Иисус второе пришествие. Детские годы и становление ламой


Далай-лама XIII

Тхуптен Гьяцо (1876 - 17 декабря 1933) - предыдущий Далай-лама XIII. Он был образованным реформатором, который показал себя искусным политиком, когда Тибет стал пешкой в геополитической игре между Россией, Китаем и Британией. Также он восстановил дисциплину монашеской жизни и увеличил число светских чиновников, чтобы избежать сосредоточения излишней власти в руках монахов.

Он ввёл законодательство, чтобы противостоять коррупции среди чиновников, установил систему национального налогооблажения, а также создал полицейские силы. В результате его контактов с зарубежными державами и их представителями Далай-лама проявлял интерес к мирским делам и ввёл в Тибете пользование электричеством, телефоном, а также первый автомобиль. Но всё равно, в конце своей жизни в 1933 году он предвидел наступление в Тибете тёмной эпохи.

В мае 1908 года Далай-лама XIII встречался с К. Г. Маннергеймом, путешествующим по Китаю.

Перед смертью Далай-лама XIII предсказывал:

«Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) случатся предательские действия, как снаружи, так и изнутри. В это время, если мы не отважимся защищать нашу территорию, наши духовные личности, включая Победоносных Отца и Сына (Далай-лама и Панчен-лама) могут быть уничтожены без следа, собственность и власть наших Лакангов (резиденций перевоплощённых лам) и монахи могут быть отобраны. Кроме того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Владыками Дхармы, исчезнет без остатка. Собственность всех людей, высоких и низких, будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время грядёт.»

В 1909 году Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937 году, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение.



План:

    Введение
  • 1 Ранние годы. Приход к власти
  • 2 Внешняя политика
  • 3 Внутренняя политика
  • 4 Наследие
  • Примечания
    Литература

Введение

Далай-лама XIII

Тхуптэ́н Гьяцо́ (тиб. ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་ , Вайли: thub bstan rgya mtsho ; 27 мая 1876(18760527 ) - 17 декабря 1933) - тринадцатый Далай-лама, духовный и светский глава Тибета в 1895-1933 годах. Во внутренней политике проявил себя как выдающийся реформатор, во внешней - как искусный дипломат, борец за независимость своей страны. В период его правления Тибет являлся суверенным государством.

Далай-лама XIII также известен как важнейшая фигура центральноазиатской части «Большой игры» - дипломатического и военного противостояния России, Британии и Цинской империи конца XIX - начала XX веков, в которой он долгое время поддерживал российскую сторону .


1. Ранние годы. Приход к власти

Тринадцатый Далай-лама родился в Дагпо Лангдуне в У-Цанге 27 мая 1876 года. Спустя несколько месяцев он был признан воплощением Далай-ламы XII Тринлэя Гьяцо и вскоре интронизован во дворце Потала в Лхасе.

2. Внешняя политика

Когда в 1904 году состоялось британское вторжение в Тибет, Далай-лама бежал в Ургу, столицу Монголии, где через русское консульство, Агвана Доржиева и приезжавших к нему учёных-востоковедов вступил в переговоры с царским правительством относительно возможности своего переселения в Россию. Этот план был отвергнут Россией в результате поражения в Русско-японской войне и последующего отказа России от активного присутствия в регионе, но дал претендовавшим на Тибет Британии и Китаю понять, что Тибет способен на независимые политические шаги.

Не найдя взаимопонимания с окружением теократического лидера Монголии (тибетца Богдо-гэгэна VIII) и получая жёсткие требования появиться в Пекине, Далай-лама отправился в Китай, сначала в монастырский комплекс на горе Утайшань. В это время также обсуждался его визит в Японию (официально одобренный министром иностранных дел Комурой Дзютаро и экс-премьером Окумой Сигэнобу), предложенный его японским спутником Терамото (приехавшим для этого в Утайшань с делегацией, включавшей крупнейшего буддийского лидера Японии, Отани Сондзю). Однако к концу 1908 года этот план также был отложен. Японцы с 1904 года подписали мирный договор с Великобританией, и через них британские дипломаты получили доступ к Далай-ламе .

В мае 1908 года в Утайшане Далай-лама XIII встречался с К. Г. Маннергеймом, путешествующим по империи Цин, а за год до этого - с русским путешественником П. К. Козловым.

По требованию Пекина Далай-лама совершил визит к китайскому двору и несмотря на предшествующие заявления Пекина о «снятии его с должности» был отпущен в Тибет.

В дальнейшем он вынужден был бежать от цинских войск в Британскую Индию, а в январе 1913, по возвращении из Индии, провозгласил независимость Тибета .

При Тхуптэне Гьяцо получила новую жизнь традиционная концепция Великого Тибета, подразумевавшая духовную и политическую власть Далай-ламы над всеми территориями, населёнными этническими тибетцами .


3. Внутренняя политика

Тхуптен Гьяцо видел необходимость проведения в «Стране снегов» экономических, социальных и других реформ. После провозглашения независимости Тибета в 1912 году и образования де-факто независимого Тибетского государства он приступил к действиям: упорядочил и скорректировал тибетское законодательство, чтобы противостоять коррупции в административной среде; установил систему национального налогообложения; создал полицейские силы. Кроме того, буддийский первоиерарх содействовал укреплению дисциплины в тибетских монастырях и увеличил число светских чиновников, чтобы избежать сосредоточения излишней власти в руках монахов.

Далай-лама проявлял интерес к западной науке и технологиям. При нём в Лхасе появились электричество и телеграф, стали печататься деньги и марки. Предвидя военные столкновения Тибета с Китаем, опытный политик в течение своего правления неоднократно проводил реформы по модернизации тибетской армии, консультируясь с российскими, британскими и японскими специалистами военного дела. В 1916 году лхасское правительство направило несколько солдат и офицеров в Индию для обучения стрельбе из пушек и автоматического оружия.


4. Наследие

В конце своей жизни в 1933 году Далай-лама предсказывал наступление в Тибете тёмной эпохи:

«Очень скоро в этой стране (с гармоничным сочетанием религии и политики) случатся предательские действия, как снаружи, так и изнутри. В это время, если мы не отважимся защищать нашу территорию, наши духовные личности, включая Победоносных Отца и Сына (Далай-лама и Панчен-лама) могут быть уничтожены без следа, собственность и власть наших Лакангов (резиденций перевоплощённых лам) и монахи могут быть отобраны. Кроме того, наша политическая система, разработанная Тремя Великими Владыками Дхармы, исчезнет без остатка. Собственность всех людей, высоких и низких, будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время грядёт».


