Самые нечестивые Папы Римские в истории Ватикана: шокирующие факты. Папы римские: список и годы правления


Верующие всего мира последний месяц следят за исторически важными событиями, происходящими в городе-государстве Ватикане. Папа Римский Бенедикт XVI, вот уже , 11 февраля объявил официально о своем отречении от престола. Последний такой случай был почти шестьсот лет назад еще во времена Священной Римской Империи, и тот на фоне невероятного хаоса во всем западном христианстве и борьбы за власть в самой империи. На данный момент ситуация в Ватикане достаточно спокойная, поэтому острой необходимости в отказе от престола у Папы Бенедикта XVI не было. Однако 28 февраля решение вступило в силу, и начался период Sede Vacante -вакантного престола. Необычность ситуации ознаменовалась еще и тем, что 25 февраля Папа Римский успел внести изменения в устав проведения конклава, таким образом поспособствовав скорейшему избранию преемника – Хорхе Марио Бергольо, который и стал со вчерашнего дня Папой Римским Франциском (номера нет, потому что это первый случай выбора этого имени). Но нам интересна сейчас не самая светлая сторона жизни представителей Папского престола – скандалы!
1 Бенедикт XVI

Начнем разбирать грехи святой церкви мы именно с последнего Папы, ибо новый на престоле всего сутки и засветиться в подозрительной деятельности просто не успел. Папа Бенедикт спровоцировал скандал с мусульманами в 2006 году, чуть не спровоцировав войну. Папа очень неудачно выразился об исламе, хоть это и была цитата, и Папа уточнил это два раза, но фразы хватило, чтобы разразился крупный межрелигиозный скандал. Угрозы атаковать Ватикан, уничтожить святой Крест в Риме, обвинения в попытке воскрешения крестовых походов сыпались со всех сторон до тех пор, пока Папа Бенедикт XVI не выразил сожаление о сказанном, а кардинал Бертоне не выступил с опровержением. Кроме того, во время правления Папы Бенедикта было заведено расследование по чрезвычайно громкому делу — сексуальное насилие несовершеннолетних представителями духовенства. Папа Римский неоднократно выражал сожаление, что священники предали оказанное им великое доверие. Однако это подкосило доверие общества к Церкви.

2 Александр VI


Хоть Папа Бенедикт XVI и завоевал первую строчку нашего списка, а забыть о самом аморальном Папе Римском за всю историю Папства мы просто не имели права. Александр VI, а в миру Родриго Борджиа – о нем слышали даже те, кто к религии не имеет абсолютно никакого отношения. Вся его жизнь, до и после принятия духовенства, до и после избрания Папой – все пропитано развратом, интригами и беспринципностью. Папского престола Борджиа добился подкупом, после этого многие должности также продавались, либо дарились за особые заслуги. Несмотря на обет безбрачия, Папа Борджиа уже после интронизации перевез ближе к себе Розу Ваноцци, которая подарила ему троих детей. А позже завел и еще одну любовницу Джулию Фарнезе. Помимо этих женщин у Александра VI Борджиа было несчетное количество куртизанок. Дети Папы – Чезаре и Лукреция сначала во всем поддерживали развратного отца, а позже и превзошли его в хитрости и ловкости избавления от врагов. Считается, что Папа имел также сексуальную связь с собственным ребенком. Как можно было нагрешить больше при таком высоком сане, просто непонятно!

3 Иннокентий VIII


Особым трепетом к прекрасной половине человечества прославился не только Папа Борджиа, но и Иннокентий VIII. Известно, что у этого Папы было очень много незаконнорожденных детей, ибо его любвеобильность не знала пределов, как до принятия духовенства, так и после. Однако его заботили дела семейные, наверное, более всех других Пап. Это как минимум странно, учитывая обет безбрачия, и как максимум – незаконно. Впрочем, этим отличался и еще один Папа – Юлий II, только не в таких масштабах. Иннокентий же наиболее знаменит не прелюбодеяниями. Иннокентий VIII положил начало так называемой охоте на ведьм, основываясь на книге Генриха Крамера. Ходили слухи, что спастись от смерти Папа пытался вливанием крови трех мальчиков. Их смерть не беспокоила Папу, может, поэтому его это не спасло?

4 Иоанн VIII


Раз уж мы завели разговор о значении женщин для Римского католического престола, стоит рассказать легенду о Папе-женщине. Почему легенда? А потому, что церковь до сих пор отказывается от признания этого факта. Однако до сих пор Папа Иоанн VIII номинально значится в официальном списке Пап. По легенде, раз уж мы договорились так это называть, Иоанна пошла в Афон, переодевшись священником, а позже была приближена к Папскому престолу. В то время Папой был Лев IV, а Иоанна каким-то чудесным способом оказалась его личным врачом. После смерти же Папы не менее чудесным образом Иоанна взошла на Папский престол под именем Иоанна VIII. Однако правление ее было недолгим, на одной из процессий у женщины начались роды и ее просто растерзала паства. После этого случая, как бы Церковь его не отрицала, еще пять столетий мужественность претендентов на Папский престол определялась публично, при помощи прорезного стула.

5 Григорий XVI


Папа Григорий XVI прославился, как ни странно, своей великой тупостью, смешенной с неимоверной жестокостью и беспробудным пьянством. Им всецело управлял Гаэтано Морони, поэтому в окружении Папы были либо такие же чудовища, либо просто алчные и властолюбивые люди. С особой жестокостью Папа относился к евреям, сослав их в гетто, и запретив его покидать. Но это ни капельки не мешало Григорию жить, постоянно занимая средства у богача-еврея – Ротшильда.

6 Бенедикт IX


Не менее жестоким, и точно не более дальновидным был Папа Бенедикт IX. Им никто не управлял как марионеткой, разве что его собственные порочные желания. Однако и это не самое страшное! Получив престол просто по праву родства в очень раннем возрасте (по разным источникам ему было от 12 до 20 лет), Бенедикт XI настолько уверился в собственной всесильности, что решил нарушить абсолютно все каноны. Если его предшественники и любили женщин, то хотя бы скрывали это, Бенедикт же решил вступить в официальный брак. В конце концов, он вовсе продал престол, по слухам за 680 килограммов собственному крестному отцу, через некоторое время он одумался, попытался вернуть себе престол, не получилось, и снова попытался, но на этот раз уже был низложен.

