Главой вцик первый всероссийский съезд советов избрал. Смотреть что такое "вцик" в других словарях


Общая характеристика

Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В.И.Ленин, замечая, что он «дает возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, т.е. соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию и исполнение законов»

Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало четкого разделения в компетенции огранов государственной власти. Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавая необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики».

Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве». Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИКа, Президиум ВЦИК и СНК. Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательным для ведомств, регинональных и местных органов .

Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызванно условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом, наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря четко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК.

В мае 1925 ВЦИК разрабатывает Конституцию РСФСР (утверждена XII Всероссийским съездом Советов мае 1925), сформировав конституционную комиссию в составе Д.И. Курского, Н.В. Крыленко, В.А. Аванесова, А.С. Енукидзе, П.И. Стучки и других. Конституция окончательно утверждает систему центральных и местных органов государственной власти и управления: РСФСР всероссийских съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, СНК, наркоматов.

С 1925 по 1937 год аппарат ВЦИК имел следующую структуру:

  • отделы
  • секретариат Президиума ВЦИК
  • приемная Председателя ВЦИКа.

При ВЦИК и Президиуме ВЦИК существовал ряд общереспубликанских органов (в прессе - комиссии, комитеты, управления). Некоторые непосредственно выполняли функции ВЦИК, другие были ориентированы на узкую специфику: задачи национального строительства у народов, входящих в состав РСФСР, культурного строительства, повышения жизненного уровня трудящихся, по решению некоторых конкретных народнохозяйственных задач. (по данным СУ, 1922, N 69, ст. 902.)

С 1922 года образован Верховный Суд РСФСР, состав которого назначался Президиумом ВЦИК. С созданием в июне 1933 года Прокуратуры РСФСР, прокурор РСФСР был так же подчинен ВЦИК, помимо СНК РСФСР, Наркома Юстиции и прокурора СССР (согласно данным СЗ, 1934, N 1, ст. 2.)

Законодательная деятельность

ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.

К примеру, следующие документы были разработаны и приняты ВЦИК РСФСР:

  • Декрет «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года
  • Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года и Декрет «о расторжении брака» от 19 декабря 1917 года
  • Постановление «О признании контр-революционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти» от 5 января 1918 года
  • Декрет «О роспуске Учредительного собрания» от 6 января 1918 года
  • Декрет «Об аннулировании государственных займов» от 21 января 1918 года
  • Декрет «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 года
  • Декрет «Об отмене прав частной собственности на недвижимости в городах» от 20 августа 1918 года
  • Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 года
  • Кодекс законов о труде от 9 ноября 1922 года
  • Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 22 мая 1922 года
  • Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 года , УК РСФСР от 22 ноября 1926 года
  • Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16 октября 1924 года и ИТК РСФСР от 1 августа 1933 года

Председатели ВЦИК

  • Каменев, Лев Борисович (27 октября (9 ноября) - 8 (21) ноября )
  • Свердлов, Яков Михайлович (8 (21) ноября - 16 марта )
  • Владимирский, Михаил Фёдорович (16 марта - 30 марта ) (Исполняющий обязанности Председателя ВЦИК)
  • Калинин, Михаил Иванович (30 марта - 15 июля )

Секретари ВЦИК

  • Аванесов Варлаам Александрович (10(11).1917 - 1918) (Мартиросов Сурен Карпович; 1884-1930)
  • Енукидзе Авель Сафронович (7.1918 - 12.1922) (1877-1937)
  • Серебряков Леонид Петрович (1919 - 1920) (1888-1937)
  • Залуцкий Пётр Антонович (1920 - 1922) (1887-1937)
  • Томский (Ефремов) Михаил Павлович (12.1921 - 12.1922) (1880-1936)
  • Сапронов Тимофей Владимирович (12.1922 - 1923) (1887-1937)
  • Киселёв Алексей Семёнович(1924 - 1937) (1879-1937)

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ВЦИК" в других словарях:

    ВЦИК - [вцик], а, м. и неизм., м. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (1917 1938 гг.). АГС, 81. ◘ Каменев был снят с поста Председателя ВЦИК. Председателем ВЦИК был избран Я.М.Свердлов. ИКПСС, 233. ВЦИК до новой, Сталинской… … Толковый словарь языка Совдепии

    См. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. * * * ВЦИК ВЦИК, см. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (см. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ) … Энциклопедический словарь

    См. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет … Большой Энциклопедический словарь

    ВЦИК - Всероссийский центральный исполнительный комитет РФ Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с … Словарь сокращений и аббревиатур

    Вцик - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (Советов), верховный законодательный, распорядительный и контролирующий орган России в 1917 1937 гг. Осуществлял одновременно законодательные и исполнительные функции, избирался всероссийскими… … Энциклопедия права

