Икона божья матерь с ребенком. Иконы Пресвятой Богородицы


Особое чувство у православных христиан вызывают иконы Божией Матери. Фото с названиями наиболее прославленных в России образов представлены на этой странице.

Посредством икон верующие обращаются к Богородице с молитвами об укреплении веры, исцелении болезней, спасении души.

Сколько икон Божьей Матери существует

Сколько всего разных образов Божией Матери написано никто точно не знает. В месяцеслове, изданном Московской Патриархией, упомянуто 295 названий.

Но по иконографии образы Богородицы разделяют всего на три вида: Оранта (выглядит с воздетыми вверх руками), Одигитрия (младенец благословляет Богородицу), Елеуса (умиление, прильнули друг к другу).

Иконы Божьей Матери с фото и описанием

Ниже представлен список Святых ликов, наиболее популярных или напротив мало известных, чья история или описание очень интересны.

«Казанская» икона Божией Матери

Празднуется 21 июля и 4 ноября. Чудотворный образ спасал страну во времена смуты, бедствий и войн. Его значение — в сохранении страны под сенью Богородицы.

Самый чтимый на Руси образ. Обретен в 1579 году в Казани на пожарище во время гонения на христиан. Им благословляют венчающиеся пары, молятся об исцелении глазных болезней, об отражении иноземного вторжения.

Икона Божией Матери «Неупиваемая чаша»

В 1878 году одному отставному солдату, страдающему от запоев, было явление прп. Варлаама идти в город Серпухов и помолиться там перед неким образом. Этой иконой оказалась известная ныне «Неупиваемая чаша ».

Икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская»

Празднуется 27 марта, а также 29 августа. У нее просят счастливого брака и здоровых детей.

Возможно, написана апостолом Лукой. Находилась в XII веке в г. Городце. Чудесным образом переместилась в Кострому: ее видели в руках св. воина Феодора Стратилата, который шел с ней по городу. Отсюда название «Феодоровская ».

«Державная» Божья Матерь

Празднуется 15 марта. Значение образа состоит в том, что власть над Россией перешла от царя непосредственно к Деве Марии.

Явлена в 1917 году в селе Коломенское, в Подмосковье, в тот самый день, в который Николай II отрекся от престола. Державу как бы приняла от царя Пресвятая Богородица.

«Владимирская» икона

Празднуется 3 июня, 6 июля, 8 сентября. Значение образа для православных христиан в сохранении России от иноплеменных воинов.

Написана апостолом Лукой на столешнице Святого Семейства. Сохранила Москву от нашествия Тамерлана. При советской власти выставлялась в Третьяковской галерее.

«Тихвинская» Божия Матерь

Этот образ, по преданию, написан евангелистом и апостолом Лукой. Он чудесно явился близ города Тихвина. Особенно замечательным среди многих чудес, явленных образом, было спасение Тихвинской обители во время Северной войны в 1613 году.

«Троеручица»

Названа так по чуду, случившемуся с прп. Иоанном Дамаскиным. Его отсеченная рука приросла на место по молитве у образа Богородице. В честь этого события к окладу образа была приставлена серебряная рука.

«Нечаянная Радость»

Празднуется 14 мая и 22 декабря. Значение образа состоит в милости Богородицы даже к нераскаянным грешникам, приводя их к покаянию.

Икона названа в память обращения одного беззаконника, который архангельским приветствием испрашивал себе благословение на беззаконные дела.

«Блаженное Чрево»

В XIV веке находилась в Благовещенском соборе кремля. Прославлена многими чудесами.

«Благовещение»

Образ посвящен одноименному двунадесятому празднику.

«Благодатное Небо»

Празднуется 19 марта. Значение образа в том, что именно в таком облике, по предположению, Пресвятая Дева Мария снизойдет на землю, готовя людей ко второму пришествию Христа.

Образ привезен в Москву литовской княгиней Софьей Витовтовной в начале XV века.

«Всех Скорбящих Радость»

В 1688 г. больная Евфимия, родственница патриарха, страдающая от неизлечимой болезни, чудесным образом исцелилась перед этим образом.

«Воспитание»

Празднуется 18 марта. Значимость иконы связана с воспитанием юного поколения в православной вере.

Это византийский образ, известный многими чудесами. Оказывает помощь родителям и их детям.

«Живоносный Источник»

Отмечается на пятый день после Пасхи. Молятся о сохранении благоразумия и безгрешной жизни.

Икона названа в память святого источника воды близ Константинополя. В этом месте Льву Маркеллу явилась Дева Мария и предсказала, что он станет императором.

«Избавительница»

Празднуется 30 октября. В 1841 году в Греции по молитвенному бдению перед этим образом чудесно было остановлено нашествие саранчи.

Икона была с семейством Александра III, когда их поезд попал в крушение. Именно в этот день стали праздновать именины иконы, в ознаменование спасения императора.

«Ключ Разумения»

Молятся о детях, которым с трудом дается учение. Икона местночтимая, находится в Нижегородской области.

Появилась в России в XVI веке, родственна образу «Прибавление ума».

«Млекопитательница»

Образ был перевезен в Сербию из Иерусалима св. Саввой в VI веке.

«Неувядаемый Цвет»

Означает непорочность Пречистой Девы Марии.

«Отрада»

Празднуется 3 февраля. Означает великую милость Богородицы к грешникам, вопреки даже своему Сыну.

С образом связано чудесное избавление от разбойников, напавших на Ватопедский монастырь на Афоне.

«Помощница в родах»

Помогает при тяжелых родах.

