Абдул-Азиз Ибн-Сауд II: Основатель и первый король Саудовской Аравии. Начало войны за объединение Аравии


Иван Федоров по праву считается основателем русской книгопечати. Однако не многие знают о том, что у него был верный помощник Петр Мстиславец. Более того, именно благодаря его усилиям великий мастер смог завершить свою работу над новой типографией.

Поэтому будет справедливо поговорить о том, кем же был Петр Мстиславец? Каких успехов он сумел достичь? И какие исторические сведения сохранились о нем?

Рождение великого гения

Трудно сказать, к какому сословию принадлежал Петр Мстиславец. Биография этого человека из-за ряда обстоятельств плохо сохранилась. Достоверно известно лишь то, что он родился в начале XVI века в окрестностях Мстислава. Сегодня этот город находится на территории Беларуси, а в былые времена это было

Если верить летописям, учителем юного Петра стал сам Это был известный ученый и философ, ставший автором многих научных трудов. Даже сегодня многие белорусы вспоминают его как великого гения, значительно опередившего свое время. Именно мастер научил своего ученика искусству печати, что навсегда изменило его судьбу.

Неожиданная встреча

Историки до сих пор не могут сойтись во мнении, почему Петр Мстиславец отправился жить в Москву. Но именно здесь он познакомился с Иваном Федоровым - известным московским дьяконом и книгописцем. На тот момент у Федорова уже был свой Печатный дом, но он нуждался в срочной модернизации.

Петр согласился помочь новому знакомому, так как эта работа была ему по нраву. Поэтому в начале 1563 года они начали разрабатывать новый механизм печати. Этот процесс растянулся на целый год, но при этом он полностью окупил все затраченные усилия.

Первая Московская типография

Первой их работой стала православная книга «Апостол», вышедшая в свет 1 марта 1564 года. Это была копия известного духовного издания, использовавшегося в те времена для обучения священнослужителей. Подобный выбор был вполне очевиден, так как Петр Мстиславец и Иван Федоров были воистину верующими людьми.

В 1565 году мастера выпускают еще одну православную книгу под названием «Часовник». Их издание быстро разлеталось по округам, что сильно разгневало местных переписчиков книг. Новая типография угрожала их «бизнесу», и они решили избавиться от горе-писателей.

Уход из Москвы и основание собственной типографии

Подкупленная власть обвинила Федорова и Мстиславеца в ереси и мистицизме, из-за чего им пришлось покинуть родной город. Благо изобретателей с радостью принял литовский гетман Г.А. Хадкевич. Здесь мастера построили новую типографию и даже напечатали одну совместную книгу под названием «Учительное евангелие» (год выхода - 1569).

Увы, история умалчивает, почему разошлись пути старых друзей. Однако достоверно известно то, что Петр Мстиславец сам покинул типографию в Заблудово и переехал жить в Вильно. Следует заметить, что Петр не терял зря времени и вскоре открыл собственную мастерскую. Помогли ему в этом братья Иван и Зиновия Зарецкие, а также купцы Кузьма и Лука Мамоничи.

Совместными усилиями они выпускают три книги: «Евангелие» (1575), «Псалтырь» (1576) и «Часовник» (приблизительно 1576). Книги были написаны новым шрифтом, разработанным самим Петром Мстиславецом. К слову, в будущем его творение станет образцом для многих евангелистких шрифтов и прославит его среди духовенства.

Конец истории

Как ни печально, но дружба нового союза не продержалась достаточно долго. В марте 1576 года состоялся суд, на котором было рассмотрено право на владение типографией. Решением судьи братья Мамоничи забрали себе все напечатанные книги, а Петру Мстиславцу осталось оборудование и право на шрифты. После этого инцидента следы великого мастера теряются в истории.

И тем не менее даже сегодня есть те, кто помнит, кем был Петр Мстиславец. Фото его книг часто появляются на заглавиях сайта так как именно в ней хранится несколько экземпляров его работ. И благодаря им слава книжного мастера сияет так же ярко, как и в былые времена, даруя вдохновение молодым изобретателям.

А.В. Вознесенский

История начальной поры московского книгопечатания таит в себе немало загадок. И это связано не только с существованием в Москве в 50-60-х годах XVI века типографии, инициаторы, организаторы и главные деятели которой и по сей день неизвестны. Ненамного больше сведений имеется и о русских первопечатниках Иване Федорове и Петре Тимофееве Мстиславце , имена которых были упомянуты в выходных сведениях первых московских датированных изданий. До выхода из печати в 1564 году Апостола единственным известным деятелем отечественного книгопечатания, по крайней мере, согласно характеристике, данной ему в документах 1556 года, где он был назван «мастером печатных книг», являлся Маруша Нефедьев . Почему уже через несколько лет о нем не осталось и воспоминаний? Почему к работе в типографии привлекли вдруг дьякона церкви Николы Гостунского («придворного кремлевского собора», по словам академика М. Н. Тихомирова) и, наряду с ним, мастерового, пусть даже и обладавшего высокой квалификацией? Как, наконец, осуществлялась совместная работа двух мастеров? Ответов на эти вопросы, к сожалению, нет.