7 Стефан VI


Этот Папа отличился вопиющим неуважением к своему предшественнику. Что уж там произошло, нам неизвестно. Но Стефан настолько возненавидел Формозу, что его ненависть и страстное желание отомстить не остановила даже смерть Папы Формозы. Стефан приказал извлечь труп из могилы, нарядить в Папские одежды и учинил суд. Выплеснув всю свою ненависть на труп, он не остановился, пока не отрубил перста, которыми дают благословление и не объявил, что с Формозы снимается титул Папы Римского, а в связи с этим он должен быть похоронен как обычный иностранец. За эти сомнительные деяния Папа Стефан VI умер не естественной смертью.

8 Климент V


Еще один недальновидный Папа, который имел глупость, не только потерять всякое уважение к собственной персоне, но и к церкви в целом. Более того, в период его правления Папы были изгнаны в Авиньон Филиппом Красивым и больше не имели прежнего влияния. Жить ему после этого оставалось недолго, поскольку саны и должности, которые при нем продавались и покупались стали обесцениваться после изгнания. С Климентом V произошел несчастный случай. Как неудивительно!

9 Иоанн XXII


Признанный еретик, как удалось ему заполучить такой сан? Будучи главой Святой Церкви, Иоанн XXII был крайне суеверным человеком, а также утверждал, что отрицает возможность блаженства душ праведников до Страшного суда. В его правление идеализирование бедности было предосудительным, сам же Папа активно зарабатывал деньги на отпущении грехов, установив определенные тарифы в зависимости от тяжести греха. Это явление сохранилось на несколько столетий, а Папа Лев X решил в свое время, что этого мало, повысив тарифы в несколько раз, он отличился тем, что отпускал грехи за большую плату и убийцам, и совершившим инцест, а также прощал многие другие тяжкие преступления.

10 Бонифаций VII


Папский престол привлекал внимание всех, кто каким-либо образом касался церкви. За престол убивали, его продавали и покупали, вокруг Папы испокон веков плелись интриги. Последний в нашем сегодняшнем списке Папа Бонифаций VII попадает сюда именно за то, что готов был всеми мыслимыми и немыслимыми способами добиться престола. У него не получилось с первого раза, он решил попробовать еще раз взять силой престол. Получилось, но долго усидеть на нем не сложилось…. Таким жаждущим власти он был не один.
Вчера избрали нового Папу Римского – Франциска. Кто знает, чем ознаменуется время его правления? Если уже сейчас известно, что Франциск – первый Папа иезуит, первый Папа из Нового Света, первый Папа, взявший это имя. В чем же еще Папа станет первым?

Имя римского папы - тронное имя, под которым папа римский официально известен в период своего понтификата.

Порядок принятия имени

В наше время папа сразу же после избрания на конклаве и принятия выборов объявляет, под каким именем будет править; это имя сопровождается номером (подобно номерам монархов). После чего кардинал-протодьякон публично в составе торжественного возглашения Habemus Papam говорит, после мирского имени нового папы: qui nomen sui imposuit (который принял себе имя), затем следует имя и номер в родительном падеже.

Традиция смены имени

Не всегда римские папы меняли имена. Первым таким был живший в VI веке римлянин Меркурий, решивший, что имя языческого бога не подходит для папы и правивший под именем Иоанна II; примерно с IX века папы, меняющие имена, уже преобладают. Последними папами, правившими под тем же именем, с каким были крещены, были Адриан VI (Адриан Флоренс, 1522-1523; он же последний папа-неитальянец до 1978 года) и Марцелл II (Марчелло Червини, 1555, умер вскоре после избрания). Формально никакие правила не обязуют их это делать и до сих пор.

Выбор имени и его смысл

Выбор имени часто носит тот или иной значимый характер. Прежде всего, папы последние несколько веков стараются выбрать имя в честь представительной череды своих предшественников, есть традиционные частотные папские имена (имена Лев, Бенедикт, Климент, Пий, Григорий, Иннокентий встречались более 10 раз). Особую историю имеет имя Иоанн - некогда самое частотное у пап и у антипап, после одиозного антипапы Иоанна XXIII (Бальтазара Коссы) его более 500 лет не принимал ни один понтифик вплоть до кардинала Ронкалли, который вновь взял имя Иоанн XXIII в 1958. Как объяснял сам Ронкалли, такой выбор был связан с тем, что его отца звали Джованни (Иоанн).

Имя может нести идеологическую нагрузку, так, папское имя Пий ассоциируется с консерватизмом (Пий IX, Пий X и особенно Пий XII); один из ультраконсервативных антипап-седевакантистов Люциан Пульвермахер принял имя «Пия XIII». Имена Иоанн и Павел ассоциируется с приверженностью идеям II Ватиканского собора, проведённого Иоанном XXIII и Павлом VI. Имя «Бенедикт», выбранное Ратцингером, сам папа интерпретирует как знак почитания св. Бенедикта Нурсийского и преемственности по отношению к папе-дипломату и миротворцу Бенедикту XV.

По традиции, папы никогда не выбирают имя Пётр, которое носил апостол Пётр, считающийся первым епископом Рима (хотя никаких формальных правил, запрещающих это, нет). Согласно средневековому пророчеству о папах, Пётр II («Пётр Римлянин», Petrus Romanus) будет последним папой перед концом света.

Нумерация

Номера, используемые для различения пап с одинаковыми именами, начали время от времени употребляться, начиная с папы Григория III (731-741), а с конца X века такое употребление стало постоянным. При папе Льве IX (1049-1054) номер впервые появился на папских печатях. Если папское имя встречалось только один раз, номер I, как правило, не используется.

