Школьная энциклопедия. За что на самом деле сожгли Джордано Бруно


"Джордано Бруно: краткая биография и его открытия" - так звучит тема сегодняшней статьи, которая познакомит нас с очень необычным и разумным человеком, ставшим знаменитым философом. Мы вкратце рассмотрим ранние годы и жизнь монаха-доминиканца, а также узнаем о его самых известных заявлениях.

Краткая биография

Хотите знать, кто такой Джордано Бруно? Биография и его открытия помогут нам немного ближе познакомиться с этим человеком, почувствовать его умонастроения и проникнуться непередаваемой жаждой знаний. Мальчик родился в семье солдата и стал священником. Со временем за ним начали подмечать странные поступки. Например, он выносил из своей кельи все иконы и оставлял только распятие. Во избежание пересудов он был вынужден бежать, но где бы он ни оказывался, обвинения в ереси находили его.

Следующий отрезок жизни философ посвятил преподаванию. В Париже его заметил король Генрих III Французский, который в будущем во многом помогал талантливому Бруно. Вскоре последний переезжает в Англию, где все равно не находит поддержки своих идей. Следующие несколько лет он переходит с места на место, а также пишет сочинения о магии. За это время он успевал побывать в Майнце, Виттенберге и Праге.

Суд

Джордано Бруно, открытия которого были колоссальными для своего времени, пришлось заплатить за то, что он осознал истину раньше других. В скором времени философ приехал в Венецию по приглашению своего нового друга Д. Мочениго. Отношения у них не сложились, и уже через год Джованни Мочениго написал свой первый донос на «друга», в котором подробно и особенно ярко описал мысли Бруно по поводу религии. Как и следовало ожидать, философа арестовывают. Об этом узнает римская власть и требует отдать пленника для вынесения вердикта. Это подкреплялось аргументами о том, что преступник обвинялся в неисчисляемом количестве ереси на территории Рима.

Венецианские властители не стали испытывать судьбу и отдали пленника в руки римлян. Там Бруно провел около 6 лет в тюрьмах, но даже это не вынудило его отступить от своих идей. В итоге его отдали в руки светской власти. Приговор был таков: умертвить без пролития крови. Это означало только одно: Бруно будет сожжен. Он стоически перенес все испытания, до последнего момента оставаясь верным своим идеям. Литературное творчество философа длительное время находилось в списке запрещённых книг.

Признание

В 1889 году в Риме праздновали открытие памятника имени Джордано Бруно на площади Цветов (где его и сожгли). Это мирное событие превратилось в настоящий бунт против Папы. Несмотря на то что на сегодняшний день все прекрасно понимают, что в своих основополагающих идеях Бруно был прав, реабилитировать его никто не собирается. В 2000 году, ко дню памяти 400 лет со дня казни Бруно, А. Содано признался в том, что казнь была «печальным событием», но напрочь отказался от реабилитации Бруно. Более того, он также сказал, что инквизиторы сделали все верно, ведь они пытались уберечь его душу.

Открытия

Что же такого сделал Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия подводят нас к этому. Что касается философских идей и мнемоники, то многие исследователи акцентируют внимание на том, что в сочинениях Бруно явно заметны идеи герметизма. Космология же требует отдельного рассмотрения. Он поддерживал идеи Коперника о гелиоцентризме, а также мог привести ряд фактических доказательств. Джордано Бруно (биография - в статье) также опровергал религиозное противопоставление неба и земли. Он говорил о том, что весь мир однороден и состоит только из 5 элементов (вода, земля, воздух, огонь, эфир). Он считал, что кометы - это отдельные небесные тела, а не странные испарения в атмосфере. Также он допускал мысль о том, что возможна жизнь на других планетах. Бруно был уверен в том, что Вселенная бесконечна, что есть такое явление, как переселение душ. Особую ненависть в религиозных кругах вызвало то, что Бруно позволял себе называть Христа магом и говорить, что тот вовсе не добровольно принял мученическую смерть, а всячески пытался её избежать. Также он сделал заявление, что Дева Мария не могла родить.

Джордано Бруно (краткая биография и его открытия отчетливо нам это демонстрируют) причудливо сплетал в своем воображении реальное научное понимание мира и мистическую сторону вопроса. Как это соединялось в его голове в единую картину, неизвестно. Занимательно, что в Англии Бруно призывал всех вернуться к религиозным традициям Египта. Каково мнение ученых о Джордано Бруно? Краткая биография и его открытия показывают, что он имел некое чувство превосходства над Коперником, так как считал, что тот не понимает всей важности своего открытия.

Точная дата рождения Джордано Бруно неизвестна, но, по-видимому, он родился в 1548 году в городе Нола неподалеку от Неаполя. Его отец, обедневший дворянин Джованни Бруно служил в армии неаполитанского вице-короля и при крещении дал сыну имя Филиппо – точно так же звали испанского дофина.

Детство Филиппо прошло в Ноле, и лишь в 1558 году он уехал в Неаполь, к своему дяде, который содержал учебный пансион. Здесь мальчик занимался в частном порядке с монахом-августинцем Теофило де Вайрано. Этого своего учителя Бруно вспоминал позже с исключительной теплотой и, создав рукопись в защиту ноланской философии, одного из участников диалогов назвал в его честь.

Четыре года спустя Филиппо Бруно отправился в монастырь Сан-Доменико Марджоре – один из богатейших монастырей доминиканцев под Неаполем. Целью мальчика было повысить образование, а в те времена орден доминиканцев хранил в своих библиотеках огромное количество книг, посвященных ученой схоластике. Монашеский обет Филиппо Бруно дал в восемнадцать лет и принял новое имя – Джордано. К этому времени он благодаря своей эрудиции прочитал множество сочинений, начиная от Аристотеля и его еврейских, христианских и арабских комментаторов и заканчивая современными философами, поэтами и комедиографами. Из схоластов Джордано Бруно более всего ценил сочинения Фомы Аквинского, а среди арабских философов отдавал предпочтение Аверроэсу и Аль-Газали. Благодаря своему упорству в чтении и способности синтезировать полученные знания юноша, еще находясь в монастыре, понял, что христианские догмы вступают в конфликт с передовой мыслью и древними знаниями людей. Однако самое страшное, с точки зрения церковников, было то, что Джордано Бруно усомнился в Троице. Таланты и память Бруно были столь необыкновенны, что его даже возили в Рим и представили папе, уже тогда именуя будущей славой доминиканского ордена.

