Гиперкинетический синдром у ребенка лечение. Гиперкинетический синдром


Основные симптомы:

  • Активные движения конечностями
  • Возбужденность
  • Гиперчувствительность к свету
  • Изменение жестикуляции
  • Импульсивность
  • Искажение мимики
  • Непроизвольные движения конечностей
  • Нетерпимость
  • Неуравновешенность
  • Ощущение пульсации в голове
  • Подергивание мышц лица
  • Пульсация вен шеи
  • Чувствительность к шуму

Гиперкинетический синдром – это расстройство, характеризующееся невнимательностью, импульсивностью, гиперактивностью и проявлением насильственных, непроизвольных движений в отдельных частях тела. Код по МКБ-10 (Международной классификации заболеваний) – F90.

Данное расстройство может проявляться у ребенка с рождения до 14–15 лет, характеризуется рассеянным вниманием, непоседливостью, импульсивными поступками, что приводит к плохой успеваемости, раздражительности и отрицательно влияет на социализацию. Такой ребенок плохо вливается в коллектив и у него практически нет друзей.

Единой причины, которая бы могла способствовать возникновению недуга, не существует. Если патология наблюдается у пациентов за 20 лет, то проявляется она в непроизвольных движениях головы, ног, рук, век.

Диагностируется при осмотре лечащим врачом. Терапевтические мероприятия носят консервативный характер, прогноз положительный, если была своевременно оказана помощь. Если не предпринимать никаких действий, то возможны осложнения, которые могут человека сделать инвалидом или привести к психическим заболеваниям.

Этиология

Появление гиперкинетического синдрома соотносят с задержкой развития функциональных способностей мозга, что отвечают за регулировку и контроль внимания. Определенной причины развития недуга не существует, однако, можно выделить группу факторов, которые могли поспособствовать возникновению отклонений в развитии.

Внутренние и внешние факторы:

  • возникновение патологии во время беременности;
  • инфекционные заболевания;
  • сложные роды;
  • проблемы с обменов веществ;
  • травмы головного мозга.

Психосоциальные факторы:

  • эмоциональная нестабильность;
  • стрессы из-за насильственных действий по отношению к больному.

Генетические факторы:

  • сбои в геноме;
  • наследственная предрасположенность.

После многочисленных исследований было установлено, что у ребенка с данным видом расстройства наблюдается нейропсихологический дефицит, который относится к исполнительным функциям интеллекта и рабочей памяти. Такие отклонения схожи с проблемами в лобных долях у сформировавшейся личности, достигшей половой зрелости, то есть наблюдается дисфункция лобной коры и нейрохимических систем, которые проецируются в кору головного мозга. Компьютерная томография выявляет такие отклонения.

Недуг может проявляться из-за заболеваний по невралгии, проблем с сосудами, после инфекционных патологий.

Классификация

Множественные исследования гиперкинетического синдрома позволяют классифицировать заболевание по группам, в зависимости от поражения гипоталамуса.

Нарушения в стволе головного мозга:

  • Тремор. Для него характерна дрожь, которая наблюдается в различных частях тела (руки, ноги, реже голова, челюсть). Может возникать из-за ослабленности мышечной функции, перенапряжения, неврологических заболеваний, а также из-за побочных действий после приема медикаментов.
  • Миоклония. К ней относятся спонтанные, непродолжительные, мышечные сокращения, что возникают по причине патологических или физиологических отклонений. В процессе задействованы лицо, небо, глаза, язык.
  • Миокимия – периодические или постоянные мышечные сокращения, что не изменяют сегмент конечности, а появляются из-за увеличения возбудимости спинного мозга.
  • Тики – спонтанные непроизвольные движения, не поддающиеся контролю и влиянию. Носят кратковременный характер, возникают после психологической травмы, могут быть временными, а могут быть и постоянными.
  • Спастическая . Для нее характерно непроизвольное поворачивание головы, наблюдается у мужчин до 40 лет. По мере прогрессирования болезни, вернуть голову нормальное положение будет с каждым приступом все труднее, а на последних стадиях ее вовсе нельзя будет повернуть.
  • Лицевой гемиспазм – приступы проявляются в непроизвольных сокращениях мимических мышц, наблюдаются при переживаниях.
  • Параспазм лицевой мышцы – проявляется в частых морганиях, потом в процесс добавляется гортань, язык, нижняя челюсть, возможны речевые дефекты.

Нарушения в подкорковом уровне:

  • Атетоз – замедленное и несогласованное движение конечностей. Если затрагивается язык, то наблюдаются нарушения с речевым аппаратом.
  • – непостоянные и беспорядочные движения конечностями. Могут быть задействованы мышцы тела и лица, нижние и верхние конечности.
  • Торсионная дистония – круговые вращения любой части тела.
  • Баллизм – размашистые круговые движения рук или ног.
  • Судорога Рюльфа – это судорога, которая может вовлекать в процесс другие группы мышц, быстро проходит.

Смешанные нарушения:

  • миоклонус – , периодические подергивания всех конечностей, похожи на эпилептический припадок с потерей сознания, наблюдается усиление при резких движениях;
  • миоклоническая мозжечковая диссинергия Ханта – проявляется до 20 лет, для нее характерны тремор рук, упадок мышечного тонуса;
  • кожевниковская эпилепсия – задействованы мышцы лица и рук, может проявляться во сне.