После антипапы Иоанна XXIII (Бальтазара Коссы) кардинал Ронкалли вновь взял имя Иоанн XXIII в 1958, подчеркнув тем самым, что Косса не был законным папой. Не всегда, однако, антипапы пропускаются при выборе номера: например, хотя Бенедикт X, Александр V и Иоанн XVI были антипапами, их номера учитываются в общем порядке нумерации.

В 1978 кардинал Лучани, умерший после 33 дней понтификата, принял имя Иоанн Павел I и этим совершил настоящую «ономастическую революцию». Во-первых, он принял раньше не употреблявшееся имя с номером I: всем другим папам с номером I он был присвоен уже «задним числом», после появления традиции использовать номера, а последним папой до Иоанна Павла I с ранее не встречавшимся именем был правивший более чем за тысячу лет до него Ландон (913-914)). Во-вторых, впервые в истории папства понтифик принял двойное имя. Лучани сделал это в честь двух своих ближайших предшественников - Иоанна XXIII и Павла VI. Его преемник кардинал Войтыла, самый знаменитый папа XX века, принял это же имя - Иоанн Павел II. Нынешний папа, преемник Войтылы кардинал Ратцингер, выбрал более традиционное тронное имя - Бенедикт XVI. Тем самым подтвердилась наблюдаемая закономерность, согласно которой трое пап никогда не берут одинаковых имён подряд.

Частотный список имён

Приведены папские имена, встречавшиеся 5 раз и более; указаны годы, когда данное имя было выбрано в последний раз на текущий момент.

* Иоанн - 21 раз (максимальный номер XXIII; Иоанн XVI был антипапой, Иоанна XX не существовало), 1958

* Григорий - 16 раз, 1831

* Бенедикт - 15 раз (максимальный номер XVI; Бенедикт X был антипапой), 2005

* Климент - 14 раз, 1769

* Иннокентий - 13 раз, 1721

* Лев - 13 раз, 1878

* Пий - 12 раз, 1939

* Стефан - 8 или 9 раз (максимальный номер IX (X); Стефан VII был антипапой; двойная нумерация связана с разногласиями по поводу включения в списки пап Стефана II), 1057

* Бонифаций - 8 раз (максимальный номер IX; Бонифаций VII был антипапой), 1389

* Урбан - 8 раз, 1623

* Александр - 7 раз (максимальный номер VIII; Александр V был антипапой), 1689

* Адриан - 6 раз, 1522

* Павел - 6 раз, 1963

* Целестин - 6 раз, 1294

* Николай - 5 раз, 1447

* Сикст - 5 раз, 1585

Кроме того, существовали законные папы Мартин IV и Мартин V, но они носили такие номера, потому что ошибочно приняли за Мартинов II и III двух пап по имени Марин.

4 имени встречались по 4 раза, 7 имён - по 3 раза, 10 имён - по 2 раза и 43 имени - по 1 разу.

  • - В Японии для идентификации в документах необходимы всего два компонента - фамилия и имя, что создает большие трудности в повседневной жизни: слишком много однофамильцев и тезок...

    Вся Япония

  • - акты, исходившие от императоров, в отличие от законов, прини-мавш. в комициях; один из источ. рим. права эпохи принципата. Различ. 4 вида конституций: 1. Эдикты - новые законодат. нормы, издававш...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - «» - собрание 30 биографий римский императоров, латинское произведение, датируемое различным образом: от конца III до VI вв. н. э. В рукописях названы имена 6 авторов: Элий Спартиан, Юлий Капитолин, Вулкаций...

    Энциклопедия античных писателей

  • - В китайских именах, как и в японских, сначала идет фамилия, а потом - имя...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - справочное издание по истории антич. культуры, преим. в области гос.-правовых установлений, материальной культуры, иск-ва и истории религии...
  • - см. Даранбера и Сальо энциклопедия греко-римских древностей...

    Советская историческая энциклопедия

  • - И. в мифологии обозначают наиболее существенную часть мифологической системы - персонажей мифов. Специфика мифологических текстов такова, что мифы без И. практически не существуют...

    Энциклопедия мифологии

  • - 1) Аквила Gallus, называемый иначе Юлий Аквила, римский юрист III века по Р. Хр., почти современник Ульпиана. Из его сочинения "Responsa" взяты два отрывка в Дигестах Юстиниана, касающиеся опеки...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - у римских юристов общее название различных видов императорских предписаний, получивших значение источников права в период принципата и империи...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - С. I был избран во время волнений, вследствие которых должен был вскоре оставить Рим; через семь лет импер. Юстиниан II вернул ему апостольский престол. С. возвратил в лоно церкви патриарха аквилейского...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Эдиктом в Риме называлось всякое распоряжение магистрата, объявленное им устно или письменно во всеобщее сведение...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - § 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные: Образованные от слитно пишущихся сложных имён существительных, например: водопроводный, земледельческий, новосибирский...

    Правила русского правописания

  • - § 82...

    Правила русского правописания

  • - Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Дейл Карнеги Нет такого обидного слова, которое не давалось бы в фамилию человеком...

    Сводная энциклопедия афоризмов

  • - Слова, обозначающие классы предметов...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Имена римских пап" в книгах

Пророчество о римских папах

Из книги Великие пророчества автора Коровина Елена Анатольевна

Пророчество о римских папах В 1590 году в библиотеке Ватикана обнаружилась сенсационная находка: на одной из пыльных полок в самом дальнем углу сыскался старинный пергамент, свернутый кое-как, будто тот, кто его туда запихнул, искренне желал, чтобы рукопись не нашлась

Берегитесь Римских Пап

Из книги Любовь. Свобода. Одиночество. автора Раджниш Бхагван Шри

Берегитесь Римских Пап Я слышал, что Папа, обращаясь к молодежи Латинской Америки, сказал:- Мои дорогие, берегитесь дьявола. Дьявол будет искушать вас наркотиками, алкоголем и в особенности сексом до брака.Кто же этот дьявол? Я никогда его не встречал, он никогда не искушал

§ 1. Сравнение Римских Империй II и III

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1 автора Постников Михаил Михайлович

§ 1. Сравнение Римских Империй II и III Введение Римская империя, фактически основанная Суллой и продолженная Юлием Цезарем и Октавианом, пережила после Каракаллы тяжелый кризис, приведший к ее почти полному развалу. Для удобства ссылок мы будем называть этот период