«Самонаписавшаяся»

Местночтимая на Афоне. Чудесно проявилась у благочестивого иконописца из города Яссы в 1863 году.

«Скоропослушница»

Афонская икона. От нее произошло чудесное исцеление зрения непослушного монаха.

«Утоли моя печали»

Празднуется 7 февраля. Избавляет от душевной тоски. От нее произошли многие исцеления.

Привезена в 1640 году в Москву казаками. Замироточила в 1760 году.

«Целительница»

Значение – утешение больных. Часто украшает больничные храмы.

Заключение

Обращение к этим иконам всегда помогало православным христианам в трудные минуты жизни. И сейчас, в современном мире, продолжаются исцеления и чудеса. Появляются новые чудотворные иконы Девы Марии.

Заступничество Пресвятой Богородицы будет продолжаться до конца истории рода человеческого.

Иконы Богородицы – Православная Церковь почитает многие: Казанскую, Владимирскую, Иверскую и многие другие. Так почему их так много? Об этом наша статья!

Почему так много икон Богородицы?

Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот. Откуда взялось такое множество образов и как в них ориентироваться, «НС» объяснила искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея, автор книг о русской иконе.

Особое покровительство

В истории христианства есть страны и народы, которые ощущали свою тесную связь с Богородицей. В их числе, например, Грузия — по Преданию, эта земля выпала Деве Марии по жребию для проповеди, и Божия Матерь навсегда обещала Грузии свое покровительство. На Афоне Богородица почитается игуменьей Святой горы. В Западной Европе Она именовалась Королевой Польши. А в Средние века Ливония (часть Латвии) называлась «Терра Мариана» — земля Марии.

Но все-таки на Руси Богородицу почитали особо. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице (празднику Успения). В XII веке князь Андрей Боголюбский даже ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, официально обозначив тем самым идею покровительства Божией Матери русской земле. За десять веков христианской культуры в России написано множество гимнов Божией Матери и создано потрясающее количество икон, многие из которых прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — , которая сопровождала Россию на протяжении всей ее истории.

Согласно восточно-христианской традиции Богородицу принято изображать в вишневом мафории (плате), синей тунике и голубом чепце. На мафории обычно изображаются три золотые звезды — символ девства «до Рождества, в Рождестве и по Рождестве» и символ Святой Троицы. Во многих иконах фигура Богомладенца закрывает собой одну из звезд, символизируя тем самым Воплощение второй ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. Кайма на мафории – знак Ее прославления. Например, на мафории Богоматери Донской исследователи увидели надпись и расшифровали ее, и в ней действительно прочитывается прославление Богородицы

Икона на Руси была и моленным образом, и книгой, с помощью которой обучаются основам веры, и святыней, и главным богатством, которое передавали в наследство из поколения в поколение. Обилие икон в русских церквях и домах верующих по сей день удивляет иностранцев. Иконы Богородицы тем более любимы, что Ее образ, близкий народной душе, кажется доступнее, ему открывается сердце, может быть, даже легче, чем Христу.

«И при всей доступности этого образа лучшие иконы содержат глубочайший богословский смысл, — говорит искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте Святого апостола Андрея. — Образ Богородицы сам по себе столь глубок, что богородичные иконы оказываются одинаково близки и простой неграмотной женщине, в любви своей к Матери Божией принимающей каждую богородичную икону за самостоятельную личность, и интеллектуалу-богослову, усматривающему даже в самых простых каноничных образах сложный подтекст».

Верная лоция

Учение Церкви о Богоматери напрямую связано с христологической догматикой и основано прежде всего на тайне Боговоплощения. «Через иконописный образ Богородицы раскрывается глубина богочеловеческих отношений, — объясняет Ирина Языкова. Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческой природе — тварь вместила Творца, и через это пришло спасение к Ней и ко всему человеческому роду. Христоцентричность икон Богородицы — также и верная лоция, которая помогает разобраться в море различных иконографий». На большинстве икон Божией Матери Она изображена с Младенцем. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям — вера, надежда, любовь — и так запомнить три типа иконографии. Итак:

В иконографии, получившей название Знамение или Оранта, Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся») с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Икона Божией Матери «Знамение». Москва, XVI в.

Вера — иконография, получившая название Знамение или Оранта. Богородица представлена в позе Оранты (греч. «молящаяся»), с воздетыми к небу руками, на Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила. Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Христос воплотился через Богородицу, Бог стал человеком — в это мы верим . Самые известные иконы этого типа: Курская-Коренная, Знамение, Ярославская Оранта, Мирожская, Неупиваемая Чаша, Никопея.

Надежда — иконография называется Одигитрия (греч. «путеводительница»). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток — символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, — она наша ходатаица, помощница, наша надежда . Самые известные иконы этого типа: Тихвинская, Смоленская, Казанская, Грузинская, Иверская, Пименовская, Троеручица, Страстная, Ченстоховская, Споручница грешных.

Любовь — иконография Умиление или Елеуса — «милующая», как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом . Самые известные иконы этого типа: Владимирская, Донская, Корсунская, Федоровская, Почаевская, Взыскание погибших.

Иконография Умиление или Елеуса – «милующая», как ее называют греки – это наиболее лиричный из всех типов иконографии. Фигуры Богородицы и Младенца Христа представлены прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. «Умиление». Конец XIV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Свеча светоприемная

В церковной поэзии Богородица величается «честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим» (почитаемой более херувимов и славной более серафимов), «невестой неневестной» (невестой, не бывшей замужем), «Матерью Света» (Матерью Христа). Византийская гимнография соединила в себе черты пышной восточной поэзии и глубокой греческой метафорики. На Руси в тонкости богословия тогда не слишком вникали, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер, чем в Византии. Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы.

