Внеклассное мероприятие "учимся общению". Внеклассное мероприятие по воспитанию культуры поведения «Быть вежливым просто Классификация внеклассных мероприятий


Анжелика Федосеенко
Внеклассное мероприятие по воспитанию культуры поведения «Быть вежливым просто»

Быть вежливым просто .

Методическая разработка внеклассного занятия .

Федосеенко А. В. воспитателя ГПД

КУ Излучинская коррекционная школа-интернат 1,2 вида

Ханты-Мансийского Автономного Округа.

Тема : Быть вежливым просто .

Цель занятия : учить детей вежливому обращению , уважению к человеку любого возраста, знакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов, формировать духовно и нравственно развитую личность.

Ход занятия.

– Здравствуйте,ребята! Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

(Звучит песня «Улыбка»

слова М. Пляцковского,

мызыка В. Шаинского,

из мультфильма "Крошка Енот").

– Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

Ребята, послушайте рассказ Валентины Осеевой «На катке»

День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

Я нечаянно. - сказал он, отряхивая с ее шубки снег. - Ушиблась?

Девочка улыбнулась :

Коленку.

Сзади раздался смех.

"Надо мной смеются!" - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.

Иди к нам! - позвали они.

Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.

Ребята, можно ли назвать Витю вежливым человеком ? Почему? (Ответы детей) .

Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому , воспитанному человеку окружающие люди относятся по доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.

Сегодня на уроке мы ещё раз поговорим о вежливости и правилах поведения .

А что же такое вежливость ?

(Ответы детей)

Вежливость – соблюдение правил приличия.

Вежливый человек , значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый .

Ребята, давайте проверим, не забыли ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово :

В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще (здравствуйте)

Не проявляйте днем лень

Сказать при встрече (добрый день)

Вы после завтрака могли бы

Сказать всем поварам (спасибо) .

Из вежливости , не из жалости

Почаще говори (пожалуйста) .

Когда уходишь всем на прощание

Скажи простое (до свиданья)

Физкультминутка .

Как живешь? – Вот так! большой палец вверх

А плывешь? – Вот так! имитация плавания

Как бежишь? – Вот так! бег на месте

Вдаль глядишь? – Вот так! ладонь у лба

Ждешь обед? – Вот так! круговые поглаживания живота

Машешь вслед? – Вот так! машем рукой

Утром спишь? – Вот так! ладошки у щеки

А шалишь? – Вот так! топаем ногами, машем головой, руками.

Ребята, а сейчас давайте разберем ситуации в которых может оказаться, каждый из вас. Составим «Правила вежливого человека » , которые запишем и вывесим на самое видное место, чтобы никогда не забывать их.

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. А Маша удобно устроилась на диване и стала смотреть мультфильмы.

Правило 1.

Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Правило 2.

Будь вежлив со своими товарищами.

Ситуация 3.

Саша, вбежав в класс, закричал : «Привет, Димон! Я сейчас Светку рыжую толкнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»

Правило 3.

Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.

Ситуация 4.

Однажды Вова возвращался домой в автобусе. Он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла старушка. Вова посмотрел на нее и снова отвернулся к окну.

Правило 4.

Вежливый человек внимателен к людям.

Ситуация 5.

У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.

Правило 5.

Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.

Ребята, а теперь давайте проведём игру, которая позволит вам понять вежливы ли вы . Игра называется “Стул правды”. Послушайте внимательно ход и правила игры :

Вы садитесь на стул, спиной к товарищам.

На этот стул может сесть любой, кто готов отвечать на вопросы откровенно . Остальные ребята будут задавать вопросы , интересующие вас, но вопросы следует задавать не случайные, а такие, которые раскрывали его качества.

Вопросы :

Считаешь ли ты себя вежливым и воспитанным человеком ?

Какие “положительные” качества есть у тебя?

Какие “отрицательные” качества есть тебя?