Примечания

  1. 1 2 Кычанов Е. И. , Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времён до наших дней. - М.: Вост. лит., 2005. С. 203. - ISBN 5-02-018365-2
  2. Шакабпа В. Д. Тибет: политическая история. - СПб.: Нартанг, 2003. С. 204. - ISBN 5-901941-10-1
  3. См.: Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. - СПб.: СПбГУ, Нартанг, 2006. - ISBN 5-288-03813-9, ISBN 5-901941-16-0; Россия и Тибет: сб. рус. арх. док., 1900-1914. - М.: Вост. лит., 2005. - ISBN 5-02-018440-3
  4. Narangoa L., Cribb R. B. Imperial Japan and National Identities in Asia, 1895-1945. - books.google.com/books?id=DGQMKex16AsC&pg=PA74 - Routledge, 2003. P. 74. - ISBN 0-7007-1482-0
  5. McKay A. The History of Tibet. - Routledge, 2003. P. 171. - ISBN 0-415-30844-5
  6. Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. - М.: ИВ РАН, 2002. С. 6. - ISBN 5-89282-203-6

Литература

  • Андреев А. И. Тибет в политике царской, советской и постсоветской России. - СПб.: СПбГУ; Нартанг, 2006. - 464 с. - ISBN 5-288-03813-9, ISBN 5-901941-16-0
  • Богословский В. А. Политика XIII Далай-ламы в Тибете. - М.: ИВ РАН, 2002. - 141 с. - ISBN 5-89282-203-6
  • Козлов П. К. Тибет и Далай-Лама. - М.: Т-во науч. изданий КМК, 2004. - 137 с. - ISBN 5-87317-176-9
  • Кузьмин С.Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. - СПб: изд. А. Терентьева, 2010 - www.savetibet.ru/2010/03/10/tibet_book.html
  • Ломакина И. И. Великий беглец. - М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. - 288 с. - ISBN 5-287-00030-8
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 09:25:08
Похожие рефераты:
Как изменить мир, или начни с себя (книга 3) Малярчук Наталья Витальевна

2. Далай Лама XIII и Далай Лама XIV

Начиная с 1400 года, накануне (по космическим меркам) прихода VII Луча Владыки Иерархии планеты Земля начали подготовку Рода человеческого к восприятию оккультных знаний, изъятых из памяти людей после атлантической катастрофы. Без знаний невозможно продвижение по Пути, даже по Основному. Без знаний невозможно получить посвящение, а срок Великой Мистерии приближался. Без знаний невозможно использовать Луч церемониальной магии в том объеме, в каком этого требовал Логос на данном этапе Своего Плана от людей.

Учителями был разработан тщательный план просвещения человечества, составной частью которого было создание Тибетского университета оккультизма для всех стремящихся. Ректором этого университета согласился стать один из учеников Гаутамы Будды, являющийся к тому же ветвью этого огромного Древа Жизни. Этим Владыкой и был Дзонкаба - основатель секты желтошапочников.

Следует уточнить, что Дзонкаба не является очередным воплощением Гаутамы Будды, но Он - ветвь Его Древа. То есть Он настолько близок к историческому Будде, что мог служить в случае необходимости Каналом для проявления Этой Великой Индивидуальности, как в свое время Иисус для Христа и, в то же время, Дзонкаба является самостоятельной сущностью и Владыкой. Поэтому те, кто ошибочно полагает, что Далай Лама - воплощение Будды недалеки от истины.

Дзонкаба 12 раз непрерывно воплощался на Тибете в качестве Далай Лам. В XVII веке в Своем V воплощении Первосвященником Гэлугпа Ему удалось выполнить задачу и в срок организовать обучение масс стремящихся на земле "Страны Снегов". Все ученики Иерархии прошли через Тибетский университет. Многие проходили там обучение в астральных телах, в том числе и другие Владыки Иерархии в Своих новых воплощениях. Благодаря многим воплощениям подряд в одном и том же качестве ректор общечеловеческого университета принял прозвище Тибетец, употребляемое на протяжении веков Учителями и учениками ИПЗ.

Все тела нирманакайя, созданные на протяжении многих воплощений этим Владыкой, помимо своих собственных исторических имен носят прозвище Тибетец. На Земле в настоящее время находятся только некоторые из Них, остальные заняты работой в дальнем космосе, посылая оттуда вибрацию других светил на нашу планету. Ученикам, совершающим прогулку к центру нашей галактики, не стоит удивляться, встретив там Тибетца (а так же и других Учителей) только что распрощавшись с Ним на Земле. Два тела нирманакайя этого Владыки как раз и создают этот самый телепортационный канал, позволяющий стремящимся гулять среди звезд.

В планетарной Иерархии Тибетец представляет III аспект II Луча (Сына Божьего). То есть Он есть Мудрость Господа и поэтому именно Ему была доверена теоретическая подготовка всех учеников мира. Тибетец - хранитель всех оккультных знаний, Он же их и приумножает, когда этого требует Господь.

В свое время Он обучал Е.П.Блаватскую, а затем и А.А.Бейли. В настоящее время под Его руководством пишут книги сразу несколько авторов. Кроме того, Тибетец разрабатывает методики оккультного врачевания и многие целители сознательно или бессознательно работают инспирируемые Им или Его учениками.

Тибетский университет на протяжении многих столетий служил оплотом Света. В стенах его монастырей ученики не только приобретали знания, но и учились сражаться с силами тьмы. Во многих ламаистских обителях монахи проводили обряды обуздания зла в объеме всей планеты. Поэтому из университета выходили не только ученые, но и бойцы.

Вознося молитвы обо всем человечестве, ламаисты разделяли карму со всеми людьми, парируя многие удары, вызванные грехами Рода человеческого. К XIX веку ситуация обострилась. Близилась Великая Мистерия. Планетарный обитатель порога вступил в бой с Ангелом Присутствия. Наступил кризис, за которым неизбежно последовала счастливая развязка. Сам момент кризиса помог преодолеть человечеству Тибетский университет, за что и заплатил немалую цену. Всякий защитный доспех действует лишь до определенной степени нагрузки. Так и ламаистские защитные мантры в конце концов начали уступать тяжести последствий ошибок человечества.

