Можно ли летать самолете после операции. Можно ли онкобольному лететь на самолете


24.06.2018 , 13:22 28928

Онкологически больные люди получают особенное лечение. Порой для консультаций, лечения, операции приходится преодолевать тысячи километров. Изнурительные многочасовые и суточные поездки переносятся очень тяжело. Авиаперелет мог бы пройти не легче, но хотя бы гораздо быстрее. Вопрос в том: можно ли онкобольному лететь на самолете?

Авиатранспортировка больным раком возможна, но разрешение на перелет должен выдать лечащий врач. В зависимости от заболевания перелет имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

Особенности перевозки онкологических больных самолетом

Пониженное давление на борту самолета

Самолеты летают на высоте 7-12 тысяч метров над уровнем моря, давление на таком расстоянии от земли ниже нормы. Естественно, его в салоне самолета повышают, однако оно все равно остается пониженным. В результате, даже здоровые люди ощущают нехватку кислорода. Это может проявляться головокружением, сонливостью, тошнотой, чувством разбитости. Этот риск особенно должны учитывать пассажиры с раком гортани, легкого или бронхов, у которых даже на земле постоянно наблюдается недостаток кислорода. Поэтому перелет при этих онкологических заболеваниях необходимо согласовать с лечащим врачом, а в салон самолета по возможности взять с собой баллончик с кислородом.

Расширение воздуха

При понижении давления воздух, как и любой газ, расширяется. Поэтому при взлете, по мере снижения давления, происходит расширение воздуха, находящегося в околоносовой полости и области среднего уха. При заболеваниях уха, горла и носа, это вызывает дискомфорт и боль в ушах. А при таких заболевания, как рак полости носа и придаточных пазух, а также рак уха чувствуется особенно остро. Также учесть этот факт следует при перевозке пассажиров, перенесших операции или диагностические процедуры в области живота и грудной клетки, с использованием воздуха.

Вынужденная неподвижность

Во время перелета человек продолжительное время вынужден оставаться в сидячем положении, что ведет к затеканию ног, сужению сосудов, замедлению кровообращения, отекам и образованию тромбов. Наличие злокачественных образования может усугубить ситуацию даже после прилета. Поэтому, если поездка необходима, следует придерживаться следующих рекомендаций: надеть компрессионные чулки, в полете по возможности выполнять несложные упражнения на сокращение мышц голени, растирать ноги, периодически приподнимать их. Также можно принять препарат для разжижения крови (при разрешении лечащего врача).

Необходимость сопровождения и санитарная авиация

Некоторым онкологическим больным рекомендуется летать на коммерческих самолетах в сопровождении медицинского персонала, а также использование особого оборудования (например, реанимационное оборудование и кислородные баллоны) и размещение больного (например, лежа). В этом случае необходимо заранее решать эти вопросы с авиакомпанией и службой авиационной безопасности.

Другой вариант, для пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, - это использование санитарной авиации. Специализированные медицинские самолеты оснащены высокотехнологичным оборудованием, включая аппараты искусственного дыхания, кардиомониторы и дефибрилляторы, вакуумные матрасы, шприцевые и инфузионные насосы, что позволяет в случае ухудшения состояния больного во время полета оказать ему срочную медицинскую помощь.

Другие возможные проблемы

При перелете пассажирам с онкологическими заболеваниями следует учесть и другие факторы, такие как погодные условия. В грозу, шквалистый ветер, сильный снегопад . Порой даже здоровым людям многочасовые ожидания в аэропорту могут утомить и ухудшить его самочувствие, что же говорить о людях ослабленных онкологическими заболеваниями. Поэтому сделайте все, чтобы .

Возможна и ситуация, когда из-за неподходящих погодных условий аэропорт не может принять самолет. В этом случае его отправляют на запасной аэродром, иногда даже удаленный на несколько сотен километров. В этом случае время в пути до больницы может увеличиться.

Учитывая все вышеприведенный факторы полет пассажиров с раковыми заболеваниями возможен. Предварительное согласование с доктором и применение мер предосторожности облегчит перелет и сведет к минимуму риски.

Офтальмология

Да, это возможно. У нас есть пациенты, которые прилетают и улетают. Очень много пациентов приезжают к нам, в нашу клинику и в Москву на оперативное лечение. Мы даем рекомендации, обязательно пишем подробное заключение с указанием, какой вид операции произведен, какие капли нужно капать, какой режим соблюдать и как часто пациенту необходимо посещать офтальмолога по месту жительства.

