коттона Мэзера - Инкрис Мэзер, глава Гарвардского колледжа - заявил, что суд не должен рассматривать в качестве доказательств видения жертв. Мэзеру также приписывают идею, что лучше несколько ведьм выживут, чем один невиновный будет казнён. Другой священник указал на то, что дьявол может специально являться в виде духа, принимая образ невиновного человека, чтобы обвинили последнего. После ознакомления с этими мнениями губернатор приказал не использовать видения как доказательства, прекратить аресты и отпустить 28 из 33 оставшихся обвиняемых.

Для суда над оставшимися обвиняемыми был учреждён Верховный суд штата Массачусетс , действующий по настоящее время. В мае 1693 года губернатор помиловал обвиняемых.

Всего за время антиведовской истерии в тюрьме оказалось 150 человек. Осуждён был 31 человек. Из них повесили 19 человек, двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти во время пытки, семеро получили отсрочку приговора, одну держали без суда в тюрьме, затем продали в рабство за долги, один сбежал.

В 1697 году судьи признали свою ошибку, в 1702 году решение суда было признано незаконным. В 1706 году обвинительница Анна Путнам заявила, что была обманута дьяволом, давая показания против невинных людей. Только одной из девочек-начётчиц удалось впоследствии выйти замуж .

В 1957 году Содружество Массачусетса окончательно постановило отменить приговоры всем осуждённым во время этих процессов. В 1992 году в городе был установлен памятник жертвам охоты на ведьм. В 2001 году губернатор штата Джейн Свифт подтвердила невиновность обвиняемых.

Конечно, сейчас классический образ колдуний давно уже канул в лету, но все равно сохранились общие черты, по которым их можно узнать, если внимательно присмотреться:

  • Темная одежда

Как правило, наряд ведуньи соответствует моде и довольно дорогой с явным преобладанием элементов черного цвета. Иногда помимо одежды можно заменить различные украшения в виде адской символики. Еще одна отличительная особенность – яркие оригинальные аксессуары и преимущественно длинные юбки.

  • Цвет глаз

Чаще всего, у ведьм глаза зеленых оттенков, но самым точным признаком является разный цвет глаз, что свидетельствует об унаследованной силе от родственников.

  • Привлекательность

Внешне ведуньи очень привлекательны для мужчин. Они буквально притягивают к себе и манят.

  • Глубокий взгляд

Настоящая ведьма имеет очень цепкий, пронизывающий взгляд, словно, она видит человека насквозь. Это пугает всех, кто посмотрит ей в глаза.

  • Мужественность

Несмотря на всю свою женственность, ведьма обладает некоторыми мужскими чертами. Например, это может быть хорошо развитая мускулатура и строение тела по типу мужского, слишком низкий голос или высокий рост.

  • Длинные волосы

Истинные колдуньи имеют прекрасные густые и блестящие волосы, в которых как раз и заключена вся их сила. Поэтому, ведьмы их никогда не состригают, иначе они утратят свои возможности.

  • Сильный магнетизм

Обычный человек очень утомляется после пребывания в обществе ведьмы, он начинает чувствовать слабость и истощение. Животные также ощущают на себе сильную ауру ведьм.

  • Необычные родинки

Настоящая ведьма имеет «Клеймо Дьявола». Это особая родинка, которая является отличительной чертой. Такое родимое пятно может иметь неправильную форму и быть разного размера, чаще всего оно довольно большое. При этом оно скрыто в тех местах тела, где его сложно заменить: в ротовой полости на небе или на слизистой оболочке губ, под мышками, среди бровей, волос или же на половых органах. Как правило, такие метки находятся в левой части тела и имеют красный или синеватый оттенки, но могут быть и коричневого цвета. На ощупь они немного шершавые. Чтобы убедиться в своих догадках, нужно тонкой иглой проткнуть родинку ведьмы. Если из нее не потечет кровь, а женщина не почувствует никаких болевых ощущений, значит, это настоящая представительница нечистой силы.