Получив в 1572 году сан священника, Джордано Бруно недолго прослужил в одном из провинциальных приходов в Кампанье, после чего вернулся в монастырь, чтобы продолжить занятия богословием. Однако, находясь вне монастыря и обладая относительной свободой, Джордано Бруно успел познакомиться с трудами гуманистов и сочинениями о природе итальянских философов. Но, наверное, самым важным был тот факт, что он прочитал книгу Коперника «Об обращении небесных тел». Из-за свободных высказываний Джордано Бруно в 1575 году против него было возбуждено дело о ереси и начато расследование. Согласно обвинению, Джордано Бруно нарушил сто тридцать три пункта в учении католической церкви.

Предупрежденный друзьями о возможном аресте, Джордано бежал в столицу Италии, желая предъявить оправдания если не самому римскому папе, то хотя бы кому-либо из кардиналов. В то же время в его монастырской келье был произведен обыск. Нашли сочинения Иоанна Златоуста и святого Иеронима в сопровождении комментариев Эразма Роттердамского. Тогда книги, подвергнутые ревизии Эразмом Роттердамским, были внесены в папский индекс – хранение, а тем более чтение таких книг уже было преступлением против церкви. Возможность оправдаться для Бруно бесследно растворилась. Он сменил монашеское одеяние на мирскую одежду и отплыл на корабле в Геную. Из Генуи Бруно уехал в Венецию и здесь, считая себя в безопасности, издал свою книгу «О знаменьях времени» – позже все экземпляры ее были собраны и сожжены.

После двух месяцев жизни в Венеции Джордано Бруно уехал в Падую, а затем побывал в Милане и Турине. Прибыв в Женеву, он получил помощь от земляков, которые устроили его на работу – корректором в местную типографию. Женева дала возможность Бруно ознакомиться с учением кальвинистов, но оно оказалось для Джордано крайне чуждым. 20 мая 1579 года Джордано Бруно стал слушателем Женевского университета. Это заведение занималось подготовкой проповедников кальвинизма, а потому любой студент еще при поступлении был обязан следовать основным догматам кальвинизма и доктрине мироустройства Аристотеля. Однако первые же выступления Бруно во время диспутов вызвали у преподавателей подозрения в еретических мыслях студента. Невзирая на это, Джордано написал памфлет на лекцию Антуана Делафе, профессора философии, и указал на двадцать ошибочных положений в его труде. Но профессор оказался ближайшим другом и соратником главы общины кальвинистов, Теодора Безы. Брошюра с памфлетом еще печаталась в типографии, а осведомители уже донесли Безе ее содержание. Бруно был схвачен и помещен в тюрьму. Женевский магистрат решил, что данный памфлет является не только религиозным преступлением, но и политическим, а потому Джордано Бруно отлучили от церкви, подвергли прохождению унизительного обряда покаяния и в конце лета 1578 года выслали из Женевы.

В Лионе он не нашел применения своим способностям корректора и уехал в Тулузу. Здесь Бруно познакомился с португальским философом Санчесом, который подарил Джордано свою книгу «О том, что мы ничего не знаем». Джордано Бруно прошел конкурс, стал ординарным профессором и приступил к чтению философских лекций. Но в Тулузском университете по уставу было положено преподавать строго по учению Аристотеля, а Бруно не просто разрабатывал, но и озвучивал свою новую философскую систему. Выступления против схоластов преподаватели ему не простили и выгнали Бруно из университета.

В 1581 году летом Джордано Бруно приехал в Париж. Он получил место в знаменитом университете – Сорбонне, но это гнездо свободомыслия с превосходным преподаванием астрономии и математики уже превратилось в вотчину богословского факультета. Приступив к чтению цикла лекций, Бруно заранее объявил, что темой будет «тридцать атрибутов свойств Бога». Весьма смелые положения, которые Джордано высказывал в своих лекциях, принесли ему славу. Слушатели утверждали, что Бруно говорил слишком быстро, и студенты едва успевали за ним записывать. Тем не менее, аудитории во время его лекций были всегда заполнены до отказа. Больше всего студентов поражал тот факт, что их профессор не читал лекции, а думал вслух и диктовал свои мысли.

Книги, которые были изданы в Париже, Бруно написал намного раньше, и одно из самых ранних его сочинений, дошедшее до наших дней, – «Трактат о тенях идей». Фактически это было обоснование и изложение тезисов так называемой ноланской философии. Кроме этой книги, в Париже были напечатаны сочинения Джордано Бруно, посвященные реформе логики и искусству памяти. Слава о смелом профессоре ширилась, и необычайные способности Джордано Бруно, как и его поразительная память, заинтересовали даже короля. Французскому королю Генриху III Бруно посвятил книгу. Джордано стал вхож в избранные круги парижского общества – благодаря своей эрудиции, галантности и остроумию. Знания его были вне конкуренции, а к тому же он свободно владел итальянским, французским и испанским языками.

Но столь приятная жизнь длилась недолго. К весне 1583 года как в королевском дворе, так и в ученых кругах Парижа резко усилили свои позиции реакционные католические группировки. Бруно подвергся нападкам и был вынужден уехать из Франции в Англию. С собой он взял рекомендательные письма от короля для французского посла. В Англии Бруно провел полтора года и считал это время едва ли не счастливейшим в своей жизни. Французский посол Мишель де Кастельно, бывший воин, ставший крупным политическим деятелем, являл собой ярого врага религиозного фанатизма и убежденного сторонника веротерпимости. Он поселил Джордано Бруно в собственном доме, и ученый смог посвятить себя работе, не задумываясь о деньгах.

Бруно покорил своей галантностью не только жену посла Марию Боштель и их дочь – он обрел расположение самой королевы Елизаветы, которую именовал не иначе как «Дианой меж нимфами Севера». При этом благосклонность королевы зашла так далеко, что Бруно имел право входить в ее кабинет без доклада. Однако Бруно считал, что наука и философия превыше любви к любой женщине.

В английской столице Джордано Бруно подружился также с переводчиком и поэтом Джоном Флорио и с его знакомыми, молодыми английскими аристократами. В круг знакомых Бруно входили и канцлер Оксфорда, и фаворит Елизаветы Роберт Дадли, и это позволило ученому читать свои лекции в знаменитом университете. Но постепенно лекции Бруно стали вызывать раздражение ревностных последователей философии Аристотеля, а в июне 1583 года на философском диспуте Джордано столь яростно защищал «гелиоцентрику» Коперника, что предельно поссорился с Ласким, уважаемым польским аристократом. В споре Бруно без особого труда, приведя пятнадцать силлогизмов, пятнадцать раз посадил уважаемого доктора в лужу… Несмотря на то, что опровергнуть в открытом споре идеи Бруно не удалось, ему запретили читать лекции студентам, а после издания латинского трактата «Печать печатей» лондонский типограф Джон Чарлевуд договорился с опальным профессором о том, что будет ставить на его издания ложные выходные данные.