Гипотонический гиперкинетический синдром связан с непроизвольными движениями, которые могут носить разнообразный характер проявления.

Симптоматика

Гиперкинетический синдром у детей проявляется следующим образом:

  • чрезмерная активность – ребенок не может сидеть на одном месте;
  • усиленная реакция на внешние раздражители, свет, шум;
  • ребенок спит недолго, постоянно просыпается;
  • сильная возбудимость;
  • активные движения руками и ногами;
  • ребенок слишком импульсивен, не в состоянии дослушать, постоянно перебивает других, не может дождаться очереди;
  • нетерпимость и неуравновешенность.

В психиатрии данный вид нестандартных реакций имеет название дефицит внимания с гиперактивностью. Но необходимо понимать разницу между отклонениями в поведении и особенностями в проявлениях темперамента ребенка.

Так, холерикам свойственна чрезмерная импульсивность, которая направлена на привлечение внимания к себе, они склонны к истериям, таких детей нужно правильно воспитывать, чтобы чрезмерную энергию и уже начавшееся формироваться эго направить в нужное русло.

У взрослых же патологический процесс имеет другие признаки:

  • непроизвольные движения конечностями;
  • тремор рук;
  • подергивание мышц лица;
  • круговые или хаотичные движения конечностей;
  • отклонения в мимике, жестах;
  • проблемы с речью.

Причины кроются в возрастных особенностях пациентов, которые принадлежат к разным группам.

Выделяют также гиперкинетический кардиальный синдром, для которого характерна ощутимая пульсация в голове и шее, появляется учащенный пульс и . Такие отклонения связаны с вегетативными расстройствами.

Иногда во время заболевания наблюдается гипертонический характер клинической картины: с головными болями, шумом в ушах и голове, заторможенностью в движениях, с нарушением зрения и потливостью, а также из-за повышенного давления и ускоренной циркуляции крови.

Диагностика

Диагностируется гиперкинетический синдром при первом же осмотре у специалистов (терапевт, невропатолог, психиатр).

Изучаются поведенческие особенности пациента:

  • у пациента повышена тревожность;
  • забывчивость;
  • невнимательность;
  • раздражительность;
  • наблюдаются тики разной сложности и видов;
  • непроизвольные движения.

Может потребоваться измерение артериального давления, меряется пульс, который может сказать о частоте сокращения сердечной мышцы.

Иногда, чтобы дифференцировать такую патологию от других недугов, могут провести МРТ или КТ головного мозга и сосудов. После постановки диагноза пациента отправляют на соответствующие терапевтические мероприятия.

Лечение

Для предотвращения тиков, непроизвольных движений, сильной возбудимости больному назначают медикаментозное лечение, при этом учитывается возраст пациента. Это могут быть седативные препараты либо травяные настои с успокаивающим эффектом. Для ребенка уместной будет спокойная обстановка, исключение , употребление чая из мелиссы или легкие успокаивающие средства.

Могут использовать всевозможные психологические тренинги и занятия с психотерапевтом или психологом. Терапия подбирается индивидуально вместе с соответствующими медикаментами.

В зависимости от разновидности заболевания, могут назначать препараты, которые будут препятствовать сильной выработке адреналина, нормализуя сердечный ритм и кровообращение, в редких случаях назначают противосудорожные средства.

Возможные осложнения

Если не предпринимать никаких действий по предотвращению патологических процессов, могут возникнуть осложнения, которые приведут к инвалидизации пациента либо к психическим расстройствам.

Профилактикой гиперкинетического синдрома являются:

  • своевременные терапевтические мероприятия;
  • избегание всевозможных стрессов;
  • наблюдение у психолога;
  • ведение здорового образа жизни;
  • занятия, чтобы сбрасывать чрезмерное эмоциональное напряжение.

Все это является лучшим способом предотвращения причин, которые могут способствовать развитию болезни.

Все ли корректно в статье с медицинской точки зрения?

Ответьте только в том случае, если у вас есть подтвержденные медицинские знания

1. Гиперкинетический синдром у детей: симптомы, причины, коррекция.

Гиперкинетический синдром сегодня является одним из самых частых поведенческих нарушений у детей и подростков. По разным данным, этот диагноз ставится примерно от 3 до 20% школьников, приходящих на прием к педиатру. По клиническим проявлениям его можно перепутать с плохим поведением, беспокойством или особенностями темперамента, так как одним из основных его симптомов является повышенная активность. Однако благодаря некоторым ярким особенностям специалисты могут дифференцировать это нарушение. Узнаем его симптомы, а также как диагностировать и лечить СДВГ.

Гиперкинетический синдром. Определение и распространенность у детей.

Гиперкинетический синдром – это одно из распространенных поведенческих нарушений, встречающихся в детском и подростковом возрасте. Как и многие другие эмоциональные расстройства, оно проявляется чрезмерной активностью и беспокойством. Также его часто называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ).

Обычно данное нарушение встречается у детей младшего школьного возраста. От семи до двенадцати лет его частота колеблется от 3 до 20% маленьких пациентов. А в первые годы жизни СДВГ встречается значительно реже – у 1,5–2% детей. При этом у мальчиков он проявляется примерно в 3–4 раза чаще, чем у девочек.