То есть, не запрещено летать, вопрос - когда? Он может лететь хоть сразу, встать с операционного стола, сесть в самолет и отправиться в путешествие. Но этого делать не нужно, потому что на следующий день он должен явиться к хирургу на осмотр.

Пик инфекционных осложнений приходится на 4-й день, не только при глазных - при любых других операциях, которые производится на всём теле. Это пик возможного проявления инфекционного агента на оперируемом органе. Поэтому мы предупреждаем, что, если вы хотите сделать операцию, но вы человек иногородний или вообще куда-то собираетесь идти, лететь, или уезжать, то лучше это делать не ранее, чем через неделю после операции. Теоретически человек может улетать, если у него срочное какое-то дело, но фактически ему лучше остаться недалеко от клиники, чтобы получить консультацию, пройти осмотр после проведенной лазерный коррекции зрения.

Давление в салоне может влиять на самочувствие пассажира из-за развития у него гипобарической гипоксии (недостаточное насыщение крови кислородом) при имеющихся заболеваниях дыхательных путей и сердечной недостаточности. Кроме того, изменения давления ведут к расширению газов в различных полостях тела, что также вызывает определенный дискомфорт.

Коммерческие авиалиниии прокладываются на высоте 7010-12498 м над уровнем моря, а давление в салоне устанавливается на высоту 1524-2438 м, иначе такой перелет пережили бы лишь немногие здоровяки. Резкие подъемы даже на такую высоту способны вызывать головную боль, головокружение, тошноту и чувство разбитости даже у здоровых пассажиров. Дело в том, что на высоте 2438 м парциальное давление кислорода в артериальной крови падает с 95 до 60 мм рт. ст. У здорового пассажира при этом насыщение гемоглобина кислородом снижается всего на 3-4%, однако у пассажиров с перечисленными патологиями развивается более выраженная гипоксия.

Так, у 18% больных хронической обструктивной болезнью легких во время таких перелетов наблюдается умеренный респираторный дистресс-синдром. Таким пассажирам может потребоваться дополнительный кислород. К сожалению, не все авиакомпании его предоставляют. На всех российских авиалиниях запрещено провозить кислород даже врачам, сопровождающих тяжелых больных. На зарубежных же авиалиниях с 2005 года пассажиры по предписаниям врача могут и самостоятельно провозить баллончики с кислородным концентратом.

Согласно закону Бойля-Мариотта, газ, заключенный в закрытых полостях, будет расширяться при подъеме на высоту. Именно поэтому, кстати, протекают бутыли с шампунями и кремами, взятые в дорогу. У здоровых пассажиров вся эта физика выливается разве что в незначительную боль в животе и заложенность ушей. А вот человек с насморком уже подвержен риску развития отита. При простудах евстахиева труба, соединяющая глотку с внутренним ухом и выравнивающая в нем давление при подъеме на высоту, воспалена, просвет ее сужен, а то и "склеен". При резком изменении внешнего атмосферного давления здоровому человеку достаточно совершить зевательное, жевательное или сосательное движение (именно поэтому в самолетах иногда раздают карамельки), и просвет евстахиевой трубы в глотку открывается, что быстро ликвидирует заложенность в ухе. В случае с простудой это помогает далеко не всегда, и тогда можно прибегнуть к приему Вальсальвы: выдох с закрытым ртом и зажатым носом. По тем же причинам простуда после перелета может обостриться гайморитом. Поэтому пассажирам с насморком рекомендуется использовать сосудосуживающие капли (например, на основе оксиметазолина) перед взлетом и посадкой. Грудным детям можно дать бутылочку или соску - это стимулирует глотание и помогает выровнять давление в ушах и околоносовых пазухах.

Вследствие тех же механизмов могут возникнуть и вздутие кишечника и боль в животе. Поэтому перед полетом не рекомендуется пить много газированных напитков.

Во время некоторых хирургических и диагностических процедур в полости тела вводят воздух (операции на животе, грудной клетке, некоторые глазные операции). Если вы планируете совершать перелет через несколько дней после такой операции, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Тромбоз глубоких вен

По-настоящему серьезную опасность для жизни представляет тромбоз глубоких вен, который может развиваться у пассажира, много часов находящегося в сидячем положении. Сокращение мышц голени обеспечивает нормальный венозный отток от ног. Длительная же неподвижность ведет к застою крови в венах и может привести к тромбозу. Тромбы, образующиеся в венах, в большинстве случаев имеют небольшой размер и не представляют проблем. Тромбы побольше могут привести к отекам и болезненности в области голеней. Если фрагмент тромба отрывается и током крови заносится в легкие (это называется эмболия), развивается одышка, боль в груди и в тяжелых случаях может даже наступить смертельный исход. Тромбоэмболия легочных артерий проявляется не сразу, а спустя несколько часов или дней после перелета.