Первым признаком грядущей гибели плацдарма планетарного центра Иерархии на земле была подмена Далай Ламы XIII.(1). Обычно через несколько лет после смерти Первосвященника Гэлугпа, Его вновь находят, воплотившемся в каком-либо ребенке. При этом монахи, уходящие на поиски нового Далай Ламы, руководствуются указаниями ушедшего Владыки, прорицаниями магов и астрологов, а также собственной интуицией. В качестве последней проверки найденному ребенку - кандидату в Первосвященники, предлагается опознать некоторые личные вещи, принадлежавшие Ему в предыдущем воплощении.

Такая методика срабатывала много раз. Дух Тибетца неизменно возвращался на престол Первосвященника. Но в случае с Далай Ламой XIII эта методика дала сбой. Вмешательство темных сил сумело направить поисковую группу по ложному пути, и монахи обнаружили мальчика воплотившего не дух Тибетца, а лишь усвоившего Его бывшее эфирное тело. Память элементала помогла ребенку пройти последнее испытание, после чего обязанности Далай Ламы принял на себя подменыш.

Число 13 - число Закона. XIII Луч резко усиливает все, что соответствует Божественному Замыслу и безжалостно сокрушает все лишнее. Вот почему люди так боятся этой цифры. Но это же число используется и темными силами дабы противодействовать Закону, пока Он не обрел Свои права в полном объеме. В преддверии Мистерии Иерархия Сама сдерживала действие XIII Луча, чтобы не допустить гибели человечества, что и позволило при 13 перевоплощении совершить подмену и вместо Силы Закона на Тибете проявился беспорядок.

Далай Лама XIII является младшим учеником Самого Тибетца, поэтому то он и смог получить при очередном воплощении эфирный элементал, принадлежащий некогда Великому Учителю. Но вместе с эфирным телом ученик вовсе не унаследовал мудрости своего Владыки и не сумел справиться с Его задачей. Далай Лама XIII не сумел сдержать натиска тьмы и невольно стал игрушкой в руках некромантов, что в конечном итоге привело к гибели культуры Тибета на земле.

Сам Тибетец, не имевший уже возможности занять престол первосвященника, вырос как обычный ребенок Страны Снегов. Неуемная жажда знаний все же помогла Ему найти иной путь и вновь стать адептом, известным миру под именем Джуал Кхула. Он продолжал руководить Небесным Тибетом, но уже не мог достаточно эффективно влиять на политику земного государства, где Его младший ученик очертя голову толкал свою страну в пропасть, не слушая предупреждений своего Учителя.

С этой поры образ Великого Тибетца в глазах учеников всего мира как бы раздвоился: с одной стороны по-прежнему существовал хорошо знакомый им ректор общечеловеческого университета, с другой стороны появилась некая темная сущность, которая называла себя Тибетцем, использовала Его атрибуты, но вместо любви и мудрости излучала зло. "Продолжим урок непослушания Учителю,"- говорил лжетибетец каждому ученику, обращавшемуся в Тибетский университет. Большинство стремящихся с ужасом отмахивалось от этого подменыша, но часть, еще не умеющих различать вибрацию учеников, попалась на его ухищрения.

Много бед натворил лжетибетец. Хуже всего то, что он опорочил Имя Великого Учителя Тибетца. Многие столкнувшиеся с Далай Ламой XIII и разглядевшие его суть за внешней атрибутикой, переносят свое отвращение и на Джуал Кхула, а так же на Его очередное воплощение - Далай Ламу XIV. Трудно осуждать учеников за эту невольную ошибку. Что же делать стремящимся - кому можно доверится. Ведь помимо лжетибетца, существуют и другие шарлатаны, выдающие себя за Флорентийца, Сен Жермена, Иисуса, хотя и не обладающие столь совершенным камуфляжем как Далай Лама подменыш. Опытный ученик легко различит за внешним белым покровом темную суть обманщика. А что делать начинающему? Как не попасть в ловушку? Все дело в объекте медитации стремящихся.

Из книги Посвящения и посвященные в Тибете [другая версия] автора Давид-Неэль Александра

ГЛАВА XI ДАЛАЙ-ЛАМА Многие читатели, вероятно, удивлены, почему до сих пор в этой книге ничего не сказано о далай-ламе. Коль скоро нашей основной темой являются ламаистские посвящения, то основное внимание, по-видимому, должно быть уделено именно ему – Великому Главе

Из книги Книга-1: Третий Глаз автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

ГЛАВА 16 ЛАМА Теперь я усиленно занимался освоением искусства астральных путешествий, во время которых душа (или Я) покидает физическое тело и связана с телом на земле только Серебряной нитью. Многим, я знаю, даже трудно представить себе, что такое возможно. И все же каждый

Из книги Приходи, следуй за Мною. Беседы по притчам Иисуса. Том 4 автора Раджниш Бхагван Шри

Беседа 9. Или, Или! лама савахфани? 29 декабря 1975 года, ПунаЕвангелие от Матфея, глава 2726, Тогда отпустил им Варавву, а Иисус был предан на распятие.46. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? То есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня

Из книги Алтай – Гималаи автора Рерих Николай Константинович

Далай-Пхо-Бранг Ташидинг принадлежит к приходу большого монастыря Пемайанцзе в дне пути. Тоже на вершине, Пемайанцзе стоит властно. И даже новейшая живопись доставляет радость своей тонкой замысловатой декорацией. И резьба наличников сказочна. И высокие пороги тяжелых

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

ЧТО ПЕРЕДАВАЛ ФЮРЕРУ «НЕВИДИМЫЙ» ТИБЕТСКИЙ ЛАМА Есть еще одна любопытная и вполне подтвержденная архивными документами (совсем недавно, кстати, рассекреченными) история, показывающая, как много на Востоке чудес и как мало мы об этом Востоке знаем.Всем известно, что

Из книги Гарвардские лекции автора Гьяцо Тензин

Из книги Посвящения и посвященные в Тибете автора Давид-Неэль Александра

Глава 11 Далай-лама Многие читатели, вероятно, удивлены, почему до сих пор в этой книге не упоминалось о далай– ламе. Поскольку эта книга исключительно о ламаистских посвящениях, то, по-видимому, важное место в них должен занимать именно далай-лама – великий учитель

Из книги Шафранная мантия. (THE SAFRON ROBE) автора Рампа Тьюсдей Лобсанг

Глава 5 Аудиенция у Далай-Ламы Меня готовят к визиту - Незабываемая встреча - Похвала Высочайшего - Неужели в такой день можно учиться? - Святой Восьмеричный Путь - Неприятный разговор - Учителя из Индии вызывают к НастоятелюМы вместе помчались по коридору,