Четвертый тип иконографии Богородицы – акафистный – основан на гимнографии. Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. Например, композиция иконы «Богоматерь – Гора нерукосечная» строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты – ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орашенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная

Именно на гимнографии, то есть на церковной поэзии, основан последний, четвертый тип иконографии Богородицы — акафистный . Ее иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богородица величается в акафисте или других произведениях. «Например, композиция иконы “Богоматерь — Гора Нерукосечная”, — рассказывает Ирина Языкова, — строится по принципу наложения на изображения Богоматери с Младенцем Христом (обычно сидящей на троне) различных символов, иллюстрирующих акафистные эпитеты — ветхозаветные прообразы Богородицы: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная (один из символических образов Богоматери, основанный на ветхозаветном пророчестве Даниила –истолковании сна Навуходоносора о камне (см. Дан 2: 34). Царь видел истукана, разлетевшегося в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень — прообраз Христа, Который разрушит все предшествующие царства, величие которых держалось на богатстве, власти и угнетении. То, что камень без постороннего вмешательства оторвался от горы, стало прообразом рождения Христа от Девы: “Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос…”. Примеров акафистных икон — великое множество (“Неопалимая Купина”, “Нечаянная радость”, “Богоматерь — Живоносный Источник” и прочие), и в большинстве своем это поздние иконографии, созданные не ранее XVI – XVII веков, в тот период, когда богословская мысль теряла свою глубину и оригинальность, и ее направление более разливалось по поверхности, нежели шло вглубь».

В основу сюжета иконы «Неопалимая Купина» положено толкование св. Григорием Нисским и св. Феодоритом видения пророку Моисею горящего и несгораемого тернового куста (купины). Святые богословы трактуют несгораемую купину как символ-прообраз Богоматери-Приснодевы, неопалимо вместившей в себя огненное естество Сын Божия. На илл.: «Неопалимая Купина». Сер. XVI в. Кирилло-Белозерский монастырь

Первообраз

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука, причем есть даже такая иконография, где апостол пишет, а Богородица ему позирует. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустой почве. «Мы знаем из Нового Завета, что апостол Лука был врачом, образованным человеком, но о том, что он был художником, в Писании не сказано, — говорит Ирина Языкова, — к тому же иконописание как традиция возникло не ранее IV века. Но именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Богородице, и именно апостол Лука создал для нас образ Богородицы. А поскольку Евангелие в древности называли словесной иконой, как и икону называли живописным Евангелием, то в этом смысле можно сказать, что апостол Лука был первым иконописцем, хотя прямо кисточкой по доске, скорее всего, не водил».

Существует еще одно предание о первообразе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде, недалеко от Иерусалима, там был сооружен для новообращенных храм. Придя в Иерусалим, апостолы просили Матерь Божию посетить и Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. И придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов дивной красоты нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Эта икона — Лиддской Божией Матери — почитается до сих пор. Но, по словам Ирины Языковой, ее действительный исторический путь проследить навряд ли возможно. В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб — сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.). Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в собственном смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года, где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.

Следы истории

Как из четырех типов иконографии могли возникнуть 700 разных икон, каждая из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом все еще подходит под описание своего типа? «С первых греческих икон делались списки, — объясняет Ирина Языкова, — они распространились по всему миру и “зажили” своей жизнью. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть, зафиксировать следующие иконописцы, делая новые списки. Они хотели «привязать» икону к своей местности, рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы на их земле.

Например, третья рука у иконы «Троеручица» добавлена святым Иоанном Дамаскиным в память о чуде, которое случилось с ним самим. Во времена иконоборчества (VIII в.) за свои сочинения в защиту икон св. Иоанн был подвергнут казни по приказу Дамасского халифа — ему отсекли правую руку. Он молился Богородице перед Ее иконой, и Пречистая восстановила отрубленную руку, так что великий святой и далее мог славить Христа и Божию Матерь в своих писаниях. Потом в знак уважения икону переписывали уже с тремя ручками, и эта иконография закрепилась.

Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» — также свидетельство иконоборческих времен, когда икона подверглась нападению отвергавших священные изображения: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло нападавших в ужас. Такую же рану можно видеть и на иконе «Ченстоховской», которая претерпела нападения в XV веке: разбойники, ограбившие Ясногорский монастырь, вывезли и икону. Но лошади, запряженные в обоз с награбленным, встали; разъяренные грабители решили «наказать» икону и ударили по ней мечом — из раны на щеке Богородицы снова истекла кровь. Святотатцы замерли от ужаса, а в это время подоспели монахи и вернули святыню в монастырь.

Рублевы

Новые, принятые Церковью иконографии вдохновлены древними образцами, но с умом и сердцем переработаны иконописцем в своей интерпретации. «Если сравнить, например, Рублевскую Владимирскую икону с оригиналом XII века — то это совершенно разные иконы, — отмечает Ирина Языкова. — Владимирский образ XII века — это аристократическое произведение живописи того времени: тончайшие нюансы, глубокий взгляд, полный скорби, который вас пронзает. Но у Рублева Богородица на молящегося совсем не смотрит, она ангельская, прозрачная, она совершенно в других мирах. Здесь сохранена иконографическая схема, мы узнаем, что это Владимирская икона, но если их сопоставить — увидим, насколько по-разному воспринимали образ Богородицы греческий мастер XII века и русский мастер XV .