Были ли случаи когда ты вёл себя не вежливо по отношению к окружающим людям? Много раз?

Какие “положительные” качества тебе нравится видеть в людях?

Какие “отрицательные” качества ты не хотел бы видеть в людях (одноклассниках?

Что бы ты хотел изменить в отношении со сверстниками, с родителями, с учителями?

Добрый ты человек и. т. д.

Итак, вы узнали многое о своих друзьях. Большое им спасибо за участие, за то, что они не побоялись выйти и ответить на неожиданные для них вопросы .

А закончить наше занятие я хочу вот этими словами :

Я хочу сказать вам на прощанье

Перед тем, как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли,

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

Расстаёмся мы сейчас,

Добрый путь вам! В добрый час!

Современные методологические приемы активизации внеклассной деятельности

Современному учителю, руководителю кружка или спортивной секции, педагогу дополнительного образования необходимо свободно владеть в педагогической практике основными методологическими приемами или методами организации внеклассной деятельности.

Интерактивные формы внеклассной деятельности — формы организации учебного занятия или внеклассного мероприятия, предполагающие усиленный умственный труд, физическую, коммуникативную активность или быстрое принятие решения. К таким формам можно отнести экспресс-викторины, мозговой штурм, эстафеты, мини-конкурсы и др.

Беседа — метод обучения и воспитания, предполагающий диалог между учителем и учащимися преимущественно по вопросам педагога. Беседа активизирует умственную работу обучающихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос — задача, которую решают ученики. Виды бесед: подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая, повторительная. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от микроцели на определенном этапе учебного занятия и внеклассного мероприятия.

Эвристическая беседа используется в том случае, когда педагог не сообщает истину, а учит ее находить. На основе анализа известных обучающимся фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений ученики приходят к выводу по теме нового (познавательного) материала.

Воспроизводящая беседа используется при закреплении изученного материала, а также при повторении и обосновании выполненных действий.

Сообщающая беседа применяется педагогом в тех случаях, когда новый материал не может быть получен эвристически.

Обобщающая беседа проводится обычно в конце учебного занятия (внеклассного мероприятия) и в конце изучения крупной темы, раздела, курса.

Диалог — вид устной речи (реже письменной), характеризующейся сменой высказываний двух или нескольких (в этом случае иногда употребляют термин «полилог») говорящих лиц. Реплики (высказывания) говорящих связаны между собой по смыслу и составляют вместе единое целое, поэтому диалог — вид связной речи или текста. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация. Для диалога характерны некоторые стилистические особенности: вопросы, восклицания, эллиптические конструкции, междометия и частицы, обращения и пр.

Демонстрация — методический прием, показ на занятии (внеклассном мероприятии) всем обучающимся таблиц, схем, моделей, картин, диапозитивов, видеофильмов, телепередач, изображений, проецируемых на экран с помощью современной электронной и видеотехники.

Дифференцированный подход — форма организации труда обучающихся на основе их объединения, в рамках учебного коллектива, в небольшие группы по интересам, по уровню готовности, а в смешанных — по национальному составу, по степени владения русским (иностранным) языком. Каждая группа получает задания разного характера, неодинаковой степени трудности. Дифференцированный подход позволяет в рамках подросткового коллектива подтянуть отстающих, дать возможность для развития каждой подростковой группе (каждой личности). Деление на группы не является постоянным. Для разных видов работы могут создаваться разные по составу творческие группы.

Дозировка учебного материала . При организации и проведении внеклассного занятия (мероприятия) педагогу необходимо продумать насыщенность каждого этапа занятия или мероприятия. Такая работа способствует предупреждению перегрузки обучаемых, утомляемости, обеспечивает оптимальные условия усвоения учебного (познавательного) материала.

Доказательство — методический прием, развивающий мышление и речь и состоящий в обосновании какого-либо утверждения с помощью других мыслей, утверждений, уже доказанных или принимаемых без доказательств (очевидных или недоказуемых). Задания с предложением «докажи» широко используются как на учебных занятиях, так и во время проведения внеклассного мероприятия.