Именно в Лондоне были написаны и изданы книги, которые позже католическая церковь выставит Бруно в качестве обвинения – «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «Изгнание торжествующего зверя» и другие, написанные в форме диалогов. Они поднимали уже не столько философские, сколько нравственные вопросы. Одновременно Бруно в своих сочинениях отрицал догматы и призывал к свободному изложению философских мыслей. Он первый высказал идею о бесконечности человеческого познания и воспел как высшую доблесть самоотречение – инструмент постижения истины.

Летом 1585 года король отозвал де Кастельно во Францию, и в октябре Бруно вместе со своим покровителем отправился в Париж. По словам одного из его почитателей мыслитель оставил «раздоры в философских школах Англии и разруху мыслей в университетских умах». По дороге в столицу Франции де Кастельно и Бруно были ограблены разбойниками, а потому в Париже Джордано был вынужден вести полуголодное существование. Бывший посол Кастельно впал в немилость, так как во дворце Генриха III теперь хозяйничали католические нравы, а сам король предавался паломничествам, постам и душеспасительным беседам. Был отменен и эдикт о веротерпимости.

В результате усилий Бруно ему было разрешено прочесть лекцию в университете. Считается, что это было одно из самых значительных его выступлений против философии Аристотеля. Лекция состоялась 28 мая 1586 года в Камбрейском колледже и быстро превратилась в диспут, закончившийся скандалом. В начале июня 1586 года из-за угрозы расправы Джордано Бруно бежал в Германию. Но слава борца с Аристотелем опередила его, и попытки найти работу в Висбадене и Майнце закончились ничем.

В Марбургском университете Бруно занесли в список профессоров, но неожиданно ректор вызвал Джордано и объявил, что запрещает ему публично преподавать философию. Ученый ответил на это заявление в весьма оскорбительном тоне и покинул университет. А вот в Виттенберге его приняли столь радушно, что он назвал этот город «немецкие Афины». Здесь Джордано Бруно провел два года. При этом в своих лекциях он пользовался высокой степенью свободы изложения идей и, кроме того, написал и издал несколько работ. Однако вскоре кальвинисты прибрали к рукам власть в Саксонии, и Бруно пришлось уехать из Виттенберга. 8 марта 1588 года в своей прощальной речи он яростно подтвердил верность канонам и принципам своей новой философии.

Осенью 1588 года в Праге Джордано Бруно опубликовал свою новую работу – «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени», в которой наметил переход к более развернутому этапу своей философии и усилил акценты на математических аспектах и разработке атомистического учения. В январе 1589 года он уже был преподавателем Гельмштедтского университета. На счастье ученого, герцог Ьраунгшвейский был непримиримым врагом церковников и пустозвонов-богословов, а потому взял Бруно под свое покровительство. Но герцог умер, и Бруно в очередной раз подвергся отлучению – теперь уже от лютеранской церкви. Из-за отсутствия постоянного заработка и шаткости своего положения он решил покинуть город, но денег у Джордано не было даже на наем повозки. Единственной радостью в то время для Джордано Бруно являлся ученик – Иероним Бесслер, сопровождавший Бруно в качестве слуги, секретаря, друга и помощника в одном лице. Бесслер не только ограждал учителя от мелких забот, он тщательно и аккуратно переписывал сочинения ученого. А это было нелегко – ведь Бруно, как будто предчувствуя близкую беду, работал напряженно и много. Уже осенью 1590 года он завершил свою философскую трилогию.

Летом 1590 года Джордано Бруно прибывает во Франкфурт-на-Майне. На тот момент этот город был центром книжной торговли всей Европы. Издатели соглашаются печатать труды ученого, а вместо гонорара обеспечивают его содержание. Во Франкфурте он прожил полгода, лишь один раз выехав в Цюрих для чтения лекции по метафизике узкому кругу заинтересованных молодых людей. Зимой Бруно получил приглашение от Джованни Мочениго, венецианского аристократа. Мочениго просил его посетить Венецию и обучить страждущих искусству мнемоники и философии. Бруно поехал в Венецию, но его главной целью был Падуанский университет. Прибыв в Падую, он давал частные уроки немецким студентам. Однако надежды на получение кафедры математики в университете не оправдались, и Бруно снова уехал в Венецию.

В Венеции Джордано поселился в доме синьора Мочениго, который считал, что если он с помощью Бруно сумеет овладеть «магическим искусством», то обязательно добьется власти, богатства и славы. Мочениго довольно щедро снабжал своего учителя деньгами, но в то же время предъявлял ему непомерные требования, подозревая, что Бруно намеренно скрывает от ученика тайные и самые главные знания. Джордано в Венеции чувствовал себя достаточно свободно, взглядов своих, как и обычно, не скрывал и с огромным интересом приступил к работе над крупным сочинением «Семь свободных искусств». Но Мочениго предъявлял Бруно все новые претензии и, в конце концов, ученому это надоело. Он заявил ученику, что отправляется во Франкфурт, для того чтобы издать свои новые книги. Мочениго не нашел ничего лучшего, как посоветоваться со своим духовником и написать в святую инквизицию три обличающих Бруно доноса. В мае 1592 года инквизиция арестовала Джордано Бруно. Однако в трибунал были вызваны свидетелями аристократ Морозини, книготорговцы Бертано и Чотто и монах да Ночера. Эти люди дали показания в пользу Джордано, да и сам Бруно предъявил следствию четкую и последовательную позицию, подтверждающую, что реформатором церкви он не является. Обвинения в богохульстве и порочных высказываниях о Христе Мочениго доказать не смог, так как свидетелей этому не было.

Однако Бруно не счел нужным скрывать от инквизиторов и свои сомнения в догме троичности Бога и понимания Христа как богочеловека. Перед судом инквизиции он отстаивал свое мнение о наличии огромного множества миров в космосе и о бесконечной вечной вселенной. 20 июля того же года состоялось следующее заседание суда, на котором Бруно обещал исправиться и даже загладить все содеянное им ранее. На этом процесс в Венеции закончился, и подписанные документы были отправлены в Ватикан. В Риме после изучения обвинения и показаний свидетелей было решено затребовать Джордано Бруно для дополнительного следствия и суда.

Во время следствия в Риме летом 1593 года сокамерник Джордано Бруно, некий Челестино, пытаясь отвести от себя пламя инквизиторского костра, написал донос на ученого. В суд были вызваны и другие соседи Бруно по камере, и они, кто молчанием, а кто косвенно, подтвердили философские измышления Бруно, описанные в доносе. Их показания в значительной мере ухудшили положение ученого. Для уточнения пунктов обвинения Бруно был подвергнут пыткам.