Новая икона должна родиться изнутри Церкви, соборно. Например, в 1917 году владыка Афанасий Сахаров восстановил праздник Всех святых, в земле Российской просиявших (почему-то он был забыт во время никоновских реформ). Владыка искал иконописца, который бы мог написать икону праздника. Нашел, но не был доволен результатом. И только спустя двадцать лет родилась эта сложнейшая иконография — когда владыка встретил Марию Николаевну Соколову, которую мы теперь знаем как монахиню Иулианию. Владыка Афанасий продумал эту икону богословски, написал службу празднику и передал свое видение иконописцу, и только тогда Мария Николаевна, опираясь на интерпретацию владыки, создала художественный образ богословия праздника».

Не всегда новые иконы бывают безупречны. По словам Ирины Языковой есть две основные ошибки, которые допускают многие современные иконописцы: одни бездумно множат копии, не вкладывая в них свой собственный молитвенный опыт и переживание, а другие, наоборот, пишут совершенно новые образы «от ветра головы своея», нисколько не оглядываясь на церковные традиции.

«Взять, например, современную икону, написанную после гибели подлодки “Курск”, — рассказывает Ирина Языкова. — Художник воспользовался древней иконографией Курской иконы — в центре Богородица, вокруг которой изображены пророки. Но только он вокруг Божией Матери написал погибших моряков! Это же полное непонимание сути, икона — это не мемориальная доска, где написаны имена погибших и тем более их портреты. Икона — это окно в невидимый мир. Икона — это прежде всего лик, это общение. Мы можем поминать этих людей, но пока они не канонизированы — мы не можем молиться перед ними. Таким образом, художник создал светское нецерковное произведение.

Но вместе с тем я уже больше двадцати лет наблюдаю за творчеством нескольких современных мастеров, которые, как мне кажется, работают очень серьезно, творчески. С одной стороны — канонично, с другой — Дерзновенно. И я, зная их жизнь, понимаю, что они имеют на это право. Один иконописец мне как-то сказал, что икона — это путь, и она сама тебя ведет. Он занялся иконописью в 16 лет, много копировал в период ученичества, и первые его работы были очень скованные, но он писал-писал-писал, жил церковной жизнью, а потом взял и написал чудотворную икону «Неупиваемая чаша». Этот образ сейчас известен во всем мире. Это воссозданная иконография, которую написал наш современник, Александр Соколов. В ее основу был положен некогда существовавший в Серпуховском монастыре, но утраченный в двадцатые годы образ, от которого остались только списки и словесное описание. Все думают, что это древняя икона, потому что она чудотворная. Но есть свои Рублевы и в наше время!»

В Русской православной церкви Богоматерь всегда почиталась особо – как покровительница России. Количество богородичных икон десятками. Одни из них более известны, другие менее – например, копия Владимирской или Казанской иконы есть практически в каждом храме, а об Азовской или Барской иконе знает не каждый христианин.

Все разнообразие икон Богородицы подразделяется на три типа – Елеуса, Одигитрия и Оранта.

Елеуса

Греческое слово «елеуса» переводится на русский язык как «умиление» или «милующая». На таких иконах Богоматерь представлена в трогательном единении с Божественным младенцем, которого она держит на руках. Лики матери и Иисуса-младенца соприкасаются, а нимбы соединяются.

Такое изображение символизирует неразрывное единство Земного и Небесного, Творца и Творения, бесконечную любовь Бога к человеку.

Одигитрия

На иконах типа Одигитрия Богородица тоже изображена по пояс и с младенцем на руках, но от умиления образ отличается большей строгостью.

Младенец, восседающий на левой руке Богоматери, не прижимается к ней, а несколько отстранен от нее. Его левая рука поднята в благословляющем жесте, а правая опирается на свиток – Закон. Правая рука Богородицы направлена на младенца, как бы указывая верующим путь к Нему. Отсюда и название иконы – Одигитрия, в переводе с греческого – Путеводительница.

Оранта

Латинское слово «оранта» означает «молящаяся». На таких иконах Богоматерь изображается в полный рост, с воздетыми в молитве руками и чаще всего без младенца. Впрочем, изображение Божественного младенца может присутствовать на лоне Богоматери, такая называется «Великая Панагия («Всесвятая»). Поясное изображение Великой Панагии именуют «Знамением».

В этом типе икон Богоматерь предстает как святая заступница, вечно молящая Бога о снисхождении к людям.

Данная классификация представляет собой лишь отдаленный взгляд на огромное многообразие богородичных икон. Существует множество изображений, принадлежащих к каждому из этих типов.

На некоторых иконах Богоматерь изображена в окружении других библейских героев – «Богородица с пророками», «Богородица и пресвятые девы».

Названия определенных икон отсылают к каким-либо городам, но это не , что иконы были там написаны. Например, Владимирская икона, согласно преданию, была написана евангелистом Лукой, в 450 г. перенесена из Иерусалима в Константинополь, в 12 веке ее копия была послана в Киев князю Юрию Долгорукому, а впоследствии сын князя Андрей Боголюбский увез ее на север Руси. Сама Богоматерь явилась князю во сне и повелела оставить в городе Владимире, после чего икона и была названа Владимирской.

Федоровская икона знаменита тем, что именно с ней костромские священнослужители вышли навстречу посольству, которое привезло юному Михаилу Романову весть об избрании на царство. Так, икона стала покровительницей дома Романовых, а иностранные принцессы, вступая в брак с русскими царями, получали не только православные имена, но Федоровна.

Многим богородичным иконам посвящены специальные молитвы. Перед некоторыми иконами принято молиться в определенных жизненных ситуациях, об этом говорят их названия: «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «В родах ».

Рассказать обо всех богородичных иконах невозможно – их множество, и за каждой стоит важная часть христианского духовного опыта.