Особенности ГС в детском возрасте

Гиперкинетический синдром, развивающийся у детей причиняют много трудностей родителям, педагогам,- такие детки очень часто агрессивны. Прогноз развития данной патологии неутешителен, и большинство пациентов испытывают серьёзные проблемы с социальной адаптацией в среде сверстников, которые сохраняются и в дальнейшем. Отличить ребёнка с гиперкинетическим синдромом можно по таким признакам: У деток с ГС наблюдается повышенный уровень активности, который проявляется очень сильно. Такие дети не в состоянии сидеть спокойно и их поведение отличается особой суетливостью. От присущего всем деткам состояния беспокойства и эмоционального возбуждения гиперкинетический синдром можно дифференцировать по степени тяжести, связи с тяжёлыми расстройствами. Заболевание начинает проявляться уже в 3-4 года, однако диагностируют его зачастую, когда ребёнок идёт в школу. Такой ребёнок отличается маленьким объёмом внимания, неспособность длительно концентрироваться на каком-либо занятии, высоким уровнем отвлекаемости, когда ответную реакцию вызывает любой раздражитель. Гиперкинетический синдром в детском возрасте вызывает дефект внимания, который сохраняется по мере взросления ребёнка. Гиперактивность может исчезнуть, и даже, наоборот, в период полового созревания может наблюдаться её снижение, а также дефицит мотивации. Эта патология также характеризуется задержкой развития.

Таким деткам, как правило, нелегко учиться, за счёт того, что их интеллектуальные способности находятся на среднем уровне или же приравниваются к умственной недоразвитости. Иногда гиперактивность может быть показателем свойств темперамента или же проявляться вследствие повреждений головного мозга.

Симптомы

Как уже упоминалось, гиперкинетический синдром у детей проявляется в первую очередь повышенной активностью и возбудимостью. Обычно это возникает уже в младшем школьном периоде. Но нередко симптомы наблюдаются уже на третьем-четвертом году жизни.

Если говорить о первых проявлениях синдрома, можно отметить повышенную чувствительность к раздражителям, возникающую еще в младенческом возрасте. Такие дети острее реагируют на яркий свет, шум или изменения температуры. Также синдром СДВГ проявляется двигательным беспокойством во время бодрствования и во сне, сопротивлением пеленанию и другими симптомами. В младшем школьном возрасте возникают следующие симптомы:

1. Рассеянность внимания. Ребенок не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не может долго слушать учителя.

2. Нарушения памяти. Из-за СДВГ младший школьник хуже усваивает учебную программу.

3.Импульсивность. Ребенок становится возбудимым и суетливым. Часто это выражается неспособностью дослушать до конца, дождаться своей очереди. Поступки ребенка часто немотивированные и неожиданны.

4.Нарушения сна.

5.Эмоциональные расстройства: вспыльчивость, агрессивность, вызывающее поведение или же, напротив, беспричинная плаксивость.

Также следует отметить, что у многих детей младшего школьного возраста возникают проблемы с координацией движений. Это проявляется в трудностях с письмом, раскрашиванием, завязыванием шнурков. Появляются нарушения пространственной координации.

Причины и факторы, влияющие на возникновение СДВГ

На появление синдрома дефицита внимания и гиперактивности оказывают влияние многие факторы: Различные осложнения беременности. Сильный и продолжительный токсикоз или повышенное давление у будущей мамы может спровоцировать СДВГ у ребенка. Неправильный образ жизни при беременности. По всей вероятности, ни для кого не секрет, что употребление алкоголя или курение могут отрицательно повлиять на закладку органов и систем будущего ребенка (в том числе и нервной системы). Также к факторам, провоцирующим гиперкинетический синдром, можно отнести тяжелую физическую работу или стрессы. Затяжные или слишком быстрые роды также могут негативно повлиять на развитие ребенка. Социальный фактор. Проблемы с поведением и повышенная возбудимость часто бывают реакцией на неблагоприятную обстановку в семье или в школе.

Таким образом, организм пытается справиться со стрессовой ситуацией. Сам по себе этот фактор не способен вызвать СДВГ, но может значительно усилить его симптомы. Однако единственной и достоверной причины гиперкинетического синдрома пока не выявили.

Психологическая коррекция

Еще одной составляющей лечения СДВГ является психологическая поддержка. Ребенок 7 лет особенно нуждается в помощи, так как первый учебный год всегда непростой как для самого школьника, так и для родителей. Особенно если наблюдается гиперактивность. В этом случае психологическая коррекция необходима, чтобы сформировать у ребенка навыки эффективного общения со сверстниками и родственниками. Также она предполагает тесное взаимодействие с учителями и родителями. Ребенку необходима постоянная забота и поддержка семьи, а также внимательное участие со стороны педагогов.

Коррекция:

    Нельзя передоверять ребенка в чужие руки.

    Родители должны научиться контролировать поведение ребенка, иногда с помощью лекарств.

    Развивать уровень интеллекта ребенка.

    Самое лучшее средство коррекции - плавание.

    Организация двигательной активности - секции.

    Формирование понятий: «нельзя», «надо».

    Коррекция дефекта внимания через специальные упражнения.