Этот процесс в истории инквизиции не был самым длинным, и все же со времени ареста Джордано Бруно до его казни прошло больше семи лет. Самой главной претензией инквизиции к Джордано было требование раскаяться. Целая комиссия авторитетных богословов и цензоров штудировала книги Бруно в поисках мыслей, противоречащих положениям католической веры. В 1599 году сменился глава следствия, а его место занял образованнейший теолог, кардинал и иезуит Роберто Беллармино. Уже в январе Джордано Бруно было предъявлено восемь основных еретических положений обвинения. Фактически ученый был поставлен перед выбором – сгореть на костре или после отречения провести много лет в дальнем монастыре. Летом Беллармино объявил трибуналу, что Джордано Бруно признал несколько пунктов обвинения истинными. Однако вызванный в трибунал Бруно продолжал настаивать на своей правоте.

В сентябре ученому объявили, что на раскаяние и признание себя виновным ему остается сорок дней. Но на декабрьском заседании трибунала Бруно вновь объявил судьям о своей невиновности и нежелании отречься от своих взглядов. Приговор ему был оглашен 8 февраля 1600 года на заседании трибунала во дворце известного кардинала Мадруцци. Здесь присутствовали не только высшие прелаты католической церкви, но и гости из знати Рима. Бруно лишили сана священника и отлучили от церкви. После этого он был передан в руки светских властей с поручением произвести «наказание милосердное, без кровопролития». Это означало – смерть на костре. По легенде, выслушав судей, Джордано Бруно заявил им, что они произносят приговор с большим страхом, чем он его выслушивает.

Казнь Джордано Бруно произошла 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов. Почти через три столетия после сожжения великого ученого, в 1889 году на этом месте воздвигли памятник человеку, который посмел противоречить святой инквизиции.

Джордано Бруно стал самой известной жертвой религиозного мракобесия. До сих пор не известно, что именно послужило основным поводом для казни – прогрессивные естественнонаучные взгляды или еретические высказывания.

Джордано Бруно родился в 1548 году в провинции Нола рядом с Неаполем. При рождении Бруно получил имя Филиппо. По названию родного местечка его прозвали Бруно Ноланцем.

В 11 лет мальчика отправили в Неаполь для изучения литературы, диалектики и логики. В 15 лет Филиппо продолжил обучение в монастыре Святого Доминика. В 1565 году Бруно постригся в монахи. Тогда же ему и дали церковное имя Джордано.

Научная и преподавательская деятельность

В 24 года Бруно стал католическим священником. Уже тогда юношу обвиняли в чтении литературы из Индекса запрещенных книг (издан в 1559 году). Навлекало подозрение и то, что Джордано выносил из кельи иконы и оставлял только распятие.

Чтобы избежать расследования, молодой ученый в 1576 году уехал в Рим, затем – на север Италии, а после – в Швейцарию.

Здесь, в Женеве, он поступает в университет. Однако его вновь начали подозревать в ереси. Джордано пришлось переехать во Францию, в городок Тулузу. Ему присваивают ученый титул, и 2 года он читает лекции по философии.

В 1581 году Бруно получает место в Сорбонском университете во Франции. Он снискивает расположение короля Генриха III Французского.

В 1583 году Бруно переезжает в Англию. Вначале он обосновался в Лондоне, затем – в Оксфорде. Но споры с местными профессорами вынудили его вновь перебраться в столицу.

Здесь он пытается убедить приближенных к Елизаветинскому двору в правдивости идей Коперника. Однако поддержки не находит. Только английский физик, придворный врач Якова I и Елизаветы I – Уильям Гилберт, разделяет его точку зрения.

Спустя 2 года Бруно возвращается во Францию. А в 1586 – переезжает в Германию. Здесь он безуспешно ищет работу. Только в Марбурге, немецком университетском городе, ему удается получить место. Но вскоре ученого отстраняют от преподавательской деятельности.

Джордано перебирается в город Виттенберг. С 1586 по 1588 года он читает лекции. После уезжает в Прагу, где занимается изучением понятия «магии».

Спустя год Бруно переезжает в Гельмштедт, а после – во Франкфурт. За публикацию своих трудов он получает значительный гонорар. Однако в 1591 году был вынужден спешно покинуть город.

Заключение и казнь

Тогда же Джордано пригласил в Венецию молодой аристократ Джованни Мочениго, чтобы обучиться т.н. «искусству памяти» – мнемонике.

Но уже 23 мая 1592 года Мочениго направляет инквизитору первый донос на Бруно. В нем говорилось, что Джордано распространяет еретические взгляды, отрицает догматы христианской веры, выдвигает дикие гипотезы об устройстве мира и резко высказывается о монахах.

25 и 26 мая последовали еще 2 доноса от Джованни. Итальянского философа арестовывают. 17 сентября римская инквизиция требует Венецию выдать им Бруно для суда. 27 февраля 1593 года ученого перевозят в Рим.

В тюрьмах Рима Бруно провел 6 лет. В течение этого периода он отказывался признать свои взгляды и убеждения ошибочными.

9 февраля следующего года инквизиционный трибунал вынес обвинение Бруно в ереси по 8 положениям. Его отлучили от церкви и лишили сана священника. Нопалеанцу вменялось только отрицание догматов церкви, однако нет упоминаний о том, что причиной казни стали научные взгляды.

Джордано приговорили к наказанию «без пролития крови». Так обозначалось сожжение на костре. Казнь состоялась 17 февраля на площади Цветов в Риме.

Мировоззрение и труды

Мировоззрение Джордано Бруно удивительно сочетало в себе магические и прогрессивные научные взгляды. Он был поклонником идей Николая Кузанского и Коперника, труды которых утверждали, что Земля вращается вокруг Солнца. Ученый резко критиковал господствовавшую в 16 веке гелиоцентрическую систему устройства мира.

Бруно считал, что Солнце – просто звезда, а Вселенная безгранична. Он утверждал, что в нашей Галактике есть другие, тогда неизвестные, небесные тела. Также философ доказывал, что существует бесконечное множество миров и планет, на которых возможна жизнь.

В то же время Джордано проводил исследования на тему магии. Он выделял 9 различных форм магии. Также Бруно считал, что душа – метафизическая единица, которая может переходить из одного тела в другое.

За свою жизнь Джордано Бруно написал несколько литературных и естественнонаучных трудов. Самые значимые из них: «О естественной магии» (1588), «О бесконечности вселенной и мирах» (1584), «Искусство памяти» (1582), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О безмерном, неисчислимых и неизобразимых» (1591).

До 1948 года произведения Бруно находились в Индексе запрещенных книг. Спустя 300 лет после его смерти, 9 июня 1889 года, на месте казни – площади Цветов – был открыт памятник итальянскому философу – ученому, опередившего свое время на несколько столетий.