Верующие люди всегда с особым благоговением относились к Иконе Божьей Матери, с ней связаны многие чудеса и знамения. И если вы собираетесь в своих бедах и горе получить скорое утешение- прибегайте с верою и молитвой к Царице Небесной, и она обязательно ответит на ваши мольбы помощью и утешением.

Давайте, рассмотрим, какие иконы Божьей Матери есть, и узнаем к какому образу прибегать в каких проблемах.

Владимирская икона Божьей Матери

Люди всегда с особым благоговением относились к Владимирской иконе, с ней связаны многие чудеса и знамения. Перед ней совершалось помазание на царство государей и императоров. При избрании всероссийских митрополитов, а затем патриархов жребий клали в пелену в киоте Владимирской иконы, надеясь, что Богородица сама укажет угодного Ей человека.

По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой матерью и Праведным Иосифом. В середине XII века святыня попала в Россию. Когда ее везли в Суздаль, недалеко от Владимира кони остановились и не смогли двинуться с места. На этом месте и был воздвигнут Успенский собор, где установили чудотворную икону, именуемую с тех пор Владимирской. С переносом столицы из Владимира в Москву переехала и икона. В 1395 году Владимирская Божья матерь явилась во сне захватчику Тамерлану и заставила его отступить от Москвы. С тех пор икона считается покровительницей столицы и всей Руси.

Не только в защите России от врагов проявляется ее чудотворная сила. Со времен князя Боголюбского очень большое число людей получают духовное и телесное исцеление искренне попросив о помощи икону Владимирской Божией Матери.
Защищает от несчастных случаев

Когда князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростовские земли, на пути его встала полноводная река. Князь послал человека на поиск брода, но очутившись на середине бурной реки камнем ушел на дно. Князь помолился иконе, и случилось чудо - человек выбрался из воды невредимый.
Облегчает роды

Летописи утверждают, что жена князя Андрея тяжко мучилась и более двух дней не могла разрешиться от бремени. Князь отстоял службу и когда она закончилась омыл икону водой, а воду отправил княгине. Сделав единственный глоток она тотчас родила здорового ребенка и выздоровела сама.

Лечит болезни сердца и сосудов

Наибольшую силу проявляет в лечении болезней связанных с сосудами и сердцем. Об этом есть масса свидетельств со времен уже почти забытых до наших дней. Известна история о женщине из Мурома страдавшей от сердечного недуга. Отправив во Владимир все свои драгоценности она попросила святой воды от иконы Богородицы. И когда отпила привезенной воды, незамедлительно излечилась.
Спасает от смертельных случайностей

Князь Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире. Многие люди пришли посмотреть на них. Но вдруг, при большом скоплении людей, ворота отделились от стен и упали. Причиной тому стала невысохшая известь. Под завалом осталось целых 12 человек. Узнав о трагедии князь Боголюбский стал молиться перед иконой Богородицы. Искренняя мольба была услышана. Ворота подняли и все люди оказались живы, ни у кого не было найдено никаких повреждений.

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Кто-кто, а скорбящие люди ни в России, ни на планете не переводятся. Образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» уже в одном своем названии дает надежду — и даже не надежду, а уверенность, что скорби будут преодолены и исцелены, а радость, так желанная человеческим сердцем, обретена. В одной из молитв перед этим образом так говорится о Богородице: «Больных посещение, немощных покров и заступница, вдовиц и сирых покровительница, матерей печальных всенадежная утешительница, младенцев немощных крепость, и всем беспомощным всегда готовая помощь и верное прибежище».


Поэтому пред иконой Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» молятся все обиженные, угнетенные, страдающие, те, кто находится в отчаянии или скорби, а также те, кто болен неизлечимо. В ней ищут утешения и защиты все, кому неоткуда больше этого получить — и получают просимое по своим молитвам.
Особо мощная икона, даже раковые заболевания излечиваются у тех, кто с верою сильною к ней прибегает, ища помощи. Написали ее в 17 веке и находится она на Афоне.
История проявления ее чудесной силы тоже интересна. Однажды, когда паломники прибыли в монастырь, к иконе подошел один странный человек, что-то невнятно бормоча. И вдруг воссиял лик Богородицы, и кинуло с силою парня на земь.
Все были шокированы, а парень на колени упал, и стал молиться, слезами обливаясь. Он признался, что магией занимается, и пришел специально проведать, сможет ли на иконы воздействовать. И такой урок получил силы Небесной, что раскаялся, и даже иноком того монастыря стал.

Икона Божией Матери «Достойно есть» (или «Милующая»)

Была икона Богородицы, которая носила название «Милующая». И вот в 10-ом веке к одному послушнику Карейского монастыря, что расположен на Афоне, ночью во время молитвы Богородице явился странник какой-то. В келью напросился, и стал петь с ним вместе молитвы. А потом пальцем на каменной глыбе, что мягче воска стала, написать песнь «Достойно есть…» и сказал, Гавриилом его зовут. И исчез.

Потом каменную глыбу исследовали, и подтвердили, что написанное могло быть архангелом Гавриилом, и песнь эту стали исполнять в молитвах полностью, как небесным гостем написано было. А икона еще одно название получила.

Пред иконой Пресвятой Богородицы “Милующая”, или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

Казанская икона Божьей Матери

Однажды Матроне - десятилетней дочери одного из погорельцев, стрельца Даниила Онучина - было видение: во сне к ней явилась Пресвятая Богородица и велела извлечь из земли на месте пожарища ее икону. Наутро девочка поспешила рассказать о своем чудесном сновидении, но никто - даже родители, даже архиепископ - не приняли ее слова всерьез.