    См. Всероссийский Центральный исполнительный комитет … Большая советская энциклопедия

    М. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (1917 1938) … Малый академический словарь

    ВЦИК - (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган гос. власти РСФСР в 1917 1937 гг. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. До образования… … Большой юридический словарь

    ВЦИК - – см. всероссийский Центральный Исполнительный Комитет … Советский юридический словарь

Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) , по действующей Конституции РСФСР , высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в РСФСР в периоды между Съездами Советов ; был впервые организован 1-м Съездом Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов в июне 1917 как всероссийский центр для приведения в исполнение решений Съезда с одной стороны и для руководства работой местных советов - с другой. Первоначальный его состав был менышевистско-эсеровским. Просуществовав в таком составе до Октябрьской революции , он был заменен вновь избранным на 2-м Съезде Советов (октябрь 1917) новым ВЦИК с большинством, принадлежащим к партии большевиков - из 102 членов ВЦИК большевиков было 62 чел.

После Октябрьской революции ВЦИК делается органом высшей государственной власти. Это положение Всерос. Центральн. Исполнит. Комитета юридически закрепляется Конституцией РСФСР 10 июля 1918.

По действующей Конституции 1925, ведению ВЦИК подлежат все вопросы общегосударственного значения: общее руководство всей политикой и народным хозяйством РСФСР , утверждение бюджета , установление госуд. и местных налогов, сборов и неналоговых доходов, равно как и контроль над их собиранием и расходованием, утверждение кодексов, право амнистии , установление границ автономных республик , а также разрешение споров как между ними, так и споров между автономными республиками и друг. частями республики, отмена постановлений всех местных съездов советов, в том числе и съездов автономных республик и областей, окончательное утверждение положений об автономных областях и предварительное, до внесения на Всероссийский Съезд Советов, утверждение конституций автономных республик.

ВЦИК может вносить частичные изменения в действующую Конституцию РСФСР, за исключением основных ее начал, представляя их на окончательное утверждение Всероссийского Съезда. ВЦИК наблюдает за проведением Конституции РСФСР и исполнением постановлений Всероссийских Съездов, направляет всю деятельность правительства по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ВЦИК и Совнаркома. Он созывает очередные и чрезвычайные Съезды Советов, образует Совнарком и народные комиссариаты. Все декреты, устанавливающие общие нормы экономической и политической жизни или вносящие коренные изменения в практику гос. органов, а также в бюджет РСФСР, обязательно должны поступать на рассмотрение ВЦИК. ВЦИК избирается Всероссийским Съездом Советов в количестве членов по определению Съезда. Для исполнения своих функций ВЦИК созывается Президиумом ВЦИК на сессии. В своей деятельности ВЦИК подотчетен Всероссийскому Съезду Советов. Из своей среды ВЦИК избирает Президиум, который и является высшим органом власти в промежутки между сессиями ВЦИК. Права и обязанности членов ВЦИК определяются особым положением о членах Всероссийского Центр.Исполн.Комитета от 24 октября 1925.

Советский период истории нашей страны изобилует разного рода сокращениями, которые встречались повсюду: в названиях государственных органов власти, в партийных институтах, в названиях специализированных объектов правопорядка и просто в названиях общественных организаций разных уровней. Одним из них стал и ВЦИК. Расшифровка названия этого органа означает сферу его полномочий и их уровень.

Создание новой системы управления

С момента октябрьского государственного переворота 1917 года власть в стране перешла в руки Их первоочередной задачей стало формирование новых органов власти, которые бы выполняли поставленную ими задачу по превращению страны в Глава партии В. И. Ленин, изучив принципы устройства власти европейских государств, не признавал принципа Кроме того, он считал, что в условиях становления нового государства этот принцип может лишь навредить, не позволив в нужные и краткие сроки провести необходимые преобразования и должным образом их проконтролировать. По его предложению, полностью одобренному лидерами партии, появляется специальный орган, сочетающий в себе черты как законодательной, так исполнительной и судебной власти. Итак, что такое ВЦИК в период с 1917 по 1937 год?

Первоначально его компетенция распространялась на территорию РСФСР, при этом представители Украины, Белоруссии и республик Закавказья также могли быть членами ВЦИК. Расшифровка аббревиатуры звучит как «Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет», тем самым подчеркивая его главенствующее положение среди всех органов власти советской республики.

В конце 1917 года в функциональных полномочиях этого института произошли небольшие изменения: был сформирован Президиум ВЦИК, который стал оперативным подразделением комитета. Довольно часто полномочия ВЦИК использовали совершенно иные органы власти, хотя по иерархии они все находились ниже него.