А.А. Грицанов, М.А. Можейко

Бруно (Bruno) Джордано Филиппо (1548-1600) - ит. философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинен в ереси и свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжен на костре.

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием ранней греч. философии. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог, как целое она проявляется во всем единичном - «все во всем».

Этика Б. проникнута утверждением «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на развитие философии Нового времени (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Ф.В.Й. Шеллинг и др.).

Итальянский мистик, философ и поэт. Монах-доминиканец, бежал из монастыря (1576). Поклонник Каббалы. Создатель религии космоса. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О героическом энтузиазме» (1585), «Светильник тридцати статуй» (1587), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени» (1588), «Свод метафизических терминов» (1591), «О безмерном и неисчислимых» (1591), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «О составлении образов» (1591) и др. Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии. Приговорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм. Сожжен на костре в Риме. Учение Б. – специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом – это Бог.

Он находится во всем и повсюду, не «вне» и не «над», но в качестве «наиприсутствующего». Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б., «божественным бытием в вещах»). В целом, пантеизм Б., материалистический в ряде своих положений, содержал определенную легитимизацию и реабилитацию материи (того начала, которое, по Б., «все производит из собственного лона») в контексте преодоления схоластической концепции существования множества «форм», не связанных с материей. Согласно Б., элементарные фрагменты сущего, “minima”, одновременно относятся к материальному и психическому свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Б. распространяет на природу в целом. Все бытие таким образом трактуется Б. в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. (Как отметила один из комментаторов творчества Б. Ф.А.Йейтс, у него «земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца египетской магии вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила бессчетное число иных миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную вселенную».) «Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа может рассматриваться как «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Мировая же душа у Б. – носитель такого атрибутивного свойства как «всеобщий ум», универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Б. понятием «мировая душа». Согласно Б., земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б., «другие миры так же обитаемы, как и этот») планетами движутся по собственным орбитам. «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». (В отличие от Коперника, Б. преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой «неподвижных» звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.) Космология Б., пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания. Допущение Б. о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию «Универсума» в понятие «Вселенная» – вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе.

Лучшая процедура служения Богу («монаде монад») – познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Б. – постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а «Бога в вещах»). Вера, по Б., «требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские изыскания по поводу «истины относительно природы и превосходства творца ее» предназначены лишь тем, кто «способен понять наши рассуждения». Стремление к пониманию естественного закона, согласно Б., – самый высоконравственный удел. Волю Бога, по мнению Б., необходимо искать в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство...». Важную роль в конституировании новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Б. куртуазного лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально новым – гносеологическим – содержанием: идущая от трубадуров идея семантического совпадения «небесной любви» к Донне с восхождением к божественному благу (см. «Веселая наука», Любовь) трансформируется у Б. в своего рода интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого «философия предстает обнаженной перед... ясным разумением». Мудреца – искателя истины – Б. сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню «в лесах» (т.е. непознанных сферах, «исследуемых самым незначительным числом людей») и «меж вод» (т.е. в зеркалах подобий, отражений и проявлений истины), но если созерцание божественной наготы обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину, Б. видит радикально иную перспективу: пророчески предрекая себе «смерть, принесенную мыслями», он, тем не менее, видит в «героическом энтузиазме» познания путь к божественному подъему: «...едва лишь мысль взлетает, Из твари становлюсь я божеством... // Меня любовь преображает в Бога».

Возвышенный полет любви обретает у Б. характер философского взлета духа, и любовь к мудрости наделяется ореолом интеллектуального эротизма. «Героический энтузиазм» Б. (как он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных мыслителей всех времен. 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов – месте его сожжения – в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б.

Список литературы

Ореге latine... Napoli, 1879–1891. Vol. 1–3.

Opere italiane. Bari, 1925-1927. Vol. 1-3 в рус. пер. - Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914

Диалоги. М., 1949

О героическом энтузиазме. М., 1953.

Антоновский Ю.М. Дж. Бруно, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1892

Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М. Л., 1933. Т. 3

Штекли А. Дж. Бруно. М., 1964

Горфункель А. Дж. Бруно. М., 1965

Salvestrini V. Bibliografia di G.Bruno 1582-1950. Firenze, 1958

Galli G. La vita e il pensiero di G. Bruno. Milano, 1973.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/


Против догматов. Самое интересное, что едва ли не каждый первый горел на костре именно за то или иное преступление против догматов. Какой смысл было скрывать пункты обвинения в случае с Джордано Бруно, остается непонятным. Английская исследовательница Фрэнсис Амелия Йетс, изложившая свои соображения в книге "Джордано Бруно и герметическая традиция", говорит о том, что Ноланец призывал к некоей " ...

Настолько резкую, что это даже дало повод говорить об антигуманизмс Бруно, о том, что здесь мы имеем дело то ли с рецидивом средневекового аскетизма, то ли с отзвуками монашеского воспитания брата Джордано. Бруно сам отверг обвинения в аскетизме: «Может быть, я стою за запрещение священного установления природы? Не собираюсь ли я попытаться избавить себя или других от сладкого и любимого ига, ...

Б. см. в книге "Вопросы истории религии и атеизма") В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во...

е многие законы сохранения и делающее мир менее симметричным. В глубине элементарных частиц обнаруживаются совершенно особые субчастицы "кварки" (их насчитывают 3 "цвета" и 6 "ароматов"), электрический и барионный заряд которых дробный (1/3 или 2/3) и которые не могут существовать отдельно, а только в связанных состояниях (по три или по два), которыми и описывается все множество известных сейчас...


ru.wikipedia.org


Биография


Будучи католическим священником, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.


Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о бесконечности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.


Был осуждён католической церковью за свободомыслие как еретик и сожжён. Спустя три столетия, в 1889 году на месте казни в честь Джордано Бруно был воздвигнут памятник. Однако, даже спустя четыреста лет, глава Римско-Католической Церкви отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации.


Ранние годы


Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано. Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии он навлёк на себя подозрения. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. С этих пор он скитался по Европе.


Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. Он пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию.


Годы странствий


Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - «О бесконечности вселенной и мирах» (1584 год). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции.


Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они - глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии.


Суд и гибель


В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:


Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.


25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 передали римским коллегам. После семилетнего тюремного заключения и тщетных попыток склонить его к отречению от своих учений 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению, как нарушителя монашеского обета. Подобно Сократу, Бруно мужественно заявил своим судьям, что им приходится с бо?льшим страхом объявлять ему приговор, чем ему его выслушивать. Известно, что палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Сжечь - не значит опровергнуть».


Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 в католический Индекс запрещённых книг.