И лишь когда сон повторился на вторую, а затем на третью ночь, Матрона упросила своих родителей начать поиски иконы. И на том самом месте, которое было указано малышке во сне, они нашли сияющую икону, будто новую - ничуть не подпорченную временем.

Весть об удивительной находке и ее чудесах мгновенно облетела весь город. Когда икону торжественно несли в Благовещенский собор, два слепца прозрели во время крестного хода. И вот уже утратившие веру жители уверовали вновь, избавившись от слепоты духовной, и пошли к обретенной иконе молить о прощении, исцелении и защиты от напастей.

Есть и еще одна дата 4 ноября 1612 года, когда русские войска народного ополчения прогнали из Китай-города польских захватчиков. Победу связывают с образом иконы Казанской Божьей Матери, так как войны молились ей перед битвой.

Сейчас празднование Иконы Казанской Божьей Матери проходит 21 июля и 4 ноября в память об этих событиях.

  • Перед иконой Казанской Пресвятой Богородицы православные молятся об исцелении от любой телесной немощи, но прежде всего просят исцелить от слепоты. Просят и прозрении духовном, о наставлении на верный путь, если в душе вдруг начал слабеть огонь веры.
  • Молятся Царице Небесной и о поддержке в сложных жизненных ситуациях, когда сил бороться с обстоятельствами уже не хватает. В любых печалях и скорбях идут к Божьей Матери за утешением и наставлением.
  • Недаром Казанская икона называется Путеводительницей: она помогает принимать правильные решения, направляет в пути к благой цели, уберегает от напастей и ошибок. Часто в описаниях чудес рассказывается, что Богородица являлась во снах людям, просящим у нее помощи, и говорила, как нельзя поступать и что нужно делать, чтобы избежать беды или исправить ее последствия.
  • Просят не только за себя и близких, но и за всю страну: молят Богородицу об избавлении от нашествий врагов, о помощи воинам в защите Родины, о благополучии России. Ведь Казанская икона помогла одержать множество великих побед и спасти страну от захватчиков.
  • Не только в беде приходят к Казанской иконе, но и в радости. Ей благословляют молодоженов при вступлении в брак. С этой иконой связывают много примет. Например, если жениться в день празднования иконы Казанской божьей матери, то брак обещает быть ладным и счастливым.
  • И не только молодым, а любым семьям Богородица помогает сохранить гармонию и благополучие, спасает от ссор и неприятностей. Дома, в которых есть Казанская икона, находятся под ее защитой. Преклоняясь перед бесконечной Любовью и Милосердием Матушки Богородицы, девушки и женщины всех возрастов обращаются к ней с просьбой помочь им сохранить домашний очаг.
  • И, конечно, особенно благосклонно Божья Матерь относится к детям. Недаром видение о Казанской иконе было явлено именно маленькой девочке. Поэтому родители часто ставят образ этой иконы рядом с детской кроваткой и просят Богородицу взять чадо под свое покровительство. И она помогает ребенку на жизненном пути, оберегая его от печали и несчастий.

Икона Божией Матери “Млекопитательница”

Эта икона в радость всем рожающим, кормящим грудью, кто о здоровье малышей молится.

Необычная иконография, где Богородица Богомладенца грудью кормит. Был этот образ близ Иерусалима изначально, в лавре, носящей имя Саввы Освященного. А в 18 веке передан сыну сербского государя, а им уже на Афон привезен. Там поныне образ и находится, в Хиледарском монастыре. В России же образ появился совершенно неожиданно — на верхушке дерева, там и храм построили в честь новообретенной чудом иконы. И много исцелений возле нее получено было в разные времена.

Много еще известных икон Богородицы существует, часто люд русский к ее помощи прибегал и получал просимое. Потому как Пречистая, сама когда-то человеком на земле бывшая, особо нас, людей, понимает, и часто помощь свою благословенную оказывает. И многим в рождении помогает, и в обретении супружества, и в печалях разных утешает, и в болезнях всевозможных. Все-бо Ей по силе, на все Ее просьбы Спаситель милостиво отвечает.

Иверская икона Божьей Матери

К Иверской Божьей матери обращаются с мольбами о достатке, о защите от болезней, врагов, клеветы и темных сил.

Иверская Богородица сама назвала себя Великой Защитницей для верующих, когда чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне (Греция). В IX веке воины царя Феофила Иконоборца были посланы истребить святые иконы. В одном доме кто-то из них ударил копьем в щеку Богородицы, и из раны потекла кровь. Чтобы спасти образ, хозяева отдали его морю, и икона стоя двинулась по волнам. Однажды монахи Иверского монастыря увидели на море огненный столп — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Икону поставили в храме, но утром ее обнаружили над монастырскими воротами. Так повторилось несколько раз, пока Богородица, явившись одному из монахов во сне, не сказала, что не желает быть хранимой, а сама будет Хранительницей. Икона была оставлена над вратами, почему ее часто называют «Вратарницей».

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Обычно Богородицу пишут с Сыном или со святыми и ангелами, но здесь она изображена в одиночестве, а мечи (стрелы) символизируют боль, которую испытывала Пресвятая Дева Мария на земле. Число же семь также обозначает семь главных человеческих грехов-страстей, которые Богородица без труда читает в каждом человеческом сердце. Также Она готова молить Сына о каждом из нас, молящих о её заступничестве, и о искоренении в нас этих греховных мыслей.