Закрепление знаний, умений и навыков — вид учебной деятельности учеников, организуемой и проверяемой педагогом, направленной на осуществление принципа прочности усвоения учебного (познавательного) материала. Закрепление знаний осуществляется путем повторения нового материала в разных вариантах и сочетаниях, в перестроенном виде, с новыми примерами, а также при помощи выполнения практических действий — упражнений, практических заданий. Закрепление на учебном занятии проводится обычно после объяснения нового материала.

Тестирование — современный вид проверки усвоения учебного (теоретического) материала, определения психологического типа личности подростка, его склонностей и интересов. Тестирование предполагает две методики исполнения: компьютерный вариант и вариант на бумажных носителях. Преподаватели составляют краткие задания по изученным темам или блоку учебного материала, предлагают различные варианты их решения (ответы), из которых лишь один вариант верен. Обучаемым предлагается за определенное (ограниченное) время обозначить правильный вариант ответа или на листах бумаги, или в компьютере.

Компьютер — современное техническое средство обучения, развития и поиска информации в Интернете, которое применяется в следующих видах:

Разработка и использование учащимися компьютерных программ, по которым они работают самостоятельно на персональных компьютерах или в компьютерных классах;

Использование готовых компьютерных программ, развивающие игры, тестирование;

Контроль и самоконтроль (проверяются знания и умения);

Общение с друзьями других регионов и стран через Интернет, передача информации посредством электронной почты;

Моделирование и конструирование; обобщение изучаемого теоретического материала, а также реферирование и редактирование написанного текста;

Анализ и отбор учебных текстов, необходимой информации и их оценка по определенным критериям;

Количественное изучение звучащей речи или напечатанных текстов и др.

Повторение учебного (познавательного) материала — возвращение в ходе учебного занятия (внеклассного мероприятия) к изученному ранее с целью его закрепления, связывания с новым материалом, обобщения и систематизации изученного. Повторение обеспечивает прочность усвоения знаний. Обычно повторение проводится на новых примерах, в ином порядке, с применением новых способов деятельности (подготовка обучаемыми обобщающих таблиц, схем, докладов и пр.).

Индивидуальное обучение (консультация) — форма организации учебных занятий с отдельными учениками вне учебного коллектива. Чаще всего используется с учениками, которым предписано обучение на дому. Индивидуальное обучение обычно состоит в разъяснении трудных теоретических вопросов, в совместном выполнении заданий с учетом методических указаний преподавателя, в самостоятельной работе под руководством педагога. Как правило, индивидуальные консультации даются педагогом при подготовке докладов, выполнении длительной творческой работы (при использовании проектной методики).

Развитие речи обучаемых — процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи — ее восприятием и выражением своих мыслей. Процесс развития речи протекает у людей разного возраста. Термин «развитие речи» используется также в узком методическом значении: специальная учебная деятельность педагога и обучаемых, направленная на овладение речью, а также соответствующий раздел курса методики русского или иностранного языка. Она включает организацию речевых ситуаций, речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом (связной речью), интонациями, над исправлением и совершенствованием речи.

Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи обучаемых.

Ролевая игра — методический прием обучения и активизации внеклассной работы школьников. Суть ролевой игры заключается в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль — туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога и т. д. Ведущий руководит ходом беседы. Ролевая игра создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда обучаемых.

Самоконтроль — необходимый этап учебного действия. Реализуется в следующих приемах: проверка правильности написанного текста; применение словарей и справочников; выверка своего ответа по заранее составленному плану; самонаблюдение за произношением, темпом, выразительностью речи и правильностью чтения текста и т. д.

Самостоятельная работа — познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию учителя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Может иметь место при изучении нового учебного материала, закреплении знаний, подготовке реферата или доклада, творческой работы, сборе коллекции или гербария, проектировании проекта.