Также есть ещё несколько особенностей, которые присущи только ведьмам. Женщины-колдуньи почти не стареют с возрастом. В этом их главный секрет, который кроется в произнесении магических заговоров и в грамотном управлении своей энергетикой.

Колдуньи очень не любят, когда кто-нибудь, находящийся сзади, притрагивается к их плечу. Это их может даже разозлить не на шутку. Кроме этого, ведьмы иногда ведут диалог с невидимым обычным людям собеседником.

Салемская охота на ведьм

История о салемских ведьмах является, наверное, самой распространенной во всем мире. Ее изучением занимались множество ученых и просто те, в ком она вызывала живой интерес. Но однозначного ответа на вопрос была ли она злой шуткой или же правдой, так и не существует по сей день. Однако есть интересные факты.

Случилось это в штате Массачусетс в США в Салеме. Надо сразу сказать, что в те времена, когда произошло это событие, существовало два Салема: город и поселок. В поселке (теперь он называется Дэнверс) как раз и началась эта история, которая повлекла за собой суд над салемскими ведьмами. А в городе с аналогичным названием произошла смертная казнь тех, кто был признан виновным.

Была зима 1692 года. В доме преподобного Самуэля Парриса под присмотром темнокожей рабыни Титубы часто оставались племянница монаха Абигайль Уильямс и его дочь Бэтти, которой было девять лет. Привезенная с Барбадоса Титуба выполняла роль няни, и вечерами, сидя у камина рассказывала девочкам интересные истории о собственной семье и магических заклятиях вуду.

Это очень вдохновило, жаждущих приключений Бетти и Абигайль, и им очень хотелось попробовать это все на практике. Однажды они пригласили к себе подруг и попробовали сделать своеобразный магический шар, предсказывающий будущее. Для этого они в воду положили яйцо, и через какое-то время одна из них увидела гроб, что предрекало смерть.

Постепенно поведение Бэтти стало очень странным. У нее стали случаться припадки, во время которых он странно корчилась, издавала неестественные звуки и пряталась в темных местах. Она говорила, что её кто-то колет ножом и иглой, поэтому она корчится от боли.

Позже то же самое стало наблюдаться у всех участниц этого процесса. Отец Паррис пробовал читать проповеди, но девочки закрывали уши руками. Врач, к которому их привели, не нашел другой причины, как одержимость темными силами, и сказал, что они околдованы. С этого момента началась настоящая салемская истерия и охота на ведьм.

Опираясь на показания девочек, были арестованы раба Титуба, пожилая женщина Осборн и Сара Гуд, местная нищенка. Все эти женщины не посещали церковь, а поэтому первыми попали под подозрение в колдовстве. Но на этом видения и припадки девочек не закончились, а только усилились, и начали появляться всё новые жертвы арестов. Всех, взятых под стражу, отправляли в тюрьму Бостона, где они ожидали решения суда, закованными в тяжелые кандалы.

Вначале обвиняемыми становились только «асоциальные» члены общины, но очень скоро список под названием «салемские ведьмы» пополнился вполне уважаемыми и добропорядочными лицами поселка. При этом стали арестовывать не только женщин, но и мужчин. Такая участь постигла даже преподобного Баррафса, бывшего священника в Салеме.

Власти становились все более суровыми, и любое оспаривание или неповиновение ими жестоко каралось, и человек, осмелившийся им возразить, также легко мог угодить в темницу и быть объявленным колдуном. Популярность девочек росла, и их стали звать в близлежащие села. Иногда возле некоторых домов, у них начинались корчи, и тогда власти незамедлительно связывали его хозяина.