Перед «Семистрельной» читают молитвы от непримиримых врагов. Во время войны читают, чтобы оружие врагов обошло защитников Отечества и родственников воинов. Перед иконой ставят не менее семи свечей. Эта икона может показать семь чудес, или помочь узнать будущее на семь лет. Молебен перед данным образом поможет при вспышках семейных или соседской вражды. Икона защищает от нетерпимости людей по отношению к Вам. Также она поможет при вспышках раздражения, злобы или гнева.

Икона Божией Матери «Целительница»

Чудотворная икона «Целительница» получила свою известность еще с IV века от Рождества Христова. Древнее церковное предание о том, что сама Царица Небесная помогла исцелить человека и является сюжетом этой чудотворной иконы.

Перед чудотворной иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных болезней. По молитвам перед чудотворной иконой «Целительница» излечиваются любые болезни, даже те, перед которыми современные ученые врачи безнадежно опускают руки.

Икона Божией Матери «Умиление»

При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.

Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

Матерь Божия, спаси нас!

Исцеляющие иконы Пресвятой Богородицы

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская.

Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери
Каза́нская ико́на Бо́жией Ма́тери — чудотворная икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году.
К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим».
Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков.
Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан. Ей молятся об исцелении болезней глаз.

Празднования по новому стилю:
21 июля и 4 ноября./Что соответствует старому стилю:
8 июля и 22 октября.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
«ТРОЕРУЧИЦА»
Связана с именем приверженца почитания икон св. Иоанна Дамаскина, который был оклеветан перед калифом в Дамаске и наказан отсечением руки. Но Иоанн вымолил у Богородицы отсеченную руку и, в благодарность за это чудо, приписал к Ее иконе изображение серебряной руки. Эта икона была в XIII в. привезена в Сербию св. Саввой, а потом находилась на Афоне. В России ее список появился в 1661 г. и был помещен в Воскресенском монастыре (Новый Иерусалим). Точный ее список появился также в мужской Белобережской пустыни в Орловской губернии. Празднование чудотворному образу совершается дважды: 28 июня и 12 июля.

Перед иконой Божией Матери «ТРОЕРУЧИЦА» - молятся при болезнях рук, ног, душевном неспокойствии, при пожаре.
Дни памяти: 28 (11) июня (12 (25) июля

Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Святая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» стала известна с 1688 года, когда от нее в царствование царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича совершилось чудесное исцеление родной сестры патриарха Иова, Евфимии, жившей в Москве на Ордынке, и страдавшей долгое время неизлечимой болезнью.


Сколько утешительного заключено в одном уже имени этой иконы - будящем, укрепляющем веру людей в Богоматерь как в дивную заступницу, Которая спешит всюду, где слышится стон страдания людского, утирает слезы плачущих и в самом горе дает минуты отрады и радости небесной. Ей молятся при общих болезнях, болезненном состоянии.Радуйся же вечно Ты, Небесная скорбящих Радость!
Празднование 24 октября/6 ноября

Тихвинская икона Божией Матери
Одна из особо почитаемых на Руси святынь.Считается, что этот образ был создан святым евангелистом Лукой при жизни Пресвятой Богородицы. До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно сказанию, составленному на основе местного предания в конце 15 века, икона чудесным образом явилась в северных русских землях, остановившись «на воздухе» над рекой Тихвинкой в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. Год явления иконы, по сказанию — 1383.


Особенно прибегают к этой Иконе при болезнях детей.
Празднование совершается 26 июня(по старому стилю) / 9 июля(по новому)

Икона Божией Матери «Споручница грешных»
Икона прославилась чудесами в 1843 году в Николаевском Одрине монастыре. Первым получил исцеление парализованый мальчик, мать которого горячо молилась перед иконой.
Перед иконой Божией Матери "Споручница грешных" молятся об избавлении от эпидемии холеры и чумы,параличах,припадках.
Празднование(7/20 марта; 29 мая/11 июня).

Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"
Чудесное явление святого образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он дошел до нищенского состояния, потерял здоровье — у него отнялись ноги. Однажды ему приснился святолепный старец и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи пред ней молебен и будешь здоров душой и телом».

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» молятся об исцелении одержимых недугом страсти пьянства и запоя, наркомании и табакокурения.
Празднование(5/18 мая).

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СКОРОПОСЛУШНИЦА»
Скоропослушница» чудотворная икона Божией Матери - святыня монастыря Дохиар на Афоне. Согласно афонскому преданию, в 1664 Богоматерь наказала монаха, проявлявшего небрежение к Ее образу, написанному на стене, а затем, после его раскаяния и молитвы, чудесно исцелила его и повелела именовать этот образ «Скоропослушницей».

Через Свою святую икону Матерь Божия совершала и доныне совершает многие исцеления: слепым дарует зрение, восставляет расслабленных, особо помогает при падучей болезни и бесновании. Многих верующих Она избавляла от кораблекрушений и освобождала от плена. Перед образом «Скоропослушницы» особенно молятся о духовном прозрении, в растерянности и недоумении, когда не знают, как лучше поступить и о чем просить,за детей, в просьбе родить здоровых детей,а также те, кому нужна быстрая и неотложная помощь, при раковой болезни.
Празднование 9 / 22 ноября

Икона Божией Матери, именуемая "Целительница"
История написания иконы Богоматери Целительница связана с чудесным событием, происшедшим в Москве в конце XVIII столетия. Один из церковнослужителей Викентий Бульвенинский имел благочестивую привычку при входе в церковь и при выходе из неё преклонять колени перед образом Пресвятой Богородицы и произносить краткую молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога, Спасителя нашего!»И вот однажды Викентий тяжело заболел.Как-то, придя в себя после очередного приступа боли, он прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас увидел у своего изголовья ангела, который вместе с ним стал возносить молитвы к Божией Матери, прося Её исцелить болящего. По окончании молитвы ангела в необычном свете явилась Сама Богородица и исцелила больного.

