Методический комплект подвижных игр для детей. Игры для начальной школы Подвижная игра «Мокрая курица»


Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе

Незатейливые игры

Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Птицелов»

В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра «Цветы»

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей: здравствуйте, «цветы»!

Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.

Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

Игра «Окончи предложение»

Дети по очереди продолжают предложения.

Стоит Антошка на одной...

У Вани две..., а у гриба....

У стола и у стула четыре...

У стола ножки длинные, у дивана...

У гриба шляпка большая, у гвоздя...

Под соснами, под елками ползет клубок с...

У ежа иголки ежовые, у сосны...

У сосны и елки иголки круглый год-

Иголкой можно уколоться, она...

Таня гладит утюгом...

Таня погладила рукой...

У меня большая рука, а у Лены маленькая...

Таня пишет в тетради...

У стакана нет..., а у чашки есть...

У кастрюли две...

За ручку можно чашку...

Ручка есть у утюга, холодильника...

Игра «Бывает — не бывает»

Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?

Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик...

«Восстанови слова»

В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Собери слова»

Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.

«Впиши гласные»

Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м — — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву "л" из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый",

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели —

Ягоды рябины —

Игра «Четвертый лишний» (растения)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

липа, осина, клен, яблоня.

Игра в слова (деревья)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина... яблоня). Объясните выбор каждого слова.

Словарь : желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, антоновка, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.

Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины... яблони), вы слышали.

«Голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки.

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Игра «Закончи предложения»

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Игра в слова (птицы)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «воробей» (ворона, дятел, синица... утка). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.

Игра для большого количества игроков. И чем больше будет игроков, тем интереснее будет проходить игра, где бы она не проходила: во дворе, в летнем лагере, на детском празднике или на перемене в школе.

Правила подвижной игры Путаница

В начале игроки выбирают водящего («Бабку» или «Маму»). Если играющих много, то водящих может быть сразу несколько (примерно по одному водящему на 8-10 игроков). Водящие выходят из комнаты (на улице - отворачиваются, либо отходят подальше), а игроки берутся за руки, образуя цепочку в виде круга. Далее они начинают запутывать свою цепочку. При этом цепочка может самопересекаться, игроки могут подлезать или перелазить через цепочку, переплетать свои руки и даже ноги. Одно условие - руки соседа отпускать нельзя.

После того, как цепочка запутана, игроки хором зовут водящих:

Путаница-путаница, распутай нас!

Бабка, распутай нитки!

А ещё так:

Папа ниточку запутал,
Мама - узел развяжи!

Водящие возвращаются и начинают передвигать игроков, распутывая цепочку. При этом главное условие то же самое: руки разрывать нельзя! Если водящие смогли распутать игроков, восстановив круг и не разорвав рук - победили они. Если распутать не смогли или если цепочка разорвалась - победили игроки-«путаники». Естественно, что игроки не должны специально бросать руки!

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

Детская игра, которая особенно хорошо подходит для взрослых компаний. Меры предосторожности: очистить большую территорию от посторонних предметов (столов, стульев, ваз с цветами, фотографий родных и близких). Вся дружная компания выстраивается в круг. Один человек выбирается ведущим и уходит в соседнюю комнату или удаляется к соседнему дереву (если мероприятие проводится в лесу). Остальные крепко берутся за руки, образуя замкнутую в круг цепочку. Далее, не отпуская рук, надо запутать цепочку как можно сильнее. Можно поворачиваться, выворачиваться, переступать через руки, пролезать куда угодно, но при одном условии: ни в коем случае не выпускать рук соседа. Ваш клубок должен напоминать "бороду", которую получают незадачливые рыбаки из рыболовной лески. Скрутившись до предела, зовите ведущего и учтите, что у вас на распутывание всего несколько минут (иначе вся компания, стоящая с вывернутыми руками, ногами и проч., может никогда уже не приобрести своего первоначального положения). Ведущий начинает разворачивать цепочку обратно, при этом опять же нельзя отпускать руки (стиснув зубы, терпите, иначе провалите весь эксперимент). Самые "свернутые" могут подсказывать, куда двигаться дальше, а застрявшие в самых "болевых" точках могут подавать сигналы бедствия.

(15 мин.)

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников.

Материалы: не требуется.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе “партнера по рукопожатию”. Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе “партнера по рукопожатию” (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

Каждый берет за руки двух разных людей стоящих, желательно, не рядом. Задача - не разнимая рук распутаться в новый круг.

Игра на контакт. Все встают в круг и протягивают вперёд руки. Нужно схватиться руками за руки разных людей. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать. На выезде мы проводили «Путаницу» в микрогруппах, а затем – на всей группе целиком.

Бабушка, нитки запутались" или "Путаница" - игроки сцепляются руками в круг и путаются, перелезая как только можно друг через друга, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая круг.