Процесс над салемскими ведьмами

В мае того же года начался суд над обвиняемыми, по окончании которого было повешено 19 человек, которые считались связанными с нечистой силой, 1 человек умер при пытках и около 200 стали заключенными. Бриджет Бишоп, пожилая женщина, была казнена через повешение 10 июня, а 19 июня в этом же году смертный приговор был свершен в отношении других ведьм из города Салема – Сары Гуд, Ребеки Нерс и еще нескольких женщин.

Подобная участь постигла и бывшего священнослужителя Берроуза. Не помогло даже то, что в суд было направленно ходатайство о смягчении приговора, подписанное 30 жителями населенного пункта. Питаясь последней надежной на спасение, пастор перед повешением прочитал молитву вслух без единой запинки (считалось, что представители темных сил не могут прочесть молитву не запинаясь).

Особенно жестокой стала смерть Жиля Кори, престарелого фермера, который отказался сотрудничать с властями и давать какие-либо показания. За это его повергли тяжелым пыткам. Пожилого мужчину положили на землю, а на грудь ему постепенно, одним за одним опускали тяжелые камни, таким образом, пытаясь «выдавить» из него признание. Не выдержав таких издевательств, Кори умер через два дня. А на следующий день была повешена его жена и вместе с ней 7 человек, которые официально были признаны салемскими ведьмами.

Массовая истерия достигла такого размаха, что, казалось, остановить ее уже никому не под силу. И только новый губернатор Ульям Фипс смог помешать этому процессу после того, как девочки обвинили его собственную жену в поклонении дьяволу. Губернатор полностью поменял состав суда и призвал власти быть более гуманными в отношении вынесения приговора.

Существует довольно много версий о том, что же на самом деле происходило с этими девочками, которые так сильно вжились в роль, что даже не пощадили своих родителей. Или же всё-таки ими овладели злые духи?

  1. Согласно одной из гипотез, все видения, которые приходили к девочкам – это не более чем галлюцинации, вызванные грибком под названием спорынья, который мог находиться в ржаном хлебе, который они употребляли.
  2. Другая версия говорит о том, что все то, что повлекло данные события, могло быть в результате сговора подружек.
  3. Имеет место и такое предположение, что все дело в психологии пуритан. Ведь, этому народу было присуще приписывать смерть детей, домашнего скота или тяжелые болезни действию нечистой силы.

Таким образом, данная история больше похожа на легенду. Она до сих пор имеет множество нераскрытых загадок, и главная из них – это то, существовали ли на самом деле салемские ведьмы.

Выбор Салема

В мае 1692 года в г. Салем, шат Массачусетс, начался один из крупнейших судебных процессов Новой Англии по обвинению в колдовстве. В ходе салемской "охоты на ведьм" было приговорено к смертной казни через повешение 19 человек, от 175 до 200 человек оказались заключенными под арест. Один из подозреваемых был раздавлен камнями, более пяти скончались в тюрьме. В мае 1693 года губернатор штата Массачусетс помиловал оставшихся обвиняемых. В 1697 году суд признался в ошибочном решении, в 1702 году решение суда было признано незаконным.

В январе 1692 года в городе Салем у местного пастора Сэмюэля Пэрриса заболели дочь и племянница. Причины возникновения болезни и диагноз установить не удалось. С каждым днем девочкам становилось все хуже. Симптоматика болезни была очень странной: дети прятались за мебель, жаловались на видения, а также на уколы булавками и ножом, у обеих был сильный жар. Местный доктор, не обладающий достаточными знаниями, но прочитавший известную в ту пору книгу пастора Каттера живущего в Бостоне, чьи дети страдали от схожего по описанию недуга, уверился в том, что болезнь девочек - происки Дьявола и колдовства местных ведьм.

В доказательство своего диагноза доктор Уильям Григгс привел описания из книги Катера, которая называлась "Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions" и была опубликована в 1689 году.

В книге описан случай, произошедший в Бостоне в 1688 году. Автор рассказывал о том, как была обвинена в колдовстве и по приговору суда повешена ирландская прачка, которая навела порчу на детей своего хозяина, Коттона Матера, выпускника Гарвардского колледжа, священника Северной церкви Бостона. Местная салемская элита в лице священника, вице-губернатора и доктора не нашли ничего лучше, как заявить, что болезнь девочек - колдовство.