Глава XXVII. ИМЕНА «СВЕТСКИЕ» И ИМЕНА ИНИЦИАТИЧЕСКИЕ

Из книги Заметки об инициации автора Генон Рене

Глава XXVII. ИМЕНА «СВЕТСКИЕ» И ИМЕНА ИНИЦИАТИЧЕСКИЕ Ранее мы говорили о различных тайнах более или менее внешнего порядка, которые могут существовать в определенных организациях, инициатических или иных, - и упомянули среди прочих тайну, касающуюся имен их членов; на

Глава XXVII. Имена «светские» и имена инициатические

Из книги Символика креста (сборник) автора Генон Рене

Глава XXVII. Имена «светские» и имена инициатические Ранее мы говорили о различных тайнах более или менее внешнего порядка, которые могут существовать в определенных организациях, инициатических или иных, - и упомянули среди прочих тайну, касающуюся имен их членов; на

2. 2. 1. Имена римских императоров

автора

2. 2. 1. Имена римских императоров 1. (РИ) – список имен императоров Рима, начиная с Ромула (753 г. до н. э.) и кончая императором Леопольдом Габсбургом (1705 г. н. э.).В этот список последовательно включены все известные имена всех императоров и фактических правителей царского Рима

2. 2. 2. Имена римских пап

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

2. 2. 2. Имена римских пап 2. (П1) – список имен римских пап до 1950 г. В этот список включены имена всех пап и антипап Рима начиная с апостола Петра. Список имен римских пап разбит на главы по 10 лет. Список составлен А. Макаровым по .Общее число глав этого списка имен: N=190, общее

2. 2. 3. Национальности римских пап

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

2. 2. 3. Национальности римских пап 3. (П2) – список национальностей римских пап до 1950 г. Этот список составлен так же, как и список имен римских пап, но только вместо имен взяты данные о происхождении (например, «римлянин», «француз», «генуэзец» и т. п.). Таким образом, в качестве

2. 2. Сопряженные имена и имена-ровесники. Математический формализм

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

2. 2. Сопряженные имена и имена-ровесники. Математический формализм Следуя описанной в предыдущем разделе методике, рассмотрим вероятностную схему случайного равновероятного выбора с возвращением двух имен из списка Х и определим случайную величину з – разнесение

ТРИ ДНЯ «РИМСКИХ КАНИКУЛ»

Из книги Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания автора Бурлак Вадим Николаевич

ТРИ ДНЯ «РИМСКИХ КАНИКУЛ» У Рима есть очарование, которое трудно определить и которое принадлежит только ему одному. Испытавшие силу этого очарования понимают друг друга с полуслова; для других это загадка. Некоторые наивно признаются, что для них непонятно

МУСУЛЬМАНСКИЕ ИМЕНА (ИСЛАМСКИЕ ИМЕНА)

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний автора Попов Александр

МУСУЛЬМАНСКИЕ ИМЕНА (ИСЛАМСКИЕ ИМЕНА) Выбор имени Разумеется, любящие мать и отец хотят дать ребенку самое красивое и достойное имя. Но в любом вероисповедании это вопрос непростой. В исламском мире существуют определенные правила, определяющие выбор имени.В согласии с

ЯД НА РИМСКИХ ХОЛМАХ

Из книги 200 знаменитых отравлений автора Анцышкин Игорь

ЯД НА РИМСКИХ ХОЛМАХ В первом своде римских законов за убийство с помощью яда предполагалась смертная казнь. Но в знаменитых законах XII таблиц (451–450 гг. до н. э.) уже была оставлена лазейка для отравителей: «Если кто-либо говорит об яде, то должен добавить, вреден ли он или

§52. Список римских епископов и римских императоров за первые три века

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. Χ.) автора Шафф Филип

§52. Список римских епископов и римских императоров за первые три века Годы Папы Императоры Годы Август 27 до P. X. Тиберий 14 - 37 по P. X. Калигула Клавдий 37 - 41 41 - 54 ?42 -67 апостол Петр Нерон 54 - 68 (63 - 64) ? 67 - 79 пресвитер Лин Гальба, Отон, Вителлий 68 -

Гвардия Римских пап

Из книги Календарь антирелигиозника на 1941 год автора Михневич Д. Е.

Гвардия Римских пап Иезуитами называются члены «Общества Иисуса» - католической полумонашеской организации, возникшей в XVI в.«Я скорее соглашусь погибнуть, чем сделаю что-нибудь против иезуитов, единственной опоры моего престола; пусть лучше погибнет мир, чем падут

12. Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13. и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14. Мишма, Дума, Масса, 15. Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. 16. Сии суть сын

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

12. Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; 13. и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, 14. Мишма, Дума, Масса, 15. Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма.

Habemus Papam! Эта фраза на латыни, которая означает «у нас есть Папа», произносится кардиналом-протодьяконом после избрания нового папы римского. Недавно она опять была произнесена на фоне белого дыма, исходящего из Сикстинской Капеллы в Риме. После двух дней голосования кардиналы Римской Католической церкви избрали кардинала Хорхе Марио Бергольо (Jorge Mario Bergoglio) в качестве папы римского, который принял имя Франциск. В этом списке вы узнаете 10 удивительных фактов о новом лидере более миллиарда католиков со всего мира: Папе Римском Франциске (первом).

10. Рождение

Папа Франциск родился в Буэнос Айресе, Аргентина, в 1936 году - на данный момент ему 76 лет, он на два года младше, чем Папа Бенедикт на момент его вступления в должность. Папа Франциск является первым римским папой из Америки. Его отец был итальянским эмигрантом, железнодорожным рабочим, что частично объясняет простоту и смиренность жизни Франциска в качестве кардинала и архиепископа. Он один из пяти детей семьи. До того, как он поступил в семинарию, мечтой Бергольо было стать химиком. Вряд ли он когда-то мог представить себе, что он станет папой римским.