Инициативу перехватывал проще говоря, Правительство страны. Все постановления этого органа имели такую законодательную форму, как декрет ВЦИК. Если тщательно разобраться, то это законы, принимаемые высшим законодательным органом власти. Сравнивая с современностью, можно сказать, что это нормативно-правовые акты, издаваемые Государственной Думой РФ.

Структурно-фунцкиональные пертурбации

За свою достаточно непродолжительную историю комитет подвергался множественным реформам и изменению сферы его полномочий, причем уже на Восьмом съезде советов границы его действий были определены законодательными рамками, однако спустя некоторое время ему были возвращены контролирующие и исполнительные функции. При этом признавалось, что верховным органом власти страны является Всероссийский съезд советов, а в перерывах между его заседаниями - ВЦИК. Расшифровка может несколько обескуражить, однако литера «И» обозначающая «исполнительный» на самом деле предполагала, что комитет принимает участие в назначении членов СНК, который и являлся главным исполнительным органом советской власти. Конституция, принятая в 1918 году, поставила уже на высшем законодательном уровне ВЦИК на второе место в организационной структуре власти РСФСР, а затем и СССР.

Строение и подчинение

Вторая Конституция, принятая в 1925 году, окончательно утвердила устоявшуюся систему государственной власти РСФСР и СССР: с этого периода ВЦИК имел в своем составе несколько подразделений и отделов. Структура этого важного института государства была трехстепенной:

Однако структурные изменения происходили практически постоянно: так, в период с 1923 года стал действовать так называемый Малый Президиум. Его организация была связана с тем, что количество обращений в ораны комитета значительно возросло, возникла необходимость увеличить количество работы. Позже это подразделение ликвидируется в связи с передачей части полномочий другим институтам власти. К моменту ликвидации структура комитета имела следующее строение:

  • Секретариат Президиума ВЦИК.
  • Приемная председателя ВЦИК.
  • Финансовый отдел, сектор кадров и информационно-инструкторская группа.

Сходства и различия органов власти Российской империи и СССР

Если проводить параллель между аналогичными органами Российской империи и Советского Союза, то ВЦИК можно поставить в один ряд с царским Сенатом, сфера полномочий и организационная структура этих органов власти была практически идентична за некоторыми небольшими различиями. В обоих случаях отсутствовало разделение властей, а один институт государства выполнял массу разнообразных действий, зачастую дублируя и подменяя работу другого. Во втором случае это приобрело более упорядоченный характер. Чтобы яснее представить всю громоздкость аппарата управления в РСФСР и СССР, можно отметить, что существовал еще и Центральный Исполнительный Комитет, наряду с ВЦИК. Расшифровка первого от второго разнится только наименованием «Всероссийский», а функции были практически идентичными. ВЦИК СССР продолжал работу до 1938-го, когда был создан постоянно действующий Верховный Совет - главный орган власти страны Советов.

Съезд Советов созывался всего несколько раз в год и не мог в постоянном режиме заниматься управлением и текущим законодательством. Эта роль была отведена ВЦИКу. Обычно федеративное устройство крупного государства предполагает создание двух палат в общенациональном законодательном органе. Таким представлялся законодательный орган России и деятелям Особого комитета Юридического совещания, которые готовили проекты документов к Учредительному собранию. Но в данном случае двухпалатная система объявлялась изжитой и похороненной по двум причинам. Во-первых, большевики критиковали двухпалатную систему за ее законодательную волокиту. Во-вторых, в переходный от капитализма к социализму момент правящая партия нуждалась в сильной общероссийской власти и не могла допустить создания местных и областных суверенных органов власти параллельно с центральной.

Однопалатный ВЦИК избирался съездом Советов в числе нс свыше 200 человек (позднее это число было увеличено до 300) и был всецело ответствен перед ним. В период между съездами именно ВЦИК являлся высшим законодательным, исполнительным и контролирующим органом власти, в полном соответствии с идеей единства нормотворчества и исполнения законов в Советской республике. Он мог самостоятельно решать вопросы общегосударственного значения, в том числе осуществлять руководство внутренней и внешней политикой РСФСР, определять административное деление республики, устанавливать основы общих планов народного хозяйства в целом и его отдельных отраслей, основы организации вооруженных сил, утверждать бюджет РСФСР, устанавливать налоги и повинности, систему судоустройства и судопроизводства, принимать законы по всем отраслям.