Через несколько дней Элизабет Пэррис обвинила в колдовстве Титубу - рабыню священника. Многие жители действительно подозревали Титубу в колдовстве, ведь она была привезена Пэррисом из Барбадосса, и много рассказывала девочкам о магии вуду. Затем болезнь настигла и подружек девочек, в том числе младшую дочь друзей Пэрриса, Анну Путнам. У нее наблюдались те же симптомы, а дети обвинили в колдовстве и назвали ведьмами еще двух женщин, среди которых оказались сварливая соседка Пэррисов Сара Осборн и нищенка Сару Гуд. Эти две кандидатуры оказались весьма удобными для обвинений, обе женщины практически не посещали церковь.

29 февраля 1692 года Сару Гуд и Сару Осборн арестовывали по подозрению в колдовстве и сговоре с Дьяволом. Арестованная Титуба рассказала следствию, что она и еще четыре арестованных женщины - ведьмы, которые вместе с ней летали на метлах и терзали заболевших девочек. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.

Рассказы детей и провокация властей не прошла даром, население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других "неудобных" обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.

В марте1692 года арестованы: 4-летняя дочь Сары Гуд, Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон. Дочь нищенки Сары Гуд, чтобы быть ближе к матери признала себя ведьмой. В апреле 1692 прошла вторая волна арестов: Сара Клойс (сестра Ребекки Нёрс), Элизабет Проктор и её муж Джон Проктор, муж Марты Кори Жиль Кори и ещё несколько человек, а также бывший пастор Джордж Берроуз.

Судебный процесс по делу салемских ведьм начался в мае 1692 года. Назначал судей губернатор Фипс. За судебным процессом следил тот самый Коттон Матер. Судьями выступили друзья Матера и вице-губернатор. Председателем суда назначили Уильяма Стаутона, который не имел юридического образования и был яростным сторонником охоты на ведьм.

На судебном заседании велись жесткие теологические споры. Суд в лице друзей Матера считал подозреваемых виновными, потому что они позволили Дьяволу использовать в его коварных планах их человеческий облик. Доказательством служили показания больных девочек. Оппоненты судей с пеной у рта доказывали, что Дьявол мог воспользоваться образами подсудимых без их волеизъявления, они настаивали на том, что Князю тьмы не требуется разрешение для похищения человеческой души. Суд отстаивал свою позицию.

Первой осужденной на смертную казнь была Бриджет Бишоп. Женщина преклонного возраста обвинялась в сговоре с Дьяволом, у нее был достаточно сварливый нрав и большинство даже не сомневались в ее виновности. Муж ее сестры подтвердил, что она ведьма, в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что не подобало духу того времени. Однажды она принесла городскому красильщику свои кружева. Позднее этот красильщик заявил, что кружева, принесенные Бишоп не должны находиться в гардеробе приличной женщины. Дело стало принимать нешуточные обороты, когда религиозные фанатики во главе со Стаутоном начали буквально штамповать смертные приговоры, основываясь всего лишь на показаниях больных девочек.

Видя, что ситуация выходит из-под контроля наблюдатель судебного процесса Коттон Матер призвал судей не опираться на спектральные доказательства и быстрее завершить дошедший до абсурда процесс. Судьи вняли только просьбе о скорейшем завершении дела, но приговоры по-прежнему выносились, учитывая в большей степени галлюцинации и забавы больных детей. В большинстве своем суд располагал только лишь спектральными доказательствами, выявить действительную принадлежность подозреваемых к темным силам, было невозможно. Кроме того, подвергались преследованию и арестам люди, выступающие против судебного процесса и отдельных его приговоров. Так один из противников был объявлен серийным убийцей.