9. Второе место


Считается, что Папа Франциск был одним из главных претендентов на звание во время конклава 2005 года, на котором в конечном итоге избрали Папу Бенедикта. Согласно утечке информации, произошедшей после конклава, Папа Франциск получил сорок голосов во время третьего тайного голосования, но в последнем голосовании получил всего двадцать три. Он был очень популярен на тот момент, и скорее всего эта популярность послужила причиной его выбора на конклаве 2013 года. Грязные кампании и чёрный пиар, предшествующие выборам 2005 года, возможно, были одной из причин, по которой он проиграл, но по некоторым данным, когда он понял, что его могут выбрать - он попросил кардиналов-выборщиков не голосовать за него. Возможно подобная ситуация возникла и на сей раз, учитывая что финальное голосование затянулось на больше времени, чем ожидалось.

8. Тронное имя


Папа Франциск - первый папа римский, взявший это тронное имя. Он выбрал имя в честь святого Франциска Ассизского. Интересно то, что существует и другой Франциск - святой Франциск Ксаверий, который являлся сооснователем ордена Иезуитов. Иезуиты считаются очень либеральными, но Папа Франциск был одним из редких консервативных членов общества. По этой причине перед выборами 2005 года была начата грязная кампания, направленная против Папы Франциска, в которой говорилось о том, что «он никогда не улыбается». Считается, что кампанию начали другие члены Ордена Иезуитов.

7. Иезуиты


Орден Иезуитов был основан святым Игнатием де Лойола и шестью студентами Парижского Университета (включая Франциска Ксаверий) в 1540 году. Задачей Ордена было противодействие протестантству и служение в школах. Орден был упразднён в 1760 году за их политическое вмешательство, но общество было восстановлено в 1814 году. В современный период Иезуиты оказали большое влияние на распространение теологии освобождения, которая позволяет изменять неизменяемые догмы. Однако мало кто преследует изначальные цели основателей Ордена, но Папа Франциск является одним из этих немногих.

6. Политические взгляды


Папа Франциск считается консервативным представителем церкви. В начале 1900-х годов (а некоторые считают, что и раньше) появилась ересь, называемая модернизмом. Люди, которые являются приверженцами модернизма, считают, что церковь может и должна отречься от предыдущих догм и упростить церковь до её изначального уровня. Многие папы римские были противниками модернизма, утверждая, что это бы привело к беспорядку, расхождению во взглядах и в итоге к разрушению церкви. В 1960 году во время Второго Ватиканского собора представителями либеральной группировки церкви был неявно принят модернизм. С тех пор консерваторы и либералы ведут постоянную вражду за власть в Ватикане. Папа Бенедикт XVI был консервативным папой римским, а избрание Папы Франциска, который тоже является консерватором, вполне ожидаемо, учитывая тот факт, что Бенедикт XVI выбрал тех кардиналов, которым он доверял. И всё же, учитывая смиренность жизни Папы Франциска, можно предугадать, что помпезность и лощёность папства будет минимизирована во время его правления.

5. Социальная несправедливость


Хотя считается, что Папа Франциск не является ярым сторонником социальной справедливости, он выступал против неравенства: «Несправедливое распределение благ сохраняется, создавая социальный грех, который ограничивает возможность вести полноценную жизнь для многих наших братьев». Тем не менее, Папа Франциск проповедует персональную духовность и святость, а не социальную справедливость, считая, что справедливость вытекает из первого пункта. Он в первую очередь папа духовный (через понимание Бога), а только потом уже папа благотворительности. Это соответствует традиционному религиозному образованию церкви.

4. Похищение людей


В 1970-х годах Папу Франциска (на тот момент главу Ордена Иезуитов) обвинили в похищении двух священников-иезуитов, которые отказались выполнять его приказ. Это случилось во время так называемой Грязной войны - период государственного терроризма и партизанской войны, в который левые экстремисты боролись с консервативным правительством. Священники, которые были похищены, были на стороне левых и кардинал Бергольо приказал иезуитам дистанцироваться от борьбы и поддерживать консервативное положение. Кардинал отверг обвинения в похищении людей и обвинения были с него сняты.

3. Однополые браки


Хотя он и утверждает, что все люди достойны уважения (что он показал, когда помыл ноги 12 больным СПИДом в 2001 году), Папа Франциск является противником однополых браков и был ярым противником законодательства, принятого в Аргентине, разрешающего подобные браки. Он также является противником усыновления детей однополыми парами, считая это дискриминацией против детей и «настоящим и жутким антропологическим регрессом». Он также сказал следующее (в своём письме к аргентинским монастырям): «Давайте не будем наивными, мы говорим не об обычной политической борьбе, однополые браки - разрушающие претензии против плана Божьего. Мы говорим не о простом проекте закона, а скорее о махинации Отца Лжи, который хочет смутить и обмануть детей Божьих».

2. Смиренность


Когда он был лидером архиепархии Буэнос-Айреса, кардинал Бергольо был владельцем дворца и лимузина с персональным водителем. Однако он предпочёл жить в небольшой квартире и приезжать на работу на автобусе. Он сам готовил себе еду и не любил шик своего офиса. По этой причине он считается многими очень святым и смиренным человеком. С другой стороны он известен за свои резкие высказывания по поводу контрацепции и абортов (которые он не поддерживает в соответствии с католическими доктринами) - так что во время его правления вы не увидите женщин-священников или женатых священников.

1. Итоги


Папа Франциск будет таким же консервативным папой римским, как и Папа Бенедикт XVI. Он продолжит путь своего предшественника, но с большими силами. Он, скорее всего, будет больше путешествовать, чем Папа Бенедикт, а первым его визитом вне Италии будет Аргентина. Вероятно, его личные привычки простоты останутся, и мы увидим меньше богатства в церковных нарядах и творчестве во время его правления. Скорее всего, он проведёт реформу Курии (правительства церкви) так, как это необходимо в связи со скандалами, в которые была вовлечена церковь в последнее время. Более того, вскоре ему представят документ на 300 страницах, приготовленный тремя кардиналами, в котором будут указаны имена и проступки священников, входящих в Курию. Скорее всего, многие из этих людей лишатся своих мест в Курии.