Конституция сохраняла установленный в ноябре 1917 г. порядок, согласно которому ВЦИК являлся постоянно действующим органом. Учитывая редкость и кратковременность съездов, это превращало ВЦИК в реальный высший орган государственной власти. Допускалось, чтобы члены ВЦИК работали в наркоматах. Все это означало, что они работают на освобожденной основе, не имея возможности отлучаться из столицы, чтобы исполнять свои обычные трудовые обязанности. Такой порядок очень быстро сочли нерациональным, но дело было легко поправить: с самого начала исходили из того, что Конституция "будет исправляться и дополняться практическим применением ее в жизнь" . В 1919 г. решением очередного съезда Советов был введен сессионный порядок работы. Вне сессий члены ВЦИК должны были работать на основном месте, а также официально разъяснять трудящимся смысл мероприятий советской власти.

В результате изменения порядка работы ВЦИК его Президиум, едва упомянутый в Конституции (ст. 45), которому первоначально отводилась достаточно скромная роль технической структуры и арбитра в спорах между наркомами и коллегиями наркоматов, приобрел весьма обширные полномочия. В перерывах между сессиями ВЦИК он замещал этот орган власти, ему были даны не только организационные и административные, но и законодательные полномочия. Позднее Президиум получил право отменять постановления СНК и издавать в порядке управления постановления от имени ВЦИК. Одной из особенностей Конституции 1918 г. следует признать недостаточную проработанность вопросов, связанных с компетенцией высших органов государственной власти и их организационной структурой. Так, не были строго разграничены предметы ведения и полномочия съезда и ВЦИК. Устройство этого органа и порядок его работы также почти не отражены в Конституции. В итоге все эти вопросы решались ВЦИК самостоятельно. Помимо Президиума, рабочими органами ВЦИК были отделы и комиссии. К числу отделов ВЦИК относились общая канцелярия, финансовый, справочный и пр. Основной задачей отделов было осуществление организационно-технической работы, подготовка необходимых материалов. Комиссии ВЦИК образовывались из его членов преимущественно для законопроектной работы.

Общее управление делами Советской республики предоставлялось, как и до принятия Конституции, СНК (ст. 37), задачей которого было принятие мер, "необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни". Сохранялись за ним и законодательные полномочия. Положение о том, что все постановления и решения СНК, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение ВЦИК, по существу сводилось на нет оговоркой о праве СНК непосредственно осуществлять мероприятия, требующие неотложного выполнения. СНК, руководимый В. И. Лениным, активно занимался законотворчеством, пользуясь уже упомянутой здесь нечеткостью в разграничении компетенции высших органов государственной власти. Нередко нормотворчеством занимался так называемый малый Совнарком, который даже не упоминался в Конституции.

Конституция определила состав СНК (ст. 43), в который входило 17 наркомов, в том числе по иностранным, военным, морским, внутренним, финансовым делам. Среди других наркоматов были созданы наркоматы юстиции, труда, социального обеспечения, просвещения, по делам национальностей, почт и телеграфов, путей сообщения, земледелия, торговли и промышленности, продовольствия, государственного контроля, здравоохранения. В деятельности наркоматов доминировал принцип единоначалия, поскольку решения по всем вопросам, подлежащим ведению комиссариата, нарком принимал единолично (ст. 45). Однако принятое решение он доводил до сведения коллегии, состав которой утверждался СНК и члены которой имели право обжаловать решение наркома в СНК или Президиум ВЦИК.

В условиях Гражданской войны существенно менялись статус и компетенция ряда центральных органов государственной власти. Причем эти изменения, которые были, по сути, изменениями Конституции, не получали закрепления в порядке, который был предусмотрен для изменения и дополнения Конституции. Это коснулось и изменений в порядке работы СНК. Под предлогом того, что в чрезвычайных условиях от СНК требовалась особая оперативность, многие вопросы стали решаться на Малом Совнаркоме, который действовал на правах комиссии СНК. В его состав входили представители ВЦИК, ВСНХ, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов (далее – ВЦСПС), Народных комиссариатов финансов, контроля, юстиции, внутренних дел, труда, продовольствия, земледелия, национальностей. Все решения Малого Совнаркома представлялись председателю СНК. В условиях военного времени народным комиссариатам были предоставлены чрезвычайные полномочия, в частности наркомату продовольствия, наркомату путей сообщения и другим.

Особенности политики военного коммунизма породили потребность в организации специфической системы управления производством и распределением продукции, предполагавшей использование исключительно административных механизмов и полное отрицание правовых рыночных средств. Кроме того, в стране стремительно нарастали центробежные тенденции, которые разрушали экономику. Поэтому к концу 1918 г. в Советской России сложилась сосредоточенная в ВСНХ жестко централизованная плановая система управления промышленностью, получившая название "главкизм". Название это произошло от низшего звена отраслевого управления – главков. К лету 1920 г. в стране было создано 52 главных управления: Главторф, Главруда, Центрохладбойня и т.д. В них сосредоточилась работа по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции. Даже кустарной промышленностью ведал Главкустопром ВСНХ. Главки устанавливали планы для всех работающих предприятий, которые без денежных расчетов получали от государства все необходимое для производства и бесплатно сдавали произведенную продукцию. Система главков привела к существенному расширению бюрократического аппарата, отсутствие денежных механизмов – к быстрому развалу экономики.