    Способ пробиться - это взволнованная беседа: «что же ты натворил?».

    Коррекция общения с другими детьми через специальные упражнения.

    Лучше не водить ребенка в садик, или в садике, например, в сончас отпускать ребенка в спортзал выпустить пар.

    При развитии синдрома в период коррекции - утроить свои усилия.

    Лучше всего поддается коррекции поведение.

Детьми

1. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Изо дня в день время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите, сдержано, спокойно, мягко.

4. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

5. В определенный отрезок времени давайте ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

6. Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.

7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и пр.)

8. В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его каждый раз. когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

9. Давайте ребенку возможность для расходования избыточной анергии. Полезны ежедневные физические занятия на свежем воздухе, длительные прогулки, бег.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению у него самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.

2. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.

3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин. стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.

4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.

5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.

6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.

7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.

8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ.

9. Создайте ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.

10. Воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения. Обращайтесь за помощью к психологам.

 1. Абилитация

система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

2. Адаптация

приспособительные акты индивида, направленные на восстановление нарушенного равновесия со средой обитания, вследствие возникших изменений в последней.

3.Асинхронна развития

сочетание неравномерности в развитии с несвоевременностью сроков формирования тех или иных сторон психики.

4.Высшие психические функции (ВПФ)

одно из центральных понятий в теории культурно-исторического формирования психики Л. С. Выготского.
Основными отличительными свойствами ВПФ являются:

    прижизненность формирования по генезу,

    произвольность и осознанность по способу существования,

    опосредованность по строению.

5. Гетерохронность

неравномерность процесса развития.

6. Пиперкомпенсация

восстановительные эффекты сверхнормативной результативности.
В иной трактовке под гиперкомпенсацией понимается
использование неадекватных защитных механизмов.

7. Депривация

многообразные нарушения в формировании и функционировании психики, возникающие вследствие относительно длительного блокирования значимых потребностей человека.

8. Дизонтогенез, дизонтогении

общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.
Синонимами могут считаться такие понятия, как

    отклоняющееся развитие,

    нестандартное развитие,

    устаревшее аномальное развитие и пр.

9.Защитные механизмы (психологическая защита)

специальная регуляторная система стабилизации личности, ограждающая сферу сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. (И. М. Никольская и Р. М. Грановская).

10.Компенсация

восстановление утраченной или глубоко нарушенной функции за счет внутрисистемных и межсистемных перестроек.

11.Копинг

поведение (стратегия) сознательные усилия личности, направленные на поддержание позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях.

12. Коррекция

мероприятия, направленные на исправление нарушений различных сторон психического функционирования.

13. Микрогенез (актуалгенез)

изменения, происходящие в процессе непосредственного функционирования психики в настоящий момент времени.

14.Модально-неспецифические закономерности развития

особенности психического развития, в той или иной степени характерные для разных форм дизонтогенеза, и отличающиеся от их нормального развития.

15.Модально-специфические закономерности развития

особенности психического развития, характерные для определенного вида дизонтогенеза.

развитие под влиянием организованных внешних воздействий.
Синонимом направленного развития может выступать
понятие «функциональный генез».

17.Нарушенное развитие

обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида, в силу чего последний нуждается в медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Нарушенное развитие рассматривается как особый способ генеза психики, определяемый характером неблагоприятных условий, в которых он реализуется.

18. Псевдокомпенсация

неадекватные условиям существования индивида защитные механизмы, сужающие адаптационные возможности последнего.

19.Развитие психическое

поступательные, позитивные и необратимые изменения в виде качественных новообразований в структуре психики.

20.Распад

дезинтеграция отдельных функций, приводящая к утрате психикой своей целостности.

21.Реабилитация

система политических, экономических, медицинских, психологических, педагогических и пр. мероприятий, направленных на восстановление полноценного личностного существования инвалида в обществе.

22.Ретардация

порциальное или тотальное отставание в темпах развития.

23.Социализация

исторически сложившийся способ усвоения индивидом культурно-исторического опыта, в результате чего формируются человеческие способы поведения и сознание в целом.

24.Специальная психология

отрасль психологической науки, предметное содержание которой связано с изучением феноменологии и закономерностей нарушений в процессе психического развития и разработкой методов коррекционной помощи лицам с подобными нарушениями.

25.Спонтанное развитие

изменения, возникающие в процессе развития в результате самонаучения под влиянием подражания.

26.Структура нарушенного развития

одна из топографических характеристик дизонтогенеза, предполагающая выделение двух групп нарушенных функций.

    Первая связана с нарушениями,
    вызванными непосредственным воздействием патогенного фактора.

    Вторая группа нарушения тех или иных сторон психики, возникновение которых обусловлено непосредственными или опосредованными связями с первично поврежденной функцией.

27. Функциональный генез

позитивные изменения в структуре сознания под влиянием целенаправленных воздействий обучения, воспитания, коррекции.

28.Хроногенность

принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие, тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.

29. Интеграция инвалидов в общество - процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в основные сферы жизнедеятельности.

30. Коррекционное обучение особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретной недостаточностиучащегося, не являющейся следствием пониженных общих способностей.

