Технику работы с плохими убеждениями. Как убрать негативные установки с подсознания


"...если вы будете иметь веру
с горчичное зерно и скажете горе сей:
«перейди отсюда туда» , и она перейдет,
и ничего не будет невозможного для вас".
(Матф., 17:20)

Иисус знал, о чем говорил: не зря вокруг него собиралось столько людей, и его имя дошло до наших дней в одной религии как высокопочитаемого пророка, а в другой - как сына Божьего. Иисус верил, что он сын Божий, и сейчас в это верят более миллиарда людей.

А представьте себе, если бы он думал, что он приемный сын плотника, какова бы была его судьба тогда?

Есть много способов и техник работы с убеждениями. Основной алгоритм этой работы - это выявление ограничивающих убеждений и изменение их на те, которые могут расширить ваши возможности. Все кажется довольно просто, с этим может справиться даже школьник. Наверняка и вы, читающий эту статью, уже знакомы с этой схемой и довольно быстро можете это проделать - а может быть, и делали, и результат вас не впечатлил.

Наша статья о том, как наполнять свои убеждения верой.

Один мой знакомый, зарабатывая себе на жизнь частным извозом на старенькой машине и имея образование 10 классов, много размышлял о своих ограничивающих убеждениях и способах их изменений. Он понимал и верил: то, как он живет, зависит от его убеждений.

И вот однажды, проезжая по городу, он поднял глаза на большое красивое здание, где было расположено много дорогих офисов, и почувствовал, что когда-то в этих офисах он будет проводить свои тренинги. Последние несколько лет у него это хорошо получается.

Подводя итог сказанному, хочется сказать: недостаточно поменять убеждения, надо наполнить их верой. Чем мы сейчас и займемся.

Как работают убеждения? Чтобы их изменить, нужно знать механизм их работы.

  1. Внутренний диалог, посредством которого поддерживается наш взгляд на мир.
  2. Образы, которые мы создаём у себя в сознании, а именно их субмодальности, то есть яркость картинки, удаленность, движение.
  3. Наши чувства и ощущения относительно этого убеждения.

Последовательно меняя все три составляющие мы способствуем созданию веры в новое убеждение.

1. Для изменения внутреннего диалога необходимо использовать так называемые аффирмации . Аффирмация - это краткая фраза, которая при многократном повторении закрепляет нужный образ или установку. Вот примеры правильного составления убеждений:

  • Я та, которая легко зарабатывает деньги.
  • Деньги мне даются легко.

(Неверно говорить: Я богатая. Потому что будет внутреннее сопротивление).

Легко произносить эти аффирмации, когда вас не отвлекают, но вот зазвонил телефон, вы берете трубку и уже забываете о своем новом убеждении и входите в прежнее состояние. Чтобы этого не происходило, нужно на листах А4 написать нужное утверждение и развесить на видном месте для напоминания.

У вышеописанного знакомого, когда он в течение одного года круто менял свою жизнь, на сотовом телефоне стояла картинка питбуля - символ абсолютного бесстрашия. «Я тот, который смело идет вперед!» В противовес старому убеждению, которое ему мешало: «Будь осторожен. Не высовывайся».

2. Если первое касалось больше своих качеств, то второе касается отношений. К примеру, человеку сложно входить в контакт с незнакомыми людьми. Возьмем парня, которому сложно подойти к девушке познакомиться. Если мы попросим его представить в воображении девушку, с которой легко общаться (например, сестра), то этот образ будет обладать набором определенных субмодальностей:

  • находиться в определенном месте (слева, справа, прямо),
  • иметь размер и цвет,
  • образ как живой или фотография.

Затем просим представить образ той, к которой подойти страшно: и этот образ тоже будет обладать субмодальностями, которые заметно отличаются от первого образа. Так человеческий мозг кодирует отношение к объекту, заставляя человека вести себя тем или иным образом по отношению к нему.

После того, как мы обнаружили разницу, мы накладываем на проблемный объект субмодальности, взятые из ситуации, в которой мы находимся в нужном нам состоянии. За один раз, конечно, это не закрепится. Нейронным связям нужно определенное время, чтобы убрать старые взаимосвязи и построить новые. Поэтому необходимо повторение, пока не почувствуете реальные изменения в отношении к объекту.