В целях привлечения широких рабочих и крестьянских масс к участию в контроле в феврале 1920 г. Наркомат Госконтроля был реорганизован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ, или Рабкрин). Значение этого наркомата увеличивалось в отсутствие прокуратуры. Он осуществлял государственный контроль за деятельностью органов государственной власти и должностных лиц (партийно-советского, хозяйственно-профсоюзного и комсомольского аппаратов). Главной задачей Рабкрина был надзор за соблюдением законности. Новизна идеи заключалась в попытке соединения государственного и общественного контроля в одном органе, что должно было достигаться за счет организации ячеек содействия Рабкрину на предприятиях, в селах и т.д. Рабочие и крестьяне привлекались к массовым обследованиям деятельности государственного аппарата. В качестве средства борьбы с бюрократизмом и злоупотреблениями было создано Центральное бюро жалоб Рабкрина. Туда поступали в том числе жалобы на конфискации и аресты, которые, впрочем, редко признавались обоснованными.

В систему органов государственной власти Советской республики, наряду с конституционными, входили создаваемые на относительно короткий период чрезвычайные органы управления. В числе центральных учреждений следует назвать, прежде всего, созданный в условиях Гражданской войны Совет рабочей и крестьянской обороны под руководством В. И. Ленина (постановление ВЦИК и СНК от 30 ноября 1918 г.). Среди других органов государственной власти он занимал особое место. Это был чрезвычайный орган, ему передавалась вся полнота власти в области обороны страны. Персональный состав позволял Совету объединять усилия Военного ведомства, Чрезвычайной комиссии по производству, ведомств путей сообщения и продовольствия. Совет рабоче-крестьянской обороны осуществлял мобилизацию граждан, принимал меры к укреплению вооруженных сил, решая вопросы оперативного руководства фронтами и военными операциями. В состав Совета обороны входили: председатель Реввоенсовета республики, председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, заместитель наркома продовольствия и другие. С переходом к мирному строительству, в 1920 г., Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (далее – СТО).

Для выполнения специальных и временных поручений существовала практика назначения чрезвычайных уполномоченных и комиссаров центральных органов. Особенно активно институт чрезвычайных уполномоченных действовал в первые годы советской власти. По мере становления общей системы управления соответствующая практика постепенно сходит на нет.

Очевидно, что именно советский государственный аппарат выступал основным организатором всех революционных преобразований в стране. Государственное управление постепенно охватывало все без исключения отрасли хозяйства и культуры. Старый государственный аппарат был ликвидирован. По в первые годы советской власти по необходимости приходилось использовать элементы его структуры, а также старые дореволюционные кадры, что отчасти возрождало бюрократические традиции в управлении. Советский государственный аппарат строился преимущественно по отраслевому признаку. Это означало, что однородные организации с общим объектом управления и сходными характеристиками и условиями функционирования управлялись из единого центра специализированным государственным ведомством. Такими ведомствами выступали, в частности, наркоматы. Структура государственных органов и учреждений постоянно менялась в зависимости от текущего момента и вытекающего из него комплекса задач, выполняемых как государством в целом, так и отдельными его учреждениями.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 37. М., 1969. С. 21.

Всероссийские съезды Советов и ВЦИК РСФСР (1917—1937 гг.)

На основании декрета II Всероссийского съезда Советов от 25/Х (7/XI) 1917 г. об организации власти высшими органами государственной власти стали всероссийские съезды Советов, а между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Положение съездов Советов было закреплено резолюцией 111 Всероссийского съезда Советов 15/1 (28/1) 1918 г. «О федеральных учреждениях Российской республики», а затем — первой Советской Конституцией 1918 г. К ведению съездов Советов относились все вопросы, которые съезды признали бы подлежащими их разрешению, т. с. круг полномочий съездов не был ограничен. К исключительному ведению съездов относилось утверждение и изменение Конституции, руководство внешней и внутренней политикой, ратификации мирных договоров, утверждение бюджета и народнохозяйственного плана, установление основ организации вооруженных сил, выборы ВЦИКа. Конституция 1918 г. установила, что они созываются не реже двух раз в год. Решением IX Всероссийского съезда Советов (декабрь 1921 г.) был установлен созыв съездов один раз в год. Кроме очередных съездов в случае необходимости могли созываться и чрезвычайные съезды Советов — по инициативе ВЦИКа или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее одной трети населения.