31. У́мственная отста́лость ( малоу́мие , олигофрени́я ; др.-греч. ὀλίγος - малый + φρήν - ум) - врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь в отношении разума (откуда и название), также в отношении эмоций, воли, речи и моторики.

32. Невропатия это патологическое состояние, при котором происходит нарушении функции того или иного нерва.

33. Ятрогени́я (др.-греч. ἰατρός - врач + др.-греч.γενεά - рождение) - ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником.

34. Олигофрения - это синдром врожденного психического дефекта, выражающегося в умственной отсталости по причине патологии головного мозга.

35. Холдинг-терапия (англ. hold - «держать», «удерживать») - метод, суть которого заключается в лечении удерживанием. Используется родителями для помощи в установлении контакта между родителем и ребенком с диагнозом аутизм.

Список используемой литературы

1. Интернет – ресурс, доступ [ https :// sites . google . com ]

2. Интернет – ресурс, доступ

3. Интернет – ресурс, доступ [ http :// www . sweli . ru ]

4. Интернет – ресурс, доступ [ http :// neurodoc . ru ]

5. Интернет – ресурс, доступ [ https :// docviewer . yandex . ru ]

6. Логопедическая абилитация и коррекция в дифференцированной реабилитации и социальнойадаптации детей и подростков с отклонениями в развитии. - М., 2002.

7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учебное пособие. – М.: Академия, 2003.

8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – Спб.: Речь, 2003.

9. Основы специальной психологии: Учебное пособие под ред. Л.В. Кузнецовой – 3-е издание. – М.: Академия, 2006.

Гиперкинетический синдром у детей – расстройство, при котором наблюдаются неконтролируемые сокращения отдельных мышечных групп. Патология затрагивает мышцы лица, шеи. Такое явление периодически повторяется, проявляясь с разной интенсивностью и продолжительностью. Гиперкинезы как признак различных заболеваний могут быть врождёнными или возникать по мере роста ребёнка.

Причины возникновения

Гиперкинетический синдром – это не самостоятельное заболевание, а лишь симптом патологий, поэтому факторы, предрасполагающие к его появлению, разнообразны. Основными причинами считаются:

  • Отклонения в развитии центральной нервной системы, заложенные в период внутриутробного формирования плода, генные и хромосомные аномалии.
  • Наследственные заболевания, характеризующиеся медленным разрушением нервных клеток. У родителей с нейродегенеративными патологиями с высокой долей вероятности рождаются дети с аномалиями, одним из признаков которых является гиперкинез. Болезни такого рода диагностируются в раннем возрасте. Эта группа включает в себя такие метаболические сбои, как отложение железа в головном мозге (в базальных ганглиях), нарушение обмена меди, болезни Хантингтона, Минора.
  • Черепно-мозговые травмы, повлекшие за собой повреждение органов центральной нервной системы. У грудничков гиперкинез может возникнуть вследствие прохождения по родовым путям, если родовая деятельность матери происходила с затруднениями. У детей постарше мышечные сокращения вызываются непосредственно травмами, приводящими к разрушению клеток центральной нервной системы.
  • Интоксикация препаратами: антипсихотическими, противосудорожными и другими лекарственными средствами, которые имеют способность накапливаться к нервной ткани, минуя преграду между капиллярной кровью и нейронами ЦНС. Прекращение приёма таких лекарственных средств приводит к исчезновению непроизвольных мышечных сокращений.
  • Эндотоксикоз вследствие гипертиреоза, высоких концентраций билирубина у новорожденных, при недостаточности функций почек и печени.
  • Аномалии движения крови по сосудам, снабжающим головной мозг. Сужение сосудов ведёт к кислородному голоданию и отмиранию клеток в центрах, отвечающих за координацию движений и мышечный тонус, что приводит к появлению гиперкинетического синдрома.
  • Воспалительные заболевания инфекционного характера. Менингит, энцефалит провоцируют гибель клеток в отделах мозга, координирующих движения. Вирусы приводят к разрушению миелиновых волокон, что провоцирует хаотические непреднамеренные сокращения мышц и ряд других симптомов.
  • Эмоционально-психические перегрузки. Ещё не сформировавшаяся центральная нервная система ребёнка не выдерживает чрезмерных стрессов, что приводит к расстройству психики, выражающемуся в том числе в резких непроизвольных движениях.

Кроме распространённых причин, выделяют также такие факторы: развитие опухолевых образований в головном мозге, системные аутоиммунные заболевания (ревматизм, волчанка и другие). В отдельную группу отнесены гиперкинезы при детском церебральном параличе.

Классификация и основные симптомы

В основу классификации заболевания положены разные признаки, и один из них – то, как видоизменяются движения у ребёнка с диагностированным гиперкинетическим расстройством. В соответствии с этим разделением существуют такие виды:

  • Быстрые, или гипотонические, гиперкинезы. Вызваны снижением длительного стойкого напряжения мышечных волокон. К этой группе относятся тикозный гиперкинез, хорея, миоклония, тремор.
  • Медленные, или дистонические. Вызваны непостоянством тонуса: одни мышцы испытывают чрезмерное напряжение, при этом другие гипотоничны. Такой тип непроизвольных сокращений характеризуется неестественностью положений тела в пространстве и включает в себя торсионную и цервикальную дистонию, сокращения круговой мышцы глаза, атетоз.