Города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

Ти-тул «па-па» в ран-не-хри-сти-ан-скую эпо-ху при-ме-нял-ся по от-но-ше-нию ко всем епи-ско-пам и вы-ра-жал осо-бое поч-те-ние (по от-но-ше-нию к римскому епи-ско-пу впер-вые встре-ча-ет-ся в начале III века у Тер-тул-лиа-на). Позд-нее он за-кре-пил-ся лишь за епи-ско-па-ми Ри-ма и Алек-сан-д-рии. Современная официальная ти-ту-ла-ту-ра Папа Римский: епи-скоп Рим-ский, ви-ка-рий Ии-су-са Хри-ста, пре-ем-ник кня-зя апо-сто-лов, Вер-хов-ный пон-ти-фик все-лен-ской Церк-ви, при-мас Ита-лии, ар-хи-епи-скоп и ми-тро-по-лит Римской об-лас-ти, су-ве-рен государства Ва-ти-кан, раб ра-бов Бо-жи-их.

Рим с са-мо-го за-ро-ж-де-ния хри-сти-ан-ской Церк-ви иг-рал боль-шую роль в её жиз-ни. Ни-ка-кая дру-гая западная Цер-ковь, кро-ме рим-ской, не име-ла апо-столь-ско-го про-ис-хо-ж-де-ния, в то вре-мя как на Вос-то-ке бы-ло мно-го апо-столь-ских ка-федр (например, ос-но-ван-ных апостолом Пав-лом в Ма-лой Азии, Гре-ции). Римская цер-ковь ак-тив-но уча-ст-во-ва-ла в жиз-ни других ка-федр по-сред-ст-вом ад-ре-со-ван-ных им по-сла-ний по различным во-про-сам (например, по по-во-ду спо-ров о дне празд-но-ва-ния Пас-хи, середина II века, по во-про-су пе-ре-кре-щи-ва-ния ере-ти-ков, середина III века) и поль-зо-ва-лась у них ав-то-ри-те-том. В эпо-ху Все-лен-ских со-бо-ров (IV-VIII веков) по-зи-ции Римской ка-фед-ры ещё бо-лее ук-ре-пи-лись, так как Папы Римские вы-сту-па-ли про-тив-ни-ка-ми ере-тических уче-ний: ари-ан-ст-ва (ко-то-рое при-ня-ли многие вар-вар-ские пле-ме-на ещё до на-ше-ст-вия на Римскую им-пе-рию), мо-но-фи-зит-ст-ва, мо-но-фе-лит-ст-ва, ико-но-бор-че-ст-ва, не ос-та-нав-ли-ва-ясь да-же пе-ред временными раз-ры-ва-ми с восточными церк-ва-ми. Это стя-жа-ло римскому пре-сто-лу сла-ву оп-ло-та пра-во-сла-вия. По-сле IV Все-лен-ско-го со-бо-ра (451) во все-лен-ской Церк-ви сло-жи-лась сис-те-ма 5 пат-ри-ар-ха-тов - круп-ней-ших и наи-бо-лее ав-то-ри-тет-ных ка-федр (Рим-ская, Кон-стан-ти-но-поль-ская, Алек-сан-д-рий-ская, Ан-ти-охий-ская и Ие-ру-са-лим-ская), к пред-стоя-те-лям ко-то-рых с VI века стал ре-гу-ляр-но при-ме-нять-ся ти-тул пат-ри-ар-ха (из официальной ти-ту-ла-ту-ры Папы Римского ти-тул пат-ри-ар-ха За-па-да ис-клю-чён в 2006 году, од-на-ко со-хра-нён в латинской под-пи-си «P. P.» - «Па-па и Пат-ри-арх»).

Вме-сте с тем в Римской церк-ви по-сте-пен-но раз-ви-ва-лось уче-ние о при-ма-те Папы Римского как вер-хов-но-го гла-вы всей хри-сти-ан-ской Церк-ви, но-си-те-ля выс-шей юрис-дик-ции и ав-то-ри-те-та в во-про-сах ве-ры и хри-сти-ан-ской мо-ра-ли. С этим уче-ни-ем свя-за-но фор-ми-ро-ва-ние осо-бой ве-ро-учительной сис-те-мы ка-то-ли-циз-ма . Опи-раю-щее-ся на тол-ко-ва-ние отдельных мест Свя-щен-но-го Пи-са-ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) уче-ние о пап-ском при-ма-те ос-но-ва-но на пред-став-ле-нии о пер-вен-ст-ве в Церк-ви апостола Пет-ра, ко-то-рый в западной тра-ди-ции счи-та-ет-ся пер-вым епи-ско-пом Ри-ма; па-пы, как пре-ем-ни-ки апостола Пет-ра по Римской ка-фед-ре, на-сле-ду-ют от не-го это пер-вен-ст-во. Римский со-бор 378 года оп-ре-де-лил прин-цип не-под-суд-но-сти пап свет-ской вла-сти и рас-про-стра-нил су-деб-ную власть епи-ско-па Рим-ско-го на всех епи-ско-пов За-па-да, Римский со-бор 382 года впер-вые за-я-вил о при-ма-те епи-ско-па Рим-ско-го по от-но-ше-нию к апо-столь-ским ка-фед-рам Вос-то-ка. В V веке яр-ким вы-ра-зи-те-лем уче-ния о пап-ском при-ма-те был па-па Лев I Ве-ли-кий. Римский со-бор 494 года впер-вые на-звал Папу Римского «на-ме-ст-ни-ком Хри-ста» (vicarius Christi). На Вос-то-ке уче-ние о при-ма-те Папы Римского не при-ни-ма-лось в пол-ном объ-ё-ме, но и не ос-па-ри-ва-лось до оп-ре-де-лён-но-го вре-ме-ни.