Из книги Советский оккультизм. Тайны НКВД и КГБ автора Бубличенко Михаил Михайлович

Николай Рерих, как перевоплощение далай-ламы пятого Теперь пришла речь рассказать о шагах советского правительства по налаживанию связей с Тибетом. Как ни печально, но активное участие в этом принял Николай Константинович Рерих. Ниже изложена краткая версия того, какую

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Лама Карма-Дордже] Об этом же самом отшельнике пишет в своей книге, изданной в 1933 году, посетивший эти места европейский путешественник Арнольд Хейм. Посетила его и известная путешественница по Тибету г-жа Дэвид Ниль, но отшельник не допустил ее до себя. Показавшись у

Из книги 50 великих книг о пути к истине автора Вяткин Аркадий Дмитриевич

41. Лобсанг Рампа – европейский лама Вдруг послышался треск – кончик инструмента прошел кость. Опытный лама-хирург мгновенно прекратил работу, продолжая крепко держать инструмент за рукоятку. Мой учитель передал ему пробку из твердого дерева, очень чистую и тщательно

Из книги Циклы Сатурна. Карта изменений в вашей жизни автора Перри Уэнделл К.

Далай-лама Тибетский религиозный лидер, который был вынужден бежать из страны, после того, как она была захвачена Китаем Выбор В октябре 1951 года три тысячи китайских пехотинцев шли в Лхасу, столицу Тибета. За их передвижениями с волнением следил шестнадцатилетний

Из книги Безмятежное сияние истины. Взгляд буддийского учителя на перерождение автора Ринпоче Лопён Цечу

Мой лама был подобен Миларепе Вообще-то я не рассказываю об учителе, но раз вы так прямо спрашиваете, то расскажу. Моим коренным ламой является Кармапа. Кроме него, у меня было много других учителей, но главный из них – Друбпа Ринпоче.Поэтому сейчас меня многие называют

Из книги Далай-лама о главном автора Уэда Нориюки

Общественная деятельность Далай-ламы в Индии Ещё раз обойдя вокруг монастыря, мы посетили школу-интернат Tibetan Children’s Village (TCV) для тибетских детей-беженцев, расположенную примерно в четырёх километрах вверх от Дхарамсалы. Всего в Индии семь школ TCV, и школа в Дхарамсале

Из книги Магия реинкарнации автора Вечерина Елена Юрьевна

Далай Лама Далай Лама – титул духовного и политического (до 1951 г.) владыки Тибета. С монгольского языка это словосочетание переводится как «учитель с бесконечными как океан знаниями».В течение многих веков правителями и духовными наставниками загадочного Тибета были

Утверждение, что 13-й Далай-лама был противником Дордже Шугдэна, его оракула и его умилостивления хорошо известно, поскольку оно было распространено в последние десятилетия 14-м Далай-ламой, 1 и подхвачено западными учеными, такими как Джорж Дрейфус.

Несколько тезисов этих утверждений и будут исследоваться. Эта работа является попыткой выяснить содержат ли они что-либо реальное. Она не предназначена для дискредитации Нечунга и его оракула, или 13-го Далай-ламы, а стремиться показать, как историческая хроника была искажена в последние десятилетия.

Предполагаемое запрещение Оракула

Во-первых, утверждают, что Далай-лама 13-й ограничил оракула Дордже Шугдэна. Дрейфус говорит: "Практика Dol-gyal или Shuk-den также всплыли в качестве вопроса, во время правления 13-го Далай-ламы, который вводит ограничения на оракула Шугдэна, но не запрещает его деятельность полностью." Тем не менее, не даны ссылки подкрепляющие столь определенное заявление . Однако, это не удивительно, так как нет известных проверяемых исторических свидетельств в поддержку такого утверждения. Вместо этого, при рассмотрении вопроса о запрещении оракулов 13-м Далай-ламой, мы обнаруживаем упоминаия оракула Нечунга участвовавшего в известных событиях нестабильного периода геополитической истории Тибета в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков.

13-й Далай-лама


Сэр Чарльз Белл (1870-1945) написал биографию 13-го Далай-ламы называемую "Portrait of the Dalai Lama", впервые опубликованна в 1944 году. Это было одно из первых беглых знакомств с жизнью и природой Далай-ламы и его учреждения. 13 Далай-лама бежал в Индию в 1910 году, тогда же, когда Побонка Ринпоче получил посвящения в Золотые Дхармы и семнадцать выражений четырех-лицего Махакалы от Держателя Трона Сакья Драгшул Тринлей Ринчен (т.е. 39-го Сакья Тризина) (стр. 286). Белл встречался c 13-м Далай-ламой, когда тот был в изгнании в Индии, а затем посетил Тибет в 1920 году. Многие недостатки оракула Нечунга рассмотрены в главе 58 «Благородное Поле», где главным образом описывается смерть 13-го Далай-ламы. В этой главе мы находим и воспоминания о британском вторжения в Тибет:

Позднее было замечено, что пророчества передаваемые через оракула Нечунг были неправильными и вредными. В то время британской военной экспедиции в Лхасу в год деревянного Дракона , он указал, что тибетское правительство должно направить солдат против англичан, но солдаты не должны заряжать винтовки, что и было сделано.

В результате, тибетцы потерпели сокрушительное военное поражение от полковника Янгхасбенда. В ответ на это, Белл отмечает, что оракул был уволен со службы:

Этот пророк был уволен после британской экспедиции, а два или три года назад драгоценный защитник восстановил его, позволяя божеству опять войти в него.

Что касается утверждения о том, что 13-м Далай-ламой запрещен оракул Дордже Шугдэна, то в каком времени и пространстве был предполагаемый запрет?

В отношении оракула Нечунга, очень конкретная информация может быть предоставлена на основе публикаций как раз той эпохи, таких, как Sir Charles Bell’s biography и Frederick Spencer Chapman’s Lhasa: the Holy City, опубликованные в 1938 году. Однако, в связи с предполагаемым запретом на оракула Дордже Шугдэна, нет никаких конкретных доступных материалов, которые позволили бы, что-то достоверно утверждать по этому вопросу.