Метод проектов — в настоящее время наиболее популярный метод обучения среди учителей-экспериментаторов. Наиболее эффективное применение проектного метода возможно с использованием компьютера. В проектном процессе выделяют три главные стадии, или фазы. На первой выдвигается плодотворная идея (содержательное ядро, смысл дальнейших действий). На второй (средней) — из недифференцированной идеи вырисовывается многоплановая панорама желаемого (построение технологии дальнейших действий или приемов будущей планируемой модели), Завершающая фаза проектирования — составление проектно-технологической документации.

Проектный метод предполагает принципиально иной подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».

Приоритетные формы внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях

Чаще всего приоритетными для детей и подростков в общеобразовательных учреждениях являются игровые, театральные, дискуссионные, ситуативно-творческие, психологические, состязательные формы воспитательной и внеклассной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя.

Наиболее популярными формами внеклассной деятельности являются:

1. Предметные недели по учебным предметам социально-гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов.

2. Учебно-познавательная деятельность: общешкольные предметные олимпиады и общественные смотры знаний, чествование призеров и победителей общешкольных, городских (районных) и областных (окружных, региональных, республиканских) предметных олимпиад и конкурсов; чемпионаты «знатоков виртуального мира» (знатоков информационно-коммуникационных технологий), фестивали творческих и научно-исследовательских проектов; общешкольные смотры-конкурсы «Лучший ученик» (по параллелям классов), «Лучший выпускник школы (лицея, гимназии)», «Лучшее портфолио ученика».

3. Героико-патриотические и военно-спортивные мероприятия : работа школьных музеев, тематические вечера и праздники; организация и проведение экскурсий и тематических экскурсионных поездок, военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок», соревнований «Безопасное колесо», отрядов ЮИД (юных инспекторов дорожного движения) и ЮДП (юных друзей пожарников).

4. Массовые праздники (коллективно-творческие дела): тематические праздники, фестивали творчества и фантазии; конкурсы: «Алло, мы ищем таланты», «А ну-ка, парни», «Мисс школа», КВН, профессий, самоделок; интеллектуальные турниры знатоков; конкурсы инсценированной или строевой песни, театральных постановок, чтецов и авторского творчества, рисунков и плакатов.

5. Специализированные (тематические) или профориентационные) акции: ярмарки знаний и будущих профессий; праздники и фестивали народного творчества, национальных обычаев и традиций; фестивали науки и творчества, кружков и клубов по интересам; неделя детской книги или библиофилов.

6. Общественно полезные и социально значимые мероприятия: трудовые десанты и субботники; тимуровская деятельность, рейды Айболита и чистоты; поисковая и краеведческая работа; операции «Подарок далеким друзьям», «Подарок ветерану»; акции милосердия: «Помоги детям-инвалидам», «Наш подарок детскому дому», «Помоги людям старшего возраста».

7. Спортивная и туристская деятельность : организация и проведение туристских слетов, «робинзонад» и соревнований, одно- и многодневных пешеходных, комбинированных, горных, вело-мото походов и экспедиций; вечеров туристов, «Малых олимпийских игр», турниров (чемпионатов) по волейболу, баскетболу, легкой и тяжелой атлетике, гимнастике и борьбе, шахматам и шашкам (нардам, бильярду); спортивных эстафет (с учащимися, родителями); соревнований «Мама, папа, я — спортивная семья», «Самый спортивный класс».

Наиболее распространенные формы досугового общения: «огоньки», круглые столы, дискотеки, вечера, посиделки, выезды за город, посещения музеев, встречи с интересными людьми; работа кружков и клубов по интересам, спортивных секций; «мозговые штурмы», дискуссии и интерактив.

Становятся популярными новые игровые формы: по типу игры программы «Новая цивилизация», интенсивного общения (целевые тренинги, обучающие и развивающие интеллектуальные и психологические игры), коммуникативно-лингвистические (тренинги-общения, творческие игровые вечера), коммуникативные (дискуссии, мозговые атаки, деловые, сюжетно-ролевые игры).