В соответствии с частотой, длительностью, интенсивностью аномальных сокращений и их локализацией выделяют такие формы патологии:

  • Тремор. Проявляется в виде дрожания конечностей, головы, является симптомом таких патологий, как паркинсонизм, болезнь Гентингтона.
  • Экстрапирамидная форма – расстройства этой группы вызваны поражением одноимённой системы, представлены многообразием видов: ритмический, тонический, фазический. Клинически проявляется в гримасах, аномальных движениях глазных яблок, непроизвольном произнесении звуков и слов, подёргиваниях конечностей.
  • Атетоз. Медленные тонические судороги, локализующиеся в мышцах туловища, конечностей, лица. Отсутствие лечения приводит к контрактуре суставов.
  • Оральный тип. К этому виду относятся гиперкинез языка у детей, сокращения мышц мягкого нёба, гортани, возникающие из-за инфекционных заболеваний.
  • Тики. У новорожденных часто проходят самостоятельно. Лечение тикозного гиперкинеза у детей затягивается, если отмечается нарушение мозгового кровообращения.
  • Хореическая форма. У детей диагностируется очень редко, представляет собой беспорядочные движения конечностей, могут быть задействованы также лицевые мышцы.
  • Дистонии. Затрагивают мышцы верхних и нижних конечностей, этот тип гиперкинезов у детей до года наиболее распространён.
  • Ознобоподобный тип. Выражается в виде дрожания, появления мурашек на коже, сопровождается поднятием температуры тела.
  • Истерическая форма. Характеризуется широкой амплитудой движений в отсутствие гипертонуса мышц, проявляется в состоянии нервного возбуждения и проходит, когда ребёнок успокаивается. Диагностируется у детей школьного возраста.

Основные симптомы гиперкинетического синдрома у детей, которые должны насторожить родителей:

  • дрожание;
  • непреднамеренные подергивания конечностей, головы, туловища;
  • дрожание мышц лица, глаз;
  • учащённое сердцебиение;
  • отсутствие симптоматики во время сна.


Необходимые исследования

Диагностика проходит в несколько этапов:

  1. Осмотр и опрос пациента и его родственников.
  2. Исследование головного мозга с помощью УЗИ.
  3. Магнитно-резонансная или компьютерная томография.
  4. Электроэнцефалография мозга.
  5. Электромиография.
  6. Анализы крови: общий, биохимический.

На основании исследований врач делает вывод о природе гиперкинетического расстройства, о первичном заболевании, что позволяет принять решение относительно терапии синдрома.

Коррекция гиперкинетических расстройств осуществляется в соответствии с поставленным диагнозом. Специфической терапии, которая была бы одинаковой для всех случаев гиперкинеза у детей, не существует. Лечение направлено на устранение причины синдрома, что влечёт за собой и регрессию симптомов, но часто это лишь временная мера. Кроме медикаментозного воздействия, рекомендованы некоторые физиотерапевтические процедуры, массаж, обучение родителей основам лечебной физкультуры для детей.

Препараты

Для устранения патологии у детей назначаются лекарственные средства следующих групп:

  • Противосудорожные. Показывают эффективность в терапии миоклоний, тикозных расстройств.
  • Холинолитические средства. Назначаются при гипотонических формах заболевания.
  • Миорелаксанты. Оказывают расслабляющее действие на мышцы.
  • Адреноблокаторы. Облегчают состояние пациента при такой форме патологии, как хорея.
  • Нейролептики. Блокируют дофаминовые рецепторы на стриарных нейронах, применяются при любой из форм гиперкинетического синдрома.
  • Препараты ДОФА, снимающие тремор, назначают в раннем детском возрасте.

Детям с диагностированным синдромом показан приём витаминно-минеральных комплексов.

Отдельные болезни требуют специфического врачебного вмешательства: хирургического при спастической кривошее и раннем (ювенильном) паркинсонизме, ревматологического при хореях ревматологической природы.

Нетрадиционные методы

Терапия средствами народной медицины должна осуществляться параллельно с традиционным лечением и под контролем врача. Для снятия мышечного напряжения и купирования приступов используют:

  • Отвар из подорожника, травы руты, семян аниса.
  • Компрессы из листьев герани.
  • Мумие.

В качестве общеукрепляющей терапии для детей рекомендуется закаливание, игры на улице.

Мероприятия по предупреждению патологии

Специфической профилактики гиперкинетического синдрома у детей не существует. В случае если ребёнок находится в зоне риска развития заболевания (наследственные патологии), рекомендуется.


Гиперкинетический синдром - одно из наиболее распространенных детских поведенческих расстройств, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения. Термин «гиперкинетический синдром» имеет в психиатрии несколько синонимов, среди наиболее часто используемых - «гиперкинетическое расстройство» и синдром «дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). В МКБ-10 этот синдром отнесен к классу «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте».

Частота синдрома среди детей первых лет жизни колеблется в пределах 1,5-2%, среди детей школьного возраста - от 2 до 20%. У мальчиков гиперкинетический синдром встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

Гиперкинетические расстройства часто возникают в раннем детстве (до 5 лет), хотя диагностируются значительно позже. В некоторых случаях первые проявления синдрома обнаруживаются в младенчестве: дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к раздражителям и легко травмируются шумом, светом, изменениями температуры окружающей среды, обстановки. Типичными являются двигательное беспокойство в виде чрезмерной активности в кровати, в бодрствовании и нередко во сне, сопротивление пеленанию, непродолжительный сон. эмоциональная лабильность.