В опровержение предполагаемого запрета в ряде случаев были зарегистрированы обращения к оракулу Дордже Шугдэна во времена 13-го Далай-ламы. Наиболее важным примером является данный оракулом Дордже Шугдэна совет и принятый самим 13-м Далай-ламой! Он находится в биографии Тринадцатого Далай-ламы под названием "phags pa "jigs rten dbang phyug gi rnam sprul rim byon gyi "khrungs rabs deb ther nor bu"i "phreng ba bzhugs so, стр. 620. Здесь говорится, что в 1922 году оракул Дордже Шугдэна дал ваджрное пророчество в присутствии Домо Геше Ринпоче. Он заявил, что Нижняя Монголия (smad hor) поднимается, и как способ обратить это вспять Восточная и Западная ступы в Тибете должны быть отремонтированы. Западной ступой была признана сама Потала, а Восточной ступой была признана Ганден Сердонг или Золотая Ступа содержащая мощи Дже Цонкапы. И биография подтверждает, что их ремонт был проведен.

Джозеф Рок описал публичное призывание оракула Дордже Шугдэна в Восточном Тибете в конце 1920-х в Сунгмас, Тhe Living Oracles of the Tibetan Church (National Geographic, 68: 475-486). Это также оспаривает претензию Дрейфуса, что оракул был разрешен лишь в фиксированных местах, таких как Дромо и Троде Кхангсар. Кроме того, эти утверждения Дрейфуса практически равносильны тому, что оракул вообще не был запрещен, потому что Дромо и Троде Кхангсар были жилищами наиболее важных оракулов того времени, за исключением оракула Панглунга, который мы знаем так же был активен по крайней мере в Кхаме, согласно Джозефу Року. И снова остается вопрос, в какие годы было предполагаемое ограничение на оракула Дордже Шугдэна?

Другое предположение состоит в том, что 13-й Далай-лама запретил всех оракулов на какой-то срок, но это не выделяло бы Дордже Шугдэна как имеющего недостатки. Если это и правда, то это ни как не относится к лишению законной власти Дордже Шугдэна. Как это не маловероятно, если предположить, что существовал запрет на оракула Дордже Шугдэна 13-м Далай-ламой, очень мало понятно о его реальном характере. Если это было на самом деле, то даже не сопровождалось реальным преследованием, и деятельность оракулов продолжалась не ослабевая. И это в сравнении с хорошо документированым запретом на Нечунга, что как видно получает очень незначительное внимание 14-го Далай-ламы и его сторонников.

Предполагаемый запрет умилостивления

Во-вторых, утверждают, что Далай-лама 13-й ограничил умилостивление Дордже Шугдэна, в частности путем персонального ограничения для деятельности Пабонки Ринпоче. Дрейфус говорит: "Наконец, Далай-лама и его правительство оказывало давление на Pa-bong-ka воздержаться от умилостивления Shuk-den... По словам его биографа, Pa-bong-ka обещал не умилостивлять больше Shuk-den."

Это источник Lob-zang Dor-je, Биография Пабонки (pa bong kha pa bde chen snying po dpal bzang po’i rnam par thar pa, лист 471.a-.b.)

Однако, эту информацию на самом деле не возможно найти в печатных изданиях биографии Пабонки Ринпоче. Вебсайт Далай-ламы отсылает к Издателю Nyimo Palden, как публикации, которая содержит переписку между Пабонкой Ринпоче и 13-м Далай-ламой, но никакой информации по этому издателю или публикации не возможно найти. Следовательно, издание, содержащее эту переписку не доступно для проверки, что делает ее подлинность весьма сомнительной и, скорее всего, она сфабрикована.

Кроме того, окружающий контекст и фактическое содержание этого письма также ставит вопрос о его подлинности. Во-первых, нет ни какой даты относительно этой предполагаемой переписки, не возможно сопоставить её с событиями того времени и биографиями участников. Во-вторых, биография Пабонки Ринпоче является хронологической, и он пережил 13-го Далай-ламу приблизительно на 8 лет. Предполагаемая корреспонденция отсылается к крайнему номеру страниц - 471, а два тома биографии опубликованые в Индии, составляют в общей сложности 563 листа в сравнении. В-третьих, в этом письме Пабонка Ринпоче заявляет, что он умилостивлял Шугдэна, потому что "мать-старушка сказала мне, что Шугдэн это божество моей материнской линии." Однако, ни чего этого нет в соответствующих частях его биографии. 2

В любом случае, правда ли это или нет, реальная цена этой переписки еще более снижается при учете того, что Пабонка Ринпоче составляет большую часть своих работ по Дордже Шугдэну в то время, когда 13-й Далай-лама проживал последние годы своей жизни, в тот краткий период его полного всевластия над Тибетом.

В биографии Пабонки Ринпоче, говорится, что в год железной птицы (1921), как и в прежние времена Дордже Шугдэн был неотделим от Пабонки, как тень от тела. Несколько раз ранее, Дордже Шугдэн входил в медиума и просил Пабонку Ринпоче написать новый ритуал вверения жизни, с чем он, наконец, согласился и написал его на основе своего опыта (стр. 375). Далее, в год деревянного быка (1925) по повторным просьбам самого Дордже Шугдэна к Пабонке, тот начал писать обширный ритуал реализации и возвращения Melodious Drum of Victory in All Directions (стр. 418). Таким образом, мы знаем, что Пабонка был побуждаем умилостивлять Шугдэна не матерью, а самим Дордже Шугдэном.

Кроме того, доверие к Дордже Шугдэну в то время не было чем-то необычным, в частности в монастыре Сера. Он ссылается на прямую линию и мастеров, особенно из монастыря Сера, которые также полагаются на Дордже Шугдэна, например аббат тантрического колледжа Сера Тензин Тсондру, Драгри Дордже Чанг, Тричен Тенпа Рабже и Трехор Кхангсар Ринпоче.

В год черной лошади (1930), Пабонка пишет средней длины завершающий ритуал (стр. 496). 13-й Далай-лама скончался в 1933 году.

Таким образом, Пабонка Ринпоче провел более десятилетия параллельно жизни 13-го Далай-ламы в неторопливом составлении этих ритуалов.

Есть ли признаки того, что он работает подпольно в страхе перед упреком Далай-ламы? Если да, то в каком году эти предполагаемые ограничения имели место? 3

в центре 13-й Далай-лама, рядом Чарльз Белл

Разговоры в связи со смертью 13-го Далай-ламы

В частности, 13-й Далай-лама скончался 17 декабря 1933 года после непродолжительной болезни. Чарльз Белл заинтересовавшийся этим вопросом, писал:

Как видно, драгоценный защитник (эпитет Далай-ламы 13-го) ушел в пространство в последний день десятого тибетского месяца, соответствующего середине декабря. День недели воскресенье. По тибетским представлениям, если человек умирает на воскресенье или вторник, это недобрый знак. Люди говорят: "Он умер во время бурного дня".