Выборы на съезды Советов проводились на основе единого избирательного права и были многоступенчатыми. Так, в выборах делегатов съездов Советов избиратели участвовали последовательно через делегатов волостных, уездных и губернских съездов Советов, а избиратели крупных городов — через делегатов городских Советов; выборы проводились открытым голосованием. Вместе с тем для укрепления руководящей роли рабочего класса за ним были закреплены некоторые избирательные преимущества перед крестьянством.

Всероссийские съезды Советов вплоть до образования СССР по многим вопросам играли роль общефедеральных учреждений для всех советских республик, посылавших на всероссийские съезды своих делегатов. После образования СССР юрисдикция всероссийских съездов Советов ограничилась территорией РСФСР. На XII Всероссийском съезде Советов в мае 1925 г. была принята новая Конституция РСФСР, согласно которой ведению носителя верховной власти в РСФСР — Всероссийского съезда Советов — подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе общее руководство политикой и народным хозяйством, общее административное разделение территории РСФСР, установление границ автономных республик, входящих в РСФСР, контроль над доходами и расходами РСФСР, утверждение кодексов законов РСФСР. Только съезды Советов могли утверждать и дополнять конституции РСФСР и автономных республик. С января 1937 г. согласно новой Конституции РСФСР, утвержденной XVII Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, полномочия съездов Советов как органов государственной власти перешли к Верховному Совету РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) (1917—1938 гг., Петроград, Москва). Избран на II Всероссийском съезде Советов 25/Х (7/XI) 1917 г.

ВЦИК руководил всей политикой и народным хозяйством, устанавливал границы автономных республик, утверждал их конституции, разрешал споры между республиками, ведал административным разделением территории РСФСР. В ведении ВЦИКа находилось планирование всего народного хозяйства, утверждение бюджета РСФСР, установление общегосударственных и местных налогов и сборов, заключение внешних и внутренних займов, контроль над доходами, утверждение кодексов законов. В качестве законодательного органа ВЦИК рассматривал и утверждал проекты декретов и законодательных предположений, вносимых ведомствами, и издавал свои декреты и распоряжении. Право законодательной Инициативы за ВЦИКом закрепила Конституция РСФСР 1918 г. Распорядительная функция ВЦИКа заключалась в том, что он образовывал правительство РСФСР и наркоматы, давал общее направление деятельности правительства, наблюдал за проведением в жизнь основных конституционных начал, контролировал работу наркоматов и ведомств, местных Советов. ВЦИК — представительный орган трудящихся — избирался на Всероссийском съезде Советов. Члены ВЦИКа были обязаны не только участвовать в заседаниях, но и работать в определенном советском учреждении. Они пользовались правом законодательной инициативы, свободного входа в советские учреждения, неприкосновенности.

Первоначально ВЦИК заседал почти непрерывно, с осени 1918 г. он перешел на сессионный порядок работы. Постановлением VII Всероссийского съезда Советов <О советским строительстве> ВЦИК созывался Президиумом один раз в два месяца, а по решению IX съезда Советов — не менее трех раз в год.

С образованием СССР и принятием на XII Всероссийском съезде Советов (май 1925 г.) новой Конституции РСФСР ведению ВЦИКа подлежали все вопросы общегосударственного значения, в том числе установление и изменение основных начал Конституции РСФСР и утверждение конституций автономных республик, входящих в состав РСФСР.

Для текущей практической и организационной работы ВЦИКа и подготовки материалов к его заседаниям создавались рабочие органы ВЦИКа - отделы, секретариаты и управления. Руководил ими и контролировал их деятельность Президиум ВЦИКа.

Президиум ВЦИКа был образован на заседании ВЦИКа 2/XI 1917 г. как постоянно действующий оперативный орган власти. С переходом ВЦИКа на сессионный порядок работы Президиум практически стал органом верховной власти в республике в период между сессиями ВЦИКа. Конституционное положение о Президиуме ВЦИКа было закреплено 9/ 1919 г. декретом VII съезда Советов «О советском строительстве», согласно которому Президиум руководил заседаниями ВЦИКа, подготавливал материалы к ним, вносил проекты декретов на рассмотрение пленума (сессии) ВЦИКа, наблюдал за выполнением постановлении ВЦИКа. 29/XII 1920 г. декретом VIII съезда Советов «О советском строительстве» Президиуму ВЦИКа было предоставлено дополнительное право отменять постановления СНК РСФС, издавать постановления от имени ВЦИКа и решать вопросы административно-хозяйственного деления.