В более старшем возрасте расстройства внимания проявляются повышенной отвлекаемостью и неспособностью к систематической деятельности. Ребенок не может длительно удерживать внимание на игрушке, занятиях, ждать и терпеть. Он испытывает затруднения при необходимости сидеть на месте, при этом он часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает, начинает вставать, бегать, испытывает затруднения в тихом проведении досуга, предпочитая двигательную активность. Несмотря на повышенную моторную активность, у 50-60% детей отмечаются нарушения координации в виде затруднений тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), нарушения равновесия, зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, катанию на велосипеде).

В школьном возрасте ребенок может кратковременно сдерживать двигательное беспокойство, ощущая при этом чувство внутреннего напряжения и тревоги. Несмотря на нормальный уровень интеллектуального развития, успеваемость в школе у многих таких детей низкая. Причины - невнимательность, отсутствие упорства, нетерпимость к неудачам. Характерны парциальные задержки развития письма, чтения, счета.

Импульсивность обнаруживается в ответах ребенка, которые он дает, не выслушав вопроса, а также в неспособности дожидаться своей очереди, в прерывании разговоров или игр других. Импульсивность проявляется и в том, что поведение ребенка часто маломотивировано: двигательные реакции и поведенческие поступки неожиданны (рывки, скачки, пробежки, неадекватные ситуации, резкая смена деятельности, прерывание игры и т.п.). В подростковом возрасте импульсивность может проявляться хулиганскими выходками и асоциальным поведением (кражи, употребление наркотиков и т.д.).

Эмоциональные нарушения проявляются в виде неуравновешенности, вспыльчивости, нетерпимости к неудачам. Отмечается запаздывание эмоционального развития. В психическом развитии дети с нарушениями активности и внимания отстают от сверстников, но стремятся быть лидерами. Они ищут друзей, но быстро их теряют, поэтому они чаще общаются с более «покладистыми» младшими по возрасту. Трудно складываются отношения со взрослыми. На них не действуют ни наказания, ни ласка, ни похвала. Именно «невоспитуемость» и «плохое поведение», с точки зрения родителей и педагогов, - основной повод обращения к врачам. У 75% детей довольно устойчиво возникают агрессивное, протестное, вызывающее поведение или, напротив, подавленное настроение и тревога, нередко как вторичные образования, связанные с нарушением внутрисемейных и межличностных отношений.

Течение гиперкинетических расстройств индивидуально. Как правило, гиперактивность в подростковом возрасте у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения (расстройства внимания регрессируют последними). В 15-30% случаев симптомы расстройства внимания с гиперактивностью сохраняются на всю жизнь, проявляясь на субклиниче-1. ском уровне. В некоторых случаях может обнаруживаться предрасположенность к антисоциальному поведению, личностным и эмоциональным расстройствам, алкоголизму, наркоманиям и другим видам аддикций.

Информативных психологических тестов для диагностики данного расстройства в настоящее время нет. Нарушения активности и внимания не имеют четких патогномоничных признаков. Заподозрить это расстройство можно на основании анамнеза и психологического тестирования с учетом диагностических критериев. Синдром дефицита внимания необходимо дифференцировать с поведенческими нарушениями у детей с агрессивностью и двигательной расторможенностью, которые могут быть проявлениями других психических расстройств или заболеваний. Явления гиперактивности и невнимательности могут быть симптомами тревоги или депрессивных расстройств. Появление гиперкинетического расстройства в школьном возрасте может быть проявлением реактивного (психогенного) расстройства, маниакального состояния, шизофрении или неврологического заболевания, психопатоподобных нарушений на фоне церебрально-органических резидуальных дисфункций, а также представлять собой дебют эндогенных психических заболеваний (например, кататоническое возбуждение с гебефренными проявлениями в поведении).

Этиология и патогенез

Клинические проявления гиперкинетического синдрома соответствуют представлениям о задержке созревания структур мозга, ответственных за регуляцию и контроль функции внимания. Единой причины синдрома нет, и его развитие может быть вызвано различными внутренними и внешними факторами (травматическими, обменными, токсическими, инфекционными, патологией беременности и родов и др.). Среди них выделяют и психосоциальные факторы в виде эмоциональной депривации, стрессы, связанные с разными формами насилия, и т.п. Боль¬шое место отводится генетическим и конституциональным факторам. Все перечисленные влияния могут приводить к той форме мозговой патологии, которая ранее обозначалась как «минимальная мозговая дисфункция». У детей с гиперкинетическим синдромом был установлен нейропсихологический дефицит, касающийся прежде всего исполнительных функций интеллекта и рабочей памяти. По своему типу этот дефицит сходен с таковым при лобном синдроме у взрослых. Это дало основание предположить существование дисфункции лобной коры и нейрохимических систем, проецирующихся в лобную кору. Компьютерная томография подтвердила вовлеченность лобно-подкорковых путей. Эти пути, как известно, богаты катеходаминами (чем отчасти может быть объяснено лечебное действие стимуляторов).