Он рассказал мне как медиум Оракула Нечунга дал лекарство Драгоценному Защитнику [ДЛ], которое навредило ему.

Вероятно, это были более чем слухи, а Белл пишет в период, спустя семь месяцев, когда он посетил Тибет. В частности, он посетил сына управляющего одной семьи, которые были в тесном контакте с Далай-ламой в течение последних двух лет его жизни. Белл в деталях записывает рассказ служащего, который вкратце описывает, что болезнь началась с небольшого кашля на первый день, однако к вечеру второго дня Далай-лама пропустил свой обычный бульон, в результате чего были созваны придворные. Далее Белл пишет:

Примерно в 11 вечера Драгоценный Защитник потребовал медиума Оракула Нечунга, которого Кунпел Ла спешно вызвал, чтобы поклониться богине, по имени Палхаджог, чье изображение находилось в храме в Лхасе. Медиум пришел сразу и в большой спешке, он даже не задержался, чтобы до прибытия облачится в свою одежду.

В ту же ночь, с часу до двух, медиум дал драгоценному защитнику какое-то лекарство в виде порошка. Когда медиум вышел, Чампа Ла, обычный придворный доктор сказал медиуму: "Вы совершили ошибку в лечении" (Men di norra nangzha). Так вскоре после этого медиум дал другой порошок в соответствии с предписанием Чампа Ла. За все время присутствия он не проронил ни слова.

Затем, на следующий день вечером он [ДЛ] скончался. В дополнение к биографии Чарльза Белла, Мелвин Гольдштейн в History of Modern Tibet, 1913-1951 также дает материал по этому вопросу, после более детального анализа предшествующих и последующих событий (от стр. 141):

В этих обстоятельствах, оракул Нечунг сказал, что Далай-лама должен принять лекарство, известное как "17 героев победителей простуды" (chamjom pawo chupdun) и он сам готовил лекарства в чашке с водой. Большинство респондентов сообщают, что Далай-лама отказался от дозы и что государственный оракул буквально влил его в рот. Состояние Далай-лама сразу ухудшилось, а в полдень он был без сознания. Больше он не сказал ни слова.

В любом случае, без современного следователя трудно узнать правду, было ли лекарство фактическим фактором смерти Далай-ламы, или просто оно не было достаточно эффективным для лечения его болезни.

Так или иначе, в дополнение к ранее плохим военным советам, восприятие неправильного лечение как причасности к смерти Далай-ламы, вероятно, было достаточно для тех, кто зависел от него как надежного оракула для поисков ответов на некоторые вопросы.

Сегодня 14-й Далай-лама похоже испытывает полнейшее доверие к Нечунгу и использует его мнение как аргумент запрета Дордже Шугдэна, а исторически зафиксированный факт запрета 13-м Далай-ламой государственного оракула, ни как не влияет на современную активность Нечунга.

1 "Я изначально был религиозным держателем линии приемственности Кьябдже Пабонки. В частности, я был непосредственным учеником Кьябдже Триджанга Дордже Чанга. С самого начала я стал практиковать Долгьяла под влиянием многих обстоятельств. Постепенно я пришел ко многим значительным сомнениям относительно внешних, внутренних и тайных аспектов и событий касающихся этого. Наконец я посмотрел работы предыдущего Далай-ламы, и в первый раз понял ошибку практики Долгьяла, в результате я прекратил ее." (Speech to an audience dominated by Tibetans from Tibet on 27 March 2006 during the Spring Teachings)

2 Шугдэн передавался в линиях двух коренных учителей Пабонки. Вероятно при фальсификации писем этот факт либо упустили из виду, либо посчитали, что версия с матерью как-то умалит значимость Шугдэна в линии Пабонки и соответственно в линии нынешнего 14-го Далай-ламы.

3 Шугдэн был распространен в самых разных общинах и учительских линиях в Гелугпе, особенно в монастыре Сера. Отсутствуют свидетельства, что монастырь Сера получал письма от 13-го ДЛ, то же касается и других общин. Так же предпологаемый запрет не согласуется с фактом, что при последнем Регенте и новом Далай-ламе статуи Шугдэна стояли во многих монастырях гелуг. Если принять версию запрета то придется признать, что потомки массово ингорировали мнение 13-го Далай-ламы или останется только сделать вывод, что статус этого Далай-ламы как религиозного авторитета для Гелугпы был не велик.