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

Внеклассное воспитательное мероприятие «правила этикета»

Выполнила:

студентка МДИ-108

Шишканова И.

Проверила:

к.п.н., доцент

Зубарева И. Г.

Саранск 2012

Цель мероприятия: формирование морально-нравственных качеств личности учащихся, навыков культурного общения учащихся и представление учащихся об основных этических нормах.

Задачи:

- образовательная: обобщить знания учащихся о правилах этикета, о правилах поведения в общественных местах, со сверстниками, со старшими и т.д.

- развивающая: развитие интеллигентности и воспитанности не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого.

- воспитательная: воспитание самостоятельности, активности, формирование чувства солидарности и здорового соперничества, умения работать в коллективе.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма мероприятия: конкурсная.

Оборудование: листы с заданиями, бланки для ответов, ручки, секундомер, таблички с названием команд.

Подготовительная работа:

Выбор формы проведения мероприятия, его темы, времени и места проведения, постановка целей и задач мероприятия.

Разделить класс на 2 команды (по 8-10 человек в каждой). Каждая команда выбирает капитана и выдвигает название команды.

Подготовить класс к мероприятию (составить столы для участников команд), секундомер, таблички с названиями команд, бланки для ответов.

Подготовить листы бумаги и ручки (для каждой команды) для проведения теста.

Пригласить гостей в виде жюри.

Шишканова И.Н.: Здравствуйте, ребята! Сегодня наш класс­ный час посвящен правилам этикета. Сегодня мы с вами попробуем разобраться, в наших с вами правилах поведения в общественных местах. Ведь, наше поведение очень сильно зависит от различных перемен! Но не стоит забывать, что ничто не подчеркивает наилучшим образом индивидуальность, как знание этикета и правил поведения. А что вы знаете об этикете? Какие правила нужно соблюдать, чтобы не ударить в грязь лицом перед понравившимся вам человеком?

Учащиеся: Этикет – это ….. Нельзя делать то-то…. Нужно быть таким-то…

Шишканова И.Н.: Хорошо, а давайте теперь проверим ваши знания правил хорошего тона на практике. Прежде, чем приступить, нужно разделиться на 2 команды и каждая команда будет зарабатывать определенное количество баллов. И первый наш конкурс «Разминка». Итак, за каждый правильный ответ, балл. Каждая команды вписывает правильные ответы в предоставленные бланки. В конце всех 5 туров жюри подсчитает количество баллов и объявит команды победителя.

Воспитательное мероприятие в 6 классе: «Реальный разговор»

Цель:

Побудить подростков к размышлениям о виртуальном и реальном общении, способствовать формированию позитивного восприятия действительности

Задачи

Организовать коллективное обсуждение проблемы и взаимодействие в группах;

Познакомить с примерами позитивного и негативного влияния интернета;

Вызвать эмоциональный отклик, желание больше общаться вживую;

Показать забытые способы общения такие как открытка и личное (бумажное) письмо;

Оборудование (техническое оснащение)

Компьютер, экран, мультимедийный проектор, звукоусиливающее устройство (колонка)

Методическое оснащение

Мультимедийная презентация;

Клубок вязальных ниток;

Иллюстрации: «Мир реальный», «Мир виртуальный»

Два набора карточек со словами, называющими понятия реального и виртуального миров;

Магнитная доска;

Магниты;

Карточки, иллюстрирующие цели выхода в интернет;

Набор карточек с ситуациями;

Открытки;

Почтовые конверты;

Карточки для рефлексии.

Ход воспитательного мероприятия

(Дети, входя в класс, произвольно делятся на 4 группы и размещаются вокруг 4 столов)

I . Приветствие. Эмоциональный настрой.