Исследования показывают, что восьмичасовые и более длительные перелеты повышают риск тромбоэмболии примерно в 4 раза. Вообще же риск возрастает уже и при 4-часовых перелетах.

Риск тромбоэмболии повышается при наличии следующих факторов:

Повторный перелет за последние 2 недели

Тромбоз в прошлом

Тромбоэмболия у ближайшего родственника

Использование эстрогенсодержащих контрацептивов

Беременность

Недавняя травма или операция (особенно операции на животе, тазовой области или на нижних конечностях)

Наличие злокачественных опухолей

Врожденная патология свертывающей системы крови

Обильно пить

Избегать алкоголя и кофеиносодержащие напитки (кофе, кока-кола и др.)

Менять позицию в кресле, а еще лучше регулярно вставать и прохаживаться по салону

Делать упражнения, заставляющие сокращаться мышцы голени

Космическая радиация

На больших высотах уровень космической радиации возрастает, поэтому в 1991 году Международная Комиссия по Радиологической Защите (ICRP) стала рассматривать космическую радиацию как фактор профессионального риска у членов экипажей. При годовом суммарном облучении свыше 20 мЗв может возрастать риск развития рака груди или кожи. Что же касается пассажиров, даже часто летающих, до настоящего времени сколько-нибудь значимого влияния космической радиации на их здоровье не обнаружено.

Десинхроноз

В английском языке весьма популярен термин jet lag, который на русский язык переводится как известный только специалистам "десинхроноз". Речь идет о сбивающихся суточных биоритмах при резкой смене часовых поясов. Многие из нас знают, что длительные перелеты могут вызвать слабость, сонливость или бессонницу, запоры, понизить работоспособность и ухудшить самочувствие. Чтобы вписаться в новый часовой пояс, в среднем здоровому человеку нужны сутки на каждый час разницы при перелетах на запад и полтора дня - при перелетах на восток.

Чтобы облегчить последствия десинхроноза, следуйте следующим рекомендациям:

Перед путешествием на восток попытайтесь ложиться на час раньше, чем обычно, в течение 3 дней до полета. Перед полетом на запад, наоборот, за 3 дня ложитесь на час позже.

Во время полета не пейте кофеиносодержащих напитков

На новом месте постарайтесь заснуть хотя бы на 4 часа в новое ночное время - это ускорит перенастройку биологических часов.

Препараты на основе мелатонина остаются золотым стандартом в лечении десинхронозов. Мелатонин - гормон эпифиза, регулирующий суточные ритмы в зависимости от длины светового дня. Препараты мелатонина рекомендуется применять при пересечении 5 и более часовых поясов, при этом принимать его начинают за 2-3 дня до перелета. Если вы страдаете эпилепсией или принимаете варфарин, не применяйте мелатонин, не проконсультировавшись с врачом. Появились и новые, более эффективные препараты, пока еще не зарегистрированные в РФ, такие как агомелатин (агонист рецепторов меланина и серотонина 5-HT) и рамелтеон (агонист мелатониновых рецепторов).

Если вы находитесь на новом месте меньше 3-х дней, пытаться подстроиться под местное время не обязательно.

Особые группы пассажиров

Каждая авиакомпания может предъявлять разные требования, при этом капитан имеет право отказать в перелете любому пассажиру, даже если у того есть билет. Ориентировочный список противопоказаний к перелету таков:

Новорожденные младше 7 дней

Беременность свыше 36 недель

Ишемическая болезнь сердца с болевыми приступами в покое

Все серьезные и/или острые инфекционные заболевания

Декомпрессионная болезнь

Повышенное внутричерепное давление, вызванное кровоизлиянием, травмой или инфекцией

Инфаркт миокарда или инсульт за 7-10 дней до полета

Недавняя операция на брюшной или грудной полостях, на черепе, на глазах - т.е. все операции, которые связаны с введением воздуха в закрытую полость тела

Тяжелое респираторное заболевание, одышка в покое, пневмоторакс (воздух в грудной полости над легким)

Серповидно-клеточная анемия

Обострение психического заболевания

Пассажиры с такими проблемами могут лететь на коммерческом самолете только в сопровождении медперсонала.