3. Наш внутренний диалог и наши образы находятся в тесной связи с чувствами и ощущениями. Мы реагируем на мир посредством ощущений . Если мы попросим вас представить, что вы находитесь в безопасном комфортном месте, и вы вспомните это чувство, то если представить неприятную ситуацию - выговор начальника, то чувство будет совсем другое. Разные картинки ситуаций дают разные чувства. Суть этой техники в том, чтобы удерживая состояние комфорта и расслабленности, представить ранее неприятное событие, которое возможно и в будущем.

Давайте на простом примере разберем, как это всё соединить.

Неэкологичное убеждение «деньги достаются трудно» заменяем на противоположное:

  1. Я та, кто легко зарабатывает деньги, получая от этого удовольствие.
  2. Меняем субмодальности. Берем субмодальности той деятельности, где вы легко и с удовольствием справляетесь, например, приготовление пищи. И переносим на субмодальности работы, где зарабатываем деньги.
  3. Берем чувство удовольствия от приготовления пищи и думаем о тех местах и событиях, где зарабатываем деньги.

Если вам всё это удалось, то ждите приятных изменений.
Мир повернется нужной вам стороной.

В формате одной статьи невозможно описать все техники изменения убеждений более подробно, но в следующих статьях мы обязательно опишем примеры получившихся изменений убеждений из жизни, где вы сможете более подробно узнать о способах и методах работы с ними.

Терапия. Техника работы с ограничивающими убеждениями, после которой вы обретете СЕБЯ Ч 2

И так, надеюсь, вы проработали несколько своих целей, нашли свои ограничения. А теперь доверимся психологии, терапии и собственному телу и уберем эту гадость из себя. То, что нам мешает - когда-то кто-то где-то внушил, - чаще всего неосознанно, конечно. Люди в основном делают всё из лучших побуждений.. но вот результаты порой огорчают. Вот способ подкорректировать то, что неудачно "заложили" в психику.

!!!
Из книги Р. Дилтса «Изменение убеждений с помощью НЛП» с некоторыми моими комментариями, т.к. пишет он сухо достаточно.
Часть 1.

Первое, что необходимо помнить: убеждение почти неизбежно будет сопровождаться каким-либо сочетанием чувств.
Этап первый.
Каждый отдельный этап данного процесса включает прежде всего выяснение отношения к данной проблеме или убеждению. Это, как правило, имеет место в период "кризиса", когда ваши ожидания и их претворение в жизнь больше всего расходятся друг с другом.
Например, есть что-то, что вы хотите сделать, но постоянно воздерживаетесь от этого в силу какой-либо прошлой неудачи или неприятности. Это может быть что-то, что вы хотели бы попробовать, но есть ощущение, что просто не можете, или хотели бы сделать, но боитесь неудачи или неприятных последствий. Проникнитесь этим убеждением, ощутите его физиологию и положение глаз, ассоциируемые с ним.
После того как вы выясните, каково положение глаз, где находится данное убеждение *(прямо физически, в теле: в районе солнечного сплетения, грудной клетки, ключицы, горла.. и т.п.) и где появляется ограничивающее убеждение (тоже посмотрите где оно физически чувствуется), то, возможно, обнаружите, что данная позиция включает в себя весь набор чувств, который вам предстоит увидеть и услышать одновременно. То есть и звуки (голос тети Мани: «у тебя не получится», напр.), картинки\образы (воспоминания и то, что мы дофантазировали - 2 разных вида картинок, и оба они нужны для работы с убеждением) и, собственно, ощущения в теле.
Этап второй будет заключаться в разделении данных ощущений с помещением каждого из входящих в них чувственных репрезентаций в позицию, соответствующую положению глаз. Зрительная память будет помещаться слева вверху, внутренний монолог - внизу слева, а испытываемые чувства - внизу справа. Также могут присутствовать сконструированные образы, которые можно поместить справа вверху, чтобы далее определить их туда, где им следует находиться.
Если у кого-нибудь разделение синестезий (чувств, образов, звуков) вызывает затруднение -- например, если человек не может отделить видимые картины от испытываемых чувств, - то в таком случае можно использовать субмодальности. Пусть этот человек поместит свои картины в рамку, отодвинет ее подальше, а затем сдвинет влево и вверх.
Если речь идет о том, что голос и испытываемые чувства не разделяются, сделайте так, чтобы голос превратился в шепот, а затем переместите его. Этот этап потребует определенного творчества. Все будет зависеть только от вас. Что-либо предсказать здесь невозможно. Все будет определяться вашей способностью пользоваться обратной связью.