Педагог. Здравствуйте! Я рада нашей встрече, ведь сегодня я смогу познакомиться с новыми людьми, а, может, и подружиться. Подумайте, что бы вы хотели сейчас рассказать о себе. Может быть, о своем хобби, а кто-то назовет любимое блюдо, кто-то черты характера. И чтобы наше знакомство поскорее состоялось, я попрошу вас встать в круг.

Игра «Клубок». По мере знакомства все по очереди попадают в нитяную «паутину».

II . Погружение в тему. Актуализация.

Педагог. Я очень рада с вами познакомиться. Но посмотрите, что у нас получилось? На что это похоже?

Учащиеся. На паутину.

Педагог. Конечно, это похоже на паутину. А с чем у вас ассоциируется слово паутина?

Учащиеся. (Если сами не выходят на тему, педагог спрашивает, что такое всемирная паутина.)

Педагог. Легко ли нам избавиться от паутины, связавшей наши руки? Снимаем петли, и мы свободны. А так ли легко выпутаться из Интернет-паутины, и стоит ли это делать, это мы сегодня и обсудим. Присаживайтесь на места.

Сегодня я предлагаю вам поговорить об интернете. И назовем это «Реальный разговор». Мы будем общаться друг с другом, и, чтобы нам ничего не мешало, я прошу вас отключить и убрать ваши телефоны и другие приспособления. Давайте обсудим правила нашего реального разговора.

Учащиеся. Не перебивать друг друга, внимательно слушать собеседника, уважать мнение каждого и пр.

Педагог. Поскольку мы с вами будем говорить об интернете, какой антоним можно подобрать к слову реальный?

Как вы понимаете, что такое реальный мир, а что такое - виртуальный мир?

Учащиеся. Мир реальный - это всё, что нас окружает: природа, друзья, родители. Это всё, к чему можно прикоснуться и пр. Виртуальный мир - интернет.

Педагог. Чтобы разобраться, что представляет собой каждый из этих миров, давайте проведем небольшой эксперимент. Из предложенных карточек одни ребята выберут слова, обозначающие понятия реального мира, а другие - виртуального. Давайте, те, у кого на столах красные коробочки выбирают понятия реального мира, у кого коричневые - виртуального.

(Работа с карточками в группах, а потом у доски).

Педагог. Прокомментируйте результат нашего маленького эксперимента.

Учащиеся. Реальный мир богаче и интереснее.

III . Обсуждение проблемы.

Виртуальное и реальное общение. Плюсы и минусы. Разбор ситуаций.

Педагог. Чем же нас привлекает мир виртуальный?

Учащиеся. Можно общаться с людьми, находящимися далеко, находить нужную информацию, учиться, играть, смотреть кино, слушать музыку и т.д.

Педагог. Вы назвали три цели выхода в интернет: общение, поиск информации, развлечения (Карточка 2). Подумайте и определитесь, с какой целью вы чаще всего выходите в интернет. Возьмите по одному стикеру и наклейте на одно из полей, которое соответствует вашей цели.

Многие наклеили стикеры на поле общения. Вы все представляете, как происходит виртуальное общение.

Давайте попробуем разыграть эту ситуацию. Как бы это могло выглядеть при реальном общении?

Учащиеся разыгрывают диалог.

Педагог. Почему у нас одна виртуальная беседа предстала в нескольких вариантах? Здесь и ирония, и похвала, а может быть и сочувствие. Почему при реальном общении не возникает таких разных впечатлений? Что, кроме слов, помогает нам правильно понимать друг друга?

Хоть реальные речи нам порой более понятны, все же виртуальное общение влечет, а порой и затягивает. Знакома ли вам такая ситуация?

Беседа о ценности времени. Маршак.

Педагог. Как вы понимаете слова С.Я. Маршака? Читает.

Учащиеся высказывают суждения.