Терапия

Единой точки зрения на лечение гипердинамического синдрома нет. Медикаментозное лечение эффективно в 75-80% случаев при правильно поставленном диагнозе. Его действие в большей степени симптоматическое. Подавление симптомов гиперактивности и нарушений внимания облегчает интеллектуальное и социальное развитие ребенка. В зарубежной литературе акцент в терапии этих состояний делается на церебральные стимуляторы: метилфенидат (риталин), пемолин (цилерт), дексад-рин. Механизм их действия до конца неизвестен. Однако психостимуляторы не только успокаивают ребенка, но и влияют на другие симптомы. Повышается способность к сосредоточению, появляются эмоциональная устойчивость, чуткость к родителям и сверстникам, налаживаются социальные отношения. В отечественной психиатрии психостимуляторы в лечении синдрома гиперактивности практически не используются. Рекомендуются препараты, стимулирующие созревание нервных клеток (церебролизин, когитум), ноотропы (фенибут, пантогам), витамины группы В и др., средства, улучшающие мозговой кровоток (кавинтон, сермион, оксибрал и др.). В некоторых случаях эффективными оказываются антидепрессанты и некоторые нейролептики (хлорпротиксен, сонапакс). Нейролептики не способствуют социальной адаптации ребенка, поэтому показания для их назначения ограничены. Их следует применять при наличии выраженной агрессивности, неуправляемости или когда другая терапия и психотерапия неэффективны. Назначают противосудорожные нормотимические средства (вальпроаты, карбамазепин), однако их эффективность окончательно не установлена. Бензодиазепины и барбитураты не только не эффективны, но могут и усугубить заболевание. Важное место в лечебных мероприятиях отводится психологической поддержке родителей, семейной психотерапии, установлению контакта и тесного сотрудничества с воспитателем и педагогами детских коллективов, где воспитываются или учатся эти дети.

По некоторым данным, гиперкинетический синдром наблюдается у 3-8% детей, причем у мальчиков в пять раз чаще, чем у девочек. Гиперкинетический синдром - расстройство поведения у детей, которое также называют синдромом детской гиперактивности с дефицитом внимания.

Причины гиперкинетического синдрома

До конца не изучены, и на настоящий момент существует несколько теорий. Основной из них считается наличие некоторой мозговой дисфункции, вызванной замедленным развитием регулирующих структур головного мозга. Считается, что по мере развития этих структур проявления синдрома ослабевают, и к 12-20 годам поведение полностью нормализуется.

С другой стороны, исследования показали, что нарушения поведения могут проявляться у детей как с дисфункцией, так и без нее. А эксперименты на животных выявили отличия в составе нейромедиаторов, продуцируемых в мозге и отвечающих за суждения, контроль, тревожность и импульсивность.

Существует : при обнаружении этого синдрома у одного ребенка, вероятность того, что у его братьев и сестер проявится это же заболевание, составляет 92%.

Симптомы гиперкинетического синдрома

Симптомы синдрома детской гиперактивности с дефицитом внимания можно разделить на три группы:

  1. невнимательность,
  2. импульсивность,
  3. повышенная активность.

Поведения ставится, если данные симптомы проявляются не менее шести месяцев и не соответствуют нормальному уровню развития ребенка определенного возраста.

Невнимательность у ребенка со СДВГ

  • Ребенок не может сосредоточиться на деталях, часто делает ошибки в школьных заданиях из-за невнимательности и торопливости (пропуск букв в словах, орфографические ошибки, несоблюдение правил).
  • Ребенку сложно удерживать внимание на одном и том же виде деятельности, будь то игра или урок.
  • Он часто не слушает и отвлекается, даже когда обращаются к нему непосредственно.
  • Ребенок не выполняет указаний, не может довести работу до конца (не потому что не понимает, что от него хотят, или из чувства противоречия).
  • Не любит и старается избегать задач, требующих сосредоточенного внимания и умственных усилий.
  • Часто теряет вещи.
  • Легко отвлекается от того, что делает, становится забывчив даже в простых и привычных делах.

Импульсивность

  • Часто начинает отвечать на вопрос, не дослушав его до конца.
  • Не может дождаться своей очереди в игре или на занятии.
  • Часто прерывает и перебивает других.

Гиперактивность

  • Ребенок постоянно вертится на месте, не может сидеть спокойно, что-то крутит в руках, двигает ногами.
  • Часто вскакивает с места, например во время уроков.
  • Бегает, куда-то забирается в ситуациях, когда это недопустимо (в общественных местах, в школе).
  • Не может долгое время играть или заниматься в тишине.
  • Много и быстро говорит.

Симптомы невнимательности наиболее выражены в возрасте восьми-девяти лет и зачастую могут оставаться на всю жизнь, однако с возрастом становятся менее заметны.

Развитие гиперкинетического синдрома

Гиперактивность обычно проявляется в возрасте пяти лет и достигает пика к семи-восьми годам. По мере взросления ребенка выраженность симптомов ослабевает и исчезает к двадцати годам.

Импульсивность, как правило тесно связанная с гиперактивностью, также наиболее сильно проявляется в 7-8 лет, однако может сохраниться и во взрослом возрасте, что способно привести к поведению, связанному с риском.