Что касается первой помощи на борту, отмечу, что в соответствии с британским, канадским и американским законодательством, врачам из числа пассажиров не вменяется в обязанность спасать пассажиров, если у тех развивается какое-либо жизнеугрожающее состояние. В Австралии, многих странах Европы, Азии и Ближнего Востока, напротив, врач на борту обязан оказывать медицинскую помощь. В любом случае при международных перелетах медицинский работник не может быть привлечен к ответственности за оказанную на борту медицинскую помощь в пределах своих знаний и опыта, даже если она оказывалась неправильно.

На борту любого авиалайнера всегда имеется аптечка, комплектуемая по стандарту страны, которой принадлежит борт. Все члены экипажа обязаны владеть навыками оказания первой помощи при острой боли в животе, остром психическом возбуждении, анафилактической реакции, боли за грудиной (подозрение на инфаркт миокарда), приступе бронхиальной астмы, остановке сердца, гипогликемии, судорожном припадке, потере сознания. Качество обучения первой помощи в разных странах разное. К сожалению, вынужден признать, что в России оно оставляет желать лучшего.

У каждого типа операций, независимо от того, незначительна ли проблема, или же человек перенес серьезный курс лечения, есть определенное время для восстановления. Этот период обычно определяется успешностью проведенного лечения. Одним из важнейших и распространенных советов после болезни, является избегание путешествий по воздуху. Помните, что ваше здоровье важнее всего, даже если Вы нашли несравненно выгодные горящие туры в Египет На длительность восстановления часто оказывает влияние тип операции. Она может колебаться от 24 часов до 3х месяцев.

Нужно иметь ввиду, что воздух становится всё более разреженным на больших высотах. Однако, большинство самолетов содержат кислородные газификаторы с кислородом, содержание которого эквивалентно содержанию кислорода на 1500-2000-метровой высоте. Это меньше, чем приблизительно 3,5% нормальной кислородной насыщенности воздуха. В результате люди, страдающие проблемами, связанными с дыхательной системой, вероятно будут страдать на огромной высоте. Чаще всего это случается, когда люди провели под наркозом более 30 минут. Более других рискуют люди, перенесшие операции на сердце, легкие, поскольку дыхательная система у них функционируцет слабо.

Другая проблема долгих перелетов состоит к развитию тромбоза вен нижних конечностей. Это происходит главным образом из-за неподвижности пассажира в течение всего путешествия. Нормальное кровообращение отсутствует, кровь собирается снизу и начинает застаиваться. Это приводит к формированию воспаленных комков в ногах, переходящих в остальные части тела. Они могут даже проникнуть внутрь легких и препятствовать дыханию человека. Легочная эмболия – это осложнение при блокировке артерии комком. Такие проблемы могут иметь фатальный исход для пациентов.

У каждой авиакомпании есть свой свод правил относительно посадки людей, перенесших хирургические операции. Некоторые из этих правил безопасности включают следующие пункты:

Может ли пациент выдержать уменьшенное давление воздуха в салоне

Способен ли пациент выдержать аварийную посадку

Может ли пациент перенести продолжительный полет

Будет ли заболевание пациента влиять отрицательно на комфорт и безопасность других пассажиров и персонала самолета

Имеет ли пациент медицинское страхование

Таким образом, Ваше физическое состояние определяет срок, в течение которого полеты нежелательны. Например, если Вы перенесли легкую операцию с минимальным вскрытием, Вы можете совершить перелет уже в ближайшие дни. В случае несложных операций в области брюшной полости, пациенту разрешают лететь уже в течение 4-5 дней. Люди, перенесшие инвазивные операции в области брюшной полости или груди, должны подождать по крайней мере 4-6 недель, прежде чем брать горящие туры в Турцию и садиться в самолет. Однако некоторые авиакомпании могут разрешить путешествие в течение 10 дней, если полет неизбежен. В случае операций на глаза, вы можете полететь в течение 7 дней, в зависимости от сложности операции.

Запомните – только Ваш доктор может определить, достаточно ли Вы здоровы для перелета. Никогда не пренебрегайте инструкциями и лекарствами, прописанными Вашим врачом. Желательно также сообщить авиакомпании о Вашем заболевании, чтобы самолет был оснащен требующимися лекарствами и оборудованием.

Итак, Вы должны избегать полетов после перенесенной операции в максимально возможной степени, в противном случае осложнения, возникшие в пути, могут испортить Ваш долгожданный отдых.