Как бы то ни было, дьякон, впоследствии с гордостью именовавший себя «москвитином», и уроженец Мстиславля (вероятно, города близ Смоленска) сумели объединить свои усилия в работе над печатными книгами, в результате чего на свет появились: в 1564 году - знаменитый Апостол , а в 1565 году - два Часовника , изданные с разницей в месяц. О том, как распределялись обязанности между мастерами, кто из них правил текст Апостола и Часовника, кто оборудовал станы, кто резал шрифт, кто создавал гравированные фронтиспис и заставки, нет никаких известий; неизвестно также, самостоятельно ли первопечатники набирали текст.

С изрядной долей вероятности можно предположить, что для осуществления таких работ, как набивка краски на набор и создание оттисков при печатании тиража, в типографии использовали менее квалифицированных работников, однако вести споры касательно того, как это на самом деле происходило, представляется бесперспективным занятием.

Московские опыты первопечатников были, несомненно, успешны. Высокое качество их изданий с точки зрения как оформления, так и содержания заслужило признание и их современников, и потомков. В дальнейшем издания Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца стали образцом для новых московских печатных книг, определив не только особенности выбора формата, применения шрифтов, оформления и рубрикации их текста, но даже ту форму, в какой следовало указывать выходные сведения.

Отличительными фигурами Просвещения XVI в. является гуманисты Иван Федоров и Петр Мстиславец, которые внесли значительный вклад в создание, становление и развитие восточнославянского книгопечатания, просвещения и культуры.

Точных сведений о детстве и юношестве как Ивана Федорова, так и Петра Мстиславца, к сожалению, не сохранилось. Известно, что Федоров родился около 1510 года. Есть версия про его белорусское происхождение, хотя сам Федоров подписывался «московитом». Вероятно, что образование он получил в Краковском университете, где и заинтересовался книгопечатанием.

Петр Мстиславец родился в Мстиславле и, по мнению некоторых исследователей, мог учиться печатному делу у Франциска Скорины.

На начало XVI в. книгопечатание стремительно развивалось. Типографии существовали уже на территории западных славян и территории Великого княжества Литовского. Со временем и в Москве стали появляться люди, понимающие важность развития печатного дела.

Первая Московская «анонимная» типография (издания не содержали никаких выходных данных) была создана в 1553 году, и, вероятно, Иван Федоров начал именно в ней свою работу. Через 10 лет открывается новая типография около Заиконоспасского монастыря, где Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем начинают печатать уже «неанонимные» книги. В 1564 г. выходит первая, точно датированная русская печатная книга «Апостол» или «деяния Апостольские и послания соборные и святого Апостола Павла послания». В 1565 г. были выпущены два издания «Часовника».

Казалось, дело книгопечатания в Москве будет развиваться, но в конце 1560-х годов из-за обвинений духовенства в ереси и колдовстве и конфликтов с переписчиками книг, Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось спешно уезжать.

Первопечатники были радушно встречены в Вильне - столице Великого княжества Литовского - где их принял гетман Ходкевич и пригласил на работу в типографию в Заблудове. В 1569 в Заблудове вышло «Евангелие учительское», которое распространялось как на территории Великого княжества Литовского, так и в Московском государстве.

После этого издания пути Петра Мстиславца и Ивана Федорова разошлись. Петр Мстиславец переехал в Вильню, где основал новую типографию и на протяжении 1574-1576 годов напечатал «Евангелие» (1575 г.), «Псалтирь» (1576 г.), «Часовник» (между 1574 и 1576 гг.) и «Четвероевангелие» (1574-1575 гг.).

К сожалению, после выпуска «Часовника» между Мстиславцем и купцами и меценатами Мамоничами, которые финансировали типографию, случился конфликт, в результате которого все непроданные книги Мстиславца были отданы купцам. Как развивались события дальше, неизвестно. Вероятно, разбирательства с Мамоничами подкосили Петра Мстиславца и вскоре, после разрешения судебной тяжбы в пользу купцов, он умер.

Иван Федоров же продолжал работу в Заблудовской типографии, где в 1570 году напечатал «Псалтырь с Часословцем», использовавшийся для обучения грамоте. А в 1572 году переехал во Львов, основав там очередную типографию. Первой книгой Львовской типографии стал «Апостол», вышедший в свет 15 февраля 1574 года. Это издание является первой украинской печатной книгой. В этом же году Львовская типография напечатала первый учебник кирилловского шрифта – «Азбуку».

Уже в следующем, 1575 году, Федоров уезжает из Львова в Острог, к князю Константину Острожскому, где основывает уже четвертую типографию. Здесь Федоров издаёт в 1578 году «Азбуку», в 1580 году «Псалтырь и Новый завет» и «Книжку собрание вещей нужнейших въкратце скораго ради обретения в книзе Новаго завета», а в 1581 годы выходит знаменитая «Хронология Андрея Рымши» («Хронология» считается первым восточнославянским печатным календарем и первым отдельно изданным произведением белорусской поэзии). Но наиболее значимым изданием Ивана Федорова стала Острожская Библия 1581 года - первое завершённое издание Библии на церковнославянском языке.

Именно это издание стало вершиной деятельности Ивана Федорова и его последним творением. В 1583 году Федоров умер и был похоронен во Львове, в Свято-Онуфриевском монастыре.

Деятельность Ивана Федорова и Петра Мстиславца имеет огромное значение для всего славянского книгопечатания, потому что благодаря их стараниям наши соседи - украинцы и русские – получили печатное слово, которое по своему оформлению и полиграфическому исполнению было на уровне лучших печатных изданий своего времени.