Этап третий. После того как вы вошли в контакт с каждой частью, следует обратиться к зрительным воспоминаниям и выяснить, есть ли что-нибудь новое,
чему можно научиться?
И помните, что это означает видение данных воспоминаний во взаимоотношении с другими воспоминаниями об успехах и во взаимоотношении с результатом, целью.
Приведу один пример. Есть некий прошлый опыт; рассмотренный сам по себе, он будет значить что-то одно, но если рассматривать его в отношении к моему результату, я узнаю из него нечто совсем иное. Информация содержится не в самой картине, а в том отношении, какое существует между данной картиной и тем, куда я хочу пойти. Идея в том, чтобы начать видеть: данные опыты не являются неудачами, а являются обратной связью. Проще говоря: без эмоций признать свои ошибки, выбрать из них полезные уроки и использовать их.
Я могу выбрать те составляющие, которые оказались успешными, сконцентрироваться на них и с их помощью добиться того, что ищу.
Этап четвертый. На данный момент я хочу быть в состоянии увидеть какую-либо связь с целью и, возможно, внести в нее некоторые поправки, что-то к ней добавить, что-то немного изменить на основе того, что мне стало известно из этих воспоминаний.
У меня есть цель, поставленная, может быть, довольно давно. Она может слегка меняться. Она может быть улучшена на основе того, что я узнал. Возможно, намеченное три года назад потребует сейчас некоторой корректировки. Сейчас я знаю больше, чему-то сумел научиться. Теперь цель становится богаче и более соответствует тому, кто я есть.
Многие люди по-прежнему остаются верны своим детским фантазиям, которые пытаются осуществить и которые уже нереальны на данный момент. Поэтому им следует несколько повзрослеть, стать более реалистичными в контексте того, чему они сумели научиться из собственного жизненного опыта.
Тут само ограничивающее убеждение может существенно уменьшится лишь от анализа желания и его соответствия нам сегодняшним.

Именно здесь вступает в действие положительный эталонный опыт. Я хочу взять все выделенные компоненты синестезии и вновь объединить их в структуру, подобную структуре моей цели, достижение которой не вызывает у меня сомнений.

Это проделывается в два этапа.
Этап первый. Для сопоставления я нахожу эталонный опыт, имеющий иное содержание, чем желаемая цель, ассоциируемая с
убеждением о неудаче, о котором мне уже известно, что это мне по силам. Для ясности позвольте внести сюда некоторое содержание.
Пусть ваша цель -- похудеть, то есть вы хотите избавиться от лишнего веса. Это является тем содержанием, от которого вы испытываете неприятное чувство неудачи, и мы разложили его на такие составляющие.
Теперь я задаю вам вопрос: Что представляет собой та, другая цель, в отношении которой вы полностью уверены, что в будущем ее достигнете?
Причина, по которой я хочу взять что-нибудь из будущего, заключается в том, что этой цели вы пока не достигли, но она содержит в себе нечто такое, о чем вы точно знаете, что сумеете ее добиться, в чем вы полностью уверены, убеждены. Мы хотим придать то же самое чувство желаемой цели похудеть.

Вопрос: А это обязательно должно быть чем-то, что мы уже совершили?
Ответ: Нет, не обязательно. Необходимо только, чтобы это было нечто, о чем вы точно знаете, что сумеете сделать. Это убеждение о способности.