По-сте-пен-но Папы Римские ста-ли пре-тен-до-вать на выс-ший сю-зе-ре-ни-тет в Ев-ро-пе на ос-но-ва-нии под-дель-но-го до-ку-мен-та в фор-ме императорской кон-сти-ту-ции - «Кон-стан-ти-но-ва да-ра» (VIII-IX века). Осо-бый им-пульс по-ли-тические при-тя-за-ния пап по-лу-чи-ли по-сле «Пи-пи-но-ва да-ра » (середина VIII века), ко-то-рым франк-ский май-ор-дом Пи-пин Ко-рот-кий да-вал Папе Римскому власть свет-ских пра-ви-те-лей на от-воё-ван-ных у лан-го-бар-дов зем-лях - бу-ду-щей Пап-ской об-лас-ти.

Ос-лаб-ле-ние Ви-зан-тии по при-чи-не внутренних смут и про-ти-во-ре-чий, араб-ских (VII-VIII веков) и тюрк-ских (XI века) за-вое-ва-ний спо-соб-ст-во-ва-ло ак-тив-но-му стрем-ле-нию Папы Римского рас-про-стра-нить свою власть на Вос-то-ке, что при-ве-ло к со-пер-ни-че-ст-ву с восточными пат-ри-ар-ха-та-ми (например, борь-ба па-пы Ни-ко-лая I и пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Фо-тия из-за цер-ков-ной юрис-дик-ции над Бол-га-ри-ей и при-ори-те-та в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти сре-ди сла-вян-языч-ни-ков) и в ито-ге - к раз-де-ле-нию церк-вей.

В пе-ри-од борь-бы с им-пе-ра-то-ра-ми Свя-щен-ной Римской им-пе-рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре-тен-до-ва-ли на выс-шую свет-скую власть во всех хри-сти-ан-ских зем-лях, что бы-ло вы-ра-же-но в хо-де гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы и в дея-тель-но-сти па-пы Гри-го-рия VII. Кре-сто-вые по-хо-ды, взя-тие кре-сто-нос-ца-ми Кон-стан-тино-по-ля (1204), вве-де-ние ин-кви-зи-ции (два по-след-них со-бы-тия при па-пе Ин-но-кен-тии III) оз-на-ме-но-ва-ли пик уси-ле-ния свет-ской и ду-хов-ной вла-сти Папы Римского. В XIII-XV веках, осо-бен-но во вре-мя про-ти-во-стоя-ния со-бор-но-му дви-же-нию, Авинь-он-ско-го пле-не-ния пап, Ве-ли-кой схиз-мы, уси-лия Папы Римского бы-ли на-прав-ле-ны на удер-жа-ние дос-тиг-ну-то-го влия-ния.

Важ-ны-ми ве-ха-ми в ис-то-рии пап-ст-ва яв-ля-ют-ся Ре-фор-ма-ция и про-ти-во-по-став-лен-ная ей Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью Контр-ре-фор-ма-ция, од-ним из клю-че-вых со-бы-тий ко-то-рой стал Три-дент-ский со-бор (1545-1563), осо-бо вы-де-лив-ший пап-ские пре-ро-га-ти-вы, в ча-ст-но-сти то, что ав-то-ри-тет Папы Римского вы-ше ав-то-ри-те-та лю-бо-го со-бо-ра. Уче-ние о пап-ском при-ма-те в ка-че-ст-ве дог-ма-та ка-то-ли-циз-ма бы-ло про-воз-гла-ше-но Ва-ти-кан-ским I со-бо-ром (1869-1870) в дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Pas-tor Aeternus». Этой же кон-сти-ту-ци-ей про-воз-гла-шён дог-мат о без-оши-боч-но-сти Папы Римского в важ-ней-ших официальных су-ж-де-ни-ях (ex cat-hedra) по во-про-сам ве-ры и нрав-ст-вен-но-сти (в ос-таль-ных слу-ча-ях вы-ска-зы-ва-ния Папы Римского не но-сят об-ще-обя-за-тель-но-го ха-рак-те-ра; дог-мат не под-ра-зу-ме-ва-ет лич-ную без-греш-ность па-пы).

В ре-зуль-та-те мно-го-ве-ко-вой эво-лю-ции ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском при-ня-ло сле-дую-щий вид. Ии-сус Хри-стос по-ста-вил апостола Пет-ра кня-зем (латинский princeps) апо-сто-лов ; Пётр - ос-но-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви, ви-ди-мый её гла-ва и на-ча-ло един-ст-ва. Он един-ст-вен-ный вос-при-нял власть (potestas) пря-мо от Хри-ста, а не че-рез по-сред-ст-во Церк-ви. Он на-ме-ст-ник Хри-ста, при-няв-ший всю пол-но-ту вла-сти, а не од-но лишь пер-вен-ст-во чес-ти; апо-сто-лы при-ня-ли власть не без Пет-ра и не про-тив Пет-ра, они бы-ли ему под-чи-не-ны и да-же апостол Па-вел не был ему ра-вен. Апостол Пётр был пер-вым епи-ско-пом Ри-ма, по-это-му Папа Римский - пол-но-вла-ст-ный пре-ем-ник апостола Пет-ра. От-сю-да име-но-ва-ние пап-ской ка-фед-ры как «апо-столь-ско-го пре-сто-ла», «пре-сто-ла святого Пет-ра» и тому подобное. Пет-ро-во пре-ем-ст-во не ос-но-ва-но на все-лен-ских со-бор-ных по-ста-нов-ле-ни-ях. Един-ст-во Церк-ви в том, что «ста-до Хри-сто-во» в си-лу об-ще-ния с Папой Римским име-ет еди-но-го пас-ты-ря и ис-по-ве-ду-ет его ве-ру. При-зна-ние та-ко-го пер-вен-ст-ва Папы Римского не-об-хо-ди-мо для спа-се-ния; не по-ви-ную-щий-ся па-пе - схиз-ма-тик. Папа Римский име-ет не-по-сред-ст-вен-ную епи-скоп-скую юрис-дик-цию над всей Цер-ко-вью. Это - вер-хов-ная власть в во-про-сах ве-ро-уче-ния и мо-ра-ли, дис-ци-п-ли-ны и управ-ле-ния. По-ста-нов-ле-ния Папы Римского не ну-ж-да-ют-ся в до-пол-нительном со-гла-сии Церк-ви, что-бы быть не-пре-лож-ны-ми, так как они вы-ра-жа-ют са-мую сущ-ность цер-ков-ной ве-ры и яв-ля-ют-ся го-ло-сом Церк-ви.