В ситуациях, когда пациент нуждается в установке имплантов по бокам в верхней челюсти, скорей всего, может потребоваться процедура синус лифтинга. Связано это с тем, что в местах крепления вставок часто не хватает костной ткани из-за перенесенных ранее пародонтических заболеваний, травматизации челюсти или долговременного отсутствия зубов. Современные технологии позволяют провести имплантацию независимо от количества сохранившегося костного материала, что дает возможность каждому пациенту восстановить нормальную работу ротовой полости.

Что за процедура?

Синус лифтинг представляет собой искусственное увеличение объема кости на альвеолярном отростке в районе верхней челюсти до размера, необходимого для крепления импланта. За счет специфического строения верхней челюсти, а именно наличия больших пустот (гайморовых пазух), и появляется возможность создать необходимое пространство для протезирования.

Практика показывает, что в 55-70% случаев у пациентов наблюдается недостаток костной ткани, поэтому требуется ее наращивание. К тому же, со временем кости, как и мышцы, могут атрофироваться и уменьшаться в объеме. Во всех этих случаях показан синус-лифтинг, если нет никаких других ограничений.

Установка дентальных элементов может проходить двумя способами: открытым и закрытым. Первый проводится в том случае, если размер кости меньше 7 мм по ширине, второй — от 7-8 мм.

Синус лифтинг открытого типа подразумевает:

  1. Создание латерального окна.
  2. Смещение мембраны.
  3. Заполнение пространства специальным материалом.
  4. Окно закрывается, устанавливается имплант и формируется десна.

Закрытая операция подразумевает:

  1. Истончение кости особой фрезой.
  2. Смещение слизистой оболочки надкостницы.
  3. Наполнение сформировавшегося промежутка материалом.
  4. Крепление импланта в подготовленном ложе.

Независимо от вида назначенной процедуры, пациент должен пройти качественное предварительное обследование и подготовку.

Послеоперационный период

  • отказаться от употребления спиртного, курения, приема в пищу острых и слишком горячих продуктов;
  • есть только полужидкие и очень измельченные блюда;
  • избегать стрессов и сильных физических нагрузок;
  • не подниматься пешком по лестницам на верхние этажи;
  • отложить посещение парных и саун;
  • запрет на сплевывание, чихание, кашель и насморк;
  • полоскание рта прописанными после операции препаратами;
  • правильная гигиена полости рта;
  • отказ от авиаперелетов.

Соблюдение этих правил не даст сместиться наращенной кости, защитят ее от инфекций и воспалений. Считается, что восстановительный период длится до момента полного приживания костного материала, а он индивидуален для каждого пациента. В среднем составляет от 4 до 9 месяцев. После имплантации могут наблюдаться следующие осложнения:

  • нарушение целостности гайморовой пазухи;
  • запуск инфекции;
  • слабое или сильное кровотечение;
  • появление свища ороантрального типа;
  • синусит;
  • самостоятельное передвижение имплантов;
  • неприживаемость материала;
  • нарушение прохождения воздуха.

Перелет после стоматологической операции

Многие пациенты не придают особого значения некоторым запретам лечащего врача. К огромному сожалению, последствия могут быть действительно серьезными. Так, употребление алкоголя может замедлить процесс заживления раны, а твердая пища — сместить имплант и разрушить костный материал. Но, мало кто знает, что чреват серьезными осложнениями. Причин плохого самочувствия несколько:

  • боязнь перелетов;
  • атмосферное давление;
  • уровень кислорода;
  • сухой воздух;
  • перемена часовых поясов;
  • неподвижная поза.

Стоит разобраться более подробно с каждой из них.

Перелет, даже непродолжительный, довольно часто вызывает чувство тревоги, страха и иногда доходит до паники. Испытывая сильный стресс, человек очень вредит своему здоровью — капилляры начинают значительно увеличиваться в размерах и могут лопаться. Как следствие, появляются гематомы, посинения или бледность. Если после операции на синус прошло непродолжительное время и раны не успели зажить, то из-за боязни перелетов может нарушиться кровоснабжение тканей в зоне гайморовых пазух. В конечном итоге можно получить сильные головные боли, кровотечение или смещение положения имплантов.