9 июня 1889 в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Кампо деи Фиори, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. О Джордано Бруно в Италии снят фильм «Джордано Бруно» (Giordano Bruno, 1973).


Философия


В философских воззрениях тяготел к мистицизму. В своих произведениях Бруно обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Большое влияние на Бруно имело учение Коперника и заново открытые в результате переводов, осуществлённых Марсилио Фичино, идеи Платона. Среди других влияний можно упомянуть Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота и Николая Кузанского. В философии Бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели Бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского Бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. Бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».


Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном - «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определенное влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады - Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» - в диалектике Шеллинга и Гегеля.


Мнемоника



Подобно Раймунду Луллию, Бруно был знатоком искусства памяти. Он написал книги по мнемонической технике «О тенях идей» (1584) и «Песнь Цирцеи», которые, по мнению исследователей творчества Бруно, восходит своими корнями к герметизму.


Космология


Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, Бруно высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной, утверждал физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, - земля, вода, огонь, воздух и эфир).


В космологии Бруно вслед за Николаем Кузанским высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о бесконечности Вселенной, о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землей и небом. Он один из первых предположил возможность жизни на других планетах, обитаемость других миров.


Литературное творчество


Как поэт Бруно принадлежал к противникам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях - антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) - Бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. Бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.


Культурное влияние


Джордано долгое время жил и работал в Лондоне, а также два года трудился наборщиком в Оксфорде, и мог общаться с людьми, близкими к У. Шекспиру, или же с самим драматургом. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «Буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви» (прототип философа Бирона).


Бруно посвящен ряд музыкальных произведений, в частности, песня "Еретик" группы "Легион".


Названия в честь


Кратер Джордано Бруно



Биография



Миновало 400 лет со времени сожжения выдающегося ученого Джордано Бруно (январь(?) 1548 - 17.02.1600). На современников его смерть произвела не меньшее впечатление, чем выдвинутые им идеи. И поныне имя Джордано Бруно знают буквально все, хотя его помнят именно как жертву инквизиции. Связно рассказать, в чем же заключалась научная новизна воззрений Бруно, теперь мало кто сможет.


К сожалению, из-за этого возник изрядный "перекос" в понимании не только судьбы ученого, но и средневековой жизни вообще. Бесконечные повторы в энциклопедиях и учебниках, что Бруно "развивал космогонию Коперника, отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной" и был "обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме", породили устойчивое мнение, будто ученого казнили именно за высказывание им своих идей. Сложился образ беззащитного гения на фоне косных, злобных церковников. Между тем церковь во времена Бруно отнюдь не была гонительницей науки, и ученому никто не запрещал размышлять, пусть даже развивая идеи Коперника.


Книга Николая Коперника "О вращении небесной сферы", опубликованная в 1543 г., в год смерти ученого, была запрещена католической церковью только в 1616 году. Коперник не скрывал своей работы и не считал ее противоречащей основам веры. Более того, в 1542 г. в письме Папе Павлу III он сообщал, что публикует книгу по просьбе своих друзей: кардинала Николая Шонберга и епископа Тидеманна Гизе; просили о публикации и "многие другие выдающиеся и ученейшие люди". В предисловии "К читателю. О предположениях, лежащих в основе этой книги" ее редактор богослов Андреас Осиандер преподносил гелиоцентрическую систему мира лишь как некий способ расчета видимых движений небесных светил, имеющий такое же право на существование, как и геоцентрическая система мироздания Клавдия Птолемея.


Джордано Бруно, вдохновленный идеями Коперника, стал пропагандировать идею о бесконечности Вселенной и о бесконечном множестве обитаемых миров. Средневековые схоласты легко опровергали его постулат: не может быть бесконечного множества миров, если Бог один, и Сын его один. А Бруно высмеивал этот аргумент, высказываясь уже не о строении физической Вселенной, а об ошибочности основ веры.


Но даже после сожжения Бруно основные космогонические идеи Коперника и его последователя не были запрещены. Только интриги между французской и испанской партиями за влияние на папский престол инициировали рассмотрение святой инквизицией двух вопросов: находится ли в центре мира неподвижное Солнце и вращается ли вокруг него Земля. Положительный ответ на первый вопрос был признан еретическим, а на второй - ошибочным. Так через 73 года после смерти Коперника и через 16 лет после сожжения Бруно их идеи были отвергнуты церковью.


Филиппо Бруно родился в 1548 г. в Ноле близ Неаполя. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику, диалектику. В 15 лет он поступил в местный монастырь Св. Доменика, где продолжил обучение. Здесь он принял сан священника и то имя, под которым стал известен, - Джордано. Однако усиленные занятия выработали в нем критическое отношение к догматам церкви и схоластике.


Джордано Бруно - философ, поэт и сатирик-памфлетист - под влиянием трудов Коперника весьма своеобразно воспринимал теологию. Особой нелюбовью пользовалось у него признанное церковью учение Аристотеля. Своими высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте.


В Женеве за резкую критику кальвинистов (он конфликтовал не только с католиками) попал в тюрьму. По освобождении в 1579 г. перебрался во Францию. Здесь на Бруно обратил внимание английский король Генрих Ш, присутствовавший на его публичной лекции, и ученый был приглашен в Англию.


Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - "О бесконечности вселенной и мирах" (1584). Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию.


Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: "Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые".


Он отказывался от любой традиции, которую не воспринимал его разум, и прямо заявлял спорящим с ним, что они глупцы и недоумки. Считал себя гражданином мира, сыном Солнца и Земли, академиком без академии. Основу его учения составляло представление о бесконечности Вселенной, и он низвел Солнце до роли рядовой звезды. В своей космологии опровергал противоположность между Землей и Небом. Говорил, что одни и те же законы действуют во всех уголках Вселенной. Высказал идею об обитаемости других миров.


После одного из диспутов в Оксфорде воскликнул: "...созвездие педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы из терпения самого Иова". (Один из наиболее долготерпеливых героев Священного писания.)


В 1591 г. Бруно принял приглашение на работу от венецианского магната Джованни Мочениго, но очень скоро они рассорились, причем настолько, что бывший благодетель собственноручно передал Джордано венецианской инквизиции, сопроводив свое действие соответствующим доносом. Местные инквизиторы не смогли переубедить Бруно в отношении к Богу и в 1593 г. передали римским коллегам.


Десять лет его пытались склонить к раскаянию и лишь затем судили. Причем, по показаниям очевидцев, судьи были поражены и удручены своим собственным приговором сильнее, чем обвиняемый, воспринявший его с полным равнодушием. Возможно, каждый из судей думал, что весь конклав проявит снисхождение к великому мыслителю и лишь он один покажет свою принципиальность.