С ноября 1917 г. пo 23/I 1918 г. заседания Президиума ВЦИКа происходили 4 раза в неделю, затем до 21/11 1918 г.— 3 раза в неделю, затем до 25/III 1918 г. - ежедневно, в дальнейшем зависимости от обстановки, 2—3 раза в неделю. В связи с большим количеством вопросов, поступавших на рассмотрение Президиума, с 2/I 1922 г. до 23/V 1923 г. и с 14/ХI 1923 г. до 20/II 1924 г, действовал Малый Президиум ВЦИКа.

По Конституции РСФСР 1925 г. Президиум ВЦИКа являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти РСФСР в период между сессиями

Постановлением Президиума ВЦИКа 23/III 1922 г. было утверждено положение о Комиссии. Она состояла из трех членов ВЦИКа, назначаемых персонально Президиумом ВЦИКа, и представителей наркоматов и ведомств. II/VIII 1927 г. ее состав был увеличен до 7 членов. Комиссия пользовалась аппаратом ПКВЛ РСФСР.

К 1933 г. Комиссия в основном закончила работу по административно-территориальному делению РСФСР. Ликвидирована 3/ХII 1938 г.

Центральная комиссия ВЦИКа по ликвидации советских учреждений Украины. Образована в сентябре 1919 г. для сбора имущества украинских советских учреждений, эвакуированных с оккупированной территории.

Ликвидирована 5/I 1920 г. Собранное имущество передано особо уполномоченному Всеукраинского ревкома по реэвакуации украинских грузов.

Центральная комиссия по улучшению быта рабочих при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/III 1921 г. из представителен ВЦИКа, ВЦСПС, наркоматов военного, продовольствия и ВСНХ для изыскания материальных средств снабжения рабочих, руководства деятельностью местных и ведомственных одноименных комиссий. Постановления Комиссии являлись обязательными для исполнения в военно-прочном порядке». Ликвидирована I3/IV 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Центральная комиссия помощи голодающим (ЦКпомгол) при ВЦИКе. Образована 17/XI 1921 г. из представителей Моссовета, Наркомата продовольствия и ВЦСПС. Комиссии поручалось установить районы, наиболее пострадавшие от неурожая, и руководить оказанием помощи. 1921 г. Президиум ВЦИКа утвердил положение о Центральной комиссии помощи голодающим при ВЦИКе, по которому ей предотавлялись права высшей комиссии по объединению и согласованию деятельности наркоматов и других советских учреждений в борьбе с голодом. Комиссия пользовалась рабочим аппаратом Президиума ВЦИКа и соответствующих наркоматов. Она направляла и объединяла деятельность одноименных комиссий при наркоматах. 20/Х 1921 г. ВЦИК утвердил подробное положение о Комиссии. Она состояла из президиума и пленума. Средства на борьбу с голодом складывались из государственных ресурсов и пожертвованиях внутри России и за границей.

В ведении Комиссии находились два самостоятельных органа: Особый комитет по устройству заграничных выставок и артистических турне и Уполномоченный по марочным пожертвованиям в России и за границей. Всеми доходами этих органов распоряжалась Комиссия для оказания помощи голодающим.

Распущена с местными органами 7/IХ 1922 г. Правопреемником Комиссий стала Центральная комиссия по борьбе с последствиями голода при ВЦИКе, ей же были подчинены аппараты Особого комитета по устройству заграничных выставок и Уполномоченного по марочным пожертвованиям.

Полномочный представитель ВЦИКа при Американской администрации помощи. Назначен постановлением Президиума ВЦИКа 3/Х 1921 г. Действовал до ликвидации АРА в 1923 г. I3/1V 1922 г. с передачей функций ВЦСПС.

Полномочная комиссия ВЦИКа по борьбе с бандитизмом на Западном фронте, 23/V1921 г. при РВС Западного фронта и г. Смоленске была образована Фронтовая комиссия по борьбе с бандитизмом. 18/V1II 1921 Г. она была преобразована в Комиссию ВЦИКа, которая объединила деятельность всех военных и гражданских учреждений в борьбе с бандитизмом. В состав Комиссии вошли командующий Западным фронтом, член РВС Западного фронта, полномочный представитель ВЦИКа, представители ЦК РКП и ВЧК. В район ее деятельности входили Гомельская, Витебская, Смоленская губернии и территория советской Белорусской республики. Ликвидирована 28/VII 1922 г.

Комиссия по пересмотру учреждений РСФСР при Президиуме ВЦИКа. Образована 20/X 1921 г. для пересмотра штатов всех учреждений. Деятельность Комиссии распространялась на высшие, центральные и местные органы власти и управления. В ее состав вошли 5 членов ВЦИКа. Комиссия имела право давать поручения штатной комиссии Наркомата труда; решения Комиссии о сокращении Штатов учреждений вступали в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия пользовалась аппаратом орготдела ВЦИКа. К середине 1922. г. она закончила работу по пересмотру штатов учреждений, подготовленный ею материал был рассмотрен и утвержден Президиумом ВЦИКа 23/VIII 1922 г. Ликвидирована 12/ХП 1923 г.