Несмотря на вынужденный отказ от некоторых нововведений, Далай-лама XIII никоим образом не отказался от политики укрепления своей власти и проведения ряда организационных мер. Была упорядочена транспортная повинность (ула), ограничены проценты по займам. Далай-лама запретил ламам употребление вина, табака, опиума, азартные игры. Он обязал чиновников носить традиционную тибетскую одежду. В последние годы своего правления Далай-лама XIII не созывал Национальную ассамблею. Все дела решались на встречах с отдельными калонами, а чаще — на встречах с фаворитами самого Далай-ламы. В круг самых близких к верховному правителю Тибета лиц в последние годы его жизни входили Кунга Ванчук Ландун, Кунпэл Ла Дэчэн Чойдэн, Луншар Дорджэ Цэгьял, Цимён-шапэ и Царон-дзаса. Кунга Ванчук, племянник Далай-ламы, светский аристократ, занимал пост первого министра (лончэна) начиная еще с 1926 г. Но Кунга не смог стать главным лицом в управлении страной и являлся, в общем, фигурой декоративной. Самым влиятельным из фаворитов Далай-ламы был 28-летний Кунпэл Ла, выходец из крестьянской семьи в Ньемо к юго-западу от Лхасы. В 1916 г. он начал учиться в Лхасе на писца, проявил большие способности и был взят слугой ко двору Далай-ламы, а в 1921 г. отправлен в монастырь Сэра на обучение. Далай-лама дал ему монашеское имя Тубтэн Кунпэл Ла, поручал ему выполнение некоторых важных дел и в 1931 г. назначил его главой нового ведомства электрических машин в Тапчи, в нескольких километрах к северу от Лхасы. Здесь располагались арсенал, монетный двор и фабрика по изготовлению воинской амуниции. В 1931-1932 гг. Кунпэл Ла создал полк Тонтра в составе тысячи солдат «из хороших семей» (главным образом горожан из уже появившейся к этому времени «средней» прослойки населения, т.е. не крепостных, но и не привилегированных). Полк имел лучшее в тибетской армии вооружение, амуницию, снабжение, прошел полугодичное обучение стрельбе из пулеметов на равнине около Гьянцэ. Солдаты были собраны по принудительному набору. Командиры полка Югок и Тарин получали приказы только от Кунпэл Ла. Полк — наиболее боеспособная воинская часть тибетской армии того времени — практически контролировал Лхасу. Другой «сильной личностью» среди тибетской элиты был 52-летний светский чиновник Луншар Доржэ Цэгьял, происходивший из семьи аристократов, врач по образованию, постоянный оппонент и конкурент Кунпэл Ла. В 1912-1914 гг. Луншар находился в Англии, где был ответственным за обучение четырех юношей-тибетцев. В эти годы он побывал во многих странах Западной Европы. Знакомство с историей и политическими системами европейских стран привело Луншара к убеждению в необходимости реформы политической системы Тибета. По возвращении домой Луншар стал цзипёном. Он пользовался большим влиянием в Национальной ассамблее. После отставки Царона в 1925 г. Луншар стал особо доверенным лицом Далай-ламы, который советовался с ним по делам управления страной. В апреле 1929 г. правитель Тибета назначил Луншара главнокомандующим. Находясь на этом посту, Луншар увеличил армию на 2 тыс. человек, жалованье и пищевое довольствие солдатам и полицейским, ввел в армии тибетскую униформу взамен английской. Однако его высокомерие и резкие действия нажили ему много врагов среди лхасской элиты. В 1931 г. Далай-лама сместил Луншара с поста главнокомандующего, оставив за ним лишь пост цзипёна. Большую роль в правительстве играл также калон Цимён-шапэ. Еще в 1910-1913 гг. он вместе с Джампа Тэндаром и Цароном организовал сопротивление тибетцев китайским солдатам и возвращение Далай-ламы XIII из Индии в Лхасу. Цимён входил в состав тибетской делегации на конференции в Симле, а потом был назначен генерал-губернатором Кама. В 1933 г. в Кашаг входили также Чойдар и Ланчунга-шапэ, но ведущим деятелем в Кашаге являлся Цимён. В 20-е годы Далай-лама назначал на высшие посты в администрации еще одного своего фаворита — Царона. Одно время он являлся главнокомандующим армией, а потом колоном, но затем потерял оба этих поста и с 1933 г. жил в своем имении. Он вернулся в Лхасу только в мае 1934 г. Далай-лама XIII скончался 17 декабря 1933 г. После его смерти около полугода в кругах лхасской элиты шла борьба за власть, которая одновременно являлась борьбой за выбор политики. Собралась Национальная ассамблея. Решали вопрос, в чьи руки передать власть на период поисков нового Далай-ламы и до его совершеннолетия. В это время соперникам Кунпэл Ла удалось вызвать бунт в полку Тонтра. Солдаты потребовали распустить их по домам. Кашаг расформировал полк, оставив в нем только 250 солдат под командованием Тарина. Юток был переведен в другое воинское подразделение. В результате Кунпэл Ла лишился своей главной опоры. Сам он, также личный врач Далай-ламы и оракул Нэчун были обвинены в неправильном лечении больного и в том, что вовремя не сообщили Кашагу о болезни правителя Тибета. Кунпэл Ла был арестован и отправлен в ссылку в Конпо под надзор монахов монастыря Чамнак. Его имущество было конфисковано. Родственники и сторонники Кунпэл Ла были брошены в тюрьмы или сосланы в отдаленные районы Тибета. Оракул Нэчун оказался «под домашним арестом» в монастыре Дэпун [Уа Hanzhang, 1994, р. 289]. Попытка одного из сторонников Кунпэл Ла из семьи Памдацан — офицера Тобгье поднять в Каме восстание против правительства потерпела неудачу. После нескольких месяцев боев восставшие во главе с Тобгье вместе с семьями и стадами овец и яков ушли к Батану под защиту китайцев. На заседаниях Национальной ассамблеи не смогли договориться об общем кандидате в регенты. Решили тянуть жребий. В результате был избран 24-летний лама, настоятель монастыря Радэн Джампэл Еше. Он был введен в должность 23 февраля 1934 г. Небольшой монастырь Радэн находился в 60 км к северо-востоку от Лхасы и считался одной из главных святынь тибетского буддизма. Он был основан в 1057 г. Далай-лама XIII часто посещал этот монастырь. К тому же ламы-настоятели монастыря Радэн одновременно возглавляли монастырь Шидэлинг, один из четырех лхасских монастырей (лингов), из настоятелей которых обычно избирались регенты. После избрания Радэн-хутухты регентом получилось так, что посты первого министра и регента оказались заняты молодыми людьми, неопытными в делах и невлиятельными. Это обстоятельство побудило Луншара попытаться взять власть в свои руки. Человек, безусловно, талантливый, влиятельный и обладавший широким кругозором, Луншар принял меры, чтобы сплотить вокруг себя светских и духовных чиновников. Он выдвинул план улучшения центрального управления страной. Луншар предлагал, чтобы впредь Национальная ассамблея выбирала калонов на четыре года и они были ответственны перед ассамблеей17. Таким образом, эта реформа, будучи проведена в жизнь, передала бы реальную власть из рук Кашага Национальной ассамблее, что само по себе могло стать позитивным изменением в системе управления. К тому же впервые вводился принцип выборности власти на определенный срок. Луншар и его ближайший союзник монах Тэмпа Джаян собрали два отдельных собрания — светских и духовных чиновников и предложили подписать петицию, в которой констатировалась неудовлетворительная работа Кашага и предлагались указанные выше меры. По сообщениям участников и очевидцев происходивших событий, в собраниях приняли участие около 100 чиновников, т.