17 февраля 1600 года Джордано Бруно как не раскаявшегося еретика сожгли на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) в Риме.



За что сожгли Джордано Бруно


Несмотря на то, что представление о религии как об "опиуме для народа" уже не современно и не актуально, многие ветхие воззрения не меняются и продолжают кочевать из поколения в поколение. Одно из таких представлений – борьба религии с наукой "не на живот, а на смерть". Сторонники подобного взгляда привычно козыряют известными именами: Коперник, Галилей, Бруно. Самое поразительное, что мифы об этих "мучениках науки" настолько прочно вошли в бытовое сознание, что иной раз кажется – никак их не искоренишь. Времена меняются, история подвергается пристальному и скрупулезному анализу, однако защитники якобы обиженных христианством ученых продолжают обвинять "проклятых церковников" в уничтожении науки. Причина живучести этих мифов – тема для отдельного серьезного разговора с привлечением как историков и культурологов, так и психологов и социологов. Цель же наших публикаций несколько иная – попытаться разобраться, во-первых, а что же в действительности произошло и, во-вторых, насколько произошедшее имеет отношение к конфликту религии и науки, если таковой вообще возможен. О Галилее мы рассказывали во втором номере нашего журнала за этот год. Сегодня речь пойдет о Джордано Бруно.


Начну с констатации факта: Джордано Бруно (1548-1600) – на самом деле пострадал от рук инквизиторов. 17 февраля 1600 года мыслитель был сожжен на Площади цветов в Риме. При любых интерпретациях и трактовках событий факт всегда остается фактом: инквизиция приговорила Бруно к смерти и привела приговор в исполнение. Подобный шаг вряд ли возможно оправдать с точки зрения евангельской морали. Поэтому смерть Бруно навсегда останется прискорбным событием в истории католического Запада. Вопрос в другом. За что пострадал Джордано Бруно? Сложившийся стереотип мученика науки не позволяет даже задуматься над ответом. Как за что? Естественно, за свои научные взгляды! Однако на поверку такой ответ оказывается по меньшей мере поверхностным. А по сути – просто неверным.


ГИПОТЕЗЫ ИЗМЫШЛЯЮ!


Как мыслитель, Джордано Бруно, безусловно оказал большое влияние на развитие философской традиции своего времени и – косвенным образом – на развитие науки Нового времени, прежде всего как продолжатель идей Николая Кузанского, подрывавших физику и космологию Аристотеля. При этом сам Бруно не был ни физиком, ни астрономом. Идеи итальянского мыслителя нельзя назвать научными не только с позиций современного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не занимался научными исследованиями в том смысле, в каком ими занимались те, кто действительно создавал науку того времени: Коперник, Галилей, а позже Ньютон. Имя же Бруно известно сегодня прежде всего из-за трагического финала его жизни. При этом можно со всей ответственностью заявить, что Бруно пострадал не за свои научные взгляды и открытия. Просто потому, что... у него их не было!


Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д.


Конечно, в эпоху становления науки эта разница (ученый или философ) была не столь очевидна, как сейчас. Вскоре после Бруно один из основоположников современной науки, Исаак Ньютон, определит эту границу так: "Гипотез не измышляю!" (т.е. все мои мысли подтверждены фактами и отражают объективный мир). Бруно "измышлял гипотезы". Собственно, больше ничем он и не занимался.


Начнем с того, что Бруно с отвращением относился к известным ему и использовавшимся учеными того времени диалектическим методам: схоластическому и математическому. Что же он предлагал взамен? Своим мыслям Бруно предпочитал придавать не строгую форму научных трактатов, но поэтическую форму и образность, а также риторическую красочность. Кроме того, Бруно был сторонником так называемого луллиева искусства связывания мыслей – комбинаторной техники, которая заключалась в моделировании логических операций с использованием символических обозначений (по имени средневекового испанского поэта и богослова Раймунда Луллия). Мнемоника помогала Бруно запоминать важные образы, которые он мысленно размещал в структуре космоса и которые должны были помочь ему овладеть божественной силой и постичь внутренний порядок Вселенной. Самой точной и самой жизненной наукой для Бруно была... магия! Критериями его методологии оказываются стихотворный размер и луллиево искусство, а философия Бруно представляет собой своеобразное сочетание литературных мотивов и философских рассуждений, нередко слабо связанных между собой. Поэтому неудивительно, что Галилео Галилей, который, подобно многим своим современникам, признавал выдающиеся способности Бруно, никогда не считал его ученым, и тем более астрономом. И всячески избегал даже упоминания его имени в своих работах.


Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого ноланец допускал весьма грубые ошибки. Безусловно, гелиоцентризм Коперника оказал большое влияние на Бруно, на формирование его взглядов. Однако он легко и смело интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, как уже говорилось, в определенную поэтическую форму. Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему.


Бруно пошел гораздо дальше Коперника, который проявлял здесь чрезвычайную осторожность и отказывался рассматривать вопрос о бесконечности Вселенной. Правда, смелость Бруно была основана не на научном подтверждении его идей, а на оккультно-магическом мировоззрении, которое сформировалось у него под влиянием популярных в то время идей герметизма. Герметизм в частности предполагал обожествление не только человека, но и мира, поэтому мировоззрение самого Бруно часто характеризуют как пантеистическое (пантеизм – религиозное учение, в котором обожествляется материальный мир). Приведу лишь две цитаты из герметических текстов: "Дерзнем сказать, что человек есть смертный Бог и что Бог небесный есть бессмертный человек. Таким образом, все вещи управляются миром и человеком", "Господин вечности есть первый Бог, мир – второй, человек – третий. Бог, творец мира и всего, что он в себе заключает, управляет всем этим целым и подчиняет его управлению человека. Этот последний превращает все в предмет своей деятельности". Как говорится, без комментариев.


Таким образом, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения собственно науки, Бруно скоре компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий. Это неизбежно приводило к искажению самой идеи и уничтожало ее научное содержание и научную ценность.


Современные историки науки полагают, что в сравнении с интеллектуальными экзерсисами Бруно не только система Птолемея, но и средневековый схоластический аристотелизм могут считаться эталонами научного рационализма. У Бруно не было никаких собственно научных результатов, а его аргументы "в пользу Коперника" были лишь набором бессмыслиц, которые в первую очередь демонстрировали невежество автора.


БОГ И ВСЕЛЕННАЯ – "БЛИЗНЕЦЫ БРАТЬЯ"?


Итак, Бруно не был ученым, и поэтому ему никак нельзя было предъявить те обвинения, которые, например, были предъявлены Галилею. За что же тогда сожгли Бруно? Ответ кроется в его религиозных воззрениях. В своей идее о бесконечности Вселенной Бруно обожествлял мир, наделял природу божественными свойствами. Такое представление о Вселенной фактически отвергало христианскую идею Бога, сотворившего мир ex nihilo (из ничего – лат.)