Комиссия ВЦИКа и СЯК РСФСР по делам Туркестана. Образована I1/1V 1921 г. для упрочения федеративных связей и проведения политики Советской власти по национальному вопросу в Туркестане. Ликвидирована 2/II 1925 г. в связи с принятием Конституции РСФСР.

Комиссия ВЦИКа по районированию РСФСР. 1О/ХI. 1921 г. была образована Временная комиссия ВЦИКа по разработке проекта районирования РСФСР для IX съезда Советов. 9/V 1923 г. она была преобразована в постоянную Комиссию ВЦИКа по районированию и состояла из представителей наркоматов национальностей, внутренних дел, военного, путей сообщения, ВСНХ, Госплана и СТО РСФСР, а также представителей Украины. Состав Комиссии утверждался Президиумом ВЦИКа. В задачи Комиссии входила выработка общего плана районирования РСФСР, подготовка областей к проведению реформы районирования. Комиссия имела право непосредственно сноситься со всеми учреждениями РСФСР.

Ее местными органами являлись оргбюро по образованию областей. Когда основные работы по районированию РСФСР были завершены (28/VI 1926 г.), Комиссия и ее местные органы были ликвидированы, документальные материалы переданы Административной комиссии ВЦИКа. Функции Комиссии по завершению районирования перешли к Президиуму ВЦИКа, при котором было создано Совещание по районированию. I4/V 1928 г. совещание было вновь преобразовано в Комиссию по районированию при Президиуме ВЦИКа. Окончательно ликвидирована 2/IX 1929 г. в связи с завершением всех работ по районированию".

Комиссия по рассмотрению ходатайств о помиловании. 5/1 1921 г. была образована Комиссия ВЦИКа по рассмотрению ходатайств об амнистии. 5/VI 1938 г. она была переименована в Комиссию ВЦИКа по рассмотрению ходатайств о помиловании. Ликвидирована 3/ХП 1938 г.

Бюджетная комиссия ВЦИКа. Образована I8/XII 1921 г. как постоянно действующая комиссия из членов ВЦИКа для рассмотрения отдельных смет и общегосударственного бюджета в целом. Ее постановления носили предварительный характер и подлежали санкционированию ВЦИКа. I8/XI 1926 Г. ВЦИК утвердил положение о Комиссии, которым на нее возлагалось рассмотрение государственного бюджета и отчетов о его пополнении, обсуждение перспективного плана народного хозяйства и вопросов, связанных с определением бюджетных прав автономных республик и автономных областей. Члены ее избирались на сессии ВЦИКа. Комиссия выбирала президиум. Перестала существовать в связи с началом работы Верховного Совета РСФСР в 1938 г.

Сельскохозяйственная комиссия при ВЦИКе. Образована 5/I 1922 г. Комиссия объединяла деятельность центральных и местных органов в борьбе с разрухой в сельском хозяйстве. Постановления Комиссии входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. Комиссия проводила всю работу через аппарат Наркомата земледелия РСФСР. Она состояла из 9 членов ВЦИКа и заседала не реже одного раза в две недели.

Ликвидирована 1/II 1923 г., а функции переданы местным земельным органам и Комитету содействия сельскому хозяйству при ВЦИКе, Конституционная комиссия ВЦИКа. Образована 10/V 1923 г. В Комиссии были созданы 4 подкомиссии для рассмотрения отдельных вопросов:

1) веления центральных органов власти и увязки конституций РСФСР и СССР;
2) о местных органах власти;
3) по национальным республикам и областям;
4) по бюджету.

Комиссия пользовалась аппаратом Президиума ВЦИКа. Распущена 6/IV 1925 г, после завершения всех работ.

Комиссия по земельному устройству трудящихся евреев. Образована 15/VI 1925 г. Ликвидирована в 1934 г. в связи с образованием Еврейской автономной области.

Всероссийская центральная избирательная комиссия при Президиуме ВЦИКа. Образована 21/IХ 1925 г. 8/II 1926 г. было утверждено положение о Комиссии. На нее возлагалось общее руководство проведением избирательных кампаний в РСФСР и рассмотрение жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Комиссии предоставлялось право утверждать и отводить членов нижестоящих избирательных комиссий; ее решения входили в силу лишь после утверждения их Президиумом ВЦИКа. При Комиссии образовывались подкомиссии: организационная, информационно-статистическая, по рассмотрению жалоб на неправильное лишение избирательных прав. Она пользовалась