Количество игроков не ограничено. Хорошая игра для переменок. ПРАВИЛА: Выбирается один или несколько ведущих, смотря на количество участников. Ведущие, либо отворачиваются, либо уходят в другое помещение. Все остальные встают в круг держась за руки и начинают запутываться между собой не разжимая рук. После этого все хором зовут ведущих: "Путаница, путаница, распутай нас!!!" Задача ведущих распутать всех вернув их в первоначальный вид (в круг) не разжимая при этом рук участников. Если сумеют распутать - победили, если нет - победили "путаники".

Играющие берутся за руки и образуют круг, один остается вне круга, он - ведущий. Все, кто стоит в кругу начинают двигаться в разных направлениях, проходя при этом под руками "звеньями" круга, переплетая и запутявая их, как вздумается. Нельзя только расцеплять руки. Когда все безнадежно запутались, за дело берется ведущий. С этого момента запутываться больше нельзя. Его задача распутать круг.

Есть еще одна разновидность путаницы: стоящие в кругу одновременно берутся за руки, стараясь чтобы это были не его соседи, и что бы он не держался обеими руками только за одного человека. В этом варианте, у водящего может получиться несколько независимых кругов, в которых одни стоят лицом в круг, а другие спиной. Утверждают что неразрешимой задачи получиться не может (теоретически:), Но мы один раз не смогли распутаться даже общими усилиями.

Игроки сцепляются руками в круг и путаются, перелезая как только можно друг через друга, пока водящий отвернулся. Затем он должен распутать этот клубок, не размыкая круг

Курс

«Развивающие психогимнастические игры для детей старшего дошкольного возраста».

Урок 4. Путешествие в страну «Путаницу».

Игра 1 . «Добавь словечко»

Цель игры . Расширение словарного запаса.

Замяукали котята:

«Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

…(хрюкать)

А за ними и утята:

«Не желаем больше крякать!

Мы хотим, как лягушата,

(квакать).

Свинки замяукали:

(«Мяу, мяу, мяу!»)

Кошечки захрюкали:

…(«Хрю, хрю, хрю!»)

Уточки заквакали:

(«Ква, ква, ква!»)

Курочки закрякали:

(«Кря, кря, кря!»)

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

(«Му-у!»)

Прибежал медведь

И давай реветь:

(«Ку-ка-ре-ку!»)

Мы отправляемся в страну «Путаницу». Кто придумал эту страну? (К.И. Чуковский)

На лесной полянке нас встречает наш старый знакомый – лось.

Игра 2. «Эхо»

Цель игры . Управление громкостью речи. Развитие слуховой памяти.

Процедура игры . Учитель читает строчки из стихотворения, а дети («эхо») повторяют его, уменьшая громкость. Затем дети («эхо») начинают шутить и повторяют стихотворение, увеличивая громкость.

Эхо так громко «шутило», что на полянку выбежали обезьянки.

Игра 3. «Зеркала»

Цель игры. Развитие наблюдательности.

Процедура игры. Дети делятся на пары. Один – «обезьянка», другой – «зеркало». «Обезьянка» смотрит в «зеркало», строит рожицы и т.д., «зеркало» все повторяет. Затем они меняются ролями.

В стране «Путанице» шутят и зеркала.

Игра 4 . Противоположные движения .

Цель игры. Преодоление двигательного автоматизма.

Процедура игры. Учитель показывает движения, а дети («зеркала») выполняют противоположные им:

Руки вверх – руки вниз

Руки вперед – руки назад

Встать на цыпочки – присесть

Руки в стороны – руки прижать к груди и т. д.

В стране «Путанице» шутят даже стихи. Стихотворение «Слон» закапризничало: «Хочу, чтобы меня рассказали наоборот, с последней строчки.

Игра 5. «Строчки наоборот»

Цель игры. Развитие внимания, памяти.

Процедура игры. Дети сначала читают стихотворение правильно, а затем с последней строчки.

Весит слон

Триста тонн.

Тонна ушко,

Тонна ножка.

Вот так крошка.

Вот так крошка.

Тонна ножка,

Тонна ушко.

Триста тонн

Весит слон

Игра 6. «Конкурс лентяев»

Цель игры.

Процедура игры . Учитель читает стихотворение В. Викторова “Конкурс лентяев”:

Хоть и жарко,

Хоть и зной

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук –

Лентяй изрядный

Сладко спит

В норе прохладной,

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Дети изображают ленивого барсука. Они кладут голову и руки на парту и стараются как можно сильнее расслабиться.

Игра 7 . Рисунок «Страна «Путаница»

Цель игры. Релаксация.

Урок 5. В стране «Путанице»

Мы вновь отправляемся в страну «Путаницу», а вместе с нами в эту страну летят птицы. Вместе с птицами решили «полететь» не птицы или птицы, которые не умеют летать. Наша задача остановить их.