е. от 1/5 до 1/4 всех чиновников в то время. Луншар рассчитывал, что в случае проведения предложенной реформы в жизнь ассамблея, где он имел большое влияние, выберет его калоном либо вторым лончэном. Участники собраний решили представить петицию в Кашаг 10 мая 1934 г. Но вечером 9 мая светский чиновник Кашопа сообщил канону Цимёну о действиях Луншара. 10 мая Луншар был приглашен во дворец Потала, арестован и заключен в тюрьму. Аресту подверглись и его ближайшие сподвижники. Регент, лончэн, Кашаг и назначенный ими комитет по расследованию обвинили Луншара в намерении убить калона Цимёна, свергнуть правительство и ввести в Тибете «большевистскую систему управления» . Комитет первоначально хотел казнить Луншара. Но, как заявили члены комитета, они опасаются, что дух такого сильного человека, как Луншар, может помешать процессу нахождения нового Далай-ламы, даже навредить мальчику после его рождения. По этой причине решили не убивать Луншара, а ослепить его, что и было сделано 20 мая 1934 г. [Сицзан тунши цзяпянь, 2000, с. 296; Уа Наnzhang, 1993, р. 386]. Все его ближайшие сподвижники потеряли свои должности, имения, собственность и были сосланы в отдаленные места Тибета. Сам Луншар находился в тюрьме до мая 1938 г. Через год после освобождения из тюрьмы он скончался. Так провалилась последняя серьезная попытка реформировать тибетскую политическую систему. В итоге острой борьбы за власть в Лхасе в первой половине 1934 г. консервативное большинство лхасской элиты, прежде всего высшее духовенство, в очередной раз одержало победу. Победила политика сохранения традиционных порядков. Между тем система центрального и местного управления в Тибете становилась все более и более неэффективной, являясь в условиях середины XX в. своего рода реликтовой структурой. Приведем об этом мнения участников экспедиции Н.К. Рериха 1927-1928 гг. Местные власти, как писал К.Н. Рябинин, заявили экспедиции, что «полученный далай-ламский указ здесь не имеет значения» [Рябинин, 1996, с. 661]. Об этом упоминал и сам Н.К. Рерих в своем письме буддийскому центру в Нью-Йорке о результатах экспедиции: «Если вы думаете, что указ Далай-ламы много стоит, то вы ошибаетесь. У нас был широковещательный паспорт далай-ламского правительства, и на наших глазах народ отказывался исполнять указы своего правителя. „Мы Девашунга не знаем", — говорит старшина» [там же, с. 696]. (Девашунг — правительство в Лхасе.) О неэффективности управления писал и полковник Кордашевский: «Всякие распоряжения центральной власти игнорируются как населением, так и старшинами. Можно себе представить, с каким театральным уважением отнеслись бы где-нибудь в Париже или другом месте Европы к бумаге с печатью самого Далай-ламы, — а здесь такой даик — приказ просто пропадает на полдороге, выброшенный гонцом, или бросается старшиной в угол палатки без исполнения. И это не наваждение — а самая реальная действительность» [Декроа, 2000, с. 300]. По впечатлениям Н.В. Кор-дашевского, «Тибет — это Европа XIV столетия в ее отрицательных чертах — не больше» [там же, с. 222]. Он писал также, что Тибет, может быть, самая гнилая страна во всей Азии [там же, с. 291]. «Замечайте: среди подавленного состояния, среди поражающей нищеты и грязи народа... ясно видна картина разложения Тибета, — отмечал Н.К. Рерих, — послушайте рассказы о чрезмерных поборах. Всему приходят сроки. То, что еще в недавнем прошлом могло под прикрытием таинственности просуществовать, в сегодняшнем восходе уже оказывается неприемлемым» (цит. по [Рябинин, 1996, с. 698]). «Дела Тибета пришли в упадок, — делал вывод Н.К. Рерих, — в подобном положении, как сейчас, Тибет существовать не может» (курсив мой. — Б.М.) [там же, с. 697]. Весьма резко и пессимистично о возможных перспективах будущего Тибета выразился полковник Кордашевский: «Тибет нуждается в твердой и сильной власти, чтобы, с одной стороны, поднять благосостояние страны, а с другой — культурный уровень населения. Сами тибетцы, во главе с Далай-ламой, не могут справиться с задачей управления страной и попросту ведут ее к политической смерти... Не государственный организм, не духовный центр, а разлагающийся труп - вот подлинный облик современного Тибета» (курсив мой. — Б.М.) [Декроа, 2000, с. 259]. И далее: «На фоне общего разложения страны видно, что даже воля желтого ламы здесь игнорируется, а его грамоты мало чего стоят. И как-то невольно думаешь, что только серьезное и мудрое правительство взамен лхасских шарлатанов может дать гаснущему народу Тибета последние светлые дни, использовав одновременно и природные богатства страны в разумных и хозяйственных руках» [там же, с. 296-297]. Приведенные выше высказывания принадлежат не случайным любопытствующим туристам, оказавшимся в бедственном положении в незнакомой им стране, а ученому с мировым именем Н.К. Рериху и его спутникам — Ю.Н. Рериху, К.Н. Рябинину и Н.В. Кордашевскому, основательно подготовившимся к тибетской экспедиции. Путешественники, хорошо знакомые с положением дел в Европе, Америке, Китае, Индии и других регионах земли, дали весьма негативную, но достаточно объективную оценку состоянию тибетского общества, аморфности и неэффективности системы управления в Тибете. Вместе с этим все участники экспедиции Н.К. Рериха подчеркивали, что Тибет необычайно богат природными ресурсами, «ископаемыми ценностями, лежащими без разработки» [там же, 2000, с. 234]. «Однако Тибет, как ни странно, не беден, — писал К.Н. Рябинин, — мы упоминали уже об этом, но невежество, суеверие и лень держат народ в цепких когтях нищеты. Для оздоровления страны необходимо прежде всего просвещенное и деятельное правительство и внедрение в сознание народных масс Тибета здоровых идей труда» [Рябинин, 1996, с. 667]. Итак, Тибет богат природными ресурсами. Но в первой половине XX в. Эти богатства пропадали втуне, они не использовались. Невежество и суеверия были обычным явлением, тормозили развитие культуры и хозяйственной деятельности. Большинство тибетцев существовало в условиях нищеты и антисанитарии, в атмосфере «борьбы за выживание». Неэффективность системы управления поражала иностранных наблюдателей. Отдельные попытки улучшить систему правления (Далай-лама XIII, Луншар) блокировались консервативной элитой. Все эти и многие другие негативные явления в жизни тибетского общества существовали во многом благодаря продолжавшейся экономической и культурной изоляции Тибета. В этих условиях где уж было говорить о появлении в Тибете «серьезного и мудрого правительства», «просвещенного и деятельного правительства» и т.п. «Мечтать не вредно» — могли бы мы сказать вместе с читателем и К.Н. Рябинину, и Н.В. Кордашевскому. Но именно мечтать... и только.

ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ. Часть IV. Тибет в 1913-1949 гг.