Нам не дано знать будущего и того, каким оно будет. Идея не в этом. Она в том, чтобы организовать репрезентацию своей желаемой цели таким же образом, каким у вас представлены те цели, в достижении которых вы убеждены. Нас интересует то, что еще не произошло, но к чему вы можете продвигаться с полной уверенностью.
Скажем так: я уверен, что смогу купить новый дом. Теперь мне следует взять все связанное с похудением и вписать в ту же самую структуру, какую представляет собой мой образ мыслей о покупке дома.
С одной стороны, имеется мой образ мыслей о похудении; с другой -- образ мыслей о покупке нового дома.
Этап второй. Я хочу сделать так, чтобы все субмодальности похудения совпадали с субмодальностями покупки нового дома.
Это значит, что если при мысли о покупке нового дома картина -- передо мной, а когда я думаю о похудении, картина находится справа вверху, мне потребуется переместить картину о похудении из правого верхнего положения в место непосредственно перед собой.
Заметьте, что мы не замещаем одно содержание (похудение) на другое (приобретение нового дома).
Содержание не важно. Это означает следующее: я хочу представить и то и другое содержание с помощью одной и той же структуры так, чтобы быть одинаково уверенным и в том и в другом.
Далее я просматриваю все возможные различия субмодальностей. Откуда исходит звучание, когда я думаю о приобретении дома -- изнутри или снаружи? Я собираюсь переместить в то же самое положение голоса и звуки, возникающие при моих размышлениях о похудении.
Итак, я использую стратегию убеждения. Вы выстраиваете ментальную карту данной цели так, чтобы в ней было то же богатство и жизненная энергия, что и в карте чего-то, в достижении чего вы уверены. Вот так.

Вопрос: Должны ли для данного человека уровень эталона и цель в этом опыте быть одного и того же уровня? Например, я почти наверняка уверен, что завтра утром выпью чашечку кофе, но это не так важно, как моя цель.
Ответ: Это хороший вопрос. Я думаю, что чем ближе они друг к другу в смысле испытываемого чувства и в смысле своей значимости, тем лучше. Чем больше усилий и самоотдачи от вас требуется, тем убедительнее все это будет выглядеть.

Относитесь к этому следующим образом: данный метод, как и любой другой, -- это остов. То, что облекает остов плотью и вдыхает в него
жизнь, -- это вы сами. Есть какие-то вещи, которые вы сможете проделывать весьма просто, лишь в силу того, чем сами являетесь, как порой контакт глазами с данным человеком будет иметь гораздо большее значение, чем любой
из этапов данного метода.
Именно ваша сущность и будет проделывать эту работу. Никогда не бойтесь обратиться к интуиции, если необходимо заставить что-то работать.

Внутренние убеждения.
Эта статья родилась у меня, когда я работала как психолог в Ростове-на-Дону с женщинами, которые не могли забеременеть. Поэтому, примеры из практики в ней будут на "беременные темы".

Однако, на самом деле, установки работают одинаково, на зависимо от того, какой жизненной сферы они касаются. Очень часто именно негативные внутренние убеждения мешают нам стать красивыми, счастливыми или богатыми.

Для удобства работы с такими психологическими структурами, как внутренние убеждения, возьмём метафору компьютера. Чтобы компьютер работал, нужны программы. У каждой программы есть свой код, который формируется по определённым правилам и законам. Для нашей психики такими правилами и законами являются наши эмоции. Эмоции, оформляясь словами, образами и действиями, создают те программы, по которым мы живём. Основу же программ составляют наши установки. Установки чаще всего бессознательны. И так как они бессознательны, они регулируют наше поведение и реакции тела так, что причины тех или иных событий часто бывают непонятны. Кроме того, часто мы даже не осознаем свои модели поведения. Мы видим только их результаты, которые нас, мягко говоря, не совсем и не всегда удовлетворяют.

Таким образом, установки создают сценарии жизни. В основе всех перечисленных сценариев лежат разные блоки. Среди них: "Я не могу", "Я не верю" и так далее.

У женщин, которые не могли забеременеть, чаще всего это были сценарии: "Пожалейте меня", "Вечная девочка", "Я за все в ответе" и другие. Блоки здесь – это "здоровым уделяют мало внимания", "страх ответственности", "чувство вины".

Психологические барьеры.
В общем смысле слово "барьер" определяет длинную перегородку, препятствие, расположенное на пути к чему-либо.

Схожим образом слово "барьер" применяется и в психологической среде, где означает внешние и внутренние ограничения, препятствующие человеку в достижении его собственных целей. На самом деле барьер - это не какие-то внешние преграды, это наша пассивность. Нежелание по какой-то внутренней причине пойти туда, за эту черту.

Механизм барьера состоит в следующем:
Самая важная составляющая - эмоции. Задача психики - создать неприятные эмоции по поводу любого из этапов движения к цели. Это уже потом появляются как бы логические доводы в пользу того, почему "нет".