Игра 1. «Слушай хлопки»

Цель игры. Развитие внимания.

Процедура игры. Учитель читает стихотворение «Птицы», дети должны хлопнуть в ладоши, когда «полетят» не птицы.

Полетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи (хлопок) и стрижи…

Полетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!

Полетели птицы:

Голуби синицы,

Аисты, куницы!

Полетели птицы:

Голуби, синицы,

Страусы , чижи…

Полетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики , кукушки..

Полетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Полетели плюшки ...

Лебеди и утки –

Вот спасибо шутке!

В стране «Путанице» шутят все, даже игрушки, например, шарики.

Игра 2 . «Свистит - шипит»

Цель игры. Формирование правильного звукопроизношения, дифференциация шипящих и свистящих звуков

Процедура игры. Учитель насосом надувает шарики (детей), они надуваются со звуком «ш-ш-ш». Дети разводят постепенно руки в стороны, изображая надутый шарик, а затем «сдуваются со звуком «с-с-с». Так повторяется несколько раз.

Давайте вместе надуем шарики и отдадим их кошке.

Игра 4 . Рецетирование стихотворения Д. Хармса «Удивительная кошка».

Цель игры. Развитие моторно-слуховой памяти.

Несчастная кошка порезала лапу.

Сидит и ни шагу не может ступить

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге.

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идет по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

Кошка прилетела на полянку игр, куда отправимся и мы с вами.

Игра 5. «Это мой нос»

Цель игры. Развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.

Процедура игры. Дети встают в круг. Первый игрок указывает на любую часть своего тела (берет себя за ухо), но называет ее неверно («это мой нос»). Второй игрок должен назвать ту часть тела, на которую указал первый игрок, но показать на что-то другое.

Игра 6. «Слушай тишину»

Цель игры. Обучение приемам саморасслабления.

Детям предлагается послушать тишину за окном, за дверью, в классе.

Игра 7. «Дорисуй»

Цель игры. Развитие воображения.

Процедура игры. Учитель раздает каждому ребенку листы с нарисованными кругами. Предлагается эти фигуры превратить в любые предметы, дорисовав необходимые детали.

Список использованной литературы

    М.И. Чистякова. Психо-гимнастика.- М., 1990.

    Н.В. Самоукина. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

    Е.А. Сорокоумова. Уроки общения в начальной школе. Методическое пособие. – С. – Петербург, 1994.

    Н.В. Пикулева. Слово на ладошке. – М., 1994. - 109 с.

    В.И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

    В.М. Букатов, А.М. Ершова. Я иду на урок. Хрестоматия

игровых приемов обучения. Книга для учителя. – М., 2000.

    Учимся общаться с ребенком. /Руководство для воспи-

тателя детского сада. Под. ред. В. А. Петровского, Н. П., Виноградова/, М., 1993. - 68 с.

Сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну увлекательную игру, в которую вы можете играть на любом празднике или просто так ради развлечения, которая называется “игра путаница”. Правила этой игры просты, но требуют участия нескольких игроков. В этой веселой игре участниками руководит ведущий, которого можно назначить по жребию. Возьми несколько веточек (если вы находитесь во дворе) по числу игроков и сделайте их одинакового размера кроме одной (её нужно сделать вполовину короче остальных). Зажми веточки в кулаке, так чтобы никто не мог увидеть их длину и дай по очереди вытянуть веточку каждому . Тот, кому достанется самая короткая веточка и будет вашим ведущим.

Если же вы находитесь в помещении, например игровой комнате или клубе, то можно жребий сделать при помощи бумажек. На одной из бумажек написать слово «ведущий», а остальные оставить пустыми. Все бумажки сложить в какую-нибудь емкость либо в шапку и дать вытягивать Теперь можно приступать к самой игре.

Игра путаница – очень веселая игра!

Вы с друзьями выстраиваетесь в одну шеренгу. Каждый участник кладет руки на плечи впереди стоящего. По команде ведущего «На прогулку разойдись!» – все разбегаются в разные стороны в полном беспорядке. А когда звучит сигнал ведущего «Все по местам!» все должны занять исходное положение, которое они занимали в шеренге первоначально.

А вот исходное положение может быть совершенно разным. Например, ведущий может в два ряда и предложить присесть или встать на колено. Причем для каждого участника должна быть своя фигура.

А можно построить всех по кругу так, чтобы каждый положил руки на пояс соседа и согнул свою ногу в колене.

Побеждает тот, кто быстрее и правильнее всех будет справляться с задачей – встать на свое место за тем игроком, за которым его поставил ведущий, и не забыть про заданную фигуру. Естественно не все смогут сразу правильно выполнить это задание. Вот так путаница может получиться!

Можно разнообразить, пригласив как можно больше участников. Чем больше игроков будет в игре – тем интереснее и веселее она станет.