Суд вынес смертный приговор 19 обвиняемым. От четырех до 13 человек скончались в тюрьме, находясь под арестом. Жиль Кори - местный фермер, боясь конфискации имущества и потому не признававший, себя виновным погиб через два после применение по отношению к нему пытки, на которой ему на грудь выкладывали огромные и тяжелые камни, в прямом смысле, выдавливая признание.

Около двухсот человек в ходе судебного разбирательства находились под арестом. Четырехлетняя дочь Сары Гуд просидевшая в тюрьме вместе с матерью восемь месяцев, провожала ее на смертную казнь. После вынесения всех смертных приговоров, находясь в тюрьме, своей участи ожидали еще 33 человека.

10 июня 1692 года был приведен в исполнение первый смертный приговор. На Висельном холме погибла Бриджет Бишоп.

29-30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор пяти женщинам обвиненным в колдовстве. 19 июля того же года состоялась их казнь. Были повешены: Реббека Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув.

5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек, многие из этих людей были послушными прихожанами, соблюдающие посты и следующие всем церковным канонам. Один из них Джордж Берроуз являлся бывшим пастором, перед казнью он прочитал без запинки "Отче наш", надеясь на спасение. В пору разгара охоты на ведьм, считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию не сможет прочитать молитву ни разу не запнувшись. Берроузу это не помогло, и 19 августа вместе с ним были казнены: Джордж Джакобс - старший, Марта Кэриер, Джон Вилард, Джон и Элизабет Проктор.

22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь в деле салемских ведьм. Были казнены: Марта Ккотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самюэль Вардвелл и Мэри Паркеори - жена Жиля Кори, Маргарет Ср.

В октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений. Губернатор приказал больше не использовать спектральных доказательств, он также запретил "проверку прикосновением" заключенных на принадлежность к темным силам, отменил аресты и приказывает отпустить 28 из 33 подозреваемых. Свой поступок он мотивировал тем, что в арестах этих 28 человек фигурировали только спектральные доказательства.

Вице-губернатор Стаутон мечтал осуществить казни тех ведьм, которых вынуждены были отпустить в связи с тем, что женщины находились в положении. Губернатор Фиппс на замечание Стаутона отреагировал резко и запретил применять казнь. Стаутон подал в отставку. Ровно через полтора года, в мае 1693 год губернатор помиловал оставшихся в тюрьме подозреваемых.

Днем скорби в Салеме было назначено 14 января 1697 года. В это время процесс над салемскими ведьмами считали ужасной трагедией. Один из судей и несколько присяжных публично раскаялись. Пастор Пэррис, однако, решил что в его предвзятости были замешаны другие люди, которые просто сбили его с толку.

Решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным в 1702 году. В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии. В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.

__________________________________________________________________

Существует несколько версий, объясняющих заболевания дочери и племянницы пастора Сэмюэля Пэрриса и последовавшие за этим события, - истерия, сговор детей, особенности психологии пуритан, отравление ядовитым веществом. В 1976 году в журнале Science появилась версия, согласно которой галлюцинации у детей были вызваны отравлением ржаным хлебом, поражённым грибком, известным как спорынья. В том же году были опубликованы опровержения данной версии. Согласно другой версии, дети заболели особой формой энцефалита - "энцефалит летаргический", симптомы которого сходны с описываемыми в салемском случае. Высказывается также предположение, что девочки страдали болезнью Хантингтона (болезнь Хантингтона или, как ее еще называют, хорея Хантингтона - это врожденное наследственное заболевание, которое сопровождается появлением толчкообразных непроизвольных движений - хореи, развитием психических расстройств с деградацией личности и снижением интеллекта вплоть до слабоумия. Свое название данная болезнь получила в честь невролога Джорджа Хантингтона из Америки, который впервые описал основную симптоматику этой патологии. Но установить этот факт доподлинно еще никому не удалось).

История "охоты на ведьм" в Европе