Смена атмосферного давления при взлете и посадке — вторая причина отказаться от перелетов на некоторый период. Гайморовы пазухи представляют собой небольшие камеры, заполненные воздухом. Как раз за счет смещения слизистой и происходит процедура синус лифтинга. В обычное время, соустье имеет нормальную проходимость, поэтому давление успевает меняться без особых последствий для человека. В нашем случае, проходимость соустья еще не успела восстановится. Пациент начинает чувствовать заложенность носа, головные и зубные боли.

Третья причина — уровень кислорода. В самолетах довольно часто наблюдаются проблемы с достаточностью кислорода в воздухе. Если мозгу его не хватает, начинается гипоксия. Многие не знают, что высотная гипоксия совместно с любой стоматологической операцией может создать множество проблем, среди которых:

  • увеличение частоты дыхания и, в следствии, увеличение нагрузки на носовые пазухи;
  • резкий скачок гемоглобина в крови и ускорение кровотока, что может спровоцировать сильнейшие кровотечения;
  • головокружение.

Сухой воздух — еще одна проблема. Поднимаясь на высоту, организм начинает терять много жидкости и пересушенные слизистые могут провоцировать кровотечения. Для восстановления водного баланса рекомендуют пить много воды, увлажнять кожу и обрабатывать слизистую носа специальными средствами — соляными растворами или вазелиновыми кремами. Но, после синус лифтинга нельзя использовать подобные средства без разрешения врача, поэтому лучше отложить путешествие хотя бы на неделю.

Резкая смена часовых поясов делает авиаперелет после синус лифтинга и костной пластики настоящим испытанием. Если никаких хирургических вмешательств не происходило, то человек чувствует:

  • усталость;
  • сонливость или бессонницу;
  • плохое самочувствие;
  • снижение защитных функций организма.

В случае остеопластики иммунитет пациента и так достаточно ослаблен из-за приема антибактериальных препаратов, поэтому резкое снижение защитных функций может вызвать сильные боли и отторжение материала.

Малая подвижность в салоне самолета провоцирует застои и появление отеков. Отечность в недавно травмированных гайморовых пазухах ведет к затрудненному дыханию, кровотечению, головным и зубным болям.

Но самым главным противопоказанием при авиаперелете после операции считается наличие швов. Если стоматолог еще не снял швы, значит процесс первичного заживления еще не прошел. Из-за огромной нагрузки на организм в самолете у пациента могут разойтись швы, что повлечет за собой негативные последствия: начиная от небольшого кровотечения, заканчивая летальным исходом.

Сроки ограничений

Как говорилось ранее, процесс заживления у каждого пациента строго индивидуален. В среднем он длится 4-9 месяцев. Что касается авиаперелетов, то врачи рекомендуют:

  • в случае крайней необходимости, лететь на следующий день после снятия швов, обычно это происходит через 7-10 дней после операции синус лифтинга и костной пластики;
  • если нет никаких осложнений и заживление происходит естественным образом, то воздушное плавание можно осуществить уже после 3 недель после манипуляции;
  • если у пациента появились какие-либо осложнения, перелеты придется отложить на весь период лечения, а это вплоть до 1 года.

Главная причина, по которой случаются осложнения — несоблюдение установленных челюстным хирургом правил. В ситуациях, когда пациент придерживается рекомендаций, но хочет осуществить авиаперелет после синус лифтинга и костной пластики , или чувствует какие-либо беспокойства, необходимо срочно обратиться к врачу. На что стоит обратить внимание:

  • сильная боль, не сбиваемая назначенными анестетиками;
  • онемение участков лица и шеи;
  • отек, который мешает нормально открывать рот, поднимать нижнюю челюсть или дышать;
  • увеличение температуры тела вплоть до 40°;
  • отек, который не сходит самостоятельно спустя 3 дня.

Подобные симптомы являются прямыми противопоказаниями для авиапутешествий и требуют незамедлительно лечения.

Синус лифтинг считается сложным хирургическим вмешательством, проведение которого требует наличия опыта у высококвалифицированного стоматолога и согласия пациента на соблюдение правил восстановительного периода.

Имплантация — универсальный способ решения проблемы недостачи зубов. С ее помощью можно восстановить участок локально, не обтачивая соседние зубы под протезы. К тому же, импланты выглядят эстетично. Главным достоинством подобной операции является долговечный эффект. Искусственная костная ткань может прослужить до конца жизни, ни разу не потребовав дополнительных манипуляций.

Установка имплантов в верхнюю челюсть в 90% случаев требует проведения костной пластики, хороший эффект от которой невозможен без соблюдения врачебных рекомендаций. Зато в результате пациент получит крепкие зубы и здоровую улыбку.