Педагог. Да, время можно использовать по-разному. Можно несколько часов переписываться с подругой, которая живет в соседнем доме, а можно сходить к ней в гости и насладиться живым общением со всей палитрой эмоций. Можно целый день ухаживать за виртуальным котенком, а можно выйти на улицу и накормить настоящего живого голодного котенка или поиграть со своим питомцем.

Да и сам интернет тоже можно использовать умело и с пользой, а можно просто убить драгоценное время. Давайте рассмотрим ситуации. Карточка 3. (Каждой группе - по одной ситуации)

Учащиеся обсуждают в группах, отвечают на вопрос карточки, а потом читают классу и делают выводы

Педагог. Выходит, интернет нам и помогает, и мешает. А можем ли мы сегодня обходиться без интернета? Представьте, что сбился спутник, и мы остались без интернета и сотовой связи. Чем бы мы могли себя занять? Что бы вы делали без интернета?

Учащиеся рассказывают о возможных реальных занятиях.

Педагог. А есть ли возможность пообщаться с человеком, который находится далеко?

(Видеоролик с музыкой «Письма»)

Раньше письмо было традиционным средством общения. Сегодня бумажная почта умирает. Уходит целая культурная эпоха. А ведь раньше писем ждали с нетерпением. В них частица души автора. Над составлением влюбленные барышни могли провести целую ночь. А как матери и невесты ждали из армии писем молодого солдата. С каким трепетом раскрывали они сложенное треугольником письмо полевой почты. Письмо с фронта. Не только слова, но и почерк мог рассказать о том, что на душе у родного человека. Эти бумажные весточки читали, перечитывали, хранили как реликвию. Написал, значит живой. Бывало ведь и такое, что солдат погибал, пока письмо преодолевало свой долгий путь. Но здесь, в этих строчках он остался жить.

Если это письмо от девушки, возможно, оно со стихами и даже пахнет ее духами. Очень популярны были и открытые письма - открытки. Их отправляли к праздникам и дням рождения. Адресаты их ставили на видное место в доме, а дети даже коллекционировали. (Показывает открытки советских времен). Ведь так приятно подойти к почтовому ящику и достать оттуда письмо или открытку. Сегодня уже совершенно незнакомые люди посылают друг другу открытки из разных стран. Даже акцию придумали «Посткроссинг».

IV . Рефлексия.

Педагог. Возникло ли у вас желание написать кому-нибудь письмо?

Чтобы ваше желание поскорее исполнилось, я подарю вам конверты. В строчке «кому» напишите имя человека, которому адресуете свое послание. Я думаю, он будет очень рад. Письмо вы, конечно, напишете дома. Для этого нужен особый настрой, надо собраться с мыслями.

В письмах люди делятся своими мыслями, чувствами, ощущениями. Разговор тоже всегда оставляет какой-т след в нашей душе. А какой след у вас оставил этот реальный разговор? Давайте потренируемся, и это письмо вы напишете мне (раздает листочки для письма). Что вы сейчас чувствуете, с чем уйдете с этого занятия?

Учащиеся пишут (под музыку).

Педагог. Спасибо вам, я с удовольствием прочитаю ваши письма. Мне было с вами очень интересно и приятно общаться. Спасибо вам за наш реальный разговор.

МОКУ Падунская специальная

(коррекционная)школа – интернат VIII вида

Воспитательный час

Беседа « Праздник твоего имени»

Составила: Кичигина Е.В.

Праздник твоего имени

Цель : Прививать ребятам чувство уважения к своим именам

и именам окружающих;

Расширять кругозор учащихся, развивать любознательность.

Оборудование: Плакаты с написанными на них именами и их расшифровкой.

У каждого человека есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.

« Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе. В минуту рождения каждый, и низкий и знатный, имя свое от родителей в сладостный час получает…»

Давайте проследим, как возникали имена, думаю, вам это будет интересно. Наука об именах собственных называется ономастикой.

С греческого языка « онома», значит «имя».