Перед этой иконой молятся при различных телесных недугах, а также о рождении здоровых детей.
Празднование 18 сентября/1 октября

Икона Божьей Матери "Слово плоть бысть"
Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» - великая святыня Приамурья, свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на Амуре, основанной в 1650 году знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Чудотворный образ благоговейно чтут во всем Амурском крае. Пред ним обычно молятся женщины, ожидающие ребенка.Чудотворный образ Богоматери изображает чревоношение Божественного Младенца, поэтому укоренился обычай молиться перед ним за матерей во время их беременности и болезней рождения. Известны случаи благодатной силы иконы "Слово плоть бысть" в тяжких муках разрешения от беременности.
Празднование (9/22 марта).

Икона Божией Матери «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА»
Эта древняя икона является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю. Она связана с именем святого Саввы Освященного — основателя лавры, расположенной некогда в 18 верстах от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 году, пророчески завещав икону знатному богомольцу из Сербии по имени тоже Савва. Через шесть столетий иноки дождались другого святого Саввы — архиепископа Сербского. «Млекопитательницу» он перенес в Хилендарский монастырь на Афоне, к основанию которого имел прямое отношение. В России «Млекопитательница» является иконой весьма редкой, хотя в 1860 году её список с Афона был послан в Курскую губернию и скоро обрел чудотворную силу.


Прежде всего, к иконе обращаются за помощью кормящие матери. Но эта икона - великая поддержка и для всех нас. Подобно тому, как Божественного Младенца питала Матерь Божия своим молоком, так и нас всех, православных христиан, чающих от Господа помощи и утешения, питает Небесная Царица благодатию, помощью,заступничеством Своим и помогает нам беспреткновенно войти в Царствие Божие,спасти свои души в радость Господа и Матери Божией.
Празднование (12/25 января).

Икона Божией Матери «Прибавление Ума» («Подательница Ума»)
Происхождением эта икона обязана глубокому верованию православных в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Богом и Сыном Своим о даровании людям благ духовных и вещественных, между которыми озарение ума и сердца Божественною Истиною занимает главное место.

Иконе Божией Матери «Прибавление Ума» молятся об успешном обучении, о просвещении разума в учении.К этой иконе обращаются, когда требуется "добавление ума" в помощь в учебе студентам и школьникам,а также при склерозе, атеросклерозе, недостатке ума, слабом умственном развитии. Кроме этого, к этой иконе можно обращаться с молитвой о помощи (прибавлении ума или вразумлении) при научной работе, работе над каким-либо проектом и т. д.
Празднование (15/28 августа)

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость»
Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы.

В сказании о чуде, описанном святителем Димитрием Ростовским, говорится о том, как некий грешник, проводя жизнь в грехах, имел однако обыкновение преклоняться пред иконой Богоматери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная!» Матерь Божия не отвергла его молитвы. Она стала молить Бога о помиловании грешника. И Господь даровал ему покаяние.

Икона называется так потому, что многие, с верой прибегающие к помощи Пресвятой Богородицы, получают через эту икону нечаянную радость прощения грехов и благодатного утешения.
Святой иконе молятся при тяжелых проблемах в жизни.
Празднование (1/14 мая; 9/22 декабря)

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина»
В церковных песнопениях Божия Матерь нередко сравнивается с неопалимою купиною (несгорающим терновым кустом), которую видел Моисей на горе Хорив (Исход, глава 3, стих 2). Сходство между неопалимою купиною и Матерью Божьей заключается в том, что как ветхозаветная купина оставалась невредимой во время охватившего её огня, так и Пресвятая Дева Мария, родившая Иисуса Христа, до Рождества и после пребывала Девою.

Перед иконой молятся об избавлении от пожаров и смерти в огне.
Празднование (4/17 сентября)

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной и, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство.
В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь увидел в этом желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от насилия, вражды между родственниками,об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
Празднование (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября)

Смоленская икона Божьей Матери, именуемая «Одигитрия»
Одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской).По преданию, прославилась как великая защитница еще во время нашествия Батыя.

перед иконой молятся о даровании безопасной дороги.Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"
Празднование (28 июля/ 10 августа)

Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали»
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Вследствие неоднократных перестроек храма, икона оказалась на колокольне.Почитание иконы как чудотворной началось после исцеления от нее расслабленной женщины. Больная, жившая далеко от Москвы, долгие годы страдала тяжким недугом: у нее болели все члены тела, особенно ноги, так что она не могла ходить.
Однажды, когда больная была в забытьи, она увидела икону Божией Матери и услышала от нее голос: «Вели везти себя в Москву. Там в Пупышеве, в церкви святителя Николая, есть образ «Утоли моя печали»; молись перед ним и получишь исцеление».

В Москве больная осмотрела все иконы в храме во имя святителя Николая Чудотворца, но не нашла той, которая явилась ей в видении. Тогда священник попросил принести с колокольни находившиеся там ветхие иконы. Когда внесли икону «Утоли моя печали», больная вдруг вскрикнула: «Она! Она!» — и перекрестилась. После молебна она приложилась к иконе и встала с одра совершенно здоровой.

На этой иконе Божия Матерь изображена держащей правой рукой Младенца Христа, у Которого в руках развернут свиток со словами: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Левую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной набок, будто она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней в печалях и скорбях.
Празднование (25 января/7 февраля)

По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.