Итак, любой барьер основан на заниженной самооценке. И у нас всегда есть выстроенная система, почему "нет". Это приводит к тому, что мы концентрируемся именно на тех элементах действительности, которые подтверждают нашу установку, помогают барьер не переходить. А это, в свою очередь, приводит к избирательной активности и формирует соответствующую поведенческую или телесную структуру. Если сознание говорит одно, а подсознание другое, - побеждает подсознание.

Установки - это не всегда плохо. Они позволяют экономить нашему мозгу силы и время. Если похожая ситуация происходила, и мы "правильно" в ней себя повели, то нам уже не надо долго размышлять и анализировать. Мозг сам сделает выбор. Проблемными являются те установки, которые мешают нам достигать целей. А так как в природе нашей психики - поддерживать старые паттерны и сопротивляться изменениям, работа с ними - нелегкая задача.

Создание установок у человека.
Попробую продемонстрировать процесс создания установок на примере эксперимента, проведённого над приматами.

Итак, изначально в небольшой клетке сидят 5 обезьян. Сверху этой клетки расположена связка бананов, а под бананами находится лестница. Через некоторое время наиболее голодная обезьяна подходит к лестнице, чтобы взять банан. В это же мгновение ведущий эксперимента включает холодную воду и поливает всех обезьян из шланга. Позднее на поиски еды отправляется следующая обезьяна и процедура обливания холодной водой повторяется. На третий раз обезьяны уже не дают своим сородичам приближаться к лестнице.

Далее, одну из участниц эксперимента меняют на другую. Пришедшая обезьяна, увидев лестницу и бананы, пытается достать еду, но остальные обезьяны не дают ей этого сделать. Через некоторое время вновь прибывшая смиряется с ситуацией, понимая, что достать банан другие обезьяны ей не позволят. Эксперимент повторяется, ещё одна обезьяна заменяется на новую и ситуация повторяется заново.

Через некоторое время весь состав клетки меняется на тех обезьян, которых не поливали водой, но и не разрешали трогать еду. Тем не менее, никто из них не позволяет другим прикасаться к банану в силу появившейся традиции. Знакомая ситуация?

Рассмотрим процесс навязывания подобных установок из общества и из собственной психики (на примере бесплодных женщин).

Первый случай: Всевозможные целители, шаманы и экстрасенсы, уверяющие вас в бесплодии, или в сложной беременности.

Второй случай: Плохой опыт беременности у других людей, а также их мнение на этот счёт.К примеру, женщина явилась свидетелем того, как мама после рождения сестры очень сильно заболела и дальше постоянно лечилась.

Третий случай: Самостоятельно установленные блоки. Например, жена уличила мужа в неверности и в связи с этим у нее возникли мысли: "Невозможно делать ребёнка от такого ветреного мужчины, вряд ли он будет хорошим отцом". Потом они могут помириться, но блок, установленный на уровне подсознания, сохранится.

Или в начале отношений мы боимся забеременеть, потому что мы молоды и у нас ничего нет. Ставим блок. А потом страдаем. И только внутренне приняв тот факт, что ребёнок – это не только сложности, но и огромное счастье, женщине удаётся, наконец, зачать, выносить и родить.

Уже имеющийся неудачный опыт беременности или родов может стать камнем преткновения на пути к ребёнку.

Упражнение. Какие у вас установки.
Чтобы понять свои установки, возьмите лист бумаги, напишите слово, относящейся к той сфере, с которой у вас проблемы и первые 5-7 утверждений, которые приходят в голову по поводу этого слова.

Например:
Дети забирают кучу времени.
Все свое время хорошая мать должна проводить только с детьми.
Я должна своим детям дать все.Дети - это дорогое удовольствие.
Все это и будет вашими внутренними установками. Есть правда те, до которых докопаться сложно, и тут нужна помощь психолога, тем не менее некоторые вещи вы можете выудить сами.

Как освободиться от установок?
Как себя вести, если вы чувствуете, что создалась установка или блок? Для этого можно посмотреть цены и записаться к психологу. Если к психологу вы идти по какой-то причине не можете (или в качестве дополнения к вашей работе), то воспользуйтесь следующей техникой, способной убрать ставшие ненужными установки в несколько этапов.