Папа Римский име-ет вер-хов-ную за-ко-но-дательную, административную и су-деб-ную власть. Бу-ду-чи вер-хов-ной су-деб-ной ин-стан-ци-ей, Папа Римский при-ни-ма-ет апел-ля-ции от всех вер-ных; его ре-ше-ние не под-ле-жит пе-ре-смот-ру в какой-либо другой ин-стан-ции. Сам Папа Римский не под-ле-жит ничь-е-му су-ду, име-ет власть над со-бо-ра-ми. Он вер-хов-ный учи-тель Церк-ви, сам по се-бе оп-ре-де-ляю-щий об-ще-обя-за-тель-ные ве-ро-учительные ис-ти-ны и пол-но-моч-но ин-тер-пре-ти-рую-щий со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, но мо-жет дей-ст-во-вать и как ча-ст-ный учи-тель, например под-дер-жи-ваю-щий од-но из до-пус-ти-мых мне-ний какой-либо бо-го-слов-ской шко-лы (бо-го-слов-ские факультеты, мо-на-ше-ские ор-де-на у ка-то-ли-ков име-ют пра-во на ча-ст-ные док-три-ны по дис-кус-си-он-ным во-про-сам).

Трак-туе-мая та-ким об-ра-зом власть Папы Римского ос-па-ри-ва-лась пра-во-слав-ны-ми, про-тес-тан-та-ми и да-же чле-на-ми са-мой Рим-ско-ка-то-лической церк-ви (со-бор-ное дви-же-ние, гал-ли-кан-ст-во) в различных ас-пек-тах (Свя-щен-ное Пи-са-ние, Свя-щен-ное Пре-да-ние, ка-но-ни-ка, цер-ков-ная ис-то-рия). Ва-ти-кан-ский II со-бор (1962-1965) Рим-ско-ка-то-лической церк-ви, со-хра-нив не-пре-ре-кае-мым уче-ние о пер-вен-ст-ве Папы Римского во все-лен-ской Церк-ви, на-ря-ду с этим, при-дал осо-бое зна-че-ние прин-ци-пам епи-скоп-ской кол-ле-ги-аль-но-сти, в рам-ках ко-то-рой римский пон-ти-фик осу-ще-ст-в-ля-ет своё пер-во-вер-хов-ное слу-же-ние. Со-глас-но при-ня-той со-бо-ром дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Lumen Gentium», кол-ле-гия епи-ско-пов об-ла-да-ет унас-ле-до-ван-ной от апо-сто-лов пол-но-той вла-сти в Церк-ви и без-оши-боч-но-стью в из-ло-же-нии уче-ния о ве-ре и нра-вах, од-на-ко обя-зательным ус-ло-ви-ем осу-ще-ст-в-ле-ния этих пре-ро-га-тив яв-ля-ет-ся со-гла-сие и един-ст-во с Папой Римским.

В начале XXI века боль-шин-ст-во бо-го-сло-вов всех хри-сти-ан-ских кон-фес-сий при-зна-ют ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском главным пре-пят-ст-ви-ем на пу-ти вос-ста-нов-ле-ния един-ст-ва Рим-ско-ка-то-лической церк-ви с другими церк-ва-ми.

Свет-ская власть Папы Римского, ны-не дей-ст-вую-щая в государстве Ва-ти-кан (пра-во-пре-ем-ни-ке Пап-ской об-лас-ти), важ-на как га-ран-тия его не-за-ви-си-мо-сти от лю-бой че-ло-ве-че-ской вла-сти. В ме-ж-ду-народном пра-ве в си-лу од-но-временного вла-де-ния Папой Римским не-раз-дель-ны-ми функ-ция-ми вла-сти - как ви-ди-мо-го гла-вы Рим-ско-ка-то-лической церк-ви и как су-ве-ре-на государства Ва-ти-кан - он яв-ля-ет-ся су-ве-рен-ной пер-со-ной ис-клю-чительного свой-ст-ва (persona sui generis). Пол-ный су-ве-ре-ни-тет Папы Римского со-хра-ня-ет-ся за ним вне за-ви-си-мо-сти от на-ли-чия тер-ри-то-ри-аль-ных вла-де-ний.

В из-бра-нии но-во-го Папы Римского по-сле смер-ти (или отречения) пре-ды-ду-ще-го пон-ти-фи-ка, со-глас-но пра-ви-лу, ут-вер-див-ше-му-ся со вре-мён гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы XI века, мо-гут при-ни-мать уча-стие толь-ко кар-ди-на-лы, со-брав-шие-ся на конк-ла-ве. С конца XIV века Папа Римский не-из-мен-но из-би-ра-ет-ся из чис-ла кар-ди-на-лов. Со-глас-но Ко-дек-су ка-но-ни-че-ско-го пра-ва, он мо-жет от-речь-ся от слу-же-ния по собственной во-ле без со-из-во-ле-ния с чьей-ли-бо сто-ро-ны.

    Список римских пап, похороненных в Соборе Святого Петра. Мраморная плита при входе в сакристию в Соборе Святого Петра в Ватикане Список римских пап, разбитый по периодам, с аннотациями и указанием периодов правления. Примечание: Только в 384… … Википедия

    - … Википедия

    - (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - БИБЛИОГРАФИЯ [от греч. βιβλίον книга и γράφω пишу] БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия

    - (белор. Беларускія прозьвішчы) сформировались в контексте общеевропейского процесса. Древнейшие из них датируются концом XIV началом XV века, когда тер­ри­тория Белоруссии входила в состав Великого княжества Литовского полиэтнического и… … Википедия

    - (Латинская патрология) собрание сочинений латиноязычных христианских авторов, включающее 217 огромных томов, первая часть «Полного курса патрологии» (Patrologiae Cursus Completus), вторая часть Patrologia Graeca. Изданы аббатом Минем… … Википедия

    - (от λιτός общий и εργον дело) название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона