Кто такой витте кратко. Реформы С.Ю


Витте Сергей Юльевич (1849-1915). Граф, русский государственный деятель. Начал свою служебную деятельность начальником службы движения одесской ветви Юго-Западных железных дорог. В 1879 г. работал в Петербурге, в качестве начальника отделения эксплоатации в правлении Юго-Западных железных дорог. В 1888 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, а в 1892 г. стал управляющим министерством путей сообщения. В конце того же года Витте был назначен на пост министра финансов, который он занимал 11 лет. На этом посту он и произвел знаменитую реформу - переход к золотому обращению. Несомненной заслугой Витте является проведение им денежной реформы в 1897 году, упрочившей в России до войны 1914 г. устойчивую золотую валюту, взамен прежней бумажной, и создавшей предпосылки для ввоза иностранных капиталов в Россию. В 1903 г. вступил в обязанности председателя комитета министров. Последняя должность была фактически почетной отставкой, так как комитет до революции 1905 г. не имел никакого значения. Это перемещение с поста всемогущего хозяина финансов на пост безвластного председателя комитета произошло под напором дворянско-помещичьих элементов правительства (главным образом, Плеве), недовольных покровительственным отношением Витте и его заигрыванием с умеренными либералами. Во время событий 9 января Витте снял с себя всякую ответственность за действия правительства. Летом 1905 г. Николай посылает Витте в Портсмут для заключения мирного договора с Японией. За успешное выполнение этого поручения Витте был возведен в звание графа. В дни октябрьской стачки, когда победил курс на соглашение с буржуазией, Витте оказался наиболее подходящим человеком на пост премьера. Манифест 17 октября является детищем Витте. После разгрома революции, когда самодержавие почувствовало под собой твердую почву, Витте опять сошел со сцены. Последняя опала Витте длилась вплоть до его смерти (1915 г.). Все 1000 биографии по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

Российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892 году, финансов с 1892 года, председатель Кабинета министров с 1903 года, Совета Министров в 1905-1906 годах. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги.

Сергей Юльевич Витте родился 29 июня 1849 года в Тбилиси в семье директора департамента государственных имуществ на Кавказе. Предки Витте по отцу, немцы, переселились в Прибалтику из Голландии в XVII в. По матери - дочери члена главного управления наместника на Кавказе - родословная Витте велась от потомков князей Долгоруких. Двоюродной сестрой Сергея Юльевича по этой линии была Елена Петровна Блаватская, основательница теософского учения.

В 1860-е годах учился на физико-математическом факультете Новороссийского университета в Одессе. Учился на средства Кавказского наместничества, поскольку после смерти отца, Юлия Федоровича Витте, семья не могла оплатить его обучение.

В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.

В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.

Изданная им в 1883 году книга "Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов" принесла ему известность в финансовых кругах.

В это время Витте также писал для газеты "Русь" , которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.

С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.

По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности", на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и "Особое совещание" 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Выдающий русский государственный и политический деятель Сергей Юльевич Витте (1849-1915), талантливый реформатор, обладающий стратегическим мышлением и политической дальновидностью, всю свою жизнь посвятил служению Отечеству.

Его вклад в развитие страны огромен. Получив высшее образование, начал карьеру с должности кассира на Одесской железной дороге. Около двадцати лет жизни Витте посвятил службе на частных железных дорогах, досконально изучив эту прибыльную отрасль экономики.

В 1889 году Сергей Юльевич стал государственным чиновником, заняв должность начальника Департамента железнодорожных дел. Карьера Витте шла вверх: через три года он министр путей сообщения, а с осени 1892 по 1903 год - министр финансов.

На всех занимаемых им должностях Сергей Юльевич проводил политику, направленную на развитие российской промышленности и экономики.

Основные направления деятельности С.Ю. Витте

Внутренняя политика:

  • стабилизация рубля;
  • политика протекционизма;
  • введение винной монополии;
  • развитие индустриального производства;
  • форсирование строительства и КВЖД;
  • жесткая налоговая политика;
  • подготовка реформ, осуществленных П.А. ым;
  • Манифест 17 октября 1905 года;
  • создание Государственной думы.

Внешняя политика:

  • торговый договор с Германией;
  • оборонительное соглашение с Китаем;
  • дипломатическая деятельность, направленная на расширение влияния России в дальневосточном регионе.

С.Ю. Витте был убежденным монархистом, но некоторые его реформы были восприняты как излишне либеральные и не получили поддержки у и консервативных кругов. Но именно благодаря реформам С.Ю. Витте к началу 1910-х годов Россия по темпам развития промышленности вышла на первое место.

Итоги деятельности С.Ю. Витте

  • укрепление российской государственности;
  • значительная регулирующая роль государства;
  • развитие промышленности, рост экономики страны;
  • привлечение в Россию иностранного капитала;
  • заключение мирного договора с Японией.

Сергей Витте кисти Ильи Репина, фрагмент полотна
“Торжественное заседание Государственного совета” (1901-1903)

Какую роль в развитии России сыграл С. Ю. Витте?

С. Ю. Витте был крупным государственным деятелем, который внес значительный вклад в существенное переустройство хозяйственного уклада и государственного строя страны в конце XIX - начале XX в.

Способности выдающегося управленца и экономиста Витте проявил далеко не сразу и первоначально демонстрировал таланты в области математики. Будучи студентом, написал работу «О бесконечно малых величинах», получившую высокую оценку в России и во Франции.

В 1871 г. Витте поступил в Управление Одесской железной дороги и поднялся по служебной лестнице от кассира до начальника дороги. Здесь он много внимания уделил повышению доходности железных дорог, чему посвятил свою книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1886 г. Витте стал управляющим Юго-Западными железными дорогами и уже тогда предпринял первые меры к проведению реформ в масштабе России. Он разработал идеи государственного регулирования железнодорожных тарифов, концепцию нового железнодорожного устава, поднял доход дорог. Витте стал известен как крупный администратор, но войти в высший эшелон руководства ему помог случай. Опасаясь за безопасность императора, он не согласился с решением министра путей сообщения, распорядившимся увеличить скорость царского поезда. Вскоре вблизи Одессы произошло крушение этого состава, в кото-ром едва не погибла семья самодержца. После этого Александр III назначил Витте в 1890 г. директором департамента железнодорожных дел министерства финансов.

Витте приступил к постепенным преобразованием этой отрасли. Свои экономические взгляды он выразил еще в 1888 г. в монографии «Национальная экономия и Фридрих Лист» (немецкий экономист XIX в.). Основой всей системы реформ Витте являлся протекционизм, рассчитанный на решение важнейших экономических и политических задач модернизации России, создание своей промышленности, осуществление перехода от аграрного общества к индустриальному.

В 1891 г. был введен таможенный тариф протекционистского характера, увеличивший государственные доходы. Комплекс экономических мер, направленных на защиту интересов России, также дал позитивный результат. В 1892 г. Витте стал управляющим Министерством путей сообщения, а в 1893 г. Александр III назначил его министром финансов. Витте превратил это Министерство в самое влиятельное в правительстве, которое стало формировать экономическую политику. Получив доверие власти и поддержку общественного мнения, он проявил себя как профессионал, осознававший необходимость реформ и видевший возможности их осуществления. Витте действовал решительно, считая, что «в России необходимо проводить реформы быстро и спешно, иначе они большей частью не удаются и затормаживаются».

Для индустриализации страны и достижения цели - в течение 10 лет догнать развитые страны Европы - требовались дополнительные средства. В 1894 г. Витте ввел винную монополию, что дало увеличение доходов казны на 25%; были повышены прямые и косвенные налоги; обеспечены рост доходов государственных предприятий, привлечение в банки вкладов частных лиц. Сбережения населения в сбербанках увеличились в 4 раза.

В 1897 г. Витте провел денежную реформу, имевшую огромное значение для укрепления финансового положения России. До этого существовали серебряный рубль - основная денежная единица и неразменное денежное обращение ассигнациями. Благодаря Витте был введен золотой рубль, что обеспечивало финансовую стабилизацию, открывало доступ в мировую денежную систему и привлекало иностранные капиталы.

В результате осуществления реформ 90-х гг. общий объем промышленного производства по сравнению с 60 гг. вырос в 8 раз. К концу XIX столетия по основным показателям Россия приблизилась к ведущим странам и по общему объему производства заняла 5-е место в мире. Страна вступила в полосу быстрого промышленного подъема. Ускоренно развивались банковское дело и транспорт. Буржуазно-демократические преобразования Витте, его экономическая система государственно-капиталистической модели регулирования экономического развития страны были чрезвычайно полезны для России.

Успехи Витте вызывали зависть и раздражение в высших кругах. Основным его противником был министр внутренних дел В. К. Плеве. Недоброжелательно и даже с ненавистью относился к нему и царь Николай II. К тому же с наступлением в начале XX в. мирового экономического кризиса, захватившего и Россию, затормозилось развитие экономики, что ставилось в вину Витте.

В это время Витте добивался также достаточно радикального решения аграрного вопроса, включающего в себя капитализацию крестьянских хозяйств, отмену круговой поруки в общине и даже передачи на определенных условиях части помещичьих земель крестьянам. В 1902 г. была создана специальная комиссия с целью введения личной собственности в деревне. Противоборствующие силы, как позже писал Витте, провозгласили крестьянскую общину особенностью русского народа, и посягать на нее - значит разрушить «цемент русской народной жизни». Витте не удалось решить крестьянский вопрос, но его идеи были частично воплощены в паллиативной аграрной реформе П. А. Столыпина.

Занимался Витте и рабочим вопросом, чтобы не допустить столкновений рабочих с предпринимателями. В 1897 г. при его содействии был принят закон об ограничении рабочего дня 11,5 часами. В 1903 г. введены выплаты рабочим за полученные увечья на производстве и выборы старост. Но и небольшие социальные реформы вызвали недовольство буржуазии. Витте стал вызывать открытое раздражение со стороны Николая II - ретрограда и консерватора. В 1903 г. Витте был снят с поста министра финансов и назначен председателем Совета министров. Как ни парадоксально, но пост главы правительства уже не обеспечивал ему прежнего влияния в стране. Своим нежеланием считаться с «общественным мнением» придворных кругов и резкостью суждений Витте вызывал у «великих персон» неприязнь.

Однако император и правящие круги в период русско-японской войны не смогли обойтись без «большого ума» и снова обратились к Витте.

В 1905 г. Сергей Юльевич возглавил делегацию России на переговорах с Японией в Портсмуте. Победившая в войне Япония предъявила тяжелые ультимативные требования. Витте проявил дипломатические способности и добился выгодных условий подписанного мира с минимальными потерями. Но за уступку Южного Сахалина и Курильских островов Японии в русском обществе в насмешку его стали называть «граф Полусахалинский», хотя это был просчет лично Николая II.

Витте всегда защищал монархию, заявляя, что представительная демократия и абсолютизм несовместимы. Зная это, самодержавие призвало его на помощь в период революции 1905-1906 гг. Исходя из реальной ситуации, прагматик Витте убедил царя в необходимости для успокоения общества принятия либеральных мер в направлении конституционной демократии и привлечения к государственному управлению народных представителей. В написанном Витте Манифесте 17 октября 1905 г. - первой русской квазиконституции, объявлялись гражданские свободы и учреждался представительный орган - Государственная Дума с ограниченными законодательными функциями. Витте подобными мерами сохранял самодержавные права монарха, пытаясь найти равновесие сил в обществе и спасти трон Николая II, что в принципе ему в конечном счете тогда удалось сделать. Позже он признавался: «Сердцем я за самодержавие, - умом за Конституцию, самодержавию я всем обязан и люблю его, а умом понимаю, что нам нужна Конституция». Однако правые партии считали его левым, а либералы-кадеты утверждали, что в политике он пошел намного правее, чем мог бы. К тому же и сам Сергей Юльевич проявлял колебания: от реформ в усовершенствовании государственного порядка до призыва к беспощадному подавлению Московского вооруженного восстания в декабре 1905 г., за что его резко осуждали левые партии.

В апреле 1906 г. у Витте усилился конфликт с царем, что вынудило его подать в отставку. Продолжившего в основном его политику Столыпина ждала судьба еще хуже - этот премьер был убит в 1911 г. с молчаливого одобрения придворных кругов. Деградирующее самодержавие оказалось не в состоянии понять и оценить значение реформ Витте, способных предотвратить революционные катаклизмы. Даже современники отмечали, что появление такого выдающегося деятеля в общественной жизни, как С. Ю. Витте, создало новую политическую обстановку, новое политическое положение в стране и при твердой поддержке его действий со стороны общественных сил, властных структур, Николая II, страна могла бы пойти действительно другим путем.

При всей значимости С. Ю. Витте в судьбах реформ в России, яркой индивидуальности талантливого организатора, оценка его деятельности в истории неодинакова и противоречива. Недоброжелатели считали его беспринципным политиком, неопытным дельцом в народном хозяйстве, плохо знавшим русскую действительность. Одни считали его либералом, другие - консерватором, третьи утверждали, что он не был ни тем ни другим и временами проявлял себя реакционером. Однако чаще давалась положительная характеристика и очень высокая оценка его деятельности. Один из лидеров кадетской партии П. Н. Милюков писал в своих воспоминаниях о Витте: «Это был редкий русский самородок - со всеми достоинствами этого типа и с большими его недостатками. Конечно, он стоял головой выше всей той правящей верхушки, сквозь которую ему приходилось пробивать свой собственный путь к действию». В исторической литературе имеют место сравнения великого немецкого канцлера О. Бисмарка с С. Витте. На рубеже XIX-XX вв., когда решались проблемы модернизации России, ему не находится равного реформатора. П. Б. Струве, считавший Витте исключительно одаренным человеком, писал: «В истории русского управления мало фигур можно поставить рядом с Витте, и одного только человека можно поставить выше его: Сперанского...» Но Витте не только разрабатывал реформы, но и претворял их в жизнь. Будучи убежденным монархистом, Витте содействовал буржуазному развитию и модернизации страны, придав российскому капитализму европейский облик.

Использованы материалы кн.: История России в вопросах и ответах. Сост. С.А. Кислицын. Ростов н/Д. 2001, с. 340-344. Автор М.Е. Трусова.

Витте Сергей Юльевич

Биография Сергея Юльевича Витте – ранние годы.
Сергей Юльевич родился в Тифлисе 17 июня 1849 года. Отец Юлий Федорович относился к псковско-ливонскому рыцарству, был владельцем поместья в Пруссии. Мать Екатерина Андреевна была дочерью саратовского губернатора. Учился Сергей в Кишиневе в русской гимназии. В 1870 году окончил Новороссийский университет, стал кандидатом физико-математических наук. В семье Витте денег катастрофически не хватало, поэтому пришлось отказаться от научной карьеры и начать работать на одесской железной дороге. Начинал он обычным кассиром в билетной кассе, потом, со временем, стал подниматься все выше и выше, и дослужился до управляющего юго-западными железными дорогами. В связи с этим ему предоставили шикарный особняк в престижном районе Киева. Но, спустя некоторое время, Сергей Юльевич Витте понимает, что на этом поприще ему слишком тесно.
В это время выходит его книга «Национальная экономия и Фридрих Лист». Спустя несколько месяцев после публикации книги он становится государственным деятелем, его возводят в ранг статского советника при департаменте железнодорожных дел. Встретили его там настороженно, но не прошло и года, как он становится министром путей сообщения, а спустя еще один год управляющим министерством финансов. Именно он одним из первых разглядел талантливого ученого Д. И. Менделеева и предложил ему работу в своем ведомстве. Спустя некоторое время Сергей Юльевич вводит золотой стандарт, который представляет собой свободный размен рубля на золото. И это не смотря на то, что против этой реформы была почти вся Россия. Благодаря этому решению рубль становится одной из самых стабильных валют в мире. Также, Витте вводит монополию на торговлю спиртными напитками. Отныне продавать водку можно было лишь в казенных винных лавках. Винная монополия приносила миллион рублей в день, бюджет страны стал строиться на спаивании населения. В это время сильно увеличивается внешний долг России, так как правительство постоянно берет заграничные займы.
На первом месте для Витте всегда было железнодорожное строительство. Когда он только начинал свою деятельность, было, всего 29157 верст железных дорог, а когда уходил в отставку, эта цифра составляла уже 54217 верст. И если к началу его деятельности 70% железных дорог принадлежало частным акционерным обществам, то к ее завершению все изменилось, и 70% дорог уже были собственностью казны.
Биография Сергея Юльевича Витте – зрелые годы.
В начале 20 века происходит экономический кризис, С. Ю. Витте назначают ответственным за мировой экономический спад. И тут биография министра становится нерадостной, его обвиняют во всевозможных ошибках: в заключении невыгодных займов, уделении слишком значительного внимания торговле, распродаже России. С Николаем II у Витте были сложные отношения в силу того, что царь являлся очень юным наследником. Со всех сторон царю нашептывали, сто Сергей Юльевич игнорирует самодержца. И в результате этого, 16 августа 1903 года Николай II лишает Витте поста министра финансов. Но бывший министр не перестает мечтать о возвращении к власти, и после поражения России в русско-японской войне 1904-1905 годов Витте назначают уполномоченным в переговорах с японцами. Переговоры проходят успешно, вскоре война заканчивается подписанием мира, благодаря чему Витте даруют графский титул.
Вернувшись на родину, граф разрабатывает новые реформы, и 17 октября Николай II после долгих раздумий подписывает манифест. В данном документе говорилось, что отныне население получает политические свободы и возможность избирать самодержавную власть. Этот документ оказал огромное влияние на политику государства, но отменить ничего было уже нельзя, и Россия вступает на новую ступень политического развития. 17 октября 1905 года Витте назначают председателем совета министров. Перед ним стояли две основные задачи: подавить революцию и провести необходимые реформы. Самой серьезной реформой был аграрный проект, который предусматривал возможность выкупа крестьянами частновладельческих земель. Но за этот проект на Витте ополчились помещики, и ему пришлось отказаться от проекта и уволить его автора.
23 апреля 1906 года была введена новая редакция Основных государственных законов. Оппозиция была возмущена тем, что правительство украло власть у народа. Действительно, самодержавная власть была сохранена, ограждены привилегии правящей верхушки. Государство, как и прежде, преобладало и над обществом в целом и над каждой личностью в отдельности. После публикации этих законов, Витте вместе со своим кабинетом подает в отставку. Это был конец шестимесячного премьерства графа, который так и не смог примирить политические крайности. На этом карьера Витте заканчивается, но его биография говорит о том, что он долго не хотел этого осознавать и пытался вернуться к власти.
Умер Витте 25 февраля 1915 года у себя дома на Каменноостровском проспекте. Все его бумаги и кабинет тут же опечатали. Полиция хотела найти его воспоминания, в которых было бы сказано, как Витте удавалось держать в постоянном напряжении всю правящую верхушку. Но граф перед смертью принял все меры предосторожности: все свои рукописи он хранил в сейфе одного заграничного банка. Впервые воспоминания Витте будут опубликованы только после революции 1921-1923 годов. Они считаются самым популярным историческим источником, переиздававшимся не один раз. Самое интересное то, что мемуары Витте, изданные в трех томах, так и не дают нормального представления ни о нем, ни о государственных чиновниках, с которыми графу приходилось работать.
Об этом знаменитом человеке написано множество книг, как русскими авторами, так и иностранными. Но даже спустя сто пятьдесят лет характеристика государственной деятельности Сергея Юльевича Витте вызывает споры. Биография знаменитого графа говорит о том, что это был уникальный человек, сделавший неизмеримо много для нашей страны.

Смотрите все портреты

© Биография Витте Сергея Юльевича. Биография министра финансов, государственного деятеля Витте. Биография председателя Совета Министров Российской Империи Витте.