В далекие времена, когда люди жили племенами, они, чтобы отличаться друг от друга, стали придумывать себе и другим имена – клички. Как правило, такие имена отражали какое-то достоинство человека: « Зоркий глаз», « Храбрый», « Доброе сердце» и т.д.

Называя так человека, люди как бы сразу давали ему характеристику, которую он должен был подтверждать всю свою жизнь. Поэтому имя давалось человеку не сразу после рождения, а у отдельных народов через полгода, а то и более. А почему?

По мере того, как людей становилось больше, имена стали повторяться, да и звучали они короче – так было удобнее обращаться к человеку. Дима – Дмитрий, Алексей – Алеша, Надежда – Надя и т.д. И придумывать их стали родители, порой задолго до рождения ребенка.

У одних народов было принято называть мальчика именем дедушки, а девочку – именем бабушки.

Но часто родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то обозначает.

Вера – русская

Елена- греческое, солнечная, светлая

Маргарита – жемчуг, жемчужина

Ольга – святая

Светлана – светлая

Юлия – кудрявая

Алексей – отражающий, предотвращающий защитник

Виталий – жизненный

Дмитрий – принадлежит Деметре, богине Земли

Олег – древне-русское от Князя Древней Руси

Евгений – старинное

Степан – старинное

Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы их дети выросли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот имена им и давались такие, как, например, Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир, людей, Людмила – милая людям. Надежда, вера, любовь – это все древнерусские имена.

По имени многое можно узнать о человеке. Скажите, пожалуйста, что можно определить по имени? (ответы детей) пол ребенка, девочка или мальчик. Если пожилой человек, то добавляют отчество.

Несмотря на то, что у нас много общего, чем мы отличаемся друг от друга? Ответ: именем.

Ответьте: что можно узнать, зная ваше отчество?

Ответ: как зовут вашего отца.

С именами связано множество сказок и мультфильмов, романов, рассказов, повестей. Назовите их, если они вам известны? (ответы детей)

А теперь небольшая викторина по сказкам, назовите героя сказки и название ее:

1. Она попала в страну чудес (Алиса)

2. У нее голубые волосы (Мальвина)

3. Он попадал в снежное царство (кай)

4. Он ездил на печке (Емеля)

5. Она самая прекрасная в русских сказках (Елена)

6. Он был на луне (Незнайка)

7. Имя самого сильного богатыря (Илья)

8. Кто самый мудрый в сказках (Василиса)

9. Имя Царевича в сказках (Иван, Елисей, Гвидон)

10. Ее брат превратился в козленочка (Аленушка)

А теперь отгадайте загадки – а загадки это известные сторчки из песен. В каждой загадке какое-то имя.

Вдоль маленьких домиков белых

Акация душно цветет

Хорошая девочка…….Лида

На улице южной живет.

Синенькая юбочка

Ленточка в косе

Кто не знает….Любочку

Любу….знают все.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой

Выходила на берег….Катюша

На высокий берег на крутой.

Хмуриться не надо…Лада

Хмуриться не надо…Лада

Для меня твой смех награда…..Лада.

Стюардесса по имени…..Жанна

Обожаема ты и желанна

Ангел мой неземной,

Ты повсюду со мной,

Стюардесса по имени….Жанна.

С этим заданием вы справились. А теперь последнее задание. Каждый из вас сейчас своему соседу по парте напишет все формы его имени. Например: Лена – Леночка – Ленусик – Ленок – Аленушка – Ленчик.

Давайте подсчитаем, кто придумал больше всех имен.

Все вы молодцы, ребята.

Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше имя вам нравилось, и оно вам приносило только удачу, хорошее настроение и веселье.

Литература:

Газета « Последний звонок» №12 2008г.

« 500 загадок про слова для детей» Москва 2008 год.

« 500 новых частушек» Москва 2000 год.

Газета « Педсовет» № 8 2003 год.

Газета « Педсовет» № 8 2005 год.

Газета « Последний звонок» № 7 2003 год.

Газета « Последний звонок» № 7 2007 год.