Согласно христианским воззрениям, Бог, будучи абсолютным и несотворенным Бытием, не подчиняется созданным Им законам пространства-времени, а сотворенная Вселенная не обладает абсолютными характеристиками Творца. Когда христиане говорят, "Бог Вечен", это значит не то, что Он "не умрет", а то, что Он не подчиняется законам времени, Он – вне времени. Взгляды Бруно приводили к тому, что в его философии Бог растворялся во Вселенной, между Творцом и творением стирались границы, уничтожалась принципиальная разница. Бог в учении Бруно, в отличие от христианства, переставал быть Личностью, отчего и человек становился лишь песчинкой мира, подобно тому, как сам земной мир был лишь песчинкой в бруновском "множестве миров".


Учение о Боге как о Личности было принципиально важным и для христианского учения о человеке: человек есть личность, так как сотворен по образу и подобию Личности – Творца. Творение мира и человека есть свободный акт Божественной Любви. Бруно, правда, тоже говорит о любви, но у него она теряет личностный характер и превращается в холодное космическое устремление. Эти обстоятельства значительно осложнялись увлечением Бруно оккультными и герметическими учениями: ноланец не только активно интересовался магией, но и, судя по всему, не менее активно практиковал "магическое искусство". Кроме того, Бруно отстаивал идею переселения душ (душа способна путешествовать не только из тела в тело, но и из одного мира в другой), подвергал сомнению смысл и истинность христианских таинств (прежде всего таинства Причастия), иронизировал над идеей рождения Богочеловека от Девы и т.д. Все это не могло не привести к конфликту с католической Церковью.


"Герметизм – магико-оккультное учение, восходящее, согласно его адептам, к полумифической фигуре египетского жреца и мага Гермеса Трисмегиста, чье имя мы встречаем в эпоху господства религиозно-философского синкретизма первых веков новой эры, и излагавшееся в так называемом "Герметическом корпусе"... Кроме того, герметизм располагал обширной астрологической, алхимической и магической литературой, которая по традиции приписывалась Гермесу Трисмегисту, выступавшему как основатель религии, провозвестник и спаситель в эзотерических герметических кружках и гностических сектах... Главное, что отличало эзотерически-оккультные учения от христианской теологии... – убежденность в божественной – нетварной – сущности человека и вера в том, что существуют магические средства очищения человека, которые возвращают его к состоянию невинности, каким обладал Адам до грехопадения. Очистившись от греховной скверны, человек становится вторым Богом. Без всякой помощи и содействия свыше он может управлять силами природы и, таким образом, исполнить завет, данный ему Богом до изгнания из рая." Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. С. 57.


ПОЧЕМУ ИНКВИЗИТОРЫ БОЯЛИСЬ ПРИГОВОРА


Из всего этого с неизбежностью следует, что, во-первых, взгляды Джордано Бруно нельзя охарактеризовать как научные. Поэтому в его конфликте с Римом не было и не могло быть борьбы религии с наукой. Во-вторых, мировоззренческие основания философии Бруно были весьма далеки от христианских. Для Церкви он был еретиком, а еретиков в то время сжигали.


Современному толерантному сознанию кажется весьма странным, что человека отправляют на костер за то, что он обожествляет природу и практикует магию. В любом современном бульварном издании публикуются десятки объявлений о порче, привороте и т.д. Бруно жил в другое время: в эпоху религиозных войн. Еретики во времена Бруно не были безобидными мыслителями "не от мира сего", которых проклятые инквизиторы сжигали почем зря. Шла борьба. Борьба не просто за власть, а борьба за смысл жизни, за смысл мира, за мировоззрение, которое утверждалось не только пером, но и мечом. И если власть захватили бы, например, те, кому ближе были взгляды ноланца, костры, скорее всего, продолжали бы пылать, как пылали они в XVI веке в Женеве, где протестанты-кальвинисты сжигали католиков-инквизиторов. Все это, безусловно, не приближает эпоху охоты на ведьм к жизни по Евангелию.


К сожалению, полный текст приговора с обвинениями Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что те коперникианские идеи, которые по-своему выражал Бруно и которые также были включены в число обвинений, не делали погоды в инквизиторском расследовании. Несмотря на запрет на идеи Коперника, его взгляды, в строгом смысле слова, никогда не являлись для католической Церкви еретическими (что, кстати сказать, через тридцать с небольшим лет после смерти Бруно во многом предопределило и довольно мягкий приговор Галилео Галилею). Все это лишний раз подтверждает основной тезис этой статьи: Бруно не был и не мог быть казнен за научные взгляды.


Некоторые из воззрений Бруно в том или ином виде были свойственны и многим его современникам, однако на костер инквизиция отправила лишь упрямого ноланца. Что стало причиной такого приговора? Скорее всего, стоит вести речь о целом ряде причин, заставивших инквизицию принять крайние меры. Не стоит забывать, что расследование дела Бруно продолжалось 8 лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды. И, судя по всему, признавая уникальность личности мыслителя, искренне хотели, чтобы Бруно отрекся от своих антихристианских, оккультных взглядов. И склоняли его к покаянию в течение всех восьми лет. Поэтому известные слова Бруно о том, что инквизиторы с большим страхом выносят ему приговор, чем он выслушивает его, можно понимать и как явное нежелание Римского престола этот приговор выносить. Согласно свидетельству очевидцев, судьи действительно были удручены своим приговором больше, чем ноланец. Однако упорство Бруно, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких-либо своих взглядов, фактически не оставляли ему никаких шансов на помилование.


Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Материалы по делу Бруно рисуют портрет не безобидного философа, но сознательного и активного врага Церкви. Если тот же Галилей никогда не стоял перед выбором: Церковь или собственные научные взгляды, то Бруно свой выбор сделал. А выбирать ему пришлось между церковным учением о мире, Боге и человеке и собственными религиозно-философскими построениями, которые он называл "героическим энтузиазмом" и "философией рассвета". Будь Бруно больше ученым, чем "свободным философом", он мог бы избежать проблем с Римским престолом. Именно точное естествознание требовало при изучении природы опираться не на поэтическое вдохновение и магические таинства, а на жесткие рациональные построения. Однако Бруно менее всего был склонен к последним. По мнению выдающегося российского мыслителя А.Ф.Лосева, многие ученые и философы того времени в подобных ситуациях предпочитали каяться не из-за страха пыток, но потому, что их пугал разрыв с церковной традицией, разрыв с Христом. Бруно во время процесса не боялся потерять Христа, так как эта потеря в его сердце, судя по всему, произошла гораздо раньше...