Этап первый - Необходимо понять, какую концепцию создала установка в вашем сознании.

Этап второй - Сформировать аффирмацию и афформацию.

Этап третий - Психологическая техника "Пустой стул". Данная техника полезна в ситуациях, когда нет возможности лично встретиться с человеком (личная встреча является большим плюсом), навязавшим вашу установку. Если установка пришла от вас самих, то посадите самого себя на стул в том возрасте, когда установка была получена.

Кроме двух стульев вам также будет нужен некоторый (любой) предмет, символизирующий человека, от которого была получена установка.

Шаг первый. Сядьте на свой стул, а перед собой расположите стул с вещью (к примеру, косынкой), символизирующей вашего собеседника. В свою руки возьмите вещь, которая для вас связана, обозначает данную установку. Например установка "Во время беременности женщина плохо выглядит" у вас ассоциируется с курицей. Используйте игрушку - курицу. Ведите диалог таким образом, как если бы этот человек присутствовал на стуле. Объясните ему, что вы осознали, как его слова и мысли сложили именно вашу концепцию, которая не позволяла иметь ребёнка. Но сейчас вы поняли, что это слова и действия принадлежат реальности именно того человека, который это сказал или сделал и вас не касаются. Отдайте ему символ данной установки.

Шаг второй. Возьмите косынку в руку. Теперь вы можете говорить от лица того человека. Для начала скажите от этого человека, что ему очень жаль, что его слова или действия таким образом повлияли на вас. Скажите от его имени, что это моё и я оставляю это себе.

Шаг третий. Снова вернитесь на свой стул и поблагодарите этого человека за его уроки, среди которых урок ценности слова, со всеми его последствиями.

Шаг четвёртый "Разговор с малышом". На придуманную найдите образ, символ, который у вас с новым высказыванием ассоциируется. Ну например, "во время беременности я выгляжу прекрасно”. С этим высказыванием у вас ассоциируется красивая красная роза. Вы берете в руки эту розу. На стул напротив себя "сажаете" своего будущего малыша. И проделывайте то же, что и на третьем шаге. Поговорите со своим малышом, подарите ему розу и повторите аффирмацию. Потом сядьте на его стул и уже от имени малыша поговорите с самой собой. Расскажите о своих внутренних переживаниях.

Потом скажите спасибо своему малышу за терпение и за тот опыт, благодаря которому вы задумались о новых для себя вещах. Скажите, что ждёте его с радостью. И у него есть столько времени, сколько ему нужно, чтобы подготовиться и прийти тогда, когда он захочет.

Шаг пятый. В течение трех недель, не пропуская ни одного дня, стойте перед зеркалом, произнося афформации.

Желаю удачи!
Владыкина Ирина.

А. Бек приводит перечень убеждений, предрасполагающих к .

Вот некоторые из них:

  1. Чтобы быть счастливым, нужно всегда добиваться успеха.
  2. Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все любили тебя.
  3. Если я сделаю ошибку, это будет означать, что я бестолковый.
  4. Я не могу жить без тебя.
  5. Если человек спорит со мной, значит, я не нравлюсь ему.
  6. Мое человеческое достоинство зависит от того, что думают обо мне другие.

Пациент, имеющий большой «стаж» депрессии, крепко держится за свои негативные убеждения и выводы. Он не хочет исследовать или подвергнуть их сомнению. Они стали такой же частью его сущности, каковой является, например, половая принадлежность. Вся жизнь строится таким образом, чтобы доказать себе и окружающим истинность своих представлений.

Работа с убеждениями включает в себя исследование убеждений и их модификацию. Выявление убеждений служит первым шагом к их изменению. Психотерапевт помогает пациенту обнаружить, какое убеждение лежит в основе той или иной автоматической мысли, и затем побуждает его проверить достоверность этого убеждения.

Когда убеждения сформулированы и таким образом извлечены на свет, их абсурдность или дезадаптивный характер становятся очевидными для многих пациентов. Например, один пациент считал, что люди, которые не соглашаются с его мнением, плохо относятся к нему. Но он также был убежден в том, что невозможно угодить всем сразу. Сопоставив второе убеждение с первым, он пришел к выводу, что для него не должно иметь большого значения, согласны с ним другие или нет.